Святой преподобный симеон верхотурский. Праведный Симеон Верхотурский


Вошел в мою жизнь рождественской сказкой, начало которой, впрочем, отнюдь не романтическое. Но ведь в главное конец! И не случайно память его приходится на 31 декабря – день, в который так хочется чуда…

Предупреждаю, начало будет страшное. Итак… Вокруг цвела послепасхальная весна, а мой сын Николай сломал обе ноги, причем лодыжки в нескольких местах, порвал связки, мышцы и сухожилия. Я до сих пор вздрагиваю, когда слышу сочетание «множественные переломы».

Спросила у главного хирурга: «Сын ходить будет?» «Возможно, когда-нибудь…» – был ответ

Часа четыре врачи возились, а после вывезли на каталке наполовину загипсованного человека с чужим выражением лица. Я пошла за медсестрой в палату, присела на краешек кровати, и стало сверлить навязчивое «Почему?». Судя по тому, что со мной медики говорить не хотели, дела плохи. В коридоре я спросила у главного хирурга: сын ходить будет?

– Возможно, когда-нибудь… – ответил он и зашел в ординаторскую.

Я погладила гипсовые бугорки, под которыми были колени, и тихо заплакала. Если бы мне сейчас предложили с сыном поменяться местами, я, не раздумывая, согласилась бы. А бездвижная юность – это, ну, не знаю…

Сунув руку в карман в поисках носового платка, нашла там конверт с поздравлением: такие схиархимандрит Илий перед и Пасхой ежегодно посылает всем духовным чадам; текст, понятно, каждый раз разный.

«Дорогая о Господе Ольга. Печать с кустодию двадцать столетий желает неизменно хранить Гроб Господень, но не убережет самовластной силы Божества. Благодатный огонь накануне самой Пасхи каждый год свидетельствует, что было и есть Воскресение Христово. Пробивая толщу времен и тьму земной жизни, Воскресение Христово каждый год нам свидетельствует, что Христос воскрес. В этом победа жизни открыла путь всякой плоти, совоскресив ее с собою.

Христос воскрес – и безнадежность смерти сокрушена. И сила смерти уже истощилась, и звучит благовест о воскресении и о жизни, он звучит праздничным победным звоном колоколов, пробуждая охладевшие души к жизни.

Дорогие возлюбленные, утвердим в сердцах пасхальный зов Воскресения, чтобы обильнее и дружней воскресала наша Святая Русь к вере и благочестию, чтобы победить власть лжи, греха, тьмы».

Я посмотрела на часы: по прогнозам врачей, сын должен был еще полтора-два часа спать. Чтобы куда-то себя деть, я тихо выскользнула из палаты и направилась в храм.

В церкви, где утром поздравляли нас с причастием, в обед отказывались верить в постигшее несчастье. Служащие собрались вокруг меня и предлагали помощь, кто-то инвалидное кресло, кто-то сорокоуст о здравии, а одна бабушка, услышав наш разговор, вспомнила, что у нас есть святой, которому молятся «персонально» при болезнях ног. Меня тогда очень смутило это «персонально», но водосвятный молебен праведному тут же заказала и отстояла, как положено. Благо, подоспевший священник, узнав о беде, согласился отслужить его без промедления.

Водой с молебна брызгала гипс на ногах и плакала, про себя молилась Симеону

А потом водой с молебна брызгала гипс на ногах и плакала, про себя молилась Симеону, Николаю Чудотворцу и просто всем святым. Информацию о Верхотурском праведнике я нашла в интернете – не будь этой всемирной паутины, вряд ли бы я в полной мере открыла тогда для себя столь богоугодную личность. А пока – черно-белая икона на принтерной бумаге, закрепленная по углам кнопками, висела у изголовья больного и вселяла чувство радости. В самом деле, много ли мы знаем святых, которых бы изображали на фоне реки и леса? Мы тогда трактовали это так: «Значит, Симеон вымолит у Бога здоровья для ног, чтобы ходить в лес по грибы-ягоды, купаться и ловить рыбу».

В общем, безоговорочно верилось в это.

Сейчас за давностью хронологию не припомню, но уже 9 мая сын маршировал в колонне с флагом, а в конце месяца возобновил игру в футбол и даже попросил купить новый мяч, а то «из этого уже вырос». Когда мы пришли сдавать костыли сестре-хозяйке, она, выслушав наш рассказ, имя небесного заступника записала на коробке стирального порошка со словами: «Мне самой ой как надо».

Через год после быстрого и абсолютного выздоровления поехали и мы с Колей в Верхотурье – в Свято-Николаевский мужской монастырь. В величественном храме, где почивают мощи праведника, был отслужен благодарственный молебен Спасителю.

А мы после богослужения напросились на послушание. Нас определили в трапезную чистить рыбу. Глядя на чаны с большой, величиной с руку взрослого человека, горбушей, меня охватил страх: а справимся ли?

– Справитесь, справитесь, – вздохнул молодой повар Николай. – Батюшка Симеон здесь всем помогает.

– Часа за три успеете.

В это поверить трудно, но мы действительно управились, и когда к назначенному сроку Николай пришел смотреть нашу работу, цокнул языком и пожурил: что ж вы, мол, скрывали; профессионально ведь владеете мастерством: вон как лихо разрубили, обстругали; не каждый заправский кок на корабле так сможет!

– Не умею я чистить рыбу… совсем…

Мне кажется, повар так и не поверил в наше дилетантство.

Симеон († 1642) был дворянином, но скрывал свое происхождение и вел смиренную жизнь бедняка. Он ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. При этом он сознательно что-нибудь не дошивал – или рукава, или воротник, за что терпел поношения от заказчиков. Подвижник много странствовал.

Но чаще всего жил на погосте села Меркушинского недалеко от города Верхотурья (Пермский край). Святой Симеон любил уральскую природу и, радостно созерцая ее величественную красоту, возводил мысленный взор к Создателю мира. В свободное от трудов время любил святой в тиши уединения удить рыбу, ибо это напоминало ему об учениках Христовых, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей.

Его беседы были тем благодатным семенем, из которого постепенно возросли обильные плоды духа на Урале и в Сибири, где преподобный особенно почитается.

Праведный Симеон Верхотурский преставился в 1642 году когда ему было лишь 35 лет. Он был погребен на Меркушинском погосте при храме Архистратига Михаила. 12 сентября 1704 года, по благословлению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона из храма Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая.

Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины. Он нередко являлся во сне больным и исцелял их, вразумлял впавших в порок пьянства. Особенность в явлениях святого та, что с исцелением телесных немощей он преподавал и наставления для души.

Осо­бен­но за­ме­ча­тель­но од­но чу­до пра­вед­но­го Си­мео­на, ко­то­рый быст­ро на­ка­зы­ва­ет лю­дей, неду­гу­ю­щих неве­ри­ем, но быст­ро и по­мо­га­ет им, ес­ли они рас­ка­я­лись и от все­го серд­ца об­ра­ти­лись с мо­лит­вой к хо­да­тай­ству его. Од­на жен­щи­на, Ксе­ния Фе­о­до­ро­ва, – это бы­ло в на­ча­ле XIX сто­ле­тия в Вер­хо­ту­рье, – взо­шла в Ни­ко­ла­ев­ский храм, где по­чи­ва­ли мо­щи пра­вед­ни­ка, но сде­ла­ла сие не по ис­крен­не­му рас­по­ло­же­нию серд­ца, а ско­рее из лю­бо­пыт­ства. В то вре­мя в хра­ме бы­ла од­на знат­ная жен­щи­на, по прось­бе ко­то­рой бы­ли со­вер­шен­но от­кры­ты свя­тые мо­щи пра­вед­но­го Си­мео­на. Враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го все­гда ста­ра­ет­ся уло­вить в свои ко­вар­ные се­ти сла­бых и ко­леб­лю­щих­ся; сей древ­ний за­вист­ник лю­дей вло­жил Ксе­нии в серд­це со­мне­ние. При ви­де об­на­жен­ных мо­щей она не толь­ко не воз­да­ла до­стой­но­го по­кло­не­ния им, но да­же возг­ну­ша­лась ими и небреж­но уда­ли­лась из хра­ма. Не успе­ла она прой­ти и од­ной вер­сты от го­ро­да (она хо­те­ла воз­вра­тить­ся на ме­сто сво­е­го жи­тель­ства), как вдруг под­нял­ся страш­ный вихрь.

Ве­тер под­нял гро­мад­ный столб пы­ли и мел­ко­го пес­ка, и вся эта пыль об­ру­ши­лась на Ксе­нию и со­вер­шен­но за­со­ри­ла ей гла­за. От пес­ка она не мог­ла ви­деть све­та, ста­ла про­ти­рать гла­за – но все бы­ло тщет­но. Она бы­ло за­кри­ча­ла спут­ни­цам, но те за сви­стом вет­ра не слы­ша­ли ее. То­гда она по­ня­ла, что Гос­подь по­ка­рал ее за со­мне­ние. Она ста­ла при­зы­вать имя пра­вед­но­го Си­мео­на, и он тот­час же по­мог ей: к ней по­до­шла од­на спут­ни­ца. Ксе­ния по­про­си­ла ее, чтобы она про­во­ди­ла ее к мо­щам угод­ни­ка Бо­жия Си­мео­на. До­ро­гой она все вре­мя мо­ли­лась и про­си­ла, чтобы Гос­подь про­стил ей пре­гре­ше­ние.

При­дя в храм с твер­дой на­деж­дой на об­лег­че­ние, Ксе­ния не об­ма­ну­лась в сво­ем ожи­да­нии. Лишь толь­ко при­ло­жи­лась она к свя­тым мо­щам, тот­час про­зре­ла. Пра­вед­ный Си­ме­он из­ба­вил ее от неду­га и вме­сте с тем от ее ги­бель­но­го со­мне­ния. Так мно­го зна­чит «мо­лит­ва пра­вед­на­го пос­пе­ше­ству­е­ма» (Иак.5 :16).

По­сле быв­ше­го еще раз в 1825 г. осви­де­тель­ство­ва­ния мо­щей пра­вед­но­го Си­мео­на по­сле­до­ва­ли еще но­вые чу­де­са, из ко­то­рых при­ме­ча­тель­но од­но, про­ис­шед­шее в 1828 г. Осе­нью се­го го­да в ок­тяб­ре од­но­му из ра­бо­тав­ших на Кы­нов­ском за­во­де Ага­пию Ра­че­ву нуж­но бы­ло схо­дить в дом, на­хо­див­ший­ся за за­вод­ским пру­дом. В это вре­мя по слу­чаю силь­ных до­ждей бы­ли от­кры­ты на пло­тине шлю­зы, а для пе­ше­хо­дов бы­ло пе­ре­ки­ну­то несколь­ко до­сок. Ра­чев бла­го­по­луч­но пе­ре­пра­вил­ся. Но в до­ме он про­си­дел до ве­че­ра, так что ему при­шлось воз­вра­щать­ся в су­мер­ки. Дой­дя до пло­ти­ны, он на­чал вы­би­рать ме­сто для пе­ре­хо­да. Вве­ден­ный в за­блуж­де­ние силь­ным шу­мом и оглу­ши­тель­ным гу­лом па­дав­шей вниз во­ды он уда­лил­ся от то­го ме­ста, где был пе­ре­ход, и, ду­мая ско­рее прой­ти пло­ти­ну, уско­рил шаг и вдруг упал в од­но из са­мых опас­ных мест пе­ред пло­ти­ной, где бы­ло бо­лее трех са­женей глу­би­ны.

Из­вест­но, что при от­кры­тых шлю­зах во­да со страш­ной си­лой на­пи­ра­ет на про­хо­ды. Око­ло од­но­го та­ко­го про­хо­да и упал в во­ду Ра­чев. Опас­ность бы­ла ве­ли­ка; ка­за­лось, ни­что уже бо­лее не мог­ло спа­сти упав­ше­го. Неудер­жи­мым на­по­ром во­ды его уно­си­ло в про­ход – ему пред­сто­я­ла вер­ная ги­бель. На­хо­дясь в та­ком от­ча­ян­ном по­ло­же­нии, Ага­пий стал при­зы­вать на по­мощь свт. Ни­ко­лая и пра­вед­но­го Си­мео­на, и мо­лит­ва его бы­ла услы­ша­на. Вне­зап­но, сам не зная ка­ким об­ра­зом, он по­чув­ство­вал, что в ру­ках у него очу­ти­лась од­на из ба­лок, ко­то­рые под­дер­жи­ва­ли мост. Обод­рен­ный, он гром­ко стал звать на по­мощь, но ни­кто не яв­­лял­ся.

Дол­го он кри­чал, на­ко­нец стал из­не­мо­гать си­ла­ми. Бал­ка, за ко­то­рую он дер­жал­ся, бы­ла тол­ста, к то­му же она осклиз­ла. От хо­лод­ной во­ды ру­ки его ста­ли ко­че­неть. Еще несколь­ко ми­нут – и он дол­жен был вы­пу­стить бал­ку и по­гру­зить­ся в во­ду. То­гда он опять стал внут­ренне мо­лить­ся и дал обе­ща­ние схо­дить в Вер­хо­ту­рье на по­кло­не­ние свя­тым мо­щам пра­вед­но­го Си­мео­на. Угод­ник Бо­жий, за­ступ­ник на­хо­дя­щих­ся в бе­дах и скор­бях, по­мощ­ник всех при­зы­ва­ю­щих его, немед­лен­но ока­зал Ага­пию свою чуд­ную по­мощь. Вдруг при­бе­жал на­род, и вы­та­щи­ли уто­па­ю­ще­го. Ве­ли­ко бы­ло удив­ле­ние всех, ко­гда Ага­пий рас­ска­зал, как он спас­ся от вер­ной смер­ти по­кро­ви­тель­ством пра­вед­но­го Си­мео­на.

Спу­стя шесть лет, имен­но в 1834 го­ду, сей слав­ный угод­ник Бо­жий див­ным об­ра­зом ис­це­лил от тяж­кой бо­лез­ни сы­на то­го же Ага­пия – Мат­фея Ра­че­ва. Явив­шись бо­ля­ще­му во вре­мя за­бы­тья, пра­вед­ный Си­ме­он на­пом­нил Мат­фею, что у него есть неис­пол­нен­ное еще обе­ща­ние – схо­дить на по­кло­не­ние в Вер­хо­тур­ский мо­на­стырь, по­сле че­го бо­ля­щий вско­ре по­пра­вил­ся и ис­пол­нил свое обе­ща­ние.

Симеон Верхотурский (Меркушинский) стяжал свою святость в миру молитвами, отшельничеством, странничеством, трудами и помощью людям.

Ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес, а также и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от всяких невзгод и даже смерти.

Всем при­зы­ва­ю­щим его с ве­рою по­да­ет­ся за­ступ­ле­ние, от ог­ня спа­се­ние, бо­ля­щим – ис­це­ле­ние, глу­хим – слух, немым – раз­ре­ше­ние уст, пле­нен­ным – осво­бож­де­ние. Особенно часто обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах (это было одно из первых чудес от его мощей). И до­ныне про­дол­жа­ют исте­кать раз­лич­ные чу­де­са от мо­щей се­го слав­но­го угод­ни­ка Бо­жия по бла­го­да­ти Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, Ему­ же сла­ва, хва­ла и бла­го­да­ре­ние во ве­ки. Аминь.

Тропарь на перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского

глас 4

Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о, Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием:/ слава Дающему тобою всем исцеление!

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому

глас 4

Мирска́го мяте́жа бе́гая,/ все жела́ние обрати́л еси́ к Бо́гу,/ да в виде́ния восхо́д обря́щеши горе́,/ отню́дуже не уклони́вся в лука́вствия се́рдца,/ но очи́стив ду́шу и те́ло,/ прия́л еси́ благода́ть точи́ти цельбы́ ве́рным и неве́рным,/ притека́ющим к тебе́, пра́ведный Симео́не. Те́мже по да́нному ти да́ру,/ испроси́ у Христа́ Бо́га исцеле́ние нам,/ боля́щим душе́вными страстьми́,// и моли́ спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак на перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского

глас 4

Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона,/ созывает же людие в пречестный храм святаго Божия архиереа Николаа,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/ весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник./ Ты бо явился еси граду нашему, и всей Сибири врачевство безмездное,/ подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне!/ Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/ Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/ паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим,/ да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвале и утверждение граду нашему.

Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2-й

Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследши, возлюбив незлобие и чистоту души и тела. Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче. Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому

О, святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же телом твоим нетленно почиваяй по данной ти благодати от Господа молитися о нас. Милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием ко святым и цельбоносным мощем твоим притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего.

И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Память святому праведному Симеону Верхотурскому празднуется также 18/31 декабря, в день прославления (1694 г.).

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Симеон Верхотурский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Он – пример настоящего праведника, жизнь которого с самого рождения уже была отдана Богу. Его земные дела поистине велики и чудесны, ибо даруют веру и открывают дорогу в вечное царствие.

Настоящее достояние истории и культуры православной религии Симеон Верхотурский – чудотворец и праведник, врачеватель людских душ и великий назидатель. Его блаженная простота стала образцом для многих, кто уверовал в Господа, ведь именно в ней и заключается спасение.

Житие Симеона Верхотурского отличалось особым смирением. Родившись в достаточно обеспеченной семье и имея дворянское происхождение, он с самого начала своей сознательной жизни выбрал путь отшельника и странника. Главным аспектом его христианского подвига можно назвать так называемое “социальное опрощение”, когда человек не делит людей на классы и не относит себя к какому-либо из них. Все равны перед Богом и имеют равные права. И если Господь в душе, то нет разницы, кто есть кто, главное – праведная вера, непоколебимая и незыблемая.

После смерти родителей он пришёл на Урал и поселился в Верхотурье (откуда потом и пошло его церковное имя), где в то время было очень много ново-просвещённых жителей, которым нужна была его помощь и поддержка. Там он провёл большую часть своей жизни, скрывая от всех своё истинное происхождение. Именно с тех пор праведный Симеон Верхотурский почитается как небесный покровитель всей уральской земли.

Святой всегда был против праздного образа жизни и учил людей жить правильно, согласно законам Божьим. Также поразительным было и его отношение к несправедливости, которая нередко имела отношение и к нему самому. Не единожды терпя физическое и моральное унижение, он оставался несломленным и продолжал идти своим путём, так как знал, что с ним сам Господь, и всегда чувствовал Его защиту и любовь.

Скончался праведный в Меркушине (неподалёку от Верхоутья) в 1642 году в возрасте 35 лет и был похоронен на кладбище при тамошней церкви.

Святой Симеон Верхотурский явил собою новый тип святости – “опрощение”. Он открыл православному миру всю простоту и чистоту настоящего праведника, коим являлся сам, и показал, что настоящее и самое ценное находится в самом человеке, а не во внешних проявлениях.

Исцеляющие мощи

В 1692 году останки святого были подняты из могилы. Его тело оказалось нетленным, и местные жители расценили это как знак святости. Мощи Симеона Верхотурского стали настоящим чудом, ибо исцеляли от всяческих напастей, среди которых:

  • параличи, кожные заболевания, болезни глаз;
  • изгнание нечистой силы;
  • излечение от пьянства;
  • утешение и врачевание душевное;
  • защита от негативных природных явлений.

После множества освидетельствований 30 декабря 1694 года митрополит Игнатий перенёс их в церковь родного Меркушино, покрыл гроб шёлковой пеленой и дал наказ собрать все известные сведения о жизни праведного, дабы его след остался в истории христианства в виде написанного жития и акафиста.

В 1604 году был основан Верхотурский монастырь (Верхотурский Николаевский, Свято-Николаевский мужской монастырь) в том же городе Верхотурье иеромонахом Ионою из Пошехонья.

В 1704 году мощи праведного были перенесены в Николаевский монастырь и помещены в серебряную раку. Через 12 лет весь монастырь был поглощён пожаром, но мощи святого Симеона остались целыми и невредимыми.

Известен и тот факт, что при монастыре ещё до революции 1917 года действовали двухклассная школа и богадельня. А уже через 7 лет он был закрыт, а его помещения использовались как колония для малолетних преступников. И только в 1990 году монастырь был возвращён Русской православной церкви.

С этого же времени началось его полное возобновление.

Икона Симеона Верхотурского

На этом старинном шедевре православного иконописного искусства, который относится к иконографическому типу XIX века, праведный изображён в синем кафтане и с молитвенным свитком в левой руке на фоне красивой природы его родной тайги.

  • Неподалёку виднеется церковная маленькая часовня, как напоминание о скромности святого. Вверху – изображение Христа, который благословляет Симеона на духовные подвиги.
  • Его изображение на иконе поражает своей простотой, чистотой и искренностью: на нём он вечной молодой, добрый, излучающий радость и любовь к ближнему. Созерцание святого в таком обличии очень располагает к себе, несёт покой, умиротворение и веру в лучшее.
  • На свитке, находящемся в руке Симеона, можно прочесть надпись: “Молю вас, братия, имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную”. Этими словами он зовёт каждого встать на праведный путь, который приведёт к вечному Небесному покою и счастью.

Икона, как и сам святой праведный Симеон Верхотурский, пережила интересную и долгую историю. Примечательно и то, что, имея возраст более 100 лет, она совсем не потеряла своей красочности и прочности. Также существует удивительный факт о том, что две иконы святого Симеона Верхотурского находились среди икон, которые сопровождали семью императора Николая II в её скитаниях.

День Симеона Верхотурского

12 сентября 1704 года по благословению митрополита Филофея было совершено перенесение святых мощей праведного в Верхотурский монастырь. С того времени именно в этот день церковь празднует второй день памяти святого (первый отмечается 18 декабря).

В этот день верующие люди приходят в храмы к иконам Симеона Верхотурского и воздают молитвы о спасении и исцелении. И сегодня известно немало фактов, которые свидетельствуют о настоящих чудесах. Праведный помогает побороть болезни телесные и душевные, найти свой путь в жизни тем, кто запутался в терниях земного бытия, учит в любых жизненных ситуациях оставаться Человеком.

Через молитвенные слова и песнопения к святому Всевышний являет душевное утешение, укрепление духа и вразумление. Также к помощи Симеона часто обращаются бедствующие путники с просьбами помочь им в дороге, избавив от смертельной опасности. К нему идут в поисках смирения, ибо это единственный путь к обретению Господней благодати и вечной жизни.

Да хранит Вас Господь!

Смотрите еще и видео о святом Симеоне:

Память святого праведного Симеона Верхотурского совершается в Православной Церкви три раза в год: 31 декабря по новому стилю, в день его прославления, 25 сентября в день перенесения мощей и 25 мая в день второго обретения мощей. Святой Симеон считается покровителем уральской земли.

Жизнеописание святого праведного Симеона Верхотурского

О жизни Симеона Верхотурского сохранилось мало сведений, однако известно, что он происходил из дворянского рода и родился в начале XVII века в европейской части России. После того, как его благочестивые родители умерли, Симеон покинул дом и отправился на Урал, где вначале жил в городе Верхотурске, а потом поселился в селе Меркушино, располагавшемся недалеко от города, где и провел почти всю свою жизнь. Скрывая свое знатное происхождение, праведный Симеон Верхотурский вел скромный образ жизни, занимаясь ловлей рыбы и пошивом шуб для крестьян зимой, а летом уединяясь для молитвы. В житии святого, составленном митрополитом Тобольским и Сибирским Игнатием, приводится рассказ о том, что Симеон, проявляя нестяжание, оставлял одежду немного недошитой и уходил, не получив платы за работу. Праведный Симеон Верхотурский также занимался проповедью христианского учения среди небольшой народности вогулов, проживающей на Урале. Святой скончался в 1642 году и был погребен на кладбищенской церкви села Меркушино.

Обретение мощей и начало почитания Симеона Верхотурского

Несмотря на подвижническую и праведную жизнь святого Симеона, память о нем на Урале быстро исчезла, однако Господь Сам совершил прославление угодника Божия. Через полвека после смерти праведника в селе Меркушино было обретены мощи святого, однако жители не помнили его имени. Вскоре от мощей стали совершаться многочисленные исцеления, и митрополитом Сибирским Игнатием были посланы в село люди для того, чтобы записать все чудеса и выяснить, мощи какого святого были обретены. Одним из посланных был иеродиакон Никифор Амвросиев, который во время пути горячо молился и незаметно для себя погрузился в сон, в котором увидел человека в белом одеянии, смотревшего на него с любовью и радостью. Когда Никифор спросил его, кто он такой, то человек ответил: «Я Симеон Меркушинский», после чего монах пробудился.

Перенесение мощей Симеона Верхотурского

В начале XVIII века по благословению митрополита Филофея мощи праведного Симеона Верхотурского были перенесены из села Меркушино в город Верхотурье, где святой начинал свой подвижнический путь. Церковь Николаевского монастыря, в которой находились мощи, через несколько лет сгорела, однако рака с мощами не была затронута огнем. После восстановления церкви мощи вернули, а храм был спустя некоторое время освящен во имя святого праведного Симеона Верхотурского. В селе Меркушино на месте погребения святого также была воздвигнута часовня, возле которой забил родник. Почитание святого было очень велико, и мощи привлекали в обитель множество паломников, в связи с чем в начале XX века в Николаевском монастыре был построен новый собор, вмещавший до десяти тысяч человек, а в 1914 году императорская семья пожертвовала серебряную сень для раки с мощами святого Симеона.

Изъятие мощей и закрытие монастыря
После революции Верхотурск несколько раз переходил то к большевикам, то к белогвардейской власти. После занятия большевиками города в 1918 году мощи были вскрыты, но им не было причинено никакого ущерба, поскольку вскоре город снова оказался под контролем армии Колчака. В следующем году Белая гвардия начала отступление, и архимандритом монастыря было принято решение покинуть город вместе с насельниками обители. Мощи праведного Симеона Верхотурского были спрятаны в монастыре вместе с другими святынями. Однако в 1924 году Никольский монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних, а мощи были изъяты и переданы в Тагильский музей. Лишь в 1989 году мощи Симеона Верхотурского были возвращены Русской Православной Церкви.

В каких случаях молятся Симеону Верхотурскому

Праведный Симеон Верхотурский прославился тем, что по молитвам к нему совершаются чудеса исцеления. Одним из первых чудес, которое произошло у мощей святого, было исцеление расслабленного человека, поэтому считается, что к святому можно молиться об избавлении от паралича. В Сибири также существует традиция обращаться молитвенно к праведному Симеону в случае глазных болезней. Однако, следует помнить, что к любому святому угоднику Божию можно обращаться за помощью и молитвенным ходатайством перед Господом в любой скорбной ситуации, при этом христианин должен не забывать просить у Бога и Его святых полезного для души. В конце каждого молитвенного прошения следует добавлять слова о том, чтобы исполнилась не наша воля, а Божия, так как Господь любит нас больше, чем мы сами способны любить и знает, что для нас полезней.

Иконописный образ Симеона Верхотурского

Существуют различные иконописные образы праведного Симеона. Часто святой изображается на фоне архитектурного комплекса Никольского монастыря в городе Верхотурске. Святой пишется в простой крестьянской одежде, молитвенно сложившим руки или держащим свиток. Также распространенными являются житийные иконы, в которых возле центрального образа святого располагаются изображения, повествующие о его жизни и подвигах, а также о сотворенных им чудесах.

Тропарь, глас 4:

Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием:/ слава Дающему тобою всем исцеление!

Кондак, глас 4:

Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона,/ созывает же людие в пречестный храм святаго Божия архиереа Николаа,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/ весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник./ Ты бо явился еси граду нашему, и всей Сибири врачевство безмездное,/ подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне!/ Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/ Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/ паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим,/ да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвале и утверждение граду нашему.

Величание:

Величаем тя, святый праведный Симеоне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва:

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Выбор редакции
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...

В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...

Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...

по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...
Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...
Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...
В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...