Презентация "раскол русской православной церкви". Церковный раскол



Начало реформ Царь Алексей Михайлович мечтал сделать Москву центром вселенского православия.Многое в церковной жизни требовало решительных преобразований В конце 1640-х годов в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев


Причины реформ Образование единого Российского государства «Москва – третий Рим» Необходимость единообразия церковных обрядов и богослужебных книг Рукописный характер большинства церковных книг Множество разночтений, ошибок, искажений в церковной литературе Острые споры относительно того, по каким образцам исправлять тексты богослужебных книг и церковных обрядов




Патриарх Никон В 20 лет женился и стал сельским священником В 30 лет ушел в Анзерский скит около Большого Соловецкого острова, пострижен в монахи под именем Никона Потом ушел в Кожеозерскую пустынь Был избран главой монастыря В 1646 г. царь Алексей Михайлович впервые увидел Никона, когда он прибыл в Москву для сбора пожертвований в пользу обители


Патриарх Никон Никон был переведен в столицу игуменом Новоспасского монастыря Никон стал собинным другом царя В 1649 г. Никон был избран митрополитом Новгородским Отличался нищелюбием Зимой ездил в Москву и вел службы в придворной церкви Стал участником кружка «ревнителей древнего благочестия» В 1652 г. Никона после смерти патриарха Иосифа назначают патриархом ()


Реформа патриарха Никона В 1652 г. старые обряды были заменены на новые Креститься следовало не двумя, а тремя перстами Петь «аллилуйя» не два, а три раза Во время крестного хода идти не по солнцу («посолонь»), а против него Совершать поклоны не земные, а поясные Иначе писать имя Христа – Иисус вместо прежнего Исус Отдельные слова богослужения были заменены новыми, «попрал» вместо «наступил», «дева» вместо «девица» Иконы и богослужебные книги переписывались, неисправленные подлежали уничтожению




Протопоп Аввакум () В 1642 г. поставлен в дьяконы, а через два года – в высокий чин протопопа В 1651 г. с женой и сыном отправился в Москву В Москве стал служить в соборе Казанской Божией Матери Вошел в кружок «ревнителей древнего благочестия»


Никон и Аввакум Никон в 1652 г. уже начал проведение реформ В 1654 и 1656 гг. добивается одобрения реформ на церковных соборах Аввакум отверг реформы Никона По решению церковного собора Аввакум был обвинен в расколе, отлучен от церкви и сослан с семьей в Сибирь


Никон и Аввакум В 1664 г. – конфликт царя Алексея Михайловича и Никона В 1666 –1667 гг. на церковном соборе был осужден и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь В 1680 г. получил разрешение переехать в основанный им Воскресенский монастырь, но по дороге, в 1681 году - умер В 1664 г. Аввакума вернули в Москву, но он вновь стал обличать «ересь никонианскую» В 1664 г. – в ссылку на Мезень В 1666 г. привезен в Москву на церковный собор, расстрижен и проклят Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск 14 апреля 1682 г. сожжен на костре




Старообрядцы Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654, 1656 годов, с тех пор его сторонники стали преследоваться официальной властью Старообрядцы вынуждены были скрываться в Заволжье, в глухих сибирских деревнях, уезжали целыми селами в Северную Америку- Канаду и США







краткое содержание презентаций

Церковный раскол 17 века

Слайдов: 5 Слов: 139 Звуков: 0 Эффектов: 0

Церковный раскол 17 века. И следующие ключевые фигуры, повлиявшие прямо или косвенно на развития событий и развязку: боярыня Морозова. Протопоп Аввакум. Патриарх Никон. Алексей Михайлович. - Церковный раскол 17 века.pptx

Церковный раскол в России

Слайдов: 51 Слов: 1826 Звуков: 0 Эффектов: 12

Церковный раскол в 17 веке. Церковь после смуты. Патриарх Филарет. В 1619 г.Филарет возвратился в Москву. Патриарх Никон. Алексей Михайлович. Никон родился в семье бедного крестьянина-мордвина. Никита Минов. Никон поссорился со своим наставником. Герб. Одна из подписей патриарха Никона. Дар царя Алексея Михайловича. Реформа, приведшая к расколу. Алексей Михайлович Тишайший. Честолюбивые замыслы патриарха. Царь получил раскол. Церковный раскол. Образцы перстосложения. Церковный собор. Епископ Павел. Братия прославленной Соловецкой лавры. Противостояние. Соловецкое сидение. - Церковный раскол в России.ppt

Раскол православной церкви

Слайдов: 17 Слов: 480 Звуков: 0 Эффектов: 0

Власть и церковь. В.Суриков. План урока. Церковь после Смуты. Памятник Патриарху Никону в Саранске. Реформа патриарха Никона. Реформу проводили с 1653-1655гг.. До реформы. Разногласия между светской и церковной властью. Церковный собор 1666-1667гг.. Итоги церковной реформы Никона. Раскол. Протопоп Аввакум. Памятник Аввакуму. Сожжение протопопа Аввакума. Для человека главное жить по совести. Синквейн. - Раскол православной церкви.ppt

Реформы Русской православной церкви

Слайдов: 18 Слов: 446 Звуков: 0 Эффектов: 1

В. Суриков «Боярыня Морозова». Русская православная церковь. Народное ополчение. Земский собор. Филарет. Разработать программу церковной реформы. Вопрос о церковной реформе. Митрополит Новгородский Никон. Церковная реформа Никона. Церковный собор. Раскол Русской православной церкви. Протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Составить синквейн. Какие изображения относятся к старообрядчеству. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу. Лекарства. Домашнее задание. - Реформы Русской православной церкви.ppt

Патриарх Никон

Слайдов: 10 Слов: 515 Звуков: 0 Эффектов: 0

Патриарх Никон. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Рисунок 17 века. Строительство. Одним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1655 был заложен каменный Успенский собор. Монастырь был построен на землях села Воскресенское. Иверский монастырь на валдае Успенский собор. Реформаторская деятельность. Собор 1654 года положил начало делу согласования московских книг с греческими. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Основные черты Никоновой реформы. Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. - Патриарх Никон.ppt

Церкви 17 века

Слайдов: 11 Слов: 765 Звуков: 0 Эффектов: 0

Церкви XVII века. Государство и церковь в XVII в. Раскол. Церкви 17 века. Церковь не представляла собой единую силу. Никон. Борьба продолжалась восемь лет. Движение старообрядчества было сложным по составу участников. Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. 17 век. Часовня Успения Богородицы. Никольская церковь из села Мякишево в музее деревянного зодчества. Успенская церковь 16-17 век. -

Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.

Презентация подготовлена учителем истории и обществознания ФГОУ СОШ № 4 МОРФ Латыповой О.Ш.


ЦЕЛИ УРОКА:

Дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII в.

Охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия.

Познакомить с церковными нововведениями.

Объяснить смысл конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Дать характеристику деятельности патриарха Никону и протопопа Аввакуму.

ПЛАН

Патриарх Филарет.

Реформа патриарха Никона.

Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный Собор 1666-1667 годов

Протопоп Аввакум


Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни российского общества 17 века. В период Смуты, захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви, но это не сломило их дух, и церковные деятели принимали активное участие в создании народных ополчений и освобождении государства от интервентов. Одним из могущественных патриархов был Филарет.


Патриарх Филарет (1619-1633гг)

Филарет являлся отцом первого царя из династии Романовых. При царе Федре Иоанновиче – знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году попал в Польше в плен. В 1619 году вернулся в Россию.

М.Романов

Филарет


Патриарх Филарет (1619-1633гг)

Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно выросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Главное, чего удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича.


Реформа патриарха Никона

Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках - патриархах Иосифе I и Иосифе . Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

Решением этих давно назревших вопросов занялся в середине XVII в. патриарх Никон.

Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660-1665 годы)


Реформа патриарха Никона

Никон родился в 1605 году в семье мордовского крестьянина. В 31 год постригся в монахи в Азерском скиту Соловецкого монастыря. Затем стал настоятелем

Кожеозерского монастыря в

Карагапольском уезде.

В 1646 г. В Москве сблизился

с царем Алексеем Михайловичем.


Реформа патриарха Никона

В 1652 году нужно было выбирать нового Патриарха. Никон решительно отказывается от высшего церковного поста.«Тогда царь, при большом стечении народа, в Успенском соборе, перед мощами святителя Филиппа, упал Никону в ноги и,

«простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения»»

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа


Реформа патриарха Никона

В XVII в. было отмечено огромное количество расхождений, ошибок, недочетов в церковных книгах. Например, в одной и той же книге, одна и та же

молитва писалась по-

Много проблем было с

переводами

богослужебных

текстов:одни переводчики

плохо знали греческий

язык, другие плохо знали

Существовали различия и

в обрядах.

А. Кишенко. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги


Реформа патриарха Никона

Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались. Реформу проводил патриарх Никон, придерживавшийся второй точки зрения.

Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в 1656 году


Реформа патриарха Никона

Осуществление церковной реформы началось в 1653-1655 годах. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.


Реформа патриарха Никона

Движение крестного хода установили против часовой стрелки, введено троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, введены новые правила иконописания, вместо Исус стали писать Иисус.


Реформа патриарха Никона

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой и связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций.В среде верующих возник раскол.

Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.

Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.

« Спор о вере». Картина неизвестного художника XVIII века


Никон выступил с идеей первенства церковной власти над царской.Он говорил, что, «как месяц имеет свет от солнца», так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога. Он писал, что

поскольку цари

получают помазание от

архиереев, получая таким

образом от церкви и власть,

то они по своему

достоинству и по своей

духовной силе являются

ниже и слабее епископов.


Усиление разногласий между церковной и светской властью

Никон целиком стал на точку зрения католической церкви. Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. В итоге патриарх был низложен.Попытка Никона установить в стране две власти - духовную (священство) и светскую (царство) - закончилась поражением.

Храм Св. Николая в ХамовникахХVII в.

Церковь Св. Георгия в Еднове. XVII в.


В 1666 году был созван церковный Собор. Выступивший царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.

С. Милорадович. Суд над патриархом Никоном


Церковный Собор 1666-1667 годов

Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее

противников

(старообрядцев).

Участники Собора

постановили передать

старообрядцев в руки

светских властей.

Собор 1666-1667

годов углубил раскол

в Русской

православной


Протопоп Аввакум

Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620 - 1682). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время Аввакум входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддерживавшим их царем Алексеем Михайловичем.


Протопоп Аввакум

Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.

Сергей Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири.


Протопоп Аввакум

Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в Москву, где царь и тщетно убеждал его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу.

К. А. Вещилов. Протопоп Аввакум.


Протопоп Аввакум

В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки других работ. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681 -1682 годов к казни. 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра XIX века.

Евгений Шишков. «Житие протопопа Аввакума».


Протопоп Аввакум

П. Е. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума.


Протопоп Аввакум

Для старообрядчества были

характерны:

фанатическая преданность

старине; неприятие нового,

иноземного; негативное

отношение к любым светским

знаниям; отказ от общения с

последователями Никона.

Староверы были уверены

в близком конце света,

проповедники учили, что

спастись можно только

«самосожжением»,

«вторым огненным крещением».

Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона .


Протопоп Аввакум

Раскольники отказывались

Подчиняться государству, которое поддерживало патриарха Никона

Платить государственные налоги, выполнять государственные повинности

Выполнять повинности в пользу официальной церкви


Протопоп Аввакум

Государство активно боролось с раскольниками. Для разгрома скитов раскольников использовалась армия. Старообрядцы бежали за границу, на окраины России в глухие места. Характерны массовые самоубийства раскольников. Они предпочитали умереть, чем подчиниться слугам антихриста.

С. Милорадович. Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году


Вывод:

Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе России. Но в условиях усиления самодержавной власти это привело к конфликту между церковной и светской властями.

Следовательно, поражение церкви в этом конфликте подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Старообрядческая Церковь

Нательные старообрядческие Кресты

В. И. Суриков. Боярыня Морозова, 1884-1887 гг.В. И. Суриков.
Боярыня Морозова, 1884-1887 гг.

Церковный раскол

Причины реформы церкви

Необходимость поднять авторитет церкви
путем борьбы с языческими верованиями
Преодолеть противоречия в толковании
священных канонов
Утверждение Русской православной церкви
как международного центра православия
(сделать Москву «Третьим Римом»).

В 1653 – 1655 гг. началось осуществление
церковной реформы Никона

До реформы
1. Крещение двумя
перстами;
2. Земной поклон;
3. Двукратное пение
"аллилуйя";
4. Движение верующих в
церкви вокруг алтаря по
солнцу;
5. Написание имени Христа
Исус
После реформы
1. Крещение тремя
перстами;
2. Поясной поклон;
3. Троекратное пение
"аллилуйя";
4. Против солнца;
5. Написание имени Христа:
Иисус

Церковный Собор 1666 – 1667 года

- осудил Никона
- царь дал понять, что реальная власть в
стане принадлежит только ему
- появились Старообрядцы (раскольники) –
люди, отказавшиеся принять церковную
реформу патриарха Никона. Выдающимся
руководителем старообрядцев стал
протопоп Аввакум
- начался раскол церкви

Раскол – религиозно-общественное
движение, вылившееся в отделение от
Русской Православной Церкви части
верующих, не принявших реформу
патриарха Никона.
Протопоп – настоятель.

Наиболее сильно протест против церковной
реформы проявился в Соловецком
восстании 1668-1676 гг.
Старообрядчество было запрещено
церковными соборами 1654 и 1656 гг. и
преследовалось властью.
В 1971 году Русская Православная Церковь
отменила решения церковных Соборов,
предавших старообрядцев проклятию.

Последствия церковного раскола

В русской мысли и культуре сформировалось одно
из направлений, в основу которого был положен
приоритет духовной жизни над плотской
Старообрядчество раскололось на ряд течений,
выражавших идеи враждебного отношения к
светской власти, отрицания крепостного права
Оформление старообрядчества подорвало
внутреннюю силу, духовный авторитет церкви,
способствовало распространению западного
влияния и обострило борьбу официальной церкви
против западной культуры.

Выбор редакции
2017-02-25 Религия древних египтян – уникальное направление в мировой истории. Ее оригинальность заключалась в наличии различных...

В основу астрологической классификации, положены физические принципы. Поэтому, мы остановимся на учете периода обращения по орбите....

Заместитель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, председатель новгородской общины ДПЦ, Алексей Александрович Безгодов...

Берешь зеркало, принадлежащее другому человеку - рождение благородного отпрыска.Благородный знатный человек скрывается - к...
Доля верующих по отношению ко всему населению 2000 год Вопрос на урок Цель урока ВЫЯВИТЬ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА...
Тату «Всевидящее око» – одно из наиболее мистических и символических изображений, которые сейчас наносят на свое тело люди. Платон...
Любой из нас желает знать, что будет завтра с ним, с семьей, страной и миром. Издавна постичь будущее помогают . Одним из самых древних,...
Баран во сне означает друга, который либо не блещет умом, либо вы чрезмерно доверились человеку, который не заслуживает этого. Сон, в...
Все люди слышали слово «религия», многие принадлежат к той или иной Однако мало кто знает и может объяснить, что такое религия.Этот...