Архитектура города Слободской. Часть 1.

О том, как выглядел старинный Слободской несколько веков назад.

Согласно “Повести о стране Вятской” новгородские выходцы, поселившиеся в Вятской стране, заботились о расширении своих владений. Дружина новгородцев, пришедшая в Устюг с намерением искать себе место в Вятской стране, отправилась на восток, дошла до реки Летки, спустилась на ней на плотах до самого устья и на правом берегу реки Вятки построила город Шестаков. Часть шестаковских жителей отплыла по течению Вятки верст на 25 и основала селение, названное Слободою.

С умножением народонаселения, увеличивающегося от прибытия устюжан, шестаковская слобода переименовалась в город Слободской.

Как и все другие на Руси из малого поселения в десяток жилищ вырос и развивался город Слободской. Да и как было не вырасти ему на таком раздолье, на речном крутояре, открывавшем взгляды лесное море: царство зверя и птицы. Сама природа позаботилась о месте для города – приходи человек и живи на благо Руси.

Основой будущего города явился укрепленный город-крепость. Для размещения крепости был определен стратегически выгодный участок местности – высокий правый берег реки Вятки. 275-саженная крепостная стена возводилась с использованием защитных свойств ландшафта в виде городней на деревянно-земляном валу. Вал повторял очертания мыса, ограниченного с востока неприступным берегом реки Вятки, с северо-запада крутым склоном оврага, с юга глубоким “ископанным” рвом. Со временем, когда у стен крепости стали развиваться торг (место, способ закупки и продажи товаров) и посад (в древней и средней Руси торговая и промышленная часть города вне городской стены), она преобразилась в кремль (центральная, укрепленная часть русского феодального города).

Кремлевскую стену усиливали две дозорные (непроходные) и две проездные башни, главная из которых – западная – была обращена к торгу.

Схема

Город занял удобное географическое положение. В XV-XVIII веках это хорошо укрепленный город, служивший вместе с уездом своеобразными воротами в Сибирь. Через него проходил большой Сибирский тракт – “Государева дорога” из Москвы в далекую, еще не обжитую русскими людьми Сибирь, проведенная в конце XVI века, по которой слободские купцы везли пушнину для фабрик и промыслов. Эта дорога сыграла огромное значение в судьбе города, который к началу XVIII века из небольшого торгово-ремесленного поселения стал передовым форпостом и торговым центром Вятского края.

Специально построенный в XVII веке тракт к Ношульской пристани служил для перевоза товаров в Архангельский порт. Через торг города проходила дорога из Хлынова на Кай. Расположение города на берегу полноводной реки позволило торговать с южными губерниями и везти товары к Черному и Каспийскому морям.

Благодаря прохождению крупных торговых путей, удобному расположению город стал выполнять роль самостоятельного промежуточного торгового центра государственного масштаба на пересечении важных сухопутных и водных связей.

Новые условия создали предпосылки  для активного градостроительного развития города Слободского. Несмотря на то, что через торг города проходили главные сухопутные торговые магистрали, сам торг сохранял значение связующего звена между кремлем и посадом: объемно-планировочного центра средоточения дорог, посадских улиц, торговых комплексов и храмов.

Главные направления задавали тенденцию развития посада и определили первоначальную планировку города – веерную систему центрального типа.

Продолжение следует…

Источник: Слободской. Века назад: сборник материалов. Составитель В.В. Полуэктов. — Киров: ООО «Кировская областная типография», 2013. — 132 с. — с.7. 

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *