Нотр дам главный собор. Собор Парижской Богоматери во Франции: история, легенды


Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (фр. Notre Dame de Paris) - географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа - базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Высота собора - 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора - епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.
Собор Парижской Богоматери ночью

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор - в 1345 году.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века, статуи царей были низвергнуты восставшим народом, многие из сокровищ собора были разрушены или расхищены, сам же собор вообще был под угрозой сноса, и спасло его лишь превращение в «Храм Разума», а позднее он использовался как винный склад.

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Паломнические поездки к Собору Парижскому Богоматери

Вне всякого сомнения, Нотр-Дам-де-Пари , более известный у нас как Собор Парижской Богоматери , является самым узнаваемым христианским храмом в мире, и признанным (наряду с Эйфелевой башней) символом не только Парижа, но и всей Франции. Кроме всего прочего, он является еще самым древним христианским культовым сооружением в городе.

Как это было принято ранее, Нотр-Дам-де-Пари или собор Парижской Богоматери был возведен на месте нахождения древнеримского языческого капища, на котором когда-то приносились жертвы богу Юпитеру. Таким образом, собор должен был символизировать победу истинного христианства над языческими заблуждениями давних цивилизаций.

Само место нахождения храма тоже глубоко символично - он выстроен на острове Ситэ, который находится в самом сердце Парижа. А на площади перед Нотр-Дам-де-Пари установлена бронзовая табличка со знаком «0 км», которая означает, что именно здесь берут начало все дороги мира. Следует сказать, что среди всех готических соборов Франции, которых не так уж и мало на территории страны, Собор Парижской Богоматери занимает исключительное место.

Если принять во внимание, что строительство храма продолжалось ни много ни мало, а почти две сотни лет, то приходится только удивляться, как самым разным зодчим удалось настолько точно передать в его облике все каноны, присущие готике в ее самом сконцентрированном виде.

История строительства Нотр-Дам-де-Пари

Считается, что строительство храма было начато в 1163 году во времена Людовика VII Французского, по инициативе и с благословения парижского епископа Мориса де Сюлли. Хотя историки и затрудняются с определением: кто же именно заложил самый первый камень в основание будущей святыни - сам Морис де Сюлли или же папа римский Александр III. В любом случае достоверно известно, что алтарь храма был освящен весной 1182 года, а через три года после ритуала торжественную службу в нем провел сам Патриарх Иерусалимский.

Понятно, что за такое продолжительное время постройкой храма руководили различные архитекторы. История донесла до нас имена лишь тех, кто принимал участие в завершающей фазе его строительства. Это Жан и Пьер де Шель, Жан Рави и Пьер де Монтрейль. Примечательно, что средства на возведение главной христианской святыни Парижа собирали всем миром. Деньги жертвовал не только король франков, аристократы и ремесленный люд, но даже парижские проститутки, которых тут во все времена хватало. Правда, представительницы самого древнего ремесла предварительно попросили разрешение у духовных властей на принесение этой жертвы. Им было разрешено жертвовать заработанные подобным путем деньги, однако, не открыто.

Фасадную часть храма, с двумя прямоугольными башнями, которые являются на сегодняшний день самыми узнаваемыми отличительными особенностями Собора Парижской Богоматери, начали строить только в 1200 году, то есть почти через 40 лет после его закладки. Окончательно строительство храма было закончено в середине XIII века, а отделка его интерьера была завершена только в 1345 году.

Во времена революционных потрясений, бушевавших во Франции в конце XVIII века, Нотр-Дам-де-Пари подвергся жестокому разграблению и осквернению. Часть его фасадных статуй была разбита, а внутренняя утварь и колокола переплавлены на нужды революции. Долгие годы после этого храм стоял позабытый и постепенно разрушающийся. И только после издания писателем Виктором Гюго в 1831 году своего знаменитого романа, власти начали принимать меры к восстановлению полуразрушенной святыни.

В ходе реставрационных работ, которые проводились в период с 1841 по 1864 год, Собор Парижской Богоматери получил обновленные статуи и витражи на своей фасадной части. Кроме того, у подножия колокольных башен появились оригинальные изображения мифических созданий - гаргулий и химер, которые сегодня так радуют посетителей. Тогда же архитекторы восстановили и главный шпиль собора, демонтированный революционерами, который достигает высоты в 96 метров.

Архитектурные особенности Нотр-Дам-де-Пари

В архитектурном смысле Собор Парижской Богоматери можно определить, как базилику с пятью нефами. Общая длина собора составляет около 130 метров, при высоте сводов - 35 метров. Знаменитые башни Нотр-Дам-де-Пари, которые одновременно являются его колокольнями, вознеслись в небо на 69 метров. Под сводами собора одновременно могут собраться около 9 тысяч человек.

Примечательно, что главный фасад Собора Парижской Богоматери можно визуально разделить на три отдельные части, причем как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. Первый горизонтальный уровень содержит в себе три, богато отделанных орнаментом портала, являющиеся входами в храм. Центральный и самый крупный портал носит название Страшного Суда, левее от него находится портал, посвященный святой Анне, матери Богородицы, а правее - самой Богородице Деве Марии. Причем, левый портал несколько отличается от двух остальных своей верхней треугольной частью. Но это не единственное нарушение общей симметрии, которую может заметить смотрящий снизу человек. Если внимательно посмотреть на колокольни Нотр-Дам-де-Пари, находящиеся на третьем горизонтальном уровне храма, то левая из них окажется немного толще, чем ее правая сестра.

До конца неясно, какой именно смысл заложили зодчие в этих небольших отклонениях от общей симметрии, но то, что эти искажения прибавили храму интереса и загадочности, - является несомненным.

На среднем горизонтальном уровне фасада можно увидеть не менее знаменитую и узнаваемую центральную витражную розу Собора Парижской Богоматери, которая частично содержит в себе средневековые элементы, а частично — восстановленные гораздо позже. Диаметр витражного окна составляет около 10 метров, а по бокам от него можно увидеть небольшие арки со встроенными в них дополнительными окнами. Именно под розой и боковыми окнами находится знаменитая галерея королевских скульптур, содержащая в себе 28 изваяний иудейских правителей, которые являлись предками Спасителя.

Ранее на этом месте находились скульптуры различных французских королей, но во времена Великой французской революции все они по приказу Конвента были сброшены наземь и дополнительно обезглавлены. Часть из них, правда, не так давно была найдена при проведении раскопок в Париже. Нынешние же изваяния были созданы и установлены на фасаде храма только в середине XIX века.

Интерьер храма

Как это было ранее принято в храмовой готической архитектуре, внутреннее пространство собора очерчено его продольными и поперечными нефами, так называемыми трансептами, которые, пересекаясь друг с другом, образуют христианский крест.

По центру самого длинного нефа расположились скульптурные композиции, которые описывают различные сцены из евангельской жизни.

Центральная люстра (паникадило) храма Нотр-Дам-де-Пари была восстановлена по старым рисункам Виолле-ле-Дюка, и заменила оригинал, переплавленный в горниле революционных событий 1792 года. Внутренняя часть храма, его своды и колонны выполнены из серого камня, холодный цвет которого производит на посетителей несколько мрачноватое впечатление.

Следует сказать, что ранее внутри Собора Парижской Богоматери, особенно в его центральном нефе, было еще мрачнее и темнее. Однако после того как реставраторы проделали дополнительные окна в его боковых стенах, освещение стало гораздо лучше.

На самом деле высота центрального нефа храма достигает 35 метров. Но его архитектурные особенности и сравнительная узость стрельчатых сводов придает храму еще большую высоту, воздушность и, как следствие, необыкновенное величие. В соответствии с существующими в готике канонами, храм Нотр-Дам-де-Пари абсолютно лишен какой-либо настенной живописи. Поэтому единственным источником разнообразных цветовых пятен, лежащих на однообразно серых стенах, является солнечный свет, пробивающийся сквозь многочисленные витражные окна. Именно эти разноцветные солнечные зайчики несколько оживляют достаточно аскетическую внутреннюю картину, царящую внутри Собора Парижской Богоматери.

Хотя большинство существующих в храме витражей было восстановлено в середине XIX века, они представляют собой окна, выполненные в соответствии со средневековыми канонами культовых христианских сооружений. Так, скажем, витражи хоров изображают сцены из земного пути нашего Спасителя, а вот витражи боковых сцен уже посвящены отдельным моментам из жизни прославленных христианских святых.

Окна, освещающие центральный неф храма, украшены изображениями библейских персонажей, ветхозаветных пророков и апостолов. Боковые капеллы изобилуют витражами, освещающими земную жизнь Пресвятой Богородицы. А вот самый известный витраж Нотр-Дам-де-Пари, расположенный на его фасаде, представляет собой розу, содержащую более восьми десятков известных сцен из Ветхозаветной истории.

Терновый венец Спасителя — храмовая реликвия Нотр-Дам-де-Пари

Внутри храма сберегается одна из самых почитаемых святынь христианского мира - , который был надет на голову Христа-Спасителя перед его распятием на Голгофе. Интересна история, повествующая о том, как данная реликвия попала в главный парижский храм.

Долгое время Терновый венец, после трагических и величественных иерусалимских событий, хранился на горе Сион, а затем, в 1063 году, был доставлен в столицу Византийской империи Константинополь. Однако в 1204 году Константинополь, на древние мощеные улицы которого в течение тысячи лет не ступала нога никакого неприятеля, пал под ударами армии христиан-крестоносцев. Крестоносцы, подвергшие византийскую столицу безжалостному разграблению, захватили и драгоценный трофей - Терновый венец Спасителя.

Со временем, один из обедневших Латинских императоров по имени Балдуин II, в распоряжении которого находилась данная святыня, заложил ее византийским купцам, а затем предложил своему двоюродному брату Людовику IX выкупить ее у них.

Таким счастливым образом, в 1239 году Терновый венец Христа попал в Париж, где для его хранения по личному приказанию короля была построена специальная часовня.

Во времена Великой французской революции, опьяненная свободой парижская чернь, камня на камне не оставила от этой часовни, однако христианская святыня была заранее спрятана, и вернулась на свое место только в 1809 году. С тех пор Терновый венец Христа неизменно находится в Соборе Парижской Богоматери и привлекает к себе ревностных христиан со всего Света.

Следует сказать, что данная святыня периодически выносится в центр храма для поклонения прихожанам каждую первую пятницу нового месяца.

Словом, если вам когда-либо представится возможность побывать в Париже, то Собор Парижской Богоматери должен быть в обязательном порядке внесен в список достопримечательностей, которые в любом случае следует посетить. Ведь именно в нем сосредоточена духовная и историческая сердцевина одного из самых свободолюбивых и загадочных народов мира.

Монументальный и величавый Собор Парижской Богоматери возвышается на острове Сите в центре Парижа. Его удивительная история насыщена событиями страшными, кровавыми, дерзкими и эпическими.


Он был очевидцем революций и войн, разрушений и реконструкций, увековечен в искусстве, продолжая удивлять строгой и насыщенной готической архитектурой, вплетенной в литое единство романского стиля.

Забронируйте посещение крыши Собора

Храму быть! – решил король

Людовик VII

В 1163 году царствовал Людовик VII. Изначально он собиравшийся стать монахом, но волею судьбы был вынужден принять трон, когда его старший брат Филипп – главный наследник, погиб, упав с лошади. Став королем, Людовик всю жизнь оставался верен церкви, и именно при нем началось возведение Нотр-Дам де Пари, а краеугольный камень в основание имел честь заложить папа Александр III.

Этот величественный храм занял территорию, на которой высшими силами предназначено строить божьи дома. По исследованиям археологов в разные эпохи тут стояли четыре церкви.

Самой первой, в IV веке, осветила землю раннехристианская церковь, за ней следовала базилика Меровингов, далее каролингский собор, затем романский кафедральный собор, который впоследствии полностью разрушили, а камни пустили на фундамент ныне действующему святилищу.

В 1177 г. выросли стены, а главный алтарь водрузили и осветили в 1182 г. Это событие знаменовало завершение обустройства восточной части трансепта. С этого момента в здании уже можно было вести богослужения, хотя кропотливой работе еще предстояло длиться не одно десятилетие. В 1186 г. на территории появилась первая могила – герцога Бретани Жоффрея, а в 1190 – королевы Изабеллы де Эно.


Подходило к завершению строительство нефа, и в 1200 г. приступили к сооружению западного фасада, который сейчас легко узнать по двум отличительным башням у центрального входа. Места грандиозному строению было мало, и в 1208 г. пришлось снести несколько близстоящих домов. Читайте также, если вы собираетесь поехать в Стамбул, тогда вам следует ознакомиться с городом заранее на сайте Mystanbul-life.info

Южная колокольня стала функционировать в 1240 г., а северная башня через 10 лет. Это принято считать завершением первого этапа возведения знаменитого собора.

Завершающие работы длиною в век

К 1257 г. были построены вначале северный, а затем южный фасады для трансепта (крестообразного карниза на плане). В этом же году на свинцовой крыше водрузили шпиль, который был разрушен в 1789 г. во время революционных волнений, и сейчас на его месте копия, установленная в процессе реставрации 1840 г. Энженом Виолле-де-Дюком.


Боковые часовни продолжали строиться до XIV столетия, но последним штрихом считается завершение установки ограждения вокруг литургического хора с роскошными откидными креслами, в которых располагались каноники. Мелкие работы еще некоторое время проводились, но формально Собор Парижской Богоматери был завершен в 1351 г., и оставался в нетронутом виде до XVIII столетия.

События и лица в истории

На протяжении двух веков над архитектурным ансамблем работало много зодчих, но наиболее известными стали имена Жан де Шеля и Пьер де Монтрея. Жан приступил к работе в 1258 г., и его детище, это примыкающие к нефу фасады и ворота с южной и северной стороны, о чем сообщает табличка на южном боковом фасаде.

После смерти Жана, в 1265 г. на смену пришел Пьер, известный человек времен «лучистой готики», которого называли доктором каменных дел.

Периодически внутренний интерьер менялся, дополнялся или реставрировался.

В годы 1708 – 1725 дизайнер и архитектор времен раннего рококо – Роберт де Кот, изменил внешний вид пространства перед основным алтарем – соборным хором. В 1711 г. он извлек из-под престола элементы колонны Столпа корабельщиков, которую некогда поставила корабельная корпорация из Лютеции. На это место были установлены новый главный алтарь и скульптуры.

На краю гибели

Далее свои коррективы внесла Французская революция. Робеспьер, как один из наиболее влиятельных ее участников, выдвинул требование выплатить откупные Конвенту на все будущие революции, если город не желает, дабы «твердыня мракобесия была снесена».


Однако это не повлияло на решение Конвента в 1793 г., решившем, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли». При этом Робеспьер получил немалое удовольствие, отдавая приказы обезглавить монархов, выстроившихся в галерее и представляющих царей Ветхого Завета.

Не пощадили революционеры и остальную архитектуру, уничтожая витражи и грабя дорогую утварь. Вначале приход был объявлен Храмом разума, позже центром Культа Высшего Существа, пока помещение не отдали под склад продовольствия, а затем совсем потеряли к нему интерес, оставив во власти забвения.


Не удивляйтесь, видя статуи королей целыми и невредимыми – в середине XIX столетия ансамбль был восстановлен. Когда в 1977 г. велись реставрационные работы, часть царей была обнаружена в захоронении под частным домом. Его хозяин в свое время выкупил скульптуры, будто бы для фундамента, сам же похоронил их с почестями, а затем поставил над ними дом, скрыв могилы сверженной власти.

Возрождение былого величия

Виктор Гюго

До начала XIX века Нотр-Дам постепенно приходил в упадок. Величественный собор дряхлел, осыпался, превращался в руины, и у власти уже возникла мысль о его сносе.

В 1802 г. Наполеон возвращает здание в лоно церкви, которая поспешила его вновь освятить. Но чтобы пробудить в парижанах желание спасти храм, пробудить любовь к своей истории и архитектуре, нужен был толчок. Им стал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где на страницах разворачиваются любовные страсти, опубликованный в 1831 г.

Благодаря архитектору-реставратору Виолле-де-Дюку, храм не просто получил новую жизнь, а обрел свежее лицо.

Прежде всего, он позаботился об устранении серьезных повреждений, чтобы остановить дальнейшую разруху. Далее принялся за восстановление разрушенных статуй, скульптурных композиций, не забыл про шпиль, который тоже был снесен во время революции.

Новая игла имеет 96 м, выполнена из дуба и оббита свинцом. У основания ее с четырех боков окружают фигуры апостолов, а перед ними крылатые тетраморфы: бык – символ Луки, лев – Марка, ангел – Матфея, орел – Иоанна. Примечательно, что все изваяния обратили свой взор на Париж, и только святой Фома, покровительствующий архитекторам, полуобернулся, и рассматривает шпиль.


На все работы ушло 23 года, что говорит о катастрофическом состоянии храма до начала реставрации.

Виолле также предложил снести строения, которые в те времена находились в непосредственной близости к собору, и теперь на их месте перед фасадом раскинулась современная площадь.


С тех пор здание оставалось в относительно постоянном состоянии, лишь иногда подвергаясь вынужденным косметическим работам. Оно даже не пострадало во время последних войн. В конце ХХ столетия было решено провести генеральную работу, чтобы освежить его и восстановить первоначальный золотистый оттенок песчанику фасада.

И родились диковинные звери

Очень удачной стала идея посадить у подножия башен химер. Они стали не только экзотическим украшением, но и маскировкой системы сточных труб, которые не дают влаге скапливаться на крыше, провоцируя возникновение плесени и постепенно подтачивая кладку.


Тут можно различить животных, драконов, горгулий, демонов, других фантастических существ и людей. Все горгульи внимательно всматриваются вдаль, повернув головы на запад в ожидании, когда солнце спрячется за горизонтом, наступит время детей ночи, и тогда они оживут.


А пока звери застыли в выжидательной позе с выражением нетерпения на мордах, словно неумолимые стражи нравственности в поисках проявления греха. Эти потусторонние обитатели Нотр-Дам де Пари наделяют знаменитый храм особой харизмой. Если захотите взглянуть им в глаза, за отдельную плату наверх вас поднимут подъемником.

Внешнее убранство собора

Находясь рядом, хочется рассмотреть его во всех деталях, не уставая удивляться мастерству зодчих, сумевших добиться потрясающего результата в гармонии образов и законченности форм.


Основной вход имеет трое стрельчатых ворот, иллюстрированных экспозициями из Евангелия. Центральный рассказывает историю Страшного суда с главным судьей – Иисусом Христом. По бокам арки выстроились по семь изваяний, внизу – восставшие из своих усыпальниц мертвецы, разбуженные горнами ангелов.

Среди разбуженных мертвых можно рассмотреть женщин, воинов, одного папу и короля. Такая разношерстная компания дает понять, что все мы, независимо от статуса, предстанем перед высшим правосудием, и одинаково ответим за свои земные деяния.


Правый вход украшен статуей Пресвятой Девы с младенцем, а левый отдан Богородице и включает изображения символов зодиака, а также сцену, когда на голову Девы Марии надевают корону.

Сразу над тремя порталами находятся 28 венценосных статуй – тех самых королей, которые были свергнуты со своих пьедесталов во время революции, и которых позже восстановил Виолле-де-Дюк.


Выше расцвела большая западная роза ветров. Она единственная, сохранившая частичную аутентичность. В ней два круга с лепестками-витражами (в малом 12 лепестков, большом – 24), заключенные в квадрат, что символизирует единство божественной бесконечности и материального мира людей.

Впервые соборная роза была украшена витражами в 1230 г., а рассказывают они о вечной борьбе между пороками и добродетелью. Еще в нее включены символы зодиака и сцены работы крестьян, а в центре расположена фигура Богоматери с младенцем.
Помимо центральной розы, диаметром 9,5 м, другие две по 13 м украшают фасады с юга и севера, считаясь самыми большими в Европе.


Присмотревшись к башням у главного входа, вы заметите, что северная, которая стоит ближе к Сене, выглядит массивнее своей южной соседки. Это потому, что только на ней до XV столетия звонили колокола. Если главный набат подает голос в редких случаях, то остальные оповещают время в 8 и 19 часов.

Каждый колокол имеет индивидуальность, отличаясь собственным именем, тональностью и весом. «Анжелик Франсуаза» – дама тяжеловесная, в 1765 кг и голоском до-диез. Менее фактурная, но тоже внушающая уважение – «Антуанетта Шарлотта» в 1158 кг, звучащая в ре-диез. За ней идет «Гиацинт Жанна», вес которой всего 813 кг, а поет она нотой фа. И, наконец, самый миниатюрный колокол – «Дэнис David», не превышающий вес 670 кг и подпевающий в перезвоне, как фа-диез.

Внутри святая святых

О роскошном внутреннем убранстве храма можно говорить часами, но куда приятнее окунуться в это великолепие лично. Предвкушая осмотр достопримечательности, взгляните на Собор Парижской Богоматери фото, и ощутите его торжественность атмосферы.


Нельзя не упомянуть о впечатлении, когда зал купается в дневных лучах солнца, преломленных сквозь многочисленные витражи, отчего освещение выглядит футуристическим, волшебным, неземным и таинственным, играющим разноцветными бликами.

Всего в соборе 110 окон, и все застеклены витражами с темой на библейские темы. Правда далеко не многие уцелели, поскольку беспощадное время и люди большинство из них уничтожили в разное время, и на их место были установлены копии еще в середине XIX столетия.


Однако некоторым стеклянным панно удалось дожить до наших дней. Они уникальны тем, что из-за несовершенства технологии изготовления стекла того времени выглядят более массивными, неравномерными, и в них присутствуют случайные вкрапления и шарики воздуха. Но даже эти изъяны прежние мастера сумели превратить в достоинства, заставив картины в этих местах искриться, играть переливами света и краски.

Внутри храма розы ветров смотрятся еще удивительней, и даже таинственно, благодаря проникающему сквозь их витражи свету. Нижнюю часть центрального цветка перекрывает внушительный по размерам орган, а вот боковые видны во всем великолепии.


Орган всегда присутствовал в Нотр-Даме, но впервые в 1402 г. он стал действительно большим. Вначале сделали просто – старый инструмент поместили в более новую готическую оболочку. Чтобы поддерживать звучание и вид на должном уровне, его на протяжении истории множество раз настраивали и перестраивали. Не обошла его вниманием и современная цивилизация – в 1992 г. медный кабель сменили на оптический, а принцип управления сделали компьютеризированным.


В храме вы проведете не один час, уделяя внимание картинам, скульптурам, барельефам, орнаментам, витражам, люстрам, колоннам. Ни одну деталь невозможно проигнорировать, ведь каждая, это неотъемлемая часть уникального ансамбля, часть библейской и светской истории.

Фотогалерея витражи Нотр-Дам-де-Пари

1 of 12






Внутри время словно течет по-другому. Будто проходишь сквозь временную петлю, и окунаешься в совершенно иную реальность. Присядьте на скамью, позвольте себе удивиться уникальному, роскошному интерьеру, а затем закройте глаза и впитайте торжественные звуки органа, насладитесь ароматом свечей.

Но особенно ярко вы ощутите грань веков, когда покинете стены собора, и не сможете устоять перед искушением, вновь вернуться в умиротворяющую атмосферу.


Также вам стоит спуститься в сокровищницу, которая хранит уникальные вещи, а расположена под площадью перед собором. Особую гордость представляет священный артефакт – терновый венец Спасителя, который в 1239 г. передал храму монарх Людовик IX, выкупив у византийского императора.

Яркий след в жизни и культуре

Многие века Собор Парижской Богоматери вдохновлял, объединял и собирал под своими сводами людей разных эпох. Сюда приходили рыцари, чтобы помолиться перед Крестовым походом; тут короновали, венчали и отпевали королей; в его стенах собирались члены первого парламента Франции; тут отмечали победу над фашистскими войсками.


За сохранение и воскрешение столь прекрасного памятника архитектуры надо благодарить, в том числе, и Виктора Гюго, ведь своим великим произведением он смог достучаться до парижан. Сегодня это величественное строение вдохновляет писателей современников, кинематографистов и авторов компьютерных игр на свои вариации событий, с вероломными врагами и отважными героями, раскрывающими вековые тайны и загадки.

Собор Парижской Богоматери на карте

Каждый более-менее крупный город в странах, где основной религией является христианство (и не только в них), может похвастаться собором и, порой, не одним.

Пожалуй, самым известным, самым завораживающим и необыкновенным, впитавшим в себя множество легенд, является собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам-де-Пари (Notre-Dame de Paris) . Его можно назвать сердцем Франции.

На площади перед собором установлена табличка «нулевой километр», именно из этой точки ведут отсчет все дороги страны.

Построен он на острове Сите, который еще называют «колыбелью Парижа». Когда-то на этом месте находился древний храм Юпитера, а потом первая христианская церковь Парижа — базилика Святого Стефана.

История возникновения Нотр-Дам де Пари

История собора начинается с момента назначения парижским епископом Мориса де Сюлли , который и стал главным инициатором постройки самого примечательного храма всей Франции. На церемонии закладки первого камня в 1163 году присутствовал папа римский Александр III, что дало повод историкам предполагать, что он лично положил этот камень.

Строительство здания продолжалось без малого 170 лет, хотя основная часть собора была фактически закончена в 1196 году, когда был достроен неф здания. Через несколько дней после окончания работ в нефе умер Морис де Сголли, которому было уже далеко за семьдесят. А полностью собор был закончен в 1330 году.

Из-за такого продолжительного строительства в здании собора присутствуют черты и романского, и готического стилей, что придает ему одновременно и монументальность, и изящество. На юге и востоке собора находятся две башни-колокольни, высота которых 69 метров.

Особенности внутреннего дизайна собора

Поскольку отделка завершалась в эпоху господства готического стиля, то внутри отсутствуют какие-либо фрески, и единственным источником цвета служат гигантские витражи в стрельчатых окнах.

К сожалению, из первоначальных витражей до нашего времени сохранилась только часть в южном окне-«розе». Там изображен Христос в окружении Девы Марии, святых и 12 апостолов.

В XVII-XVIII веках собор был частично перестроен, внутри был снесен амвон и гробницы, а часть оригинальных витражей — заменена обычным стеклом.

Но настоящие бедствия обрушились на собор в эпоху Великой французской революции .

Сначала он был разграблен и частично разрушен, затем превращен в «храм Разума», после чего и вовсе стал винным складом.

При Наполеоне Бонапарте собор был вновь освящен, но после возвращения Бурбонов — заброшен и находился под угрозой сноса.

В 1841 году началась реставрация, продолжавшаяся 23 года. Ремонтными работами руководил Виолле-ле-Дюк, которому и принадлежит идея создания знаменитых статуй химер у подножия башен.

Богоматерь с двумя ангелами расположена в центре основного витража-розы, диаметр которого составляет 9, 6 метров, а слева и справа, в качестве напоминания о первородном прегрешении, находятся Адам и Ева.

Кованое железо причудливым узором придаёт красоту створкам входных дверей в Собор.

Северный и Южный порталы имеют свои имена, северный — в честь Девы Марии , а южный — в честь Святой Анны .

Сцены Страшного Суда располагаются на центральном портале. Выступы же славятся изображенными на них фигурами: на левом — Святой Дионисий, первый епископ, на правом — Святой Этьен, дьякон.

Освещение в Нотр-Даме естественное, но очень скудное, так как свет проникает только в высокие, стрельчатые окна, застеклённые витражами.

Как свойственно всем католическим храмам, в отличие от православных, на стенах Собора совершенно нет живописи. И только вокруг главного алтаря стены покрыты рельефами, рассказывающими о жизни Иисуса Христа.

Основной, самый большой колокол, чей тон фа-диез, звучит довольно редко. Все остальные колокола, имеющие свои имена, звонят в восемь часов утра и семь часов вечера.

Имена колоколов:

  1. Angelique Francoise, вес составляет 1765 кг, тон до-диез.
  2. Antoinette Charlotte, вес составляет 1158 кг, тон ре-диез.
  3. Hyacinthe Jeanne, вес составляет 813 кг, тон фа.
  4. Denise David, вес составляет 670 кг, тон фа-диез.

Верующим дают возможность поклониться святыням в первую пятницу каждого месяца, а также в Страстную Пятницу католического поста. Именно в эти дни для поклонения становятся доступны Терновый венец, частица Креста Господня и Гроздь от Креста.

Но очередь огромная, приходить и занимать место нужно пораньше, задолго до начала церемоний.

Слушая поразительное звучание шеститонного колокола, нельзя не вспомнить бессмертное произведение Виктора Гюго и его главных героев — горбуна Квазимодо, красавицу Эсмеральду, красавца Феба… Ведь именно этому колоколу несчастный Квазимодо поверял все свои беды и страдания.

А каждое воскресенье в Соборе проходит месса, на которую допускаются все желающие. На мессе можно насладиться звуками самого большого органа в стране. Вход в эти дни свободный.

Нотр-Дам де Пари по популярности уступает разве что Эйфелевой башне и Лувру, туристы миллионами приходят сюда.

За века существования Собора там собралась огромная коллекция церемониальных вещей и религиозных святынь, таких как кусок креста и гвоздь от распятия Иисуса Христа, разные рукописи, священные чаши, одеяния.

Во время экскурсии вы подниметесь по 422 ступеням винтовой лестницы, выйдете на смотровую площадку и будете наслаждаться прекрасным видом на остров Сите.

Именно здесь вы увидите тринадцатитонный колокол по имени Эммануэль , который звучит только в особых случаях — во время больших церковных праздников и после страшных катастроф, когда все народы соединяются в общем горе и сострадании, например, так случилось после трагедии башен-близнецов в Америке.

Дальнейший путь пролегает также через Галерею Химер , созданную только в девятнадцатом веке.

Чтобы приобрести билеты и попасть на экскурсию, вам нужно найти подножие Северной башни со стороны улицы Монастыря (адрес: Rue du cloitre Notr-Dame) , купить билеты и наслаждаться погружением в историю.

Детям тоже, бесспорно, стоит посетить эту одну из главных достопримечательностей Парижа.

Но, чтобы им было интересней, предварительно покажите им диснеевский мультфильм «Горбун из Нотр-Дама». Тогда детвора не будет зевать и мечтать поскорее уйти, а станет разглядывать всё вокруг и пытаться сопоставить увиденное в мультфильме с реальностью.

Адрес Собора Нотр-Дам

  • 6 pl. du Parvis Notre-Dame
  • Метро: Cite или St-Michel RER: St-Michel

Время работы Собора

  • 8.00 — 18.45 (суббота и воскресенье: до 19.15)

Время работы башен и Галлереи химер (может отличаться от времени работы самого Собора)

  • 1 октября — 31 марта: 10.00 — 17.30
  • 1 апреля — 30 сентября: 10.00 — 18.30 (по субботам и воскресеньям в июне, июле и августе до 23.00)
  • Вход прекращается за четверть часа до закрытия
  • Собор закрыт: 1 января, 1 мая и 25 декабря

Вход в собор бесплатный. В башни — платный для взрослых, до 18 лет бесплатно.

Одним из выдающихся памятников архитектуры является собор Парижской Богоматери. Воспетый и прославленный поэтами, писателями и художниками, этот известный храм мира горделиво возвышается в самом сердце Парижа.

Его называют не только географическим центром, но и духовным. Строительство началось в далеком 1163 году и завершилось лишь в 1345 году. Более 180 лет потребовалось, чтобы создать уникальный и удивительный Нотр-Дам-де-Пари. Это центр жизни Франции, в котором короновали императоров, венчали и отпевали королевских особ. Помимо всего прочего место примечательно тем, что в нем заседал первый парламент Франции, также в католическом храме находили временный приют нищие и обездоленные.

Роман, который прославил собор

Собор Парижской Богоматери окутан ореолом романтики, овеян тайной и мистицизмом. Это ежегодно привлекает в храм миллионы путешественников. Нотр-Дам-де-Пари для туристов выглядит пленительнее, чем знаменитый Лувр. Существует крылатое выражение: «Увидеть Париж и умереть». Каждый человек должен посетить кафедральный собор, перед тем как умереть.

Жемчужина Франции никого не оставит равнодушным. Но чем обусловлена такая невероятная популярность? Мировая известность достигнута благодаря стараниям талантливого мастера пера Виктора Гюго, создавшего роман, не имеющий аналогов, - «Собор Парижской Богоматери». Именно его фантазия и буйное воображение дали жизнь необыкновенным героям. Читатель с головой погрузился в книгу. Его взволновали перипетии судьбы очаровательной Эсмеральды, он посочувствовал несчастной доле Квазимодо и удивился коварству интригана Клода Фролло. Благодаря этим именам название собора ассоциируется с драматической сказкой, это произведение разожгло любопытство людей со всего мира. Но все персонажи лишь выдумка одаренного автора.

Грандиозная стройка

Основными строителями готического «замка» считались два талантливых архитектора - Жан де Шель и Пьер де Монтрей, об остальных лицах, приложивших руку к постройке, информации практически не сохранилось. Но долгие годы, на которые растянулась эта стройка, красноречиво свидетельствуют о том, что участников было немало.

Собор Парижской Богоматери вмещает одновременно девять тысяч человек. В средневековье строительство практически любого города начиналось с церкви, и Париж не стал исключением из этого правила. Современные археологи считают, что на месте храма находилось четыре строения:

  1. Палеохристианская церковь.
  2. Меровингская базилика Святого Стефана.
  3. Каролингский собор.
  4. Романский кафедральный собор.

Последнее строение было безжалостно разрушено, а его камни послужили фундаментом для Нотр-Дам-де-Пари. Изначальная идея подразумевала грандиозное строительство, помещение храма должно было с легкостью вмещать все население города, которое на тот момент не превышало десяти тысяч человек. Но строительство затягивалось, финансовых средств не хватало. Население города старалось внести свою лепту, даже малоимущие и девушки легкого поведения несли деньги на строительство священного храма. Невзирая на живое и активное участие жителей в судьбе храма, стройка затягивалась.

Стиль собора Парижской Богоматери

Общее впечатление от визуального осмотра храма весьма неоднозначно. Дело в том, что постройка не имеет единого стиля, что впрочем, неудивительно, если вспомнить о том, что руководители менялись с завидной периодичностью. В XII веке (начало возведения собора) преобладал своеобразный романский стиль, но постепенно его сменил готический. Таким образом, здание наделено чертами нескольких стилей, что и объясняет его неповторимый облик:

  1. Романская архитектура отличается массивными очертаниями, отсутствием любых излишеств, узкими окнами, изящество здесь сдает позиции, уступая место практичности, рациональности, мощности и простоте.
  2. Готическая архитектура характеризуется вертикальными композициями, заостренными элементами, деталями, устремленными ввысь.

Отзвуки романского стиля Нормандии и новаторские идеи готического стиля соединились и дали по-настоящему неожиданный и интересный результат. Нотр-Дам-де-Пари - это как раз тот редкий случай, когда смешение стилей пошло только на пользу и превратило постройку не в «китч», а в одно из главных украшений замечательного города.

Загадки и легенды, связанные с собором

Веселый Диснейленд, свежеиспеченные хрустящие круассаны, изысканная кухня и коллекционные вина - все это Париж. Собор Парижской Богоматери - одно из главных достояний страны и гордость местного населения. Но храм имеет огромное количество тайн и загадок, которые до сих пор будоражат умы.

При визуальном осмотре сложно поверить в то, что это чудо сотворено руками обычного человека. Древняя легенда гласит, что в строительстве принимал участие сам дьявол. Более того, он увековечил себя в образе химеры, украшающей собор. И это не единственное предание, связанное с храмом.

С чего начинается собор? Конечно, с роскошных кованых ворот. Доподлинно известно, что их изготовил искуснейший мастер по фамилии Бискорне. Кузнец настолько дорожил этим ответственным, почетным заказом и боялся разочаровать своих работодателей, что призвал себе на помощь … сатану. И исключительно благодаря стараниям нечистого весь мир может получать эстетическое наслаждение от созерцания невиданной красоты, которую не способны создать руки простого смертного. Что же дало толчок распространению этого мифа? Когда ворота были готовы и в них врезали замки, оказалось, что конструкцию невозможно открыть никакими силами. На помощь пришла святая вода. После того как «дьявольский забор» окропили ею, железо поддалось.

Что говорят экскурсанты

Очень заманчив для всех путешественников собор Парижской Богоматери. Отзывы людей, побывавших в нем, преимущественно восторженно-положительные. Это место позволяет туристам пережить колоссальную гамму приятных эмоций. В это сложно поверить, но те, кто имел возможность посетить это здание, утверждают, что чувствовали энергию и силу, исходящую от него. Возможно, что это лишь самовнушение и настроение, которое сумел навеять одноименный мюзикл, но можно сказать наверняка, что мрачная романтика и невероятная мощь готического собора точно не оставят равнодушными посетителей.

Первый камень

История собора Парижской Богоматери впечатляет. Она началась 850 лет назад, но по сей день огромное количество людей задается вопросом о том, кто заложил первый камень этого грандиозного сооружения. Существует несколько теорий на этот счет, но сказать наверняка уже, конечно, невозможно, слишком много времени прошло с тех пор. Существуют два самых популярных претендента на эту роль - римский папа Александр III и епископ Морис де Сюлли. Но именно епископ принял решение о возведении нового собора на месте старого и полуразрушенного строения. Его замыслы были амбициозны и тщеславны, собор должен был превзойти все, что строилось до этого. Можно сказать, что планы претворились в жизнь. Люди приступили к выполнению трудоемкой задачи. Стоит отметить, что в то время в стране царил голод, поэтому были и противники дорогостоящей стройки. Но, невзирая на все протесты, работа началась. Из наиболее запоминающихся и значимых событий, происходивших в стенах собора, можно отметить коронацию Наполеона Бонапарта, состоявшуюся зимой 1804 года.

При правлении Людовика XIV витражи и гробницы были беспощадно разрушены, планировалось полное уничтожение легендарного храма. Народу поставили ультиматум: если не будет собрана энная сумма денег к назначенному часу, Нотр-Дам-де-Пари превратится в руины. Это поразительно, но парижане выполнили условия. К сожалению, национальный конвент и не думал держать слово, собор сильно пострадал. Лишь в 1831 году благодаря стараниям Гюго у людей снова стал проявляться интерес к храму и, как следствие, началась реставрация здания через год после публикации книги.

Внешний вид католического храма

Описание собора дает представление о монументальности и масштабах здания.

  1. Длина - 130 метров.
  2. Высота - 35 метров.
  3. Ширина - 48 метров.
  4. Высота колоколен - 69 метров.

При этом вес колокола Эммануэль составляет целых 13 тонн, а его «языка» - 500 кг.

Внутреннее убранство и архитектура

Способна поражать шедевральная французская архитектура. Собор Парижской Богоматери - яркий тому пример. Памятник ранней готики (Нотр-Дам) помог преобразиться городу. Фасад здания разделен по вертикали пилястрами. Главный фасад имеет три входных двери, над которыми идет аркада, именуемая Галереей Королей. На внутреннем поле фронтона - Христос и два ангела. Центральный вход имеет достаточно символичное украшение - изображение Страшного суда.

Вес крыши более 200 тонн. Верхняя часть украшена изображениями гаргулий и химер. В этом храме нет никакой настенной живописи, а источником цвета служат витражи стрельчатых окон. Роза над самым входом в собор сохранилась со средних веков. Паникадило (люстра) изготовлено из бронзы.

Первый орган был установлен в 1402 году, но его звучание было недостаточно мощным для огромной площади собора, именно поэтому в 1730 году инструмент был достроен.

Перед собором можно увидеть статую Карла Великого, а позади здания «Фонтан девственницы».



Выбор редакции
И по сию пору символ Циркуль и наугольник таки и остаётся загадкой для журналистов, исследователей, учёных и для большей части масонов...

Термин «метафизика» в последнее время используется в работах по психосоматике очень часто. Но что он означает?Это слово образовано из...

Даже привел в этой статье исчерпывающее доказательство в виде фотографий. Почему я заговорил о русалках , да потому что русалка - это...

Удивительно, но некоторые феномены человеческого тела никаким экспертам объяснить не под силу. Сегодня INK расскажет вам о редких...
2017-02-25 Религия древних египтян – уникальное направление в мировой истории. Ее оригинальность заключалась в наличии различных...
В основу астрологической классификации, положены физические принципы. Поэтому, мы остановимся на учете периода обращения по орбите....
Заместитель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, председатель новгородской общины ДПЦ, Алексей Александрович Безгодов...
Берешь зеркало, принадлежащее другому человеку - рождение благородного отпрыска.Благородный знатный человек скрывается - к...
Доля верующих по отношению ко всему населению 2000 год Вопрос на урок Цель урока ВЫЯВИТЬ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА...