Кукла Вуду — как сделать своими руками в домашних условиях. Быть кукловодом — А вы сразу знаете, какой будет будущая кукла


Знакомство с Системно-векторной психологией поначалу довольно забавно. Забавно слышать разговоры анальников, которые живут ради своей семьи. Или кожников, которыми движут амбиции, желание быть первыми. Зрительники всем заявляют, что красота спасет мир. Звуковики же во всем ищут смысл. Смысл жизни. И чем больше ищут, тем больше не находят. А кроме них никому и смысл то не нужен, хватает, чтобы была крыша над головой и еда перед носом. Больше их ничего не беспокоит.

Вся эта звенящая какофония создает восьмерное целое, переругиваясь между собой, формируя связи, комплексы, жизненные сценарии. Можно даже посмеяться над соседом-анальником, который всё свободное время проводит под машиной в то время, как кожная жена изменяет ему под его носом с продавцом с рынка. А сосед ничего не видит, жена ведь - святая. Можно посмеяться и над собой – тут пытался сэкономить, а проиграл, так тебе и надо! Избавляться надо от своих архетипичных штучек, думать по-мелкому, значит, никогда не заработать по-крупному!

И тут, как гром среди ясного неба, в голове появляется мысль, что и соседом-анальником, и его женой, да и мною самим живут наши вектора. Векторальные желания заставляют нас двигаться вперед, неужели всё запрограммировано и мы лишь бездумные куклы в руках кукловода? Кукловод – это наше бессознательное, а кукла – это мы: я, ты, да все вокруг. Что бы мы ни хотели сделать, как бы ни поступали – все наши желания идут из бессознательного, именно они ведут нас по жизни. Нами живут наши желания. Они скрыты от нас, завуалированы отговорками и рационализациями. И, правда, не так-то просто знать, чего хочешь…

Не подозревая о своих векторах, мы живем методом проб и ошибок, вслепую передвигаясь по темному коридору нашей жизни. Стоит лишь приоткрыть эту завесу, понять свои желания, как скрытое начинает осознаваться. Мы берем управление своей жизнью в свои руки. Как ни странно, первый шаг к этому - понимание, что нами живут. Это понимание дает нам возможность изменить наш жизненный сценарий.

Всё как будто встает на свои места. Ненужная шелуха отваливается, обнажая истинные потребности, так же обнаруживая подлинное, незаменимое место для каждого человека. Нет бесполезных людей, нет тех, кто лучше или хуже. Несравнимое удовольствие можно получить, исполняя свою видовую роль, а не ту, что навязана обществом, учителями, родителями, знакомыми. Приятно видеть, как анальные мужчины успокаиваются, переставая завидовать кожным, постоянно хвастающимся своими сексуальными победами. Анальник понимает про себя, что настоящий мужчина как раз именно он, а попытки перевести анальное качество в кожное количество отпадают сами собой.

Как бы ни пытался анальный человек быть лидером компании, у него не получится быть успешным лидером. И даже если такой стал руководителем, ему очень дискомфортно и несчастно на этом месте. Потому что это не его желание, а навязанное. А кожному человеку как общество бы не внушало ценность брака, он не разделит эти ценности в полной мере.

Когда мы знакомимся со своими подсознательными желаниями, пелена с наших глаз спадает. Появляется понимание, что нами живут, и вместе с этим у нас впервые появляется выбор. Выбор единственно верного нашего жизненного сценария. Позитивного сценария, приносящего нам максимальное наслаждение от жизни. А до этого наши вектора нами живут.

Как это происходит? Я начинаю видеть свои вектора, свои желания, и для достижения которых обладаю необходимыми свойствами. Понимаю свою уникальность, знаю, какие желания принесут мне радость и наслаждение, именно мне. Общество навязывает нам множество не наших желаний, чужих, которые не принесут нам удовольствия, а лишь заставят страдать. Курс по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана дает четкое видение свои желаний, и желаний других людей. Сам проживаю свою жизнь и наслаждаюсь, понимаю, как не калечить других, судя «через себя».

Теперь я знаю, какие желания – мои желания, чего хочу от жизни Я сам. И я начинаю сам творить свой позитивный жизненный сценарий. Теперь я не кукла в руках кукловода, теперь я хозяин своей жизни. Я осознал себя, и я живу свою жизнь. А до этого воистину - нами живут!

По материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана http://www.yburlan.ru Авторы: Марсель Латтифулин, Евгения Алексеева

Здравствуйте.

Этот топик открывает цикл статей по использованию системы управления конфигурацией Puppet .

Что такое система управления конфигурацией?

Предположим, что у вас есть парк серверов, выполняющих различные задачи. Пока серверов мало и вы не растёте, вы легко настраиваете каждый сервер вручную. Устанавливаете ОС (может быть, автоматизированно), добавляете пользователей, устанавливаете софт, вводя команды в консоль, настраиваете сервисы, правите конфиги ваших любимых текстовых редакторов (nanorc, vimrc), выставляете на них одинаковые настройки DNS-сервера, устанавливаете агент системы мониторинга, настраиваете syslog для централизованного сбора логов… Словом, работы довольно много и она не особенно интересна.

Я искренне верю, что хороший админ - ленивый админ. Он не любит делать что-то несколько раз. Первая мысль - написать пару скриптов, в котором будет что-то наподобие:

Servers.sh
servers="server00 server01 server02 server03 server04" for server in $servers ; do scp /path/to/job/file/job.sh $server:/tmp/job.sh ssh $server sh /tmp/job.sh done

Job.sh
#!/bin/bash apt-get update apt-get install nginx service nginx start

Вроде всё стало легко и хорошо. Нужно что-то сделать - пишем новый скрипт, запускаем. Изменения приходят на все серверы последовательно. Если скрипт хорошо отлажен - всё станет хорошо. До поры.

Теперь представьте, что серверов стало больше. Например, сотня. А изменение долгое - например, сборка чего-нибудь большого и страшного (например, ядра) из исходников. Скрипт будет выполняться сто лет, но это полбеды.

Представьте, что вам нужно сделать это только на определенной группе из этой сотни серверов. А через два дня нужно сделать другую большую задачу на другом срезе серверов. Вам придётся каждый раз переписывать скрипты и много раз проверять, нет ли в них каких-нибудь ошибок, не вызовет ли это какой-нибудь проблемы при запуске.

Самое плохое - это то, что в подобных скриптах вы описываете действия , которые необходимо выполнить для приведения системы в определенное состояние, а не само это состояние. Значит, если система изначально находилась не в том состоянии, что вы предполагали, то всё обязательно пойдет не так. Манифесты Puppet декларативно описывают необходимое состояние системы, а вычисление, как к нему прийти из текущего состояния - задача самой системы управления конфигурацией.

Для сравнения: манифест puppet, выполняющий ту же работу, что и пара скриптов из начала топика:

Nginx.pp
class nginx { package { "nginx": ensure => latest } service { "nginx": ensure => running, enable => true, require => Package["nginx"] } } node /^server(\d+)$/ { include nginx }
Если правильно использовать серверы и потратить некоторое время на первичную настройку системы управления конфигурацией, можно добиться такого состояния парка серверов, что вам не потребуется логиниться на них для выполнения работы. Все необходимые изменения будут приходить к ним автоматически.

Что такое Puppet?

Puppet - система управления конфигурацией. Архитектура - клиент-серверная, на сервере хранятся конфиги (в терминах puppet они называются манифесты ), клиенты обращаются к серверу, получают их и применяют. Puppet написан на языке Ruby, сами манифесты пишутся на особом DSL, очень похожем на сам Ruby.

Первые шаги

Давайте забудем о клиентах, серверах, их взаимодействии и т.п. Пусть у нас есть только один сервер, на котором установлена голая ОС (здесь и далее я работаю в Ubuntu 12.04, для других систем действия будут несколько отличаться).

Сначала установим puppet последней версии.

Wget http://apt.puppetlabs.com/puppetlabs-release-precise.deb dpkg -i puppetlabs-release-precise.deb apt-get update apt-get install puppet puppetmaster

Замечательно. Теперь у нас в системе установлен puppet и с ним можно играть.

Hello, world!
Создадим первый манифест:

/tmp/helloworld.pp
file { "/tmp/helloworld": ensure => present, content => "Hello, world!", mode => 0644, owner => "root", group => "root" }
И применим его:

$ puppet apply helloworld.pp /Stage//File/ensure: created Finished catalog run in 0.06 seconds

Немного о запуске

Манифесты, приведённые в этом топике можно применять вручную с помощью puppet apply. Тем не менее, в последующих топиках для работы будет использоваться master-slave конфигурация (стандартная для Puppet).


Теперь посмотрите на содержимое файла /tmp/helloworld. В нём окажется (удивительно!) строка «Hello, world!», которую мы задали в манифесте.

Вы можете сказать, что можно было сделать echo "Hello, world!" > /tmp/helloworld , это было бы быстрее, проще, не пришлось бы думать, писать какие-то страшные манифесты и вообще это нафиг никому не нужно это как-то слишком сложно, но задумайтесь серьезнее. На самом деле, необходимо было бы написать touch /tmp/helloworld && echo "Hello, world!" > /tmp/helloworld && chmod 644 /tmp/helloworld && chown root /tmp/helloworld && chgrp root /tmp/helloworld , чтобы гарантированно добиться того же результата.

Давайте по строкам разберём, что именно содержится в нашем манифесте:

/tmp/helloworld.pp
file { "/tmp/helloworld": ensure => present, # файл должен существовать content => "Hello, world!", # содержимым файла должна являться строка "Hello, world!" mode => 0644, # права на файл - 0644 owner => "root", # владелец файла - root group => "root" # группа файла - root }

В терминах Puppet здесь описан ресурс типа файл с названием (title) /tmp/helloworld .

Ресурсы
Ресурс - это самая мелкая единица абстракции в Puppet. Ресурсами могут быть:
  • файлы;
  • пакеты (Puppet поддерживает пакетные системы многих дистрибутивов);
  • сервисы;
  • пользователи;
  • группы;
  • задачи cron;
  • и т. д.
Синтаксис ресурсов вы можете невозбранно подсмотреть .

В Puppet есть возможность добавлять свои ресурсы. Поэтому если хорошенько заморочиться, можно докатиться до манифестов наподобие:

Webserver.pp
include webserver; webserver::vhost { "example.com": ensure => present, size => "1G", php => false, https => true }
Puppet при этом будет создавать logical volume размером в 1 ГиБ на сервере, монтировать его куда положено (например в /var/www/example.com), добавлять нужные записи в fstab, создавать нужные виртуальные хосты в nginx и apache, рестартовать оба демона, добавлять в ftp и sftp пользователя example.com с паролем mySuperSecretPassWord с доступом на запись в этот виртуальный хост.

Вкусно? Не то слово!

Причем, самое вкусное, на мой взгляд - это не автоматизация рутины. Если вы например, идиот, и постоянно пересетапливаете ваши серверы в продакшне, Puppet позволит подхватить старый любовно созданный набор пакетов и конфигов с нуля в полностью автоматическом режиме. Вы просто устанавливаете Puppet-агент, подключаете его к вашему Puppet-мастеру и ждёте. Всё придёт само. На сервере волшебным (нет, правда волшебным!) образом появятся пакеты, разложатся ваши ssh-ключи, установится фаервол, придут индивидуальные настройки bash, сети, установится и настроится весь софт, который вы предусмотрительно ставили с помощью Puppet.
Кроме того, Puppet при старании позволяет получить самодокументируемую систему, ибо конфигурация (манифесты) сами же являются костяком документации. Они всегда актуальны (они же работают уже), в них нет ошибок (вы же проверяете свои настройки перед запуском), они минимально подробны (работает же).

Ещё немного магии

Немного о кроссдистрибутивности

В Puppet есть возможность использовать кроссдистрибутивные манифесты, это одна из целей, для которых он создавался. Я намеренно никогда не пользовался этим и вам не рекомендую. Парк серверов должен быть максимально гомогенным в плане системного ПО, это позволяет не думать в критические моменты «айблин, тут
rc.d, а не init.d» (реверанс в сторону ArchLinux) и вообще позволяет меньше думать на рутинных задачах.

Многие ресурсы зависят от других ресурсов. Например, для ресурса «сервис sshd» необходим ресурс «пакет sshd» и опционально «конфиг sshd»
Посмотрим, как это реализуется: file { "sshd_config": path => "/etc/ssh/sshd_config", ensure => file, content => "Port 22 Protocol 2 HostKey /etc/ssh/ssh_host_rsa_key HostKey /etc/ssh/ssh_host_dsa_key HostKey /etc/ssh/ssh_host_ecdsa_key UsePrivilegeSeparation yes KeyRegenerationInterval 3600 ServerKeyBits 768 SyslogFacility AUTH LogLevel INFO LoginGraceTime 120 PermitRootLogin yes StrictModes yes RSAAuthentication yes PubkeyAuthentication yes IgnoreRhosts yes RhostsRSAAuthentication no HostbasedAuthentication no PermitEmptyPasswords no ChallengeResponseAuthentication no X11Forwarding yes X11DisplayOffset 10 PrintMotd no PrintLastLog yes TCPKeepAlive yes AcceptEnv LANG LC_* Subsystem sftp /usr/lib/openssh/sftp-server UsePAM yes", mode => 0644, owner => root, group => root, require => Package["sshd"] } package { "sshd": ensure => latest, name => "openssh-server" } service { "sshd": ensure => running, enable => true, name => "ssh" subscribe => File["sshd_config"], require => Package["sshd"] }

Здесь используется инлайн-конфиг, который делает манифест некрасивым. На самом деле так почти никогда не делается, существует механизм шаблонов, основанный на ERB, и возможность просто использовать внешние файлы. Но нас не это интересует.

Самые вкусные строчки здесь - это строчки зависимостей - require и subscribe.

Puppet поддерживает много вариантов описания зависимостей. Подробно, как всегда, можно прочитать в документации .

  • Require означает ровно то, что ожидается. Если ресурс А зависит (require) от ресурса Б, то Puppet сначала обработает ресурс Б, а потом вернётся к ресурсу А.
  • Subscribe даёт чуть более хитрое поведение. Если ресурс А подписан (subscribe) на ресурс Б, то Puppet сначала обработает ресурс Б, а потом вернётся к ресурсу А (поведение как у require), и далее при изменениях Б, будет заново обрабатываться А. Это очень удобно для создания сервисов, зависящих от их конфигов (как в примере выше). Если конфиг изменяется, сервер перезапускается, не нужно самому об этом беспокоиться.

Существуют также notify , before , но мы их здесь касаться не будем. Интересующимся - в уже упопомянутую документацию .

Итог

На текущий момент мы уже научились писать простые манифесты с указанием зависимостей между ресурсами. Очень многие простые демоны ложатся в модель «пакет-конфиг-сервис», поэтому даже в таком виде puppet уже годится для использования.
В последующих топиках будет описано, как использовать более мощные возможности puppet при создании сферического LAMP-хостинга в вакууме (если есть другие идеи сферического проекта для обучения - добро пожаловать в личку или в комментарии).

Как получать то, чего хотите? Мы все чего-то хотим: денег, секса, признания, удовольствий, чтобы с нами считались. А получить это можно только у других людей.

Именно поэтому люди общаются — им всем друг от друга что-то нужно. Есть, правда, филантропы, которые высшей целью своей жизни считают служить другим, бескорыстно им помогать и заниматься прочей благотворительностью. Но таких мало. И вы, надеюсь, к ним не относитесь.

Вы, как и любой нормальный человек, хотите общаться с максимальной эффективностью, то есть получать то, чего хотите. Причем как можно быстрее и с наименьшими затратами сил, денег и прочих ресурсов. Так вот, чтобы успешно и результативно общаться, нужно иметь четыре способности.

Во-первых, давать. Общение почти всегда строится по принципу обмена: ты — мне, я — тебе. Поэтому нужно иметь то, что можно предложить на межличностном рынке. А предложить можно многое. В плане удовольствия: с вами может быть легко и приятно общаться, вы умеете быть душой компании, вы обаятельны, красивы, сексуальны, знаете интересные клубы и рестораны. В плане бизнеса: вы — профессиональны, организованны, надежны, пунктуальны. Это все примеры. Если вы имеете что-то, интересующее людей, вы можете дать им это. И получить взамен то, что нужно вам.

У вас могут быть две проблемы: либо вы не имеете ничего ценного, либо не умеете давать. Если не имеете, раздобудьте любым способом. Научитесь, получите образование, купите, займите, в конце концов. Хотя чаще бывает, что у человека есть что предложить другим, просто он этого не видит, не верит в себя. Если вам трудно давать, то вы, возможно, жадный. Тогда учитесь дарить.

Во-вторых, брать. Ведь если вы что-то даете, то чаще всего — не просто так. Вы — человек, значит, у вас есть потребности и вы многого хотите. А получить то, что хотите, можете от других людей.

В-третьих, надо уметь манипулировать. То есть играть на эмоциях, интриговать, соблазнять. Хитрить и обманывать. Просить так, чтобы вам не могли отказать. Многие считают, что все это плохо. Они думают, что люди должны быть честными и искренними со всеми и всегда. А на деле выходит, что в таких людях ничего не держится. Малейшее раздражение и недовольство они выплескивают на окружающих, которые стремятся держаться от них подальше. А когда надо отстоять свои права, они стесняются и не могут этого сделать.

В-четвертых, чтобы успешно общаться на внешнем уровне, надо следовать стандарту и знать ритуалы людей, с которыми вы общаетесь. Если вас занесло на тусовку хиппи, то лучше, если у вас длинные волосы и расхристанная одежда. Если же вы устраиваетесь на работу, то приходите в костюме и воздержитесь от жаргонных словечек. Это банально, но многие люди соответствуют не тем стандартам и исполняют не те ритуалы. И после этого удивляются, что их не приняли на работу, что у них мало знакомых и не у кого одолжить денег.

Чтобы достигать своих целей и получать желаемое, полезно развить и научиться непринужденно использовать несколько поведенческих навыков.

1. Понимать чужие желания, стремления и потребности. Не ждать, что человек сам все расскажет, а распознавать их, наблюдая за собеседником, его поведением, жестами, мимикой, интонацией. Хорошо, если вы откроете в человеке такие желания, в которых он сам себе не признается. Зная желания и стремления человека, вы сможете использовать его в своих целях. Или просто помочь их исполнить. Он обязательно отблагодарит вас за это.

2. Показать собеседнику его значимость, то, что вы уважаете его, восхищаетесь им. Искренне. Например, сделать изящный комплимент. Нужно научиться говорить уместные комплименты, поддержать и подбодрить кого угодно: мужчину и женщину, близкого друга и просто знакомого, начальника и подчиненного.

3. Просить. Без этого вы вообще ничего не получите. У людей просто не будет причин дать вам то, чего вы хотите. Причем просить надо так, чтобы вам было трудно отказать.

4. Проявлять настойчивость. Не стоит отчаиваться и отступать, если в ответ на первую просьбу вы услышали «нет». И после второй, и третьей просьбы не отступайте. Выработайте в себе устойчивость к отказам.

5. Иметь хватку. Иногда нужно не просить, не добиваться и вообще не ждать согласия и разрешения, а просто взять то, что хочешь. Это непросто для того, кто боится показаться самому себе плохим: причинить другому неудобство, поступить вопреки своей совести.

6. Демонстрировать уверенность. Это очень важно, так как люди всегда и везде предпочитают иметь дело с уверенным в себе человеком, а не с нытиком, рохлей или жертвой.

7. Мотивировать и убеждать. Чтобы добиться своего, вы должны заставлять тех, от кого это зависит, вести себя так, как нужно вам. Замотивировать человека — значит помочь ему захотеть вести себя так, как вам выгодно. Этим занимаются менеджеры по персоналу и интриганы. Убеждение — один из способов мотивирования, но не единственный. Гораздо эффективнее знать и использовать чужие желания. Если человек будет уверен, что действует в своих собственных интересах, он сделает все, что вы захотите.

8. Притворяться, играть. Людей встречают по одежке, судят по первому впечатлению. Им чаще всего дела нет до ваших переживаний. Часто ваши чувства только мешают, если не соответствуют ожиданиям окружающих. Да и сами вы не всегда хотите, чтобы они стали известны. Поэтому очень полезно уметь подстраиваться под ожидания окружающих: делать и говорить именно то, что они хотят увидеть и услышать.

9. Быть гибким. Если у вас что-то не получается, найдите другой способ сделать это, вместо того чтобы тупо повторять неудавшиеся попытки. Так вы быстрее добьетесь своего. Хорошо, если для каждого дела, для каждой жизненной задачи, с которой вы сталкиваетесь, вы знаете не один способ решения, а пять или десять.

10. Быть в меру равнодушным. Окружающие имеют на вас виды. Они хотят заставить вас вести себя так, как им надо, распоряжаться вашим временем, вашими деньгами, решать с вашей помощью свои проблемы, чаще всего мелкие. Если вы будете откликаться на все просьбы и помогать всем, вам не хватит ни сил, ни времени, ни жизни. Если вы будете чувствовать себя виноватым, отказывая другим в их просьбах, вы измотаете и измучаете себя. Поэтому научитесь говорить «нет» и не обращать внимание на чужие просьбы, когда вам этого не хочется.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Тяжинский центр дополнительного образования »

Школа юного кукловода

Сборник практических материалов к учебным занятиям

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Куклы вокруг нас»

Семёнова Наталья Анатольевна,

педагог дополнительного

образования

Тяжинский

Содержание

Пояснительная записка 4

Как стать настоящим кукловодом 6

Советы начинающему кукловоду 9

Кукловождение на ширме 10

Литература 20

Пояснительная записка

Управление куклой – азбука актера – кукольника, не изучив ее, трудно работать над постановками спектаклей, сказок, миниатюр. Оживление куклы это то - таинство, которое рождает настоящую куклу. Для того чтобы ее оживить, надо научиться владеть ею. Самые простые жесты и движения куклы имеют большой смысл и значение, способствуют воспитанию как целого ряда навыков, связанных с куклой, так и личных актерских способностей – творчества, ритмичности, ловкости, умения координировать собственные мысли и движения, выносливости, свободы публичного действия. Создание внешности куклы, ее движения, а также дальнейшая игра с ней требуют развития наблюдательности и воображения. Таким образом, работа в области управления куклой имеет огромное значение в воспитании и развитии ребенка.

В соответствии с этим, целью данной работы является: формирование практических навыков кукловождения.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

    Познакомить воспитанников с правилами и навыками кукловождения

    Развивать и совершенствовать умения и навыки кукловождения на ширме, через применение специальных упражнений

    Создать условия для развития творческих способностей обучающихся

В структуре сборника практических материалов выделяются следующие основные разделы:

    Как стать настоящим кукловодом (в данный раздел входят общие правила и первые навыки кукловождения)

    Советы начинающему кукловоду (в разделе даны советы по работе с куклой, ширмой, декорациями)

    Кукловождение на ширме (игры и упражнения для работы над выразительностью куклы на ширме, развития творческих способностей актера – кукловода).

Процесс воплощения куклы проходит ряд этапов: начинается с создания куклы - персонажа спектакля, а заканчивается игрой исполнителя с нею. Работать с детьми по овладению куклы необходимо последовательно: требование, поправки должны возрастать постепенно и со временем достигать совершенства. Повышение уровня мастерства кукловождения позволяет воспитанникам добиваться определенных успехов в театральной деятельности: кукольный театр «Арлекин» победители районных и областных конкурсов театральные подмостки, выставок декоративно – прикладного творчества в номинации «Театральная кукла».

Как стать настоящим кукловодом

Прежде чем играть роль в спектакле актер должен овладеть техникой управления куклы и научиться выполнять через куклу простые бытовые навыки.

Кукла должна научиться:

    Стоять, ходить, прыгать, бегать, перелезать, переступать, перепрыгивать, подпрыгивать, садиться, вставать, ложиться приседать, вставать на оба колена, на одно колено и вставать с колен

    Смотреть и видеть, слушать и слышать, заглядывать, подглядывать, рассматривать, осматривать, вглядываться вдаль, окидывать взглядом, приказывать отойти и подойти взглядом, оглядываться

    Поднимать, переносить и передвигать вещи различной тяжести

    Стряхивать, расправлять, разглаживать, ловить, отмахиваться и замахиваться, брать и передавать

    Драться, наносить удары и принимать их

    Здороваться, прощаться, двигаться в манерах и стилях разных времен

    Танцевать танцы разных народов и времен, исходя из своих пластических возможностей.

Общие правила кукловождения

    Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться не более 3/4 своей высоты

    Уровень куклы на ширме должен быть постоянным

    Кукловод становиться за ширмой так, чтобы его не было видно

    Рука, на которую одета кукла, должна быть мягкой

    Основа жизни куклы - физическое действие

    Куклу следует водить ближе к переднему краю ширмы

    Нельзя водить куклу боком или спиной

    Работать за ширмой - бесшумно.

    Говоря за куклу, не надо говорить фальшивым, неестественным голосом

    Речь должна быть четкой, громкой, неторопливой и понятной зрителю

    Куклу надо держать вертикально

    Кукловод должен быть впереди куклы, чтобы её видеть

    Нельзя водить куклу на вытянутой руке

    Кукла находится параллельно голове

    Пред выступлением необходимо самому проверить готовность своей

куклы

    Кукла смотрит «носом», немного наклоняясь вперед (вниз)

    Рот куклы открывается на ударное слово

    При разговоре кукла смотрит на того, с кем говорит

    Разговор кукол сопровождается движением:

    говорящая кукла - делает жесты рукой или подкрепляет свои слова кивком головы;

    слушающая кукла - неподвижна.

    Если кукла берет какой-нибудь предмет или кланяется, то надо согнуть руку в запястье. Сгибание запястья соответствует сгибанию талии куклы

    Кукла плачет - голова наклонена вперед, а руками она трет глаза

22. Когда кукла выполняет движения, её руки должны быть прижаты к туловищу

23. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить её, согнув руку в запястье, а потом уже опереть запястье на то место, куда сажается кукла

24.Чтобы встать кукла должна сначала наклониться вперед, а потом выпрямиться и одновременно приподняться

25. Характер актера передает кукла

26. Говорить за куклу и водить её должен один и тот же актер

27. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания

28. Удаляясь от передней «грядки» руку с куклой следует поднять чуть выше. Высоту куклы можно контролировать по декорации.

Первые навыки кукловождения

Первые занятия проводятся без куклы. На примере своей руки педагог показывает, как работают пальцы кисть, когда ней одета кукла. Как правильно делать наклоны, повороты, прыжки, бег, ходьбу, прятаться и падать, выглядывать и работать с предметом. Для такого показа вместо ширмы можно использовать спинку стула. Без куклы, руку ребенка легко проконтролировать и сразу же исправить ошибки. Затем на пальчик кукловода одевается головка куклы. Для головы можно взять мяч для тенниса, футляр яйца от киндер-сюрприза. Можно использовать разные формы, не только круглые. В дело пойдут мелкие коробочки, кубики, пластмассовые крышки и коробки от флаконов. Нарисуйте глазки, носик. Рот, добавьте кое-какие детали - и у вас выйдет рабочая кукла. Сделайте отверстие для пальца. С этими же куколками можно проделать упражнения на ширме, за столом. Можно предложить детям придумать и показать новые упражнения, зарядку, сказки и диалоги двух героев при встрече, веселые истории и превращения, маленькие сценки.

На первых занятиях по кукловождению следует освоить и отработать упражнения для воспитания «пружинности» в руках. Упражнения проводятся сидя, стоя или при движении по кругу.

    «Пружинка» - левая рука согнута в локте. Представим, что локоть опирается на очень мягкую пружинку, которая при малейшем движении локтя подкидывает руку вверх. На «и» - приподнять руку вверх, на «раз» - опустить вниз. Упражнение проделать каждой рукой, двумя руками сразу:

    меняя высоту и скорость покачивания;

    с одновременным сгибанием запястья: влево - вправо, вперед – назад.

    «Батут» - Начинать с покачивания на воображаемых носках кукольных ног; затем маленькие подскоки, постепенно увеличивая высоту прыжков

3 .Ходьба куклы по кругу:

    с поворотом кисти влево, вправо;

    хромая то на левую, то на правую ногу;

    переступая через препятствие.

    Походка куклы получается, когда кукловод поднимает и опускает согнутую в локте руку - делает «пружинку» и одновременно слегка поворачивает кисть руки

5. Если не поворачивать кисть, а «пружинку» делать резче, получаются

прыжки куклы. Если делать движения быстрее, то получится бег.

Советы начинающему кукловоду

    Прежде чем приступить к постановке спектакля, определите, какой вид кукол будет в нем участвовать

    Брать куклу аккуратно, придерживая голову куклы

    В спектакле участвуют однотипные куклы

    До выступления куклы хранятся на вешалках, а во время выступления раскладывайте их всегда на одно и то же удобное для вас место

    Свою куклу перед выступлением обязательно проверьте. Все ли у неё в порядке. У вас еще время что-то подправить у неё

    За свою куклу говорите всегда сами. Характер персонажа лучше передает тот, кто ею управляет

    Если вы не достаете до ширмы или декорации, используйте подставки

    Никогда не бросайте кукол, как попало и где попало.

Кукловождение на ширме

Следующий этап - это работа на ширме. Упражнения проводятся как перед передней «грядкой», так и по кругу. Это позволяет отрабатывать высоту куклы, так как за время прохождения круга кукловод с куклой работает как на переднем плане, так и на заднем. При прохождении этого расстояния регулируется уровень куклы.

Для отработки действий куклы хорошим помощником может стать зеркало. Оно необходимо для контроля правильности выполнения действий. Упражнения можно проводить микро группами. Каждая из таких групп показывает свои умения в работе с куклой. А остальные наблюдают вместе с педагогом. Потом проводится разбор ошибок.

Упражнения для тренировки походки куклы

Следить за равномерным поворотом кисти влево и вправо. Если в какую-либо из сторон поворот больше, кукла начинает хромать. Следить за уровнем куклы, не допускать слишком большой «пружинки», иначе кукла будет «нырять».

    Выполнить ходьбу на месте, тщательно контролируя движение руки и уровень куклы

    Сделайте то же, пройдя вдоль «грядки»

    «Шел - забыл – вернулся». Кукла двигалась вперед, на середине «грядки» вспомнила, что что-то забыла, придется развернуться и идти назад. В подобных упражнениях обязательным является придумывание обстоятельств самим учеником. Он может, и иногда не должен, говорить о них в ходе показа, но по окончании нужно спросить его об этом

    «Шел - забыл - принял решение». Упражнение, подобное предыдущему, оставляет больше свободы для ученика. Принятое решение нужно обязательно оправдать

    «Шел - оглянулся на звук - принял решение». Звук подает кто-либо из учеников. Он неожидан, тем интереснее реакция основного исполнителя.

    «Шел – споткнулся». Обыграть ситуацию

    «Шифровщик». Ученику задается вопрос или он придумывает сам место, куда он идет. По дороге он должен, не называя самого места, дать зрителям понять цель своего похода. Например, загадано слово «стадион». Ученик может пройти с такими словами: «Эх, неужели сегодня проиграют?»

    «Шаг в ногу на плацу». Маршировать по двое или группой, четко выдерживая ритм, заданный преподавателем или кем-то из учеников

    Хромать поочередно на разные ноги

    Эмоциональность походки. Оправдать, почему так иду. Пройти лениво, радостно, торопливо, грустно, с опаской

    Пройти от образов: лиса, заяц, медведь, собака, мышь, солдат, робот, старик, вор, толстяк, дама, ребенок, манекенщица.

Упражнения для отработки навыков разговора куклы

    Следить, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь. Не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли в «болтание» куклой

    Учить стихотворение, заданное на дом

    Разговор с другом, которого не видел с прошлого лета, с одноклассником, с мамой, с незнакомцем на улице

    Импровизированный ответ на вопрос педагога или другого воспитанника. Вопросы могут быть по контрольной теме или из разряда «дурацких», развивающих актерскую смелость, типа «Зачем ты съел мою котлету?». Можно объединить всех одними обстоятельствами. Например, педагог - генерал, а воспитанники солдаты, и все вопросы на военную тему. Или педагог - мама, а воспитанники - дети

    Всевозможные ситуации в парах. Сообщить партнеру новость, тот дает ей краткую оценку. Пожаловаться партнеру, получить его поддержку. Главное - импровизация.

Упражнения для отработки бега и прыжков у куклы

    Следить за четкостью движений руки, чтобы не встречалось «размахивание» при прыжках «мельтешение» при беге

    Пробежать по ширме 100 метров

    Убегать от опасности

    Бегать, ловя кого-то

    Прыгать на двух ногах, на одной, по переменке

    Прыгать разными способами в ритме песни, напевая её вслух

    Прыгать по кочкам, предварительно выбирая более сухую

    Прыгать, как ребенок, как старик, как зверь

    Прыгать на батуте. Прыжок делится на две части. Сначала коротким прыжком запрыгнуть на батут, а за тем он подкинет вас и длинным прыжком приземлиться за ним. Вариант, когда у спортсмена не получается, и тренер демонстрирует ему, как нужно прыгать

    Прыгать до середины ширмы в одном темпе, остановиться и продолжить движение в другом темпе или другим способом. Оправдать, почему это произошло

    Перепрыгнуть препятствие, например, лужу.

Упражнения для других способов движения

Следить за верным исполнением предыдущих движений, ибо они являются основой остальных. Дети должны импровизировать, сами придумывать оправданные и выразительные позы и движения.

    Лечь на ширму и полежать мечтательно, грустно, беззаботно, в ожидании, при бессоннице, замерзнув, будучи больным

    Прокрасться по ширме, что-то взять, рассмотреть, положить на место и уйти. Что это было?

    Вернувшись поздно, пройтись, стараясь никого не разбудить

    Красться в шутку, чтобы поиграть с товарищем

    Крадусь, потому что не хочу быть замеченным

    Ползти по-пластунски на учениях

    Проползти на вражескую территорию под колючей проволокой

    Ползу под кроватью за игрушкой или по льду на помощь другу

    Сесть на ширму. Обернуться на оклик партнера: с радостью, неохотой, удивлением, безразлично, с тоской, со «странной» реакцией

    Сесть на ширму, чтобы отдохнуть

    Сесть на ширму, представив, что это лавочка во дворе, место в зрительном зале, стул перед кабинетом зубного врача

    В паре. Один садиться спиной к другому. Партнер должен подкравшись, напугать сидящего, в результате чего тот вскочит и убежит. Пугать необязательно «диким воплем», тем более, что это оказывается неубедительным

Работа с предметом

Перчаточным куклам легче, чем марионеткам, держать в руках какой-нибудь предмет, и хотя выглядит это довольно неуклюже, дети понимают, что одна кукла передает корзинку другой, что кукла засовывает руку в карман, что она может снять шапку. Передача предметов друг другу - важная составная часть театра перчаточных кукол. Упражнения с использованием на занятиях различных предметов помогут точно отработать схему передачи их и сделать действие более выразительным.

Упражнения с воображаемыми предметами

Данные упражнения воспитывают внимание, воображение, веру в предлагаемые обстоятельства, умение использовать пространство сцены. Тренируется навык сочинения одиночных этюдов.

    Собрать вязанку дров и унести с собой

    Слепить снеговика

    Тащить за собой тяжелый мешок

    Толкать впереди себя большой сундук

    Подкрасться и поймать мышь

    Построить дом из кубиков

    Сортировать картошку

    Подмести, убрать мусор

    Вытереть пыль

    Выкопать яму и посадить дерево

    Закопать клад, отметить место

    Срубить дерево, свалить его, обрубить сучья, унести

    Две куклы пилят бревно двуручной пилой, третья колет дрова, четвертая складывает их в поленницу

    «Кузнецы». Один с большим молотом, другой с маленьким молоточком. Положить полоску металла и работать в ритме: Тук! Тук-тук-тук! Озвучивают удары помощники. Добиться полной синхронности

    Передать корзину с яблоками или другими предметами из рук в руки

    Поднять с земли яблоко и дать другу, копать яму, собирать овощи...

    Поднять тяжелый мешок и пронести его, помочь нести тяжелый предмет друг другу

    Играть в мячик

    Толкать перед собой тяжелый камень, передвигать мебель

    Стирать белье

    Собирать грибы, ягоды, цветы.

Перчаточная кукла держит предмет обеими руками и может с ним уверенно обращаться. Чтобы его взять, ей надо наклониться в талии так, что бы ладошки её рук хорошо и удобно могли его взять. Если перчаточная кукла должна взять предмет одной рукой, то делают из проволоки крючки на предмете сбоку или снизу, пришивают кнопки или липучку.

«Зарядка» куклы

Эти упражнения похожи на человеческую зарядку: наклоны, повороты головы и туловища, приседание. Кукла лицом повернута к зрителям, руки слегка разведены в стороны. На счет «раз» кукла делает движение. На – «два, три, четыре» задерживается в данной позиции и снова на «раз» - возвращается в основное положение.

    Наклоны головы

    кивок - слегка согнуть указательный палец вперед и сразу же вернуть его в прежнее положение;

    наклон головы - согнуть указательный палец, на котором надета голова куклы так, чтобы она увидела «свои ноги».

    Хлопки

    на счет «раз» соединить большой и средний пальцы, на «два, три, четыре» задержать куклу в таком положении. Затем на «раз» - вернуть руки её в первоначальное положение;

    это упражнение проделать с поворотом в стороны.

    Повороты туловища

    повороты. Согнуть руки куклы и слегка прижать их к туловищу куклы. Запястье поворачивать то влево, то вправо. Первой движение начинает голова, плечи, корпус;

    повороты руками. Руки куклы прижаты к её туловищу. При повороте туловища куклы влево, выпрямить её левую руку. Вернувшись в исходное положение, руки, сгибаясь, прислоняются к туловищу. Так же проделать упражнение в другую сторону.

    Наклоны туловища

    сгибать запястье руки вперед, назад;

    сгибать запястье руки вправо, влево.

    Приседание

Запястье отвести назад, три счета продержать руку в такой позе, затем вернуть в исходное положение.

    Подскоки куклы вверх на левой и правой ноге попеременно

На «и» подбросить куклу вверх; на «раз» - сгибая запястье влево, опустить куклу вниз, как бы приземляясь на левую ногу. На «и» - оттолкнувшись, приподнять куклу вверх, выпрямляя запястье. На «два» - сгибая запястье вправо.

Точные движения зарядки показывает педагог, дети его копируют. По мере приобретения навыков каждый из ребят показывает свое упражнение, остальные повторяют за ним. Зарядку удобно проводить сидя на стуле, повернув его спинкой к себе. Она используется в качестве ширмы и позволяет видеть ошибки ребят. Разнообразить работу и способствует более тесному общению педагога с детьми.

Отработка взгляда куклы

Основной признак общения куклы - взгляд. Не меняя положения головы, человек может перевести взгляд с одной детали объекта на другую. И все это благодаря подвижности глазного яблока. У куклы же глаза неподвижны, и изменить направление взгляда, без изменения положения головы она не может. Поэтому его направление зависит от положения корпуса и головы куклы. Умение, верно, направлять на объект взгляд куклы достигается в процессе упражнений.

«Качели»

Кукла следит за раскачивающимися качелями. Сначала они раскачиваются не сильно, но затем все сильнее и выше. Движение головы куклы непрерывное. Постепенно раскачивание уменьшается, и качели останавливаются.

«Волейбол»

Кукла следит за мячиком, взлетающим над площадкой. Имитировать полет мячика можно воздушным шариком, привязанным к палке.

«Бабочка»

Представьте, что вокруг кукол летают бабочки. Все их рассматривают, но не ловят. Следят за полетом, поворачивая голову. Для упражнения можно использовать реально видимую бабочку.

Следить за направлением взгляда, помня, что кукла смотрит «носом». Не задирать голову в потолок.

Упражнения для отработки взгляда

    Представив себя диктором телевидения, объявить следующую передачу. Сделать это от лица мужчины и женщины. То же, но вы - ведущий концерта

    Рассмотреть что-то вдали, на ладони, на небе

    Ждать, высматривая кого-то или что-то, например, друга или автобус.

    Найти в воображаемом коридоре поликлиники нужную дверь, читая таблички

    Рассматривать картины в музее, называя их и давая оценку

    Следить за птицей, жуком, бабочкой, качелями, игрой в волейбол, прыжками на батуте, колесом обозрения

    Прейти воображаемую дорогу, следя за машинами

    На плацу. Следить взглядом за генералом, проходящим вдоль шеренги солдат

    В паре. Куклы оглядывают друг друга с головы до ног. Отвернуться и рассказать, как выглядит кукла партнера

    Оценить «воображулю», которая прошла мимо вас соответствующей походкой

    Искать на ширме ключи, грибы, деньги, клад

    Посмотреть под ноги с ужасом, брезгливо, с интересом, свой вариант.

Упражнения для закрепления

«Мгновенная реакция»

Кукла идет по ширме, на середине получает от педагога неожиданное задание. Нужно мгновенно его обыграть.

    Летит пчела, самолет...

    Наступил на что-то мягкое, скользкое, мокрое...

    Увидел впереди друга, врага, медведя, инопланетянина...

    Уколол ногу

    Что-то вспомнил приятное, ужасное...

«Муха»

Отгонять муху, которая мешает спать.

«Приветствие»

Поздороваться с партнером по русскому обычаю, как азиаты. Поздороваться с человеком, которого боишься, с недругом, с ворчливой бабушкой, по-японски, как металлисты.

«На балу»

Вы - дамы и кавалеры на балу 18 века. Поклониться хозяину или хозяйке, сказать в зависимости от этого мужской или женский комплемент.

«Внести атмосферу»

Появиться на ширме после только что увиденного: с испугом, со вздохом облегчения, позвать на помощь.

«Настроение»

Уловить настроение партнера, с которым его вышла и села. Выйти в таком же настроении.

«Шпион»

Первая кукла идет, а вторая «шпионит» за ней. Как только первая оборачивается, вторая должна замереть в позе, которая что-то обозначает. Например, дворника, нагнувшегося за бумажкой, или садовую скульптуру.

Литература

    Бачурина, В. Азбука развития [Текст]: учебно – методическое пособие / В. Бачурина. – М.: Владос, 2007. – 173с.

    Греф, А. Э. Театр кукол [Текст]: практическое пособие / А. Э. Греф. – М.: Лада, 2003. – 269с.

    Давидовски, М. Веселые куклы [Текст]: практическое пособие / М. Давидовски. – М.: Дом XXI век, 2003. – 62с.

    Колчеев, Ю. А. Театрализованные игры [Текст]: рекомендации для руководителей театральных коллективов / Ю. А. Колчеев. – М.: Просвещение, 2000. – 145с.

    Мастерская чувств [Текст]: методическое пособие / – М.: Академия развития, 2006. – С.50.

    Нойшюц, К. Оживи куклу [Текст]: практическое пособие / К. Нойшюц. – М.: EVIDENTIS , 2002. – 208с.

    Обучение и развитие [Текст]: практическое пособие / - М.: Дошкольник, 2003.- 34с.

Школа юного кукловода [Текст]: сборник практических материалов / Н. А. Семенова . – Тяжинский: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей », 2014.- 21с.

Технический редактор И. Г. Роговцова, заместитель директора по учебной работе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»

Оригинал – макет подготовлен на компьютерном комплексе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»

Отпечатано в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»

Адрес: 652240, Россия, Кемеровская область, п. Тяжинский , муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области», ул. Ленина, 11, тел (8-384-49) 21-077

Все девочки (ладно, не все, это тоже гендерный стереотип) любят играть в куклы. Ну мы, LADY, точно любим. Поэтому рады сообщить, что у нас появился свой талисман — девочка, которая похожа на нас и на наших читательниц.

Так же, как и мы, девочки, она начнет худеть уже завтра. Но сегодня — любимый морковный торт!

… Не знает, как дожить до отпуска и за что ей всё это.


Понимает, что срочно нужно менять образ. Да, точно — стать брюнеткой и сделать завивку. Завтра!


Собиралась помыть полы на кухне, но случайно загрузила «Секс в большом городе»…


Она переживает, когда чувствует, что к ней относятся просто как к хорошенькой кукле…


Душу в нашу куклу вдохнула мастер-кукольник Юлия Кузьмицкая, участница выставок «Панна Doll’я», «Млын» и Fashion Market.

Она смеется, мол, часто спрашивают: «А где вы личики для кукол покупаете? А платья?».

На самом деле кукла начинается с чистого лица. Всё, что мы видим, делают руки мастера: от скульптурной работы по лепке лица до пошива туфелек! А сделать так, чтобы у куклы был характер, — ещё важнее!

Сейчас свои куклы Юлия делит на три категории: паненки-белорусочки, задумчивые Джейн Эйр и принцесски с характером (наша — как раз такая!).

Нужно ли оканчивать специальные курсы, чтобы создавать таких девочек, не боится ли сам мастер своих созданий и можно ли в Беларуси прожить, занимаясь только авторскими куклами, — в нашем разговоре.

— Юлия, ваша работа была как-то связана с творчеством? Откуда такое увлечение?

— Совсем нет! Но я всегда с уважением относилась к ручной работе и любила интересные авторские вещи, выставки мастеров. На одной из них — «Млын» — обратила особое внимание на кукол. Одну купила для себя. Потом вторую, третью… (улыбается )

Рассматривая их, заинтересовалась тем, как они сделаны. Погуглила, посмотрела на кукол в разных стилях и влюбилась в работы мастера Ирины Хочиной — их можно увидеть в её блоге «Понарошку». Её куклы очень живые, у них добрая энергия, и они похожи на детей. Наверное, её пример меня особенно вдохновил. Я подумала: рисовать люблю, шить, вязать умею — стоит попробовать. И начала учиться созданию кукол сама…

— А когда были маленькой, кукол любили?

— Да, это любимая игрушка с детства. Возможно, поэтому я на них и сфокусирована: многие мастера делают и мягкие игрушки, но мне интересны только куклы, их лица — я всегда их запоминаю.

Лицо своей первой куклы тоже помню, конечно! Это была большая немецкая кукла с тёмно-каштановыми волосами и карими глазами, звали её Кира. Такое сильное впечатление она на меня произвела! Помню кукол, которые были после неё… Но она — самая!

— А первая кукла, сделанная своими руками, какой получилась?

— Она была рыженькой и вполне себе симпатичной девочкой. Когда в Сети среди кукольников проходил флешмоб «Моя первая кукла и кукла, которую я могу сделать сегодня», нашла её фотографии. И мне не было стыдно за то, что получилось. Правда, личико у неё тогда было плоским, нарисованным.

А я достаточно быстро перешла к скульптурному текстилю — когда лицо сделано вручную, нос, губки — всё объемное, настоящее, живое.

К наряду тоже отношусь серьёзно. Ведь это как с женщиной: можно её в ситец одеть, а можно — в шелка с ручной росписью. Разное ведь впечатление будет! Для своих кукол я выбираю итальянское кружево, батист ручной окраски, натуральный шелк… Всё это, конечно, приобретается за свои деньги. Недешево, но и результат того стоит!

А что самое сложное в работе мастера-кукольника?

— Честно говоря, делать куклу на заказ. Некоторые мастера отказываются от этого, потому что в любом случае ты должен подстраиваться под чужой вкус и ограничивать себя определенными рамками. Да и нервничаешь: хоть бы понравилось человеку, получилось так, как он хочет…

— А вы можете отстаивать свою точку зрения?

— Не приходится, так как ко мне зачастую обращаются люди, которым близко мое видение. «Заявки» по цвету волос и глаз принимаю, но остальное — в моих руках.

— Есть что-то в работе с куклами, что вы не любите?

— Ну… (Задумывается. ) Наверное, работа с волосами — это всё-таки не самая приятная часть процесса. Вряд ли многие об этом знают: волосы кукол, которые выглядят как настоящие, сделаны из козьей шерсти. Они приходят мне руном по почте из России. И пахнут они… козой. Как в деревне. Собака моя, учуяв этот запах, сразу же демонстративно уходит — очень ей этот запах не нравится.

Ну, а мне не очень нравится мыть эти кудри, вычёсывать и окрашивать. С оттенком, кстати, трудно угадать: покупаешь красивый «коричневый перламутр», а получаешь девочку с фиолетовыми волосами. (Смеется. )

Парикмахерские процедуры поэтому могут занимать не один день… Но эксперименты — важная часть развития в любимом деле.

— А рисование? Чтобы нарисовать кукле красивое лицо, нужно оканчивать какие-то курсы?

— Курсы я не проходила, но рисовать любила с детства. Помню, как художничала на обоях. Меня ругали, естественно, тогда я пряталась под кровать — и рисовала там. (Смеется. )

И эта тяга к рисованию на протяжении следующих лет никуда не ушла. Просто не находила в полной мере реализации, пока я не занялась куклами.

Конечно, не сразу получалось — много читала и пробовала на практике. И самое трудное в этом: понять на полпути, получилось личико или нет, невозможно. Картинка складывается, только когда провёл последний штришок.

Если не получилось — начинай сначала… У меня на балконе целый мешок неудавшихся кукольных голов. Да, звучит жутковато… (Смеется. )

Сын говорит: «Мам, что за фильм ужасов: какую шуфлядку ни откроешь — там голова!». Ну не могу выбросить — и всё тут. Это напоминание о том, как я училась тому, что умею сегодня. Да и потом… Они как будто живые, одушевлённые. Я даже цветы увядшие с лёгким сердцем выбросить не могу. Как будто попользовался, пока они красивые, а потом на помойку — что-то неправильное в этом есть.

— А вы сразу знаете, какой будет будущая кукла?

— Нет — и образ, и характер, и имя — всё появляется в процессе. Идея трансформируется на каждом этапе создания куклы, и это гораздо интереснее, чем придумать всё наперёд. Поэтому я заранее шью сразу несколько платьиц и подбираю волосы разных цветов — чтобы подходили к личности куклы, которая появится на свет.

— Мне показалось, или они все у вас грустно-удивленные?

— Мне часто говорят, что они грустные. А я отвечаю: «Да нет, просто умные!».

Хотя, может, и так. Говорят, что куклы всегда похожи на мастера, который их создал.

Я тоже достаточно серьёзная, задумчивая — вот и не получаются у меня девчонки-улыбашки.

— А «позитивные девочки» более востребованы, как и в реальной жизни?

— Как и в реальной жизни: на каждый типаж — свой ценитель. (Улыбается. )

— Трудно расставаться с куклами, в которые часть себя вложила?

— Конечно! Иногда даже фотографии с ними подольше не выкладываю в Сеть, думаю: «Пусть ещё со мной побудет, меня порадует». Последнюю куклу-любимицу Иванку везде возила с собой и даже носила из комнаты в комнату. (Улыбается. )

Но, с другой стороны, я ведь делаю кукол для людей, которые относятся к ним так же, как я. Вот и новая хозяйка Иванки пишет: «Юля, я всё время ношу её с собой! Иногда даже разговариваю с ней». Я улыбаюсь, потому что мне знакомо это состояние…

— У многих людей есть фобия кукол… Сталкивались с такими?

— Да, иногда можно услышать: «Очень красивая кукла, но как представлю, что проснусь ночью, а она на меня смотрит — аж мурашки». У меня всё наоборот: сниму всех кукол с полки, когда к выставке готовлюсь, обернусь — и так пусто становится. Даже не по себе… А одна из покупательниц — женщина с Дальнего Востока, берёт уже третью куклу — говорит: «Мне так нравится им в глаза смотреть — они как живые!». Всё зависит от восприятия…

— Я заметила, что вы делаете кукол с национальным колоритом… Есть запрос?

— Был хороший заказ на куклу с национальным колоритом — её хотели подарить чиновнику, который приехал в Беларусь с официальным визитом из Москвы. На тот момент ничего такого у меня не было, но я задумалась о том, что это действительно хороший подарок. Долго сопротивлялась внутренне этому «колориту», потому что первая ассоциация — красно-зеленый флаг. Вряд ли это сочетание можно органично вписать в образ моих кукол. (Улыбается. )

Я не люблю такое, люблю нежные и сложные оттенки. Но, кажется, удалось придумать более тонкий подход — за счёт деталей, орнамента — и куклы получаются с тем самым национальным колоритом, но при этом — хорошенькие паненочки.

— А сколько времени нужно, чтобы создать такую куколку?

— Дней десять минимум… Возможно, если б не было основной работы, получалось бы быстрее.

— А если бы была возможность заниматься только куклами — согласились бы?

— Да, конечно… Я знаю многих мастеров — но они не из Беларуси, — которые живут только куклами. И это счастливые люди.

Но я пока не могу себе это позволить. Заработок от кукол нерегулярный и непредсказуемый — в нашей стране не так много ценителей авторских кукол. А я пока несу ответственность, в том числе и финансовую, за своего сына.

Но у меня есть мечта, что когда-нибудь я смогу заниматься только тем, что по-настоящему люблю, а мои куклы будут нравиться многим женщинам и делать их счастливее!



Выбор редакции
2017-02-25 Религия древних египтян – уникальное направление в мировой истории. Ее оригинальность заключалась в наличии различных...

В основу астрологической классификации, положены физические принципы. Поэтому, мы остановимся на учете периода обращения по орбите....

Заместитель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, председатель новгородской общины ДПЦ, Алексей Александрович Безгодов...

Берешь зеркало, принадлежащее другому человеку - рождение благородного отпрыска.Благородный знатный человек скрывается - к...
Доля верующих по отношению ко всему населению 2000 год Вопрос на урок Цель урока ВЫЯВИТЬ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА...
Тату «Всевидящее око» – одно из наиболее мистических и символических изображений, которые сейчас наносят на свое тело люди. Платон...
Любой из нас желает знать, что будет завтра с ним, с семьей, страной и миром. Издавна постичь будущее помогают . Одним из самых древних,...
Баран во сне означает друга, который либо не блещет умом, либо вы чрезмерно доверились человеку, который не заслуживает этого. Сон, в...
Все люди слышали слово «религия», многие принадлежат к той или иной Однако мало кто знает и может объяснить, что такое религия.Этот...