Презентация понятие истины ее критерии. Презентация "Истина
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
“ Лишь тот умен, кто понимает, Что неучен, что мало знает!” Абу Шакур
Что объединяет утверждения? «От перемены мест слагаемых сумма не меняется» «Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего» «Человек – биосоциальное существо»
§22. Истина и ее критерии
Какое определение точнее? Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения. Истина – это те выводы, с которыми все согласны. Истина – это то, во что верит человек. Истина – достоверное, правильное знание Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
Фома Аквинский Р. Декарт Аристотель Важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов. Слово «истина» означает соответствие мысли предмету. Истина есть тождество вещи и представления.
Виды истины Абсолютная истина Относительная истина Идеал, предел к которому стремиться наше знание. Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины. Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
Утверждение: Под номером 1 изображен сок
Который час?
Большое ли яблоко?
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний? Рационалисты Эмпирики Прагматики Конвенционалисты
Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям. Нет ничего опасней для новой истины, как старое заблуждение. И.В. Гёте
Свойства истины Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения. Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Предварительный просмотр:
Предмет: обществознание
Класс: 10 «к»
Тема: «Истина и ее критерии»
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с определением, понятием, структурой и критериями истины;
- расширить знания учащихся в процессе анализирования и умения высказывать свою точку зрения;
- способствовать развитию умственных и эмоционально-чувственных сфер деятельности учащихся;
- создать условия для формирования личностных и коллективных качеств (умение работать в коллективе);
- развивать творческую деятельность.
Специальные материалы и оборудование:
- ксерокопии с высказываниями и заданиями
- презентация на тему урока
Тип урока: изучение нового материала.
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.
2. Изучение нового материала.
Слайд №1.
“Лишь тот умен, кто понимает,
Что неучен, что мало знает!”
Абу Шукур
Как вы думаете почему, я начал урок с высказывания древневосточного мудреца.... (ответ учащихся: знание – сила)
Слайд №2.
«От перемены мест слагаемых сумма не меняется»
«Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего»
«Человек – биосоциальное существо»
- Мы будем изучать именно то, что объединяет эти выражения.
(подводим учащихся к тому, что все эти выражения верны и ищем синоним слову «верны» - истинны)
Итак, с чем мы сегодня познакомимся и что нам необходимо будет узнать.
(вместе формулируем цели и задачи урока)
Слайд №3.
§22. Истина и ее критерии
- Записываем тему урока в тетрадь
- Пока ваши тетради открыты, прошу вас самостоятельно записать определение «истины» ориентируясь лишь на собственные знания. В конце урока мы сравним определения.
(учащиеся записывают определение в течении пары минут)
- Ребята, на ваших партах листы с определениями. Какое из предложенных определений истины (в задании №1) вам представляется наиболее точным? Почему?
(при разборе ответов указываем на недостатки /подчеркнуты/ каждого определения кроме истинного)
- Итак, общепринятым определением истины является… (корректируем ответы учащихся и приводим примеры в опровержение первых 4-х определений)
Слайд №4.
- Истина – незыблемые , не меняющиеся со временем утверждения. (гелиоцентризм)
- Истина – это те выводы, с которыми все согласны . (гром и молния - Перун)
- Истина – это то, во что верит человек. (атеист и религиозный человек)
- Истина – достоверное, правильное знание (наказание ученика учителем горохом)
ИСТИНА – это … соответствие наших знаний о предмете самому предмету .
(точный термин выходит анимацией позже)
Слайд №5. Философы и их определения истины
- Ребята, вы, конечно, обратили внимание, что существует много трактовок нашего термина. И все потому что существует несколько видов истины (абсолютная, относительная)
- Обратите внимание на листочки с заданиями на ваших партах. В задании №2 вам необходимо соотнести определение с самим понятием.
Слайд №6.
(определение под литерой «В» - лишнее)
- Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
(записываем виды истины в тетрадь)
- Теперь давайте глядя на слайды определим каким видам истины соответствуют примеры.
Слайд №7.
Пример первый – сок (относительная истина)
Слайд №8.
Пример второй – дважды два (абсолютная истина)
- Итак, от чего же зависят критерии истины? Посмотрим на слайды…
Слайд №9. Слайд с часами.
Который час? Если бы это были настоящие часы, то люди слева и справа могли ответить иначе.
- Взгляните пожалуйста на ваши индивидуальные листы.
Что изображено в задании № 3?
Слайд №10. Лица.
Кто изображен? А если вверх ногами?
Слайд №11. Яблоко.
Большое или маленькое … давайте поднесем ладошки.
- Итак ребят от чего зависят критерии истины? От той позиции с которой вы даете определение. Иначе говоря – от тех критериев на которые вы опираетесь. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
- В зависимости от позиций выделяют разные критерии истины
- Взгляните на задание №4 на листах и стрелочками соотнесите взгляды с критериями истины.
- Но прежде давайте вспомним на какие идеи опирается каждое из этих направлений познания (краткие ответы учащихся)
Слайд №12. Таблица критериев истины
Взгляды | Критерии истины |
Эмпирики | Чувственный опыт (истина лишь то, что можно почувствовать) |
Рационалисты | Разум (истина лишь то, что можно осознать и описать логикой и разумом) |
Конвенционалисты | Конвенция (истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенция») |
Прагматики | Практика (истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач) |
Слайд №13. Заключительный слайд с афоризмами Гёте.
Ребята сейчас на уроке вы учитесь. Не бойтесь ошибаться, ибо не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!
Подведение итогов урока:
- Рефлексия (что нового узнали?)
- Сравнение ранее написанных определений с книжным вариантом
- Что понравилось/не понравилось
- Отметки с комментариями и Д/З (стр 227-234, выписать св-ва истины)
Предварительный просмотр:
Задание №1.
Какое из предложенных определений истины (в задании №1) вам представляется наиболее точным? Почему?
- Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
- Истина – это те выводы, с которыми все согласны.
- Истина – это то, во что верит человек.
- Истина – достоверное, правильное знание.
- Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
Задание №2.
Соотнесите определение с самим понятием.
Задание №3.
Что изображено на рисунках?
1. Эмпирики
- Прагматики
- Конвенционалисты
А). Ощущения являются единственным источником и основанием знания. Источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт
Б). За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок. Критерием истины выступает разум.
Г). Любые практические знания подтвержденные накопленным опытом и научными экспериментами способствующие решению насущных задач действительности.
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ
- Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
- Павлова Анеля Васильевна
- учитель истории МОУ СОШ№ 12
- г. Вышнего Волочка Тверской обл.
- «истина есть тождество вещи и представления»
- Фома Аквинский
- «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
- Р. Декарт
- важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
- Позиция Аристотеля
- «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
- Эмпирики
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- Мышление рассматривается как производное от ощущений;
- Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
- рационалисты
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
- критика
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
- Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
- «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
- Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
- При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
- ИСТИНА
- КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
- 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
- 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
- Критерий истины – практика:
- практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
- материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
- Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
- У рационалистов - критерием истины выступал разум.
- Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
- Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
- Критерий истинности - теория
- Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
- Отказ от идеи
- развития знания
- Научная истина
- Обыденная или житейская истина
- Художественная истина
- Нравственная истина
- Абсолютная истина
- Относительная истина
- Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
- Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
- На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
- Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
- Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
- Объективность –
- это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
- «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
- Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
- «полнотелость» - признак здоровья.
- всякая власть от Бога
- отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
- http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
- http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
- http://www.eurosmi.ru/science/41.html
- http://his.1september.ru/2002/01/5.html
- http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
- http://activerain.com/blogs/sashadear
- http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
- http://www.rkm.kz/node/672
- http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
- Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
- Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.
Заблуждение
Истина.
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. пПонятие. Все ониистиныконцентрируютсяотносится к важнейшимокруг данной проблемы, конкретиз в общей системеруют и мировоззренческихдополняют ее.
проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни". От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения.
Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них:
"Истина - это соответствие знаний действительности";
"Истина - это опытная подтверждаемость";
"Истина - это свойство самосогласованнее знаний";
"Истина - это полезность знания, его эффективность";
"Истина - это соглашение".
Нарский и Т. И. Ойзерман отмечают, что верное отображение как мысленный образ, возникающий в результате познания объекта, есть:
1) отображение, причинно обусловленное отображаемым;
2) отображение, которое находится в отношении изоморфизма или гомоморфизма по отношению к отображаемому;
3) отображение, в котором компоненты, находящиеся в отношении изоморфизма или гомоморфизма к компонентам отображаемого, связаны с последним отношением сходства.
Современная трактовка истины, которую разделяет большинство философов, включает в себя следующие моменты
Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.
Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.
В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.
В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты отграничивают диалектическо - реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.
Именно причине - внеклассовости и надысторичности - и атомистическая концепция Демокрита в своей основе истинна; материальные тела действительно состоят из атомов, а атомы неделимы. Хотя атомы и оказались иными, чем это представлялось в античности, хотя и была доказана впоследствии делимость атомов (кстати, при критике метафизического положения вв. о неделимости атомов забывают, что атомы целостны и действительно неделимы в определенных пределах при определенных
условиях; на этом основана, в частности, вся химия), все же данная концепция соответствовала
и соответствует своему уровню состояния
практики, пусть примитивному, обыденному, но вполне определенному опыту. В этих границах она истинна.
В. С. Соловьев отмечал:
"Истина заключается прежде всего в том, что она есть, т. е. что она не может быть сведена ни к факту нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, что она есть независимо от того, ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее или нет...
Безусловная истина определяется прежде всего не как отношение или бытие, а как то, что есть в отношении, или как сущее"
Известный ученый А-Д. Александров пишет, что само понятие "правда" охватывает и объективную истину, и моральную правоту.
"Стремление найти истину, распространить и утвердить ее среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям... Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности.
Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с
Заблуждение.
Истину следует отличать
от заблуждения. Заблуждение - постоянный спутник истины. Нередко знание, на протяжении длительного времени считающееся истинным, оказывается заблуждением. Яркий пример тому геоцентрическая картина мира, признававшаяся на протяжении многих веков как непререкаемая истина.
Морок – Бог заблуждения, лжи и об
Однако Н. Коперник в 16 веке показал, что истиной является гелиоцентрическая картина мира, в которой центром солнечной системы признается не Земля, а Солнце. Мысль, верная в одних условиях, может стать ложной в других. Так, суждение "вода кипит при 100 ° по Цельсию" истинно лишь при нормальном атмосферном давлении. Если давление изменить, то оно утратит истинность. Даже те суждения, которые считаются надежными и истинными, нередко содержат в себе долю заблуждения. Заблуждение - это искаженное отражение действительности, это знание, которое не соответствует тому, что есть на самом деле. Люди редко достигали истины без ошибок, минуя заблуждение.
Истина и ее критерииЧеловеку важно, «чтобы
предмет его воли... был
объективным благом...
предмет и содержание его
мысли были объективно
истинны и предмет его
чувства был объективно
прекрасен, т. е. не только
для него, но и для всех
безусловно». (В.С.Соловьев)
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ
Какое знание следует считать истинным? В какой мере оно доступно познающему человеку? Какими способами достигается?
«Слово«истина»
означает
соответствие
мысли
предмету».
«истина есть
тождество вещи
и
представления»
Фома Аквинский
Позиция Аристотеля
Р. Декарт
«Что каждому кажется, то и достоверно». (Протагор)
«что одно и то жесуществует и не
существует, что оно и
плохо и хорошо, что
другие противолежащие
друг другу высказывания
также верны…» (критика
позиции Протагора
Аристотелем)
«ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И
ДОСТОВЕРНО». (ПРОТАГОР)
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
Эмпирикиисточник и
обоснование всех
знаний чувственный
опыт;
ощущения
являются
единственным
источником и
основанием
знания
(сенсуалисты);
Мышление
рассматривается
как производное
от ощущений;
Критика позиции эмпириков
на уровнях восприятия и
представления для получения
целостной картины мира наше
сознание использует элементы
обобщенных знаний;
чувственный опыт может давать
искаженное представление о
действительности;
многие теоретические постулаты,
лежащие в основе научного знания,
нельзя обосновать опытным путем;
чувственный опыт есть результат
понимания, интерпретации.
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
рационалистыкритерием истины
выступает разум;
За образец истинного
знания принималась
математика,
начинающаяся с
очевидных истин и
использующая
методы логического
выведения нового
знания из
несомненных
посылок.
критика
Трудности в определении
безусловных основ познания
(Декарт - «врожденные
идеи», Лейбниц «врожденные интуиции;
Эвклидова и неевклидова
геометрия - идеал
теоретически обоснованного
знания. Какая же из них
соответствует
действительному
пространству, является
истинной?Каждая из системы
аксиом Евклида,
Лобачевского и Римана
была теоретически
строга, возникал вопрос
о том, какая же из них
соответствует
действительному
пространству, является
истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как
соглашение, и было бы настолько же неразумно
доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
Критерий истины –практика:
ИСТИНА
КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ
ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО
ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ
ЧЕЛОВЕКА
9
практическое
взаимодействие
наблюдаемого
явления с каким-либо
другим,
материальное
производство,
накопленный опыт,
научный эксперимент.
Критерии истины
Эмпирики считали, что источником иобоснованием всех знаний является чувственный
опыт.
У рационалистов - критерием истины выступал
разум.
Конвенционалисткие теории исходили из того, что
истинное научное знание – это соглашение между
исследователями - «конвенции»
Прагматические теории истины предполагают, что
истинным является то сознание, которое
способствует решению практических задач.
10
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
Еслипрактическую
задачу удалось
решить, значит,
полнота знания
о предмете
достигнута?
Критерий истинности - теория
Отказ от идеи
развития знания
Формы истины
Научная истинаОбыденная или
житейская истина
Художественная
истина
Нравственная истина
Виды истины
Абсолютная истинаИдеал, предел к
которому стремиться
наше знание.
Полное,
исчерпывающее знание
о предмете, тот элемент
знаний, который не
может быть
опровергнут в будущем.
Относительная истина
На пути к абсолютной
истине мы получаем
относительные истины.
Знания, которые будут
изменяться,
углубляться,
заменяться новыми в
процессе развития
познания.
Свойства истины
Конкретность –зависимость истины
от места, времени и
других условий её
получения.
Объективность –
это такое
содержание наших
знаний, которое не
зависит ни от
человека, ни от
человечества.
ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ
«Ум человекауподобляется неровному
зеркалу, которое,
примешивая к природе
вещей свою природу,
отражает вещи в
искривленном и
обезображенном
виде».(Ф.Бэкон)
Это заблуждения, истоки
которых коренятся в
самой человеческой
природе, в особенностях
нашего познания.
«полнотелость» -
признак здоровья.
всякая власть от Бога
отсутствие полной и
точной информации об
интересующем нас
предмете, а также
необходимых средств для
ее обработкиЛитература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.
Интернет-ресурсы:
http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
http://www.eurosmi.ru/science/41.html
http://his.1september.ru/2002/01/5.html
http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
http://activerain.com/blogs/sashadear
http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
http://www.rkm.kz/node/672
http://eva.ru/eva-life/contest/contestphoto.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
- 1. Раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности – это:
- Гносеология
- Онтология
- Агностицизм
- Конвенциализм
- 2. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия – это:
- Гносеология
- Онтология
- Агностицизм
- Конвенциализм
- 3. Верны ли суждения:
- А.) АГНОСТИЦИЗМ - ЗНАНИЯ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ
- СОГЛАШЕНИЙ УЧЕНЫХ
- Б.) КОНВЕНЦИАЛИЗМ - (ОТ ГРЕЧ.
- НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) - ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ
- ПОСТИЧЬ ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ
- ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ.
- Верно только А
- Верно только Б
- Верны оба суждения
- Не верны оба суждения
- 4. Познание – это:
- Результат особого познавательного процесса людей.
- Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании
- Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является трудовая деятельность, отражающая объективную реальность в его сознании.
- Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
- 5. Форма познавательной
- деятельности:
- Психологическое
- Этическое
- Социальное
- Личное.
- 6. Виды познавательной
- деятельности:
- Реальное и не реальное.
- Рациональное и чувственное
- Социальное и религиозное
- Пессимистическое и оптимистическое.
- 7. Установить соответствие: Мыслители прошлого о сущности бытия
- Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
- «истина есть тождество вещи и представления»
- Фома Аквинский
- «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
- Р. Декарт
- важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
- Позиция Аристотеля
- «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
- Эмпирики
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- Мышление рассматривается как производное от ощущений;
- Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
- рационалисты
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
- критика
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
- Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
- «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
- Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
- При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
- ИСТИНА
- КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
- 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
- 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
- Критерий истины – практика:
- практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
- материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
- Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
- У рационалистов - критерием истины выступал разум.
- Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
- Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
- Критерий истинности - теория
- Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
- Отказ от идеи
- развития знания
- Научная истина
- Обыденная или житейская истина
- Художественная истина
- Нравственная истина
- Абсолютная истина
- Относительная истина
- Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
- Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
- На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
- Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
- Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
- Объективность –
- это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
- «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
- Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
- «полнотелость» - признак здоровья.
- всякая власть от Бога
- отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
- http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
- http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
- http://www.eurosmi.ru/science/41.html
- http://his.1september.ru/2002/01/5.html
- http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
- http://activerain.com/blogs/sashadear
- http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
- http://www.rkm.kz/node/672
- http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
- Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс
- Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.
- Таинство гадания на святки Гадание на замужество
- Религия венгров. Венгры. Удивительная история народа Текст научной работы на тему «»
- Как выглядит амон-ра Божественная триада из древних Фив
- Геннадий Цуркану обьяснил суть сотрудничества между Молдавской Митрополией и Газпромбанком
- Толкование сна щекотать в сонниках
- Мастер-класс «Свет мой зеркальце скажи…
- Что делать если нашли подклад: виды подкладов и способы защиты
- Заговоры на любовь в полнолуние и новолуние
- Молитвы сретению господню
- Вселенские соборы — деяния и правила соборов православной церкви
- О количестве души (Августин Блаженный)
- Висы, составленные для славления скандинавских богов Молитвы скандинавским богам
- Семь архангелов. Святые Архангелы. Имена и значения 1 из 7 архангелов
- Дуа после намаза Когда нельзя читать намаз
- Гороскоп козерог декабрь
- Татуировка с игральными костями и картами Значение татуировки зарики
- Крест старообрядцев на могиле
- Черная магия и руны главная порчи
- Молитва параскеве пятнице о здравии Молитва параскеве пятнице о здоровье детей
- † Самарский мужской монастырь - хор монастыряСвято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь Монашеское пение православие