Древнееврейское право. Иудейские государства за пределами израиля Изгнание и возвращение


И впадает в Мертвое море .

Мертвое море

Мертвым морем называется большое и очень соленое озеро — природный водо-ем, со всех сторон окруженный сушей. Морем его прозвали в древности за большие размеры, но оно нигде не соединяется с океаном . Озеро лежит на дне самой глубокой на Земле впадины. Уровень воды в озере на 395 м ниже уровня воды в океане.

Вода в Мертвом море в десять раз солёнее, чем, во многих настоящих морях. В такой соленой воде не могут жить ни рыбы , ни водоросли . Кристаллы слои блестят на его берегах, а люди , даже не умеющие плавать, не тонут. Соленая вода выталкивает их на поверхность.

История Древнееврейского царства

  • Ок. 1250 г. до н. э. — евреи вступают на ханаанскую землю.
  • Ок. 1020 г. до н. э. — Саул становится царем.
  • Ок. 1000-965 гг. до н. э. — правление царя Давида. Филистимлянам нанесено поражение.
  • Ок. 965-928 гг. до н. э. — правление царя Соломона. Постройка храма.
  • Ок. 926 г. до н. э. — единое царство Израиль раскалывается на два: Израильское и Иудейское.
  • 722 г. до н. э. — ассирийцы захватывают Израиль.
  • 587 г. до н. э. — вавилоняне разрушают Иерусалим. Народ Иудеи уводят в плен.

В Палестине, между Средиземным морем и рекой Иордан, жили с древних времен евреи. Древние еврейские племена кочевали по пустыне возле ханаанской земли. Они пасли коз и овец , выращивали хлеб. История еврейского народа представлена священной для многих народов книгой — Библией.

Великий исход

Во время сильной засухи , когда долго не было дождей, земля вы-сохла, а воды в реках и колодцах осталось совсем мало, евреи, спа-саясь от голода, переселились из Палестины на плодородные земли дельты Нила, в Египет.

Спустя много лет пророк Моисей привел их на землю предков. Ведомые Моисеем, они, спасаясь бегством, долго блуждали по пустыне между Крас-ным и Средиземным морями, затем пересекли пустыню и вступили на землю Ханаана. Долгое путешествие и чудеса, кото-рые случились с ними, описывает Библия. Побег евреев из Египта остался в анналах истории как Великий исход. Это древнейшее из изве-стных нам переселений народа.

Завоевание Ханаана

В огороде произрастали фасоль, чечевица, чеснок, лук и горох. В плодовом саду росли оливки, фиги, финики и гранаты. Козы давали молоко и шли на мясо.

Во дворе находилась печь для выпечки хлеба, рядом с которой девушки месили тесто. Также женщины давили оливки, чтобы приготовить масло, и пряли шерсть.

Древнееврейская архитектура

Храм царя Соломона в Иерусалиме

Храм царя Соломона в Иерусалиме построен из известняка. Стены были облицованы привезенным из Финикии кедром. По периметру крыши был возведён портик, а у входа в храм стояли две бронзовые колонны. Финикийские ремесленники помогали древним евреям возводить этот храм.

После разрушения Второго Храма во время Первой иудейской войны и подавления восстания Бар-Кохбы (64 г. н.э.) еврейский народ , становясь на последующие две тысячи лет народом-изгнанником. За две тысячи лет евреи расселились везде, прониклись обычаями окружающих их народов, постепенно стали говорить на их языках, подчинились их законам, а свои мысли о возвращении в родную землю оставили только в своих молитвах и обрядах . Разумеется, евреи не оставили и свято чтили её заповеди и традиции. Они сохранили свою самобытность, создали в изгнании внутреннее общинное самоуправление, но о своей государственности им пришлось позабыть.

Любопытно, зачем еврейскому народу, который уже прочно обосновался на новом месте ещё со времён , создавать собственное государство. Любой правитель в древнем или средневековом мире, который допускал к себе в страну евреев, сразу предоставлял им широкую судебную автономию и право взимать налоги со своих единоверцев. Еврейская община чем-то напоминала небольшое государство в государстве, которое само могло решать многие внутренние проблемы без вмешательства властей. Местная власть редко вмешивалась во внутриобщинные дела, однако она зорко следила за всем происходящим у своих еврейских подданных. Таким образом, при подобном экономическом и политическом раскладе о создании хоть какого-то еврейского территориального образования не могло быть и речи .

Разумеется, преследования были , и евреи постоянно страдали от притеснений, погромов и прочих форм ненависти, и даже изгнание и насильственное переселение с территории того или иного сюзерена нарушало их экономическую и религиозную деятельность. Тем не менее, община, как монолит еврейского самоуправления, не разрушалась от этих потрясений. Наоборот, принимались новые раввинские постановления, а раввины каждой общины становились их духовными руководителями , и от их слова в жизнедеятельности еврейского населения очень многое зависело.

Особую роль община уделяла еврейскому образованию детей и подростков. Открывались учебные еврейские заведения за счёт общины, для которых нанимались преподаватели. Разработана особая система внутреннего налогообложения среди населения. Межобщинные отношения могли закрепляться на различных раввинских собраниях и съездах. Одним словом, еврейская государственность народа-изгнанника приняла иные формы, которые уникальным образом сохраняли в еврейском народе свою самобытность , но в то же время старались уживаться на чужой территории под суверенитетом правителей-иноверцев, чье отношение к пришлому еврейскому населению не всегда было дружелюбным.

Не смотря на создание евреями в Европе и Азии периода средневековья своего общинного самоуправления, нашему народу приписывается создание некоторых т.н. еврейских государств.

Ярким примером служит известный Хазарский Каганат (650-969 гг. н.э.). Хазары – это племена тюркского происхождения, которые в 6-7 веках н.э. подчинили своей власти огромную территорию от Причерноморья до Каспия и создали на ней раннефеодальное государство. Около 8 века правители Хазарского каганата принимают иудаизм, и эта религия становится правящей . На принятие этой религии, собственно, повлияло местное торговое еврейское население, прибывшее из Ирана. Разумеется, хазарские правители, каганы, способствовали распространению иудаизма на своей территории, строили дома учения, синагоги, однако крупной еврейской общины в Хазарии не было. Евреи не сильно переселялись в дикие степи Волги и Дона, и в Хазарии, в отличие от той же Испании, не проживал свет еврейской учености. Да и сам иудаизм не сильно распространялся в этом тюркском племени. Многие хазарские племена и их вожди оставались при своих верованиях, а некоторые из них были мусульманами и христианами – и все они спокойно уживались в одном союзе.

Территория Хазарии

В отличие от христианских и мусульманских государств, чьи правители старались развивать религиозную мысль своих подданных-единоверцев, Хазарский каганат никаким образом не сыграл и не повлиял на развитие еврейской раввинской мысли, подобно происходящему в то время в Испании, Франции, Северной Африке, Месопотамии и Иране. Не известен ни один раввин, знаток Торы или раввинской письменности, который был бы выходцем из Хазарского каганата. Известна переписка испанского царедворца Хасдая ибн Шапрута с хазарским царём Иосифом, который был знаменит своей приверженностью к исповедуемому им иудаизму. Известен и раввин Ицхак, который путешествовал в эту далёкую страну, и, по всей вероятности, и был тем еврейским мудрецом, который посоветовал кагану Булану принять еврейскую веру. Это случилось примерно в 740 г. н.э.

Те евреи, которые проживали в Хазарии, пусть и в большом количестве, представляли собой торговую прослойку, которая была заинтересована в материальном обогащении, и сильно большой духовности еврейской мысли привнести не смогла. После падения Хазарского каганата, часть хазар принимает ислам и участвует в формировании кавказских народностей, другая часть переселяется в древнерусский Киев, где продолжает играть не последнюю роль при дворе киевских князей. По некоторым версиям, потомками иудейских хазар стали крымчаки и караимы в Крыму, горские евреи Кавказа, а также первая еврейская община Киева.

Общеизвестно, что хазары сыграли немалую роль в российской истории. К сожалению, многие российские и советские историки постоянно подчёркивали их негативную роль в отношении развития русской народности. Здесь, прежде всего, сыграл тот факт, что древнеславянские племена были данниками хазарских правителей (следует отметить, что к моменту их подчинения хазары были ещё язычниками), и, конечно же, юдофобская политика Российской империи и антиизраильская агитация внешней политики СССР.

На сегодняшний день, эта т.н. «хазарская» идея продолжает жить в новом русле. Она стала символом правления «еврейского капитала» в России. Следует понимать, что Хазария не была центром еврейской учености даже в самый пик своего развития, и воинственные хазары, покорившие древнеславянские племена, сделав их данниками, были на то время язычниками.

Однако, по поводу истории еврейской государственности можно сделать вывод, что Хазария не являлась тем еврейским государственным образованием, которое было когда-то в Древней Иудее. Это был тюркский племенной союз, верхушка которого исповедовала иудаизм. Хазария не сыграла большой роли в развитии раввинской мысли, она не повлияла на экономическое состояние евреев в странах их рассеяния и, конечно же, не дала толчок к массовому переселению евреев на их территорию. Ныне, их потомки, в основной своей массе, исповедуют иные религии и никакого отношения к иудаизму не имеют.

Идентичной Хазарскому каганату является история девяти берберских княжеств VI-VII веков н.э., исповедовавших иудаизм до прихода арабских завоевателей – Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа, Тахир. Их столкновения с арабами привело сначала к победам, а затем к полному поражению и покорению арабами всей Северной Африки. Ислам быстро вытеснил иудаизм, и победоносная борьба берберской правительницы Кахины бесследно канула в прошлое. Подобно Хазарскому каганату, это были, прежде всего, берберские племена, принявшие иудаизм, и никакого большого влияния на еврейскую жизнь просто не оказали.

Ещё один исторический пример еврейской государственности была Мехоза. Это древний город в Месопотамии, населённый преимущественно евреями. Во времена правления Сасанидского Ирана, один из советников шаха по имени Маздак стал проводить политику общего имущества. Оно вызвало большое недовольство в разных процветающих областях Месопотамии, в результате чего было поднято восстание. Интересен тот факт, что зачинщиками и активными предводителями восстания были два известных еврейских мудреца Мар Зутра и его внук. Восстание охватило большую территорию, и около семи лет, до 502 г. н.э., под управлением Мар Зутры существовало настоящее еврейское государство. Более того, по преданию, за Мар Зутрой, подобно Моше, всегда следовал облачный столб, что говорит о настоящем еврейском правителе в истинно еврейском государстве. К сожалению, восстание было жестоко подавлено, а Мар Зутра и его внук казнены в 502 году н.э.. Еврейское население продолжало проживать на этих землях, и более никакой государственной еврейской идеи там не существовало.

Вавилонские евреи

Здесь напрашивается следующий вывод: восстание Мар Зутры в Мехозе было всего лишь вооружённым выступлением еврейского населения против нового политического диктата монарха, и идею еврейской государственности не носило, хотя представляло собой религиозное течение, поддержанное местными раввинами.

Кроме того, вызывающим любопытство было существование и еврейского государства на территории Йемена. Оно называлось Химьяритским царством (около 110 до н. э. - 599 г. н.э.), которым управлял легендарный еврейский правитель Зу Нувас. Это был бесстрашный царь, который покорил множество непокорных кланов и сильно препятствовал византийской торговле. При столкновении с флотом византийского императора Юстиниана, он погибает. Еврейское государство Южной Аравии прекращает своё существование.

Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)

Здесь нужно прояснить следующее: древние аравийские кланы до появления ислама тяготели к разным правящим в то время империям. Одни кланы тяготели к Византийской империи и под их влиянием становились христианами. Другие под влиянием еврейской торговли из Месопотамии (Иран) принимали иудаизм и тяготели к Ирану. Между кланами и ранними государственными образованиями часто происходила междоусобная борьба, которая с развитием торговли и мореплавания в том регионе переросла в серьёзную политическую конфронтацию между двумя империями. Проирански настроенные иудаизированные кланы конкурировали с провизантийски настроенными христианствующими кланами. Одной из точек подобных конфликтов стала Южная Аравия, где проходил морской путь из Европы в Индию. Византия, пользуясь поддержкой христианских кланов в Аравии с одной стороны и рядом эфиопских князей с другой, пыталась установить свой контроль над этим важным торговым путём. В то же время конкурировавшие с ними иудейские кланы Химьяритского государства, поддержанные Сасанидским Ираном, пытались овладеть этими землями. Это и стало причиной антихристианской политики иудейского царя Химьяритского царства Иосифа Зу Нуваса, который очень жестоко обошёлся с непокорными христианскими кланами, полностью вырезав их население. Именно его антихристианская, или антивизантийская, политика и повлияла на эфиопских правителей, склонив тех к принятию христианства, которое стало их государственной религией.

В Южной Аравии ещё со времён Первого Храма существовала еврейская община, которая не была этнически связана с иудейскими племенами Аравии. Царь Зу Нувас состоял в переписке с мудрецами Тверии, под влиянием которых он и принял иудаизм (этот факт подвергается сомнению), однако его государство, хоть и временно исповедовало иудаизм в качестве своей государственной религии, скорее всего, просто стало оплотом антивизантийского влияния проиранских кланов Южной Аравии, где иудаизм, вероятно, был просто политической окраской и идеологическим прикрытием в этом конфликте племён.

С началом XIX века в умах многих еврейских мыслителей всё больше возникает идея создания политического образования для евреев со всего мира . Они ссылались, прежде всего, на то, что подобное государство примет и защитит притесняемое еврейское население, дав им свободу и равноправие. Мордехай Мануэль Ноах, политический деятель США еврейского происхождения, выдвинул идею создать еврейскую колонию возле Ниагарского водопада под названием Арарат. Он выкупил треть острова Гранд Айленд и получил возможность выкупить остальную часть у штата Нью-Йорк для заселения евреями. Будучи консулом США в Риге и Тунисе, он увидел притеснение евреев и пожелал создать для них убежище, и, подобно ковчегу Ноаха, он дал название новому еврейскому поселению Арарат.

Мордехай Мануэль Ноах (14.07.17485 – 22.05.1851)

Евреи не последовали его призыву и не переселились в Арарат. Многие считали, что это коммерческий проект, и кто-то хочет просто заработать. М.Ноах обратился к известным тогда раввинам Англии, чтобы они побудили еврейское население к переселению в свободное государство. Однако раввины ответили, что еврейское государство возможно только после прихода Машиаха, и создавать подобное политическое образование для евреев запрещено, ибо изгнание, в котором находятся евреи, требует жить и подчиняться правящим народам.

Ответ раввинов М.Ноаху сделали своим лозунгом раввины еврейских общин, которые открыто выступили против и его идеи создания еврейского государства. Эту же идею до сих пор подхватывают ультраправые ортодоксы, выступающие за уничтожение Государства Израиль.

Теодор Герцль (1860-1904)

С возникновением сионизма появилось другое еврейское течение территориализм, чья задача была создать еврейское государство в любой точке земного шара. Идей было много. Даже сам Герцль на одном из Сионистских конгрессов предложил план заселения евреями Уганды. В XIX веке был предложен план еврейской колонизации Суринама (Южная Америка), а в ХХ веке среди французских властей возникла идея переселения евреев Европы на Мадагаскар. Подобный план «Мадагаскар» витал в умах нацистского руководства перед принятием им окончательного решения еврейского вопроса. Всё это были голословные и не состоявшиеся идеи создания еврейской государственности, которые были обречены на полный провал из-за отсутствия какого-либо понимания механизма осуществления подобной идеи.

Конечно же, во всей этой исторической канве нельзя не упомянуть Биробиджанский проект советского руководства . Создание еврейской автономии в непроходимой сибирской тайге не удалось по разным причинам, но именно здесь не было места главному, что было у евреев – Торе и заповедям, которые при коммунистическом режиме были поставлены вне закона. Биробиджан, как и создание еврейских национальных сельсоветов и районов в Украине и Белоруссии, имели своей целью, прежде всего, создание советского политического субъекта для представителей еврейской национальности СССР.

Единственным долговечным еврейским политическим образованием можно считать Государство Израиль , которое с 1948 года существует на исконной родине еврейского народа. История возникновения этого государства, политические предпосылки его создания, отношение раввинского авторитета к еврейскому политическому самоопределению на Ближнем Востоке, и, разумеется, его управление согласно Торе и заповедям – всё это требует серьёзной критики и может стать темой отдельной статьи.

На данном этапе, мы подошли к глобальному выводу о существовании еврейских государств за всю историю еврейского народа. Эти государства могли быть больше политическими образованиями иноверческих племён и народов, которые принимали иудаизм, но они не были этническими еврейскими государствами, которые бы стали эпицентром еврейской мысли, влияющим с точки зрения Торы и заповедей на все еврейские общины своего времени. Наиболее уникальной с еврейской точки зрения проблемой является история еврейской общины, как автономии в рамках государства. Именно еврейская община и является главным элементом развития еврейского общества на протяжении всех веков.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Здесь находятся все священные места еврейского народа.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Древние евреи (рус.) История древнего мира.

    ✪ История появления Израиля (Леонид Млечин)

    ✪ Израиль - Земля Обетованная

    ✪ Ханаан до евреев: между археологией и текстами

    ✪ Евреи Китая. История евреев в Китае.

    Субтитры

Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет)

Внутреннее беззаконие и всеобщее самоуправство довершают картину жизни израильского народа в те дни, «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. ). При таком положении еврейскому народу грозила окончательная гибель, но он избавлен был от неё последним и наиболее знаменитым судьёй Самуилом . Своим проницательным умом открыв самый источник бедствий своего народа, он посвятил всю свою жизнь благу его и решился произвести в нём радикальное религиозно-общественное преобразование. Сосредоточивая в своей личности и духовную, и гражданскую власть и будучи пламенным ревнителем веры отцов, он с целью возрождения народа, сам будучи пророком и учителем веры, пришёл к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещения и из которого могли бы выходить просвещенные ревнители веры и закона. Такое учреждение и явилось в виде пророческих школ, или так называемых «сонмов пророков». Из этих школ впоследствии и выходили те доблестные мужи, которые бесстрашно говорили горькую правду сильным мира сего. Одушевленные самоотверженной ревностью об истинном благе народа, они были бесстрашными поборниками истинной религии и выступали решительными защитниками её при всякой угрожавшей ей опасности. Деятельность их развивалась и крепла по мере хода исторической жизни народа, и с течением времени они сделались грозными мстителями за всякое попрание религии, истины и справедливости. Своей неустанной проповедью они с этого времени не переставали будить совесть народа и его правителей и тем поддерживали в нём дух истинной религии и доброй нравственности.

Мудрое правление Самуила продолжалось до его преклонных лет; но беззаконные действия его негодных сыновей вновь угрожали народу возвращением к прежним бедствиям, и тогда в нём явилось непреодолимое желание решительно покончить с периодом анархии, и он стал просить престарелого судью поставить над ним царя, который бы «судил их, как и прочие народы». Это желание было вызвано в народе окончательным сознанием своей неспособности к самоуправлению по возвышенным началам теократии, как они изложены были в законодательстве Моисеевом, хотя самое учреждение царской власти отнюдь не противоречило началу теократии и, напротив, в самом Моисеевом законодательстве предвиделось как необходимая ступень в развитии исторической жизни народа (Втор. ).

Древняя история (XI-IV вв. до н. э.)

Период «объединённого царства» (XI-X вв. до н. э.| 80 лет)

Около X в. до н. э. на территории Ханаана было создано объединённое еврейское царство.

Правление Саула (ок. 1029-1005 гг. до н. э.)

Самуил, уступая желанию народа, помазал на царство Саула (Шаула), происходившего из отличавшегося своей воинственностью колена Вениаминова.

Новый царь, и после избрания на царство с истинной патриархальностью продолжавший предаваться мирному труду пахаря, скоро показал свою воинственную доблесть и нанес несколько поражений окружающим враждебным народам, особенно филистимлянам, со времени Самсона сделавшимися злейшими угнетателями Израиля. Но эти подвиги вскружили ему голову, и он от первоначальной простоты начал круто переходить к высокомерному самодержавию, не стеснявшемуся в своих действиях даже указаниями престарелого пророка Самуила и закона Моисеева. Отсюда неминуемо произошло столкновение между светской и духовной властью, и так как всё показывало, что Саул и дальше пойдет всё в том же направлении, прямо угрожавшем подорвать основной принцип исторической жизни избранного народа, то оказалась печальная необходимость пресечь этот царственный род и преемником ему был избран юный Давид из колена Иудина, из города Вифлеема.

Правление Давида

Эпоха Первого Храма (X-VII вв. до н. э.| ~ З50 лет)

Основная статья: Эпоха Первого Храма

В X веке до н. э. царём Соломоном был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме . На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание).

Несмотря на битву между великими древними державами Египтом, Ассирией, а потом и Нововавилонским царством за гегемонию в данном регионе, несмотря на внутренний раскол, приведший к созданию двух, подчас враждовавших друг с другом еврейских царств, еврейский народ, его политические и религиозные лидеры смогли настолько укрепить связь евреев с этой землёй и Иерусалимом , что даже уничтожение еврейского государства и Иерусалимского храма и выселение евреев в Месопотамию не положило конец их национальной истории.

Период разделённых царств (978-722 гг. до н. э.)

После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом Ровоаме , народ израильский разделился на два царства (иначе называемые двумя домами), из которых большее (десять колен) отошло к Иеровоаму из колена Ефремова (около 928 г. до н. э.). Эти половины стали называться Иудейским царством и Израильским царством , и между ними началось ожесточённое соперничество, которое истощало их внутренние и внешние силы, чем не замедлили воспользоваться соседи, и уже при Ровоаме египетский фараон Шешонк I сделал быстрый набег на Иудею, взял и ограбил Иерусалим и многие другие города страны и свою победу увековечил в изображениях и надписях на стене великого карнакского храма. С разрывом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца - в Вефиле . Напрасно протестовали против этого великие ревнители монотеизма - пророки, новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в самое грубое суеверие и идолопоклонство, за которым в свою очередь следовал полный упадок нравственности и ослабление общественно-политического организма. Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.

В 722 году столица Северного Израильского царства - Самария - была разгромлена грозными воителями Ассирии , а его население, потомки десяти из 12 колен Израиля , было переселено ассирийцами в Мидию . Уведённый в плен народ Израильского царства бесследно затерялся там среди окружающих народностей Востока. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).

Иудейское царство при господстве Ассирии и Вавилонии (720-586 гг. до н. э.)

Вавилонское пленение (586-537 гг. до н. э.)

Вавилонский плен, однако, не стал могилой для народа Иудеи, в отличие от ассирийского плена, ставшего роковым для населения Израиля. Напротив, он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди народов языческих, так как с этого именно времени начался тот великий процесс иудейского рассеяния, который имел столь громадное значение для подготовления языческого мира к христианству. Спустя 70 лет в силу указа великодушного Кира Персидского , сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый Храм в Иepyсалиме.

Эпоха Второго Храма (VI в. до н. э.-I в. н. э.)

Развитие своеобразной еврейской культуры на базе древней традиции и под влиянием эллинистического мира. Формирование библейского канона. Возникновение еврейской диаспоры, связанной с Иерусалимом и еврейским населением в Земле Израиля.

Иудея под персидским владычеством (537-332 гг. до н. э.)

Освободительные войны Хасмонеев (167-140 гг. до н. э.)

С переходом евреев под сирийское владычество начались при Антиохе IV Эпифане жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев. В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев), возникло восстание (165-141 г. до н. э.) против сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии. В 141 г. до н. э. освобождённая Иудея провозгласила правителем сына Маттафеи, Симона (Шимона), родоначальника хасмонейской династии .

Хасмонейское царство (140 - 37 гг. до н. э.)

Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства 164-37) со столицей в Иерусалиме.

Преемником Симона был его сын Иоанн Гиркан (135-106 г. до н. э.), соединивший в своём лице царский титул и сан первосвященника . Потомки его были уже далеки от традиций эпохи национального подъема первых Маккавеев, и всецело поддались влиянию эллинской культуры. После Иоанна Гиркана царствовали его сыновья Аристобул, 106-105, и Александр Яннай , 105-79. Последнему наследовала его супруга, Саломея Александра , 79-70.

В 63 г до н. э. вспыхнула распря между сыновьями Саломеи, Гирканом II и Аристобулом II , в результате которой был призван третейским судьёй римский полководец Помпей , взявший Иерусалим и обративший Иудею в этнархию, входившую в состав римской провинции Сирии и находившуюся под управлением Гиркана. В 40 до н. э. царём Иудеи при помощи парфян стал Антигон , младший сын Аристобула. После его поражения территория Иудеи была разделена на Иудею,

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА. ИЗРАИЛЬ (ДО 2000 Г.) *

Наверное, нет в мире народа с более трагической историей, чем евреи. На два тысячелетия ними была потеряна родина. Язык и обычаи диаспоры после сотен лет раздельной жизни существенно отличались между собой. Начиная с эпохи крестовых походов коренные народы Европы притесняли и преследовали "убийц Христа", пытаясь обратить их в другую веру. Справедливости ради, отметим, что антисемитизм в Европе имел не только религиозное, но и чисто экономические корни. Лишены возможности заниматься сельским хозяйством и ремеслом (преградой стояли феодальная собственность на землю и цеховая организация средневековых городов), евреи были вынуждены выживать за счет ростовщичества и торговли подержанными вещами - часто из числа невыкупленных заведений.

Не намного лучшим было отношение к евреям и в мусульманском мире.

Достойные удивления жизненная сила этого народа, его патриотизм, преданность традициям и обычаям предков. Интересным явлением может считаться возрождения иврита - давно забытого языка предков. В государстве Израиль алия (переселение евреев) из Европы, Азии, Африки (сефарды и ашкенази) оказалась в равных условиях - всем приходилось осваивать государственный язык с нуля.

Буквально с первых дней своей новейшей истории государство Израиль оказалась во враждебном окружении арабских стран, однако сумела выстоять и сохранить свое существование. Израиль - единственная на сегодня страна, где воинская повинность распространяется и на женщин. Население страны с пониманием относится к этому обременительной обязанности.

Думается, в древней и новейшей истории этого народа, его государства и права можно найти много поучительного.

Догосударственный период. Древняя Израильская государство

Евреи начинают отсчет своей истории примерно с 1900 г. до н. Э. э., когда библейский патриарх Авраам и его семья вышли из родного м. Ур в Междуречье и отправились на запад в поисках новых земель.

* Возможно, этноним "еврей" происходит от того, что семья Авраама, перейдя г.. Евфрат, стала называться иврим, от древнееврейского "Эвер" - другая сторона.

Древнейшим письменным источником истории государства и права еврейского народа следует считать Библию (Ветхий Завет).

Библия как сумма священных книг начала комплектоваться еще на рубеже П-I тыс. До н. е. Ее древнейшие части относятся к XTV-ΧΙΠ в., а первые записи - примерно к IX в. до н. е. Считается, что самой древней частью является Песня пророчицы Деборы (Суд. 5), датируемый XI- II ст. до н. е., и Песня Давида на смерть Саула и Ионафана (2 Цар. 1:17) - XI вв. до н. е. Книги и речи пророков составлены в VIII- VI в. до н. е.

Основная часть текстов редакция общего списка относится к периоду Второго храма (с 538 г. до н. Э. Е.). В то время была проведена кардинальная переработка и редактирование всех библейских книг в духе строгого монотеизма и централизации культа. Это создает дополнительные трудности для ученых в определении хронологии составных частей Библии. Свой первый свод законов еврейский народ получил еще в догосударственный период, во время т. Н. Выхода - бегства евреев из Египта во главе с Моисеем (Моше). Еврейский пророк после общения с Яхве (широкоупотребляемый срок Иегова есть позже извращением этого имени) принес с горы Синай в лагерь беженцев две каменные плиты - Скрижали Завета.

Легендарный Выход историки датируют XIV-XIII вв. до н. е. Было бы нелишним напомнить, какие именно законы приказал еврейскому народу Моисей от имени Бога (Исх., 20, 3-17: 1). Да не будет (у народа) других богов, кроме Яхве 2. Запрещение кумиров, то есть тесаных или других изображений для поклонения; 3. Запрет зря призывать имя Бога 4. Обязанность уважать день отдыха в субботу; 5. Обязанность уважать отца и мать; 6. Запрет убийства; 7. Запрет прелюбодеяния; 8. Запрет кражи; 9. Запрет лжесвидетельство ближнего своего, 10. Запрет посягательство на дом, жену, раба, животное или любое другое имущество, принадлежащее ближнему.

Тогда же, согласно Библии, Моисей получил и другие указания Яхве по законодательству и оказания суда (Исх., 21-23). В частности: купленный еврей-раб (вместе с женой, если ее взял к порабощению) должно быть отпущен на свободу после шести лет работы, на седьмой - без возмещения; если раб-еврей годами рабства получил от своего господина жену, имеет от нее детей, то они принадлежат господину и, если раб не хочет выходить на волю без членов своей семьи, то должен добровольно объявить о своем пожизненном оставление в рабстве; разрешается взять вторую жену, но без уменьшения "пищи, платье и супружеских прав" первой; за умышленное убийство наказание - смерть, за непредумышленное - изгнание; избиение или проклятие родителей наказывается смертью; смертью же

наказывается насильственное порабощение и продажа в рабство свободного; телесные повреждения и побои должны быть возмещены материально; убийство раба или рабыни должно быть "строго наказано», но если были нанесены только тяжкие телесные повреждения, от которых смерть наступила позже, казни нет, - такой раб является собственностью хозяина; неумышленно толчок беременной, который вызвал выкидыш, должно быть возмещен в размере, который укажет муж потерпевшей; умышленно нанесение телесных повреждений карается по принципу талиона - "око за око"; лишения девственности рабыни или выбивания зуба рабу должно быть возмещено отпуском на свободу; животное, убила человека, должно быть закаменована, ее мясо есть нельзя, но владелец такого животного - невиновен (если только этому владельцу уже не делали предупреждения об опасности его животные) если чужая животное погибло, упав в яму, вырытую другим, хозяин получает компенсацию от Копач, а копатель - мясо животного; украденного вола следует вернуть пять волов, за украденную овцу - четыре овцы.

Законы Моисея позволяли избиение до смерти вора, который "вламывается ночью", но не "когда над ним уже взошло солнце"; вор должен возместить украденное (животных - в двойном размере) даже ценой собственной свободы, если нет другого имущества; выпас скота на чужом поле или в винограднике должно быть возмещен "лучшим" по собственному поля или виноградника; тот, кто неумышленно нанес пожар, причинившего вред чужому имуществу, должен это имущество возместить. Если имущество, переданное ему поручено было украдено и вор не обнаружен, храни такого имущества должен принести клятву перед Богом, что невиновен в присвоении. Если передана на хранение животное сдохла, была разорвана животными и т.д., хранителем тоже должно быть принесена присяга об отсутствии его вины. Но, если в отсутствие владельца сдохла была изуродована животное, взятая третьим лицом в работу или пользования, компенсация должна быть полной.

Половое сношение с необрученную девушкой влекут за собой обязанность дать приданое и жениться на такой женщиной. Если же отец осквернила себя дочери отказывается от этого зятя, насильник должен дать "столько серебра, сколько дают в вино девицам". Смертью карается ведьмовство, совокупления человека с животным и даже половой акт с женщиной, у которой месячные.

Запрещалось брать проценты, если деньги заимствовались бедному соплеменнику.

Что касается судебного процесса, то и здесь освящены Божественным авторитетом указания были четко определены. Запрещалось кривосвидчиты, поощрялась поддержка "убогого... на расправах". Судей запрещалось подавлять бедных, принимать подарки от сторон тяжбы и даже подавлять чужака - "потому что вы были чужаками в земле Египетской".

Комментируя этот документ (если Библию можно назвать документом), отметим следующее. Во-первых, в большинстве случаев все сказанное касалось только соплеменников-евреев. Что же касается иностранцев, то достаточно вспомнить, что с завоеванием первого же города Земли Обетованной были истреблены не только люди, но и все домашние животные. И в дальнейшем жестокость и несправедливость против иноверцев и чужеземца была обычной практикой.

Этого, кстати, не отрицают и современные еврейские историки. Но, когда хорошо информированы антисемиты обращают внимание на подобные факты, им возражают, что подобная ксенофобия была свойственна всем народам той исторической эпохи.

Во-вторых, как уже отмечалось, тексты Библии были подвергнуты более поздней редакции, можно проследить даже на приведенном фрагменте. Так, указание компенсировать бесчестие девушки серебром, похоже, является анахронизмом - денежные знаки появились впервые в VII в. до н. е., а к тому торговля и имущественные расчеты выполнялись в натуральной форме: скотом, орудиями труда и тому подобное. Возможно, что некоторые из перечисленных правил правового поведения евреев появились в более поздние времена и, наоборот, кое-что из практики XIII в. до н. е. было прочно забыто.

Интересно, что еще Моисей создал потомственный жреческую коллегию, помазав елеем Аарона и его сыновей. К этому времени потомки жрецов (Когены) в этом качестве участвуют в синагогального службе.

Завоевания Палестины (Ханаана) проходило уже под руководством Иисуса Навина (Иехоша бин-Нун). Одиннадцать из двенадцати колен (племен) Израиля получили себе земельные наделы. Еще на подходах к Иордану взяли себе землю племена Реувен (Рувим), Гад и половина племени Менаше (Манассии). Главным религиозным центром завоевателей стал город Шило (Силом), где в храме находятся главные святыни - Ковчег и Скиния Завета. Колено священнослужителей Леви (левиты) земли не получило, но ему были переданы 40 отдельных городов на землях других колен. Левиты учили другие племена Божьим заповедям, не имели собственной земли и скота, но получали долю от каждого урожая своих соплеменников.

Тогдашние евреи самостоятельно обрабатывали свои поля, пасли скот, изготовляли себе одежду, одним словом, вели натуральное хозяйство. После достижения мира военные вожди продолжали управлять народом, или "судить" его. Судьи занимались государственными делами и решали частные иски. Традиция донесла имена двенадцати таких судей: Отниель, Эхуд, Шамгар, Двора, Гидон, Фола, Яир, Ифтах, Есевон, Элон, Авдон, Самсон. По некоторым подсчетам из Библии, сутки судей должна была продолжаться около 480 лет. За давностью о первых трех судей знаем слишком мало. Известно, что Отниель происходил из колена Иегуды (Иуды). Четвертым судьей была женщина Двора (Дебора) из колена Ефрем (Эфраима). Под ее руководством евреи разбили мощную армию ханаа-

неив под руководством военачальника Сисры, что позволило им более уверенно закрепиться на отвоеванных ранее землях. Следующий судья Гидон происходил из колена Менаше (Манассии), следовательно, как видим, власть судей не была ни наследственной, ни должной каком-то одном колену - племени, включая колено потомственных священнослужителей левитов (так, Элон происходил из колена Звулун, Авдон - с колена Эфраима и т.д.). Сын Гидон Авимелех попытался стать царем Израиля, но был убит в битве под г.. Тевец.

По исторической эпохи Суд дев Израиля пришлось столкнуться с новым могущественным врагом - филистимлянами. Очевидно, именно военная опасность и филистимлянские порабощения (после битвы на равнине Афек евреи потеряли не только войско, но и святыни - Ковчег со скрижалями Завета) ускорили переход союза племен от родового строя к государственной организации. Судьей израильтян стал Шмуэль (Самуэль, Самуил) из колена Эфраима. Ему удалось сплотить еврейские племена и разбить филистимлян под Массифою. Завоеватели даже вернули израильтянам Ковчег Завета, решив, что чужая святыня приносит им только беда.

Старость Самуила снова поставила израильтян перед выбором. Формально все они были равны, каждый свободный израильтянин обладал правом голоса на народных собраниях, а ни один судья или вождь не был огражден от критики. Согласно Библии, израильтяне начали сами требовать у Самуила назначить им царя, а тот долго отговаривал свой народ: царю нужно будет пышный двор, регулярная армия, придется вводить высокие налоги и тому подобное. В конце концов Самуил назначил царем Шаула (Саула) - достойного молодого воина с самого слабого колени Биньямина (Вениамина), якобы для того, чтобы не возбуждать ревность других племен. Самуил помазал Саула елеем на царство (обычай помазания монархов получил впоследствии распространение во всех христианских народов).

Столицей Саула стало его родной город Гива, а годы правления приходятся на 1040-1017 pp. до н. е. Несмотря на то, что Саул разбил филистимлян, Самуил ни был удовлетворен религиозной поведением собственноручно им помазан царя и даже произнес, что ни один из его потомков не наследует престол. Самуил тайно помазал на царство пастушка Давида из колена Иегуды (Иуды). Именно Давид убил филистимлянские великана Голиафа, который наводил ужас на израильское войско. После того, как Саул и его сын Ионатана погибли в войне с филистимлянами, колено Иегуды провозгласило царем Давида (1010-977 до н. Э.). Уцелевший сын Саула Иевосфей был убит собственными людьми после двух лет правления.

После этого власть Давидовым не оспаривали ни одно из двенадцати еврейских племен. Резиденцией этого царя стало м. Хеврон, который был столицей его родного колена. Давиде были окончательно разбиты фили-

стимляны и завоеванный Иерусалим. В стране воцарился мир и покой. Была создана государственная администрация. Должностные лица, проживавшие в разных районах страны, помогали народу в производстве дел, собирали налоги в царскую казну и сообщали царя о состоянии дел в каждой из областей. Во главе гражданской администрации стоял царский секретарь (мазкир) и писарь (Софер). Этот последний составлял хроники и хранил записи государственных актов. Считается, что таким писарем при Давиде был пророк Натан.

Престарелый царь после мятежа своего сына Авшалома был вынужден под давлением жрецов и чиновников назначить себе преемника. Им стал сын Соломон (977-937 до н. Э.), Который прославился своей мудростью, особенно при решении сложных юридических казусов (отсюда - Соломоново решение). Соломон укрепил международное положение израильского государства привычным для того времени путем - заключением династических браков. В его гареме находились, в частности, египетская княжна (дочь фараона) и царевна из Финикии.

По Соломона еврейский народ процветал, но впервые разделился на два класса - богатых и бедных; одни пользовались уважением и почетом, другие находились в униженном плачевном состоянии. Богатые платили налоги, покрывали расходы на прокладку дорог, строительство и содержание государственного аппарата, царских слуг и войско. Бедные своим трудом оплачивали грандиозные замыслы царя. Особенно были недовольны тяжелыми налогами и трудовыми повинностями небогатые северные племена. Именно они начали впервые в истории Израиля народное восстание против царской власти под руководством Яровама (Иеровоама) из колена Ефрем. Повстанцы были разбиты, яровой бежал в Египет.

Царствования Давида и Соломона продолжалось восемьдесят лет. За это время молодое государство разбила внешних врагов и укрепила свои международные позиции, создав мощный управленческий аппарат, отлаженную систему сбора налогов и государственных работ. Но наследник Соломона Рехава (Ровоам) не обладал выдающимися способностями отца. Северные колена соглашались признать его власть при условии уменьшения налогового гнета, но молодой царь самоуверенно пообещал налоги еще увеличить. Этим воспользовался мятежный яровых, которому оказала поддержку новая египетская династия Шешонк.

Процветающее государство Давида и Соломона раскололась на два царства: Северное, сохранившее название Израиль (937-722 гг. До н. Э.), Под властью Яровама, и Южное, Иудейское (937-586 гг. До н. Э.), где правил Рехава. Раскол привел к усобнои войны и к потере бывших союзников. В Иудею ворвались египтяне, был разграблен Иерусалим, столица Соломона, где время вторжения находились основные святыни еврейского народа.

В то время в Месопотамии набирала силу Ассирийская государство.

В Иудее продолжала править династия Давида и Соломона. царя-

мы Израиля на протяжении его истории были представители девяти различных династий. Часто их учредителями становились мятежные военачальники, которые сбрасывали своих царей. Религиозный центр обоих близкородственных народов продолжал оставаться в Иерусалиме.

Привел в Израиле порядок царь Омри (889-875 до н. Э.), Талантливый военачальник. Он разбил Моавитян и сделал их своими вассалами. Оставив прежнюю резиденцию - город Фирцы, Омри выстроил новую столицу - Шомрон (Самарию). Его сын Ахав (876-853 до н. Э.) Был неплохим воином, но непопулярным политиком. Оказавшись перед лицом ассирийского угрозы, Ахав выдал свою дочь Атапию (Гофолии) за наследника иудейского престола Иорама, укрепив таким образом связи между двумя странами. Но ожидаемое объединение двух еврейских государств так и не произошло.

Постепенно Иудея признала себя вассалом Ассирии, а Израиль оказался в антиассирийському союзе с Едомом, филистимлянские городами государствами, финикийцами и арамеями. После отказа Иудеи присоединиться к союзу Израиль даже вторгся в Иудею с целью силой привязать ее к антиассирийськои коалиции. Цари Иудеи обратились за помощью к Салмансара V, немедленно вторгся в Израиль. И хотя Салмансар вскоре умер, его преемник Саргон II захватил Самарию.

Израильское царство в 722 г. до н. Э. е. прекратило свое существование. Десять колен, которые составляли его население, по обычаям ассирийцев, были безжалостно изгнаны из мест своего проживания в отдаленные страны. Рассеяны народы уже не представляли опасности. В горах Ефрема и Самарии поселились другие племена, которые были пригнаны завоевателями.

По совету пророка Исайи царь Иудеи Ахаз (735-720 pp. До н. Э.) Отказался присоединиться к антиассирийськои заговора. Его сын Хизкия (Езекия) решил воспользоваться антиассирийськимы восстаниями в филистимлянские Ашдоде и других городах.

Между тем соседний Египет заключил союзный договор с Вавилонией, направленный против Ассирии. Тайные посланцы прибыли из Египта в Иудее. Однако выступление против власти ассирийцев не принес ожидаемой свободы, страна была разрушена силами вторжения. Сын Хизкия Менаше (692- 641 pp. До н. Э.) Всячески демонстрировал свою покорность ассирийском власти. При нем в еврейских храмах стояли иностранные идолы, а в среде иудейской знати царила коррупция, которая затронула даже круга левитов и жрецов. Сын Менаше Амон (641-639 pp. До н. Э.) Продолжал политику отца, выплачивая Ассирии непосильную дань. Ассирийский царь Ашшурбанипал завоевал Египет и разрушил его столицу Но-Амон (Фивы). Но при его преемниках на Ассирию напали воинственные скифы. Они взорвали прежнюю военную мощь этого государства. Между тем в Иудее к власти пришел Иошии (639-608 pp. До н. Э.), Сын Амона. Прислушавшись к словам пророка Цфании, новый царь очистил страну от идолов, уничтожив коррупцию среди правящих кругов.

При очистке храма от иностранных богов, совершенного по приказу царя, был обнаружен сверток с письменами. Жрецы объявили, что это последняя книга Моисеева Пятикнижия (Торы) - Второзакония. Она подводит итог Десяти заповедям, разъясняя их и другие законы Израиля. Первосвященник Хелкия, который обнаружил сверток, и пророчица Хулда убедили царя широко обнародовать этот документ. Иошии лично зачитал Второзакония своему народу. В этом правовом документе, освященном именем Бога, запрещалось вступать в брачные отношения с побежденными народами и перенимать чужих богов. Были перечислены животные, которых можно и нельзя есть; строго запрещалось есть падаль, но разрешалось отдать или продать стерва чужаку (Втор., 14,21).

На нужды религии устанавливалась десятина, которую раз в три года надо было передавать левитам или вдовам и бедным. Раба единоверца на седьмой год надо отпустить на волю. Спорные (неочевидные) уголовные и гражданские дела должны передаваться на рассмотрение левитов, их приговор - обязательный к исполнению.

Второзакония позволяло евреям выбирать себе царя (Втор., 17,14-15) из числа своих соплеменников, одновременно этом царю были даны указания по организации управления. Левитов, кроме десятины, нужно отдавать также первый приплод скота, первый настриг шерсти с овцы, первый урожай с поля и тому подобное. Гарантировались права первородного сына (двойная доля наследства), даже если он рожден от нелюбимой женщины. Отец и мать имеют право обжаловать своего недостойного сына перед народом как непослушного, повесу и пьяницу, после чего его нужно камнями насмерть. Попытка лицемерно обвинить нелюбимому супругу в отсутствии девственности, в случае если ее родители предоставят доказательства невиновности (плахту с брачного ложа), наказывается штрафом в сто шекелей, но девушку, которая действительно блудила до женитьбы в родительском доме, следует камнями до смерти Прелюбодеев также камнями побивающий - обоих, но насильника - самого. Если же насилие совершенное с необрученную девушкой, "то человек, который согрешил с ней, отдаст отцу девушки пятьдесят серебряных шекелей серебра и возьмет ее себе в жену, ибо, кто знечестив ее, нельзя отсылать ее, пока жизнь его" (Втор., 22,29).

Этот перечень можно продолжать, но и в дальнейшем бросаются в глаза многочисленные анахронизмы. Так, общепринято, что место левитов в израильском обществе как жрецов без земли (но с правом получать долю от доходов других одиннадцати наделенных землей колен) определил НЕ Моше, а его преемник Иисус Навин уже после завоевания Ханаана. Если Бог завещал евреям избрания царя (или даже саму такую ​​возможность), то почему так долго длился безгосударственный период Судей и многом этому так сопротивлялся пророк Самуил Откуда во времена Моисея были известны серебряные шекели, если первые монеты появились по меньшей мере на полтысячи лет позже? и т. д. и т. п.

Еврейский мыслитель Абрахам ибн Эзра (ок. 1090-1165 или 1167) доказал, что Моисей не мог быть автором Второзакония хотя бы потому, что в главе 34 этой книги описана смерть Моисея. Мог автор книги, спрашивает философ ХП в., Описать в ней собственную смерть и связанную с ней скорбь народа? Очевидно, книга Второзакония была составлена ​​в более позднюю историческую эпоху, но именно ее обнародования царем Иошии имело немаловажное значение для подъема нравственности и правосознания жителей Иудеи после засилья коррупционеров во времена Амона.

После смерти Ашшурбанипала мидийцы и вавилоняне нанесли поражение ассирийцам и разрушили Ниневию. Иудея же оказалась в вассала египетского фараона Нехо и была вынуждена принять чужих богов и платить тяжелую дань. Вавилонский царь Навуходоносор, после отказа Иудеи платить дань еще и в его пользу, лично возглавил армию вторжения. Вавилоняне захватили Иерусалим, пленили (597 г. до н. Э. Е.) Царя Иехоахина и вместе с ним представителей многих знатных семейств. Но иудейская государственность сохранялась. На девятый год своего царствования Цидкия (597-586 pp. До н. Э.) Вступил в союз с Едомом, Моава, Аммоном и финикийских городов против царя Навуходоносора и поднял восстание. Это был 588 г. до н. Э. е.

После восемнадцатимесячного осадки вавилонян Иерусалим в 586 г. до н. Э. е. упал. Почти все население завоеватели отогнали в Вавилонию. Страна опустела, ее города лежали в руинах, а поля и виноградники были заброшенными. С падением Иудейского царства пришли к своему концу четыре века правления династии Давида.

В вавилонском плену евреи устойчиво сохраняли свои традиции и религию. У них не было первосвященника, но свертки Закона сохранились. Одним из вождей вавилонского еврейства был пророк Иехезкель (Иезекииль). Вавилонская империя погибла под ударами нового завоевателя - персидского царя Кира, который предоставил всем народам империи религиозную свободу, беспокоился о благосостоянии бедных слоев населения своей многоплеменного государства. В 538 г. до н. Э. е. он позволил еврейским изгнанникам вернуться в Иудею. На бывшую родину после полувекового изгнания вернулся около сорока двух тысяч человек. Правителем страны Кир поставил Зруббавела, внука царя Иехоахина из династии Давида.

Возрожденная государство снова получила название Иудея. Был восстановлен храм Соломона, но значительно скромнее - страна была слишком бедной, чтобы украшать святыни золотом и слоновой костью. Вместе с тем именно иерусалимский храм стал центром религиозной и политической жизни в стране. Приносить жертвы Яхве иудеи могли только в Иерусалиме. В стенах храма быстро накопились сокровища, снесены со всей страны, жрецы использовали эти богатства для ростовщических операций. Еруса

лимське жречество в это время представляло собой строго замкнутую наследственную касту, разделенную на два слоя: священнослужителей и левитов, то есть храмовых слуг. Они и в дальнейшем считались потомками колена Левия, которые получили эту привилегию от Моисея и его брата Аарона.

Нехемия, Вавилонский еврей, назначен правителем Иудеи (бывший виночерпий персидского царя Артаксеркса I) обратился за поддержкой к пророку Эзры. Вместе они заложили основы новой еврейской государственности. Тора (Моисеева Пятикнижия) стала конституции - основным законом Иудеи. Нехемия снова ввел в силу даже давно забытый закон о седьмой год, когда земля не должна обрабатываться, а все, что на ней без обработки вырастет, будет принадлежать неимущим. Он объявил также, что, как и в старые времена, каждый пятидесятый год будет юбилейным. В этом году должны быть прощены все долги, а земельные наделы, проданные в результате затруднения, возвращены прежним владельцам.

Опять начало действовать правило выделения десятины от урожая и других традиционных поступлений в пользу левитов (это обеспечивало нормальное функционирование религиозных учреждений). Также было восстановлено празднование всех религиозных праздников. Государство позаботилось о том, чтобы подзабытый иврит вытеснил общепринятую народом арамейский язык. Обучение детей проводилось путем переписывания текстов Торы, то есть образование шла бок о бок с религиозным воспитанием. В это время было проведено тщательную ревизию Священного писания (Библия еврейской будет Танах или Ха-Микра) с тем, чтобы определить, какие именно тексты должны войти в окончательный список.

С приходом войск Александра Македонского в Азию персы были в свою очередь разбиты. Полководцы Македонского разделили его империю между собой. Бывшие земли Вавилонии получил Селевк, а Птолемей стал правителем Египта. Иудея вошла в состав царства Птолемея и его потомков и оставалась в нем примерно сто лет. Во времена правления Птолемея II Филадельфа Библия была впервые переведена на греческий язык.

В памяти еврейского народа правления Птолемеев осталось приятным воспоминанием, но около 198 г. до н. Э. е. государство Селевкидов - Сирия - покорила Иудею себе. Селевкиды также были потомками греческих завоевателей, но их ассимиляторская политика была более жесткой, основанной на силе. На все ключевые посты в Иудее Селевкиды назначали тех евреев, которые приняли греческую культуру сами и насаждали ее своим соплеменникам (таких называли эллинистами). Антиох IV продал место еврейского первосвященника каком Иехошуа, эллинист, который даже имя сменил на греческое Ясон. В священном иерусалимском храме были установлены скульптурные изображения греческих богов. В довершение Антиох объявил вне закона саму еврейскую веру.

Против его власти восстал Иехуда Маккавей, чья армия насчитывала

шесть тысяч воинов. Несмотря на численное превосходство, войска Антиоха были несколько раз разбиты. В 165 г. до н. Э. е. после того, как храм осквернявся течение трех лет, он был освящен заново. Иехуда, пытаясь противостоять Сирии и Селевкидов, заключил договор с Римом - новой, стремительно растущей государством.

Но помощь из Рима не поступила вовремя, в пределы Иудеи ворвались сирийские войска. Иехуда Маккавей погиб, а остатки его отрядов отошли на территорию Гилада, к востоку от Иордана. После смерти Антиоха один из братьев-Маккавеев Ионатана сумел вернуться в Иерусалим, где в 152 г. до н. Э. е. был провозглашен первосвященником. Его пост унаследовал Шимон, последний из братьев Маккавеев. Именно он окончательно изгнал из страны последних сирийских захватчиков. Шимон возобновил союз с Римом.

В это время в Иудее возникают две политические течения - саддукеи и фарисеи, которые начинают бороться за влияние на государственную власть. Большинство саддукеев (цдуким - от имени первосвященника времен Соломона Цадока) принадлежали к высшему жречества, знати и богатого купечества. Свое толкование Торы они пытались подчинить интересам высшего класса, им противостояли фарисеи (прушим - те, что отделились). Они стремились к большей демократизации, настаивали на свободном толковании Священного Завета, которое можно было бы использовать в интересах широких народных слоев.

Когда после смерти Шимонового сына Иоханана его сын Аристобул провозгласил себя царем, саддукеи одобрили этот шаг, считая, что монархия будет способствовать процветанию Иудеи. Трон Аристобула унаследовал его брат Александр Иаанай. Фарисеи стали правящей партией во время правления жены Яная Сапомии (Шломцион). Лидер фарисеев стал председателем Синедриона - своеобразного высшего религиозного суда Иудеи. По настоянию фарисеев произошло разделение властей: царица продолжала оставаться главой государственной власти, а первосвященником стал Ее сын Гиран. После смерти Сапомии в Иудее разразилась гражданская война между претендентами на престол Аристобулу и Гирканом и фарисеями, которые желали передачи власти в стране первосвященникам. Рим поддержал слабого в этой борьбе - Гиркана. Римский полководец Помпей железной рукой навел порядок в Иудее, забрав в плен Аристобула и многих выдающихся членов еврейской общины. Гиркан оказывал посильную поддержку Цезарю в его войне против Птолемея XII, в результате чего власть в Египте перешла к Клеопатре.

Главный советник Гиркана Антипатр стал первым римским прокуратором Иудеи. Его младший сын Ирод с помощью Марка Антония и Окгавиана сумел стать в Иудее царем. Ирод был женат Мариамну, которая происходила из династии Хашмонеев. По Ирода Великого страна процветала экономически, был основан ряд новых городов - Тверия, Кесария. С неслыханной пышностью был отстроен Иерусалимский Храм -

главная святыня иудеев. Ирод не пользовался популярностью у своих подданных, не в последнюю очередь потому, что его отец Антипатр был едомитянином - представителем народа, только недавно принял иудейскую религию.

Через десять лет после смерти Ирода Великого римляне без особых проблем устранили его династию и обратили Иудею в обычную римскую провинцию, которой управлял чиновник-прокуратор. Один из таких прокураторов, Понтий Пилат, около 30 г. н. Э. е. дал свое согласие на казнь Иегошуа Га-Ноцри, более известного как Иисус Христос.

Римский император Гай Калигула поставил Агриппу, романизированного внука Ирода и Мариамны, правителем тетрархии Галилее, а император Клавдий распространил его власть на всю Иудею. Агриппа II (или Агриппа Ирод), несмотря на громкий титул, был очень ограничен в своей власти римский прокуратор. Последние и были фактическими правителями Иудеи. Когда один из прокураторов Флор повысил налоги и самовольно наложил руку на богатства Храма, в Иудее вспыхнуло восстание зелотов. Так называли непримиримых иудеев - противников не только Рима и римлян, но и греков и собственных коллаборационистов. Зелоты удалось ненадолго выгнать римскую администрацию, но в 67 г. н. Э. е. шестидесятитысячных армия Веспасиана взяла в плен вождя зелотов Иосифа Маттитьяху.

В 70 лет. Сын Веспасиана Тит занял Иерусалим и разрушил Храм (осталась только часть западной стены - т. Н. Стена Плача). До 73 или 74 г.. От наступления римлян держалась крепость Масада (Мецада).

Синедрион возобновил свою деятельность в г.. Явные. По массе Иоханаана бен Заккаи и его преемника Гамлиэль II было опробувано принципы еврейского самоуправления в условиях отсутствия государства. Бывший ежегодный налог в пользу Храма (И шекель с каждого правоверного еврея) начал направляться на содержание судов и академии, а также на помощь беднякам. Были созданы суды низшей инстанции во всех крупных еврейских общинах. Важнейшие вопросы были отнесены к компетенции центрального суда в Явные. Ячейками поддержания национального духа стали синагоги и школы (в них учились все дети мужского пола) при каждой общине. Именно в это время грамотность молодых евреев начала опережать уровень соседей, хотя до римского вторжения все было наоборот.

В 130-131 pp. победоносное восстание Бар-Кохба позволило евреям на время вернуть контроль над Иерусалимом. Чеканилась даже монета из изображением величественного храма (на самом деле давно разрушенного римлянами). Но Юлий Север подавил и это восстание, а император Адриан запретил еврейскую религию, приказав закрыть школы и синагоги и стереть Иерусалим с лица земли. На этом месте был построен римский город под названием Элия Капитолина. В Иудею было завезено населения из других частей Римской империи.

Так закончилась история древней еврейского государства.

Палестина - Израильско-Иудейское царство

Израильско-Иудейское царство

Название Палестины - исторической области, расположенной в южной части Восточного Средиземноморья, происходит от древнееврейского «пемиитим» (букв, «те, кто вторглись») - филистимляне. Впервые слово «Палестина» встречается в сочинениях Геродота (V до н. э.). В 3-м тыс. до н.э. здесь осели племена ханаанеев. В XII в. до н.э. побережье Палестины было завоевано филистимлянами. В XV-XIV вв. до н.э. в эти земли пришли племена хабири - древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковы. В северной части страны, в долине реки Иордан, имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, и здесь занимались скотоводством. Уже в древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, ослы, крупный рогатый скот.

Завоевавшие Палестину евреи долго находились в условиях родового строя. Социальная ячейка (мишпаха) была основана на кровном родстве. Земля, имущество, рабы принадлежали всему роду, во главе которого стоял старейшина. В обществе действовало право первородства и левирата. Первородство обеспечивало старшему сыну привилегированное положение в семье и право на двойную долю наследства имущества. Согласно обычаю левирата вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Эти обычаи ограничивали распыление имущества рода и способствовали концентрации его у отдельных людей.

Саул и Давид.

Худ. Ю. Кронберг. 1885

Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца (левита). Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Даже царь не мог забрать у общины землю и мог ее только купить. Однажды царь Ахаз забрал у одного общинника его землю, но этот поступок царя был признан незаконным. Цари могли увеличивать свои земли и раздавать своим приближенным, чиновникам и военачальникам только за счет земель, захваченных в ходе войн.

В XI-X вв. до н.э. ослабление Египта позволило Палестине освободиться от его ига. Здесь были образованы самостоятельные еврейские государства. Первым из них было Израильское царство, основанное царем Саулом (ивр. букв, одолженный у Бога), который был провозглашен израильскими племенами на царство в XI в. до н.э. Второе царство - Иудейское с центром в Хеброне образовал в 1004 г. до н.э. в южной части Палестины сын Саула Давид. Он же объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское царство. Столицей этого царства стал город Иерусалим. В Иерусалиме находилась крепость Сион. Укрепив эту крепость, царь Давид сделал ее своей резиденцией - «городом Давида».

Давид укрепил государство. Вместо народного ополчения он создал постоянное войско. Им был создан государственный аппарат управления, состоящий из казначея, писцов, судей, сборщиков налогов. В этот же период складываются первые части Ветхого Завета, содержащие сведения об истории Израиля.

Уже в 3-м тыс. до н.э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Было развито зерновое хозяйство - здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Развито было и садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге - финиковые пальмы.

Около 3500 г. до н.э. в Палестине началось культивирование маслины. Путем многолетних селекций из дикой маслины выведены современные сорта, богатые маслом. Оливковое масло использовалось в качестве пищевого продукта, а также для производства лекарств и косметических средств.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и виноградных гроздьев было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах.

С древнейших времен Иудея славилась культивированием льна и изготовлением льняных тканей. Об этом свидетельствуют

Иудейский царь и воины

найденные в пещере Нахал Хе- мера льняные изделия, возраст которых 8500 лет.

Несмотря на жаркий климат, благодаря хорошо продуманной системе орошения в этом регионе земледельцы выращивали влаголюбивые культуры, такие, как лен. Так, в пустыне Негев обнаружены остатки такой системы I в. до н.э. Дождевую воду собирали в хранилищах и направляли на поля. Вокруг города Овдет на площади в 80 км 2 было построено 17 тыс. дамб.

Палестина не имела сколько- нибудь значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов. Палестинские камнетесы и гончары были известны на Ближнем Востоке.

В северной части Синайского полуострова на шахтах Негев во 2-м тыс. до н.э. добывали медную руду. В X в. до н.э. при царе Соломоне эти шахты достигали 6 м в диаметре и соединялись галереями. Это самая первая на планете шахтногалерейная система разработки медных руд.

С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве отдельных видов продукции.

Например, ткацкими центра- Царь Соломон на троне

ми были Иерусалим и Тель-Бейт-Мирсим. Ткани производили из шерсти и льна. За пределами страны ценились палестинские узорчатые ткани и одежда.

Уже в 3-м тыс. до н.э. в Палестине были построены печи для выплавки стекла и произошел переход от литья малых изделий к выдуванию. Первые изделия из дутого стекла, относящиеся к 50 г. до н.э., изготовлены в Иерусалиме.

В VII в. до н.э. в Палестине разработали технологию изготовления писчего материала из шкур верблюда, который значительно позднее получил название пергамент.

Торговое судно царя Соломона (реконструкция)

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами Палестина уже в 3-м тыс. до н.э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Старейший из них - Иерихон. К 7-му

Храм Соломона в Иерусалиме (реконструкция)

тыс. до н.э. это был крупный по тем временам город- крепость с населением 2 тыс. человек. Город был обнесен каменной стеной шириной в 9 м. В центре крепости возвышалась башня из камня с винтовой лестницей внутри. С 3-го тыс. до н.э. существует город Лахиш, древнейшие города также Мегидо и Бет-Шан.

Экономического расцвета Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н.э. при царе Соломоне (964-926 до н.э.). В это время не велись войны, были проведены административные реформы, страна для удобства управления была разделена на 12 округов соответственно племенным территориям, во главе которых были поставлены особые чиновники, ведавшие также сбором налогов и выполнением государственных повинностей. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внешнюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, откуда стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. За пределы страны вывозили зерно и масло.

Накопление в стране богатства позволило вести значительные строительные работы. В Иерусалиме были сооружены большие дворцовые помещения, построен и богато украшен знаменитый храм в честь бога Яхве, сооружены крепости, в том числе в Иерусалиме, Мегидо, Гезере.

Царь Соломон проводил активную международную политику. Заключив союз с царем Тира, он вел успешную борьбу с арамейским государством Дамаск. Укреплению международного положения еврейского государства способствовал его союз с Египтом, скрепленный династическим браком. Выданная замуж за Соломона египетская царевна не только обеспечила ему поддержку Египта, но и принесла в виде свадебного приданого город Гезер.

Время Соломона вошло в историю страны как период расцвета искусств. При дворе царя поощрялась поэзия, музыка, танцы. В это время был записан первый сборник эпических народных песен. Сам Соломон написал более тысячи лирических произведений. Ему приписывают свыше трех тысяч изречений. В мировую историю и искусство царь Соломон вошел как мудрый правитель, судья, поэт. Выражения «соломонов суд», «соломоново решение» стали нарицательными и обозначают высшую мудрость.



Выбор редакции
Предсказаниями Веры Лион на 2019 год интересуются многие. Испокон веков люди пытались узнать будущее страны и свою судьбу. Одни пытаются...

Молитвы от врагов, колдунов, магов, экстрасенсов и всякой нечисти Кроме всего того что написано выше (ежедневные молитвы, исповедь,...

Такие сны часто приходят тогда, когда не прошло 40 дней после похорон или в течение года после гибели этого человека. В них может...

Если Вы во сне смотрите в окно своего дома на улицу - то это символ Вашего взгляда на внешний мир, происходящие события или ситуацию. Все...
Перед тем как узнать об идеях англиканства и истории этого религиозного движения, необходимо понять, в каких условиях оно формировалось и...
В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году. Кто был первым патриархом и сколько их было вообще? Ответы – в...
А символы этого гороскопа стали своеобразными оберегами от бед и невзгод. Магические названия этих знаков на ацтекском языке служат...
Цапля символизирует приход весны и позитивных изменений в жизни, поэтому в качестве талисмана она способствует благоприятным переменам, и...
Иногда всем нам снятся люди, которых уже нет. Толкование таких снов интересно каждому. Что же пытаются нам сказать умершие во сне?Сонник...