Ведические храмы древних славян. Древние святилища и обсерватории (организованное пространство земного космоса) Городища-убежища с культовыми сооружениями



Культовые сооружения существуют на протяжении тысяч лет и являются подтверждением существования других цивилизаций и культур. Эти постройки и сегодня очаровывают своей красотой и величием. В этом обзоре речь пойдёт о 10 самых древних храмах на нашей планете.

1. Кносский дворец


Греция
Построенный к юго-востоку от Ираклиона, Кносс был заселен в течение несколько тысяч лет, начиная с седьмого тысячелетия до н.э. Он был покинут после разрушения в 1375 году до нашей эры. Великий дворец Кносса построили между 1700 и 1400 годами до нашей эры, на месте первого дворца, созданного около 1900 года до нашей эры. Функция данного места сайта не совсем известна, хотя утверждается, был ли он использован в качестве административного центра или религиозного центра (а, может, и того и другого одновременно).

Согласно греческой мифологии, дворец был спроектирован архитектором Дедалом по приказу короля Миноса, который затем заточил знаменитого архитектора в темнице, чтобы тот никому не раскрыл план дворца. Дворец также был связан с мифологическим Лабиринтом, который являлся обителью Минотавра. Дворец был заброшен примерно в конце эпохи бронзы (1380-1100 гг. до н.э.) из-за многочисленных катастроф, в том числе землетрясений и пожара. Это также одно из старейших зданий в мире.

2. Гёбекли-Тепе


Турция
Гёбекли-Тепе, который расположен на вершине холма в юго-восточной Турции, считается самым древним храмом в мире. Он датируется 10-8 тысячелетием до нашей эры, т.е. храму исполнилось уже 12 000 лет. Раскопки начались в 1995 году профессором Клаусом Шмидтом, который рассматривает этот объект как святилище. Археологи считают, что это было место для поклонения, ритуальных или религиозных целей.

На колоннах Гёбекли-Тепе были найдены вырезанные рельефы, в основном изображения львов, лис, кабанов, змей, журавлей и диких уток. Строительство храма предшествовало возникновению гончарства, письма, а также изобретению колеса и животноводства. На месте раскопок не было найдено следов одомашненных растений или животных.

3. Храм Амада


Египет
Храм Амада - самый старый храм в Нубии. Он датируется временами восемнадцатой династии и был впервые построен Тутмосом III, который посвятил храм Амону Ра и Ре-Хорахти. Аменхотеп II продолжил украшение храма Амада, а его преемник Тутмос IV установил крышу над внутренним двориком. Позже, Эхнатон, который пытался отказаться от многобожия и ввести культ Атона, запретил в храме поклонение Амону, но Сети I во время 19-й династии вернул все на круги своя.В храме Амада было найдено две важные надписи. Первая принадлежит Аменхотепу II и была сделана в течение третьего года его царствования. В ней описывается беспощадность фараона во время битв в Азии, где он лично казнил семь начальников района Такхи. Во втором тексте упоминается поражение при попытке вторжения в Ливию во время правления Мернептаха. В храме сохранилось многих красивых объектов, включая яркие цветные рельефы.

4. Храмы Джгантия


Мальта
Они старше Стоунхенджа и великих пирамид Египта. Это два храма Джгантия на острове Гозо у берегов Мальты, которые были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Храмы, датирующиеся между 3600 г. до н.э. и 3000 г. до н.э., были посвящены Великой Матери-Земле. Также найденные в них доказательства свидетельствуют, что в них в свое время находился оракул.

Название Джгантия происходит от слова «джангт», мальтийского слова, обозначающего гигантов, поскольку местный фольклор полагал, что эти здания были построены гигантами, которые использовали их для поклонения. Сегодня очень мало известно о религиозных церемониях, которые проводились в этом месте, но ученые полагают, что здесь проводили жертвоприношения животных и «жертвы жидкости», которую наливали в специальные отверстия. Возможно, Джгантия был местом культа плодородия.

5. Хаджар-Ким и Мнайдра


Мальта
Эти два храма были построены между 3600 г. до н.э. и 3200 г. до н.э. на южной окраине острова Мальта. Расстояние между двумя мегалитическими храмовыми комплексами составляет примерно 500 метров. В 1992 году ЮНЕСКО признала эти структуры объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Предполагается, что храмы использовались для астрономических наблюдений или в качестве календаря. Не было найдено никаких письменных записей, которые рассказывают о целях этих структур, но здесь были найдены останки костей животных, а также жертвенные кремневые ножи и отверстия, через которые на веревках что-то спускали вниз (вероятно, жертвы). Храмы не использовались в качестве гробниц, поскольку в них не нашли человеческих останков. Предполагается, что эти 5500-летние структуры использовались в религиозных целях.

6. Храм Сети I


Египет
Храм расположен в Абидосе на берегу реки Нил. Он был построен в 1279 году до нашей эры примерно во время конца правления фараона Сети I. Считается, что его сын Рамсес II закончил строительство этого храма, посвященного Осирису, который имеет семь святынь, каждая из которых предназначена для отдельного египетского божества (Гор, Исида, Осирис, Амон Ра, Ра-Горахти и Птах). Самое примечательное в этом храме - это список царей Абидоса, который вырезан на стене (он содержит имена 76 правителей древнего Египта).

7. Гипогей


Мальта
Расположенный на Мальте, этот храм был случайно обнаружен в 1902 году. Он полностью расположен под землей и первоначально, как считается, был святилищем. В нем археологи нашли останки более 7000 человек, а также целый ряд предметов, таких как амулеты, бусы, керамику, каменные и глиняные головы, резные фигурки людей и животных.

Самое замечательное открытие - глиняная фигурка, названная «Спящая леди», которая, как полагают учены, символизирует богиню-мать. Считается, что это место было впервые использовано еще в 4000 году до н.э. и заброшено в 2500 г. до н.э. Сегодня это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, его разрешено посещать только нескольким людям в день, причем в очередь нужно записываться за несколько недель до этого.

8. Храм Хатшепсут


Египет
Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри расположен на западном берегу Нила. Он был спроектирован государственным деятелем и архитектором женщины-фараона Хатшепсут по имени Сенмут. Потребовалось в общей сложности 15 лет, чтобы построить этот храм в промежутке между 7-м и 22-м годами правления Хатшепсут (которая правила с 1479 года до нашей эры до ее смерти в 1458 году до нашей эры). Храм был построен, чтобы ознаменовать достижения Хатшепсут и служить в качестве погребального храма для нее, а также выступать в качестве святилища бога Амона Ра.

9. Луксорский храм


Египет
Луксорский храм, расположенный на восточном берегу реки Нил, является одним из древнейших египетских храмов. Хотя сегодня он является туристической достопримечательностью, изначально храм был посвящен трем египетским богам: Амону, Мут и ​​Хонсу. Также храм использовался для проведения фестиваля Опет, одного из самых важных религиозных фестивалей в Древнем Египте. Храм был построен в 1400 году до н.э. Аменхотепом III (1390-52 г.г. до н.э.), а затем был завершен Тутанхамоном (1336-1327 г.г.до н.э.) и Хоремхебом (1323-1295 г.г. до н.э.).

10. Стоунхендж


Англия
Стоунхендж, расположенный в Уилтшире, Англия, является одним из самых известных и старейших в мире мегалитических сооружений. Считается, что он был построен с 3000 до 2000 годов до нашей эры. Стоунхендж состоит из кольца стоящих вертикально камней, каждый из которых примерно 4 метра, 2 – 3,5 метра в ширину и весит 25 тонн.

Неизвестно, какая цивилизация сделала эту структуру, поскольку после нее не осталось никаких письменных записей. Кроме того, люди не знают точной цели, для которой был построен Стоунхендж. Широко распространено мнение, что памятник использовался как могильник или церемониальный комплекс или храм мертвых.

Не менее удивительно выглядят сегодня и . Для учёных существует ещё огромное количество неразгаданных тайн.

4 407

Здесь мы расскажем о величайших и знаменитейших славянских ведических храмах, которые были известны и почитаемы, которые являлись средоточием высочайших достижений искусства Древнего Мира.

Легенды и были о Первом Храме

Со славянскими землями связана легенда о Первом Храме, по образцу коего строились потом все храмы Древнего Мира. Это был Храм Солнца близ горы Алатырь.

В седую древность к началу Священной Истории уводят нас предания о Храме Солнца. Сказание об этом Храме повторяется чуть ли не всеми народами Европы и Азии.

В Индии зодчего сего храма именовали Гандхарвой, в Иране - Гандарвой (Кондорвом), в Греции - Кентавром, на Руси Китоврасом. Имел он и иные особые имена. Так, южные германцы именовали его Морольфом, а кельты - Мерлином. В ближневосточных легендах он же именуется Асмодеем и строит храм для Соломона (царя Солнца).

Каждый народ относил строительство сего Храма на свою землю и во времена эпические, с коих он начинал отсчитывать свою историю. Мы же, славяне и иные северные народы, с полным правом можем считать, что исток всех сих легенд лежит на Руси, там же, где находится исток самих Вед.

К тому же, давно подмечено, что названия многих, если не всех, частей храма имеют славянское происхождение. Само слово “храм” славянское, это неполногласная форма слова “хоромы”, что значит “богатое здание, дворец”. Слово “алтарь” происходит от имени священной Алатырь-горы. “Хорос” (храмовый светильник) - от имени бога Солнца Хорса. “Амвон” (возвышение, с которого священник произносит речь) происходит от слова “мовь” - “речь” (в “Книге Велеса” говорится, что Старый Бус восходил на “амъвеницу” и учил о том, как следовать Пути Прави). И так далее.

Русская легенда о строительстве Первого Храма такова. Давным-давно великий волшебник Китоврас провинился перед богом Солнца. Он, по велению Месяца, украл у Солнца жену Зарю-Зареницу. Боги вернули Зарю богу Солнца, а волшебнику, во искупление вины, повелели построить для бога Солнца и во славу Всевышнего у Алатырской горы Храм.

Сей Храм волшебник должен был возвести из необтёсанных камней, дабы железо не осквернило Алатырь. И тогда волшебник попросил помочь птицу Гамаюн. Гамаюн согласилась. Так камни для храма были обтёсаны волшебным Гамаюновым когтем.

Предания об этом Храме легко датируются астрологически по созвездию Китовраса (Стрельца). Зодиакальная эпоха Стрельца была в XIX–XX тыс. до н.э. Именно этим временем в “Книге Велеса” также датируется Исход с Севера славяно-русов во главе с богом Солнца Ярилой. Храм Солнца был построен у Алатырь-горы по образцу Храма Солнца, который был ранее на Севере, на блаженном Алатырь-острове, который, по сути, не остров в мире явленном, а славянский ведический рай.

По преданию, Храм Солнца был возведён у Алатырской горы, то есть у Эльбруса. “Был построен храм на семи верстах, на восьмидесяти возведен столбах - высоко-высоко в поднебесье. А вкруг храма посажен Ирийский сад, огорожен тыном серебряным, и на каждом столбе по свечечке, что вовеки не угасают” (“Книга Коляды” IV б). Подобные песни о хоромах Солнца вошли в “виноградья” и “колядки”, которые и поныне поются во время многих славянских праздников.

В Приэльбрусье и в Нижнем Подонье, то есть близ устья древней священной реки Ра, древние народы помещали царство бога Солнца. Здесь, согласно греческим преданиям, находится царство бога Солнца Гелиоса и его сына Ээта. Сюда за Золотым Руном плыли аргонавты. И здесь, согласно “Книге Велеса” (Род III, 1), “Солнце спит в ночи”, здесь оно утром “поднимается в свою колесницу и смотрит с Востока”, а вечером “заходит за горы”.

За века и тысячелетия Храм Солнца много раз разрушался землетрясениями, древними войнами, потом вновь восстанавливался и перестраивался.

Следующие сведения об этом Храме относятся ко II тыс. до н.э. Согласно зороастрийским и древнерусским легендам, сей Храм был захвачен Русом (Рустамом) и Усенем (Кави Усайнасом), вступившими в союз с изгнанным из Священной области Змеем Ладоном (богатырем Авладом). Тогда из Храма были изгнаны правители, носившие имена древних богов Белбога и Коляды (Белого Дива и богатыря Келахура). Затем в Священную область вторгся Арий Оседень и победил Ладона. После этого Арий Оседень взошёл на Алатырь и получил Завет.

Существуют также древнегреческие легенды, повествующие о походе в эти места аргонавтов и Ясона, боровшегося с драконом у Золотого Руна (надо полагать, речь идёт о той же схватке Оседня с Ладоном).

И надо сказать, что первые известия античных географов и историков об этих местах также содержат упоминания о Храме Солнца. Так, географ Страбон на Северном Кавказе помещает святилище Золотого Руна и оракул сына Гелиоса Ээта. Согласно Страбону, сие святилище на рубеже нашей эры было разграблено Боспорским царем Фарнаком, сыном Митридата Евпатора. Разграбление Храма Солнца столь возмутило народы Кавказа, что началась война, и Фарнак был убит сармат­ским царем Асандром. С тех пор в Боспоре (Нижнее Подонье, Тамань и Крым) пришла к власти сарматская царская династия.

После этого было еще одно разграбление Храма - царем Митридатом Пергамским. Окончательное разграбление и разрушение Храма относится уже к IV в. н.э. По-видимому, оно было завершено готами и гуннами во времена Великого Переселения народов.

Однако память о нём не угасала в славянских землях. Легенды о разрушении Храма, предсказания грядущего его возрождения, возвращения отторгнутой Священной области еще долго будоражили умы. Одну из таких легенд пересказал арабский путешественник и географ Масуди Абуль Хасан Али ибн Хусейн в X в.

“В славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у них здание на горе, о которой писали философы, что она одна из высоких гор в мире (это Эльбрус. - А.А.). Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нем, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании этих звуков”.

Венедские храмы

В “Книге Коляды” рассказано также о боге Индре, который пришёл из Индерии (Индии) в земли русов и был поражён тем, что все знаменитейшие храмы в сей земле деревянные. “То ли у нас, - воскликнул Индра, - в богатой Индерии, храмы выстроены из мрамора, а дороги усыпаны золотом и каменьями драгоценными!”

Индерия русских былин и сказаний - это не только Индия, но и Вендия. Инды, пришедшие в IV тыс. из Пенджаба вместе с Яруной, в славянских землях стали винидами или венедами. Они также стали строить богатые храмы в честь богов. Особенно ими почитались боги войны: сам Индра, Яруна (Яровит), Радогост. Чтили они также Святовита (Святогора).

По преданию, ранее венеды были ванами. В Ванском царстве, что близ Арарата, они породнились с родами атлантов-святогоричей. В “Книге Коляды” есть миф о том, как прародитель Ван женился на дочери Святогора Мере. Этому сказанию соответствует греческий миф о дочери Атланта Меропе.

Венеды, как и все арии, расселялись сначала с Севера, потом с Урала и Семиречья, потом из Пенджаба и Ванского царства. Долгое время венедские (индские) области были на черноморском побережье Кавказа близ современной Анапы (древняя Синдика), а также на берегу Италии (Венеция). Но больше всего венедов поселилось в Восточной Европе. Здесь они впоследствии стали западными славянами, восточными немцами (вандалами), а часть влилась также в роды вятичей и словен. И во всех сих землях ими строились богатейшие храмы.

Более всех известен храм ратарей-ободритов, что был в городе Ретра. Ему посчастливилось, ибо статуи храма были спрятаны жрецами после его разрушения в 1067–1068 гг., а потом (спустя шестьсот лет) были найдены, описаны, с них были сделаны гравюры. Благодаря этому мы и ныне имеем возможность видеть образцы храмового искусства древних славян.

Храм Ретры также был описан в начале XI в. епископом Титмаром Мерзебургским (ум. 1018) в его “Хронике” и Адамом Бамбергским. Они писали, что в земле ратарей есть город Радигощ (или Ретра, “седалище идолослужения”, близ современного Мекленбурга). Сей город был окружен большим лесом, неприкосновенным и священным в глазах местных жителей… У ворот города стоял искусно построенный из дерева храм, “в котором опорные столбы заменены рогами различных зверей”. По свидетельству Титмара, “стены (храма) извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь; а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич”. По замечанию Адама Бамбергского, “изображение сделано из золота, ложе из пурпура. Здесь находятся боевые знамёна, которые выносятся из храма только в случае войны…”

Судя по воспоминаниям современников, храмы в землях венедов стояли в каждом городе и селе. И надо сказать, что города венедов почитались величайшими и богатейшими в Европе. По сообщению Оттона Бамбергского (XII в.), известно, что в Щетине было четыре котыни (храма), главнейшим из коих почитался храм Триглава. Он выделялся украшениями и удивительной искусностью постройки. Скульптурные изображения людей и животных в сем храме были сделаны столь красиво, что “казалось, будто они живут и дышат”. Оттон также отмечал, что краски этих изображений не смывались ни дождем, ни снегом и не темнели. “Там же сохранялись золотые и серебряные сосуды и чаши… Там же сохраняли они в честь богов огромные рога диких быков (туров), обрамлённые в золото и драгоценные камни и пригодные для питья, а также рога, в которые трубили, кинжалы, ножи, различную драгоценную утварь, редкую и прекрасную на вид. Там же было трехголовое изображение божества, которое имело на одном конце туловища три головы и называлось Триглавом… Кроме того, там стоял высокий дуб, а под ним находился излюбленнейший источник, который почитался простым народом, так как считали его священным, полагая, что в нем живет божество”.

Еще более знаменитым был храм Святовита на острове Руян (совр. Рюген) в городе Аркона. Вот как описывал его Саксон Грамматик в XII в.: “В центре города (Арконы) имелась площадь; на ней был виден храм очень тонкой работы; почитаемый причем не только по великолепию, но также и по величию бога, изображение коего там поставлено. Ограда, окружающая здание, кругом была украшена искусно вырезанными фигурами… Весь храм был увешан пурпурной тканью… тут же находились рога зверей, удивлявшие не только своим естественным видом, но и отделкой… В самом храме стоял большой, превосходивший рост человека кумир Святовита с четырьмя головами… В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука, которою кумир упирался в бок, представляла подобие лука… Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны которого и рукоять, кроме красивых резных форм, отличались прекрасною серебряною отделкою”.

Храм Святовита в Арконе был разрушен последним среди венед­ских храмов. В 1168 г. на остров Руян высадились войска датского короля Вальдемара I Великого. И 15 июня, в день Святого Вита, Аркона была взята приступом. В тот день епископ Абсалон повелел разрушить храм Святовита.

Храмы восточных славян

О восточнославянских храмах известно меньше, чем о храмах венедских, ибо до сих земель не доходили путешественники и об этих землях мало знали географы. Ясно, что храмы были, но насколько они были богаты, судить можно только по косвенным данным.

Самыми богатыми в мирное время, надо полагать, были храмы Велеса, ибо они возводились на средства купцов. А в военное время, в случае победоносной войны, богатели храмы Перуна.

На русском Севере более всех почитали Велеса. Эти земли мало были затронуты войнами, наоборот, сюда стекались люди, бегущие с неспокойных южных границ и из венедских земель.

Самые богатые храмы были в Новгороде-на-Волхове. Здесь, особенно в VIII–IX вв., были общины, частью состоящие из людей, бежавших из вагрского (ободритского) Старгорода, первого пограничного западнославянского города, разрушенного германцами.

Святилища Новгорода создавались по образцу венедских и мало чем от них отличались. Это были деревянные строения, похожие на позднейшие северные церкви, шедевры деревянного зодчества.

И, кстати, не следует думать, что деревянные - значит бедные. На Востоке, например в Китае и Японии, и храмы, и дворцы императоров всегда строили из дерева.

Кроме богатых храмовых построек были и святилища на холмах, у источников, в священных рощах. О всех этих святилищах упоминает и “Книга Велеса”.

Не менее богатыми и почитаемыми были и храмы в Киеве. Там было святилище Велеса на Подоле (видимо, разоренное во времена Владимира). Был и храм (будынок) Перуна, совмещенный с хоромами князя, ибо князь почитался верховным жрецом Перуна.

Был в Киеве и храм Буса Белояра на Бусовой горе. “Книга Велеса” упоминает и о святилищах в священной роще, в Боголесье. Да и по всей Киевской земле было немало святилищ и храмов.

В Ростове Великом, на “чудском конце”, святилище Велеса простояло до начала X в. и было разрушено трудами преподобного Авраамия Ростовского: “Того идола (Велеса) преподобный молитвами своими, и данной ему въ видении тростию от святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, сокруши, и в ничто обрати, и на оном месте храм святого Богоявления постави”.

В землях кривичей более всех почитали Перуна и птицу Гамаюн. Так, в Смоленске, очевидно, был храм Перуна (и поныне на гербе Смоленска мы можем видеть пушку, как символ громового орудия и бога Перуна, а также птицу Гамаюн).

В землях кривичей, прусов и литовцев храмы Перуна (Перкунаса) закладывались еще в XIII в. Так, в 1265 г. среди великолепной дубовой рощи под Вильной в урочище Свинторога был основан каменный храм Перкунаса, в коем проповедовал знаменитый жрец Криве-Кривейто из жреческо-княжеской династии, восходящей к прародительнице Скреве, дочери Богумира, и прародителю Криве, сыну Велеса. В сем храме в 1270 г. было сожжено тело князя Свинторога, основателя храма.

“Капище имело в длину около 150 аршин, в ширину 100, высота простиралась до 15 аршин. Капище не имело крыши, оно было с одним входом с западной стороны. Напротив входа имелась каменная часовня с разными сосудами и священными предметами, а под нею пещера, где ползали змеи и иные пресмыкающиеся. Над этой часовней устроена была каменная галерея, вроде беседки, имевшая 16 аршин вышины над часовнею, и в ней помещался деревянный кумир Перуна-Перкунаса, перевезенный из священных лесов Полагена (на берегу Балтийского моря).

Перед часовней, на 12 ступенях, обозначавших течение луны, возвышался жертвенник в 3 аршина вышины и 9 ширины. Каждая ступень была в пол-аршина вышины, так что вообще вышина жертвенника составляла 9 аршин. На этом жертвеннике горел неугасимый огонь, называемый Зничъ.

Огонь поддерживался день и ночь жрецами и жрицами (вейделотами и вейделотками). Огонь пылал во внутреннем углублении в стене, устроенном так искусно, что его не могли потушить ни ветер, ни огонь”.

Под Витебском в 1684 г. на развалинах древнего храма был найден золотой идол Перуна больших размеров и на огромном золотом подносе. Ксендз Стенкевич, описывавший это событие, присовокупил, что “идол доставил многим поживу, и даже святейшему отцу досталась доля”.

Немало следов древних святилищ, храмов осталось и в землях вятичей (в именах священных рощ, гор и источников). Более всего таких названий можно найти на территории современной Москвы. Так, по свидетельству летописей, на месте Кремля в древности располагался храм Купалы и Велеса (священный камень из этого храма почитался вплоть до XIX в. и находился в церкви Иоанна Предтечи). На Красной горе, Болвановке, на пустыре, что близ Таганки, и ныне можно найти три священных валуна, некогда почитавшихся вятичами. В московской топонимике можно найти немало следов иных ведических святилищ.

Следует упомянуть и о культе Чёрного бога, и о его храмах. Богатейшие храмы сего бога были во всех славянских землях, и есть их подробнейшие описания.

Более всего Чёрного бога почитали венеды, в том числе те, что селились в восточнославянских землях, ибо Чёрного, или Лютого, бога они почитали ликом загробного судии Радогоста, отсюда в христианство перешло почитание Радуниц.

Вообще в христианстве много следов древнего почитания бога Смерти: Богоматерь Мария напоминает Марену, распятый Христос напоминает не только Буса Белояра, но и распятого Чернобога Кащея (по песням из “Звездной Книги Коляды”). Чёрные ризы попов и монахов, погосты, разработанный ритуал погребения - также напоминание о древнем погребальном культе.

Верно, были храмы Чернобога в Чернигове у знаменитой Чёрной грязи (древние земли скифов-меланхленов, ходивших в чёрных плащах). Был храм Чернобога и на Урале у горы Карабаш (Чёрная голова), и на Карпатах (Чёрные горы). Почитали Чёрного бога и черногорцы на Балканах.

А вот какое описание храма Чёрного бога оставил нам Масуди Абуль Хасан Али ибн Хусейн в X в.: “Другое здание было построено одним из их царей на Чёрной горе (речь идет о храме Чёрного бога; таковые были известны у балтийских славян. - А.А.); его окружают чудесные воды, разноцветные и разновидные, известные своей пользой. В нем они имели большую статую бога в образе Сатурна (Чёрного бога славяне звали Седуничем, сыном Козы Седуни. - А.А.), представленного в виде старика с палкою в руке, которою он двигает кости мертвецов из могил. Под правой его ногой находятся изображения пречёрных воронов, чёрных кральев и чёрного винограда, а также изображения странных абиссинцев и зандцев (т. е. негров; речь идёт о демонах. - А.А.)”.

Храмы Беловодья

Исток всей храмовой культуры, как и исток самой ведической веры, славяне помещали в Священном Беловодье, на Крайнем Севере. А где располагалось Беловодье?

По свидетельству “Мазуринского летописца”, Беловодье располагалось где-то у устья Оби, то есть на полуострове Ямал, рядом с коим и ныне есть Белый остров. В “Мазуринском летописце” сказано, что легендарные князья Словен и Рус “обладали северными землями по всему Поморью… и до реки великой Оби, и до устья Беловодной воды, и эта вода бела как молоко…” Именно здесь, на Белом Острове (или Алатырь-острове), легенды “Книги Коляды” помещают древнейший Храм, бывший прообразом Первого Храма у священной Алатырь-горы.

Но что еще более важно, здесь полулегендарные исландские саги и в самом деле помещают храм, за сокровищами которого в VIII–IX вв. ходили викинги. В те годы эти земли принадлежали стране под названием Бьярмаланд (в русских летописях Бьярмия). По свидетельству русских летописцев, сия страна, как и весь Север, была подвластна Великому Новгороду, и в ней испокон веков жили не только угро-финны (бьярмы), но и русы. Варяги соблазнились неимоверными богатствами храмов Бьярмаланда. Бьярмаланд почитался варягами более богатой землей, чем Аравия, и уж тем более чем Европа.

Согласно “Саге о Стурлауге Трудолюбивом Ингольвсоне”, сей ярл Стурлауг отправился в Бьярмаланд по велению королевы. И там он напал на храм некой великаноподобной жрицы: “Храм полон золота и драгоценных камней, которые жрица украла у разных конунгов, так как она за короткое время носится из одного края света в другой. Богатств, подобных тем, что там собраны, нигде нельзя найти, даже в Арабии”.

Несмотря на противодействие сей жрицы и ее волшебных помощниц, Стурлауг разграбил храм. Он унес волшебный рог и золотой сосуд с четырьмя драгоценными камнями, корону бога Ямала, украшенную 12 драгоценными камнями, яйцо с нанесенными на нем золотыми буквами (это яйцо принадлежало волшебной птице, охранявшей храм), множество золотых и серебряных чаш, а также гобелен, “более ценный, чем три корабля с товарами греческих купцов”. Так он с победой возвратился в Норвегию. Сей храм бога Ямала, надо полагать, находился на полуострове Ямал близ устья Оби. В имени сего бога нетрудно узнать имя древнего прародителя и бога Ямы (Йимы, он же Имир, Богумир). И можно быть уверенными, что именно ко временам Богумира относится основание сего храма.

Этот храм был столь знаменит, что о нем знали даже в исламских землях. Так, Масуди рассказывает, что в славянских землях, “на горе, окруженной морским рукавом”, был один из самых почитаемых храмов. И он был построен “из красного коралла и зеленого смарагда”. “В его середине находится большой купол, под которым находится статуя бога (Богумира. - А.А.), коего члены сделаны из драгоценных камней четырех родов: зеленого хризолита, красного яхонта, желтого сердолика и белого хрусталя; голова же его из червоного золота. Насупротив его находится другая статуя бога в образе девицы (это Славуня. - А.А.), которая приносит ему жертвы и ладан”.

По свидетельству Масуди, это здание было построено в древние времена неким мудрецом. В сем мудреце нельзя не узнать Богумира, ибо Масуди приписывает ему не только колдовство, но и строительство искусственных каналов (а Богумир единственный, кто прославился именно этим во время Потопа). Далее Масуди замечает, что он уже подробно рассказывал о сем мудреце в предыдущих книгах. К сожалению, эти книги Масуди до сего времени не переведены на русский язык, а в них явно содержатся важнейшие сведения о деяниях Богумира, возможно, не сохраненные иными источниками.

В Бьярмии (современной Пермской земле) был не только этот, но и иные храмы. Например, храмы в столице сей земли городе Барме, который, по свидетельству Иоакимовской летописи, находился на реке Кумени (Вятская область). Барма признавался богатейшим городом Азии, но вот уже тысячу лет никто не знает его местоположения.

А сколько храмов исчезло в Святых Уральских горах близ Березани (Конжаковского камня), Азов-горы близ Екатеринбурга, Иремель-горы близ Челябинска? Когда до развалин сих святилищ доберутся отечественные археологи? Когда мы будем хоть что-то знать об этом?

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»




Список СРЕДНЕВЕКОВЫХ (вероятно, на местах более ранних) славянских капищ , в прошлом расположенных на территории нынешних России, Украины, Германии, Польши.




Истоки древних славянских святилищ идут по оценке академика Б.А.Рыбакова от палеолита


«Языческие святилища древних славян» (приложение к книге). Русанова И., Тимощук Б.. Издательство Ладога. 2007 год.



  1. Аркона на острове Рюген, Германия — городище-святилище IX—XII вв., расположено на мысу высотой 40 м, обращенном к востоку. С трех сторон омывается морем и в большей степени разрушено. Современные размеры — 90 м с востока на запад и до 160 м с севера на юг, предполагаемые прежние размеры в 2-3 раза больше. Раскопки проводились в 1921,1930 и 1969—1971 гг. когда через площадку и вал были проложены траншеи шириной 1 м. В валу выявлены три строительных периода, обнаружены прослойки обожженной глины, угля, камней. С внутренней стороны вала проходит плоский ров и с внешней стороны более глубокий ров также с плоским дном. Оконечность мыса отделена внутренним валом шириной 5-6 м и плоским рвом шириной 10 м, сооруженными в IX в. На площадке между валами построек не обнаружено. Частично раскопаны углубления в материке (глубиной до 60 см), имеющие длину 4,1 и 6,2 м и содержащие многочисленные вещи. В одной из траншей выявлена каменная кладка и под ней в углублении найдено 8-11 мужских черепов, частично поврежденных, кости животных, вещи, обломки посуды X—XII вв. В другой траншее в углублении находились остатки ларца с многочисленными вещами. У северного склона городища находится источник воды и к нему проложена дорожка. В окрестностях городища расположены 14 поселений и большой курганный могильник.


  2. Асташково, Смоленская обл., Россия — городище в лесу среди болот на левом берегу Сожа. Овальная.площадка (14,5х12 м) окружена расплывшимся валом (ширина 4 м, высота 0,5 м) и рвом глубиной 50 см. Под насыпью вала и в ней встречается уголь. Площадка городища вдоль вала прокалена. Третьяков П.; Шмидт Е. А., 1963. С.124-125.


  3. Бабин, Черновецкая обл., Украина — городище на вершине останца правого берега Днестра. Централььная площадка круглой формы (диаметр 7 м) окружена заплывшим рвом с выступами полукруглой формы (ширина рва 2 м. С напольной стороны по склону останца проходят два дугообразные эскарпа, доходящие до обрывов. Во рвах найдены угли, кальценированные кости, обломки лепной и гончарной посуды IX—X вв..Рядом с городищем находится большое синхронное поселение.


  4. Бабина долина, Тернопольская обл., Украина — культовые яма и площадка ХП-начала XIII в., расположеииые на месте поселения XI—XII вв., находившегося у подножия городища-святилища Звенигород. Раскопками, проводившимися в 1985—1989 гг. Тернопольским краеведческим музеем под руководством М. А. Ягодинской, вскрыта большая площадь на поселении и открыты жилые полуземлянки с печами-каменками и хозяйственными помещениями с каменными рабочими площадками.


  5. Бабка, Ровенская обл., Украина — городище на восточной оконечности песчаной возвышенности. Круглая площадка диаметром 30 м окружена углублениями в виде прерывистого ровика и отдельных корытовидных ям. Почти в центре площадки находится столбовая яма (диаметр 0,5 м и глубина 0,7 м) и скопление угля диаметром 1 м. В южной части обнаружено трупосожжение в горшке. На городище найдены нож, кости животных, обломки лепной и гончарной посуды VIII—X вв..На вершине окружающего вала лежат уголь и обгоревшие бревна. Мелкий ров заполнен прослой-ками угля. Рядом расположено синхронное селище.


  6. Благовещенская Гора около Вщижа, Брянская обл., Россия — городище-святилище юхновской культуры. Площадка городища (40х25 м) с напольной стороны ограничена валом и широким рвом (ширина 18 м). С внутренней стороны к валу примыкал длинный общественный дом. На городище найдена ромеиская керамика IX—X вв., рядом расположено синхронное селище, в котором открыто жилище и остатки длинного дома. Найдены амулеты из просверленных клыков бобровых позвонков, камни с прочерченными крестовидными знаками, гребень с конскими головками. Возможно, городище служило святилищем и в это время. В XI—XIII вв. на городище находилось кладбище и рядом была построена церковь Благовещения.


  7. Богит, Гусятинский район, Тернопольская обл., Украина — городище-святилище расположено на самом высоком холме в лесистой местности Медоборы в 5 км от с. Городница. Является ближайшим культовым памятником к месту находки Збручского идола. Раскопки проводились в 1984 г. Прикарпатской экспедицией Института археологии РАН. Траншеями перерезаны валы городища: главный вал около въезда на городище, второй вал у среза пересекающей его дороги, третий вал также около обнажения на дороге, северный земляной вал перерезан в трех местах. На площадке городища расчищено капище, жертвенник и три постройки — западины.


  8. Бранденбург, Германия — культовая площадка, расположенная рядом с городищем, возникшим в VIII в., по преданию святилище Триглава. На холме под фундаментом костела обнаружен культурный слой «нежилого» характера.


  9. Бродовин, Германия — площадка-капище находится на самой высокой части полуострова, выдающегося в озеро, окружена рвом (ширина его 5 м, глубина 80 см), имеет диаметр 25 м. На склоне холма расположено поселение IX/X-XIII вв. В 1258 г. здесь построен монастырь.


  10. Бубнище, Ивано-Франковская обл., Украина — городище, с трех сторон окруженное скалами, с четвертой стороны ограничено валом и внутренним рвом шириной 10 м. Диаметр площадки 40 м. В скале выбит колодец, к которому ведут каменные ступени. Колодец (2х2 м современная его глубина 5-6 м) не доходит до воды. В скалах выбиты три пещеры с сохранившимися пазами от бревен. На скалах изображены солярные знаки, углубление в форме ладони, личины. Рядом находится большой курган-ный могильник, состоящий из насыпей диаметром 5 м и высотой меньше 1 м.


  11. Василев, Черновецкая обл., Украина — на могильнике XII—XIII вв. открыты ямы с углем, костями животных и черепками.


  12. Верховляны, Гродненская обл., Беларусь — городище, круглая площадка (7х7 м) которого ограничена внутренним рвом и валом. Во рву обнаружена каменная кладка, угли и гончарная керамика XI—XIII вв.


  13. Волин, Польша — на самом высоко месте старого города раскопана деревянная постройка 5х5 м, окруженная оградой. Существовала со второй половины IX до начала XII вв. В окрестностях найдена бронзовая фигурка коня, несколько деревянных фигурок, среди которых одна четырехликая. На склоне Серебряного Холма находится кострище, где между камней, рыбьей чешуи лежал кусок черепа человека. Рядом открыта яма с двумя черепами, фрагментами посуды и костями животных.


  14. Воргол, Воронежской обл., Россия — на городище-убежище частично сохранились обожженная глиняная площадка (12х6 м). В ее центре находилась столбовая яма, рядом с ней скелет лошади, три наконечника стрел. На площадке лежали нож, обломки замка, гривны, трапециевидная привеска, бусина, астрагалы, льячки. Кругом площадки сохранилось шесть ям с золой, костями животных, черепками посуды, пряслицем, обломком жернова, косой, салтовской серьгой. Вещи относятся к X—XI вв. В валу городища обнаружено ритуальное захоронение конской головы, 94 астрагала.


    1. Вышегрод, Польша — на возвышении правого берега Вислы находится круглая площадка (диаметр 18 м), в центре которой сохранились следы столбов, прямоугольных срубных построек, череп тура. дощадка окружена рядом камней, среди которых находится алтарь, плоский камень-жертвенник, селет человека. К площадке ведет вымощенная камнями дорога, на которой лежало два серпа и едет человека. Объект датируется X—XIII вв. В 2,6 км около городища Округлая гора выявлен ров, ограничивающий круглую площадку (диаметр иблизительно 20 м). В выступе рва найдены угли, кости животных, обломки посуды. Рядом распожено селище VI—XI вв.


    2. Гнезио, Польша — на горе Леха под фундаментом’костела обнаружено кострище, состоящее из трех слоев камней с прослойками угля и золы. Найдены кости животных и черепки конца VIII-начала Хвв.


    3. Говда, Тернопольская обл., Украина — городище расположено на мысу правого берега Збруча, ружено валом и с напольной стороны рвом. Овальная площадка городища (40*20 м) имеет наклон к юго-востоку с перепадом высот 20 м (рис. 10). & 1988, 1989 гг. вскрыта площадь 108 кв. м.


    4. Головно, Волынская обл., Украина — городище расположено на возвышении среди болотистого луга. Круглая площадка (диаметр 30 м) слегка повышается в центре и покрыта золистым слоем толщиной 50 см. Под насыпью кольцевого вала (высота его 1 м) залегал слой камней, угля и обгоревших костей. Вдоль вала выявлено несколько корытовидных ям и скопления камней. Найдены обломки посуды Х в., кости животных, фрагмент обгоревшего черепа человека и два зуба.


    5. Гора Хельмска около Кошалина, Польша — на верху горы обнаружены остатки постройки культовой 2,5х4,5 м, с очагом из камней. Рядом находятся ямы с углем. Найдены нож, кресало, пряслице, кости животных и рыб, черепки посуды X—XIII вв.


    6. Брановцы, Болгария — круглая площадка из глины, имеющая два выступа. Найдены кости животнЁх, обломки посуды IX—X вв.


    7. Горбово, Черновицкая обл., Украина — городище расположено на мысу правого берега Прута. ¦втральная площадка городища (диаметр 30 м) окружена кольцевым валом и рвом, к ней примыка.ют две боковые площадки, расположенные на склоне и также ограниченные валами. Плоская вершина центрального вала и уступ с его внутренней стороны вымощены камнями, покрыты углем, обожжен ной глиной и костями животных. Следы огнищ прослеживаются на вершине валов, окружающих боковые площадки городища. Культурного слоя нет. Рядом расположено селище IX—X вв.


    8. Горки, Вологодская обл., Россия — на могильнике ХП-начала XIII вв. открыта овальная культовая яма (2,1х1,55 м, глубина 60-70 см). Найдены два замка, оковка деревянной посуды, скелеты двух собак, трех уток, стрепета, рыб и на дне ямы еще три скелета собак. Яма засыпана камнями и шлаком.


    9. Городок, Хмельницкая обл., Украина — на краю селища VI—VIII вв. находится каменная вымостка (2,3х1,5 м), обожженная сверху, и рядом яма (диаметр 1,5 м, глубина 20 см) с обожженным дном, заполненная углем, золой, пережженными костями животных, обломками посуды.


    10. Гродова Гора около Тумлина, Польша — на высоком холме Свентокжицких гор, покрыта лесом, сохранилось три концентрических вала, сложенных из камней и не имеющих оборонительного значения. На склоне горы расположены селища IX—XI вв. Наверху горы построена часовня.


    11. Гросс Раден, округ Шверин, Германия — деревянный храм расположен за пределами поселения X—XIII вв., к нему ведет мощеная дорога. Храм прямоугольный (12,5х7 м), стены сложены из вертикально стоявших плах, обшитых снаружи досками, имеющими вверху схематически вырубленные головки. Кругом храма на расстоянии от него 1 м проходит ограда из столбов. У входа найден череп зубра, глиняный кубок, обломки посуды IX—X вв. В северной части находилось шесть черепов коней, у юго-восточной стены лежало два копья. Храм перестраивался, его средняя часть повреждена и место для идола не найдено. В XI—XII вв. храм был перенесен на городище, расположенное на острове среди озера. Круглая площадка городища имела диаметр 25 м, вдоль ее края у вала располагались деревянные дома.


    12. Дембно, Польша — городище в Свентокжицких горах. Площадка городища овальная (15х26 м), окружена валом и рвом. Во рву найдены опаленные камни, уголь, куски глиняной обмазки.


    13. Добжешуво, Польша — городище в Свентокжицких горах на высоком холме. Овальная площадка городища (40х80 м) ограничена тремя концентрическими валами, прерывающимися в нескольких местах. Четвертый вал отделяет городище от хребта. Основа невысоких валов (высота 1,5-2 м) сложена из крупных камней и на ней набросаны более мелкие камни. Поверхность валом обожжена, особенно сильно внутренний склон первого вала и внешние склоны второго и третьего. В центре площадки лежит большой камень с выбитыми на нем кругами. В разных местах на площадке и на валах стоят стелы, лежат большие округлые камни, сложены из камней ящики-жертвенники. В западной части площадки находится каменный фундамент алтаря, рядом с ним керамика VIII—IX вв. По радиоуглеродному анализу, взятому с первого вала, определена дата 795 год. Рядом с городищем находятся селища VIII—X вв. Раскопки на городище проводились в 1975—1981 гг., вскрыта площадь 25х100 м и перерезаны валы.


    14. Животинское, Воронежская обл., Россия — на городище IX—X вв. обнаружена яма диаметром 80 и глубиной 60 см, в которой находились уголь, 23 астрагала с отверстиями, точильный камень, бронзо-вый котел, кувшин и горелое зерно. На городище найдены глиняные хлебцы.


    15. Зааринген, округ Бравденбург, Германия — около курганного могильника VII—XII вв. находится круглая площадка (диаметр 20 м), окруженная кольцевым рвом шириной 2-3 м.


    16. Звенигород, Тернопольская обл., Украина — городище расположено на склоне холма правого берега Збруча около с. Крутилов. Исследования проводила Прикарпатская экспедиция ИА РАН, Тернопольский краеведческий музей в 1985, 1987, 1988 гг. Открыто три капища, 15 культовый сооружений, 10 длинный наземных домов, сделаны разрезы валов и рвов, исследовались окрестные селища.


    17. Зеленая Липа, Черновицкая обл., Украина — на останце правого берега Днестра, среди высоких холмов, заросших лесом, находятся остатки деревянного храма, расположенного на самой высокой части площадки (42х 14м). Храм прямоугольной формы (5,3х4,2 м), ориентирован по сторонам света, имел двойные стены, сложенные из бревен и обмазанные глиной. Рядом расположены ямы с прослой-ками угля в заполнении, в скале высечен колодец (рис. 14, 1-4).


    18. Илиев, Львовская обл., Украина — городище расположено на мысу, с напольной стороны ограничь двумя валами и рвами, не доходящими до края площадки. В основании внутреннего вала залега зольно-углистый слой, плоская вершина вала покрыта каменной вымосткой. К насыпи вала с внутренней стороны сделана прямоугольная присыпка (7,2х8 м), на верхней площадке которой (5х6 м) горел огонь, сохранился очаг и столбовые ямы. Площадка городища треугольной формы (60х55м) лишена культурного слоя, лишь перед валом расположены ямы с углем и костями животных (рис. 11, 3-5), По керамике и бронзовому перстню с фигурным щитком городище датируется XIII в. Рядом расположено поселение того же времени.


    19. Канев, Черкасская обл., Украина — южнее города Роден на Княжьей горе, на мысу правого берега Днепра обнаружена яма (диаметр 1,85, глубина 1,2 м), заполненная темной землей с пеплом, углем, костями животных.


    20. Киев, Украина — на Старокиевской горе открыта каменная кладка (4,2х3,5 м), имевшая четыре аыступа по сторонам света. К западу от него находился «массивный столб», состоящий из слоев обожженной глины, золы и угля. Вокруг лежали кости и черепа животных.


    21. Киев, Украина — на Владимирской улице в 1975 г. раскопаны фундаментные рвы и симметрично расположенные ямы, заполненные строительным мусором. Рядом находится чашеобразная яма со слоями глины, угля и золы. Предполагается, что здесь находилось языческое капище.


    22. Киев, Украина — на Житомирской улице открыта круглая жертвенная яма (диаметром 2 м, глубина 1,2 м).


    23. Кирово, Псковской обл., Россия — круглое городище (52х42 м) расположено на возвышении среди болот. Предполагается, что здесь могло быть святилище.


    24. Коломо, Новгородская обл., Россия — круглая площадка диаметром 18 м, окруженная большими камнями, на которой лежит слой золы и угля, кости домашних животных, обломки лепной посуды, кремневый наконечник стрелы. Рядом расположены сопки.


    25. Корчак, Житомирская обл., Украина — на западной окраине поселения V—VII вв. расположена яма 60х70 см, глубина 20 см), на дне которой лежали семь глиняных хлебцев (рис. 6, 2).


    26. Костол, Югославия — площадка, сложенная из камней, на которой лежат птичьи кости.


    27. Красногорье, Смоленская обл., Россия — круглое городище (диаметр 20 м) среди болот окружено двумя концентрическими валами. Под насыпью внутреннего вала обнаружена каменная кладка со следами огня и зольный слой. Такой же слой и обгоревшие бревна лежали на верху вала. Рядом расположено поселение X—XIII вв.


    28. Кулишевка, Черновицкая обл., Украина — городище на высоком мысу правого берега Днестра. Круглая площадка (диаметр 8 м) окружена внутренним ровиком и с напольной стороны ограждена пятью валами и рвами X—XI, XIII вв. и раннежелезиого периода.


    29. Курхим, Чехия — около озера расположена площадка, окруженная рвом. Рядом находится яма, в которой горел огонь. На этом месте построена христианская церковь.


    30. Кушлянщина, Смоленская обл., Россия — городище с круглой площадкой и двумя концентрическими валами расположено среди болот. Рядом находится селище VIII-начала XI в. и курганный могильник.


    31. Лысая Гора, Польша — городище на высоком холме Свентокжицких гор (высота над уровнем моря 594 м). Холм зарос лесом, на нем много выходов камней, он не пригоден для заселения. Вершина горы окружена валом, идущим по склону. Вал сложен из камней (ширина его 11 м, высота 1,5 м). Вершина вала плоская со следами огня, найдены черепки IX—XII вв. Площадка городища эллипсовидная (1300х150-200 м), на ней нет культурного слоя и построек. Около горы есть источник и был найден идол. В XII в. на горе построен костел.


    32. Микульчицы, Чехия — на мысу над ручьем находится круглая площадка (диаметр 12м), окруженная рвом (ширина 3 м, глубина 70 см). Посредине площадки расположена яма, обставленная камнями. Ров заполнен углем, в нем найдена гривна, топоры, жернова, обломки посуды IX в. Позднее здесь построена церковь.


    33. Нагоряны, Черновицкая обл., Украина — городище на высоком останце правого берега Днестра имеет площадку (диаметр 20 м), ограниченную валами и эскарпом по краю мыса и с напольной стороны. Найдена керамика IX—X и XI—XII вв.


    34. Новгород, Россия — при раскопках в городе открыты три жертвенных ямы. В одной (диаметр 0,6, глубина 1,5м) находилось девять деревянных ковшей, во второй (2х1,75 м, глубина 0,4-0,5 м) лежали два бычьих черепа и деревянный ковш, в третьей (4х3,3 м, глубина 1,5 м) помещен костяк лошади с отделенной головой, огарок свечки кнут. Ямы датируются Х в.


    35. Ошихлибы, Черновецкая обл., Украина — на могильнике XII—XIII вв. открыта яма (диаметр 1,8 м, глубина 0,5 м), на дне которой находились угли, кости животных и обломки посуды.


    36. Перынь в 4 км от Новгорода, Россия — на холме, обращенном к востоку, открыты круглая площадка, окруженная рвом с восьмью округлыми выступами (диаметр всего сооружения 21 м). Внутренние склоны рва крутые, внешние пологие. На дне выступов встречаются угли, черепки сосудов Х — начала XI в., точильный брусок. В центре площадки в яме (диаметр и глубина 1 м) сохранились следы деревянного столба. Остатки второй площадки (диаметр приблизительно 23 м) окружены рвом, в котором найдены угли, поясное кольцо, нож, наконечник кремневой стрелы. Третья площадка, возможно, находилась под фундаментом церкви XIII в.


    37. Петрово, Смоленская обл., Россия — городище с круглой площадкой (диаметр 22 м) расположено среди болот. Окружено двумя концентрическими валами и рвом между ними (ширина рва 8-15 м). У края площадки на глубине 35 см (в насыпи внутреннего вала?) прослеживается зольно-угольный слой толщиной 10-13 см. Рядом находится селище древнерусского времени (рис. 7,2).


    38. Плоцк, Польша — на горе Тумской расположена круглая площадка второй половины Х в., с кострищем, камнем-алтарем, костями животных, черепом ребенка. В землю воткнут меч.


    39. Подгош, Новгородская обл., Россия — круглая площадка (10,4х13,5 м) окружена двумя рядами валунов. В центре лежит девять камней, зола, уголь, черепки лепной и гончарной посуды.


    40. Поганьско, Чехия — на краю могильника большая яма (диаметр 85 см, глубина 25 см) окружена кругом из восьми ям (диаметр круга2,5-3м). Ссеверасооружениеограничено полукруглым желобком от плетня. По стратиграфическим данным датируется второй четвертью Х в.


    41. Погосище, Вологодская обл., Россия — на могильнике Х-иачала XII в. открыта прямоугольная яма без погребения и с тремя топорами.


    42. Прага, Чехия — открыта жертвенная яма, в которой находилось шесть человеческих черепов и кости животных.


    43. Псков, Россия — на возвышении около курганного могильника находится круглая площадка, огра-ниченная рвом (ширина 1,6-4,1 м). В центре площадки находятся две ямы, в одной из которых сохранились остатки дубового столба диаметром 50 см и высотой 70 см. На дне ровика остались следы кострищ, кальценированные кости, обломки посуды. На площадке лежали кости животных. Датиру-ется Х в., на рубеже XI—XII вв. засыпано песком.


    44. Пустары, Польша — городище расположено ва холме. Площадка диаметром 7 м окружена кольце-вым валом. Культурного слоя нет. По обломкам керамики датируется XII—XIV вв.


    45. Радзиково, Польша — на моренном возвышении находится городище с овальной площадкой (40х60 м), окруженной валом и рвом. На дне рва лежат камни и вырыты ямы с остатками жертвоприношений. На площадке в разных местах расположены каменные вымостки и ямы, использовавшиеся многократ-но. Датируется VII—XIV вв.


    46. Ревно, Черновецкая обл., Украина — на городище-убежище около могальника с трупосожжеииями расположена яма с пологими стенками (диаметр 5 м, глубина 50 см), заполненная золой, углем, пережженными костями, обломками посуды, костями животных. В центре углубления находится столбовая яма, окруженная полукругом столбовых ямок.


    47. Рхавинцы, Черновицкая обл., Украина — городище на отроге высокого плато с круглой площадкой (диаметр 22 м), окруженной двумя концентрическими валами и рвами. Зольно-угольные слои зале-гают у подножия внутреннего вала, на вершинах обоих валом и на ступеньках, вырезанных в их склонах. Рвы (ширина 5-6 м, глубина 1 м) имеют плоское дно и пологие стенки. Культурный слой на площадке отсутствует. Найден четырехугольный каменный столб, грубо обработанный (высота его 2,5м). На площадках между валами сохранился культурный слой толщиной 20 см с черепками IX—X вв. от стоявших здесь длинных домов. Один из них имел размеры 4х20 м (рис. 7, 6).


    48. Рудлово, Смоленская обл., Россия — городище с овальной площадкой (22х28 м) находится ва мысу среди болот, окружено двумя кольцевидными валами. Вблизи расположено селище X—XIII вв.


    49. Рудники, Ивано-Франковская обл., Украина — городище, возникшее в раннем железном веке, расположено на отроге левого берега р. Рыбницы, окружено валом и внутренним рвом, пересечено несколькими рвами. На вершине конусовидного возвышения (6х10 м) сохранились следы постройки X—XII вв. — слой толщиной 40-50 см, состоящий из кусков глиняной обмазки с отпечатками бревен. Возвышение окружено рвом с тремя последовательными прослойками камней, углем, обломками посуды, разделенными стерильными слоями глины. На террасе вдоль склона городища стоял длинный дом (приблизительная длина его 70 м, ширина около 4 м).


    50. Рухотин, Черновицкая обл., Украина — на крутом склоне высокого холма проходит дуговидный вал, насыпь которого сильно обожжена. В центре склона выявлена яма (диаметр 0,5 м) с углем и черепками VIII—X вв. и круглая каменная плита (диаметр 0,8 м).


    51. Старая Рязань, Россия — под Спасским собором середины XII в. найдена бронзовая четырехликая фигурка, бронзовый крестик., горшок с чешуей рыб и зубами свиньи.


    52. Сущево, Новгородская обл. Россия — площадка (14х17,5 м), обставленная крупными валунами.


    53. Тауфельсберг, Германия — городище расположено на высоком конусовидном холме, окруженном по склону эскарпом и двумя концентрическими валами и рвом. На краю круглой площадки (диамет-ром 30 м) открыт слой толщиной 60-70 см, состоящий из углистой земли и больших камней (внутрен-ний вал?). Найдены средневековые черепки, кости и зубы животных. На холме построена церковь.


    54. Тхебятув, Польша — на всхолмлении среди болот находятся две площадки (10х13 и 8х10 м), окруженные рвами (шириной 1-1,5 и м и глубиной 50 см), в которых находятся угли и черепки IX—X вв. На площадках расположены кострища и столбовые ямы.


    55. Фельдберг, Германия — остатки деревянного храма расположены на мысу, отделенном полукруг-лым рвом с плоским дном (ширина 2 м, глубина 60 см). Остатки храма перерезаны траншеями, выявлены фундамент в виде корытовидных углублений, центральная яма с углистым заполнением. Храм был прямоугольным (5х 10м), разделен на две части. По керамике сооружение датируется VII—IX вв., по Ci4-900/1000 гг.


    56. Фишеринзель, Германия — на селище XI-начала XIII вв. найдены два деревянных идола в переот-ложенном состоянии. Рядом расположен полуостров, выдающийся в озеро и ограниченный с напольной стороны плоским рвом, не имеющим оборонительного значения (ширина 3-4 м, глубина 1 м). Предполагается, что здесь находилось святилище.


    57. Ходосовичи, Гомельская обл. Беларусь — рядом с поселением и курганным могильником X—XI вв. расположены две площадки (диаметром 5 и 7 м), окруженные ровиками (ширина их 20 и 40 см, глубина 25-50 см). По сторонам кругов находились серповидные углубления (ширина 1,8, глубина 1 м). В центре кругов прослежены плоские ямы (диаметры 0,6-1 м, глубина 15-25 см). Углубления заполнены углистым песком и золой, обожженными камнями.


    58. Хотомель, Брестская обл., Беларусь — городище на конце песчаной дюны среди болотистой равнины. Почти круглая площадка городища (30х40) окружена углублениями в виде прерывающегося ровика и отдельных корытовидных ям. По обломкам лепной посуды и трехлопастному наконечнику стрелы углубления относятся к VII в. Углубления перекрыты углистым слоем толщиной 20 см, насыщенным обломками лепной и гончарной посуды, многочисленными вещами VIII—X вв. На слегка повышаю-щейся в центре площадке городища нет культурного слоя и находится несколько ям. В подножии окружающего городище вала залегает слой угля и обгоревшего дерева.


    59. Хутынь, Новгородская обл., Россия — круглая площадка, окруженная кольцевой кладкой из боль-ших камней. Внутри находится яма, обложенная камнями и перекрытая горелым слоем с костями животных.


    60. Шапырево, Смоленская обл., Россия — городище находится среди болот. Овальная площадка (14х9 м) окружена двумя концентрическими валами и рвом (ширина рва 4 м, глубина 0,4 м), на дне которого лежат обожженные камни, уголь, зола. Центральная часть площадки окружена кругом столбовых ям и вдоль него земля покрыта углистым слоем, а под насыпью вала проходят две параллельные канавки. Найдены черепки IX—X и XII—XIII вв.


    61. Шлонха, Польша — гора среди холмистого массива, возвышающегося над силезской низиной, покрыта лесом, выступающими скалами и камнями. По ее вершине и склонам проходят каменные валы, основа которых относится к лужицкой культуре (конец гальштата — начало латена). Верхняя часть валов обожжена, найдены здесь раннесредневековая керамика и вещи. На внутренней площадке (120х60 м) культурный слой отсутствует. На вершине и склонах стоят многочисленные каменные изваяния и на камнях выбиты знаки в виде косого креста. Среди керамики, собранной на городище, большая часть принадлежит к эпохе бронзы и раннего железа (66,5 %), к периоду позднего латена и римскому времени относится 1,3 %, к раннему средневековью — 1,9 % и к X—XIII вв. — 10,4 %. Иссле-дования на Шлонже проводились с перерывами, начиная с 1903 г. и особенно интенсивно в 1949—1956 гг. и позднее. На соседних холмах Радуния и Костюшко также находятся каменные валы — «круги», по имеющимся данным относящиеся к лужицкой культуре.


    62. Шумск, Житомирская обл., Украина — около могильника с трупосожжениями находится углублен-ное сооружение крестообразной формы, ориентированное по сторонам света (размеры 14,2х11 м, глубина 40-50 см). Дно сооружения плоское, стенки вертикальные. В центре расположена большая столбовая яма, заполненная камнями, кругом нее столбовые ямы и камни. В центральной части горел огонь. Найдена керамика конца IX—X вв., кремневый наконечник стрелы, пережженные кости быка и птиц. Рядом находилось место для сожжения умерших, имевшее вид круглой площадки (диаметром 5 м) с прокаленной поверхностью и слоем угля толщиной 50 см, окруженной кольцевым ровиком. На соседнем мысу берега стоял один жилой дом и хозяйственные постройки.


    63. Яздово, Польша — частично исследована круглая в плане каменная вымостка, на которой лежала каменная голова идола.


Серия сообщений "

Комментарий от Tziah79

I"ve found a few. Marked them in my handy notes on my map. Not sure what to do with them yet.

Комментарий от Evrael

These serve as the same purpose they did in Timeless Isles.
Either grants you a buff or damages you if its corrupted by the Legion
Has a 5 minute recharge time

Комментарий от Arrancar1196

Here are the ones i found:

79.80 27.80
73.90 38.70
68.00 44.30
56.00 27.45
61.40 40.40
56.10 65.25
45.90 69.30
40.00 67.10

Going to update if i find new ones.

TomTom for the lazy ones:3

/way 79.80 27.80
/way 73.90 38.70
/way 68.00 44.30
/way 56.00 27.45
/way 61.40 40.40
/way 56.10 65.25
/way 45.90 69.30
/way 40.00 67.10

Комментарий от NessieMo

Below are the precise coordinates of all the Древнее святилище s I"ve found, including a brief description of the location of each.

For TomTom & Paste users:

/way Broken Shore:Broken Isles 39.92 60.32 Ancient Shrine Lying in pool inside Flllurlokkr"s cave
/way Broken Shore:Broken Isles 33.47 60.83 Ancient Shrine At base of tree
/way Broken Shore:Broken Isles 56.04 65.40 Ancient Shrine On rock
/way Broken Shore:Broken Isles 46.00 69.52 Ancient Shrine Beside twin rocks
/way Broken Shore:Broken Isles 40.00 67.31 Ancient Shrine At base of far right pillar
/way Broken Shore:Broken Isles 63.01 53.18 Ancient Shrine On shoreline under crashed ship
/way Broken Shore:Broken Isles 61.32 40.55 Ancient Shrine Lying to right of ramp up to Inquisitor Chillbane"s tower
/way Broken Shore:Broken Isles 45.93 15.23 Ancient Shrine Overlooking cliff on highest level of Weeping Terrace
/way Broken Shore:Broken Isles 55.99 27.64 Ancient Shrine To the right of entrance to Malgrazoth"s cave
/way Broken Shore:Broken Isles 67.84 44.58 Ancient Shrine Confirmed At top of ramp
/way Broken Shore:Broken Isles 73.94 38.66 Ancient Shrine Between two pillars
/way Broken Shore:Broken Isles 79.76 27.79 Ancient Shrine Between two huge wooden pilings
/cway

.
For TomTom user macros:

/way 39.92 60.32 Ancient Shrine Lying in pool inside cave
/way 33.47 60.83 Ancient Shrine At base of tree
/way 56.04 65.40 Ancient Shrine On rock
/way 46.00 69.52 Ancient Shrine Beside twin rocks
/way 40.00 67.31 Ancient Shrine At base of far right pillar

/way 63.01 53.18 Ancient Shrine On shoreline under crashed ship
/way 61.32 40.55 Ancient Shrine Lying to right of ramp up to Inquisitor Chillbane"s tower
/way 45.93 15.23 Ancient Shrine Overlooking cliff
/way 55.99 27.64 Ancient Shrine To right of cave

/way 67.84 44.58 Ancient Shrine Confirmed At top of ramp
/way 73.94 38.66 Ancient Shrine Between two pillars
/way 79.76 27.79 Ancient Shrine Between two huge wooden pilings
/cway

If you find others, note their location in the comments and I"ll add them.

13 неразгаданных культовых комплексов, найденных на территории нашей страны.

Забытые боги... Каменные идолы, гигантские жертвенники, деревянные статуи и причудливые сооружения. Когда-то люди верили им, жили ними. А потом забыли, бросили. Пески времени засыпали истины, религии и самих людей... Только их следы, оставленные навечно на каменных телах земли, возвращаются к нам, то тут, то там проглядывая из недр древней истории.

На украинских землях продолжают находить следы таинственных сооружений, капищ и поселений. Что происходило на их территориях, какие обряды осуществлялись и для чего служили эти странные, неизвестные нам предметы?

Древние святилища - особенно интересная тема, которая может поведать нам впечатляющие, а иногда и просто невероятные вещи о нашей истории. Больше всего тайн знают камни, которые сохраняют информацию дольше. Многие культовые комплексы строились именно в горах. Потому горы всегда считались нашими предками святыми местами, где живут боги.

По следам святилищ ученые постепенно воссоздают картины древних украинских цивилизаций, культур и культов. Но многие места на этих картинах так и остаются навечно покрытыми тайной древности, нами так и не разгаданной.

1. Ени-Сала ІІ
Приблизительное время существования IX - III вв. до н. э.

Найдено возле поселка Перевальное в Крыму.

Святилище находилось непосредственно в пещере.

Когда археологи впервые спустились сюда, они увидели, что многочисленные ниши святилища были выстланы черепами, рогами, костьми домашних и диких животных. Причем все черепа лицевой частью располагались в сторону входа в пещеру.

Один из исследователей так описывает находку: «В центре нижнего зала возвышался масивный сталагмит с причудливой вершиной, похожей на голову непричесанного бородатого мужчины. На сталагмит был насажен череп горного козла...».

К сожалению, многое было разрушено вандалами. Ученые считают, что Ени-Сала была родовым святилищем древних охотников, тавров.

2. Святилище с древними захоронениями клана жрецов
Эпоха бронзового века

Село Недайвода Криворожского района Днепропетровской области

Жертвенный камень. Фото: most-dnepr.info

О том, что на территории было расположено древнее святилище, говорят многие уникальные находки. Самая большая из них - каменная стела с человеческим лицом высотою около 4 метров.

Ритуальная гранитная стелла вблизи Недайводы является крупнейшим такого рода предметом, найденным в Украине.

Но самой загадочной находкой являются захоронения. В частности, древнего жреца, кем, вероятно, был человек, останки взрослого тела которого были найдены на месте святилища.

А еще здесь был захоронен 12-летний юноша. Его «могила» была обозначена грядой разноцветных камней, выложенных в форме змеи. Кем был этот загадочный мальчик, похороненный в сакральном месте - археологи ответить не могут. Но они считают, что святилище было местом, где хоронили только людей из клана жрецов.

3. Дивич-гора
Первые века нашей эры

Находится вблизи поселка Триполье на Киевщине.

Гора пирамидальной формы была святилищем женской покровительницы богини Даны.

По легенде, беременные женщины перед родами приходили сюда и просили у богов благословения. На таинственных холмах Дивич-горы под страхом смерти запрещалось находиться мужчинам, а также любому чужаку. Тайна оплодотворения свято оберегалась.

На территории археологи нашли 9 углублений, в которых стояли 9 горшков с 9 видами трав. Число, вероятно, символизировало девять месяцев беременности (но это только догадки современных исследователей). То есть, жертвенник состоял именно из девяти частей и имел он форму печи.

Какие магические ритуалы там проводили женщины - неразгаданная тайна.

А еще известно, что когда-то отсюда в вечную дорогу отправляли своих умерших наши предки.

Но, как говорят ученые, место Дивич-горы наделено положительной энергетикой. И сейчас эту бывшую святыню считают одним из самых сильных «мест женской силы».

4. Святилище Говда
Между X и XII веками.

Здесь, на отвесной круче над Збручем среди леса, расположено небольшое святилище, имеющее треугольную форму.

Вид на яму на самой высокой точке вала (фото: Борис Явор)

План-схема городища Говда

Культ какого бога или богини был главным на Говде - неизвестно. Но святилище является одним из самых таинственных. Говорят, здесь жили колдуны-волхвы, а позже проводили свои учения казаки-характерники.

Интересной находкой на территории Говдыявляется старый колодец. В колодце, имевшем культовое значение, находили многочисленные останки животных. Археологи узнали, что в 12 веке этот колодец был засыпан. Позже над ним в овальном углублении разжигали огонь, а в насыпи вала сделали печь для выпекания хлеба.

Но на самом деле, согласно древним верованиям, этот сухой колодец всегда служил своеобразным входом в мир Нави (Неизвестный мир). Само святилище Говда и символизировало этот Неизвестный мир.

5. Звенигородский храм идола с четырьмя капищами
Вероятно X - XIV века

Расположено Звенигородское святилище южнее села Крутилов (Тернопольская область), на правом берегу реки Збруч.

От других подобных сакральных мест оно отличается огромными размерами и особо сложным построением. Четыре капища святилища Звенигород символизируют четыре фазы солнца в году.

Здесь было найдено много интересного: дома жрецов, жертвенные камеры, жертвенные колодцы. Очень ценным оказался храм с каменным Кумиром. Сам идол был высотой почти 2 метра и лежал поперек храма, перед которым были многочисленные предметы, использованные в жертвоприношениях: рассыпанные зерна, ножницы, серпы …

На территории древней святыни есть целебные источники - недалеко от места, куда, по утверждению местных, постоянно бьют молнии. Древние люди считали такие места священными: пеплом деревьев, помеченных «небесной стрелой», лечили тело, а разбитым ею камнями освящали. На территории Звенигорода находится и окутанная легендами Пещера отшельника.

6. Карпатское поселение солнцепоклонников
Примерно V - I тыс. до н.э.

Найденное святилище Лисина Космацка было в горах неподалеку от карпатского села Космач.

Здесь есть загадочный каменный тоннель. Гигантские камни, даже не камни, потому величиной они, как скалы, будто висят в воздухе, идеально подогнанные друг к другу.

Недалеко от камней с большими чашами расположена жертвенная яма, которая ассоциировалась с переходом в потусторонний, подземный мир.

Но самое интересное - астрономический характер святилища. Он аналогичен известному Стоунхенджу. То есть, если в Стоунхендже основные линии (азимуты) выложены из камней, то в Космаче в продолжение линий туннеля и жертвенной ямы расположены природные образования - вершины гор. На Лисині Космацькій хорошо сохранились артефакты солнечного и зодиакального типов календарей.

Недалеко от сакральной горы найдено еще одно - Терношорское святилище, связанное с предыдущим. Известно, что здесь поклонялись культу Женщины-матери. Среди наиболее интересных местных находок - статуя женщины, каменный диск, фаллический камень.

Весь каменный комплекс относится к типу календарных святилищ. Именно они являются свидетельствами того, что древние жители украинских земель в совершенстве владели знаниями о звездном небе, планетах, закономерности изменений фаз луны, годичном солнечном циклом.

7. Богитские дольмены-порталы
IX - XIII века

Древнее языческое святилище Богит находится на одноименной горе в Гусятинском районе (Тернопольская область).

Так выглядит дольмены. Фото: Андрей Мельничук

Празднование на Богите. Фото: Слов’янські Вісті. Новини рідновірів Словянщини

Особым здесь было капище, что поднималось над землей до 40 сантиметров, а в центре имело именно квадратное отверстие.

Удивлению археологов не было предела, когда в одном из алтарей нашли перстень галицкого князя Юрия I. Более древней и еще более интересной находкой является так называемый Збручский Кумир. Это было изображение многоликого единого Бога Рода-Рожанича. Он символизирует одновременно и женскую, и мужскую сущности, находясь в трех мирах и обращая свои четыре лика ко всем четырем сторонам света

Самым загадочным элементами святилища являются дольмены. Это очень древние каменные сооружения. Говорят, они служили своеобразными порталами перехода из одной жизни в другую. По другой версии, являлись древними обсерваториями. Но то, что дольмены наделены непостижимо сильной энергетикой, никто не отрицает.

8. Каменная Могила - памятник древней культуры мирового значения
Древнее святилище найдено на территории теперь уже государственного историко-археологического заповедника Каменная Могила, расположенного под Мелитополем.

Петроглифы на "Плите следов”

Это «своего рода храм с чрезвычайно сложной структурой, который отвечал представлениям древних людей о тайне рождения богов, героев...» (по определению А. Кифишина). Невероятно, но глубина трех крупнейших святилищ здешнего комплекса соотносится пропорционально как 1:2:3. Прямопропорционально также соотношение размеров святилищ.

Образ богини - тотема Инанны будто пронизывал собою весь комплекс Каменной Могилы.

В одном из них, по словам исследователей, осуществлялся ритуал возрождения умерших бого-царей.

По рисункам Каменной Могилы можно проследить первобытные религии - тотемизм, магию, анимизм, фетишизм, культ предков... Комплекс выполнял роль храма, объединявшего три мира (небесный, земной и подземный) на протяжении многих тысячелетий для различных племен и народов.

Очень сильна энергетика земли этого комплекса. Если зафиксировать ее на аэрофотосъемке, получим изображение в виде колец. Многие считают эту археологическую достопримечательность не менее значимой, чем любое из «7 чудес света».

9. Четыре святилища острова Хортица
III - II тыс. до Р. Х.

"Скифский стан»

10. "Круги зверей" Лесивского святилища Примерно II - I тыс. до н.э. Уникальное святилище было обнаружено на Броварщине неподалеку от Сокольского. Комплекс воротоподобной формы имеет сложную структуру.
Лесивские камни фото: karpaty.net.ua

Ритуальные камни в верхней части имеют изображение так называемого «круга зверей». Такое явление встречается на многих объектах карпатских капищ. В случае Лесивских камней - это бык, птица, козел. Почему именно эти животные?.. Возможно, они являются элементами зодиакальных кругов, а, возможно - отдельными божествами.

Так называемый “круг зверей”

На других камнях высечены однопрофильные образы божеств в виде птицы и ящера - главных религиозно-мифологических персонажей мировоззрения праиндоевропейских племен эпохи неолита.

А еще замечен целый ряд знаков-крестов на камне. Кроме многочисленных каменных валов были найдены также остатки неизвестной деревянной постройки.

11. Мергелевая гряда
Приблизительное время сооружения - 4 тыс. до н. э.

Святилище было открыто относительно недавно вблизи села Степановка Перевальского района Луганской области.

Это культовый сакральный комплекс, в центре которого были захоронения. А от центра, как лучи, расходились загадочные каменные линии. «Мергелевая гряда» выглядит целостной системыой каменных и земляных сооружений (курганов, кругов правильной формы, контуров «дорог» и «лучей», выложенных из каменных плит).

Сами плиты - иногда просто гигантских размеров - до 10 тонн. Сотворены из известняка. И интересно, что ближайшее место, где можно было найти породы известняка, находится в 6-8 км от археологической находки. Кто и как мог перенести их на такое расстояние?

В многочисленных жертвенниках, закономерно, были найдены человеческие останки. В том числе тела детей, преимущественно 7-14 лет …

12. Иванковское капище с языческими идолами
Приблизительное время существования III-IV вв. н.э.

Найдено в селе Иванковцы на Днестре.

Здесь было обнаружено древнеславянское языческое святилище. А еще поселение Черняховской культуры. Математическим центром святилища была огромная статуя.

Всего на месте были найдены три каменных идола. Два антропоморфных (с изображением бородатого мужчины со сложенными накрест руками) и один четырехгранный с человеческими лицами. Последний является самым интересным. Смотря одновременно в направлениях всех четырех сторон света, он, вероятно, должен был защищать поселение от всестороннего зла.

Найденные каменные идолы

На нижней части статуи едва заметны неизвестные знаки. По рассказам старожилов, когда-то здесь действительно были какие-то отметки, но что они изображали и каков был их характер - уже никто не узнает.

Неподалеку от идолов нашли остатки сооружений, которые, как оказалось, были составляющими древнего капища. А еще целая система ям, назначение которых так и не разгадано.

13. Лепесовский гадальный храм
III ст. до н. э.

Находится возле села Лепесовка в долине реки Горынь на Хмельнитчине.

Ритуальная печь

В найденном, как называют исследователи, своеобразном гадальные храме занимались колдовством в прямом смысле слова. Древние люди гадали на судьбу, погоду, урожай … Проводили обряд у воды, налитой в священную чашу. На сосуде были высечены знаки двенадцати месяцев.

Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венцу одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых были заключены своеобразные рисунки, составляющие полный круг.

Очень интересной лепесовской находкой является биконическая ваза. Предполагают, что изображение ее орнамента являются записями древнего календаря.

Ритуальная чаша с календарным кругом, найденная на месте святилища

Загадки, тайны и мистификации. Обсерватории, календари, мистические жертвенники и древние сооружения поражают. А энергия этих мест до сих пор странным образом влияет на подсознание.

Сакральные комплексы, найденные на украинских землях, в основном мало исследованы. Но это только рисует многоточие в мировой истории, оставляя приоткрытой двери истины. Вполне вероятно, что древние сокровища украинской истории окажутся не менее величественны, чем Стоунхендж и поселения майя.

Многие из описанных святилищ и сейчас являются местами поклонения. Здесь молятся богам и Богу, совершают обряды. Зажигая девять священных огней перед заходом Солнца, потомки язычников всю ночь осуществляют свой ​​таинственный обряд посвящения в духовный чин Жреца, Ведуна или Волхва.

Сюда приходят, чтобы почувствовать единение с предками, с древними силами и мирами. Именно здесь лучше всего осуществлять сеанс медитации, что так хорошо умели делать наши предки. Люди чувствуют здесь особую энергию. Это древние таинственные места силы.



Выбор редакции
Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...

Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...

Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...