Египетский бог исида. Как выглядела египетская богиня исида и чему помогала


Среди множества мифологий, религий и культур мира существует устойчивая тенденция: именно с лицами мужского пола олицетворяется большинство богов, в особенности сверхсильных верховных существ. С чем же она связана? Каково же было в древнем мире место женщины, какими силами она обладала и что несла в мир? Эти вопросы требуют вдумчивого подхода. Почерпнуть интересующую нас информацию можно в древних легендах.

Боги Египта

Культура Египта является одной из самых многогранных и древних в мире. В египетской мифологии отразились и переплелись культурные традиции и история этого государства, его стремительные взлеты и падения. Основную роль в легендах и мифах играет, безусловно, религиозное мировоззрение и основные его постулаты.

Весьма обширен пантеон древнеегипетских богов. Его ряды насчитывают в целом около 700 разных божественных существ, при этом большинство из них почиталось лишь в определенных районах и было совершенно неизвестно на остальной территории. Конечно, существовали и боги, почитаемые на просторах всего государства. Практически все они были представлены существами мужского пола. Богиня Исида является редким исключением из традиционного правила.

Кто она такая?

Исет, Изида, или Исида - жена Осириса, бога загробного мира и возрождения. Она является матерью Гора, покровителя солнца и небес. Ее имя принято переводить как "имеющая тысячу имен". Если следовать фактическому переводу с древнего языка, то "исет" - слово, означающее "царский трон" или "престол". Такое имя, скорее всего, обусловлено тем, что носительница его была наделена большой властью. "Богиня Исида - богиня чего?" - спросите вы. Ей в древности поклонялись как покровительнице прекрасного пола, детства и материнства, женщин во время родов и в период беременности, а также плодородия, ветра, воды и, естественно, магии. Мистика и магия вообще тесно связаны с богиней Исидой. Ритуальные обряды активно пропагандировали жрицы ее культа.

В других культурах можно найти аналогичные культы, в которых в роли Исиды выступали Рея или Иштар. В Древнем Риме и Древней Греции также существовали собрания почитающих ее. Нефтис является сестрой этой богини. Это "владычица дома", правая рука и помощница Исиды, которая отвечает за ведение хозяйства и домашний очаг.

Как супруга Осириса, эта богиня иногда перенимает его функции. Так, например, согласно Диодору Сицилийскому, Исида научила смертных выращивать зерна и жать их. Эту богиню греки отождествляли с Деметрой, своей богиней-матерью. Чаще всего, однако, функции земледельца приходилось исполнять самому Осирису. Также вместе с легендами о том, что Нил вытекает из чрева этого бога, имелось и представление, что он разливается от слез его супруги, которая тоскует по своему мужу. Богиня Исида, по традициям античности, властвовала над реками и морями, являлась покровительницей моряков.

Легенды об Исиде

Она является главной героиней множества сказаний и мифов. Самые известные из них - легенда об Исиде и Осирисе, ее муже, а также о борьбе за власть с Амон-Ра, верховным богом солнца.

Легенда об Осирисе и Исиде

Легенда об Осирисе и его супруге повествует в первую очередь о верности и великой любви. Вряд ли в какой-нибудь другой культуре найдется столь романтическое сказание. Мы узнали о нем благодаря рассказу Плутарха, древнегреческого биографа и философа из Херсонеса. В легенде говорится о том, как трагически погиб муж египетской богини Исиды, Осирис. Его убил бог Сет, покровитель яростных чувств и воин, который был братом его супруги. Прекрасная богиня Исида после долгих поисков и скитаний все-таки сумела найти тело супруга, изодранное в клочья и израненное. Прибегнув к помощи покровителя и стража царства мертвых Анубиса, она смогла собрать его и превратить в первую на земле мумию. Долго над хладным телом убитого бога раздавались горькие рыдания...

Богиня Исида очень часто изображается скорбящей и оплакивающей в коленопреклоненной позе каждого, кто ушел в мир иной. Самым популярным ее образом, однако, является царственный сокол или женщина с крыльями птицы. В продолжении легенды говорится о том, что божественная пара зачала сына. Это чудо смогло осуществиться лишь тогда, когда древнеегипетская богиня Исида пребывала в облике птицы Хат. Она родила своего сына и вскормила его в дельте реки Нил.

Легенда об Исиде и боге солнца

Во втором мифе, в отличие от преисполненной горьких страданий и романтизма легенды о влюбленных, богиня плодородия Исида выступает как персонаж намного менее приятный. Расскажем и эту историю.

Богиня Исида, фото которой представлено в данной статье, предстает в легенде о боге солнца как хитрая и алчная ведьма. История эта была засвидетельствована в "Туринском папирусе" - документе, которому уже более 3 тыс. лет. Исида практиковала тайные колдовские умения не только на смертных, но и на небожителях Египта. В ее планы входило сделаться великой царицей небес, сместить с вершины пантеона самого бога Ра. Исиде придавало уверенности в собственных силах то, что бог солнца в те времена был уже стар. Она его долгое время выслеживала и собирала слюну Ра, а позже из нее вылепила змею.

Через несколько дней змея, заговоренная колдовскими чарами, укусила бога солнца. Исида согласилась врачевать его лишь в обмен на тайные знания о настоящем его имени. Стремление это объясняется верой в силу, заключенную в имени. Целый ряд проблем затрагивает смысл данной легенды. Прежде всего, ставились вопросы силы заклинаний. Кроме того, утверждалась главная роль богини в сонме великих магических существ. Ученые наших дней усматривают в этом сказании также особую роль - оно якобы подчеркивает место, которые занимали женщины в древнем мире.

Сходство образа Исиды с образом реальной мирской женщины

Очень близок мифологический образ Исиды к реальной мирской женщине. В малоизвестной истории о ней рассказывается о печали и горьких страданиях, которые переживала богиня Исида (фото ее порой так печальны). Она жалуется на одиночество, причитает, а все из-за того, что простая смертная женщина не приняла ее на пороге дома. За это неуважение она расплатилась здоровьем своего сына, которого ужалил скорпион. В этой драме, впрочем, нельзя отказать Исиде в милосердии. Она все-таки спасла сына нерадивой хозяйки.

Исида сама является трепетной матерью. Это подтверждается во многих легендах. В одной из них, например, она приходит в исступление, видя своего умирающего сына. Страдания этой богини смогли остановить даже мировую ладью верховного бога Ра, в которой тот проплывал по небу.

Символы и олицетворения богини

Большая роль в древнем Египте отводилась олицетворению и символизму. Исида нередко изображается как белая корова или же с женщина с головным убором, который напоминает диск солнца с рогами этого животного. Другим вариантом является изображение, в котором она представлена с головным убором в виде царского трона.

Поистине неограниченными были власть и силы, которыми была наделена эта богиня, согласно легендам. Она охраняла небесный горизонт в образе газели, защищала умерших, являлась покровительницей тканей и ткачества, а также погребальных саванов.

Талисманы и амулеты во имя Исиды

Множество талисманов изготавливалось во имя этой богини. Иероглифами на каждом из них отливалось ее имя. Даже на самые важные элементы, например, священных жуков скарабеев, распространялось это правило. Существовал также специально подобранный амулет, сделанный жрицами Исиды. Обычно его надевали усопшим на шею для последующей процедуры погребения. Этот амулет являлся сплавом яшмы, сердолика, позолоты или золота, при этом основное сочетание цветов - красное с золотым. Было создано множество подобных украшений. Их насчитывалось всего более двадцати моделей.

Где почитали богиню?

На всей территории Египта почитали Исиду. Самое известное на сегодняшний день святилище находилось на острове Филе. Это маленький кусочек суши, который спрятан посередине Нила. Именно здесь, согласно древним сказаниям, был упокоен Осирис, ее муж. Храм богини Исиды существенно отличался от других тем, что даже во время расцвета христианства сохранилось поклонение ее культу. Богиню было принято почитать также в Нубии. В Коптосе расположено еще одно святилище, известное на весь мир. Здесь муж богини Исиды - не Осирис, а Мин, древнее божество, властитель и покровитель пустыни.

Отметим, что ни один из египетских богов (кроме Серпаиса) не получил в античности такой популярности, как Исида. Храм ее в 4 в. до н.э. был сооружен на острове Делос (в Пирее). Также известны святилища, находящиеся в Кенхрее, Тифорее и других городах Греции.

Со 2 века до н.э. в Италии распространяется культ этой богини. Храмы, посвященные ей, возводятся в Беневенте, Риме, Помпеях и других городах. Известны памятники, свидетельствующие о ее культе, в Британии, Испании и Галлии. Сначала он был связан с почитанием Осириса, однако в греко-римскую эпоху Исида становится самостоятельной и принимает на себя множество функций супруга.

Роль культа Исиды в истории

Безусловно, культ Исиды сыграл значительную роль в истории развития Египта. И она была не только религиозной, но и общественной. Женская сущность богини в лице Исиды впервые выступала на равных с мужчинами, и выступала вполне успешно. Она была справедлива, хитра, мудра, обладала космическими силами. Исида - это богиня, которая достойна поклонения. Отрицательные стороны и человеческие качества ей не чужды, однако в основе ее покровительства заключены идеалы добра, а также истинные семейные ценности. О ней много писали античные авторы. Культ ее сильно повлиял на развитие христианства. Именно к образу Исиды с Гором на руках восходит образ богоматери с ребенком.

Статуэтки ее сохранились в качестве реликвий в нескольких средневековых церквях.

Как вызвать богиню Исиду?

Маги советуют: прежде чем вызывать духов, нужно узнать о них как можно больше. Кроме того, следует понимать, что далеко не каждой сущности следует безоговорочно верить. Ничто не мешает какому-нибудь злому духу обмануть вас для получения выгоды.

Для того чтобы вызвать Исиду (или любое другое божество), следует знать несколько правил. Следует проводить сеанс в темное время суток (лучше всего - с 12 ночи до 4 утра). Ритуал осуществляется при свете свечей, не должно быть электрического освещения. Следует заранее написать вопросы, которые вы планируете задать духу, на листке, а затем зачитывать их с него. Для того чтобы упростить Исиде задачу по проникновению в дом, можно открыть форточку или окно. Перед сеансом ладаном окуривают помещение. Он обладает свойствами, которые отпугивают низших сущностей. Не следует употреблять спиртных напитков перед ритуалом.

Соблюдение этих правил, конечно, не гарантирует, что вам удастся осуществить задуманное. Медиумы утверждают, что на зов начинающих приходят обычно низшие сущности. Поэтому советуем хорошо подготовиться и точно знать, для чего вам это необходимо, и нужно ли вообще.

Девственница и Мать, целительница тела и Души

Глиф для Девы - буква «mem» из древнееврейского алфавита, символизирующая Девственницу с хвостом Рыбы (мистическая полярность знака Рыб), поднятым вверх. Этот магический глиф подходит Гермесу с исцеляющим кадуцеем. Исида также соответствует герольду — Гермесу, посланнику, посреднику между человеком и Богом. Подобно своему христианскому эквиваленту, Деве Марии, Примирительнице, Исида получает свою силу от мужского божества (Тот) и играет роль посланника — основная роль Девы. История Исиды — это история смирения, эффективности, трудолюбия и технического совершенствования. Она донесла до человечества тайны богов , чтобы оно исцелилось и было уверено в бессмертии.
Исида слыла очень образованной. Ее учил египетский Гермес, бог-наставник по имени Тот, писец бога Солнца, Ра. Тот учил ее наукам и искусству исцеления посредством лекарственных трав, заговоров, использования жуков, жаб, и камней и даже способностям поднимать мертвых силой Ра. Она была очень способным целителем и на ментальном, и на физическом уровнях. Надписи в ее святилищах и храмах гласят, что те, кто спал там, получали утешение от Исиды во снах и излечивались от эмоциональнмх проблем. Девственницы посвящали себя Исиде, давая обет безбрачия, когда они служили и учились в ее храмах. Ей давали символические имена: Мудрая, Чародейка, Богиня Исида, Та, чьи слова обладают силой. В церемонии, которая вполне могла бы быть астрологической, инициатов проводили по 12-ти залам Храма (Дома Исиды) и в каждом зале на него набрасывали новую накидку с капюшоном с изображением животного. Инициат молился, постился и выходил из последнего зала к Нилу, чтобы увидеть, как мимо проплывает Лодка Исиды и для того, чтобы ощутить покой Осириса. Затем инициата называли Завоевателем Семи Планет, что, вероятно, означало покоритель натальной карты, хозяин собственной индивидуальности.
Прежде чем мы изучим историю Исиды, давайте на минуту остановимся и посмотрим, в чем состоит потенциал знака Девы. Статуи культа считались наиболее мощными, когда Исида стояла не одна, а держала на руках своего ребенка, Гора. В искусстве образ матери с ребенком — один из наиболее значимых символов во всем мире. Такая статуя представляет реализацию (ребенок) потенциала (матка). Самодостаточная Дева, стоящая одна, независимо от того, насколько она мудра, не является полной. Полнота — это новая форма. Будь это ребенок, или книга, или основание Центра целостной медицины — каким бы ни было творческое создание — должна появиться любая реальная новая форма. Эта форма обычно требует длинной и болезненной беременности и родов, типа печальных родов Исиды, в результате которых появился Гор. Для Девы ученичество может подразумевать наличие наставника, который слишком долго держит ее на минимальной заработной плате в своем офисе, лаборатории или школе. Это может включать борьбу с финансовым положением и уверенностью в себе, сомнения относительно наставника, даже колебания в рассуждениях относительно ценности службы вообще. Но в конце, обычно после длинного периода беременности, эзотерический управитель Девы, Мать Формы, Луна , порождает свое новое создание.
Другой образец, который можно увидеть в истории Исиды и в жизни Дев — это сумеречный обман Гермеса, хитрость, которая окружает их вне зависимости от того, участвуют ли они в этом активно и сознательно или нет. Вещи — часто не те, какими кажутся. Страдания Исиды начались, когда ее сводный брат, Сет, обманул и убил ее мужа. Исида не знала наверняка, что муж был мертв, но с ранних стадий своей беременности она начала длинное, болезненное одинокое путешествие, скрывшись под личиной непритязательной няньки. Подумайте об Исиде, когда видите своих знакомых Дев, спрятавшихся за образами преподавателей и администраторов. Кем мог бы быть этот человек в прошлом? Затаившийся алхимик в одиноком путешествии по чужой земле? Преобразующая сила речи , которая также принадлежала богине Исиде, потенциально существует и у этих Дев, ведущих свой скромньїй образ жизни. Возможно, уважение к власти слова предостерегает их от письма и выступлений на людях, пока они не получат сообщения об этом. Эта длинная беременность или ученичество часто, кажется, наложено на себя самой Девой — перфекционистом.

Миф об Исиде
Исида и ее муж, Осирис, правили в дельте Нила в Египте как царица и царь. Они были счастливы, подданные любили их, но жизнь супругов была омрачена тем, что у них не было сына, который унаследовал бы царство.
Осирис известен тем, что принес в Египет искусство и ремесла. Он часто путешествовал за границей, чтобы учить менее счастливые народы. Когда он был в отьезде, Исида правила «мудро и хорошо». Она также следила за своим сводным братом, завистливым рыжебородым Сетом, который выжидал момент для захвата трона.
Однажды, во время путешествия Осириса, Сет и его друзья смастерили гроб, в точности подходящий Осирису. Он был сделан из прекрасного кедра и украшен золотом. Когда царь вернулся в дельту Нила, они устроили пир в его честь. (Исида в это время была далеко, в городе Коптос). После того как все было выпито, друзья Сета предложили каждому примерить на себя красивый гроб, подходящий царю. Все гости были либо низкорослыми, либо слишком высокими, кроме, конечно, Осириса. Как только он лег в гроб, Сет плотно захлопнул крышку, и его друзья запечатали гроб расплавленным свинцом. Они отнесли его к Нилу и столкнули в реку. Сет был счастлив, объявив себя новым правителем Египта. Осирис погиб в 28 лет, в день убывающей .
Находясь в Коптосе, Исида услышала о смерти Осириса, но она не смогла поверить этому. Она надела черную одежду и обрезала волосы. Исида пошла по берегу Нила, ища гроб среди тростников, куда его могло бы выбросить. Она плакала, поскольку только теперь поняла, как глубоко любила своего мужа. Какие-то посторонние люди сказали ей, что гроб вынесло на берег в Сирии и его прибило к стволу дерева тамариска. Царь Сирии Мелкарт, гуляя однажды днем вдоль реки, поразился, увидев дерево, и приказал срубить и сделать из него столб для дворца. Исида пришла во дворец, села на веранде и прижалась щекой к столбу. К ней подошли придворные женщины. Она научила их, как убирать волосы в прическу в египетском стиле. Царица Иштар, конечно, спросила служанок, кто сделал им прически и надушил благовониями. Они ответили, что их причесала простая египтянка в белой льняной одежде. Иштар послала за Исидой и сделала ее няней своего сына.
Исида, проведя долгое время во дворце, полюбила малыша. По ночам она держала его над огнем, чтобы выжечь из него смертные шлаки, и он смог стать бессмертным. Каждый раз, проделав эту процедуру, она превращалась в черную ласточку и летала вокруг гроба своего мужа в столбе света, страстно желая обнять Осириса и мечтая иметь собственного ребенка.
Однаждь ночью царица Иштар вошла в комнату, когда Исида держала младенца над огнем. Иштар в панике закричала и разрушила заклинание Исиды, таким образом лишив ее принца бессмертия. Исида была вынуждена сказать Иштар, кто она есть на самом деле — богиня Изобилия , царица Юга (загробного мира). Иштар встала на колени перед Исидой, а затем помогла ей извлечь тело Осириса из дерева тамариска. Две женщины обернули ствол белым полотном и поставили с почтением в храме для поклонения. Затем Исида положила тело Осириса в лодку и поплыла вниз по Нилу, прячась, она выполняла тайные обряды. С помощью Тота — Гермеса она смогла возродить Осириса на некоторое время, чтоби зачать столь долгожданного ею Божественного Ребенка, Гора. Ей поклонялись как Дому Гора или Храму Гора в память об удивительном волшебном зачатии.
Роды Исиды, однако, прошли не так, как было достойно богини и царицы. Она пряталась от Сета, бушевавшего и искавшего ее выше и ниже по течению Нила. До Сета дошел слух о том, что Исида утверждала, будто она беременна ребенком от умершего Осириса, но он отказывался верить в это чудесное зачатие. Он полагал, что ребенок Исиды будет незаконнорожденным, но не хотел рисковать. Исида знала, что он убьет ее и ребенка, если найдет их. Она села на корточки в тростниках и родила, как простая крестьянка. Несколько часов она была в агонии, находясь между жизнью и смертью, пока, наконец, не пришла подмога с амулетами из лягушек и камней, чтобы помочь ей: Ребенок родился на свет — Тот, Кого Долго Ждали, Гор, Мститель за Своего Отца, Гор, Ястреб Бога Солнца. Его рождение произошло в день весеннего равноденствия, когда Земля наиболее плодотворна.
Его отец, скрытый в своем гробу, иногда приходил к Гору и учил его. Они как мужчина с мужчиной обсуждали оружие и искусство войны, потому что знали, что когда-нибудь Гор будет вынужден бороться за трон с могущественним Сетом.
Однажды Осирис спросил ребенка: «Какое самое правое дело, которое может осуществить человек?»
«Отомстить за своего отца».
«Какое животное самое полезное?» — продолжал Осирис.
«Лошадь», — быстро ответил мальчик.
Осирис бил озадачен, потому что обычно самим значимым животным считался лев, который в виде созвездия находится над головой в пору, когда Нил начинает наполняться водой.
«Почему ты предпочитаешь лошадь?» — спросил отец сына.
«Потому что лошадь стремительнее и нужнее при перехвате и отсечении вражеских сил. Лев сильнее, но лошадь быстрее».
Однажды, когда Исида отправилась в город, чтоби пополнить запасы, оставив своего ребенка спать одного на циновке, приполз скорпион и ужалил Гора. Когда Исида вернулась, она увидела, что ее сын неподвижен и похолодел, его конечности отекли, а на губах выступила белая пена. Она испытала непередаваемый ужас, взяв своего ребенка на руки. Она и ее сестра воззвали к солнечному богу Ра с такой силой, что Диск остановился вверху на своей орбите. Путешествие Ра , длившееся миллионы лет, впервые было прервано. Тот, бог науки и писец Ра, наставник Исиды, прилетел к ней на помощь вниз с лодки Диска Солнца.
Тот имел энциклопедическую память и написал множество обьемных трактатов по магии, математике, астрономии и астрологии. Даже важнее, чем знание того, какие заклинания были подходящими для исцеления Гора, их необходимо было правильно произнести. Пока Исида рыдала над телом Гора, Тот — Гермес учил ее должным образом произносить слова. Рана открылась, и из нее вытек яд. Гор снова начал дишать!
«Гор жив! Гор жив!» — закричала толпа.
Тот вернулся на лодку солнечного диска, а богиня Исида получила новий титул — Владычица волшебства .
Исида передала волшебные заклинания, которым научил ее Тот, жрицам своего храма, чтобы ни один ребенок в Египте не умер от укуса скорпиона.
Тем временем до Сета дошла молва, что мальчик, сын Исиды, продолжает расти. Он слышал, что ребенок мастерски управлялся с оружием, и что магнетизм Гора привлекал даже собственных воинов Сета из его дворца.
Каждую ночь Сет выходил из дворца якобы поохотиться, но на самом деле, чтобы найти Гора и убить его. Он обыскивал все пещеры при свете Луны. Однажды в полнолуние он обнаружил гроб Осириса, вскрыл его и разрезал тело на 14 частей, а затем бросил их в Нил. На следующее утро Исида увидела, что саркофаг разорен. Она смастерила легкую лодку из папируса и отправилась вниз по реке искать части тела Осириса. Гор, тем временем, изучал черную и белую магию. Он сказал матери, что встретит ее в храме в Абидосе, где хранился деревянньїй гроб из тамариска. Исида должна была принести туда части тела, чтобы они при помощи ритуалов его снова восстановили.
Исида во время своего путешествия вниз по Нилу встречала множество жестоких крокодилов, но они имели такое уважение к ней, что не сьели ни одной части тела Осириса. С того времени крокодилы стали считаться в Египте священными животными. Исида нашла 13 частей, но рыбы сьели фаллос, и потому она принесла Гору тело, которое не было целым — не хватало одной очень важной части.
В храме Абидоса они собрали части тела и добавили к ним модель фаллоса, которую сделала сама Исида. Им пришлось совершить множество обрядов над телом в течение 14 дней цикла убывающей Луны . Только после того как ритуал был закончен, Гор смог отправиться на поиски своего дяди, чтобы вернуть себе свой трон.
Бог Тот спустился с Диска, чтобы выступить в роли посланника и арбитра, чтобы судить сражение между Сетом и Гором, между дядей и племянником. Некоторые источники говорят, что, возможно, он пришел, предвидя, что Исида будет нуждаться в нем.
Действительно ли Тот все знал заранее, но он, безусловно, был нужен Исиде. Сначала Сет и Гор боролись в течение трех дней подобно «большим медведям». Затем Гор смог победить и заковал дядю в цепи. Он привел Сета к матери, толкнул на пол, а затем поставил свою ногу на его большую рыжую голову. После, оставив царицу охранять своего пленника, Гор отправился распорядиться армией Сета.
Как только Гор ушел, Сет начал умолять Исиду, чтобы она его отпустила. «В тюрьме холодно и темно; это недостойное место для великого царя». «Конечно, земля восстановит свое изобилие быстрее, если ты освободишь меня». «Я, в конце концов, твой брат». Когда все эти доводы потерпели неудачу, Сет показал ей раны, которые нанес ему Гор. Его состояние, наконец, разжалобило Исиду, и она освободила его.
Гор, порывистый Овен, рожденный в день весеннего равноденствия, вернувшись, обнаружил, что мать простила и освободила человека, который дважды убивал его отца и его самого лишил законного трона. Измученный сражением и обезумев от этой новости,
Гор выхватил меч и в припадке ярости отсек голову своей матери. Тот, однако, стоял рядом и смог немедленно произнести правильные слова, чтобь спасти Исиду. Он заменил ее отрубленную голову головой Хатор, древней египетской богини-коровы. Тогда Исиду стали называть Хатор, старшей земной богиней, Покровительницей родов.
Мать и сын после этого вместе преследовали Сета. Они гнали его до берегов Красного моря. Он никогда больше не вернулся в Египет, а долина Нила вновь стала процветающей при царствии Гора и четырех его сыновей, которые правили последовательно справедливо и гармонично.
Исида и Осирис стали судьями мертвых в загробном мире. Там они встречают вновь прибывшие души и судят их согласно 42-м заповедям.
На первый взгляд эта история могла бы показаться скорее солнечным, чем лунным мифом. Солнечный Гор боролся, чтобы вернуть себе царство, захваченное злобным дядей. Но если мы посмотрим еще раз, то увидим, что на самом деле этот рассказ об Исиде и тонкой, магической силе Женского, то есть это Лунный миф. И все же, Исида — это не Великая Мать, которая собственной силой и властью осуществляет контроль над жизнью, смертью и возрождением, а Помогающая Дева — скромная Дева, дитя и ученица Гермеса — Тота.

Дева — более нежная осенняя богиня, она не обладает Шакти Великой Матери. Исида сообщает Иштар, что она — царица Юга, закатного Солнца — Шестой Дом, или область сумерек природного Зодиака . Мы понимаем роль Исиды как посредника, когда Плутарх говорит нам, что она является дочерью Гермеса. Она Девственница и Мать, проситель и посредница при передаче дара божественной милости и мудрости. Но она остается полностью зависимой от Тота, ее Божественного Наставника, когда приносит сознание человечеству. В этом мифе Исида ничего не делает сама, собственной властью. Она — скромное средство, Храм Гора, благодаря которому передаются методы исцеления.
Дева-Богиня учится, ждет, просит, верит (полярность знака Рыб) и эффективно и правильно действует в кризисной ситуации. Исида проявляет милосердие к Сету, которое появляется, как нам говорят, из «жалости ко всем его человеческим слабостям». Все же, в награду за все ее тихое смирение, Исида побеждает в итоге; солнечные фигуры не столь сильны, как она. Даже Сет изгнан из Египта благодаря ее терпеливим, постоянным усилиям.
Сын Исиды Гор, Божественний Ребенок Ра, бога Солнца, всем обязан своей матери — своим чудесным рождением от семени умершего отца, тем, что он выжил во время родов, тем, что был спрятан от воинов Сета в пещерах по берегам Нила, своим чудесным исцелением от укуса скорпиона, возможностью научиться магии у Исиды и искусству войны у Осириса и, таким образом, косвенно, даже своей победой над Сетом в борьбе за трон. Всем этим он обязан Женскому, своей скромной матери. Фактически, он слишком много задолжал собственному эго, и в конце он отсек матери голову, чтоби достичь собственной свободы и пространства для личного роста. Таким образом, Гор стал способен занять трон и править своей собственной властью.
В мифе об Исиде есть много характерных черт Девы: смирение, перфекционизм (магические слова должны быть произнесены абсолютно правильно), эффективные действия во время кризиса, применение приобретенных навыков и методов для решения проблемы, заступничество за других перед богами (многие Девы занимаются работой посредников при подборе персонала, детской психотерапией, менеджментом среднего звена в государственних структурах и т.д.), целительство (не повреждая тело). Целительство — другая черта, характерная для Девы, а также для поисков Исиды. Сначала она хранила тело Осириса неповрежденным, затем она спасла и возродила холодное тело Гора, и, наконец, в случае врага, Сета, Исида приняла решение освободить его. Она сделала это не для того, чтоби восстановить царство, и не потому, что он был ее родственником, а потому, что ему нанесли раны в сражении, и он не должен был оказаться в холодной, темной, сырой тюрьме. Ему необходим был солнечный свет и исцеление. Исида не могла допустить, чтобы даже враг испытывал физические страдания.
В «эзотерической астрологии» Алиса Бейли обращает внимание на то, что двойственность Гермеса выражает себя в знаке Девы как дихотомия души и тела. Полярность Рыб подчеркивает эту дилемму, потому что выделяет отказ от имущества, иногда даже включая необходимые для здоровья вещи типа витаминов, всякий раз, когда транзиты выступают в гороскопе против энергии Девы.
Таким образом, эзотерическая Дева может колебаться от акцента на тело к акценту на душу в зависимости от времени года — транзиты через середины Шестого — Двенадцатого Домов или оппозиция Солнца в Деве, восходящей Деве. Исцеление тела, сознания или души (психическое исцеление ) — естественный вид поисков людей этого архетипа , но у Девы бывают периоды сомнения. Должна ли она забыть о собственном теле и своем здоровье или отречься от всего этого и работать над развитием интуиции, воображения и способности Рыб к отречению? Больше медитировать? А может, поискать монашеского уединения?
Ожидание, скрытая жизнь, служение — это также характеристики Девы. Исида и Осирис долгое время ждали ребенка. Казалось, они думали, что впереди у них очень много времени, и, таким образом, Гор стал посмертным Божественним Ребенком Осириса. Многие Девы занимают выжидательную позицию подобно Исиде или Персефоне до середины жизни, прежде чем принять главное решение. Исида не понимала до смерти Осириса, насколько сильно она его любила. Многие Девы не отвечают на свои внутренние потребности и чувства вплоть до середины жизни или даже позже, до того момента, когда эзотерический управитель поворачивается к индивидуальности.
Тихая, скрытая жизнь Девы может быть проведена в обучении, больнице или на государственной службе в качестве низкооплачиваемого служащего, который на самом деле знает, что он обладает интеллектом и достаточно талантлив, чтоби двигаться вперед. Дева проводит долгий период ученичества, как Исида с Тотом, прежде чем она сама стала Богиней.
Часто Дева, восходящая Дева спрашивает: «Почему кажется, что я — поздний цветок?» Если задуматься о сущности Гермеса, у которого есть два мнения насчет возможности рискнуть и оставить свое безопасное, надежное ученичество, и о замечании Исиды о том, что до того, как Осирис умер, она не понимала, как сильно его любила и как хотела от него ребенка. До трагедии с Осирисом жизнь для нее была просто возможностью учиться. В конечном счете, она родила собственного Божественного Ребенка, но только после того, как сначала помогла Иштар воспитывать ее младенца.
Таким образом, Дева часто дает жизнь собственным творческим проектам после того, как сыграет поддерживающую (лунную) роль в создании творческого предприятия другого.

Исида была египетской Богиней Магии. Первоначально она была связана с престолом Египта, который обладал магической силой, потому что он мог превратить князя в короля.

Позже, Исида «поглотила атрибуты большинства других богинь и богов и стала верховным божеством, известным своими исцеляющими и искупительными способностями.

Она была сестрой и женой Осириса. В Древнем Египте, кровосмешение считалось нормальным в жизни египетских богов, поскольку оно поддерживало священный родословный божественный образ. Египетская богиня Исида была наделена всем тем, что древние египтяне больше всего уважали в женском образе. После смерти мужа она стала защитником мертвых. В своей любви и преданности Осирису, Исида стала символом любящей жены, а после того, как он отошел в мир мертвых, она стала символом Матери в своей защите и преданности к единственному сыну Хорусу.

Перед ее добротой и мягкостью преклонялись все, независимо от сословия: ей молились рабы и «грешники». Она также поддерживала дворян, богатых людей, королевскую знать. Она была союзником каждого...

Богиня Исида олицетворяла плодородие и любовь ко всему окружающему. Будучи богиней магии, она отображала смерть, исцеления и рождение. Исида использовала свои магические знания и связь с природой, чтобы помогать другим. Ей довелось стать первым ребёнком Бога Земли - Геба, и небесной богини Ореха.

Исида в магии

  • Значение: плодородие, вода, ветер, верность, супружество, магические искусства
  • Изображение: трон, солнечный диск, на руках богини - крылья.
  • Цвета: зеленый, красный, синий, черный
  • День - пн.
  • Атрибуты: молоко, вино, кедр, роза, рог, лазурит, полумесяц, змея.
  • Камни: обсидиан, золото, серебро, сердолик, лазурит.

Другие имена Исиды

Название «Исида», которое мы используем сегодня, происходит от греческой «Исиды», которую мы произносим как «глаз-сис», хотя греки говорили бы это скорее как «эс-эс». «Эсис», «Исия», «Иси» и «Эсия» - другие греческие вариации. На латинском языке ее имя стало «Исидой» и «Изидой».

И греческая и латинская формы, в свою очередь, происходят из древнеегипетских вариаций, «Асет» также пишутся как «Аусет» и «Аст». Окончательный «т» - традиционный женский суффикс в древнем Египте. В более поздние периоды его иногда отбрасывали в произношении. Все имена богини имели отношение к слову «трон».


Защитница мертвых

Важной ролью богини Исиды была роль защитника мертвых. Ей молились и просили помочь душе пройти долгий путь. Она является одним из хранителей саркофагов от злых духов. Исида охраняла сосуды, в которых содержались внутренние органы покойных. Она была связана с кайт-ястребом, который был замечен пролетая над мертвыми телами, и древние египтяне рассматривали его как форму защиты мертвых.

Великая любовная интрига

Миф об Исиде и Осирисе, возможно, является величайшим любовным романами древних времён. Осирис, брат и муж египетской богини Исиды, должен был наследовать мир и быть царем людей. Когда он был жив, он правил Египтом в своём человеческом обличье и считался великим и добрым правителем. Его любили как смертные, так и боги... кроме одного... ее младшего брата Сета. Сет был недоволен этим и начал испытывать большую зависть к мужу сестры.

В какой-то момент Осирис покинул Египет, чтобы распространить цивилизацию на другие земли, и Исида осталась ответственной за управление страной, а бог Тот был назначен ее помощником. Она прекрасно справлялась с новой миссией, но вот настало время для возвращения ее мужа. Но Сет обманул доверие Осириса, загнал в ловушку и убил его.

Когда Исиде стало известно о том, что натворил её брат ради наследства, она не могла смириться со смертью мужа и решила вернуть его. Сет, убив Осириса, разодрал его тело на множество мелких кусочков и разбросал его по всей египетской земле. На помощь Исиде пришел Анубис (внебрачный ребенок Осириса и ее сестры Нефтиды, которого Исида усыновила и воспитывала как родного). Вместе, Исида и Анубис собрали по кусочкам тело Осириса и сотворили первую египетскую мумию. Исида, приняв образ самки сокола, села на мужа и прикрыла его своим оперением, тихо пропела заклинание и зачала первенца (Хоруса) от мертвого мужа. К сожалению, никакая магия не была на столько сильной, чтобы вернуть мужа на трон, и он спустился царствовать в подземный мир, став Богом Преисподней.

Родив сына Хоруса, Исида вынужденна скрываться в восточной части реки Нил, чтобы защитить своего ребёнка от Сета. Она растила и воспитывала его до того момента, как он будучи взрослым смог получить законное наследство. На божественном суде Исида заставила Сета признаться в вероломном убийстве Осириса и передать наследство Хорусу. Очень долгое время Исида была рядом с сыном и помогала ему в борьбе с Сетом. Ей было известно, что Хорус станет не только мстителем за отца, в один день он придёт и по праву завоюет трон Египта.

Изображение Исиды

Существует два самых распространенных изображения Исиды, которые появляются в скульптурах, фресках и на саркофагах. Первое изображение - где она стоит на коленях или парит с распростертыми зелеными (когда цветными) крыльями. Иногда на этих изображениях ее кожа имеет синий оттенок. Второе изображение - где она носит головной убор из рогов коровы и солнечный диск, а также пояс, связанный с титом, волшебным узлом, который дает жизнь. В этом изображении она обычно сидит на троне и кормит Хоруса, или она стоит держа в руке систрумом (музыкальная погремушка).

На первом изображении крылья, головной убор, используемые цвета и изображенные жесты имеют символический смысл. Крылья Исиды символизируют либо соколов или воздушных змеев, которые являются хищными птицами. Они кричат звуками «напоминающие крики обезумевших женщин». Таким образом, крылья представляют собой как силу, так и траур. Они также символизируют воскрешающую силу Исиды, которая через оперение пытается дать дыхание мертвому мужу.

Время от времени крылья окрашиваются зеленым цветом, так как зеленый символизирует жизнь и воскрешение в египетском искусстве. Они также символизируют безопасность, потому что они изображены как распростертые, что является защитным жестом для египтян.

Ее головной убор - египетский иероглиф для престола, который также является иероглифом и для ее имени. Как иероглиф для престола, он представляет ее магические силы, потому что, как полагали, трон обладает магической властью. В дополнение к этому трон представляет собой «первичный порядок начала», потому что «в его формах лежит первоначальный холм», который «впервые появился из вод, как пригодная для жилья земля». Трон связан с кругом Исиды на голове, и благодаря этому головной убор усиливает веру в то, что сила короля зависит от нее. Головной убор часто изображается как синий, символизируя небеса и первобытный поток (и в связи с этим, жизнь и возрождение). Таким образом, головной убор указывает на способность Изиды дарить жизнь королю силой трона. Тот факт, что кожа Исиды иногда изображается в синем цвете, усиливает веру в ее силы над жизнью и смертью и ее значение для всех людей.

Исида (егип. Хест или Аст), «великая чарами», - единственная из древних богинь Египта, популярность которой перешагнула границы страны, образовав центры поклонения богине в Древней Греции и Риме. Уже в Текстах пирамид она упоминается как «любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, убитого Сетом, как заботливая мать Хора-младенца», и, соответственно, египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Настоящее происхождение этой богини, чье имя пишется иероглифом «трон», туманно, вместе с Осирисом она считалась порождением Неба (богини Нут) и Земли (бога Геба) и входила в число богов гелиопольской эннеады. Символ Исиды, царский трон, часто помещался на голове богини. Единственная деталь, дополняющая ее появление на свет это, как сообщает Плутарх, рождение «во влаге» в четвертый из пяти добавочных дней.

С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда изображалась с солнечным диском на голове, обрамленным рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» - мать мемфисского быка Аписа. Ее атрибутом был анх – символ вечной жизни. Одним из широко распространенных символов богини был амулет тет - «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета - сердолика и яшмы. Часто богиня предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающей каждого усопшего так же, как когда-то оплакивала самого Осириса. Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет (Пер-Хеби), названный греками Исеумом (Исайон, совр. Бехбейт эль-Хагар), расположенный на западном берегу Дамиеттского рукава Нила, в восточной части Дельты. В настоящее время на его месте находятся руины. Из Дельты культ Исиды распространился по всему Египту и особенно был развит в Мемфисе и Копте, причем в последнем она считалась супругой итифаллического бога Мина, и на о. Филе, где ее оракул продолжал действовать еще в V в. В греко-римское время центром ее культа и мистерий стала Александрия.

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха, богиня известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Обратившись в соколицу, богиня вдохнула своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, и магическим образом зачала от него своего сына Гора. В «Гимне Осирису» есть следующие строки о зачатии Исидой сына от мертвого Осириса: "… Сделавшая тень перьями своими. / Сотворившая ветер крыльями своими. /… Приявшая семя его. / Сотворившая наследника…". В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростертой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Поскольку древнейшие представления о ветре утверждают, что он создавался взмахами крыльев птицы, возможно, первоначально Исида представлялась божеством воздуха, ветра и лишь позднее была вытеснена в этой функции богом Шу. «В религиозных текстах Исида и ее сестра Нефтида называются соколицами, а египетские художники изображают Исиду крылатой женщиной, что соответствует божеству атмосферы».

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниках в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери облегчиться от бремени. Но самой главной чертой этой богини является способность «создавать чары». Она - повелительница заклинаний и тайных молитв; ее призывают в беде, произносят ее имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из земли, смешанной с собственной слюной, змея, и положила его на дороге, по которой должен был пройти Ра. Укушенный змеей и умирающий от действия яда, Ра был вынужден в обмен на исцеление назвать Исиде свое тайное имя, и она стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Исида смогла магическими заклинаниями спасти младенца Гора от укуса скорпиона, когда прятала его в болотах Дельты, и с тех пор, подобно богине Селкет, она почиталась как владычица скорпионов, изображаясь иногда со скорпионом на голове.

Однако египтяне почитали Исиду и как «владычицу хлеба», и, согласно Диодору Сицилийскому, Исиде египтяне приписывали открытие пшеницы и ячменя: «...в некоторых городах и в храмах Исиды выносятся стебли пшеницы и ячменя в качестве воспоминания о том, что было обнаружено искусной богиней в древние времена». Первые колосья, срезанные во время жатвы, посвящались богине: «...ведь и ныне во время жатвы, срезав первые (колосья) и положив их, люди, (стоя) близ снопа, ударяют себя руками и призывают Исиду. И, воздавая (таким образом) честь богине за открытие зерна, они это совершают в то время года, в которое и в древности сделала Исида». К Исиде применялись эпитеты «создательница всего зеленого», «зеленая богиня, цветом подобная зеленеющей земле», «владычица хлеба», «госпожа пива», «госпожа изобилия». В коптском языке продолжает сохраняться обращенный к Исиде эпитет «хлебное поле». Исиду считали богиней хлеба и греки и называли «дающей жизнь плодам земли», «матерью хлебных колосьев», отождествляя ее с Деметрой.

Небесные проявления Исиды - это, прежде всего, звезда Сопдет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил. На знаменитом зодиакальном рельефе из Дендеры «Орион в облике бога Осириса шагает впереди, а Сириус следует за ним на ладье, как богиня Исида». Одна из ее ипостасей отождествляется с богиней Таурт и выступает как грозная гиппопотам Исида Хесамут («Исида, мать грозная») в облике созвездия Волопаса сторожащая в небесах ногу Сета - созвездие Большой Медведицы. В позднюю эпоху «ее также ассоциировали с планетой Венерой как Вечерней звездой (дочерью солнца) или Утренней звездой (матерью солнца)». Сотис именовалась «годовой звездой» и «астрономический цикл из 1460 лет, в котором обычный неприбавленный год из 365 дней совпадал с астрономически правильным годом, определялся "циклом Сотис". Отождествление Сотис с Исидой отводило ей важную роль в мифе об Осирисе. Идентифицировали Исиду и с ее матерью - богиней неба Нут, и с древом небес и жизни, и с богиней-скорпионом подземного мира Селкет - встречаются изображения Исиды со скорпионом на голове. Вместе с Нефтидой она может представать одной из двух газелей, хранящих горизонт небес. Эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства.

Центры почитания богини были распространены по всему Египту, и «ко времени религиозно-культурного становления здесь эллинизма она стала одним из вселенских божеств». Ее культ перешагнул границы Римской империи и распространился в таких чуждых эллинизму странах как Италия, Испания, Галлия, Британия, Германия и др. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др. В Тифорее Фокидской храм Исиды почитался настолько священным, что «доступ в храм дозволен лишь тем, кого, оказав милость, Исида сама в сновидении призовет в свой храм». Богине жертвовали оленей и быков, гусей и цесарок, не разрешено было только «для жертв употреблять свиней, овец и коз». В Египте позднего периода центром культа Исиды стал храм на о. Филе: «из одной надписи нам известно, что здесь ее считали богиней еще в 453 году н. э., т. е. спустя семьдесят лет после указа Феодосия, запрещающего поклонение египетским богам».

Нефтида, выступающая в мифе сестрой Исиды, изображалась в виде женщины с иероглифом своего имени на голове. Она считалась женой Сета и матерью Анубиса, которого, родила от Осириса. Сущность этой богини в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. Нефтида вместе с Исидой участвует в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа с распростертыми крыльями. «Ей поклонялись в нескольких городах, но на самом деле она была не более чем участницей погребального плача по Осирису вместе с Исидой». Оплакивание и защита умершего – все это она сделала бы и для любого другого «благочестивого усопшего человека». Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Идеограмма ее имени в качестве головного убора служит знаком, отличающим ее «от Исиды или вообще от любой другой богини».

Исида, подобно ему, была дочерью богини неба Нут и бога земли Геба . Известнейший миф об Исиде рассказывает, как после предательского убийства Осириса завистливым братом Сетом , она после долгих странствий разыскала разбросанные убийцей куски тела мужа и соединила их, создав первую мумию . В Египте считалось, что разлив Нила – это слёзы, которые Исида проливает о погибшем супруге. При помощи волшебного заклинания, превратившись в самку коршуна и распластав по мумии мужа крылья, она смогла забеременеть от тела мёртвого Осириса. Исида родила от него сына Гора , которого пришлось скрывать от Сета в болотных тростниках Дельты Нила. Став взрослым, бог Гор отомстил погубителю своего отца.

Этот миф выделяет в Исиде начала женской любви и верности. Другие легенды выставляют на первый план её мудрость и магическую силу. По преданию, Исида смогла заполучить для себя первооснову волшебного знания: узнать истинное имя отца богов – Солнца-Ра . Из слюны самого Ра Исида создала змея, который укусил его. Страдая от яда, Ра в обмен на исцеление открыл Исиде своё тайное имя, с чьей помощью можно творить любые заклинания и подчинить все загадочные силы мира. Благодаря этому Исида прославилась как матерь разнообразных знаний, изобретательница лекарств и т. п. Свои магические навыки она передала и сыну, Гору.

Гор, отнявший у Сета похищенное им владычество над Египтом, позже почитался как божественный покровитель царской власти. Вследствие этого и родительнице Гора Исиде стали поклоняться как «Матери фараонов ». Она часто изображалась кормящей царей грудью. Её традиционным головным убором стал царский трон.

Культ Исиды был распространён в Египте не меньше, чем культ Осириса. На неё стали переносить черты, качества и деяния некоторых других богинь, прежде всего Хатхор . Царский трон на голове изображений Исиды нередко стал заменяться убором Хатхор – солнечным диском в обрамлении рогов коровы.

Крупнейший храм Исиды находился на острове Филе (близ Асуана), на самом юге Египта. Этот остров считался местом захоронения Осириса. Другие крупные храмы располагались в Коптосе, Абидосе и Дендере (где, согласно мифам, Исида была рождена богиней Нут). С Исидой связан особый символ-амулет – тет (тиет), несколько напоминающий анх . Небесными воплощениями этой богини египтяне считали звезду Соптед (Сириус, с восходом которого начинался разлив Нила) и созвездие Большой Медведицы.

Развалины храма Исиды на острове Филе

Благодаря своей необычайной важности, поклонение Исиде распространилось из Египта по всему древнему средиземноморскому миру. В эпоху эллинизма с ней сопоставляли финикийскую Астарту и греческую Деметру . Затем она стала почитаться в других странах и под своим собственным именем. Исида имела немало храмов в Элладе и Италии. Культ Исиды приобрёл здесь таинственные, чувственные, иногда безнравственные формы. К нему проявляли уважение императоры



Выбор редакции
Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...

Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...

Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...
по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...