Врёт как очевидец. Врёт как очевидец Как очевидцы события видит все по разному



О разделе

Этот раздел содержит статьи, посвященные феноменам или версиям, которые так или иначе могут быть интересны или полезны исследователям необъясненного.
Статьи разделены по категориям:
Информационные. Содержат полезную для исследователей информацию из различных областей знаний.
Аналитические. Включают аналитику накопленной информации о версиях или феноменах, а также описания результатов проведенных экспериментов.
Технические. Аккумулируют информацию о технических решениях, которые могут найти применение в сфере изучения необъясненных фактов.
Методики. Содержат описания методик, применяемых участниками группы при расследовании фактов и исследовании феноменов.
Медиа. Содержат информацию об отражении феноменов в индустрии развлечений: фильмах, мультфильмах, играх и т.п.
Известные заблуждения. Разоблачения известных необъясненных фактов, собранные в том числе из сторонних источников.

Тип статьи:

Информационные

Врет как свидетель

В статье «Распознавание лжи при исследовании НОФ» мы уже останавливались на том, какие варианты искажения событий их очевидцами могут встречаться при исследовании НОФ. Здесь же мы рассмотрим различные психологические эффекты, влияющие на свидетеля и его показания.

Один из самых известных эффектов – это «слепота невнимания» . Суть его заключается в следующем: часто человек может совершенно не заметить даже очень яркую и существенную деталь, которая находится у него буквально «под носом», если он отвлечен на какую-то другую задачу (например, пытается что-то рассмотреть, посчитать, запомнить, изучить). И чем важнее человеку кажется его объект отвлечения, тем он больше «слеп» к другим деталям. В качестве примера можно вспомнить детскую загадку, основанную на отвлечении внимания: «На конечной остановке в автобус сели четырнадцать мужчин и две женщины. На первой остановке сошли двое мужчин и вошли две женщины. На следующей остановке вышли почти все мужчины (осталось только трое), а на следующей вошли пять женщин. Проехав с полкилометра, автобус остановился, и в него вошел еще один мужчина. Сколько всего было остановок на пути следования автобуса?» Если заранее не знать, что нужно считать остановки (а их всего три), то внимание акцентируется на частые переменные – количество мужчин и женщин. Ответить на финальный вопрос при этом часто оказывается невозможно.

Следующий эффект, «перегрузка внимания» , чем-то похож на предыдущий. В его основе лежит особенность человеческой памяти, способной концентрироваться и анализировать лишь небольшое число элементов одновременно. В качестве примера можно привести простую задачу: «Два рабочих разгружают два вагона за два дня. Сколько вагонов разгрузят 6 рабочих за 6 дней?». При решении ее на бумаге она кажется простой, но при решении в уме вызывает проблемы так как количество данных, которые нужно удерживать в памяти для ее решения, превышает емкость рабочей памяти, делая невозможными логические заключения. Таким образом, небольшие объемы простой на первый взгляд информации вызывают путаницу и сложности с ее восприятием и анализом.

Эффект «задержки пристального внимания» основан на том, что человеческий разум способен удерживать внимание на каком-то событии лишь около 10 минут, затем он начинает отвлекаться на другие события и детали вокруг. Таким образом, с течением времени удерживать внимание и запоминать информацию становится все сложнее. Всем, кто слушал длинные лекции, наверняка знаком этот эффект.

Одним из важных для исследователей НОФ эффектов является «подмена воспоминаний» , которая заключается в том, что при мысленном или устном воспроизведении событий воспоминание о нем изменяется, так как нервные пути каждый раз активируются по-разному. В результате человек под влиянием собственного мнения и фантазий, а также новых знаний, полученных уже после происшествия, вспоминает не то, что он действительно видел и чувствовал, а совершенно новую событийную конструкцию. Так, например, наводящими вопросами можно «заставить» очевидца «вспомнить» детали, которых не было в момент наблюдения.

К предыдущему эффекту можно также отнести подмену воспоминаний, вызванную сильными эмоциями или напряженным ожиданием происходящих событий.

Вариантом эффекта подмены воспоминаний является «ложная память» . При ее проявлении человек самостоятельно или путем навязывания информации извне может со временем «вспомнить» о событии, которое вообще не имело место в действительности, и поверить в это воспоминание. Психолог из Вашингтонского университета Элизабет Лофтус описала эксперимент по созданию ложного воспоминания в 1997 году в статье для журнала Scientific American: «Когда во время первой беседы одного из участников спросили об этом досадном инциденте на свадьбе, он ответил: «Не понимаю, о чем вы говорите. Никогда раньше об этом не слышал». Однако во второй беседе он уже ответил по-другому: «Свадьба была на открытом воздухе. Мы все время суетились, поэтому, возможно, я мог кого-то случайно задеть и расплескать стакан с пуншем или еще с чем-нибудь. Да, я допустил большую оплошность. А потом на меня накричали».

Вывод

Приведенным выше эффектам подвержены все люди. Вероятность того, что они проявятся, зависит от эмоционального и физического состояния свидетеля как во время самого события, так и после него, и при опросе. Таким образом, из-за различий в восприятии действительности показания людей об одном и том же происшествии могут в значительной мере варьироваться. А поскольку на восприятие, запоминание и воспроизведение деталей события влияет очень много факторов, безоговорочно доверять показаниям свидетелей не стоит, их лишь можно использовать в качестве дополнительной информации к материальным свидетельствам (фотографиям, видеозаписям и т.п.), которые должны лежать в основе доказательной базы любого расследования.

1950. «Расёмон», Акира Куросава

Люди, которые хотят ознакомиться с первоисточником фильма «Расёмон», обычно начинают читать рассказ Акутагавы «Ворота Расёмон». Но от него в фильме только замковые ворота Расё - парадный въезд в императорскую резиденцию. Да еще дождь и атмосфера запустения. Читать надо другой рассказ Акутагавы – «В чаще ». Он совсем короткий. Минуты на три.



Фильму очень повезло – его снял великий японский режиссер Акира Куросава. Это хотя бы немного уменьшает количество экспертов, знающих, что в XI веке в Японии одевались не так, что у разбойника не было никаких шансов в поединке против самурая, что на тати не фехтуют и что шнур сагэо иначе продевался через скобу куригата. Но к фильму это не имеет никакого отношения

Все разговоры о фильме, как правило, сводятся к ответу на один вопрос – кто убил самурая? И большинство сходится на том, что самая правдивая версия – версия дровосека. Ему врать совершенно незачем, он человек незаинтересованный и он все видел от начала и до конца. Единственное его прегрешение – забрал себе дорогой кинжал. Но у него шестеро детей и он берет себе еще и седьмого, только что найденного в развалинах младенца. Вера в человечество восстановлена, дождь заканчивается и солнце выходит из-за туч. Если бы вы только знали, как я ненавижу такой плоский символизм.


Архетипичными (а значит тоже одномерными) являются и три персонажа, обсуждающие историю под воротами Расёмон. Это Циник (крестьянин), Романтик (монах) и Реалист (дровосек). Младенца забирает себе Реалист, а значит будущее за ним. И фильм превращается в басню с обязательной моралью в конце.

Поиск ответа на вопрос «Кто убил?» перекрывает удовольствие от игры великого Тосиро Мифунэ. Ему режиссер посоветовал присмотреться к пластике какого-нибудь дикого животного. И Мифунэ выбрал для себя льва. Его героя все равно ждала смерть, но самое главное для него было выглядеть до последней секунду достойно. «А на черной скамье, на скамье подсудимых, там сидит его дочь и какой-то жиган».

Куросава не только показал взгляд на убийство с разных сторон, он и снимал одну и ту же сцену разными камерами в одно и то же время, что позволяло свободно монтировать фильм и соединять вместе куски, снятые разными камерами, но создававшие вместе эффект плавного движения от одного предмета к другому. В фильме 407 склеек, в два раза больше, чем в обычном фильме того времени, но половина склеек не привлекает к себе внимания

Увлекаясь детективным сюжетом мы проходим мимо трагедии Масако. Она была уважаемой женщиной – женой самурая и сразу потеряла все. И вовсе не по своей вине.

Чтобы подчеркнуть мужественность разбойника Тадзомару Куросава окарикатурил образ стражника, захватившего его в плен. У Акутагавы это hōmen (放 免), освобожденный заключенный. Настоящий охотник за головами, работающий с полицией по контракту. Кинг Шульц и Джанго освобожденный в одном флаконе.

Я бы предложил другую трактовку главной идеи фильма. Это не попытка ответить на вопрос – кто убийца? Акутагава специально не дает на него ответа. Потому, что это не так уж и важно. Вы не судья. Во время съёмок к Куросаве подошла большая делегация участников съёмок. Актеры открыли перед ним сценарий и спросли «что вообще всё это значит?» Ответ Куросавы вошёл в историю: он сказал, что этот фильм - отражение жизни, а у жизни не всегда есть простой и понятный смысл. Название рассказа стало идиомой в Японии, употребляющейся для обозначения ситуации, когда вывод сделать нельзя, потому что доказательств недостаточно или они противоречивы.

А вот интересно, что слово криптомерия встречается в тексте короткого рассказа целых восемь раз. Криптомерия – национальный символ Японии. Это как для России березка. Про криптомерию есть множество сказок – в нее превращаются принцы. И в самом названии Cryptoméria japónica есть слово «крипто» (от др.-греч. κρυπτός «скрытый»). Историю не надо решать, ей можно просто любоваться. И Акутагава поворачивает нам маленькую криптомерию разными сторонами – конечно, вид с каждой стороны будет разный. А версия прорицательницы, которая разговаривает с духом убитого – это вид на дерево сверху.

Добавлю также, что для меня ключевой фразой фильма являются слова разбойника: «ничего бы не случилось, если бы не подул лёгкий ветерок». Мне кажется, что из этой фразы вырос прекрасный рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром».

p.s.
Советую вам посмотреть красивый фильм Рустама Хамдамова «Мешок без дна».
Он тоже снят по мотивам рассказа Рюноскэ Акутагавы «В чаще».

Оригинал взят у pismadljaliz в Врет как очевидец, или Свойство нашей памяти. Юбилейное? Союзу "Демократическая альтернатива" 26 лет

О феномене ложной памяти
Был вчера на юбилейном мероприятии в гостинице "Ибис"...
Интересно наблюдать за очевидцами и творцами событий.
Мудрецы-остроумцы не раз замечали, что никто так не врет, как очевидцы. Особливо, если
бойцы минувших дней берутся за мемуары, вспоминать дела на закате лет своих. Когда-то чудесным образом раскрывается самое прекрасное свойство нашей памяти — забывать...
Люди с уникальной памятью допускают в изложении материала почти столько же ошибок, сколько участники из контрольной группы, не обладавшие необычными способностями .



Почему об одном и том же событии разные люди могут рассказывать по-разному, и с течением времени детали рассказа начинают различаться даже в изложении одного и того же автора?

Все дело в так называемом феномене ложной памяти, так считают специалисты Центра нейробиологических основ обучения и памяти при Калифорнийском университете в Ирвине.

В серии экспериментов, проведенных американскими учеными, приняли участие двадцать человек, обладавших гипертимезией — редкой врожденной способностью запоминать мельчайшие подробности собственной биографии.

Такие люди всегда ответят вам, что они делали в любой день, будь то год или месяц назад, что ели на завтрак определенного числа и что смотрели по телевизору в канун позапрошлого Рождества. Обычный человек, как правило, с трудом вспоминает, чем занимался пару дней назад, если эти события не слишком значительны.

Добровольцам продемонстрировали ряд небольших видеороликов, сюжеты которых были связаны с мелкими преступлениями, такими, как воровство или мошенничество. После этого участникам предложили прочитать несколько коротких историй, в которых излагались те же сюжеты, но с некоторым искажением в деталях. И наконец, попросили своими словами пересказать содержание роликов.

Результаты несказанно удивили исследователей. Люди с уникальной памятью допускали в изложении материала почти столько же ошибок, сколько участники из контрольной группы, не обладавшие необычными способностями. Во многих случаях испытуемые пересказывали события так, как они излагались в прочитанных текстах, а не показывались в видеозаписях.

На втором этапе тем же участникам со множеством подробностей рассказали сюжет, якобы прошедший несколько месяцев назад в новостях. Хотя на самом деле такой сюжет в новостях не проходил, 20 процентов испытуемых "вспомнили" его и даже добавили в рассказ "недостающие" детали. Среди людей с обычной памятью таковых оказалось 29 процентов. Разница есть, но не такая уж большая, с учетом особенностей выборки.

Ранее исследователи из Вашингтонского уни-верситета провели специальный эксперимент, чтобы выяснить, можно ли "имплантировать" воспо-минания. Они читали людям вымы-шленные новости, например, о встречах посетителей Диснейлен-да с кроликом Багзом Банни (на самом де-ле этот персонаж создан студией "Уорнер Бразерс"). Около трети испытуемых позднее расска-зывали, что действительно столк-нулись с кроликом в Диснейленде.

Во время нынешнего исследования психологу Элизабет Лофтус также удалось внушить своим подопечным ложные воспоминания о том, как в детстве они терялись в торговых центрах, тогда как в действительности этого с ними в большинстве случаев не происходило.

Эксперты полагают, что ложная память не имеет отношения к тому, что принято называть "плохой памятью". Мы можем забывать какие-то реально происходившие события или не помнить их подробностей, и тогда речь может идти о том, что у нас проблемы с памятью. В случае же ложной памяти мы склонны вспоминать события и подробности, которые не имели место в действительности. Допустим, нас убеждают, что с нами случилось то-то и то-то, приводят множество деталей, и постепенно заставляют нас поверить в то, что это действительно с нами приключилось… Либо по каким-то причинам мы сами себя заставляем поверить в то, чего не было, особенно сопоставляя информацию из разных источников.

Приходилось ли вам слышать выражение "Врет как очевидец"? Этот феномен хорошо знаком работникам правоохранительных органов. При опросе свидетелей какого-либо происшествия картины случившегося в изложении разных людей настолько различаются, что становится трудно понять, где тут истина, а где ложь. Причем дело далеко не всегда в том, что человек хочет что-то скрыть от следствия. Дело в том, как он воспринял увиденное и как это интерпретировал. Но чаще всего свидетель просто толком не помнит всех деталей и начинает сочинять их, причем сам он абсолютно уверен в их истинности…

Мы никогда не можем быть убеждены в том, что все наши воспоминания — истинные, считают ученые. Нам может только казаться, что мы это помним, хотя на самом деле все было совсем не так. Поэтому, если информация важна, лучше заняться поиском достоверных источников и не полагаться на собственные или ничем не подтвержденные чужие воспоминания.

Забавные свойства памяти также приметил один из японких классиков Рюноскэ Акутагава.

Обратимся к тексту его новеллы "В чаще":

ЧТО СКАЗАЛ НА ДОПРОСЕ У СУДЕЙСКОГО ЧИНОВНИКА ДРОВОСЕК

Да. Это я нашел труп. Нынче утром я, как обычно, пошел подальше в

горы нарубить деревьев. И вот в роще под горой оказалось мертвое тело. Где

именно? Примерно в четырех-пяти те от проезжей дороги на Ямасина. Это

безлюдное место, где растет бамбук вперемежку с молоденькими

криптомериями.

На трупе были бледно-голубой суйкан и поношенная шапка эбоси, какие

носят в столице; он лежал на спине. Ведь вот какое дело, на теле была

всего одна рана, но зато прямо в груди, так что сухие бамбуковые листья

вокруг были точно пропитаны киноварью. Нет, кровь больше не шла. Рана,

видно, уже запеклась. Да, вот еще что; на ране, ничуть не испугавшись моих

шагов, сидел присосавшийся овод.

Не видно ли было меча или чего-нибудь в этом роде? Нет, там ничего не

было. Только у ствола криптомерии, возле которой лежал труп, валялась

веревка. И еще... да, да, кроме веревки, там был еще гребень. Бот и все,

что было возле тела - только эти две вещи. А трава и опавшая листва кругом

были сильно истоптаны - видно, убитый не дешево отдал свою жизнь. Что, не

было ли лошади? Да туда никакая лошадь не проберется. Конная дорога - она

ЧТО СКАЗАЛ НА ДОПРОСЕ СУДЕЙСКОГО ЧИНОВНИКА СТРАНСТВУЮЩИЙ МОНАХ

С убитым я встретился вчера. Вчера... кажется, в полдень. Где? На

дороге от Сэкияма в Ямасина. Он вместе с женщиной, сидевшей на лошади,

направлялся в Сэкияма. На женщине была широкополая шляпа с покрывалом, так

что лица ее я не видел. Видно было только шелковое платье с узором цветов

хаги. Лошадь была рыжеватая, с подстриженной гривой. Рост? Что-то около

четырех сун выше обычного... Я ведь монах, в таких вещах худо разбираюсь.

У мужчины... да, у него был и меч за поясом, и лук со стрелами за спиной.

И сейчас хорошо помню, как у него из черного лакированного колчана торчало

штук двадцать стрел.

Мне и во сне не снилось, что он так кончит. Поистине, человеческая

жизнь исчезает вмиг, что росинка, что молния. Ох, ох, словами не сказать,

как все это прискорбно.

ЧТО СКАЗАЛ НА ДОПРОСЕ СУДЕЙСКОГО ЧИНОВНИКА СТРАЖНИК

Человек, которого я поймал? Это - знаменитый разбойник Тадземару.

Когда я его схватил, он, упав с лошади, лежал, стеная, на каменном мосту,

что у Авадагути. Когда? Прошлым вечером, в часы первой стражи. Прошлый

раз, когда я его чуть не поймал, на нем был тот же самый синий суйкан и

меч за поясом. А на этот раз у него, как видите, оказались еще лук и

стрелы. Вот как? Это те самые, что были у убитого? Ну, в таком случае

убийство, без сомнения, совершил Тадземару. Лук, обтянутый кожей, черный

лакированный колчан, семнадцать стрел с ястребиными перьями - все это,

значит, принадлежало убитому. Да, лошадь, как вы изволили сказать, была

рыжеватая, с подстриженной гривой. Видно, такая ему вышла судьба, что она

сбросила его с себя. Лошадь щипала траву у дороги неподалеку от моста, и

за ней волочились длинные поводья.

столице, падок до женщин. Помните, в прошлом году на горе за храмом

Акиторибэ, посвященном Биндзуру, убили женщину с девочкой, по-видимому,

паломников? Так вот, говорили, что это дело его рук. Бот и женщина, что

ехала на рыжеватой лошади - если он убил мужчину, то куда девалась она,

что с ней сталось? Неизвестно. Извините, что вмешиваюсь, но надо бы это

расследовать.

ЧТО СКАЗАЛА НА ДОПРОСЕ СУДЕЙСКОГО ЧИНОВНИКА СТАРУХА

Да, это труп того самого человека, за которого вышла замуж моя дочь.

Только он не из столицы. Он самурай из Кокуфу и Вакаса. Зовут его

Канадзава Такэхиро, лет ему двадцать шесть. Нет, он не мог навлечь на себя

ничьей злобы - у него был очень мягкий характер.

Моя дочь? Ее зовут Масаго, ей девятнадцать лет. Она нравом смелая, не

хуже мужчины. У нее никогда не было возлюбленного до Такэхиро. Она

смуглая, возле уголка левого глаза у нее родинка, лицо маленькое и

продолговатое.

Вчера Такэхиро с моей дочерью отправился в Вакаса. За какие грехи

свалилось на нас такое несчастье! Что с моей дочерью? С судьбой зятя я

примирилась, но тревога за дочь не дает мне покоя. Я, старуха, молю вас во

имя всего святого - обыщите все леса и луга, только найдите мою дочь!

Какой злодей этот разбойник Тадземару или как его там! Не только зятя, но

и мою дочь... (Плачет, не в силах сказать ни слова.)

ПРИЗНАНИЕ ТАДЗЕМАРУ

Того человека убил я. Но женщину я не убивал. Куда она делась? Этого

и я тоже не знаю. Постойте! Сколько бы вы меня ни пытали, я ведь все равно

не смогу сказать то, чего не знаю. К тому же, раз уж так вышло, я не буду

трусить и не буду ничего скрывать.

Я встретил этого мужчину и его жену вчера, немного позже полудня. От

порыва ветра шелковое покрывало как раз распахнулось, и на миг мелькнуло

ее лицо. На миг - мелькнуло и сразу же снова скрылось - и, может быть,

отчасти поэтому ее лицо показалось мне ликом бодисатвы. И я тут же решил,

что завладею женщиной, хотя бы пришлось убить мужчину.

Вам кажется это страшно? Пустяки, убить мужчину - обыкновенная вещь!

Когда хотят завладеть женщиной, мужчину всегда убивают. Только я убиваю

мечом, что у меня за поясом, а вот вы все не прибегаете к мечу, вы

убиваете властью, деньгами, а иногда просто льстивыми словами. Правда,

крови при этом не проливается, мужчина остается целехонек - и все-таки вы

его убили. И если подумать, чья вина тяжелей - ваша или моя - кто знает?!

(Ироническая усмешка.)

Но это не значит, что я недоволен, если удается завладеть женщиной,

не убивая мужчины. А на этот раз я прямо решил завладеть женщиной без

убийства. Только на проезжей дороге такой штуки не проделать. Поэтому я

придумал, как заманить их обоих в глубь рощи.

рассказывать, что напротив на горе есть курган, что я его раскопал, нашел

там много зеркал и мечей и зарыл все это в роще у гори, чтобы никто не

видел, и что, если найдется желающий, я дешево продам любую вещь. Мужчина

понемногу стал поддаваться на мои слова. И вот - что бы вы думали!

Страшная вещь алчность! Не прошло и получаса, как они повернули свою

лошадь и вместе со мной направились по тропинке к горе.

Когда мы подошли к роще, я сказал, что вещи зарыты в самой чаще, и

предложил им пойти посмотреть. Мужчину снедала жадность, и он, конечно, не

стал возражать. Но женщина сказала, что она не сойдет с лошади и останется

ждать. Это с ее стороны было вполне разумно, так как она видела, что роща

очень густая. Все шло как по маслу, и я повел мужчину в чащу, оставив

женщину одну.

На окраине заросли рос только бамбук. Но когда мы прошли около

полпути, стали попадаться и криптомерии. Для того, что я задумал, трудно

было найти более удобное место. Раздвигая ветви, я рассказывал

правдоподобную историю, будто сокровища зарыты под криптомерией. Слушая

меня, мужчина торопливо шел вперед, туда, где виднелись тонкие стволы этих

деревьев. Бамбук попадался все реже, уже вокруг стояли криптомерии - и тут

я внезапно набросился на него и повалил его на землю. И он сразу же

оказался привязанным к стволу дерева. Веревка? Какой же разбойник бывает

без веревки? Веревка была у меня за поясом - ведь она всегда могла мне

понадобиться, чтобы перебраться через изгородь. Разумеется, чтоб он не мог

кричать, я забил ему рот опавшими бамбуковыми листьями, и больше с ним

возиться было нечего.

Покончив с мужчиной, я вернулся к женщине и сказал ей, что ее спутник

внезапно занемог и что ей надо пойти посмотреть, что с ним. Незачем и

говорить, что и на этот раз я добился своего. Она сняла свою широкополую

шляпу и, не отнимая у меня руки, пошла в глубь рощи. Но когда мы пришли и

тому месту, где к дереву был привязан ее муж, едва она его увидела, как

сунула руку за пазуху и выхватила кинжал. Никогда еще не приходилось мне

видеть такой необузданной, смелой женщины. Не будь я тогда настороже,

наверняка получил бы удар в живот. От этого-то я увернулся, но она

ожесточенно наносила удары куда попало. Но ведь недаром я Тадземару - мне

в конце концов удалось, не вынимая меча, выбить кинжал у нее из рук. А без

оружия самая храбрая женщина ничего не может поделать. И вот я наконец,

как и хотел, смог овладеть женщиной, не лишая жизни мужчину.

Да, не лишая жизни мужчину. Я и после этого не собирался его убивать.

Но когда я хотел скрыться из рощи, оставив лежащую в слезах женщину, она

вдруг как безумная вцепилась мне в рукав и, задыхаясь, крикнула: "Или вы

умрете, или мой муж... кто-нибудь из вас двоих должен умереть... Быть

опозоренной на глазах двоих мужчин хуже смерти... Один из вас должен

умереть... а я пойду к тому, кто останется в живых". И вот тогда мне

захотелось убить мужчину. (Мрачное возбуждение.)

Теперь, когда я вам это сказал, наверно, кажется, что я жестокий

человек. Это вам так кажется, потому что вы не видели лица этой женщины.

Потому что вы не видели ее горящих глаз. Когда я встретился с ней

взглядом, меня охватило желание сделать ее своей женой, хотя бы гром

поразил меня на месте. Сделать ее своей женой - только эта мысль и была у

меня в голове. Нет, это не была грубая похоть, как вы думаете. Если бы

мною владела только похоть, я отшвырнул бы женщину пинком ноги и ушел.

Тогда и мужчине не пришлось бы обагрить мой меч своею кровью. Но в то

мгновение, когда в сумраке чащи я вгляделся в лицо женщины, я решил, что

не уйду оттуда, пока его не убью.

Однако хотя я и решил его убить, но не хотел убивать его подло. Я

развязал его и сказал: будем биться на мечах. Веревка, что нашли у корней

дерева, это и была та самая, которую я тогда бросил. Мужчина с искаженным

лицом выхватил тяжелый меч и сразу же, не вымолвив ни слова, яростно

бросился на меня. Чем кончился этот бой, незачем и говорить. На двадцать

третьем взмахе мой меч пронзил его грудь. На двадцать третьем взмахе -

прошу вас, не забудьте этого! Я до сих пор поражаюсь: во всем мире он один

двадцать раз скрестил свой меч с моим. (Веселая улыбка.)

Как только он упал, я с окровавленным мечом в руках обернулся к

женщине. Но - представьте себе, ее нигде не было! Я стал искать среди

деревьев. Но на опавших бамбуковых листьях не осталось никаких следов. А

когда я прислушался, то услышал только предсмертное хрипенье в горле у

Может быть, когда мы начали биться, женщина ускользнула из рощи,

чтобы позвать на помощь? Как только эта мысль пришла мне в голову, я

понял, что дело идет о моей жизни. Я взял у убитого меч, лук и стрелы и

сейчас же выбрался на прежнюю тропинку. Там все так же мирно щипала траву

лошадь женщины. Говорить о том, что было после - значит напрасно тратить

слова. Только вот что: перед въездом в столицу у меня уже не было того

меча. Вот и все мое признание. Подвергните меня самой жестокой казни - я

ведь всегда знал, что когда-нибудь моей голове придется торчать на

верхушке столба. (Вызывающий вид.)

ЧТО РАССКАЗАЛА ЖЕНЩИНА НА ИСПОВЕДИ В ХРАМЕ КИЕМИДЗУ

Овладев мною, этот мужчина в синем обернулся к моему связанному мужу

и насмешливо захохотал. Как тяжело, наверно, было мужу! Но как он ни

извивался, опутывавшая его веревка только глубже врезалась в тело. Я

невольно вся подалась к нему - нет, я только хотела податься. Но тот

мужчина мгновенно пинком ноги швырнул меня на землю. И вот тогда это и

случилось. В этот миг я увидела в глазах мужа какой-то неописуемый блеск.

Неописуемый... даже теперь, вспоминая его глаза, я не могу подавить в себе

дрожь. Не в силах выговорить ни единого слова, муж в это мгновение излил

всю свою душу во взгляде. Но его глаза выражали не гнев, не страдание - в

них сверкало холодное презрение ко мне, вот что они выражали! Не от пинка

того мужчины, а от ужаса перед этим взглядом я, не помня себя, вскрикнула

и лишилась чувств.

Когда я пришла в себя, того мужчины в синем уже не было. И только к

стволу криптомерии по-прежнему был привязан мой муж. С трудом поднимаясь с

опавших бамбуковых листьев, я пристально смотрела ему в лицо. Но взгляд

его нисколько не изменился. Его глаза по-прежнему выражали холодное

презрение и затаенную ненависть. Не знаю, как сказать, что я тогда

почувствовала... и стыд, и печаль, и гнев... Шатаясь, я поднялась и

подошла к мужу.

"Слушайте! После того, что случилось, я не могу больше оставаться с

вами. Я решила умереть. Но... но умрете и вы. Вы видели мой позор. После

Сдерживая волнение, от которого грудь моя готова была разорваться, я стала

искать его меч. Но, вероятно, все похитил разбойник - не только меча, но

даже и лука и стрел нигде в чаще не было видно. Только кинжал, к счастью,

валялся у моих ног. Я занесла кинжал и еще раз сказала мужу: "Теперь я

лишу вас жизни. И сейчас же последую за вами".

Когда муж услышал эти слова, он с усилием пошевелил губами.

бамбуковыми листьями. Но когда я посмотрела на его губы, то сразу все

поняла, что он сказал. Все с тем же презрением ко мне муж проговорил одно

Почему об одном и том же событии разные люди могут рассказывать по-разному, и с течением времени детали рассказа начинают различаться даже в изложении одного и того же автора?

Все дело в так называемом феномене ложной памяти, так считают специалисты Центра нейробиологических основ обучения и памяти при Калифорнийском университете в Ирвине.


В серии экспериментов, проведенных американскими учеными, приняли участие двадцать человек, обладавших гипертимезией - редкой врожденной способностью запоминать мельчайшие подробности собственной биографии.

Такие люди всегда ответят вам, что они делали в любой день, будь то год или месяц назад, что ели на завтрак определенного числа и что смотрели по телевизору в канун позапрошлого Рождества. Обычный человек, как правило, с трудом вспоминает, чем занимался пару дней назад, если эти события не слишком значительны.

Добровольцам продемонстрировали ряд небольших видеороликов, сюжеты которых были связаны с мелкими преступлениями, такими, как воровство или мошенничество. После этого участникам предложили прочитать несколько коротких историй, в которых излагались те же сюжеты, но с некоторым искажением в деталях. И наконец, попросили своими словами пересказать содержание роликов.

Результаты несказанно удивили исследователей. Люди с уникальной памятью допускали в изложении материала почти столько же ошибок, сколько участники из контрольной группы, не обладавшие необычными способностями. Во многих случаях испытуемые пересказывали события так, как они излагались в прочитанных текстах, а не показывались в видеозаписях.

На втором этапе тем же участникам со множеством подробностей рассказали сюжет, якобы прошедший несколько месяцев назад в новостях. Хотя на самом деле такой сюжет в новостях не проходил, 20 процентов испытуемых "вспомнили" его и даже добавили в рассказ "недостающие" детали. Среди людей с обычной памятью таковых оказалось 29 процентов. Разница есть, но не такая уж большая, с учетом особенностей выборки.

Ранее исследователи из Вашингтонского уни­верситета провели специальный эксперимент, чтобы выяснить, можно ли "имплантировать" воспо­минания. Они читали людям вымы­шленные новости, например, о встречах посетителей Диснейлен­да с кроликом Багзом Банни (на самом де­ле этот персонаж создан студией "Уорнер Бразерс"). Около трети испытуемых позднее расска­зывали, что действительно столк­нулись с кроликом в Диснейленде.

Во время нынешнего исследования психологу Элизабет Лофтус также удалось внушить своим подопечным ложные воспоминания о том, как в детстве они терялись в торговых центрах, тогда как в действительности этого с ними в большинстве случаев не происходило.

Эксперты полагают, что ложная память не имеет отношения к тому, что принято называть "плохой памятью". Мы можем забывать какие-то реально происходившие события или не помнить их подробностей, и тогда речь может идти о том, что у нас проблемы с памятью. В случае же ложной памяти мы склонны вспоминать события и подробности, которые не имели место в действительности. Допустим, нас убеждают, что с нами случилось то-то и то-то, приводят множество деталей, и постепенно заставляют нас поверить в то, что это действительно с нами приключилось… Либо по каким-то причинам мы сами себя заставляем поверить в то, чего не было, особенно сопоставляя информацию из разных источников.

Приходилось ли вам слышать выражение "Врет как очевидец"? Этот феномен хорошо знаком работникам правоохранительных органов. При опросе свидетелей какого-либо происшествия картины случившегося в изложении разных людей настолько различаются, что становится трудно понять, где тут истина, а где ложь. Причем дело далеко не всегда в том, что человек хочет что-то скрыть от следствия. Дело в том, как он воспринял увиденное и как это интерпретировал. Но чаще всего свидетель просто толком не помнит всех деталей и начинает сочинять их, причем сам он абсолютно уверен в их истинности…

Мы никогда не можем быть убеждены в том, что все наши воспоминания - истинные, считают ученые. Нам может только казаться, что мы это помним, хотя на самом деле все было совсем не так. Поэтому, если информация важна, лучше заняться поиском достоверных источников и не полагаться на собственные или ничем не подтвержденные чужие воспоминания.



Выбор редакции
Древняя символика притягивает возможности и благоприятные события. Руны для исполнения желаний действуют от оговора или стандартной...

Священномученик Аркадий родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского.Аркадий...

Сон Ежевика в соннике Ванги Видеть во сне заросли ежевики - наяву получить неожиданную прибыль, которую неразумно тратить только на...

Некоторые люди утверждают, что видели домового и даже описывают его внешность и характер. Кто-то говорит, что он милый и симпатичный,...
Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...
Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...
Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...
Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...