Богини скандинавской мифологии. Скандинавская мифология: другие существа Наивысшее существо в скандинавской мифологии


Которая начала формироваться у германских племен около V века до нашей эры и развивалась до принятия христианства вплоть до начала второго тысячелетия нашей эры. Прародителями скандинавской мифологии принято считать северо-западные европейские племена: англоскасов (предки современных англичан), данов (предки датчан), норгов (современные норвежцы), свеев (шведы), ютов, германцев и других. Дольше всех сохраняло свои языческие верования население острова Исландия по причине более поздней его христианизации. Сведения о древнейших мифах германских племён скудны и крайне отрывочны, тогда как скандинавская мифология, существа и боги, космогония, модель мира и эсхатология подробно описаны в средневековых литературных источниках, так называемых Эддах – древнеисландских текстах, написанных в XIII веке.

Модель мира в северной традиции

Скандинавская мифология сложна и разнообразна. В основе представлений о Вселенной лежат девять миров, соединенных мировым деревом, называемым Иггдрасиль. Миры расположены в трех сферах: на небе, земле и внизу, под землей. Они включают в себя страны и местности, населенные не только людьми и богами, но и многочисленными мифическими существами.

В центре скандинавской картины мира находится Мидгард - срединный мир, расположенный на земле посреди огромного океана. Вокруг Мидгарда, в соответствии со сторонами света, лежат четыре мира:

  • обитель великанов-ётунов Утгард, или Етунхейм, - на востоке;
  • Ванхейм, населенный богами плодородия ванами, - на западе;
  • ледяной мир Нифльхейм - на севере;
  • знойный мир хаоса Муспельхейм, населенный огненными великанами, - на юге.

Мидгард через радужный мост соединяется с Асгардом – миром богов-асов, находящемся на небе. Между Асгардом и Мидгардом находится мир духов, прекрасных альвов и фей - Люсальвхейм.

Под землей лежит мир гномов Свартальвхейм и преисподняя, мир мертвых Хельхем.

Серверные мифы могут похвастаться многочисленными персонажами: богами, богинями, духами, демонами, великанами, гномами, эйнхериями, мифическими животными и чудищами. Среди них есть и люди – герои, волшебники и разные мифические личности.

Боги

Пантеон включает в себя две группы богов: асов и ванов. Первые – это основные мужские и женские божества во главе с верховным богом Одином. Вторые – боги и богини плодородия, считающиеся более древними, чем асы, но уступившие им свое главенство в ходе войн. Некоторые боги перешли к асам от ванов и наоборот.

В мифах насчитывается около сорока божественных обителей Асгарда. Среди них различают 12 основных богов-мужчин и 14 богинь.

Боги

  • Один – глава асов, давший начало роду. Некогда Один был богом войны, но впоследствии занял главное место среди всех богов. Покровитель мудрости, волшебства, отваги, бог сражения и победы.

  • Тор – бог грома, могучий защитник людей и богов, божество плодородия.

  • Тюр – однорукий бог военных правил и доблести, один из самых древних и могущественных богов пантеона.

  • Браги – бог-поэт, покровитель мудрости, поэзии, красноречия.

  • Бальдр – прекрасный бог красоты, света, весны.

  • Хеймдалль – страж дерева Иггдрасиль и богов, провидец, благодетельный носитель огня.

  • Хёд – бог-слепец, случайно убивший прекрасного Бальдра, покровитель зимы.

  • Видар – бог сил природы, обновления, возрождения.
  • Вали – бог растений.

  • Улль – бог охоты и стрельбы из лука, научивший людей стрелять и ходить на лыжах.

  • Форсети – мудрый бог справедливости, покровитель правосудия.

  • Локи – коварный бог обмана, происходящий из рода великанов-ётунов.

Среди других асов – Хёнир, наделивший сознанием первого человека, Квасир, произошедший от асов и ванов и разрешивший их конфликт, и другие асы, которые не имеют четких функций и выступающих как действующие лица мифов.

Богини

Ваны

Ванское происхождение имеет и богиня любви и красоты Фрейя, живущая среди асов и научившая их волшебству.

Мифические существа

Турсы

Человекоподобные великаны, отвечающие за разрушительные природные явления, олицетворение злых сил. Существуют разные турсы: огненные, морские, горные, каменные, вихревые, а также ётуны и инеистые великаны хримтурсы – первые живые существа, из одного из которых, Имира, произошла жизнь.

Природные духи, вечно молодые маги, колдуны, волшебники, кузнецы. Разделяются на светлых и темных альвов, или гномов (цвергов).

Три богини судьбы, которые определяют судьбы мира. Их имена, Урд, Верданди и Скульд, в переводе означают «судьба», «становление» и «долг». Они олицетворяют прошлое, настоящее и будущее. Связаны с состояниями Луны: Урд – молодой месяц, растущая Луна, Верданди – полная Луна, Скульд – убывающая Луна.

Тринадцать воинственных дев, сопровождающих погибших воинов в Вальхаллу. Валькирии могут решать исход битвы, после чего они забирают души героев с полей сражений, а в Вальхалле прислуживают им на пирах.

Мифические чудовища

В скандинавских эпосах присутствует множество мифических животных, которые играют важную роль. Самые известные из них:

Люди

Скандинавская мифология, и боги, населяющие мифические миры северных народов, не канули в лету после принятия викингами христианской веры. Древние верования всегда жили в народе. А в новое время они были открыты заново для европейской культурной общественности и стали предметом интереса ученых, писателей и художников. В наши дни древние языческие традиции переживают настоящее возрождение. Религия Асатру, основанная на германо-скандинавской мифологии, признана официальной в Исландии и имеет немало последователей во всем остальном мире. Рассказы о приключениях могущественных северных богов и богинь, их незаурядные характеры дали начало целому литературному направлению – нордическому фэнтези и часто служат сюжетами для сериалов, комиксов и кинофильмов.

Список мифических существ:

Скандинавский бестиарий: общие сведения

Скандинавская мифология (существа, боги, герои) достаточно многопланова, но ее бестиарий по-своему уникален. Строго говоря, скандинавские мифологически существа (для краткости местами мы будем использовать оборот «скандинавские существа») имеют ряд существенных отличий от аналогичных мифологических конструктов других культур. В чем именно заключаются эти отличия?

Скандинавская мифология, бестиарий которой невероятно обширен, сфокусирована на четких хронотопах, в частности - это Девять Миров (Асгард, Мидгард и так далее). Соответственно скандинавские мифологические существа также имеют «привязку» к тому или иному хронотопу, либо эпониму. К примеру, вепрь Гуллинбурсти, волки Гери и Фреки, огромные кошки Фрейи, скакун Одина Слейпнир - все эти скандинавские существа согласно эддическим текстам обитают в Асграде. Если они покидают пределы этого мира, то только в том случае, если сопровождают своих хозяев (тот же Гуллинбурсти выходит из Асгарда только вместе с Фрейром).

В тоже время некоторые скандинавские существа обладают возможностью существовать относительно независимо, перемещаясь между мифологическими хронотопами и топонимами. К таковым относятся, например, вороны Одина - Хугин и Мунин. Эти создания свободно путешествуют по всему мифологическому пространству, но у них тоже есть своя «привязка», правда, исключительно эпонимического типа, - вороны связаны с Гримниром, и только с ним могут взаимодействовать напрямую.

Отдельную категорию составляют скандинавские существа с ярко выраженными хтоническими характеристиками. В первую очередь это, конечно, мировой змей Ермунганд, а также волк Фенрир - дети Локи. При этом Хель также справедливо отнести к хтоническим чудовищам, но она все же не попадает в категорию «скандинавские мифологически существа» элементарно потому, что это яркий эпоним, в мифах она выступает богиней мертвых и правительницей Хельхейма. Зато к данной категории скандинавских существ вполне можно отнести дракона по имени Нидхегг, что сторожит корни Мирового Древа.

Скандинавская мифология: существа-аналогии

Нужно отметить, что скандинавский бестиарий закономерно имеет вполне очевидные параллели с мифологиями многих народов мира. К примеру, в образе быстроногого скакуна Одина, которого зовут Слейпнир, трудно не узнать греческого Пегаса. С другой стороны, степень заимствования невозможно определить, точно также нельзя ответить на вопрос, - в какой культуре подобный образ появился раньше. Вполне возможно (хотя и маловероятно), что такие образы развивались параллельно и независимо.

Скандинавская мифология, существа которой всегда наделяются какими-то исключительными чертами, тяготеет к аллегории, метафоричности и образности, что опять же закономерно. К примеру, многие исследователи в образах Хугина и Минина склонны видеть олицетворение духовной и ментальной силы Одина. Другие утверждают, что вороны могут выступать двойственной аллегорией, олицетворяющей амбивалентную силу человеческого интеллекта.

Так или иначе, скандинавская мифология, бестиарий которой гораздо обширнее, чем можно представить, является полимичной область науки, и споры относительно многих вопросов ведутся до сих пор. Но очевиден тот факт, что скандинавские мифологические существа будоражат в нас самые разные чувства, некоторые вдохновляют, другие - отталкивают. И это хорошо, потому что так скандинавские существа, созданные сотни, а, быть может, и тысячи лет назад чьей-то фантазией, продолжают жить сегодня. Хотя… кто сказал, что это лишь фантазия?..

Скандинавская мифология – одна из самых древних и мистических, которую не смогло искоренить даже христианство. В пантеон входит огромное количество богов, главными среди которых являлись асы. Их местом жительства был Асгард, где располагалось много дворцов. В центральном жил главный бог – Один, а его дворец назывался Валаскъяльв. Он был украшен серебром, Один сидел на троне Хлилдсъяльв. С него бог смотрел в разные части мира, в это время в ногах лежат волки – Фреки и Гери, на плечах Одина спали вороны.

Возле Валасъкльвала находилась Вальгалла, в которой обитали викинги, погибшие в боях. Один считался их приемным отцом, поэтому Верховного бога называли Отцом павших.

Воины назывались эйнхерии, которые все время проводили в военных играх и упражнениях. Сражения и убийства происходили каждый день, а перед сном всех погибших воскресали девы-валькирии. Викинги верили, что валькирии приносили победу тем, на кого указывал Один. Когда богу был не важен исход битвы, тогда валькирии самостоятельно решали, кто выиграет, а кто проиграет в войне. Потом убитых они забирали в Вальгаллу.

Пантеон божество

Традиционная триада богов викингов выглядит так:

  • Один;
  • Фрейр.

Ученые считают, что сформировался такой пантеон в поздний период язычества у скандинавов. Изначально триада состояла из Тора, Фрейра или Ньерда, Тюра (известен также в сагах под именем Тиу,Тиваса, Дьяуса, от которого возникло имя Зевс у древних греков). Несколько позже возник культ Одина, символизирующий колдовство, покровительствовал магам и колдунам, воинским союзам, стал постепенно вытеснять Тюра. Потом Один или как его называют в исторических источниках Водин, превратился в верховного бога. Причин для этого было несколько:

  • Увеличилось количество военных дружин викингов;
  • У населения Скандинавского полуострова произошло усложнение общественной жизни, что вызвало разделение представлений о загробном мире. Появилась Вальгалла, что говорило об особом отношении викингов к павшим воинам. Самые смелые из них попадали в царство мертвых, которое находилось на небе;
  • Одина рассматривали, как важное небесное божество, забрав у Тора и Тюра функции войны.

И Тор, и Один, и Тюр принадлежали к главным божествам пантеонам – асам. К ним также относились, согласно хроникам «Старшей Эдды» Локки, Хеймдалль, Улль и другие боги. В «Младшей Эдде» можно найти упоминание и о богинях/асинях. Например, о Фригге, Саге, Фулле, Гна, Ринде, Сюн, Хлин, Ловн.

Человеческие черты скандинавских богов

Все божества, которые существовали в пантеоне викингов, похожи на людей. Это прослеживается в их поступках, действиях, поведении, темпераментах. Отличительной особенностью скандинавских богов было то, что они имели собственные психологические портреты.

Божества не всегда отражали воинственность викингов, их традиции на море и военные компании. Тор, Тюр, Один и Хеймдаль были знамениты своими подвигами, отличались храбростью, воинственностью, смелостью, смелостью.

В эпосах – «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде» — описаны боги Локки, Браги, Форсети, которые вообще не имели никакого отношения к войне. В частности, бог Ньёрд обладал силами ветра, руководил удачей, морем, морскими существами. Локки – неоднозначный и довольно занимательный персонаж, который в одном мифе мог быть очень коварным, а в другом – храбрым, добрым, самоотверженным. Браги был богом, который отвечал за литературу, покровительствовал поэтам и литераторам. За справедливость у скандинавских богов отвечал Форсети.

Викинги наделили своих богов и такой чертой, как жертвенность. Например, верховный бог Один отдал свой правый глаз старику Мимиру, Локки пожертвовал невинность для того, чтобы защитить Мидгард, а Тюр – пожертвовал правый глаз адскому псу, которого звали Гарм. Жертвенность богов тормозила принятие жителями Норвегии, Дании, Швеции христианства, поскольку они видели черты Христа в своих богах. Поэтому большая часть скандинавского пантеона перешли в католическую и православную веру, проникли в другие веры, многие из них стали святыми.

Список скандинавских богов и их значение

Языческая идеология жителей Скандинавии насчитывает огромное количество божественных небожителей, обитателей подземного мира. Помощь им в управлении миром и людьми оказывали различные существа, воплощающие силы природы, стихии. Список основных богов представлен в следующей таблице:

Имя бога
Значение бога и его сил
Родсто
Бальдр Прекрасный, благородный, убитый своим братом. Символизировал весну и свет. Брат бога Хёда
Один (известен и под другими именами, согласно мифам это было необходимо, чтобы совершать поездки по Земле) Обожал путешествовать по Мидгарду, соблазнял женщин, которые от него рожали детей. Сын богини Бестлы и Бьорра, отец Тора
Фрейя Богиня любви, потом стала покровительницей смерти и войны. Жена бога Ода
Квасир Появился из слюны ванов и асов, когда они решили заключить мирный договор. После этого они стали сплевывать в ритуальный сосуд. Бог мудрости, добродетельности. Бог или сверхъестественное существо. Возможно, что был ваном, поскольку происходил от одного из асов.
Васуд Отвечал за доброжилательность. Это отец бога Виндсала и дедушка Зимы
Создали из тела Имира Мидгард, страну мертвых. Сын Бьорра, который вместе с братьями убили своего деда – Великана Имира.
Гевьон или Гевион Богиня плодородия, земледелия, девственница, которой служили умершие девочки и девушки. Спутница Фригг
Герсеми Отвечала за любовь, чувственность, доброту. Дочь богини Фрейи
Видар Бог мщения, безмолвия, с детства отличался молчанием, был физически развит. Еще один сын Одина
Локки Бог мщения и коварства. Жил в Асгарде, родственник Одина (кровный брат)
Мимир Бог мудрости, охранял источник или колодец Мимира, который начинался у корней Иггдрасиля. Безголовый бог.
Од или Одур Бог путешествий, который всю жизнь искал любовь среди смертных. Первый муж богини Фрейи.
Ринд Богиня вечной мерзлоты. Третья жена Одина
Фригг Главная богиня плодородия. Жена Одина
Хермод Встречал павших воинов у входа в Вальгаллу. Сын бога Одина и богини Фригг
Хед Убил своего брата из-за козней Локки. Брат-близнец бога Бальдра

Легенды северных народов отличаются разнообразием необычных мистических созданий. Боги и существа скандинавской мифологии играют важную роль в развитии и становлении мировоззрения разных народов.

Миры в скандинавской мифологии

В скандинавской мифологии в отличии говорится о девяти мирах, населённых различными существами, людьми, богами:

Каждый мир существует самостоятельно, но имеет связь с остальными восемью. Объединяет все девять миров огромное мифическое дерево под названием Иггдрасиль.

В самом центре Мирового древа находится мир, населённый людьми - Мидград. Это круглая плоскость, окружённая водой. Вокруг Мидграда обернулся мифический змей Ёрмунганд. Эта страна существует отдельно от других.

Асгард находится высоко над Мидградом. Их соединяет Биврёст - мифический радужный мост. В Асгарде обитают асы - высшие боги, богини-асиньи и валькирии. Каждый бог в Асгарде имеет свой чертог. Там находится дворец Одина - Вальхалла, куда попадают души павших в бою воинов.

В Ванахейме обитают ваны - род богов, который долгое время находился в воинственных отношениях с асами. Страна ванов находится на дереве Иггдрасиль западнее Асгарда и уступает ему по размерам.

Мир Утград отличается от остальных миров скандинавской мифологии тем, что находится за пределами древа Иггдрасиль. Его населяют мифические существа, чудовища и люди, отличающиеся необыкновенными способностями. Правителя этого мира зовут Утгарда-Локи.

Мифические великаны, которых норвежцы со времён глубокой древности называют турсы, обитают в стране Йотунхейм. Агрессивные и глуповатые жители этого мира находятся в вечной войне с богами Асгарда. Но есть и некоторые исключения в виде добрых и мудрых великанов.

Согласно легендам, в Йотунхейме находится множество важных мифических мест:

  • Дом великана Тьяции - Тримхейм.
  • Гастропнир - дом, в котором обитает турс по имени Менглад.
  • Через земли Йотунхейма протекает священная река Ивинг.

Мир, в котором обитает прекрасная раса светлых альвов, называется Льесальвхейм или Альвхейм. Этот мир расположен южнее страны великих асов. Происхождения Альвхейма неизвестно. Информации о мире альвов в скандинавских легендах немного. Известно лишь, что это красивая страна, в которой вечно царит мир и сияет Солнце.

В переводе с древнескандинавского Муспельхем означает «Огненная земля». Этот мир наполнен жарким пламенем и ярким светом. В Муспельхейме проживают огненные великаны. Их предводителя зовут Сурта, что переводится как «чёрный».

Мрачный Свартальвхейм является миром, который населяют . Согласно некоторым легендам, этот мир был создан вместе с Льесальвхеймом могущественными жителями Асгарда.

Мир Нифльхейм во многих легендах противопоставляют огненному Муспельхейму. Нифльхейм полностью покрыт льдом и погружён в вечную мерзлоту. В ледяной стране находится мощный водный источник Хвельгельмир. О народе, что населяет Нифльхейм, ничего не известно.

С древнескандинавского Хельхейм переводится как «Обитель богини Хель». Это подземное царство мёртвых, где правит одна из дочерей бога хитрости Локи. Хельхейм расположен на территории ледяного мира Нифльхейм. Это мрачное и холодное место. Во владения Хель попадают души умерших от болезней, старости или насильственной смертью.

Скандинавский пантеон

В скандинавской мифологии существует чёткая классификация богов и божественных существ. Основными расами скандинавского пантеона являются:

  • ваны;
  • турсы;
  • альвы;
  • норны;
  • валькирии.

Асы обитают в небесном городе Асгарде и являются основными богами скандинавской мифологии. В их число входит 12 богов и 14 богинь. Верховным богом и предводителем асов считают Одина.

Один

Бог войны и хозяин Вальгаллы приходится внуком могущественному первочеловеку Бури. Одина называют отцом всех людей и богов. Его жена - прекрасная богиня любви и семейных ценностей Фригг.

Один способен принимать самые разные облики и являться людям в качестве обычного человека. Обычно он появляется в образе пожилого мужчины, которого сопровождают звери-помощники. Главные спутники верховного бога - два ворона Мунин и Хугин, а также два волка - Фреки и Гери.

Характерная черта бога войны - отсутствие одного глаза, которым он пожертвовал, чтобы великан позволил ему испить воды из источника мудрости.

Один любит принимать участия в человеческих войнах и сражениях, помогает наиболее достойным одержать победу. Он появляется на поле битвы верхом на коне с восемью ногами и поражает противником копьём. Считается, что этот бог поучаствовал

Жена Одина и главная богиня Асгарда, покровительница любви, красоты, брачных союзов и деторождения.

Богиня Фригг отличается необыкновенной красотой и знает будущее каждого человека, но предпочитает скрывать эти знания.

Первый сын Одина, рождённый от богини священной земли Фьёгюрн. Тор - бог грома и молнии, дождя и бури, который защищает людей и богов. У него трое детей, а супругой является белокурая богиня плодородия Сиф.

Тора изображают как высокого, широкоплечего мужчину с длинной рыжей бородой. Характерной особенностью бога грома является Мьёльнир - так называемый Бог передвигается по небу на колеснице, запряженной двумя козлами.

Бог воинской доблести, второй сын Одина и сестры великана Гимира. Его изображают как однорукого великана. Согласно древней легенде, вторую руку Тюр потерял в схватке с гигантским волком по имени Фенрир.

Бог поэзии и красноречия относится к 12 основным асам скандинавской мифологии. Браги - один из сыновей верховного бога Одина и его прекрасной супруги Фригг. Это стройный мужчина с длинной бородой, которую считают олицетворением мудрости и большого жизненного опыта. Женат на богине вечной юности Идунн.

Согласно легенде, сын Одина Хеймдалль имел 9 матерей:

  • Гиалп;
  • Грейп;
  • Ярнсакса;
  • Атла;
  • Иргиафа;
  • Ангейя;
  • Эйстла;
  • Ульфрун.

Хеймдалль - это страж асов, что стоит у ворот Асгарда. Его особенности: острый слух и зрение, золотой рог, звук которого способен достичь самых отдалённых уголков мира, и золотой конь.

Слепой бог тьмы и мрака, один из сыновей Одина и его супруги Фригг. Был предан родным братом Локи, в результате чего погиб.

Молчаливый бог мести по имени Видар был рождён от союза верховного бога Одина и великанши Грид. Его также считают олицетворение природной силы и тишины леса. Это красивый, широкоплечий и высокий мужчина, облаченный в железные доспехи.

Согласно легенде, Вали является сыном Одина и восточной богини Ринд. Спустя сутки после своего рождения он уже был взрослым и статным мужчиной. Его считают богом природы и растений. Цель его появления на свет - отомстить Хёду за то, что убил любимого сына Фригг и Одина.

Бог весны и света, один из самых сильных и любимых сыновей Одина. Бальдр покровительствует земледельцам и оберегает природу. Его считают самым светлым и чистым из богов. Отличается необыкновенной красотой и добрым сердцем.

Бальдр женат на прекрасной богине солнечного тепла и плодородия Нанне. У них есть сын по имени Фосети - бог правосудия и справедливости.

Бог охоты и стрельбы, спорта и здорового образа жизни является неродным сыном великого бога Тора. Он лучше всех стреляет из лука и ездит на лыжах, чему охотно обучил людей и других богов. Улль отличается азартным характером, из-за чего его прозвали богом удачи.

Справедливый и мудрый бог правосудия Форсети исполняет роль судьи во всех конфликтах между людьми или богами. Был рождён в светлом союзе бога весны Бальдра и его супруги Нанны.

Бог хитрости и обмана обладает большим количеством различных имён:

  • Лодур;
  • Хведрунг;
  • Лофт.

Локи - сын великанов Фараути и Лаувейи. Официально он не относится к числу асов, но был принят ими в качестве одного из богов в знак уважения к его необыкновенному уму и хитрости. В мифологии Локи описывают как невысокого, но красивого мужчину.

У бога хитрости много детей. Троих ему родила великанша Ангробда:

  • Хель - богиня царства мёртвых;
  • Фенрир - огромный волк;
  • Змей Ёрмунганда.

Ещё двое детей Локи были рождены в союзе с его супругой богиней Сигюн.

Одной из главных особенностей коварного бога является способность принимать различные облики, что помогает ему обманывать врагов и добиваться своих корыстных целей.

Асинья по имени Вар появляется в скандинавских мифах и легендах как богиня, что несёт истину. Она следит за тем, чтобы люди и боги выполняли клятвы и обещания, данные друг другу. Её часто изображают как богиню, что скрепляет союзы узами брака.

Богиня-асинья Эйр способна исцелить любого, кто поднимется на гору, где она обитает. Целительница обладает необыкновенной красотой и особым даром чувствовать переживания людей.

Его имя в переводе означает «храбрость». Хермод появляется в скандинавских мифах и легендах в качестве посланника верховного бога Одина. Он отправлялся в подземное царство и просил богиню Хель вернуть Бальдра в Асгард, передал магический перстень Драпунир.

Риг

Один из старейших асов. Это древний, могущественный и мудрый бог, один из тех, кто создавал человеческий мир. Он отвечал за создание людей и социальную структуру. Он разделил мир на правителей, вольных людей и рабов. Бог-творец хорошо разбирается в рунах. В его честь была написана поэма «Песнь о Риге».

Ас по имени Адхримнир служит поваром во дворце Одина, готовит мясо вепря, который, согласно легендам, оживает сразу после того, как был съеден.

Второстепенная асинья является служанкой верховной богини Фригг. В скандинавской мифологии Гна:

  • Богиня перевоплощений и трансформации.
  • Посланница вестей из мира людей.
  • Хозяйка коня Ховварпнира, отличающегося небывалой скоростью.

Ас, рождённый от союза Тора и великанши Ярнсаксы, отличается необыкновенной физической силой. Он любит и чтит своего отца, сопровождает его во многих путешествиях, неоднократно спасая жизнь Тора.

Прекрасная богиня плодородия и супруга бога Тора, мать троих его детей: Улля, Труд и Моди. Особенностью Сиф считают её роскошные золотые волосы. Согласно легенде, ночью Локи пробрался в спальню богини и срезал её волосы. Узнав об этом, Тор был настолько разгневан, что готов был убить бога хитрости. Но тот умолял о прощении и пообещал загладить свою вину. Он обратился к тёмным альвам, которые создали для супруги бога грома золотые локоны.

Одна из второстепенных прекрасных асинь. Сьёфн отвечает за человеческие чувства любви и дружбы. Люди обращаются за помощью к этой богине, если им нужно завоевать сердце любимого или сблизиться с кем-то.

Асинья по имени Глин является одной из наиболее приближённых помощниц верховной богини Фригг. Она оберегает людей от бед, зла, болезней.

Богиня тепла и солнца по имени Нанна является супругой одного из прекраснейших асов - Бальдра. Умерла от горя, когда Бальдр был обманным путём убит его же братом.

Гефьён

Гевьон или Гефьён - прекрасная асинья с чистым сердцем. Она отвечает за:

  • добродетель;
  • изобилие;
  • плодородие.

Согласно легендам, девушки, что умирали девственницами, становились частью её свиты и жили с ней в божественных чертогах в Асгарде.

Идунн

Супруга бога поэзии Браги, богиня вечной молодости играет большую роль в северных мифах. Она является хранительницей молодильных яблок в Асгарде, которые продливают жизнь могущественным асам. Согласно легенде, когда Идунн была похищена чудовищем из мира Йотунхейм, боги Асгарда тут же состарились и чуть не погибли.

Моди

Одним из самых могущественных детей Тора является ас воинской ярости Моди. Он принимает участие в человеческих битвах, помогая одержать победу тем, кто отличается большей силой духа и рвением к победе. Делает противников беспомощными, ослабляя их страхами.

Ёрд

Богиня Ёрд - одна из наиболее необыкновенных асинь, обитающих в Асгарде. Она является воплощением священной земли и матерью бога грома и молнии Тора. Считают, что Ёрд также является дочерью могущественной богини ночи Нотт.

Ваны

Род скандинавских богов, которых противопоставляют асам, называют ваны. Они живут в мифической стране Ванахейм. С самого начала ваны и асы находились в воинственных отношениях и долгое время сражались друг против друга, но в итоге боги решили заключить мирный союз. С тех пор некоторые ваны живут в Асгарде, а асы - в Ванахейме.

Ваны - боги плодородия и урожая. Известно 4 основных вана:

  • Ньёрд;
  • Фрейр;
  • Гулльвейг.

Ньёрд

Бог морской стихии после заключения договора между богами стал жить в Асгарде в качестве пленника. Со временем асы приняли его в свои ряды. В Асгаре Ньёрд женился на великанше-охотнице Скади, с которой у них родилось двое детей: бог лета Фрейр и богиня любви Фрейя.

Бог Ньёрд оберегает рыбаков и моряков, способен контролировать морскую стихию.

Гулльвейг

Алчная богиня золота и богатства Гулльвейг была послана ванами к асам. Она положила начало первой в мире войне, в которой участвовали два великих божественных рода. Асы не смогли убить злую колдунью, т. к. та воскресала каждый раз.

Считается самой прекрасной и чистой среди существующих богинь. Родом из ванов, она была принята асами и живёт в Асгарде. Она, как и Один, принимает к себе павших в бою воинов. Является воплощением любви и красоты.

Одним из главных атрибутов богини любви считают ожерелье Брисингамен, за красоту которого Фрейя согласилась провести ночь с четырьмя тёмными альвами.

Фрейя обладает большим количеством имён:

  • Ванадис;
  • Хёрн;
  • Гефна;
  • Мардёлл;
  • Вальфрейя;

Фрейр

Сын бога моря Ньёрда и брат-близнец прекрасной Фрейи является богом лета и плодородия. Его изображают как доброго и прекрасного юношу, который способен управлять солнечным светом и плодородием почв. Отличается миролюбивым характером и заботой по отношению ко всему сущему.

Квасир

Для скрепления союза между асами и ванами боги провели обряд смешения слюны. Они смешали свою слюну в чаше, и из неё появился бог мудрости Квасир. Его считают самым мудрым среди богов и изображают как маленького старца, который способен дать ответ на любой вопрос и охотно делится своими знаниями.

В скандинавских мифах и легендах турсами называют человекоподобных великанов. Существует несколько родов великанов.

  1. Инеистые великаны - первые существа, появившиеся в мире. Их род происходит от Имира, который создал мир. Асы уничтожили Имира, из-за чего все инеистые великаны погибли. Выжить удалось только Бергельмир, который со временем стал прародителем новой расы великанов - ётуны.
  2. Ётуны также были одними из первых существ, населявших Землю. Со времён глубокой древности они находились в воинственных отношениях с асами и пытались отобрать у них сокровища. Эта раса отличается необыкновенным ростом, физической силой и агрессивным характером. Они способны влиять на погоду и призывать бури и всевозможные стихийные бедствия.
  3. Огненные великаны - жители Муспельхейма, которые служат владыке Сурту и воюют с асами.
  4. Каменные, морские, вихревые и горные великаны - менее известные виды турсов.

Отдельно от всех рас и родов существует три богини человеческое судьбы. Они живут у основания мирового древа Игрдрассиль и поливают его корни водами из священного источника Урд, чтобы поддерживать существование миров. Эти богини способны определять судьбу всех людей, богов и других рас. Норны являются олицетворением жизненных циклов человека:

  • Урд - самая старая и мудрая среди норн, является воплощением прошлого;
  • Верданди - взрослая женщина, которая представляет собой настоящее;
  • Скульд - самая юная из богинь, олицетворяет будущее.

Альвы или же эльфы - бессмертная раса прекрасных людей, имеющих особую связь с силами природы и обладающих магическими способностями. Альвы бывают тёмными и светлыми. Отличительными чертами между расами альвов является их поведение, внешний вид, образ жизни.

Светлые альвы

Этот род альвов отличается высоким ростом и благородной внешностью. Они обитают в небесном чертоге под названием Льесальфхейм. Предводителями светлых альвов считают прекрасного бога-кузнеца Веланда (Воланда).

Тёмные альвы

Тёмный род альвов также дварфами или гномами. Они обитает в подземном мире Свартальфхейм. Они низкорослые и широкоплечие, живут в пещерах и создают прекрасные украшения и самые сильные оружия для богов. Среди наиболее значимых в мифологии тёмных альвов выделяют:

  • гном Сидри известен благодаря тому, что выковал Мьёльнир - магический молот бога грома Тора. Ему также принадлежит создание кольца Драупнира, к которому так бережно относился верховный ас Один.
  • Брок - младший брат Сидри. В скандинавских легендах он встречается как помощник Сидри, раздувающий меха во время работы.
  • Двалина. Его наковальне принадлежит создания прекрасного ожерелья Брисингамен, ради которого красавица Фрейя была готова на всё, а также золотые волосы богини плодородия Сиф.
  • Андвари был хранителем сокровищ древнего рода карликов нибелунгов. Умел превращаться в рыбу. Образ этого гнома появляется во многих кельтских мотивах.
  • альв-колдун по имени Хрейдмар, к которому со временем в качестве выкупа перешли сокровища нибелунгов. У Хрейдмара было трое детей: Фафнир, Регин и Отр.

Скандинавские мифические существа

В мифологии скандинавского народа существует множество необыкновенных существ. Они могут напоминать обычных животных или выглядеть как самые настоящие чудища. Мифические существа скандинавов могут играть в легендах как положительную, так и отрицательную роли.

Огромная корова Аудумла была одним из первых существ на Земле. Она появилась вместе с первочеловеком по имени Имир и кормила его своим молоком. Из-за того, что мир в то время был пуст, Аудумла была вынуждена лизать солёные камни, чтобы утолить голод. Согласно легенде, она погибла, когда кровь Имира затопила мир после его убийства богами Асгарда.

Согласно легендам, у богини подземного мира Хель был пёс с четырьмя глазами, который стоял у ворот Хельхейма и оберегал вход. В некоторых мифах можно встретить упоминание, что Гарм - результат союза бога хитрости Локи и великанши Ангрободы.

По размерам четырёхглазый пёс превосходит всех существующих собак. В подземелье его удерживают цепи.

Северные народы верили, что в человеческих домах живут крошечные домовые, которых называют гутгины. Дух с удовольствием помогает выполнять домашнюю работу, а также может найти утерянную вещь, починить то, что было сломано. Внешнему виду домового характерно:

Согласно легендам, возле дерева мира Иггдрасиль находится большой колодец. На дне этого колодца обитает дракон Нидхёгг. Скандинавы считают, что он грызёт один из корней священного дерева, стараясь уничтожить то, на чём держаться девять миров. Как и многие другие драконы, Нидхёгг любит золото и всевозможные сокровища. Он уничтожает предателей, лгунов и убийц. Находится во враждебных отношения с мудрым вороном, который живёт на ветках Иггдрасиль.

Со священным деревом Иггдрасиль связывают существование мифической белки Рататоск, которая играет роль посредника между драконом в колодце и вороном Хресвельгом.

Краконош

Мифический дух, обитающий в горах, появляется в древних легендах в качестве предводителя гномов. Краконош (Рюбецаль) отличается добродушным характером, любит помогать достойным, но злым и подлым людям может нанести вред.

В скандинавской мифологии часто встречаются упоминания о волшебных конях по имени Скимфакси и Хримфакси. Скимфакси принадлежит богу дня Дагу. Он везёт колесницу Дага и своей золотой гривой озаряет дневное небо.

Хримфакси - тёмный конь, который запряжён в колесницу богини ночи Нотт, матери дневного бога. В переводе имя коня означает «грива, что покрыта инеем».

Утбурд

В древние времена жители Норвегии стремились создать сильную и непобедимую нацию. Они прибегали к довольно жестоким методам, с помощью которых строили идеальное общество. Одним из таких методов было убийство младенцев, которые рождались физически неполноценными, обладали какими-либо отклонениями, уродствами или были рождены вне брака. Духи убитых младенцев превращались в утбурдов и мстили всем, кто был причастен к их смерти. Утбурды - злые и безжалостные существа.

Эйнхерии

Воины, отважно погибшие в бою с врагом, которые не выпускали своего оружия до последнего и не отступали, после смерти становятся эйнхериями. За каждым боем наблюдают валькирии, богини сражения и помощницы Одина. Они забирают души воинов в Асгард. Далее жизнь эйнхерии выглядит так:

  • Они живут в огромном дворце Одина Вальхалле.
  • Там они бесконечно пируют, пьют мёд и едят мясо вепря.
  • Воины служат в свите Одина и сражаются бок о бок с верховным богом.

Хейдрун и Сехримнир

В Вальхалле, дворце бога Одина, живёт два мифических существа, которые кормят души доблестных воинов. Огромная коза Хейдрун живёт на крыше божественного замка и бесконечно даёт мёд. Вепря Сехримнира повар из Вальхаллы каждый день готовит к столу эйнхериев. Вечером вепрь оживает.

Мунин и Хугин

У верховного бога Одина есть два помощника в обличие чёрных воронов. Хугин и Мунин отправляются в человеческий мир Мидград и собирают важные вести для своего хозяина, чтобы тот знал обо всём, что происходит с людьми.

В переводе с древнеисландского, Хугин означает «Тот, кто думает», а Мунин - «тот, кто помнит».

Эйктюрнир

На крыше Вальхаллы вместе с козой Хейдрун стоит огромный волшебный олень Эйктюрнир. Он настолько велик, что способен дотянуться до веток дерева Иггдрасиль, листьями которого питается. Гигантские рога Эйктюрнир дают начало всем рекам мира.

Древние скандинавы и викинги были народом северным и суровым. Потому и в мифах у них полно созданий подстать им: огромные, кровожадные, стремящиеся убить или как минимум сильно навредить людям. В этой подборке 10 самых странных и жутких тварей из тех, которых боялись даже бесстрашные викинги.

Кракен

По поводу самого известного морского чудовища существует огромное количество теорий и догадок. Некоторые из них утверждают, что кракен обитает у берегов Норвегии и Исландии и имеет настолько огромный размер, что моряки часто путают его с небольшим островом. Другие говорят, что огромный кракен поселился в районе Бермудского Треугольника и все таинственные исчезновения в том равное - это его щупалец дело. Достоверно известно только то, что первые упоминания об этом чудовище появились среди исландских моряков, Из их же языка произошло и его название.
Поговаривают, что Кракен настолько огромен и силён, что в состоянии схватить своими щупальцами и утащить на дно даже самый крупный боевой корабль. Но ещё большую опасность представляет водоворот, который возникает при быстром погружении Кракена. Моряки говорили, что Кракен может переваривать проглоченную пищу до трёх месяцев. И всё это время он выделяет такое количество экскрементов, что за ним всегда следуют огромные косяки рыб. Была даже присказка, что если у рыбака был очень богатый улов, про такого говорили, что он «ловил на Кракена». В конце 1770 годов капитан Роберт Джеймсон рассказывал, что он с матросами видел огромное тело до 2,5 километров в длину и почти 10 метров в высоту, которое появилось то появлялось из воды, то погружалось обратно. Они шли вслед за ним и наловили такое количество рыбы, что заполнили ей весь корабль. Эти показания капитан давал в суде под присягой.

Нёкки

Нёкки - это страшные злые существа из норвежского фольклора. Нечто среднее между русалками и водяными. При жизни они были печальными, одинокими людьми, а после смерти так и не смогли попасть на небеса. В результате Нёкки остались жить возле воды, чтобы заманивать в неё людей и животных. Особенно опасны они были для некрещёных младенцев и беременных женщин. Подобно греческим Сиренам, Нёкки могли использовать пение или музыку, чтобы очаровывать своих жертв и топить их впоследствии в водоёмах. Существуют истории, в которых Нёкки обучали людей искусству игры на скрипке в обмен на жертву или что-нибудь ещё. Единого представления о том, как выглядели Нёкки не существует. Кто-то описывал их как уродливых демонов, кто-то как прекрасных дев, обращающихся в чудовищ, а кто-то даже в образе четвероногих звероподобных существ.

Драугр

В переводе с древнеисландского «draugr» означает призрак. Но если верить легендам, существо это было гораздо более страшным, чем обычное привидение. Предания гласили, что тело Драугра может разбухать до огромных размеров, становясь значительно тяжелее и иногда оставаясь не подверженным разложению много лет. Это «роднит» его с такими созданиями как зомби и вампиры. Внешний вид Драугров зависел от того, как они умерли: с утопленников постоянно капала вода, на теле павшего воина были кровоточащие раны, повешенные появлялись с верёвкой на шее. Считалось, что Драугры могут являться стражами могильных курганов, которые защищают могилы и капища. В других легендах драугры покидали по ночам своим могилы только для того, чтобы прыгать по крышам домов и пугать людей. В средневековой Скандинавии страх перед этими ожившими мертвецами был настолько сильным, что люди носили специальные защитные амулеты, наносили особые надписи на могилы, которые не позволили бы усопшему подняться из нее. А ещё благодаря драуграм в Исландии появился обычай в ночное время стучать в дверь три раза. Считалось, что мертвецы всегда стучат только один раз.

Песта

Она же Чума. Чёрная смерть в средневековье стала настоящей трагедией для Скандинавии, как и для всей остальной Европы. Дания потеряла треть всего своего населения, а Норвегия так и вовсе половину людей. Смертей и разрушений было столько, что вскоре люди стали персонализировать чуму, превратив её в некую ужасную мистическую страху. Предания гласили, что эта старуха ходит от фермы к ферме, распространяя чуму. В руке она может нести либо грабли и это знак того, что кто-то из жителей выживет, либо метлу, что говорит о том, что все из этого дома скоро умрут от чумы.

Тролль

Само слово «troll» со шведского переводится как колдовство. В народных сказаниях Скандинавии, где и зародились легенды об этих существах, образов троллей так же много, как и самих рассказов о них. Кто-то говорил, что тролли живут в замках и подземных дворцах, пугая местных жителей своими размерами и колдовством. Другие утверждали, что скалы в горах - это и есть тролли, застигнутые солнечным светом. Считалось, что тролли могут быть гигантами, размером с огров, а могут и совсем маленькими, как гномы. Большинство легенд описывали троллей как крайне уродливых существ, высотой от трёх до восьми метров. Почти всегда главный атрибут практически любого тролля - это большой нос. Считалось, что тролли имеют природу камня, то есть рождаются от скал и совершенно не выносят солнечного света, превращаясь обратно в скалы, как только он попадает на них. Во многих легендах указывалось, что тролли питаются человеческим мясом и очень любят пожирать людей целиком.

Мара

В скандинавской мифологии Мара - это злой дух, демон, который по ночам садится человеку на грудь и вызывает дурные сны. Иногда, под весом демона человек мог даже задохнуться во сне. Именно с его именем связаны и русский термин «кошмар» и англоязычный «nightmare». Мару боялись не только в Скандинавии, подобный персонаж есть и в славянской мифологии, сходный с нашей кикиморой. Иногда Мара описывалась как бесплотный дух, но чаще считалось, что она принимает женский образ с длинными распущенными волосами, которые она любит расчёсывать. По другим легендам, Мара была чёрным, косматым и очень страшным существом, но тоже женского пола. Она может пугать людей, появляясь ночью во дворах или перед окнами, а также может навредить здоровью человека, если дыхнёт на него.

Гарм

В германо-скандинавской мифологии Гарм - это огромный злобный четырёхглазый пёс, который охраняет вход в мир мёртвых. Считалось, что Гарм был зачат великаншей Ангрбодой от самого бога Локи. Гарм - страж, привязанный к скале в пещере Гнипа, которая по предания вся изнутри покрыта кровью. Кроме того это крупнейший и самый сильный из псов. Его вой, согласно легенде, станет одним из признаков начала Рагнарёка. Практически полный аналог Гарма в античной мифологии - это страж подземного царства мёртвых Цербер.

Маргюг

Маргюг - это огромное морское существо появляющееся перед штормом и оповещающее моряков о грядущей опасности. Наиболее раннее упоминание Маргюг встречается в сочинении «Королевское зерцало», созданном в середине XIII века. Если верить преданию, то Маргюг представляет собой получеловека-полурыбу, нечто сродни русалкам или сиренам. Как и они, верхней частью тела существо похоже на женщину, с той лишь разницей, что пальцы на руках у Маргюг не разделены, а связаны вместе перепонками. Нижняя часть тела как у рыбы - с чешуёй, хвостом и плавниками. Маргюг обычно ныряет в воду и показывается над волнами с рыбой в руках. При этом, если существо начинает плыть к кораблю, играя с рыбой и бросая её в сторону корабля, то моряки боятся за свои жизни. Это предзнаменование того, что большая часть команды в скором времени погибнет в шторме. Если же Маргюг поедает рыбы или бросает её в сторону от корабля, то это означает, что даже не смотря на жестокий шторм, морякам удастся сохранить свои жизни.

Хульдра

Хульдры выглядят как молодые привлекательные девушки с длинными светлыми волосами. Часто они бывают настолько красивы и обворожительны, что человек влюбляется в неё с первого взгляда. Единственное, чем отличается хульдра от человеческой девушки, - это длинным хвостом, похожим на коровий, который она тщательно скрывает. Хульдры живут богато - у них много лошадей, коров и овец, много еды и богатой одежды. Известны множество историй, когда молодые неженатые мужчины, очарованные красотой хульдр оставались с ними жить. При этом, если мужчина к ней добр, любит её и не перечит, то они могут жить вместе долго и счастливо. Но в противном случае, если человек разлюбил свою жену-хульдру, то вернуться обратно к людям у него уже не получится. Тогда хульдра будет представать перед ним в образе крайне уродливой женщины и всячески вредить до тех пор, пока не сживёт со свету.

Хафгуфа

В мировом фольклоре достаточно много образов огромных морских чудовищ: Тиамат, Левиафан, Бегемот, Аспидохелон, Ясконтий, Китай-рыба, Ао, Саратан, Лингбакр. Но Хафгуфа считалась праматерью всех других морских монстров. Как описывали её моряки: «Лингбакр - величайший из всех китов в мире, но Хафгуфа - самый большой монстр, из созданных в море». Считалась, что она настолько огромна, что просто раскрыв пасть может целиком поглотить и людей, и корабли, и огромных китов, и вообще всё, что ей попадётся.


Выбор редакции
Самое подробное описание: молитва монастырская аудио - для наших читателей и подписчиков.Молитвы утренние Молитвы утренние читают...

Гадание Илия с расшифровкой поможет вам определить, что случится в ближайшем будущем. Подобный обряд был очень распространен среди наших...

Крепость города Вышеград . Ее могучие стены сегодня лишь отдаленно напоминают о былом величии. Что же касается обитателей древнего замка,...

Амон-Ра (21 января, 1-11 февраля) Амон - бог солнца в древней египетской мифологии ("сокрытый", "потаенный"). Священные животное Амона...
«Было принято решение на время остановить публичную деятельность протодиакона Кураева на территории митрополии . Не потому, что в его...
Щекотать во сне человека, ощущать на себе это действие - двоякий знак. С одной стороны сновидение означает вмешательство в личную жизнь...
Зеркало, которое вы намерены использовать с магической целью, должно иметь овальную форму и иметь идеально гладкую, без царапин и пятен,...
Это коварная сильная порча через подклад Нашел у входной двери, нашла под ковриком, найдена в подушке, подбросили в обоях, подкинули в...
ЗАГОВОРЫ НА ПОЛНОЛУНИЕ В ночь на полнолуние можно читать самые сильные заговоры и привороты. Это самое подходящее время чтобы...