Двуликая скульптура.  Янус


Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2014 г.

Янус , по мнению А.И. Немировского, являлся главным божеством римского пантеона. Подобно индийскому Праджапати, Янус незримо присутствовал в каждом из римских богов, придавая им особую, сверхъестественную, силу.
Считают , что Янус мог быть одним из древнейших римских богов, культ которого ввёл, возможно, ещё легендарный основатель Рима Ромул, назвав его Янус bifrons ("двулобый"), или geminus ("двойной). Однако храм Януса, как предполагают , был заложен в Риме лишь вторым царем после Ромула - сабином Нумой Помпилием, который установил, что, если хоть в одном из уголков государства идёт война, двери храма будут открыты, а во время абсолютного мира - закрыты.
По Вергилию , до Рима были ворота Януса уже в Лавренте, где правил Латин, в то время, когда в Италию прибыли троянцы во главе с Энеем. А.И. Немировский отрицает эту версию Вергилия и настаивает на том, что по единодушному мнению античных авторов, ворота Януса впервые появились в Риме при царе Нуме Помпилии, через триста лет после предполагаемого прибытия троянцев в Италию.
Расхождение взглядов на историческую давность почитания Януса основано на том, что Вергилий писал про Лаврент, а А.И. Немировский - о Риме. Нума Полмпилий был сабином по происхождению, и в его правление был введён культ Януса двуликого существа, с мужским и женским лицом.

На рисунках и в скульптуре Януса изображали с двумя лицами : одно смотрело вперед (в будущее), другое назад (в прошлое). В переносном смысле «двуликий Янус» стал означать двуличного, лицемерного человека, а в эзотерическом плане - единство мужского и женского начал и его образ мог отражать тот период времени, когда произошло разделение полов у гермафродита на мужчину и женщину. С тех далеких пор и по сей день все люди имеют в своей крови мужские и женские гормоны, только у одних превалируют мужские, а у других - женские ; соединяясь вместе мужчина и женщина производят потомство. Однако до сих пор ещё встречаются случаи рождения гермафродитов (истинных и ложных) или мужчин с женскими лицами и женским поведением, так же как и женщин с избыточным для них оволосением и мужскими повадками. Современные политики этим изменениям личности пытаются придать статус нормы, хотя по всем параметрам и профессиональным взглядам они относятся к патологии с той или иной степенью проявления.
Э.Р. Мулдашев считал , что в конце существования первых людей на Земле, т. е. «в конце периода жизни второй расы появились промежуточные гермафродиты, т.е. мужчина и женщина в одном теле». Третьей расой людей были лемурийцы, их ещё называли двуликими: они стали иметь кроме "третьего глаза", расположенного на затылке и выполняющего роль духовного зрения, еще и два физических глаза, спереди, которые использовались для зрения в физическом мире и помогали "третьему глазу". В эзотерической философии действительно считается , что на третьем этапе эволюции человека произошло разделение людей на две категории, с образованием двух полов - мужского и женского.
Однако, сокровенное Учение учит : "Гермафродит, в сущности, никогда не существовал [как цельная популяция людей], были отдельные неудачные попытки, скоро прекращенные. Но Учение о половинчатых душах имеет основание и и как бы заканчивает символ Андрогина. Все символы Андрогина имеют целью указать на необходимость двух Начал в Космосе во всех его проявлениях для жизни и равновесия. Но все легенды о сродстве душ основаны на великой истине, ибо единство, слияние двух Начал, заложены в первом законе... Огонь двуероден в своем естестве, отсюда все чаши мистерий древности с двуеродным пламенем над ними... Все боги древности имеют своих супругов, олицетворяющих космическую энергию, и писания и священные изображения всех народов указывают на этот основной космический закон. При дифференциации происходит разобщение Начал, и разобщенные Начала увлекаются в отдельные сферы. Магнит, заложенный в Началах, должен на протяжении эонов превращений или трансмутаций очищения собрать и объединить разобщенные Начала. Это и есть великое завершение или Венец Космоса".
Истоки существования гермафродитов на Земле нашло своё отражение в древних мифах, посвященных Великой Богине-матери . Так, Великая ливийская богиня-мать Нейт была девственницей, олицетворяющей женское начало, и у нее был не имеющий отца сын, который олицетворял мужское начало. Она была матерью богов, от которых произошло человечество. Богиня-мать существовала и в Древнем Египте, и в Малой Азии, и в кельтской мифологии в лице богинь Дану и Домну - матери богов добра и зла, соответственно, а от Дану, к тому же, произошло и все человечество . Таким образом, корни древней мифологии о гермафродитизме следует искать, скорее всего, в наиболее архаичном пласте матриархата, предшествовавшего патриархату.
Поклонение богиням-матерям сопровождалось ритуалами, которые не имели никаких моральных принципов (их нельзя назвать аморальными, поскольку они скорее были "безморальными") . В Малой Азии праздники, посвященные Великой Матери и ее сыну, символизирующему воспроизводящую силу природы, включали ужасные сцены. Мужчины калечили свои тела, а женщины становились "священными женами" бога. Имеются указания на то, что в жертву приносились дети.
В Израиле, среди доисторических руин, было найдено большое количество скелетов младенцев, и хотя есть сомнение в том, что эти младенцы были принесены в жертву, существует упоминание Исаии, который был свидетелем многих ужасных ритуалов семитского и досемитского происхождения . "Над кем вы глумитесь? - восклицал еврейский пророк. - Против кого расширяете рот, высовываете язык? Не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, закалывающие детей при ручьях, между расселинами скал?" (Исаия, 57:4-5).
Сходные ритуалы были распространены в Ирландии "до пришествия святого Патрика", где боялись и задабривали кровавыми подношениями бога зерна, сына Великой Матери .
До Нумы Помпилия римляне пользовались десятимесячным лунным календарём, и год начинался с 1 марта, месяца, посвящённому богу Марсу, отцу Ромула . А при Нуме наступление Нового года стали отмечать в январе месяце. По мнению А.И. Немировского, Нума заимствовал у этрусков двенадцатимесячный солнечный календарь и первый месяц года он посвятил старинному италийскому богу Янусу, который отождествлялся с этрусским двуликим божеством. На ободке этрусской гадательной печени из Пьяченцы Янус под этрусским именем Киленс изображён первым из небесных богов, а боги, соответствующие Юпитеру и Юноне, были ему подчинены. При этом известно, что изображения двуликого и четырёхликого Януса под именем Кулсанс появилось у этрусков раньше, чем у римлян.
По мнению Ю.В. Циркина , в самые ранние италийские времена Янус мог считаться верховным богом. Следы его высшего положения в божественном мире сохранились и позднее, но свой статус он явно утратил, уступив место Юпитеру. Янус не был похож ни на одного из греческих богов и ни с кем из них не был отождествлён.
А.И. Немировский , подтверждая отсутствие у греков бога, подобного Янусу, отмечал, что двуликий (и даже четырёхликий) бог всякого начала был лишь у этрусков. И именно у этрусков Нума мог заимствовать двенадцатимесячный солнечный календарь.
Говорили, что первым к притибрским холмам прибыл на корабле бог Сатурн, давший древнейшему в этих местах городу имя Сатурний (с. 204). За Сатурном неведомо откуда появился Янус, от которого пошло название холма Яникул (на правом берегу Тибра). Считали, что Сатурн принёс в Италию изобилие золотого века, а Янус - справедливость и мир. Потому символом Януса в Риме были ворота, запиравшиеся в дни мира. Полагали, что они прочно удерживали мир. Когда ворота храма раскрывались, мир «выдувало сквозняком», и покровительство над Римом принимал Марс-Квирин-Ромул. Ромул считался любимцем Марса, а Нума Помпилий - Януса.
В более поздние времена о происхождении Януса ходили разные легенды . Одни говорили, что он был сыном Аполлона и его мать, не решаясь никому рассказать о рождении сына, отдала младенца на воспитание в святилище Аполлона. Позже она вышла замуж, и её мужу, не имеющему собственных детей, бог повелел усыновить первого встречного мальчика. Им то и оказался Янус. Когда мальчик вырос, он не захотел оставаться в отцовском царстве, а, построив корабли, отправился в Италию, где и поселился. Но аналогий Януса с другими богами вокруг Средиземноморья не обнаружено. Сами жители Италии рассказывали, что Янус родился и вырос на италийской земле. Жил он на берегу Тибра в области, которая позже будет названа Лацием. Супругой Януса была нимфа Камеза, по её имени будущий Лаций называли Камезеной. У них было двое детей - сын Этекс и дочь Олистена. Что стало с дочерью, никто не знает. У сына же Этекса было ещё одно имя - Тибрис. Он утонул в реке Альбуле, и из-за этого река стала называться Тибром. Янус был первым, кто научил италийцев почитать богов. Вот какие это были давние времена!
Другие говорили , что Янус считался отцом Фонса (бога источников) и супругом Ютурны (нимфа, жена Януса, мать Фонса, богиня исцеляющей силы воды ). В некоторых мифах Янус был мужем италийской морской богини Венилии (она же считалась супругой Нептуна и Фавна). В конце римской республики Януса почитали как создателя человечества и богом богов.
Некоторые могут подумать, что двуликий Янус мог быть заимствован римлянами после завоевания древней Иудеи. Там, действительно, существовал «двойной образ», но совсем в другом значении. Как писала Е.П. Блаватская , двойной образ существовал у еврейских каббалистов для обозначения «двойного эго, «называемого соответственно: высшим, Метатроном, и низшим, Самаэлем. Они представлены аллегорически как два неразделённых спутника человека во сей его жизни: один является его ангелом-хранителем, другим - злым демоном».
Это указание может лишь служить подтверждением того, что у древних двойное значение, изображение и почитание двойственности не было необычным явлением, но у разных племён оно могло иметь различное значение. Нельзя исключить, что в более поздние времена, когда Янус стал изображаться с двойным мужским лицом, римляне, забыв уже этрусскую философию, переосмыслили его тайный смысл.
А изначально у римлян в почёте были Веста и Янус, поскольку самыми священными местами в их доме считались очаг и двери . Но Весте поклонялось соседнее племя востинов , которое могло находиться в дружественных отношениях с аборигенами Лация.
Двери, будучи закрытыми, отделяли внутренний мир семьи от внешнего, скрывали человека внутри его жилища и защищали его от внешней угрозы . Будучи же открытыми, двери соединяли семью и отдельного человека с другими семьями и людьми, с обществом, государством и миром. Богом дверей и их хранителем был Янус. Сами двери римляне называли ianua, а дверной проём - ianus. Конкретной, материальной (например, деревянной) дверью заведовал бог Форкул, а порогом - Лиментин, но они были божествами, подчинёнными Янусу. С Янусом были тесно связаны Матута - богиня раннего утра, Портун - богиня ворот, Карна - богиня дверных петель, Венилия - богиня источников (начала всех потоков), Тиберин - бог реки Тибр и другие не очень значительные, но весьма почитаемые божества. Соратницей Януса являлась Веста. Януса часто называли отцом, а Весту - матерью.
Полагали , что Венилия была возлюбленной Януса и родила ему дочь Каненту, которая позже стала женой Пика.
Со временем, являясь богом дверей, Янус стал богом всякого входа и выхода вообще, в том числе начинания какого-то дела и окончания его . Отсюда вытекала ещё одна "обязанность" Януса - быть богом любого начала и исхода. Янус стоял в начале каждого предприятия, включая войну. Римляне просили Януса дать войне благоприятный исход. Поэтому с началом какой-либо войны римляне открывали храм Януса. В мирное же время, когда ни в одном уголке римской державы не воевали, храм закрывали. Храм Януса располагался вблизи центральной площади - Форума .
Отношение Януса к Марсу (богу войны) А.И. Немировский определил так (с.203):
“Мир побеждает войну.
Марс в надёжном плену.
И воцаряется Янус,
И открыл календарь:
Вместо марта - январь,
И пришла ПОСТОЯННОСТЬ».
Первый римский император Август хвастался тем, что в его правление храм Януса закрывался три раза, в то время как за всю предыдущую историю Рима это случалось всего дважды : первый раз - в правление второго римского царя Нумы Помпилия, который за все годы царствования вообще ни разу не воевал.
После свержения царской власти и установления республики римляне среди жрецов-понтификов установили специальную должность - "царя священнодействий", считавшегося жрецом Януса, который в главный праздник своего бога 9 января приносил Янусу в жертву барана, причём делал это в бывшем царском дворце . Собственный праздник Януса назывался Агоналиями, его отмечали 9 января, и именно в этот день "царь священнодействий" из числа жрецов-понтификов приносил в жертву богу барана.
И, как писал А.И. Немировский , древнеримская неделя тоже состояла из девяти дней, последний из которых считался праздничным. Девятидневные недели назывались нундинами (от архаических латинских слов noven - «девять» и dinom - “день). На древность деления части месяца из девяти дней указывали литературные источники и этнографические параллели. Так, например, в царский период Рима почиталась богиня Нундина, помогавшая очистить ребёнка после родов . Можно допустить, что и обряд очищения тоже совершался на 9-й день после родов.
Сегодня принято считать, что Янус - в римской мифологии бог входов и выходов, дверей (эпитеты: "отпирающий" и "запирающий") и всякого начала (первого месяца, начала жизни человека). При обращении к богам имя Януса призывалось первым. Он считался первым царём Лация, жившим на Яникуле, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Его праздник - агонии справлялся 9 января в жилище царя-регии, а жрецом его был заменявший царя "царь священнодействий", возглавлявший иерархию римских жрецов. Янус изображался с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда он получил эпитет "двойной". Так же называлась и посвященная Янусу царём Нумой Помпилием двойная арка на форуме, крытая бронзой и опиравшаяся на колонны, образуя ворота, которые должны были отпираться во время войны и запираться во время мира. Янус считался также богом договоров, союзов (например, союза Ромула с Титом Тацием). Его двуликость объяснялась тем, что двери ведут и внутрь, и наружу дома, а также тем, что он знал как прошлое, так и будущее. В песне жрецов салиев Янус именовался "богом богов" и "добрым создателем". Впоследствии он трактовался как "мир", как первобытный хаос, из которого возник упорядоченный космос, а сам он при этом из бесформенного шара превратился в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось.
Януса часто чеканили на римских монетах, особенно раннего времени, с надеждой на благоприятный исход любого дела, совершаемого с помощью этих монет . Иногда Януса изображали в виде пожилого мужчины с двумя бородатыми лицами, одно обращено на восток, другое - на запад, одно - вперёд, другое - назад. Этим подчёркивалось, что он знает всё, что происходило прежде, и всё, что произойдёт в будущем. Как обычному сторожу, ему давали в руки ключ от дверей и палку для их охраны. Порой вместо ключа Янус держал чашу. Иногда на его голове был лавровый венок.
На одном римском медальоне Янус изображён в полный рост, в одной руке он держит посох, другую возложил на орку, воплощающую небо, внутри которой находятся четыре женские фигуры, олицетворяющие времена года, а перед ним стоит обнажённый мальчик с рогом изобилия, символизирующий новый год . Это изображение в полной мере выражало представление римлян о Янусе как о владыке года.
В сакральном значении , Янус покровительствовал каждому дню, особенно раннему утру, и каждое утро ради удачной работы римляне возносили ему молитву. Вообще он покровительствовал любому отрезку времени: году, временам года, месяцам. Римляне воздвигли ему двенадцать алтарей по числу месяцев в году, а самого Януса порой изображали с 365 пальцами на руках по числу дней: 300 на одной и 65 на другой. Начало каждого месяца римляне называли календами, и эти календы были посвящены Янусу. Ему был посвящён также один из месяцев года - январь, и конечно, январские календы, т.е. 1 января каждого года отмечалось особенно торжественно.
Январское начало года определялось зимним солнцеворотом . Солнцеворот был и последним днём уходящего года, и первым днём нового года. Это явление находилось во власти Януса. Вообще всем круговращением Вселенной "заведовал" именно Янус. Он и открывал вход в мир любому явлению, и закрывал его, предотвращая выход. Это относилось и к богам, которых Янус и впускал и выпускал через небесные ворота.
Когда римляне заимствовали у греков представление о том, что в начале всего мира был беспредельный и бесформенный хаос, то его тоже связали с Янусом . Прежде, считали они, огонь, воздух, земля и вода были одним веществом, но потом разделились, а то, что осталось, и стало Янусом. Поэтому в нём соединились все элементы - огонь и воздух, вода и земля. В таком виде Януса считали создателем нынешнего мира.
Так как Янус был старейшим богом и богом всех начал, любые молитвы, в которых упоминались различные боги, начинались с обращения к нему . Янусу первому несли душистое масло и вино, ибо только после бога всех входов можно добиться своими молитвами и дарами внимания других богов и богинь.
В христианскую эпоху, по мнению Е.П. Блаватской , Янус послужил прототипом для св. Петра и его двенадцати апостолов: Петр также двуличен в своем отрицании, и его также изображают держащим ключ от Рая.
Таким образом, для обшей популяции людей Януса можно представить богом древности, время почитания которого в Риме не было установлено точно, но существование которого было азбучной истиной . Римляне приписывали введение культа двуликого божества ко временам Ромула, однако было известно, что впервые упоминание Януса появилось в песнях древнейшей жреческой коллегии салиев, введение которой приписывалось Нуме Помпилию. Местом почитания Януса в Риме был Палатин, где находилось 12 его алтарей. Почитался Янус и на Форуме, где Нумой Помпилием была установлена арка Януса Гемина, через которую можно было пройти к Аргилету и на Квиринал. Именно эта арка закрывалась во время мира и открывалась при объявлении войны, именно через неё проходили войска, отправлявшиеся в поход. Поблизости была установлена статуя двуликого Януса. На другом форуме, впоследствии получившем имя императора Нервы, высилась бронзовая статуя Януса с четырьмя лицами, изображавшая пальцами число дней двенадцатимесячного года в 365 дней.

Литература:
16. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? М: АИФ-Принт.-2001.-446 С.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
69. Рерих Е.И. Три ключа. М.: Эксмо, 2009.- 496 с.
87. Египетская мифология: Энциклопедия. Москва.: ЭКСМО, 2002,-592 с.
104. Кельтская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002.-640 с.
110. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Индия. М.: Литература; Мир книги, 2004.-432 с.
155. Рампа Лобсанг. Мудрость древних. Перев. с англ. М.: ООО Издательство "София", 2008.- 176 с.
120. Эндокринология. Перевод с англ. под редакцией Н. Лавина. М:"Практика", 1999.-1128 с.
201. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.20. ЭДУ-ЯЩУ. М.: АСТ; Астрель; 2011.-685, с.
294. Циркин Ю.В. Мифы Древнего Рима. М.: ООО "Астрель"; ООО "АСТ", 2005.-560 с.
301. Мифы и легенды народов мира. Ранняя Италия и Рим /А.И. Немировский. - М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.
312. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Эксмо, 2003.-640 с.

Достаточно вспомнить упоминание Плутарха, что ворота храма бога Януса в Риме, которые открывались, когда Римская империя вела какую-либо войну, не закрывались со времен царя Нумы Помпилия (второй царь после легендарного основателя Рима Ромула, VIII в. до Р.Х.) до времен цезаря Августа Октавиана (63 г.до Р.Х.-14 г.), то есть в течение 700 лет, практически весь период существования Римской империи. Военные обозы отправлялись от священного Храма врат (Janus geminus) на римском Форуме. 12 января 29 до н.э. по решению римского сената закрываются двери храма Януса в Риме в знак окончания продолжавшихся почти сто лет гражданских войн. Храм Януса находился на римском Форуме и представлял собой две большие крытые бонзой арки, соединенные поперечными стенами и опиравшимися на колонны, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Он был воздвигнут по преданию царем Нумой Помпилием. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны (одно - в прошлое, другое - в будущее)и имел два входа. Когда принималось решение объявить войну какому-либо государству, главное в государстве лицо, будь то царь или консул, отпирал ключом двойные двери храма и перед ликами Януса под арками проходили вооруженные воины, отправлявшиеся в поход, а также юноши, впервые взявшиеся за оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда же заключался мир, то вооруженные войска вновь проходили перед статуей бога, возвращаясь из победоносного похода, и тяжелые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, вновь запирались на ключ. На удивление современникам и потомкам врата его были закрыты на протяжении 43 лет. Праздник Януса, агонии, справлялся 9 января в жилище самого царя. Жрецом Януса был заместитель царя по этим вопросам, возглавлявший всех римских жрецов. Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу счастья, дарили сладости как символ того, чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворения всех желаний. Ссоры и раздоры с криком и шумом были запрещены законом, чтобы не омрачить ими доброжелательное отношение Януса, который, разгневавшись, мог ниспослать дурной год для всех. В этот знаменательный день жрецы приносили Янусу в жертву белого быка в присутствии всех должностных лиц и возносили молитвы о благополучии римского государства.

Изображение Януса (Диануса) часто использовалось на монетах в эпоху Республики, но в период Империи встречается очень редко. Двуликий Янус встречается на аверсах всех римских ассов со времени появления римских медных монет до начала 1 в. до н.э.

Двуликий Янус - бог порога, входа и выхода, дверей и всякого начала. Все ворота считались находящимися под его священным началом, так же как и начало любого деяния и прохождения всех входов. Среди божеств древних римлян считался одним из самых всеведущих и был наиболее популярен. В греческом пантеоне соответствия не имеет. Одно его лицо обращено в прошлое, другое - в будущее. Он охраняет дом, отпугивает чужаков и демонов и приглашает приятных гостей. В календаре его именем назван первый месяц года, его открывающий, – январь. Январь посвящался Янусу, богу небесного свода, покровителю путешественников и моряков. Он сопутствовал и счастью и бедам. При обращении к богам имя Януса призывалось первым. По преданию, Янус был первым царем Лация. Он научил людей земледелию, кораблестроению и покровительствовал морякам. Янус считался также богом договоров и союзов. государственного благоустройства, золотого века. Две головы означают его способность предвидеть будущее и помнить прошедшее. Две короны - управление двумя царствами (мог видеть оба пути одновременно). Посох обозначает то, что он первый ввел правильные дороги и рассчитал расстояние. Ключ - знак того, что он ввел устройство дверей и запоров, а также отпирал им небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число300 (латинские цифры = CCC), а на левой - 365 (латинские цифры - LXV), что означало число дней в году. Его голова венчалась античным римским "термином" (terminus - предел, граница) - колонной, отмечающей границы собственности. Как божество врат, вступления (лат. Janua) он считался также стражем входа в дом и изображался с жезлом привратника и ключом в качестве атрибутов. Он обозначал посредника в познаниях по агрономии и упорядоченному ведению жизни.

Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место, владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное - владыки всех начал и начинаний во времени. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле еще до Сатурна и всем навыкам обработки земли, знаниям ремесел и исчислению времени люди обязаны этому благожелательному и справедливому божеству. Женой Януса была нимфа вод Ютурна, покровительница источников, а сын их Фонс почитался как бог фонтанов и бьющих из-под земли родников. В честь Фонса в октябре устраивались празднества - фонтиналии. Колодцы окружали гирляндами цветов, а в источники бросали венки. Потому и Янусу, отцу Фонса, приписывали создание всех рек и ручьев. В своей книге «Золотая ветвь» Дж.Фрейзер узнает в Янусе прообраз бога леса и вегетации. Под именем Дианус его чтили в дубровах рощах Неми. Ему служил жрец, который был приравнен к королевскому достоинству. Жрец должен был днем и ночью охранять посвященный его культу дуб - ведь тот, кому удавалось отломить ветку дуба, приобретал право убить жреца и занять его место. Согласно древней италийской мифологии, однажды имело место святое обручение Диануса и Дианы - богини леса и плодородия. Поскольку Янусу, как и Юпитеру, посвящен дуб, Фрейзер полагает, что эти боги идентичны, как идентичные женские богини Юнона и Диана. Нет ничего удивительного, что патриархальный Рим представлял Януса почти всегда с лицом мужчины, ведь отец семейства был безраздельным хозяином дома. В то же время народы, жившие на полуострове Италия, в мифологии которых говорилось об обручении Диануса и Дианы, видели в этом боге как мужское, так и женское начало. В искусном художественном изображении удается представить оба полюса в их единстве, и тогда голова двуполого Диануса оказывается символом такого социального и психического состояния, которое уже не связано только с матриархальной или только с патриархальной формой сознания общества. И в то же время изображение не лишено, подчеркнуто характерных черт мужчины и женщины, пластика представляет собой поле вибрации, где разделение сливается в единство, чтобы затем вновь отъединиться друг от друга. Эта двуполость напоминает божество нового Зона, о котором говорит Кроули в "Книге Тота", а в картах Тарот так рисуют дурака. Лицо Януса не имеет демонических черт, как у многих других стражей ворот, оно выражает, с одной стороны, силу и решительность, с другой - дружелюбие и мудрость. Его значение как стража ворот и его двойной лик известны и в других культурах, особенно в африканских. Можно видеть параллель ему в двухголовом божестве, которого бушмены Суринама всегда ставят при въезде в деревню. Ритуальное убийство жреца этого бога в Неми и его почитание как бога природы включают это божество в длинную череду культов вегетации, главная идея которых - победа юного бога весны над зимой. Здесь же и основа многочисленных мистерий, культов Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса. Согласно Фрейзеру, это общее выражение религиозной магии превращения природы, которое заключается в смерти и приходящего ей на смену воскресения. Совершенно независимо от этого романского символа в Центральной Африке встречаются накладные маски из дерева со сдвоенными обличьями, из которых одно черное (негроидное), а другое - белое.

В эпоху Ренессанса Янус превратился в символ прошлого и будущего (ср. благоразумие) - в аллегориях Времени. В этом смысле представлен Пуссеном как граница. В начале пространной аллегории человеческой жизни, передаёт Мойрам горсть шерсти (Джордано, палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция). Его атрибут - змея, свернувшаяся кольцом, - античный символ вечности. У.Шекспир в «Венецианском купце» называет Януса двуличным, тем самым давая ему отрицательную оценку.

Изображение бога с двумя головами позволяет трактовать этого бога самым различным образом. Он становится символом любого противоречия: внешнее и внутреннее, душа и тело, миф и разум, правое и левое, консервативное и прогрессивное, материя и антиматерия, одним словом, вся диалектика находит в этом боге свое пластическое синтезированное воплощение. Выражение "двуликий Янус" символизирует сегодня все двузначное, двусмысленное, двойственное, амбивалентное - позитивный и негативный аспекты одного и того же действия или вещи.

Янус - самая загадочная фигура бога Древнего Рима. Его называют созидателем, богом богов, предтечей всего божественного ареопага. Янус бог богов" в древних гимнах Салии (большой Сатурн), от которого якобы берут начало все остальные боги заявляет следующее: "древность зовет меня Хаос" В мифах о Янусе прослеживаются истоки древнейших верований, где Янус представал как первобытный Хаос, из которого возник весь мир. «Ты, из богов древнейший, скажи, прошу тебя, Янус» (Ювенал, Сатира шестая, 394). В этом процессе становления Янус превращается в бога-блюстителя мирового порядка, вращающего ось мира. Это напоминает нам индийского бога Вайю, которого также при перечислении называют первым, и иранского Ваю, которого представляют в виде двойной фигуры - Добра и Зла. Как богу начала и конца ему приписывали большое мистическое значение, ведь для римлян первый шаг имел решающее значение для успеха всего задуманного, первый шаг определял все остальные. Если человек начинает что-то новое, он проходит в ворота и попадает в другое пространство. Это касается как перемещения человека во времени и пространстве, так и перемещения душ. По одной из версий, одно из имен ветхозаветного бога- Янус.

С его именем связано название месяца январь. Янус (Janus) - один из древнейших римских богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестою, выдающееся место в римском ритуале.

Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое - лицо бородатого старца, обращенное в прошлое. Само же имя божества родственно латинскому слову janua, которое означает «дверь», а также «начало». Название месяца «январь» - производное от этого же слова. В переносном смысле выражение «двуликий Янус»: неискренний, двуличный, лицемерный человек (неодобр.) .

Древними учёными предлагались три этимологии имени Янус, каждая из которых опиралась на рассуждение о природе бога .

Первая этимология базируется на определении Хаоса, данном Павлом Диаконом, гласит: от слова hiantem, hiare , быть открытым, имя Янус образуется при потере гласных при начальном придыхании. В этой этимологии понятие Хаоса определяет исконную природу бога .

Другая этимология была предложена Публием Фигулом и связано с Макробием : Янус - это Аполлон, а Диана -Яна , с добавлением Д для благозвучия. Это объяснение было принято А. Б. Куком и Дж. Фрэзером. Оно согласуется со всеми последующими уподоблениями Януса небу, солнцу и луне. Оно также предполагает, что раньше это имя звучало как «Дианус», образованное от «диа» -из индоевропейского корня «дей», означающего сияние. В латыни этот корень представлен словамиdies («день»), Diovis и Iuppiter . Как бы то ни было, форма «Дианус», обозначенная Фигулом, не была подтверждена.

Интерпретация Януса как бога начал и проходов основана на третьей этимологии, указанной Цицероном, Овидием и Макробием, которые объясняют имя как латинское, произошедшее от глаголаire («проходить, идти») .

Современные исследователи сделали предположение, что имя Янус происходит от индоевропейского корня, означающего переходное движение (ср. санскрит - «yana- », авестийское «yah», лат. «i-» и греч. «ei-») . В этом случае Iānus - обозначение действия, выражающее идею движения, прохождения, образованное от корня *yā- < *y-eð2-, или от корня «ey» идти , от которое происходят слова eō, ειμι .

Другие современные исследователи признают индоевропейскую этимологию либо от имени «Дианус», либо от корня «yā» .

Один из древнейших греко-римских богов, вместе с богиней очага Вестой он занимал заметное место в римском пантеоне. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нём и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отождествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус - божественный привратник, в гимне салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (Отворяющий).

Салии в своей песне называли Януса «богом богов» и «добрым создателем». Также его толковали как «мир» - mundus, первобытный хаос, из которого потом возник упорядоченный космос, и он из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка, мира, вращающим его ось .

Арка Януса на Бычьем форуме , обрамляющем церковь Сан-Джорджио-ин-Велабро.

До появления культа Юпитера был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил своё место Юпитеру, а сам занял место владыки всех начал и начинаний во времени. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.

Родители : Небо и Геката , женой Януса была Ютурна , сыном - Фонт, зятем - Вультурн . В греческой литературе его упоминает Прокл, отождествляя с Зевсом . Некоторые толкования называют его сыном Аполлона и Креусы , который основал город Яникул , жил на холме Яникул . Вендила родила ему дочь Каненту .

В качестве атрибутов Янус имел ключ , которым он отпирал и запирал небесные врата (см. апостол Пётр ). В качестве оружия привратника ему служил посох , для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus) .

Под покровительством Януса находились все двери - частного дома, храма богов или ворота городских стен, a так как он вёл счёт дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC(300), а на левой - LXV(65), в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц - януарий . Вместе с тем Янус охраняет каждого человека с момента зачатия до рождения, и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек.

Первый храм Януса был воздвигнут, по преданию, царём Нумой Помпилием . Когда принималось решение объявления войны, царь или консул отпирал ключом тяжёлые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, и перед ликами Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну вооружённые солдаты и юноши, впервые взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми, когда заключался мир, то вернувшиеся войска вновь проходили перед статуей бога и храм вновь запирался на ключ.

Янус был также патроном дорог и путников, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли.

В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в началегода - белый бык.

  • В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу » Янус превратился в загадочную фигуру Януса Полуэктовича Невструева, директора института, единого в двух лицах. Янус Полуэктович - один человек, но в одном лице он живёт, как и все остальные люди, из прошлого в будущее, а «второе лицо» возникло после того, как в будущем он поставил удачный эксперимент по достижению контрамоции и начал жить из будущего в прошлое.
  • !!!В книге Эдварда Радзинского «Александр II. Жизнь и смерть» автор называет царя Александра I двуликим Янусом из-за его склонности как к реформам, так и к жестоким самодержавным методам правления, так свойственным его отцу Павлу I.
  • В романе Элли Гриффитс «Камень Януса» действие разворачивается вокруг мистических жертвоприношений богу Янусу, сделанных помешанным на римской истории английским мальчиком.

Какими только не представляли себе люди богов! Но самым главным обычно было два качества: бессмертие и безграничные возможности. В одной их которая возникла на Земле, индуизме, и появился многоликий бог. Сначала он был один - создатель всего сущего Брахма. Потом к нему присоединились Вишну и Шива, образовав божественную триаду.

На изображении выше все боги верхнего пантеона изображены с женами (слева направо): Сарасвати, Лакшми и Парвати.

Каким был Брахма

Вообще индийские дела понимаются достаточно тяжело, потому что в Индии мыслят не так, как в Европе. Все категории у них иные. Но не будем в них углубляться, а попробуем взглянуть на верховное божество - на Брахму. Как ни странно, оно далеко не самое почитаемое. В Индии мало храмов, посвященных Брахме, мало тех, кто ему поклоняется. Даже для индийцев он достаточно непонятен. Им интересуются, пожалуй, только люди из касты брахманов. Они его чтут и знают.

Чем занят Брахма

Брахма, многоликий бог, возглавляет тримурти - триаду божеств, два других из которых - это Шива и Вишну. О Брахме не рассказывают сказок и легенд, поэтому простому сердцу его трудно любить. Он - понятие абстрактное, которое непостижимо для простодушного неграмотного индийца. Брахма, многоликий бог, находится где-то в неизвестных далях и все время пребывает во сне. И это хорошо. Поскольку один раз он сотворил мир как единую целую сущность, а потом взял и разбил свое творение на мельчайшие осколки, и мы получили тот мир, который имеем сейчас. Он из единства создал множественность. А все индийские мудрецы, практикующие тапаз, стремятся слиться с целостным абсолютом. Брахму трудно представить, но все-таки в индийской иконографии его показывают так, как представлено на картинке с изображением тримурти.

У него четыре лика. Некогда он полюбил женщину и возжелал видеть ее, где бы она ни находилась. Поэтому многоликий бог имеет четыре лица, чтобы следить за своей избранницей во всех частях света.

Вишну-хранитель

Вот Вишну - бог, который имеет всем понятную биографию. И для чего он нужен, тоже всем ясно. Он должен охранять мир, который создал Брахма. От кого он охраняет? Конечно, от демонов. Но он их поборол и спокойно живет в небесных далях, в своем царстве. Там течет Ганг, но не земной, а небесный, там есть пять озер, в которых растут лотосы, и высятся золотые сияющие дворцы. Вишну сидит на белоснежном лотосе, который помещен на золотой трон.

У ног его всегда рядом покорно сидит жена - прекрасная, вечно молодая Лакшми. Она - символ материнства, богатства и красоты.

И вообще темнокожий Вишну и Лакшми - пример гармонии в семье для всех индийцев. Куда бы ни пошел Вишну, даже если он спускается на землю, Лакшми - всегда его верная спутница.

Вишну - бог не многоликий. Это видно на его изображении с женой.

Деяния Вишну на земле

Девять раз спускался Вишну на землю, чтобы победить зло. Первый раз это было до потопа. Он обратился в рыбу и спас благочестивого человека, от которого потом произошел род людской.

Второй раз он принял облик черепахи и помог богам при помощи асуров (демонов) получить из океана напиток бессмертия. Тогда же из лона вод явилась ослепительно красивая Лакшми, которую Вишну взял в жены. Но демоны завладели напитком бессмертия. Тогда Вишну преобразился в девушку невиданной красоты, которая должна была определить, кому из демонов первому испить эту жидкость. И, получив сосуд с ней, Вишну бесследно исчез. Он вернулся к богам. Обманутые демоны бросились в сражение, но тысячами гибли, а боги, обретшие бессмертие, их победили. Не раз еще спускался Вишну на землю, но последний, десятый, его приход должен уничтожить царство зла на земле, и тогда все заживут счастливо.

Тройное божество

Триада божественная, как считал Карл Юнг, является архетипом в истории религии. Число "три" имеет долгую историю мифических ассоциаций.

В классической античности ярким примером является Афродита, которую представляли в виде Урании (небесной) и Пандемос (всенародной). А также музы (Аониды - песня, Мелета - практика, Мнемозина - память). Это очень древнее, исходное представление. Позже их стало девять.

В римский период богиня луны ассоциировалась у древних с луной, изливающей свет на небе, с Дианой, являющей непорочность на земле, и Гекатой или Прозерпиной, которых связывали с колдовством и помещали в Ад.

В Капитолийский период римская триада состояла из Юпитера, Юноны и Минервы, составляющей могущественную семью.

Судьбы в греко-римской мифологии представляли три мойры: Клото, Лахезис и Антропос.

В норвежской мифологии мать-богиня являлась в трех ипостасях - Фрейя, Фригг и Скади.

Примеров можно привести еще много, но закончим двумя последними из славянской и греческой мифологии. Бог Триглав в Словении, Сербии и Хорватии изображался как трехголовый человек или как человек с тремя козлиными головами. В христианский период все его изображения были уничтожены. Это было трехликое божество. Как была трехлика Геката, чье изображение сохранилось до наших дней. Видимо, это был один из ее древнейших культов.

Ну и совсем последнее - это уже не бог, но всем известное мифическое существо - чудовищный пес Цербер, который изображался с тремя головами и охранял Аид.

Римское божество

Бог Янус - одно из которое предшествовало появлению в пантеоне Он изображался с двумя лицами. Одно из них было молодым, другое - старым. Или один из ликов был мужским, а второй - женским. Его храм был построен на площади в центре Древнего Рима, и внутри сооружения стояла статуя Януса из бронзы. Двери храма были открыты во время войны и закрыты, когда наступал мир. За время существования Римской империи они закрывались всего девять раз.

Бог Янус до появления Юпитера открывал небесные врата и выпускал солнце, а вечером он их запирал. Его атрибутом был ключ. Он покровительствовал всем дверям, а также считал дни в году. На одной его ладони стояло число "триста", а на другой - "шестьдесят пять". Янус был богом любого начинания, а двуликость символизировала его осмотрительность, необходимую для каждого нового дела. Лишь века спустя это стало означать отрицательное качество - лицемерие.

Входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. . С его именем связано название месяца январь .

Один из древнейших римских богов-индигетов , вместе с богиней очага Вестой , занимал заметное место в римском ритуале. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нём и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус - божественный привратник, в гимне Салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий). В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus).

Под покровительством Януса находились все двери - частного дома, храма богов или ворота городских стен, a так как он вёл счет дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC(300), а на левой - LXV(65), в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц - януарий . Вместе с тем Янус охраняет каждого человека с момента зачатия до рождения, и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек.

В культуре

Литература

  • В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу » Янус превратился в загадочную фигуру Януса Полуэктовича Невструева, директора института, единого в двух лицах. Янус Полуэктович - один человек, но в одном лице он живёт, как и все остальные люди, из прошлого в будущее, а «второе лицо» возникло после того, как в будущем он поставил удачный эксперимент по достижению контрамоции и начал жить из будущего в прошлое.
  • В книге Эдварда Радзинского «Александр II. Жизнь и смерть», царь Александр автором называется двуликим Янусом из-за его склонности как к реформам, так и к жестоким самодержавным методам правления, так свойственным его отцу Николаю I.

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Янус" в других словарях:

    - (Janus). Древнее латинское божество, первоначально бог солнца и начала, поэтому первый месяц года называется его именем (Januarius). Он считался богом дверей и ворот, привратником Неба, посредником в каждом человеческом деле. Янус призывался при… … Энциклопедия мифологии

    - (миф.) у древних римлян бог первоначально солнца, впоследствии всякого начинания, входов и выходов, ворот и дверей. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположн. стороны, также со скипетром и ключом. Словарь иностранных слов, вошедших… … Словарь иностранных слов русского языка

    ЯНУС, в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое в будущее). В переносном смысле: двуликий Янус лицемерный человек … Современная энциклопедия

    В римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое в будущее). В переносном смысле двуликий Янус лицемерный человек … Большой Энциклопедический словарь

    В мифах древних римлян бог входов и выходов, дверей и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека). Изображался с ключами, 365 пальцами (по числу дней в году, который он начинал) и с двумя смотрящими в… … Исторический словарь

    ЯНУС. В выражении: двуликий Янус см. двуликий. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    I в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое в будущее). В переносном смысле «двуликий Янус» лицемерный человек. II спутник Сатурна, открыт… … Энциклопедический словарь

    Январский Словарь русских синонимов. янус сущ., кол во синонимов: 4 бог (375) божество (… Словарь синонимов

    - (лат. Janus, от janus крытый проход и janua дверь) в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. По реформе календаря Ю. Цезаря месяцем, посвящённым Янусу (Januarius январь), начинался год. Изображался с двумя лицами… … Политология. Словарь.

    Янус - янус, а: двул икий янус … Русский орфографический словарь

    Янус - ЯНУС, в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое в будущее). В переносном смысле: “двуликий Янус” лицемерный человек. … Иллюстрированный энциклопедический словарь



Выбор редакции
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...

В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...

Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...

по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...
Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...
Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...
В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...