Вдоль трассы стоят 60 дорожных. Знаки по-европейски: на дорожных указателях сэкономят


Практически каждый современный водитель имеет опыт езды вне черты «родного» города. Очевидно, что в этом случае начинают действовать совершенно другие правила поведения на дороге. Не то чтобы использовались отдельные правила дорожного движения, но вот их некоторые разделы подкорректированы в связи со скоростными условиями передвижения. В частности, каждый автомобилист знает, что в пределах городской черты разрешается ездить со скоростью не выше 60 км/час (и то далеко не на всех участках), тогда как вне нее на трассе, эта планка повышается до 90. Для того, чтобы разграничить две эти зоны, используют дорожный знак «Населенный пункт», устанавливающий негласно скоростные режимы передвижения. О том, какими они бывают, где устанавливаются, о зоне действия и правовых аспектах их применения попробуем разобраться далее.

Форма и общие положения

Если обратиться к действующих Правилам дорожного движения Российской Федерации, то упомянутые выше знаки можно будет найти в категории информационно-указательных. Их главное предназначение состоит в информировании водителей, пешеходов и прочих участников дорожного движения о местоположении следующих по ходу населенных пунктах и прочих объектах инфраструктуры. Кроме того, некоторые из них используются для организации направления движения (например, на перекрестках, на широкополосных дорогах) или его режимов (установка приоритетной скорости).

Особенностью знаков «Начало населенного пункта» является сочетание информационных и указательных качеств, что автоматически относит их к самостоятельной группе особого предписания. В новой редакции ПДД информационно-указательные знаки разделены на две категории - информационные и особого предписания. В этом контексте получается, что они одновременно выполняют две функции:

  1. Информируют водителя о приближении к определенному городу или поселку по ходу движения транспортного средства или его окончанию.
  2. Вводят в действие отдельные скоростные режимы движения на обозначенных участках дороги.

В группу входит три основных знака, каждый из которых является парным (один условно обозначает начало населенного пункта, а второй - его конец):

  • знак Населенный пункт на белом фоне в Правилах дорожного движения нумеруется как 5.23.1. На поверхности прямоугольной таблички белого цвета можно обнаружить буквенное название самого города/поселка. Его дублирует знак «Конец населенного пункта» (5.24.1), визуально повторяющий базовый 5.23.1, но на нем нанесена красная линия, перечеркивающая по диагонали название;

  • знак «Изображение населенного пункта» 5.23.2 и дублирующий 5.24.2. Имеет тот же белый фон и форму, что и предыдущий, но вместо названия конкретного населенного пункта на нем содержится контуры и очертания нескольких плотно расположенных друг к другу зданий;

  • знак «Населенный пункт» на синем фоне (порядковый номер в ПДД 5.25) и его дублирующий вариант (5.26), обозначающий конец зоны действия специального режима движения, является по форме и содержанию полным аналогом первой группы. Главное визуальное отличие заключается в том, что табличка используется синего цвета, а контурная каемка и название населенного пункта - белого.

Что касается размеров этих знаков, то они в полной мере регламентируются государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52290-2004. В нем нормируется в первую очередь высота шрифта, которым наносится название населенного пункта. Она выбирается из утвержденного типоряда от 75 до 500 мм. Такой разброс размеров обусловлен тем фактом, что и в старой, и в новой редакции стандарта существует градация размеров от малого (I) до очень большого (IV). Соответственно, каждый из типоразмеров используется в подходящих дорожных условиях. К примеру, более мелкие буквы применимы в городской черте или на ее границе, тогда как большие вынуждено используют в условиях скоростных магистралей, где оценить обстановку нужно загодя.

Кроме того, при изготовлении следует учитывать тот факт, что знаки первой и третьей группы относятся к категории объектов индивидуального проектирования. Обусловлено это тем, что каждый населенный пункт имеет в названии разное количество букв, что вынуждает делать разную по длине (при условно одинаковой высоте) табличку. В то же время, 5.23.2 и 5.24.2 к этой категории не относят и их размеры по высоте и длине имеют одинаковое соотношение для всех четырех категорий.

Зачем так много знаков?

У многих далеких от автомобильных дел людей, да и у водителей часто возникает вопрос: для чего использовать целых шесть дорожных знаков для обозначения начала и конца населенных пунктов вместо двух? Вопрос, конечно, логичный с одной стороны, но в правовом поле все не там очевидно. Дело в том, что понятие населенного пункта с точки зрения Правил дорожного движения и той же географии, то есть здравого смысла и логики, которой руководствуется большинство спрашивающих, может сильно отличаться.

К примеру, в административно-территориальном отношении границы города и поселка привязываются к географическим координатам, кадастровому плану и т. п. Если совсем упростить этот вопрос, то скажем, деревня заканчивается там, где граница последнего дома, забора или огорода.

В это же время, Правила дорожного движения РФ, как, впрочем, и остальных стран мира, границы городов привязывают к магистральным, региональным, местным дорогам, проходящим непосредственно через населенный пункт или вблизи него. Именно последнее утверждение и становится причиной того, что на практике используется аж три группы знаков вместо одной, но об этом далее.

Знаки на белом фоне

Рассмотрим ситуацию, когда автомобиль двигаясь в заданном направлении подъезжает к городу или поселку по дороге, которая его непосредственно пересекает вдоль от начала и до конца, то есть формально пересекая черту города, автомобиль попадает на участок дороги, где по определению начинают действовать Правила движения автотранспортных средств в населенных пунктах.

Это означает наличие на пути следования перекрестков, светофоров, пешеходных переходов и т. п. Здесь конечно же придется столкнуться с массой разметки, регулирующей движение, но главное, почему в начале города будет установлен дорожный знак Населенный пункт на белом фоне - это действующее ограничение максимальной скорости на уровне 60 км/час. Зона действия такого знака не распространяется, как в большинстве случаев, на участок дороги до следующего перекрестка, а заканчивается ровно там, где стоит дублирующий знак (5.24.1).

Знаки на синем фоне

Если маршрут следования проходит вблизи населенного пункта, условно не через центр, а в стороне от основного массива, то чаще всего будет установлен синий знак населенного пункта, и скорость движения с 90 (или 110 для автомагистралей) до 60 км/час ограничивать нет смысла. Он также может использоваться в том случае, если дорога проходит в черте города или поселка. Тогда непреложным условием действия магистральных ограничений скорости должно быть наличие отбойников на обочинах и в центральной части, разделяющей направления движения транспортных средств. Также следует упомянуть о том факте, что согласно ГОСТу Р 52290-2004, если есть необходимость установить подобный знак на автомагистрали, то его фон вместо синего меняют на зеленый.

Тем не менее, в 2013 году в действие были введена третья пара дорожных знаков на белом фоне, а именно «Плотная застройка» (5.23.2) и «Конец плотной застройки» (5.24.2). Если первый из них установлен после дорожного знака Населенный пункт на синем фоне, то он автоматически устанавливает ограничение скорости до 60 км/час, как в городской черте.

Международный опыт

Кроме того, что автомобилистам приходится исколесить вдоль и в поперек отечественные дороги, некоторые из них имеют возможность или необходимость побывать на личном или корпоративном автомобиле за границей. И вот тут возникает закономерный вопрос - «а действуют ли там знаки для ограничения скоростных режимов в населенных пунктах, как в России?». Для примера можно взять опыт ближайшей к бывшему СССР страны Евросоюза - Польше.

Согласно польским ПДД, на скоростной режим влияет только вторая группа, идентичная нашей плотной застройке. Первая группа (зеленый фон), просто обозначает находящийся в зоне движения город или поселок, то есть выполняет те же функции, что и наш синий знак населенного пункта.

Понятие «Населенный пункт» в Правилах дорожного движения несколько отличается от административно-территориального или географического понимания этого термина.

Согласно пункту 1.2 ПДД, населенный пункт — это (процитируем!) «застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26».

Следовательно, критерием отнесения того или иного участка дороги к населенному пункту является наличие установленных на дороге парных знаков особых предписаний трех видов с одноименными называниями «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта».

Однако вернемся к теме комментария и попытаемся рассмотреть только знак «Начало населенного пункта».

Если внимательно приглядеться к фактуре знаков, то можно выделить два основных типа знаков, обозначающих начало населенного пункта: 1) черный текст или изображение — на белом фоне; 2) белый текст — на синем фоне.

И все равно — вполне закономерен вопрос: «А для чего в Правилах предусмотрены два типа знака с одноименными названиями?». А ответ на этот вопрос очень прост.

Дорожные знаки 5.23.1 (название населенного пункта) и — «черное на белом» — применяются для того, чтобы обозначить начало населенного пункта, в котором действуют Правила дорожного движения, устанавливающие особый порядок движения. А именно - движения в населенном пункте.

А если проще, то знаки «Населенные пункт» — «черное на белом» — свидетельствуют о том, что водитель въезжает в «НАСТОЯЩИЙ» населенный пункт, где действуют правила движения именно в населенном пункте.

То есть — все разделы и пункты ПДД, в которых встречается словосочетание «в населенном пункте», относятся к участку дороги, обозначенному черно-белым знаком «Начало населенного пункта».

Наиболее наглядно это можно продемонстрировать на примере скоростного режима. Двигаясь по знаку 5.23.1, водитель должен снизить скорость до разрешенных 60 км/ч, потому что он въехал в «настоящий» населенный пункт.

В свою очередь, знак 5.25 «Начало населенного пункта» — «белое на синем» — свидетельствует о том, что водитель въезжает в «НЕНАСТОЯЩИЙ» населенный пункт и по Правилам продолжает движение по дороге ВНЕ населенного пункта.

У логически мыслящего человека возникнет сомнение в целесообразности данного знака. А зачем он вообще нужен? Ответ на этот животрепещущий вопрос мы дадим в соответствующем комментарии.

И — поверьте! — сумеем убедить страждущих в его необходимости. В настоящий момент нам необходимо лишь уяснить, что бело-синий знак «Начало населенного пункта» указывает на условия движения ВНЕ населенного пункта.

Следовательно, и скоростной режим здесь должен быть соответствующим: например, для автомобилей категории «В» (что до знака, что после него) скорость ограничена 90 км/ч.

Попробуем сделать вывод по теме комментария — дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта».

Таким образом, интересующий нас знак «Начало населенного пункта» (черное название населенного пункта на белом фоне) указывает водителю на то, что он въезжает на участок дороги, на котором действуют правила движения именно в населенном пункте.

Этот статус дорога будет сохранять до установки соответствующего знака «Конец населенного пункта» (5.24.1).

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараюсь вам помочь.

  • знак населенный пункт
  • населенный пункт на синем фоне
  • знак населенный пункт на синем фоне
  • название населенного пункта на синем фоне

Начиная с мая по июль прошлого года этот участок работал в тестовом режиме. Занятно было - подъехал к пункту взимания платы, а плату не берут, хотя все работает: и операторы тестовый чек выдают, и шлагбаум открывается.

С июля отрезок 43–71-й километр сделали платным. С 18 января зону платного участка значительно увеличили.

На 7-м километре от МКАД у трассы приютилась первая на М-4 АЗС. Два года назад на трассе были участки, где на 70 километров не встретишь ни одной автозаправки.

Переехав реку Битца, паркуюсь на перекур рядом с таким же водителем. Обсуждаем платные участки трассы.

Платный участок должен быть ровным, убранным и ярко освещенным, со съездами - это раз; с заправками, магазинами, туалетами - два; с мотелями, зонами Wi-Fi и нормальным уровнем сервиса на всем маршруте. А три полосы в одну стороны здесь и раньше были, - говорит «ВМ» москвич Игорь Бевз на «Мицубиси-Аутлендере», замдиректора сети мини-маркетов вдоль МКАД.

Съезд на Домодедово на 12-м километре: здесь сразу три автозаправки, через минуту езды - еще одна плюс бистро.

А вот водиле не повезло - меняет колесо на пикапе при минус 10. Предлагаю помощь. Он: «Спасибо, запаску уже поставил». Кстати, вдоль трассы стоят машины автопомощи: продают незамерзайку, разную автомелочовку. С наценкой.

Радио на трассе ловит чисто, мобильная связь - без помех.

Освещение - по центру трассы. На 23-м километре впервые появляется информационный щит, оповещающий о том, что дальше - платная дорога. Такие же щиты - на 27, 28, 30-м километрах. Частят.

Дважды обогнал патруль Автодора - компании, управляющей скоростными магистралями с платными участками. Молодцы, что мониторят ситуацию. Только водителей фур, устраивающих гонки, это не останавливает.

На 35-м километре достраивают три полосы и пункт сбора оплаты.

Мы 19 января закрылись. Шлагбаум опустили, а водила с заправки такой выезжает, за собой шлагбаум не ставит! Я ему тут кто, а? - горячится менеджер АЗС «Лукойл» Силур Тайх. - У нас все есть: и душ, и туалет, и кафе, бензин, вода. Всегда заезжай! Но работаем пока до 23:30.

Ремонт! После 40-го километра съезжаю с трассы. Пункт оплаты. Плачу 30 рублей. Из окошка нервный голос: «Что, читать устал? Проезд для внедорожников - 60!» А дальше - катавасия. Съехав с чистой трассы, вижу однополосную темную дорогу, набитую мчащимися фурами.

Понимаю - это бесплатный аналог трассы, и он «чудесен»! Дорожная информация подана бессистемно. Я запутался на темной грязной дороге, следуя указателям.

Во время разведки пришла мысль, что на всех платных участках М-4 «Дон» до сих пор нет градации тарифа по расстоянию: и за 40, и за 100 километров пути по платной трассе цена одинаковая. Хм...

На днях размер дорожных указателей в России предложили уменьшить аж на 30%. По мнению членов правительственной комиссии по ПДД, такое решение позволит оптимизировать городскую среду и сэкономить бюджетные средства. Кроме того, упростится процесс их установки. При этом вреда, как считают чиновники, такое новшество не принесет. Идею поддержали в ГИБДД, поэтому дорожные знаки уменьшенного размера начнут внедрять на российских дорогах до конца года. После эксперимента в нескольких городах эту практику распространят по всей территории России. {{material_120762}} Впрочем, москвичи смогли опробовать в деле маленькие знаки еще в начале года. На 5 улицах столицы в январе появились дорожные знаки уменьшенного размера. Вместо стандартных по ГОСТу табличек «Остановка запрещена» и «Парковка» размером 700х700 мм на 3 улицах появились знаки 500x500 мм, а на двух еще меньше - 400х400 мм. Табличка «Платные услуги» была уменьшена с 700х350 мм до 500х250 мм.В Санкт-Петербурге также стартовала реализация пилотного проекта по использованию дорожных знаков международного стандарта, который продлится 4 месяца. По согласованию с региональной ГИБДД 190 новых дорожных знаков разместили на ул. Маяковского, ул. Жуковского и ул. Некрасова от Литейного пр. до Лиговского пр. При этом схема организации дорожного движения осталась прежней. Главная цель эксперимента - определение целесообразности внедрения новых типоразмеров дорожных знаков для развития городской среды и последующей экономии бюджетных средств; оценка показателей безопасности и пропускной способности; изучение восприятия данных дорожных знаков участниками дорожного движения в условиях плотной исторической застройки. Исследование видимости дорожных знаков проводилось еще в 2014-2015 годах, по итогам выработано предложение внести изменения в ГОСТы. Есть вариант уменьшить знаки 3.27 «Остановка запрещена» и 6.4 «Парковка» с 700 х 700 мм до 500 х 500 мм, а знак 8.8 «Платные услуги» — с 700 х 350 мм до 500 х 250 мм. В ГКУ «Центр организации дорожного движения» утверждают, что уменьшенные дорожные знаки лучше впишутся в городскую архитектуру и доставят меньше неудобств пешеходам, поскольку будут устанавливаться выше и ближе к проезжей части. Под уменьшенные знаки изменят и законодательство: до конца года в госстандарты будут внесены изменения, после которых такие знаки можно будет устанавливать по всей России. Вот только действительно ли это даст экономию региональным бюджетам, вопрос спорный.{{person_12_Хотел бы обратить внимание на действующий ГОСТ, предусматривающий максимальный срок службы знаков от 5 до 7 лет, в зависимости от использованных материалов. Было бы логичным и правильным осуществлять переход с учетом данных норм - не повсеместно в течение 1-2 лет, а по мере планового окончания срока эксплуатации старых знаков. Это бы сэкономило средства}}Также, как считает эксперт, в дальнейшем стоило бы изменить в ГОСТе интервал между обновлениями знаков, увеличив его до 10 лет. Современные материалы, которые можно применять при изготовлении уже сейчас, позволят эксплуатировать их более длительный срок. Тем более что до сих пор на дорогах (особенно в сельской местности) встречаются знаки, которым 20 и более лет, при этом они до сих пор выполняют свой функционал.Другая проблема с уменьшенными знаками на дорогах - плохая их видимость. Ситуации, когда кусты вдоль дорог закрывают указатели, даже не стоит разбирать: при уменьшенном формате их попросту будет не видно. Другое дело, что размещать уменьшенные дорожные знаки можно только на участках, где реальная скорость автомобилей не будет превышать 60 км/ч. Дело в том, что восприятие дорожных знаков водителями зависит от погодных условий, а также от скорости движения. Чем выше разрешенная скорость, тем большего размера должен быть дорожный знак. Немудрено, что в европейских городах знаки маленькие, ведь разрешенная скорость там, как правило, ограничена 50 км/ч. В России же по факту ездят 80 км/ч.{{person_51_Меня впечатляют заверения экспертов МАДИ, которые провели исследование видимости дорожных знаков уменьшенного размера. Они говорят, что их читаемость для водителей не ухудшится. Однако, на мой взгляд, при введении нового формата знаков все же целесообразно также мониторить дорожную ситуацию, отслеживать статистику аварийности и на основании анализа продолжать внедрять новые, востребованные для водителей технические средства, призванные еще более улучшать регулирование дорожного движения}} В городских условиях, где скорости небольшие, возможно, уменьшение знаков имеет смысл. Что касается движения по автомагистрали, где скорость доходит до 110 км/ч, а порой разрешена и до 130 км/ч, маленькие таблички уместно устанавливать лишь на тестовых участках. Более того, их следует регулярно мониторить на предмет аварийности. Также в России поддержали решение о сокращении общего числа знаков на улицах. Речь идет о вспомогательных знаках, например, о количестве парковочных мест и различной дополнительной информации. Правда, сроки реализации этого проекта и демонтажа табличек пока не называются.



Выбор редакции
Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...

Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...

Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...