Презентация на тему «Немецкая классическая философия. Презентация "немецкая классическая философия" презентация к уроку Презентация по теме немецкая классическая философия


Немецкая классическая философия План: Общая характеристика немецкой
классической философии.
Критическая философия И. Канта.
Идеалистическая философия И. Фихте
и Ф. Шеллинга.
Объективный идеализм Г. Гегеля.
Антропологический материализм Л.
Фейербаха

Немецкая философия XIX века – уникальное
явление мировой философии. Ее удалось
совместить в себе почти все известные в тот
период философские направления, открыть имена
выдающихся философов, которые вошли в
«золотой фонд» мировой философии. Ее основу
составило творчество пяти наиболее выдающихся
немецких философов того времени:
Иммануила Канта
Иоганна Фихте
Фридриха Шеллинга
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Людвига Фейербаха

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

Ведущие
направления
немецкой
классической
философии
Объективный
идеализм
(Шеллинг,
Гегель)
Субъективны
й идеализм
(Фихте)
Материализм
(Фейербах)

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

1.
2.
3.
учения немецкой классической философии
способствовали разработке диалектического
мировоззрения;
немецкая классическая философия
значительно обогатила логико-теоретический
аппарат;
рассматривала историю как целостный
процесс, а так же обратила серьезное
внимание на исследование человеческой
сущности.

Кант, Иммануил (1724-1804)

Кант, Иммануил (17241804)
Кант - первый из
философов нового
времени осознанно
подошел к учению о
категориях:
“Мы не можем
мыслить ни одного
предмета иначе, как с
помощью категорий”.
Он считал, что
категории играют
фундаментальную роль
в мышлении.

Кант выделял:

три основные идеи
психологическая (учение о душе)
космологическая (учение о мире)
теологическая (учение о Боге)

Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е. Противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, м

Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е.
Противоречащим, несовместимым друг с другом
положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может
быть доказано логически безупречно
тезис - "Мир имеет начало во времени и ограничен также в
пространстве".
антитезис "Мир не имеет начала во времени и границ в
пространстве. Он бесконечен как во времени, так и в пространстве".
тезис - "Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей
и вообще существует только простое и то, что сложено из простого"
антитезис "Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых
вещей, и вообще в мире нет ничего простого".
тезис - "Причинность согласно законам природы не есть единственная
причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире.
Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную
причинность".
антитезис "Не существует никакой свободы, но все совершается в
мире только согласно законам природы".
тезис "К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина,
безусловно, необходимое существо".
антитезис - "Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в
мире, ни вне мира, как его причины". Иными словами, Бога нет.

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814)

Философ и
общественный деятель,
представитель
немецкого
классического
идеализма. Вслед за
Кантом считал, что
философия должна
быть фундаментом всех
наук. Подчеркивал
значение вопросов
обоснования морали и
государственноправового устройства
(т.н. "практической
философии").

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах:

«Опыт критики всяческого
откровения»
«Наукоучение»
«Основы естественного
права»

Свою философию мыслитель
называет «наукоучением». Ключевым
моментом философии И. Фихте было
выдвижение так называемой «Я –
концепции», согласно которой «Я»
имеет сложные взаимоотношения с
окружающим миром, которые по
И. Фихте описываются схемой:
тезис
антитезис
синтез

Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854)

Шеллинг разрабатывал
проблемы философии
природы (натурфилософию).
Он выдвинул и обосновал
идею тождества бытия и
мышления.
Шеллинга весьма ценили в
России за то, что он “остро
чувствовал моральные
обязанности и поэтические
возможности философии”
(А. Гулыга). В практической
философии Ф. Шеллинг
решает вопросы социально –
политического характера
развития истории.

Ф. Шеллинг выделяет три вида истории:

история
развития идей
естественная
(история природы)
мировая история,
история познания

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)

Великий немецкий философсистематик, Аристотель Нового
времени, идеалист, создатель
диалектики (как учения о развитии,
становлении, противоречиях).
Гегель – первый философ, который
осмыслил проблему
диалектических противоречий
самым фундаментальным образом.
Он открыто заявил, что
противоречие – не ошибка, не
недостаток нашего мышления, а
"корень всякого движения и
жизненности", что мы не можем
мыслить ни одного предмета иначе,
как только в противоречиях, в
единстве противоположностей. Из
взаимодействия противоположных
вещей, сторон возникает все
богатство-многообразие мира.

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

Абсолютная идея
(Г.Гегель)
Субъективный
дух
Объективный
дух
Абсолютный
дух

Основной заслугой Гегеля является разработанные им:

теория объективного
идеализма
общий философский
метод – диалектика

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся:

«Феноменология духа»
«Энциклопедия философских наук»
«Наука логики»
«Философия природы»
«Философия духа»
«Философия права»

Фейербах, Людвиг (1804 – 1872)

Анализируя христианские
представления, различные
формы религии, пришел к
критическому переосмыслению
религии как типа сознания и
далее, к критике философского
идеализма. Главное сочинение
Фейербаха – “Сущность
христианства”. Он не просто
подверг критике веру в Бога, не
просто декларировал атеизм.
Людвиг считал, что Бог – это
абсолютизированный
обобществленный человек. Он
выдвинул тезис: “Человек –
человеку Бог”. Каждый человек
– это Бог, т. е. для каждого из
нас любой человек, наделенный
всеми самыми хорошими
качествами, является Богом.

Философию Фейербаха называют
антропологической, антропологическим
материализмом или натурализмом.
Природу он рассматривал через призму
отношения к ней человека. Человек для
него не только духовное, но и телесное
существо. Дух и материя слиты,
нераздельны в человеке. Более того, он
утверждал: “Бытие – это субъект, а
мышление – предикат (нечто вторичное)”.
Мышление – свойство бытия.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (ХVII-первая пол.ХІХ в.) 1.ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДИАЛЕКТИКИ. 2.ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ И.Канта. 3.ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ Й.Фихте и Ф.Шелинга. 4.ФИЛОСОФИЯ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ Г.Гегеля. 5.АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л.Фейербаха. ИДЕИ ПРОТЕСТАНТИЗМА, КОТОРЫЕ ВОШЛИ В КЛАССИЧЕСКУЮ ФИЛОСОФИЮ: ИДЕЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАКТОВКИ РЕЛИГИОЗНЫХ ПОНЯТИЙ, НЕОБХОДИМОСТИ ИХ ПОНИМАНИЯ ИДЕЯ ИНТИМНОГО ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ, ИДЕЯ СУВЕРЕННОСТИ И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИДЕИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ: 1.Представление об умности человеческого существования 2.Идея доисторического прогресса 3.Вера во всемогущество науки. В центре учений -- принцип активности субєкта (подчеркивает творческий, деятельный, активный характер субєкта) Возрождает гуманистическое отношение к человеку(привлекает внимание к проблемам ее достоинства, подносит этические проблемы над узкогносеологической проблематикой) Стремится превратить философию в науку Теоретическая разработка диалектики – важнейшее достижение немецкой классической философии:Первой формой диалектики было учение о становлении, вечной изменчивости и текучести мира явлений (Гераклит, Демокрит, китайская философия – Инь, Янь) Второй формой античной диалектики стала диалектика как определен метод познания (Сократ – через диалог, Платон, Аристотель через сущность вещей и так далее) Отсюда формируется понимание диалектики как учение о развитии (источником которого является единство и взаимопревращение противоположностей) и основан на этом учении метод познания Марксистами создана система материалистической диалектики как учение о всезагальні законах развития природы, общества и человеческого мышления Основные категории диалектики: Единичное и общее; Общее и целое; Форма и содержание; Сущность и явление; Причина и следствие; Возможность и действительность; Необходимое и случайное Законы диалектики (общие формы существенных связей в процессе развития) 1. Закон единства и борьбы противоположностей (обнаруживает причину и источник развития) Источником развития является внутреннее противоречие предметов и явлений (наследственность и изменчивость, анализ и синтез). Единство противоположностей – это их взаимопроникновение и нераздельноссть, принадлежность к одной сущности. Борьба их – это взаимоисключение в пределах одного целого. 2. Закон перехода количественных изменений в качественные (раскрывает механизм развития, появления нового, ранее не существующего) Основные категории: количество, качество, мера, диалектический прыжок 3. Закон возражения возражений (определяет направленность и тенденции развития) Диалектика -- такой метод познания, такой способ мышления, при котором явления рассматриваются в процессе изменений, развития, в единстве и разнообразии их свойств. Во взаимосвязи противоположных сторон. Альтернатива – метафизическое или догматическое мышление. Его особенность – односторонность, абстрактность, абсолютизация отдельных моментов. Применяется там, где нужна четкость, точность, строгая определенность, фиксация фактов. И.Кант “Критика чистого ума” – посвященная проблемам гносеологии, теории познания “Критика практического ума” – изложение этического учения “Критика способности суждения” – основы кантовской эстетики и теории культуры КАНТ ВЫВОДИТ ОСНОВНОЙ МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН - “КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ”, ТО ЕСТЬ БЕЗУСЛОВНОЕ ПОВЕЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ЗВУЧИТ ТАК: ПОСТУПАЙ ТАК, ЧТОБЫ ТЫ ВСЕГДА ОТНОСИЛСЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ И В СВОЕМ ЛИЦЕ, И В ЛИЦЕ ВСЯКОГО ДРУГОГО ТАК ЖЕ, КАК К ЦЕЛИ, И НИКОГДА НЕ ОТНОСИЛСЯ К НЕЙ ТОЛЬКО, КАК К СРЕДСТВУ” КАНТОВСКИЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ФОРМУЛИРУЕТ ПРИНЦИП БЕЗУСЛОВНОГО ДОСТОИНСТВА И ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА ВЫСШИМ ПРИНЦИПОМ МЕЖДУЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕ ПРИНЦИП ПОЛЕЗНОСТИ, А ПРИНЦИП АБСОЛЮТНОГО УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ КАНТ РАЗДЕЛЯЕТ УЧЕНИЕ НА ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА: 1. ЧТО Я МОГУ ЗНАТЬ? 2. ЧТО Я ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ? 3. НА ЧТО Я МОГУ НАДЕЯТЬСЯ? 4. ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? ОСНОВНЫМИ ФОРМАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА КАНТОМ ЯВЛЯЕТСЯ: ПОЗНАНИЕ ПРАКТИКА ПОЗНАНИЕ + ПРАКТИКА = ТВОРЧЕСТВО Й. Фихте ОСНОВНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ ФИЛОСОФИИ ФИХТЕ СТАНОВЯТСЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ИСТОРИИ, СВОБОДЫ И НАЗНАЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ ФИХТЕ Я есть Я (человек способен полностью определять свою жизнь собственной волей) Я есть не Я (природа и окружающий мир понимаются как продукт человеческой деятельности) Я есть Я + не я (человек превращает предметный мир и осваивает его) Ф. Шелинг ПОДДАЛ КРИТИКЕ ФИХТЕ ЗА ТО, ЧТО В ЕГО ФИЛОСОФИИ НЕ ОСТАЛОСЬ МЕСТА ПРИРОДЕ, ЧТО ОНА ПОТЕРЯЛА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЦЕННОСТЬ И ПРЕВРАТИЛАСЬ В ПРОДУКТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДЕЛЯЛ ОСОБЕННОЕ ВНИМАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОСВОЕНИЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ИСКУССТВУ А ТАКЖЕ МИФОЛОГИИ ГЕНРИХ ГЕГЕЛЬ СОЗДАЕТ ВСЕОБЪЕМЛЮЩУЮ СИСТЕМУ ОБЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА, В КОТОРОЙ ОН СТРЕМИЛСЯ ПОСТИЧЬ ВСЕ ПРОЯВЛЕНИЯ МИРА, ОБЪЕДЕНИТЬ В ОДНОЙ СИСТЕМЕ ЛОГИКУ, ФИЛОСОФИЮ ПРИРОДЫ, ФИЛОСОФИЮ ДУХА, ПРАВА, РЕЛИГИЙ, ИСКУССТВА, ИСТОРИИ. ОСНОВНЫМ ДОСТОЯНИЕМ СТАЛО СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ ДИАЛЕКТИКИ ТРУДЫ: “ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА” “НАУКА ЛОГИКИ” “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК” “ФИЛОСОФИЯ ПРАВА Л. Фейербах В ЦЕНТРЕ ФИЛОСОФИИ ФЕЙЕРБАХА – МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ МЕСТО ОТВОДИТ КРИТИКЕ РЕЛИГИИ

Век был на исходе. Система критической философии создана и завершена. Кантом никогда не овладевало чувство самоуспокоения, но он знал, что главное сделано. Может быть поэтому спало напряжение поиска, силы быстро пошли на убыль. В ноябре 1801 года философ окончательно расстался с университетом. Его отпустили на покой, сохранив полностью жалование. Теперь он почти не выходил на улицу, не принимал посетителей. Поток писем иссяк. Друзья знали о состоянии Канта. Дольше других писал Кизеветтер, но уже не столько о философских материях, сколько о репе из Тельтова, которая пришлась по вкусу философу и которой Кизеветтер его регулярно снабжал. К августу 1801 года относится последнее письмо, написанное рукой Канта. Теперь ему было трудно ходить без посторонней помощи. В октябре 1803 года состояние философа резко ухудшилось. Впервые в жизни он провел несколько дней в постели. Теперь он почти оглох. 3 февраля 1804 года перестал принимать пищу. Умер Кант 12 февраля 1804 года. Смерь его ясна, как и его жизнь. Исполненный долг. Увядание. Кончина. Еще в 1799 году Кант распорядился относительно собственных похорон. Просил, чтобы состоялись они на третий день после кончины и были по возможности скромными: пусть присутствуют только близкие и друзья, а тело предадут земле на обычном кладбище. Получилось иначе. С мыслителем прощался весь город. Доступ к покойному продолжался шестнадцать дней. Гроб несли 24 студента, за гробом шел строем весь офицерский корпус гарнизона и тысячи сограждан. Похоронили Канта в профессорском склепе, примыкавшем к собору Кенигсберга с северной стороны.

Человек умирает, мысль остается. Бессмертие философа в том, что он смог, что успел сказать, что было услышано. Жизнь Канта - это прежде всего написанные им книги, самые волнующие события в ней - мысли. У Канта нет иной биографии кроме истории его учения. Все знавшие его говорили, что это был общительный, отзывчивый человек. Ему приходилось много работать, он любил свой труд, но знал не только его. Он умел развлекаться, отдыхать, сочетая глубокомысленную ученость со светским лоском. Кант вовсе не был затворником, отшельником, человеком не от мира сего. По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни - галантен. Однако, он не искал славы, не добивался власти, не знал любовных треволнений. Размеренное и однообразное течение внешней жизни философа объясняется тем, что у него рано возник всепоглощающий жизненный интерес - философия, и этому интересу он сумел подчинить все свое существование. Жить для него значило работать, в труде он находил главную радость. С детства будущий философ отличался хилым здоровьем, ему предрекали короткую непродуктивную жизнь. Он прожил долгие, изобильные творчеством годы. Этого он добился силой своей воли. Он разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно придерживался, и добился поразительных результатов. Он умер со спокойной совестью, с сознанием исполненного долга.



























1 из 26

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Общая характеристика немецкой классической философии. Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

№ слайда 4

Описание слайда:

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

№ слайда 7

Описание слайда:

Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность.И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».

№ слайда 8

Описание слайда:

Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга Иоганн Готлиб Фихте (1762) немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта.

№ слайда 11

Описание слайда:

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права».Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой· «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,· «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внешнюю окружающую действительность (антитезис),· «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».

№ слайда 12

Описание слайда:

Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии природы», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью.В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

№ слайда 15

Описание слайда:

Объективный идеализм Г. Гегеля Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников. Основной заслугой Гегеля является разработанные им:- теория объективного идеализма;- всеобщий философский метод – диалектика.

№ слайда 16

Описание слайда:

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права».В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Социально-философская концепция Г. Гегеля заслуживает самого пристального внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии истории» Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой истории есть, по Г. Гегелю, прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:· единственно существующими реальностями является природа и человек;· человек является частью природы;· человек есть единство материального и духовного;· человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии;· идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;· Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;· природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема;· все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи.

№ слайда 22

Описание слайда:

В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:· Бога как самостоятельной реальности нет;· Бог – порождение сознания человека;· мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;· Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума;· религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;· корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

Описание слайда:

С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как метафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность), приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

Достижение немецких философов заключается в том, что именно они разработали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Основы философии

Немецкая классическая философия Подарила миру 5 величайших имён, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии: Иммануил Кант Иоганн Готлиб Фихте Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг Георг Вильгельм Фридрих Гегель Людвиг Андреас фон Фейербах

Особенности немецкой классической философии: схожее понимание всеми авторами роли философии: философия – это критическая совесть культуры, это саморефлексия человека. Гегель подчеркивал: «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении »; универсализм, энциклопедизм и системность философских построений в сочетании с внутренней дифференциацией; разработка диалектического метода мышления и познания; перенос центра внимания с анализа природы (объекта) на исследование самого человека как субъекта, человеческого мира и истории. При этом человек рассматривается в контексте культуры; утверждение принципа свободы и других гуманистических ценностей.

ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804) Основоположник немецкой классической философии Первый из философов нового времени осознанно подошел к учению о категориях: “ Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий”.

Философия Канта 1 . Докритический период (1724-1770) (Кант – ученый, изучающий природу. Космологический трактат «Всеобщая естественная история и теория неба ») 2. Критический период (1770-1804) (Кант – философ идеалист и агностик, пытается преодолеть механистичность и созерцательность в понимании взаимосвязи субъекта и объекта познания («Критика чистого разума»), разрабатывает новое понимание нравственности («Критика практического разума») и решает проблемы эстетики («Критика способности суждения»).

Докритический период: - Выдвинул гипотезу о возникновении Солнечной системы (теория Канта-Лапласа); Разработал теории различных физических явлений (приливов и отливов, ветра и др.); Изучал проблемы развития жизни; - Выступил против духовидения и других проявлений мистики.

Философия, по И. Канту, должна сосредоточиться на решении трёх вопросов: « Что я могу знать? », « Что я должен делать? », « На что я могу надеяться? », « Почему природа целесообразна? » из решения которых вытекает решение главной проблемы: « Что Я есть такое – человек? ». В целом его философия характеризуется как «трансцендентальный идеализм» (от лат. « трансцендере » – выходящий за пределы опыта), поскольку ее основные понятия и принципы носят внеопытный, по сути божественный характер и постигаются прежде всего интуитивно.

Антиномии Ограниченность пространства Простое и сложное Свобода и причинность Наличие Бога Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых В мире нет ничего простого Существует не только причинность по законам природы, но и свобода Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Мир не имеет начала во времени и безграничен Критика чистого разума И. Канта

«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» Категорический императив (безусловное требование нравственного поведения) имеет 2 формулировки: 1) Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего закона; 2) Поступай так, чтобы в своем лице и в другом человеке всегда видеть цель, но никогда только средство.

«КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»

Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814) Внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я – концепция») Автор знаменитого изречения « Я – это вечная свобода и творческая активность!»

« Наукоучение » Фихте. Пытался вывести все разнообразие форм познания только из сознания.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854) Главным понятием его философии можно считать идею свободы, которую он последовательно в течение всей своей жизни искал сначала в природе, затем в творчестве личности и, наконец, в природе божественного творения.

Прежние концепции объяснения природы неистинны, поскольку субъективные идеалисты и Фихте природу выводят из сознания человека, а во всех остальных теориях (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы, то есть философы пытаются « втиснуть » природу в какие-либо рамки. Движущей силой природы является ее полярность – наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное). Природа есть « абсолютное » - первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное. Природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, свет). Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума. Природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Натурфилософия Ф. Шеллинга

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) Вершина немецкой классической философии Исходный принцип его философии – конкретное тождество мышления и бытия на основе первичности первого. Является автором концепции «абсолютного идеализма » , который может быть охарактеризован как панлогизм («Всё действительное – разумно, все разумное – действительно »). Создатель теоретической диалектики как учения о саморазвитии, разработчик её основных категорий, законов и принципов (хотя и на объективно-идеалистической основе). Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философская пропедевтика»

Абсолютная идея - это: единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить

В процессе своего диалектического саморазвития "идея" Гегеля проходит три основных этапа.

Высшим началом логики и мышления служит положение о тождестве бытия и разума Все действительное разумно

Любое развитие происходит по схеме (триада)

Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал законы диалектики.

Людвиг Андреас фон Фейербах (1804 – 1872) Философию Фейербаха называют антропологической, антропологическим материализмом или натурализмом. Природу он рассматривал через призму отношения к ней человека. Главное сочинение Фейербаха – “Сущность христианства”.

Человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями. Основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия. Данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в Бога, а на иных принципах. Полнокровная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаимодействии с «Ты» (т. е. другими людьми) – человек может жить только в обществе. Необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить ее религией любви людей друг к другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека Смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью. Социально-политические взгляды Фейербаха (обусловлены его антропологической философией)

Х О Р О Ш Е Г О Д Н Я




Выбор редакции
Самое подробное описание: молитва монастырская аудио - для наших читателей и подписчиков.Молитвы утренние Молитвы утренние читают...

Гадание Илия с расшифровкой поможет вам определить, что случится в ближайшем будущем. Подобный обряд был очень распространен среди наших...

Крепость города Вышеград . Ее могучие стены сегодня лишь отдаленно напоминают о былом величии. Что же касается обитателей древнего замка,...

Амон-Ра (21 января, 1-11 февраля) Амон - бог солнца в древней египетской мифологии ("сокрытый", "потаенный"). Священные животное Амона...
«Было принято решение на время остановить публичную деятельность протодиакона Кураева на территории митрополии . Не потому, что в его...
Щекотать во сне человека, ощущать на себе это действие - двоякий знак. С одной стороны сновидение означает вмешательство в личную жизнь...
Зеркало, которое вы намерены использовать с магической целью, должно иметь овальную форму и иметь идеально гладкую, без царапин и пятен,...
Это коварная сильная порча через подклад Нашел у входной двери, нашла под ковриком, найдена в подушке, подбросили в обоях, подкинули в...
ЗАГОВОРЫ НА ПОЛНОЛУНИЕ В ночь на полнолуние можно читать самые сильные заговоры и привороты. Это самое подходящее время чтобы...