Монастыри Липецкой земли: взгляд со стороны. Липецкая область Липецкий женский монастырь


Фото 08.05.2013:

Фото 18.08.2013:

Рождество-Богородицкий мужской монастырь

Имена основателей Задонского Богородицкого монастыря Кирилла и Герасима упоминают писцовые книги Засосенского стана Елецкого уезда 1628-1630 гг., давая также и первое описание монастыря: "Монастырь Тешевской на реке на Дону усть речки Тешевки под Тешевским лесом. Ограда древена, ворота простые затворные на монастырь. А в монастыре церковь во имя Пресвятыя Богородицы Стретение Владимирския иконы, а церковь поставлене и в церкви оброзы местные и книги и ризы и у церкви колокола и все церковное и монастырское строение дву старцев Кирилла да Герасима. Да в монастыре келий: келья чернаго попа Геласея, келья старца Мисаила, келья старца Иева. …За монастырем слободка Тешевка под Тешевским лесом на верхах…"

Как видно из процитированной записи, старцы Кирилл и Герасим, основавшие монастырь, к 1627 г. в числе его братии уже не значились. Иеромонах Геронтий утверждал, что "…в монастырском Синодике написаны Кирилл и Герасим в схимонасех, но точных сведений о них, к сожалению, не сохранилось". Можно лишь предполагать, что старцы Кирилл и Герасим, принявшие схиму уже в основанном ими монастыре, окончили свои дни в его стенах и здесь же были упокоены.

Но вот откуда пришли эти старцы до сих пор остаётся загадкой. Дело в том, что о. Геронтий признавал "достовернейшим предание, что старцы Кирилл и Герасим… пришли (быть может, даже по благословению многострадального св. Патриарха Гермогена) от Московского Сретенского монастыря". Вот только откуда почерпнул эти сведения сам летописец Задонской обители — неизвестно. К тому же автор более ранний и весьма компетентный, а именно, протоиерей Е.А. Болховитинов (будущий митрополит Киевский Евгений), опубликовавший в 1800 г. своё "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии", о таком предании не знал. Будучи историком и анализируя известные ему факты, в том числе и запись в писцовой книге о том, что церковь в Тешевском монастыре была "во имя Пречистые Богородицы Сретения Владимирския иконы", он сам сделал следующее предположение: "можно также догадываться по именованию храма, не из Сретенского ли Московского монастыря и пришли для основания вышеупомянутые старцы".

Видимо, замечание столь авторитетного автора и послужило в дальнейшем основой для соответствующего "предания", о котором спустя более чем полвека упоминает о. Геронтий, приводя, впрочем, в подтверждение своей точки зрения ещё ряд моментов. Так, он обращает внимание на самую древнюю святыню монастыря — Владимирскую икону Пресвятой Богородицы — копию общеправославной святыни, принесённую именно отцами-основателями обители.

Основание же первого храма обители в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери — праздника, ежегодно отмечаемого 26 августа (8 сентября по н.ст.), — у Дона, на пути от в "поле", весьма символично с учетом церковной исторической традиции.

Созидание монастыря есть не только факт истории, но и факт жизни духовной, поэтому о. Геронтий, говоря об основании монастыря, обращает свой взор на события 1395 г.; когда грозила Руси рать Тимура (Тамерлана). Поводом для подобной ретроспективы стало то, что именно в этих краях, близ древнего , было явление Пресвятой Богородицы Тимуру, отвратившее "Железного хромца" от продолжения похода на Русь после сожжения . Чудо это явлено было 26 августа (8 сентября по н.ст.) 1395 г., когда торжественно встречала привезённый из издревле чтимый образ Богородицы. Позднее, в память о благодатном событии, на месте встречи (сретения) чудотворной иконы, был основан Московский Сретенский монастырь. Всё это и даёт основания с известной долей уверенности говорить о том, что стопы свои на берег Дона старцы Кирилл и Герасим направили именно от врат Сретенской обители.

Правда, существовало и другое предание, озвученное на страницах рукописного "Исторического описания… Богородицкого Задонского монастыря" автором этого труда архимандритом Досифеем (Немчиновым). Он приводит свидетельства старожилов, утверждавших, что старцы Кирилл и Герасим были насельниками Даншиной Преображенской пустыни, находившейся в начале XVII в. в нескольких верстах от устья Тешевки и колодезя, на котором и явилась икона Владимирской Божией Матери. По преданию, икону несколько раз забирали в Даншин монастырь, но она всякий раз исчезала и являлась вновь на Тешевском колодезе. Тогда-то и переселились монахи Даншиной пустыни в устье Тешевки, основав Богородицкий монастырь. Опровержению данного предания посвящена целая глава в труде иеромонаха Геронтия по истории Богородицкого монастыря. Там же о. Геронтий не соглашается и с тем утверждением, что первоначально Тешевский монастырь находился не на своём нынешнем месте, а под горой, близ святого источника. Главным аргументом в его суждениях стали отсутствие исторических доказательств и не очень удобное, по его мнению, данное местоположение для монастыря ввиду крутого склона горы и сырого воздуха от речки Тешевки.

Однако данная позиция общепризнанного историка Задонской обители не выглядит до конца убедительной. Дело в том, что хотя никаких документов, подтверждающих первоначальное нахождение Задонского монастыря у подошвы горы близ колодезя, не сохранилось или пока не обнаружено, приводимые тем же архимандритом Досифеем в его рукописи 1838 г. некоторые предания и сведения по истории Богородицкой обители позволяют рассматривать данную гипотезу как вероятную. Так, о. Досифей, говоря об основании Задонского монастыря, описывает источник, "приснотекущий здравых чистых вод", которые и "составляли течение небольшой речки Тешевки". Близ "оной при подошве горы положили основание вышереченные старцы (Кирилл и Герасим. — Прим. авт.) своему безмолвному жительству". Далее, описывая деятельность игумена Евсевия, "в духовных подвигах неутомимого и трудолюбивого настоятеля", архимандрит Досифей сообщает, что новая каменная соборная церковь монастыря "…окончена была им строением в 1741 г., на горе выше прежней на север, в то же наименование… А на месте том, где прежде существовала деревянная церковь, над источником, в незабвенную ея память устроил (игумен Евсевий. — Прим. авт.) молитвенный храм (часовню. — Прим. авт.) с устроением внутри онаго и поныне существующаго кладезя". Учитывая то обстоятельство, что, описывая первую каменную соборную церковь монастыря, о. Досифей приводит точные данные о её приделах и времени их освящения, чего нет в книге иеромонаха Геронтия, можно сделать предположение, что архимандрит Досифей пользовался какими-то неизвестными впоследствии документами из архива обители. А следовательно, вполне мог опираться на те же документы и при описании первоначального положения деревянной Владимирской церкви, которая, как явствует из его сообщения, издревле находилась у колодезя, там, где сегодня стоит монастырский храм во имя иконы Божией Матери "Живоносный источник", — под горой с южной стороны Рождество-Богородицкой обители. В любом случае ставить точку в вопросе о первоначальном местоположении Задонского Богородицкого монастыря ещё рано и проблема эта требует дальнейшего исследования.

Тем не менее, появляясь впервые на страницах сохранившихся до наших дней документов в 1615 г., Тешевский монастырь предстаёт как обитель уже существующая, организовавшаяся как в духовном, так и в хозяйственном отношении. Навечно закреплено за монастырём земельное владение и слободка с крепостными крестьянами, чтобы землю ту обрабатывать. Правда, невелика была вотчинка: "Слободка Тешевская… а в ней на монастырской жеребей пашни паханые четверть с осминой." То есть в переводе на современные меры за монастырём в 1615 г. числилось около 70 соток земли. Спустя год, в 1616 г., обители, вероятно, пришлось испытать набег "басурман". В исторической литературе сохранилось упоминание о "расспросных речах попа Леонтия 1624 г.", которые свидетельствуют о том, что, будучи ещё мирянином, он был взят в плен ногайцами за 8 лет до того в Задонском монастыре Елецкого уезда.

По платёжным книгам 1620 г.: "За Тешевским монастырем слободка Тешевка, на речке Тешевке, на их жеребей в живущем 2 чети пашни".

Писцовые книги Засосенского стана Елецкого уезда 1628-1630 гг. дают возможность не только подробно узнать об имущественном положении обители, но и называют имена насельников — чёрного попа Геласия, старцев Мисаила и Иова. На момент составления этих писцовых книг старшим в монастыре был "чёрный поп Геласий" (иеромонах. — Прим. авт.). Это подтверждает и другой документ 1628 г.: "Монастырь в Елецком уезде Пречистой Богородицы Задонский, а в нём чёрный поп Геласий, а игумена в нём нет". Кроме того, упоминается и "монастырской служка Васка Юдин", имевший собственный двор в слободке Тешевке. Монастырю в это время принадлежали "пашни монастырские паханые — 6 четвертей, да перелогом 4 четверти, да дикого поля 11 четвертей, и обоего пашни монастырские паханые и перелогом и дикого поля добрые земли 21 четверть в поли, а в дву потому ж. Да к монастырю жо слободка Тешевка, а в ней двор белого попа, дьячков, Пономарёв; двор монастырский, да детёнышей 5 дворов, да крестьянских дворов — 6, да бобыльских дворов — 6. Пашни паханые крестьянские 15 четвертей, да бобыльские пашни паханые 5 четвертей, да перелогом 25 четвертей, да дикого поля 35 четвертей, и обоего пашни паханые крестьянские и бобыльские и перелогом и дикого поля добрые земли 80 четвертей в поли, а в дву по тому ж; сена по дикому полю по обе стороны речки Репца 100 копен; и обоего к монастырю Пресвятые Богородицы Сретения Владимирския иконы и к слободке Тешевке пашни и Монастырские и крестьянские и бобыльские и перелогу и дикого поля добрые земли 101 четверть в поли, а в дву потому ж; сена 100 копен".

Монастырская церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери в это время являлась и приходской церковью для ближней округи. Об этом свидетельствует то, что в слободке Тешевке проживал "белый" клир, в задачи которого входило совершать так называемые "мирские" требы — крещение, венчание и т.п. Писцовые книги упоминают "двор белого попа Фёдора; двор дьячков Бориска Васильева; двор Пономарёв Антошка Иванова". Что же касается мирского населения слободки, принадлежавшей обители, то в него входили монастырские крестьяне, и 4 двора "детёнышей".

В XVII столетии землевладения в Елецком уезде в основном были невелики по размеру, а помещики были либо людьми служилыми, либо относились к приходскому или монашествующему духовенству. Порой приходилось им страдать от более могущественных и владетельных соседей.

Так, в 1627-1628 гг. между мелкими помещиками Засосенского стана и крупным вотчинником Иваном Никитичем Романовым, дядей царя Михаила Фёдоровича, разгорелась тяжба, Владельцы некоторых поместий, в том числе и Тешевский монастырь в лице попа Геласия, обратились к царю с челобитной, в коей обвинили могущественного соседа, чьи земли в районе верховьев речек Репца и Проходни граничили с Елецким уездом, в том, что тот переманивает к себе их крестьян, а то и просто увозит. Конкретно по обидам Богородицкого монастыря и ближних его соседей сказано в челобитной следующее; "А из тех поместий и вотчин, которые отняли у монастыря Пречистой Богородицы и у нашей братии в Запольном, под Стрыговым и под Тешевым лесом и в иных во многих местах наших же крестьян и бобылей и из-за иных из нашей братии насильно вывозили и нынче вывозят беспрестанно… Каковое уже было нам разоренье злое от Литвы и от ваших государевых недругов, теперь же от Ивана Никитича плен наш, коему и конца нет, пуще нам крымской и ногайской войны".

Заметим, что в данной челобитной "ельчан разных людей" монастырь у слияния Тешевки с Доном впервые (в известных исторических документах) именуется Задонским.

По челобитной был устроен специально дприбывшими из Москвы следователями скорый "обыск", результаты которого оказались не в пользу челобитчиков. Слишком "силён" был дядя государя, или действительно помещики Засосенского стана возвели на боярина напраслину, но все свидетели (а их расспросные листы приложены к делу) в один голос твердили, что ни о каких увозах в имения Романова им слышать не доводилось. И тогда "на правеж" повлекли уже самих жалобщиков, подписавших челобитную. Некоторые оказались в тюрьме. Посетили представители следственных органов и Богородицкий монастырь, но поп Геласий, непосредственно приложивший руку к челобитной, ударился "в бега". Пострадать вместо него пришлось некоему старцу Перфилию, на три дня взятому под стражу в елецкую тюрьму. "Чёрного" же "попа Геласия" велено было "сыскать, и сыскав его, расспросить подлинно против челобитной ельчан всяких людей и про его побег, куды он от старца Перфилия побежал и для чего и куды бегал, и где был".

Впрочем, "попа Геласия" так и не поймали, а старец Перфилий, как явствует из переписных книг, благополучно пережил следствие и в 1629 г. вместе с другими заинтересованными лицами, как полномочный представитель Богородицкой обители, "земли своей грань" указал по требованию государевых писцов, проводивших заново размежевание владений боярина Романова и ельчан, на него жаловавшихся.

В 1632 г. уже новый настоятель обители "игумен Прохор с братьею бил челом государю" о возвращении в состав монастырских земель починка Елисеевского, которым до того владел ельчанин Филипп Иванович Тюнин, скончавшийся в 1632 г. Братья умершего помещика "Федот да Олфер да Богдан" заняли явочным порядком выморочное владение, которое монастырь считал своим. И не зря, так как землю обители всё же вернули.

Как видно из данного обстоятельства, за прошедшие после побега иеромонаха Геласия четыре года обитель за Доном укрепилась организационно — теперь во главе её стоял "игумен Прохор". Предположительно, с этого времени учреждаются в Богородицком монастыре и начала общежительного уклада.

В 1736 г. попечением игумена монастыря Евфимия (в схиме Евсевий) началось в нём каменное строительство. К 1739 г. Богородицкий монастырь представлял из себя следующий комплекс: одна деревянная церковь однопрестольная, другая каменная строится с тремя престолами, каменная келья строителя, под ней погреб для поклажи с выходом, 9 келий с сенями 25х1,5х2,5 саж., хлебня да поварня, погреб с погребицею, погреб с выходом, житница, 2 конюшни да 2 сарая, ограда деревянная на 150 саж.53. В 1736-1741 гг. севернее прежней деревянной церкви и выше по склону построен был новый кирпичный соборный трёхпрестольной храм. Главный престол его освящён, как и прежде, в честь Владимирской иконы Божией Матери 23 июня 1741 г. В тот же день освящён и левый придел во имя св. Евсевия, епископа Самосатского (небесного покровителя игумена-строителя). Другой, тёплый придел освящён на следующий день, 24 июня т.г., в честь Рождества Иоанна Предтечи. В том же 1741 г. на месте древней деревянной церкви был построен надкладезный "молитвенный храм" — часовня.

Кроме того, парадная западная стена монастырской ограды и ворота в ней были выложены из кирпича. Против соборной церкви "…сооружена каменным же готическим зданием надвратная колокольня, примыкавшая передней стороной к означенной ограде; внутри оной в первом этаже устроен был храм во имя святителя Николая; по обе стороны колокольни построены о двух этажах келий с кладовыми для настоятеля и казначея; приобретена ризница и утвари престольныя".

Возможно, сразу после сооружения колокольни на ней были установлены часы, так как в марте 1775 г. было "выдано означенного села Слободки кузнецу экономическому крестьянину Ефиму Трафимову за починку им монастырских калакольных часов три рубли двадцать пять копеек". А "воронежскому купцу Петру Рындину за покупку у него для смазования калакольных часов трёх фунтов деревянного масла семдесят пять копеек". В 1778 г. было заплачено "елецкому меднику Ивану Ливенцову за починку у колокольных боевых железных часов дву колес два рубли".

Новое строительство в Тешевской обители шло благодаря умелой экономической политике игумена Евфимия II, бывшего не только мудрым духовным наставником братии, но и сметливым хозяйственником. Конечно, внесли определенный вклад в накопление средств для радикального обустройства монастыря и предшественники настоятеля — игумены Игнатий, Филарет, Антоний I и Евфимий I и схиигумен Авель.

В годы секуляризации церковных владений, проводившихся императрицей Екатериной II, Задонский Богородицкий монастырь лишился своих земель и крестьян. Монастырская слобода в 1765 г. была переведена в разряд "экономических", то есть подведомственных государству. 29 апреля 1764 г. Святейший Синод определил оставить штатными в Воронежской губернии 5 монастырей. В их числе Задонский Тешевский Богородицкий монастырь, отнесённый к III классу с ежегодным штатным жалованьем 806 руб. 30 коп. серебром. Штат обители определён был в 15 человек. Реально же в 1764 г. в стенах обители спасались не только положенные по штату 15 насельников, но и ещё трое сверх штата. По штатному расписанию в 1777-1778 гг. игумен получал в год 150 руб., казначей — 22 руб., 4 иеромонаха по 13 руб., два иеродиакона — по 13 руб., пономарь — 10 руб., просвирник, чашник, кашник, он же и хлебодар — по 8 руб. Итого: на 12 человек 284 руб. Подъячему платили 19 руб., 8 служителям — по 8 руб., на платёж за подьячего и служителей подушных и оброчных тратили 19 руб. 80 коп. Остальные деньги шли на разные монастырские расходы. Официально на содержание монастыря в эти годы выделялась сумма 261 руб. 71 1/2 копейка на год.

Первоначально для чёрных работ в штатных монастырях были оставлены служители из бывших монастырских крестьян, получивших статус экономических. Работа на монастырь засчитывалась им вместо несения государственных повинностей, но это породило многочисленные жалобы и тяжбы, в которых одна сторона обвиняла другую то в недоработке, то в чрезмерной эксплуатации. И 17 января 1768 г. дополнительно к штатным деньгам монастыря решено было ассигновать суммы, необходимые на оплату труда работников. В Задонской Богородицкой обители на 9 штатных служителей общее годовое содержание определено было в размере 46 руб. 91 1/2 коп. Однако монастырь оплачивал за них оброчные, подушные и накладные сборы. На это расходовалось 10 руб. 85 3/4 коп. на 8 человек каждые полгода.

17 августа 1765 г. настоятелем Богородицкого монастыря стал игумен Зосима, управлявший обителью по 1767 г. Он был уволен на покой за нерадение святителем Тихоном (Соколовским) во время пребывания того на Воронежской епископской кафедре. Игумену Зосиме дана была следующая нелестная характеристика: "Он вёл немонашескую жизнь… хозяйничал лишь в свою пользу в подрыв монастырю, почему св. Тихоном и был определён на покой в Дивногорский монастырь".

В том же 1767 г., 24 декабря, ушёл на покой и сам Преосвященный Тихон (Соколовский), епископ Воронежский и Елецкий, на место которого назначен был епископом викарий Севский и Брянский Тихон II (Якубовский). С 1768 г. до Великого поста 1769 г. святитель Тихон проживал в Толшевском монастыре, а затем переселился в Задонский Богородицкий монастырь.

Именно здесь владыка Тихон, оставивший епископскую кафедру по болезни, достиг небесных высот на пути земном и уже при жизни почитался многими людьми за святого. В Задонске родились главные духовные сочинения, принесшие святителю Тихону славу российского Златоуста. Здесь же суждено было ему многое претерпеть и ещё большее приобрести, чтобы в конце своего подвижнического пути увенчаться благоуханным венцом святости.

По прибытии в Задонск Преосвященный Тихон занял небольшой каменный домик, состоящий из трёх комнат (приёмной, кабинета-спальни и комнаты для келейников), прихожей и кухни, пристроенной с западной стороны. Привезённые с собой в монастырь из архиерейского дома шёлковое платье, тёплые и холодные подрясники и рясы на тёплом меху и прочее, приличное его архиерейскому сану одеяние, перину с подушками, одеяла хорошие, карманные серебряные часы и тому подобное Святитель продал, а вырученные деньги раздал бедным. Постелью Владыке служил коврик, а одеялом — овчинная шуба. Любил ходить он в лаптях, но направляясь в храм или принимая гостей, одевал коты. Чётки у епископа Тихона были простые ременные. Простой была и обстановка его кельи: аналойчик, стол, диван, несколько кресел и два старых ковра, на стенах висели картины с изображением страстей Спасителя, у постели в ногах была прибита картина, на которой изображён седовласый старец в чёрном одеянии, лежащий в гробу. Необходимые вещи в келье — немного оловянной и деревянной посуды, два медных чайника для воды и для чая, две пары чашек, два стеклянных стакана, медный таз, стенные часы с кукушкой. Имелся ещё ветхий кожаный саквояж, который он неизменно брал с собой, куда бы ни ехал, и клал в него книги и гребень.

Повседневная жизнь святителя Тихона в Задонском монастыре проходила по строго определённому плану: утром он всегда ходил в церковь, затем занимался составлением душеспасительных статей и наставлений, или просто богомыслием. Перед обедом принимал посетителей. Во время обеда келейник всегда читал ему вслух Священное Писание. После обеда Святитель обычно около часа отдыхал. В первые годы своего пребывания на покое св. Тихон Задонский в праздничные и особо торжественные дни выходил на молебен, облачаясь в мантию с омофором, а в первый день Пасхи и Рождества Христова служил утреню. Не совершая литургии, Святитель, однако, еженедельно причащался Святых Христовых Тайн, облачаясь в мантию с омофором и стоя на орлеце. Но когда в алтаре не было мантии, то причащался он в священнических ризах.

Обычный порядок дневных занятий св. Тихона разнообразился ещё делами милосердия и физическим трудом. Владыка часто говорил: "Кто в праздности живет, непрестанно грешит".

Обладая значительными личными средствами, святитель Тихон не считал их своими и часто через келейника оказывал нуждающимся помощь, порой тайно.

Очень любил детей, заботился об их воспитании, наделял всегда деньгами и хлебом. Заботился даже о заключённых. "У него двери всегда были отворены всем приходящим бедным, нищим и странным; пищу, питие и спокойствие готовое они находили у него".

Люди "массами шли к нему за утешением в скорбях, вразумлением в заблуждениях и за советами в делах. И святитель, всей душой преданный Господу и готовый душу свою полагать за други своя, по воле Господней не мог лишать страждущих своей любви и милосердия. Как не может укрыться город, стоящий на верху горы, так и праведник не может не сиять на земле своими добродетелями и тем небесным светом и силой, которые непосредственно передаются людям и их влечёт этот нравственный свет и благодатная сила, как огонь мотыльков или как к солнцу цветок".

Порой святитель Тихон уезжал из монастыря в какое-либо уединённое место, чтобы успокоиться и духовно укрепиться. Чаще всего ездил он в с. Липовку к помещикам Бехтеевым и в . Он говорил: "Я весьма люблю елецких жителей…"

В год, когда слобода Тешевская получила статус уездного города и название , 25 декабря 1779 г. подвижник полностью удалился в затвор. За год и три месяца до кончины святитель Тихон "почувствовал онемение левой щеки и левой ноги, в левой же руке трясение, что продолжалось до самой его присноблаженной кончины", и он редко вставал.

Узнав о состоянии здоровья Святителя, приезжал проведать его преемник на Воронежской кафедре епископ Тихон III (Ступишин-Малинин) и пробыл у его постели сутки. А 13 августа 1783 г., по утру в исходе 7-го часа, Святитель скончался.

18 августа в Задонский Богородицкий монастырь из прибыл Преосвященный Тихон III и совершал "божественную литургию 20 августа, пред окончанием коей произнёс над гробом преставившегося трогательное похвальное слово… а по произнесении онаго, совершено погребательное молитвословие… В сей духовной процессии участвовало великое число священников… и бесчисленное множество народа…". После всего было "читано при гробе вслух всего народа духовное завещание покойного Преосвященного".

По последнем целовании тело святителя Тихона вынесено было священниками для погребения под алтарём Владимирского собора, где под самым престолом был устроен склеп глубиной не более одного аршина. Над ним после погребения выложена кирпичная тумба, которая в 1790 г. была отделана и расписана масляными красками тщанием нового настоятеля обители игумена Тимофея. На тумбе положена медная доска с надписью, составленной Преосвященным Тихоном III:

"Здесь Скончался 1783-го года Августа 13 дня Преосвященный Тихон Епископ прежде бывший Кексгольмский а потом Воронежский Рожденный 1724-го года Епископствовавший С 13-го мая 1761 года Пребывавший на обещании С 1767-го года по смерть. Показавший Образ добродетели Словом, житием, любовию, духом. Верою, Чистотою. 1783 года Августа 20 Погребен здесь"

Позднее, в 1829 г. иждивением майорши Анны Ивановны Хлусовой на могиле св. Тихона Задонского сделана была серебряная с позолотой чеканная "доска с изображением во весь рост Святителя". Над местом погребения — криптой — игуменом Тимофеем в 1790 г. вместо деревянного перекрытия устроен каменный свод, опиравшийся на одну колонну, а пол был выстлан чугунными плитами.

В 1788 г. отставному прапорщику Якову Машонову, жителю Тамбовской губернии, явлено было видение, подвигшее его все оставшиеся годы жизни посвятить трудам ради скорейшего открытия пребывавших, по его убеждению, в нетлении мощей святителя Христова Тихона. Набожный, истово верующий Машонов, воодушевлённый тем, что было открыто его духовным очам, сразу же заказал художнику "образ святого Тихона, епископа, чудотворца Задонского". А затем пошёл по инстанциям. Был на приёме у митрополита Петербургского Гавриила (Петрова), где доложил, что "епископ Тихон, явясь ему, Машонову, во сне, повелел объявить митрополиту об открытии своих мощей". Владыка ходатая выслушал, но счёл необходимым оставить услышанное без последствий. И то же порекомендовал сделать генерал-прокурору Св. Синода, который обратился к митрополиту за советом, когда ему поручили заниматься прошением Машонова, поданным уже на имя императрицы Екатерины II.

Последующие в царствование Павла I столь же безрезультатные в главном ходатайства Якова Машонова для него лично имели печальный исход. Он был подвергнут суду и наказанию "за отказ дать подписку в том, чтобы не отправлял святительской службы покойному епископу Тихону и не поклонялся его образу". Впоследствии Машонов был даже лишён свободы. Освобождённый с восшествием на престол императора Александра I Яков Машонов переехал в , где и провёл остатки дней своих, квартируя в доме мещанина Добычина и отличаясь "благочестием и юродством Христа ради". В отставной прапорщик привёз единственное своё богатство — образ святителя Тихона. И с тех пор "машоновская икона" оставалась в , оказавшись в конце концов в Свято-Троицком женском монастыре, где и пребывала до послереволюционного разорения.

История прошений прапорщика Машонова при всей внешней её безрезультативности всё же имела немалый общественный резонанс, способствуя тому, что всё больше паломников притекало ко гробу Святителя Тихона, на месте убеждаясь в неложности своих ожиданий. Не случайно в указе Св. Синода 1861 г. о прославлении св. Тихона есть и строки, где отдано должное скромному отставному прапорщику: "Ещё в конце прошлого столетия такое упование (на канонизацию св. Тихона) выражено было в прошениях, поступавших на Высочайшее имя и в Св. Синод; но тогда не наступил ещё предустановленный от Господа час прославления святителя".

В 1828 г. в монастыре случилось неординарное происшествие, которое настоятель обители архимандрит Досифей счёл нужным внести через десять лет в своё "Историческое описание…": "28 ноября в монастырской придельной тёплой церкви для похищения затаилась девка 13 лет, вечером поздно зажгла огонь и начала высыпать из церковных кружек деньги и разныя вещи складывать в мешки, что увидали монастырские сторожа. В небытность настоятеля в монастыре, дали знать казначею, а сей довел до сведения полиции, которая, прибыв, при монастырском казначее с братиею и с служителями взяли оную, и отослали куда следует к суду, а церковь по разрешению епархиального начальства была по совершении водоосвящения вся окроплена оною".

В 1830 г. продолжалось строительство , которую выстроили до второго слухового окна второго этажа. В том же году в соборной церкви сделаны были два новых придельных иконостаса и два киота к столбам "посреди церкви. Всё оное выкрашено под лак, а резныя приличныя места позлащены на полимент. Стенная же живопись пробликована". В 1832 г. "по тесноте соборной монастырской церкви с обеих сторон в ширину прибавлены пазухи, сделано наподобие креста, с портиками, отставными колоннами и фронтонами, пробраны прежний боковыя стены, под осьмериком подведены арки. В алтаре, церкви и осьмерике пробиты большие окны, по снятии старой кровли и прежних карнизов, стены возвышены каменною кладкою… кровля зделана по новому фасаду куполом, покрыта железом, выкрашена на масле ерью зелёною краскою, всё сие окончено 1833 года 20 сентября"

Особенно, по мнению современников, чудодейственная сила святого образа проявилась в 1830-1831 гг., когда Воронежскую губернию постигла эпидемия холеры, а Задонский монастырь избежал общей печальной участи. Заболевшие были и в его стенах, но обошлось, ко всеобщему изумлению, без смертельных исходов. В самом же холера "действовала смертоносно". Монахи приписывали свой более счастливый удел заступничеству Богородицы. Тогда задонцы стали приглашать в свои дома монахов с образом Божией Матери, и "смертоносная язва не похищала жертв и прекращалась". "Вследствие таковых благодатных утешительных событий все жители , а равно и из окрестностей с большим усердием притекают и в радостях, и в скорбях своих в монастырь, к всечестной Владимирской иконе Божией Матери, пред которою, по окончании служб ежедневно совершается молебное пение с акафистом". О степени почитания чудотворной иконы говорит то, что радением богомольцев она была одета сребропозлащённой ризой, украшенной жемчугом и драгоценными камнями общей стоимостью "свыше 5000 рублей серебром" на конец XIX столетия. Пред иконой по субботам за всенощной читался акафист.

Почитание задонской святыни становилось в XIX столетии столь значительным, что многие паломники, особенно из числа дворян и купцов, считали уже своим долгом пожертвовать в святую обитель крупные суммы денег или дорогую, высокой художественной работы утварь, облачения и т.д.

Вторая святыня, привлекавшая в начале XIX в. паломников в — ещё не прославленные официально и до времени пребывавшие под спудом честные мощи святителя Тихона — не только возбуждала религиозное рвение богомольцев из народа, но и способствовала пробуждению религиозного чувства в душах более искушённых. К 1825-1826 гг. относится публикация 15-томного собрания сочинений святителя Тихона в столичном издательстве. Труды духовного писателя из Задонска, ранее неоднократно издававшиеся порознь, наконец увидели свет в едином, хронологически и тематически организованном и тщательно выверенном по оригиналам своде. Удалось это сделать благодаря кропотливой работе редактора издания митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), первоначально выпустившего его в 1825 г. в Киеве. В 1844 г. Московская духовная академия издала книгу архиепископа Воронежского Антония "Тихон I, епископ Воронежский и Елецкий", в котором со всем достоинством изложены были святая жизнь его, христианские добродетели и подвиги и блаженная кончина. Так, имя святителя Тихона, "русского Златоуста", становилось очень популярным в русском народе задолго до канонизации святого.

В сентябре 1837 г. при Богородицком монастыре открыто уездное училище, в штате которого состояли смотритель, инспектор и 4 учителя. Обучалось в нём более 200 учащихся. По данным на 1838 г., в монастыре проживало 29 монашествующих, в 1840 — уже 34, а в 1849 — 90.

В 1838 г. состоялось освящение надвратной Никольской церкви. Под храмом — "главные святые ворота для торжественных крестных ходов, встречи знатных посетителей… над ними, с подъезда в арке, живописное изображение двух ангелов, держащих образ св. Николая с надписью: "Радуйся, Николае, великий чудотворче!".

Сохранившееся в рукописи описание Задонского монастыря, составленное архимандритом Досифеем в 1838 г., позволяет сегодня наглядно себе представить Богородицкий монастырь не только как центр духовной культуры и монашества, но и как крупный архитектурный и хозяйственный комплекс: "Среди монастыря соборная каменная церковь, внутри в длину от горнего места до придела 10 сажен, в ширину 10 же сажен. Придел в длину шесть с половиной, в ширину четыре с половиной сажени, паперть в длину четыре сажени, в ширину три с половиной сажени. Всего в длину от горнего места до конца паперти 25 сажен… Осьмерик с куполом об одной главе, глава с крестом позлащены червонным золотом… купол и вся кровля… выкрашены на масле зелёной краской; с обеих сторон портики, по шести … колонн с пилястрами, выше их фронтоны…. Иконостас резной ветхий, … позолота полиняла, по сему выкрашен жёлтой краской. В приделе тёплом два престола, первый — во имя Рождества святого Иоанна Предтечи, второй святого священномученика Евсевия, епископа Самосадского, иконостасы в них изрядные, столярной работы, выкрашены под лак зелёной краской, резьба, Царские Врата и прочие приличные места на полимент позлащены. Стены расписаны на масле живописью Евангельскими историями, во всей церкви полы вымощены чугунными плитами. На западной стороне паперть со сводами с трёх сторон закрыта стекольчатыми рамами. Под алтарем устроена со сводами палатка, расписана красками на масле, в которой под самым престолом погребено тело святителя Тихона.

Вторая церковь тёплая, с алтарем в длину десять сажен, в ширину шесть сажен и два аршина, паперть в длину две, в ширину три с половиной сажени. Настоящий престол во имя Рождества Божией Матери и два по сторонам придела, первый — во имя святителя Митрофана Воронежского Чудотворца, второй — во имя Антония, Феодосия и прочих Киево-Печерских чудотворцев. Иконостасы столярной работы выкрашены под лак белой краской, а колонны, Царские Врата и прочая резьба и приличные места вызолочены на полимент. Иконы изрядной живописи. В церкви и в алтаре два ряда по девяти колонн, поддерживающих потолки, оштукатурены алебастром, полированы под вид белого мрамора, стены и потолки расписаны красками на клею приличными храму праздничными историями. Покрыта железом, выкрашенным зелёной краской.

Третья церковь холодная, однопрестольная, называемая больничная, в длину четыре и поперёк четыре ж сажени. Престол во имя Вознесения Господня. Иконостас столярной работы, выкрашен под лак зелёной краской, Царские Врата, колонны и прочая резьба вызолочены на полимент… Стены и потолок расписаны на клею красками приличными храму историями. Кровля покрыта железом, выкрашена зелёной краской. Снаружи по обе стороны по четыре отставных на пьедесталах больших колонны, сверх их фронтоны.

Четвёртый храм однопрестольный же под новой колокольней, над святыми вратами, во имя святителя Христова Николая, в нём иконостас новой столярной работы, выкрашен под лак белой краской. Царские Врата, колонны и прочая резьба вызолочены на полимент… Итого в монастыре церквей — четыре, в них престолов — восемь.

Колокольня трёхэтажная, первый этаж квадратный, четырёхугольный, на десяти саженях. Второй и третий этажи круглые… и со шпицем. Всего в высоту 38 сажен. На колокольне для звону девять колоколов. Большой в 117 пудов, второй — 71, а прочие меньше…

За монастырём на полуденной стороне, внизу, у подошвы горы, над кладезем, издревле построен каменный молитвенный храм, круглый, верх шатром с флюгером, на том самом месте, где прежде существовала деревянная церковь.

Второй молитвенный храм внутри монастыря, близ больничной Вознесения церкви, на том самом месте, где была келья подвижника схимонаха Митрофана, в которой им самим выкопана была могила… В сей же часовне (устроенной на месте пещеры схимонаха Митрофана. — Прим. авт. ) в 1836 г. погребён находящийся в сём монастыре в безмолвии 17 лет инок Стратоник, по мирскому названию Георгий Алексеевич.

В тёплой церкви Рождества Пресвятой Богородицы пристроены с северной стороны небольшая ризница, а с полуденной таковая ж братская трапеза; покрыты листовым железом, выкрашены зелёной краской. Против алтаря на восточной стороне настоятельские кельи — деревянные одноэтажные… снаружи обиты тёсом, выкрашены "дикою", по приличным местам белой на масле красками. Кровля крыта тёсом, выкрашена красной краской. Внутри небольших семь покоев… Зимою, не выходя на двор, коридором можно пройти прямо в тёплую церковь.

На полуденной стороне к больничной Вознесенской церкви примыкает корпус братских келий, в длину двадцать одна сажень, в ширину пять сажен, двухэтажный, вдоль монастыря от востока к западу, в нижнем этаже просвирня, а в конце западной стороны корпус уездного и приходского духовных училищ — трехэтажный. В симметрию выше реченной больничной церкви украшен … колоннами. Здание красивое, величественное, покрыто железом, выкрашено зелёной краской.

Близ братской трапезы кухня с очагом, чугунной плитой и хлебопекарня. При них один большой покой и ещё особо для труждающихся четыре кельи, под ними сухой тёплый для овощей погреб. Далее особо погреб холодный — ледник, за ним хлебный для ссыпки амбар. Против сих зданий в монастырской ограде: квасоварня со вторым для квасу холодным погребом, далее братская баня со всеми принадлежностями; все сии каменные здания одноэтажные, покрыты железом и выкрашены зеленой краской. На юго-восточном углу монастырской ограды каменный одноэтажный монастырский флигель в длину осьми, в ширину — четырёх сажен, занимаемый до времени воспитанниками духовных училищ. От настоятельских келий на восток до монастырской ограды находится сад с хорошими плодовыми разных родов, сортов и свойств деревьями.

По край сада на северо-восточном углу монастырской ограды каменный флигель, занимаемый магазином инвалидной команды в длину осьми, в ширину четыре сажени. На северной стороне против настоящей церкви, каменный двухэтажный дом для приезжающих паломников…

Далее, на северной стороне, хозяйственные заведения, вдоль вышеписанного дома невысокая каменная оградка, отделяющая монастырь от чёрного двора, далее через двор длинное одноэтажное строение, покрытое тёсом, в нём помещено: мастерская, каретный сарай, два небольших кладовых амбара для ссыпки овса и поклажи конской сбруи, для хороших лошадей с шестью стойлами конюшня, тёплая жилая изба для конюхов, большой кладовой амбар для разных вещей и старых экипажей, большая конюшня для рабочих лошадей и ещё сарай для разного скота и прочих надобностей. За сим строением скотный и дровяной двор вдоль всего монастыря, за ним к улице монастырская северная ограда.

На северо-западном углу ограды небольшой одноэтажный каменный флигель с двором. При нём особо кухня, погреб, сарай навес на столбах, покрытый черепицей.

С въездной западной лицевой стороны, по обе стороны колокольни, на полдень и на север находятся каменные два огромных корпуса для приезжающих паломников по местоположению с полуденной стороны — в три этажа, а с северной — в два. В обоих сих корпусах жилых семьдесят восемь покоев, пять сеней с лестницами, пять длинных коридоров. Оба сии корпуса покрыты железом и выкрашены чёрной краской. По сторонам сего строения двое величественных въезжих, каждые с осмью отставными колоннами и фронтонами, ворот. По сторонам их торговые лавки.

Между гостиных корпусов и монастырём находится каменная ограда, отделяющая монастырь от гостиниц, в ней особенные монастырские ворота и сторожка.

Против выше реченных гостиных корпусов, на западную лицевую сторону, наружная по обе стороны колокольни полуциркульная ограда, примыкающая к воротам и далее к угловым башням. Чрез улицу, против колокольни, деревянный монастырский дом с прочим дворовым строением и садом.

Другим свидетельством благодетельного отношения Е.С. Чебышёвой к Задонской обители были пожертвованные ею в ризницу монастыря предметы утвари: дарохранительница с надписью: "1848 г. марта 10 дня пожертвованы от г-жи Е.С. Чебышёвой ковчег, сосуд, Евангелие, 2 креста, кадило, лампада, ковш для теплоты, копье". В 1858 г. Чебышёва пожертвовала шитую золотом и серебром по малиновому бархату плащаницу, по краям которой была надпись "Благообразный Иосиф…." и перевивающиеся виноградные лозы, вышитые золотом. Плащаница находилась на горнем месте в алтаре Вознесенской церкви. Вместе с плащаницей были пожертвованы шитые золотом хоругви, находившиеся во Владимирском соборе у клиросов, и покров, помещённый во вторую раку св. Тихона в церкви Рождества Богородицы. Все эти вещи выполнены в Серпуховском девичьем монастыре. Их стоимость составляла около 3000 руб. серебром.

Тем временем летом 1853 г. окончилось сооружение нового , и 13 августа, в день, когда по традиции, заложенной ещё епископом Антонием I (Соколовым), правящим архиереем служились панихида и заупокойная литургия по святителю Тихону, состоялось освящение второго (основного) и третьего ярусов храма. Торжественный акт освящения совершён был архиепископом Воронежским и Задонским Иосифом (Богословским) в сослужении с викарием Воронежской епархии епископом Острогожским Антонием (Павлинским). Нижний, цокольный этаж перекрыт и освящён был ещё в 1848 г.

Новопостроенный являл собой великолепный образец храмового строительства середины XIX столетия. Пятикупольный, восьмипрестольный, трёхэтажный храм был богато "изукрашен разного рода оформительскими архитектурными элементами". Строительство его обошлось в 150000 руб. серебром и велось как за счёт доходов самого монастыря, так и "доброхотных подаяний". Высота соборного храма составляла 28,5 саж., длина с крыльцом — 23 саж., внутри, кроме паперти, — 16 саж., ширина — 12 саж., ширина снаружи с крыльцом — 17,5 саж.

Архимандриту Серафиму, столь плодотворно потрудившемуся над устроением нового главного храма Богородицкого монастыря, вскоре наступил черёд отдохнуть и от прочих трудов земных. Скончался он 28 марта 1855 г. в возрасте 70 лет и погребён был рядом с архимандритом Иларием в новоустроеном храме.

Указом Св. Синода от 27 сентября 1855 г. настоятелем Задонского монастыря стал архимандрит Дионисий, бывший священник, до того пребывавший в Шацком Черниевом Николаевском монастыре Тамбовской епархии. Управлял он Богородицкой обителью до 25 мая 1860 г.

При нём, в 1857 г., завершилось строительство восточного двухэтажного кирпичного корпуса для размещения 40 монашествующих, а также келий казначея, ризничего и благочинного. Корпус сохранился до наших дней, и в нём ныне размещаются братские кельи.

Ещё ранее о. Дионисий способствовал воплощению желания отметить памятником место прежнего упокоения св. Тихона, постоянно высказывавшегося почитателями Святителя ещё с 1846 г. В связи с тем, что новый был выстроен на десяток метров к северо-востоку от места погребения Святителя, то оно оказалось вне его стен, на монастырском дворе. И в 1856 г. здесь был воздвигнут чугунный памятник, увенчанный серебряным с позолотой крестом и украшенный образами Спасителя и Божией Матери. Надпись на нём гласила: "На сем месте в бывшей под алтарем усыпальнице покоились Святителя Христова Тихона 1-го епископа Воронежскаго и Елецкаго со дня блаженной кончины Его 1783 года, Августа 13 дня, честныя Его мощи, кои при построении новаго, ныне стоящаго вместо ветхаго храма, в 1846 году, Мая 13 дня, перенесены и поставлены в тёплом Рождества Пресвятой Богородицы храме. Памятник сей воздвигнут от усердия почитающих приснопамятнаго Святителя Христова Тихона. 1856 г. Августа 1-го дня".

Тем временем у мощей святителя Тихона, куда в многочисленном количестве приходили страждущие, продолжались чудеса исцелений. В этом отношении особенно интересен факт исцеления сына задонского предводителя дворянства Г.Н. Славянова. "Гавриил Николаевич и жена его София Алексеевна Славяновы свидетельствовали за присягою, что родившийся у них в апреле месяце 1854 г. сын Николай (впоследствии знаменитый учёный-изобретатель. — Прим. авт.), в июне месяце того же года сделался очень беспокоен, лишился сна и день и ночь болезненно кричал. Его пользовал опытный задонский врач Семенкович, но в течение 10 недель все медицинские средства оставались без успеха; напротив, дитя более и более ослабевало. Приведённая почти в отчаяние таким неблагоприятным ходом его болезни мать дитяти решилась прибегнуть к самой надёжной помощи святителя Тихона. 14 августа она взяла мальчика и пошла пешком в , отстоящий от их деревни в 20 верстах. Она прибыла туда уже поздно, после всенощной. Эту ночь ребёнок провёл так же, как и предшествующие, очень беспокойно. Утром 15 числа госпожа Славянова пришла с ним ко гробу угодника Божия св. Тихона и, помолившись со всем усердием матери, желающей сохранить своего сына-первенца, положила его на надгробие Святителя. Дитя перестало кричать; когда же она взяла его опять на руки, то увидела, что он крепко спит. Сон этот продолжался весь день, а в 12 часу следующего дня у дитяти из уха пошла непрестанно материя. После сего ребенок стал видимо поправляться и скоро выздоровел совершенно".

Другой случай: задонский помещик надворный советник Владимир Алексеевич Викулин в детстве "…не мог ходить… до тех пор был болен, пока мать с ним не отправилась в . Когда его в первый раз прикладывали к надгробию Святителя, то, лобзая лик его, он воззвал: "Святителю отче Тихоне, дай мне ножки!"… С того времени, не выезжая из Задонска, он начал ходить… Он и в военной службе прослужил одиннадцать лет и до старости не чувствовал боли в ногах. Это показал он под присягою в июне 1860 г." Помещица Елецкого уезда, жена секунд-майора Раиса Васильевна Воронова многократно получала исцеления в своих болезнях и утешения в скорбях по молитвам святителю Тихону Задонскому". Все эти и подобные случаи чудес и исцелений по молитвам и у гроба святителя Тихона, которых с каждым годом становилось всё больше, фиксировались в специальном журнале Задонского Богородицкого монастыря. Однако должно было пройти ещё несколько лет, прежде чем вопрос о канонизации святителя Тихона был наконец-то решён. Но случилось это уже при другом настоятеле Задонской обители, каковым по указу Св. Синода от 25 мая 1860 г. был переведён в из Троице-Сергиевой лавры архимандрит Димитрий (в миру Доримедонт Григорьевич Григорьев).

Официальное освидетельствование мощей святителя Тихона состоялось 19 мая 1860 г. По результатам его составлен был акт, в котором записано: "Тело святителя Тихона, несмотря на 76-летнее пребывание его во гробе, благодатию Божиею сохранилось нетленным, кроме одного большого пальца левой ноги, который подвергся тлению… Плоть на всех членах тела сохранилась, отвердела и присохла к костям, цвет ея потемнел и подобен цвету известных сохранившихся нетленными мощей святых угодников Божиих. Плечные и коленные суставы рук и ног несколько разошлись, хотя не совершенно отделились. Это, по всей вероятности, произошло от того, что могила, в коей первоначально погребён был святитель, до такой степени была сыра, что тело его со всем одеянием, при перенесении в церковь в 1846 г., по свидетельству очевидцев, найдено совершенно мокрым, и при переложении в новый гроб некоторые члены тела, лишённые гибкости, удобно могли потерпеть повреждение. В прочих частях тела не замечено никакого повреждения. Архиерейское облачение сохранилось в целости, панагия, наперсный серебряный крест покрылись ярью; деревянный крест в правой руке святителя, обложенный серебряной чеканною фольгою, позеленел от окисления металла, но древо креста ни малейше не подверглось гнилости". К этому акту митрополит Исидор присовокупил сообщение о проверке некоторых чудес "посредством опроса под присягою тех лиц, над которыми они совершались".

Ознакомившись с предоставленными по результатам поездки в Задонск отчётами, члены Св. Синода 25 мая 1861 г. пришли к заключению, что "все изложенные в деле и обследованные надлежащим образом случаи исцелений не представляют никакого сомнения в своей достоверности и по свойству принадлежат к событиям сверхъестественным". На основании принятого заключения был подготовлен доклад, представленный на утверждение Александру II. Суть предложений доклада сводилась к следующему:

"1) Почившего Тихона, епископа Воронежского, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, и нетленное тело его — мощами святыми.

2) Изнеся их с подобающей честью … в главный Богородицкий собор, положить их в приличном и открытом месте для общего поклонения.

3) Службу Святителю Тихону составить особую… память же Святителя праздновать в день преставления его 13 августа…

4) Объявить об этом во всенародное известие указами Синода".

На означенном докладе Синода Император Александр II в 25 день мая 1861 г. собственноручно написал: "Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр".

В соответствии с устным пожеланием государя, переданным обер-прокурором Св. Синоду, открытие мощей святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского было назначено на 13 августа — день, объявленный днём памяти нового русского святого. А в июле 1861 г. по всем епархиям разослан был синодальный указ, в котором излагалась история открытия мощей св. Тихона и объявлялось о причислении его к лику святых.

Накануне открытия святых мощей, 12 августа 1861 г., в Задонске день был ясный и тёплый. По окончании совершённой епископом Феофаном литургии в монастырской церкви Рождества Богородицы, главенствовавший на торжествах митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор в сослужении трёх архиереев и духовенства совершил в той же церкви молебен с водоосвящением перед чудотворной Владимирской иконой Пресвятой Богородицы.

День 13 августа был нежарким, тихим и мягким. Погода благоприятствовала огромному скоплению богомольцев, заполонивших монастырский двор и его окрестности в ожидании главного крестного хода с мощами уже прославленного угодника, который должен был совершиться в этот день. "Ещё ранним утром богомольцы, на захват, спешили занять такие места, чтобы видно было обнесение после литургии святых мощей". А началась литургия 13 августа в половине десятого. Вновь сослужили четыре архиерея, а с ними семь архимандритов, а также 24 священника из числа как чёрного, так и белого духовенства. В ходе совершения литургии гроб с мощами святителя Тихона внесён был в алтарь и установлен на горнем месте лицом к престолу. Тем самым в этот момент, занимая центральное место среди сослужающих, новопрославленный Святитель символически являлся предстоятелем (главным среди совершающих службу. — Прим. авт.). Религиозный восторг участников богослужения был таков, что епископ Тамбовский Феофан не мог сдержать слёз. В конце литургии мощи Святителя вынесены были из алтаря и поставлены близ амвона, лицом к Царским Вратам. Митрополит Исидор, выйдя на амвон, обратился к молящимся с проповедью, центральной темой которой стал образ светоча духовного, указующего путь и дающего надежду, каковым и является новопрославленный угодник.

По окончании литургии митрополит Исидор, архиереи и все сослужащие священнослужители вышли на средину храма, к ним присоединился сонм священнослужителей, пожелавших принять участие в крестном ходе со святыми мощами. Все стали перед святыми мощами. Митрополит и архиереи раздали священнослужителям зажжённые свечи, после чего начался молебен Святителю. При пении тропаря "От юности возлюбил еси Христа, блаженне…" гроб со св. мощами поставили на приготовленные носилки, священнослужители подняли их и на раменах (плечах. — Прим. авт.) понесли из церкви вокруг монастыря при колокольном звоне в монастыре и во всех городских церквях. "Сотни тысяч народа стояли на коленях и сотни тысяч зажжённых свечей пылали в руках их…" Крестный ход останавливался для служения литий, на всех четырёх сторонах монастыря. Он тянулся на протяжении не менее версты и представлял потрясающее зрелище! Все монастырские здания и ограда вокруг монастыря, высокая четырёхъярусная монастырская колокольня — всё было наполнено, унизано народом, в монастырском саду народ висел на деревьях, держась за сучья, в городе во многих домах были разобраны черепичные крыши и усыпаны народом.

По воспоминанию одного из очевидцев, "высокая монастырская колокольня со стоящими на её кровле, всех выступах, решётках и отверстиях представляла собою живую пирамиду из людей, а в некоторых местах её из стоящих снаружи людей образовывались как бы пояса…" Путь, по которому несли св. мощи, был устлан грудами жертвованных вещей, затруднявших даже крестный ход: жертвы сыпались как дождь: бросали под раку угодника деньги, куски полотна, полотенца, шарфы, елецкие кружева; снимали с себя и бросали пояса, жилеты, шапки, шляпы и проч. Один крестьянин, не имея ничего, снял с себя кафтан и бросил на дорогу, по которой следовал угодник Божий". Известно, что после крестного хода было собрано только холста 50 тыс. аршин. Денег насобирали около 600 руб. Было пожертвовано также "множество разного платья". По повелению главенствовавшего на торжествах митрополита Исидора, пожертвованные вещи роздали бедным: "Пусть святитель Тихон оденет ими нищих". В "Житии" святителя Тихона приводится пример исцеления бедной женщины, получившей кушак из числа пожертвованной одежды.

Завершив шествие вокруг монастыря, крестный ход возвратился под сень , где гробница с мощами св. Тихона установлена была на приготовленное для неё постоянное место в середине левой арки под балдахином. Коленопреклоненный митрополит Исидор прочёл молитву, специально составленную для торжества открытия мощей Задонского чудотворца. Окончание службы ознаменовалось колокольным перезвоном в монастыре и по всем церквям города, как и в день пасхальный, не умолкавший затем до вечера.

Архиепископ Воронежский Иосиф благословил, окропив святою водою, приготовленную на монастырском дворе трапезу для народа, а митрополит Исидор в сопровождении двух других архиереев, высших представителей сослужавшего духовенства и присутствовавшего мирского чиновничества отправился в покои настоятеля архимандрита Димитрия, где также была приготовлена трапеза. Торжества продолжались ещё два дня. Финалом их стал день 15 августа, когда удостоил своим посещением великий князь Николай Николаевич.

С тех пор мощи святителя Тихона открыто почивали в тёплое время года во Задонского Богородицкого мужского монастыря, а с 5 октября по 1 мая — в отапливаемой церкви во имя Рождества Богородицы. Ежегодно 1 мая при многочисленном стечении богомольцев совершалось перенесение святых мощей Задонского чудотворца из зимнего храма в летний собор. Память святителя Тихона в Задонской обители, кроме 13 августа, совершалась и 14 мая, в воспоминание первого (в 1845 г. — Прим. авт.) открытия его мощей.

Реставрационные работы в Богородицкой обители не останавливаются и сегодня. Продолжается восстановление порушенных храмов и корпусов, постоянно благоустраивается территория монастыря. Ко дню памяти святителя Тихона в 2005 г. в центре обители открыт , выполненный воронежским скульптором И.П. Дикуновым.

Так и живёт Задонский монастырь под водительством управителей земных и с упованием на помощь водителей и покровителей небесных: Пресвятой Матери Божией и святителя Тихона, чудотворца Задонского, — год от года возвращая своё былое величие. Тем более что в 2003 г. стала Задонская обитель крупнейшим монастырём новооснованной Липецкой и Елецкой епархии и резиденцией архиерея, её делами ныне управляющего. Постановлением Св. Синода Русской Православной Церкви, проходившего 7 мая 2003 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана епархия Липецкая и Елецкая, административно совпадающая с границами Липецкой области. Руководство новой епархией временно поручено было викарному епископу Задонскому Никону, 26 декабря т. г. решением Св. Синода утверждённому в этой должности.

И ныне владыка Никон, уже как епископ Липецкий и Елецкий, трудится над устроением вверенной его окормлению епархии, не оставляя и того, чему были посвящены более десяти лет пребывания его на земле Задонской — восстановления в прежней славе своей Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

14 июля 2004 г. епископ Никон, много времени и сил отдающий устроению Липецкой епархии и его приходов, назначил игумена Гермогена (Крицина) исполняющим обязанности наместника Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря. До того игумен Гермоген совершал служение в Иверском женском монастыре Самарской епархии, где был духовником.

В январе 2005 г. о. Гермоген по состоянию здоровья оставил должность наместника, на которую назначен, и исполняет соответствующие обязанности и поныне бывший благочинный монастыря игумен Трифон (Голубых).

В настоящее время Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, руководимый своим священноархимандритом — епископом Липецким и Елецким Никоном — всё более и более возвращает себе прежнее значение одного их духовных центров России и радует глаз и сердце многочисленных паломников со всей страны, прибывающих в полюбоваться красивейшим и одухотворённым архитектурным ансамблем, увенчанным славой святителя Тихона.

В первой половине 17-го столетия небольшой Троицкий скит, основанный несколькими годами ранее близ Каменной горы, расширился и стал мужским монастырем. Спустя полстолетия мужской монастырь был преобразован в женский. Способствовал этому тогдашний епископ Воронежский Митрофан.В годы екатерининских реформ Знаменский монастырь был официально закрыт, но несмотря на упразднение обители монахини не спешили её покидать. В 1769 году случилась трагедия: сильный пожар в Ельце уничтожил большую часть монастыря, погубив почти всех сестер. Только двум монахиням удалось выжить, но даже после этого они отказались покинуть обитель и жили на её руинах, проводя дни в молитвах.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

В первом десятилетии 17-го века два старца из Сретенского монастыря основали небольшую обитель в устье реки Тешевка. Кирилл и Герасим воздвигли деревянный храм, получивший при освещении имя Сретенья иконы Богоматери Владимирской. Все оставшиеся годы жизни старцы посвятили монастырю. Они были похоронены недалеко от места, где высился самый первый храм.Судьба монастыря складывалась непросто. Уже в 1692 году большинство деревянных зданий уничтожил пожар. Огонь не пощадил монашеское имущество и документы, но уцелела главная святыня, принесенная основателями храма.

Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь

К западу от Лебедяни в селе Сезёново, основанный по молитвам затворника и прозорливца Иоанна (Быкова) - Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь, где обретаются мощи затворника. Отсюда начинался подвижнический путь в Опти-ну пустынь учителя Липецкого духовного училища Александра Гренкова - знаменитого Оптин-ского старца Амвросия! Александр Гренков, прося наставлений и благословения, посетил затворника Иоанна, совершавшего молитвенный подвиг в селе Сезёново, но тот отправил его к более мудрому старцу Илариону в с. Троекурово. Путь лежал через город Лебедянь, и А. Гренков посетил Лебедянский Троицкий монастырь.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь

Менее чем в 10-и км от Задонска расположено одно из святых мест Липецкой области – женский Свято-Тихоновский монастырь Преображения Господня. Обитель расположена в живописном лесном уголке, который называл «земным раем» сам Тихон Задонский. Святой отец часто бывал в этих местах и собственноручно построил колодец на одном из источников, расположенных сегодня на территории монастыря. Основание обители произошло в 1873 году, хотя скит существовал на его месте уже в 1865 году.

Троекуровский монастырь

Основание Троекуровскому монастырю положено знаменитым затворником Иларионом (Фокиным), мощи которого обретаются в монастыре. Монастырские храмы, построенные в разное время, в разных архитектурных стилях составляют неповторимый и необычайно красивый комплекс на берегу Красивой Мечи. Достопримечательность и святыня обители - местночтимая икона Владимирской Божией Матери.

Троицкий монастырь

Монастырь стоит у северной окраины Лебедяни и не одну сотню лет привлекает не только богомольцев, но и любителей древней истории, а также знатоков архитектуры. Монастырские крепостные стены, имеющие три яруса бойниц, окружают самые древние на территории Верхнего Дона храмы. Троицкий собор (1642-1666 гг.), построенный в византийском стиле, необычная по архитектуре Успенская церковь с обширной трапезной и легендарная, бывшая когда-то надвратной, Ильинская, своим древним видом вызывают не только интерес и уважение: духовный трепет и благодать ощущаешь в их веками намоленных стенах! Монастырь окружён многочисленными легендами и преданиями.

На территории Липецкой области сохранилось богатое историко-культурное наследие. Значительная часть его представлена в основном памятниками архитектуры, которые находятся в городах области. Они передают неповторимую атмосферу русской провинции. Интерес вызывают и бывшие «дворянские гнёзда» Стаховичей, Муромцевых, Нечаевых, Хвостовых, Кожиных и др. Подлинными архитектурными шедеврами Липецкого края являются многие духовные святыни – городские и сельские храмы, а также несколько монастырских ансамблей, среди которых широко известные Задонский Богородицкий, Троекуровский Иларионовский, Сезёновский Иоанно-Казанский, Елецкий Знаменский, Лебедянский Троицкий монастыри.

Одним из ключевых направлений развития нашего региона становится туризм.

«Русский Иерусалим»

А кстати, многие ли знают про Тихона Задонского?
Ф.М. Достоевский

Город при монастыре, место чудное в верховьях Дона.
Н.Я. Мандельштам


«Русский Иерусалим» – город Задонск , крупнейший центр православной культуры. Слава этих мест связана с именем Святителя Тихона Задонского. Четыре монастыря и десятки храмов привлекают сюда туристов со всего мирa, среди них Задонский Рождество-Богородицкий монастырь.

В чем уникальность Задонска?

Что в нем такого, чего не увидеть в других русских городах?

Это город великих христианских духовных традиций, которые возвели Задонск в ранг общероссийских святынь. Закрепление за городом славы духовного центра - "Русского Иерусалима" - совпало с прославлением святителя Тихона Задонского, соединившего с ним свою судьбу. Город четырех действовавших к началу ХХ века на его территории монастырей, из которых три ныне восстановлены. Добро и милосердие, выражавшиеся в невиданных масштабах пожертвований, были стимулами процветания Задонска, одного из красивейших уездных городов Воронежской губернии во второй половине XIX века.

Рождество-Богородицкий монастырь стал началом города и остался его духовным центром, вокруг которого и прирастали новые кварталы.

Духовные традиции края претворены в замечательной архитектуре соборов.

В бывшем уездном городе мы видим два пятиглавых храма (Владимирский в Богородицком и Троицкий в Спасо-Преображенском монастырях), возведенных по проекту архитектора К. Тона, два других монументальных собора-исполина, созданных в "русском стиле", - Троицкий собор Скорбященского женского монастыря и Вознесения Христова в Тюнинском монастыре, Успенский собор на Торговой площади.

Задонские храмы, подобно богатырской симфонии "торжества духа", соединяются в единый городской ансамбль.

Слава и последующий расцвет Задонского монастыря связаны с появлением здесь святителя Тихона, который, оставив Воронежскую епископскую кафедру, в 1769 году переселился сюда в поисках уединения и молитвы. Жизнь Тихона Задонского была недолгой - всего 59 лет. В миру его звали Тимофей Соколов. Сын дьячка с Валдая окончил новгородскую семинарию и по окончании был оставлен учителем. В 34 года принял монашество под именем Тихона. Став воронежским епископом в 1763 году, он прославился своей справедливостью. Тихон категорически запретил телесные наказания. Заступаясь за крестьян, он говорил:«Зло есть и обида крестьян, когда господа их излишними оброками или работами отягощают...» Через несколько лет Тихон решил отказаться от епископства и уйти на покой в монастырь. Поселившись в Задонском монастыре, он отдает бедным все свои небольшие доходы и дары почитателей. Вскоре слава об отшельнике распространилась далеко за пределы Воронежской епархий. Черты личности Тихона, по определению Достоевского, таковы: «Необычайная проницательность, глубокое смирение, любовь к людям, проповедь всепрощения...» Все это оказывало большое воздействие на людей, приходивших в монастырь за утешением и надеждой.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь - мужской монастырь основанный в городе Задонске Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области), на левом берегу Дона.

Основные даты :

  • 1610 – дата основания
  • 1624 – первое упоминание о монастыре
  • 1692 - уничтожен пожаром
  • 1697 - восстановлен
  • 1853 - сооружен Владимирский собор
  • 1919 - разграблен и закрыт
  • 1990 - передан в ведение Русской Православной Церкви

Здания :

Собор Владимирской иконы Божией Матери Колокольня с церковью Николая Чудотворца Церковь Тихона Задонского и Игнатия Богоносца Церковь Рождества Богородицы Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» Надвратная часовня Церковь Тихона Задонского Часовня-купальня на источнике

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном.

Изначально монастырь получил название Задонского Тешевского Богородицкого, потому что относительно Москвы находился за рекой Дон, стоял на реке Тешевке и главной святыней была икона Владимирской Богородицы. Доподлинно неизвестна дальнейшая жизнь основателей монастыря, но принято считать, что они продолжили там служить до конца жизни и были похоронены рядом с храмом, о чем говорит запись в заупокойном Синодике.

На территории Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря расположен Собор Владимирской иконы Божьей матери .

Свято-Тихоновский Преображенский епархиальный монастырь - женский монастырь Липецкой и Елецкой епархии Русской православной церкви, расположен в 7 километрах к северу от города Задонска.

Монастырь открылся в 1991 году на месте бывшего Тихоновского общежительного мужского монастыря, закрытого в 1920 году.

Тихоновский мужской монастырь получил статус самостоятельного в мае 1873 года, поэтому среди других монастырей России считался достаточно молодым. Монашеское житие на его территории началось в 1865 году, когда настоятель Задонского Богородицкого монастыря архимандрит Димитрий с разрешения епархиального управления начал строительство скита.

Место для будущего монастыря было выбрано не случайно. Его очень любил угодник Божий святитель Тихон Задонский. В 1768 году после оставления кафедры он поселился в Задонском Богородицком монастыре и часто посещал один из уединённых уголков леса, называя его «раем земным». Своими руками он выкопал и обустроил здесь колодец. После кончины в 1873 году святителя Тихона Задонского, люди стали пользоваться водой из его колодца как целебной, и многие получали облегчение от болезней.

В годы советской власти монастырь подвергался разрушению дважды: в 20-е и в 60-е годы.

Его воссоздание как женского монастыря началось в 1992 г. Благодаря энергии и таланту ныне покойного архитектора Зарубина А. Д. удалось восстановить храм Живоначальной Троицы почти из руин. Сейчас в этом храме проходят богослужения.

Святыни : келья святителя Тихона Задонского, целебный источник, выкопанный святителем Тихоном, Иверская икона Божией Матери.

Южная часть Задонска - Мещанская. Духовным ядром в Мещанской части города является Успенский собор (Церковь Успения Пресвятой Богородицы) . Год постройки - не ранее 1800. Осью симметрии служит ложе высохшей реки Тёшевки, называемое яром. Двучастность предопределена рельефом двух мощных косогоров, на склонах которых и раскинулся город. Две продольные, самые длинные улицы города и Дворянская (ныне улица К. Маркса) и Соборная (ныне улица Крупской) параллельные Дону, соединяют обе части в единое целое.

К 17 веку сложилась торговая Базарная площадь на южной стороне р.Тешевка, на которой в 1798 году был заложен городской собор во имя Успения Божией Матери с двумя приделами во имя Архангела Михаила и св.Тихона Амафунтского. Собор был освящен в 1800 году, он и сегодня радует возвышенностью облика и совершенством архитектурного решения в стиле классицизма. Одноэтажный объем храма примыкает к трехъярусной колокольне с часами, увенчанной шпилем.

Дата основания : 1867

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино

Женская община при Богородице-Тихоновской кладбищенской церкви Задонска возникла уже в кон. 1810-х, но из-за сопротивления окрестных землевладельцев получила официальный статус только в 1860, с 1867 - монастырь. Основные постройки сооружены в кон. XIX в., в 1876-1879 выстроена колокольня (не сохр.). В 1920 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1930, постройки переданы колхозу. Возвращён верующим в 1994, как монастырь вновь открыт в 2002.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Дата основания : нач. XVII в.

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, г. Задонск

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном.

Задонский Тихоновский Преображенский женский монастырь

Дата основания : 1873

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, ур. Скит (7 км С г. Задонск)

Монастырь был устроен в 1873 попечением В. П. Воейкова в 7 верстах севернее Задонска, при открытом в 1865 новом кладбище Задонского монастыря. Первоначально мужской, в кон. XIX в. сооружены каменные собор, ограда, корпуса келий. Закрыт в нач. 1920-х, был занят детской колонией, позже госпиталем, с 1958 - психбольницей. Восстановлен в 1992 как женский.

Знаменский Елецкий женский монастырь

Дата основания : 1683

Архитектор : Шарлемань И. И.: (колокольня)

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., г. Елец, ул. Слободская, 2А

Женский монастырь создан в 1683 вместо скита мужского Троицкого монастыря в урочище "Каменная гора", где, по преданию, в XIV в. стоял город. В 1764 упразднен, в 1822 восстановлен. К нач. ХХ в. многолюден. Территорию окружала ограда с башнями (1820-е) и многоярусной колокольней (1840-е - 1861). После революции преобразован в артель, окончательно закрыт в 1929, строения заняты под жилье. В 1970-80-х постройки в основном заброшены. Восстановление начато в кон. 1990-х, вновь открыт в 2004.

Троекуровский Дмитриевский Илларионовский женский монастырь

Дата основания : 1871

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., Лебедянский р-н, с. Троекурово

Женский монастырь. Возник у кельи, в которой с 1824 жил известный подвижник старец Илларион (И. М. Фомин, 1773/74-1853). Официально открыт как община в 1857, в 1871 получил статус монастыря. В кон. XIX в. полностью отстроен в камне (надвратная колокольня выстроена в 1907-1909), к нач. ХХ в. один из крупнейших монастырей епархии. Закрыт в 1923, окончательно ликвидирован в 1929-1930. Постройки переданы совхозу, частично сломаны. Вновь открыт в 2003.

Примечания : Деревянная келья старца Иллариона сохранялась в монастыре до советских лет.

Троицкий Елецкий мужской монастырь

Дата основания : 1836

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., г. Елец, ул. Коммунаров, 57

Мужской монастырь, открытый в 1836 на северо-западной окраине города, при строившейся как кладбищенская церкви. Назван в память Троицкого монастыря, уже в XVI в. существовавшего в городе и упраздненного в 1776. В течении XIX в. отстроен большой ансамбль построек, в монастыре проживали викарные епископы. Закрыт в 1919, постройки переданы коммуне, позже значительная их часть сломана, территория занята автобазой. Уцелели стены с башнями, колокольня (1830-е). Открыт в 2006 вновь на территории, примыкающей к старому монастырскому участку, рассматривается вопрос о возвращении монастырю старых построек.

Троицкий Лебедянский женский монастырь

Отвлекусь немного от сербских впечатлений и перенесусь в памяти в один из солнечных сентябрьских дней. В день, когда Липецким филиалом КПК "Семейный капитал" была организована экскурсионная поездка Задонска для пайщиков кооператива , активных членов Совета общественного самоуправления № 14 и общества инвалидов-колясочников "Малое социальное объединение".

Экскурсионная поездка включала знакомство с такими православными святынями Липецкой области, как: , ныне именуемый как Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь; источник Тихона Задонского с купелью и Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь.

Сегодня приглашаю вас познакомиться с Свято-Тихоновским Преображенским женским монастырём.

Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь - православный монастырь Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположен в урочище Скит Задонского района Липецкой области.
Находится монастырь в 7 км к северу от Задонска на берегу реки Проходня. По преданию, в этих уединённых местах любил бывать святитель Тихон, собственноручно благоустроивший найденный им здесь родник.

"4"
Монастырь открылся в 1991 году на месте бывшего Тихоновского общежительного мужского монастыря, закрытого в 1920 году.
В начале XX века Тихоновский монастырь насчитывал около 100 человек монахов.
После революции 1917 года обитель постигла участь большинства русских монастырей. В декабре 1920 года она была закрыта.


"5"
Известно, что во время Великой Отечественной войны в бывшем Тихоновском монастыре размещались офицерский госпиталь и школа военной разведки.


Тогда, по рассказам задонских старожилов, здешняя колокольня разделила судьбу своих сестёр, гордо возвышавшихся вдоль Дона в каждом из четырёх Задонских монастырей. Приближалась линия фронта, и возникли опасения, что монастырские колокольни послужат отличным ориентиром немецким артиллеристам при обстреле города и окрестных селений с другого берега Дона. А потому все они были разобраны до нижних ярусов.

29 апреля 1991 года территория в пределах ограды Тихоновского монастыря была возвращена Русской православной церкви.



Первое богослужение в возрождаемой обители состоялось 19 августа 1991 года в восстановленном на втором этаже колокольни храме Преображения Господня.



"11"
В настоящее время в Свято-Тихоновском Преображенском женском монастыре проживает 47 насельниц. Обители принадлежит более 200 гектаров земли, часть которой обрабатывается и засевается различными культурами, часть занята огородами, покосами и пастбищами. В хозяйстве у матушек стадо крупного рогатого скота, овцы и козы, а также птичник и пасека. Всё это также требует ежедневных трудов сестёр Свято-Тихоновского монастыря. У монастыря своя пекарня и оборудованная прачечная.
























При подготовке поста использовались следующие источники:



Выбор редакции
На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...

«Вся наша жизни - игра» утверждают люди, наносящие себе татуировку с игральными костями. Не удивительно что, такая тату стала символом...

О нательных крестах. Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на человека в Таинстве Крещения во исполнение слов...

На протяжении многих лет черная магия возводила до ранга божества многих колдунов, которые могли с легкостью влиять на других людей и...
Полное собрание и описание: параскева пятница молитва о детях для духовной жизни верующего человека.Информационный сайт про иконы,...
Самое подробное описание: молитва монастырская аудио - для наших читателей и подписчиков.Молитвы утренние Молитвы утренние читают...
Гадание Илия с расшифровкой поможет вам определить, что случится в ближайшем будущем. Подобный обряд был очень распространен среди наших...
Крепость города Вышеград . Ее могучие стены сегодня лишь отдаленно напоминают о былом величии. Что же касается обитателей древнего замка,...
Амон-Ра (21 января, 1-11 февраля) Амон - бог солнца в древней египетской мифологии ("сокрытый", "потаенный"). Священные животное Амона...