Венский собор святого стефана, средневековый памятник австрии. Кафедральный собор Святого Стефана в Вене: историческая судьба и архитектурные особенности Вена кафедральный собор святого стефана


Еще в XII веке начали строить собор Святого Стефана, нынешний символ Вены и всей Австрии. В его архитектурном облике легко опознать отличительные черты разных стилей зодчества, романского и готического. Восточная оконечность храма – образец готики с продолговатыми узкими оконными проемами и высокими выступами контрфорсов. Темная острая крыша апсиды переходит в двускатную храмовую, где красуются черепичные гербовые орлы.

Недостроенную северную башню окружают леса реставраторов, продолжающих воссоздавать древнее строение. Легенда о гибели главного строителя из-за нарушения договора с дьяволом наивна, скорее всего средств не хватило. Башня превратилась в колокольню, завершившись куполом в стиле барокко. Здесь размещается крупнейший на западе Европы колокол, весом более 20 тонн. Отлили новый Пуммерин в 1950-х из металла лопнувшего при пожаре изделия 1711 года.

Южная башня имени покровителя храма вознесена над городскими кварталами на все свои 135 метров с лишним. Долгое время в Вене запрещались строить более высокие, превосходящие башню покровителя города. Возводить собор Святого Стефана пришлось многим поколениям, достройка продолжалась вплоть до XV века. Отсюда и стилевое разнообразие, с преобладанием признаков более позднего направления.

Собор Святого Стефана виден и с улицы Грабен, организовали которую ради проезда на месте бывшей площади. Сейчас решили снова превратить широкую улицу в пешеходную территорию, ради удобства осмотра достопримечательностей многочисленными туристами. На Грабен красуется , по одну сторону от нее , по другую – . Отсюда же можно достигнуть церкви Петра и Павла с двумя колокольнями.

Собор Святого Стефана снаружи

Западным фасадом собор Святого Стефана выходит на одноименную площадь, также запретную для автотранспорта. Это древнейшая часть постройки после первого храма, освященного в 1147 году, включающая Исполинские врата и Языческие башни романского стиля, позже затронутые готикой. Привлекает внимание остроконечная крыша основного объема храма, соорудить такую конструкцию было нелегко.

Заострить крышу до угла в 80 градусов решили, чтобы снизить воздействие осадков на черепицу. Капли лишь касаются поверхности и отскакивают вниз, влага на черепице не задерживается. Удивительна для культового строения расписанная оригинальным орнаментом кровля, видеть подобное покрытие храма не доводилось. Живописно оформлены боковые стены с арочными проемами разного размера, с острыми завершениями.

Сбоку от западного фасада наблюдаются контрфорсы, как и виденные перед восточным. Где только возможно, размещены скульптурные украшения религиозной тематики. Световые проемы устроены разной формы, некоторые забраны ажурными решетками. Самый габаритный проем располагается над храмовым входом, сохранить ворота удалось достаточно длительный промежуток времени.

Чтобы организовать строительство такого масштабного святилища, потребовалось участие многих влиятельных персон. Первым в этом ряду принято называть маркграфа Австрии Леопольда Четвертого, деятеля 1140-х годов. Романская часть строилась при герцоге Фридрихе Втором (не путать с Фридрихом Вторым Великим, прусским королем). Готические нефы и высотные башни достраивались уже при власти Габсбургов.

Исполинские врата — рупорные, в форме арки, украшенные скульптурами в стенных нишах, датируются 1240-м годом. Внутри протяженного тамбура арки уменьшаются в габаритах, образуя открытый наружу рупор. Над дверями входа встретить прихожан и посетителей доверено лепным рельефам на библейские сюжеты. Популярность, которой пользуется собор Святого Стефана, демонстрируется толпой вокруг входа.

По бокам от центрального светового проема расположены малые круглой формы, один решили использовать, разместив часы. Выше находится фигурный фриз из повторяющихся лепных элементов. Находящиеся среди прочих граждан персоны в красных одеяниях, один из которых забыл снять парик, скорее всего – музыканты. Видимо, прошел или готовится органный концерт, прижатый к телу альбом нот Моцарта тому свидетельство.

Внутреннее устройство и убранство храма

Строить основное помещение, которым славится собор Святого Стефана, начали еще при Рудольфе Четвертом. Происходило это в начале 1250-х годов, а в 1278-м Австрия попала под господство династии Габсбургов. Нужно видеть величественность готических нефов воочию, чтобы оценить их красоту. Ряды вытянутых арок делят помещение на три части, где размещены алтари и скамьи для прихожан.

Все элементы внутреннего оформления призваны подчеркнуть устремленную ввысь конструкцию, в этом собор Святого Стефана един внутри и снаружи. Силуэты арок разделительных перегородок повторяются в устройстве сводов, словно отраженные гигантскими зеркалами. Сходящиеся выпуклые ребра придают ажурность потолку, эффект усиливают решетчатые оконные переплеты с цветными витражами.

Чтобы было где разместить зрителей, желающих послушать орган, пространство перед алтарем заставили стульями. Притягательность духовой музыки способна обеспечивать прекрасная акустика, которой характерен собор Святого Стефана. Впечатления от музыкальных мероприятий дополняют традиционные христианские ценности, которыми богат старинный храм. К таковым относится все внутреннее убранство.

В религиозном оформлении собор Святого Стефана выделяется широким использованием живописных изображений. Скульптур здесь даже больше, но не настолько, как в других католических храмах, где они преобладают. Отдельного рассказа достойна епископская кафедра, настоящий шедевр ваяния из камня. Иконы в сопровождении статуй размещены в обрамлении мраморных колонн боковых алтарей, что весьма эффектно.

Кафедральным собор Святого Стефана был объявлен далеко не сразу, сказалось противодействие древнего религиозного центра Пассау. Выполнять кафедру был приглашен известный скульптор чешского происхождения Антон Пильграм, ранее делавший балкон органа. Необычность изделия в том, что выполнено из монолитной мраморной глыбы. Мастер буквальным образом смог выполнить завет великого Микеланджело – отсекать все лишнее.

Сложнейший орнамент обрамления кафедры содержит скульптурные портреты учителей храмовой школы, позднее признанных отцами церкви. Мастер смог не только выполнить портреты, он ухитрился вложить в них еще два смысла. В портретах отразились и четыре возраста людей, и четыре основных типа человеческих характеров. Пильграм ненамного пережил свое произведение, вскоре он скончался.

Об устройстве храма

Традиционно в католических храмах принято особо тщательно оформлять главное алтарное пространство. Не стал исключением и собор Святого Стефана, где страдания покровителя храма изображены на крупнейшей запрестольной иконе главного алтаря. Дополняется живописный образ искусными статуями, немалую роль играют цветные витражи окон апсиды. Некоторые из них уцелели с момента создания, большинство новых.

Обеспечивать прихожан сидячими местами принято у католиков издавна, в кафедральном соборе без этого тем более невозможно обойтись. Лавки здесь добротные, можно и сидеть, и преклонить колени на специальной полке. Дефилирующая от главного алтаря мимо кафедры экскурсионная группа направляется, видимо, к спуску в катакомбы. Подземная усыпальница настоятелей и более знатных персон – тоже местная достопримечательность.

Очередная фотография призвана просветить читателя обзора в устройстве и терминах, касающихся внутреннего пространства собора. Оно разделено на три нефа, южный, где движется группа туристов, посвящен апостолам, так и именуется. В его восточной части – саркофаг Фридриха Третьего. Центральный неф посвящен Христу и Святому Стефану, особого названия не имеет. Дальний от нас, северный, посвящен Богородице и святой мученице Екатерине, называют его женским.

Помимо главного зала из трех нефов, собор Святого Стефана оборудован шестью обособленными капеллами. Основной объем насчитывает около двадцати малых алтарей, посвященных самым почитаемым святым угодникам и библейским событиям. Оформлялись престолы в общей стилистике, различия улавливаются только при внимательном рассмотрении. Колонны из цветного мрамора держат порталы, обильно украшенные скульптурами.

Второй по значению алтарь и чудотворная икона

Одним из главных сокровищ храма принято считать Винер-Нейштадтский алтарь, размещенный в конце женского нефа. Выполнить его повелел Фридрих Третий, датируется алтарь 1447-м годом. Собор Святого Стефана получил реликвию в 1884 году, до этого она находилась в монастыре города, в честь которого названа. Обитель относилась к цистерцианскому ордену, более строгому аналогу бенедиктинского.

Цистерианцы не позволяли изображать другие личности, кроме Христа и Богородицы, на видных местах. Поэтому изображения 72-х святых — на обратной стороне алтарных створок, а на виду сцены жития Девы Марии. Закрывают створки лишь на Страстной неделе и еще в некоторые праздники. Богородице поклониться желают многие прихожане, перед складным алтарем есть отдельные скамейки.

Чудотворная икона Богоматери из венгерского селения Пёч помещена в юго-западной части собора, поблизости от входа. Некто Ласло Шигри заказал ее для тамошней церкви в память об освобождении из турецкого плена. Через 20 лет, в 1696 году, образ прославился как исцеляющий. Император Леопольд Первый переместил реликвию в Вену, оставив селению копию, тоже оказавшуюся чудотворной. Даже поселение в честь образа стало Мариапечем.

Чудотворный образ находится на невысоком подиуме, за низкой оградой из столбиков и ажурной решетки. Интересно и живописно устроено укрытие в виде балдахина на двух витых колоннах. Перед алтарем иконы установлены скамейки для почитателей, здесь же ящик для пожертвований. Но чудеса исцеления оказываются не на платной основе, излеченные искренне благодарят Богородицу. Запретить дары невозможно и ненужно, они идут от сердца.

Больной Христос, постамент органа и его автор

На стене нижнего яруса северной башни, близ спуска в катакомбы, на стене помещен необычный образ. Бюст Иисуса, изображенного по пояс, обнаженного и со скрещенными на животе руками, не похож на другие лики. Из-за искаженного гримасой боли лица он получил несколько названий, связанных с зубной болью. Однако положение рук можно трактовать как признак болей в желудке, либо другого недомогания.

Определять заболевание по символическому изображению неправильно, да и не нуждается Христос в диагнозе. Легкомысленно подходя к священному образу, можно и постамент за необычность формы принять за купель. Тогда что же, Христов в бане получается? Не находя объяснений в доступных источниках, оставляем замысел неведомого скульптора без комментариев.

Балкон для органа иногда именуют постаментом, но разница несущественна, а красота произведения налицо. Строить постамент стали примерно тогда же, что и епископскую кафедру. Именно здесь, по описаниям, располагался первый орган 1516 года, давно утраченный. Путеводители содержат устаревшую информацию о том, что постамент оставлен пустующим, в натуре видим другое.

Авторство постамента считается установленным точно, выполнить произведение доверили тому же чеху Антону Пильграму, что и кафедру. При этом по поводу кафедры возникают сомнения, многие источники авторство Пильграма опровергают, причем аргументированно. Нашли под лестницей на кафедру портрет скульптора с соответствующими инструментами в руках. Сходство с ранее известным портретом чешского ваятеля отсутствует.

Не замеченный ранее портрет считается теперь изображением Герхардта, автора саркофага Фридриха Третьего. Все чаще именно его называют автором кафедры, хотя утверждать это категорически нельзя. Постамент же Антон Пильграм подписал наглядно, его автопортрет помещен на видном месте. Себя скульптор изобразил символично, как несущий элемент конструкций.

Теперь появилась версия, что таким образом скульптор выразил свою перегруженность заказами, косвенно опровергая авторство кафедры. Трактовку трех букв на ленте под портретом как Мастер Пильграм тоже ведь можно подвергать сомнению. Однако сюда Николауса Герхардта привязать невозможно, а портрет под лестницей не подписан никак.

Примеры малых алтарей

Несколько малых алтарей, которыми изобилует собор Святого Стефана, уже попадали в поле зрения при осмотре. Чтобы обеспечить читателя более полной информацией, предлагаем подборку фотографий с этими элегантными сооружениями. Перечислять всех изображенных на живописных полотнах и в скульптурах считаем ненужным. Многие знают их лучше обозревателя, а собирающиеся в Вену увидят воочию.

Если внимательно рассматривать малые алтари собора, можно обнаружить все жанры изобразительного искусства и их формы. Здесь и объемные скульптуры, и привязанные к плоскости барельефы и горельефы. Представлена резьба по камню и дереву, пластическая лепка и их сочетания. Живописные полотна соседствуют со стенными росписями и фресками, дополняются раскрашенными статуэтками.

Снова – собор Святого Стефана с улицы

Организовать пешеходную зону в районе площади у собора и на улице Грабен пришлось вынужденно. Совместить возрастающий поток туристов и автомобильное движение в стесненных условиях оказалось невозможным. Поэтому наружная соборная кафедра Иоанна Капистрана, откуда святой призывал к Крестовым походам против еретиков и османов, стала фоном для стоянки ожидающих клиентов конных экипажей.

Привлекательность и экзотичность поездки на старинном дилижансе очевидны, но обоняние протестует против ароматов лошадиной жизнедеятельности. Пока с этим мирятся и власти, и прогуливающиеся, экзотика еще сдерживает прогрессивные новшества. Очевидным выходом стали бы повозки на электрической тяге, без шума и запахов вообще. Наверняка поздно или раньше эта замена произойдет.

меньших размеров собор Святого Стефана предстает перед посетителями реального храма возле его старинных стен. Формула Есенина – большое видится на расстоянье, верна, но здесь не работает из-за стесненности окружающей застройки. Туристы не могут окинуть взглядом весь собор, и макет помогает ориентироваться в его сложном построении. Выполнена копия филигранно, со всеми элементами и деталями.

По уменьшенной копии туристы могут определить, какие части собора они будут проходить, оказавшись внутри. Найти выгодную точку наружной съемки могут любители фотографировать, которых среди посетителей множество. Оригинальным будет и фото на фоне самой модели, хотя это прельщает немногих. Подавляющее большинство переключают внимание на наружные стены, изобилующие многообразными экспонатами.

Больной Христос и резьба по камню

Одним из самых привлекательных следует признать статую больного Христа, повторяющую размещенную внутри храма. Она установлена на тонкой колонне в неглубокой нише под навесом, отгороженной перилами. Непонятен мотив такого дублирования, однако снаружи скульптура еще более выразительно выглядит из-за более разнообразного окружения. На стене живописные росписи на библейские сюжеты, еще ряд экспонатов.

У правой стенки ниши — небольшой аналог классического портика из пары колонн с волютами в капителях, поперечной балки и треугольного фронтона. Это только фон для обрамления резьбы религиозного содержания, по виду очень древней. Любопытна и угловая полочка в противоположной части углубления стены, где трудно определить, резные фигурки или вылепленные. Две памятные таблички требуют более близкого рассмотрения.

Представить еще несколько образцов древнего камнерезного мастерства решено подборкой фотографий. Они различны как по времени выполнения, так и по использованным композиционным и изобразительным приемам. Мастера применяли различную технику резьбы, неодинакова глубина обработки камня и степень шлифовки изображений. Специалисты найдут разницу моментально, дилетантам необходимо вглядеться.

Иллюстрируемые древними резчиками сцены разнообразием не отличаются, все они на сюжеты библейских описаний. Изображения как одиночные, так и из нескольких самостоятельных барельефов разной формы и величины. Различна насыщенность картин персонажами, по ходу публикаций их становится больше. На последнем каменном полотне изображение весьма насыщено персонами, объектами и действиями.

Покидаем собор Святого Стефана

Покинуть собор Святого Стефана основная масса посетителей не торопится, всматриваясь в детали древнего храма. Многие не жалеют времени на круговой обход сооружения, благо никого, кроме пешеходов и редко проезжающих конных экипажей на площади нет. Рассматривают и архитектурные крупные формы различных стилей, и более мелкие элементы, вплоть до отдельных деталей.

Множество памятных досок с поминальными текстами не обозначают места захоронений. Выдающихся личностей хоронили в подземелье под алтарным пространством, то есть в крипте.

Более глубокие катакомбы содержат более 10 тысяч захоронений граждан Вены всех сословий, должностей и занятий. Входят в подземелье возле северной стены храма, выйти можно туда же либо сразу наружу.

Посетившие собор Святого Стефана получают неизгладимые и разнообразные впечатления. Религиозное благоговение перед святынями свойственно и доступно вовсе не каждому. А вот познавательное и художественное достояние впечатляет всех. Национальный австрийский символ стоит посетить всем, оказавшимся в гостеприимной Вене.

Национальным символом Австрии и украшением города Вены стал грандиозный храм Святого Стефана, наполненный чудесными реликвиями и настоящими произведениями искусства. Под ним находятся не менее знаменитые катакомбы, где лежат останки всех австрийских императоров, начиная с князя, выстроившего этот великолепный храм, Рудольфа VI, далее семьдесят два Габсбурга, Евгений Савойский и многие настоятели собора. С любой из двух башен открывается великолепный вид на старинный и красивейший город.

Символ Вены

Строительство собора было начато в двенадцатом веке, а на сегодняшний день это самое значительное готическое сооружение Австрии общей высотой в 107 метров и с вознёсшимися башнями ещё на 30. Посетители часто взбираются на колокольню, одолев триста пятьдесят ступеней. Это стоит того: вид открывается из комнаты звонаря просто великолепный. Да и те 23 колокола разных размеров, что являются одной из главных достопримечательностей храма Святого Стефана, собор украшают исключительно: один только "Пуммерин" считается самым большим колоколом в Западной Европе. Сверху хорошо видна крыша, где яркой черепицей выложен и герб Австрии.

Внутри храма оформление менялось часто, поэтому за столько столетий архитектура приобрела признаки практически всех веяний и течений, вплоть до барокко. Каждый гость города считает не только своим долгом, но и первейшей обязанностью посетить эту жемчужину зодчества. Причём одного дня для осмотра явно не хватит. Потому что храм Святого Стефана - собор огромный и буквально на каждом квадратном метре своей площади содержащий ту или иную достопримечательность.

Реликвии

Сокровища собора более чем впечатляющи: огромное количество ценных алтарей, боковых часовен, реликвии, украшенные драгоценностями и золотом: ковчеги, книги, литургические тексты, одеяния. Внушительны и саркофаги. Крышка надгробия Фридриха III весит, например, восемь тонн. Принц Евгений упокоился в отдельной часовне, украшенной чрезвычайно прихотливо. Если учесть, что первые захоронения появились здесь в начале двенадцатого века, можно по характеру погребений проследить становление традиций как зодчества, так и решений интерьерного плана.

В настоящее время храм Святого Стефана - в нём заседает венский архиепископ. Первоначально церковь была построена в центре города в 1147 году, к пятнадцатому веку она приобрела сегодняшние границы, а современный вид - только в шестнадцатом веке. Самые старые постройки - в романском стиле, это видно по стене собора, там, где портал и две башни, которые позже всё-таки перестроили в готическом стиле - после пожара в 1258 году.

Архитектура

В 1340 году к романской церкви пристроили с востока Альбертовы хоры в трёх нефах (названные в честь двух королей Альбертов - Первого и Второго), они сохранились по сей день в первозданном виде. Северный неф посвятили Деве Марии, тот, что посередине, - святому Стефану и всем остальным святым, а южный неф посвящён двенадцати апостолам. В 1359 году Рудольф IV заложил новый храм - готический, на его месте теперь - самая высокая южная башня, фундамент которой на удивление прочен, хотя очень мал - всего полтора метра. При подъёме на южную башню можно увидеть древнейшую статую собора Святого Стефана в Вене, которая когда-то служила украшением фасада. Отсюда, с этой скамьи, которая расположена рядом со статуей святого Стефана, граф Штархемберг вёл наблюдение за турками во время осады.

Северная башня строилась более ста лет, только в 1578 году её оснастили красивым куполом в стиле ренессанс. Коренным венцам она до сих пор кажется более похожей на водонапорную башню, хотя называется Орлиной, и ведущий от неё в Женский неф портал носит такое же название. После того как собор Святого Стефана стал кафедральным, скульптор Роллингер изготовил резные, с уникальным рисунком хоры, а в 1513 году там установили орган. Все интерьеры тех времён были выполнены, разумеется, в барочном стиле. В 1647 году началась реконструкция: появился уникальный алтарь работы Якоба и Покка, в 1700-м - два боковых алтаря, по красоте не уступавших главному, написаны две иконы Девы Марии, сразу ставшие знаменитыми. Статус храма был повышен до архиепископского через 40 лет после победы над турками - в 1722 году.

Война

При бомбардировках собор Святого Стефана не пострадал, и наступательная операция советских войск тоже не причинила ему вреда. Однако комендант Вены генерал Зепп Дитрих велел гитлеровской артиллерии снести весь центр города. К огромному счастью, приказ этот не был выполнен. Но несчастье пришло, откуда не ждали: местные жители - мародёры разграбили все близлежащие лавки и подожгли их, а пожар перекинулся на храмовый комплекс.

Последствия были ужасны: кровля провалилась во многих местах, огромный колокол рухнул в Северную башню и разбился, множество интерьеров Святого Стефана в Вене, даже роллингеровские хоры, были практически полностью уничтожены. Сохранились кафедры и - благодаря кирпичным саркофагам - самые ценные реликвии.

Собор восстанавливали добровольцы, и это удалось сделать лишь в 1960 году. В декабре 1948-го над главным нефом появилась кровля, а в апреле 1952-го уже была возможность возобновить службы. Второй этап реставрации начали в 1980-м, он длится по сей день. Реставрируются известняковые стены и статуи, коих очень много, а время безжалостно даже к самым твёрдым материалам.

Первомученик

Кафедральный собор Святого Стефана существует не только в Вене. Этого человека, первого мученика, чтят во всех христианских конфессиях. Он происходил из еврейской диаспоры и жил в Иерусалиме. За свою проповедь, прочитанную примерно в 33-36 гг., то есть сразу после воскресения и вознесения Христа, был привлечён к синедриальному суду и побит камнями. В книге "Деяния святых апостолов" подробно написано о его служении Христу и о принятом мученичестве. Православные чтят его память 9 января, а католики - 26 декабря.

Не вполне ясно, погиб Стефан по вынесению смертного приговора или же его просто линчевала толпа, не дожидаясь окончания суда. Он говорил вещи, которые тогда ещё не проникли в сознание людей, даже бывших современниками Господа и, возможно, слушавших его притчи и видевших чудеса, которые он творил. Стефан рассказывал о том, что видел своими глазами: сидящего одесную Отца. Это казалось кощунством. Сама описанная сцена убийства не похожа на лапидацию (каменование), это, скорее, та же самая толпа, на чьей совести и Крест Господень. К тому же сразу после суда казнить никого было нельзя - сначала римская власть должна была дать добро, а на это уходила уйма времени. Казнимый Стефан молился о своих убийцах. При погребении над ним раздавался "великий плач" (Деяние 8:2).

Венгрия

Базилику (собор) Святого Стефана Будапешт чтит как самый главный храм страны, называя святого по-венгерски - Иштваном. Это другой святой, не первомученик, но король и создатель страны. Именно потому это один из крупнейших храмов Европы, с высотой колокольни в девяносто шесть метров. Построен в стиле неоклассицизма, который был весьма популярен в девятнадцатом столетии. Этот собор - яркий пример строгой и лаконичной классики. Первый архитектор - Хильд - рассчитал не всё правильно, и однажды, через многие годы после его смерти, купол обвалился. Исправить ошибки взялся его последователь - Миклош Ибль. Он сумел придать величественному облику храма некоторую лёгкость и воздушность, поскольку колокольня и купол вобрали в себя немного эклектики.

Надо сказать, что консультировал строительство сам Эйфель, поэтому конструкции оказались надёжными, с тех пор ничего более не рухнуло. Венский собор Святого Стефана может гордиться таким богатым соседством. Внутри базилика роскошна: позолота, резьба, великолепие росписей, изящество статуй и огромный величественный алтарь. Свод купола украшен сценой сотворения мира. На одной из колоколен есть смотровая площадка для любопытных туристов, которые могут подниматься по винтовой лестнице, а для ленивых оборудованы два лифта. На второй колокольне такой площадки нет - там колокол девяти тонн весом.

Чехия

А вот чешский собор Святого Стефана (Литомержице, что в Устецком крае) посвящён первомученику. Этот капитульный, кафедральный и приходской храм построен в архитектурном стиле барокко. Стоит он высоко на Домском холме, который так и назывался - гора Святого Стефана. Романская базилика появилась здесь ещё в 1157 году, затем в шестнадцатом веке её реконструировали в готике.

В 1664 году храм был разрушен полностью, и тогда итальянец Доминико Орси за четыре года возвёл одно из самых красивых барочных сооружений Европы с отдельно стоящей колокольней, соединяющейся с основным зданием арочным мостом. Орган в этом соборе состоит из четырёх тысяч труб, изготовлен он в стиле рококо.

Германия

Баварский кафедральный собор Святого Стефана (Пассау) тоже весьма впечатляющ: длина храма - 102 метра, ширина - 33, а высота - 30. Выстроен в стиле поздней готики с элементами барокко. Баварцы считают его одной из главных достопримечательностей наряду со знаменитыми замками. Готика с душой барокко, как говорят искусствоведы, присутствует и во внутреннем убранстве, оно не менее величественно и помпезно. Третий по величине в мире орган и самый крупный в Европе тоже находится здесь. У него только мануалов 5, 229 регистров и почти 18 тысяч труб. Орган-труженик, он звучит здесь ежедневно.

В 720 году здесь располагалась Святого Стефана, построенная на месте раннехристианской церкви Святого Северина. Естественно, с тех пор собор перестраивался множество раз - войны, пожары, даже и само время вряд ли сможет донести до нас первозданность такой давней постройки. В 1221 году началось почти столетнее строительство на этом месте кафедрального собора, а в 1407-м почти двухсотлетняя перестройка - уже в стиле поздней готики. Так возвели всю восточную часть храма - трансепту, хоры, увеличили раннеготический неф. Трудились над этим произведением искусства очень многие архитекторы, а закончил работу Ханс Глапсбергер в начале шестнадцатого века. Таким мы видим этот сейчас баварский собор Святого Стефана.

Австрия

Вернёмся к самому крупному и самому знаменитому храму этого имени для того, чтобы привести для сопоставления некоторые детали. Например, длина кровли только главного нефа здесь равняется 110 метрам. Впечатляет, не правда ли? Высота до конька крыши от водосточного жёлоба - 38 метров (с наклоном кровли в некоторых местах к горизонтали до 80 градусов), несущий каркас крыши был до пожара деревянным (2 тысячи метров), теперь он из стали (около 600 тонн). А само покрытие - 230 тысяч разноцветных черепиц, которые покрыты блестящей глазурью. Именно из них выложили герб Австрии и герб Вены.

Три нефа базилики подсказывают, что должны быть три входных портала, но это не так. В кафедральный собор Святого Стефана вход только один - это центральный портал, называемый Исполинским, или иначе Воротами гигантов. Найденная при строительстве огромная кость (было решено, что это дракон, о мамонтах в те времена не догадывались) подсказала такие названия. По сторонам от этих ворот расположились трёхъярусные языческие башни. Языческие не потому, что в Средние века здесь встречался экуменизм. Просто мрамор и другой камень заимствовали из разрушенных римских храмов. Над башнями возвышается стрельчатое окно на центральном фасаде, а весь портал оформлен по мотивам Страшного суда. В тимпане - Христос и ангелы, справа и слева - апостолы и евангелисты Лука и Марк как свидетели Страшного суда. А под ними, то есть над капителями колонн, которые слева, - демоны с топорами и верёвочными петлями и химеры. Справа же - пороки человеческие. Сами колонны увивает виноград - символ причастия.

Скульптурные портреты и алтари

В скульптурных портретах изображены Отцы Церкви: юный сангвиник святой Амброзий, старый холерик святой Иероним, зрелый флегматик Григорий Великий и молодой меланхолик святой Августин. Все лестничные перила на ограждениях в декоративном орнаменте: колёса с тремя спицами как символ Святой Троицы, катящиеся вверх, и с четырьмя - спускающиеся, которые символизируют всё земное - времена года, темпераменты, возрасты. Сами же перила - с орнаментом фантастическим: змеи, пожирающие друг друга, жабы, ящерицы. Есть и собачка, которая не пускает всю эту нечисть на кафедру, где проповедует священник.

Наверное, мало храмов на земле, где присутствует такое количество алтарей, сколько имеет Собор Святого Стефана (Вена, Австрия). Их восемнадцать, если не считать те, которые находятся в капеллах. Знаменитейшие - высокий (центральный) и Винер-Нойштадский. Последний - удивительнейшее по красоте сооружение - готический алтарь с росписями и резьбой по дереву - был создан в 1447 году. Название его происходит от города, в котором его создавали и где он первое время находился. в позолоте посвящены сценам из жизни Девы Марии. Открыты створки алтаря бывают только в воскресение. На внешней стороне - фигуры 72 святых. Главный алтарь создал Тобиас Пок, в архитектурном аккорде появляется барочная нота. На створках изображены муки святого Стефана. Выполнен из чёрного мрамора первый алтарь Вены. Статуи рядом с алтарём - святые Флориан и Леопольд, покровители города, и святой Рох - защитник от чумы, о которой тоже многое может поведать собор Святого Стефана.

Катакомбы

Первая церковь 1137 года была расположена на территории древнего кладбища, где хоронили людей в далёкие римские времена. Катакомбы, оставшиеся под храмом, продолжали служить для захоронений, но массовыми погребения стали только в 1732 году, когда из-за эпидемии чумы Карл VI хоронить людей на традиционных городских кладбищах запретил. До 1783 года, когда указом Иосифа II подземный некрополь был закрыт, успели похоронить в катакомбах одиннадцать тысяч человек. Катакомбами эти коридоры со склепами начали называться лишь при романтизме, в веке девятнадцатом. Тогда же и туристы начали посещать собор Святого Стефана. Фото, сделанное здесь на память, будет всю жизнь возвращать незабываемые ощущения.

В катакомбах - масса шедевров, это излюбленное место туристического паломничества. Например, гробница Фридриха III, где украшениями служат 240 фигур. На постаменте - мифические чудовища, черепа, звери. На стенках саркофага изображены все его добрые дела во время жизни. Наверху - монахи, священники, епископы всех монастырей, которые он основал, молящиеся о спасении души Фридриха. Саркофаг из красного мрамора был придуман и заказан хозяином за тридцать лет до своей смерти.

Собор Святого Стефана в Вене (Штефансдом) – огромный католический собор, который является главной достопримечательностью и символом Вены.


Содержание статьи

История строительства Собора Святого Стефана

Первый собор в честь покровителя Австрии Святого Стефана начали строить в 1137 году, через 10 лет он был завершен. Это был собор в романском стиле. Но в 1258 году собор сгорел при пожаре.

В апреле 1359 года началось строительство нового католического собора, в готическом стиле. Южная башня, высота которой 137 м, строилась почти 100 лет. Строительство северной башни собора Святого Стефана началось в 1450 году. Северная башня собора так и не была достроена, высота ее составляет 68,3 м. В башнях сейчас расположены смотровые площадки, с которых открывается великолепный вид на Вену.

Собор Святого Стефана не пострадал при бомбардировках во время войны, но был поврежден при пожаре в апреле 1945 года. Северная башня рухнула и огромный колокол Пуммерин упал и разбился, интерьер собора был почти полностью уничтожен.

Восстановительные работы собора Святого Стефана велись на деньги горожан, на добровольные пожертвования. Собор вновь открыл свои двери для прихожан в апреле 1952 года. А реставрация собора Святого Стефана в Вене продолжается по сей день.


Крыша собора Святого Стефана покрыта 230 000 плитками черепиц.

В звонницах собора Святого Стефана находятся 23 колокола. Один из них – новый колокол «Пуммерин», вес которого 21 383 кг, находится в северной башне. Звенит он только 11 раз в год – на крупные праздники. А вот для ежедневных звонов предназначены 11 колоколов, расположенных в южной башне.

В соборе Святого Стефана находится усыпальница династии Габсбургов, а в восточной части собора Святого Стефана расположено подземное кладбище – катакомбы.

Как добраться до Собора Святого Стефана?

Собор расположен в Вене по адресу Stephansplatz 1, площадь Штефансплатц. Добраться можно на метро U1, U3 до одноименной станции метро «Stephansplatz». От Венской оперы идти прямо по пешеходной улицы буквально 5 минут.

Собор Святого Стефана: время работы и стоимость посещения

Собор Святого Стефана это действующий католический собор, открыт для посещения с 6:00 до 22:00 с понедельника по субботу и с 7:00 до 22:00 в воскресенье.

Если вы планируете посетить собор Святого Стефана со своим гидом, то это можно сделать с 9:00 до 11:30 и с 13:00 до 16:30, а в воскресенье и в праздничные дни с 13:00 до 16:30.

С понедельника по субботу, в 10:30 утра в соборе Святого Стефана проводится 30 минутная экскурсия на английском языке. Стоимость экскурсии 5 евро с человека.

Катакомбы можно посетить с экскурсией, которая длится около 30 минут, проводится с понедельника по субботу с 10:00 до 11:30 и с 13:30 – 16:30, в воскресенье с 13:30 до 16:30. Стоимость посещения катакомб собора Святого Стефана 5 евро с человека.

Обязательно стоит подняться на одну из смотровых площадок в башнях собора. В южной башне, на высоте почти 137 м, расположена смотровая площадка, попасть на которую можно преодолев 343 ступени.

Режим работы смотровой площадки в Южной башне Святого Стефана: с 9:00 до 17:30. Стоимость посещения 4 евро взрослый билет, 2 евро билет для детей 15-18 лет, 1.5 евро для детей 6-14 лет. Вход на смотровую площадку Южной башне находится справа, если смотреть на собор, с наружной стороны.

Смотровая площадка на Северной башне собора Святого Стефана работает с 9:00 до 17:30 и с 19:00 до 21:30. Стоимость посещения 5 евро взрослый билет и 2 евро детский билет. Вход на Северную башню расположен внутри собора, слева. На Северную башню поднимает лифт, что актуально для тех, кто не любит ходить пешком в гору, или для тех кто и так устал от катания на лыжах, ну как мы, например 😎

Можно купить комплексный билет за 16 евро и посетить все перечисленные выше достопримечательности собора Святого Стефана.

Собор Святого Стефана в Вене. Отзыв. Видео

Мы посетили главную достопримечательность два раза. Первый раз, в день приезда в Вену, мы просто гуляли по городу, доехали на метро из нашего до Венской оперы и пошли по пешеходной улице.


Гуляем по пешеходной улице в Вене
Рождественские елки на улицах Вены
Улицы Вены украшены к Рождеству и Новому году

Совсем скоро вышли на площадь Штефансплатц.


На площади возле собора Святого Стефана Новогодняя елка возле собора Святого Стефана

Собор Святого Стефана поражает своими размерами. Мы пытались фотографировать его и так и сяк, а он все не помещался в кадр. Поэтому у нас на фотографиях только кусочки собора 😎




В тот вечер внутри собора Св. Стефана проходило богослужение и дальше входа нас не пустили.


Второй раз мы шли целенаправленно в Штефансдом, что бы подняться на смотровую площадку в Северной башни . Я знала заранее, что подниматься по ступенькам в Южную башню не хочу, хотя предполагаю, что вид с нее лучше, чем с Северной башни.

А мы увидели вот такие виды вечерней Вены.










Кстати, вот там в дали знаменитое Венское колесо обозрение.


Вот там далеко виднеется знаменитое Венское колесо обозрения

Я очень хотела на нем прокатиться, но мы не успели. Значит в следующий раз, будет повод вернуться в Вену!

А вот и видео, снятое со смотровой площадки собора Святого Стефана

На обзорной площадке собора Святого Стефана установлены вот такие автоматы, где за 1 евро и за 2,5 евро можно получить информацию о открывающейся панораме на разных языках. Русского языка пока там нет.

Спустились вниз мы тоже на лифте, немного отдохнули внутри собора

и пошли искать, где же вкусно поужинать. Про вкусные места в Вене я расскажу совсем скоро. Подписывайтесь на обновления , что бы получать новые статьи на e-mail.

Собор Св. Стефана (Австрия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собор Св. Стефана - символ не только Вены , но и всей Австрии . Его величественный шпиль, возвышающийся на 136 м, виден из большинства районов столицы. Грандиозный готический собор на главной площади города, известен не только своей внешней красотой, но многочисленными реликвиями: иконами, церковной утварью и произведениями искусства мирового уровня. «Штеффи», как любовно называют его венцы, почти без потерь просуществовал предыдущие 700 лет, пережил множество войн, но уже в наше время не смог уберечься от простой человеческой глупости. И тем не менее, глядя на потрясающую мозаичную крышу, стрельчатые своды и впечатляющие витражи, хочется верить, что Собор Св. Стефана уже никогда не исчезнет с венского пейзажа.

История

История «Штеффи» началась в 1359 г., когда был заложен первый камень нового венского католического собора. Его доминанта, Южная башня, строилась почти столетие.

Не менее величественной должна была стать и Северная башня, заложенная в 1450 г. Правда, она так и не была закончена, застыв на высоте 70 м.

Сегодня в обеих башнях открыты смотровые площадки, позволяющие полюбоваться живописными видами города.

Храм почти не пострадал при бомбежках Второй мировой, но был сильно разрушен мародерским поджогом в апреле 1945 г. Северная башня упала вместе с легендарным колоколом «Пуммерин», убранство погибло в огне.

Реставрационные работы проводились на частные пожертвования венцев. «Штеффи» вновь распахнул двери только в 1952 г. Его восстановление продолжается и по сей день.

Что посмотреть

Сегодня в звонницах храма установлено в общей сложности 23 колокола. Главный из них - обновленный «Пуммерин» весом 21 т - находится на своем привычном месте, в Северной башне. Звонит он лишь 11 раз в году - на главные праздники. А знакомый каждому венцу ежечасный звон обеспечивают 11 колоколов Южной башни.

Будто пряничная крыша собора собрана из 230 тыс. плиток черепицы.

В крипте находится фамильная усыпальница Габсбургов, а в восточном его крыле - катакомбы. В этом подземном кладбище хоронили и обычных венцев.

Практическая информация

Время работы: понедельник-суббота - 6:00-22:00, воскресенье - 7:00-22:00.

Вход на территорию всех достопримечательностей (собор, катакомбы, Южная и Северная башни, сокровищница) с аудиогидом: 14,90 EUR. Цены на странице указаны на апрель 2019 г..


Собор Святого Стефана (Штефансдом) является символом Вены, а Святой Стефан - покровителем столицы Австрии. Вот таким он представляется ночью...

собор Святого Стефана не так давно отпраздновал свое 850-летие. Он пережил не одну войну и не одну катастрофу и - несмотря ни на что - выстоял, говорят что в его шпиль вделано турецкое пушечное ядро, попавшее в собор во время турецкой осады города в XVI в.

Конечно же собор - это великая незавершенка - вместо стройной готики получилось немного совсем не то, хотя внешняя дисгармония не мешает внутренней красоте....

Собор перестраивался три раза. Первая церковь была освящена в честь покровителя города Святого Стефана в 1147 году. Она находилась за пределами городских стен, и от нее почти ничего не сохранилось. В 1263 году состоялось освящение второй, романской церкви. Последняя, готическая церковь строилась 150 лет. Южная башня высотой 136,7 метра, которую венцы любовно называют "Штефль", была завершена в 1433 году.

Северная часть из-за нехватки средств так и осталась незавершенной. В 1579 году на высоте 68,3 метров её увенчал ренессансный купол.

к большому сожалению собор со все сторон обступили здания современные, что не дает возможность сфотографировать целиком....


кровля состоит из 230 000 цветных черепиц. Ими выложены огромные изображения национального герба и герба города Вены.

Ну что, теперь войдем в собор и осмотрим его....



Эти снимки наполнены солнечным светом....

продолжение следует....

Штефансдом - символ Вены

Собор Святого Стефана является символом Вены и наиболее значительным готическим сооружением Австрии

Собор Святого Стефана , или Штефансдом, строился в течение нескольких веков, начиная с XII века. Покровитель Вены — Святой Стефан — первый христианский мученик, днем памяти которого является 26 декабря. В этот день австрийцы совершают визиты к друзьям и родственникам и обмениваются подарками.

Первый храм на месте собора был построен в 1137—1147 годах. Собор в нынешних границах был построен в XIII—XV веках. 7 апреля 1359 года Рудольф IV заложил на месте современной южной башни первый камень новой, готической церкви. По планам архитекторов XIV века, стены нового собора ставились снаружи от существующей церкви, и лишь затем следовало разобрать стены старой (это произошло лишь в 1430 году). Альбертовы хоры, достаточно широкие, были сохранены. В 1433 году были завершена южная башня, а на строительство перекрытия свода новой церкви ушло почти 30 лет. Постройка Северной башни, заложенной в 1450 году, была прекращена в 1511 году — башня так и осталась недостроенной. Таким образом, современный вид собор приобрёл к 1511 году.

На стенах Собора Святого Стефана можно увидеть меры длины, размера и веса, по которым в средние века проверяли товар при покупке, ведь раньше перед собором находилась торговая площадь. Ткани отмерялись по длине, и любой покупатель мог потом подойти и проверить, не обсчитал ли его хитрый торговец. Мера для хлеба представляет собой круг диаметром полметра. И если обнаруживался обман, то нечестных торговцев сажали в огромную корзину и на глазах у всех окунали в Дунай. А торговать дальше с “подмоченной репутацией” было весьма проблематично, поскольку на такое увлекательное зрелище собиралась большая толпа народа.

Самая высокая часть Собора Святого Стефана — Южная башня. Во времена Габсбургов, ни одна церковь Австро-Венгрии не могла быть выше южной башни святого Стефана. Здесь находится смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на Дунай и Вену. Планировалось построить Северную башню, но она так и осталась незавершённой.


Мастер Ганс Пукспаум начал возводить Северную башню в середине XV века. Предание гласит, что для того, чтобы быстрее закончить постройку башни, мастер Пукспаум заключил союз с дьяволом, но не сумел выполнить поставленное сатаной условие, и в результате башня обрушилась. В 1850-е годы башню собирались достроить, но жители Вены к тому времени уже настолько привыкли к однобашенному собору, что решительно запротестовали против такого вмешательства в его привычный облик. В северной части находится самый большой колокол Австрии — “Пуммерин”, чей гул раздается по всей Вене 31 декабря.

Собор не пострадал при бомбардировках второй мировой войны и выдержал первые дни Венской наступательной операции советских войск, начавшейся 2 апреля 1945. При отступлении из Вены комендант города генерал Зепп Дитрих приказал немецкой артиллерии уничтожить центр Вены, но приказ не был выполнен. 11 апреля 1945 года местные мародёры подожгли разграбленные лавки; на следующий день пожар перекинулся на собор. Кровля рухнула от огня; колокол провалился внутрь Северной башни и разбился; интерьеры (включая роллингеровские хоры XV века) были почти полностью уничтожены. Кафедры и ценнейшие реликвии сохранились, так как были защищены кирпичными саркофагами. Собор был восстановлен трудом добровольцев — к 19 декабря 1948 была восстановлена кровля над главным нефом, 23 апреля 1952 (в 689-летия собора) возобновились службы. Послевоенное восстановление завершилось только в 1960 году. Быстрое восстановление собора после войны жители Австрии воспринимали как символ возрождения страны.


В 1980-е годы был начат второй этап полномасштабной реставрации, продолжающийся по сей день. Основная проблема собора Св. Стефана — поверхностные разрушения известняковых стен и статуй. Реставраторы вынуждены заменять отдельные камни и статуи, пользуясь как средневековыми инструментами, так и управляемыми компьютерами камнерезными станками-копирами.

Крыша Собора Святого Стефана покрыта многоцветной черепицей, которой выложены так же гербы Австрийской республики.

Несущий каркас кровли Штефансдома был первоначально выполнен из дерева (свыше 2000 м³), а после пожара 1945 года — из стали (около 600 тн). Всё покрытие кровли состоит из 230 000 цветных черепиц.



Стены фасада украшены разными масками и скульптурами, среди которых выделяется скульптура Самсона, раздирающего пасть льву. Но, если стены собора выглядят почти гладкими, то порталы покрыты настоящим резным каменным ковром, погружающим зрителя в мир средневековых легенд и религиозной символики. Здесь можно видеть растительный орнамент, людей, птиц, фантастических животных, гномов, сказочных чудовищ.

Возле главного портала в “романской стене” расположена кафедра Св. Иоанна Капистрана, с которой он в 1454 году призывал к крестовому походу на турок

Самые старинные части Собора Святого Стефана, доступные для осмотра, — Языческие башни, часть внутреннего убранства и западный портал с его Исполинскими вратами XIII века, которые открывались только во время торжественных церемоний, например, когда собор посещали короли и императоры.


Внутри собора сохранился Винер-Нейштадский алтарь XV века, который является одним из самых значительных памятников в этом роде в Европе. Его украшают раскрашенные деревянные рельефы и богатый готический орнамент, а наружные створки покрыты средневековой живописью. Главный художественный памятник — резная каменная кафедра начала XVI века, изображающая отцов церкви.


В интерьере Собора Святого Стефана находится немало образцов скульптуры XIV-XV веков. Среди них выделяется статуя Мадонны, относящаяся к первой четверти XIV века. И здесь не обошлось без легенды. Много лет назад жила в Вене богатая графиня, слывшая очень набожной, у нее в доме была даже своя маленькая часовня. Однако если она не молилась, это был сущий дьявол, перед которым трепетали все слуги. Среди этих слуг была сирота, которой доставалось больше всех. Однажды у графини из шкатулки пропало ценное жемчужное колье. Графиня тут же обвинила бедную служанку в краже. В отчаянии, девушка бросилась к часовне, пала на колени перед Мадонной и воскликнула: “Матерь божья, помоги мне!”. Графиня, следившая за служанкой, усмехнулась: “Это моя Богоматерь, ей не нужны молитвы слуг!”. Но девушка не унималась и продолжала просить о помощи. Вахмистра, наблюдавшего за этой сценой, охватили сомнения, и он приказал обыскать дом. Вскоре драгоценность нашлась среди пожиток конюха, и девушка была отпущена. Графиня, не желавшая более иметь у себя Богоматерь, помогающую слугам, подарила ее церкви. Слава о чудесном спасении девушки распространилась по всему городу, и за Мадонной укрепилась слава защитницы слуг, сохранившаяся по сей день.

Лестница, ведущая к кафедре Собора Святого Стефана, с которой священник читает мессы, выполняет очень важную функцию. На перилах ее высечены ящерицы и лягушки, символизирующие Добро и Зло. Любящие тепло и солнце ящерицы обозначают все хорошее в человеке, а предпочитающие сырость и мрак лягушки — все плохое. А на верху лестницы сидит собака, которая “не пускает” дальше лягушек и ящериц. Считается, что когда священник доходит до собаки, все внутренние противоречия оставляют его, и он подходит к кафедре духовно чистым.

Под восточной половиной Собора Святого Стефана расположены катакомбы — подземное кладбище. В 1732 император Карл VI запретил похороны на старых кладбищах внутри городских стен, поэтому в XVIII веке умерших хоронили под землей. “Катакомбами”, на греческий манер, эти подземелья стали называть только в XIX веке. В подземном епископском склепе до сих пор хоронят высших иерархов австрийской церкви.


Штефансплатц, площадь вокруг собора Святого Стефана — своеобразный развлекательный центр Вены: здесь обитают шарманщики, фокусники, живые статуи, прогуливаются туристы и прогуливают учебу студенты=)



Выбор редакции
В основу астрологической классификации, положены физические принципы. Поэтому, мы остановимся на учете периода обращения по орбите....

Заместитель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, председатель новгородской общины ДПЦ, Алексей Александрович Безгодов...

Берешь зеркало, принадлежащее другому человеку - рождение благородного отпрыска.Благородный знатный человек скрывается - к...

Доля верующих по отношению ко всему населению 2000 год Вопрос на урок Цель урока ВЫЯВИТЬ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА...
Тату «Всевидящее око» – одно из наиболее мистических и символических изображений, которые сейчас наносят на свое тело люди. Платон...
Любой из нас желает знать, что будет завтра с ним, с семьей, страной и миром. Издавна постичь будущее помогают . Одним из самых древних,...
Баран во сне означает друга, который либо не блещет умом, либо вы чрезмерно доверились человеку, который не заслуживает этого. Сон, в...
Все люди слышали слово «религия», многие принадлежат к той или иной Однако мало кто знает и может объяснить, что такое религия.Этот...
«Религия Египта» - 2.Погребальные обряды Египта. Египтяне привыкли поклоняться многим богам, поэтому реформа не удалась. Падали на...