Библия для детей. Сергей ильичев - библейские рассказы для детей Библейские истории для детей читать


«Пустите детей и не возбраняйте

им приходить ко Мне:

таковых есть Царство Небесное»


Евангелие от Матфея

(гл. 19, 14)

Дорогие родители!

Два слова перед чтением этой простой и назидательной книги. Прошу вас, читайте ее, не опасаясь, что ребенок что-то не поймет. Поверьте, наши малые чада – эти удивительные Божии творения – с момента своего зарождения прекрасно понимают заложенную в Святом Писании премудрость. Более того, до трех лет они трепетно воспринимали все то, что им поверял Сам Господь, щедро сея в умах наших любимых чад семена добрых злаков: любви и веры, чувства милосердия и сострадания к ближнему, когда их чистые души допускались до Творца.

Считайте, что наша книжка – это всего лишь закрепление уже пройденного ими материала, а для вас – напоминание ранее прочитанного или услышанного, так как от соприкосновения с книгой книг Библией радостно бьются сердца и дом наполняется благодатью. Ибо в это время душа человека невидимо беседует с Богом и, видя эти трогательные моменты единения с Творцом, часто малые чада наши говорят: «Смотрите, Боженька к нам пришел…»

Поверьте, прочитанные им в раннем возрасте «Библейские истории для детей» обязательно отложатся в копилке знаний, а когда ваши дети подрастут, в нужный момент они сами всплывут в их памяти…

Сергей Ильичёв


ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Книга Библия, или Священное Писание, условно делится на две части: книги Ветхого и Нового Завета. Первая часть наших библейских рассказов включает в себя книги Ветхого Завета. Они, в свою очередь, подразделяются на исторические, учительные и пророческие.

Что такое «завет»? Бог дал людям правила, по которым они должны были жить. И если народ принимал эти правила, то между Богом и людьми заключалось соглашение. Этот завет Божий уже передавался из рода в род, от одного поколения другому. Мне показалось важным сообщить тебе об этом прежде, чем мы отправимся с тобой во времена до пришествия на землю Иисуса Христа.

И еще два слова: читать Библию – это значит погружаться в духовную историю человечества. И в первую очередь историю иудейского народа, так как именно к нему и были обращены все пророчества и Слова Бога, так как именно он считался народом Божиим.

Раскрывая сегодня эту книгу, ты среди многих иных становишься на путь познания и себя, и Истины. Тому свидетельствует многовековой опыт всего человечества, уже познавшего живого Бога и впустившего Его в свои сердца!


В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО!

Мир дому твоему, чадо!

Итак, дорогое чадо, давай всего лишь на несколько секунд закроем глаза…

Темно? Действительно, темно. И эта темнота нас немного пугает. И не только таких, как ты, но также наших бабушек и дедушек, доживших до седых волос.

Давным-давно во Вселенной был хаос и мрак. Примерно, как войти в темную комнату, заваленную игрушками, так, что ноге негде ступить, а идти надо…

Бог увидел неустроенность нашей планеты и решил ее починить. По Его волшебному Слову «Да будет Свет!» земля стала преображаться. Первой появилась твердь небосвода, затем суша, нареченная землей, а также собрание вод, обозначенных как моря… Ты хочешь узнать, что из этого вышло дальше?

Тогда открой свои глаза и… выйди из дома.

А теперь оглянись вокруг себя. Что ты слышишь? Шум ветра? А что увидел, устремив взгляд вверх? Солнце и голубое небо с вереницей узорчатых облаков. Или луну с ее хороводами из россыпей звезд, которая, как часовой, сменяет солнце, образуя череду дней и ночей.

Остановись, прислушайся – и ты сможешь услышать веселое щебетание птиц. Найди их в листве деревьев – и ты увидишь все их многообразие и изумительную красоту оперения.

А теперь опусти взгляд под ноги – там нежная и шелковистая луговая трава, а также море цветов, каждый из которых уникален по своему строению.

Вот мимо пробежал ежик и спрятался под ветвями пушистой елки. Если ты войдешь в этот сказочный лес, то сможешь увидеть и других его обитателей, которых Господь благословил, сказав: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю. Землю, по которой мы ходим и на которой живем.

Ты слышал, как раздался чей-то «квак»? Это лягушонок прямо из-под твоих ног плюхнулся в воду журчащего прохладного ручейка. Если ты, сопровождаемый стайкой рыб, пройдешь по его берегу, то непременно увидишь, как он впадает в большую речку, а та, как и сотни других, в море… Моря же образуют океаны уже со своими подводными обитателями.

И этот удивительный, полный света и жизни мир, созданный по Слову Творца, принадлежит тебе и таким, как ты.

Давай же вслед за Творцом согласно промолвим: воистину это добро!


АДАМ И ЕВА

Наш рассказ о сотворении мира был бы неполным, если бы ты, милое чадо, не узнал о главном творении Бога, созданном по Его дивной любви, – о человеке.

Произошло это так: когда Господь сотворил все, что хотел, на небе, в морях и во всех безднах, а вся земля уже дышала умиротворением и радовала Его взор, Бог решил поселить на ней человека, который мог бы общаться с Ним так же, как и ты общаешься с родителями, а также учить его и делиться с ним своими радостями и сомнениями.

Для этого Он взял кусок глины от земли и вылепил из нее ладную фигурку человека по образу и подобию Своему. И вдохнул в нее жизнь, наделив живой, разумной, чистой и трепетной душой, способной любить, быть благодарной, почитать и славить своего Творца.

Каждый человек в отрочестве и юности своей брал в руки кусок пластилина, чтобы вылепить из него человечка. Когда люди становились старше, они в камне высекали удивительные скульптуры, на которых люди были словно живые. Но еще никому из смертных не удалось вдохнуть в них жизнь. Однако же давай вернемся в рай.

Итак, Бог ввел Адама в рай сладости, как жителя райского сада и хранителя сотворенного Им мира.

И еще попросил Господь Адама:

– От всякого древа, которое есть в раю, можешь питаться, лишь от древа познания добра и зла не вкушай плодов, дабы не умереть тебе…

Адам согласился и с удовольствием занялся уходом за раем. Он понимал язык птиц и кормил с рук диких зверей, а также дал собственные имена каждой твари. И никто никого не боялся, и никто никого не пытался поймать и съесть, так как мир и любовь царили там между всеми.

В какой-то момент Бог решил, что «не добро быть человеку одному», и вскоре сотворил ему помощницу. Ведь у каждого мужчины любимой, заботливой и верной помощницей всегда бывает женщина. И стали они жить да поживать в радости, любви и согласии. Им, в отличие от многих из нас, были неведомы болезни, холод и голод…

Правда, появление мудрой женщины и новой советчицы у Адама обидело змия, который считался самым мудрейшим из всех зверей на земле. И он решил погубить любимые творения Бога. Он пришел к Еве и ласковыми словами сумел посеять в ее сердце семена сомнения в искренности Божией любви. И предложил ей вкусить запретный плод с дерева, что стояло посреди рая, пообещав, что после этого она сама станет, как Бог…

Ева не только сама вкусила плод с древа познания добра и зла, но и угостила им Адама, нарушив тем самым его завет с Богом. За то, что Адам послушался жены и ел плоды от дерева познания добра и зла, Господь с болью в сердце изгнал их из райского сада.

Первая печать великой скорби легла на лица Адама и Евы. Они поняли, чего лишились. Поэтому, с этого дня и по сию пору, сначала они, а теперь уже и наши родители вынуждены трудиться и в поте лица добывать средства на жизнь и пропитание своих детей.

Сложно сказать, как относиться к случившемуся? Скорее всего, нужно всегда помнить, что данное тобою кому-либо обещание или слово нужно всегда исполнять. Или не обещать вовсе, так как мы не ведаем, что будет завтра, например. Ибо все в руках Божьих.


ВЕЛИКИЙ ПОТОП

Когда я был ростом не более тебя, то у нас в доме случился настоящий потоп. Бабушка ушла на рынок, забыв выключить воду, которая, заполнив ванну, стала переливаться через край. Когда она вернулась, то увидела меня по колено в воде, а вокруг плавали ее любимые вещи. Но наш потоп – это пустяк по сравнению с библейским Великим потопом. Как это случилось? Слушай же…

Закончив все дела на нашей благословенной земле-матушке, Господь решил отдохнуть. Можно сказать, что Он взял отпуск, как и твои родители после того как работают целый год.

А что бывает с такими, как ты, когда рядом нет родителей? Признайся, что, увлеченный игрой с друзьями, ты и сам часто забывал позвонить или послать им эсэмэску. Очарованные забавами и посвящая им большую часть своего времени, взрослея, мы начинаем предавать забвению тех, кто подарил нам жизнь.

В Библии много примеров сильных женщин, у которых можно многому поучиться. Давайте сегодня вспомним пять из них.

Иаиль (книга Судей 4)

По повелению Деворы, судьи Израиля, народ преследовал военачальника Сисару. Когда 10 тысяч человек напали на Сисару, тот сбежал. Израиль преследовал военачальника и его армию, в какой-то момент Сисара отделился от своих людей и остался один. Он вошел в шатер Иаили.

Иаиль знала, кем был Сисара, поэтому пригласила его в шатер спрятаться. Тот попросил воды. Хитрая Иаиль дала Сисаре сосуд с молоком. Выпив молока, как это со многими людьми бывает, Сисара заснул.

Иаиль пробралась в шатер с колом и молотом. Библия рассказывает, что она проткнула ковер, в котором спал военачальник, пронзив голову Сисара. Конечно, к моменту, когда войско преследователей настигло его, Сисар был уже мерты.

[Моей жене эта история из Библии очень нравится. Как вы думаете, мне нужно волноваться?]

Анна (1 Царств 1)

… я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу (1 Царств 1:28).

Анна была бесплодна. Ей хотелось сына, но Бог не давал ей. Она умоляла Господа о ребенке. В ответ она обещала, что ее сын будет служить Богу. Когда родился ее сын, она сдержала данное обещание: отвела ребенка к Илию, священнику, и оставила там, чтобы сын вырос при храме. На протяжении многих лет она продолжала влиять на жизнь сына.

Ее сын вырос и стал Самуилом – одним из самых великих мужей, о которых нам рассказывает Библия.

Авигея (1 Царств 25)

Авигея была женой злого и эгоистичного человека по имени Навал. Давид (уже помазанный на царство, но еще не взошедший на престол) послал своих слуг к Навалу с просьбой оказать ему и слугам гостеприимство. Слуги Давида были друзьями и защитниками пастухов Навала. Навал же обвинил Давида в лени и самонадеянности. Ответ Навала сильно разозлил Давида, который к тому времени находился в пути после похорон Самуила. Будущий царь подготовил своих людей к битве.

Авигея узнала о произошедшем между Навалом и слугами Давида. Она приготовила еду для пира и отправилась на встречу к Давиду в надежде, что ей удастся успокоить разгневанного сына Иессея и спасти своего мужа и семью от смерти. И Давид согласился пощадить ее семью ради Авигеии.

Навал, ошалевший от собственной смелости, решив, что он очень крут, раз смог послать куда подальше Давида, устроил праздник в свою честь, напившись до беспамятства. А на следующее утро он узнал, что мирное подношение Авигеи спасло его дом от гибели. Эта новость настолько шокировала Навала, что, как говорит Библия, «замерло в нем сердце его, и стал он, как камень» . Через десять дней он умер.

Когда Давид услышал новость о Навале, он послал Авигее предложение стать его женой. Давид увидел в ней добродетель – честность и желание защитить свою семью.

Есфирь (Есфирь 1-8)

В книге Есфирь героиня повествования – еврейская женщина, избранная персидским царем Артаксерксом в жены. Отказавшийся от прошлой жены, царь устроил выборы новой, выбор пал на Есфирь. Однако, царь не знал, что она была еврейкой.

Когда правая рука царя, Аман, задумал уничтожить евреев, Мардохей, дядя Есфирь, узнал об этом. Он отправился к Есфирь и попросил ее убедить мужа помиловать израильский народ. Несмотря на то, что Есфирь была царицей, у нее не было прав просто войти в присутствие царя «не по расписанию». А появление перед без приглашения было равноценно смерти.

Мардохей убедил Есфирь, что данный ей статус был частью Божьего плана по спасению Своего народа. Тогда Есфирь согласилась войти в присутствие царя без приглашения, рискуя своей жизнью.

Она пригласила царя и злого Амана в свой дом на обед, за которым планировала поведать царю о плане своего злого помощника. Царю приглашение пришлось по душе. На следующий день царь и Аман пришли к царице на обед. Аман же еще больше разозлился на иудеев и Мардохея. Когда царь узнал о плане Амана убить семью царицы, царь распорядился повесить Амана на виселице, предназначавшейся для Мардохея.

Лоида и Евника (2 Тимофею 1)

О Лоиде и Евнике в Библии мало говорится. Но то малое, что мы о них знаем, говорит о характере этих женщин. Всего один стих, 2 Тимофею 1:5: (Здесь Павел объясняет, почему он благодарит Бога за Тимофея) «Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» .

Павел говорит Тимофею о благодарности за характер, который тринадцатый апостол сумел разглядеть в молодом человеке. В книге часто упоминается, что Тимофей был научен. Конечно, Павел говорил о том, чему он сам научил своего ученика, но еще можно смело предположить, что многому Тимофей научился у своей бабушки Лоиды и матери Евники, которые, кажется, тоже были посвященные Богу почитательницы Библии.

Эти истории великих женщин достойны нашего внимания и вдохновляют нас по сей день.

А какие героини Библии нравятся вам? Оставляйте комментарии под статьей.

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Шрифт:

100% +

П. Воздвиженский
ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ БИБЛИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В изложении священника П. Воздвиженского.

Текст дается в современной орфографии

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Над нами без границ раскинулось синее небо. На нем, как огненный шар, сияет солнце и дает нам тепло и свет.

Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звездочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте и, как золотые фонарики, освещают небесный купол. На земле растут леса и сады, травка и красивые цветочки: Всюду по земле живут звери и животные: лошадки и овечки, волки и зайчики и многие другие. В воздухе порхают птички и насекомые.

Взгляните теперь на реки и моря. Какая масса воды! И вся-то она полна рыбками: от самых маленьких до чудовищ огромного размера… Откуда же все это явилось? Было время, когда ничего этого не было. Не было ни дней, ни ночей, ни солнышка, ни земли, ни всего, что есть на ней. Жил тогда Один Господь Бог, потому что Он вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца своего бытия, но всегда был, есть и будет.

И вот Он-то, по своей доброте, в шесть дней из ничего сотворил все, чем мы любуемся. По одному Его слову явилась земля, и солнце, и все-все в мире. Все сотворил добрый и любящий Господь, и обо всем Он непрестанно заботится, как любящий Отец: всем дает пищу, здоровье и счастье.

Сотворив мир, Господь устроил на земле прекрасный сад и назвал его раем. Там росли тенистые деревья с вкусными плодами, пели красивые птички, звенели ручейки, и весь рай благоухал цветами, более душистыми, чем розы.

Когда Господь устроил все это, Он увидел, что некому любоваться и наслаждаться красотою земли и рая. Тогда Он взял кусок земли и велел ему превратиться в человека. Так явился на свет первый мужчина. Он был очень красив, но он не мог ни ходить, ни думать, ни говорить, был как безжизненная статуя. Господь оживил его, дал ему ум и доброе сердце.

Потом, чтобы у первого человека был друг, Господь сотворил первую женщину и назвал их Адам и Ева. У первых людей не было ни папы, ни мамы. Господь сотворил их взрослыми и Сам заменял им родителей. Он Сам ввел их в рай и сказал:

– Дети Мои, дарю вам этот сад, живите в нем и наслаждайтесь, кушайте плоды со всех деревьев, и только с одного деревца не троньте и не ешьте плодов, а если не послушаетесь, то лишитесь рая и умрете.

Адам и Ева поселились в раю. Они не знали там ни холода, ни голода, ни горя. Вокруг них между зверями и животными царили мир и согласие, и они не обижали друг друга. Хищный волк пасся рядом с овечкой, и кровожадный тигр отдыхал по соседству с коровушкой. Все они ласкались к Адаму и Еве и повиновались им, а птички садились к ним на плечи и распевали песенки.

Всем живым существам Адам дал тогда особые названия. Так жили первые люди в раю. Жили они и радовались и благодарили своего доброго Создателя Бога.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

Все, что мы видим, называется мир видимый. Но есть и другой мир, которого мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нем живут Божьи ангелы.

Кто же эти ангелы?

Это такие живые существа, как и люди, только невидимые и очень добрые и умные. Всех ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя из рая, и они стали называться злыми ангелами, или дьяволами.

С тех пор добрые ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло: они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди жили между собой как враги и чтобы Господь перестал их любить. Добрые ангелы, напротив, учат нас всему доброму и хорошему.

У каждого есть свой добрый ангел-хранитель. Такие ангелы сберегают деток от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Они помнят, как Господь изгнал с неба дерзких и непослушных ангелов, а потому, если дети не слушают папу и маму, добрые ангелы грустят и плачут, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на небо.

Когда Ева и Адам жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого однажды один дьявол превратился в змия, взобрался на дерево и сказал Еве:

– Правда ли, что Бог запретил вам вкушать плоды со всех деревьев?

– Нет, – отвечала Ева, – Господь запретил нам кушать плоды с одного этого деревца и сказал, что если мы съедим, то умрем.

Тогда хитрый змий сказал:

– Не верьте Богу, вы не умрете, а, напротив, если скушаете этих плодов, то сами сделаетесь, как Бог, и будете все знать.

Тут змий сорвал красивое золотистое яблочко с запретного дерева и подал Еве. Она покушала и передала его Адаму. И вдруг после этого им стало ужасно стыдно, как и всем, кто дурно поступает.

Прежде, когда Господь приходил в рай, Адам и Ева бежали к Нему навстречу и беседовали с Ним, как дети с родителями. Но теперь, когда Господь позвал их, им стыдно было показаться к Нему, и они спрятались в кусты. И сказал им Господь:

– Итак, вы не послушались Меня, съели запретный плод; идите же прочь из рая, трудитесь и в поте лица добывайте пропитание До сих пор вы не знали ни болезней, ни смерти, теперь же вы будете болеть и, наконец, умрете.

Тут явился ангел с огненным мечом и изгнал Адама и Еву из рая. Вот до чего доводит непослушание. Однако, наказав людей, Господь, по своему милосердию, обещал прислать на землю Своего Сына Иисуса Христа, который примет на Себя заслуженное людьми наказание, пострадает за людей и опять сделает их достойными жить в раю с Богом после смерти.

КАИН И АВЕЛЬ

Тяжело было Адаму и Еве расставаться с раем, и еще тяжелее было им привыкнуть к труду и болезням. Звери теперь уже не слушались их и вредили, животные бежали от них, и земля не всегда приносила им плоды для пропитания. Они жили в бедном шалаше посреди поля.

Скоро у Адама и Евы родились дети, но и дети вместо радости доставляли им огорчения.

Было у них два сына, Каин и Авель. Старший, Каин, занимался хлебопашеством, а младший, Авель, пас стадо.

Однажды братья пожелали принести что-нибудь в жертву или в дар Богу. Они сложили два костра, и Каин посыпал на свой костер хлебных зерен, а Авель положил ягненка, и оба зажгли свои костры.

Авель приносил дар Богу от всей души, с любовью к Богу и с молитвою, а потому дым от его жертвы прямым столбом поднимался к небу. Каин же приносил свою жертву неохотно и небрежно и вовсе не молился Богу, и дым от его жертвы расстилался по земле. Из этого было видно, что жертва Авеля приятна Богу, а жертва Каина неприятна.

Каину стало ужасно досадно, но вместо того, чтобы усерднее молиться Богу и просить, чтоб Господь принял и от него жертву, Каин позавидовал брату и со злости убил его. Тогда Господь спросил его:

– Каин, а где брат твой Авель?

Это Бог спросил его для того, чтобы убийца сам раскаялся и просил прощения. Но Каин не раскаялся и дерзко отвечал:

– Не знаю, разве я сторож брата моего?

Господь сказал ему:

– Нет, ты убил своего брата, и теперь ты нигде не найдешь себе покоя!

Каин испугался и воскликнул:

– Великий мой грех! Теперь убьет меня первый встречный!

Но Бог сказал:

– Нет, Я положу на тебя такой знак, что тебя не убьет никто, но ты будешь жить и тебя всегда будет мучить совесть!

С той поры Каин никогда не мог поднять лицо к небу. Угрюмый и задумчивый, мучимый стыдом, он нигде не находил себе покоя и скоро вовсе ушел от родных в далекую землю. Очень плакали Адам и Ева, когда узнали о смерти Авеля. Это было первое тяжелое их горе. Теперь они еще больше пожалели о рае. Если бы они слушались Бога, то и жили бы в раю, и там не случилось бы такого несчастия. Бог видел их слезы и дал им третьего сына, по имени Сифа. У Каина тоже родились дети, но и они, как отец, были злы, непочтительны и завистливы.

ПОТОП

На земле становилось все больше и больше людей. Были. между ними и добрые, но злых было больше. Они не молились Богу, ссорились и завидовали друг другу.

В это время жил один праведный и добродетельный человек по имени Ной. Когда Господь разгневался на злых людей и хотел их наказать. Он пришел к Ною и сказал ему:

– Ной, сруби побольше деревьев, устрой корабль и помести в нем твое семейство и всех животных, зверей и птиц, по несколько штук. Я пошлю на землю сильный дождь и потоплю всех злых людей.

Ной исполнил все, как ему велел Бог. Он построил громадный корабль, в три высоких этажа, разделил его на множество клеток и посадил туда всяких зверей, животных и птиц.

Когда Ной строил свой корабль, многие люди смеялись над ним. Но скоро этот смех обратился в плач.

Когда корабль был готов, начался проливной дождь. Сорок дней и сорок ночей продолжался ливень. Люди и звери взбирались на деревья, на вершины гор и скал, матери поднимали своих малюток над водой; вся земля огласилась неслыханными криками и воплями. А дождь все лил и лил, как из ведра, и наконец все умолкло, все потонуло, и даже высочайшие горы покрылись водой.

Один Ной с семейством безопасно плавал на корабле по волнам этого всемирного океана. Спустя сорок дней дождь перестал. Тучи рассеялись и проглянуло солнышко. Ной несколько раз выпускал голубя, и только в третий раз голубь принес ему зеленую веточку. Это было знаком, что деревья уже показались из воды. Скоро показалась и земля.

Ной вышел из корабля и горячо молился и благодарил Бога за спасение. Как жаль, что у Ноя не было таких маленьких деток, как и вы. Как весело было бы им смотреть, когда звери, животные и птицы устремились на волю из тесных клеток и громкими криками выражали свою радость при виде земли и зеленой травы. Вспомните, дети, как приятно после суровой зимы выйти поиграть при солнышке на зеленой лужайке, и вы поймете, что чувствовали и люди, и звери после потопа.

Скоро, однако, после потопа люди стали грешить и прогневали Бога. Господь хотел, чтобы люди жили по всей земле, но люди не хотели этого. И вот они вздумали устроить большую башню, чтобы далеко было видно и чтобы люди от нее не расходились. Тогда Господь сделал так, чтобы строители перестали понимать один другого.

Представьте себе, что русский, не знающий французского языка, и француз, не говорящий по-русски, взялись вместе строить дом. Не правда ли, у них не вышло бы толку? Так случилось и тогда.

Один просит, чтобы ему давали кирпич, а ему несут дерево; другой требует воды, а ему подают глину. Остановилась работа. Люди заговорили на разных языках и поневоле разбрелись в разные стороны.

Таким образом и явились различные народы.

ПРИЗВАНИЕ АВРААМА

К одному добродетельному человеку, по имени Авраам, пришел однажды Господь и сказал ему во сне:

– Возьми свою жену и свое имущество и иди в страну, которую Я покажу тебе и которую Я дарю твоим детям и внукам.

Все вы, дети, любите свою родину, и, я думаю, вам было бы ужасно грустно навсегда оставаться на чужой земле с незнакомыми людьми. Так и Аврааму жаль было покидать и место, и людей, к которым он привык.

Но Авраам очень любил Бога; он знал, что куда бы он ни пошел, ему везде будет хорошо, если ему будет помогать Господь. Поэтому он тотчас собрался и пошел, куда велел ему Бог. Вместе с ним отправился и его племянник Лот.

Скоро, однако, между ними вышло несогласие, и Авраам сказал Лоту:

– Мы с тобой родственники; если с чужими людьми нехорошо ссориться, то тем более нам. Выбирай себе любую дорогу и иди туда жить, а я пойду в другую сторону.

Лот согласился и стал жить в прекрасной долине, где были города Содом и Гоморра. Это было очень красивое место. Там были зеленые луга и протекали ручьи, но зато в городах жили очень злые люди. Они не хотели молиться Богу, обижали друг друга, и Господь решил уничтожить их города и их самих.

Однажды Господь в виде странника пришел к Аврааму и сообщил ему об этом. Но Авраам сказал Ему:

– Господи, как же можно уничтожить два города, а может быть в них душ пятьдесят праведных людей, любящих Тебя? Неужели ради них Ты не пощадишь и остальных?

Господь ответил:

– Если там найдется пятьдесят хороших людей, то Я пощажу города!

Авраам опять сказал:

– Но если там окажется сорок пять праведных?

Господь обещал не губить города и ради сорока пяти. Авраам все уменьшал и уменьшал число и наконец сказал:

– Господи, прости, что я осмелюсь сказать; но если в Содоме и Гоморре найдется только десять праведных?

Господь отвечал ему:

– И ради десяти праведных не погублю городов.

Но даже и десяти добродетельных людей не оказалось в двух городах. Тогда ангелы Божии вывели из этих городов Лота с семейством и велели им скорее уходить и не оглядываться назад. Однако жена Лота не послушалась. Она оглянулась и вдруг за непослушание и любопытство тотчас превратилась в каменный столб. На города Содом и Гоморра упал с неба огонь, и оба города сгорели со всеми людьми.

Господь очень любил доброго и благочестивого Авраама, часто являлся к нему и беседовал с ним. Однажды во время такой беседы Авраам сказал Богу:

– Господи, нет у меня детей, кому же я оставлю свое имущество и кто будет заботиться обо мне на старости?

Но Господь отвечал:

– Посмотри, сколько на небе звезд, столько же будет у тебя детей и внуков.

Потом Господь прибавил:

– Вот через год у тебя будет сын.

И действительно, спустя год у жены Авраама родился сын, и его назвали Исаак. Авраам благодарил Бога и устроил большой пир.

ИСААК

Авраам и жена его очень любили своего сына Исаака. Они ласкали и целовали его и ужасно боялись, чтобы он не захворал и не умер. И вдруг, когда Исаак уже подрос, Господь сказал Аврааму:

– Возьми своего единственного сына, Исаака, пойди на гору, которую я тебе покажу, и там принеси Мне его в жертву.

Авраам, и жена его всегда слушались Бога, любили Его и всегда молились Ему. Теперь Господь пожелал, чтобы они отдали Ему сына Исаака. Авраам тотчас взял дров, своего сына Исаака и пошел на указанную Богом гору. Дорогой Исаак спросил отца:

– Отец, вот у нас есть дрова и огонь, а где же ягненок для жертвы?

Авраам ответил:

– Милый сын, Господь укажет нам жертву!

Пришли на гору. Авраам сложил дрова, связал Исаака и уже поднял нож, чтобы принести его в жертву, как велел Бог.

Однако Господь вовсе не хотел лишить Авраама любимого сына; это он хотел испытать, кого любит больше Авраам, сына ли своего Исаака, или он больше любит Господа Бога.

Теперь было видно, что Авраам любит Господа больше, чем сына. И вот в то время, когда Авраам уже поднял нож, явился ангел и сказал:

– Не тронь дитяти, теперь Господь видит, что для Него ты не пожалел даже своего сына. За такую любовь и послушание Господь даст тебе много детей и внуков, даст много земли и богатства.

– Пойди в ту страну, где живут мои родственники, и выбери там невесту для моего сына.

Слуга взял подарки и на нескольких верблюдах отправился в путь. Долго ехал он. Наконец пришел на родину Авраама, остановился у колодца и начал усердно молиться.

Он говорил так:

– Господи, сделай так, чтобы невеста моего господина Исаака сама вышла ко мне навстречу…

Только окончил он молитву, к колодцу подошла красивая девица, и он сказал ей:

– Прекрасная девица, позволь мне напиться воды из твоего сосуда!

Девица отвечала:

– Пей, добрый человек, а затем позволь мне напоить и твоих верблюдов.

Эту услужливую и добрую девушку звали Ревекка, и она; была дальняя родственница Авраама. Скоро Ревекка позвала сюда своего брата, и вместе они пригласили путешественника в дом своих родителей.

– Не тронь дитяти, Авраам; теперь Господь видит, что для Него ты не пожалел даже своего сына. За такую любовь и послушание Господь даст тебе много детей и внуков, даст много земли и богатства.

Тут Авраам увидел в кустарнике ягненка и принес его в жертву вместо Исаака. Когда Исаак вырос, Авраам позвал старшего слугу и сказал ему.

Пойди в ту страну, где живут мои родственники, и выбери там невесту для моего сына.

Слуга Авраама рассказал им, зачем он приехал, и просил их отдать Ревекку в жены Исааку. Родители позвали дочь и спросили ее:

– Хочешь ли ты быть женой Исаака и согласна ли идти с этим человеком?

Тогда посланный слуга передал всем богатые подарки и с невестою пустился в обратный путь. Был прекрасный вечер. Исаак вышел прогуляться в поле. В это время он повстречал свою невесту, проводил ее к отцу, и скоро она стала женой Исаака.

Ревекка отвечала:

– Согласна и пойду.

ДЕТИ ИСААКА

Исаак имел двух сыновей. Старший, Исав, никогда не сидел дома и все время проводил в лесу или в поле на охоте. Это было его любимое занятие. С охоты он часто приносил добычу, и это нравилось отцу. Младший же сын, Иаков, находился дома и занимался домашним хозяйством, и за это его больше любила мать.

Однажды Иаков сготовил себе вкусное кушанье из бобов, а Исав в это время очень голодный вернулся с охоты и ничего не принес. Он увидел кушанье брата и сказал ему:

– Дай мне, пожалуйста, покушать, я ужасно голоден.

Иаков отвечал:

– Я отдам тебе все мое кушанье, но с условием, чтобы с этого дня ты считался младшим братом.

Исав сказал:

– Для чего мне мое старшинство, когда я ужасно хочу есть. – И согласился на предложение брата.

Тогда Иаков отдал ему кушанье. Бог устроил так, что Исав был старшим, а Иаков младшим, но легкомысленный Исав не дорожил старшинством.

Исаак первым благословил Иакова, а кто первым получал благословение от отца, тот делался старшим в роду. Так как Исав был легкомыслен, то Господь допустил Иакову сделаться старшим в роду.

ИСТОРИЯ ИОСИФА

У Иакова было двенадцать детей. Всех их любил отец, но больше всего любил Иосифа, за то, что он был кроток, послушен и всегда говорил правду. Однажды Иаков сшил для Иосифа красивое платье. Другие сыновья, увидев это платье, рассердились, возненавидели Иосифа и ждали только случая, чтобы сделать ему какую-нибудь неприятность. Такой случай скоро представился.

Братья вышли в пустынное поле, пасти стада. Иосиф был с ними. Отойдя от родительского дома, они решили совсем освободиться от Иосифа – убить его. Но этому воспротивился старший брат и сказал: зачем убивать Иосифа, лучше бросим его в глубокий безводный колодец!

Это он придумал для того, чтобы ночью прийти потихоньку от братьев и спасти Иосифа. Все согласились на это.

Когда Иосиф подошел, братья схватили его, сорвали с него красивую одежду и бросили в темную яму. Едва успели они сделать это, как, смотрят, проезжает мимо большой караван чужестранных купцов. Тогда они решили иначе. Они сказали:

– Нехорошо нам оставлять Иосифа в колодце, чтобы он умер там без пищи, ведь он брат наш; не лучше ли продать его этим купцам.

Купцы подъезжают к ним и говорят: продайте нам мальчика! Старшего брата не было; братья взяли деньги и отдали Иосифа, а сами убили козленка, выпачкали его кровью одежды Иосифа, отнесли к отцу и сказали:

– Вот это мы нашли в пустынном поле!

Иаков узнал платье своего любимого сына. В страшной горести он разорвал на себе одежды и воскликнул:

– Нет больше моего милого Иосифа! Лютый зверь растерзал его! Нет моей радости. Буду плакать и скорбеть, пока сойду в могилу!..

Сыновья видели слезы и скорбь своего престарелого отца, но не могли и не смели утешить его, так как сами причинили это горе. А Иосифа купцы отвезли в Египетскую землю и продали в рабство. Но добрый и кроткий Иосиф усердно молился Богу, и Господь сделал его великим и знатным человеком.

Бог дал Иосифу большой ум и способность объяснять сны. И однажды он объяснил сны двум придворным египетского царя. Поэтому, когда и сам царь увидел странный сон, он велел позвать к себе Иосифа и сказал ему:

– Мне приснился сон, и вот никто не умеет объяснить, что этот сон означает. Мне снилось, что из реки Нила вышли семь коров, красивых и жирных, а за ними вышли еще семь коров, худых-прехудых, и эти коровы бросились на первых и съели их. Потом, – продолжал царь, – мне снилось еще, будто выросли семь колосьев, полных зернами, а на другом стебле выросли семь колосьев совершенно пустых, и эти пустые колосья съели первых. Я слышал, что Бог дал тебе способность объяснять сны, скажи же, что означают мои сны?

Иосиф помолился Богу и сказал царю:

– Семь тучных коров и семь полных колосьев означают, что в твоей земле будет семь лет обильного урожая. Хлеба будет столько, что люди не будут знать, куда и девать его. Семь коров тощих и семь колосьев пустых означают, что после урожая наступят семь лет голода. Не будет дождей, засохнут поля, и нигде не вырастет ни былинки. За эти семь лет люди съедят все запасы и могут умереть с голоду. Поэтому выбери, государь, умного человека и прикажи ему сделать большой запас хлеба в урожайные годы.

Царь пришел в восторг от ума Иосифа и воскликнул:

– На тебе Дух Божий! И могу ли я найти человека умнее тебя?

Он надел на Иосифа дорогую одежду, дал ему свой перстень и золотую цепь на шею и сделал его своим первым министром.

Этот царь был очень добрый. Он любил всех своих подданных и не хотел, чтобы они страдали от голоду. Нет несчастия и горя больше голода, когда ни людям, ни животным нечего кушать, и они едят кору с деревьев и вредные травы и умирают в страшных мучениях такую тяжкую пору и добрые дети, получая от родителей деньги на игрушки и на лакомства, не покупают ни лакомств, ни игрушек и отдают деньги на хлеб бедным.

Слова Иосифа исполнились. После урожайных годов настал голод. В той земле, где жил Иаков, отец Иосифа, тоже не было хлеба, и братья Иосифа пришли в Египет за покупкой его. Продажей запасного хлеба заведовал Иосиф, и они обратились к нему, но не узнали когда-то проданного брата. Теперь Иосиф был такой знатный и важный.

Однако Иосиф узнал их, и, когда они явились за хлебом вторично, он заплакал от радости, начал обнимать и целовать братьев и говорил им:

– Дорогие братья, я брат ваш Иосиф, которого вы когда-то продали.

Царь тоже узнал, что к Иосифу приехали братья. Он велел им привезти сюда своего отца Иакова и, когда он приехал, подарил ему прекрасную землю для жительства.

Много лет Иаков не видел любимого сына, но теперь счастью его не было предела, и скоро он с семейством переехал в Египет.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Бог сотворил небо и землю. Земля сперва была не устроена, и Дух Божий носился над ней.

И вот в шесть дней Бог дал устройство земле. «Да будет свет!» – сказал Господь. И стало светло; и назвал Бог свет днем, а тьму – ночью.

Это был первый день.

Во второй день Он сотворил твердь и назвал твердь небом.

В третий день Бог отделил воду от суши. И образовались моря, озера, реки и источники. Земля же, по воле Божией, произвела растения.

В четвертый день Господь создал светила небесные; солнце стало светить на небе днем, а луна и звезды освещать мир ночью.

В пятый день Бог повелел, чтобы вода наполнилась рыбами и чтобы птицы летали в воздухе над землей.

В шестой день Он сотворил животных земных.

Наконец, сказал Бог: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему, и да обладает он рыбами морскими, птицами небесными, и скотом, и всеми тварями, живущими на земле».

И сотворил Бог первого человека – Адама. Он из земли создал тело и вдунул в него душу разумную и бессмертную. Этою душою Он отличил его от животных и уподобил Себе.

Но Адам был одинок, и Господь Бог создал для него жену – Еву, чтобы она была ему подругой и помощницей.

И увидел Господь Бог, что все, сотворенное Им в шесть дней, прекрасно.

В седьмой день Он почил от трудов Своих, то есть перестал творить, благословил этот день и назначил его быть днем покоя и радости для людей.

Сотворив мир, Бог стал заботиться о нем. Он постоянно хранит его, и все в нем совершается по Его святой воле.

Жизнь первых людей в раю

Бог устроил дивный сад – рай и поселил в нем Адама и Еву, чтобы они возделывали и хранили его.

В раю протекали реки и росли деревья, на которых зрели красивые и приятные для пищи плоды.

Среди рая росли два особенных дерева. Одно из них было дерево жизни, другое – дерево познания добра и зла.

Вкушая плоды дерева жизни, люди могли жить, не зная ни болезней, ни смерти; о втором же дереве Бог сказал первому человеку, чтобы он не ел плодов с этого дерева, потому что если он вкусит их, то умрет.

Первые люди блаженствовали в раю. Все животные ласкались к ним; не боялись они смерти, не знали болезней, горя, страданий, не знали лжи и обмана и всей душой любили Бога, который постоянно заботился о них и часто являлся им и беседовал с ними.

Первый грех. Обещание Спасителя. Изгнание из рая

Прежде творения мира и всего, что находится в нем, Бог сотворил ангелов, невидимых, как и Он Сам.

Сперва все ангелы были добрые, но потом один из них не захотел повиноваться Богу и научил других тому же.

Он стал называться дьяволом, то есть клеветником, соблазнителем. Господь лишил блаженства его и тех, кто его послушался. И вот дьявол позавидовал счастью Адама и Евы и захотел погубить их. Он вошел в змея и, когда Ева проходила мимо дерева познания добра и зла, спросил:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды райских деревьев?

Ева ответила:

– Господь позволил нам есть плоды со всех деревьев сада; только с дерева познания добра и зла Он не позволил вкушать плодов и сказал, что если мы это сделаем, то умрем.

– Нет, вы не умрете, – сказал дьявол. – Бог знает, что как только вы вкусите их, то сделаетесь сами как боги, – и будете знать добро и зло.

Ева посмотрела на дерево, запрещенные плоды особенно понравились ей теперь; она подошла, взяла плодов и ела, потом дала мужу, и он ел.

Как только они сделали это, им сразу стало страшно и стыдно.

До тех пор невинные, как младенцы, они не замечали, что наги, и не стыдились этого, но, согрешив, прикрылись листьями и укрылись среди деревьев.

– Где ты, Адам? – воззвал Он.

Господь сказал:

– Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам вместо того, чтобы сознаться в своей вине и просить прощения у Бога, ответил:

– Жена, которую ты сотворил мне, дала мне плодов этого дерева, и я ел.

Жена сказала:

– Господи, змей соблазнил меня.

Тогда Бог проклял змея, а Адаму и Еве сказал, что в наказание за ослушание они будут жить в горе, страданиях, тяжелых трудах и потом умрут. Но, по милосердию своему, в утешение людям, Господь обещал, что впоследствии явится Спаситель мира, Который примирит людей с Богом и победит дьявола.

Сказав это, Господь Бог изгнал Адама и Еву из рая и поставил ангела с пламенным мечом, чтобы охранял путь к дереву жизни.

Каин и Авель

У Адама и Евы было два сына: Каин и Авель.

Старший, Каин, обрабатывал землю; младший, Авель, пас овец. Авель отличался добротой и кротостью; Каин же был злой и завистливый. Однажды оба брата захотели принести Богу в жертву, то есть в дар, что было у них лучшего: Каин – от плодов земных, Авель – лучшую овцу из своего стада. Авель приносил свою жертву с чистым сердцем, с чувством горячей любви, и жертва его была угодна Богу; Каин же приносил свою жертву без благоговения, а потому даров его Господь не принял.

Каин позавидовал брату.

Бог внушал ему изгнать из своего сердца недоброе чувство, но Каин позвал Авеля с собою в поле и там убил его.

Тогда Господь спросил:

– Где брат твой – Авель?

Каин ответил:

– Не знаю. Разве я сторож брату моему?

– Что ты сделал, – сказал Господь, – как решился ты убить невинного брата своего?

И Бог проклял Каина и осудил его на изгнание и скитание по земле. Каин не смел показаться родителям, ушел от них далеко и до смерти своей боялся всего и нигде не находил себе покоя.

У него были дети, которые, как и отец, были злы, непочтительны и завистливы.

Адама и Еву пожалел милосердный Господь и дал им вместо Авеля другого сына – Сифа; он был добр и кроток, как Авель.

Потоп

Люди размножились на земле. Потомки Сифа стали брать себе в жены девушек из нечестивых потомков Каина, все забыли Бога, не молились ему и постоянно грешили.

Господь много раз вразумлял их, но они не слушались его.

Тогда Господь положил наказать людей за их греховную жизнь и упорство и истребить род человеческий потопом.

В то время жил один праведный человек, по имени Ной. Господь не забыл его.

Он велел Ною построить ковчег, то есть большой крытый корабль, войти в него со своим семейством и взять с собою всяких животных.

Когда это было исполнено, Бог затворил двери ковчега, и начался потоп.

Сорок дней и сорок ночей лил дождь; вся земля, самые высокие горы покрылись водою. Все, что жило на земле: и люди, и животные, – все погибло.

Только ковчег спокойно и безопасно плавал по воде.

Через сорок дней дождь перестал лить, и хотя вода не убывала, но тучи рассеялись, выглянуло солнце, и показались вершины гор. Ной отворил окно ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал, но в ковчег не возвращался.

Через несколько дней Ной выпустил голубя; голубь полетал и вернулся – ему негде было отдохнуть.

Прошло еще несколько дней. Ной во второй раз выпустил голубя. На этот раз голубь возвратился вечером и в клюве принес зеленую ветвь, и Ной понял, что вода начала сходить с земли. Потом он в третий раз выпустил голубя, и голубь не возвратился. Ной понял, что земля очистилась от воды, по повелению Божию вышел из ковчега, вывел семью свою и всех животных и принес горячую молитву и благодарственную жертву Богу за спасение.

Бог благословил Ноя и обещал, что на земле потопа больше никогда не будет.

В память этого обещания Господь явил на небе радугу.

Дети Ноя

После потопа Ной стал обрабатывать землю и посадил виноградник. Когда виноград поспел, он выжал из него сок и, не зная, что сок этот опьяняет, выпил его слишком много. Потом он лег, не прикрывшись, в своем шатре и уснул.

Один из трех сыновей Ноя, Хам, увидев, что отец лежит раздетый, поспешил к своим двум братьям и, смеясь, рассказал им об этом. Но Сим и Иафет взяли одежду и, не глядя на отца, почтительно прикрыли его.

Когда Ной проснулся и узнал, что сделал Хам, как непочтительно он отнесся к нему, то в гневе проклял его и его потомство; Сима же и Иафета благословил, сказав, что потомство их размножится по всей земле и будет господствовать над потомством Хама.

Столпотворение

После потопа люди снова размножились по земле и скоро опять стали забывать Бога и наказание, посланное на землю за грехи людей.

Думая, что они могут все сделать без помощи Божией и Его благословения, они решили построить город и в нем башню до самого неба, чтобы прославиться. Но Господь наказал их за гордость. До сих пор люди все говорили на одном языке и вдруг, по воле Божией, начали говорить на разных наречиях, перестали понимать друг друга и вынуждены были прекратить постройку.

Авраам

Но среди этих людей жил один праведный потомок Сифа – Авраам. Господь избрал его, чтобы в его роде сохранять истинную веру до пришествия Спасителя. Для этого Бог повелел Аврааму покинуть родину, землю Халдейскую, и поселиться в той стране, которую он укажет ему.

Авраам покорно собрался в путь и взял с собой жену свою Сарру и племянника Лота, который воспитывался у него. Между ним и Лотом вышло дорогою несогласие из-за пастухов, которые гнали их стада, и Авраам сказал: «Не хорошо нам ссориться, лучше разойдемся в разные стороны. Если хочешь идти налево, я пойду направо; если хочешь идти направо, я пойду налево».

Лот выбрал себе долину Иорданскую, а Авраам, по повелению Божию, поселился в земле Ханаанской, которая стала называться землей Обетованной, то есть обещанной, потому что Господь сказал, что она будет принадлежать потомству Авраама.

Явление Бога Аврааму

Однажды Авраам сидел днем, в жаркую пору, при входе в свой шатер.

Он поднял глаза и увидел перед собой трех странников. Странники эти были Сам Господь в образе человека и Его два ангела, но Авраам не знал этого.

Он подошел, низко поклонился им и просил зайти отдохнуть, освежиться и поесть. И так как они согласились, он поспешил к жене своей Сарре, велел испечь хлеба, потом выбрал лучшего теленка, велел приготовить его и, когда он был готов, подал его вместе с маслом и молоком странникам, а сам стал около них под деревом.

Господь обратился к Аврааму и сказал:

– Через год Я опять буду у тебя, и у жены твоей Сарры родится сын.

Сарра в это время стояла около шатра и усмехнулась, потому что и она, и муж ее были очень стары и это показалось ей странным, но Господь продолжал:

– Почему усмехнулась Сарра? Есть ли что трудное для Бога? – и повторил Свое обещание.

После обеда странники встали, чтобы идти дальше, а Авраам пошел проводить их.

Оба ангела пошли к Содому, а Господь сказал Аврааму, что хочет истребить города Содом и Гоморру за греховную жизнь их жителей.

Авраам понял, что перед ним Сам Господь Бог и стал просить:

– Господи, если в этих городах найдется пятьдесят праведных людей, неужели не пощадишь Ты остальных ради них?

Господь ответил:

– Если найдется пятьдесят праведных, Я пощажу эти города.

Авраам продолжал:

– А если в них окажется сорок пять праведных или даже десять?

– И ради десяти не погублю остальных, – сказал Господь.

Но и десяти праведных не оказалось в этих двух городах.

Содом и Гоморра

Ангелы пришли в Содом вечером. Лот сидел у городских ворот и, увидев перед собой странников, подошел и просил их зайти к нему в дом переночевать.

Он угостил их ужином, но не успели они лечь, как вокруг дома собрались жители города и требовали, чтобы Лот выдал им своих гостей. Лот вышел, запер за собою двери и просил не делать вреда странникам. Но народ шумел и кричал все сильнее; некоторые бросились на Лота и хотели выломать двери.

Тогда ангелы ввели его в дом, заперли двери, а жителей города поразили слепотой, так что они не могли найти входа.

В ту же ночь ангелы сказали Лоту, что они посланы истребить города Содом и Гоморру, и велели ему и семье его уйти из города, не оглядываясь.

На заре Лот со своей семьей покинул Содом.

Тогда с неба упал огонь с серою и истребил города Содом и Гоморру.

Жена Лота не послушалась ангелов, оглянулась и превратилась в соляной столп.

Агарь и Измаил

Через год обещание Божие исполнилось: у Авраама родился сын Исаак, и он нежно полюбил его.

У Сарры была служанка Агарь; сын ее Измаил был несколькими годами старше Исаака и часто дразнил и обижал мальчика.

Сарра много страдала из-за своего ребенка и наконец сказала Аврааму:

– Выгони эту служанку и сына ее!

Авраам был огорчен словами Сарры, потому что очень любил Измаила, но Господь велел ему исполнить просьбу жены и обещал хранить Измаила. Авраам встал рано утром, взял хлеба, влил воды в мех, положил все это на плечи Агари и отпустил ее с сыном из своего дома.

Агарь пошла с маленьким Измаилом по пустыне и скоро потеряла дорогу. Воды у нее больше не было и негде было достать, а сын ее изнемогал от жажды.

Агари было так тяжело видеть страдание мальчика, что она положила его в тень около куста, а сама отошла и, горько плача, говорила:

– Я не могу видеть смерти сына моего.

Тогда ангел Господень явился ей и сказал:

– Не бойся, Агарь, встань, возьми сына твоего за руку и веди его с собою.

Агарь увидела вблизи источник со свежею водой, напоила сына и наполнила мех свой.

Бог хранил Измаила; он вырос, поселился в пустыне, был искусный стрелок и впоследствии женился на египтянке.

Принесение в жертву Исаака

Когда Исаак вырос, Господь, чтоб испытать веру Авраама, сказал:

– Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, пойди на гору, которую Я укажу тебе в земле Мориа, и принеси Мне его в жертву.

Авраам встал рано утром, оседлал своего осла, приготовил дров для жертвенника и, взяв с собою сына, отправился с ним на гору, в землю, указанную Господом.

Когда они пришли на вершину горы, Исаак сказал:

– Отец, и дрова, и огонь у нас есть, а где же ягненок для жертвы Богу?

Авраам ответил:

– Господь Сам укажет нам жертву.

Потом он связал сына своего и положил его на жертвенник. Но в ту минуту, когда он занес над ним руку, чтобы заколоть его, явился ангел Господень и сказал:

– Авраам, не поднимай руки твоей на отрока. Бог теперь знает, что ты не пожалел своего единственного сына для Него.

Авраам оглянулся и увидел в кустах барашка, который запутался рогами в ветвях.

Он взял его и принес Богу в жертву вместо своего сына. Господь благословил Авраама за его послушание и сказал, что из его потомства родится Спаситель мира.

Женитьба Исаака

Когда Авраам решил, что Исааку пришло время жениться, он призвал своего верного слугу Елизара и сказал ему:

– Поезжай на мою родину, к родным моим, и выбери там невесту для сына моего Исаака.

Елизар ответил:

– А если та девушка, которую я выберу для твоего сына, не захочет покинуть своей родины и не последует за мной?

Авраам сказал:

– Господь поможет тебе, и ты привезешь невесту сыну моему.

Елизар взял с собою много богатых подарков и с несколькими слугами отправился на верблюдах в дальний путь.

Он благополучно доехал до родины Авраама, остановился, не въезжая в город, около колодца и стал молиться так:

– Господи, будь милостив к господину моему Аврааму! Вот я стою у колодца, и городские девушки приходят сюда за водой. Девушка, которой я скажу: «Наклони кувшин твой, я напьюсь»– и которая ответит: «Пей, я и верблюдов твоих напою», пусть будет та, которую Ты назначил невестой рабу Твоему Исааку. По этим словам я узнаю ее.

И вот из города вышла к колодцу прекрасная девушка – Ревекка. Она несла на плече кувшин и, наполнив его, пошла обратно.

Елизар подошел к ней и сказал:

– Дай мне напиться из твоего кувшина!

А она ответила:

– Пей, господин мой, я и верблюдов твоих напою.

Тогда Елизар понял, что Господь услышал его молитву, и спросил Ревекку, может ли отец ее приютить его и других слуг на ночь. Она ответила, что места у них много, и побежала за своим братом Лаваном. Лаван пришел и пригласил Елизара. Когда они пришли в дом родителей Ревекки, Елизар сказал им, для чего он приехал, и просил отпустить с ним девушку.

Они ответили:

– Господь устроил это дело, и мы не будем мешать ему. Возьми Ревекку, пусть будет она женой Исаака.

Тогда Елизар поклонился Господу до земли, потом передал подарки родителям, родственникам и самой невесте и на другой день отправился с ней в обратный путь.

Исаак встретил Ревекку, привел ее к своему отцу и женился на ней.

Дети Исаака. Сон Иакова. Примирение Иакова с Исавом

У Исаака было два сына: Исав и Иаков, прозванный потом Израилем. От Иакова произошел израильский, или еврейский, народ.

Исав был суров, нелюдим и больше всего любил охоту. Он почти все время проводил в поле.

Иаков был кроток, приветлив, занимался домашним хозяйством и пас стада отца.

Исав легкомысленно уступил Иакову свои права на первородство, так что обещание Божие, что из рода Авраама произойдет Спаситель мира, наследовал Иаков.

Но когда потом Исав понял, каких великих преимуществ он лишился, уступив первенство, то возненавидел брата и даже хотел его убить.

Иаков по желанию родителей отправился на родину своей матери, в Месопотамию, чтобы там укрыться от гнева Исава и выбрать себе невесту.

Дорогой ему пришлось ночевать в поле. Он лег, положил под голову камень и уснул.

Во сне он увидел, что на земле стоит лестница, а верх ее касается неба. Ангелы Божии поднимаются и спускаются по ней, а наверху стоит Сам Господь и говорит: «Я Бог Авраама и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству, которое будет многочисленно, как песок на берегу морском. В потомстве твоем родится Спаситель мира и чрез Него благословятся все народы».

Иаков проснулся и сказал:

– Господь присутствует здесь; это – дом Божий, это врата небесные.

Он встал, взял камень, на котором спал, поставил его памятником на том месте и принес Богу жертву, полив камень елеем (маслом).

Место это Иаков назвал Вефиль, что значит дом Божий.

Лестница, которую видел Иаков, предвестила Пресвятую Деву Марию, чрез Которую Сын Божий сошел на землю.

Иаков женился в Месопотамии, прожил там двадцать лет, сделался богатым и вернулся на родину, где примирился с братом.

Дети Иакова

У Иакова было двенадцать сыновей.

Он больше всех любил Иосифа за его кротость и доброту, отличал его перед другими и сшил ему нарядную одежду.

Братья были недовольны этим и двумя снами, которые Иосиф рассказал им и своему отцу.

В первый раз снилось ему, будто он с братьями вяжет в поле снопы; его сноп стоит прямо, а снопы братьев кланяются ему.

В другой раз он видел во сне, будто солнце, луна и 11 звезд ему кланяются.

Отец и братья сказали:

– Неужели ты думаешь, что мы все: отец, мать и братья – будем тебе кланяться!

Однажды, когда другие сыновья Иакова пасли стада далеко от дома, отец послал Иосифа проведать их.

Он надел свою нарядную одежду и отправился навестить братьев.

Увидев Иосифа издали, они решили убить его, но потом раздумали и продали его проезжавшим мимо купцам, а отцу сказали, что дикие звери растерзали его.

Иаков долго и безутешно плакал о любимом сыне. А Иосифа купил приближенный египетского царя, Пентефрий, полюбил его и скоро стал доверять ему во всем.

Но жена Пентефрия оклеветала Иосифа перед мужем, который, не разобрав дела, посадил его в темницу.

Так как Иосиф не сделал ничего дурного, то Господь не забыл его в темнице.

Начальник тюрьмы понял, что он страдает безвинно, снял с него оковы и поручил ему надзор над другими заключенными.

Возвышение Иосифа

Бог дал Иосифу способность разгадывать сны.

Однажды египетский царь, или фараон, как звали египетских царей, видел два сна, значение которых он никак не мог понять.

Царю сказали, что Иосиф может объяснить эти сны. Его привели во дворец, и фараон рассказал ему, что видел во сне, будто семь тощих коров съели семь коров полных и от этого сами не пополнели, и семь тонких колосьев съели семь колосьев полных и остались тонкими.

Иосиф ответил на это:

– Этими снами Бог предупреждает тебя, государь, что в твоей стране будет семь лет урожайных, а после этих семи лет совсем не будет хлеба. Прикажи в первые семь лет сделать запас на голодные годы.

Царь удивился мудрому объяснению Иосифа и назначил его начальником над всем Египтом.

Он приказал ему собрать хлеб на голодные годы, и Иосиф приготовил его так много, что хлеба хватило не только для всего Египта, но можно было продать его и в другие земли.

События, описанные в книге, происходят перед самым Потопом (хотя слова «Потоп» в этой истории нет). Ее главный персонаж - одинокий Лис. Как-то утром он вылезает из норы, бежит на разведку и неожиданно для себя оказывается внутри звериного шествия. Все звери куда-то идут, не обижая друг друга, причем идут парами. Цель звериного путешествия - то ли огромный дом, то ли огромный корабль. Это ковчег, как узнают и Лис, и читатель. Звери заходят туда - «каждой твари по паре…». А что же Лис?
Здесь, у ковчега, Лис и встречает Ее! Отныне он больше не одинок, и лисы тоже могут подняться в ковчег. В тот момент на землю падают первые капли дождя. Загадочная история шествия к ковчегу оборачивается историей про любовь! А обретение пары оказывается необходимым условием спасения.
Это один из самых «щадящих» и даже вдохновляющих вариантов истории о Потопе, который непременно понравится детям. Как и картинки, выполненные в технике «пластилиновой скульптуры».

Кеннет Стивен

Художник Эйвинд Турсетер
Перевод с норвежского Ксении Коваленко
Издательство «Белая ворона», 2016

История о Ное, который отправился в плавание на корабле-ковчеге и сумел пережить Всемирный потоп, - один из излюбленных сюжетов для современных авторов, в том числе для авторов, создающих книги для детей. Поскольку Ною было велено «взять на корабль каждой твари по паре», ковчег невольно ассоциируется в нашем воображении с плавучим зоопарком. Ной в книге Кеннета Стивена и правда похож на служителя зоопарка. Его главная забота (и, видимо, предназначение) - ухаживать за животными. Но история плавания Ноя, по версии Кеннета Стивена - это еще и история отношений человека и собаки, и его книга вполне могла бы иметь другое название: «Почему собака - верный друг человека». Оказывается, нос у собаки мокрый в результате драматических событий, случившихся на ковчеге. Корабль, оказывается, дал течь и чуть не пошел ко дну. И Ной не нашел ничего лучше, как приказать собаке заткнуть дырку в обшивке корабля собственным носом (благо, дырка была маленькая). Собака выполнила поручение, спасла ковчег и всех плывших на нем, заслужила от Ноя похвалу и признала его хозяином. Это история, которую рассказал нам Кеннет Стивен.
А художник Эйвинд Турсетер, решившись на смелый графический эксперимент, рассказал свою, параллельную историю, исполненную юмора и изобилующую деталями, не выраженными в словах. Художественное пространство книги задано устройством ковчега. На большинстве разворотов изображены события, происходящие в одно и то же время на разных ярусах и в разных «каютах» ковчега. Каждый «квадратик» разворота - это отдельный мини-сюжет, поэтому рассматривать книгу можно бесконечно долго.

Саша Черный

Художник Петр Перевезенцев
Издательство «Август», 2017

Саша Черный написал для детей пять сказок на ветхозаветные сюжеты: «Отчего Моисей не улыбался, когда был маленьким?», «Сказка о лысом пророке Елисее, его медведице и детях», «Первых грех», «Праведник Иона», «Даниил во львином рву».
Это не адаптированный пересказ, а именно сказки-фантазии, в которых действуют библейские персонажи. Есть истории, больше приближенные к исходному сюжету (истории про маленького Моисея, про Даниила, про Иону), а есть фантазии «на тему» - например «Первый грех». Такой истории в Библии нет. Она придумана писателем, но совершенно не кажется инородной в представленном ряду сюжетов. Это детская вариация на тему грехопадения. И совершают грех вовсе не Ева и не Адам, а змея, проглотившая кролика. Не змей, а змея - видимо, для того, чтобы дети, когда станут постарше, при знакомстве с каноническим сюжетом сказали: что-то знакомое в этом есть! Ожидаемый поворот событий.
Для детей такое чтение окажется и увлекательным, и познавательным.
Тексты Саши Черного отличаются множеством подробностей, описанием внутренних переживаний героев, насыщены диалогами и проникнуты мягким юмором. Так что дети без труда запомнят имена библейских героев и связанные с ними важные события.
Книгу можно читать даже совсем маленьким детям четырех с половиной - пяти лет. В ней все понятно, динамично, в меру драматично. И, как ни странно, все истории имеют хороший конец.

Салли Альтшулер, Свен Нурдквист

Художник Свен Нурдквист
Перевод с датского Марии Людковской
Издательство «Белая ворона», 2018

Библейская история умалчивает о том, как жилось обитателям Ноева ковчега. Свен Нурдквист восполняет этот пробел. Его не интересуют ни причины, ни следствия всемирного потопа. Внимание писателя сосредоточено на том, что происходит в самом ковчеге, как выстраиваются отношения между его обитателями в условиях «ограниченного доступа к ресурсам». Места в обрез. Еды на всех не хватает. Перспективы туманны…
Авторы не стремятся к историческим соответствиям. Ковчег имеет мотор и трубы, мачты и паруса. Вход на ковчег - строго по очереди, которую контролирует Королевский Пингвин. Поиском земли занимается вовсе не голубь, а божья коровка - видимо потому, что в названии этого насекомого даже ребенок услышит связь с Богом. В компании зверей есть один «сложный» пассажир - Носорог, который занят тем, что всем затрудняет существование.
Ноев ковчег - это метафора человеческого общежития, модель совместной жизни принципиально разных существ. Коротенькая история о ковчеге, придуманная Свеном Нурдквистом, - притча о правилах соседства и взаимопомощи.
Дети обнаружат в ней много знакомых ситуаций и бытовых деталей.

Ульрих Хуб

Художник Йорг Мюле
Перевод с немецкого Елены Леенсон
Издательство «Самокат», 2013

Книга немецкого драматурга и актера Ульриха Хуба - как раз для детей. Эта невероятно смешная и трогательная книга - современное богословие для маленьких, причем любых - верующих и неверующих, с религиозными родителями или с теми, кого вопросы веры особенно не волнуют.
Три товарища - три пингвина - живут, как им и положено, в снегах и во льдах, в дружеских перебранках и веселых потасовках. Но в этот день с ними начинают приключаться всякие разные странности. То в снега и льды желтенькая бабочка залетела, то голубка с двумя билетами на Ноев ковчег по случаю предстоящего всемирного потопа появилась. Билетов два, а друзей трое. Что делать?
Параллельно с практической задачей попадания на ковчег втроем три пингвина все время поднимают невероятно важные богословские вопросы. Существует ли Бог? И если да, то почему мы его не видим? А может, мы его сами выдумали, себе в утешение? Злопамятный Бог или не очень? Можем ли мы себе его представить или нет? Может ли Бог ошибаться и если да, то может ли он признать свою ошибку? Что такое божественная справедливость и наказывает ли Бог грешников? А главное, нужно ли верить, не требуя доказательств?
Несмотря на такое обилие вопросов, ответов в ней нет. Сами разбирайтесь. А заодно подумайте, могут ли совсем разные люди (птицы) быть счастливы вместе.



Выбор редакции
Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...

Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...

Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...