Зиккурат - это что такое? Символика архитектуры зиккуратов. Вавилонская башня Дом основания неба и земли в вавилоне


Вавилонский зиккурат. Была ли башня?

Попробуйте провести несложный эксперимент: попросите кого-нибудь перечислить семь чудес света. Вернее всего сначала вам назовут египетские пирамиды. Потом вспомнят о висячих садах Семирамиды и почти наверняка назовут Вавилонскую башню. И ошибутся. Вавилонской башни не было. В Библии написано, что башню начали строить, но руководство строительства не смогло найти должного числа переводчиков, и ввиду языковых преград работы были прерваны.

Все это так. Если, конечно, верить Библии.

Ну а если не верить? Если попробовать выяснить, что же было там, в Вавилоне, на самом деле?

Сначала перелистаем страницы истории и посмотрим, как представляли себе люди эту загадочную Вавилонскую башню, как понемногу менялся ее образ…

Самое раннее из дошедших до нас изображений Вавилонской башни сохранилось на барельефе в Салернском соборе, на юге Италии. Оно относится к XI веку. Там изображено небольшое, в два человеческих роста, прямоугольное сооружение, похожее на недостроенную европейскую крепостную башню. Два человека снизу подают плошку с раствором, и третий, еле уместившийся на верхней площадочке, протянул руки, чтоб эту плошку принять. А слева от башни ростом с нее – строители достают ему только до пояса – стоит сам бог. Он назидательно протянул руку к башне. Автор барельефа не обладал большим воображением. Его он оставил на долю зрителей, которые должны были поверить, что из-за такого невзрачного сооружения могло начаться вавилонское столпотворение.

За последующие сто лет образ Вавилонской башни претерпел не много изменений. На сицилийской мозаике XII века башня не подросла, добавились лишь детали: дверь и строительные леса рядом. Нагляднее башня была изображена в иллюстрации к пражской Велиславской библии (XIV век). По ней можно изучать крепостное строительство средневековой Чехии. Башня здесь уже с двухэтажный дом, и художник даже нашел место для изображения самого вавилонского столпотворения. Из облака сверху высунулся по пояс господь-бог. Он уцепился клюкой за только что положенный кирпич и пытается его выломать. Из облаков торчат также руки ангелов, которые сталкивают с башни пораженных каменщиков. Остальные строители продолжают как ни в чем не бывало заниматься своим делом.

Прошло еще сто лет. В Европе начиналось Возрождение. Люди не только стали интересоваться тем, что происходит в непосредственной близости от них, но и открыли для себя другие страны и другие времена и даже поняли, что эти страны и времена не хуже, чем те, в которых они проживают. Изображения Вавилонской башни XV века не так примитивны. Башня вырастает на рисунках настолько, что о ней уже можно говорить с уважением. Появляются новые интересные детали. Французский художник середины XV века изобразил рядом с башней нагруженного верблюда – указание на то, что действие происходит на Востоке. На окружающих холмах стоят ветряные мельницы, возведены леса, чтобы удобнее восходить на башню и поднимать грузы, и число рабочих достигает двух десятков человек.

Но истинную революцию в воспроизведении Вавилонской башни совершил знаменитый фламандский художник Питер Брейгель Старший в 1563 году. Именно ему пришла в голову мысль о том, что Вавилонская башня должна в самом деле быть невероятно большим и необычным сооружением, чтобы всем видом своим отражать борьбу людей и бога, и не только величие бога, но и величие людей, с богом поспоривших.

Брейгель был вдохновлен образом римского Колизея, увиденным им в путешествии по Италии. Он увеличил Колизей во много раз, вытянул его кверху и не только изобразил башню снаружи, но и показал ее в разрезе. Это была первая действительно «вавилонская» башня, и корабли казались игрушечными рядом с ней.

Еще через столетие «реконструкции» Вавилонской башни стали совсем уже умозрительными. Наивность средневековья и поэтичность Возрождения уступили место новому, трезвому и деловому подходу. Вавилонские башни XVII–XVIII веков были инженерными конструкциями – башня изображалась такой, какой автор, если бы ему довелось, вероятно, сам спроектировал бы ее. Выше всех были башни Афанасия Кирхера. Даже в недостроенном виде его башни возвышались над землей на высоту телевизионной вышки в Останкино.

За тысячелетия люди, никогда не видевшие Вавилонской башни и имевшие самое поверхностное представление о Вавилоне, а чаще и вообще никакого, множество раз изображали ее, но ни один из художников не угадал, какой она была на самом деле.

…Геродот, написавший о семи чудесах, побывал в Вавилоне. Больше того, он видел эту легендарную и вроде бы вовсе не существовавшую башню. Случилось это за четыре с половиной века до нашей эры. Хотя Геродот и не включил башню в число чудес, но оставил ее краткое описание: башня возвышается над городом, она восьмиэтажная, и каждый этаж меньше предыдущего. Именно поэтому художники, знакомые с описанием Геродота, начиная с Брейгеля, старались сделать в башне восемь этажей.

Геродот писал, что видел башню неповрежденной. Когда через несколько десятков лет в Вавилон вошел со своими войсками Александр Македонский, он обнаружил, что башня разрушается… и приказал снести развалины. Нет, он не хотел уничтожать башню. Наоборот, Александр Македонский решил восстановить ее, сделать центром своей новой столицы, где должно было найтись место всем великим богам Востока, но умер в самом начале работ.

…Вдоль дороги бредут цепочкой верблюды. Они покрашены в цвет степи, горбы их потерты и свисают набок. Пыль от пролетающих машин окутывает их облаком, и верблюды равнодушно отворачиваются. Степь, серая, скучная… сливается на горизонте с таким же серым и скучным небом. Ни холмика, ни низины. Именно здесь когда-то давным-давно люди решили, что Земля плоская.

Дорога ведет с юга Ирака к Багдаду – его столице. Позади пустыня, нефтяные вышки, факелы горящего газа и черные палатки кочевников. До столицы километров сто.

За городом Хилла дорога оживает. Встречается все больше машин. К крыше каждой второй привязан гроб. Машины едут к Кербеле, священному городу мусульман. Многие почитают за честь быть похороненными рядом с мечетями Кербелы и Неджеда.

Вдруг стрелка – поворот налево. Обычный дорожный указатель, даже не угадываешь сначала всего значения написанного на нем слова: «Вавилон».

И тут начинаются холмы. Невысокие, округлые, как спины китов. Они скрывают под собой руины величайшего города в мире – Вавилона.

И ничего не видно, кроме холмов, – ни Вавилонской башни, ни садов Семирамиды, ни дворцов, ни одной колонны, ни одной стены – города нет, единственным вещественным доказательством его существования является дощечка-указатель.

Дорога кончается у двухэтажного здания, спрятанного в тени финиковых пальм. На здании написано: «Музей».

Старый араб открыл дверь музея – единственной длинной комнаты – и заученной скороговоркой отрапортовал все, что положено знать туристу о царе Хаммурапи и Вавилонской башне, «которая не сохранилась до наших дней ввиду исторических и природных условий».

Музею Вавилона не повезло. Раскопки велись здесь в основном европейскими экспедициями до того, как Ирак стал самостоятельным государством, и поэтому самые интересные находки перекочевали в музеи европейских столиц.

Если взобраться на холм за музеем, увидишь весь Вавилон, то есть те части его, что раскопали археологи. Холмы вскрыты, разрезаны траншеями разной глубины и ширины, одни появились пятьдесят или сто лет назад, другие – недавно. Город кажется перевернутым вниз головой – сверху он почти ровен, а в глубину просматриваются дома различной высоты. Из холмов выглядывают арки дворцов, остатки стен, пещеры подвалов…

– Вот, – говорит старый араб, показывая на гряду холмов, ничем не отличающихся от других, – висячие сады Семирамиды. А теперь пройдем по улице Процессий.

Он делает несколько шагов и зовет нас.

…Под ногами разверзлась пропасть.

Улицу тщательно раскопали до самого дна, до ее настоящей мостовой, и скрытые тысячелетиями под слоем городских остатков и песка стены, будто вчера сложенные из ровных кирпичей, украшенные барельефами сказочных зверей, уходят на много метров вниз.

От улицы Процессий недалеко до площади, изрытой, как лабиринт, узкими неглубокими траншеями. Лаконичный старик, которому уже надоело таскаться по жаре, говорит:

– Вавилонская башня.

И вот тогда воочию убеждаешься, что башни нет, ни кирпичика от нее не сохранилось. Александр Македонский намеревался восстановить башню, но масштаб работ испугал даже его. По подсчетам греческого географа Страбона потребовалось бы десять тысяч рабочих, чтобы расчистить площадку. И трудиться им пришлось бы два месяца.

Вавилонскую башню разыскивали и первые археологи, и просто искатели сокровищ, попавшие к холмам Вавилона. Раскопки в Вавилоне ведутся уже двести лет, и первые десятилетия были посвящены поискам именно башни. Археологом, обнаружившим место, где стояла башня, и открывшим ее основание, был Колдевей, который начал копать в 1899 году в составе немецкой археологической экспедиции.

В первую же неделю раскопок холмов, представлявших собой груду кирпичей, черепков и пыли, Колдевей наткнулся на колоссальную стену. Ему повезло, он попал на ту самую стену, о которой Геродот писал, что на ней могут разъехаться две колесницы, запряженные четверками лошадей. Но дальнейшие раскопки продвигались не так гладко, как хотелось бы. И это понятно: Вавилон прикрыт слоем земли и обломков толщиной от двенадцати до двадцати метров. Для того чтобы выяснить, что находилось в нижних слоях, приходилось поднимать тысячи тонн земли и мусора.

Стена, обнаруженная Колдевеем, – самое крупное из городских укреплений древности. На ней насчитывалось триста шестьдесят башен, расстояние между которыми достигало пятидесяти метров. Значит, длина стены – восемнадцать километров.

Кирпичный город, постепенно разрушенный случайными ливнями, землетрясениями, песчаными бурями, в течение двух тысячелетий служил строительным складом окрестным жителям. Они разбирали руины на кирпичи и строили из них свои жилища. И сегодня в стенах домов города Хиллы и окрестных деревень можно увидеть кирпичи с клеймом вавилонского царя Навуходоносора.

Колдевей нашел Вавилонскую башню, вернее, основание Вавилонского зиккурата – Э-Темен-ан-Ки («дома основы Небес и Земли»), как называли его вавилоняне, полагавшие, что на вершине башни обитает сам великий бог Мардук. Но для этого Колдевею пришлось работать в Вавилоне кроме той, первой недели, когда он нашел городскую стену, еще одиннадцать лет. Колдевей даже оставил примерное описание башни и сделал это на основе одиннадцатилетнего изучения города, его архитектуры и методов строительства.

Крупные открытия в любой науке, в том числе и в археологии, обычно делаются не одиночками. И всегда остается место для ученого, который дополнит открытое и скажет свое слово.

Английский археолог Леонард Вулли раскопал зиккурат в городе Уре, на юге Вавилонской империи. Тот в отличие от Вавилонской башни сохранился настолько, что можно было с уверенностью говорить о том, каким он был первоначально. И Вулли смог точно реконструировать Урский зиккурат. Его рисунок почти полностью совпал с реконструкцией Колдевея. Таким образом завершился тысячелетний труд художников, рисовавших Вавилонскую башню.

Вавилонский зиккурат был самым большим из многочисленных зиккуратов Двуречья. Он представлял собой семиступенчатую пирамиду, на вершине которой стоял маленький храм. Первая терраса была в плане квадратом со стороной девяносто метров. В высоту она достигала тридцати трех метров. Второй этаж мало уступал первому по площади, но был значительно ниже – всего восемнадцать метров, издали обе первые террасы казались одним каменным кубом. Следующие этажи были еще ниже – по шесть метров. Наконец, на верхней площадке стоял пятнадцатиметровый храм Мардука. Он был покрыт золотом и облицован голубым глазурованным кирпичом. Общая высота башни равнялась длине стороны основания – девяноста метрам.

Пирамида Хеопса своей формой скрадывает собственный размер. Она сходит на нет постепенно. Четкие же формы зиккурата не давали глазу скользит по его откосам, взгляд неизбежно передвигался рывками, зритель вынужден был осознавать грандиозность сооружения, и пятнадцатиметровый храм на вершине зиккурата, сверкающий и видный за десятки километров, был настолько величествен, что бедные кочевники-иудеи почитали его за воплощение людского могущества, богатства, знатности и спеси. И, почитая так, осуждали изнеженных и богатых жителей города, говоривших на непонятном им языке и презиравших скотоводов. А осуждая, мечтали о том, чтобы их бог, такой же суровый и бедный, как они, покарал и сам Вавилон, и воплощение его – зиккурат Мардука – Вавилонскую башню.

А когда очень хочешь чего-нибудь, принимаешь желаемое за действительное. Сначала была сказка о том, как бог накажет вавилонян. А потом, когда прошли столетия и башня, пощаженная Киром, разрушенная Ксерксом и сровненная с землей Александром, перестала существовать, сказка о гибели Вавилонской башни получила документальное подтверждение.

Зиккурат в Вавилоне считался главной святыней царства. Моления начинались внизу, у золотой статуи Мардука, весившей, если верить Геродоту, двадцать четыре тонны. Треугольником к башне была приставлена каменная лестница, которая вела прямо на третий этаж. Оттуда, с террасы на террасу, пилигримы поднимались на верхнюю площадку, где стоял голубой храм и откуда была видна страна на много километров вокруг. В голубой храм не мог войти никто, кроме жрецов. В нем обитал сам Мардук. Там стояли его ложе и позолоченный стол.

Площадь зиккурата окружали большие здания, где жили паломники, здесь же стояли дома жрецов – самых могущественных людей в империи. А дальше шумел миллионный город, уверенный в вечности и нерушимости своих стен.

Кстати, несмотря на то что Вавилонской башни нет, ее все-таки можно увидеть и сегодня, достаточно лишь отъехать от Багдада на тридцать километров. Над серой просоленной равниной возвышается странное сооружение, более всего схожее с сахарной головой гигантских размеров.

Это зиккурат в Агар-Гуфе, вернее, его развалины.

Зиккурат так велик, что некоторые путешественники полагали, что это и есть Вавилонская башня, недостроенная и потому принявшая столь странную форму.

Когда, миновав схожие с вавилонскими, пологие, насыщенные черепками и обломками кирпича холмы и траншеи, оставшиеся от недавних раскопок, проводимых здесь иракским Археологическим управлением, подходишь к холму, образованному сползшей с зиккурата глиной, становится понятным происхождение столь странной округлой формы колосса. Это ветры и время разъели основание башни, как бы перетянув ее у земли нитью. Если подняться по пологому склону к «перетяжке», увидишь нависающие сверху кирпичи. Между ними сохранились черные прослойки асфальта и пальмовые листья, которыми строители переложили кладку.

Археологи установили, что зиккурат находился в столице касситского государства – городе Дур-Куригалзу – и построен примерно за пятнадцать веков до нашей эры. По размеру агургуфский зиккурат несколько уступал храму Мардука в Вавилоне, размеры его в основании – шестьдесят девять на шестьдесят семь метров, но по форме и предназначению он был точно таким же храмом – археологам даже удалось отыскать следы тройной лестницы, которая вела на вершину, к жилищу бога. А окружающие храмы, склады, жилища жрецов и царский дворец, обнаруженные при раскопках, позволили еще раз убедиться в правильности выводов пионеров вавилонской археологии. И сегодня уже никто не сомневается в том, как выглядела та, самая главная, Вавилонская башня.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Эа-бани – вавилонский человеко-зверь Однако истины ради все же надо сказать, что упоминание о диких людях встречается не только в «Авесте» и в индийских легендах и фольклоре, но и во многих древнейших памятниках письменности. Так, в вавилонском «Эпосе о Гильгамеше», 3 тыс.

Из книги Правда о «еврейском расизме» автора Буровский Андрей Михайлович

Вавилонский плен На 586–537 года до Р.Х. приходится вавилонское пленение. В эту эпоху вообще большинство иудеев жили в Вавилонии, во всяком случае, оставшиеся и угнанные мало отличались по численности. Общее же число угнанных определяется от нескольких десятков тысяч до

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора

2. Западноевропейский император Карл V, ассиро-вавилонский Навуходоносор и Иван IV Грозный В начальный период Реформации императором Священной Римской империи был Карл V (1519–1558). Его имя означает просто «Пятый Король». Вот краткие сведения о нем из Колумбийской

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.11.2. Печная башня - Арсенальная башня Кремля Далее, Библия называет ОДНУ башню - ПЕЧНУЮ - между СТАРЫМИ ВОРОТАМИ и СЛЕДУЮЩЕЙ ПАРОЙ ВОРОТ, описанных в одном стихе (Неемия 3:11). Упомянутая пара - ворота Долины и Навозные ворота (Неемия 3:13). В Кремле это - Боровицкие и

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Общая картина Рима в XIII века. - Римские башни и замки аристократов. - Башня графов и башня милиций. - Замок Капо ди Бове на виа Аппиа. - Городской дворец в Капитолии. - План города во времена Иннокентия iii Эпоха партийной борьбы, изгнания пап и граждан и разорения города

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

19.1. В честь Марафонской = Куликовской битвы в «античных» Афинах была создана большая картина Вероятно, это была одна из известных фресок Архангельского Собора в Московском Кремле В «античной» истории Куликовской битвы «греческий город Афины», то есть «христианский

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Глава 6 ОСНОВЫ ВАВИЛОНСКОГО ОБЩЕСТВА И ВАВИЛОНСКИЙ ОБРАЗ

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Вавилонский календарь и рождение астрологии Что касается собственно календарных потребностей, то еще в начале III тысячелетия до н. э. вся Месопотамия перешла на лунный календарь с продолжительностью года в 12 месяцев по 29 и 30 дней каждый. К лунному году в 354 дня

Из книги Психиатрические эскизы из истории. Том 2 автора Ковалевский Павел Иванович

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Интермедия 2. История одной жизни Она была девушка, она была влюблена… Наша героиня принадлежит к старинному дворянскому роду, внесенному в Бархатную книгу Но ее отец Алексей Оленин был замечателен не только своим происхождением. Среди множества почетных и важных

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

2. Ассиро-вавилонский царь Навуходоносор - это русский царь Иван

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

2. Западноевропейский император Карл V - это ассиро-вавилонский Навуходоносор, он же - Иван IV Грозный В ту эпоху императором Священной Римской империи был Карл V (1519–1558). Его имя означает просто «Пятый Король». Вот краткие сведения о нем. «Карл был величайшим из

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Культовые сооружения Древнего мира и Древнего Египта.

Вопросы:

1. Мегалитические культовые сооружения: дольмены, менгиры, кромлехи.

2. Месопотамия, Вавилон – зиккурат как культовое сооружение.

3. Древняя культовая архитектура на американском континенте (сакральная архитектура индейцев Месамерики).

Мегалитические культовые сооружения: дольмены, менгиры, кромлехи.

Мегалиты – (греч. «большой» и «камень») – сооружения из огромных каменных глыб, плит; характерные в основном для финального неолита и энеолита (4-3 тыс. до н.э. в Европе, позже – на других континентах – в Азии и Африке). Сооружения преимущественно культового назначения.

Менгир

Менгир (от нижнебретонского men - камень и hir - длинный, переводится как «высокий камень») - простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные. Иногда в качестве материала использовались эрратические валуны, перенесенные в Европу в ледниковый период.

Менгиры устанавливались одиночно и группами - овальными и прямоугольными «оградами» (кромлехи), полуовалами, линиями, аллеями.

Размеры менгиров значительно варьируются, они достигают в высоту 4-5 метров и более (крупнейший имеет высоту 20 метров и вес 300 тонн).

Форма, как правило, неровная, часто сужающаяся к верху, иногда близкая к прямоугольной.

Менгиры - фактически первые достоверно рукотворные сооружения, дошедшие до наших дней. До XIX века археологи не имели достаточных данных об их происхождении. Развитие методов радиоуглеродного анализа и дендрохронологии позволило точнее установить их возраст: в основном менгиры относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков .

Назначение менгиров в течение многих веков оставалось загадкой, поскольку практически ничего неизвестно ни об общественной организации, ни о религиозных верованиях, ни о языке их строителей, хотя известно, что они погребали своих мёртвых, занимались сельским хозяйством, изготавливали глиняную утварь, каменные орудия и ювелирные украшения. Существовали мнения о том, что друиды использовали менгиры в человеческих жертвоприношениях либо в качестве межевых столбов или элементов сложной идеологической системы.

Среди вероятных назначений культовые (ритуальное ограждение иных сооружений, символика центра, определение границ владений, элементы ритуалов перехода или плодородия, фаллическая символика), мемориальные, солярно-астрономические (визиры и системы визиров ), межевые. Зачастую последующие народы повторно использовали менгиры в своих культовых и иных целях, производя дорисовки, правки, нанося свои надписи и даже меняя общую форму, преобразуя в идолы.

Радстонский монолит , самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн.

Несмотря на то, что традиция устанавливать камни вертикально является одной из древнейших, она же является одной из наиболее устойчивых. Человечество до сих пор ставит каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.

Менгиры широко распространены в различных частях Европы, Африки и Азии, однако чаще всего встречаются в Западной Европе, особенно в Великобритании, Ирландии и французской провинции Бретань (в северо-западной Франции найдено 1200 менгиров, относящихся к различным периодам древней истории). На территории России менгиры (относящиеся к разным древним культурам) есть на юге, в частности на Кавказе, в Южном Зауралье, на Алтае, в Хакасии, в Саянах и Прибайкалье.

Армения Зорац-Карер
Англия Биркригг | Блухендж | Боскеднан | Стрелы дьявола | Китс-Коути | Каслриг | en:Doll Tor | en:Drizzlecombe | en:Grey Wethers | Hurlers | Длинная Мег | en:Nine Ladies | Раунд-Лоуф | en:Rollright Stones | Радстонский монолит | Северн-Котсуолдские гробницы | Стентон-Дрю | Стоуни-Литлтон | Стоунхендж | Суинсайд | Эйвбери
Джерси Джерсийские дольмены | Ла-Хуг-Би
Северная Ирландия Оглиш | Каменный круг Баллино | Бихмор | Корик | Драмскинни | Легананни
Уэльс Барклодиад-и-Гаурес | Брин-Келли-Ди | en:Carreg Coetan Arthur | Парк-Кум | en:Pentre Ifan | en:St Lythans | Тинкинсвуд
Шотландия Анстен | Барпа-Лангас | Дворфи-Стейн | Carlin stone | Пиктские камни | Калланиш | en:Clach a" Charridh | Clach an Truiseil | Драйбридж | en:Dupplin Cross | en:Easter Aquhorthies | Квонтернесс | Круг Бродгара | Мегалиты Стеннеса | Мидхау | Нэп-оф-Хауар | Скара-Брэй | en:Sheldon Stone Circle | en:Steinacleit | en:Strichen Stone Circle
Балканские страны Кокино
Германия Альтендорф | Голленштайн | Донзен-Зиддернхаузен | Кальден | Лора | Нидертифенбах | Ольдендорф | Цюшен | Шпелленштайн
Греция Гробница Атрея
Ирландия Ардгрум | дольмен Браунсхилл | Бру-на-Бойн | камень Каслстрендж | Глантан-Ист | Дромбег | Каменное кольцо Ураг | Камень Туруа | Нокнакилла | Карроукил | Карроумор | Лох-Крю | Михамби | Пулнаброн | Риск
Испания Вьера | Куэва-де-Менга | Навета | Талайот | Таула | Эль-Ромераль
Италия Гробница гигантов | Домус-де-Джанас | Нураги | Сардинский зиккурат | Спеккья
Мальта Мегалитические храмы Мальты | Джгантия | Хаджар-Ким | Мнайдра | Та" Хаджрат | Скорба | Таршиен | Хал-Сафлиени
Португалия Алкалар | Алмендриш | Анта-де-Пендилье | Анта-Гранде-ду-Замбужейру | Коменда-да-Игрежа | Павия | Сан-Бриссуш
Россия Волконский дольмен | Дольмены Западного Кавказа | Каменный ящик | Кудепстинский культовый камень | Лабиринты севера | Мегалиты острова Веры | Мостищенский лабиринт | Сейды
Абхазия Дольмены Западного Кавказа
Скандинавия Stone circles | Каменная ладья | Клеккенде-Хёй | en:Picture Stone | Рёсе
Украина Каменная могила, Мергелева гряда
Франция Барненес | Бугон | Гаврини | Гальярде | Диссиньяк | Кав-о-Фе | Карнакские камни | Керзерхо | Кукурудзу | Ла-Рош-о-Фе | Палагью | Табль-де-Маршан | Филитоса | Шан-Долан | Курган Эр-Грах | Менгир Эр-Грах
Относящиеся к теме: Вишапы | Дольмены | Каирны | Каменный ящик | Коридорные гробницы | Кромлехи | Мегалиты | Менгиры | Нураги | Ортостаты | Рёсе | Сеси | Торре | Хенджи
См. также: Список мегалитических памятников Европы | Портал:Доисторическая Европа

Трилит

Трилит - (от греч. τρεϊς - три и λίθος - камень) – доисторическое культовое сооружение, состоящее из монолитов - двух вертикально поставленных камней и третьего, положенного сверху в качестве перемычки; в совокупности образуется подобие ворот. В других вариантах все три камня стоят параллельно, на некотором расстоянии друг от друга, например, над доисторическими гробницами в Пруссии, по берегу Одера. Трилиты, как и мегалиты вообще, служили видом надгробных памятников в неолитический период или маркерами сакральных мест. Они также могут входить в культовый комплекс, например, трилиты входят в число элементов Стонхенджа (кромлех, Англия).

Трилит. Южная Корея (?).

Дольмен

Дольме́ны (от брет. taol maen - каменный стол) - древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Название происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций - приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол.

В самой архитектурно завершенной форме (что присуще дольменам Северного Кавказа) дольмен состоит из пяти или шести каменных плит и представляет каменный закрытый ящик : на четырех плитах, поставленных вертикально, лежит пятая; опционально, шестая плита является днищем.

В передней поперечной плите, как правило, имеется отверсти е - круглой (чаще всего), овальной, арочной, подтреугольной или квадратной формы, которое закрывается каменной пробкой, - однако его может и не быть (ложнопортальный дольмен): в этом случае отверстие может быть сзади или сбоку.

Плиты часто соединяются в паз, зазоры практически отсутствуют.

Боковые стены и крыша могут выступать вперед портала или фасада, образуя портальную нишу , которая
перекрывалась общей крышей или имела перекрытие из отдельной плиты.

Терминология. Термин вначале использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц. В России дольменами традиционно называют западнокавказские (теперь уже и уральские) каменные плиточные, составные и монолитные гробницы. Это распространяется и на похожие сооружения в других регионах мира .

Дольмен мог устраиваться на поверхности земли и над ним насыпался курган, впоследствии часто опадавший и уничтожавшийся; или на вершине кургана. Иногда дольмены принимали более сложную форму: например, соединялись с более узким коридором из стоящих плит, или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, в одной из продольных сторон которой проделывался вход с коридором (так что все сооружение получало вид буквы Т ), или, наконец, дольмен превращался в ряд продольных, следовавших одна за другою камер, иногда все более и более расширявшихся и углублявшихся в землю. Материал, из которого складывались дольмены, меняется в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк.

Встречаются дольмены не из плит, а монолитные.

Лазаревский монолитный дольмен, Сочи

Распространение. Дольмены расположены большей частью в Северной Африке, Западной, Северной и Южной Европе. Наибольшее количество дольменов обнаружено в Корее (около 30000).

В России, на Западном Кавказе имеется большое количество дольменов.

Назначение

Основной функцией для дольменов всех типов является погребальная, что подтверждено археологическими исследованиями. Однако эта точка зрения оспаривается.

Ориентировка дольменов (вектор, направленный от задней стены к фасадной плите) на местности различна, но, как правило, она вписывается в дугу восхода-захода и кульминации небесных светил северо-восток-юг-северо-запад. Лишь одиночные памятники направлены на север… наблюдения на отдельных памятниках показали, что они отмечают точки восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний и равноденствий.

Подобные наблюдения могут являться косвенным подтверждением предположения, что строителям дольменов был не чужд солярный культ.

Кро́млех

Кро́млех – (от кельтского, Уэльс: crom (изгиб, изогнутый) и llech (каменная плита, каменная вымостка) – древнее сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Часто конструкции такого типа относят к мегалитам. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, дольмен, или даже целый мегалитический комплекс.

Назначение: Назначение кромлехов не всегда до конца ясно. Среди известных применений - ритуальное ограждение священного пространства с образованием «храма под открытым небом », календарная система визиров с отслеживанием положений Солнца и, возможно, Луны. Существуют теории, связывающие некоторые кромлехи с астрономическими наблюдениями. Есть кромлехи, выполняющие чисто технологические функции. Так, многие курганы обкладывались камнями и скалами для предотвращения расползания искусственного холма. И, конечно, существуют системы, в которых каждая из этих функций присутствует в той или иной степени.

Кромлех. Свинсайд, Англия.

Распространение. Кромлехи встречаются практически везде. На территории современной России кромлехи присутствуют повсеместно в самом разнообразном виде – от Карелии до Кавказа.

· Подкурганный дольмен с кромлехом, Кавказ

· Мегалитический комплекс с кромлехами Эвербери, Англия

· Гёбекли-Тепе: кромлех IX в. до н. э. (Турция)

· Гёбекли-Тепе

· Кромлех (Украина)

Самым известным кромлехом является Стоунхендж, расположенный неподалеку от города Солсбери в Великобритании.

Стоунхедж

Один из крупнейших мегалитов планеты находится в Англии, в 128 километрах от Лондона, посереди Солсберийского плоскогорья.

Стоунхендж представляет собой каменное кольцо из песчаника с водруженными сверху большими каменными плитами. Внутри кольца располагается еще одна постройка в форме подковы - глыбы большего размера сгруппированы попарно и перекрыты третьим камнем. Внутри большой подковы - маленькая, состоящая из голубых камней. Датируется постройка 4-2 тыс. до н.э. (за несколько столетий до падения Трои), само собой ни о каких технических помощниках речь идти не может. Каждая глыба, из которых состоит Стоунхендж, весит не менее 50 тонн, а ближайшая скала находится в 350 км от того места, на котором он стоит.

Очевидно также то, что место, на котором Стоунхендж стоит сейчас, выбрано абсолютно не случайно. Каждый мегалит находится прямо над подземным потоком воды, причем ровно в тех точках, где реки пересекаются друг с другом. Под самим Стоунхенджем обнаружено огромное количество подземных рек и ручьев. Мистики говорят, что вода помогает накоплению и сохранению энергии и информации.

Стоунхендж представляет собой каменное кольцо из песчаника с водруженными сверху большими каменными плитами. Внутри кольца располагается еще одна постройка в форме подковы - глыбы большего размера сгруппированы попарно и перекрыты третьим камнем. Внутри большой подковы - маленькая, состоящая из голубых камней.

Месопотамия, Вавилон – зиккурат как культовое сооружение.

Первая цивилизация возникла около IV тысячелетия до н. э. на территории «плодородного полумесяца» между Тигром и Евфратом, дав жизнь красочной культуре Месопотамии (Двуречья). Эта культура, как было принято в древних земледельческих родоплеменных общинах, отражала главное для них – обеспечение плодородия на основе ведения общинно-ирригационного сельского хозяйства.

Культуру Месопотамии делят на несколько периодов. По названиям городов-государств Шумер на юге и Аккад на севере культура Месопотамии 4-2 тыс. до н. э. именуется шумеро-аккдкской. По Вавилону на юге (1894–7З2 гг. до н. э.) и Ассирии на севере (1380–625 гг. до н. э.) – ассиро-вавинлонской. Новый Вавилон обусловил появление нововавилонской, или халдейской, культуры (626–538 гг. до н. э.), стиль которой продолжился в художественных традициях Персии.

Итак,Шуме́р - первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в IV-III тысячелетиях до н. э.

Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели cвoeгo владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов.

Богу-покровителю посвящался центральный храм города. Eгo размеры определял масштаб окружающего мира: гopы, долины, реки.

Частые, а временами кaтaстрофические подъемы соленых гpyнтoвыx вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом .

Главным богом у шумеров считался Энлиль , «владыка-ветер», бог воздуха, царь богов и людей. Он отделил небо от земли, сотворил деревья и злаки, изобрел для возделывания земли и строительных работ мoтыгy, установил изобилие и процветание.

Энлиль , общешумерский бог.

Не менее значимые функции выполнял Энки , владыка воды и мудрости, судья богов и людей. В образе ярого быка он соединился с рекой Тигр, представленной в образе дикой коровы, и наполнил ее свежей, сверкающей, животворящей водой. Он «назвал по имени… (т.е. дал жизнь) животворящий дождь, заставив eгo падать на землю, болота и тростниковые заросли, наделив их рыбой».

Энки (Эа), шумерский Бог-создатель реки Тигр, бог вод (воды), упоминается в Ветхом Завете. Река Тигр, по мифологии, течет из Эдема, рая.

Третьим главным богом был бог неба Ану .

На этих землях не было достаточно дерева и камня, поэтому храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления. Традиция не менять мecта и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловила появление зиккурата – многоступенчатого храма , состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Причем каждый последующий объем был по периметру меньше предыдущего. Высота и размер зиккурата свидетельствовали о древности поселения и степени близости людей к богам, давая надежду на их особое покровительство. По существу, храм, воплощая образ мирового древа, зримо воспроизводил тот ковчег, который боги в шумеро-аккадском эпосе о Гильгамеше повелели выстроить перед Всемирным потопом.

Идея высокой платформы, не только сохраняющей здание во время подъема вод, но и позволяющей обозревать eгo со всех сторон, определила главную особенность месопотамской архитектуры – преобладание массы над внутренним пространством . Ее тяжелую пластику смягчали ритмический рельеф на плоскости стены и красочный декор из сиявших, словно софиты, разноцветных глазурованных кирпичей.

Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - «вершина», в том числе «вершина горы») - многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. Культовая ярусная башня, зиккурат, имела 3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича.

Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы . Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI веке до н. э., в конце нововавилонского периода.

Возможно, так выглядел зиккурат в древности.

Шумеры строили зиккураты трехступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона - бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану .

Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.

Зиккурат в Уре:

Ур - расположен в устье Евфрата.

Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) - наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведен в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль , в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царем Набонидом.

Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46 м, высоту до 30 м.

Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город.

Зиккурат представлял собой 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной ширины, с основанием 64 на 46 метров, с тремя этажами. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами.

Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция.

Три подъема наподобие приставных лестниц (крутая-центральная и две боковые соединялись вверху) вели на первую площадку, откуда ступени вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище - храм бога луны Наннара . Верхняя площадка служила также жрецам для наблюдений за звездами. Внутри стен, поддерживающих платформы, находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усеченных пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение - верхний объем, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Надстройка не сохранилась. Первый исследователь сооружения, Леонард Вулли, полагал, что эти лестницы были в древности обсажены деревьями, чтобы все сооружение напоминало жителям аллювиальной равнины священную гору.

Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм , который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю.

Зиккурат в Уре служил чтимым образцом для зодчих Древнего Междуречья. Не исключено, что либо сам зиккурат Этеменнигуру, либо построенный по его образцу зиккурат в Вавилоне послужили прообразом описанной в Библии Вавилонской башни.

В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.

На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Современное состояние:

В XX веке экспедиция Леонарда Вулли из Британского музея очистила зиккурат от многовековых наслоений, после чего он был частично реконструирован.

На рубеже XXI века памятник подвергся новым испытаниям. Саддам Хуссейн распорядился воссоздать фасады здания и монументальную лестницу, чем исказил его облик. В настоящее время в 2 км к юго-западу от зиккурата лежит американская авиабаза Али. Рядом с зиккуратом расположены развалины храма Навуходоносора II. Ближайший к памятнику город - Насирия.

Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе, Вавилоне, Дур-Шаррукине, все - 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль, 2-е тыс. до н. э.).

· Вавилонская башня

· Зиккурат в Уре


Похожая информация.


Вавилон известен многими своими сооружениями. Одна из главных личностей в возвеличивании этого славного древнего города - Навуходоносор II. Именно в его время были построены стены Вавилона,Висячие сады Семирамиды, ворота Иштар и Дорога процессий. Но это лишь край айсберга - на протяжении всех сорока лет своего правления Навуходоносор занимался строительством, восстановлением и украшением Вавилона. О своих проделанных работах он оставил после себя большой текст. Не будем останавливаться на всех моментах, но именно здесь имеется упоминание о зиккурате в городе.

Эта Вавилонская башня, которую по легенде не смогли достроить из-за того, что строители начали разговаривать на разных языках, имеет и другое название - Этеменанки, что в переводе означает Дом краеугольного камня неба и земли. Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это оказался типичный для Месопотамии зиккурат (у нас можно также почитать про зиккурат в Уре), находящийся при главном храме Вавилона Эсагиле.

За все время башню несколько раз сносили и восстанавливали. Впервые на этом месте зиккурат был построен еще до Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры), до него же ее уже успели разобрать. Само легендарное строение появилось при царе Набупалассаре, а уже конечное строительство вершины взял на себя его преемник Навуходоносор.

Огромный зиккурат был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу. Он состоял из семи ярусов общей высотой порядка 100 метров. Диаметр сооружения был около 90 метров.

На вершине зиккурата находилось святилище, покрытое традиционным Вавилонским глазурованным кирпичом. Святилище было посвящено главному божеству Вавилона - Мардуку, и именно для него здесь были установлены позолоченные ложе и стол, а на вершине святилища закреплены золоченые рога.

У основания Вавилонской башни в Нижнем храме находилась статуя самого Мардука из чистого золота общим весом в 2,5 тонны. На строительство зиккурата Этеменанки в Вавилоне использовали около 85 миллионов кирпичей. Башня выделялась среди всех построек города и создавала впечатление мощи и величия. Жители этого города искренне верили в схождение Мардука в свое место обитания на земле и даже говорили об этом знаменитому Геродоту, побывавшему здесь в 458 году до нашей эры (через полтора века после постройки).

С верхней точки Вавилонской башни была видна и другая из соседнего города - Эуриминанки в Барсиппе. Именно руины этой башни долгое время относили к библейской. Когда в городе обитал Александр Македонский, он предложил перестроить величественное сооружение заново, но его смерть в 323 году до нашей эры оставило постройку навечно разобранной. В 275 году Эсагила была восстановлена, но Этеменанки не отстроили. Напоминанием о былой великой постройке остался лишь ее фундамент и бессмертное упоминание в текстах.

Религия древних иранцев называетсязороастризм , впоследствии она получила названиепарсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться ислам.

Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств:ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, идэвам , тесно связанным с природой. По мере перехода к оседлой жизни и становления классового общества выделяются светлые божества:

§ Мазда - воплощение мудрости и правды;

§ Митра - воплощение согласия, договора.

У древних иранцев огонь почитался как посредник между богами и людьми во время жертвоприношений и как всеочищающая сила. Во время жертвоприношений они употребляли опьяняющий напиток хаому. Постепенно все более важное место занимает среди всех боговАхура-Мазда (Господь Мудрости). Древние иранцы верили, что мир поделен на семь областей-кругов, самый большой из которых находится в центре и заселен людьми.

Наиболее известным пророком в Иране былЗаратуштра или Зороастр. Жил он не позднее VII в. до н.э. Он был реальной исторической личностью и принадлежал к сословию жрецов. По некоторым сведениям, Заратуштра был скифом. Когда ему исполнилось 42 года, его проповедь новой религии, зороастризма, получила всеобщее признание. Позднее личность Заратуштры была мифологизирована и наделена сверхчеловеческими качествами.

Священная книга зороастризма -Авеста создавалась на протяжении многих веков сначала в устной традиции, затем не ранее III в. она была зафиксирована письменно. Авеста включает в себя три главные части:

§ Ясна (гимны и молитвы);

§ Яшта (моления божествам);

§ Видевдат (ритуально-культовый сборник, содержащий толкования всех верований и обрядов зороастризма).

Заратуштра выступил пророком верховного богаАхура-Мазды (Ормузда) - бога добра, правды, создателя мира. Наряду с ним, изначально существует и его антипод -Анхра-Манью (бог зла, олицетворяющий мрак и смерть). Ахура-Мазда непрывно борется с Анхра-Манью, опираясь на своих помощников - добромыслие, правду, бессмертие. Ахура-Мазда создал человека свободным, и поэтому в борьбе добра со злом человек может сам выбирать позицию. Позднее было создано учение о том, что добрый дух Ахура- Мазда и злой дух Анхра-Манью являются сыновьями-близнецами«Бесконечного времени» - бога времениЗрвана. Каждый из них обладает равной силой и правит миром по 3 тыс. лет, после чего в течение последующих 3 тыс. лет между ними будет происходить борьба. Мировая история длится 12 тыс. лет, которые делятся на стадии. Первая стадия - царство добра - продолжается 3 тыс. лет.

Это - Золотой век. На второй стадии зло начинает одерживать верх. Это - стадия борьбы. Третья стадия - царство зла. Четвертая стадия - добро побеждает в результате борьбы.

Идеи зороастризма были известны древним грекам. Ахура-Мазда изображали по-разному (солнечный диск с крыльями или крылья в солнечном диске). В VI-VII в. н.э. накануне арабских завоеваний зороастризм получил широкое распространение в Иране. В первое время после завоевания Ирана арабами гонения на зороастрийцев не осуществлялись, но позднее, в IX-X в. началось принудительное обращение в ислам. Тех, кто не желал переходить в ислам, называлигебрами (неверный). С ними расправлялись жестоко: их или убивали, или изгоняли. Часть зороастрийцев переселилась в Индию, там их стали называть парсами, а саму религию - парсизмом.

Изменяется судьба зороастризма в Иране только при приходе к власти династии Пехлеви в начале XX в. Начинается возрождение древних традиций, религии и философии Ирана. Но в 1979 г. произошла исламская революция, в результате которой вновь провозглашаются ценности ислама, а зороастризм считается религиозным меньшинством и подавляется.

Наравне с Великими Египетскими пирамидами неразрешимую загадку древности составляют и многочисленные зиккураты, лежащие сегодня в руинах. Однако в древнейшие времена им отводилась особая честь быть жилищем мифических богов на Земле. В одну из ночей в специально подготовленные покои вводилась молодая девственница, самая красивая из всех девушек страны. Она предназначалась великому Мардуку в невесты. Но со временем величественный культ превратился в узаконенную проституцию. Святилище стало настоящим пристанищем блудниц, гнездом разврата.

Факт того, что некогда в Вавилоне возвышалось самое высокое сооружение в мире, неоспорим. Многие отождествляют его с библейской Вавилонской башней. Однако, многие авторитетные исследователи утверждают, что это остатки стен самого большого зиккурата в истории человечества, посвященного верховному богу древних вавилонян – Мардуку. Зиккураты представляли собой огромные многоярусные башни, причем каждый ярус был окрашен в определенный цвет, символизирующий местонахождение бога в высшей иерархии. Мардуку полагался самый верхний, на террасе которого и находилось святилище «созидателя и разрушителя, полного жалости и умеющего сострадать», окрашенное в пурпурный цвет. По подсчетам ученых, храм верховного бога располагался на высоте девяноста метров над землей.
Как следует из описания этого зиккурата Геродотом, на самой вершине возвышалась огромная, отлитая из чистого золота, статуя Мардука, весов в 23,5 тонны. Здесь же находилась и священная опочивальня Величайшего из великих, где преданная жрица ежедневно ожидала своего повелителя, расстилая божественное ложе. Именно здесь, в главном святилище, раз в году, в канун празднования начала Нового года в Вавилоне - приблизительно в первой половине марта, бога Мардука дожидалась молодая девственница, сменяющая жрицу. Она олицетворяла собой земное воплощение богини плодородия и матери всего сущего – грозную Иштар. Девушка отбиралась из числа самых красивых, умных, воспитанных и могла быть только из благородного аристократического семейства. Бог-отец Мардук в этот день сочетался браком со своей избранницей.
Подробности «священного брака» были покрыты завесой тайны. Но, остались некоторые свидетельства, описывающие происходящее в таинственных покоях. Зачастую роль Великого Мардука исполнял или верховный жрец, или царь Вавилонских земель. При этом вовсе не считался грехом и инцест, если была выбрана в невесты сестра или дочь правителя. С этого момента девушка считалась законной женой бога, поэтому ни один смертный не имел права прикоснуться к ней. Ее ожидали почести и уважение – дань ее положению. Однако, как следует из исторических источников, большинство из бывших невест Мардука умирали от сильнейшей депрессии и истощения организма от постоянного употребления наркотических веществ. Не было ни одного случая, чтобы невесты бога оказывались беременными, хотя, возможно, это попросту тщательно скрывали. Существует и несколько упоминаний о загадочных исчезновениях невест Мардука. После того, как девушка и «спустившийся с небес» совершали священный акт любви, многочисленные низшие жрецы Иштар и простой народ завершали празднество настоящими оргиями в «Доме любви», находившимся при храме. И если первоначально половое слияние в культе плодородия на самом деле символизировало благословение богов, то со временем все было сведено к банальной массовой проституции. Геродот, оказавшийся свидетелем одного из таких торжеств, оставил такие воспоминания: «Девушки Вавилона обязаны были один раз в жизни в храме Мелитты отдаться за деньги чужестранцу. Знатные женщины, гордые своим богатством, не хотели смешиваться с другими и приезжали в храм в закрытых колесницах. Они останавливались перед храмом, окруженные большим количеством слуг, которые оберегали их от жрецов. Но большинство женщин оставались в окружающих храм аллеях с венком из цветов на голове. Протянутыми веревками аллеи эти делились на отдельные участки, по которым прогуливались чужеземцы и выбирали себе какую-нибудь из женщин. Когда женщина заняла здесь место, она не смеет уходить отсюда раньше, чем не отдастся какому-нибудь чужестранцу, последний дает ей денег, говоря: Я призываю богиню Мелитту. Как ни скромна была бы предлагаемая им сумма, он не получит отказа; закон защищает его, так как это золото священно. Она следует за первым, кто бросит ей деньги, так как отказываться она не вправе». Однако после этого девушка могла уйти в любое время и никто не смел ее останавливать, так как священный закон был исполнен. Самое удивительное, что ни одна из них не смела отказаться от исполнения этой миссии. Порой самые некрасивые девушки, ожидая своей очереди, могли находиться при храме и несколько лет. Величайший город древних времен, непобедимый Вавилон погряз в грехах. Это засвидетельствовал и Квинт Курций Руф в «Истории Александра Великого»: «Нельзя себе представить ничего более распутного, чем этот народ; не может быть большей утонченности в искусстве утех и сладострастия. Отцы и матери мирились с тем, что их дочери за деньги продавали гостям свои ласки, мужья спокойно относились к проституированию своих жен. Вавилоняне были погружены в пьянство и во все бесчинства, связанные с этим. Женщины на пирах снимали свои верхние одежды, потом остальное платье, одно за другим, мало-помалу обнажали свое тело и, наконец, оставались совершенно нагими, И так распущенно вели себя не публичные женщины, а самые знатные дамы и их дочери». Город, погрязший в разврате, оказался бессилен противостоять врагу и был разрушен им в одно мгновение. От былого великолепия остались только жалкие руины на территории современного Ирана. А культ Мардука и Иштар продолжает свое существование лишь на глиняных осколках.

Одна из крупнейших цивилизаций древности зародилась в Двуречье. Много веков назад первые люди здесь начали возводить свои дома и храмы. Основным материалом для строительства в Месопотамии использовался кирпич-сырец. Из глины здесь возводилось все: от центрального храма и окружающих его домов жителей, до стен города .

Зиккураты в древнем Междуречье

Храмы в Двуречье возводились на каменной платформе. Со временем эта технология выросла в возведение огромных зиккуратов, известных нам по сооружениям в Уре и Вавилоне. Зиккурат представляет собой большую башню с многоярусными выступающими террасами. За счет уменьшения площади вышестоящих блоков создается впечатление нескольких башен. Количество таких подъемов доходило до семи, но обычно держалось около четырех. Традицией было раскрашивать разные уровни в разные цвета - черный, кирпичный, белый и т. д. Кроме раскраски проводилось озеленение террас, что еще больше выделяло постройку из общего фона. Иногда купол здания храма, расположенного на самом верху, делался позолоченным.

Реконструкция

Шумерские зиккураты подобны египетским пирамидам . Они тоже являются своеобразной лестницей в небо, только подъем здесь постепенный, поуровневый, а не как в знаменитых гробницах фараонов.

Зиккураты Месопотамии и пирамиды Египта

Вершину зиккурата украшало святилище, вход в который был закрыт для обычного посетителя. Убранство жилища бога было скромным, здесь обычно располагались лишь ложе и стол из золота. Иногда на вершину постройки восходили жрецы для проведения важных астрономических наблюдений, направленных на прогнозирование сельскохозяйственной жизни страны. Предполагают, что именно здесь зародились современная астрология, названия созвездий и даже знаков Зодиака.

Великий зиккурат в Уре – сохранность на тысячелетия

Один из самых известных зиккуратов, доживших до наших дней, является знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре.

История зиккурата

Сам город Ур знаменит с незапамятных времен. Именно здесь согласно библейскому учению родился отец многих народов Авраам. В 2112-2015 годах до нашей эры во время правления III династии Ур входит в пик своего могущества, и именно в этот период основатель династии царь Урнамму со своим сыном Шульги берется за создание великого облика города.

По его инициативе примерно в 2047 году до нашей эры в честь покровителя города бога Луны Нанна создается зиккурат, по своим размерам ничуть не уступающий Вавилонской башне .

Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIX века этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.

Описание зиккурата

После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя - черная, средняя - красная, верхняя - белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.

Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.

При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте - храме.

Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.

Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.

Одна из найденных здесь табличек рассказывала о расчистке заваленного храма богини луны «Гигпарка», расположенного возле одной из стен зиккурата, от ветвей деревьев. Возникла мысль, что ветви могли попасть туда только из зиккурата, а этим и объясняется система отвода воды. Террасы были покрыты землей, на которой росли растения и те самые деревья. Здесь можно провести аналогию с построенными висячими садами Семирамиды в Вавилоне . Так что система водоотвода могла использоваться и для орошения храмовых плантаций, а для уменьшения влияния влаги на само здание как раз и использовались дренажные отверстия.

Вавилонская башня не дожила до наших дней, поэтому для ее представления стоит обратить внимание именно на зиккурат в Уре. Он, конечно, пострадал от времени. Но то, что от него осталось, заставляет еще раз удивиться стремлениям людей древности.



Выбор редакции
Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...

Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...

Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...
по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...
Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...
Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...