Что такое колесница: происхождение, применение в древних странах. Древние колесницы, какие они были Колесница рисунок по истории


в Избранное в Избранном из Избранного 0

Современные историки полагают, что колесницы были изобретены за 2300 лет до новой эры в Месопотамии, однако точных доказательств этого не существует. Однако к тому моменту, когда лошади были приручены человеком, они еще мало напоминали современных скакунов. Настолько мало, что на основании сохранившихся барельефов иногда высказывается мнение, что древние шумеры запрягали ослов, а не лошадей в свои колесницы. Возможно и так, ибо создавать породы лошадей, которых нельзя было бы спутать с ослами, людям удалось только во II тысячелетии до нашей эры. Позже египтяне и ассирийцы в свои колесницы запрягали коней ростом уже 160 сантиметров и весом до 500 килограммов.

Со временем повозки совершенствовались. Так появились грузовые и боевые колесницы, которые появились и в других странах. Правда, некоторые историки считают, что повозки были изобретены самостоятельно и в Месопотамии, и на Кавказе, и в евразийских степях. Но, судя по тому, что во всех этих местах повозки были одинаковой конструкции, а также потому, что их части и детали назывались одинаково, центр происхождения, вероятно, у них один.

Технология постройки колесниц постоянно развивалась. Если в Месопотамии поначалу колесницы были тяжелыми и представляли собой платформы, на которых находились метатели дротиков или лучники, то в Египте это уже были легкие, маневренные повозки, приспособленные не только для стрелков. Они и сами по себе являлись грозным оружием.

О том, какое значение в Древнем мире придавалось колесницам, запряженным лошадьми, можно судить по многим фактам. Например, в Египте для изготовления колесниц использовались вяз, сосна, ясень, береза. Однако береза не растет южнее Трапезунда и Арарата, а значит, материал этот доставлялся издалека. В те времена решить такую проблему было нелегко.

Любопытное открытие сделали исследователи на острове Крит, где было найдено около пятисот колесниц. Рельеф острова Крит гористый, и на колесницах там ездить почти невозможно, поэтому немецкий ученый Г. Бокиш высказал предположение, что колесницы на Крите изготовляли «на экспорт». Так это или нет, но появление колесниц вызвало, по сути, целую революцию в военном деле. Став главной ударной силой в армиях, они решали не только исходы отдельных сражений - они решали судьбы целых государств!

Прекрасное и точное описание боевых действий на колесницах можно найти у Гомера.

Но началась боевая слава колесниц в Египте и Хеттском царстве, некогда расположенном в Малой Азии.

Оба царства постоянно воевали друг с другом и не менее регулярно совершенствовали свои войска. Разумеется, совершенствовались и колесницы.

Рано или поздно государства эти должны были сойтись в решающем сражении. И оно произошло по одним данным в 1312-м, по другим -в 1296 году до новой эры.

К тому времени и египтяне, и хетты усовершенствовали колесницы, которые сыграли решающую роль в этой битве, происшедшей у города Кадеш, который находился на территории теперешней Сирии.

Считается, что битва при Кадеше - первая в истории битва, ход которой можно четко проследить по подробным описаниям личного летописца египетского фараона Рамсеса II. Едва ли, конечно, это описание объективно, но все-таки оно дает некое представление о происшедших событиях и показывает роль боевых колесниц.

Количество воинов в обеих армиях было одинаковое - примерно по двадцать тысяч пехотинцев с каждой стороны. Но главное - колесницы. Их было много: у хеттов - две с половиной тысячи, у египтян предположительно столько же. Колесницы объединялись в отряды по десять, тридцать и пятьдесят. Почти метровые колеса у боевых колесниц имели уже восемь спиц (ранее было четыре, максимум шесть), и - что очень важно - увеличился конец оси, выступавшей с каждой стороны колеса. Лошадьми управлял возница - уважаемая в Египте личность. Рядом с ним стоял воин. Обязательно из знатного рода - только они имели право сражаться не в пешем строю. Концы выступающих осей были фактически острыми длинными ножами. Когда такая колесница врывалась в расположение врага, она скашивала живую силу противника как траву. Такие же, но несколько короче, ножи прикреплялись к передку колесницы.

Колесницы египтян были маневренными, быстрыми, а знаменитый маневр «гнев фараона» производил страшное опустошение в рядах врагов. Суть «гнева» состояла в том, что колесницы врывались в расположение врага и, резко развернувшись, мчались вдоль всего фронта от фланга до фланга.

Хеттские колесницы слыли более мощными - на них стояло по три человека; кроме возницы еще и щитоносец, прикрывавший и возницу, и воина, который был обычно копейщиком.

И у хеттов, и у египтян колесницу везли две лошади. Но всегда имелась третья - запасная.

Рамсес II покинул Египет с отрядами, каждый из которых назывался по имени бога - Амон, Ра, Пта и Сет. То ли у египтян была плохо поставлена разведка, то ли хетты ловко их дезинформировали, но, приблизившись к Кадешу, Рамсес II и не подозревал, что находится совсем близко от противника. К тому же подосланные лжеперебежчики совершенно усыпили бдительность Рамсеса II, сообщив, что хетты ушли далеко. А они тем временем обошли египтян с тыла, неожиданно напали на приближающийся отряд Ра и разгромили его. Затем подошли с тыла к отряду Амона и тоже почти полностью уничтожили его. Сам Рамсес II едва уцелел и спасся лишь благодаря личной охране и собственному мужеству. Да еще благодаря лошадям. Летописец записал слова фараона: «Со мной были Победа у Фив и Бодрость духа, мои лучшие кони, у них нашел я поддержку, когда остался совершенно один среди множества врагов…» Однако и хетты допустили ошибку. Они посчитали, что египтяне полностью разгромлены, и занялись грабежом покинутого египетского лагеря. Тем временем к месту сражения подходил отряд союзников Египта. Встретив их, спасающийся бегством Рамсес II повернул обратно, и теперь уже египтяне обрушились на потерявших бдительность хеттов.

Не будем сейчас утверждать, кто именно победил в этом сражении. Рамсес II полагал, что победил он, хеттский владыка Муваталлис был уверен, что именно он разгромил египтян. Историки же считают, что битва при Кадеше окончилась «вничью». Египет и Хеттское царство после этой битвы заключили договор о ненападении и взаимной помощи. Но самое главное, что в этом деле сегодня нас интересует - роль колесниц, которая оказалась решающей. Хотя, конечно, без лошадей ни о какой роли колесниц говорить бы не пришлось. Недаром и египтяне, и хетты уделяли такое внимание лошадям, даже их внешнему виду…

Колесницы продолжали совершенствоваться: уже не две, а четыре и даже шесть лошадей везли боевые повозки, уже не один-два, а четыре человека находились на них, и колесницы из «легких танк ов» древности превратились в «тяжелые»… А персы сделали колесницы серпоносными!

Исходя из свидетельств древних, можно полагать, что вооруженные серпами колесницы появились между 479 и 401 годом до н.э. в персидской Ахеменидской империи.

Серпоносная упряжка по своим задачам сильно отличалась от своих предшественников - простых невооруженных колесниц. Последние обычно сражались между собой перед столкновением пехоты, поддерживали ее фланги, преследовали врага после схватки и в гораздо меньшей степени выполняли функцию фронтальной атаки на пехоту противника, в основном, когда у врагов не было своих колесниц или они уже были выбиты с поля боя. Упряжки же с серпами - это оружие исключительно для лобовой атаки строя врага, рассчитанное не только на непосредственное поражение неприятеля, но и на психологический эффект, деморализующий последнего. Главная задача серпоносных колесниц состояла в разрушении сплоченного строя пехоты.

В течение V века до н.э. постоянными противниками персов были греки. Именно эллины имели стойкую тяжеловооруженную пехоту, которую безуспешно атаковали своими наскоками персидские всадники в первой половине V века до н.э., в основном конные лучники. В то же время именно у греков почти отсутствовали или неэффективно использовались метатели, способные отразить атаку колесниц и, следовательно, фаланга гоплитов представляла удобную мишень для нападения упряжек. Но самое главное состоит в том, что именно эллины понимали значение строя в сражении. Именно эту сплоченность и должна была уничтожить колесница с серпами. Кроме того, во всех известных исторических случаях серпоносные квадриги Ахеменидов применялись именно против греческой, а позднее и против македонской фаланги.

В случае с серпоносными колесницами нужно было создать совершенно новый род войск, бойцы в котором должны обладать смелостью самоубийцы, чтобы лететь в упряжках прямо на ряды врага, часто даже без поддержки атаки своих всадников.

Впервые о применении серпоносных колесниц можно прочитать у Ксенофонта, где речь шла о битве при Кунаксе между армией претендента на ахеменидский престол Кира Младшего и его братом царем Артаксерксом П. Интересно, что отведенную им роль в битве колесницы Артаксеркса IT не выполнили. Греческие фалангисты сумели испугать лошадей ударами копий о щиты, и атака захлебнулась. Зато по подробным описаниям Ксенофонта можно представить себе конструкцию серпоносной колесницы рубежа V-IV веков до н.э.

Квадрига имела большие колеса, вертящиеся вокруг оси, длина которой должна быть примерно равной ширине упряжки из четырех коней. К каждому концу оси было прикреплено по одному горизонтальному серпу длиной около 90 сантиметров. Еще два вертикальных серпа находились под осью, у обеих сторон пола кабины. В высоком деревянном кузове из досок стоял возница, одетый в чешуйчатую броню с длинными рукавами и высоким воротом, голову его защищал шлем. Других воинов в кузове не было. Из оружия колесничий, очевидно, имел лишь меч. Лошади некоторых упряжек прикрывались бронзовыми налобниками, месяцевидными нагрудниками и пластинчатыми защитными попонами.

Следующий по хронологии случай применения серпоносных квадриг, зафиксированный в источниках, - бой при Даскелионе (395 год до н.э.) между отрядом спартанского царя Агесилая и конницей сатрапа Геллеспонтийской Фригии Фарнабаза. Персидский отряд, состоящий примерно из 400 всадников и двух серпоносных колесниц, неожиданно напал на греков. Эллины, в количестве около 700 человек, сбежались вместе, пытаясь построить фалангу. Но и сатрап не мешкал. Он, выставив вперед колесницы, атаковал ими. Упряжки рассеяли ряды врага, а сразу вслед за ними напали всадники, перебив около 100 перемещавшихся греков. Оставшиеся бежали к лагерю. Примечательно, что этот бой - один из немногих случаев успешного действия серпоносных колесниц. Это объясняется тем, что сразу за атакующими колесницами в прорыв скакали всадники, которые прикрывали возниц.

Из сражений, в которых принимали участие серпоносные квадриги, лучше всего освещена источниками битва при Гавгамелах, происшедшая 1 октября 331 года до н.э. между армиями Александра Македонского и Дария III, последнего персидского царя из династии Ахеменидов. Персы специально выбрали поле для битвы, где они могли развернуть свои многочисленные войска. Более того, почва была специально выровнена для действия колесниц и конницы, а на флангах были высыпаны колючки - трибулы для нейтрализации македонской конницы - главной ударной силы армии Александра. И все же это не помогло - Дарий потерпел сокрушительное поражение. Хотя персидские серпоносные колесницы действовали на левом фланге македонян довольно успешно.

К концу ахеменидской эпохи произошли изменения в вооружении колесниц. Отказались от нижних (под кузовом) серпов; однако вооружение усилилось путем прибавления горизонтального серпа, закрепленного с каждой стороны на конце ярма, и путем приделывания к концу оси спускающегося книзу лезвия, расположенного ниже горизонтального серпа.

Последний раз серпоносные колесницы применялись в битве при Зеле в 47 году до н.э. Сын знаменитого Митридата VI, Фарнак II, поставленный Помпеем царем Боспора, воспользовался гражданской войной в Риме, захватил Малую Армению, а затем, разбив при Никополе цезарианского правителя Азии Домиция Кальвина, еще и Понт, ставший к этому времени римской провинцией. Видимо, здесь он набрал часть армии, используя старую, отцовскую, систему комплектования, и, возможно, употребив старые царские арсеналы.

Тем временем Гай Юлий Цезарь, окончив Александрийскую войну, пришел в Малую Азию, собрал местные силы и встретился с врагом Рима около города Зела. На рассвете 2 августа 47 года до н.э. Фарнак II вывел войска из лагеря и повел их через равнину на римлян, которые разбивали лагерь на возвышенности. Цезарь не предполагал, что противник нападет на него в столь невыгодных для азиатов условиях, и продолжал свои фортификационные работы, выставив перед валом заградительную линию войск. Однако Фарнак II совершенно неожиданно повел свои отряды на холм, где стояли римляне, которые спешно и в суматохе стали выстраивать легионы. На это еще не построенное войско Фарнак II и бросил колесницы, которые были засыпаны множеством метательных снарядов. Легионеры, отбросив квадриги, столкнули с холма и пехоту врага. В итоге войско Фарнака II бежало. Именно об этой победе Цезарь сообщит сенату всего лишь тремя словами: «Пришел, увидел, победил».

От битвы при Кунаксе (401 год до н.э.) до битвы при Зеле (47 год до н.э.) - вот исторический путь серпоносных колесниц, который зафиксирован в сохранившихся источниках. Очевидно, что именно эти колесницы как боевое оружие имели существенные недостатки, преодолеть которые было невозможно. Например, для них особенно нужна была ровная местность. Впрочем, специальное выравнивание почвы упоминается лишь перед битвой при Гавгамелах, место для которой планировалось заранее.

Древним был хорошо известен психологический эффект колесничной атаки. Очевидно, как раз этим впечатлением были навеяны описания кровавых ран, производимых серпами - ведь обычно потери от атаки квадриг были небольшими. В древнем Китае колесницы употреблялись несколько иначе. Колесницы вместе с пехотой объединялись в "цзу" - простейший боевой отряд. В "цзу" входили: Лёгкая боевая колесница, запряжённая четвёркой лошадей, тяжёлая походная колесница, запряжённая восьмёркой волов, к боевой колеснице полагалось три отряда пехоты по 25 человек, к походной - тыловой отряд в те же 25 человек. В боевой колеснице было три человека - возница, солдат и клевцом (гибрид копья и топора) и лучник. Колесница в основном предназначалась для прорыва строя вражеской пехоты. Кстати, тактика сходна с тактикой англичан и французов в начале Второй мировой в области танк ов. Ну а китайские колесницы ушли в прошлое во время династии Хань (2 в. до н. э. - 2 в. н. э.), ибо были малополезны против досаждающих китайцам в то время Сюнну.

В конце II, начале I тысячелетия до н. э. легкие колесницы появились на юге Европы, в Причерноморье и в Индии. В середине этого же тысячелетия, колесницы появились в Западной Европе и в Китае.

Колесницы имели для кельтов огромное значение, особенно на поле боя. Столь же важную роль они играли и в качестве религиозно-ритуального транспортного средства; так, богинь часто изображают мчащимися на колеснице. Для доказательства того, насколько заметную роль играли для кельтов колесницы, можно также привести тот факт, что умерших представителей знати кельтского общества зачастую возлагали на погребальный костер вместе с колесницами, повозками или тележками. Особенно характерно это для Гальштаттского периода.

Типичная кельтская колесница - эсседа была запряжена двумя конями, т.е. являлась легкой бигой. Ее кузов представлял собой прямоугольную деревянную платформу, по бокам которой располагались двойные перила. Кузов был установлен на оси, вокруг которой вертелись колеса с 6-9 спицами. Колеса были покрыты железным бандажом и имели диаметр около 90 см. Экипаж эсседы состоял из возничего, сидящего спереди, и бойца, стоящего позади в кузове. Главным оружием колесничего был удлиненный деревянный щит с умбоном и несколько метательных копий. Так, в инвентаре латенских (450-300 гг. до н.э.) могил наряду с остатками колесниц присутствует меч, а также 3, иногда 1-2, 4 или даже 8 наконечников копий. Очевидно, это количество отражает реальное число копий у колесничего.

Использовали колесницы и в Индии

А это реконструкция андроновской боевой колесницы.

Стенки колесниц (а), видимо, были плетеными - для уменьшения общего веса. Оси (б) тогда еще делались из дерева, и смазка колесных втулок (в) была несовершенна, поэтому оси требовалось защищать. Конструкторы укрепляли ось, подбирая для нее особо прочный материал, или облегчали сам экипаж, снижая этим нагрузку. Платформы кузовов сбивались из досок. На спине лошади располагалось мягкое «седло» (г). На него сверху помещалось ярмо (д), наподобие того, что раньше было опробовано в упряжи быков, ослов, верблюдов. Для прочности к «седлу» прикрепляли деревянную рогульку (е), охватывавшую своей развилкой хребет лошади, - прообраз чересседельника нашего времени. Конструкцию дополнительно крепили широким нагрудным ремнём. Заднее расположение колёс экипажа смещало центр тяжести вперед. Распряженная колесница упиралась дышлом в землю, а в снаряженном виде поднятое дышло плотно прижимало ярмо к спине лошади, мешая ему соскользнуть, а платформе при ударе колес и обрыве ремней - перевернуться назад или травмировать животное. Благодаря такому устройству, боевой расчёт мог перемещаться по кузову, не боясь неосторожным движением вызвать угрожающий крен. При этом вес людей повышал устойчивость повозки. Левую сторону такого экипажа занимал возница, управлявший лошадьми, правую - вооруженный колесничий. Именно здесь, справа, на дополнительных стойках, крепился весь его «арсенал» - лук (ж) со стрелами (з), копья и легкие дротики (и), бронзовые топоры (к), щиты (л), которыми колесницы закрывались сзади. XIII-X вв. до н. э.

По подсчетам, «цена колесницы была очень значительной и сопоставима с современным автобусом или грузовиком». В Вавилонии в XI веке до н.э. полностью снаряженная колесница стоило 100 сиклей серебра - около 840 г. Для того, чтобы содержать ее, требовался большой участок земли (в колесницу могло быть впряжено от двух до шести и более лошадей) и персонал из нескольких человек (в бою экипаж состоял, как правило, из двух-трех человек). Колесничие принадлежали к высшей знати, и именно они решали в сражении судьбу битвы. Пехота могла и вовсе не вступать в бой - как правило, после поражения своих колесниц пехотинцы разбегались. Обеспечивать существование этого социального слоя могла лишь монархия. Нужны были государственные мастерские, централизованная система снабжения и распределения. Не удивительно, что у греков колесница была не столько боевой машиной, сколько символом знатности, а число колесниц исчислялось, в лучшем случае, десятками. Настоящего расцвета колесницы достигли в царствах Среднего Востока - но и здесь уже к VIII веку до н.э. их заменяет конница.

Колесницы часто ассоциируются с древней египетской цивилизацией. Их использовали в качестве оружия во время Нового царства. Многие считают колесницу супероружием древнего мира. /сайт/

Некоторые полагают, что колесницы были созданы во время вторжения гиксосов (хотя нет никаких фактических доказательств в поддержку этой гипотезы). История колесницы, однако, началась за тысячу лет до её появления в древнем Египте. Нужно отправиться на запад Египта, чтобы обнаружить её древние корни.

В 1927-1928 гг. британский археолог Леонард Вулли проводил раскопки королевского кладбища Ура, расположенного на территории современного Ирака. Он обнаружил артефакт, известный сегодня как королевский стандарт Ура (третье тысячелетие до нашей эры). На одной стороне этого артефакта изображена месопотамская военная машина, похожая на четырёхколесную повозку, которую тянут четыре осла. Художник даже показал, как используется это оружие, изобразив его в различных состояниях движения. Ослы сначала идут, потом бегут, а затем скачут. Для уточнения, что это было оружие войны, художник добавил растоптанных врагов под колесницей. Это одно из самых ранних известных изображений колесницы, хотя она сильно отличается от тех, которые использовались египтянами. Помимо того, было четыре, а не два колеса, другое отличие в том, что колеса месопотамских колесниц были сплошными, а не со спицами. В некотором смысле это можно рассматривать как протоколесницу.

Археологи Е Лоуренс и Леонард Вулли перед плитой хеттов на раскопках в Кархемише близ Алеппо, до начала Первой мировой войны. На плите изображён лучник на колеснице. Фото: Wikimedia Commons

Стандарт Ура, XXVI века до нашей эры. Нижняя панель показывает колесницы в действии. Фото: Public Domain

Принято считать, что конструкция колеса была в дальнейшем усовершенствована на Ближнем Востоке, колесница стала такой, с какой мы больше знакомы сегодня. Изображение колесницы можно видеть, например, на анатолийских печатях второго тысячелетия до нашей эры. В отличие от своих месопотамских предшественников, эти колесницы имеют колёса с четырьмя спицами. Авторы археологического исследования предположили, что этот этап развития колесниц проходил в более ранние времена в степях Евразии. Раскопки курганов культуры Синташта-Петровка дали объекты, напоминающие части колесницы. В то время как сама колесница сгнила и превратилась в пыль, нижние части колёс оставили отпечатки на земляном полу погребальной камеры. Некоторые части колесницы сохранились. Археологи отметили, что эта колесница, возможно, была использована не в военных походах, а в ритуальных гонках, которые были обычной арийской практикой.

Кибела в колеснице со львами (справа). Выше бог Солнца и небесные объекты. Ай Ханум, Бактрия (Афганистан), 2 г. до н.э. Фото: Public Domain

Колесница была больше, чем просто эффективной машиной для убийства. В IX веке до нашей эры колесницы использовались в составе ударных войск ассирийцев. Позже колесницы на поле боя заменила более эффективная кавалерия. Тем не менее колесницы ещё сохранились у ассирийцев. Вместо военных кампаний их использовали в различных церемониях.

Сцена из Ашурбанипала (668-627 гг. до н.э.), взятие эламского города Hamaru. Ассирийская колесница с возницей и лучником, которых защищают щитами воины. Ассирийский рельеф из Ниневии, алебастр, около 650 г. до нашей эры. Фото: Wikimedia Commons

На рельефе, украшающем зал во дворце Ашурбанипала в Ниневии, изображён царь на колеснице (увенчанный зонтом) во время депортации врагов. Другой рельеф из дворца показывает, что колесницы также использовались ассирийцами во время охоты львов. В египетской гробнице Амарна есть рельеф, на котором изображён фараон Эхнатон и его жена Нефертити, едущие на колеснице.

Рамзес II в битве при Кадес едет на колеснице (рельеф в Абу-Симбел). Фото: Public Domain

Другие фараоны, однако, использовали колесницы во время войны. Самым известным, возможно, является Рамсес II. В битве при Кадес, и у египтян, и их врагов хеттов, были колесницы. Колесницы египтян, однако, сильно отличались от колесниц хеттов. Египетские колесницы были легче и быстрее.

Битва на колесницах, Каркемиш, IX век до нашей эры; базальтовый рельеф. Фото: Wikimedia Commons

Египетские колесницы использовались в основном для защиты пехоты, и территории Египта и Ханаана не подходили для развёртывания тяжёлых колесниц. Египетские колесницы использовались в качестве мобильных платформ для ведения огня. Воины на колеснице были вооружены луками и стрелами, а также несколькими короткими копьями, они обрушивали на врага град стрел. Кроме того, колесницы также идеально подходили для того, чтобы догонять и поражать бегущего противника.

Большинство людей знают об использовании колесниц в древности на Ближнем Востоке, меньше известно о том, что колесницы были и в других древних государствах. Об этом мы расскажем в следующей статье.

Как ее использовали жители древних стран? Об этом и многом другом читайте в статье ниже.

Изобретение колесниц

Прежде чем переходить к детальному разбору этого древнего вида техники, нужно выяснить важную вещь. Не все знают, что такое колесница, что она собой представляет. На самом деле это повозка, имевшая два либо четыре колеса, в которую впрягались лошади. Управлял повозкой человек, именуемый возничим. А применялись колесницы в боевых действиях, спортивных состязаниях и ритуальных шествиях.

Ученые предполагают, что изобрели колесницы в четвертом тысячелетии до нашей эры шумеры. Они уже умели управлять животными с кузова и изобрели колесо. У шумеров изначально в колесницу впрягались ослы. Постепенно повозка наращивала свою функциональность.

Если первой ее функцией была транспортная, то позже она стала и мобильным огневым центром в бою (с нее легко было кидать дротики и пускать стрелы). Постепенно удобное изобретение перекочевало и в другие страны. Многие народы узнали, что такое колесница и стали применять это новшество.

Египетские колесницы

Примерно со второго тысячелетия до нашей эры египтяне стали пользоваться изобретением шумеров. Уже при правлении гиксосских фараонов колесницы становятся главной ударной силой войска. Известна крупнейшая в истории колесничная битва - битва при Кадеше, в которой приняли участие более семи тысяч колесниц. Египетские колесницы были очень быстрыми и маневренными, они врывались во вражеский стан и неслись от фланга до фланга, круша все на своем пути.

С освоением верховой езды боевая повозка в Древнем Египте стала использоваться меньше, хотя кавалерия и не могла заменить ее по силе ударов. Зато стоили всадники во много раз дешевле колесниц.

Серпоносые колесницы

По свидетельствам ученых, данный вид колесницы появляется в 479-401 до н. э. Что такое колесница серпоносая и чем она отличается от своих предшественниц? Главной ее функцией становится не мощный боевой удар, а психологическая атака. Она должна была оказывать воздействие, снижать боевой дух пехоты противника при лобовом столкновении. В связи с этим нужно было создать новый род войск - бесстрашный, не боящийся нестись навстречу врагу и смерти. Повозка была рассчитана на 4 лошадей, имела большие колеса. К осям колес были прикреплены серпы размером около 90 см. Потери врага от использования серпоносых колесниц не были велики, но психологический эффект они давали. Из-за недостаточной универсальности использование боевых повозок со временем сошло на нет.

Колесницы Древней Греции

Первоначально в Греции колесница выполняла лишь транспортную роль. Она доставляла воина в доспехах на место битвы. Если воин не погибал, колесница с возничим увозила его обратно. Случалось, что их использовали и в бою, но это было опасно. Для повозки необходимо ровное поле боя, так как дышло на неровностях может сломаться, тогда кони понесут. Это чревато смертью воина, находящегося на колеснице.

Древняя колесница Греции очень часто использовалась и вне поля боя. Эллины любили устраивать колесничные бега, позже они даже вошли в программу Олимпийских игр.

Вместе с прогрессом пришли и новые технические боевые новинки, отодвинувшие боевые колесницы на задний план, а затем и вовсе вытеснившие их. К концу своего существования эти повозки уже стали не столько участниками боевых действий, сколько показателями знатности и богатства своего хозяина. Для содержания всего одной колесницы требовалось немало земли (для лошадей) и персонал, ухаживающий за животными и самой колесницей. Вскоре содержание всего этого стало невыгодно, и колесницы канули в Лету.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Рамзес Грозные колесницы

    ✪ Колесница - Таро - Суть. Значение. Использование.

    ✪ Колесница - Таро - Отношения и Любовь. Значение. Использование.

    ✪ Старший Аркан Колесница: восприятие мира, память и подсознание.

    Субтитры

История

Самые ранние колесницы использовались синташтинской культурой (найдена в захоронении Кривое озеро , 2026 г. до н. э.), переходный тип между повозкой и настоящими колесницами обнаружен в катакомбной культуре («Тягунова Могила» в запорожском селе Марьевка , до рубежа III-II тыс. до н. э.) .

Египетские колесницы

Считается, что колесницы появились в Египте благодаря гиксосам в XVIII веке до н. э.

Самой крупной колесничной битвой в древней истории считается битва при Кадеше (1299 год до н. э.), в которой со стороны египтян, хеттов и сирийцев участвовало до семи тысяч колесниц.

В конце второго тыс. до н. э. человечество освоило верховую езду. Это не отменило боевые колесницы, тем более, что и способы применения, и возможности у этих родов войск были разные. Но с экономической точки зрения кавалерия нанесла сокрушительный удар по колесницам: два всадника хоть и куда менее эффективны чем одна колесница, но несравнимо дешевле. В кочевой среде это сразу же уничтожило колесницу - даже путём неимоверного напряжения всех производственных сил запряжками можно было обеспечить не более 10 % воинов, а вообще и меньше - при захвате шаньцами среднего течения Хуанхэ на 6000 пехоты приходилось всего 200 запряжек. А посадив всех 6400 человек на лошадей, можно было получить невероятно мобильный, хотя и не очень сильный отряд.

На Ближнем Востоке апофеозом колесниц стала эпоха Новоассирийского царства , когда в грандиознейших битвах сходилась масса колесниц в два, а то и в три раза большая, чем под Кадешем - например в битве при Каркаре (VIII век до н. э.) только со стороны антиассирийской коалиции было почти 1500 колесниц, не считая остальных сил (более 4000 всадников и около 10000 пехоты). Судя по некоторым данным, именно ассирийцы, воюя с египтянами, вновь изобрели ударные запряжки, но уже на принципиально ином уровне. Основным типом колесниц ассирийцев были запряжки четвернёй с увеличенным в размерах корпусом, в которых размещалось 3-4 воина, причём один из них обязательно был щитоносцем. Подобное «утяжеление» запряжек произошло ещё у противников Египта хеттов.

Китай, кстати, пошёл несколько иным путём: колесницы из оружия наступательного постепенно стали становиться оружием оборонительным, - когда отряды в 5-7 колесниц начали выполнять роль «крепостных башен» в тех живых стенах, которыми перегораживала поля сражений пехота. Именно поэтому, дополнительные поражающие элементы на дальневосточных запряжках выполняли роль подвижных рогаток, а не предназначались для сокрушения вражеского строя.

Похожая тенденция наблюдалась и в центральной Индии, но там тяжёлые запряжки начали увеличивать в высоту и ставить позади традиционных индийских пехотных «цепей» (как по-другому назвать этот строй, когда на один погонный метр фронта приходится 3-4 пехотинца).

Но помимо тяжёлых стрелковых запряжек как в Индии, так и в Китае продолжали использоваться и лёгкие, тактически соединённые со всадниками, как это практиковалось и в кельтской Британии. Надо заметить, что тандем «лёгкие запряжки - конница» существовал также у лидийцев и в Урарту.

Надо отметить, что в Греции колесничая традиция не подверглась полному забвению - на севере в Беотии и Фессалии колесничие формироваия просуществовали по крайней мере до персидского нашествия (Плутарх, Жизнеописание Пелопида), да и позднее, на примере Киренаики, Эней Тактик (4 в. до н. э.) настоятельно советовал создавать колесничие отряды, но не для действий в бою, как раньше, а для быстрого оперативного манёвра, когда непосредственно в сражении из кузовов колесниц оглоблями вперёд создается подобие засеки, а воины вместе с возницами выстраиваются в единую фалангу.

Разумеется, помимо боевой функции колесницы выполняли сакральную, а в Европе ещё и спортивную. Недаром римский триумфатор въезжал в город на колеснице.

В транспортных и спортивных колесницах ездили 1-2 человека. Среди колесниц наибольшей популярностью пользовались carrus . Верхняя часть такой повозки была открыта, а передняя закрыта. В ней обычно ехали возница и пассажир. Колесница, в которую запрягались две лошади , называлась biga (бига (англ.) русск. ), три лошади - triga (трига), четыре лошади - quadriga (квадрига). Колесный бандаж делался из железа . Когда колесницы не использовались, колеса с них снимались для лучшей сохранности.

Северо-западная Индия, куда дошёл Александр Македонский , ещё не вооружилась тяжёлыми экипажами. Показательно, что в битве с царём Пором (Пуаравой), было только 300 лёгких колесниц, действующих совместно с конницей в русле традиционных индо-персидских тактических решений, что против Македонца было совершенно недостаточно.

И в Китае, и в Риме примерно в одно и то же время (III - вв. н. э.) на основе колесницы было создано специфическое оружие - подвижный лафет для лёгкой метательной установки, причём, если баллиста-арбалет были относительно небольшими, то расчёт полностью находился в кузове и мог стрелять на ходу. Подобные конструкции, в частности в Европе, дожили до позднего Средневековья (итальянские «батареи» - повозки со стрелками и станковыми арбалетами, а позже и с 1-2 лёгкими пушками).

Помимо использования колесниц в Китае и Корее в оборонительных целях, особенно против кавалерии для защиты на марше и прикрытия лагеря в Средневековье и особенно активно в борьбе против киданей , военная мысль попыталась возродить пограничные конно-колесничие корпуса, но удачно реализовать этот замысел не удалось из-за нехватки лошадей .

Серпоносные колесницы

Решая проблему борьбы с вражеской лёгкой пехотой и кавалерией, ассирийцы установили на ступицах колес колесниц длинные ножи, - так появились «серпоносные» или «косящие» колесницы. Серпы оказывали на противника не только сильное моральное воздействие, но и поражали отряды лёгкой пехоты противника, взаимодействующие с вражескими запряжками. Следующим шагом стала установка остриёв копий на дышло - теперь колесница могла снова атаковать в лоб регулярную тяжёлую пехоту.

Наибольшую известность эти экипажи получили благодаря персам - в дополнение к установке серпов и копий, те стали и защищать лошадей броней и поставили ещё серпы под осью вниз. Хотя это и снижало проходимость колесницы, но значительно повышало смертоносность экипажа при атаке.

Ещё одной проблемой была прочность колёс - решалась она у разных народов по-разному, но оптимума достигли именно персы, они начали делать цельнобронзовые колёса. Конечно, это несколько увеличило вес корпуса, но значительное увеличение прочности, а главное диаметра колеса, увеличило проходимость при той же скорости.

При правильном применении это оружие было чрезвычайно эффективно, но, к моменту нападения Александра Македонского на персидского колосса, ни о какой эффективности говорить не приходилось.

Позднее, серпоносные колесницы в очень больших количествах (многие сотни ) встречались на вооружении армий диадохов . Они были значительно усовершенствованы по сравнению с персидским прототипом: стали более проходимы, получили возможность практически безопасно атаковать в лоб македонскую фалангу с длинными сариссами. К сожалению, описание войн диадохов сохранилось очень плохо, поэтому совершенно неизвестно, где и когда они использовались. Плутарх в своём жизнеописании Деметрия Полиоркета подчёркивал, что он был настолько хорошим полководцем, что мог разбить и опрокинуть колесницы Антигона, что говорит о их высокой военной ценности. Позже колесницы с косами (серпами) применил Митридат Великий , в частности, с их помощью он полностью уничтожил войско легата Лукулла Триария в первой битве при Зеле. Через несколько лет на том же самом месте серпоносные колесницы сына Митридата Фарнака чуть было не уничтожили армию Юлия Цезаря. Путём невероятных усилий тому удалось победить . В римскую и парфянскую армии косящие колесницы не вписывались тактически, поэтому начался их упадок. Но, по некоторым данным (Шахнамэ, Чатран и маджатик) этот род войск возродился и в сасанидском Иране, и в средневековой Византии , но применялся не очень широко - стоимость такой колесницы была очень высокой, а если учитывать и сложность подготовки экипажей, то чрезмерно высокой и для Ирана, и для Византии.

Тактика противодействия колесницам

На протяжении веков пехота вырабатывала приёмы защиты от атаки боевых колесниц. Так, в эпоху диадохов защитная тактика фаланги заключалась в том, что гоплиты расступались, пропуская колесницу в тыл, где она становилась добычей вспомогательных отрядов (данный приём облегчался тем, что возницы спрыгивали с колесниц до того, как те достигали вражеского строя, и колесница оставалась неуправляемой).

Римляне со времён Юлия Цезаря также разработали эффективные методы противодействия колесницам. В битве при Магнесии атака серпоносных колесниц селевкидского царя Антиоха Великого была успешно отбита воинами Л. Корнелия Сципиона , применившими целый комплекс тактических приёмов:

Сражение на правом фланге римлян началось атакой серпоносных колесниц. Евмен <союзный римлянам царь Пергама, командовавший правым флангом> приказал выдвинуться вперед критским лучникам, пращникам, римским метателям дротиков и нескольким эскадронам (турмам) конницы. Римляне и их союзники действовали в рассыпном строю. Они обстреливали колесницы со всех сторон, целясь в лошадей, а также громкими и нестройными криками пугали коней. При приближении противника подвижные пехотинцы уклонялись от столкновения. Одни колесницы остановились из-за гибели лошадей. Лошади других заметались. Нервы возниц не выдержали. Часть из них повернули назад, другие отступали по направлению к центру, к слонам. Всадники Евмена их преследовали и громкими криками усиливали панику. В стремлении избежать столкновения с серпами и обезумевшими лошадьми арабские воины на верблюдах расстроили свои ряды. Смятение перекинулось на катафрактов. В конце концов, колесницы и верблюды покинули пространство между армиями.

Таким образом, действия хорошо обученной пехоты, использующей уязвимые стороны данного вида оружия, позволяли не только защититься от колесниц, но и заставить их нанести серьёзный урон собственным войскам. Это обстоятельство практически ликвидировало боевую ценность серпоносных колесниц к концу эллинистической эпохи.

Роль колесниц в армии

Количество колесниц в составе армий могло сильно разниться. В Китае и Индии одна колесница приходилась на 100 солдат. В Ассирии - на 200. В Египте конца II тысячелетия - на 50. В сухопутной армии Карфагена - даже одна на 20 солдат. Есть указания, что у хеттов колесница приходилась даже на 10 человек, но это маловероятно.

Колесницы по своему времени представляли собой достаточно дорогостоящие и высокотехнологичные изделия. В Ассирии имелся царский завод по производству колесниц, причем стратегические материалы (главным образом дерево разных пород) свозились со всего известного ассирийцам мира. Только ценой подобных затрат удавалось сочетать прочность конструкции с её легкостью, позволявшей размещать в кузове трёх человек, вместо 1-2 у менее изощрённых народов.

Фиванский миф об истреблении людей

Согласно популярному фиванскому мифу об истреблении людей, Ра сначала создал Первый мир, отличный от нашего, и, заселив его созданными им людьми, мирно им правил. Когда он состарился, тело его стало дряблым, а волосы - цвета лазури, силы стали покидать бога и его ум притупился. Тогда люди замыслили против Ра заговор. Они собрали большое войско и двинулись штурмовать дворец бога. Однако Ра, обладавший божественной проницательностью, раскрыл заговор и вознамерился наказать бунтовщиков (по другой версии, ему сказал о заговоре Тот)...
- Сын мой Ра, - ответил мудрый старик Нун. - Сын мой Ра, бог более великий, чем создавшие его и сотворившие его! Крепок твой трон, и велик страх от тебя, - да направится твоё Око (Ра) против оскорбивших тебя!
Воистину! - согласились остальные боги. - Нет другого Ока, которое могло бы быть перед ним и воспрепятствовать ему, когда оно сходит в образе Хатхор.
- Ваш совет хорош, - подумав, промолвил Ра и посмотрел на людей своим Глазом-Солнцем, направляя в их стан испепеляющие лучи урея. Но люди были готовы к этому и успели укрыться за высокой горой, в пустыне, - поэтому лучи не причинили им никакого вреда, испепелив землю в стороне от войска. Мятежники продолжали наступать, рассыпавшись на небольшие группы и прячась за скалами и камнями. Ра не смог прожечь скалы, хотя напрягал свое Око до тех пор, пока оно не заслезилось.
Тогда бог Солнца велел своему Оку в образе Хатхор отправиться в пустыню и жестоко наказать дерзких, непокорных людей.
Хатхор-Око приняла обличье женщины-львицы и получила имя Сехмет. Полная ярости, она набросилась на людей и принялась безжалостно их уничтожать одного за другим, орошая пустыню кровью и разбрасывая вокруг себя куски мяса...
Ра ужаснулся, увидя, какую бойню учинила Хатхор. Гнев его на людей окончательно прошёл...

Гелиопольский миф о Гебе, пытавшемся завладеть Глазом Ра (Оком Уаджет)

Через двадцать семь дней после начала царствования Геб решил обойти свои владения. Он отправился на восток и встретил там людей, которые рассказали ему о доблести Шу, о том, как Шу сражался с Апопом и о том, как он поместил себе на лоб Глаз или Око Ра.
- Это Око, - сказали люди, - обладает великой силой и называется Око Уаджет. Если поместить его на лоб, оно своими ослепительными лучами будет убивать врагов.
Едва Геб услышал это, он решил во что бы то ни стало заполучить Око. Бог отправился на его поиски и через несколько дней встретил Око у подножия горы. Геб бросился к нему и хотел его схватить, но Око внезапно превратилось в кобру-урей и выпустило яд. Бога земли охватило пламя...

Эти и другие египетские мифы, на мой взгляд, являются хорошим подтверждением того, что Глаз Ра (Око Ра, Око Уаджет) относился к смертоносному оружию богов и несущей его небесной колеснице , пилотами которых являлись богини - апсары . Так, в мифе об истреблении людей Ра, пытаясь наказать мятежников, направил в них испепелящие лучи своего урея. Они сожгли землю в стороне от войска. Однако, люди, которые были готовы к такому ходу событий, успели укрыться за высокой горой и смертоносные лучи не причинили им никакого вреда. Как Ра ни старался, он не мог прожечь скалы. Однако, как только Хатхор-Око или урей полетела на место событий, она произвела там страшное опустошение всего за один вечер. Потому что люди больше не могли укрываться от нее, летящей в боевой колеснице.
По всей вероятности, эта колесница (или, скорее, колесницы) несла ядерное, химическое или какое-то другое аналогичное им по воздействию оружие . Подтверждением этому является приготовление свитой Ра семи тысяч сосудов "пива с толчёным красным порошком диди", который они разлили по всем полям, на которых произвела опустошение Хатхор. Возможно, это было сделано для того, чтобы нейтрализовать остаточную радиацию, химическое заражение или ликвидировать какие-то другие последствия, вызванные применением оружия богов.
В мифе о сотворении Земли Атум направил свое Око в океан на поиски пропавших детей и через некоторое время оно нашло их. Мне трудно объяснить это иначе, чем отправкой Атумом на поиски детей летательного аппарата. Тем более, что за время долгого отсутствия Ока Атум сделал себе другое.
В еще одном сказании о Горе Бендехском он представлен в виде крылатого солнечного диска, взмывшего в небеса и мгновенно уничтожившего своих врагов. В дальнейшем Гор патрулировал на этом диске небо на носу Ладье Вечности, а вместе с ним были два солнечных Око - Нехбет и Уаджет ( по другим данным, Хатхор и Маат или Тефнут), которые бесжалостно испепеляли врагов Ра.
Наконец, миф о Гебе, пытавшемся завладеть Глазом Ра или Оком Уаджет, которое выпустило в него "яд", так, что бога Земли охватило пламя, также позволяет отождествить Глаз Ра с оружием богов или летающей колесницей.



Выбор редакции
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...

Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...

В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...
по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...
Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...
Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...