Еврейские дети холокост глаз смерти. Редкие снимки британской спецоперации по спасению детей во время холокоста


Самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов были дети. Согласно нацистской идеологии, убийство детей из “нежелательных” или “опасных” групп, рассматривалось как часть “рассовой борьбы”, а также как превентивная мера защиты. Немцы и их коллаборационисты уничтожали детей вследствие идеологических причин и в связи с реальными или предполагаемыми нападениями партизан.

Таким образом, было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза. Еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях. Их судьба может быть разделена на следующие категории: 1) дети, убитые по прибытии в лагеря смерти, 2) дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах, 3) дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их, 4) дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и как объекты для медицинских экспериментов и 5) дети, убитые во время карательных или, как их называли, антипартизанских операций.

В гетто погибало множество детей - из-за отсутствия еды, одежды, крыши над головой. Нацистское руководство равнодушно относилось к массовой смертности детей, так как считало, что дети из гетто непригодны для какой-либо полезной деятельности, то есть - тунеядцы. Их редко использовали на принудительных работах, поэтому была велика вероятность их быстрой депортации в концлагеря или лагеря смерти (наряду со стариками, больными и инвалидами), где их обычно убивали.

После прибытия в Освенцим или другой лагерь уничтожения большую часть детей сразу посылали на смерть в газовые камеры. На оккупированной Германией территории Польши и Советского Союза тысячи детей были расстреляны и брошены в общие могилы. Старостам еврейских советов гетто (юденратов) временами приходилось принимать болезненные и неоднозначные решения, чтобы выполнить германские квоты на депортацию детей в лагеря. Януш Корчак, директор сиротского приюта в Варшавском гетто, отказался покинуть обреченных на депортацию детей. Он добровольно отправился в лагерь смерти Треблинка, где погиб вместе со своими подопечными.

Нацисты не щадили детей и других национальностей. Примерами могут служить расправы над цыганскими детьми в концлагере Освенцим; от 5 000 до 7 000 детей – жертв программы “эвтаназии”; дети, погибшие в результате актов возмездия, включая большинство детей в Лидице; расстрелянные вместе с родителями дети, жившие в сельских районах на оккупированной территории Советского Союза.

Не исключались случаи и заключения детей в концентрационные и транзитные лагеря. Некоторые из них, особенно близнецы, использовались нацистами для медицинских экспериментов, в результате которых дети умирали.

Руководство концлагерей использовало подростков, особенно еврейских, на принудительных работах, где из-за невыносимых условий они погибали.В ужасных условиях транзитных лагерей содержались еврейские дети, как в случае с Анной Франк и ее сестрами в Берген-Белзене, и дети-сироты других национальностей, чьи родители были расстреляны в так называемых “антипартизанских” операциях. Некоторые из этих сирот временно находились в концлагере Люблин/Майданек и в других местах заключения.

В рамках компании по “защите арийской крови” расовые эксперты СС отдавали приказы насильственно перевозить детей с оккупированных территорий Польши и Советского Союза в Германию для усыновления их расово подходящими немецкими семьями. Хотя это решение имело “расово-научную” базу, зачастую светлые волосы, голубые глаза или красивое лицо были достаточным основанием для “благоприятной возможности” “германизироваться”. В то же время, если польские и советские женщины, угнанные на работу в Германию, имели сексуальные отношения с немцами (часто по принуждению), в результате которых наступала беременность, их заставляли делать аборт или вынашивать ребенка в условиях, влекущих за собой смерть младенца, если по решению “расовых экспертов” ребенок имел недостаточно немецкой крови.

Но некоторые еврейские дети находили способ выжить. Многие из них контрабандой доставляли в гетто продовольствие и медикаменты. Некоторые дети, члены молодежного движения, участвовали в акциях подпольного сопротивления. Многие из них совершали побег с родителями или другими родственниками, а иногда и сами, чтобы присоединиться к семейным отрядам, управляемым еврейскими партизанами.

С 1938 по 1940 год функционировал "Киндертранспорт" (нем. - "Детский транспорт") - так называлась кампания по спасению еврейских детей-беженцев (без родителей); тысячи таких детей были переправлены из нацистской Германии и оккупированной Европы в Великобританию. Некоторые неевреи предоставляли убежище еврейским детям, а иногда, как в случае Анны Франк, и членам их семей. Во Франции почти все протестанское население небольшого гугенотского городка Шамбон-сюр-Линьон, так же как и католические священники и духовные и мирские католики, участвовало в укрывании еврейских детей с 1942 по 1944 год.Таким же образом много детей было спасено в Италии и Бельгии.

После капитуляции нацистской Германии и окончания Второй мировой войны беженцы и перемещенные лица разыскивали своих пропавших детей по всей Европе. Тысячи осиротевших мальчиков и девочек находились в лагерях для перемещенных лиц. Многие покидали восточную Европу во время массового исхода "Бриха", отправляясь в западные зоны оккупированной Германии, а оттуда - в Ишшув (еврейское поселение в Палестине). В рамках движения «Алият ха-ноар» (ивр. - “Молодежная алия”) тысячи евреев иммигрировало в Ишшув, а позже, после образования в 1948 году еврейского государства, в Израиль.

Майя Смелькинсон попала в еврейское гетто в Минске, когда ей было 9 лет. Родители погибли, и девочка боролась, как могла, за свою жизнь. В детском доме для еврейских детей никто никого не кормил, и если девочка не находила себе крошки на пропитание, значит, ничего и не ела. Ее одежда походила на лохмотья. От холода и голода вся кожа покрылась чирьями. В таком виде она постучала в дом семьи Бовт и попросила милостыню. Дети, Катя и Ваня Бовт, были шокированы видом девочки и стали умолять родителей укрыть ее у себя в доме.

Родители побоялись. У них не ладились отношения с соседями, и те запросто могли выдать всю семью, и тогда расстрела не избежать. Но они стали по очереди пробираться в гетто и подкармливать Майю. Так прошла зима 1942 года, а 2 марта немцы решили закрыть детский дом в гетто и забрали всех детей в душегубки. 67 больных детей были убиты прямо в своих кроватках. Майя спряталась в печи. Она единственная из всего детского дома, кому удалось спастись. Ее таки спрятали у себя родители Вани Бовта, и до освобождения девочка жила у них во дворе в земляной яме. Но выжила.

Таких историй времен Второй мировой были десятки и сотни тысяч. К сожалению, далеко не у всех из них такой благополучный конец.

Полтора миллиона детей были убиты или умерли голодной смертью с 1939 по 1945 год на территории Германии и оккупированных ею землях. Почти миллион двести тысяч погибших детей были евреями. И это приближенные числа. Ведь детям не присваивались номера, если они не работали, а потому их тела никто и не считал.

Уничтожение детей не было целью для фашистов. Их цель была - "очищение нации". Они уничтожали детей, которые происходили не от "чистых кровей" - евреев, цыган. Убивали тех, кто не мог приносить практическую пользу рейху - то есть не могли работать. Убивали больных, инвалидов. И просто казнили всех подряд во время проведения своих карательных операций.

То есть, главным двигателем массового убийства детей была идеология.

Жизнь детей в гетто

Немцы относились к детям в гетто как к обременительному довеску. Они не могли работать, от них не было практической пользы, зато они ели, забирая продуктовый ресурс у тех, кто работать еще мог. Такова была логика карателей, которые действовали строго согласно ей. Поэтому они проводили периодически зачистки в гетто.

Дети в гетто были самыми незащищенными еще и потому, что не были приспособлены к жизни, не имели опыта, им не хватало понимания ситуации для выживания. Но с другой стороны, некоторые взрослые выживали в гетто только благодаря своим детям. Те, кто постарше, умудрялись проползать под колючей проволокой и выходить в город, чтобы побираться и приносить какую-никакую еду.

Многие дети в гетто воровали. Они выбирались за его пределы для того, чтобы украсть еду и прокормить своих родных.

Когда в 1943 году Германия приняла решение о закрытии всех гетто, судьба большей части детей была трагической. Часть детей была убита прямо в гетто, часть доставлена в концентрационные лагеря или лагеря смерти. Немногие смогли выжить там.

Жизнь детей в концентрационных лагерях

Большую часть детей, которые попадали в лагеря смерти, умерщвляли разными способами в первые два дня по приезде. Дети были не интересны немцам как рабочая сила, а потому бесполезны.

Исключение составляли подростки в возрасте от 12 лет. Их могли использовать на каких-то работах. Дети наравне со взрослыми заключенными рыли окопы, некоторые работали в качестве обслуживающего персонала. Но если они проявляли малейшие признаки заболевания или слабости, их безжалостно расстреливали.

В Освенциме, где проводил свои страшные эксперименты Менгеле - человек, называвший себя врачом, у детей появлялся призрачный шанс выжить, если они представляли интерес для медицинских экспериментов палача.

Особенно интересовали Менгеле близнецы. Он переливал им кровь, ампутировал конечности, заражал тифом.

Детей, которые интересовали палача, помещали в детский сад Освенцима. И там к ним относились даже очень не плохо, пока шли опыты. Менгеле сам приходил к детям, приносил им сахар. И некоторые из малышей даже привязывались к нему. Что совершенно не мешало ему отправлять их в газовую камеру, как только опыт был завершен.

Шансы выжить были у тех детей, чей организм сумел справиться с тифом. Такие случаи известны.

Если женщина попадала в концлагерь беременной, она также представляла интерес для опытов. Но, как правило, все дети, рожденные в лагерях смерти и концентрационных лагерях, безжалостно убивались. И только чудом некоторым заключенным удавалось долгое время прятать новорожденных и спасать им жизнь.

Операция по спасению

Практически в каждом городе, где было гетто, партизанские отряды разворачивали работу по спасению еврейских и цыганских детей. С 1938 по 1940 годы действовала целая организация "Киндер транспорт", которая вывезла более тысячи детей за период с 1938 по 1944 годы. Аналогичные подпольные организации действовали в Варшаве, Брюсселе, Париже, Риме и многих других городах Европы. Детей забирали от родителей и тайно переправляли в Великобританию, Швецию, Соединенные Штаты Америки.

Во Франции существовало целое протестантское религиозное поселение Шамбон-Сюр-Линьон, население которого, включая священников, прятало несколько сотен еврейских детей.

Некоторые дети спасались тем, что уходили к партизанам. Подростки нередко использовались в движении сопротивления для выполнения отдельных поручений, сбора разведданных и пр.

Трагические последствия

После капитуляции Германии началось массовое движение народа. Взрослые люди, бежавшие от войны или же насильно переселенные, оторванные от своих детей, начали поиски. Этот процесс не завершен и по сей день. Многие семьи так и не смогли воссоединиться друг с другом, а другие находят друг друга спустя десятилетия. Как, например, случилось с Рахиль Ароновой. Она болела скарлатиной, и врачи отказались выписать девочку из больницы, а потом семья бежала от войны, и ребенок остался на оккупированной территории. Девочку прятала всю войну семья из западной Беларуси. Чтобы уберечь ребенка от расстрела, ее окрестили, надели на шею крестик и переименовали в Лилю Петрову. После войны девочка вернула свое настоящее имя и начала искать своих родных. Однако они встретились в израильской больнице совершенно случайно лишь через 55 лет после войны.

Но потеря близких, разрушение семей - не единственная беда. Дети, которые пережили Холокост, пострадали психологически. Их психика была подорвана. Многие из них стали страдать депрессиями, их мучили кошмары. Некоторые лишались рассудка. Мало кто сумел создать семью и родить детей. Это огромная трагедия для целого поколения людей.

В ходе войны и преследований. Точное число погибших установить не представляется возможным, так как люди уничтожались целыми семьями, а номера в концентрационных лагерях давали только тем, кто мог быть использован как рабочая сила. Гибель детей и молодёжи стала одной из самых трагических страниц в истории Холокоста. Многочисленные показания, воспоминания, дневники и исследования показывают, что с первых дней антисемитской политики нацистов молодое поколение, а особенно представители еврейского народа, целенаправленно преследовалось и уничтожалось .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Альбом Аушвиц

Субтитры

Аушвиц-Биркенау. Это самый большой из созданных нацистами лагерей уничтожения. Это символ Шоа - Катастрофы еврейского народа. Это воплощение преднамеренного и абсолютного зла современной эпохи. Представленный здесь альбом фотографий известен как альбом "Аушвиц" - единственное визуальное свидетельство процесса массового уничтожения людей в Аушвиц-Биркенау. Фотографии были сделаны в конце мая - начале июня 1944 г. Эрнестом Хоффманом, либо Бернхардом Вальтером - эсэсовцами, в обязанности которых входило фотографировать узников для паспортов и снимать отпечатки их пальцев. Снимки из альбома "Аушвиц" показывают прибытие венгерских евреев, депортированных из Закарпатья. Многие из них были доставлены из гетто "Берегово", которое в свою очередь являлось местом сбора для евреев из небольших городков и сёл. Начало лета 1944 г. стало временем самых активных депортаций венгерских евреев, поэтому от станции, находившейся вне лагеря, до платформы внутри Аушвица была построена дополнительная железнодорожная линия. Многие из фотографий альбома сделаны на этой платформе. Альбом "Аушвиц" уникален. В мире не существует подобного ему. В разных ракурсах он запечатлел прибытие заключенных в лагерь. Селекция жертв, смерть в газовых камерах или рабский труд на военных предприятиях, конфискация их имущества, а также этапы подготовки евреев к немедленному физическому уничтожению. Транспорт с венгерскими евреями из Закарпатья прибыл на платформу лагеря уничтожения Аушвиц-Биркенау в мае 1944-го. На фотографиях мы видим травмированных и напуганных ужасной дорогой мужчин, женщин и детей. Они выходят из переполненного поезда. Они еще не догадываются, что только что прибыли на фабрику смерти. Лишь немногие из них останутся в живых. Эли Визель, лауреат Нобелевской премии, подростком переживший Аушвиц, так описал прибытие транспорта: "На расстоянии 1 м друг от друга "стояли эсэсовцы с наведенными на нас автоматами. "Держась за руки, мы шли в толпе. "Мужчины налево, женщины направо. "Кто-то произнес равнодушно, без малейших эмоций. "Короткие простые слова. "Долю секунды я смотрел, как мои мать и сестра повернули направо. "Я был в колонне с отцом и другими мужчинами "и видел, как они исчезают вдалеке. "Тогда, в тот момент "я не знал, что расставался с матерью и сестрой навсегда". Селекция жертв, проводимая докторами СС и надзирателями, осуществлялась 24 часа в сутки 7 дней в неделю. В Аушвиц-Биркенау постоянно приходили поезда и выгружали на рампу так называемый человеческий груз. Большинство евреев сразу же отправляли на смерть. Раздевалки перед газовыми камерами не справлялись с количеством венгерских евреев, которых привозили ежедневно летом 1944 г., поэтому приходилось ждать, когда освободится помещение. Как правило, местом ожидания становилась роща возле крематория - того места, в котором очень скоро их тела будут сожжены и превратятся в пепел. Евреям приказывали расположиться под деревьями и ждать дальнейших распоряжений. Это были последние тихие минуты, проведенные рядом с близкими перед страшной смертью в газовых камерах. Говорят, что не было людей более невинных, чем жертвы газовых камер. Эсэсовцы не объясняли людям, что их ждет. Им говорили, что надо пройти дезинфекцию и помыться. Совсем скоро узники узнают, что эти помещения на самом деле не душевые, а герметически закрытые газовые камеры. Лишь небольшую часть прибывающих евреев отправляли на принудительные работы. Их личные вещи конфисковывали, волосы сбривали наголо, на левую руку наносилась татуировка - регистрационный номер. Вот, как описал это еще один из переживших Катастрофу - писатель Примо Леви: "Впервые мы поняли, что невозможно словами выразить такое оскорбление, "такое уничтожение человеческой личности. "Невозможно упасть ниже этого. "Нам больше ничего не принадлежало. "Они забрали нашу одежду, нашу обувь, даже наши волосы. "Когда мы говорим, они нас не слышат, "а если и слышат, то не понимают. "Они отберут у нас и наши имена, "и чтобы сохранить их, нам надо быть сильными. "Только так можно объяснить двойной смысл понятия "лагерь уничтожения". Сортировка имущества, привезенного евреями в Аушвиц, проводилась еврейскими заключенными. Им было приказано разбирать узлы и отбирать самое лучшее для отправки в Рейх. Еще не заканчивалась сортировка вещей, а большинство их владельцев были уже мертвы. В картотеке лагеря нет никаких сведений о мужчинах, женщинах и детях, признанных непригодными. Этот альбом - единственный свидетель уничтожения узников лагеря. Альбом "Аушвиц" нашла после войны Лили Якоб. Она прибыла в лагерь в одном транспорте с теми людьми, которые запечатлены на снимках. На платформе в Аушвице ее безжалостно отделили от родителей и младших братьев. Больше она их не видела. Но самой ей удалось выжить. Лили передала альбом в "Яд ва-Шем". Она знала, что здесь это печальное свидетельство будет бережно сохранено и передано будущим поколениям.

«Опасные» группы

Убийства начались официально в 1939 году, их число постоянно росло на протяжении всей войны. Но преследование евреев и «ненужных» групп существовало в Германии задолго до начала войны. После печально знаменитой «Хрустальной ночи » в 1937 году евреи стали изгоями, их имущество было украдено, большинство из них было депортировано в концентрационные лагеря .

Шансы на выживание

Некоторым ещё до начала массового уничтожения помогли такие программы, как Киндертранспорт .

От маленьких детей (младенцев или детей до подросткового возраста), как правило, избавлялись в газовых камерах или просто расстреливали, стремясь «окончательно решить » вопрос уничтожения евреев. Шансы на выживание еврейских и некоторых нееврейских подростков 13-18 лет были выше, так как их труд можно было использовать. Количество спасенных детей было относительно небольшое. Некоторые выжили в гетто или в концентрационном лагере. Были очень редкие случаи, когда их удавалось прятать или выдавать за своих детей в нееврейских семьях. Но это были единичные случаи, которые не спасали положения.

Причины смерти

Дети погибали по следующим причинам :

  • Дети, которых убивали сразу, как только они прибывали в какой-то лагерь.
  • Дети, которых уничтожали, едва они появлялись на свет (среди них были и рожденные в гетто и лагерях , выжившие, потому что заключённые прятали их).
  • Дети, как правило, старше 12-13, зачастую использовались в качестве чернорабочих в лагерях на кухне, для уборки казармы, работали в помещениях по обслуживанию лошадей и делали другой рабский труд. В случае малейшего недомогания этих детей также ожидала смерть. Кроме того, дети использовались и в качестве субъектов медицинских экспериментов .
  • Дети, убитые во время карательных («антипартизанских») операций.

Гетто

В гетто, которые немцы создали в начале войны в польских городах (Варшава , Лодзь), еврейские дети умирали от голода, а также отсутствия надлежащей одежды и крова. Немецкие власти были безразличны к этой массовой гибели, потому что они считали младших детей гетто «бесполезными едоками». Немцы намеренно ограничивали еду. В гетто и различных лагерях смерти дети уничтожались в первую очередь, потому что они, как правило, были слишком молоды, чтобы их труд можно было использовать. Немецкие власти обычно выбирали их для уничтожения в первую очередь, наряду с пожилыми людьми и инвалидами. Дети, достаточно здоровые и способные к труду, часто выполняли непосильную работу на пользу лагеря и погибали, но иногда они были вынуждены делать ненужные задания, например, рытье котлованов.

Медицинские эксперименты

Дети подвергались экспериментам в разных лагерях, особенно в Освенциме , где активно работал Йозеф Менгеле . Тех, кого исследовал Менгеле, лучше кормили, их помещали в более приемлемые условия, временно им не грозили газовые камеры. Для объектов экспериментов он открыл детский сад для еврейских и цыганских детей до 6 лет. При посещении «своего» ребёнка он представлялся «дядей Менгеле», предлагал сладости. Но он был лично ответственен за гибель неизвестного числа жертв, которых убил с помощью смертельной инъекции, расстрелов, избиений и мучительных экспериментов . Сын Менгеле Рольф сказал, что отец позже не раскаялся в своих военных преступлениях .

Из воспоминаний бывшего заключенного: «Он был способен быть так добр к детям, что они начинали любить его, приносил им сахар, думал о мелких деталях их повседневной жизни, сделать так, чтобы мы им искренне восхищались… А потом мог стоять рядом с крематорием и курить, зная, что завтра или в течение получаса он отправит туда этих детей» .

Особое место в медицинских экспериментах Менгеле занимали дети-близнецы. Их подвергали еженедельным проверкам, постоянно измеряя их физические данные . Эксперименты, проведённые Менгеле на близнецах, включали ненужные ампутации конечностей, намеренное заражение одного из близнецов тифом или другими заболеваниями, переливание крови одного из близнецов другому. Часть жертв умирали во время прохождения этих процедур. После окончания экспериментов, близнецов, как правило, убивали . Нисли вспоминал, как Менгеле лично убил четырнадцать близнецов за одну ночь, сделав инъекции хлороформа в сердце . Если один из близнецов умирал от болезни, Менгеле убивал другого, делая сравнительные посмертные отчёты.

Эксперименты Менгеле с глазами включали попытки изменить цвет глаз с помощью введения инъекционных химических веществ в глаза живых субъектов. Он убивал людей с гетерохроматическими глазами, удаляя глаза и отправляя их в Берлин для изучения. Для Менгеле искали беременных женщин, над которыми он проводил эксперименты перед отправкой их в газовые камеры. Свидетельница Вера рассказала, как он сшил спины двух близнецов, пытаясь создать сиамских близнецов. Дети умерли от гангрены после нескольких дней неимоверных страданий.

Способы выживания

И однако многие дети смогли выжить. Некоторым помогло участие в подпольной деятельности сопротивления. Часть из них были отделены от родителей или других родственников, другие стали еврейскими партизанами.

Между 1938 и 1939 годами организация Киндертранспорт (Детский транспорт) отправила около 10000 еврейских детей (без родителей) в Великобританию из нацистской Германии и оккупированных немцами территорий.

Некоторые неевреи прятали еврейских детей, иногда, как в случае с Анной Франк , и других членов семьи.

Известные дневники детей - жертв Холокоста

См. также

  • Расстрел воспитанников Нижне-Чирского детского дома

Примечания

Литература

  • Алексеев Н. С. F. Kaul. Nazimordaktion, T. 4. Ein Bericht uber die erste industrimabig durchfuhrte Mordaktion des Naziregimes. Berlin. VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1973. :(Рецензия) / Н. С. Алексеев // Правоведение. - 1977. - № 1. - С. 122-124
  • Хандорф Г. Убийства под знаком эвтаназии при нацистском режиме // Новости медицины и фармации. - 2010. - № 329 .
  • Зорин Н. А. Психиатрия нацистской Германии // Дневник психиатра. - 2015. - № 1 . - С. 5-7 .
  • Robert Jay Lifton . The Nazi Doctors: Medical Killing and the Psychology of Genocide. - Basic Books, 2000. - 561 p. - ISBN 9780465049059 .
  • Aderet, Ofer Ultra-Orthodox man buys diaries of Nazi doctor Mengele for $245,000 (неопр.) . Haaretz (22 July 2011). Дата обращения 2 февраля 2014.
  • Allison, Kirk C. Eugenics, race hygiene, and the Holocaust: Antecedents and consolidations // Routledge History of the Holocaust. - Milton Park; New York: Taylor & Francis, 2011. - P. 45–58. - ISBN 978-0-415-77956-2 .
  • Astor, Gerald. Last Nazi: Life and Times of Dr Joseph Mengele. - New York: Donald I. Fine, 1985. - ISBN 0-917657-46-2 .
  • Blumenthal, Ralph (22 July 1985). “Scientists Decide Brazil Skeleton Is Josef Mengele” . The New York Times . Arthur Ochs Sulzberger, Jr. Дата обращения 1 February 2014 .
  • Brozan, Nadine (1982). “Out of Death, a Zest for Life” . The New York Times .
  • Evans, Richard J. The Third Reich at War. - New York: Penguin, 2008. - ISBN 978-0-14-311671-4 .
  • Hier, Marvin Wiesenthal Center Praises Acquisition of Mengele"s Diary (неопр.) . Simpn Wiesenthal Center (2010). Дата обращения 2 февраля 2014.
  • Kershaw, Ian. Hitler: A Biography. - New York: W. W. Norton & Company, 2008. - ISBN 978-0-393-06757-6 .
  • Kubica, Helena. The Crimes of Josef Mengele // Anatomy of the Auschwitz Death Camp. - Bloomington, Indiana: Indiana University Press, 1998. - P. 317–337. - ISBN 978-0-253-20884-2 .
  • Lagnado, Lucette Matalon; Dekel, Sheila Cohn. Children of the Flames: Dr Josef Mengele and the Untold Story of the Twins of Auschwitz. - New York: William Morrow, 1991. - ISBN 0-688-09695-6 .
  • Levy, Alan. Nazi Hunter: The Wiesenthal File. - Revised 2002. - London: Constable & Robinson, 2006. - ISBN 978-1-84119-607-7 .
  • Lifton, Robert Jay (21 July 1985). “What Made This Man? Mengele” . The New York Times . Дата обращения 11 January 2014 .
  • Lifton, Robert Jay. The Nazi Doctors: Medical Killing and the Psychology of Genocide. - New York: Basic Books, 1986. - ISBN 978-0-465-04905-9 .
  • Longerich, Peter. Holocaust: The Nazi Persecution and Murder of the Jews. - Oxford; New York: Oxford University Press, 2010. - ISBN 978-0-19-280436-5 .
  • Mozes-Kor, Eva. Mengele Twins and Human Experimentation: A Personal Account // The Nazi Doctors and the Nuremberg Code: Human Rights in Human Experimentation. - New York: Oxford University Press, 1992. - P. 53–59. - ISBN 978-0-19-510106-5 .
  • Nash, Nathaniel C. (11 February 1992). “Mengele an Abortionist, Argentine Files Suggest” . The New York Times . Дата обращения 31 August 2014 .
  • Nyiszli, Miklós. Auschwitz: A Doctor"s Eyewitness Account. - New York: Arcade Publishing, 2011. -

Мириам Розенталь была на четвертом месяце беременности - голодная, смертельно уставшая, замерзшая, грязная и перепуганная - когда у дверей барака в Аушвице появился офицер СС в огромных черных сапогах и новой форме с громкоговорителем в руках.

Он прокричал, чтобы все беременные женщины построились. Построились, построились - ваши порции еды увеличиваются вдвое.

«Можете себе представить? - спрашивает Мириам.- Даже те женщины, которые не были беременными, встали в строй. Я стояла рядом с моей двоюродной сестрой, которая была младше меня, и не торопилась следовать их примеру. Сестра сказала: «Мириам, что ты делаешь?»

«Но меня что-то сдерживало. Кто-то за мной наблюдал. Мне кажется, это, возможно, была мама или сам Господь. 200 женщин встали в строй и все 200 отправились в газовую камеру. Я сама не знаю, почему я не вышла».

«Я спрашивала об этом раввинов. Я спрашивала очень уважаемых людей, но никто мне не ответил. Если вы верите в Бога, считайте, что это сделал Бог. Если вы верите, что это были мои родители, значит это были они - лично я так и думаю».

«Мои родители были очень хорошими людьми, щедрыми и добрыми. Может быть, именно ради них, из-за них я не вышла вперед. Я спрашивала себя об этом каждую ночь, когда лежала в постели».

Ее родители до сих пор находятся в столовой ее опрятного дома на севере Торонто. Глаза Мириам наполнились слезами. Рассказы о тех далеких днях разрывают ей сердце. Она помнит каждую мелочь. «Каждый шаг». Весь ужас. Возможно, ее тело разъедает артрит, ее ноги почти не слушаются, шея болит и в воскресенье ей исполнится 90 лет, но Мириам помнит все.

«Я еще пока не страдаю старческим слабоумием»,- улыбается она.

Решение Мириам не вставать в строй стало только началом, а вовсе не концом ее истории. Она пережила еще много таинственных поворотов судьбы, которая в последние месяцы Второй мировой войны на опустошенных просторах нацистской Германии помогла семи беременным еврейским женщинам встретиться в Кауферинге, недалеко от Дахау, где позже появятся на свет семь еврейских младенцев.

Немцы уничтожили более миллиона еврейских детей. Немцы считали их бесполезными ртами, которые необходимо кормить, поэтому детей они убивали одними из первых, наряду с больными и стариками. Некоторых детей использовали для проведения медицинских экспериментов, но новорожденных умерщвляли при рождении.

Спустя почти 70 лет после окончания войны семеро еврейских детей, рожденных в Кауферинге - три мальчика и четыре девочки - семеро самых юных спасшихся жертв Холокоста до сих пор живы и находятся в разных точках мира.

«Вот мой чудом спасшийся младенец»,- сказала Мириам, остановившись на середине фразы и улыбнувшись вошедшему в комнату 67-летнему «младенцу» Лесли.

«А вот моя чудом спасшаяся мама»,- улыбнулся ей в ответ Лесли Розенталь.

Мириам Розенталь, в девичестве Мириам Шварц, родилась в городе Комарно в Чехословакии 26 августа 1922 года и была самой младшей из 13 детей в семье. Ее отец Яков был фермером.

«Меня баловали,- рассказывает она.- У меня было прекрасное детство. Я постоянно спрашивала у мамы, когда придет моя очередь выходить замуж».

Мириам вместе со своей матерью Лаурой встретились со свахой из Мискольца в Венгрии. Проглядывая записную книгу свахи, где была собрана информация о достойных холостяках, Мириам нашла своего Кларка Гейбла - красивого, как кинозвезда, сына торговца скотом - его звали Бела Розенталь. Молодые люди поженились в Будапеште 5 апреля 1944 года. Мириам приколола розу к вороту своего платья, чтобы прикрыть желтую звезду Давида.

Их медовый месяц оказался коротким. Спустя несколько коротких месяцев после свадьбы Белу отправили в трудовой лагерь, а Мириам - в Аушвиц. Затем ее перевели в Аугсбург на работу на фабрику Мессершмитта. Тем временем ребенок, которого она носила, рос.

Однажды на фабрику пришли два офицера СС с рычащими собаками на поводке и потребовали выдать им беременных женщин. Они повторили свое требование второй раз.

«Я должна была поднять руку, - рассказывает Мириам.- Беременность уже была заметна, и, если бы я не подняла руку, всех этих женщин убили бы. Как я могла не поднять руку? Девушки рыдали, провожая меня. Офицеры СС посадили меня на пассажирский поезд, что было очень необычно. Там была женщина, обычная немка, которая сказала: «Фрау, что с вами? У вас выпали все волосы. На вас обноски. Вы откуда, из психиатрической лечебницы?»

«Она понятия не имела - эта немка - какие ужасы немцы творили с заключенными. Я сказала ей, что я не из лечебницы и что я направляюсь в Аушвиц - в газовую камеру. Она посмотрела на меня так, будто я была сумасшедшей, открыла сумку и достала немного хлеба. Как же быстро я его съела. Я была до смерти голодной».

В это время офицеры СС курили в стороне, а когда вернулись, они объявили Мириам, что ей невероятно повезло, потому что крематориям в Аушвице «капут». Вместо этого Мириам доставили в Кауферинг I, лагерь недалеко от Дахау, лично довели ее до его ворот и назвали номер, вытатуированный у нее на левом предплечье - его можно прочесть до сих пор.

«Они сказали «Прощайте, фрау, удачи!» Можете себе представить? - продолжает Мириам.- Я отправилась с этот лагерь, меня проводили в подвал, и угадайте, кого я там встретила?»

Еще шесть беременных женщин, которые плакали, смеялись, поддерживали друг друга, болтали на венгерском, надеясь в душе на спасение. Один за одним родились дети - роды у матерей принимала еще одна обитательница подвала, венгерская акушерка, чьим единственным инструментом было ведро горячей воды.

Одна из еврейских женщин, в обязанности которой входило наблюдение за остальными, тайно пронесла в их помещение печку, которая помогала будущим матерям не мерзнуть во время суровой зимы 1945 года. Немцы нашли печку и сильно избили эту женщину, изуродовав ее тело своими дубинками.

«С тех пор я долго искала эту женщину,- рассказывает Мириам.- После того как ее избили, она сказала: «Не волнуйтесь, девочки, завтра же печка снова будет у вас».

Так и случилось.

«Он был очень красивым, белокурые волосы, голубые глаза,- вспоминает Мириам.- Эсэсовцы очень удивились, увидев его, и сказали, что он похож на арийца. Они спросили меня, не был ли его отец офицером СС.

«Я сказала, что его отцом был мой муж».

Американские солдаты заплакали, когда, освобождая узников Дахау в конце апреля, они обнаружили семерых младенцев - новая жизнь на костях покойников. Мириам попрощалась со своими сестрами по лагерю и отправилась домой в Чехословакию. Бела тоже остался в живых и вернулся в Комарно, в рваных сандалиях на ногах, которые держались на одном ремешке.

«Издалека я увидела, как он возвращается, как бежит, и я закричала «Бела, Бела». Я не могла поверить, что это он, а он бежал и звал меня по имени»,- рассказывает Мириам.

«Я не могу описать то чувство, которое он испытал, когда увидел нашего ребенка, когда он впервые увидел Лесли. Мы плакали и не могли остановиться».

Бела сказал, что Лесли «очень красивый». А Мириам сказала, что у него «твои уши».

Молодая семья переехала в Канаду в 1947 году. Бела нашел работу на фабрике по производству матрасов, но истинным его даром была умение говорить. Он был человеком слова и веры. Семья Розенталь переехала из большого города в Тимминс и Сюдбери, где Бела служил раввином, прежде чем они вернулись в Торонто в 1956 году. В течение более 40 лет они вместе управляли магазином сувениров под названием Miriam’s Fine Judaica и воспитывали троих детей, а затем внуков и правнуков. Бела умер несколько лет назад в возрасте 97 лет.

По словам Мириам, жизнь в Канаде не всегда была простой. Были времена успехов и неудач, кроме того их всегда преследовало их прошлое, болезненные воспоминания, никогда не покидавшие уголки их памяти.

Мириам часто снится один и тот же сон, что эсэсовцы приходят и отбирают у нее Лесли. Но когда она сейчас смотрит на него, сидящего рядом с ней этим теплым августовским днем, тени с ее лица уходят, потому что она знает, что у ее истории войны счастливый конец.

«Он такой хороший мальчик, - говорит Мириам.- Он навещает меня каждый день. Он знает, через что пришлось пройти его матери».

Было совершено во время Второй мировой войны. В Европе и странах бывшего Советского Союза практически нет семей, которые бы не пострадали от рук нацистов. У кого-то на войне погибли отцы, сыновья, братья, кто-то лишился родных во время бомбежек, но самое страшное - это Холокост детей, насильно отобранных у родителей. В период 1933-1945 годов пострадали миллионы ни в чем не повинных ребятишек разных национальностей и вероисповеданий. Немногим из них удалось выжить, судьбой тысяч детей в послевоенное время занимались гуманитарные организации.

Выборочное истребление детей

Гитлер был помешан на чистоте поэтому он организовал специальную программу по борьбе за ее очищение. Дети евреев и цыган уничтожались в первую очередь, поскольку они считались опасными для Германии. Истреблению также подвергались физически и умственно неполноценные ребята из захваченных территорий СССР, Польши и самой Германии. Холокост детей затронул многие семьи, в концлагеря попадали как сироты, так и ребята, насильно отнятые у родителей. Всех жертв можно разделить на несколько групп:

  • дети от 12 лет использовались в качестве рабочей силы и для медицинских экспериментов;
  • уничтоженные новорожденные;
  • дети, убитые сразу по прибытии в концлагеря;
  • рожденные в лагерях смерти и гетто, которым удалось спастись благодаря людям, укрывшим их от нацистов.

Отношение нацистов к детям

В гетто несчастные умирали чаще всего от болезней и голода. мало беспокоило, поскольку малыши для них особой ценности не имели, в большинстве случаев их уничтожали вместе с инвалидами и стариками в первую очередь. Дети Холокоста старше 12 лет использовались в качестве рабочей силы, но условия были такими, что они долго не выдерживали. Немощных нацисты отправляли в газовые камеры, расстреливали или просто оставляли умирать в муках. Холокост детей стал позором для всей нации, немцы до сих пор не могут очиститься перед общественностью за те страшные деяния. Судьбой малышей, как правило, распоряжался юденрат, по его распоряжению ребята депортировались в

Выжившие дети

Светловолосым, голубоглазым ребятам со светлой кожей повезло больше, их отнимали у родителей, но не убивали, а отправляли на воспитание в «расово полноценные» немецкие семьи, поскольку такая внешность являлась «арийской». Холокост детей не затронул тысячи маленьких евреев, которые были депортированы из Германии и оккупированных нацистами стран программой «Киндертранспорт». Были и отважные люди, которые соглашались спрятать под своим кровом несчастных. Многие дети нашли приют в Бельгии, Италии, во Франции их прятали у себя монахини, протестантские семьи.

Памятник Холокосту всегда будет напоминать людям о невиданной жестокости и зверстве некоторых исторических личностей и предостерегать от повторения подобных ужасов. Никто не вправе распоряжаться жизнью другого человека, делать из него раба или умертвлять по собственной прихоти.



Выбор редакции
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...

В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...

Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...

по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...
Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...
Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...
В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...