Хадис газы во время намаза. Проблема постоянного нарушения омовения


ВОПРОС: Ассаляму алейкум уважаемый Мейрам!

На сайте центральной мечети города Алматы прочитал следующее:

Вопрос: 22.02.13. Ассаламу алейкум. У меня постоянно проблема с образованием газов в животе из за болезни печени и всегда здерживаюсь во время намаза чтобы не прерывать намаз. Правильно ли это? Абдугаппар

Ответ: Уа алейкум ассалам, Абдугаппар.
Если человек по причине болезни не может сдерживать омовение (к примеру, у него недержание мочи или постоянные газы), его называют заслуживающим оправдания (ма"зур). Ему достаточно совершить омовение перед началом намаза и с этим омовением он молиться вплоть до наступления времени следующего намаза. Даже если у него вышли газы или моча, его омовение не будет считаться нарушенным, и он может продолжать читать намаз. Но как только наступило время следующего намаза, ему нужно будет возобновить омовение.
Таким образом, если Вы по состоянию здоровья не в силах сдерживать свой организм, выход газов не будет считаться нарушением омовения, поскольку в этом случае Вы относитесь к заслуживающим оправдания.

В связи с этим, хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу данного ответа, правильно ли по Вашему мнению ответ имама, если можно приведите хадисы по данному вопросу. Опишите более полно про случаи заслуживающее оправдания (ма зур). С уважением Асыл.

МОЙ ОТВЕТ: уа алейкум ас салям уважаемый Асыл!

Чистота приближает человека к Аллаху. Поэтому в священном аяте сказано: «Аллах любит очищающихся » (2:222). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах чист и любит чистоту » (Тирмизи) и «Чистота - половина веры » (Муслим). Находясь в состоянии омовения, совершать его заново – это самый лучший поступок для любого мусульманина. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям), находясь в омовении или нет, часто обновлял его. Чтобы поощрить к этому свою обшину, он говорил: «Если кто-то пребывая в состоянии омовения, заново совершает его, тому Всевышний Аллах пишет десять добрых дел » (Тирмизи).

Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) облегчили религию, поэтому нельзя нам усложнять религию, как это обычно усложняют так называемые ученые. Если у человека часто нарушается омовения, омовения надо проводить только перед началом намаза, а потом снова перед началом другого намаза. Как видите из вышеприведенного хадиса, чем больше проводите омовение, тем больше получаете вознаграждения, если ваше омовения даже не нарушено. Поэтому не создавайте проблему на пустом месте, несмотря на свои болезни или другие причины, берите в привычку постоянно перед каждым намазом обновлять свое омовение – зачем заставлять себя насильно терпеть естественные позывы, когда можете и газы выпускать, и заодно сходить по нужде после намаза?! А потом перед началом следующего намаза совершите омовение и все проблемы решены! Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал женщине, которая страдала от непрерывного кровотечения: «Кроме того, совершай омовение перед каждой молитвой, пока не наступит следующий период (месячных) » (Бухари).

Если во время молитвы у меня нарушилось омовение, могу ли я продолжить молитву? Могу ли я продолжить ее с того места, где остановился, или мне нужно начинать молитву заново?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Если у человека в молитве вышли ветры или омовение нарушилось другим способом, то он должен выйти из молитвы, а после вернуться и, по более верному мнению, возобновить молитву с самого начала. Это мнение мазхаба маликитов, шафи‘итов и ханбалитов. Мазхаб ханафитов и старый мазхаб шафи‘итов придерживался другого мнения.

И это касается того, кто не смог сдержаться, и омовение нарушилось у него ненамеренно. Если же человек намеренно нарушил молитву, то, в соответствии с единодушным мнением ученых, молитва становится недействительной.

Большинство ученых в этом вопросе использовали метод сравнения по аналогии (кыяс). Если осквернение нарушает омовение, то это также делает недействительной молитву, как и молитву того, кто намеренно нарушил своей омовение.

Что же касается мазхаба Абу Ханифы, то мазхаб в качестве доказательства использовал хадис от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Пусть человек, которого одолела рвота, или пошла из носа кровь, или произошла отрыжка (с некоторыми частицами пищи), или вышел предъэякулят (мази), оставит молитву и совершит омовение. А после пусть продолжит свою молитву, не разговаривая всё это время“» (Ибн Маджа № 1221). Однако это слабый хадис.

Аль-Бусыри в «аз-Зауаид» сказал: «В цепочке передатчиков это хадиса есть Исма‘иль ибн ‘Айаш, и его предания от жителей Хиджаза считаются слабыми».Ибн Хаджар сказал: «Не только один ученый говорил, что цепочки Исма‘иля ибн ‘Айаша от Ибн Джурейджа и цепочка Исма‘иля ибн ‘Айаша от жителей Хиджаза являются слабыми. Известные ученики Ибн Джурейджа, являющиеся достоверными передатчиками, передали этот хадис в другой версии. Они передали хадис от Ибн Джурейджа, от его отца, и от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с прерванной цепочкой передатчиков» (Ат-талхыс аль-хабир. Т. 1. С. 495). Смотрите также: «Ат-тахкык фи ахадис аль-хыляф» Ибн аль-Джаузи (Т. 1. С. 83) и «Танкых ат-тахкык» Ибн ‘Абдульхади (Т. 1. С. 284).

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Мы уже говорили, что наш (то есть шафиитский) новый и верный мазхаб считает, что продолжать молитву с места остановки нельзя. Но необходимо возобновить молитву. Таково было мнение сподвижника аль-Мисуара ибн Махрамы, да будет доволен им Аллах. Такого же мнения придерживался Малик и другие, и это является верным мнением мазхаба Ахмада.

Абу Ханифа, Ибн Али Ляйля и аль-Ауза‘и считали, что следует продолжать молитву с места остановки. Это мнение Ибн ас-Саббаг и другие передавали от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Аль-Бейхаки передал это мнение от ‘Али, Сальмана аль-Фариси, Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара, Ибн аль-Мусаййба, Абу Салямы ибн ‘Абдуррахмана, ‘Аты, Тауса, Абу Идриса аль-Хауляни, Сулеймана ибн Йасара и других, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Но хадис, на который они опираются, является слабым. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, придерживались разных мнений по этому вопросу, поэтому в этом вопросе действует правило сравнения по аналогии. А Аллаху ведомо лучше» (Аль-маджму‘. Т. 4. С. 6). Смотрите также: «Аль-мугни» (Т. 1. С. 421).

Аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, разъяснил те предания, которые пришли от некоторых сподвижников, что они прерывали молитву из-за носового кровотечения, совершали омовение, а после продолжали молитву с того места, где прервались. Он сказал, что они не совершали известного омовения для молитвы, а только смывали кровь.

Он, да помилует его Аллах, сказал: «Значение „совершили омовение“ мы понимаем, как смыли кровь с тех частей тела, куда она попала, но не омовение для молитвы.

Передается, что Ибн Мас‘уд обмыл свои руки после еды, а после обтер мокрыми руками своё лицо и сказал: „Таково омовение того, кто не осквернился“. И это известно в речи арабов. Омовением они называют обмывание некоторых частей тела, а не только омовение для молитвы» (аль-Бейхаки. Ас-сунан аль-кубра. Т. 1. С. 143).

Мнение большинства ученых подтверждает хадис, который привел Абу Дауд (№ 205). Сообщается от ‘Али ибн Талька, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и совершит молитву заново». В отношении достоверности этого хадиса ученые разногласят. Ибн Хиббан считал его достоверным, а другие – хорошим.

В книге с фетвами Постоянного комитета приводится вопрос о хадисе: «Пусть человек, который осквернился в молитве, покинет её. Если это совместная молитва, то пусть возьмется за нос, покинет молитву и совершит омовение. А после, если он не разговаривал, пусть продолжает молитву с того места, на котором он остановился».

Постоянный комитет ответил: «Некоторые ученые хадиса считали этот хадис слабым. Поэтому мнение о том, что человек, который осквернился в молитве и вышел из неё, может после совершения омовения продолжить ее с того места, где остановился, неверно. Осквернение в молитве делает её недействительной. И человек после того, как совершит омовение, должен совершить её с самого начала, как на это указывает хадис от ‘Али ибн Талька, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и совершит молитву вновь“ (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа; Ибн Хиббан сказал, что хадис достоверен)» (Фатауа аль-ляджна ад-даима. Т. 5. С. 438).

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Если у человека в молитве нарушилось омовение (вышли газы, или случилось сильное носовое кровотечение, или др.), то, в соответствии с более верным мнением, его молитва становится недействительной. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и начнет молиться вновь“ (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа), как об этом сказал Ибн Хаджар в „Булуг“.

Что же касается хадиса, в котором говорится, что молитву следует продолжить с места прерывания, то это слабый хадис. Это также разъяснил Ибн Хаджар в „Булуг“» (Фатауа аш-шейх Ибн Баз. Т. 10. С. 159).

А Аллах знает лучше.

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Если во время молитвы у меня нарушилось омовение, могу ли я продолжить молитву? Могу ли я продолжить ее с того места, где остановился, или мне нужно начинать молитву заново?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Если у человека в молитве вышли ветры или омовение нарушилось другим способом, то он должен выйти из молитвы, а после вернуться и, по более верному мнению, возобновить молитву с самого начала. Это мнение мазхаба маликитов, шафи‘итов и ханбалитов. Мазхаб ханафитов и старый мазхаб шафи‘итов придерживался другого мнения.

И это касается того, кто не смог сдержаться, и омовение нарушилось у него ненамеренно. Если же человек намеренно нарушил молитву, то, в соответствии с единодушным мнением ученых, молитва становится недействительной.

Большинство ученых в этом вопросе использовали метод сравнения по аналогии (кыяс). Если осквернение нарушает омовение, то это также делает недействительной молитву, как и молитву того, кто намеренно нарушил своей омовение.

Что же касается мазхаба Абу Ханифы, то мазхаб в качестве доказательства использовал хадис от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Пусть человек, которого одолела рвота, или пошла из носа кровь, или произошла отрыжка (с некоторыми частицами пищи), или вышел предъэякулят (мази), оставит молитву и совершит омовение. А после пусть продолжит свою молитву, не разговаривая всё это время“» (Ибн Маджа № 1221). Однако это слабый хадис.

Аль-Бусыри в «аз-Зауаид» сказал: «В цепочке передатчиков это хадиса есть Исма‘иль ибн ‘Айаш, и его предания от жителей Хиджаза считаются слабыми».Ибн Хаджар сказал: «Не только один ученый говорил, что цепочки Исма‘иля ибн ‘Айаша от Ибн Джурейджа и цепочка Исма‘иля ибн ‘Айаша от жителей Хиджаза являются слабыми. Известные ученики Ибн Джурейджа, являющиеся достоверными передатчиками, передали этот хадис в другой версии. Они передали хадис от Ибн Джурейджа, от его отца, и от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с прерванной цепочкой передатчиков» (Ат-талхыс аль-хабир. Т. 1. С. 495). Смотрите также: «Ат-тахкык фи ахадис аль-хыляф» Ибн аль-Джаузи (Т. 1. С. 83) и «Танкых ат-тахкык» Ибн ‘Абдульхади (Т. 1. С. 284).

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Мы уже говорили, что наш (то есть шафиитский) новый и верный мазхаб считает, что продолжать молитву с места остановки нельзя. Но необходимо возобновить молитву. Таково было мнение сподвижника аль-Мисуара ибн Махрамы, да будет доволен им Аллах. Такого же мнения придерживался Малик и другие, и это является верным мнением мазхаба Ахмада.

Абу Ханифа, Ибн Али Ляйля и аль-Ауза‘и считали, что следует продолжать молитву с места остановки. Это мнение Ибн ас-Саббаг и другие передавали от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Аль-Бейхаки передал это мнение от ‘Али, Сальмана аль-Фариси, Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара, Ибн аль-Мусаййба, Абу Салямы ибн ‘Абдуррахмана, ‘Аты, Тауса, Абу Идриса аль-Хауляни, Сулеймана ибн Йасара и других, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Но хадис, на который они опираются, является слабым. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, придерживались разных мнений по этому вопросу, поэтому в этом вопросе действует правило сравнения по аналогии. А Аллаху ведомо лучше» (Аль-маджму‘. Т. 4. С. 6). Смотрите также: «Аль-мугни» (Т. 1. С. 421).

Аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, разъяснил те предания, которые пришли от некоторых сподвижников, что они прерывали молитву из-за носового кровотечения, совершали омовение, а после продолжали молитву с того места, где прервались. Он сказал, что они не совершали известного омовения для молитвы, а только смывали кровь.

Он, да помилует его Аллах, сказал: «Значение „совершили омовение“ мы понимаем, как смыли кровь с тех частей тела, куда она попала, но не омовение для молитвы.

Передается, что Ибн Мас‘уд обмыл свои руки после еды, а после обтер мокрыми руками своё лицо и сказал: „Таково омовение того, кто не осквернился“. И это известно в речи арабов. Омовением они называют обмывание некоторых частей тела, а не только омовение для молитвы» (аль-Бейхаки. Ас-сунан аль-кубра. Т. 1. С. 143).

Мнение большинства ученых подтверждает хадис, который привел Абу Дауд (№ 205). Сообщается от ‘Али ибн Талька, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и совершит молитву заново». В отношении достоверности этого хадиса ученые разногласят. Ибн Хиббан считал его достоверным, а другие – хорошим.

В книге с фетвами Постоянного комитета приводится вопрос о хадисе: «Пусть человек, который осквернился в молитве, покинет её. Если это совместная молитва, то пусть возьмется за нос, покинет молитву и совершит омовение. А после, если он не разговаривал, пусть продолжает молитву с того места, на котором он остановился».

Постоянный комитет ответил: «Некоторые ученые хадиса считали этот хадис слабым. Поэтому мнение о том, что человек, который осквернился в молитве и вышел из неё, может после совершения омовения продолжить ее с того места, где остановился, неверно. Осквернение в молитве делает её недействительной. И человек после того, как совершит омовение, должен совершить её с самого начала, как на это указывает хадис от ‘Али ибн Талька, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и совершит молитву вновь“ (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа; Ибн Хиббан сказал, что хадис достоверен)» (Фатауа аль-ляджна ад-даима. Т. 5. С. 438).

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Если у человека в молитве нарушилось омовение (вышли газы, или случилось сильное носовое кровотечение, или др.), то, в соответствии с более верным мнением, его молитва становится недействительной. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и начнет молиться вновь“ (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа), как об этом сказал Ибн Хаджар в „Булуг“.

Что же касается хадиса, в котором говорится, что молитву следует продолжить с места прерывания, то это слабый хадис. Это также разъяснил Ибн Хаджар в „Булуг“» (Фатауа аш-шейх Ибн Баз. Т. 10. С. 159).

А Аллах знает лучше.

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Выход газов, дефекация, мочеиспускание; генитальные выделения у мужчин и женщин при сексуальном возбуждении и прочих физиологических процессах.

2. Кровотечение или выделение гноя.

В вопросе нарушения ритуальной чистоты в результате кровотечения исламские богословы имеют два основных суждения . Приведу аргументацию сторон.

Придерживающиеся мнения, что омовение нарушается (богословы-ханафиты) , обосновывают его следующим :

Необходимо отметить, что «эти три, а также другие хадисы по данной теме не имеют высокой степени достоверности». Так считали многие ученые.

Но все же по причине многочисленности таких хадисов, в соответствии с критериями хадисоведения они приобретают уровень частичной достоверности (хасан ли гайрихи) и применимы в религиозной практике.

Придерживающиеся мнения, что омовение не нарушается (богословы-шафииты) , приводят хадис о том, что «Пророк сделал кровопускание [одна из форм лечения, врачевания], затем совершил молитву, не обновляя омовения, а лишь промыв места, испачканные кровью» . В качестве другого основного аргумента богословы-шафииты приводят случай (описанный в своде хадисов имама аль-Бухари) о ранении одного из сподвижников Пророка прямо во время молитвы и завершении им молитвы в состоянии, когда он истекал кровью . Аргументация их состоит в том, что «пророк Мухаммад не сказал этому человеку о необходимости повторного совершения молитвы, хотя маловероятно, что он (да благословит его Аллах и приветствует) не был осведомлен о случившемся» .

Итак, если вы относитесь к тем, кто в религиозной практике следует действиям Пророка с трактовкой и каноническим акцентом богословов-ханафитов, то вам нужно знать следующее:

Продолжая перечислять причины, нарушающие малое омовение:

3. Рвота, заполняющая ротовую полость .

4. Потеря сознания.

5. Сон в положении лежа или опершись на что-либо; что касается полусна (дремоты) сидя, то это не нарушает состояния ритуальной чистоты.

6. Громкий смех совершеннолетнего во время выполнения молитвы .

7. Соприкосновение мужчины и женщины.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном, без особых ощущений прикосновении мужчины к женщине (или наоборот) не нарушается. Согласно шафиитскому мазхабу, при телесном соприкосновении женщины и мужчины, не являющихся близкими родственниками, состояние чистоты нарушается у обоих. Женщинами, близкими по родству, прикасание к которым не нарушает предмолитвенного состояния, являются те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т.д. (см. Св. Коран, 4:23). Жена входит в число тех женщин, при прикосновении к которым состояние ритуальной чистоты нарушается .

Наиболее рациональным и оптимально отвечающим современным реалиям в этом вопросе является мнение авторитетного правоведа нашего времени, доктора Вахбы аз-Зухайли. «Я считаю, – пишет он, – что случайное прикосновение к женщине (жене и, наоборот, жены к мужу) или прикосновение, не вызывающее плотского желания, не нарушают состояния ритуальной чистоты…»

Тактильно-эмоциональная грань взаимоотношений супругов предельно чувственна и важна, поэтому им стоит быть максимально деликатными, проницательными и учтивыми друг к другу, дабы на фоне стремления постоянного сохранения ритуальной чистоты не было охлаждения как в духовной, так и в интимной стороне их совместной жизни.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном прикосновении к женщине не нарушается, даже если мужчина получает от подобного прикосновения какое-то наслаждение.

В 43-м аяте 4-й суры Священного Корана при перечислении случаев, нарушающих ритуальную чистоту, употреблены слова «и если вы дотронулись до женщин». Один из авторитетных комментаторов Корана Ибн ‘Аббас считал: «Под словом «дотронулись» в данном случае подразумевается не просто случайное или обычное прикосновение, а половая близость. Именно в этом значении арабы употребляют выражение «ва ин ляямэстум» («и если прикоснулись вы»)».

Существует несколько хадисов на эту тему, переданных женой пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Аишей:

- «Иногда Пророк прямо перед молитвой-намазом целовал одну из своих жен, затем, не обновляя омовения, приступал к молитве» ;

- «Бывало, что Пророк совершал ночную молитву-намаз, а я лежала неподвижно рядом. Когда он начинал совершать Витр, то [иногда] дотрагивался до меня своей ногой» . Из приведенного хадиса следует, что Пророк дотрагивался до своей жены во время молитвы и продолжал молиться, не обновляя омовения;

- «[Однажды] не найдя ночью Пророка в постели, я стала искать его в [потемках] комнаты на ощупь. В какой-то момент мои руки дотронулись до его ступни. Он совершал долгий земной поклон, обращаясь с молитвой: «Господи, я прибегаю к Твоей благосклонности (к Твоему довольству мною), удаляясь от гнева Твоего. И прибегаю к прощению Твоему, удаляясь от наказания Твоего...» . Этот хадис тоже указывает на то, что состояние ритуальной чистоты не нарушается от прикосновения женщины.

Шафиитские же ученые утверждают, что состояние ритуальной чистоты нарушается во всех случаях прикосновения мужчины к женщине независимо от того, будет это прикосновение случайным или преднамеренным . Обосновывают они это приведенным выше аятом и считают, что выражение «дотронулись до женщин» необходимо понимать в буквальном смысле, поэтому любое прикосновение к женщине нарушает состояние ритуальной чистоты. Хадис же о поцелуе, приведенный ранее, по мнению богословов шафиитского мазхаба, является недостоверным, поэтому невозможно использование его в качестве аргумента .

8. Прикосновение рукой (ладонью) к половым органам.

Это требование лишь шафиитского мазхаба .

Во всех случаях нарушения состояния ритуальной чистоты, если верующий желает помолиться, необходимо заново совершить омовение.

Хотя для особо трепетных в данном вопросе следует отметить: Сатана выискивает слабые стороны человека и начинает свое наступление. Всегда стоит помнить богословское правило – «убежденность не нарушается сомнениями». К примеру, человек знает, что недавно совершил омовение, однако, сомневаясь в действительности его (нарушил или нет), легко отстраняется от сомнений именно знанием о том, что оно было совершено.

Здесь подразумеваются выделения у мужчин, предшествующие эякуляции (выходу семени). После семяизвержения потребуется уже полное омовение (гусль).

Такого рода различия могут быть, но они не указывают на то, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) где-то и что-то забыл, а также не говорят о том, что какие-то ученые знают больше или меньше. Если оба мнения обоснованны и достоверны, то каждое из них применимо. В таких вопросах человеку легче и правильнее придерживаться мнения какой-то одной группы авторитетных богословов, чтобы не появлялось легкомыслие и пренебрежительное отношение, особенно в вопросах религиозной практики.

Ученые ханбалитского мазхаба также говорили о нарушении ритуальной чистоты вследствие кровотечения, но добавляли: кровотечение должно быть значительным, обильным, что не имеет каких-то рамок, а определяется человеком самостоятельно. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 268.

См., например: Аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. С. 37–43; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 2. С. 351–353; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 1. С. 162.

Если за время его отсутствия молящиеся уже совершили часть ракяатов и он успел до приветствия, то, не совершая приветствия, отлучившийся восполняет то, что было им пропущено за время обновления омовения. Единственным условием является отсутствие произнесения слов во время отлучки.

Богословы маликитского мазхаба единодушны с богословами-шафиитами в данном вопросе.

Данный хадис является недостоверным (да‘иф). См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 207, хадис № 241.

См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 82.

Некоторые ученые, например имам аль-Хаттаби, удивлялись такой трактовке данного случая, говоря, что «бесспорным является вопрос нечистотности (наджаса) крови и то, что наличие ее на теле или одежде делает недопустимым совершение молитвы в таком состоянии». То есть уже это однозначно говорит о том, что данному человеку необходимо было совершить молитву заново. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 352.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 267, 268; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 15; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 135; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 36.

Согласно шафиитскому мазхабу, случаи, указанные в п. 2 и п. 3, состояние ритуальной чистоты не нарушают. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 270.

Смех во время молитвы, который слышен и смеющемуся, и его соседу, нарушает как саму молитву, так и требует совершения нового омовения. Смех, который слышен только смеющемуся, нарушает молитву. Что касается улыбки, то она не нарушает ни молитву, ни состояние ритуальной чистоты. Данное положение исходит лишь из требований ханафитского мазхаба. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. С. 11.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 274; Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 76.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 438, хадис № 7124, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 213, 214, хадис № 249 и пояснение к нему; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, хадис № 4/64 и пояснение к нему; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 33, хадис № 86, «сахих».

Хадис от ‘Аиши; св. х. ан-Насаи. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 214, хадис № 250 и пояснение к нему.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима и ат-Тирмизи. Там же. Хадис № 251 и пояснение к нему.

Это не касается лишь близких родственниц. В число женщин, близких по родству, прикосновение к которым не нарушает ритуальной чистоты, входят те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т. д. (см.: Св. Коран, 4:23).

Имам ат-Тирмизи утверждал, что слышал слова имама аль-Бухари о недостоверности этого хадиса. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 214.

Подробнее о степени достоверности этого хадиса см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, 133, пояснение к хадису № 4/64 в сноске.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 278.

Желательно ли человеку, находящемуся в состоянии хронического нарушения омовения (да’им аль-хадас) по причине истихады или из-за непрекращающегося выхода (капель) мочи, совершать сунны омовения? Есть ли другие вещи, которые желательно совершать такому человеку, чтобы его очищение и намаз не нарушались? И какие требования для того, чтобы человек попадал в эту категорию?

1. Остается ли желательным для того, кто хронически теряет омовение, совершать сунны намаза и вуду?

Да, тому, кто находится в таком состоянии (да’им аль-хадас), по-прежнему рекомендуется совершать сунны омовения и намаза так же, как и обычному человеку.

2. По каким критериям определяется, что человек находится в состоянии хронического нарушения малого омовения? Человек находится в состоянии хронического нарушения омовения в том случае, если из его интимных частей выходит какое-либо вещество (таким образом, что омовение постоянно нарушается) с такой частотой, что ему не хватает времени, чтобы совершить очищение и помолиться без того, чтобы омовение было вновь нарушено (выходом этого вещества).

3. Что делать, если вещество выходит с перерывами, но продолжительность этих перерывов непредсказуема? Согласно фетве ученого Хабиба Зайна ибн Сумайта аль-Хадрами, человек находится в состоянии хронического нарушения малого омовения даже в том случае, если иногда у него бывает достаточно времени для того, чтобы помолиться между двумя нарушениями вуду, но он не может точно предвидеть, когда это произойдет.

4. Что, если мое омовение часто нарушается, но есть достаточно времени между нарушениями, чтобы я мог сделать омовение и совершить намаз? Если человек видит, что что-то часто выходит из его интимных мест, но между этим у него достаточно времени, чтобы очиститься и помолиться, он не относится к категории людей, которые страдают хроническим нарушением малого омовения [поэтому ему не делается послабление и он должен молиться подобно тому, как молится здоровый человек]. Такому человеку нужно искать время, когда ничего не выходит, и молиться в этом промежутке.

5. Есть ли специальные правила, которым должен следовать человек в таком состоянии, чтобы его малое омовение и намаз считались действительными? Малое омовение человека, который находится в состоянии «да’им аль-хадас», не будет действительным, если совершить его до наступления времени намаза, который он намеревается совершить. После наступления времени намаза такому человеку надо смыть нечистоты со своих интимных мест, подложить туда что-либо наподобие кусочка ткани и закрепить его так, чтобы минимизировать выход и распространение нечистот, которые не прекращают выходить.

Затем следует незамедлительно, не откладывая, совершить омовение и молитву, чтобы свести к минимуму нарушение омовения, насколько это возможно. Если в этом случае вещество все-таки вышло, это не влияет на действительность намаза, потому что, с юридической точки зрения, на людей, относящихся к данной категории, не распространяется ряд хукмов, которые относятся к обычным людям.

Человеку «да’им аль-хадас» дозволено исполнить лишь один фарз-намаз с этим омовением, а необязательных – сколько угодно. Если человек намеревается совершить второй фард, он должен повторить весь процесс очищения. Таково решение нашей школы.

6. Есть ли какие-то послабления, чтобы уменьшить частоту совершаемых омовений, например, если человек хочет восстанавливать пропущенные намазы? Маликитские ученые имеют немного отличную от нашей позицию. Они говорят, что в случае, если малое омовение постоянно нарушается за период половины целой молитвы или чаще, то, когда человек вошел в состояние малого омовения, оно не считается нарушенным (при выходе вещества), как об этом сказал великий ученый маликитского мазхаба Уляйш аль-Малики в книге «Минан аль-Джалиль» (1/65). Султан ученых (великий алим-шафиит) аль-Изз ибн Абдус-Салям указал в своей «Фатава» (с. 360), что следовать этому решению дозволено (тем, кто придерживается шафиитского мазхаба).

الرابع: إذا كان شخصٌ دائمَ الحدث إما لاستحاضة أو لسلس بول فهل يسن له أو لها أن يأتي بسنن الوضوء ؟ هل هناك أشياءُ أخرى ينبغي لهذا الشخص أن يعرفها حتى تصح طهارته وصلاته ؟ وكيف يعدّ شخص دائم الحدث ؟ 

الجواب : نعم يسنُّ لدائم الحدث الإتيانُ بسنن الوضوء وكذلك الصلاة كما يسنُّ ذلك للسليم . ودائمُ الحدث هو مَن يستمرُّ منه خروجُ شيء من السبيلين أو أحدهما بحيث لا يجد في الوقت ما يسعُ فعلَ الطهارة والصلاة من غير حدث ، ومثله أيضاً من يجد سعةً في الوقت لكن لا يستطيع ضبطَ ذلك ولا يعرف متى يكون كما أفتى به العلامةُ الحبيبُ زين بن سميط الحضرمي . أما مَن يكثر من خروج شيء من أحد السبيلين لكنه يجد سعةً في الوقت لفعل الطهارة والصلاة من غير حدث فليس هو دائم الحدث ، فليتحرَّ الوقتَ الذي يخلو فيه من الحدث ويتطهر ويصلي فيه . أما دائمُ الحدث المتقدم بيانه فلا تصح طهارته إلا بعد دخول وقت الصلاة التي يريد فعلها ، فإذا دخل الوقت وجب عليه غسلُ الموضع الذي أصابته النجاسة ، ثم يحشو فرجه بنحو قطنة ويلف عليه خرقةً لئلا تنتشر منه النجاسةُ التي تخرج منه في الصلاة ، ثم يتوضأ ويصلي فوراً دون تأخيرٍ تخفيفاً من الحدث ما أمكن ، ثم لو خرج منه شيء بعد ذلك وهو في الصلاة لم يضرَّ لأنه معذور . ويجوز لدائم الحدث أن يصلي بهذا الوضوء صلاةَ فرض واحدة وما شاء من النوافل ، فإذا أراد صلاةَ فرض ثانية وجب عليه إعادة الطهارة السابقة ، هذا حكمُ مذهبنا . لكن فصَّل السادةُ المالكيةُ في مثل ذلك فقالوا : إن كان الحدثُ يلازم الشخصَ نصفَ وقت الصلاة أو أكثر فلا ينقض الوضوء كما في «منح الجليل» (1/65) للعلامة عليش المالكي . وقد أشار سلطانُ العلماء العز ابن



Выбор редакции
В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...

На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...

«Вся наша жизни - игра» утверждают люди, наносящие себе татуировку с игральными костями. Не удивительно что, такая тату стала символом...
О нательных крестах. Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на человека в Таинстве Крещения во исполнение слов...
На протяжении многих лет черная магия возводила до ранга божества многих колдунов, которые могли с легкостью влиять на других людей и...
Полное собрание и описание: параскева пятница молитва о детях для духовной жизни верующего человека.Информационный сайт про иконы,...
Самое подробное описание: молитва монастырская аудио - для наших читателей и подписчиков.Молитвы утренние Молитвы утренние читают...
Гадание Илия с расшифровкой поможет вам определить, что случится в ближайшем будущем. Подобный обряд был очень распространен среди наших...