Презентация на тему: Социальная философия. Общество


Раздел философии, занимающийся изучением общества, называется социальной философией. Раздел философии, занимающийся изучением общества, называется социальной философией. Эта философская дисциплина тесно связана с наукой социологией, но намного древнее её Эта философская дисциплина тесно связана с наукой социологией, но намного древнее её Социальная философия изучает общество умозрительно в качестве некоей целостности. В основной социальная философия изучает вопросы, связанные с сущностью общества и закономерностями его развития, не сосредотачивая внимания на частных вопросах общественной жизни. Социальная философия изучает общество умозрительно в качестве некоей целостности. В основной социальная философия изучает вопросы, связанные с сущностью общества и закономерностями его развития, не сосредотачивая внимания на частных вопросах общественной жизни.


Самым главным вопросом социальной философии является проблема определения общества. Самым главным вопросом социальной философии является проблема определения общества. Общество понимается в социальной философии крайне широко как совокупность всех форм совместной деятельности людей. Это определение общества охватывает всю историю человечества, начиная с выделения людей из животного мира. Общество понимается в социальной философии крайне широко как совокупность всех форм совместной деятельности людей. Это определение общества охватывает всю историю человечества, начиная с выделения людей из животного мира. Общество является особой сферой реальности, высшим, самым сложным уровнем бытия, следующим за биологической реальностью. Общество является особой сферой реальности, высшим, самым сложным уровнем бытия, следующим за биологической реальностью. Совершенством общественной реальности обусловлена сложность изучения общества. Совершенством общественной реальности обусловлена сложность изучения общества. Каждый человек вписан в общество и не может безразлично, нейтрально относиться к происходящим в обществе процессам. Каждый человек вписан в общество и не может безразлично, нейтрально относиться к происходящим в обществе процессам.природаОБЩЕСТВО


С общественной реальностью по этическим соображениям нельзя проводить экспериментирование. С общественной реальностью по этическим соображениям нельзя проводить экспериментирование. При изучении социальной реальности намного труднее делать обоснованные предсказания, поскольку детерминация социальных процессов, связанных с субъективной сферой, менее определённа, чем в мире природы. При изучении социальной реальности намного труднее делать обоснованные предсказания, поскольку детерминация социальных процессов, связанных с субъективной сферой, менее определённа, чем в мире природы. В социуме сам факт предсказания может кардинально изменить ход процессов (например, предсказание финансового кризиса может вызвать или предотвратить этот кризис в реальности). В социуме сам факт предсказания может кардинально изменить ход процессов (например, предсказание финансового кризиса может вызвать или предотвратить этот кризис в реальности).


Все предшествующие социальному уровни бытия объединяются термином «природа». Все предшествующие социальному уровни бытия объединяются термином «природа». Природа является основой для возникновения и функционирования общества. Именно из сферы природы человек берёт материал для преобразования в процессе своей деятельности. Общество не может существовать без природной основы. Природа является основой для возникновения и функционирования общества. Именно из сферы природы человек берёт материал для преобразования в процессе своей деятельности. Общество не может существовать без природной основы. Однако натиск общества на природу и её неразумное и чрезмерное использование для нужд человека и общества порождает экологические проблемы, принявшие в наше время глобальный характер. Однако натиск общества на природу и её неразумное и чрезмерное использование для нужд человека и общества порождает экологические проблемы, принявшие в наше время глобальный характер.


Общество представляет соединение объективных и субъективных моментов. Общество представляет соединение объективных и субъективных моментов. Объективными (независящими от сознания человека) являются природно- географические условия функционирования общества, а также уровень развития производительных сил. Объективными (независящими от сознания человека) являются природно- географические условия функционирования общества, а также уровень развития производительных сил. К субъективным факторам относятся мысли, желания, стремления, чаяния людей. К субъективным факторам относятся мысли, желания, стремления, чаяния людей. Понять общество можно только учитывая обе данных разновидности факторов. Не случайно русские мыслители- народники так отстаивали роль субъективного фактора в жизни общества и настаивали на субъективном методе изучения общества. Понять общество можно только учитывая обе данных разновидности факторов. Не случайно русские мыслители- народники так отстаивали роль субъективного фактора в жизни общества и настаивали на субъективном методе изучения общества.


Общество как сложную систему принято подразделять на 4 подсистемы (сферы): экономическую, политическую, социальную, духовную. Это подразделение было введено американским социологом Т. Парсонсом. Общество как сложную систему принято подразделять на 4 подсистемы (сферы): экономическую, политическую, социальную, духовную. Это подразделение было введено американским социологом Т. Парсонсом. Экономическая сфера отвечает за процессы обеспечения общества всем необходимым и включает в себя процессы производства и обмена (торгово-финансовый сектор). Экономическая сфера отвечает за процессы обеспечения общества всем необходимым и включает в себя процессы производства и обмена (торгово-финансовый сектор). Политическая сфера обеспечивает управление обществом и осуществление властных полномочий. Политическая сфера обеспечивает управление обществом и осуществление властных полномочий. Социальная сфера ответственна за взаимоотношения между различными слоями общества. Социальная сфера ответственна за взаимоотношения между различными слоями общества. Духовная (культурная) сфера занимается духовным производством и продуцированием смыслов и значений. Все сферы жизни общества взаимосвязаны между собой, и появившиеся в одной сфере кризисные явления негативно сказываются на процессах в других сферах. Духовная (культурная) сфера занимается духовным производством и продуцированием смыслов и значений. Все сферы жизни общества взаимосвязаны между собой, и появившиеся в одной сфере кризисные явления негативно сказываются на процессах в других сферах. Т. Парсонс.


Процесс развития общества называется историей, поэтому одной из важнейших частей социальной философии является философия истории (историософия). В отличие от истории историософия занимается не изучением конкретных исторических событий, их причин и следствий, а более масштабными вопросами: есть ли у истории смысл? какова цель истории? Какие существуют движущие силы исторического процесса? Является ли история случайным набором событий или ей присуща определённая закономерность? При философском рассмотрении исторического процесса также достаточно чётко проявляются, заложенные в трёх главных направлениях философии: объективном и субъективном идеализме, а также в материализме. Философия истории


Объективные идеалисты полагают, что ход истории определяется нематериальным духовным началом, не зависящим от сознания человека. Объективные идеалисты полагают, что ход истории определяется нематериальным духовным началом, не зависящим от сознания человека. Религиозным вариантом объективно-идеалистического понимания истории является провиденциалистская философия истории Аврелия Августина, изложенная им в труде «О граде Божием». Религиозным вариантом объективно-идеалистического понимания истории является провиденциалистская философия истории Аврелия Августина, изложенная им в труде «О граде Божием». Вся история есть осуществление Божественного замысла, направленного на торжество блага. Вся история есть осуществление Божественного замысла, направленного на торжество блага. Все земные государства возникают в соответствии с волей Бога, содействуют осуществлению Его замыслов, а затем волей Бога уничтожаются. Это же относится и к судьбам выдающихся исторических деятелей. Все земные государства возникают в соответствии с волей Бога, содействуют осуществлению Его замыслов, а затем волей Бога уничтожаются. Это же относится и к судьбам выдающихся исторических деятелей. Аврелий Августин


Каждое событие следует рассматривать с финальной точки зрения – конца мира и страшного суда. Именно Божественный замысел и делает исторический процесс осмысленным. Каждое событие следует рассматривать с финальной точки зрения – конца мира и страшного суда. Именно Божественный замысел и делает исторический процесс осмысленным. Августин одним из первых предложил линейное понимание истории, при котором утверждается уникальность и неповторимость каждого исторического события, противопоставив такое понимание истории господствующим в античности циклическим представлениям. Августин одним из первых предложил линейное понимание истории, при котором утверждается уникальность и неповторимость каждого исторического события, противопоставив такое понимание истории господствующим в античности циклическим представлениям. Страшный суд


Нерелигиозным вариантом объективно- идеалистических представлений об истории является философия истории Г. Гегеля. Нерелигиозным вариантом объективно- идеалистических представлений об истории является философия истории Г. Гегеля. В «Лекциях по философии истории» Гегель утверждал, что творцом истории является мировой дух, который переходит от одного народа к другому. И когда мировой дух пребывает у этого народа, данный народ добивается значительных успехов в политике, экономике и культуре. В «Лекциях по философии истории» Гегель утверждал, что творцом истории является мировой дух, который переходит от одного народа к другому. И когда мировой дух пребывает у этого народа, данный народ добивается значительных успехов в политике, экономике и культуре. Мировой дух использует народы, страны и исторических деятелей для своего совершенствования. Мировой дух использует народы, страны и исторических деятелей для своего совершенствования. Гегель насчитывает три исторических этапа шествия мирового духа: 1. Древний Восток, 2. Античность, 3. Западная Европа. Основным смыслом истории Гегель считает прогресс в человеческой свободе. На Востоке свободен лишь один (фараон, деспот), в античном мире свободны были немногие, а в Европе нового времени свободны большинство. Гегель насчитывает три исторических этапа шествия мирового духа: 1. Древний Восток, 2. Античность, 3. Западная Европа. Основным смыслом истории Гегель считает прогресс в человеческой свободе. На Востоке свободен лишь один (фараон, деспот), в античном мире свободны были немногие, а в Европе нового времени свободны большинство.


Гегель выдвигает учение о хитрости мирового духа, который использует в своих целях выдающихся личностей, расставляя перед ними в качестве приманки стремление к обогащению, власти, почёту. Желая достичь этого, исторические деятели выполняют предначертанное мировым духом. Так, увидев Наполеона, сам Гегель, признавался, что видел шествие мирового духа на белой лошади. Гегель выдвигает учение о хитрости мирового духа, который использует в своих целях выдающихся личностей, расставляя перед ними в качестве приманки стремление к обогащению, власти, почёту. Желая достичь этого, исторические деятели выполняют предначертанное мировым духом. Так, увидев Наполеона, сам Гегель, признавался, что видел шествие мирового духа на белой лошади. Реальные результаты деятельности выдающихся людей далеки от того, к чему они субъективно стремятся. Когда исторические деятели выполняют миссию, возложенную на них мировым духом, они становятся не нужны и быстро сходят с исторической сцены. Реальные результаты деятельности выдающихся людей далеки от того, к чему они субъективно стремятся. Когда исторические деятели выполняют миссию, возложенную на них мировым духом, они становятся не нужны и быстро сходят с исторической сцены.


Субъективный идеализм о ходе истории Субъективно-идеалистические представления о ходе истории характеризуются признанием того, что история зависит от сознания людей и определяется им. Субъективно-идеалистические представления о ходе истории характеризуются признанием того, что история зависит от сознания людей и определяется им. Одной из форм субъективно- идеалистических воззрений на ход истории является волюнтаризм, объявляющий, что ход истории в целом зависит от воли выдающихся исторических личностей. Одной из форм субъективно- идеалистических воззрений на ход истории является волюнтаризм, объявляющий, что ход истории в целом зависит от воли выдающихся исторических личностей. Задумаемся, произошла бы Отечественная война 1812 г., если бы не было воли Наполеона, а реформ Петра 1 без воли этого исторического деятеля. Задумаемся, произошла бы Отечественная война 1812 г., если бы не было воли Наполеона, а реформ Петра 1 без воли этого исторического деятеля. Может создаться впечатление, что воля и желания исторических персонажей являются главным движущим фактором истории. Может создаться впечатление, что воля и желания исторических персонажей являются главным движущим фактором истории. Н. К. Михайловский в конце 19 в. выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой историю творят герои-одиночки, увлекающие за собой толпу личным примером. Н. К. Михайловский в конце 19 в. выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой историю творят герои-одиночки, увлекающие за собой толпу личным примером. Н. К. Михайловский


Однако противники такого волюнтаризма (например, Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю») утверждают, что сколь бы ни была значительной роль выдающихся исторических деятелей, они не могут принципиально изменить ход истории, определяемый более глубокими и носящий объективный характер закономерностями. Однако противники такого волюнтаризма (например, Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю») утверждают, что сколь бы ни была значительной роль выдающихся исторических деятелей, они не могут принципиально изменить ход истории, определяемый более глубокими и носящий объективный характер закономерностями. Выдающиеся деятели могут лишь ускорить или замедлить ход исторических процессов, но не изменить их. Выдающиеся деятели могут лишь ускорить или замедлить ход исторических процессов, но не изменить их. Так, Россия рано или поздно приобщилась бы к европейской цивилизации, даже если бы Пётр 1 и не проводил реформы. Успех сопутствовал Петру не столько из-за его воли и энергии, сколько потому, что он реализовывал те потребности, которые стояли перед Россией на соответствующем этапе её истории. Так, Россия рано или поздно приобщилась бы к европейской цивилизации, даже если бы Пётр 1 и не проводил реформы. Успех сопутствовал Петру не столько из-за его воли и энергии, сколько потому, что он реализовывал те потребности, которые стояли перед Россией на соответствующем этапе её истории. Исторический деятель, идущий против экономических и других социальных законов, обречён на поражение. Исторический деятель, идущий против экономических и других социальных законов, обречён на поражение. Г. В. Плеханов – критик волюнтаризма


Здесь можно поставить вопрос о роли случайности в истории. Здесь можно поставить вопрос о роли случайности в истории. Среди историков уже несколько веков бытует шутка: «Если бы нос Клеопатры был чуть короче, история пошла бы по-другому». Среди историков уже несколько веков бытует шутка: «Если бы нос Клеопатры был чуть короче, история пошла бы по-другому». Попытайтесь аргументировано согласиться или оспорить этот тезис. Разумеется, возможно, тогда Антоний не проиграл бы противостояние с Октавианом, и стал бы единовластным правителем империи. Во главе Рима находились бы совершенно другие лица, у них были бы другие советники и пр. Попытайтесь аргументировано согласиться или оспорить этот тезис. Разумеется, возможно, тогда Антоний не проиграл бы противостояние с Октавианом, и стал бы единовластным правителем империи. Во главе Рима находились бы совершенно другие лица, у них были бы другие советники и пр. Но изменило ли бы это глобальный ход истории? Скорее всего, нет. Ведь кризис рабовладельческих отношений начался бы независимо от лица, восседающего на престоле, и римская империя всё равно начала бы клониться к упадку и стала бы уязвимой для нашествия варваров и дальнейшего разрушения. Но изменило ли бы это глобальный ход истории? Скорее всего, нет. Ведь кризис рабовладельческих отношений начался бы независимо от лица, восседающего на престоле, и римская империя всё равно начала бы клониться к упадку и стала бы уязвимой для нашествия варваров и дальнейшего разрушения.Клеопатра


Особый интерес представляют историософские размышления Толстого на страницах его романа «Война и мир». Особый интерес представляют историософские размышления Толстого на страницах его романа «Война и мир». Путём создания художественных образов исторических деятелей и отвлечённых рассуждений Толстой подвергает резкой критике распространённые представления о решающей роли выдающихся личностей в развитии исторического процесса. Путём создания художественных образов исторических деятелей и отвлечённых рассуждений Толстой подвергает резкой критике распространённые представления о решающей роли выдающихся личностей в развитии исторического процесса. История детерминирована некими закономерностями, проявляющимися в действиях больших масс людей – народа. И в историософских размышлениях Толстого ярко выражено его подчёркивание преимуществ народа и исторических деятелей, выражающих его волю. История детерминирована некими закономерностями, проявляющимися в действиях больших масс людей – народа. И в историософских размышлениях Толстого ярко выражено его подчёркивание преимуществ народа и исторических деятелей, выражающих его волю. Кадры из фильма «Война и мир».


Л. Н. Толстой был одним из виднейших противников абсолютизации роли случайности в истории. Он критиковал, в частности мнение французских историков, что Наполеон проиграл Бородинское сражение из-за случайно подхваченного насморка. В таком случае, иронизирует Толстой, спасителем России должен быть объявлен камердинер, забывший подать французскому императору непромокаемые сапоги. Л. Н. Толстой был одним из виднейших противников абсолютизации роли случайности в истории. Он критиковал, в частности мнение французских историков, что Наполеон проиграл Бородинское сражение из-за случайно подхваченного насморка. В таком случае, иронизирует Толстой, спасителем России должен быть объявлен камердинер, забывший подать французскому императору непромокаемые сапоги. По-настоящему великий исторический деятель полагается на ход событий и не стремится изменить естественный порядок событий. В этом суть противопоставления Кутузова и Наполеона как исторических деятелей. В истории господствует строгая необходимость и предопределённость, в истории нет места случайности.


Ещё одним (наряду с волюнтаризмом) вариантом субъективно-идеалистических представлений об истории является учение о том, что ход истории определяется распространением истинных знаний, борьбой с заблуждениями и суевериями. Именно так рассуждали представители Просвещения, а чуть позднее многие позитивисты. Ещё одним (наряду с волюнтаризмом) вариантом субъективно-идеалистических представлений об истории является учение о том, что ход истории определяется распространением истинных знаний, борьбой с заблуждениями и суевериями. Именно так рассуждали представители Просвещения, а чуть позднее многие позитивисты. Просветители выдвинули положение «Мнения правят миром». Люди принимают решения, руководствуясь своими представлениями о мире. Соответственно, следует сделать мнения людей разумными, просвещёнными и люди (прежде всего правители) будут принимать правильные решения, содействующие благу общества. Просветители выдвинули положение «Мнения правят миром». Люди принимают решения, руководствуясь своими представлениями о мире. Соответственно, следует сделать мнения людей разумными, просвещёнными и люди (прежде всего правители) будут принимать правильные решения, содействующие благу общества. Сторонники этой точки зрения считают исходной точкой прогресса общества развитие знаний и наук. Сторонники этой точки зрения считают исходной точкой прогресса общества развитие знаний и наук. Но, признавая определённую роль прогресса знаний, следует сказать, что развитие науки во многом само зависит от обстоятельств, объективных по своему характеру, в частности от уровня производительных сил и от способа производства. Но, признавая определённую роль прогресса знаний, следует сказать, что развитие науки во многом само зависит от обстоятельств, объективных по своему характеру, в частности от уровня производительных сил и от способа производства.


Материалистическое понимание истории Материалистическое понимание истории подразумевает, что ход истории зависит от объективных материальных факторов, не зависящих от сознания людей. Материалистическое понимание истории подразумевает, что ход истории зависит от объективных материальных факторов, не зависящих от сознания людей. Материализм признаёт наличие неизменных исторических законов, определяющих развитие общества. Причём, общество очень долго считалось совершенно особой реальностью, кардинально отличающейся от природной. Материализм признаёт наличие неизменных исторических законов, определяющих развитие общества. Причём, общество очень долго считалось совершенно особой реальностью, кардинально отличающейся от природной. Этим объяснялось, почему многие философы, будучи материалистами при изучении природы, оставались идеалистами при рассмотрении общества. Этим объяснялось, почему многие философы, будучи материалистами при изучении природы, оставались идеалистами при рассмотрении общества.


Географический детерминизм исходит из решающего влияния географических факторов на развитие общества (климат, наличие рек, размер территории). Географический детерминизм исходит из решающего влияния географических факторов на развитие общества (климат, наличие рек, размер территории). В частности, климат оказывает влияние на род занятий, которые в данном климате возможны. Например, в степях возможно скотоводство, но не земледелие. Соответственно, кочевые общества отличаются нестабильностью, поскольку не привязаны к определённому участку земли. Общества, основанные в долинах рек, где возможно земледелие, более устойчивы, так как земледелец не может оставить без присмотра возделываемый им участок. В частности, климат оказывает влияние на род занятий, которые в данном климате возможны. Например, в степях возможно скотоводство, но не земледелие. Соответственно, кочевые общества отличаются нестабильностью, поскольку не привязаны к определённому участку земли. Общества, основанные в долинах рек, где возможно земледелие, более устойчивы, так как земледелец не может оставить без присмотра возделываемый им участок. Элементы географического детерминизма заметны в воззрениях Ш. Монтескье. Элементы географического детерминизма заметны в воззрениях Ш. Монтескье. Шарль Монтескье.


Другой, более распространённой в современной философии, разновидностью материалистического понимания истории является экономический детерминизм, нашедший наиболее последовательное отражение в марксизме. В основе развития общества, согласно Марксу, лежат объективные законы, не зависящие от сознания людей. Другой, более распространённой в современной философии, разновидностью материалистического понимания истории является экономический детерминизм, нашедший наиболее последовательное отражение в марксизме. В основе развития общества, согласно Марксу, лежат объективные законы, не зависящие от сознания людей. Общественное бытие будет всегда предшествовать общественному сознанию. Общественное бытие будет всегда предшествовать общественному сознанию. К. Маркс полагал, что история человечества в конечном итоге определяется прогрессивным развитием производительных сил (к ним относятся сам человек, орудия труда, предметы труда) и возникающих на их основе производственных отношений. Развитие общества, таким образом, определяется преимущественно экономическими факторами, являющимися базисом. К. Маркс полагал, что история человечества в конечном итоге определяется прогрессивным развитием производительных сил (к ним относятся сам человек, орудия труда, предметы труда) и возникающих на их основе производственных отношений. Развитие общества, таким образом, определяется преимущественно экономическими факторами, являющимися базисом.


На основе базиса возникает надстройка, в целом определяемая характером производства. В состав надстройки включались политические, правовые, культурные, религиозные и прочие отношения. Признавалось, правда, незначительное обратное влияние надстройки на базис. На основе базиса возникает надстройка, в целом определяемая характером производства. В состав надстройки включались политические, правовые, культурные, религиозные и прочие отношения. Признавалось, правда, незначительное обратное влияние надстройки на базис. К. Маркс постулировал, что производительные силы развиваются быстрее соответствующих им производственных отношений, что в конечном итоге приводит к слому старых производственных отношений и соответствующей им надстройки на новые, соответствующие новому уровню производительных сил. К. Маркс постулировал, что производительные силы развиваются быстрее соответствующих им производственных отношений, что в конечном итоге приводит к слому старых производственных отношений и соответствующей им надстройки на новые, соответствующие новому уровню производительных сил. Тип общества, основывающийся на определённых производственных отношениях, называется Марксом формацией. Выделяется 5 следующих друг за другом формаций: 1. Первобытнообщинная, 2. Рабовладельческая, 3. Феодальная, 4. Капиталистическая, 5. Коммунистическая. Как правило, переход от старой формации к новой, считал К. Маркс и его последователи, сопровождается революцией. Тип общества, основывающийся на определённых производственных отношениях, называется Марксом формацией. Выделяется 5 следующих друг за другом формаций: 1. Первобытнообщинная, 2. Рабовладельческая, 3. Феодальная, 4. Капиталистическая, 5. Коммунистическая. Как правило, переход от старой формации к новой, считал К. Маркс и его последователи, сопровождается революцией.

Тема: «Общество как саморазвивающаяся система»

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

1.Обособившаяся от природы часть материального мира, связанная с жизнедеятельностью людей.

2.Целостная система жизнедеятельности людей друг с другом и с природой.

3.Общность, союз, сотрудничество (любое общество – общность, но не любая общность – общество).

4.Высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, труд, продукты труда, различные формы собственности, политика, государство, классы, нации, народы, род, племя, институт брака, семьи, сфера духа (культура).

Социальные общности и связи внутри и между этими общностями.

  • Профессиональные группы: шахтеры, учителя..

    Социально-демографические группы (молодежь, пенсионеры, школьники, безработные, кормящие матери, приходящие отцы)

    Социально-территориальные общности (город, село, деревня, район, регион, область)

Социальная мобильность и социальная стратификация

Теории классов:

    Маркс К. (экономический детерминизм) – общество делится на 2 антагонистических класса – имеющие собственность на средства производства (С) и не имеющие этой собственности.

    А.Смит и Рикардо (распределительная теория классов) – капиталисты – получают прибыль, землевладельцы – ренту, рабочие – зарплату.

    3. М.Вебер - источник классовых различий – профессиональное мастерство, специальность, квалификация, владение интеллектуальной собственностью.

    4. Причина возникновения классов – насилие, грабеж

    5. Ростоу У. – вместо классов – деление по профессии (технологический детерминизм)

    Стратификация означает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе (против теории классов К.Маркса).

    Классы, социальные слои и группы выделяются по признакам:

    Образование

    Психология

    Бытовые условия

    Занятость

  • Профессия

    Страт может быть от 2-х и до 9.

Социальный статус

    Социальное положение человека в обществе, зависит от:

    • профессии,

      экономического положения,

      политических возможностей,

      демографических свойств человека.

    Виды социальных статусов

      Статус указывает на место человека в обществе.

      Предписанный – дается человеку обществом.

    Достигаемый – приобретается человеком своими собственными усилиями за определенный промежуток времени.

    Социальная роль

    В конце ХХ века большинство социальных статусов – достигаемые.

      Способ поведения человека.

      Статус включает несколько ролей.

      Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые зависят от социальных норм.

    Социальная группа

      Любая совокупность людей, выделенных по таким критериям, как:

      • национальность,

        профессия,

        образование,

        место жительства и др.

      Численность групп на земле в 2 раза больше численности людей.

    СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

      Сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей:

      1\ЭКОНОМИЧЕСКАЯ сфера – процесс производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Заводы, фабрики, банки, биржи и т.д.

      2\СОЦИАЛЬНАЯ сфера – социальные группы, связи, институты, нормы, ценности. Классы, страты, социальные группы, слои, нации, народы, роды, племена.

      3\ПОЛИТИЧЕСКАЯ сфера – государство, партии, общественные организации, средства массовой информации, политическая культура, идеология – это область ВЛАСТИ.

      4\ДУХОВНАЯ сфера – наука, культура, искусство, духовные ценности, мораль, религия, философия.

    Культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты

    Функции культуры:

      Приспособления к окружающей среде

      Накопления, хранения и передачи культурных ценностей

      Целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека

      Социализаторская

      Коммуникативная

    Социальный прогресс и развитие общества.

      Первобытнообщинный строй - 40 тыс. до н.э. – конец IV тыс. до н. э

      Древний мир - Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э

      Средние века - V в. н.э. – сер. XVII в

      Новое время - Сер. XVII – нач. XX в

    На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

    Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, проводимое одновременно, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

    Революция – полное или комплексное изменение всех или большинства сторон жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Слайд 2

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

1.Обособившаяся от природы часть материального мира, связанная с жизнедеятельностью людей. 2.Целостная система жизнедеятельности людей друг с другом и с природой. 3.Общность, союз, сотрудничество (любое общество – общность, но не любая общность – общество).

Слайд 3

ОБЩЕСТВО

4.Высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, труд, продукты труда, различные формы собственности, политика, государство, классы, нации, народы, род, племя, институт брака, семьи, сфера духа (культура).

Слайд 4

Философский подход к понятию «ОБЩЕСТВО» состоит в определении специфики связей индивидов в единое целое. Основными типами общественных связей и закономерностей считают: 1. Идеалистический –Аристотель, Августин Бл., Ф.Аквинский, М.Лютер, Гегель.

Слайд 5

2.КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ – Гоббс, Французские материалисты и Просветители. Гоббс – государство устанавливает общественный договор в целях обеспечения мира и безопасности. Граждане добровольно ограничивают свободу, отдают часть своих прав государю. Государь – абсолютный суверен, а подданные должны беспрекословно выполнять свой гражданский долг как моральный долг.

Слайд 6

3.НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД - Монтескье, Чижевский, Циолковский, Мечников, Гумилев. Чижевский, Гумилев – на все процессы на Земле влияет Солнце. Монтескье – климат, почва, состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественных отношений. Циолковский Э. – Земля – заповедник для естественного обновления жизненных форм, в том числе и социальной. Мечников И. – влияние географической среды (гидросферы) на развитие социальных процессов.

Слайд 7

4. Материальный тип связей в обществе – К.Маркс – экономический детерминизм, У.Ростоу – технологический детерминизм. Маркс – общество – продукт взаимодействия людей В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА МЕТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ. Нет общества вообще – есть различные этапы его исторического развития – ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ.

Слайд 8

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей: 1\ЭКОНОМИЧЕСКАЯ сфера – процесс производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Заводы, фабрики, банки, биржи и т.д. 2\СОЦИАЛЬНАЯ сфера – социальные группы, связи, институты, нормы, ценности. Классы, страты, социальные группы, слои, нации, народы, роды, племена.

Слайд 9

ОБЩЕСТВО

3\ПОЛИТИЧЕСКАЯ сфера – государство, партии, общественные организации, средства массовой информации, политическая культура, идеология – это область ВЛАСТИ. 4\ДУХОВНАЯ сфера – наука, культура, искусство, духовные ценности, мораль, религия, философия.

Слайд 10

Слайд 11

Вместе мы сила

Слайд 12

Слайд 13

Материальное производство - БАЗИС

  • Слайд 14

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

    Социальные общности и связи внутри и между этими общностями. Классы Этносы Профессиональные группы: шахтеры, учителя.. Социально-демографические группы (молодежь, пенсионеры, школьники, безработные, кормящие матери, приходящие отцы) Социально-территориальные общности (город, село, деревня, район, регион, область)

    Слайд 15

    Теории классов: Маркс К. (экономический детерминизм) – общество делится на 2 антагонистических класса – имеющие собственность на средства производства (С) и не имеющие этой собственности. А.Смит и Рикардо (распределительная теория классов) – капиталисты – получают прибыль, землевладельцы – ренту, рабочие – зарплату.

    Слайд 16

    3. М.Вебер - источник классовых различий – профессиональное мастерство, специальность, квалификация, владение интеллектуальной собственностью. 4. Причина возникновения классов – насилие, грабеж 5. Ростоу У. – вместо классов – деление по профессии (технологический детерминизм)

    Слайд 17

    Социальная мобильность и социальная стратификация

    Стратификация означает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе (против теории классов К.Маркса). Классы, социальные слои и группы выделяются по признакам: -образование -психология -бытовые условия -занятость -доходы -профессия Страт может быть от 2-х и до 9.

    Слайд 18

    П.Сорокин

    Ввел понятие социальной мобильности – любой переход индивида из одной социальной позиции в другую. Горизонтальная социальная мобильность – из одной группы другую (из православия в католицизм), из одной семье в другую, переход на другое предприятие и т.д. Вертикальная социальная мобильность – перемещение в другой социальный пласт, вверх-вниз, социальный лифт.

    Слайд 19

    ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

    ГЕГЕЛЬ: гражданское общество – объединение членов общества как самостоятельных субъектов общности на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности. Главные принципы гражданского общества – обеспечение жизни, благополучия, достоинство личности; каждый человек – самоцель и высшая ценность.

    Слайд 20

    1.Семья, кооперация, ассоциация, общественные организации, товарищества, творческие, хозяйственные, спортивные, этнические, конфессиональные, дачные, художественные, ЖСК – сфера самоуправления людей и их объединений 2. Производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы. Гражданское общество и государство – отношение между индивидуальной свободой и публичной властью.

    Слайд 21

    ГОСУДАРСТВО

    1. Политический институт, возник на известной ступени развития общества, когда экономическое развитие привело к расслоению общества на антагонистические классы. 2. Институт публичной власти, воля и интерес господствующего в экономике класса, возведенная в закон, в правовые нормы.

    Слайд 22

    3. Политический институт классового общества, охраняет его экономическую и социальную структуру. 4. Возникло в результате разделения труда, появления частной собственности, раскола общества на антагонистические классы. 5. Аппарат насилия, элемент надстройки.

    Слайд 23

    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

    1.Территория 2. Система органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти. 3. Власть публичная – отделена от народа, опирается на вооруженную силу. Чиновники – отдельная профессия. 3. Осуществление внешней и внутренней политики. 4. Наличие права, системы норм, обязательных для всех членов общества 5. Взимание налогов и сборов, эмиссия денег, облигации, государственных займы

    Слайд 24

    ТИПЫ ГОСУДАРСТВ

    1.По типам общественно –экономической формации (ОЭФ) – рабовладельческое, феодальное, буржуазное. 2.По типам правления и устройства институтов государственной власти - монархическое, республиканское, конституционная монархия, президентское, парламентское.

    Слайд 25

    3. По типам государственного УСТРОЙСТВА: Унитарные, федеративные (СССР, РФ,США, Франция, Германия) конфедерация (ЕЭС). 4. По типам политических РЕЖИМОВ правления: -тоталитарные (диктат одной идеологии, репрессии над инакомыслием) -авторитарные (жесткий централизм, идеологическая демагогия, нет прав граждан, суд лишен самостоятельности, выборы фиктивны) -демократические (верховенство закона, выборность, равноправие граждан).

    Слайд 26

    СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ГОСУДАРСТВО

    1. Форма общественного сосуществования всех граждан общества, гарант и выразитель их суверенных прав, обязанностей, свобод. 2. Политическая сфера, где осуществляется связь со всеми социальными структурами – взаимоотношение народов, наций, этносов, рас, региональных общностей (землячеств) 3. Выражает интересы всего общества, т.к. это позволяет оптимально функционировать и обществу, и государству.

    Слайд 27

    Современный взгляд на ГОСУДАРСТВО

    5. Стремится стать правовым, демократическим. Разделение власти на судебную, исполнительную, законодательную становится общечеловеческой ценностью. 6. Стремится, как тенденция, преодолеть разрыв между моралью, нравственностью и политикой. 7. Гарантирует свободы человеку – делать все, что не запрещено законом.

    Слайд 28

    ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

    Внешние: оборона, международная политика. Внутренние: - защита экономической и социальной систем - регуляция хозяйственной жизни - охрана общественного порядка - регуляция социальных отношений - культурно-воспитательная, идеологическая работа (формулировка национальной идеи)

    Слайд 29

    Общественно-экономическая формация

    Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – социо-экономический феномен. Учет вертикальных связей развития общественных организмов. 5 ОЭФ: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Отличаются по СПОСОБУ ПРОИЗВОДСТВА.

    Слайд 30

    ЭПОХА

    Эпоха – («остановка») – промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющий характерные особенности (эпоха Пушкина, эпоха классицизма, эпоха неолита, эпоха революций). Уклад – определенный тип общественного производства. Социально-экономический строй того или иного общества может включать в себя несколько укладов. Многоукладность экономики: частнокапиталистическая, патриархальная, мелкотоварная, государственная, общественная и т.д.

    Слайд 31

    ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    Цивилизация – социокультурный феномен (Данилевский Н.Э., Шпенглер О., Тойнби А.). Нелинейность, цикличность развития общества. Каждая цивилизация – самобытна, уникальна, неповторима, не существует общих закономерностей и преемственности между цивилизациями. Учет горизонтальных связей между социальными организмами.

    Слайд 32

    Хантингтон «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»

    1.Цивилизации - это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.). 2.Цивилизации существуют, как правило, более тысячелетия; 3.После возникновения самых ранних цивилизаций, в течение почти трёх тысячелетий между ними не было никаких контактов или эти контакты были очень редкими и ограниченными;

    Слайд 33

    Хантингтон

    4.Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира. 5.Западная цивилизация возникла в VIII-IX веках нашей эры. Она достигла своего зенита в начале XX века. Западная цивилизация оказала решающее влияние на все остальные цивилизации; 6.Восприятие западного влияния (вестернизация) и технологический прогресс (модернизация) могут происходить раздельно или совпадать.

    Слайд 34

    7.Религиозный фанатизм часто является реакцией обывателя на модернизацию и вестернизацию. 8.Некоторые цивилизации (западная, индуистская, синская, православная, японская и буддистская) имеют свои «стержневые», то есть главные, страны, а другие цивилизации (исламская, латиноамериканская и африканская) не имеют стержневых стран.

    Слайд 35

    ХантингтонСписок цивилизаций

    1.Западная цивилизация 2.Исламская цивилизация 3.Индуистская цивилизация 4. Синская цивилизация 5. Японская цивилизация 6.Латиноамериканская цивилизация 7.Православная цивилизация 8. Буддистская цивилизация 9. Африканская цивилизация

    Слайд 36

    СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕНОГО РАЗВИТИЯ

    В рамках стадиально- поступательного развития: Традиционное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество – (Информационное общество) Это ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (зависимость от уровня развития техники и технологии)

    Слайд 37

    Технологический детерминизм Ростоу У.У. (1916-2003гг.)

    Специальный советник Дж.Кеннеди и Л.Джонсона. Теория постиндустриального общества. «Стадии экономического роста. Неокоммунистический манифест»(1960). 1.Идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых(ускорять прохождение ими стадий экономического роста). 2.Америка должна препятствовать распространению коммунистических идей, вплоть до силового варианта. 3. 3 концепции Ростоу: стадии экономического роста; фазы перехода к демократии; ценовая теория длинных волн конъюнктуры.

    Слайд 38

    Ростоу У.У.

    Критерии выделения фаз развития – технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства. 5 этапов развития общества (по уровню технологии): 1.Традиционное общество – ручная техника, иерархия социальной структуры (до конца феодализма). 2.Переходное об-во – (подготовка к взлету) – централизованное государство, предприимчивые люди (домонополистический капитализм) 3.»Взлет» - промышленный переворот, накопление капитала (от 5 до 10% нац.дохода от капиталовложений (монополистический капитализм).

    Слайд 39

    РОСТОУ У.У.

    4.»Зрелость»-уровень капиталовложений до 20% нац.дохода. Наука, техника, города – 60-90% населения, рост доли квалифицированного труда (индустриальное общество) 5.Эра «высокого массового потребления» - главные отрасли экономики – сфера услуг, товары массового потребления, средний класс, государство обеспечивает высокий уровень жизни (постиндустриальное общество) 6. «Поиск качества жизни» - добавлен позже – духовное развитие человека (информационное)

    Слайд 40

    Профессиональное разделение труда, а не классовое. Развитие ощества характеризуется не формами собственности, а уровнем развития промышленности, техники, хозяйства, науки, доли накопления капитала в национальном доходе. Экономические изменения – последствия неэкономических человеческих порывов и устремлений. В рамках капитализма внедрить: плановость, централизм, плюрализм капиталистических корпораций. Вывод Ростоу У.У. : капитализм вечен, коммунизм – болезнь.

    Слайд 41

    Тоффлер Э.

    «Шок будущего» «Третья волна» – постиндустриальное, информационное общество – экологичность, возобновимые источники, умные технологии, производство для себя, множество корпораций, разнообразие типов семей, индустриализация образования, дестандартизация и индивидуализация.

    Слайд 42

    Фукуяма

    «Конец истории и последний человек» «Будущее истории» - распространение либеральной демократии – конечная точка социокультурной эволюции человечества. Тупики потребления. Постчеловеческое общество. Демократические волны. Опора на средний класс.

    Слайд 43

    Надо умерить в человеке пыл борьбы. В целом пессимизм, но альтернативы демократии нет. Всем движет ЖАЖАДА ПРИЗНАНИЯ. За культурную самобытность при сохранении либеральной демократии.

    Посмотреть все слайды






































    1 из 37

    Презентация на тему: Социальная философия. Общество

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    № слайда 3

    Описание слайда:

    № слайда 4

    Описание слайда:

    № слайда 5

    Описание слайда:

    1.Понятие общества В «Толковом словаре русского языка» приводится шесть разных его значений. Общество - это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности («феодальное общество»). Или круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов («дворянское общество»). Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-либо цели («общество филателистов»). Та или иная среда людей, компания («попасть в дурную компанию»).

    № слайда 6

    Описание слайда:

    СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Общество - не просто совокупность людей, но ещё и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Социальная реальность (Эмиль Дюркгейм) отличается от природной реальности и несводима к последней. Но она столь же «реальна», как и природа, хотя и имеет свою специфику. Это «надбиологическая» и «надиндивидуальная» реальность, которая первична по отношению к биопсихической реальности, воплощённой в человеческих индивидах. Ведь человек, с его биологической и психической организацией, может существовать только в условиях общественной жизни.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    ОБЪЁМЫ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО» Во-первых, под обществом могут пониматься разные по своим масштабам социальные организмы: Отдельное общество, имеющее место на некоторой территории в течение определённого исторического времени (древнегреческое общество, современное российское общество и т.п.). Региональное объединение нескольких отдельных обществ (социокультурный мир). Например, западноевропейское общество, мусульманский мир. Человеческое общество – множество всех отдельных обществ, рассматриваемое как единое исторически развивающееся целое.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО» Во-вторых, понятие «общество» обретает разный смысл в зависимости от уровня абстракции, на котором рассматривается общество: На первом уровне понятие общества отражает конкретный исторически образовавшийся социальный организм – отдельное общество, социокультурный мир, человеческое общество как целое. На более высоком уровне абстракции это понятие означает определённый тип общества: первобытное общество, индустриальное общество и т.п.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    «ОБЩЕСТВО ВООБЩЕ» Наконец, на высшем уровне имеется в виду «общество вообще». Оно строится путём абстрагирования от специфических особенностей, которыми различные социальные организмы отличаются друг от друга, и фиксируют лишь такие черты и признаки, которые присущи любым типам общества. Иначе говоря, в этом понятии отражаются свойства социальной реальности вообще.

    № слайда 10

    Описание слайда:

    2.Структура (устройство) общества. К подсистемам или социальным структурам общества относят различного рода социальные общности, группы, организации, - такие, как семья, этнос, нация, классы и др. Здесь внимание привлекают вопросы, касающиеся их природы, их взаимосвязи, их социальных функций, их места и роли в развитии общества, эти вопросы будут рассмотрены позже.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    ТРИ ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: во-первых, производительную, утилитарную деятельность, связанную с удовлетворением жизненных потребностей; во-вторых, организационную, управленческую деятельность, призванную обеспечить согласованность коллективных действий, общественный порядок; в-третьих, информационную деятельность, состоящую в накоплении, сохранении и трансляции знаний, ценностей и норм поведения.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    3.Специфика социальной реальности Социальная жизнь - это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надиндивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования. Социальная реальность складывается из явлений, которые Дюркгейм называет социальными фактами. Это особый тип явлений, которые имеют место только в обществе, только в совместной жизни людей. Они содержат в себе какую-то исходящую от людей духовность, которой нет в физических, химических, биологических фактах.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    4.Состав социальной реальности Выделим некоторые важнейшие компоненты социальной реальности. Сами люди, их объединения, отношения, действия – это главная составляющая социальной реальности, созидающая её сила. Человек, в котором соединяется материальное и духовное, тело и душа, распространяет эту свою «двойственность» вокруг себя. И это «двухслойное» - материальное и духовное – содержание социальной реальности в человеческом мире.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    ЯЗЫК Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в языке. Общаясь с помощью языка, люди приписывают звукам устной речи (или буквам письменной речи) смыслы, которыми они физически – как колебания воздуха (или какие-то закорючки) – сами по себе не обладают.

    № слайда 15

    Описание слайда:

    АРТЕФАКТЫ Мир материальных артефактов. Артефактами (от лат. арте – искусственный и фактуз – сделанный) в широком смысле слова называют любой искусственно созданный объект, в отличие от объектов, возникших в природе естественным путём. К артефактам относятся сделанные руками людей вещи, рождённые в их головах мысли, найденные ими средства и способы действий, формы совместной жизни и пр.

    № слайда 16

    Описание слайда:

    ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ вовлечённые в сферу социальной деятельности. Осваивая природу, люди усматривают смысл – ценность, пользу и т.д. – также и в естественно возникших её явлениях. Так, например, нефть, не имевшая когда-то никакого отношения к социальной реальности, вошла в неё и превратилась в общественное богатство страны.

    № слайда 17

    Описание слайда:

    КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У каждого человека складывается своя индивидуальная картина окружающего его мира. Но вместе с тем существуют и общие взгляды, представления, мысленные установки, имеющие хождение в обществе и более или менее разделяемые его членами. Э.Дюркгейм назвал их «коллективными представлениями». Они существуют в головах людей, но не зависят от личной природы индивидов.

    № слайда 18

    Описание слайда:

    5. Гражданское общество и государство. Особое место среди всех социальных организаций занимает государство. Конфуций уподоблял государство большой семье и считал, что опорой государственной власти служит нравственность, любовь и уважение младших к старшим. Против этого выступала школа фацзя («законников»), которая утверждала, что государственная политика несовместима с моралью и власть должна строиться не на нравственных принципах и совести, а на законе и страхе наказания.

    № слайда 19

    Описание слайда:

    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА: 1. Публичная власть – система государственных органов и учреждений, специальный аппарат управления (парламент, правительство, министерства и т.д.) и принуждения («силовые» органы: армия, полиция др.). 2. Система правовых норм, юридических законов, которыми регулируются общественные отношения (в отличие от обычаев и традиций, действующих в первобытном строе, юридические законы устанавливаются государством и реализуются благодаря его силе).

    № слайда 20

    Описание слайда:

    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА: 3. Территориальное деление населения (в отличие от деления населения по кровнородственному признаку в родовом строе, государство объединяет своей властью и защищает всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени). 4. Система налогов, дающих средства для содержания государственного аппарата, а также организаций и людей, находящихся на государственном обеспечении (в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения), и для осуществления функций, которые государство должно выполнять.

    № слайда 21

    Описание слайда:

    ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 1. Охрана правопорядка – обеспечение соблюдения законности всеми лицами государства, борьба с правонарушениями, охрана прав и свобод граждан. 2. Экономическая – регулирование хозяйственной жизни страны через систему налогообложения, регулирования цен, поддержку приоритетных отраслей экономики и т.д.

    № слайда 22

    Описание слайда:

    ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 3. Социальная – защита нетрудоспособного и малоимущего населения, создание условий для развития здравоохранения, образования, общественного транспорта и т.д. 4. Культурная – обеспечение деятельности учреждений науки, искусства, религии, средств массовой информации и т.д. В современных условиях всё большее значение приобретает 5. экологическая функция государства.

    № слайда 23

    Описание слайда:

    ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 1. Оборона страны или военная экспансия в отношении других стран. 2. Внешнеполитическая деятельность – проведение интересов государства в международных отношениях с другими государствами. 3. Внешнеэкономическая деятельность – торгово-промышленные и финансовые контакты с другими государствами. Среди внешних функций в современном мире важное место занимает 4. международное сотрудничество в сфере социально-гуманитарного, культурного, технического, научного взаимодействия и обмена.

    № слайда 24

    Описание слайда:

    ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Ныне государства обычно различают по формам правления, государственного устройства и политического режима. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Признаки монархии: власть передаётся по наследству; власть принадлежит властителю (монарху) бессрочно. Различаются монархии неограниченные и ограниченные. Признаки республики: выборность власти; выборность на определённый срок. Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. Особой формой считают диктатуру.

    26

    Описание слайда:

    ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА: 4.Социальный характер государства – политика его направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 5.Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. 6.Разделение исполнительной, законодательной и судебной власти.

    № слайда 27

    Описание слайда:

    ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА: 7.Идеологическое многообразие – никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 8.Политическое многообразие – общественные объединения и партии равны перед законом. 9.Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

    № слайда 28

    Описание слайда:

    ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Одним из феноменов современной демократии является гражданское общество. Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Становление его концепции относится ко второй половине 18 – началу 19 веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость чёткого различия между государством и гражданским обществом, отдавали приоритет государству (особенно Гегель).

    Описание слайда:

    ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: 1. Полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей; 2. Защита частных сфер жизни людей; 3. Рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства; 4. Стабилизация общественных отношений и процессов.

    № слайда 31

    Описание слайда:

    6.Развитие общества Говоря о развитии общества, зададим себе вопрос: действуют ли в человеческой истории законы, определяющие поведение социальных систем и подсистем - этносов, классов, государств и человечества в целом? Или же исторические явления уникальны и неповторимы, а, следовательно, как писал С. Франк, здесь нет места для закономерности?

    Описание слайда:

    ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Ныне развёртывается процесс формирования принципиально нового типа социальной реальности. Этот процесс идёт одновременно в двух основных направлениях: 1. становление нового типа общества в наиболее развитых странах; 2. образование глобального, охватывающего весь мир социального организма (глобализация).

    № слайда 34

    Описание слайда:

    «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО» Новый тип общества который приходит на смену индустриальному, называют по-разному: «постиндустриальное общество» (Дж.Белл, Дж.Гэльрейт); «сверхиндустриальная цивилизация» (О.Тоффлер); «информационное общество» (М.Маклюэн, Е.Масуда); «технотронное общество»(З.Бжезинский). Постиндустриальное общество – продукт НТР 20-21 веков.

    № слайда 35

    Описание слайда:

    Литература: Аристотель. Политика. Соч.6 в 4-х т. Т.4. – М.: Мысль, 1983. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.,1993. С.23. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории /Общественные науки и современность. 1999, № 6. Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. – М.: Политиздат,1990. А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. Философия. - СПб.: Издательство ДНК. 2001. Гл. 7. Социальная философия. Маркс К. Письмо П.В.Анненкову, 28 дек. 1846 г. //Маркс К.Энгельс Ф. Соч., т.27. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997. С.303-304. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

    № слайда 36

    Описание слайда:

    ЛИТЕРАТУРА: Ф.А Хайек. Дорога к рабству // Вопросы философии,1990. №10, 11, !2. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. – М.,1992. С.220. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. С.24. Статья «общество». Платон. Государство /Платон. Диалоги. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. С.86-98.

    № слайда 37

    Описание слайда:

    ЛИТЕРАТУРА: Сорокин П.А. Социологические теории современности. – М., 1992. С.24. Томас Джефферсон о демократии / Сост.: Сол К. Падовер. – СПб.: Лениздат, 1992. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Вопросы философии,1989, № 3, 4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983: статьи «государство», «общество». Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21.



  • Выбор редакции
    Некоторые люди утверждают, что видели домового и даже описывают его внешность и характер. Кто-то говорит, что он милый и симпатичный,...

    Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...

    Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

    Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...
    Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
    Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
    Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
    Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
    В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...