Крещение как акт оправдания у протестантов. Значение святого водного крещения


19 января протестанты отмечают праздник Крещения Господня, который также называют Богоявлением. Праздник Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником и посвящен Крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Свое название "Богоявление" праздник получил потому, что при крещении Христа миру явилась Святая Троица: был глас Отца, было сошествие Духа Святого в виде голубя и произошло крещение Сына от Иоанна Предтечи. Протестанты иногда называют его "Большим новым годом".

Этот праздник непереходящий, т.е. с фиксированной датой празднования.

В протестантских церквях крестят, как правило, уже взрослых , хотя в некоторых церквах протестантизма сохраняется крещение младенцев (лютеранство, реформаты). Протестанты не крестят младенцев, считая, что человек должен принять решение о крещении сознательно (поскольку, по убеждению протестантов, крещение возможно только на основании личной веры человека, а не веры его родителей и восприемников). Поэтому протестанты, не практикующие детокрещения, в этот праздник специально подчеркивают, что Христос крестился в сознательном возрасте.

Протестанты по-разному представляют себе суть Таинства Крещения . Протестанты из "Церкви Христа", кэмпбеллиты и ряд других протестантских деноминаций, видят в Крещении средство спасительной благодати Божьей. Они согласны с православными и католиками в том, что Крещение - это начало спасения, и без него спасение человека в принципе невозможно.

Лютеране, пресвитериане, реформаты, англикане и представители других протестантских деноминаций, практикующие крещение младенцев, видят в Крещении знак и печать Завета с Богом. Как правило, в таких церквах человек, крещенный в младенчестве, должен пройти конфирмацию (подтверждение веры). Это своеобразный экзамен, которому подвергаются подростки, после которого можно считаться полноправными членами церкви.

Евангельские христиане, баптисты, меннониты и другие видят в Крещении символ спасения. Они уверены, что спасение происходит исключительно по вере в Иисуса Христа, а крещение всего лишь символ, действие, выражающее послушание спасенного человека Богу. Поэтому крещение они совершают только над взрослыми людьми, способными исповедовать свою веру в Христа.

У протестантов обрядовая сторона крещения также неоднозначна. В основном есть три формы крещения : полное погружение в воду, обливание водой и окропление водой. Причем даже эти формы крещения могут варьироваться. Например, погружение может быть как однократным, так и троекратным.

Да, действительно, в Православной церкви существует три чина перехода в Православие, и не обязательно это делается через крещение. И как будет присоединяться человек, зависит от того, в какой он был религии или христианской конфессии:

1) Через Крещение принимаются те, чье учение далеко отстоит от христианской веры (тех, кто отвергал учение о Триединстве Бога, Боговоплощении, и иные важнейшие догмы христианства). Сюда относятся не только верующие иных религий, но и мунисты, иеговисты, сайентологи и пр.

2) Через Миропомазание присоединяют к Православию традиционных протестантов, которые сохраняют основные догмы христианской веры. Их крещение, действительно, признается. Но православные не признают их священства, считая, что протестанты не имеют апостольского преемства.

3) Через Покаяние принимаются в Православие католики и представители древних христианских церквей, которые, по мнению православных, имеют апостольское преемство.

Так что из этого можно сделать два интересных вывода:

А) Действительно протестанты принимаются в православие не через крещение

Б) Традиционных протестантов (принимающих Апостольский и Никейский символ веры), православные отделяют от реальных сект, которые лишь именуются христианскими, но по сути такими не являются. Об этом, к сожалению, умалчивают журналисты и некоторые «сектоведы», ставящих многих современных протестантов, имеющих классическое евангельское учение в один ряд с такими культами, как свидетели Иеговы, мормонами, богородичным центром, сайентологами и пр.

Теперь вопрос: а как же принимаются православные (и не только православные) в протестантские церкви, если они туда решили перейти?

Мое мнение таково: подобным образом, как Православные дифференцируют «инославных», так же и протестантам стоит отличать тех, которые формально причисляли себя к христианству (в данном случае – к Православию), но фактически были людьми неверующими, и тех, кто реально верили во Христа, находясь в другой христианской конфессии, и по каким-либо причинам решили присоединиться к протестантской церкви.

Если человек был искренне верующий в Господа Иисуса Христа, и вследствие этой веры, крещен полным погружением, то ему при переходе в другую церковь креститься, на мой взгляд, не нужно.

Кстати, традиционно Православие приемлет более именно такой путь крещения. Окропление взрослых в большей мере стали практиковать в период СССР. В древности окропляли лишь больных на смертном ложе, не способных пойти и креститься. Остальные же крестились либо в проточной воде, либо в баптистериях. В дореволюционной России баптистериев было уже слишком мало, по причине того, что крестили детей при рождении, и взрослые, в основном, все были крещены. Поэтому при советской власти, не имея ни баптистериев, ни возможности их построить, при крещение взрослых происходило окроплением. Но сейчас в РПЦ уже открыто учат, что крещение, если есть возможность, следует совершать полным погружением.

Чем же руководствуются протестантские служители, принимая решение о перекрещивании?

1) Большинство евангельских христиан отвергает концепцию крещения младенцев, считая, что крещение совершается человеком осмысленно и должно быть результатом его искреннего покаяния перед Богом.

2)Большинство протестантов верят в крещение методом полного погружения, признавая, что именно такой метод крещения и практиковался в новозаветные времена.

Учитывая это, если человек, приходящий из любой другой христианской конфессии (но не культа, отвергающего догмы христианства!), уже являлся верующим во Христа Иисуса как своего личного Господа и Спасителя, обратившись к Нему в покаянии, и принял рождение свыше, а также по вере был крещен полным погружением в воде, то ему крещение НЕ ТРЕБУЕТСЯ, т.к. признается уже существующее. Таково мое мнение, но это не канон!

Бог да благословит Вас!

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… Кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мф 28, 19; Мк 16, 16)

Крещение – это внешнее свидетельство вашего завета с Богом. Крещение, это следствие принятия Евангелия. Когда сама вера, небезразличие к Евангелию уже есть. Когда нравится Его дух. Крещение это аверс решения человека следовать за Христом. У апостола Павла стало ещё и знаком умирания для жизни прежней и начала новой, выбор новой жизни, жизни ради Господа. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3, 27). Покаяние же во многом это еще выбор ради себя. Крещение это публичное заявление, получение «паспорта веры», сознательное совершеннолетнее желание быть Христовым.

этимология слова «крещение» восходит к греческому βάπτισμα (погружение в воду, и даже «вымачивание»). Так, рассказывают, что в трудах старинного греческого писателя Никандера в рецепте изготовления маринованных огурцов; —) сначала рекомендуется «бапто» огурец в кипяток, а затем «баптизо» его в уксус. Второе подразумевает более качественное окунание с изменением уже всего огурца, а не простое макание его

Соответственно, подготовка к «вымачиванию» ведется плотная, в гармонии общины и крещаемого, проверяя и готовя его к новому и чистому бытию.

Новообращенного приводили к епископу, который в ранней Церкви был священником, пастырем и учителем местной христианской общины. Получив заверения в серьезности намерений обратившегося, епископ вносил его имя в список оглашенных. Затем он трижды осенял крестным знамением новообращенного и возлагал руку на его голову. Этот первоначальный ритуал, называвшийся зачислением, означал, что Христос принимает этого человека в Свое достояние и вносит его имя в Книгу Жизни. Во времена св. Иоанна Златоуста это происходило в самом начале Великого Поста

+Крестятся во оставление грехов

Вот история обращения Савла (будущего апостола Павла). Еще на дороге в Дамаск он исповедал Иисуса Господом, и три дня после этого постился и возносил покаянные молитвы, и в день крещения его грехи были омыты (Деяния 22:16)

+Крестятся в Жизнь Христа

все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (К Галатам 3:26-27). Мы облеклись во Христа, и уже в этой жизни мы отождествляем свою жизнь с его жизнью.

+Крестятся в Святую Жизнь

Мы отождествляемся с предвечным Сыном Божьим Христом в прошлом, где Он — Агнец Божий; мы отождествляемся с Ним в нашей обновленной жизни сейчас, где Он — Спаситель Мира; мы отождествляемся с Ним подобием воскресения в будущем, где Он — Царь царствующих и Господь господствующих.

+Крестятся в Святую Церковь

Мы принимаем участие в крещении верующих публично отождествлять себя с Иисусом в Его смерти и воскресение. Это святая и прекрасная возможность заявить: «Я считаю, что наилучший способ жить есть путь Иисуса Христа, и я намерен следовать за Христом каждый день умирая для себя и позволяя воскресшему Христу, жить во мне и через меня».

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1, 12-13).

+Крестятся во спасение.

Крещение по вере является залогом нашего спасения: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (От Марка 16:16).

Существует ли повторное крещение?

сегодня, когда человек не знает, был ли он крещен в детстве, и свидетелей его крещения отыскать не удаётся, но желание крещения у него есть, то крестят с оговоркой «аще не крещен есть». Таким образом удерживают требование единственности крещения. Однако интересно, что церковное правило, на которое при этом сегодня опираются говорит о детях, а не о взрослых.

84 правило Шестого Вселенского собора:

Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достойные свидетели, несомненно утверждающие, что крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им таинстве, должно без всякого недоумения крестить их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею.

А вот и 47-е правило «Апостольское» против повторных крещений:

Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников.

Как видим, в нем есть оговорка по истине . А как истину можно трактовать различно, то различно и трактовали. Так, скажем, католиков, то перекрещивали в православие по этому правилу, то нет. (Сейчас по большей части нет.) Правило нацелено на удержание единого крещения. Но используется и для удержания «мнений». И вместе с тем, никак не ограничивает право крещения у мирян.

Крещаемый должен иметь возраст, позволяющий выполнить условия крещения, и не моложе 14 лет.

Церемония крещения

Слово крещение происходит не от слов крест или христианин, а переводится с греческого βαπτιζω «баптидзо» – «окунать», «погружать в воду». Иоанн Креститель, крестивший Иисуса Христа, в Евангелиях в оригинале на греческом языке именуется Иоанном Баптистом — Ιωαννης ο βαπτιστης. Иисус был крещен полным погружением. Также погружением крестили христиан в первые несколько столетий после Христа. Вода, будучи осязаемым элементом крещения, придаёт ему вещественность, а значит и психологическую действительность -достоверность .

Чин крещения

1. Общая молитва,

2.Эпизод экзорцизма: крещаемый трижды отрекается от всякого зла

священник спрашивает: »Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его?»

И отвечает оглашенный и глаголет: »Отрекаюсь». Этот и последующие вопросы и ответы повторяются трижды.

Молитва запрещения 3-я

Священник : Господь Саваоф, Бог Израилев, исцеляющий всякий недуг и всякую болезнь, воззри на раба Твоего, испытай, исследуй и отгони от него всякое дьявольское действие. Запрети нечистым духам и изгони их, и очисти дело Твоих рук. И, направив Твою непреодолимую силу, скоро сокруши сатану под ноги его.

(Священник слегка дует на уста, на чело и на грудь оглашенного, говоря:).

И згони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его (повторяется трижды): - духа прелести, духа лукавства, духа идолопоклонства и всякого сребролюбия (страсти обогащения), духа лжи и всякой нечистоты, действующих по внушению диавола. Сотвори раба Твоего словесной овцой святого стада Твоего Христа, честным членом Церкви Твоей, сосудом освященным, сыном света и наследником Твоего Царства, чтобы он, пожив по Твоим заповедям и сохранив печать неповрежденной и ризу неоскверненной, получил блаженство святых в Царстве Твоем.

И дай ему победу над ним и над всеми его нечистыми духами, чтобы он, получив Твою милость, удостоился бессмертных и небесных Твоих Таинств, и воздавал славу Тебе - Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

3. Водное крещение совершается на основании положительных ответов крещаемого на вопросы:

а)«Веришь ли ты, что Иисус Христос есть Сын Божий?

б) Веришь ли ты, что Он умер за твои грехи и воскрес ради твоего оправдания?

в)Обещаешь ли ты служить Господу чистой и доброй совестью во все дни твоей жизни?»

г) Молитва священника

4) Крещаемый читает Никео-Цареградский Символ веры.

5) Освящение елеем.

После того, как вода освящена, она помазуется елеем. Также священник помазывает маслом и крещаемого: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей, прежде всего, употреблялся как лечебное средство. Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком.

В елик Ты, Господи, и дивны дела Твои, и никакое слово не достаточно для воспевания чудес Твоих (трижды).

Т ы, по Своей воле, из ничего создал все. Твоим всемогуществом Ты держишь творение и Твоим промыслом управляешь миром. Ты составил мир из четырех стихий и круг года увенчал четырьмя временами. Пред Тобою трепещут все небесные силы; Тебя воспевает Солнце; Тебя славит Луна; Тебе предстоят звезды; Тебе повинуется свет; пред Тобою трепещут бездны; на Тебя работают источники; Ты простер небо, как палатку; Ты утвердил землю на водах; Ты оградил море песком; Ты разлил воздух для дыхания; Ангельские силы Тебе служат, Архангельские лики Тебе кланяются; многоокие Херувимы и шестокрылые Серафимы, стоя вокруг и летая, закрывают лица свои в страхе от Твоей славы.

Т ы - Бог неописуемый, безначальный и неизреченный. Ты пришел на землю, приняв образ раба и стал подобен людям. Ибо не мог Ты, Владыка, по Своему милосердию, видеть, как диавол мучит род человеческий. Но Ты пришел, и спас нас. Мы исповедуем благодать, провозглашаем Твою милость, не скрываем благодеяния: Ты освободил наши поколения, освятив девственную утробу Своим рождеством. Все творение воспевает Тебя явившегося. Ибо Ты - наш Бог, Который на землю пришел и с людьми пожил. Ты освятил Иорданские потоки, послав с неба Твоего Святого Духа и сокрушил головы в них гнездящихся змиев.

П оэтому, человеколюбивый Царь, приди и ныне наитием Твоего Святого Духа и освяти воду сию (трижды),

И дай ей благодать искупления, благословение Иордана. Сделай ее источником нетления, даром освящения, прощения грехов, исцеления недугов, пагубой для демонов, непреступной для вражеских сил, исполненной ангельской крепости. Пусть замышляющие против сотворенного Тобою, теперь бегут от него. Ибо я призвал Твое имя, которое дивно, славно и страшно для противников.

6)Купание крещаемого.

Оглашенный становится в купель. Священник трижды погружает его в воду, говоря поочередно

Крещается раб Божий (имя).

Во имя Отца, аминь;

И Сына, аминь;

И Святого Духа. Аминь .

Потом священник дает крещеному светлую новую одежду, символизирующую чистоту его души, говоря: Облачается раб Божий (имя) в ризу праведности во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. В это же время на новокрещенного возлагается нательный крест, чтобы напоминать ему о христианском образе жизни.

Господь наш Иисус Христос дал заповедь Своим ученикам научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). По Его Божественному повелению святая апостольская Церковь и до сих пор совершает это священное таинство, в котором «верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Пространный христианский катехизис). По учению Священного Писания, в крещении омываются все грехи (см.: Деян. 22: 16), человек участвует в смерти и воскресении Христа Спасителя (см.: Рим. 6: 3-5), облекается во Христа (см.: Гал. 3: 27), становиться чадом Божиим (см.: Ин. 3: 5-6). А потому само крещение, по прямому и недвусмысленному слову Библии, спасает нас воскресением Христовым (см.: 1 Пет. 3: 21), и без истинного крещения невозможно спастись (см.: Ин. 3: 5; Мк. 16: 16).

Именно из столь великого значения данного таинства каждому крайне важно знать, омыт ли он водами священной купели или нет, оправдан ли он кровью Христовой или еще доныне тлеет во грехах своих. Ведь если человек думает, что он очищен, а между тем грех его на нем пребывает, то ему ничем не поможет ложная уверенность. Примером этого может служить лечение рака, когда уверенность в том, что врач удалил опухоль, ничем не поможет тому, кому на деле опухоль не удалена. Особенно это важно знать тем, кто, читая Священное Писание, поверил в Господа Иисуса Христа и решил, что этого достаточно для спасения. К сожалению, знание о Враче не тождественно исцелению. Еще необходимо приступить к духовному лечению и отдать свою душу в руки Небесного Хирурга, Который отсечет от сердца наросты греха водами крещения.

Приходиться слышать от самых разных людей, что креститься можно и не в Православной Церкви. Многие были крещены различными проповедниками в бассейнах на стадионах, многие получили крещение в различных евангельских общинах, и при этом они искренно считают себя возрожденными детьми Божиими, нашими братьями во Христе, готовыми даже приступить к Христовой чаше в наших храмах. Но так ли это? Можно ли признать истинным крещение радикальных протестантов (так называемых евангельских христиан) - баптистов, харизматов, методистов и последователей других подобных движений?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала указать на важнейшую библейскую истину: таинство крещения не есть нечто отдельное от Церкви - оно является дверью, вводящей в Церковь. И совершает его не человек, а Сам Христос Спаситель, Который является Главой тела Церкви (см.: Еф. 1: 23). Исходя из этого бесспорного положения откровения и помня, что вне видимой Церкви нет спасения, уже в древности святые отцы (священномученик Киприан Карфагенский и отцы Карфагенского Собора 256 года) учили, что вне евхаристических границ Церкви нет и таинств. А потому, по их учению, все еретики и отщепенцы потеряли благодать и не могут преподать другим того, чего сами не имеют. Эта точка зрения популярна в Православной Церкви и сейчас. Но уже в то же самое время другой святой - мученик Стефан, папа Римский, - утверждал, что и внецерковное крещение свято, и потому необходимо лишь дополнять его возложением рук, подающим дар Святого Духа (аналогом нашего миропомазания).

Апостольская Церковь не признала правильным ни то, ни другое учение. Уже Никейский Собор признал крещение и священство раскольников новациан (8-е правило), а II Вселенский Собор 7-м правилом распределил еретиков и раскольников на две группы - принимаемых через крещение и через миропомазание. 95-е правило Трулльского Собора добавило к этому еще одну группу - принимаемых через публичное (письменное) отречение от своих заблуждений. Так возникли три чина приема еретиков и раскольников.

В чем причина этого разделения? Почему Церковь не сочла для себя возможным принимать всех инославных через святое крещение? Думаю, что ответ надо искать опять- таки в Новом Завете. Апостол Павел, перечисляя смертные грехи (см.: Гал. 5: 20), поставил грех ереси наравне с другими тяжелейшими преступлениями: убийством, прелюбодеянием, воровством, идолослужением и другими. И добавил к этому страшную угрозу: «Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 21).

Итак, ереси и расколы - это смертные грехи, которые разрывают связь человека с Богом. Они влекут человека в геенну огненную. Они открывают его сердце для действия сатаны.

Но при этом в Церкви существует правило, что до суда человека нельзя считать осужденным. Именно поэтому те еретики и раскольники, которые были осуждены законным церковным судом и не пожелали раскаяться, лишаются всех даров Божиих. А те, которые еще не осуждены, - их действия как служителей Церкви могут считаться действительными в том случае, если Церковь пожелает признать это. В этом как раз и проявляется данная Святым Духом апостолам власть вязать и решить (см.: Ин. 20: 22-23).

Тут надо пояснить, по какому принципу действует Церковь. Ведь раз таинства совершает не человек, а Бог, то и Церковь Божия не может признать таинством то, что чуждо Божиего действия. Пустая форма не может дать человеку вообще ничего. Нужно действие Духа, иначе вода останется водой.

Епископ Никодим (Милаш) так описывает принципы, которыми руководствуется Церковь в вопросе признания или непризнания внецерковных таинств. Толкуя 47-е правило святых апостолов («епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит, да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней и не различающий священников от лжесвященников»), он пишет: «Крещение есть необходимое условие для того, чтобы вступить в Церковь и сделаться истинным ее членом. Оно должно быть совершено по учению Церкви, и только такое крещение называется по этому правилу истинным (κατά άλήθειαν). Епископ или пресвитер, позволивший себе вновь крестить кого-либо, уже получившего такое крещение, подлежит извержению из священного сана, так как истинное, правильно совершенное крещение никогда не должно более повторяться над одним и тем же лицом. От истинного крещения правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником по учению Церкви и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила “от нечестивых оскверненного” (τόν μεμολυσμένον παρά τών άσεβών). Относительно того, какое крещение считалось ложным во время издания апостольских правил, говорится в 49-м и 50-м апостольских правилах. Такое ложное крещение считалось недействительным, то есть получивший его как бы и не был крещен, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего такое ложное крещение и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным. Главным основанием этого, по правилу, является то, что духовное лицо, повторившее правильно совершенное крещение или же признавшее правильным ложное крещение, поглумилось над крестом и смертью Господа, потому что, по словам апостола Павла, все крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились (см.: Рим. 6: 3), и что сам крест, по словам Иоанна Златоустого, называется крещением, которым и Он крестился (см.: Мф. 20: 23), и что и Он будет креститься крещением, о котором ученики Его не знают (см.: Лк. 12: 50).

Поводом к изданию этого правила послужили, прежде всего, существовавшие во времена апостолов ереси (николаитов, симониан, Менандра, Керинфа и Евиона), искажавшие основные догматы о Святой Троице, о Лицах Божества и особенно о воплощении Сына Божия и об искуплении. У таких еретиков, конечно, не могло быть ни истинного крещения как таинства, возрождающего человека в новую жизнь и просвещающего его Божественной благодатью (хотя бы относительно формы таинство это было совершено правильно), потому что самые понятия их о Боге и об истинной вере Христовой были совершенно ложны. Другим поводом к изданию этого правила послужили также и споры, возникавшие в первые времена Церкви относительно крещения еретиков. По мнению одних, никоим образом нельзя было признавать крещения, совершенного у еретиков, и, следовательно, необходимо было снова крестить каждого без различия, переходившего из ереси в Православную Церковь. По мнению других, снова крестить необходимо было только переходящих из той ереси, в которой искажено было крещение; если же крещение известных еретиков не было повреждено, но по своей сущности соответствовало православному крещению и, следовательно, могло считаться Церковью по существу правильным, то переходивших из таковых ересей (где сущность крещения не была повреждена) не было надобности вторично крестить. Первого мнения держались епископы африканской Церкви и некоторые Восточной; другое мнение защищалось западными епископами и вместе с ними большинством остальных епископов. Это последнее мнение принято и настоящим апостольским правилом и ясно выражено в нем как общая церковная норма, а именно: крещение по своему существу, как тайна благодати, не может вообще повторяться. И, следовательно, если оно правильно совершено и по своей сущности, и по внешней форме, другими словами, если оно совершено сообразно его евангельскому установлению, то оно не повторяется даже и над теми, которые переходят в Церковь из какой-либо ереси. Особенно это должно относиться к лицам, крещенным первоначально в Православной Церкви и затем перешедшим в какую-либо ересь. Если же крещение совершено противно его евангельскому установлению и людьми нечестивыми (άσεβών), как говорит это апостольское правило, то есть таким еретическим священником, который извращенно исповедует основные догматы христианской веры, вследствие чего совершенное им крещение не есть истинное (ού χατά άλήθειαν) и считается недействительным, то данное лицо необходимо крестить снова как бы еще не крещенное.

Правила определяют точным образом, какое крещение, совершенное не в Православной Церкви и не православным священником, должно считаться недействительным и должно быть повторено. Предписания этих правил должны строго соблюдаться, и малейшее отступление от них должно подлежать каноническому наказанию. Предписания этих правил имеют значение исключительно при обсуждении действительности крещения, совершенного вне Православной Церкви.

В данном апостольском правиле важно то, что, помимо вышеприведенного основания к извержению епископа или пресвитера, повторившего правильно совершенное крещение или признавшего правильным ложное крещение, таковым основанием считается и то, что эти духовные лица не делают разницы между настоящими и ложными священниками (ψευδιερέων). Чтобы судить о том, должно ли священство того или другого иноверного общества считаться законным и, следовательно, признаваться или не признаваться со стороны Православной Церкви, необходимо убедиться главным образом в том, отступает ли известное иноверное общество от Православной Церкви только в некоторых отдельных пунктах веры и в некоторых своих отдельных обрядах, или оно погрешает в основных истинах Церкви и имеет искаженное учение как в отношении вопросов веры, так и в отношении церковной дисциплины; в последнем случае священство такого общества не может признаваться Православной Церковью. Далее, нужно принять во внимание, смотрит ли данное религиозное общество на священство как на божественное установление и на иерархическую власть как на власть, проистекающую из божественного права, или же оно смотрит на священство как на служение, получаемое, подобно всякой другой мирской службе, без участия божественной благодати и нужной только для того, чтобы сохранить известный порядок при исполнении каких-либо религиозных обязанностей. В последнем случае нет истинного священства, потому оно и не может признаваться Церковью. Наконец, так как основу законного священства составляет непрерывное преемство иерархической власти от апостолов и до настоящего времени, то при суждении об иноверном священстве необходимо обращать особенное внимание на то, сохранено ли в данном религиозном обществе это апостольское преемство или нет. Священство религиозных обществ, сохранивших это непрерывное преемство, считается, несмотря на существующие в них различные мнения, канонически правильным, если только в остальном они не затрагивают самых основ христианской веры и сущности и силы таинств; если же это апостольское преемство прервано в том или ином религиозном обществе, которое, отделившись от церковного общения, имеет свою особую иерархию, независимо от апостольского преемства, то священство подобного общества не может быть признано канонически правильным (см.: апостольское правило 67; I Вселенского Собора 8, 19; Лаодикийского 8, 32; Карфагенского 68; Василия Великого 1; др.)» (Толкование на правила апостолов).

Если с этими критериями мы подойдем к так называемым евангельским христианам, то очевидным будет отрицательный ответ на вопрос о действительности их крещения. Все «евангельские церкви» возникли не ранее XVII века без всякой связи с апостольской иерархией. Один из основателей баптизма, Джон Смит, был самокрещенцем. Таким образом, при самом основании этих сообществ была задекларирована их отделенность от той апостольской Церкви, которую создал Сам Христос и которой Он обещал неодолимость вратами ада (см.: Мф. 16: 18).

Уже здесь мы видим внутреннюю противоречивость учения данных сообществ. Ведь если Христос не смог сохранить в неповрежденности Свою Церковь, (а в Его время она была вполне видима и имела четкие границы (см.: Деян. 5: 13), и потому нельзя сказать, что Церковь была невидимой), если Христова Церковь настолько деградировала, что из видимой стала невидимой (что противоречит определению ее как тела Христова, ведь тело по определению видимо), то Христос солгал. А лжец не может быть Богом. Ведь в любой ситуации это знак или слабости и невежества (если Христос хотел сохранить Церковь - но не смог), или злого умысла (если Он не собирался этого делать, а просто ввел Своих учеников в заблуждение). Так что само определение протестантов как христиан внутреннее противоречиво. Как можно называться именем слабака или обманщика? Если же Иисус Христос - истинный Бог, то любой честный читатель Евангелия должен отыскивать не самоделку XVII или ΧΧ века, а ту Церковь, которая существует со времен апостолов, сохраняя и апостольское преемство, и апостольскую веру. Итак, с точки зрения 47-го правила святых апостолов, пасторы, епископы и пресвитеры баптистов, харизматов и других евангельских христиан не могут быть названы иначе чем «лжесвященниками». А потому, в строгом соответствии с этим древнейшим правилом, крещение их не может быть принято. Ведь Спаситель повелел крестить людей не всем подряд, а только апостолам (см.: Мф. 28: 18-20).

Но тут возникает другой вопрос: может быть, их крещение можно признавать по аналогии с мирянским крещением, принимаемым сейчас в Православии? И тут мы сталкиваемся с другими трудностями.

Как уже было сказано выше, для признания крещения необходимо, чтобы вера данной общины радикально не противоречила откровению. Да, формально евангельские христиане признают и Троицу, и Боговоплощение, так что этот признак ими выполняется. Конечно, их понимание догматики оставляет желать много лучшего. Так, например, многие сторонники евангелизма искаженно понимают тайну Триединства. Мне практически не приходилось встречать евангеликов, которые признавали бы существование ипостасных признаков у Божественных Ипостасей. Большинство реальных евангеликов (баптистов, харизматов), с которыми мне приходилось общаться, - это тритеисты (трехбожники). Многие из них утверждают, что вера в предвечное рождение Сына Божия - это верный путь к секте свидетелей Иеговы. Есть евангелики, утверждающие, что Сын Божий до воплощения не был Сыном, а был только Словом Отца. И это мнение распространено в ряде сочинений евангеликов, направленных против культов. Мы видим здесь невежество, граничащее с ересью. Причиной, почему мы оцениваем это заблуждение столь мягко, та, что официальное изложение веры этих организаций - это или апостольский символ, или Никео-Цареградский символ. И мы до формального утверждения этих еретических доктрин должны думать, что перед нами частные заблуждения тех или иных евангелических общин.

Но когда мы доходим до изучения веры евангеликов в таинства, то тут уже мы сталкиваемся с непроходимой границей между откровением и их учением. Согласно учению всех евангельских христиан, их крещение не спасает, не очищает от греха, не усыновляет Богу. Согласно баптистскому вероисповеданию 1985 года, «что водное крещение по вере есть исполнение заповеди Иисуса Христа о Церкви, свидетельство веры и послушания Господу; оно является торжественным обещанием Богу доброй совести. Водное крещение по слову Божию совершается над теми, кто уверовал в Иисуса как в своего личного Спасителя и пережил рождение свыше. Крещение совершается служителями через единократное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Крещение уверовавшего символизирует его смерть, погребение и воскресение со Христом. При совершении крещения служитель задает вопросы крещаемому: “Веришь ли, что Иисус Христос есть Сын Божий? Обещаешь ли служить Богу в доброй совести?”. После утвердительного ответа крещаемого он говорит: “По вере твоей крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Слово “Аминь” крещаемый произносит вместе со служителем. После крещения служители совершают молитву над крещеными и хлебопреломление».

Такое же учение о крещении присутствует и у других радикальных протестантов, начиная с Цвингли, заявившего, что вода в купели ничем не отличается от воды в корыте. Тут мы видим, что для самих евангеликов крещение не является таинством, уникальным действием Самого Бога, а только символом, человеческим действием, которое совершает уже спасенный человек. Неоднократно в евангелистской литературе приходилось читать, что крещение не спасает человека, и даже некрещеный может стать чадом Божиим, пережить духовное рождение и войти в Царствие Небесное. В некоторых евангелистских собраниях люди могут участвовать даже в проповеднической деятельности и учиться в семинариях, не получив водного крещения.

 Господь наш Иисус Христос дал заповедь Своим ученикам научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). По Его Божественному повелению святая апостольская Церковь и до сих пор совершает это священное таинство, в котором «верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Пространный христианский катехизис). По учению Священного Писания, в крещении омываются все грехи (см.: Деян. 22: 16), человек участвует в смерти и воскресении Христа Спасителя (см.: Рим. 6: 3–5), облекается во Христа (см.: Гал. 3: 27), становиться чадом Божиим (см.: Ин. 3: 5–6). А потому само крещение, по прямому и недвусмысленному слову Библии, спасает нас воскресением Христовым (см.: 1 Пет. 3: 21), и без истинного крещения невозможно спастись (см.: Ин. 3: 5; Мк. 16: 16).

Именно из столь великого значения данного таинства каждому крайне важно знать, омыт ли он водами священной купели или нет, оправдан ли он кровью Христовой или еще доныне тлеет во грехах своих. Ведь если человек думает, что он очищен, а между тем грех его на нем пребывает, то ему ничем не поможет ложная уверенность. Примером этого может служить лечение рака, когда уверенность в том, что врач удалил опухоль, ничем не поможет тому, кому на деле опухоль не удалена. Особенно это важно знать тем, кто, читая Священное Писание, поверил в Господа Иисуса Христа и решил, что этого достаточно для спасения. К сожалению, знание о Враче не тождественно исцелению. Еще необходимо приступить к духовному лечению и отдать свою душу в руки Небесного Хирурга, Который отсечет от сердца наросты греха водами крещения.

Приходиться слышать от самых разных людей, что креститься можно и не в Православной Церкви. Многие были крещены различными проповедниками в бассейнах на стадионах, многие получили крещение в различных евангельских общинах, и при этом они искренно считают себя возрожденными детьми Божиими, нашими братьями во Христе, готовыми даже приступить к Христовой чаше в наших храмах. Но так ли это? Можно ли признать истинным крещение радикальных протестантов (так называемых евангельских христиан) – баптистов, харизматов, методистов и последователей других подобных движений?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала указать на важнейшую библейскую истину: таинство крещения не есть нечто отдельное от Церкви – оно является дверью, вводящей в Церковь. И совершает его не человек, а Сам Христос Спаситель, Который является Главой тела Церкви (см.: Еф. 1: 23). Исходя из этого бесспорного положения откровения и помня, что вне видимой Церкви нет спасения, уже в древности святые отцы (священномученик Киприан Карфагенский и отцы Карфагенского Собора 256 года) учили, что вне евхаристических границ Церкви нет и таинств. А потому, по их учению, все еретики и отщепенцы потеряли благодать и не могут преподать другим того, чего сами не имеют. Эта точка зрения популярна в Православной Церкви и сейчас. Но уже в то же самое время другой святой – мученик Стефан, папа Римский, – утверждал, что и внецерковное крещение свято, и потому необходимо лишь дополнять его возложением рук, подающим дар Святого Духа (аналогом нашего миропомазания).

Апостольская Церковь не признала правильным ни то, ни другое учение. Уже Никейский Собор признал крещение и священство раскольников новациан (8-е правило), а II Вселенский Собор 7-м правилом распределил еретиков и раскольников на две группы – принимаемых через крещение и через миропомазание. 95-е правило Трулльского Собора добавило к этому еще одну группу – принимаемых через публичное (письменное) отречение от своих заблуждений. Так возникли три чина приема еретиков и раскольников.

В чем причина этого разделения? Почему Церковь не сочла для себя возможным принимать всех инославных через святое крещение? Думаю, что ответ надо искать опять- таки в Новом Завете. Апостол Павел, перечисляя смертные грехи (см.: Гал. 5: 20), поставил грех ереси наравне с другими тяжелейшими преступлениями: убийством, прелюбодеянием, воровством, идолослужением и другими. И добавил к этому страшную угрозу: «Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 21).

Итак, ереси и расколы – это смертные грехи, которые разрывают связь человека с Богом. Они влекут человека в геенну огненную. Они открывают его сердце для действия сатаны.

Но при этом в Церкви существует правило, что до суда человека нельзя считать осужденным. Именно поэтому те еретики и раскольники, которые были осуждены законным церковным судом и не пожелали раскаяться, лишаются всех даров Божиих. А те, которые еще не осуждены, – их действия как служителей Церкви могут считаться действительными в том случае, если Церковь пожелает признать это. В этом как раз и проявляется данная Святым Духом апостолам власть вязать и решить (см.: Ин. 20: 22–23).

Тут надо пояснить, по какому принципу действует Церковь. Ведь раз таинства совершает не человек, а Бог, то и Церковь Божия не может признать таинством то, что чуждо Божиего действия. Пустая форма не может дать человеку вообще ничего. Нужно действие Духа, иначе вода останется водой.

Епископ Никодим (Милаш) так описывает принципы, которыми руководствуется Церковь в вопросе признания или непризнания внецерковных таинств. Толкуя 47-е правило святых апостолов («епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит, да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней и не различающий священников от лжесвященников»), он пишет: «Крещение есть необходимое условие для того, чтобы вступить в Церковь и сделаться истинным ее членом. Оно должно быть совершено по учению Церкви, и только такое крещение называется по этому правилу истинным (κατά άλήθειαν). Епископ или пресвитер, позволивший себе вновь крестить кого-либо, уже получившего такое крещение, подлежит извержению из священного сана, так как истинное, правильно совершенное крещение никогда не должно более повторяться над одним и тем же лицом. От истинного крещения правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником по учению Церкви и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила “от нечестивых оскверненного” (τόν μεμολυσμένον παρά τών άσεβών). Относительно того, какое крещение считалось ложным во время издания апостольских правил, говорится в 49-м и 50-м апостольских правилах. Такое ложное крещение считалось недействительным, то есть получивший его как бы и не был крещен, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего такое ложное крещение и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным. Главным основанием этого, по правилу, является то, что духовное лицо, повторившее правильно совершенное крещение или же признавшее правильным ложное крещение, поглумилось над крестом и смертью Господа, потому что, по словам апостола Павла, все крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились (см.: Рим. 6: 3), и что сам крест, по словам Иоанна Златоустого, называется крещением, которым и Он крестился (см.: Мф. 20: 23), и что и Он будет креститься крещением, о котором ученики Его не знают (см.: Лк. 12: 50).

Поводом к изданию этого правила послужили, прежде всего, существовавшие во времена апостолов ереси (николаитов, симониан, Менандра, Керинфа и Евиона), искажавшие основные догматы о Святой Троице, о Лицах Божества и особенно о воплощении Сына Божия и об искуплении. У таких еретиков, конечно, не могло быть ни истинного крещения как таинства, возрождающего человека в новую жизнь и просвещающего его Божественной благодатью (хотя бы относительно формы таинство это было совершено правильно), потому что самые понятия их о Боге и об истинной вере Христовой были совершенно ложны. Другим поводом к изданию этого правила послужили также и споры, возникавшие в первые времена Церкви относительно крещения еретиков. По мнению одних, никоим образом нельзя было признавать крещения, совершенного у еретиков, и, следовательно, необходимо было снова крестить каждого без различия, переходившего из ереси в Православную Церковь. По мнению других, снова крестить необходимо было только переходящих из той ереси, в которой искажено было крещение; если же крещение известных еретиков не было повреждено, но по своей сущности соответствовало православному крещению и, следовательно, могло считаться Церковью по существу правильным, то переходивших из таковых ересей (где сущность крещения не была повреждена) не было надобности вторично крестить. Первого мнения держались епископы африканской Церкви и некоторые Восточной; другое мнение защищалось западными епископами и вместе с ними большинством остальных епископов. Это последнее мнение принято и настоящим апостольским правилом и ясно выражено в нем как общая церковная норма, а именно: крещение по своему существу, как тайна благодати, не может вообще повторяться. И, следовательно, если оно правильно совершено и по своей сущности, и по внешней форме, другими словами, если оно совершено сообразно его евангельскому установлению, то оно не повторяется даже и над теми, которые переходят в Церковь из какой-либо ереси. Особенно это должно относиться к лицам, крещенным первоначально в Православной Церкви и затем перешедшим в какую-либо ересь. Если же крещение совершено противно его евангельскому установлению и людьми нечестивыми (άσεβών), как говорит это апостольское правило, то есть таким еретическим священником, который извращенно исповедует основные догматы христианской веры, вследствие чего совершенное им крещение не есть истинное (ού χατά άλήθειαν) и считается недействительным, то данное лицо необходимо крестить снова как бы еще не крещенное.

Правила определяют точным образом, какое крещение, совершенное не в Православной Церкви и не православным священником, должно считаться недействительным и должно быть повторено. Предписания этих правил должны строго соблюдаться, и малейшее отступление от них должно подлежать каноническому наказанию. Предписания этих правил имеют значение исключительно при обсуждении действительности крещения, совершенного вне Православной Церкви.

В данном апостольском правиле важно то, что, помимо вышеприведенного основания к извержению епископа или пресвитера, повторившего правильно совершенное крещение или признавшего правильным ложное крещение, таковым основанием считается и то, что эти духовные лица не делают разницы между настоящими и ложными священниками (ψευδιερέων). Чтобы судить о том, должно ли священство того или другого иноверного общества считаться законным и, следовательно, признаваться или не признаваться со стороны Православной Церкви, необходимо убедиться главным образом в том, отступает ли известное иноверное общество от Православной Церкви только в некоторых отдельных пунктах веры и в некоторых своих отдельных обрядах, или оно погрешает в основных истинах Церкви и имеет искаженное учение как в отношении вопросов веры, так и в отношении церковной дисциплины; в последнем случае священство такого общества не может признаваться Православной Церковью. Далее, нужно принять во внимание, смотрит ли данное религиозное общество на священство как на божественное установление и на иерархическую власть как на власть, проистекающую из божественного права, или же оно смотрит на священство как на служение, получаемое, подобно всякой другой мирской службе, без участия божественной благодати и нужной только для того, чтобы сохранить известный порядок при исполнении каких-либо религиозных обязанностей. В последнем случае нет истинного священства, потому оно и не может признаваться Церковью. Наконец, так как основу законного священства составляет непрерывное преемство иерархической власти от апостолов и до настоящего времени, то при суждении об иноверном священстве необходимо обращать особенное внимание на то, сохранено ли в данном религиозном обществе это апостольское преемство или нет. Священство религиозных обществ, сохранивших это непрерывное преемство, считается, несмотря на существующие в них различные мнения, канонически правильным, если только в остальном они не затрагивают самых основ христианской веры и сущности и силы таинств; если же это апостольское преемство прервано в том или ином религиозном обществе, которое, отделившись от церковного общения, имеет свою особую иерархию, независимо от апостольского преемства, то священство подобного общества не может быть признано канонически правильным (см.: апостольское правило 67; I Вселенского Собора 8, 19; Лаодикийского 8, 32; Карфагенского 68; Василия Великого 1; др.)» (Толкование на правила апостолов).

Если с этими критериями мы подойдем к так называемым евангельским христианам, то очевидным будет отрицательный ответ на вопрос о действительности их крещения. Все «евангельские церкви» возникли не ранее XVII века без всякой связи с апостольской иерархией. Один из основателей баптизма, Джон Смит, был самокрещенцем. Таким образом, при самом основании этих сообществ была задекларирована их отделенность от той апостольской Церкви, которую создал Сам Христос и которой Он обещал неодолимость вратами ада (см.: Мф. 16: 18).

Уже здесь мы видим внутреннюю противоречивость учения данных сообществ. Ведь если Христос не смог сохранить в неповрежденности Свою Церковь, (а в Его время она была вполне видима и имела четкие границы (см.: Деян. 5: 13), и потому нельзя сказать, что Церковь была невидимой), если Христова Церковь настолько деградировала, что из видимой стала невидимой (что противоречит определению ее как тела Христова, ведь тело по определению видимо), то Христос солгал. А лжец не может быть Богом. Ведь в любой ситуации это знак или слабости и невежества (если Христос хотел сохранить Церковь – но не смог), или злого умысла (если Он не собирался этого делать, а просто ввел Своих учеников в заблуждение). Так что само определение протестантов как христиан внутреннее противоречиво. Как можно называться именем слабака или обманщика? Если же Иисус Христос – истинный Бог, то любой честный читатель Евангелия должен отыскивать не самоделку XVII или ΧΧ века, а ту Церковь, которая существует со времен апостолов, сохраняя и апостольское преемство, и апостольскую веру. Итак, с точки зрения 47-го правила святых апостолов, пасторы, епископы и пресвитеры баптистов, харизматов и других евангельских христиан не могут быть названы иначе чем «лжесвященниками». А потому, в строгом соответствии с этим древнейшим правилом, крещение их не может быть принято. Ведь Спаситель повелел крестить людей не всем подряд, а только апостолам (см.: Мф. 28: 18–20).

Но тут возникает другой вопрос: может быть, их крещение можно признавать по аналогии с мирянским крещением, принимаемым сейчас в Православии? И тут мы сталкиваемся с другими трудностями.

Как уже было сказано выше, для признания крещения необходимо, чтобы вера данной общины радикально не противоречила откровению. Да, формально евангельские христиане признают и Троицу, и Боговоплощение, так что этот признак ими выполняется. Конечно, их понимание догматики оставляет желать много лучшего. Так, например, многие сторонники евангелизма искаженно понимают тайну Триединства. Мне практически не приходилось встречать евангеликов, которые признавали бы существование ипостасных признаков у Божественных Ипостасей. Большинство реальных евангеликов (баптистов, харизматов), с которыми мне приходилось общаться, – это тритеисты (трехбожники). Многие из них утверждают, что вера в предвечное рождение Сына Божия – это верный путь к секте свидетелей Иеговы. Есть евангелики, утверждающие, что Сын Божий до воплощения не был Сыном, а был только Словом Отца. И это мнение распространено в ряде сочинений евангеликов, направленных против культов. Мы видим здесь невежество, граничащее с ересью. Причиной, почему мы оцениваем это заблуждение столь мягко, та, что официальное изложение веры этих организаций – это или апостольский символ, или Никео-Цареградский символ. И мы до формального утверждения этих еретических доктрин должны думать, что перед нами частные заблуждения тех или иных евангелических общин.

Но когда мы доходим до изучения веры евангеликов в таинства, то тут уже мы сталкиваемся с непроходимой границей между откровением и их учением. Согласно учению всех евангельских христиан, их крещение не спасает, не очищает от греха, не усыновляет Богу. Согласно баптистскому вероисповеданию 1985 года, «что водное крещение по вере есть исполнение заповеди Иисуса Христа о Церкви, свидетельство веры и послушания Господу; оно является торжественным обещанием Богу доброй совести. Водное крещение по слову Божию совершается над теми, кто уверовал в Иисуса как в своего личного Спасителя и пережил рождение свыше . Крещение совершается служителями через единократное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Крещение уверовавшего символизирует его смерть, погребение и воскресение со Христом. При совершении крещения служитель задает вопросы крещаемому: “Веришь ли, что Иисус Христос есть Сын Божий? Обещаешь ли служить Богу в доброй совести?”. После утвердительного ответа крещаемого он говорит: “По вере твоей крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Слово “Аминь” крещаемый произносит вместе со служителем. После крещения служители совершают молитву над крещеными и хлебопреломление».

Такое же учение о крещении присутствует и у других радикальных протестантов, начиная с Цвингли, заявившего, что вода в купели ничем не отличается от воды в корыте. Тут мы видим, что для самих евангеликов крещение не является таинством, уникальным действием Самого Бога, а только символом, человеческим действием, которое совершает уже спасенный человек. Неоднократно в евангелистской литературе приходилось читать, что крещение не спасает человека, и даже некрещеный может стать чадом Божиим, пережить духовное рождение и войти в Царствие Небесное. В некоторых евангелистских собраниях люди могут участвовать даже в проповеднической деятельности и учиться в семинариях, не получив водного крещения.

Сам Спаситель сказал: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29). И как можно признать таинством нового рождения тот обряд, который сами его совершители таинством не считают? Мы должны согласиться с Цвингли и сказать, что, действительно, у радикальных протестантов вода остается просто водой. Духа в ней нет. Она ничего не дает человеку. Строго говоря, баптистское или пятидесятническое крещение подобно обряду отречения от сатаны и сочетания со Христом в Православной Церкви. В этом обряде нет вмешательства Бога, нет действия животворящего Духа, а потому все радикальные протестанты доныне во грехах своих. Признание их крещения действительным таинством так же невозможно, как невозможно признать таинством купание с призыванием имени Троицы в святом источнике, принятое у православных.

Это тем более важно для нас, православных христиан, если учесть, что протестанты отвергают богоустановленную форму таинства. Правило 49-е святых апостолов гласит:«Аще кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению – во Отца и Сына и Святаго Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: да будет извержено».

Но многие радикальные протестанты крестят не во имя Отца и Сына и Святого Духа, а во имя Иисуса Христа, в смерть Господню и так далее. Причем литургический хаос в собраниях протестантов просто потрясает. Даже в Москве в баптистских и евангелистских собраниях разные пасторы по-разному совершают водное крещение. Одни крестят во имя Христа, другие во имя Троицы, третьи – в смерть Господню. Одни крестят в одно погружение, другие – под влиянием православных – в три погружения.

А между тем 7-е правило II Вселенского Собора отвергло крещение евномиан именно из-за того, что они крестили в одно погружение, в смерть Господню: «Евномиан же, единократным погружением крещающихся… всех, которые из них желают присоединены быть к Православию, приемлем, как язычников. В первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их с троекратным дуновением в лице и в уши: и так оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже крещаем их».

А 50-е правило святых апостолов гласит: «Аще кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть мою крестите, но: “шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа” (Мф. 28: 19)». По замечанию епископа Никодима (Милаша), «в этом правиле предписывается совершать крещение посредством троекратного погружения (βάπτισμα, immersio) крещаемого в воду, причем духовное лицо, не совершающее таким образом крещения, должно быть извержено из своего сана. Поводом к изданию этого правила послужило существование среди разных еретических сект первого периода христианства секты, развившейся впоследствии в аномейскую (евномианскую), в которой крещение совершалось не во имя Святой Троицы, а только в смерть Христову, сообразно чему и крещаемого погружали в воду не три раза, а один. Это апостольское правило устанавливает закон, что правильное крещение, дающее крещаемому право сделаться членом Церкви, должно совершаться, помимо всего прочего, прописанного правилами, путем троекратного погружения крещаемого в воду во имя Святой Троицы. Это предписание о погружении крещаемого в воду основывается на предании, ведущем начало с первых времен Церкви, как говорит Василий Великий в своем сочинении (91-е правило) о Святом Духе блаженному Амфилохию. Это предписание оправдывается практикою Церкви всех веков».

Даже этого канонического правила достаточно для того, чтобы любой православный христианин последних двадцати веков не признал бы действительным крещением обряд погружения у евангеликов.

Итак, как мы можем оценить общины евангельских христиан с точки зрения Божественного откровения и апостольской Православной Церкви? Да, они признают Троицу и Боговоплощение, богодухновенность Писания и даже Никео-Цареградский символ веры (в России даже в неискаженном варианте). Но у них нет таинств, нет вмешательства Самого Бога. Не случайно их богослужебные собрания напоминают скорее клуб по интересам, чем благоговейное предстояние пред Лицом Божиим. Так что при самом благожелательном отношении к радикальным протестантам эти собрания можно назвать только кружками по самовольному изучению Библии, но никак не Церковью. Поэтому для получения спасения, для участия в искупительной жертве Христа Спасителя протестантам совершенно необходимо получить истинное крещение и прощение грехов в истинной апостольской Церкви. Иначе все они, к нашему величайшему сожалению, будут лишены славы Божией. И не помогут им и вера во Христа, и изучение Писания, если они не исполнят прямой заповеди Господа о крещении. Не случайно Христос сказал по этому поводу: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21).

А если вспомнить, что символ веры требует исповедания единого крещения во оставление грехов, то сторонники радикального протестантизма оказываются самыми настоящими еретиками, нарушающими постановления Вселенских Соборов. Более того, их вероучение также вступает в противоречие с учением VII Вселенского Собора об иконопочитании, и на них лежат анафемы против тех, кто отвергает святые иконы, называя их идолами. Уже не приходиться говорить, что их отвержение сакраментального характера священства, реального понимания евхаристии, епископального устройства Церкви полностью противоречит и учению Вселенских Соборов, и согласному исповеданию веры апостольской Церкви всех двадцати веков ее существования. И в этом отношении они также оказываются еретиками. Не случайно Церковь осудила возникающий протестантизм на целом ряде Соборов XVII века. Ведь сохранив многие из заблуждений папистов, протестанты еще дальше удалились от апостольского христианства. Итак, не только по сути, но и даже формально (в согласии с постановлениями Вселенских Соборов) евангелики являются еретиками, осужденными судом Святого Духа. И тут им стоит напомнить слова апостола Павла о том, что еретики «Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 21). Как жаль, что столько искренних людей погибнут из-за заблуждений, мешающих им увидеть Бога.

Остается оценить только то явление в евангелизме, которое для последователей этого учения заменяет практически все церковные таинства. Это так называемое новое рождение, которое признается самым важным в жизни христианина. Опыт показывает, что при общении с протестантами приходиться всегда сталкиваться с тем, что они обосновывают свою близость к Богу неким переживанием, которое называется или «новым рождением», или «возрождением». Это ощущение положило начало тому движению, которое в религиоведении называетсяривайвелизмом(от англ. revival « возрождение, пробуждение»), к которому относятся практически все радикальные протестанты (баптисты, пятидесятники, адвентисты и другие). Все эти движения, несмотря на то, что у них не совпадает догматика и сильно отличается молитвенная практика, объединяет именно ощущение того, что они заново родились через веру в Иисуса Христа. Причем это «новое рождение» в идеологии этого движения никак не связано с водным крещением.

На основании слов Христа Спасителя о новом рождении (см.: Ин. 3: 5) протестанты учат о некоем переживании, которое рождается в человеке в результате веры. Согласно этой доктрине, чтобы Христос вошел в нас и очистил нас от греха, необходимо только признать Его как личного Спасителя (хотя Библия не называет Христа так, а говорит, что Он Спаситель тела; см.: Еф. 5: 23), попросить Его войти в нашу жизнь. И все, считается, что Он уже вошел. Это может сопровождаться некими переживаниями, а может и нет. Но, главное, почему можно узнать Его действие, это перемена жизни. Алкоголик бросает пить, хулиган – драться. Значит, Христос вошел в нашу жизнь.

Официальное исповедание баптистов 1985 года гласит: «Мы веруем, что покаяние дается Богом людям по благодати. Покаяние обращение включают в себя сокрушение о грехе, исповедание перед Господом и оставление греха, принятие Иисуса Христа своим личным Спасителем. Мы веруем, что следствием обращения и принятия Иисуса Христа Спасителем является рождение свыше от Духа Святого и Слова Божия как необходимое условие усыновления и вхождения в Царствие Божие. Через рождение свыше человек становится дитем Божиим, причастником Божественного естества и храмом Духа Святого. Истинными признаками возрождения является полная перемена жизни, ненависть ко греху, любовь к Господу и к Церкви и жажда общения с Ним, стремление к уподоблению Христу и исполнению воли Божией. Рожденные свыше имеют в себе свидетельство от Духа Святого, что они дети Божии и наследники вечной жизни. Мы веруем, что оправдание изменяет положение уверовавшего человека перед Богом, освобождает его от сознания виновности и страха осуждения за грех, так как Христос принял на Себя всю нашу вину и наказание за грех. Последствие оправдания является освобождение от вечного осуждения и гнева Божия, облачение в праведность Христа, получение мира с Богом, обладание славным наследием со Христом».

Прежде всего, конечно, мы можем сказать, что древняя апостольская Церковь никогда не отделяла возрождение от водного крещения. Так, святитель Иоанн Златоуст в конце IV века писал: «Великих таин сподобил нас Единородный Сын Божий – великих и таких, которых мы не были достойны, но которые сообщить нам Ему угодно было. Если рассуждать о нашем достоинстве, то мы не только были недостойны этого дара, но повинны наказанию и муке. Но Он, несмотря на это, не только освободил нас от наказания, но и даровал жизнь, которая гораздо светлее прежней; Он ввел в другой мир; создал новую тварь. “Кто, – сказано, – во Христе, [тот] новая тварь” (2 Кор. 5: 17). Какая это новая тварь? Послушай, что говорит сам Христос: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3: 5). Нам был вверен рай; но тогда, как мы оказались недостойными обитать в нем, Он возводит нас на самые небеса. Мы не остались верными в первоначальных дарах; но Он сообщает нам еще большие. Мы не могли воздержаться от одного древа – и Он подает нам пищу горнюю. Мы не устояли в раю – Он отверзает нам небеса. Справедливо говорит Павел: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия” (Рим. 11: 33)! Уже не нужны ни мать, ни муки рождения, ни сон, ни сожительство и соединение плотское; строение естества нашего совершается уже свыше – Духом Святым и водою. А вода употребляется как бы место рождения рождающегося. Что утроба для младенца, то вода для верного: он в воде зачинается и образуется. Прежде было сказано: “Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую” (Быт. 1: 20). А с того времени, как Владыка снизшел в струи Иордана, вода производит уже не “пресмыкающихся, душу живую”, а души разумные и духоносные. И что сказано о солнце: «Выходит, как жених из брачного чертога своего” (Пс. 18: 6), теперь более благовременно сказать о верных: они испускают лучи гораздо блистательнее солнечных. Но младенец, зачинающийся в утробе, требует времени; а в воде – не так: здесь все совершается в одно мгновение. Где жизнь временна и получает свое начало от телесного тления, там и рождение медленно происходит: таково естество тел; они только с течением времени получают совершенство. Но в делах духовных не так. Почему же? Здесь что делается, то делается с самого начала совершенно» (Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 26. 1).

Собственно, простое и бесхитростное чтение Писания также не дает нам отделить одно от другого. Если ряд текстов (как, например: Ин. 1: 11–12 и другие) говорят о новом рождении вообще, то другие связывают его с водным крещением (см.: Ин. 3: 5). В Новом Завете нет никакого основания для того, чтобы отделить одно от другого. Так что так называемые евангельские христиане просто используют Писание как «вешалку для развешивания собственных мыслей» (К. Льиюс). Они пытаются найти в Библии тот опыт, которые имеют сами, хотя ни слово Божие, ни Предание древней Церкви не дает им для этого никакого права.

Но все-таки некий духовный опыт у протестантов есть. Он помогает им менять жизнь. И даже придя в истинную Церковь, они не могут сказать, что он был полностью злокачественным. Что же это за переживание? Какой оно природы? Думаю, что ответ можно найти в Писании. Согласно апостолу Павлу, «слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2: 10–11).

Когда человек прикасается к Священному Писанию – его душа ощущает прикосновение к святыне. И неудивительно. Ведь она создана по образу Божию. Слово Божие может разбудить заснувший человеческий дух, и сам процесс пробуждения сладостен для человеческого сердца. Более того, пробудившись, дух человеческий начинает отходить от явного зла, что угодно Господу, и тут впервые человек чувствует одобрение совести. Для того, кто все время жил, повинуясь своим страстям, это очень сильное ощущение. Так на человека действует призывающая благодать, которая вырывает его из сетей зла, чтобы он вошел в союз с Господом. При нормальном ходе развития пробудившийся человек должен начать поиск Бога и вступить в завет с Ним через истинное крещение или через церковное покаяние. Именно в этих водах он может получить прощение всех грехов и подлинное духовное рождение от Духа Святого.

Но именно в этот момент сатана ловит человека. Он обольщает человека ложными силлогизмами. Он говорит: «А зачем тебе эта Церковь? Разве ты не можешь сам с Богом встретиться, ведь Библия говорит к каждому? Разве ты сам не сможешь стать хорошим, читая Библию?». Так диавол ловит человека на крючок гордости и тем самым уводит его со спасительного двора Церкви. Ведь чем привлекает многих протестантизм? Свободой понимать Библию, как ему нравиться. А ведь это самой Библией прямо запрещено (см.: 2 Фес. 2: 15; 2 Пет. 1: 20). В результате совершенно не удивительно, что феномен «нового рождения» в протестантском понимании может происходить не только в тех сообществах, которые формально следуют Никейскому символу, но и среди адвентистов, отвергающих бессмертие души, и среди пятидесятников – единственников, отрицающих Святую Троицу. Если бы перед нами было бы действие Духа Истины, то в результате не возникало бы столько несовместимых учений и практик. Ведь Бог наш не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14: 33)!

Так что в результате человек, который вроде нашел истинного Бога, запутывается в тенета своих заблуждений. Гордость и самомнение его возрастают, а тяга к Божией истине затухает. И чтобы оправдать свое ненормальное положение вне апостольской Церкви, и возникают разные претензии и возмущения и странные учения, вроде представлений о «невидимой церкви», противоречащие и Библии, и церковной истории.

Отсюда же рождается и мысль, будто бы водное крещение просто обряд посвящения себя Богу. И это не удивительно! Ведь опыт протестантов говорит об отсутствии в их крещении Духа, а Библия говорит о присутствии. И вместо того чтобы сделать из этого здравый вывод о том, что крещение в их общине фальшивое, человек начинает выдумывать некие неизвестные Писанию формы подачи благодати без всякого видимого посредства, как будто Бог имеет дело не с людьми, а с духами. Хорошо сказал об этом Господь: «Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2: 13).

Пусть же наши братья протестанты поймут, в каком страшном состоянии они оказались, и придут к Христову возрождению в православном крещении. И все ангелы в небесах будут восклицать песнь радости о возращении к Отцу блудных сыновей.



Выбор редакции
Некоторые люди утверждают, что видели домового и даже описывают его внешность и характер. Кто-то говорит, что он милый и симпатичный,...

Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...

Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...
Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...