Какая религия возникла раньше. Самая древняя религия в мире


Ещё в древности древнегреческим мыслителем Ксенофаном и другими философами древности было отмечено, что люди представляют своих богов похожими на себя. Так эфиопы представляли своих богов чёрными и курносыми, фракийцы – голубоглазыми и рыжеволосыми. Для народов с белой кожей – бог белокожий, а дьявол – чёрный, у темнокожих народов наоборот, боги – чернокожие, а злые духи – бледнолицые. В представлении древних боги не только внешне похожи на людей, но и ведут себя по-человечески. Боги Древней Греции охотились, пасли скот, ткали, ковали металл, ссорились, пировали, имели жён, детей, изменяли жёнам с земными женщинами (мифы о Геракле).

Не избежали этого, то есть разделения влияния в тех или иных сферах деятельности и святые угодники современных мировых религий. Тот или иной святой угодник помогает в определённых случаях и жизненных ситуациях. Наглядной иллюстрацией того, что верующие создавали богов по своему образу и подобию, служит сибирская икона, на которой Бог изображён отдыхающим после «сотворения мира». На иконе изображена изба, в которой под теплым одеялом лежит Бог, а рядом стоят валенки. Бог изображён на иконе в соответствии с условиями жизни человека в данной местности, причём эта икона не была признана крамольной (в противном случае она была бы уничтожена, а не освящена).

В первобытной родовой общине боги выступали безымянными, безликими духами, часто не имели имени, «специализации». Разложение первобытнообщинного строя, общества на классы нашло отражение и в религиозных представлениях. Из множества духов выделяются более могущественные, которые персонифицируются, получают имя, «биографию» и «специальность». У разных народов появились представления о главных богах. В древней Греции – Зевс (его жена – богиня Гера, покровительница брака; брат Посейдон – бог моря; брат Аид – бог подземного царства; дочь Афина – богиня мудрости и военного дела, сын Арес – бог войны, а внебрачный сын Геракл статуса бога не имел, поэтому не владел божественной силой, хотя и обладал бессмертием, как и все боги), помимо богов из семьи Зевса существовали и другие боги: Аполлон, Гермес, Гефест, Афродита, Дионис, Деметра. Они подчинялись Зевсу и членам его «семьи» и не могли активно противостоять их действиям, выполняли их приказы (Гефест по приказу Зевса приковал Прометея к скале). Глава греческого пантеона богов Зевс – представитель третьего поколения богов, свергнувших второе – титанов. Первое поколение богов – Уран и Гея, первый правил Небом, Гея – господствовала на Земле. Титаны – олицетворение сил природы, которые во главе с Кроносом свергли своего отца Урана, Зевс ниспроверг, в свою очередь, Кроноса и захватил власть, именно таким образом отношения насилия, господства и подчинения оправдывались и в человеческом обществе. В древнем Египте главный бог – Ра, в древнем Риме главный бог – Юпитер, в древнем Вавилоне – бог Мардук, в древней Руси – Перун, Один – у древних скандинавов, Аматэрасу – в древней Японии, где также постепенно сложилась иерархия богов. Разделение общества нашло отражение в религии, поэтому и изменились отношения между богами.


Вера в царя небесного (бога) появилась как фантастическое отражение власти царя земного (вождя, правителя, фараона – наместника бога на Земле), а небесная иерархия – это не что иное, как отражение земной, общественной иерархии. Всё это показывает, что люди своей фантазией создавали себе богов и небесный мир по образу и подобию своего реального, земного существования.

В зависимости от изменения условий материальной жизни общества происходило изменение религиозных верований, сокращалось число богов, вводилось единобожие. «Возвышение» и «падение» божества, так или иначе, связано с жизнью людей, которые ему поклонялись. Процветание города связывалось, в первую очередь, с богом-покровителем. Проигранная война вела к «падению» авторитета местного божества и возвеличиванию бога победившей стороны. В результате захватнических войн создаются крупные империи, и божества-покровители победителей постепенно приобретают статус главного бога всех покорённых народов. Таким образом, одним из результатов покорения одного народа другим становится возвеличивание религии (или бога) народа-победителя (поработившего коренное население). Древнеримские завоевания способствовали распространению христианства, арабские завоевания – мусульманства. Впоследствии завоевание новых земель и покорение народов часто прикрывалось благими целями миссионерства. Распространение православия в Сибири, на Дальнем Востоке, крайнем Севере вытеснило религиозные верования народов, населяющих эти территории, а земли были включены в состав Российской империи. Колониальные завоевания Испании, Португалии, Франции, Англии также прикрывались благородными целями просвещения и обращения в христианство народов Азии, Африки и Америки.

К древним религиям относят религии Средиземноморья: Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима (античные боги), Месопотамии, Ирана – зороастризм, иудаизм. Религии Индии и Дальнего Востока (Китай, Япония) относят к национальным религиям, так как последователи их принадлежат, как правило, к одной национальности.

Национальные религии

Национальные религии складываются по мере формирования нации. В их основе лежат древние магические верования, которые постепенно уступили место этическим нормам и требованиям, к ним относятся: индуизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм. Общая черта у большинства национальных религий, например религий Дальнего Востока – то, что эти религии политеистические, у них нет единого бога-творца, в этом отношении к ним примыкает одна из трёх мировых религий – буддизм. Две другие мировые религии монотеистичны (монотеизм – вера в единого и могущественного бога) и имеют своим истоком единственную монотеистическую мировую религию Древнего мира – религию древних евреев, которая впоследствии развилась в религиозную систему иудаизма.

Мировые религии

Мировые религии – термин, применяемый по отношению к буддизму, христианству, исламу. Для них характерны наднациональность, космополитизм, идея равенства всех людей, пропагандистская активность. По мере развития в конкретных исторических условиях различные направления мировых религий приобрели этническую окраску.

В христианствесуществуют три основных направления: – православие, католицизм и протестантство (разделяется на лютеранство – церковь северонемецких княжеств, распространившаяся сегодня в Европе и США; кальвинизм – швейцарская реформаторская церковь; и англиканство – протестантская церковь Англии); кроме этих основных течений существуют секты (старообрядцы, молокане и т.д.). Разделение христианства на отдельные направления связано с распространением его по многочисленным провинциям Римской империи и дальнейшим возникновением первых четырёх автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской. Впоследствии разделение Антиохийской церкви продолжилось, и образовались западная (Римская католическая церковь) и восточная, впоследствии окончательное разделение в 1054 г. привело к образованию католицизма и православия.

Ислам (в переводе с арабского – покорность, предание себя Богу) – мировая религия, в основе которой лежит вера в Аллаха и покорность ему. В исламе в результате внутренних противоречий во второй половине VІІ века возникли три направления: хариджиты, сунниты и шииты , два последних являются главными направлениями в исламе и до сегодняшнего дня. Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол арабского халифата.

Буддизм – мировая религия, вероучение которой создано Буддой, возникло в Индии в середине І тысячелетия до нашей эры. Основатель – Будда Шакьямуни (сын князя племени шакья – Сиддхартха Гаутама). В буддизме постепенно сложились следующие направления: ламаизм и дзен-буддизм . Ламаизм – особое направление в буддизме, в основе которого лежит вера в особую роль «ламы» – монаха, жреца (основная фигура в тибетском варианте буддизма) при достижении верующим человеком нирваны, спасения. Это направление пропагандирует и требует соблюдений канонических буддийских ценностей. До настоящего времени остаётся основной религией в Тибете, Монголии и подразделяется на ряд сект (школ). В России к XVІІ веку распространился среди бурят, тувинцев, калмыков.

Дзен-буддизм – китайская форма раннего буддизма . Распространился в Китае с І века до нашей эры, а затем в VІ­VІІ веках распался на северную и южную ветви, последняя составила основу китайского (чань) и японского (дзен) буддизма, северная полностью исчезла. В дзен-буддизме просветления, нирваны человек может достичь методом сатори, медитации, или даже ненормальным (недостойным) поведением; участия жреца не требуется. Это направление фактически отвергает канонические буддийские ценности. В настоящее время дзен-буддизм распространён в Корее, Вьетнаме, Японии и у народов других стран.

Кафедра философии, политологии и социологии

Дисциплина: философия

Религиозное сознание и его структура

Выполнила: студент группы 8-Э-1

А.С. Стрелкова

Проверил: доцент

А.В. Воецкий

Санкт-Петербург

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. История возникновения религии……………………………..5

Глава 2.Определение религиозного сознания………………………...12

Глава 3. Структура религиозного сознания…………………………...14

Заключение……………………………………………………………....17

Список используемой литературы…………………………………….18

Введение

Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, – с другой. Он начинает рассматривать свое существование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысленное. Зачатки космического религиозного чувства можно обнаружить на более ранних ступенях развития, например, в некоторых псалмах Давида и книгах пророков Ветхого завета. Гораздо более сильный элемент космического религиозного чувства, как учат нас работы Шопенгауэра, имеется в буддизме.

Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни бога, сотворенного по образу и подобию человека. Поэтому не может быть церкви, чье основное учение строилось бы на космическом религиозном чувстве. Отсюда следует, что во все времена именно среди еретиков находились люди в весьма значительной степени подверженные этому чувству, которые своим современникам часто казались атеистами, а иногда и святыми. С этой точки зрения люди, подобные Демокриту, Франциску Ассизскому и Спинозе, имеют много общего.

Как же может космическое религиозное чувство передаваться от человека к человеку, если оно не приводит ни к сколько-нибудь завершенной концепции бога, ни к теологии? Мне кажется, что в пробуждении и поддержании этого чувства у тех, кто способен его переживать, и состоит важнейшая функция искусства и науки.

Итак, мы подошли к рассмотрению отношений между наукой и религией с точки зрения, весьма отличающейся от обычной. Если эти отношения рассматривать в историческом плане, то науку и религию по очевидной причине придется считать непримиримыми противоположностями. Для того, кто всецело убежден в универсальности действия закона причинности, идея о существе, способном вмешиваться в ход мировых событий, абсолютно невозможна. Разумеется, если принимать гипотезу причинности всерьез. Такой человек ничуть не нуждается в религии страха. Социальная, или моральная, религия также не нужна ему. Для него бог, вознаграждающий за заслуги и карающий за грехи, немыслим по той простой причине, что поступки людей определяются внешней и внутренней необходимостью, вследствие чего перед богом люди могут отвечать за свои деяния не более, чем неодушевленный предмет за то движение, в которое он оказывается вовлеченным. На этом основании науку обвиняют, хотя и несправедливо, в том, что она подорвала мораль. На самом же деле этическое поведение человека должно основываться на сочувствии, образовании и общественных связях. Никакой религиозной основы для этого не требуется. Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти.

Глава 1. История возникновение религии.

Под временем возникновения религиозных верований следует подразумевать период очень большой временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч лет. Это был процесс, происходивший в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали появляться в период среднего палеолита, а позднее уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.

Само появление религиозных верований и культов, как отмечает И.А. Крывелев, имело объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с деятельностью, в основе которой лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с реальной практикой.

На возникновение в сознании первобытного человека религиозных признаков должны были оказывать влияние, прежде всего отрицательные эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможные варианты развития событий, которые способны дать это утешение. Потребность человека, его желания укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения.

Стимулом к возникновению религиозных представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Радость и восторг, наполнившие человека при какой-нибудь удаче, чувство благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта - все это требовало своего выражения.

Итак, религия возникла тогда, когда это стало неизбежным и возможным. Неизбежность коренилась в тяжелых условиях жизни человека, и как следствие этих условий, постоянном нервно-эмоциональном напряжении, в стремлении к самообнадеживанию и самоутешению.

Возможность появления религиозных идей и связанных с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже в состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции.

Религия давала человечеству иллюзию относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у него страх перед враждебными сверхъестественными силами.

В первобытном обществе возникают:

Тотемизм (представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений - тотемом)

Магия (совокупность символических обрядовых действий, направленных на достижение какого-либо конкретного результата)

Фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались не присущие ему сверхъестественные свойства)

Мифология

Анимизм (вера в духовные существа).

Вместе с появлением представлений о сверхъестественных существах появляются и люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной аристократии, становление раннеклассового общества нашли также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов.

Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных систем государственно-организованных народов.

Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института.

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Постепенно происходит самоопределение религиозной системы. Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и сосредоточивают в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархичную систему - церковь.

Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для упрочнения ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Произошло столкновение двух различных идей: античной и христианской. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены государственной власти, через смену личности, ликвидировать один социальный строй (рабовладельческий) и создать совершенно другой по своей сути строй. Христианство возвышало человека. Исходя из христианского учения, человек в мире стал свободен и зависел он лишь от Бога. Люди, принимая христианство, освобождались от рабства, но тут же принимали на себя другую ношу - религиозную.

Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении.

Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство.

Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

История становления христианства охватывает период с середины I в. до V в. включительно. В течение указанного периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые можно свести к следующим трем:

Стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

Стадия приспособления (II в);

Стадия борьбы за господство в империи (III-V вв.).

На протяжении каждой из этих стадий переживали серьезные эволюционные изменения и вероучение, и культ, и религиозная организация. Менялся социальный состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, постоянно кипели внутренние столкновения, за вероисповедной и культовой формой которых скрывалась борьба социальных и национальных группировок по поводу общественных интересов. Так на первом этапе христианство было иудейской сектой людей, объединившихся в ожидании близкого конца света и возникновения новых мировых порядков, соответствовавших нормам царства небесного на земле, прихода мессии - Христа, который и осуществит грядущий переворот. Они решительно не приемлют существующего порядка вещей, преисполнены ненависти к нему и ждут его неминуемой гибели в ближайшее время. Понятно, что социальной базой такого движения могли быть порабощенные и угнетенные господством Римской империи люди.

На второй стадии при переходе от актуальной эсхатологии к приспособлению социальный состав общин менялся. Теперь уже влиятельное положение в общинах стали занимать представители состоятельных слоев общества.

Они брали на себя функцию идеологического и литературного оформления христианского учения. В рассматриваемый период приспособления христианства к окружающему миру возникла церковь как система учреждений и совокупность профессионалов - служителей этой церкви.

В III - начале IV в. христианство вело борьбу за господство в Римской империи, завершившуюся победой.

Христианство, по И.Н. Яблокову, обладало качествами чрезвычайно важными во всех отношениях. Его космополитическая направленность, выработавшаяся в предыдущем веке - “нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни богатого, ни бедного, перед богом все равны”, его демократичность по отношению к социальным низам, реально не угрожающая правящим слоям общества, создавали условия наилучшего распространения в многонациональной массе населения. Его верноподданническая позиция в отношении властей, связанная с проповедью непротивления и полного подчинения, как нельзя лучше подходила для государства, одной из главных забот которого было добиться безропотного подчинения со стороны всех слоев общества.

Во второй половине III в. шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV в. из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Митрополии создавались в порядке своего рода естественного отбора - наиболее многочисленные, влиятельные и богатые епархии имели в этой борьбе особо прочные позиции.

Полагается, что с этого времени церковь как орган управления приобретает относительную самостоятельность и становится обладательницей особых интересов по отношению к верующим. Одной из важнейших целей церковной организации становится поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого института церкви. В ходе этого процесса активизируется деятельность органов управления по введению предписаний, требующих безусловного подчинения аппарату церкви, усиливается особый метод идеологический деятельности - нормативно-правовая регламентация, связанная с разработкой определенных идейных обоснований и созданием структур организационной деятельности, направленных на пропаганду этих идей, их реализацию.

Таким образом, можно прийти к выводу, что религиозное мировоззрение имеет довольно долгую историю. Религия возникает практически вместе с появлением человека, она претерпела множество изменений, прежде чем стать такой, какой мы привыкли ее видеть сейчас.

Часто можно услышать точку зрения, что Ислам является самой молодой религией в мире, появившейся значительно позже христианства, иудаизма и других религиозных учений. Кроме того распространено и еще одно мнение, что Коран – единственная священная книга для мусульман, что они верят лишь в нее и отрицают другие священные писания. Многие полагают, что мусульмане признают единственным пророком только Мухаммада (мир ему и приветствие Аллаха), указывая на то, что именно он является основоположником Исламской доктрины.

Но так ли это на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, рассмотрим смысл слова «религия». Религия – это вера, духовная вера, богопочитание. Религия разделяется на монотеизм, веру в одного Единого Творца, Всевышнего и пантеизм - многобожие, вера в несколько божеств одновременно. Монотеизм ниспослан Всевышним, а пантеизм вымышлен самими людьми. Об этом человечество познало через божественные Писания: Свитки, ниспосланные определенным пророкам и Книги (Тора, Евангелие, Коран),с которыми были направлены Посланники Всевышнего к людям, в разные эпохи развития человечества. Так же эта божественная информация была донесена через многочисленных пророков, которые призывали верить в Единого Творца, в Его Писания, Ангелов, в Посланников, в Судный день. В своих призывах все пророки и посланники были одинаковы, повторяя одни и те же Заповеди или подтверждая то, что говорили предыдущие пророки.

Исходя из этого видно, что монотеизм как вера в Единого, Всевышнего Творца, была изначальна. Но для каждой эпохи развития человечества Всевышний ниспосылал определенную информацию, Книгу, через избранного из людей Своего Посланника. И, как видим, все это состоит из единой цепи божественных откровений и единой цепи пророков. Вера, религия, в каждую эпоху называлась по своему, на разных языках. Но всегда означала одно – признание Единого Всевышнего, Творца, Господа, Аллаха и поклонение только Ему одному.

Каждая Книга, каждый посланник дополняли друг друга, объясняя на языке того народа, к которому они были посланы. Человечество развивалось и, естественно, Всевышним вносились некоторые коррективы и в Книги, которые Он ниспосылал. То есть в каждой Книге последовательно более подробно обозначались те или иные моменты, касающиеся духовной и светской жизни человека.

В Коране звучат слова Всевышнего Аллаха о том, что тот, кто не уверует в предыдущие Книги и пророков, отрицая их, тот считается не верующим и ему уготован ад. И то же самое ждет и тех, кто верит в одних пророков и отрицает других. Так же в Коране говорится, что Аллах, ниспосылая Свое Откровение через Мухаммеда, мир ему и приветствие Аллаха, не создает какую - то новую религию, а завершает ту, что ниспосылалась людям во все времена, начиная от Адама. И называет религию исламом, что означает: мир, подчинение законам Всевышнего. Из всего вышесказанного становится ясно, что ислам как религия не нова, а изначальна.

Исходя из этого, мусульмане признают все предыдущие Писания и верят в их божественность. Верят так же, что все пророки были посланы Единым Творцом для доведения Откровений Всевышнего людям. Это относительно того, что касается религии как веры. А что касается ритуально обрядовой стороны, шариата и посланнической миссии пророка Мухаммеда, мир ему и приветствие Аллаха, то здесь можно сказать, что это последний «штрих» в завершении религии в понимании сущности богопоклонения.

Самые простые формы религиозных верований насчитывают уже более 40 тысяч лет, и именно в те далекие времена появился человек современного типа, который в значительной мере отличался от своих предшественников, иными словами – от предполагаемых предшественников, прежде всего своим физическим строением, психологическими и физиологическими характеристиками.

Но самое главное отличие того человека состояло в том, что он был разумным и способным к абстрактному мышлению.

Первобытные религии - тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, шаманизм

О существовании древней и первобытной религии знают уже давно, как и о самых разных религиозных направлениях и верований того далекого периода человеческой истории. Об этом свидетельствует хотя бы - практика захоронения первобытных людей.

Археологами мира найдены доказательства того, что хоронили людей в те далекие времена, в специально приготовленных местах. Даже отметим, что при этом предварительно проводили существующие на тот обряды и процедуры подготовки усопших к загробной жизни.

Тела этих людей покрывали определенным слоем, обычно охрой, а рядом с ними укладывали оружие, бытовые предметы, в основном - домашнего обихода, драгоценные украшения и прочее.

Очевидно, что уже в те далекие времена, начало понемногу складываться религиозное представления о том, что усопший и после своей смерти продолжает жить, что с реальным и живым миром параллельно есть и другой мир, где живут умершие.

На раннем этапе зарождения человечества, верование в какие-то силы, возможно в религию, людей, когда-то живших в первобытные времена, прекрасно отраженна ими их творчеством - в произведениях пещерных и наскальных рисунков.

Они множественно были найдены в Европе, в той же Франции и Италии. Большая часть этих наскальных творений - это изображения людей и животных, сцены охоты и прочее.

Анализ наскальных и пещерных рисунков, дал ученым возможность сделать вывод, что первобытный человек свято верил в особую связь между собой и животными, как и в возможность управлять поведением животных, при помощи неких магических заклинаний.

Наконец, стоит отметить и тот факт, что учеными было установлено то, что у людей, живших в первобытный век, имело широкое распространение почитание самых разных предметов и вещей, которые по их убеждению, должны были приносить им удачу и оберегать от опасности.

Древние регилгии мира - Поклонение природе

Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе.

Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».

Первобытные религи мира - Тотемизм

Ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм.

Тотемизм - вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).

Тотемизм - вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром.

Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками.

Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытного коллектива.

Одна из самых древних религий - Магия

К ранним формам религии относится магия.

Магия - вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).

Появившись в далекой древности, магия сохранялась и успешно продолжала развиваться на протяжении нескольких тысяч лет. Если изначально магические представления и обряды носили как бы общее направление, но в дальнейшем, постепенно произошла их трансформация.

Современные историки и специалисты данного вопроса, квалифицируют древнюю магию по методам, направленности и целям воздействия.

Виды магии в древней религии

Виды магии по методам воздействия:

Контактная магия (непосредственное взаимодействие носителя магической силы с объектом или субъектом, на который направлено магическое действие)

Инициальная магия (магический акт, направленный на отдаленный объект, который находится в недосягаемости для субъекта магической деятельности);

Парциальная магия (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ноги, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю магической силы);

Имитационная магия (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

Виды древнейшей магии по своей социальной направленности, методам и целям воздействия, делятся на:

Вредоносная магия (причинение ущерба - нанесение порчи человеку);

Военная магия (система обрядов, призвана оказать помощь в обеспечении победы над врагом);

Любовная магия (направлена на повышение или понижение полового влечения: отворот, приворот);

Лечебная магия (призвана была излечить человека или домашнее животное);;

Промысловая (промышленная) магия (призвана обеспечить удачу в охоте или рыболовстве);

Метеорологическая (погодная) магия (помогает изменить погодные условия);

Магию иногда называют первобытной наукой или пра наукой, ведь она содержала в себе - начальные знания об окружающем мире и явлениях природы.

У первобытных людей немаловажную роль играло - почитание самых разных предметов и вещей, которые должны были приносить им удачу и оберегать от неприятностей. Эта форма религиозных верований получила название "фетишизм".

Древнейшие религии мира - Фетишизм

Фетишизм - вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).

Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе.

Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.

Древнейшие первобытные религии - Анимизм

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме.

Анимизм - вера в существование души и духов.

Находясь на начальном этапе развития человечества, примитивные на тот момент люди, стремились обеспечить себе защиту от всяких напастей, каких-то болезней, влияния природных явлений. В те времена, они наделяли природу и окружающие их вещи и предметы чем-то магическим, от которых зависело очень многое, например, их существование.

Поклонялись они сверхъестественным силам, олицетворяя их, не чем иным, как духами этих вещей и субъектов.

Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов, как и в существование души, сохраняется и в современном мире, во всех мировых религиях.

Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех религий мира. Вера в духов или же нечистую силу, как и в бессмертную душу - все это модификации анимистических представлении первобытной жизни человечества.

То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие - оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

Древние мировые религии - Шаманизм

Шаманизм - вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм как древняя религия, появился на более позднем этапе развития человечества, когда уже появились люди, которые имели на тот момент, особый социальный статус. Шаманы были призваны свято хранить полученную ими информацию, имеющее особое значение, для того рода или племени, где они проживали.

Шаман умел совершать древний ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.

Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.

На ранних этапах развития человечества, первобытные формы религиозных верований не имели место в чистом виде. В самых причудливых формах они переплетались друг с другом.

Именно по этой причине ставить вопрос о том, какая из форм древнейшей религии первобытного человека возникла перовой, раньше какой-то другой, а какая позже, наверняка мы не узнаем никогда, это просто, напросто не возможно, не реально точно установить.

Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.

Религия является неотъемлемой частью жизни практически каждого человека. Потребность поклоняться высшим силам выражается в духовном осознании мира и вере в сверхъестественное. Возникает интересный вопрос о том, какая самая древняя религия, как она возникла и развивалась.

Изучив все имеющиеся сведения о периоде палеолита, учёные пришли к выводу, что люди этой эпохи развивали духовные отношения, на что указывают обычаи ритуальных захоронений того времени, а также наскальные рисунки. Скорее всего, наши предки верили, что мир населяют божества, а разные места и объекты природы считали живыми. Кроме того, обычаи погребения дают нам представление о вере в жизнь загробную.

Но всё-таки, что же представляла собой самая древняя религия? Ответы на вопрос зависят от того, какую позицию занимают различные авторы, изучающие происхождение человека. Некоторые утверждают, что религия была искусственно создана человеком, а не являлась результатом эволюционного развития. Так, согласно этой точке зрения, женщина и мужчина знали только одного Бога, который их создал, они поклонялись ему, принося различные жертвы. Описанные в Библии монотеизм и жертвоприношение, явились первыми характеристиками религии в первоначальной её форме. Свидетельством этому могут служить древнейшие литературные памятники Китая, Греции, Египта и традиции многих народов.

Но есть и иная точка зрения, основанная на теории эволюции Ч.Дарвина. Согласно ей, требовался большой период времени для становления и развития религиозных верований. Сначала эти верования основывались на поклонении людей духам, так как возникал страх перед их мощью. Затем Израиль сводит многообразие богов различных наций к одному племенному богу, что проложило путь к усовершенствованию религии как таковой.

Рассматривая то, какая религия самая древняя, необходимо отметить, что в современное время на Земле существует большое количество религиозных направлений, так называемых духовных знаний, которые подразделяются на несколько систем. Так, к первичному учению относят арийское — Ведантизм (тайноведение). Далее оно трансформировалось в Брахманизм, а затем — в Буддизм. Арийские традиции переняла русская доисторическая религия, так появилось язычество — поклонение стихиям. Эти верования были побеждены не полностью, и уже через несколько тысячелетий на их основе развивалась религия древнего Рима и древней Греции.

Культура Египта и Вавилона стала основой для зарождения знаний, которые частично переданы нам в Библии (поэтому мнение, что христианство — самая древняя религия, ошибочно). На их основе развивалась философия Платона, оказавшая большое влияние на духовное развитие всей Европы. Кроме того, эти учения легли в основу религии древней Иудеи, на которую в дальнейшем будет опираться христианство. Знания древнеегипетской цивилизации, иудеев и христиан частично сохранены в исламе.

Чёрная раса практиковала церемониальную магию, сохраняя ритуалы и обычаи африканских колдунов. Жёлтая раса породила учения Лао-Цзы (Даонизм), а также шаманизм, дзен-буддизм и Шинту.

Таким образом, нельзя с точностью сказать, какая самая древняя религия на Земле, поскольку с ранних времён все знания, обряды, ритуалы и обычаи распространялись во время смешения народов и миграции племён. Так, идея жертвоприношения сначала принадлежала цивилизации чёрной расы, позже она была перенята народами всех континентов и существовала не одно тысячелетие на Земле.

Таким образом, ответ на вопрос о том, какая самая древняя религияна планете, неоднозначен, и зависит от мировоззрений и взглядов историков.



Выбор редакции
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...

В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...

Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...

по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...
Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...
Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...
В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...