Философская антропология Выполнила: студентка. Презентация на тему: философская антропология Философская антропология сущность человека презентация





Философская антропология - это раздел философии, посвящённый изучению человека Витрувианский человек. Рисунок, сделанный Леонардо да Винчи в гг.






Философская антропология изучает природу и сущность человека антропогенез происхождение и сущность сознания у человека психический мир человека скрытые духовные силы человека проблему существования человека проблему жизни после смерти духовное развитие человека перспективы эволюции человека смысл жизни человека проблему свободы и ответственности человека проблемы антропологической биоэтики






Таблица «Принципы понимания человека» Историческая эпоха Ведущий принцип Основное положение Древний мир Космоцентризм Человек растворяется в природе, является её частью СредневековьеТеоцентризм Человек – творение бога и полностью зависит от него ВозрождениеАнтропоцентризм Человек – свободный творец своей жизни Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом


Представления о человеке в Древнем мире В мифологических системах Древнего Мира человек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же законам, что и окружающий его мир Цель жизни человека – достижение гармонии с природой Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира






Августин Аврелий (гг.) «Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?»






Уильям Шекспир () Английский драматург, поэт эпохи Возрождения «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож не некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»


Представление о человеке в Новое время Философия Нового времени определяет человека как носителя разума Человек отличается от животных своей способностью к мышлению Благодаря разуму человек способен понять законы природы, творить, изобретать, заниматься наукой, преобразовывать мир и себя


Рене Декарт () «Мыслю, следовательно, существую»


Представление о человеке в конце XIX – XX вв. С XIX века всё большую популярность приобретает иррационализм Сущность человека усматривается вне его разума – в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции» и т.д. В конце XX века иррационализм привёл к отрицанию антропологии


Мишель Фуко () Французский философ, теоретик культуры и историк Мишель Фуко провозгласил «смерть человека». По его мнению, человек уже не обладает собственным разумом или моралью: он – марионетка власти, которая пронизывает всю культуру и заставляет индивида неосознанно делать только то, что нужно ей.




Фрэнсис Фукуяма (р.1952 г.) Американский политолог, философ, политэконом и писатель Фрэнсис Фукуяма считает, что развитие биотехнологий – генной инженерии, клонирования способно настолько глубоко изменить природу человека, что возникает вопрос: останется ли он при этом человеком и не ждёт ли нас «постчеловеческое будущее»?




Философская антропология XX века У истоков философской антропологии XX века, возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения проблемы Макс Шелер – «надмирность» и самосознание Гельмут Плеснер – эксцентричность и неопределённость Арнольд Гелен – недостаточность и деятельность


Макс Шелер () Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека». М.Шелер. Положение человека в Космосе.


Макс Шелер о человеке Животные замкнуты в своих действиях в границах окружающего мира, являясь его частью. Человек – вне мира, он способен возвышаться над ним, превосходить его Дом человека – не окружающий мир, а бесконечность Важное отличие человека от животного – его способность к самосознанию, целостной оценке самого себя


Гельмут Плеснер () Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны Чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т.е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний


Гельмут Плеснер о человеке Место человека – не в себе: не в теле и не в психике, а вне себя – в неопределённом месте за их пределами, в ничто Сущность человека ускользает от науки Только философия, способная размышлять над невыразимым, может «ухватить» это «ничто» - вечно ускользающее месторасположение человека


Арнольд Гелен () Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек – «недостаточное существо». Он обделён мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению. Человек вынужден компенсировать свою слабость, изобретая искусственные механизмы для выживания: язык, инструменты, социальные институты. Его удел – вечная деятельность, преодоление себя


Все трактовки образа человека, возникшие в истории философской мысли, составляют в совокупности весьма целостный образ человека Образ человека незавершён, но эта незавершённость не является недостатком Это означает, что образ человека открыт для новых интерпретаций, каждый раз обнаруживающих нечто новое во всегда актуальной проблеме человека






Биологизаторский подход Сущность человека сводится к природному началу, т.е. биологическому телу, от которого зависят различные аспекты существования человека Школа чарвака Томас Гоббс () Людвиг Фейербах ()


Теологический подход Фома Аквинский () Сущность человека сводится к его душе, понимаемой как отражение духовного начала (духа). Душа противопоставляется природному началу (телу), которое считается греховным. Человек есть комбинация духа (божественное начало), души (отражение божественного начала, сознание человека), тела (природное начало).


Социологизаторский подход Карл Маркс () Сущность человека сводится к социальным отношениям. Человек есть разумное биологическое тело (существо), включённое в социальные отношения, от которых целиком зависит формирование и развитие сущности человека.


Социо-космический подход Е.П.Блаватская () основатель Теософического общества Сущность человека имеет три аспекта: духовный (космический) – связан с бессмертным духом; социальный – связан с личностью человека, формирующейся в обществе, благодаря его культурному влиянию; биологический (материальный) – связан с биологическим телом человека и природными стремлениями.


Социо-космический подход Франчиа Ла Дью () Основатель учения Храма Человек состоит из: биологического тела, низших энергетических тел и высших энергетических тел, или духовных оболочек. Они составляют духовно- космический аспект сущности человека, являются бессмертными и переселяются из одной материальной формы в другую.




Природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что следует говорить о принципиальной неопределённости и неопределимости человека Человек не сводится к совокупности своих качеств или к какому-либо одному из них. В философском смысле человек принципиально неопределим Ф.М.Достоевский () «Человек есть тайна…» Ф.М.Достоевский






Теологическая концепция (креационизм) Альбрехт Дюрер () Адам и Ева Человека сотворяет Бог благодаря своему всемогуществу. В тело, сотворённое из «праха земного», Бог вдохнул душу.


Концепция биологической эволюции Чарльз Дарвин () - основоположник эволюционного учения Человек произошёл от обезьяны в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора








Австралопитек Австралопитек жил на территории Африки 4,2-1 млн.лет назад. Это наиболее близкий предок человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, по внешнему виду он был более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он ходил на двух ногах и пользовался разными предметами.


Человек умелый Первый представитель рода Homo – Человек умелый. Назван так из-за умения изготавливать простейшие каменные орудия. Жил 2,4- 1,5 млн. лет назад. Мозг человека умелого на треть больше мозга австралопитека, биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи.




Человек разумный древнейший Человек разумный древнейший жил тысяч лет назад. Переходный этап от прямоходящего человека к современному. Основные признаки: среднеразвитая речь формы коллективной деятельности


Человек разумный - неандерталец Жил тыс. лет назад. Основные признаки: продвинутые формы речи сложные формы коллективной деятельности (загонная охота) забота о членах племени добывание огня












Концепция биологической эволюции Сознание – это продукт высокоорганизованной материи (мозга человеческого существа). Сознание есть особая способность психического мира человека, приобретённая в процессе эволюции. Такая способность есть следствие биологической изменчивости и наследственности, а также трудовой и социальной деятельности первобытных человеческих существ.


Концепция космической эволюции человека Сознание есть особая информационно-энергетическая функция материи, которая может развиваться только при участии объектов, имеющих такую же развитую функцию. Происхождение человеческого разума связано с влиянием Разума Космического. Причём интенсивность воздействия на различные группы организмов была далеко не однородной.


Теория психоанализа Зигмунд Фрейд () Австрийский психолог, психиатр, основоположник психоанализа Теория психоанализа – это психологическая теория, разработанная в конце XIX- начале XX века австрийским психиатром З.Фрейдом. Исследуя сферу бессознательного, З.Фрейд разрабатывает модель психической структуры личности.


Модель психической структуры личности Сверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознание Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль Я (Эго) – сознание Разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль Оно (Ид) – подсознание = бессознательное Инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля


Психика человека – арена постоянной борьбы высших (духовных принципов) и низших (животных инстинктов) бессознательных сил Победа инстинктов ведёт к потере человеком своего человеческого облика, к подчинению сознания бессознательным влечениям Победа духовных принципов ведёт к ограничению инстинктов, к торжеству сознания над низшим бессознательным Человек должен стремиться к расширению контроля сознания над сферой низшего бессознательного

Определение
Филосо́ фская антрополо́ гия (от философия и
антропология; филосо́ фия челове́ка) в широком
смысле - философское учение о природе и сущности
человека; в узком - направление (школа) в
западноевропейской философии (преимущественно
немецкой) первой половины XX века, исходившее из
идей философии жизни Дильтея, феноменологии
Гуссерля и других, стремившееся к созданию
целостного учения о человеке путём использования и
истолкования данных различных наук - психологии,
биологии, этологии, социологии, а также религии и др.


Начало философской
антропологии связано с
появлением классических
для этого направления
работ Макса Шелера
«Положение человека в
космосе» (1928)
Хельмута Плеснера «Ступени
органического и человек» (1928), в
центре внимания которых
проблема природы человека,
специфическое отличие в
способе существования человека
и животных.

Философская антропология как школа
В более позднее время
вышли классические
работы Арнольда Гелена
«Человек. Его природа и
положение в мире» (1940)
и «Первобытный человек
и поздняя культура»
(1956).

Философская антропология как школа
К этим основным работам примыкают
сочинения П.Л.Ландсберга («Введение в
философскую антропологию», 1934),
Л.Бинсвангера («Основные формы и
познание человеческого бытия», 1941),
Левита («От Гегеля к Ницше», 1939), Г.
Липпса(«Человеческая природа», 1941),
Больнова («Сущность настроений», 1941),
Ротхакера(«Проблемы культурной
антропологии», 1942) и другие.

Макс Шелер-основоположник
философской антропологии
Макс Шелер (1874-1928)
проделал серьезную
философскую эволюцию в
своих взглядах, был
неокантианцем,
феноменологом и в конце
своей жизни он все же
попытался соединить все
свои предыдущие искания с
главным - изучением
проблемы человека.

Макс Шелер
Время 20-х годов было очень неспокойным, и
возникновение философской антропологии (так
же, как персонализма и экзистенциализма)
весьма тесно связано с духовной и
экономической ситуацией в Европе. В частности,
Шелера не могли не беспокоить те социальноэкономические потрясения, происходившие в
странах Европы в 10-х годах: Первая мировая
война, революционные волнения в Германии и
России и т. д. В этом кризисе Шелер видел
прежде всего кризис понимания человека.
Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от
человека.

Макс Шелер
Шелер считал, что незнание сущности
человека приводит к кризису в культуре, к
отказу от самого человека. Кризис
общества - это кризис человека, кризис
личности. Причина этого в неправильном
подходе к познанию.
Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний
контроля и недооценка знаний культуры.
Знания контроля - это естественнонаучные знания,
знания культуры играют гораздо большую роль, но их
недооценивают. Но главное значение имеют знания
спасения, но ими люди полностью пренебрегают.

Макс Шелер
Таким образом, Шелер выстраивает
иерархию наук: естественные науки,
науки о культуре (в том числе
философия) и, наконец, учение о
спасении, то есть религия. Знание о
человеке должно предполагать некое
синтетическое знание, включающее в
себя знание всех трех наук: знание
естественнонаучное, философское и
религиозное.

Макс Шелер
Человек - единственное существо, которое
подпадает под все эти учения, но
оказывается, что познать человека во всем
этом синтезе нереально.
Человек, по выражению Шелера,
«вещь столь обширная», что все его
определения неудачны. Человека
нельзя определить, он превосходит
любое определение, любую науку.

Человек и Бог
Шелер был католиком, хотя и не всегда
ортодоксальным. Но при всех
сложностях его религиозных исканий,
христианская направленность
оставалась, и поэтому особенностью
человека Шелер считал его
направленность к Богу. Бог - это
высшая ценность, и человек - есть
существо, живущее в ценностном мире.
На эти взгляды Шелера повлияло его
увлечение неокантианством.
Направленность человека к Богу и
определяет его жизнь среди ценностей.

Человек и Бог
Всего Шелер насчитывает четыре класса
ценностей:
ценности удовольствия,
ценности жизни,
ценности духа и
ценности религии.

Природа и человек
В человеческой природе Шелер
насчитывает два основных начала:
это жизненное начало, некий
жизненный порыв,
и дух, идущий от Бога.
По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо,
но также и существо разумное, обладающее духом - поскольку Бог его
им наделяет. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или
волнении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, - это акт духовного
единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.

Природа и человек
Достояние духа достигается благодаря
человеческому слову. В словах выражается вся
мысль и вся культура
Для самого себя человек всегда является
центральной проблемой, но понимаемый с точки
зрения взаимоотношения с Богом, человек может
познать сам себя, познавая в себе духовные
Божественные проявления сквозь символы.
Поэтому философская антропология, по Шелеру,
должна быть не разделом какой либо
философской системы, а наоборот, вся
философия должна выводиться из человека. Из
знания о человеке через знание символов
возможно и познание всего мироздания.

Развитие философской
антропологии
Сейчас философская антропология
является одним из наиболее влиятельных
направлений в западной философии.
Существует множество различных ее
направлений, из которых выделяются два
основных: биологическое и
функциональное. Разделяются эти
направления философской антропологии
по следующему критерию: познание
человека или по его сущности, или по его
проявлениям.

Биологическое направление
философской антропологии
Сущность человека многогранна. И сам
Шелер говорил, что человека невозможно
познать, человек слишком широк. Поэтому
последующие направления философской
антропологии стали разрабатывать учение
о человеке с точки зрения биологической,
находя сущность человека в его
жизненном начале. Человек - это прежде
всего начало жизненное (но не следует
сводить его только к животному началу).

Биологическое направление
философской антропологии
Основным представителем биологического
направления в философской антропологии
является немецкий философ Арнольд Гелен
(1904-1976). Согласно этому направлению,
человек - это животное, но животное
особое в силу своего биологического и
социального предназначения.

Биологическое направление
философской антропологии
Это животное, способное создавать совершенно
особые творения. Поэтому человек отличается от
других животных, и это свое отличие от них он
ощущает как некоторую ущербность. Отсюда
извечное недовольство человека своими
творениями, будь то культура, наука и т. п.
Человек вечно недоволен, он отчуждается от
этих творений и в прямом смысле воюет с этими
своими творениями.

Функциональное направление
философской антропологии
Однако большинство представителей философской
антропологии после Шелера (и одновременно с
Шелером) рассматривали человека с точки зрения
не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так
возникает функциональная, или функционалистская
школа философской антропологии, одним из
основных представителей которой является Эрнст
Кассирер (1874-1945). Он утверждал, что поскольку
сущность человека непознаваема, то познать его
можно через его проявления, через те функции,
которые человек выполняет. Основное отличие
человека от животного - это его деятельный труд.

Функциональное направление
философской антропологии
Трудовая деятельность может быть самой разнообразной.
Человек создает вещественные предметы, создает науки,
религию, искусство, язык и т. п. - все это есть продукты
человеческой деятельности.
Объединяет всю деятельность и все проявления человека то,
что все они - и язык, и наука, и религия - есть символы
некоей действительности. Но, в отличие от Шелера,
Кассирер утверждает, что человеку доступны только
символы.
Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны
человеку только они, и познание человека возможно только
через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер
не призывает восходить через символы к бытию Бога.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Слайд 2: ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Философская антропология как наука о человеке 2. Природа и сущность человека 3. Содержание понятия «личность» 4. Роль воспитания и образования в формировании личности.

Слайд 3

Антрополо́гия - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной и культурной средах.

Слайд 4: Кто такой человек?

Слайд 5

Религиозная Философская Социальная Культурная Антро пология

Слайд 6: Филосо́фская антрополо́гия

в широком смысле - философское учение о природе и сущности человека; в узком - направление в западноевропейской философии нач.XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке при помощи психологии, биологии, этологии, социологии.

Слайд 7: Философская антропология

Начало ФА связано с появлением сл. работ: 1.Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928), 2.Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), 3.Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940), 4.А. Гелена «Первобытный человек и поздняя культура» (1956).

Слайд 8

Слайд 9: МАКС ШЕЛЕР (1874-1928)

«Положение человека в Космосе» (1928): «предлагает грандиозное видение постепенного самостановящегося объединения человека, Божества и мира».

10

Слайд 10: Философская антропология

Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека. Кризис общества - это кризис человека, кризис личности.

11

Слайд 11: Философская антропология

Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее проблема человека - это главная проблема философии.

12

Слайд 12: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

13

Слайд 13: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Сущность человека, по Аристотелю, - это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, что «делает из человека природа», вторая – «то, что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».

14

Слайд 14: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, что «делает из человека природа», вторая – «то, что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».

15

Слайд 15: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

В философии Древнего Востока и античности человек – фрагмент природы, жизненный путь которого предопределен судьбой, а сущность – неким божеством. В Новое время тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием. Согласно многим религиозным традициям, человек есть божественное творение.

16

Слайд 16: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Социологизаторский подход рассматривает человека в контексте социальных связей. Структурализм рассматривает человека как элемент или функцию социальных структур (политических, идеологических и др.)

17

Слайд 17: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам бытия, или его естественные свойства, присущие всем людям.

18

Слайд 18: ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Говоря о сущности человека, мы имеем в виду те фундаментальные его черты, которые позволяют отличать людей от всех иных живых существ, а род человеческий – от сообществ других обитателей земли.

19

Слайд 19: ЧЕЛОВЕК

Большинство философских школ рассматривает человека в качестве уникальной, разумной единицы – частицы целостно-системного материального мира. Это особая социобиологическая сущность, фундаментальная социоприродная целостность.

20

Слайд 20: ЧЕЛОВЕК

Человек есть микрокосм, существо универсальное (универсально-природное, универсально-космическое). Человек – не просто еще одно существо среди множества других земных созданий, не просто частный фрагмент Вселенной. Он – воплощение всего Мироздания как целого.

21

Слайд 21: ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?

1) человек – существо духовное; 2) человек – существо разумное; 3) человек – существо культурное, деятельное. В первой позиции человек выступает как духовное существо, лишь временно облеченное в плоть (эту позицию отстаивают все мировые религии).

22

Слайд 22: ЧЕЛОВЕК

2. Человек – существо разумное, этим он отличается от всех других. Под разумностью понимается способность человека осознавать не только мир, но и себя в нем: свое бытие во времени и пространстве; способность фиксировать свое осознание мира и себя; стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, целеполаганию и планированию своей жизнедеятельности.

23

Слайд 23: ЧЕЛОВЕК

3. Человек – существо культурное, предметно-деятельное. Сущность человека – это преобразующая предметная деятельность. Используя орудия труда, он сам не адаптируется к миру (как животные), а приспосабливает мир к себе, создает «вторую природу» – культуру. К предметно-деятельной сущности человека относится также социальность.

24

Слайд 24

25

Слайд 25: ЧЕЛОВЕК

Под свободой понимается специфический способ бытия человека в мире, который состоит в возможности выбора, когда человек может выбирать, а может и отказаться от выбора. Отказ от свободы равноценен отказу от своего естественного права и назначения быть человеком.

26

Слайд 26: ЧЕЛОВЕК

Важнейшей характеристикой человека является его универсальность. Универсальность человека – это его способность к любым способностям, это возможность быть кем угодно и каким угодно. В отличие от животного, которое всегда ограничено тем или иным набором унаследованных функций, человек способен преодолевать всякие ограничения, всякие наличные рамки.

27

Слайд 27: ЧЕЛОВЕК

Креативность – способность к изменению и преобразованию. Человек всегда стремится переделывать все окружающее его «по себе», ассимилировать среду; а это, в свою очередь, способствует его собственному изменению, индивидуальному развитию. Креативность обнаруживается и в его способности к созданию нового во всех сферах своей жизни, в непредсказуемости поведения отдельных людей.

28

Слайд 28: ЧЕЛОВЕК

Одной из основных характеристик человека является его целостность. Человек есть живое создание, характеризующееся единством материального, чувственного, духовного и рационально-действенного бытия. Феномен человека следует рассматривать как фундаментальную социоприродную целостность.

29

Слайд 29: ЧЕЛОВЕК

Целостность человека раскрывается через его противоречивость. Н.А. Бердяев писал, что человек - двойственное и противоречивое существо, «существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное. Высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму».

30

Слайд 30: ЧЕЛОВЕК

Духовность это действительность нравственного закона внутри нас, абсолютная невредоносность в отношении всего окружающего, это способность и стремление человека жить во благо развития всего окружающего. Духовность проявляет себя в нравственности, сердечности, этическом начале и действии, растущем изнутри человеческой личности.

31

Слайд 31: ЛИЧНОСТЬ

Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность – есть порождение социокультурного контекста. Это совокупность качеств человека, приобретенных и развитых в социальной среде, совокупность знаний, навыков, духовно-нравственных ценностей, идеалов и целей.

32

Слайд 32: ЛИЧНОСТЬ

Личность - совокупность ценностей индивида, приобретенных в результате его становления в обществе. Личность - это индивид, как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.

33

Слайд 33: ЛИЧНОСТЬ

Личность - человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели.

34

Слайд 34: ИНДИВИД

ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. individum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания отдельного человека как социального существа. Оба термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.



















1 из 18

Презентация на тему: Философская антропология

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

План лекцииФилософская антропология: проблема человекаПроблема сущности человека в истории философииПреемственность взглядов на сущность человекаОбраз человека в античной, христианской, Нового времени и современной философиях.Философия о происхождении человека и его природеАнтропосоциогенезТеория символизацииСоциобиологияГендерСоциализация личности

№ слайда 3

Описание слайда:

Требования к знаниям, умениям и навыкамЗнанияПроблемы антропосоциогенезаПроблемы различения социального и биологического в человекеТемы образа человека в истории философииТемы ценности человеческого существованияУмения и навыкиРазличение типов философских позиций в понимании отношений личности и обществаПонимание причин изменений представлений о человекеОриентация во множестве соврем енных теорий личности

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Учебный материалПроблема сущности человека в истории философииФилософская антропология – направление,занимающееся изучением человека, его природы и сущности.В истории философии существует традиция – преемственность взглядов на сущность человека.В античной философии человек рассматривался как часть космоса, микрокосм, подчиненный высшему началу – судьбе.Средневековый образ человека теоцентричен (человек не верит в себя, но верит в БогаОбраз человека Нового времени антропоцентричен.

№ слайда 8

Описание слайда:

Учебный материалПонимание человека в Новейшей философииВ XIX веке:Внимание философов сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или иррациональным (Шопенгауэр, Ницше).Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека.Психоанализ настаивал на том, что сознание человека управляется бессознательным.В ХХ веке:Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным. Человек живет в чуждом ему мире, его бытие бессмысленно и непостижимо. Смысл – в мистическом общении с Богом, узким кругом «духовной» аристократии», в переживании «подлинности» индивидуальной жизни (экзистенциализм).

№ слайда 9

Описание слайда:

Учебный материалФилософия о происхождении человека и его природеАнтропогенез и антропосоциогенезТеории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенезаАнтропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа. Трудовая теория происхождения человекаВ XIX веке после создания теории Дарвина получила широкое распространение.Согласно этой теории орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

№ слайда 10

Описание слайда:

Учебный материалТеория символизацииАмериканский философ и культуролог Л.Уайт – основатель теории.Только человек как вид осуществляет процесс приспособления к окружающей среде символическими средствами. Механизм научения может осуществляться лишь с помощью символов.Немецкий философ Э. Кассирер Увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры.

№ слайда 11

Описание слайда:

Учебный материалСоциобиология и гендерСоциобиология - научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. Генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки.Гендер – социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социолизации.

№ слайда 12

Описание слайда:

Учебный материалСвобода и ответственностьСвобода – основанная на позиции необходимости свобода выбора и деятельность с учетом этой необходимости.Ответственность – социальное отношений к общественным ценностям. Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.

№ слайда 13

Описание слайда:

Учебный материалПонятия философской антропологииЧеловек – понятие, характеризующее качества и способности, присущие всему человеческому родуИндивид – термин,Обозначающий отдельного человекаЛичность – понятие,обозначающее человека какпредставителя обществаИндивидуальностьпонятие, выражающеенеповторимоесвоеобразие человекаЦенность –отношение индивида к явлению какзначимомуСоциализацияличности – процесс формированиясоциальных

Описание слайда:

Вопросы для самопроверки Как менялись представления о сущности человека в истории философии?В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека?Что такое социобиология? Ваше отношение к ней.Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека.Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей.Что является для Вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?

№ слайда 16

Описание слайда:

Задания для самопроверкиОтветить на вопросы тестаСвобода – это:Возможность человека делать то, что он хочетУмение действовать на основе познанной необходимостиУмение подчинять все своей волеПравильное понимание сущности человекаСущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рожденииСущность человека это «ансамбль» всех общественных отношенийСущность человека творится самим индивидом в процессе жизнедеятельностиСущность человека зависит от божественной благодати.

№ слайда 17

Описание слайда:

Рекомендуемая литература1.Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2002.2.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д, Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 1999.3.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 20014. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998.5. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просещени я. М., 1991.6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. – М., 1991.

№ слайда 18

Описание слайда:

Использование материалов презентацииИспользование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Философская антропология Выполнила: студентка группы 2201 Чеченова С. Х.

План 1. 1. Философская антропология. Представления о человеке в философской мысли. 2. 2. Проблема сущности человека. 3. 3. Происхождение человека.

Философская антропология — это раздел философии, посвящённый изучению человека Витрувиански й человек. Рисунок, сделанный Леонардо да Винчи в 1490 -92 гг.

Специфика философской антропологии Философская антропология исследует наиболее общие, наиболее масштабные антропологические проблемы, имеющие мировоззренческое значение

Философская антропология изучает природу и сущность человека антропогенез происхождение и сущность сознания у человека психический мир человека скрытые духовные силы человека проблему существования человека проблему жизни после смерти духовное развитие человека перспективы эволюции человека смысл жизни человека проблему свободы и ответственности человека проблемы антропологической биоэтики

Таблица «Принципы понимания человека» Историческая эпоха Ведущий принцип Основное положение Древний мир Космоцентриз м м Человек растворяется в природе, является её частью Средневеков ье ье Теоцентризм Человек – творение бога и полностью зависит от него Возрождени е е Антропоцентриз м м Человек – свободный творец своей жизни Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом

Философская антропология XX XX века У истоков философской антропологии XX века, возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения проблемы Макс Шелер – «надмирность » и самосознание Гельмут Плеснер – эксцентричност ь и неопределённос ть Арнольд Гелен – недостаточност ь и деятельность

Макс Шелер (1874 -1928) Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека» . М. Шелер. Положение человека в Космосе.

Гельмут Плеснер (1892 -1985) Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны Чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т. е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний

Арнольд Гелен (1904 -1976) Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек – «недостаточное существо» . Он обделён мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению. Человек вынужден компенсировать свою слабость, изобретая искусственные механизмы для выживания: язык, инструменты, социальные институты. Его удел – вечная деятельность, преодоление себя

Основные теории антропогенеза Три основные теории антропогенеза Теологическая концепция (креационизм) Концепция биологической эволюции Концепция космической эволюции

Теологическая концепция (креационизм) Альбрехт Дюрер (1471 -1528) Адам и Ева Человека сотворяет Бог благодаря своему всемогуществу. В тело, сотворённое из «праха земного» , Бог вдохнул душу.

Концепция биологической эволюции Чарльз Дарвин (1809 -1882) — основоположник эволюционного учения Человек произошёл от обезьяны в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора

Концепция космической эволюции человека Человек произошёл от космических астральных форм жизни, которые появились на Земле под влиянием эволюционного импульса с одной из планет Солнечной системы

Эволюционная теория Эволюционной теории придерживается большинство учёных Эволюционная теория подтверждается рядом археологических и биологических данных

Факторы антропогенеза Биологические факторы прямохождение развитие руки большой мозг способность к членораздельной речи Формы деятельности труд коллективная деятельность мышление язык и общение нравственность



Выбор редакции
Философская антропология - это раздел философии, посвящённый изучению человека Витрувианский человек. Рисунок, сделанный Леонардо да...

Приснился утопленник или утопленница, поэтому вы проснулись разбитыми и напуганными? Тогда для вас есть хорошие новости. Во всех сонниках...

Сейчас я хотел бы вам дать практику, которая может поистине помочь вам, если вы будете страдать от глубокой печали и горя. Это та...

Сны о деньгах естественны для человека. Их можно трактовать как ничего не значащие, пустые, так как бумажными купюрами и монетами мы...
Господь Иисус Христос воплотился, прошёл свой крестный путь и воскрес ради спасения этого мира. Но у него был и ветхозаветный прообраз,...
Лакшми – супруга Вишну и божество и благополучия. Само слово “Лакшми” переводится с санскрита как “Цель”. Этой целью является тотальное...
Данная статья содержит: молитва о человеке желающим мне зла - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...
Предсказаниями Веры Лион на 2019 год интересуются многие. Испокон веков люди пытались узнать будущее страны и свою судьбу. Одни пытаются...
Молитвы от врагов, колдунов, магов, экстрасенсов и всякой нечисти Кроме всего того что написано выше (ежедневные молитвы, исповедь,...