Армянский дудук или путешествие вглубь себя

На звук «волшебной флейты» в Галерею Прогресса пришли зрители, которые «не боятся услышать печаль в своей душе».

dsc08325

Встреча с таинственным инструментом и его мастером началась не с опаздывающих нервных зрителей, а с огромной (для галереи) толпы, которая уже в зале начала погружаться в предстоящую атмосферу умиротворения и гармонии.

 

Две родины в сердце

Полная тишина установилась, как только мастер сел к микрофону. Под фоновую музыку и слайды, которые украшали весь последующий вечер, Argishty (Аргишти) шутливо поприветствовал всех: «Для концерта здесь есть всё: тишина, настрой… подвал».
dsc08340

Как оказалось, Аргишти в Кирове уже второй раз, и интерес зрителей к его музыке только увеличивается. В этот раз исполнитель и композитор решил познакомить кировчан с новым альбомом «В Начале Было Дыхание» (уже 7-й!). Но кроме этого, конечно, мастер приготовил много музыкальных сюрпризов.

            Помимо живой музыки, бесценным было и живое общение. Аргишти рассказывал и о себе и о том, что же несет эта этномузыка, которая, по словам музыканта, рождается всегда спонтанно.
dsc08356

            «У меня две родные земли: первая половина сердца русская, а вторая – армянская. Одной ногой в Ереване, другой в Санкт-Петербурге».

            Начав волшебное музыкальное путешествие, зрители почти сразу погрузились в молчаливое размышление. Поэтому, чтобы не спугнуть те эмоции и чувства, которые оседали в зале после каждого выступления, мастер предложил не аплодировать. «Музыка уходит, а эмоции остаются».
dsc08348

Разжигать искру

            Кстати, сила музыки армянского дудука признана еще 2005 году, когда музыка этого инструмента признали шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В Армении же дудук называется циранопох, что дословно обозначает «абрикосовая трубка».

            Кто бы мог подумать, что абрикосовая трубка может так воздействовать на души зрителей и заставлять задуматься о том, что прежде было незнакомом и чуждо.
Аргишти поведал зрителям много удивительных историй, которые нашли отражение в его музыке. Например, однажды музыкант отправился в горное селение, где жили зороастрийцы, которые и поведали ему один миф.

Однажды бог зла украл из высшего мира весь свет и перенес в нижний. Свет удалось вернуть сыну бога времени, но искорки света все-таки остались в том мире, в котором мы сейчас и живем.
dsc08312

 «С тех пор задача людей – возвращать этот свет обратно, в верхний мир. Ведь в темном мире нашей души есть та самая искра. Иначе, это наша совесть, духовность. Поэтому армянский дудук и создан для того, чтобы разжигать эту искру. А вибрато этого инструмента такое, что даже тот, кто не хочет заглянуть в себя, все равно с этим сталкивается»

Больше, чем музыка

             Разжигание у каждого из зрителей происходило по-разному, но не заметить его было нельзя, проходя между рядов: по глубоким взглядам, по закрытым глазам, по той неподвижности, за которой скрывалось огромное движение душ.

            Аргишти рассказал и о самом личном: о любви, о семье, о творчестве. Например, однажды он поехал в Армению к своей девушке и постараться найти своего отца.            Но в итоге «отца не нашел, с невестой не получилось, а дудук остался. Не найдя отца, я нашел инструмент.  В нем – мой отец. Поэтому дудук для меня больше, чем инструмент, больше, чем музыка».

            А о любви и девушках музыкант иронизировал, несмотря на свои страдания в прошлом (Аргишти в течение всего концерта успевал между философией и волшебной игрой веселить зрителей):

Когда мужчина влюбляется, а женщина не говорит ему сразу: «да, я согласна», у мужчины появляется много времени для страдания… и творчества. В целом, искусство существует благодаря женскому небыстрому согласию на брак. Думаете, почему у меня уже 6й альбом?

Эксперименты и аутентичность

Концерт состоял из 2 частей, в каждой из которых Аргишти помогал кировский перкуссионист и барабанщик, Александр Шардаков, которого музыкант пытался назвать то кировчанином, то кировянином, то кировцем. Несмотря на это, совместное выступление было особо ритмичным и аутентичным.
dsc08342

После антракта выступление стало еще более эмоциональным и глубокомысленным.

«Если у человека всё хорошо, то он перестает думать о Боге», – сказано в Библии. Проблемы созданы для того, чтобы мы задумались, что с нами не так и начали развиваться.

            Неожиданным подарком для зрителей, особенно для тех, кто, возможно, не был готов к столь глубокой музыке, стала тема Великой Отечественной войны и композиция в этническом звучании. Подобные эксперименты – не редки для Аргишти, который даже попробовал сыграть на дудуке “Арию Ленского”.

Миссия possible

К завершению концерта каждый из зрителей задумался о чем-то своем, сокровенном. В чем даже себе бывает сложно признаться. Но, наверное, миссия мастера «волшебной флейты» была выполнена: путешествие в свой внутренний мир, знакомство с самим собой состоялось.
dsc08354

«В каком бы возрасте человек ни был и каким бы черствым ни был, он рано или поздно начинает понимать, что он живет для чего-то. Впереди дороги, по которой он идет, однажды что-то замаячит, и его будет тащить в ту сторону. У него есть выбор: либо его будут тащить вперед (а это неумолимое трение), либо он сам встанет, расправит плечи и с открытым забралом прямым шагом направится туда и узнает, как работает его внутренний мир. И тем самым узнает о мире еще больше».

 

P.S. Сложно было осознать, что же случилось со мной, когда я вышла с концерта. Но девочка рядом, надевая куртку, почти кричала маме в трубку: «ЭТО БЫЛО БОЖЕСТВЕННО! Жаль, что ты этого не слышала!» Она сказала за меня всё.

Регина ПОГУДИНА
Фото и видео автора

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *