Кто основатель англиканства. Значение слова «англиканство


Перед тем как узнать об идеях англиканства и истории этого религиозного движения, необходимо понять, в каких условиях оно формировалось и с какими другими христианскими течениями конкурировало.

Протестантизм

Появлению протестантизма способствовала Реформация 16-17 вв. Данная духовно-политическая идеология была одной из определяющих как в жизни европейских государств, так и в жизни стран других континентов. Столетиями различные протестантские течения предлагали свои взгляды на решение религиозных вопросов и обеспечение духовных потребностей христиан.

Появление новых ответвлений протестантизма продолжается и по сей день. Наиболее массовыми протестантскими течениями являются лютеранство, кальвинизм, англиканство. Также существенную роль в становлении протестантизма играло цвинглианство, но более подробно о нём вы узнаете ниже.

Краткая характеристика

Изначально понятие "лютеранство" было синонимом протестантизма (на территории стран бывшей Российской империи эта формулировка была актуальна чуть ли не до начала революции). Сами же лютеране называли себя "евангелическими христианами".

Идеи кальвинизма имели широкое распространение по всему миру и повлияли на историю всего человечества. Кальвинисты сделали большой вклад в становление Соединённых Штатов Америки, а также стали одними из идеологов тенденции борьбы с тиранией 17-19 вв.

В отличие от кальвинизма и лютеранства англиканство появилось по воле властной верхушки Англии. Именно короля можно назвать отцом-основателем данного движения. После его создания церковный институт стал национальным оплотом королевской монархии, в котором верховенство власти англиканства стало принадлежать королю, а духовенство подчинялось ему как важная составляющая аппарата монархического абсолютизма.

Цвинглианство немного отличается от других протестантских движений. Если кальвинизм и англиканство хотя бы косвенно были связаны с лютеранством, то цвинглианство образовалось обособленно от этого движения. Широкое распространение оно имело на территории Южной Германии и Швейцарии в 16 столетии. К началу 17 столетия оно объединилось с кальвинизмом.

Протестантизм сегодня

На данный момент распространены в Соединённых Штатах Америки, странах Скандинавии, Англии, Канаде, Германии, Голландии и Швейцарии. Главным центром протестантизма заслуженно можно назвать Северную Америку, поскольку там находится самое большое количество штаб-квартир различных протестантских движений. Для протестантизма сегодняшнего типа характерно желание всеобщего объединения, проявившееся в создании Всемирного совета церквей 1948 года.

Лютеранство

Данное движение зародилось в Германии, сформировав базовые основы протестантизма как такового. У его истоков стояли Филипп Меланхтон, Мартин Лютер, а также их единомышленники, разделявшие идеи Реформации. Со временем лютеранство начало распространяться во Франции, Венгрии, Австрии, скандинавских странах и на территории Северной Америки. На данный момент на нашей планете насчитывают примерно 75 000 000 лютеран, 50 000 000 из которых являются членами Всемирного лютеранского союза, образованного в 1947 году.

У лютеран есть несколько духовных книг, но наиболее подробно суть их вероучения изложена в "Книге согласия". Приверженцы данного движения причисляют себя к теистам, поддерживающим идею триединого Бога и исповедующим Богочеловеческую сущность Иисуса Христа. Особое значение в их мировоззрении занимает концепция адамового греха, который можно преодолеть только через божью благодать. Для лютеран самым верным критерием правильности веры является Святое Писание. Особым авторитетом у них пользуются и другие священные источники, которые целиком и полностью соответствуют Библии и никак не наоборот (в качестве примера можно привести Святое Предание Отцов). Критической оценке поддаются и суждения церковников, которые имеют непосредственное отношение к истокам исповедания. К ним относят и работы самого Мартина Лютера, к которому члены данного движения относятся с уважением, но без фанатизма.

Лютеранами признаётся только два типа таинства: крещение и причастие. Через крещение человек принимает Христа. Через причастие происходит укрепление его веры. На фоне других конфессий лютеранство выделяется тем, что потиром могут причащаться не только обладатели священного сана, но и обычные христиане. По мнению лютеран, священник - это точно такой же человек, который ничем не отличается от обычных мирян и просто является более опытным участником религиозной общины.

Кальвинизм

Из святой протестантской троицы "Лютеранство, кальвинизм, англиканство" достаточно важную роль в реформационных процессах сыграло второе движение. Зародившись в Германии, пламя Реформации вскоре поглотило и Швейцарию, подарив миру новое протестантское движение под названием кальвинизм. Оно возникло практически в то же время, что и лютеранство, но развивалось во многом без влияния последнего. Из-за большого количества различий между двумя этими реформационными ветвями в 1859 году произошло их официальное разделение, закрепившее независимое существование движений протестантизма.

Кальвинизм отличался от лютеранства более радикальными идеями. Если лютеране требуют удалить из церкви то, что не соответствует библейскому учению, то кальвинисты хотят избавиться от того, что в этом самом учении не требуется. Базовые основы данного течения были изложены в работах Жене Кальвина, главной из которых является труд "Наставление в христианской вере".

Наиболее важные доктрины кальвинизма, отличающие его от прочих христианских течений:

  1. Признание святости только библейских текстов.
  2. Запрет на монашество. По мнению приверженцев кальвинизма, основная цель мужчины и женщины - это создание крепкой семьи.
  3. Отсутствие церковных обрядов, отрицание того, что человек может спастись только через духовенство.
  4. Утверждение доктрины предопределения, суть которой заключается в том, что предустановленность жизни человека и планеты происходит по воле Бога.

Согласно кальвинистскому учению, для вечной жизни необходима только вера в Христа и дела веры для этого не нужны. Благие дела веры необходимы только для того, чтобы показать искренность своей веры.

Цвинглианство

Когда речь заходит о христианских движениях, многие вспоминают православие, католичество, лютеранство, кальвинизм и англиканство, но при этом забывают про ещё одно достаточно важное течение под названием цвинглианство. Отцом-основателем данной ветви протестантизма был Ульрих Цвингли. Несмотря на практически полную независимость от идей Мартина Лютера, цвинглианство во многих аспектах схоже с лютеранством. Что Цвингли, что Лютер были приверженцами идеи детерминизма.

Если говорить о проверке церковных правил на их истинность, то Цвингли считал правильным только то, что напрямую подтверждается Библией. Все элементы, отвлекающие человека от углубления в самого себя и вызывающие у него яркие эмоции, необходимо было полностью убрать из церкви. Цвингли выступал за прекращение церковных таинств, а в церквях его единомышленников отменялось изобразительное искусство, музыка и католическая месса, которая была заменена на проповеди, посвящённые Святому Писанию. Здания бывших монастырей становились лечебницами и учебными заведениями, а монастырские вещи отдавались на благотворительность и для образования. В конце 16 - начале 17 столетия цвинглианство стало частью кальвинизма.

Англиканство - это что?

Вы уже знаете о том, что такое протестантизм и какие его направления считаются главными. Теперь мы можем перейти непосредственно к теме статьи, а конкретнее к особенностям англиканства и истории этого движения. Ниже вы сможете найти всю подробную информацию.

Зарождение

Как уже говорилось ранее, англиканство - течение, являющееся сугубо английским достоянием. На территории Британии основоположником Реформации был король Генрих VIII Тюдор. История англиканства сильно отличается от истории других протестантских движений. Если Лютер, Кальвин и Цвингли хотели кардинально изменить католическую церковную систему, которая на тот момент находилась в кризисном состоянии, то Генрих пошёл на это из-за более личных мотивов. Английский король хотел, чтобы папа Климент VII развёл его с женой но тот ни в какую не хотел этого делать, поскольку боялся гнева со стороны императора Германии Карла V. Ради достижения желаемой цели Генрих VIII в 1533 году издал приказ о независимости церковного института Англии от папского протектората, а уже в 1534 году он стал единоличным главой новоиспечённой церкви. Через некоторое время король издал основные постулаты англиканства, содержание которых во многом напоминало католические, но с примесью идей протестантизма.

Церковная реформа

Несмотря на то, что англиканство - это идея Генриха VIII, настоящими церковными реформами занялся его преемник Эдуард VI. Когда он только приступил к правлению, англиканские догматы были описаны в 42 статьях, носящих в себе характерные черты как католичества, так и протестантизма. Во время правления Елизаветы некоторые правила английского вероисповедания были переработаны, и в итоге осталось только 39 статей, которые действуют и по сей день. Новое вероисповедание, изложенное в этих статьях, является смесью из католичества, кальвинизма и лютеранства.

Особенности вероучения англиканства

Теперь рассмотрим основные догматы и правила почерпнутые из того или иного христианского движения.

Из лютеранства англиканство взяло следующее:

  1. Принятие Библии как главного и единственно верного источника веры.
  2. Утверждение только двух необходимых таинств: крещения и причастия.
  3. Отмена почитания святых, поклонения иконам и мощам, а также учения о чистилище.

Из кальвинизма:

  1. Идея о предопределении.
  2. Идея о достижении Царствия небесного через веру в Христа без совершения богоугодных дел.

От католиков англикане сохранили классическую церковную иерархию, но во главе её стоял не папа римский, а король Англии. Как и главные христианские конфессии, англиканство придерживается идеи о триедином Боге.

Особенности богослужения в англиканстве

Ранее уже упоминалось, что данное религиозное течение имеет свои правила и законы. Особенности богослужения и роль священника в англиканстве описаны в "Книге общих молитв". Данный труд был основан на римско-католическом богослужебном чине, который действовал на территории Британии до зарождения протестантских движений. Помимо англоязычного перевода старых идей религиозная реформа в Англии проявлялась в сокращении уже существующего чина (к примеру, в отмене большинства обрядов, традиций и служб) и в изменении молитв согласно новым правилам. Создатели "Книги общих молитв" хотели значительно увеличить роль Святого Писания в англиканском богослужении. Ветхозаветные тексты разделялись таким образом, чтобы каждый год их часть зачитывалась однажды. Евангелие, за исключением Откровения Иоанна Богослова, из которого были взяты лишь некоторые моменты, разделено так, чтобы в течение года оно зачитывалось три раза (при этом праздничные и воскресные прочтения Апостола и Нового Завета не считаются). Если говорить про книгу псалмов, то её необходимо было зачитывать каждый месяц.

Богослужебный строй англиканства - это скорее копия протестантского строя, нежели римско-католического или православного. Но несмотря на это, данное ответвление христианства сохранило некоторые элементы, которые в протестантизме были недопустимы. К ним можно отнести церковную одежду священников, которую те надевали при богослужении, отрицание дьявола и освящение воды во время крещения, использование обручального кольца при заключении брака и т. д.

Английское церковное управление разделено на две части: Кентерберийскую и Йоркскую. Каждой из них управляют архиепископы, но при этом глава Кентерберийского ответвления является главным церковным иерархом англиканской церкви, влияние которого распространяется и за пределы Англии.

В среде англиканцев давно были созданы три партии, которые существуют и по сей день: Низкая, Широкая и Высокая церкви. Первая партия представляет радикальные взгляды протестантизма и желает, чтобы англиканская церковь в своём учении больше опиралась именно на протестантизм. Вторая партия даже не является партией как таковой: к ней относятся обычные люди, коим, по сути, безразличны существующие обряды, а англиканство в том виде, в котором оно существует сейчас, их полностью удовлетворяет. Высокая церковь, в отличие от Низкой, наоборот, старается как можно дальше отойти от идей Реформации и сохранить характерные черты классической церкви, которые появились до зарождения протестантизма. Кроме того, представители этого движения хотят возродить те правила и традиции, которые были утеряны много веков назад, а также как можно больше приблизить англиканство к общей вселенской церкви. В среде высокоцерковников в 30-х годах 19-го века появилась "самая высокая" церковь. Основателем этой партии был оксфордский преподаватель Пьюзи, а её участники называли себя пьюзеистами. Из-за своего желания возродить старые церковные обряды они также получили наименование "ритуалисты". Данная партия во что бы то ни стало хотела доказать значимость англиканского вероисповедания и даже объединить его с Восточной церковью. Их взгляды очень схожи с идеями православия:

  1. В отличие от того же лютеранства, англиканство самого высокоцерковного образца в качестве авторитета признаёт не только Библию, но и Святое Предание.
  2. По их мнению, для обретения вечной жизни человеку нужно не только верить, но и совершать богоугодные дела.
  3. "Ритуалисты" выступают за почитание икон и святых мощей, а также не отвергают поклонение святым и мольбы за усопших.
  4. Не признают предопределение в кальвинистском смысле.
  5. Смотрят на причастие с точки зрения православия.

Теперь вы знаете определение англиканства, историю этого христианского течения, а также его характерные черты и особенности. Надеемся, данная статья оказалась для вас полезной!

Протестантизм

Англиканство

Основные особенности англиканства

Окончательное торжество англиканства наступило при королеве Елизавете, которая в 1563 г. парламентским актом провозгласила «39 статей» англиканской церкви в качестве англиканского символа веры. Эти статьи проникнуты пртестантским духом, но они умышленно обходят вопросы, которые разделяли протестантов XVI в. и продолжали разделять в XVII в., - вопросы о причастии и предопределении.

Статьи были составлены под влиянием и при участии протестантских континентальных богословов, главным пособием послужило «Аугсбургское вероисповедание». В этих статьях следует различать:

1) догматы, которые имеют общехристианский характер, как-то: учение о триедином боге, творце и промыслителе мира, о сыне божьем, его воплощении, соединении в нём двух естеств - божественного и человеческого, его воскресении, вознесении и втором пришествии и т.д.;

2) протестантское отрицание чистилища и индульгенций, предписание проповеди и богослужения на народном языке, отмена обязательного безбрачия духовенства, отрицание папской власти, учение о том, что священное писание содержит всё необходимое для спасения, учение об оправдании одною верой, отрицание почитания икон и мощей, отрицание пресуществления;

3) утверждение церковного главенства короны, т.е. верховным правителем англиканской церкви является король, осуществляющий свою власть при посредстве послушного клира.

Королевская власть в Англии имеет право назначать епископов на вакантные кафедры, созывать конвокации, т.е. соборы всех епископов провинции и выборных представителей низшего духовенства, является высшей апелляционной инстанцией по церковным делам. Со временем королевское церковное главенство превратилось в главенство над церковью парламента. Назначение на епископские кафедры зависит от премьер-министра, роль высшей апелляционной инстранции выполняет особый протестантский совет, члены которого могут и не быть англиканами и, как правило, ими не бывают.

Наиболее характерной особенностью англиканской церкви является то, что в ней сохранилась церковная иерархия. Согласно учению англиканской церкви, только духовенство обладает всеми благодатными дарами истинной иерархии, духовенство отличается от мирян, которые устранены от всякого руководства церковной жизнью. Англиканство эклектически соединило католический догмат о спасающей силе церкви с догматом об оправдании верой.

По своему устройству англиканская церковь епископальная. Священнослужители деляться на три группы: епископов, пресвитеров и диаконов, которые все возводятся в свой сан через епископское рукоположение. Группирующиеся вокруг своего храма верующие составляет церковную общину. Верующие на своих приходских собраниях определяют налог в пользу церкви и избирают из своей среды попечителя, или старосту, для заведования делами прихода. Священники прихода назначаются местными патронами. Сохраняются церковные суды, епископ творит суд в своём епископском суде. Епископы по своему сану занимают положение лордов, и многие из них состоят членами верхней палаты парламента.

Богослужение англиканской церкви изложено в «Книге общих молитв», которая представляет собой слегка изменённый перевод на английский язык римско-католической богослужебной книги, употреблявшейся в Англии до Реформации. В англиканстве сохранён пышный культ, употребляются священные облачения.

Протестантский фундаментализм

Англика́нство - одно из направлений христианства , появившееся в ходе английской Реформации . Англиканские церкви либо имеют особую историческую связь с Церковью Англии , либо объединены с ней общими богословием , богослужением и церковной структурой . Термин «англиканство» восходит к латинской фразе ecclesia anglicana , первое упоминание которой относится к 1246 году и означает в дословном переводе на русский язык «Английская церковь». Последователи англиканства именуются англиканами, а также епископалами . Абсолютное большинство англикан принадлежат к церквям, входящим в Англиканское сообщество , которое носит международный характер.

Англиканское вероучение основывается на Писаниях , традициях Апостольской церкви и учении ранних Отцов Церкви [ ] . Англиканство, представляющее собой одну из ветвей западного христианства , окончательно отделилось от Римско-католической церкви во времена елизаветинского религиозного примирения.

Для некоторых исследователей оно являет собой форму протестантизма , однако без доминантной руководящей фигуры, какими были Мартин Лютер , Джон Нокс , Жан Кальвин . Некоторые считают его самостоятельным течением в христианстве . В рамках англиканства существует несколько направлений: евангелизм , либеральные христиане и англо-католицизм .

Ранняя англиканская догматика коррелировала с современной ей реформационной протестантской догматикой, однако уже к концу XVI века, сохранение в Англиканстве множества традиционных литургических форм и епископата стало рассматриваться абсолютно неприемлемым с точки зрения тех, кто стоял на более радикальных протестантских позициях. Уже в первой половине XVII века Церковь Англии и связанные с ней епископальные Церкви в Ирландии и североамериканских Колониях стали рассматриваться некоторыми англиканскими теологами и богословами как особое, самостоятельное направление христианства, носящее компромиссный характер - «средний путь» (лат. via media ), между протестантизмом и католицизмом. Этот взгляд приобрел особое влияние на все последующие теории англиканской идентичности. После Американской революции англиканские конгрегации в США и Канаде были преобразованы в независимые Церкви со своими собственными епископами и церковными структурами, ставшими прообразами для многих новосоздаваемых, в ходе расширения Британской империи и усиления миссионерской деятельности, церквей в Африке, Австралии и Тихоокеанском регионе. В XIX веке были введен термин «англиканство», который был призван описать общие религиозные традиции всех этих церквей, а также Шотландской Епископальной Церкви, которая, хотя и образовалась из Церкви Шотландии , стала рассматриваться как церковь, разделяющая ту же самую идентичность.

Степень различия между протестантской и римско-католической тенденциями в Англиканстве остается предметом споров, как внутри отдельных англиканских церквей, так и в Англиканском Сообществе в целом. Отличительной чертой англиканства является «Книга общих молитв », которая представляет собой собрание молитв, являющихся основой богослужения на протяжении веков (common prayer - литургия). Хотя Книга общественного богослужения была неоднократно пересмотрена, а некоторые англиканские церкви создали иные богослужебные книги, именно она является одним из стержней, скрепляющих Англиканское сообщество. Не существует единой «Англиканской церкви», которая бы обладала абсолютной юрисдикцией над всеми англиканскими церквями, так как каждая из них является автокефальной, то есть пользуется полной автономией.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Англиканство

    ✪ Королевская Реформация в Англии (рус.) Новая история.

    ✪ HS203 Rus 13. Реформация в Англии. Пуританизм. Сепаратизм.

    ✪ История мировых религий. Часть 18. Христианство. Леонид Мацих.

    ✪ 030. Айзек Азимов и чпоки-чпоки американской аристократии

    Субтитры

Терминология

Слово «Англиканство» (Anglicanism ) - это неологизм, появившийся в XIX веке. В основе его лежит более старинное слово «англиканский» (Anglican). Это слово описывает христианские Церкви по всему миру, находящиеся в каноническом единстве с Престолом Кентербери (the see of Canterbury ), их учения и обряды. Впоследствии этот термин стал применяться к тем Церквям, которые провозглашали уникальность своей религиозной и теологической традиции, её отличие как от Восточного Православия, так и от Католицизма или других направлений протестантизма , независимо от их подчиненности Британской короне .

Слово «англиканский» (Anglican ) восходит к латинскому термину ecclesia anglicana , относящемуся к 1246 году и означающему в дословном переводе со средневековой латыни «Английская Церковь» . Употребленное в качестве прилагательного, слово «англиканский» используется для описания людей, институтов и Церквей, а также литургических традиций и теологических концептов, разработанных Церковью Англии . Как существительное, «англиканин» - член Церкви, входящей в Англиканское Сообщество . Этот термин также используется раскольниками, которые вышли из состава Сообщества или возникли вне него, хотя само Англиканское Сообщество считает подобное употребление некорректным . Однако большинство отколовшихся сохраняет англиканское учение в более консервативной форме, чем некоторые члены Сообщества .

И хотя первые упоминания термина «англиканский» в отношении Церкви Англии относятся к XVI веку, широкоупотребительным он стал лишь в во второй половине XIX века. В законодательных документах Британского парламента, касающихся английской государственной Церкви (the English Established Church ), она описывается как Протестантская Епископальная Церковь (the Protestant Episcopal Church ), отличная тем самым от Протестантской Пресвитерианской Церкви (the Protestant Presbyterian Church ), обладающей государственным статусом на территории Шотландии. Последователи «высокой церкви», которые выступали против использования термина «протестантская», поддерживали употребление термина «Реформированная Епископальная Церковь». Поэтому слово «Епископальная» более употребительно в названии Епископальной церкви США (провинции Англиканского Сообщества) и Шотландской епископальной церкви . Вне Британских островов, однако, предпочтение отдается термину «Англиканская Церковь», так как он позволяет четко отделить эти Церкви от всех других Церквей, которые считают себя епископальными, то есть чья форма управления представляет собой епископальную структуру. В то же время Церковь Ирландии и Церковь Уэльса продолжают использовать данный термин, но с ограничениями.

Определение Англиканства

Англиканство, его структуры, теология и формы богослужения, обычно относят к протестантизму , однако официально церковь именует себя католической . Некоторые считают, что англиканство относится к отдельному направлению в христианстве, представляя собой via media («средний путь») между католицизмом и протестантизмом. Англиканское вероучение основывается на Священных Писаниях , традициях Апостольской Церкви , историческом епископате, первых четырёх Вселенских Соборах и учении ранних Отцов Церкви. Англикане считают, что в Ветхом и Новом Заветах «содержится всё необходимое для спасения», а также, что они представляют собой закон и высший стандарт веры. Англикане рассматривают Апостольский Символ веры как символ крещения, а Никейский Символ веры как достаточное выражение Христианской Веры.

Англикане верят, что католическая и апостольская вера раскрыта в Святом Писании и кафолических Символах Веры и интерпретирует её в свете Христианской традиции исторической Церкви, науки, разума и опыта.

Англиканизм признаёт традиционные таинства, делая, однако, особый акцент на Святой Евхаристии , называемой также Святым Причастием , Господней Трапезой (the Lord’s Supper) или Мессой. Причастие занимает центральное место в англиканском богослужении, являясь общим приношением молитв и восхвалений, в котором жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа провозглашаются через молитву, чтение Библии, пение и принятие Хлеба и Вина, как это было установлено на Тайной Вечере . В то время, как многие англикане придают Евхаристии столь же большое значение, как и западная католическая традиция, имеется значительная свобода в литургической практике, а стиль богослужения варьируется от самого простого до тщательно разработанного.

Уникальной для Англиканства является Книга общественного богослужения , представляющая собой собрание богослужений и использующаяся верующими в большинстве англиканских Церквей на протяжении столетий. Своё название - Книга общественного богослужения - она получила из-за того, что изначально она задумывалась как общая богослужебная книга для всех церквей Церкви Англии, использовавших прежде местные, а следовательно, разные, литургические формы. С распространением влияния Церкви Англии на другие страны термин меж тем сохранился, так как большинство англикан продолжало использовать Книгу общественного богослужения по всему миру. В 1549 году Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер завершил первое издание Книги общественного богослужения. Хотя Книга общественного богослужения была неоднократно пересмотрена, а некоторые англиканские Церкви создали иные богослужебные книги, именно она является одним из стержней, скрепляющих Англиканское Сообщество.

История

Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII , который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом , а также укрепить свою абсолютную власть . Поворотным событием стало провозглашение парламентом в 1534 году независимости английской церкви от римской курии. При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей »). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

В конце XVII - начале XVIII века в англиканстве оформилось два направления:«Высокая церковь », которое настаивало на важности церковных облачений, традиций церковной архитектуры и средневековой музыки во время богослужений и «Низкая церковь », евангелическое течение, которое стремилось минимизировать роль духовенства, таинств и ритуальной части богослужения. В начале XVIII века сторонники проповедника Джона Уэсли из числа евангеликов порвали с англиканством, основав Методистскую церковь , однако многие последователи евангелических взглядов остались внутри матери-церкви.

Вероучение

Основные принципы

Для англикан «Высокой Церкви» вероучение не было установлено исходя из учительской роли церкви, не выведено из теологии основателя (как лютеранство или кальвинизм), не обобщено в неком исповедании веры (помимо Символов Веры). Для них наиболее ранними англиканскими теологическими документами являются молитвенники, которые рассматриваются как результаты глубокой теологической рефлексии, компромисса и синтеза. Они придают особое значение Книге общественного богослужения (the Book of Common Prayer) как основному выражению англиканской доктрины. Принцип, согласно которому молитвенники рассматриваются в качестве руководства по основам веры и религиозной практики, называется латинским выражением «lex orandi, lex credendi» («закон молитвы - закон веры»). В молитвенниках содержатся основы англиканской доктрины: Апостольский , . Согласно принятым в 1604 году Канонам, все клирики Церкви Англии должны принимать 39 статей в качестве основы вероучения.

Книга Общественного богослужения и 39 статей англиканского вероисповедания

Роль, которую Книга общественного богослужения и 39 статей англиканского вероисповедания играют как доктринальные источники Церкви Англии, утверждена в Каноне A5 и Каноне C15. Канон А5 - «Of the Doctrine of the Church of England» («О доктрине Церкви Англии») постановляет:

«Доктрина Церкви Англии основана на Святых Писаниях (The Holy Scriptures ) и на учении ранних Отцов Церкви (teaching of the ancient Fathers ) и Соборов Церкви (Councils of the Church ), которое соответствует Святым Писаниям.

Эта доктрина обнаруживается в , Книге общественного богослужения и Ординале.»

Канон С15 (Of the Declaration of Assent ) содержит декларацию, которую произносят клирики и некоторые благословлённые светские служители Церкви Англии, когда они начинают своё служение или принимают новое назначение.

Этот Канон начинается со следующего Предисловия (Preface ):

«Церковь Англии является частью Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, служащей одному истинному Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу. Она исповедует веру, уникально раскрытую в Святых Писаниях и установленную в кафолических Символах Веры. Эту веру Церковь призвана провозглашать новой в каждом поколении (to proclaim afresh in each generation ). Ведомая Святым Духом, она несет свидетельство Христианской истины через свои исторические документы, 39 статей вероисповедания (the Thirty-nine Articles of Religion ), Книгу общественного богослужения (The Book of Common Prayer ) и Ординал (the Ordering of Bishops, Priests and Deacons ). Этой декларацией, которую Ты собираешься произнести, подтверждаешь ли Ты твою приверженность этому наследию веры (inheritance of faith ) в качестве твоего вдохновения и боговождения (inspiration and guidance under God ) по несению благодати и истины Христа этому поколению и соделания Его известным тем, кто вверен Тебе?»

В ответ на это Предисловие, человек, произносящий Декларацию, отвечает:

«I, A.B.,do so affirm, and accordingly declare my belief in the faith which is revealed in the Holy Scriptures and set forth in the catholic creeds and to which the historic formularies of the Church of England bear witness; and in public prayer and administration of the sacraments, I will use only the forms of service which are authorized or allowed by Canon.»

Так же авторитетную позицию по вероучению занимают англиканские теологи. Исторически, наиболее влиятельным из них - помимо Кранмера - был клирик и теолог Ричард Хукер (март 1554 - 3 ноября 1600), который после 1660 года изображался как отец-основатель Англиканства.

И, наконец, распространение англиканства среди народов неанглийской культуры, растущие разнообразие молитвенников и интерес к экуменическому диалогу привели к дальнейшей рефлексии о характерных чертах англиканской идентичности. Многие англикане рассматривают Чикаго-Ламбетский Квадрилатерал (the Chicago-Lambeth Quadrilateral) 1888 года как sine qua non идентичности Англиканского Сообщества . Вкратце, основные пункты Квадрилатерала таковы:

  • Библия, как содержащая все необходимое для спасения;
  • Символы веры (Апостольский, Никео-Цареградский и Афанасьевский), как достаточные выражения Христианской Веры;
  • Евангельский статус Таинств Крещения и Евхаристии;
  • ,

Название : Англиканство («английская церковь»)
Время возникновения : XVI век

Англиканство как религиозное течение занимает промежуточное положение между протестантизмом и католичеством, соединяя в себе черты того и другого. Причина этого заключается в исторических условиях возникновения англиканства - данная религия, как и другие протестантские течения, стала результатом борьбы с римской католической церковью, но в отличие от лютеранства, кальвинизма и других европейских движений, оно возникло не «снизу», а насаждалась «сверху» по воле монархии. Своим возникновением англиканство обязано одному из самых известных английских королей - Генриху VIII. Создавая в Англии собственную церковь, он ставил цель обрести независимость от римской курии. Формальным поводом стал отказ папы Климента VII признать незаконным брак Генриха с Екатериной Арагонской и соответственно аннулировать его, чтобы тот смог жениться на Анне Болейн. В результате противостояния в 1534 году английский парламент провозгласил независимость английской церкви. В дальнейшем англиканство стало опорой абсолютизма. Возглавляемое королём духовенство фактически стало частью государственного аппарата. В настоящее время главой англиканской церкви в Англии выступает парламент.

При королеве Елизавете I был сформирован англиканский символ веры, получивший название «39 статей». Он включал положения характерные как для протестантства так и для католичества. Например, наряду с другими течениями протестантизма англиканство признало догмат об оправдании верой и догмат о Библии как единственном источнике веры, а также отвергло католические учения об индульгенциях, почитании икон и мощей, о чистилище, институт монашества, обет безбрачия священников и др. Общим у англиканства и католичества стал догмат об единоспасающей силе церкви, а также многие элементы культа, характеризующиеся особой пышностью. Внешнее убранство англиканских храмов не сильно отличается от католических, в них также большое внимание уделяется декору - витражи, изображения святых и т.д.

В отличие от других церквей, англиканство, признавая все традиционные таинства, делает особый акцент на Святой Евхаристии (Святое Причастие).

Интересно, что в 19-м веке русскую церковь и англиканство связывали достаточно тесные отношения. До сих пор англиканство воспринимается более благосклонно, нежели католичество и протестантизм.

Организационная структура англиканства идентична католической - церкви имеют епископальное устройство. Священничество включает ряд степеней - диаконы, священники и епископы. Большое внимание уделяется вопросу апостольской преемственности священничества.

В настоящее время в мире проживают около 70 млн. адептов англиканства. Англиканство с момента своего возникновения было неотделимо от Британской государственности и в дальнейшем получило своё развитие в рамках колониальной экспансии Британской империи. Сейчас англиканство играет большую роль в сохранении единого культурного и религиозного пространства для англо-говорящих стран и бывших колоний британской короны.

За несколько столетий до начала протестных движений в Европе, реформаторские настроения уже будоражили умы жителей британских островов. Доктриной Римской Церкви в средние века являлось не только осуществление духовного диктата над населением Европы. Ватикан активно вмешивался в светскую жизнь суверенных государств: кардиналы и епископы принимали участие в политических играх монархических династий, а чрезмерные налоги в пользу папской казны вызывали недовольство среди знати и простых людей. Для претворения в жизнь интересов Рима в приходы назначалось иноплеменное духовенство, далекое от сочувствия нравственным запросам местных верующих.

Развитие феодальной экономики требовало ревизии отношений светской власти и Церкви. Наряду с социально-политическими и экономическими предпосылками возникли проблемы вероучительного характера. Все громче раздавались возгласы о том, что католическая вера отклонилась от апостольских традиций. Все это привело к тому, что в XVI веке на Британских островах была образована новая духовная общность - Англиканская Церковь.

Генрих VIII - расколоначальник

Есть такой термин у христианских богословов. Революционные настроения в церковной среде созревают очень часто и по разным причинам: повальное невежество верующих масс, политические коллизии... Крамольные мысли называются искушением. Но вот находится один, кто решается перейти рубикон и выразить общие чаяния в реальных делах. В Британии это сделал король Генрих VIII. Именно при этом монархе началась история Англиканской Церкви.

Поводом послужило желание Генриха развестись с первой женой Екатериной Арагонской и жениться на Анне Болейн. Церковный развод - дело щепетильное. Но знатным особам иерархи всегда шли навстречу. Екатерина была родственницей Карла V. Чтобы не портить отношения с германским императором, папа Климент VII английскому монарху отказал.

Генрих решает разорвать связь с Ватиканом. Он отверг каноническое главенство Рима над Церковью Англии, и парламент всецело поддержал своего монарха. В 1532 году король своим указом назначает Фому Кранмера новым Архиепископом Кентерберийским. Прежде епископы присылались из Рима. По договоренности, Кранмер освобождает короля от брака. В следующем году парламент принимает «Акт о супрематии», провозгласивший Генриха и его приемников на престоле верховным главой Церкви в Англии. Так и совершилось отделение английских приходов от Ватикана. Во второй половине XVI века - во время правления Марии Тюдор, ревностной католички - Католическая и Англиканская Церковь формально соединились на короткое время.

Основы вероучения Англиканской Церкви

Священство и духовенство - не тождественные понятия. Одним из важнейших вопросов всех христианских конфессий является догмат о церковной иерархии. Согласно канонам, пастырь возводится в священный сан не прихотью человеческой, а Святым Духом через особое таинство рукоположения. На протяжении тысячелетий сохраняется преемственность каждого священнослужителя, берущая начало со Дня сошествия Святого Духа на апостолов. Многие протестантские течения отвергли необходимость для своих пастырей быть священниками.

Англиканская Церковь, в отличие от других реформаторских течений, сохранила преемственность иерархии. При возведении в священные степени через епископское рукоположение совершается таинство с молитвенным призыванием Святого Духа. На церковном Соборе в 1563 г. по настоянию королевы Елизаветы I была одобрена символическая книга Англиканской веры в составе 39 статей. Она красноречиво показывает, каковы особенности Англиканской Церкви. Вероучительная доктрина англиканства представляет собой синкретизм католицизма и протестантских воззрений лютеранства и кальвинизма. Тридцать девять тезисов сформулированы достаточно пространно и неопределенно, допуская множество толкований.

Британия ревностно сохраняет свое реформаторское начало. Каноны требуют от клириков публичного исповедования своей верности этим Статьям. Британский монарх, присягая на коронации, сосредотачивает свою клятву именно на протестантских догмах. Текст священной клятвы содержит отрицание веры в то, что во время литургии происходит претворение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа. Таким образом, не приемлется сама суть христианства: жертва Спасителя во имя всех уверовавших в Него. Также отвергается поклонение Деве Марии и святым.

Догматы англикан

Антиримские движения в обществе христиан Британских островов не привели к таким радикальным последствиям, как на материке. Основные канонические нормы несут печать политических и экономических устремлений знати XVI века. Самое главное достижение заключается в том, что Англиканская Церковь не подчиняется Ватикану. Главой её является не духовное лицо, а король. Англиканство не признает институт монашества и допускает путь спасения души личной верой, без помощи Церкви. В свое время это очень помогло поддержать казну короля Генриха VIII. Приходы и монастыри были лишены имущества и упразднены.

Таинства

Англикане признают только три Таинства: Крещение, Причащение и Покаяние. Хотя Англиканскую общину именуют реформаторской и протестантской, богослужебная традиция допускает почитание икон и пышные облачения духовенства. В храмах во время богослужений используется органная музыка.

Язык богослужений

Во всех уголках мира католическое богослужение совершается на латыни, независимо от родного языка прихожан. В этом главное отличие Католической Церкви от Англиканской, где Библия переведена на английский, и службы проводятся на родном языке.

Три церкви

В англиканстве существует три рода внутренних течений. Так называемая «низкая церковь» ревностно соблюдает завоевание реформации. «Высокая» тяготеет к восстановлению некоторых атрибутов католицизма: почитания Девы Марии и святых, употребления священных изображений. Приверженцев этого течения именуют англокатоликами. Обе эти формации объединены в рамках одной общины «широкой церкви».

Акт о супрематии превратил Церковь в государственную структуру

Все религии мира рано или поздно сталкиваются с необходимостью разграничения полномочий со светской властью. Древний Израиль был теократическим государством. Византия реализовала синергию Церкви и власти императора. А в Британии общество верующих фактически превратилось в один из органов государственной системы. Это при том, что Англия - государство светское.

Британский монарх имеет право назначать предстоятеля Церкви и епископов. Кандидатов на рукоположение на утверждение представляет премьер-министр. Архиепископ Кентерберийский не имеет административной власти за пределами Англии. Большая часть епископата - это члены Палаты лордов. Юридически глава Англиканской Церкви - правящий монарх, независимо от пола.

Акт о супрематии наделяет короля полнотой юрисдикции над Церковью, что дает ему право контролировать доходы и назначать клириков на церковные должности. Кроме того, монарх имеет право решать догматические вопросы, инспектировать диоцезы (епархии), искоренять еретические учения и даже вносить изменения в богослужебный чин. Правда, за всю историю англиканства таких прецедентов не было.

Если возникает необходимость канонических изменений, то собор духовенства не вправе делать этого самостоятельно. Подобные мероприятия должны проходить процедуру утверждения в правительственных органах. Так, в 1927 и 1928 годах Парламент Великобритании не принял предложенный собором духовенства новый канонический сборник взамен утратившей актуальность «Книги общественных молитв», изданной в 1662 году.

Устройство Англиканской Церкви

Англиканское вероисповедание распространилось по всему миру параллельно британской экономической и политической экспансии. Общая численность исповедующих эту веру, по состоянию на 2014 год, достигает 92 миллионов человек. За пределами Британских островов община именует себя епископальной Церковью.

В наши дни англиканство представляет собой сообщество поместных Церквей, признающих свои духовным лидером Архиепископа Кентерберийского. В этом аспекте есть некоторая аналогия с Римской Церковью. Каждая из национальных общин независима и самостоятельна в управлении, точно так же, как в православной канонической традиции. Поместных Церквей, или Провинций у англикан 38, в состав которых входит более 400 епархий на всех континентах.

Архиепископ Кентерберийский не является главенствующим (канонически или мистически) над другими предстоятелями сообщества, но он - первый по воздаянии почестей среди себе подобных. Отличие католической Церкви от англиканской в том, что Папа Римский является верховным главой всех католиков, как в духовном, так и в административном плане. Существование поместных национальных сообществ Ватиканом не приемлется.

Для обсуждения вопросов церковной жизни англиканское духовенство периодически собирается на конференции в Ламбертском дворце в Лондоне.

Женский епископат

Особенности Англиканской Церкви не исчерпываются ее правовым статусом и вероучительными догмами. В 60-х годах прошлого века началось феминистское движение. По прошествии десятилетий борьба за прекращение притеснений в социальной среде привела не только к изменению положения женщины в обществе, но и к деформациям представления о Боге. Протестантизм немало этому способствовал. В религиозных воззрениях реформаторов пастырь - это, в первую очередь, социальное служение. Гендерные различия этому не могут быть помехой.

Впервые таинство рукоположения женщины в пресвитера было совершено в одной из англиканских общин Китая в 1944 г. В начале 70-х годов XX века Епископальная Церковь США официально одобрила хиротонию слабого пола. Постепенно эти веяния добрались и до метрополии. Изменения подобных воззрений социума объективно демонстрируют, каковы особенности Англиканской Церкви в наше время. В 1988 году на конференции епископов в Лондоне было принято постановление о возможности введения в Англиканской Церкви женского священства. Парламентом эта инициатива была одобрена.

После этого количество священников и епископов в юбках стало расти как на дрожжах. В ряде общин Нового Света женщин-пастырей более 20 процентов. Первая дама-иерарх была рукоположена в Канаде. Затем эстафету подхватила Австралия. И вот теперь рухнул последний бастион британского консерватизма. 20 ноября 2013 года Синод Англиканской Церкви подавляющим большинством голосов узаконил рукоположение женщин в епископы. При этом не было учтено мнение простых прихожан, которые высказывались категорически против этих нововведений.

Женщина-священник - этот нонсенс

От времен создания мира религиозные обряды всегда отправляли мужчины. Все доктрины исповедуют непреложность того, что женщина, по замыслу Творца, должна подчиняться мужчине. Именно мужам, да и то не всем, а только избранным, сообщались тайны мироздания и приоткрывалась завеса будущего. Религии мира не знают примеров, чтобы женщина была посредником между Богом и людьми. Это положение особенно важно для христианской богооткровенной религии. Священник во время богослужения представляет собой Христа. Во многих конфессиях, кроме католической, этому должен соответствовать и внешний облик пастыря. Спаситель был мужчиной. Трансцендентный образ Бога - мужское начало.

В истории было немало женщин, совершивших значительные подвиги для проповеди христианства. После казни Спасителя, когда разбежались даже самые преданные апостолы, у креста стояли женщины. Мария Магдалина первой узнала о воскресении Иисуса. Праведная Нина в одиночку проповедовала веру на Кавказе. Женщины выполняли просветительскую миссию или занимались благотворительностью, но никогда не совершали богослужений. Не может представительница слабого пола совершать службу и в силу своих физиологических особенностей.

Не состоявшееся объединение

Хотя по догматическим воззрениям Англиканская Церковь ближе к протестантизму, чем к Православию, тем не менее на протяжении веков предпринимались попытки обе общности верующих объединить. Англикане исповедуют догматы, вполне согласные с Православием: например, о Боге Едином в Трех Лицах, о Сыне Божием и другие. Священники-англикане, как и православные, могут состоять в браке, в отличие от католических.

В XIX-XX веках в Русской Православной Церкви обсуждался вопрос о признании англиканского духовенства на основании признания апостольского преемства в таинстве рукоположения. В последние десятилетия русские иерархи принимали постоянное участие в Ламбертских конференциях. Велся активный теологический диалог, целью которого ставилось объединение с Англиканской Церковью.

Однако особенности Англиканской Церкви, связанные с введением женского пресвитерства и епископства, дальнейшее общение делают невозможным.

Четыре с половиной века английской общины в Москве

В 1553 году Ричард Чанселлор, после неудачной попытки добраться до Индии через арктические моря, оказался в Москве. На аудиенции у Ивана Грозного он добился договоренности об уступках английским купцам относительно торговли в Московии. Именно по его просьбе была открыта первая англиканская церковь в Москве.

Через три года Чанселлор вновь посетил Русь. На Варварке были построены палаты английского двора. Несмотря на то что он, вместе с послом Осипом Непеей, погиб на обратном пути в Англию, было положено начало торговым отношениям с Туманным Альбионом.

Со времен Ивана Грозного англиканская церковь в Москве являлся средоточением жизни британцев в столице. О том, как строилась духовная жизнь англиканцев в смутные времена и на протяжении XVII столетия, сведений практически не сохранилось. В конце XVIII в. выходцы из Британии для богослужений использовали протестантскую кирху в Немецкой слободе. После пожара 1812 года англичане взяли в аренду часть особняка княжны Прозоровской на Тверской улице. А еще через шестнадцать лет приобрели дом в Чернышевском переулке, где после некоторых переделок была устроена небольшая часовня. В конце века была построена англиканская церковь св. Андрея.

Все изменилось с началом XX века. После Октябрьского переворота англиканский пресвитер был выслан из страны, и духовной жизни общины в Москве был положен конец. Возрождение началось лишь в конце восьмидесятых. В 1992 году в России была официально зарегистрирована религиозная организация англикан. Капеллан московского прихода совершает духовное окормление общин в Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке и в Закавказье. Канонически англиканские общества России входят в епархию Гибралтар в Европе.

Англиканская церковь святого Андрея Первозванного

В семидесятых годах XIX века англиканская община в Москве значительно разрослась. Старая часовня в Чернышевском переулке была не состоянии вместить всех прихожан. В 1882 году по проекту архитектора Ричарда Фримана началось возведение нового храма. Зодчий выполнил архитектурный облик здания из красного кирпича в стиле английской готики викторианской эпохи. В плане храм представляет собой однонефную базилику с алтарной абсидой на восточной стороне. Над притвором сооружена высокая башня с четырьмя маленькими стрельницами по углам.

Поскольку большинство прихожан, жертвовавших на строительство, были выходцами из Шотландии, храм был освящен в честь покровителя этой части Британии - св. апостола Андрея Первозванного. Богослужения начались с 1885 года.

В советские годы англиканская церковь св. Андрея разделила судьбу многих храмов России. После ликвидации прихода в помещении разместился склад, потом общежитие. В 1960 году здание было передано знаменитой студии грамзаписи «Мелодия». Долгие годы здесь размещалась одна из технических служб.

В 1991 году англиканская церковь святого Андрея вновь открыла свои двери для прихожан. Для проведения богослужений приезжал священник из Финляндии. Через два года был назначен настоятель, а в 1994 году здание было передано английской общине.



Выбор редакции
Предсказаниями Веры Лион на 2019 год интересуются многие. Испокон веков люди пытались узнать будущее страны и свою судьбу. Одни пытаются...

Молитвы от врагов, колдунов, магов, экстрасенсов и всякой нечисти Кроме всего того что написано выше (ежедневные молитвы, исповедь,...

Такие сны часто приходят тогда, когда не прошло 40 дней после похорон или в течение года после гибели этого человека. В них может...

Если Вы во сне смотрите в окно своего дома на улицу - то это символ Вашего взгляда на внешний мир, происходящие события или ситуацию. Все...
Перед тем как узнать об идеях англиканства и истории этого религиозного движения, необходимо понять, в каких условиях оно формировалось и...
В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году. Кто был первым патриархом и сколько их было вообще? Ответы – в...
А символы этого гороскопа стали своеобразными оберегами от бед и невзгод. Магические названия этих знаков на ацтекском языке служат...
Цапля символизирует приход весны и позитивных изменений в жизни, поэтому в качестве талисмана она способствует благоприятным переменам, и...
Иногда всем нам снятся люди, которых уже нет. Толкование таких снов интересно каждому. Что же пытаются нам сказать умершие во сне?Сонник...