Тропарь святому духу. Богослужения мирянским чином


[разговорное; греч. Δευτέρα τοῦ ἁγίου Πνεύματος; церковнослав. ], понедельник, следующий за праздником Пятидесятницы , посвященный прославлению Св. Духа.

По положению в кругу литургического года Д. д. соответствует др. дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, к-рые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресв. Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др. В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), за к-рыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника. Аналогичный устав имеет и Д. д., относящийся к Третьему Лицу Пресв. Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Д. д. праздник Пятидесятницы. Тем не менее великая вечерня под Д. д., традиционно совершаемая сразу или вскоре после Божественной литургии Пятидесятницы и известная коленопреклонными молитвами, читаемыми раз в год, обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Д. д. (см. ст. Пятидесятница); в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Д. д. начинается с повечерия или утрени.

В древнейшей традиции днем Св. Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт. Григорий Богослов писал: Τίμησον τὴν ἡμέραν τοῦ Πνεύματος - Почти день Духа (PG. 36. Col. 441)). В памятниках древнего иерусалимского богослужения Д. д. не праздновался: в арм. переводе святоградского Лекционария, отражающем практику V в., для понедельника после Пятидесятницы не приведено никаких указаний; в груз. переводе святоградского Лекционария, отражающем практику примерно V-VII вв., упоминаются, причем не во всех рукописях, лишь лития (крестный ход), совершавшаяся в понедельник после Пятидесятницы, и апостольское и евангельское чтения этого дня (Еф 5. 6-12 и Мф 13. 1-9) (Кекелидзе. Канонарь. С. 110). Нет празднования Д. д. и в Типиконе Великой церкви , отражающем практику к-польского кафедрального богослужения IX-XI вв.: в понедельник после Пятидесятницы здесь описаны лития и богослужение в честь св. апостолов, как участников события, в к-польском Апостолейоне, а также в память землетрясения (Апостол на литургии - Еф 5. 8b - 19; Евангелие - Мф 18. 10-20; те же чтения указываются и в визант. послеиконоборческих монастырских Типиконах как чтения Д. д., хотя выбор Евангелия здесь соответствует константинопольскому празднованию св. апостолам и не связан напрямую с прославлением Св. Духа) (Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 140).

В Типиконах студийской традиции Д. д. появляется начиная с древнейших сохранившихся памятников. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему первоначальную редакцию студийского литургического Синаксаря, на утрене Д. д. указана служба с пением «Бог Господь» и тропаря праздника (того же, что и в день Пятидесятницы), отменялись кафизмы, пелись 2 канона - Пятидесятницы (7-го гласа; это тот же канон, что и на утрене этого праздника) и Св. Духу (1-го гласа; это тот же канон, что и в позднейших памятниках; тропари канона Св. Духу пелись по дважды); по 3-й песни канона - седален, а по 6-й - кондак Пятидесятницы; по 9-й песни - светилен «Свят Господь Бог наш» (как и отмена кафизм, это являлось признаком праздничности службы); на хвалитех - стихиры 4-го гласа (те же, что на хвалитех на Пятидесятницу); на стиховне утрени - стихиры 1-го гласа (те же, что и на «Господи, воззвах» на Пятидесятницу); на Божественной литургии - изобразительные антифоны ( на блаженнах - тропари из 3-й песни канона Пятидесятницы и из 6-й песни канона Св. Духу); чтения литургии: прокимен 6-го гласа из Пс 27, Апостол - Еф 5. 9-19, 2 аллилуиария (8-го гласа со стихом из Пс 59 и 2-го гласа со стихом из Пс 50), Евангелие - Мф 18. 10-20; причастен - Пс 142. 10b (Пентковский. Типикон. С. 273-274).

Согласно принятому ныне в РПЦ Типикону (Типикон. [Т. 2.] С. 1014-1016), на повечерии под Д. д. поется канон Св. Духу 1-го гласа, с ирмосами по дважды (обычно каноны повечерия поются без ирмосов), с заменой «Достойно есть» в конце канона ирмосом 9-й песни и обычных тропарей по Трисвятом - кондаком Пятидесятницы. На полунощнице обычные тропари заменяются тропарем (по 1-м Трисвятом) и кондаком (по 2-м Трисвятом) Пятидесятницы, а обычное заупокойное поминовение отменяется. На утрене на «Бог Господь» - тропарь Пятидесятницы; стихословится 2 кафизмы, с седальнами Пятидесятницы; поются оба канона Пятидесятницы; по 3-й песни - седален, по 6-й - кондак и икос Пятидесятницы (мн. издания Триоди содержат по 6-й песни текст синаксаря на Д. д. Никифора Каллиста Ксанфопула); «Величит душа Моя Господа» не поется; по 9-й песни - оба эксапостилария Пятидесятницы; на хвалитех - стихиры 2-го гласа (из цикла стихир на «Господи, воззвах» на Пятидесятницу, 2, 3 и 4-я из стихир 2-го гласа), на - та же стихира, что на вечерне под Пятидесятницу на стиховне; утреня оканчивается с пением великого славословия. На Божественной литургии - изобразительны (на блаженнах тропари из 3-й и 6-й песней канона Пятидесятницы), входное - Пс 20. 14 (сочетание изобразительных антифонов со входным стихом ежегодно встречается помимо Д. д. лишь на Сретение Господне); чтения те же, что и в Евергетидском Типиконе и др. памятниках студийской традиции. Последование святого Минеи, случившееся в Д. д., переносится на повечерие (совр. рус. Типикон об этом специально не говорит, но это следует из общего изложения устава богослужения по Триоди; в первопечатном московском Уставе 1610 г. об этом говорится особо: Л. 191 об.).

Сходный устав изложен в принятом в совр. греч. практике Типиконе Георгия Виолакиса (Βιολάκης. Τυπικόν. Σ. 392; в Типиконе не описана служба повечерия), но на Божественной литургии Д. д. здесь предписывается петь антифоны праздника Пятидесятницы и «Елицы во Христа»; с этого дня начинается и пение на литургии «Видехом свет истинный» (в рус. традиции начинается с праздника Пятидесятницы; в греч. традиции на литургии Пятидесятницы в этом месте поют тропарь праздника).

Т. о., единственным песнопением собственно Д. д., не заимствованным из службы праздника Пятидесятницы, является канон Св. Духу (согласно совр. изданиям Триоди, служба Д. д. имеет еще одно песнопение, не используемое в последовании Пятидесятницы,- седален по 3-й песни канона, но в нек-рых рукописях и оно входит в последование Пятидесятницы). Этот канон 1-го гласа надписан именем песнотворца Феофана и имеет акростих: . Ирмосы канона заимствованы из 1-го канона на Рождество Христово, кроме ирмосов 1-й и 9-й песней, замененных иными текстами по причине их слишком тесной связи с Рождеством. Известны и иные каноны Св. Духу (напр., авторства прп. Максима Грека), не предназначенные для пения на Д. д.

Лит.: Дебольский Г., прот. Дни богослужения правосл. Церкви. СПб., 190110. Минск, 2002р. С. 783-787; Скабалланович М. Н. Пятидесятница. К., 1916. С. 157-173. (Христ. праздники; 5).

Диак. Михаил Желтов

В православии празднуется на 51-й день после Пасхи, то есть на следующий день после Пятидесятницы (всегда в понедельник).

История установления

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Новом Завете в книге Деяний святых апостолов: в пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, когда

… внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Деян. 2:1-18

Праздник установлен ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы, в противодействие антитринитарной ереси, отвергавшей божественную природу Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

unknown , Public Domain

Богослужение

В богослужении праздник в честь Святого Духа начинается великой вечерней. Распространён обычай на приходах сразу после литургии в воскресенье служить девятый час и великую вечерню.

Сама вечерня начинается с пения молитвы Святому Духу: «Царю небесный», молитва «Царю небесный» уже в качестве стихиры поется ещё раз на «Го́споди воззва́х». Совершается вход с кадилом, а затем дьякон или священник произносит великий прокимен седьмого гласа: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш? - Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» (Пс. 76). Во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение - встают на колени, а священник читает 7 молитв, составленные св. Василием Великим, (первый и второй раз коленопреклонения иерей читает по две молитвы, а третий раз - три молитвы) Эти молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых »). Это первое коленопреклонение согласно Типикону, которые совершают молящиеся после Великого поста. Вечером в храмах совершается малое повечерие, на котором поется канон Святому Духу, написанный Феофаном. Краестрочие канона: «Ду́ха пою́ созда́вшаго всю тварь». Утреня на Духов день это повторение утрени Дня Святой Троицы, отличия в том, что в данном случае не поется полиелей и соответственно Уставу не читается Евангелие; канон поется на 14 (на Троицу на 16); катавасия это ирмосы только первого канона (на Троицу - обоих канонов); хвалительные стихиры на 4 (на Троицу на 6) и отпуст иной.

Тропарь, кондак и задостойник в Духов день.
На греческом На церковнославянском(транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ") Εὐλογητὸς εἶ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ πανσόφους τοὺς ἁλιεῖς ἀναδείξας, καταπέμψας αὐτοῖς τὸ Πνεῦμα τὸ ἅγιον, καὶ δι" αὐτῶν τὴν οἰκουμένην σαγηνεύσας, φιλάνθρωπε, δόξα σοι. Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, и́же прему́дры ловцы́ явле́й, ниспосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную: Человеколю́бче, сла́ва Тебе́ Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ") Ὅτε καταβὰς τὰς γλώσσας συνέχεε, διεμέριζεν ἔθνη ὁ Ὕψιστος· ὅτε τοῦ πυρὸς τὰς γλώσσας διένειμεν, εἰς ἑνότητα πάντας ἐκάλεσε, καὶ συμφώνως δοξάζομεν τὸ πανάγιον Πνεῦμα. Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха. Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.
Задостойник праздника, глас 4 (Ἦχος δ") «Χαίροις Ἄνασσα, μητροπάρθενον κλέος. Ἄπαν γὰρ εὐδίνητον εὔλαλον στόμα. Ῥητρεῦον, οὐ σθένει σε μέλπειν ἀξίως. Ἰλιγγιᾷ δὲ νοῦς ἅπας σου τὸν τόκον Νοεῖν ὅθεν σε συμφώνως δοξάζομεν» Ра́дуйся, Цари́це, матероде́вственная сла́во, вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут, Тебе́ пе́ти досто́йно, изумева́ет же ум всяк Твое́ Рождество́ разуме́ти. Те́мже Тя согла́сно сла́вим. Радуйся, Царица, матерям и девам слава! Ибо никакие подвижные красноречивые уста, ораторствуя, не могут Тебя воспевать достойно; изнемогает и всякий ум, стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; потому мы Тебя согласно славим.
Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Богослужения мирянским чином

День Святого Духа.

Обедница

(изобразительные)

Обедница в мирянском богослужении совершается вместо Божественной Литургии

Старший: – возглавляющий богослужение; произносит важнейшие возгласы, совершает каждение, читает Евангелие.

Чтец: – любой из мирян.

Братия: – все присутствующие на службе миряне.

Бо же, очи сти мя, гре шнаго. - поклон -
Созда вый мя, Го споди, поми луй мя. – поклон -
Без числа согреши х, Го споди, поми луй и прости мя, гре шнаго. - поклон -

Старший:
М олитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Братия:
А минь.

Братия:
Г осподи, помилуй. (12 раз) – читается вместо великой ектеньи - поклон -


Братия:
А минь.

Старший:
Б лагослови , душе моя, Го спода: благослове н еси , Го споди.

Чтец читает псалом 102:
Б лагослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его.
Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его;
Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся неду ги твоя;
Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами;
Исполняющаго во благи х желание твое: обнови тся яко о рля юность твоя.
Творя й милостыни Господь, и судьбу всем обидимым.
Сказа пути Своя Моисе ови, сыново м Исраилевым хотения Своя;
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
Не до конца прогневается, ниже во век враждует;
Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам.
Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боявшихся Его.
Елико отстоят восто цы от за пад, уда лил есть от нас беззакония наша.
Якоже ще дрит отец сы ны, уще дри Господь боящихся Его.
Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.
Человек, яко трава дни е его, яко цвет се льный, тако оцвете т;
Яко дух про йде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.
Милость же Господня от века и до века на боящихся Его.
И правда Его на сыне х сыно в, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.
Господь на небеси угото ва Престол Свой, и Царство Его всеми облада ет.
Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услы шати глас слове с Его.
Благословите Господа вся си лы Его, слуги Его, творящии волю Его.
Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его.

Старший:

Братия:
А минь.

Братия:
Б лагослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благословен еси, Господи.

Старший:

Чтец читает псалом 145:
Х вали , душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, до ндеже есмь.
Не надейтеся на кня зи, на сы ны человеческия, в нихже несть спасения.
Изы дет дух его и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
Блажен, ему же Бог Иа ковль помощник его, упование его на Господа Бога своего;
Сотво ршаго небо и землю, море и вся, яже в них;
Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим.
Господь решит окова нныя, Господь умудряет слепцы .
Господь возводит низве рженныя, Господь любит праведники.
Господь хранит прише льцы, си ра и вдову прии мет и путь грешных погуби т.
Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

Старший:

Братия:
А минь.

Старший:
Е динородный Сы не, и Слове Божий, безсмертен Сый. И изво ливый спасения нашего ради воплоти тися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непрело жно Вочеловечивыйся. Распныйся же, Христе Боже, смертию смерть попра вый. Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Старший:
В о Царствии Твоем, помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Братия:
Б лажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Б лажени плачущии, яко тии уте шатся.
Б лажени кротцыи, яко тии насле дят землю.
Б лажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Б лажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Б лажени чистии сердцем, яко тии Бога у зрят.
Б лажени миротворцы, яко тии сы нове Божии нарекутся.

Чтец – читает стих:
Б ожественнаго Духа нашедшая сила, раздельшийся древле глас, зле согласившихся, во едино приличие божественне совокупи, ведением Троицы вразумляющи верныя, в Нейже утвердихомся.

Братия:
Б лажени изгна ни правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Чтец – читает стих:
Н епостижима есть Богоначальнейшая: ветия бо изъяви безкнижныя, рыбари премудрыя, заушающия словом, и от глубокия нощи изымающия люди безчисленны, блистанием Духа.

Братия:
Б лажени есте , егда поно сят вам, и изжену т, и реку т всяк зол глагол на вы, лжу ще Мене ради.

Чтец – читает стих:
Б яше исходен от нерожденна Света, всесильный сияющий Свет, Егоже Сыном Отеческия власти, ныне являет срасленное озарение, огненный глас в Сионе языком.

Братия:
Р адуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша мно га на небесе х.

Чтец – читает стих:
О т Духа Твоего на плоть всякую, якоже рекл еси, богатно излиял еси, и исполнишася всяческая Твоего ведения Господи, яко из Отца Сын нетленно родился еси, и Дух Нераздельный изыде.

Старший:
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Чтец – читает стих:
И стинный нам правый во утробах вечно приимшим Дух, да обновиши Отчеисходный, и всесовокупленно, вещества ненавистного палительный скверн, кала же смыслов чистительный, Вседержителю.

Старший:
И ныне и присно и во веки веков.

Чтец – читает стих:
Ж елательное достояние апостолом, сионяном чающим Твоего пришествия, познание Дух Отчерожденна Слова, речь жестокую языческих ласкательств скоро показав, огнедохновенно утверждаеши.

Братия:

С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Чтец:
П рокимен, Псалом Давидов, глас 6-ый

Чтец:

Братия:
С паси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое.

Чтец:
К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.

Братия:
С паси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое.

Чтец:
С паси, Господи, люди Твоя.

Братия:
И благослови достояние Твое

Чтец:
К Ефесеем послания святого апостола Павла чтение.

Старший читает Апостол (зачало 229 – Еф.5,9–19 )
Б ратия, яко чада света ходите: плод бо Духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине: Искушающе, что есть благоугодно Богови: И не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте. Бываемая бо отай от них, срамно есть и глаголати. Вся же обличаемая от света являются, все бо являемое свет есть: Сего ради глаголет: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос. Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, Искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия. И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом, Глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви.

Чтец:
А ллилуиа, глас 2-ый.

Братия:
-поклон-

Чтец:
П омилуй мя Боже, по велицей милости Твоей.

Братия:
А ллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. -поклон-

Чтец:
Н е отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Братия:
А ллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. -поклон-

Братия:
Г осподи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй.

Старший:
О т Матфея Святаго Евангелия чтение.

Братия:
-поклон-

Старший читает Евангелие (зачало 75 – Мф.18,10–20 )
Р ече Господь Своим учеником: блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго. Прииде бо Сын Человеческий (взыскати и) спасти погибшаго. Что вам мнится? Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесят и девять в горах и шед ищет заблуждшия? И аще будет {приключится} обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих. Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего: Аще ли тебе не послушает, поими с собою еще единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол: Аще же не послушает их, повеждь церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Аминь (бо) глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех. Паки аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на Небесех: Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их.

Братия:
С лава Тебе, Господи, слава Тебе. -поклон-

Братия:
Г осподи, помилуй. (40 раз) – читается вместо сугубой ектеньи -поклон-

Старший:
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков.
Братия:
А минь.

Чтец:
H енавидящих и обидящих нас пpости, Господи Человеколюбче.
Благотвоpящим благосотвоpи.
Бpатиям и сpодником нашим даpyй яже ко спасению пpошения и жизнь вечнyю.
В немощех сyщия (имена) посети и исцеление даpyй.
Яже в моpи yпpави.
Пyтешествyющим (имена) спyтешествyй.
Слyжащим и милyющим нас гpехов оставление даpyй.
Заповедовавших нам недостойным молитися о них (имена) помилyй по велицей Твоей милости.
Помяни, Господи, бpатий наших плененных и избави я от всякого обстояния.
Помяни, Господи, плодоносящих и добpоделающих во святых Твоих цеpквах, и даждь им яже ко спасению пpошения и жизнь вечнyю.
Помяни, Господи, и нас, смиpенных и гpешных и недостойных pаб Твоих, и пpосвети наш yм светом pазyма Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пpечистыя Владычицы нашея Богоpодицы и Пpиснодевы Маpии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков.
Братия:
А минь.

Братия:
П омяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. -поклон-
П омяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем. -поклон-
П омяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем. -поклон-

Чтец:
Л ик небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, испо лнь небо и земля славы Твоея. (Стих) Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Лик небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея.

Старший:
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Чтец:
Л ик святых Ангел и Архангел со всеми небесными силами поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея.

Старший:
И ныне и присно и во веки веков.
Братия:
А минь.


В ерую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца Рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием, и возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, Глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. -поклон-

Старший:
О слаби, остави, прости Боже, прегрешения наша, вольная, и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и помышлении, вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Братия: (перекрестившись без поклона)
О тче наш, Иже еси на небесех! Да святитится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. -поклон-

Старший:
Г осподи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.
Братия:
А минь.

Чтец (тропарь праздника):
Б лагословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Старший:
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
Братия:
А минь.

Чтец (кондак праздника – глас 8):
Е гда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Братия:
Г осподи, помилуй. (12 раз) – читается вместо просительной ектеньи

Старший:
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков.
Братия:
А минь.

Старший:
В сесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, всех благих Вина, благоволи же и о мне грешнем, утверди, вразуми сердце мое, и всю мою отыми скверну, просвети мою мысль, да выну славлю, пою, покланяюся и глаголю: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца.
Братия:
А минь.

Старший:
В ерую, Господи, и испове дую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Жива го, прише дый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко Сие есть Cамое Пречистое Тело Твое, и Сия есть Cа мая Честна я Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ве дением и неве дением; и сподо би мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.
Братия:
А минь.

Старший:
В е чери Твоея Та йныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими ; не бо врагом Твоим тайну пове м, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник испове даю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Братия:
А минь.

Старший причащается сам и после этого причащает мирян запасными Святыми Дарами.
Причащая, старший говорит:
П ричащается раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в Жизнь Вечную. Аминь.

Братия (во время причащения):
Т ело Христово приими те, Источника безсмертнаго вкуси те.

После причащения старший говорит:
-поклон-
Б уди Имя Господне благословено отныне и до века -поклон-
Б уди Имя Господне благословено отныне и до века -поклон-

Братия:
Д а исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Таинам: соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Старший:
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков.
Братия:
А минь.

Чтец читает псалом 33:
Б лагословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

Братия:
Д остойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Братия творит поясной поклон и после этого поет тропарь:
А постоле Христу Богу возлюбленне, / ускори избавити люди безответны: / приемлет тя припадающа, / Иже падша на перси приемый. / Егоже моли, Богослове: / и належащую мглу языков разгнати, / прося нам мира и велия милости.

Братия:
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй. Благослови.

Старший говорит отпуст:
Х ристос истинный Бог наш, молитвами пречистыя своея Матере: предстательствы честных небесных сил безплотных: святых славных и всехвальных апостол: святого Апостола Иоанна Богослова: святых и праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.
Братия:
А минь.

Перекрестившись подходим к кресту при пении тропаря праздника (глас 8)
Е гда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;\ и согласно славим Всесвятаго Духа.

День Святого Духа, Духов день — христианский праздник, отмечаемый на следующий день после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы). Празднуется в воспоминание описанного в книге апостольских деяний сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа.

День Святого Духа, Духов день - христианский праздник, отмечаемый на следующий день после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы). Празднуется в воспоминание описанного в книге апостольских деяний сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа.

Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
В Евангелии сошествие Святого Духа описывается как появление пламени, всполохи которого окружили каждого из апостолов. И все они "исполнились Духа Святого" и обрели "дар языков", то есть стали говорить на разных языках, которых прежде не знали.

По православному учению, Дух Святой сошел в виде огненных языков в знак того, что Он дал апостолам способность понимать все языки мира, чтобы проповедовать христианство всем народам. В виде же огня Святой Дух сошел в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

Согласно православному учению, именно сошествие Святого Духа на апостолов явило попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, а Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви.
Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, ""кроме нерождения и рождения"", исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: ""Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит".

Каждый христианин получает благодать Святого Духа через церковные таинства, через общую молитву.

Со Дня Святого Духа до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому духу "Царю небесный..." С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он - источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа. Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые. Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Святой Дух - Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Отцом и Сыном.

Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем.

Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына - Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы - «Ума, Слова и Духа - единой соприродности и божественности» (святой Григорий Богослов).

День Святой Троицы для нас, прежде всего, - день дарование Святого Духа, день узнавания Святого Духа. В этом дне для нас открывается та бесконечная Божественная любовь к человеку, Его снисхождение.

Мы говорим о том, что умаление Божества свершилось в лице Сына Божьего, когда бесконечный, непознаваемый, бессмертный, Всемогущий, Вездесущий Бог стал Человеком на земле. Не просто Человеком, а беззащитным маленьким Существом, которое принимает на себя весь удар зла, весь удар смерти и греха. И побеждает его своей смертью.

Мы говорим об умалении. Но мы может также говорить о том, как смиряется перед человеком вся Святая Троица. Как смиряется Бог Отец, отдавая своего Сына в жертву человечеству. В этом смысле мы вспоминаем Авраама, праотца нашего, который идет на гору Мориа и ведет с собой Исаака на заклание. Потому что как раз это есть образ, который потом нам был показан, когда Бог Отец отдал своего Сына. Это умаление Отеческое. Это умаление Сыновнее.

Здесь мы видим, как Дух Святой умаляет себя. Он сходит вниз. Ведь на самом деле это же для нас, для людей, к сожалению, для падших существ, свойственно все время падать, все время тянуться к земле. Все время вперять свой взор вниз, жить земным.

Но ради того, чтобы мы стремились вверх, Дух Святой сходит вниз. Дух Святой подчиняет себя законам этого мира, законам тяготения, законам падшести. По которым все, что не бросишь вверх, обязательно упадет вниз. Все земное стремится вниз, но никак не вверх. Кроме огня, который все время стремится вверх.

И Дух Святой снисходит, умаляется до нас, чтобы мы Его познали личностно. Умаляется, чтобы мы Его приняли, с ним соединились. Чтобы с Ним сочетались, Им напитались, наполнились, зажглись, как зажглись апостолы этими языками пламени в день Сошествия Святого духа, в день Пятидесятницы. Чтобы и мы этим огнем устремлялись вверх, чтобы Он нас возводил к Своему Отцу Небесному и к воплощенному Сыну Божию.

«Да будут они едины, - говорит Христос, - как Мы едины». Чтобы это единство Святой Троицы в Духе Святом даровалось человечеству как Церкви. Поэтому это день для нас – всегда тот же самый, всегда очень новый. Всегда соответствующий дню святой Пятидесятницы, которая совершилась 2000 лет назад. И тому актуальному нашему существованию, нашему сегодня. Потому что Христос вчера, днесь и вовеки един. Так же, как и Церковь.

«Скучает душа моя о живом Господе, и рвется дух мой к Нему, как Отцу Небесному и родному. Сроднил нас Господь Духом Святым. Мил сердцу Господь, — наша радость и веселие, и крепкое упование. Благий Господи, взыщи милостиво создание Свое и покажи Себя людям Духом Святым, как Ты показываешь Себя рабам Твоим. Обрадуй, Господи, пришествием Духа Твоего Святого всякую скорбящую душу. Дай, Господи, чтобы все люди, молящиеся Тебе, познали Духа Святого. А кто познал сладость Духа Святаго, тот знает, что она ни с чем несравнима и не может уже ничем плениться на земле, но пленен только любовью Господа, и покоен он в Боге, и радуется, и плачет о людях, что не все познали Господа, и жалеет их.» — Прп. Силуан Афонский

День Святого Духа, Духов День, Понедельник Святаго Духа

Это христианский праздник, который отмечается на следующий день после Дня Святой Троицы . Дата праздника является переходящей и всегда понедельник.

Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Святой Дух – Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Отцом и Сыном.

Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность. От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца.

Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог. В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем.

Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности».

Святой Григорий Богослов


Проповедь митрополита Антония Сурожского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем день Святого Духа . Что мы знаем о Нем? Вчера, в праздник Троицы, мы слышали дивные слова молитв, но если подумать об Имени, которое Ему дает Евангелие, которое переводится как «Утешитель», в других переводах — «Параклит», Ходатай, Заступник, то — Кто Он?

Поистине, Он — Утешитель, восполняющий нашу разлуку со Христом, утешающий нас, как сирот, тоскующих о том, чтобы нам быть со Христом, нашим Богом, нашим Спасителем, что пока мы во плоти (это слова апостола Павла), мы отделены от Него.

Но для того, чтобы Он был нашей Поддержкой, нашим Утешителем, прежде всего мы должны осознавать, что мы действительно разлучены, отделены. И вот это первый вопрос, который мы должны ставить перед собой: сознаем ли мы это? Или мы живем в иллюзии, будто мы в Боге, и Бог в нас, и ничего больше не нужно? А нужно так много больше, чем мы воображаем.

Святой Дух тоже — Тот, Который, как Помощник, Крепость, дает нам силу жить, несмотря на разлуку, стоять неколебимо, быть исполнителями воли Божией, делателями заповедей Божиих. Он — Тот, Который дает душе крепость, решимость, силу, — я бы сказал: власть исполнить это. Но опять-таки, только если мы повернемся к Нему и скажем: Приди! Вселися в нас! Очисти нас! Будь не только нашим Утешителем, но нашей Крепостью и Силой!

И, наконец, Он подает нам уже теперь радость познания того, как мы близки, несмотря на то, что бесконечным представляется расстояние между Богом и нами. Он — Тот, Который из наших глубин ходатайствует в нас к Богу воздыханиями неизглаголанными. Он — Тот, Кто, потому что мы — Христовы, Его братья, Его сестры по человечеству (и это собственные слова Христа), дает нам познать, что мы — дети Отца. Какая радость, какое диво, какое достоинство этого, но и какая ответственность!

И если подумать о нашем мире, который так чужд, оторван от Бога, то для него Дух Святой — уже начало вечной жизни. Его присутствие в мире — событие решающее: Он бьет, ударяет, как море о скалы, и разбивает, сломляет сопротивление. Он — радость вечности, стучащаяся к нам в дверь, Он врывается в нашу жизнь, напоминает нам о Боге, о Христе, нашем Спасителе, о нашем величии и достоинстве перед Богом и о том, что все возможно в укрепляющей нас силе Христовой.

Будем поэтому со всей ответственностью и благодарностью праздновать этот день. И пусть Дух Божий, пришедший огненными языками на Апостолов, придет и на нас, либо поистине как огонь, от которого мы возгоримся и будем пламенеть, как купина неопалимая, или как «глас хлада тонка», веяние тихого ветерка, которое пророк слышал в пустыне, где Бог был в Его тихом смирении, Его самоотдаче нам, Его любви к нам. Аминь.

СВЯТОЙ ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Тропарь, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче слава Тебе.

Кондак, глас 8

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятаго Духа.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца послал еси / Божественным учеником Твоим.

Задостойник, глас 4

Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, /
како в виде огненных язык явися Дух Святый.

Радуйся, Царице, / матеродевственная славо, / всяка бо удобообращательная / благоглаголивая уста витийствовати не могут, / Тебе пети достойно, / изумевает же ум всяк Твое рождество разумети. / Темже Тя согласно славим.



Выбор редакции
Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...

Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...

Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...
по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...
Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...
Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...