Гонения на ведьм. За что вас могли бы сжечь на костре в средние века


Невероятные факты

Различные страны современной Европы ежегодно привлекают к себе сотни миллионов туристов. Бесчисленное количество людей направляется туда со всех концов мира, чтобы ненадолго прикоснуться к истории, архитектуре и культуре этой части света.

Однако с XV-го по XVIII-ый века Европа была далеко не самым приятным и комфортным местом. А для многих взрослых женщин Европа была просто ужасным местом. Причиной тому был религиозный террор из-за противостояния, которое существовало между католической и протестантской церквями.

Для Европы тех лет дела, в которых женщин обвиняли в том, что они служат дьяволу, были обычным делом. Более двухсот тысяч человек, проживавших в Германии, Швеции, Франции, Британии и других странах , оказались вовлечены в жуткие испытания, целью которых было выявить, являлись ли они ведьмами .

Охотники на ведьм использовали абсолютно дикие методы, чтобы проверить женщин на их приверженность нечистой силе. Некоторые из этих методов были настолько же жестоки, насколько и глупы, поскольку не оставляли шансов подозреваемым выжить. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми из этих методов.

Охота на ведьм

Не дай ведьме заснуть


Итальянцы первыми начали использовать этот жестокий метод выявления ведьм, который впоследствии стал очень популярным в Шотландии . Мы знаем его под названием депривация сна (лишение сна).

На первый взгляд он выглядит не таким уж и страшным – многие из нас ощущали на себе, что это такое, когда того требовала работа. С этим сталкиваются родители, когда их маленькие дети не дают им спать.

Однако это и в сравнение не идем с тем, что испытывали обвиняемые в колдовстве, для которых лишение сна становилось не только жестоким испытанием , но настоящей пыткой.


Потенциальным ведьмам вставляли в рот металлический обруч с четырьмя острыми металлическими штырями. Затем этот обруч прикрепляли к стене позади несчастных на такой высоте, что они не могли даже попытаться лечь, так как это доставляло страдалицам дикую боль.

Бывало и так, что тем, кто охранял ведьм, приказывали не давать женщинам спать любыми методами, какие только могли прийти в голову тюремщикам . Обычно, после трех дней насильственного бодрствования, жертв начинали посещать тяжелейшие галлюцинации.

Когда женщин в подобном состоянии начинали допрашивать, многие из них рассказывали фантастические истории о собственных полетах, о превращении в животных. И мало кому хватало сил отрицать свое участие в сатанинских обрядах.

Охотники за ведьмами заявляли, что это испытание позволяет "пробудить" ведьму в женщинах. А именно это, по их мнению, и являлось главным доказательством вины обвиняемых . После такого в Шотландии, к примеру, жертв удушали, а затем сжигали.

Испытание прикосновением


В 1662-ом году в Англии двух женщин пожилого возраста подвергли печально известному испытанию, которое называли "испытание прикосновением". Этих женщин звали Роза Калленберг и Эмми Денни.

Женщин обвинили в том, что они околдовали двух юных девушек, у которых впоследствии стали случаться припадки. Охотники на ведьм верили, что тот, кто находится под влиянием колдовских чар , должен демонстрировать необычную реакцию при физическом контакте с тем, кто его околдовал.

Подозреваемую заводили в комнату, а затем заставляли возложить ладони на жертву, страдающую от припадков. Если припадки прекращались, данный факт становился доказательством вины обвиняемой.


В деле Калленберг и Денни обвинители сообщали, что молодые девушки (якобы их жертвы) в момент припадков сжимали свои кулаки с такой силой, что даже самые сильные мужчины в деревне были не в состоянии разжать их пальцы.

Однако, как только обвиняемые в колдовстве пожилые женщины приложили к девушкам свои руки, их кулаки разжались, раскрыв ладони. После этого судья решил проверить самих девушек: им завязали глаза и начали заводить в комнату подставных лиц, также прикасавшихся к жертвам колдовства.

Как оказалось, девушки аналогичным образом реагировали на прикосновение любого человека. Таким образом, судья признал, что они являлись мошенницами. Впрочем, этот факт не помешал судьям вынести обвинительный приговор Калленберг и Денни, после чего их казнили через повешение.

Дыба


Страной, которая наказала самое большое число ведьм, обычно считают Германию. По некоторым подсчетам, в 1620-ых годах, в течение пятилетнего периода так называемых Вюрцбургских испытаний ведьм, было уничтожено более девятисот человек.

Ни одному подозреваемому не удалось ускользнуть от Принца-Епископа Филиппа Адольфа Эхренбергского, занимавшегося массовыми судилищами . Пострадала даже его родная племянница, 19 католических священников и несколько мальчиков.

Семерым из них предъявили обвинения в том, что они вступали в сексуальную связь с демонами. После этого некоторых обезглавили, а других – сожгли у столба для сожжения. Несчастных признали виновными после их же признаний, которые были получены в результате пыток.


Пытки в тот период не были чем-то необычным или незаконным в Центральной Европе. У немцев же было немало собственных жестоких методов выбивания насильственного признания у своих жертв. Одним из наиболее популярных способов являлась дыба.

Дыба обычно представляла собой металлический каркас, на одном конце которого (или на обоих концах) располагался деревянный вращающийся вал. Руки несчастных привязывали к одному валу, а ноги (за лодыжки) – к другому. Во время своих допросов палачи использовали валы, чтобы увеличить давление на суставы и кости, растягивая их.

Если жертва попадалась крепкая и упрямая, то пытка могла продолжаться до тех пор, пока подвижные кости скелета не выходили из своих суставов. Несчастные ощущали жуткую боль , сопровождаемую страшными звуками, которые издавали их же кости. Разве кто-нибудь мог после такого не признаться в том, что якшается с самим дьяволом?

Средневековые пытки ведьм

Прокалывания ведьм


Прокалывание подозреваемых иглами считалось одним из наиболее точных способов выявления их связи с дьявольским миром. Подозреваемых раздевали практически донага перед судьями, а затем обривали с головы до пят.

Затем прокалыватель ведьм (весьма уважаемая, кстати говоря, по тем временам профессия) искал на теле жертвы так называемую метку дьявола посредством прокалывания тела человека с помощью толстой иглы.

В те времена верили, что, если удавалось найти точку, прокалывание которой не приводило к кровотечению или не вызывало острую боль, то это и являлось самым неопровержимым доказательством контактов подозреваемого с дьяволом.


Эта пытка была сродни того, что сейчас считается одной из вопиющих форм сексуального извращения и насилия. В обществе, в котором скромность возводилась в ранг высшей добродетели , многие женщины были готовы признаться в чем угодно, лишь бы прекратить это унижение.

В Шотландии прокалыватель ведьм мог рассчитывать на вознаграждение в размере шести фунтов за выявление одной ведьмы. Учитывая тот факт, что в те суровые времена средний дневной заработок мог не превышать одного шиллинга, можно не сомневаться, что прокалыватели старались на славу.


Как и большинство других работ, прокалывателями обычно становились только представители мужского пола. Однако это не помешало одной женщине стать, наверное, одним из самых известных прокалывателем ведьм за всю историю существования этого способа выявления ведьм. Ее звали Кристин Кэддл.

Но она называла себя Джоном Диксоном. Кристин участвовала в процессах, будучи облаченной в мужское одеяние. Известно, что она отправила на смерть десятки ведьм. В итоге ее подлог был раскрыт, за что ее выслали на плантации на Барбадосе, где бушевала лихорадка.

Учитывая тот факт, что многие каторжане даже не выживали в процессе путешествия на остров, а Кристин добралась туда, можно сделать вывод, что эта женщина обладала недюжинной силой . Или ей просто очень везло. О дальнейшей судьбе Кристин ничего не известно.

Видящие ведьм


Наиболее изобретательными в своих гонениях на ведьм оказались шведы. Они очень сильно полагались на свидетельские показания детей. Причем, иногда это были дети самих обвиняемых. При этом детей пытали до тех пор, пока они не начинали рассказывать необходимые фантастические истории про деятельность ведьм.

При допросах от детей требовали преимущественно рассказать об их опыте посещения Блокулы – скалы посреди моря, где якобы собирались ведьмы для своего шабаша . Считалось, что в вершине скалы есть отверстие, через которое можно было лицезреть ад.

Под пытками некоторые юные свидетели выдавали такие "креативные" фантастические истории, что их несчастные родители сразу же после этого расставались с жизнью. Шведы верили, что некоторые мальчики обладали способностью обнаруживать так называемую метку дьявола на лице ведьм.


Это было вполне обычной практикой, когда после церковной службы такие мальчики обходили прихожан, указывая на некоторых женщин, которых обвиняли затем в связи с дьяволом . Мальчикам платили за каждую обнаруженную ведьму, а несчастных обычно казнили буквально в течение нескольких дней.

Неудивительно, что среди тех, кто якобы видел ведьм, чаще всего оказывались бездомные сироты и нищие – для них это был самый легкий способ заработать денег. Впрочем, эта работа была также сопряжена с вполне реальными рисками. Было немало случаев, когда таких вот "ясновидцев" забивали до смерти родственники "ведьм".

Позорный стул


Вид испытания, известный под названием "позорный стул", был самым распространенным, так как считался самым надежным способом, который позволял выявить ведьму . Его часто использовали в качестве наказания или даже казни.

Жертву привязывали к стулу, иногда связывая также вместе ее лодыжки с запястьями. Затем сам стул прикрепляли к длинной балке, являющейся частью простого механизма, напоминающего колодезного журавля, после чего подозреваемую опускали в холодную воду.

Логика данного испытания была проста. Судьи предполагали, что, если женщина была виновна, то она должна была как-то всплыть на поверхность. После этого подозреваемая была бы казнена, как самая настоящая ведьма.


Если же подозреваемая начинала опускаться на дно, тогда она считалась невиновной. У охотников на ведьм было несколько оснований верить в правдоподобность такого рода испытания.

Одни считали, что ведьмы автоматически всплывали на поверхность воды, поскольку они отвергали факт своего крещения, как акт неприятия Бога. Другие верили, что ведьмы могли использовать свои магические силы для того, чтобы остановить погружение в воду и всплыть на поверхность.

Наконец, в невиновности женщин убеждал тот факт, что они погружались на дно и тонули. Это означало, что они ни в чем не виноваты, а, следовательно, Господь Бог был готов принять их в свое Царствие Небесное.


По мнению охотников на ведьм, это была гораздо более завидная судьба, чем та, которая ожидала "виновных" – пытки, наказание, казнь и ад. Иногда подобное погружение в воду использовалось в виде пытки : несчастных погружали несколько раз, пока они не признавались в том, что от них требовали.

Примечательно, что позорный стул был создан специально для женщин. Его использовали также для казни проституток и так называемых мегер. Мегерами считали женщин, которые приносили неприятности, внося смуту и раздор между, к примеру, домочадцами и соседями, распространяя ложные слухи, бранясь и ссорясь с ними.

Специально для таких случаев было придумано особое наказание: позорный стул прикреплялся таким образом к телеге, что находился на возвышении . Жертву к месту погружения в воду везли через весь город. К прочим страданиям несчастных добавлялись еще и унижения.

Ведьмы Средневековья

Взвешивание ведьмы


В Голландии, в городке Аудеватер, находилась очень известная весовая палата. Сюда приезжали женщины с самых разных концов Европы, включая Германию и Венгрию, чтобы доказать свою невиновность в колдовстве.

Смысл этой затеи был очень простой. Считалось, что душа человека – это довольно тяжелая ноша . А поскольку ведьма не обладает душой, значит, она будет весить значительно меньше неповинных в колдовстве женщин.

В весовой палате было установлено несколько весов различных размеров. Женщина становилась на одну чашу весов, а на другую устанавливались чугунные противовесы. Если у взвешиваемой оказывался "правильный" вес, тогда она получала сертификат, который подтверждал ее невиновность.


Голландцы были не уникальны в своей идее, что взвешивание женщины может позволить определить, связана ли она с нечистой силой. В английском городке Эйлсбери было вполне нормальной практикой , когда женщин раздевали догола, а затем взвешивали на весах, используя в качестве противовеса тяжелую, в чугунном переплете, Библию.

И если весы оказывались не сбалансированными, тогда взвешиваемую подозреваемую объявляли колдуньей. В других местечках Англии ведьм взвешивали, используя в качестве противовеса несколько Библий. Если прямых доказательств вины обнаружено не было, всегда можно было добавить на чашу весов еще несколько экземпляров Писания…

Очная ставка ведьмы с убитым


Если кого-то обвиняли в совершении убийства посредством колдовства, во многих европейских судах той эпохи виновность доказывали с помощью весьма любопытного способа , который можно было назвать очной ставкой с трупом.

В средневековой Европе люди считали, что душа убиенного (или умершего своей смертью) человека еще некоторое время пребывает в его теле. И именно поэтому тело может реагировать каким-то необычным образом на присутствие рядом с ним убийцы.

Обвиняемого человека заставляли произнести вслух имя убитого, затем пройтись вокруг его тела, а после дотронуться до его ран. Если при этом выступала на теле кровь, если тело каким-то образом могло дернуться , или если на устах мертвого выступала пена, тогда подозреваемого обвиняли виновным.

В 1692-м году вы вполне могли бы оказаться на судебном процессе над салемскими ведьмами — в качестве обвиняемого, разумеется. Обвинить в ведовстве могли любого, точнее, любую, причём вполне законно, и вот за что…

1. Вы — женщина

Вы — женщина? Раз так, то вполне можете оказаться прислужницей Дьявола. В Средневековье женщин часто связывали с ведьмами: люди на протяжении тысячелетий верили, что женщины — существа куда более грешные, чем мужчины, а грешность ясно свидетельствует о поклонении Дьяволу. В Салеме в колдовстве обвинялись 13 женщин и пятеро мужчин, но за всю Охоту на ведьм женщин погибло гораздо больше.

2. Вы — бедняк или просто не можете себя обеспечивать

Нищих, бездомных и тех, кто вынужден был просить милостыню, часто обвиняли в колдовстве. Сару Гуд, например, повесили в 1692-м году, потому что она бродила от дома к дому и просила поесть — соседи её не любили, не доверяли ей, вот и обвинили в колдовстве.

3. Вы богаты или финансово независимы

Если вы — взрослая обеспеченная женщина и живёте без какой-либо финансовой поддержки со стороны мужчины, то в вашей кладовке, скорее всего, стоят банки с заспиртованными глазами тритона.

Любой случай, когда женщина жила самостоятельно, без поддержки мужчины, вызывал тревогу. Скорее всего, общество сторонилось бы такой женщины, а потом её обвинили бы и судили. Между 1620-м и 1725-м годом женщин, у которых не было мужей, сыновей или братьев, но которые, тем не менее, преуспевали, в Новой Англии часто обвиняли в колдовстве — примерно 89% повешенных были как раз такими.

4. У вас есть одна подруга или несколько

Группа женщин, собирающихся вместе без мужчин, могла быть принята за «ковен, поклоняющийся Дьяволу». Наверное, так дамам было удобнее строить ему глазки.

5. Вы поспорили с одной или несколькими своими подругами

Охотники на ведьм вроде Мэтью Хопкинса или Джона Сирна внушали такой ужас в обществе, что одни женщины обвиняли в колдовстве других, только чтобы защититься самим. По словам писательницы Элизабет Рейс, женщин чаще, чем мужчин, подозревали в сговоре с Дьяволом, и женщины сами в это верили — значит, подруги точно могли быть прокляты.

Для примера возьмём Рэйчел Клинтон — достойные порядочные женщины обвиняли её в том, что она заставляла их горбиться, когда проходила мимо них в церкви. Рэйчел, сама бывшая женщиной «порядочной и достойной», была вместе с тем психически неуравновешенной: поздний брак и последующее материнство заставили её оказаться на нижних ступеньках социальной лестницы.

Полный набор — осталось добавить других женщин, кричащих нелепости на всех углах, и Рэйчел смело можно обвинять в колдовстве, что и произошло.

6. Вы поспорили или не согласились с кем-то

Важно помнить, что любой мог обвинить любого, что все и делали. И если вы вдруг обнаружили, что вас обвиняют в колдовстве, то проверьте, откуда ветер дует — вполне возможно, что голой на метле вас видел бывший любовник.

7. Вы очень стары

Пожилые женщины, как замужние, так и незамужние, были идеальной мишенью для обвинений. Ребекке Нёрс было 70 лет, она была инвалидом — и соседи вдруг начали обвинять её. Она вошла в историю, как самая старая женщина, которую в 71 год осудили и казнили, как ведьму.

8. Вы очень молоды

Дороти Гуд было всего четыре года, когда она призналась в колдовстве (одновременно с ней обвинили её мать и в 1692-м году повесили). Дороти просидела в тюрьме девять месяцев, но, в конце концов, её отпустили. Тем не менее, девочка навсегда лишилась рассудка.

9. Вы акушерка

Об этом хорошо сказал писатель Джоэл Сутерн:

«Социальное и семейное положение, независимость, языческие влияния, тайное знание трав — всё говорило против акушерок. Главное — профессия считалась нечистой и унизительной, так что такие женщины просто обязаны были состоять в сговоре с Дьяволом. Короче говоря, акушерок все боялись».

10. Вы замужем, и у вас слишком много детей

Такое неестественное плодородие — наверняка результат чёрной магии. Поселите по соседству пару, которая никак не может зачать ребёнка, и они решат, что вы крадёте у них счастье. Потому что вы — ведьма.

11. Вы замужем, и у вас только один ребёнок (или вообще ни одного)

Дьявол проклял вас и наградил бесплодием. Кроме того, если ваши соседи и их шестеро детей уже пострадали, то наверняка те, кто живут рядом с ними, тоже уже обратились ко злу.

12. Вас можно назвать «странной», «упрямой» или «дерзкой»

Позвольте себе любую дерзость — и вас, скорее всего, назовут ведьмой. В ходе судебного разбирательства над Рэйчел Клинтон против неё свидетельствовали такие обвинения: «Разве она не ведёт себя, как озлобленная, назойливая, грубая женщина? Да это же характер ведьмы! Разве она не ругается, не угрожает, не лезет в драку?»

13. У вас есть родинка, родимое пятно или третий сосок

Всё это могло быть истолковано, как дьявольский знак. Это также могло означать, что к ведьме присасываются собака, кошка или змея, чтобы пить её кровь. Обвиняемым полностью сбривали волосы на всём теле, чтобы найти отметку.

14. В вашем погребе есть испорченное масло или молоко

На Салемском процессе обвиняемым вменялось в вину то, что в их погребах были испорченные молочные продукты. Так что проверьте-ка холодильник.

15. Вы занимались с…ксом вне брака

Если это к вам относится, можете сами кинуться в синее адское пламя. В 1651-м году Элис Лейк из Дорчестера судили, как ведьму, за то, что «она была блудницей и родила ребёнка». Её пытали так, что она, в конце концов, созналась, что переспала с Дьяволом, и ребёнок от него. В том же году её повесили.

16. Вы попытались предсказать личность вашего будущего мужа

Мечтаете о своей второй половине? Пишете его имя в записной книжке? Тогда ваши действия могут быть истолкованы как колдовство — что и случилось с Титубой, рабыней из города Салем. Титуба предлагала молодым девушкам узнать имена будущих мужей и стала первой женщиной в Салеме, кого обвинили в колдовстве. Но не последней.

17. Вы нарушили любое правило из Библии — значит, заключили договор с Дьяволом

Следующие несколько правил пуритане должны были строго соблюдать. Нарушение любого из них могло стать основанием для обвинения в колдовстве.


  • Строгое соблюдение субботы: нельзя разжигать огонь, торговать, путешествовать — иногда это называлось «новые хлебы предложения на святом месте», это каралось смертной казнью;

  • Не прелюбодействовать;

  • Не склонять людей к другим богам пророчествованием или мечтаниями;

  • Не допускать, чтобы вас изнасиловали;

  • Не сеять на поле семян больше одного вида;

  • Не касаться свиной туши;

  • Не носить одежду из тканей более одного вида;

  • Не подстригать волосы по кругу;

  • Не заплетать волосы в косу;

  • И, конечно же, не позволять ведьмам жить.

Если вы делали хоть что-то из этого списка, то вас можно смело обвинять в колдовстве. Вероятно, вас за это повесят, сожгут или бросят гнить в тюрьме, пока сами не умрёте.

Женщины подозревались в умении колдовать еще со времен глубокой древности. Например, смертная казнь за колдовство существовала в Вавилоне за 2000 лет до н.э. Подозрительно относились к якобы колдуньям и в античные времена. Но никогда борьба с ведьмами не носила столь массового и жестокого характера как в средневековой Европе.

Почти по всей территории Западной Европы в XV-XVII веках полыхали костры инквизиции, на которых были сожжены десятки тысяч женщин, мужчин и детей, обвиненных в колдовстве. Так что же вызвало эту массовую истерию?

Историки связывают это с тем, что именно в этом историческом отрезке экономическая модель большинства стран западной Европы перестала быть эффективной, население стремительно беднело, социальное напряжение росло. Волна эпидемий и неурожаев лишь усугубила ситуацию. Не секрет, что люди часто склонны объяснять свое бедственное положение вмешательством потусторонних сил, сглазом и порчей. Именно это и произошло в те тяжелые времена. Священнослужители объявили ведьм пособниками дьявола, а колдовство приравняли к смертному греху. Ведьм теперь обвиняли во всех катаклизмах и личных несчастьях. Стало считаться, что чем больше ведьм будет уничтожено, тем счастливее заживет человечество.

И если в XII-XIII веках казнь ведьм была все еще довольно редким событием, то начиная с XIV века расправы стали массовыми. Известны случаи, когда одновременно на площадях сжигали более 400 ведьм. Ситуация усугубилась после опубликования в 1484 году буллы о ведьмах папы Иннокентия VIII. Жгли ведьм везде — во Франции, Бельгии, Италии, но особенно отличилась Германия.

Некоторые судьи даже соревновались в количестве жертв. Взойти на костер мог любой, кто хоть сколько-нибудь отличался от остальных жителей. Горели самые красивые, самые толстые, слепые и увечные с рождения. Все отличия считались доказательством сговора с дьяволом. Чтобы попасть в лапы инквизиции достаточно было небольшого доноса от соседа, которому показалось, что свинья его сдохла от недоброго взгляда живущей неподалеку женщины.

Но свирепствовала не только инквизиция. Отправляли ведьм на казнь и обычные жители. Так в герцогстве Гессенском один из трибуналов возглавлял обычный солдат. И вместе со своими присяжными заседателями (простыми крестьянами) он обрекал людей на сожжение по малейшему поводу. Часто при помощи обвинений в колдовстве и доносах люди находили способ избавиться от своих конкурентов: врачи устраняли своих соперниц – более успешных деревенских врачевателей, девушки доносили на своих более красивых сожительниц и т.д. Участие в охоте на ведьм принимали как католики, так и протестанты. Идейные вожди последних — Кальвин и Мартин Лютер — зачастую самолично принимали участие в казнях и даже придумывали новые способы продлевать агонию горевших ведьм. Например, Кальвин предложил делать костры из сырых дров, что делало казнь более продолжительной.

Рекомендуем

Еще страшнее были орудия пыток, которые придумали инквизиторы чтоб заставить ведьм сознаться в злых умыслах. ”Ведьмино кресло” с острыми шипами, дыба, кипяток в сапоги — все шло в ход, чтобы добиться признания. Еще одним наиболее явным доказательством вины считалось обнаружение на теле ведьмы “отметины дьявола”. Это и дало повод в настоящее время говорить, что под предлогом охоты на ведьм инквизиция боролась с проказой.

Однако часть медиевистов склонна считать, что инквизиция таким образом пыталась уничтожить зарождавшийся феминизм. И как в этой связи не вспомнить самую известную казнь 30 мая 1431 года в Руане, когда была сожжена обвиненная в ведьмовстве Жанна д’Арк.

Лишь к середине XVIII века судебные процессы в отношении ведьм прекратились. Почему же это произошло? Постепенно рос уровень образования, улучшались условиях жизни человека. В определенных общественных кругах вера в колдовство стала считаться дурным тоном. Увеличивались знания в области медицины, а значит, теперь многие странности человеческого организма объясняли научно, а не кидали за них в костер. Постепенно суды над ведьмами были запрещены законодательно. Но отдельные самосуды и линчевания продолжались еще более ста лет. Последняя известная ведьма была сожжена в Мексике в 1860 году. Историками было подсчитано, что начиная со средних веков за колдовство было казнено около 80 тысяч человек.

Иллюстрация: depositphotos | FrolovaElena

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Эта статья посвящена ведьмам и пыткам, которые к ним применялись. Во все времена человечество было крайне изобретательным, когда дело доходило до казней или издевательств. После прочтения этой статьи отрубание головы за убийство или отрубание рук за воровство покажется вам детской забавой.

Кто такие ведьмы?

«Ведьмой» часто называют уродливую старуху или, наоборот, красивую молодую женщину. В общем, ведьма – это любая женщина.

Вот основные обвинения, которые предъявляли ведьмам и колдунам:
1. полеты по воздуху и разграбление винных погребов;
2. ликантропия – умение оборачиваться волком и убивать крупный рогатый скот;
3. умение становиться невидимым с помощью трав;
4. излечение болезней и паралича, вызванных колдовством, путем насылания их на другого человека;
5. похищние и поедание детей;
6. вызов сатаны и заключение с ним сделки;
7. планирование подрыва авторитета Церкви.

Для начала, необходимо уточнить, что наши предки были крайне избирательны, вплоть до составления инструкций и громадных трактатов по отлову и уничтожению "ведьм".

Печать дьявола.


Под этой "печатью" подразумевалось все, что внешне хоть как-то отличало человека от его соплеменников. Большая родинка? Косоглазие? Невероятная красота? "Сжечь ведьму!". Под такие параметры мог подойти вообще кто угодно, так что если тебя, дорогой читатель, в те времена решили бы сжечь - нашли бы "печать дьявола" и дело с концом.

Германский трактат «Молот ведьм» иногда называют единой средневековой европейской инструкцией по выявлению и наказанию демонических сил. На самом деле в нем не существовало единого свода признаков ведьмы. Зато множество указаний на эту тему выпускалось отдельными светскими муниципалитетами для своих земель. Причем, они могли быть самыми различными и неожиданными. (что как бы наводит на определенные мысли)

"Он странный".


Чаще всего подозрения в ведовстве падали на людей не из-за обнаружения улик, а из-за того, что их поведение и образ жизни казались странными соседям, а сами они отличались от других. Ведьмами и колдунами объявлялись чужаки, нелюдимые одиночки, чрезмерно болезненные люди или, наоборот, единственные, кто не заболел во время эпидемии, те, кто обладал особыми талантами, кому везло в хозяйстве, кто оказывался богаче других.

Как пытали ведьм?

О, тут способов было более, чем достаточно. Однако сейчас мы рассмотрим самые неприятные и изощренные методы издевательств над несчастными обвиненными.

Костер


Это было главным способом искоренения ведьминского влияния на чужие безгрешные души. Сгоревшая душа исключала какую-либо возможность смутить или испачкать безгрешную душу. Какие могут быть сомнения?

Ведьмино кресло для купания


Грешника привязывали к креслу, подвешенному к длинной жерди, и опускали под воду на какое-то время, потом давали немного глотнуть воздуха, и опять - под воду. Популярное время года для проведения таких пыток - поздняя осень или даже зима. Во льду делали прорубь, и через какое-то время жертва не только задыхалась под водой без воздуха, но и на таком желанном воздухе покрывалась коркой льда. Иногда пытки длились сутками.

Пытки водой


Этот способ был «подсмотрен» инквизиторами на востоке. Грешника привязывали колючей проволокой или крепкими веревками к специальному деревянному приспособлению типа стола с сильно приподнятой серединой - чтобы живот грешника выпирал, как можно дальше. Его рот забивали ветошью или соломой, чтобы он не закрывался, и вставляли в рот трубку, через которую вливали в жертву неимоверное количество воды. Если жертва не прерывала эту пытку для того, чтобы сознаться в чем-то или целью пытки была однозначная смерть, в конце испытания жертву снимали со стола, укладывали на землю, а палач прыгал на ее раздутый живот. Финал понятен и отвратителен.

Груша


Это приспособление вставлялось в самые пикантные отверстия тела и раскрывалось так, чтобы причинять жертве немыслимую боль, разрывая эти отверстия. Вообще, вариаций пыток с затрагиванием интимных частей тела было очень много. Самым лояльным из них считалось применение "колыбели". Визуально выглядел как большой треугольник. Ведьму приподнимали на веревке, а потом сажали на "колыбель", причем вершина треугольника вставлялась в те же отверстия, что и Груша. Было больно до такой степени, что грешник терял сознание. Его приподнимали, «откачивали» и снова насаживали на Колыбель.

Очищение души


Во многих католических странах духовенство считало, что всё-таки душа грешника может быть очищена. Для этих целей им приходилось использовать или вливание в горло грешника кипящей воды или закидывание туда же раскаленных углей. Сами понимаете, в заботе о душе места для заботы о теле не находилось.

Железная дева .


Закрывает наш список крайне хитрое и популярное приспособление тех времен. Это огромный саркофаг в виде открытой пустой женской фигуры, внутри которой укреплены многочисленные лезвия и острые шипы. Они расположены таким образом, чтобы жизненно важные органы заключенной в саркофаг жертвы не были задеты, поэтому агония приговоренного к казни была долгой и мучительной.

Мнение историков.

Многие ученые считают так называемые "охоты на ведьм" способом социального регулирования и удобным способом для устранения "неугодных". Список обвинений, который вы уже прочитали выше и куча уточнений для различных регионов позволяли обвинить ведьму в чем вашей душе угодно (голод, падеж скота, неурожай, воровство и вандализм, болезни и эпидемии, потеря детей и т.д.)

Столетняя война близилась к концу, и жизнь была очень и очень тяжелой, поэтому для того, чтобы восстановить порядок и контроль над обществом, нужно было найти врага, которого можно было обвинить во всех несчастьях.

Анастасия Ялкина.

Магические упражнения, известные под общим названием «колдовство», возникли ещё на заре человечества. Практически во всех ранних культурах так или иначе появлялись группы людей, пытавшихся воздействовать на силы природы с помощью различных обрядов.

Отношение к колдунам часто зависело от результатов их деятельности, меняясь от обожания и почитания до ненависти и стремления к физической расправе.

С появлением первых государств власть стала рассматривать колдунов как лиц, своим влиянием способных подорвать авторитет правителей.

Ещё в знаменитых древних законах царя Хаммурапи предусматривалась ответственность за колдовство: «Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя». Человек, признанный виновным в колдовстве, при наличии убедительных доказательств подлежал смертной казни.

В Древнем Риме колдовство каралось в зависимости от степени нанесённого ущерба в рамках так называемого талионного права. Если человек, признанный виновным в нанесении увечья другому при помощи колдовства, не мог выплатить пострадавшему компенсации, то ему должно было быть нанесено такое же увечье. Нанесение смерти путём колдовства аналогичным образом каралось смертью.

Опасная ересь катаров

Борьба с колдовством вышла на новый уровень с утверждением христианства в Европе. Стремясь окончательно искоренить язычество, богословы объявляли языческих богов демонами и запрещали какое бы то ни было общение с ними, называя это идолопоклонничеством. На первых порах, впрочем, идолопоклонничество грозило лишь отлучением от церкви.

При этом христианские богословы I тысячелетия не были склонны преувеличивать возможности колдунов. Так, епископ Бурхард Вормсский призывал святых отцов разоблачать ложь о ночных полётах колдуний, которые они якобы совершают в свите языческих богов.

В начале II тысячелетия церковь столкнулась с новой проблемой — возникновением христианских сект, отрицающих догматы веры и выступающих против власти господства римских первосвященников. Особенно большого влияния достигла секта катаров, или «Добрых христиан», как они сами себя называли.

Катары исповедовали неоманихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, добре и зле, причём материальный мир рассматривался как зло.

В XIII веке, стремясь покончить с усилением влияния катаров, Римский Папа Иннокентий III санкционировал первый в истории крестовый поход в христианские земли. Катарский, или альбигойский, крестовый поход, начавшийся в 1209 году, растянулся на 20 лет и закончился полным поражением катаров. Этим, однако, дело не ограничилось — римская церковь предоставила особому церковному суду, получившему название «инквизиция», широкие полномочия для искоренения ереси, в том числе путём физического устранения её носителей.

Ян Люйкен. Приготовления к казни в 1544 году. Гравюра XVII в. Фото: www.globallookpress.com

«Дьявол» в качестве аргумента

Но широким слоям населения был непонятны глубокие богословские споры между различными ветвями христианства. Для многих это выглядело так: по велению Римского Папы одни христиане истребляют других.

Для того, чтобы избавиться от подобной неловкости, катаров стали активно обвинять в колдовстве и связях с дьяволом. Под пытками еретики признавались в отрицании Христа , поклонении дьявольским силам и тех самых ночных полётах, которые за несколько веков до этого богословы называли ложью и бредом.

Соответственно, теперь ситуация для широких масс выглядела так: церковь борется не с христианами, а с кознями дьявола и с теми, кто, поддавшись его влиянию, встал на службу врагу человечества.

Подобные обвинения оказались весьма эффективным и действенным инструментом и после окончательного уничтожения катаров стали активно использоваться инквизицией и против других врагов церкви.

Пытки обвиняемой в ведовстве. 1577 г. Источник: Public Domain

Карьера инквизитора Крамера

Средневековая Европа представляла собой идеальное место для появления слухов о многочисленных ведьмах и колдунах. Регулярные неурожаи, эпидемии смертельных болезней, войны порождали в жителях Старого Света панику и отчаяние. При этом поиски виновного как в крупном, так и в мелком бедствии были довольно краткосрочными — «во всём виноваты ведьмы и колдуны». На эту роль мог быть зачислен любой, кто по каким-то причинам был несимпатичен обвинителю. Оправдаться обвиняемому в колдовстве было крайне непросто.

Во второй половине XV века широкую известность приобрёл уроженец вольного города Шлеттштадта Генрих Крамер . Выходец из бедной семьи, он вступил в орден доминиканцев и дослужился до должности инвизитора.

Свою карьеру в качестве инквизитора Крамер начал с расследования в Триенте, где группа евреев была обвинена в ритуальном убийстве двухлетнего мальчика. Итогом разбирательства стал смертный приговор для девяти обвиняемых.

После этого процесса инквизитор Крамер занялся борьбой против ведьм и сект. В Равенсбурге он провёл процесс, на котором две женщины были признаны виновными в колдовстве и сожжены на костре.

Папа даёт добро

Крамер, однако, полагал, что его возможности недостаточны для борьбы с прислужниками дьявола. В 1484 году ему удалось убедить Римского Папу Иннокентия VII освятить борьбу с ведьмами своим авторитетом.

Булла Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души») датируется 5 декабря 1484 года. Официально признавая существование ведьм, она давала полное папское одобрение действиям инквизиции с разрешением использовать для этого все необходимые средства. Попытки воспрепятствовать действиям инквизиции карались отлучением от церкви.

В первую очередь булла относилась к Рейнской области, где действовали Генрих Крамер и его единомышленник, инквизитор Якоб Шпренгер , однако фактически она дала старт большой охоте на ведьм в Европе.

Инквизитор Крамер, получивший особые полномочия, развернул настоящий террор, жертвами которого стали десятки «ведьм» и «колдунов». Рвение борца с дьяволом оценили далеко не все — в 1485 году против Крамера поднялось настоящее восстание в Инсбруке, и местные власти предпочли освободить всех схваченных им женщин, а самого инквизитора изгнать из города.

«Молот, подобный мечу»

Уязвлённый таким оборотом дела Крамер, не отступившийся от своих идей, решил изложить своё видение проблемы и путей её решения в письменном виде.

Трактат из 3 частей, 42 глав и 35 вопросов был написан на латыни в 1486 году и впервые опубликован в городе Шпайере в 1487 году. Соавтором Генриха Крамера стал его соратник Якоб Шпренгер.

Обложка книги Генриха Крамера и Якоба Шпренгера «Молот ведьм». Фото: www.globallookpress.com

Полное название этого трактата — «Молот ведьм, уничтожающий ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу», однако он более известен под коротким названием «Молот ведьм».

В первой части излагалась точка зрения церкви на суть ведовства, где оно объявлялось худшим из преступлений и безжалостно каралось. Считалось, что, кроме вреда людям, ещё одна задача ведьм — умножать на Земле нечистую силу и создавать проклятые места.

Кроме того, авторы приводили деление ведьм на различные типы и разъясняли основы судопроизводства по их делам. В частности, подчёркивалось, что с учётом исключительной вины обвиняемых, в таких делах показания разрешается давать любым свидетелям, в том числе отлучённым от церкви, осуждённым преступникам, иностранцам и так далее.

Секс, женщины и сатана

Вторая, самая большая часть «Молота», состоящая из 26 глав, посвящена описанию теории существования и деятельности ведьм, а также способам борьбы с ними.

Среди всевозможных видов ведовства, таких как оборотничество, насылание болезней и управление стихиями, наибольшее место отведено сексуальным вопросам, связанным с ведьмами. Подробно разбираются темы полового сношения с демонами и инкубами, а также рождения детей от дьявола, любовного колдовства над людьми и насильственного соблазнения их к половому акту.

Хотя авторы «Молота ведьм» и посвятили отдельную главу мужчинам-колдунам, очевидно, что не в них инквизиторы видели главную угрозу. Прямым текстом говорилось о том, что колдуны встречаются значительно реже и несут меньшую угрозу, нежели женщины. Женский пол рассматривался авторами «Молота ведьм» как лёгкая добыча дьявола по причине своей изначальной нестойкости в вере и склонности к греху.

Третья часть трактата содержит формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения её осуждения и вынесения приговора. В неё включены 35 вопросов и ответов на них, которые призваны разъяснить все возможные аспекты процесса над ведьмой.

«Молот ведьм» очень быстро превратился в своеобразную настольную книгу инквизиторов. За последующие 200 лет он выдержал более двух десятков изданий, превратившись в настоящий символ охоты на ведьм.

Жгите с нами, жгите, как мы, жгите больше нас

Инквизитор Генрих Крамер, подписавший «Молот ведьм» латинским вариантом имени Генрикус Инститор, заявлял, что лично отправил на костёр 200 ведьм. Но труды самого автора были только началом безумия, охватившего Европу.

В XVI-XVII веках охотники на ведьм отправляли на смерть сотни и тысячи женщин. Европейская Реформация не только не изменила, но даже ухудшила ситуацию, ибо в протестантских государствах законы о колдовстве оказывались значительно жёстче, чем в католических.

В саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы». В Силезии некий изобретательный инквизитор придумал специальную печь для сожжения ведьм, куда только в 1651 году отправил 42 человека, включая малолетних детей.

Парадокс ситуации заключается в том, что люди, недовольные засильем церкви, вытеснив инквизицию, не отказались от преследования колдунов, а передали этот процесс в руки светских властей, после чего количество жертв заметно увеличилось.

Люди, обвинённые в колдовстве, из страха и под пытками начинали свидетельствовать против своих родных, соседей, случайных знакомых. Арест 12-летнего «прислужника дьявола» в немецком городе Ройтлинген привёл к тому, что на основании его показаний были схвачены ещё 170 «ведьм и колдунов».

Массовая казнь ведьм в Шотландии. 1659 год. Фото: www.globallookpress.com

«Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола»

Картина происходящего в немецком городе Бонне в начале XVII века запечатлена в письме некоего священника, адресованном графу Вернеру фон Сальму : «Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9-14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать».

Однажды начавшаяся в городе или деревне охота на ведьм уже не могла остановиться. В жернова террора затягивались как представители низших слоёв, так и представители знати. Кое-где дело доходило до полного истребления женщин, а в других населённых пунктах судьи сожалели, что процесс остановился из-за… нехватки дров.

Американские отголоски европейской эпидемии

Общее число жертв охоты на ведьм сегодня установить сложно. Процесс был длительным, порой затухая и вновь вспыхивая в период серьёзных социальных потрясений. Чаще всего современные исследователи говорят о 40 000 - 100 000 погибших в результате охоты на ведьм, хотя некоторые полагают, что жертв могло быть значительно больше.

Европейская истерия затронула и территорию современных США. Самым знаменитым случаем охоты на ведьм в Новом Свете стал «процесс над салемскими ведьмами», в результате которого было повешено 19 человек, один умер под пытками, а в тюрьме оказалось ещё около 200 обвиняемых в колдовстве. Лишь то, что обвинения, основывавшиеся на показаниях малолетних девочек, были поставлены под сомнения, позволило прекратить дальнейшие расправы.

Лишь в XVIII веке европейские правители введением новых законов сумели прекратить охоту на ведьм. Способствовало этому и улучшение условий жизни в Европе.

Последним человеком, казнённым в Европе за колдовство, считается швейцарка Анна Гельди . Женщина под пытками призналась в занятиях чёрной магией, что в совокупности с обвинением в отравлении стало причиной для вынесения смертного приговора.



Выбор редакции
Молитвы от врагов, колдунов, магов, экстрасенсов и всякой нечисти Кроме всего того что написано выше (ежедневные молитвы, исповедь,...

Такие сны часто приходят тогда, когда не прошло 40 дней после похорон или в течение года после гибели этого человека. В них может...

Если Вы во сне смотрите в окно своего дома на улицу - то это символ Вашего взгляда на внешний мир, происходящие события или ситуацию. Все...

Перед тем как узнать об идеях англиканства и истории этого религиозного движения, необходимо понять, в каких условиях оно формировалось и...
В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году. Кто был первым патриархом и сколько их было вообще? Ответы – в...
А символы этого гороскопа стали своеобразными оберегами от бед и невзгод. Магические названия этих знаков на ацтекском языке служат...
Цапля символизирует приход весны и позитивных изменений в жизни, поэтому в качестве талисмана она способствует благоприятным переменам, и...
Иногда всем нам снятся люди, которых уже нет. Толкование таких снов интересно каждому. Что же пытаются нам сказать умершие во сне?Сонник...
Если вам необходимо узнать, как сделать отворот, следует запомнить основные рекомендации по применению этого вида магии. В частности,...