Рождение и крещение детей в российской империи. Крещение детей


Когда мои нецерковные знакомые спрашивают, как покрестить ребёнка или что нужно, чтобы стать крёстным, я интересуюсь: а зачем вам это? Их объяснения условно можно поделить на два типа: либо это обычай – так все делают, либо метафизическая защита от болезней.

Одной такой знакомой в ответ на просьбу стать крёстным её ребёнка я предложил сначала начать читать Евангелие, ходить в храм, чтобы самой понимать, какой путь она предлагает сыну. На это она посетовала, что сейчас некогда. Тогда я предложил отложить крещение ребёнка до того момента, как появится время читать Евангелие и ходить в храм, и услышал очень веский аргумент: «Ты понимаешь, он же у меня аллергик!» На моё возражение, что тогда ребёнка лучше к аллергологу, а не на крещение, последовала продолжительная обида. То же самое происходит с теми, кто собирается быть крёстным. Порой человек все понимает, но виновато смотрит и говорит, что просто не хочет портить отношения с родственниками, которые считают, что оказали ему огромную честь, попросив быть крёстным.

Все эти народные культурные шаблоны и религиозные архетипы никакого отношения к христианству не имеют, а представляют собой дремучее язычество

Все эти народные культурные шаблоны и религиозные архетипы никакого отношения к христианству не имеют, а представляют собой дремучее язычество. Самое печальное, что такому языческому подходу обычно нет никаких препятствий в церкви, более того – он активно поощряется.

Крещение детей в древней церкви

Многие воцерковленные люди тоже предпочитают крестить детей во младенческом возрасте. Причины следующие.

1) Благодатная защита, предоставляется ангел-хранитель.

2) Возможность причащаться, чтобы иметь благодатную защиту, возрастать духовно.

3) Страховка в случае непредвиденной и ранней смерти: некрещёные дети попадают в ад или в какое-то место, близкое к аду.

Есть ещё одна точка зрения на данный вопрос: откладывать крещение до сознательного возраста. Такой позиции обычно придерживаются протестанты, которые отрицают детское крещение, считая это поздним новшеством, которого не было в ранней церкви и которое противоречит Писанию. Эта радикальная позиция слишком однобока, поскольку и у взрослого, и у детского крещения есть свои непременные условия и основания в традиции. У детского таким условием является живая вера их родителей. Известны свидетельства о детском крещении уже во II веке. В христианской письменности до IV века встречаются высказывания отцов церкви как за, так и против крещения детей. В качестве косвенного довода в пользу такового современные верующие приводят крещение апостолом Павлом Лидии и «домашних ее» (Деян 16:15 ), темничного стража и «всех домашних его» (Деян 16:33 ), начальника синагоги Криспа и всего его дома (Деян 18:8 ) и крещение дома Стефанова (1Кор 1:16 ). Но эти места не имеют прямого указания на крещение детей, говорят оппоненты, поэтому также можно предположить, что под «всем домом» понимались все взрослые члены дома мужского пола, что вполне правдоподобно для патриархального сообщества.

Хотя младенческое крещение и было в церкви с самых ранних времён, но до определённого времени преобладающей была традиция взрослого крещения. Свидетельством тому институт катехумената (по-славянски «оглашаемых» – людей, готовящихся принять крещение через последовательное устное наставление и исправление жизни, которое могло длиться до 5 лет). Первая половина главного богослужения – литургии так и называется: «литургия оглашаемых». Святители Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Златоуст крестились в почти тридцатилетнем возрасте, при этом будучи из церковных семей. Что же с ними было до крещения? Они были катехуменами, или оглашаемыми – узнавали свою веру и учились жить по ней. В канонах церкви есть 46-ое правило Лаодикийского собора и 78-е правило 6-го Вселенского собора, обязующие желающих креститься «изучать веру и в пятый день Страстной седмицы давать ответ (в том, что человек на самом деле отрёкся от старой греховной жизни и готов жить по Евангелию – А.К.) епископу или пресвитеру». Которое, очевидно, подразумевает крещение уже взрослых людей, способных к такому изучению и ответу.

Вера стала как бы атрибутом гражданства и признаком лояльности власти, и в церковь хлынули массы народа, лишь формально причислявших себя к христианам

Вместе с тем уже к V веку институт катехумената переживает кризис, не в последнюю очередь связанный с тем, что христианство, легализованное императором Константином в начале IV века, становится государственной религией к концу данного века. В связи с этим вера стала как бы атрибутом гражданства и признаком лояльности власти, и в церковь хлынули массы народа, лишь формально причислявших себя к христианам. Оглашать такое количество людей было даже физически трудно, да и немногие из них всерьёз стремились к какому-то научению. Как следствие, распространяется сначала подростковое, потом детское, а потом и младенческое крещение. Современные сторонники младенческого крещения в полемике с противниками оного приводят правило поместного Карфагенского собора начала V века. «Кто отвергает нужду крещения малых и новорождённых от материнской утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало омыть банею пакибытия… то да будет анафема». Но, как нетрудно увидеть, это правило направлено не против собственно практики взрослого крещения, а против пелагианской ереси, согласно которой дети рождаются безгрешными, то есть не несут на себе последствия грехопадения Адама. Сама же практика раннего крещения в Карфагенской церкви, о которой свидетельствует данное правило, во многом связана с учениями блаженного Августина Аврелия, которые в Восточной церкви первоначально авторитета не имели.

Умрёт некрещёным!

Сегодня не только протестанты, но и некоторые православные стали ответственно откладывать крещение детей. Такое решение чаще всего вызывает в современном православии одинаково отрицательную реакцию как у неверующих родственников, так и у священников или других прихожан, которые об этом узнали. Одна знакомая православная испытала тяжелейший прессинг от неверующих родственников, когда не стала крестить своего ребёнка. Близкие искренне не понимали, как такая религиозная родственница вдруг отказывается крестить своё чадо, лишая его всех упомянутых степеней защиты. Священники крайне удивлялись тому, что, подходя на причастие с младенцем на руках, она просила причащать её, а не ребёнка.

Феодор Мопсуэстийский, например, учил, что некрещёные младенцы наследуют рай, так как не могли сами выбирать свою участь

Какие возражения обычно встречают воцерковленные православные родители, откладывающие крещение детей до более сознательного возраста.

1) Как вы можете, будучи православным христианином, лишать ребёнка благодати крещения, не делая его членом церкви!

2) Не даёте возможность ребёнку причащаться! Ведь до 7 лет даже на исповедь не надо – получай благодать безо всяких препон.

3) А вдруг ребёнок умрёт и умрёт некрещёным!

Последним опасением современные православные родители отчасти обязаны бл. Августину, который хотя сам будучи крещён тридцатидвухлетним, дал формальное богословское основание для детского крещения. Как отмечает в своей книге «Катехизация в ранней церкви» диакон Павел Гаврилюк, «согласно этому учению, младенцы, умершие некрещёными, принадлежат к части отверженного Богом человечества (massa damnata) и осуждены на вечные муки, так как на них лежит несмытая вина Адамова греха». Восточные отцы высказывались по вопросу о загробной судьбе катехуменов не столь однозначно. Феодор Мопсуэстийский, например, учил, что некрещёные младенцы наследуют рай, так как не могли сами выбирать свою участь.

Оглашаемые – члены церкви

В древней церкви уверовавших людей обычно сразу не крестили, а поставляли в оглашаемые, читали над ними специальную молитву. И все понимали, что оглашаемые, как верующие во Христа, уже члены церкви! Не было суеверного страха, что Человеколюбивый Бог не явит всю полноту Своей любви к любому некрещёному младенцу или взрослому. Церковь знает много некрещёных святых, например, сорок Севастийских мучеников. В древней Церкви вообще нередко в результате гонений за свою веру погибали и оглашаемые, никто не сомневался тогда в их посмертной участи, считалось, что таковые крещены кровью.

Основываясь на опыте древней церкви, по крайней мере до V века, мы можем сказать, что поставление в оглашаемые – благодатный акт, если он совершается по вере самого оглашаемого или его родителей и восприемников, поручившихся воспитать оглашаемого в вере во Христа. Поэтому нормально ребёнка не крестить, а сделать оглашаемым, понимая, что после этого он становится членом церкви и находится под покровом Божьим, главным залогом которого является христианская вера и жизнь поручителей.

Просто представьте себе младенца на Тайной вечере: апостолы держат кричащего младенца, пока Иисус пытается преподать ему хлеб и вино

Не лишаем ли мы тогда ребёнка участия в Евхаристии? Если воспринимать Евхаристию как акт индивидуального благочестия, то, пожалуй, лишаем. Но если рассматривать её как совместное благодарение всей Церкви и общение учеников Христа, то в таком случае мы не лишаем ребёнка ничего. Просто представьте себе младенца на Тайной вечере: апостолы держат кричащего младенца, пока Иисус пытается преподать ему хлеб и вино.

Фактически приходится различать два взгляда на таинство крещения: крещение как инициация (посвящение), к такой точке зрения был ближе бл. Августин и крещение как поставление на служение, как оно понималось изначально. Отец Николай Афанасьев пишет: «В крещении мы принимаем благодать для служения (latreia), которое для автора послания к Евреям есть священническое служение». Если мы принимаем второй взгляд на крещение, то детское крещение будет тут явно не к месту, а вот поставление в оглашаемые вполне подойдёт. С одной стороны, мы вводим ребёнка в церковь, с другой, оставляем последнее сознательное решение за ним – и ребёнок в данном случае равен себе.

Так что делать сегодня?

Нет нужды отменять или запрещать младенческое крещение, но надо понимать его несовершенный или компромиссный характер. Лучше отговаривать родителей от такого крещения, предлагая им вместо этого поставлять ребёнка в катехумены и научать его вере во Христа. Это поставление можно очень торжественно совершить на приходе. Если же нет такой возможности соделывать младенца оглашаемым в храме в силу несогласия с этим приходского духовенства, настаивающего на обязательном крещении младенца, то прочитать молитву о начале оглашения из чинопоследования крещения над ребёнком могут сами верующие родители вместе с крестными у себя дома.

Ещё один веский аргумент в пользу крещения в сознательном возрасте – это возможность оставить в памяти важнейший момент жизни. Этого так же лишён человек, крещённый во младенчестве, как и сознательного, свободного выбора. Итак, сегодня видится три варианта достойного и ответственного крещения. Самый лучший: посвящение младенца в катехумены и дальнейшее христианское воспитание оглашаемого, пока он сам сможет принять свободное и ответственное решение креститься, лучше всего это делать после 18 лет. Возможно и крещение ребёнка в более позднем возрасте, когда он может сам приносить-произносить крещальные обеты и хотя бы отчасти понимать их смысл и содержание. Такое крещение все равно нужно будет потом восполнять взрослым оглашением. Крещение младенцев резонно только тех, у кого родители являются практикующими христианами.

Мы снова живём в языческом мире, тысячелетнее христианство, наплодившее христиан, не служащих ни Богу, ни ближнему, обессилело и теряет соль

Вопрос с крещением – один из ключевых вопросов современной церкви, если мы хотим, чтобы она состояла из служащих людей, а не номинальных членов. Он ставит нас перед необходимостью возрождения института катехумената, который не был нужен, пока христианство распространялось преимущественно среди иудеев, то есть людей, знающих истинного Бога. Когда же весть о Христе начинает распространяться среди язычников, без катехизации – научения человека жизни по вере – не обойтись. Мы снова живём в языческом мире, тысячелетнее христианство, наплодившее христиан, не служащих ни Богу, ни ближнему, обессилело и теряет соль. Крещальный конвейер, который сейчас можно наблюдать почти на каждом приходе, нужно останавливать. Так же как нельзя крестить взрослых без должной подготовки – катехизации, нельзя крестить и детей, если их родители не воцерковлены и не живут по вере. Думаю, это вопрос выживания нашей церкви в стремительно забывающем Бога и Христа мире.

Роль крестных родителей у первых христиан невозможно понять, не зная условий, в которых они жили.

Согласно императорским эдиктам, христианство было поставлено вне закона как вредная секта. Приобщение кого-либо к вероучению, которое отрицало божественность правящего Августа и запрещало приносить общеобязательные жертвы богам и изображениям императора, рассматривалось как государственное преступление и преследовалось по закону об оскорблении величия императора.

Для римских христиан было важно такое наставление и воспитание новокрещеных, которое помогло бы им стать настоящими членами Церкви. Особую сложность ситуации придавало то обстоятельство, что, в отличие от более поздних времен, основную часть крестившихся составляли не младенцы, а взрослые люди, приходившие к крещению сознательно. Это понуждало христиан сохранять для них длительный срок оглашения для усвоения сути вероучения и помогать им, удерживая от сомнений и отступлений.

В домах состоятельных римлян жили домашние рабы — прислуга, воспитатели, кормилицы детей. Фактически они были младшими членами семьи, причастными ко всем ее делам. Среди них постепенно распространялось христианство, и для человека, привязанного к детям, было естественно пытаться спасти ребенка для будущей жизни. Это дало основание для тайного обучения детей основам христианской веры и их крещения людьми, не состоящими с ними в кровном родстве. Эти люди становились их восприемниками, крестными родителями.

При крещении взрослого восприемник был свидетелем и поручителем за серьезность намерения и за правую веру крещаемого. При крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, восприемники давали обеты и произносили Символ веры. 54-е правило Карфагенского собора предусматривало: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью».

В развитие 83-го и 72-го правил Карфагенского собора Трулльский собор в 84-м правиле установил, что найденные дети, о крещении которых нет достоверных сведений, также должны были быть крещены. В этом случае восприемники становились фактически наставниками детей.

Первоначально в крещении участвовал только один восприемник: при крещении женщины — женщина, мужчины — мужчина. Впоследствии на крещение была распространена аналогия с физическим рождением: в нем стали участвовать одновременно крестный отец и крестная мать.

Церковные правила (и в полном согласии с ними — гражданские законы принявшей христианство Империи) не допускали до восприемничества физических родителей крещаемого (людей и без того для него близких), малолетних (людей, не способных по возрасту осуществлять духовное наставничество) и монахов (людей, отрешившихся от мира).

В России XVIII-XIX веков в деревнях детей крестили во младенчестве спустя несколько дней, реже — недель от рождения. Последнее было связано не с какими-то особыми обычаями, а, например, с удаленностью деревни от храма.

Как правило (исключения были крайне редки), в крещении детей участвовали восприемники. Их старались выбирать среди хорошо знакомых людей, чаще — родственников.

Среди славянских народов, в том числе и среди русских, очень быстро распространился обычай иметь одновременно крестного отца и крестную мать. Они должны были быть совершеннолетними, способными ответственно относиться к своим обязанностям. В 1836 году Синод установил нижний возрастной предел для крестных — 14 лет. При совершении самого таинства в обязанности крестного отца входила оплата всех материальных расходов по его проведению и последующего празднества, а также забота о крестике для младенца. От крестной матери требовалось преподнести младенцу ризки — ткань, в которую его заворачивали, вынув из купели, одеяло и крестильную рубаху.

Часто крестных родителей старались найти среди кровных родственников, которые могли бы в случае смерти родителей взять на себя ответственность за воспитание детей. Эта практика не осуждалась: считалось, что родственные отношения только укрепляются.

Первым Таинством, с которого начинается духовная жизнь человека, является Святое Крещение. Без него невозможно спасение человека. По словам Катехизиса, «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую».

Крещение, по глубокой мысли святителя Григория Богослова, «есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царства Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Просвещение есть лучший и величественнейший из даров Божиих» (Слово 40). Принявший его человек получает новые органы чувств души, и у него все становится на свои места. Ум получает силу к целостному мышлению. Сердце очищается от груза прошлого. Душа получает силу к неземному покою и вечной радости, человек впервые слышит не осуждение, а одобрение совести. Если до Крещения в сердце человека пребывала злая сила диавола, то после принятия Таинства Дух Святой поселяется внутри человека. Конечно, злой дух не прекращает нападать на человека, действуя через тело и пытаясь посредством его помрачить наш разум, но внутри любого крещеного поселяется несмываемая Божия благодать. Поэтому если человек согрешил или даже отпал от Церкви, то, возвратившись назад, он не крестится заново, а присоединяется через Покаяние. Крещение – новое рождение, которое никогда не повторяется, если было правильно совершено.

Этот великий дар коренится в священном Искуплении. В Крещении мы символически умираем вместе со Христом, погружаясь в воду, и совоскресаем с Ним – выходя из воды. Хотя участие в смерти происходит символически, но спасение совершается самим делом.

Не случайно само это великое Таинство просвещения установлено Христом Спасителем после Его Воскресения. Предуказано оно было и древними чудесами спасения, такими как спасение семейства Ноя от потопа, переход евреев через Красное море, ритуальные омовения Моисеева Закона. Подготовило Его Крещение покаяния, которое совершал Иоанн Креститель. Но реальностью оно стало после Жертвы Христа. Явившись ученикам после Воскресения в Галилее, Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 18-19). По церковному преданию, Сам Воскресший Христос крестил апостолов, а те передали это Таинство всем христианам.

Подготовка взрослого ко Крещению

Если взрослый человек захочет принять Святое Крещение, то одного желания для этого недостаточно. Как для полноценного лечения недостаточно одного желания больного, но необходимо исполнять распорядок дня, делать процедуры, принимать лекарства и, главное, необходимо доверие к врачу, так и для начала жизни в Боге надо иметь истинную веру, раскаяние в своих злых делах и желание жить по заповедям, при условии выполнения которых Таинство сможет полноценно действовать.

Понятно, почему необходима вера. Ведь, по словам Писания, «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6). Есть мера веры, необходимая для Крещения. Эта мера – Символ Веры, который читается наизусть крещаемым перед самим Таинством и хранится в нашем сердце до самой смерти и Судного Дня. Нельзя креститься тому, кто верит только в то, что «кто-то там есть», и если человек хочет принять Святое Крещение, то должен всем сердцем принять истинную веру и получить прощение своих грехов.

Желающий покреститься должен читать Священное Писание. Церковь рекомендует оглашенным оглашенному (так называется тот, кто готовится ко Крещению) прочитать из Нового Завета четыре Евангелия, а из Ветхого – Книгу Бытия, Исход, Притчи Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, и Премудрость Соломона.

Во время подготовки ко Крещению надо усердно молиться, чтобы Бог очистил сердце и освятил жизнь. Особенно необходимо как можно чаще посещать храм Божий. Если человек собрался креститься, то он уже отчасти свой для Церкви. Она молится за него как за оглашенного, и не надо пренебрегать ее материнской заботой. Некрещеный молится за вечерним богослужением и утром, на Литургии, до слов, возглашаемых диаконом или священником: «Елицы оглашенные, изыдите, оглашенные, изыдите, да никто из оглашенных». Если нет экстраординарных обстоятельств, тогда подготовка ко Крещению длится сорок дней. Столько длилось оглашение и в Древней Церкви, и в России до революции. В этот период необходимо поменять свою жизнь – прекратить творить беззакония, уйти с работы, несовместимой с христианством (работа в абортарии, проституция и т.п.), и начать выполнять заповеди. Не стоит затягивать время до Крещения, иначе можно умереть и навсегда погибнуть.

Надо помнить, что если человек собрался креститься, то он будет подвергаться атакам диавола, не желающего, чтобы человек освободился из его рабства. Врага не надо бояться и слушать, молитва и крестное знамение прогонят его. Любимая ловушка диавола – это суета. Он говорит: «Сегодня тебе некогда, лучше завтра, через неделю, в отпуске». Так некоторых сатана удерживает от Крещения годами, тем, кто попался на эту удочку, потом будет тяжелее вести христианскую жизнь. По слову Христа, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).

В Древней Церкви перед Крещением постились сорок дней, сейчас считается желательным хотя бы трехдневный пост. Он помогает победить диавола, усиливает молитву и дает возможность контролировать свое сердце.

Во время подготовки к Таинству надо постараться вспомнить все свои грехи, чтобы раскаяться в них перед Крещением, и постараться их больше не повторять, как и сказал апостол Петр: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа (Деян. 2, 38).

Хорошо найти благочестивого православного христианина, который стал бы крестным и помогал идти ко Христу. Но он не должен быть супругом нынешним или предполагаемым, иначе такой брак будет незаконным. Впрочем, наличие крестного обязательно только для детей до 14 лет. Взрослый может поручиться за себя сам.
Крещение совершается в любой день, кроме будних дней Великого поста. В Древней Церкви и в России до революции особыми днями Крещения взрослых были Великая Суббота, Рождественский и Крещенский сочельники, Лазарева суббота и Пятидесятница.
В ночь перед Крещением обязательно надо воздержаться от плотского сожительства. С полуночи надо ничего не пить и не есть, а курильщикам не курить, чтобы сразу после Крещения причаститься Святого Тела и Крови Христа. Женщины во время месячных и в течение сорока дней после родов не крестятся, кроме случаев угрозы для жизни.

Иноверцу (мусульманину, иудею, язычнику или сектанту) перед Таинством Крещения необходимо пройти чин присоединения.

Крещение младенцев

В Православной Церкви удостаиваются Святого Крещения не только взрослые, но и дети. Так мы исполняем слова Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф. 19, 14-15).

Прямое повеление апостола Петра в день Пятидесятницы говорит о том, что дар Крещения принадлежит всем: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2, 38-39).

Конечно, у младенца нет личной веры, но этот недостаток восполняет вера родителей и восприемников (крестных). Пример этого есть и в Писании, где Христос исцелил расслабленного и простил ему грехи по вере его друзей (Мф. 9, 1-8). Обязанность поручителей заключается в том, чтобы они научили младенца вере и жизни христианской, чтобы благодать Божия действовала в нем. Для этого они заботятся не только о своевременном обучении ребенка Закону Божию, но и следят за тем, чтобы дитя регулярно приобщалось Святых Таин.

Крещению ребенка предшествует ряд священных чинов, подготавливающих его к Таинству и защищающих от нашествия злых сил. Еще до рождения служится специальный молебен, в котором испрашивается Божия помощь матери в родах. В первый же день после родов священник просит защитить мать и младенца от нападения духов зла и очистить всех, причастных к родам, от скверны первородного греха. На восьмой день священник нарекает имя новорожденному – подобно тому, как Господу дали священное имя Иисус на восьмой день после Рождества (Лк. 2, 21). В сороковой день младенец приносится в храм, чтобы быть представленным Творцу (Лк. 2, 22-38). Над матерью читаются очистительные молитвы, исцеляющие ее от прикосновения диавола (в момент передачи первородной смерти) и допускающие ко Причастию. Ведь, кроме смертной угрозы, женщина не может вкушать Причастие сорок дней после родов.

В случае если младенец слаб или болен, недопустимо откладывание Таинства Крещения на сколько-нибудь долгий срок. Крестить тогда нужно сразу после родов, иначе, если ребенок умрет, он не может попасть в Царство Божие (Ин. 3, 5). По правилам Церкви, родители (или священник), по нерадению допустившие, чтобы младенец умер некрещеным, подвергаются строгому наказанию.

Чин Крещения

Порядок Таинства Крещения восходит к древнейшим временам, в своих основах он установлен еще апостолами. Сняв с себя верхнюю одежду, крещаемый показывает готовность отречься от прежней греховной жизни. Священник знаменует его крестом, отделяя для Бога, дует в лицо, восстанавливая то дуновение, которым был создан человек (Быт. 2, 7), и читает молитву, нарекающую христианское имя (при Крещении иногда меняют имя – как знак изменения жизни. При Таинстве оно пишется в Книге Жизни). У новокрещеного также появится небесный тезка, который станет его покровителем. День памяти небесного покровителя является главным личным праздником христианина.

После этого читаются заклинательные молитвы, обращенные против диавола, которому принадлежат все некрещеные. Бывает, что враг пытается удержать человека в своих лапах, и поэтому нападает на него во время Крещения. Однажды крестили наркоманку, и ее стало мутить во время заклинательных молитв, когда надо было читать Символ Веры, она стала задыхаться, а в купели чуть не упала в обморок, но, как только ее погрузили в третий раз, все мгновенно прошло. Так происходило потому, что через эту страсть диавол владел ею особенно сильно, но сила Божия оказалась несравненно могущественнее. Бояться диавола незачем, надо гнать его именем Иисуса Христа, и он убежит прочь. Ведь нам дана власть наступать на всю силу диавола (Лк. 10, 19), и она не может повредить нам, если мы с Богом. Так что не надо бояться ни сглаза, ни порчи, ни колдунов, но следует ревностно соблюдать заповеди – и никакое духовное зло не подойдет к христианину. Поэтому и священник совершенно не заискивает перед сатаной, а властно прогоняет его прочь силой Бога.

Наступает время освобожденному от власти врага отречься от него. Священник трижды спрашивает: «Желаешь ли отречься от сатаны, всех его дел, всех его ангелов (бесов, являющихся под видом языческих богов, космических энергий и т.д.), всего служения его (магии, иных религий, астрологии и т.п.) и всей гордыни его (массовых зрелищ, лишающих человека разума)?»

Крещаемый отвечает: «Отрицаюся» – и затем дует и плюет на запад, в область тьмы, извергая из себя всю нечистоту.

После этого священник спрашивает, готов ли он сочетаться со Христом (вступить с Ним в вечный союз), и, после изъявления согласия, спрашивает: «Веришь ли ты в Него?»
Крещаемый отвечает: «Верую яко Царю и Богу» – и приносит Ему присягу – читает Символ Веры.

После этого священник освящает воду, предварительно покадив ее. Так она вернется в то самое состояние, в каком была в первый день творения, когда была тьма над бездной и Дух Божий носился над водами (Быт. 1, 2). Мы вспоминаем, как евреи перешли через Красное море, руководимые облачным и огненным столпом, а фараон со всеми своими армиями погиб в волнах. Так и оглашенный, руководимый Христом, получит спасение в воде, а диавол утонет в ней.

После освящения воды священник помазывает воду и крещаемого благословленным маслом. Это елей радости, помазание которым дает силу выскользнуть из лап врага, как древние борцы намазывались маслом, чтобы выскользнуть из рук противника. Надо растереть это масло по всему своему телу.

Затем наступает самый важный момент. Человек спускается в купель, рука священника (а через эту руку – Сам Христос) трижды погружает его в воду со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

По Уставу Церкви, Крещение должно совершаться через троекратное полное погружение в воду – или в купели, или в открытом водоеме. Это апостольская практика. Но если ситуация такова, что полное погружение невозможно (например, в армии, в тюрьме, в больнице, в пустыне, при острой нехватке воды), тогда допустимо, и вполне действительно, обливательное крещение – с тем, чтобы было облито все тело, а совсем в крайнем случае – голова.

Спускаясь в воду, не надо забывать молиться Богу, чтобы Он Сам очистил и научил жить по-христиански. Ведь вода Крещения вся пронизана силой Святого Духа.

Когда новокрещеный (по-гречески «неофит») выходит из воды заново родившимся, безгрешным и святым, на него надевают крест (символ терпения скорбей ради Христа) и белую рубашку – знак чистоты и невинности, и вручают горящую свечу, напоминая слова Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

После этого над новокрещеным совершается Таинство Миропомазания , в котором человек принимает дар Святаго Духа.

_____________________________________

В данном разделе представлен текст из книги «Закон Божий: введение в Православное христианство» иерея Даниила Сысоева (с небольшими изменениями).

Вначале сразу оговорюсь, что в нашей стране большинство людей считают себя православными.

Многие родители в один прекрасный день задумываются о крещении своих детей: кто-то считает, что это хорошо для здоровья, кто-то приводит различные суеверия, кто-то крестит, потому что «так положено». Мы с мужем крещены в православии, ходим в храм, и поэтому дочку не задумываясь крестили практически сразу после рождения.

Немного теории


Крещение это не просто обряд, а таинство. Славянское слово «крещение» равнозначно греческому β?πτισμα («погружение»), и оно не происходит от слова «крест», несмотря на сходство. Центральное действие крещения - троекратное погружение крещаемого в воду, это символизирует собой то время, когда Христос три дня пребывал во гробе, после чего совершилось Его Воскресение. В крещении, с точки зрения Церкви, человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Святого Духа в жизнь духовную. В момент совершения этого таинства человек не только смывает с себя все прежние грехи, но и умирает для греха.

Как это происходит?


Если рассматривать именно символическую сторону, то, когда в храм приносят младенца, это значит, что родители его отдают в Церковь, то есть под Покров Господа, под Покров Матери Божией и сонма всех Святых. А Церковь, взяв его, приняв в Таинстве крещения в свое лоно, в свою очередь, дает уже родителям и крестным ребенка на воспитание.

Немного истории


До революции новорожденного младенца на восьмой день уже приносили в храм для наречения имени. Почему на восьмой? По Ветхозаветной традиции на восьмой день совершалось обрезание. Так и сейчас, начиная с восьмого дня можно окрестить новорожденного. Но если малыш слаб и его здоровье вызывает опасение, жизнь даже еле теплится в этом ребеночке, то крестят сразу же мирским чином, чтобы он не отошел некрещеным. А потом, когда всё устроится, вам надо прийти к священнику, рассказать вашу историю, и он дополнит Таинство крещения чином миропомазания. Имя ребенку, как правило, выбиралось из святцев этого дня.

Поэтому и попадаются у наших предков такие экзотичные для нашего уха имена типа Яздундокты или Завулона. Позднее (особенно в городском обществе) стали выбирать имена, руководствуясь исключительно личным вкусом и своими соображениями - например, в честь родственников.

А крестили, как правило, на сороковой день. Соответственно, даты дня рождения и дня небесного покровителя, в честь которого был крещен малыш, стояли очень близко. А так как день именин считался важнее дня рождения, праздновался в первую очередь именно он.

После революции с именинами велась идеологическая борьба: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины» (можно вспомнить эпизод из фильма «Собачье сердце», когда к Швондеру пришла женщина с двойняшками). Был тщательно разработан ритуал, во время которого новорожденного в четкой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители». Младенца могли символически зачислить в профсоюз и т. д. Борьба с «пережитками» доходила до абсурда: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» Чуковского за «пропаганду именин». В итоге сейчас произошло своеобразное смешение понятий и теперь в день рождения виновника торжества мы называем именинником.

Народное название именин — День Ангела (святого небесного покровителя часто называют Ангелом), хотя именины и День Ангела (ангела-хранителя) - разные понятия.

Молитва небесному покровителю

Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Как определяется день именин?


Имена святых занесены в Святцы — список святых, чтимых православной церковью. В Святцах есть много одноименных святых, поэтому при определении дня именин выбирается святой, чья память ближе всего следует за датой рождения человека. Список имен святых постоянно обновляется, по мере того как прославляются новые святые. Так, в 2000 году на Архиерейском соборе были прославлены Новомученики и Исповедники Российские, поэтому если человек был крещен до 2000 года, то имя следует выбрать из изданий святцев до 2000 года. Если же крещение произошло после, то можно выбрать из более широкого списка имен. Например, до 2000 года в лике святых была прославлена только одна Екатерина — святая великомученица, после же прославления новомучеников список имен расширился.

Если имени нет в святцах, то человека крестят с наиболее близким по звучанию именем: Дина — Евдокия, Анжелика — Ангелина, Жанна — Иоанна, Милана — Милица, Светлана — Фотиния. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь святой страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия Православия носившей имя Алиса. Имя, полученное при крещении меняется, например, при пострижении в монашество.

Крестные


Крестный - так определяется духовная близость человека, берущего на себя это звание. На самом деле в церковной традиции он называется восприемником - он принимает ребенка от купели. Ограничения по возрасту для восприемников имеют нижнюю границу - 14 лет, верхней границы нет. Еще крестным может стать только крещеный в Православии, например, если у вас есть родственник или друг мусульманин, он может присутствовать при крещении, но стать крестным не может. Также крестными не могут быть родители ребенка, но например, дядя и бабушка вполне могут.

Вообще, если вы решили крестить своего ребенка, я бы, посоветовала сходить в храм, в котором вам хотелось бы это сделать, и поговорить батюшкой. Уверена, что он разрешит все ваши сомнения, недоумения и вопросы.

Продолжение следует.

Анастасия КОЛЧИНА


Рождественская часть

К концу XVIII века территория Петербурга была разбита на 11 административных частей. Среди них была Рождественская часть. Находилась она за Литейной частью в пространстве, ограниченном излучиной Невы. Первые Рождественские улицы появились в 1780 - 1798 гг. а остальные в 1804 - 1817 годах. Также название улиц Рождественской части были объединены одной географической темой. Они носили название по городам губерний центральной России.

Дореволюционная открытка, адресованная в район "Пески"

Рождественская часть начала заселяться в 1720 году, тогда же здесь была построена первая церковь. Она была переведена из Путевого дворца, привезенного из Усть-Ижоры. Местность эта получила название Пески. В 1752 году на Песках было отведено место Канцелярии строения домов и садов. Это учреждение занимало видное место в русском искусстве XVIII века. Оно ведала строительством дворцов и придворных зданий.


Церковь Рождества
Из книги В.В.Антонов, А.В.Кобак Святыни Санкт-Петербурга Историко-церковная энциклопедия в 3 т. СПб. Издательство Чернышёва,1994. I т. с.221-222

В 1781 году для мастеровых канцелярии живших на Песках был заложен храм Рождества Христова по проекту П.Е. Егорова в стиле классицизма. Рассчитан он был на 3000 человек. Храм был расположен на углу 6-ой Рождественской улицы и Рождественского переулка. В 1777 году был освящен первый предел храма. В 1788 освятили предел в честь Рождества Богородицы, а через год главный предел Рождества Христова. На освящении присутствовал цесаревич Павел со своей семьей. В храме находилась местночтимая икона Рождества, которая считалась покровительницей Песков. Перед ней молились о помощи при родах и воспитании детей. В 1901 году после чудесного сна была обретена в земле небольшая икона Свв. Гурия, Самона и Авива. (День памяти этих святых приходится на первый день Рождественского поста. Эти святые считаются покровителями семьи). В храме Рождества Христова велась широкая благотворительная деятельность.

Старое уживалось с новым. Улицы в Рожlественской части Петрограда ещё носили старое название, здесь вместе соседствовали храм Рождества Христова и райком партии, который тоже носил название «Рождественский». Но в 1923 году Рождественские улицы были переименованы в Советские, а Рождественский переулок в Красноборский. А в 1934 году церковь Рождества Христова закрыли и разобрали, а на её месте разбили сквер.

Рождественская открытка нач. XX в. из собрания автора


Святки

Все Святки народ предавался различным весельям и забавам, но также в этот период проходило много благотворительных акций. Для этой цели устраивались благотворительные балы и ёлки, на которых собирались денежные пожертвования и подарки, которые шли на нужды бедных, в приюты, больницы, другие благотворительные заведения и тюрьмы.

Христославы

Песни и игры, которыми сопровождаются Рождественские праздники назывались колядками. Особенно они широко были развиты в Малороссии и Белоруссии. На Руси был обычай славленая Рождества Христова. Христославы или просто славильщики ходили по домам и пели духовные стихи на тему праздника. В XVII веке широко были распространены духовные песни канты. Их, как правило, сочиняли в городах семинаристы и на каникулах развозили по малым городам и весям необъятной Руси.

В Малороссии каледой называется хождение с вертепом и звездой, сделанными из бумаги и пение, известное под именем каледы. Как отмечают исследователи русского быта и народных традиций, этот обычай более широко распространенный для сельской Руси и русской глубинки ещё сохранялся в конце XIX века в больших городах. И даже в Москве и Петербурге существовал обычай славления ребятишками Рождества Христова. Они целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком, ходили по домам. При этом они наряжались, изображая Евангельских свидетелей Рождества: ангелов, волхвов, Иосифа, Ирода. Заходя в дом, в начале пелся Рождественский тропарь, а вслед за тем и другие стихи, прославлявшие Рождество Христа: «Я маленький хлопчик, принёс Богу снопчик, Христа величаю, а вас поздравляю» . После этого следовало поздравление хозяину и его дому: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем ». После этого хозяин дома одаривал христославов сладостями и лакомством, которые они складывали в мешок, который они носили с собой. Не принять христославов считалось за грех и большим оскорблением.

В славлении принимали участие не только простой народ, но и царь. Со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить на Святках славить даже к своим подданным. Славление это начиналось с полудня праздника. Царской процессии предшествовали двое барабанщиков. За ними следовал царь с певчими и толпой князей и бояр. Они ездили на санях и посещали знатных придворных вельмож. Царь входил в дом вельможи, где вместе с певчими пел церковные праздничные песнопения. Хозяин же подносил царю подарок и угощение его свите, после чего отправлялись к другому вельможе. Эту традицию очень любил и поддерживал основатель нашего города Петр I. Им даже был издан Указ, что если кто из числа придворных был записан в славяльщики да не ездил, тому полагалось наказание кнутом.

Кроме славяльщиков по дворам ходили с вертепом. Он представлял из себя двухъярусный ящик, в котором представляли разными деревянными фигурками сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе представлялась смерть Ирода, а в нижнем пляски. При этом дьячок зажигал свечки, которыми освящался вертеп. С вертепом ходили мальчики, иногда в сопровождении гудошника или скрипача.

К сожалению после Петровской эпохи этот обычай ушёл из дворцов. И не только в столице, но и в провинции с всё больше возраставшим влиянием европейских традиций и культуры стал наполняться влиянием язычества и суеверий, которые известны под ряжеными и всевозможными гаданиями. Всё это не только довольно таки хорошо описано в исторических документах, но и знакомо нам из русской литературы. Достаточно перечитать поэму «Светлана» Жуковского или 5 главу «Евгения Онегина» Пушкина, или произведения русской прозы начала XIX века – романтические повести, которые впоследствии стали прообразом святочных рассказов конца XIX - нач. XX века. Совершено противоположную картину русского быта и духовных традиций рубежа веков описывают произведения И. Шмелёва, Б. Зайцева, Никифорова-Волгина, Зурова, Е. Поселянина.

В ряду забав царского двора нередко бывали и святочные игры. Вот как описываются такие игры в день Рождества 1765 года: императрица с придворными играла в разные игры, пели и плясали по-русски, после чего танцевали менуэты и контрдансы. Императрица во всех этих играх сама быть изволила и по-русски плясала вместе с графом Паниным, во время этих увеселений вышли из утренних государевых покоев семь дам: это были в женском платье граф Григорий Орлов, Строганов, Головин, Пасек, шталмейстер Нарышкин, камер-юнкеры: Баскаков, князь Белосельский. На всех были кофты, юбки, чепчики. Князь Белосельский был проще всех одет, так как представлял гувернантку и смотрел за прочими дамами. Ряженых посадили за круглый стол, поставили закуски, подносили пунш, и потом все плясали и шалили.

Народные гуляния

Среди святочных развлечений народа в Северной столице можно выделить: катание на лошадях, с ледяных гор и на коньках. Вот как выглядели святочные забавы, широко описанные в записках иностранцев конца XVIII: «Нет ничего более веселого и своеобразного, чем зимние сцены на Неве. Едва ли проходил день без того чтобы поутру не прогуляться и не проехаться по Неве на санях. Множество экипажей и саней и бесчисленные пешеходы, непрерывно пересекающие её, создают впечатление бесконечного потока. Лед также усеян разрозненными и собравшимися группами людей и каждый занят по вкусу кто чем. В одной части находится несколько огороженных участков для катания на коньках. В другой части толпа наблюдает за тем, что называется санными гонками. Дорожка представляет собой вытянутый участок примерно в милю длиной. На ней имеются только одни сани, в которые впряжена пара лошадей. Искусство ездока состоит в том, чтобы заставить коренную лошадь бежать скорее, а другая втягивается в галоп».

Ледяные горы устраивались ещё в первые десятилетия основания Петербурга, они и послужили прототипом для катальных горок. Первоначально находили высокую гору, которую заливали водой, затем забрасывали соломой и снова заливали до тех пор, пока не образовывался толстый слой льда. Вместо санок использовали тонкий соломенный коврик, на него один за другим садились три человека. Первый захватывал край коврика, остальные обхватывали друг друга под руками и ногами за туловище. При спуске надо было быть особенно осторожным, так как, стремительно летя вниз, можно было покалечиться, слетев с коврика, и разорвать брюки в клочья. Как только эти трое были готовы к отъезду, подавался знак их подтолкнуть, в этот момент начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся

«Ледяные горы в высшей степени распространены и представляют для населения неисчерпаемый источник развлечений. На реке возводят высокий помост с площадкой наверху, туда поднимаются по лестнице. Сверху к реке идет наклонная гладкая поверхность из досок, которую заливают водой. Каждый, имеющий санки, поднимается на лестницу и скатывается с вершины горки, летит со значительной высоты, удерживая при спуске санки в равновесии. Так благодаря набранной скорости они мчатся значительное расстояние по льду реки. Кроме этого также строили две горки напротив друг друга. Человек, скатившись с одной горы, попадал на противоположную, повторяя эту забаву сколь угодно часто.

Мальчики также постоянно катаются с этих гор. Они скользят обычно на одной ноге, а не на двух. Другой забаве предавались маленькие дети. Она состояла в том, что более низкие санки привязывают к длинному канату и при помощи колеса разгоняются по кругу.

Эти ледяные горы придают реке приятный вид, благодаря деревьям которыми они украшены и движущимися людьми, беспрерывно спускающими с гор».

А вот другое свидетельство рубежа XIX-XX веков, написанное в автобиографическом очерке «Финляндия» поэтом серебряного века Осипом Мандельштамом: «…Зимой, на Рождество, - Финляндия, Выборг. Финляндией дышал дореволюционный Петербург, от Владимира Соловьёва до Блока, пересыпая в ладонях её песок и растирая на гранитном лбу лёгкий финский снежок, в тяжёлом бреду своем, слушая бубенцы низкорослых финских лошадей. Я всегда смутно чувствовал особое значение Финляндии для петербуржца, и что сюда ездили додумать то, чего нельзя было в Петербурге, нахлобучив по самые брови низкое снежное небо, засыпая в маленьких гостиницах, где вода в кувшинах ледяная.

В Выборг ездили к тамошним старожилам, выборгским купцам – Шариковым. Волей-неволей я попал в самую гущу зимнего флирта выборгских красавиц. Где-то в кондитерской Фацера с ванильным печеньем и шоколадом, за синими окнами санный скрип и беготня бубенчиков… Встряхнувшись прямо из резвых, узких санок в тёплый пар сдобной финской кофейной. Быстрые санки, пунш, картонная шведская крепость, шведская речь, военная музыка. Гостиница Бельведер, где потом собиралась Первая Дума, славилась чистотой и прохладным, как снег, ослепительным бельём. Всё тут было иностранщина – и шведский уют. Упрямый и хитрый городок, с кофейными мельницами, качалками, гарусными шерстяными ковриками и библейскими стихами в изголовии каждой кровати.

Крещение

Одним из массовых действ, привлекавших иноземных наблюдателей своей необычностью, было водосвятие на иордани. В день Крещения был обряд водоосвящения на реке. Гвардия и весь Петербургский гарнизон выстроились на Неве, где было устроено здание арками, а в нём прорубь со ступенями до самой воды. Его Величество вышел из дворца в 11 часов и, прибыв к реке, стал перед Преображенским полком. После чего пошёл в Троицкую церковь, где обедню служили архиепископ Коломенский. Когда водосвятие совершилось, народ, мужчины и женщины, побежали к реке в великом множестве, чтоб окунуться в ней. Несмотря на стужу, некоторые женщины окунали в воду маленьких нагих детей.

В 1737 году это действо наблюдал английский врач Дж. Кук: «Во льду проделана квадратная прорубь. Около неё постлано много ковров. Сверху устроен полог. По окончании службы духовенство выходит из церкви и образует процессию, следуя друг за другом соответственно сану, и идут по четыре или по пять в ряд, всего числом в несколько сот человек. Идущие несут большую хоругвь, большой фонарь и большое изображение нашего Спасителя и святых. Они шествуют в таком порядке сопровождаемые знатными и простыми людьми, во главе процессии шествует императрица, и весь путь по реке поют молитвы. Священники вступают за ограду и совершают освящение воды. Когда находят, что вода достаточно освящена, подается сигнал 1200 гвардейцам, которые окружают всё это тремя рядами и тут же дают частые залпы, повторяемые трижды; затем стреляют большие пушки с крепости и также троекратно салютуют около 300 орудий. После освящения можно видеть, как священники крестили на Неве множество новорожденных. Другие, молодые и старые, обнаженными прыгали в ледяную воду; два стоявших над прорубью парня их сразу вытаскивали обратно. Кроме того, некоторые люди черпали из реки воду и тут же её выпивали или уносили домой, чтобы сохранить. Так заканчивается эта церемония, совершаемая почти одинаково по всей России.

Отрадно отметить то, что описанные все здесь традиции нашей духовной культуры вновь возрождаются во всём своём богатстве и многообразии, снова входят в нашу жизнь, обогащая её.

Вадим Кустов
Иллюстрации из собрания автора
Прислано автором 12 января 2012 года

Выбор редакции
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...

В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...

Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...
по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...
Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...
Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...