Солнце в религии и мифологии. Обожествление солнца у разных народов


В основу астрологической классификации, положены физические принципы. Поэтому, мы остановимся на учете периода обращения по орбите. Вращение происходит вокруг Солнца.

обозначение Солнца в астрологии, круг и посредине точка.

Солнце – центральное божество.

Солнце обращается вокруг своей оси, а значит, вокруг солнечной системы, за 25 суток. Самое короткое расстояние от земли до солнца в январе, когда в северном полушарии зима (тогда говорят, Солнце стоит низко).

Символ обозначения Солнца, корнями уходит в развитие общества, и можно предположить, что когда-то давно, человек поставил и сказал: «Это Я». Потом эту точку, он обвел кружком, и получилось то, что отделило его от мира. Поэтому, символ, точка, обведенная кружком, расшифровывается как «сознание ».

В мифологии все взаимосвязано, все можно разложить на язык сегодняшней терминологии.

В древнегреческой мифологии, бог солнца мог даровать жизнь, поддерживать ее в разной степени интенсивности, сделать человека очень энергичным, очень здоровым, или наоборот.

Бог солнце был сыном Титанов Гипериона и Тейи. У римлян, бог солнце назывался Гелиос, сын неба и земли (Урана и Геи). Уран, это небо. Гея, это земля. Солнце, это сын неба и земли. В Мифологии разных народов Солнце называлось по разному:

Мирта — в Персии, Индии, Иране;

Яр или Ярило в мифологии славян;

Молох — в древнем Карфагене;

Тонатиу — в мифологии древних ацтеков и Майя;

Аматерасу — в Японии.

МБОУ СОШ №22 с углубленным

изучением французского языка

город Дзержинск,

учитель русского языка и

литературы, учитель

высшей категории

Романова Алла Александровна

Интегрированный урок

« »

Интегрирование знаний из различных областей науки и искусства способствует постижению учащимися целостной картины мира. Интерес учителя и учеников к художественной и духовной культуре народа, его истории и языку побудил нас обратиться к данной теме.

Цели урока:

    обучающие: исследовать отражение культа солнца в языке и обычаях русского народа.

    развивающие: развивать познавательный интерес, связную речь, навыки работы с лингвистическими словарями и научной литературой, формировать навыки исследовательской работы.

    воспитывающие: воспитывать бережное отношение к языку и уважение к культуре русского народа.

Методы и приёмы: метод исследовательских проектов, эвристический (эвристическая беседа)

Задачи:

    Изучить особенности образа солнца в славянской мифологии и найти отражение понятий солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля.

    Исследовать особенности славянской мифологемы «солнце». Раскрыть отражение культа солнца в народных обычаях славян (по роману П.И.Мельникова - Печерского «В лесах».).

    Рассмотреть особенности концепта солнца» в русском языковом сознании .

    Проанализировать произведения устного народного творчества, в которых создаётся образ солнца.

Опережающие задания по группам были направлены на решение поставленных задач.

Учащиеся обращались к литературе по языкознанию, к различным словарям, в том числе «Словарю символов», «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Особое внимание уделялось анализу фольклорных и художественных произведений, изучению монографии Панасовой Е.П. «Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи», исследованию Семёновой М.Н. «Быт и верования древних славян».

Слово учителя: Как известно, СОЛНЦЕ является уникальным объектом, значимым для всех живущих на Земле людей, поэтому так или иначе образ СОЛНЦА представлен в культуре разных народов. Сегодня на уроке мы выясним особенности образа солнца в славянской мифологии, рассмотрим, как отразились вехи солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля, определим особенности славянской мифологемы «солнце» и концепта «солнце» в русском языковом сознании. Каждой группе предстоит выступить с защитой своего проекта и задать классу 1-2 вопроса по своему выступлению.

    Актуализация опорных знаний. «Понятие о солнце в культуре народов мира. Солярные мифы разных народов мира»

Как известно, СОЛНЦЕ является уникальным объектом, значимым для всех живущих на Земле, поэтому так или иначе образ СОЛНЦА представлен в культуре разных народов. В курсе МХК мы знакомились с солярными мифами древности.

Давайте вспомним, как представлен образ Солнца у тех или иных народов мира?

Обобщение:

    У разных народов Солнце может соотноситься как с мужским (славяне, шумеры, египтяне), так и с женским (эвенки, сибирские народы) началом.

    Представление о Солнце как живом существе в метафорическом виде: сохраняется в языке, например, солнце встало/село/... // sun rose/set/...(англ.) Die Sonne geht auf/ geht unter/... (нем .) II el sol se ha levantado/se ha puesto/.. ( исп .) .

    Почти у всех народов СОЛНЦУ сопутствуют эпитеты «золотое», «златокудрое», а в испанском языке слово «sol» - «солнце» ранее употреблялось также в значении «золото».

II . Образ солнца в культуре и языке русского народа – содержание центральной части урока.

Тема выступления 1 группы : Культ солнца в жизни древних славян Славянская мифологема Солнца. Образ солнца в русской культуре.

Задания для 1 группы:

    Объяснить значение понятий «культ», «культ солнца ».

    Раскрыть роль мифологических персонажей Даждьбог и Ярила в культе солнца славян.

    Охарактеризовать мифологему солнце как составной элемент мифологического сюжета и общекультурную идею русского фольклора.

Словарная работа. Слово «культ» происходит от латинского cultus – почитание, поклонение. В европейских языках мы находим близкие по написанию и звучанию слова: англ. cult, немец. Kult, франц. culte, итал. culto, исп. culto.

Слово культ является многозначным:

а) форма общественного поклонения, почитания богам; б) форма богослужения.

Культ солнца - форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением: славяне одухотворяли солнце, наделяя его функциями высшего божества.

Вывод 1.

    Солнце – небесное светило, почитавшееся древними славянами как источник жизни, тепла и света. Солнце называли ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым.

    Славяне считали солнце Всевидящим оком, которое строго следит за нравственностью и соблюдением законов.

    Мифологема солнце - это некая первичная сюжетная схема, общекультурная идея, встречающаяся в фольклоре, перешедшая из мифа в эпос и волшебную сказку, затем в художественную литературу. Солнце – доброе и справедливое божество, которое даёт жизнь всему живому на земле, это творец; к солнцу обращаются за помощью в трудных ситуациях Солнце – источник жизни на земле, залог урожая, символ мирной жизни; представитель истины и блага: солнце правды ; «кормилец или благодетель, радость и надежда», «Солнце – князь земли » . Такова суть мифологемы солнце.

    Многие древнеславянские боги имели солнечную природу: Дажьбог – бог Солнца и творец всего сущего. Сварог – отец бога Солнца и создатель огня. Слово Даждьбог (или Дажьбог),что значит «дающий бог», «податель всех благ», образовано от старославянского «даждь» - дай. Это Солнце –бог, подающий все блага и саму жизнь.

    Ярила - Бог плодородия. По своему значению он близок египетскому богу Осирису. Оба служили идее плодородия, оба умирали поздней осенью, а весной возрождались к новой жизни, как и зерно, похороненное в земле, воскресает стеблем, колосом и новым, яровым, зерном.

. Вопрос классу: В опере Римского –Корсакова «Снегурочка» хор поёт о том, что Ярила – бог Солнца. Прав ли создатель либретто, называя Ярилу богом солнца? Кто такой Ярила и что связывает его с Даждьбогом?

Работа с толковыми словарями. Ярила – отнюдь не бог солнца, это совсем иной мифический персонаж. Имя «Ярила» восходит к словам «ярость», «ярый». Задание: найдите в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля значение слова «ярый». По Далю, оно означает «огненный, пылкий; сердитый, злой, лютый; горячий, запальчивый; крепкий, сильный, жестокий, резкий; скорый, бойкий, безудержный, быстрый; крайне ретивый, рьяный; весьма горючий; белый, блестящий, яркий; горячий». Какие из перечисленных определений отражают характер Ярилы - солнца?

Обратимся к «Толковому словарю» С.И.Ожегова, чтобы выяснить значение слова «ярость». Так называют «порыв слепой, стихийной, зачастую бессмысленной силы, неистовство». Яростный – значит неукротимый, озверелый. Найдите в толковом словаре слова, которые имеют общий корень со словом Ярила:

    яровать – неистовствовать, забываясь,

    «ярун» - глухарь во время тока, охваченный любовным порывом,

    «яровые» - зерновые культуры, которые сеют весной,

    «ярилки » - праздник, посвящённый культу плодородия земли.

Вопрос классу: Во время проведения праздника Ярилки появлялся ряженый в костюме Ярилы, с колосьями и черепом в руках. Что символизировали эти предметы?

2. О связи культа солнца с народными обычаями можно узнать из романа П.И.Мельникова - Печерского «В лесах», с которым учащиеся познакомились самостоятельно.

Тема выступления 2 группы : Миф о Солнце в изложении П.И. Мельникова-Печерского . Задания для 2 группы: Исследовать отражение культа солнца в народных обычаях славян (по роману П.И.Мельникова - Печерского «В лесах».). Найдите элементы русской обрядности, связанные с культом Ярилы. Какими средствами создаётся всеохватывающий образ веселого бога Ярилы? Почему в сказании о Яриле и Земле автор не использует слово «солнце»?

Вывод 2. В романе П.И.Мельникова - Печерского «В лесах» изображается всеохватывающая панорама культа Ярилы:

    элементы русской обрядности; гулянья на Ярилином поле в Нижнем,

    похороны чучела Ярилы в Муроме и Костроме,

    изображения Ярилы актёрами на игрищах в Кинешме и Галиче.

    С именем Ярилы связывает писатель название озера Светлояр: «То озеро по имени старорусского бога Светлым Яром зовется».

    В романе создается яркий и праздничный образ бога весны, любви, плодородия: «...на головушке у него венок из алого мака, в руках спелые колосья всякой яри» (т. е. злаков яровых: пшеницы, овса, ячменя). Для создания образа Ярилы автор использует эпитеты: «вечно юный, вечно радостный светлый», метафоры:«пламень взора светлого Яра», « волны лучезарного Ярилина света».

    В роман включены тексты нижегородского песенного фольклора:„Нет меня, Ярилушки, краше, нет меня, Хмеля, веселее - без меня, веселого, песен не играют, без меня, молодого, свадеб не бывает».

    Кульминацией романа является утверждение жизнетворящей силы любви Земли-матушки и Ярилы-солнца : «Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами»;

    В тексте нигде не названо слово «Солнце», это даёт нам возможность предположить, что писатель отчётливо понимал различие между богом плодородия Ярилой и собственно богом Солнца (Даждьбогом).

Вопрос классу: Докажите, что воссоздавая мифологический образ солнца, автор имеет в виду не Даждьбога(главу славянского пантеона богов), а именно Ярилу?

Тема выступления 3 группы: Отражение понятий солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля

Задания для 3 группы: В календаре присутствуют особые дни, связанные с положением солнца на небосклоне - дни зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. Расскажите, как понятия солнечного годового цикла закрепились в русском языке и нашли отражение в словаре В.И.Даля

Вывод 3. Языческие народные праздники солнца связаны с днями зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия.

    С ночи 24-го декабря на 25-е декабря – первый годовой праздник Солнца – солнцеворот или Корочун . По Далю это древнерусское слово означает «капут, конец, сметь, гибель, извод». Корочун символизирует минимальную силу огня, тепла, света. Это день смерти солнечного божества Ярилы.

    Второй праздник Солнца – день возрождения солнечного божества - приходится на 24 марта и называется Комоедицы. Смысл названия этого главного праздника восходит к древним славянским словам «комо» - и - «едиц(а) », т.е. « поедающая комо».

Словарная работа с раздаточным материалом. Чтобы выяснить лексическое значение слова «комо», обратимся к однокоренным словам, представленным в словаре В.И.Даля: комуха – трясучка, лихоманка, лихорадка, гнетучка; комаха, комоха, кумаха, комошица (она гнёт человека в ком).

Определите лексическое значение слова «комо»?

    Можно предположить, что «комо» это болезнь, смерть, а слово Комоедицы означает уничтожение смерти-зимы и прославление огня, тепла, солнца – Ярилы.

    Утверждение сил жизни и уничтожение смерти – таков смысл этого праздника, который в более поздние времена был вытеснен близким по смыслу праздником Масленицы.

    Третий праздник Солнца - Купало - отмечается в разгар лета, в ночь с 22 на 23-е июня. Этот древний народный религиозно-магический земледельческий праздник был распространён у славян на Руси и в Европе. В этот день разводили костры и прыгали через них, КУПАЯСЬ в огне (пале) костра, КУПАЯСЬ в реке. Молодёжь водила хороводы, делала из травы чучело КУПАЛЫ.

Работа с информационной карточкой:

    Значение слова «Купало» принято связывать со словом «купать», которое означает «окунать с погружением во что-либо».

    По Далю, «купа» – «костёр», а также « большой чан».

    Синонимом к слову «купаться» является слово «лить», поэтому, очевидно, купать(ся) можно не только в воде, но и в огне, в лучах солнца, вообще в каком-либо льющемся потоке.

    Вторая часть слова – «пал» - созвучна со славянским словом «пал», обозначающим огонь, а также полевой, степной, лесной пожар

    Во время праздника Купалы максимален день, и наиболее ярко/jарко/жарко солнце (Ярило), поэтому в этот праздник славяне купались в лучах солнца – днём, а ночью – в огне костра.

4). Четвёртый праздник Солнца - день осеннего равноденствия - Радогощь (Радогост) отмечали 24 сентября.

    Считалось, что в этот день Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. О Яриле речь уже не шла.

    К этому дню пекли огромный, в рост человека, медовый пирог, за который прятался славянский жрец, который произносил пожелания и предсказания на следующий год, Затем начинался пир в честь солнца, которое дарит людям радость и щедрый урожай.

Вопросы классу:

    Чем, по-вашему, объясняется второе название этого праздника - «поедание солнца»?

(это название связано с праздником урожая, когда люди могла насладиться дарами солнца и земли)

    Как этимологическая сущность славянского праздника Радогощь (Радогост) отражается в фонетическом строе его названия? (Радогощь - «радость гостям», «угощение»)

    Так как у славян было немало врагов, то в контексте праздника была и настороженность к тем «гостям», которые могут прийти с войной, чтобы отобрать не только урожай, но и жизнь. Не случайно в этот день проходили смотры воинского мастерства, устраивались потешные поединки. Т.о., семантика праздника Радогощь связана, с одной стороны, с урожаем, а с другой – с подготовкой к войне и смерти.

    Тема выступления 4 группы: Образ солнца в фольклоре и русском языковом сознании. Динамика концепта «солнце».

Задания для 4 группы:

1.Определить значение образа солнца в произведениях русского фольклора.

2.Изучить монографию Панасовой Евгении Петровны «Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи».

3. Раскрыть особенности концепта «солнце»

Вывод 4.

Общеславянское слово «солнце» ассоциируется с понятиями «рождать», «творить», «оживлять Бытие мира зависит от плодоносящей силы солнца.

    Солнце обозначалось кругом или кругом с расходящимися лучами, прямыми и косыми крестами, кругом с крестом внутри, концентрическими кругами с крестом внутри, розеткой и свастикой. Изображениями солнца украшались предметы обихода: прялки, полотенца и т.п.

    В песнях и загадках Солнце изображается в девичьем образе: «Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит».

    В сказках оно живет там, где земля сходится с небом. Солнце опускается на ночь под землю или в море. Ладья, запряженная утками или лебедями, доставляет его к стороне восхода.

    В былинах с Солнцем образно сравнивали Великого князя (Владимир Красное Солнышко) или богатыря.

    В песнях «светлое» или «красное солнышко» - это родной человек, например, родимая матушка. Мать сравнивают с солнцем, потому что она, как и Солнце, дарит нам жизнь и тепло своей души.

    В пословицах используется слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – солнышко, что указывает на любовно-уважительное отношение к объекту, используется неделимое сочетание - постоянный эпитет «красное солнышко».

    Ряд пословиц и поговорок утверждает восприятие солнца как духовно значимого объекта, например, « И на солнце есть пятна» (солнце как образец добродетели, чистоты); «За ушко да на солнышко» (солнце как что-то высвечивающее, выявляющее всё в истинном свете),

    В русском языке существуют устойчивые выражения, связанные с образом солнца: «солнце правды», «солнце истины» (об Иисусе Христе), «солнце русской поэзии» (о Пушкине).

Работа с информационной карточкой

    Концепт - это сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека.

    Концепт - это то, посредством чего обычный человек входит в культуру, а иногда и влияет на неё.

    Концепт отправляет читателя к миру духовных ценностей, смысл которых может быть явлен лишь через символ - знак, предполагающий использование своего образного предметного содержания для выражения содержания абстрактного

    Понятийные признаки концепта СОЛНЦЕ в русской языковой картине мира составляют признаки: «свет», «тепло», «шар» (в наивном сознании форма светила скорее представляется как «круг»), «цвет - красное», «огромное».

    Образный слой концепта включает традиционные признаки, свойственные народному сознанию: «бог», «живое», «на небе», «красивое», «яркое», «любимый, значимый человек», «золото», «труд», «благо», «власть», «ценное», «истина», «непогрешимое», «мудрое», «справедливое», «ласковое», «огонь».

    Ядро концепта «солнце» представляют следующие смыслы:

    Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло за счет протекающих в его недрах термоядерных реакций. С этим смыслом связаны следующие примеры: «Восход Солнца». «Солнце – звезда-карлик». «Вращение Земли вокруг Солнца».

    . Свет, тепло, излучаемые этим телом. С этим смыслом связаны выражения: « Греться на солнц». «Подойти к солнцу» (т. е. «к свету»).

    (переносное значение) О ком-(чём) - нибудь очень дорогом, ценном, являющимся источником, средоточием чего-нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого. Примерами могут служить выражения: « Солнце моё, не плачь ». « Солнце правды » - о том, кто прославился в какой-либо области искусства, науки. Так, например, солнцем драматургии принято считать Шекспира, солнцем математики – Лобачевского. Солнцем русской поэзии назвал Достоевский Пушкина.

    Солнце (мн., солнца, солнц). Это центральное тело среди других планетарных систем, играющее роль, подобную Солнцу в солнечной системе. Точно неизвестно, сколько солнц в нашей Вселенной.

    Динамика формирования концепта «Солнце» в русском языковом сознании схематично может быть представлена следующим образом: энергия – божество – планета – тепло – жизнь – радость – красота – жизнь – ласка – любовь.

III . Заключительная часть урока. Солнце - основа жизни на земле. Обобщение. Каким предстаёт образ солнца в языке и культуре русского народа?

    Понятие «солнце» имеет многослойную структуру, включающую широкий культурный фон.

    Образный слой понятия солнце включает традиционные признаки, свойственные народному сознанию: «бог», «живое», «на небе», «Красивое», «Яркое», «любимый, значимый человек», «золото», «благо», «власть», «истина», «непогрешимое», «мудрое», «Огонь», «справедливое», «ласковое».

    Солнце является вечным идеалом, средоточием добра и добродетели, а удаленность солнца и восприятие его как постоянного, неизменного («солнце – вечность»; «солнце – даль») позволяет ему сохранять положение божества.

« О великий бог-светоносец! Тебя славили в храмах Египта и Эллады, на берегах Ганга и в стране Восходящего Солнца, и на далеком Западе, на плоскогорьях Анд. Мы любим тебя все, и злые, и добрые, мудрые и темные, верующие по-разному и неверующие, - те, кто чувствует твое сердце, неизмеримое в своей благости, и те, кто просто радуется свету твоему и теплу»

(Д. Андреев «Роза мира»)

IV . Домашнее задание (по выбору учащихся):

    1. Сочинение-рассуждение: «Почему русские писатели на протяжении веков обращаются к образу солнца?»

      Образ солнца в «Слове о полку Игореве».

      Солнце как символ поэтического творчества в поэзии А.С.Пушкина..

Данный урок, рассчитанный на 2 часа, может быть проведён в VIII IX классах. Работа основывается на проектной деятельности учащихся, которые овладевают навыками работы с научной литературой, словарями. В ходе урока, опираясь на знания по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре, учащиеся приходят к выводу, что Солнце неизменно предстает как величайшая ценность и в нравственном, и в материальном смысле, так как с солнцем связан урожай – основа жизни. Солнце является неким идеалом, средоточием добра и добродетели. Память о культе солнца жива в русском языке.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

" С редняя общеобразовательная школа № 2 2

с углубленным изучением французского языка "

г. Дзержинска Нижегородской области

Методическая разработка интегрированного урока

« Образ солнца в языке и культуре русского народа »

Выполнила:

у читель русского языка и литературы

МБОУ СОШ 2 2

г.Дзержинска Нижегородской области

Романова Алла Александровна

г. Дзержинск

2016 -2017 учебный год


Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения. Используя очевидную роль Солнца как источника жизни на Земле, представители церкви способствовали развитию поклонения Солнцу, культу Солнца. Солнце обожествлялось различными народами, которые давали ему свои имена:

Чтобы задобрить могущественного бога Солнца, люди приносили ему в жертву богатые дары, а нередко и человеческие жизни, например, Молоху.

Бог солнца Гелиос на четверке коней, появляющийся на рассвете из моря
Мраморный барельеф из Трои

Из истории древнего мира мы знаем <...> "о статуе бога Солнца Гелиоса на острове Родос, известной под названием Колосса Родосского и считавшейся шестым чудом света.

Статую создал в 293–281 гг. до н.э. скульптор Харес. 36-метровая статуя была выполнена из листов полированной бронзы, укрепленных на железном каркасе. Лицо и венец были покрыты золотом. Статуя располагалась рядом с портом и была повернута лицом к юго-востоку, то есть так, чтобы золотое лицо постоянно освещалось солнцем и ярко блестело. Это позволяет предполагать, что в дневное время она могла служить маяком.

Статуя Зевса Олимпийского <...> имела масштаб в десять человеческих ростов, а статуя Гелиоса с острова Родос - в двадцать. Построенная по новой для своего времени технологии (полая внутри, с использованием каркаса и облицовки), она сразу привлекла к себе внимание греческого мира, превратив остров Родос в еще один объект культурного паломничества.

Однако колосс - так называли греки все крупные статуи - простоял недолго, всего 56 лет, и был разрушен большим землетрясением в 225 г. до н.э. Немалую роль в разрушении сыграли технические ошибки в расчетах при строительстве.

В разрушенном состоянии он пролежал еще свыше 900 лет, продолжая считаться достопримечательностью мирового значения. В 997 г., когда остров Родос завоевали арабы, обломки полированной бронзы, которые не поддались ржавчине, были вывезены с острова. Завоеватели, презиравшие чужую культуру, равнодушные к чужой истории, переплавили металл и сделали из него монеты и украшения". <...>


Аполлон и Диана. Джованни Тьеполо, 1757

Аполлон — бог Солнца и Музыки у древних римлян, которые приняли веру в него от греков.
Аполлон - сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами ), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну) .

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон - покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (др.греч. Φοιβος , чистота, блеск, («лучезарный» - в греческой мифологии).

Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона - лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога . Культ Аполлон в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Римский божественный пантеон чрезвычайно интересен. Культура Древнего Рима основывалась на мифологии и традициях вероисповедания народов древней империи. Основу своего пантеона римляне заимствовали у древних греков, которые имели всеобщую культурную гегемонию времен зарождения Рима.

Развив свою мифологию, принимая новых богов от завоеванных народов, римляне создали свою особую культуру, которая сочетала в себе черты всех подчиненных народов. Римское право, ставшее основой для современной юриспруденции, также создавалось под влиянием римской мифологии.


Митра, убивающий быка

В древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь [к людям] солнцем , создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли Солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы.

Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.

Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легионеры.

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте.


реконсруированное
изображение Ра

Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года.
Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу.
Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. <...>

Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это - Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений:
1) пронзительный весенний свет и тепло;
2) юная, стремительная и неуправляемая сила;
3) страсть и плодородие.

Тонатиу (науатль - букв. «Солнышко») в мифологии ацтеков бог неба и Солнца, бог воинов.
Управляет 5-й, нынешней, мировой эпохой.
Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами (см. душа-кровь) принесённых в жертву и воинов, павших в боях.

До наших дней сохранилось несколько летописных и народных преданий о том, что солнце было почитаемо славянами.

Солнце - источник жизни на земле. В славянской мифологии оно вместе с месяцем и отдельными планетами персонифицируется, наделяется эпитетами «красное», «ясное», «жаркое» и т. п. Каждые сутки солнце окунается в море или уходит за край земли (под землю), чтобы немного остыть и затем появиться вновь. В определенные дни оно «брачуется» с землей («играет»); его годовому циклу подчинен год славянского земледельца.


В летописях встречаются выражения, косвенно указывающие на старинные верования наших предков в участие солнца в делах человеческих: «сего не потерпя солнце лучи скры» - «погибе солнце и бысть яко месяц, его же глаголют невегласи: снедаем солнце».

Солнце было почитаемо с одной стороны, как небесное светило, находящееся в середине света, всё освещающее, и как Бог, как Царь-Солнце. Царство его славяне представляли где-то за морем, в стране вечного лета и вечной жизни, откуда семена жизни залетают и к нам, а чертоги (хоромы, дворец, палата) его находились на высоких, священных горах. Существует предание: когда Солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совершить дневную прогулку по белу свету, вся нечистая сила собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество небесного огня и умертвить его. Но при одном приближении Солнца нечисть разбегается, чувствуя свое бессилие.

Бог солнца у славян имеет 4 лица или ипостаси соответствующих временам года. Каждый сезон солнце олицетворяет отдельный бог.

Каждый имеет свой характер и конкретный образ:

  • зима - Хорс;
  • весна - Ярило;
  • лето - Даждьбог;
  • осень – Сварог.

Древние славяне с уважением относились к заповедям каждого бога солнца и в честь каждого из них был свой день чествования (празднования).



Представление древних славян о Солнце и Земле связаны и неразрывны. Солнце было почитаемо как святой Владыка неба, земли и людей. Верили, что от него зависят звёзды и ветры, урожай и погода; верили, что людям добрым солнце помогает, оступившихся наказывает. Солнце также считали защитником сирот и покровителем семейного покоя и счастья, поэтому каждая семья должна была иметь его образ. И самое интересное, что к Солнцу, как владыке всего, обращались с молитвой не только в беде или болезни, но и постоянно, каждый день.

Самый популярный славянский символ Солнца – это Коловрат. Славяне верили, что этот оберег помогает им, дарит силу и энергию самого Солнца, здоровье тела и крепость духа, защиту от всего плохого, удачу в добрых делах и начинаниях, а также плодородие земель и богатый урожай.

Так как славяне замечали зависимость фазы небесного светила от смены времени года, то за каждый сезон нес ответственность определенный Бог, в общем, их было четыре:

  • Хорс – его время было с зимнего солнцестояния и до весеннего.
  • Ярило – отвечал он за период, начиная с весеннего солнцестояния и до летнего.
  • Даждьбог – входил он во власть, начиная с летнего и до осеннего солнцестояния.
  • Сварог – почитали его, начиная с осеннего солнцестояния и до зимнего. Сварог – Бог огня и неба.

Хотя по некоторым исследованиям, славянский бог солнца - это сын Сварога. Считается, что верховное божество Сварог порождало двоих сыновей: Солнце и Огонь.

В любой древней религии солнце занимало важной место в жизни человека. Оно символизирует будущее и настоящее, с ним связана жизнь и тепло, оно неиссякаемый источник силы и добра.



Благодаря наблюдению за солнцем люди научились предсказывать будущее, составили календарь, научились прогнозировать погоду и разгул стихий.

Обереги с символами солнца наделены колоссальной защитной энергией и доступны в ношении каждому.

Изображение солнца присутствует в наскальной живописи, нанесено на орудия труда, оружие, одежду, украшения. Изображения имеют разнообразие в начертании, однако сакральный смысл всегда един.

Символ солнца олицетворяет естественность и непрерывность течения времени во всех культурах мира. Помимо общего смысла каждая культура имеет свое сакральное значение солярных знаков.

В Древнем Египте бог солнца Ра был верховным божеством. Самые почитаемые боги Египта - это его дети, внуки и правнуки. Земные правители-фараоны также считались его потомками.

По легенде, Ра сначала царил на земле, и то был «Золотой век». Но потом люди вышли из повиновения, из-за чего бог Солнца ушел на небо. На людское племя нашли неведомые прежде страдания.

Однако Ра не позволил всем людям погибнуть и продолжил оказывать им благодеяния. Каждое утро он отправляется на своей лодке в путешествие по небу, одаряя землю светом. Ночью путь его лежит через загробный мир, в котором бога поджидает его злейший враг - громадный змей Апоп. Чудовище желает поглотить солнце, чтобы мир остался без света, но всякий раз Ра его побеждает.

В искусстве Ра изображался в виде высокого стройного мужчины с головой сокола. На голове у него солнечный диск и изображение змеи.

На протяжении истории Египта Ра был не единственным «солнечным» божеством. Также существовали культы богов:

  • Атум - архаичный бог, которого широко почитали до утверждения культа Ра. Затем стал отождествляться с последним.
  • Амон - первоначально бог ночного небесного пространства. Центр поклонения ему находился в городе Фивы, и после возвышения этого города в эпоху Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) изменилась и роль Амона. Он стал почитаться как бог солнца Амон-Ра.
  • Атон - бог-солнце, монотеистический культ которого пытался утвердить фараон Эхнатон (XIV в до н.э.)

Месопотамия

В Древней Месопотамии богом солнца считался Шамаш (аккадский вариант), или Уту (так его назвал народ шумеров). Не он был главным божеством шумеро-аккадского пантеона. Считался сыном или даже слугой бога луны Нанны (Сина).

Тем не менее, Шамаш высоко почитался, ведь именно он дает людям свет и плодородие - земле. Со временем его значение в местной религии возросло: Шамаш стал рассматриваться еще и как справедливый бог-судья, устанавливающий и охраняющий законность.

Древняя Греция и Рим

Богом солнца в Древней Греции был Гелиос. Играл подчиненное положение по отношению к главному божеству греческого пантеона - Зевсу. В Древнем Риме Гелиосу соответствовал бог Сол.

По легенде, Гелиос живет на востоке в великолепных чертогах. Каждое утро богиня зари Эос распахивает ворота, и Гелиос выезжает на своей колеснице, в которую впряжены четыре коня. Пройдя через весь небосклон, он скрывается на западе, пересаживается в золотую лодку и по Океану переплывает обратно на восток.

В своем путешествии над землей Гелиос видит все дела и поступки людей и даже бессмертных богов. Так, именно он рассказал Гефесту об измене его жены Афродиты.

Богатая греческая мифология содержит немало историй, связанных с Гелиосом. Пожалуй, самый известный - о его сыне Фаэтоне. Юноша упросил отца разрешить ему один раз проехать по небу. Но в пути Фаэтон не справился с конями: они понеслись слишком близко к земле, и та загорелась. За это Зевс сразил Фаэтона своей молнией.

Кроме Гелиоса, в Древней Греции олицетворением солнца также выступал бог света Аполлон (Феб). В эллинистический период с Гелиосом и Фебом стал отождествляться и древний индоиранский бог света Митра.

Индия

В индуизме богом солнца выступает Сурья. Он несет множество функций, в том числе:

  • разгоняет тьму и освещает мир;
  • поддерживает небо;
  • выступает «оком богов»;
  • исцеляет больных.;
  • борется с Раху - демоном солнечных и лунных затмений.

Как и Гелиос, Сурья разъезжает по небосклону на колеснице. Но коней у него целых семь. Кроме того, у него есть возница - Аруна, который также считается божеством зари. Женой Сурьи называют богиню Ушас.

Как это свойственно для многих древних культов, Сурья ассоциировался и с другими солярными божествами. Так, на древнейшем этапе развития индуизма солнечным божеством считался Вивасват. Потом его образ слился с Сурьей. В более поздние века Сурья отождествлялся с Митрой и Вишну.

Древние славяне

О верованиях и мифах славян сохранилось немного источников, очень мало и древних изображений славянских богов. Поэтому славянскую мифологию ученым приходится собирать по крупицам. А в популярной литературе пробелы в подлинных знаниях часто заполняются домыслами.

Известны имена многих божеств, в которых верили славяне до принятия христианства. Но функции многих из них не совсем ясны. В качестве олицетворения солнца у восточных славян называются:

  • Даждьбог;
  • Хорс;
  • Ярило.

По русским летописям, в X в. князь Владимир Святославович (будущий Святой) повелел установить для поклонения идолы Даждьбога, Хорса и других божеств. Но для чего два бога солнца в одном пантеоне?

Некоторые исследователи считают, что «Даждьбог» и «Хорс» - два имени одного божества. Другие полагают, что это два разных бога, но связанные между с собой. Также возможно, что Хорс - олицетворение собственно солнца, а Даждьбог - света. В любом случае, здесь остается огромное поле для исследований.

В наше время нередко пишут, что славянским богом солнца был Ярило (или Ярила). Создаются и изображения - солнцеголовый мужчина или юноша с прекрасным сияющим лицом. Но, на самом деле, Ярило связан с плодородием и в меньшей степени с солнцем.

Германские племена

В германо-скандинавской мифологии солнце олицетворяло женское божество - Соль (или Сунна). Ее братом является Мани - божественное воплощение Луны. Соль, как и Гелиос, ездит по небу и освещает землю. Кроме того, с солнечным светом связан и бог плодородия Фрейр.

Цивилизации Америки

Американские индейцы также исповедовали политеистические религии. Естественно, что среди многочисленных высших существ бог солнца был в числе главных.

  • Тонатиу - бог солнца у ацтеков, один из центральных божеств пантеона. Его имя переводится как «Солнышко». Культ Тонатиу был чрезвычайно кровавым. Ацтеки верили, что бог солнца каждый день должен получать жертвы, а без этого он умрет и не будет освещать землю. Также, как считалось, его питала кровь погибших в битве воинов.
  • Кинич-Ахау - бог солнца у майя. Как и в случае с Тонатиу, ему требовались жертвы.
  • Инти - бог солнца у инков, прародитель жизни. Был очень важным, хотя и не главным божеством в пантеоне. Считалось, что верховные правители страны ведут свое происхождение от Инти. Изображения этого божества в виде солнечного лика помещены на современные флаги Уругвая и Аргентины.


Выбор редакции
В основу астрологической классификации, положены физические принципы. Поэтому, мы остановимся на учете периода обращения по орбите....

Заместитель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, председатель новгородской общины ДПЦ, Алексей Александрович Безгодов...

Берешь зеркало, принадлежащее другому человеку - рождение благородного отпрыска.Благородный знатный человек скрывается - к...

Доля верующих по отношению ко всему населению 2000 год Вопрос на урок Цель урока ВЫЯВИТЬ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА...
Тату «Всевидящее око» – одно из наиболее мистических и символических изображений, которые сейчас наносят на свое тело люди. Платон...
Любой из нас желает знать, что будет завтра с ним, с семьей, страной и миром. Издавна постичь будущее помогают . Одним из самых древних,...
Баран во сне означает друга, который либо не блещет умом, либо вы чрезмерно доверились человеку, который не заслуживает этого. Сон, в...
Все люди слышали слово «религия», многие принадлежат к той или иной Однако мало кто знает и может объяснить, что такое религия.Этот...
«Религия Египта» - 2.Погребальные обряды Египта. Египтяне привыкли поклоняться многим богам, поэтому реформа не удалась. Падали на...