Воцерковление. Воцерковление - наилучшее средство христианского воспитания Что нужно сделать, чтобы влиться в жизнь Церкви


Что уводит подростков, воспитанных в воцерковленных семьях, из Церкви? Стоит за расцерковлением юношей и девушек кризис веры, неприятие лицемерия или тяга ко греху? На вопросы отвечает игумен Петр (Мещеринов).

— Многие священники говорят, что более 75% воцерковлённых подростков перестают ходить в храм. Получается, что 8 подростков из 10 уходят из церкви… А что бы вы могли сказать по этому поводу (на основании ваших наблюдений)? Почему у воцерковленных родителей дети уходят из церкви?

— Действительно, печальный опыт свидетельствует, что не менее 2/3 детей, воспитанных в Православии от младенчества, при наступлении юношеского возраста сбрасывают с себя церковность как обузу. Здесь есть несколько причин.

Первая - то, что церковность в сегодняшних постсоветских семьях подчас бывает лишена подлинного христианского содержания, представляя собой своеобразную смесь идеологии, магизма и «советских» комплексов, мимикрировавших под православный обиход (безответственность - под видом « », неуважение к себе и к другим людям - под видом « », разобщённость и злоба - под видом «борьбы за чистоту Православия» и т.д.). Дети просто не получают настоящего христианского духовного и нравственного воспитания, не происходит их встречи со Христом; поэтому когда они приходят в тот возраст становления личности, в котором все авторитеты подвергаются сомнению, - «церковь без Христа» этой проверки не выдерживает. Ведь если произошла живая встреча со Христом, от Него невозможно уйти. Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу (Пс. 138, 7)? А Церковь только затем и существует, чтобы эта встреча произошла, чтобы общение со Христом крепло и росло. Если именно такой церковности в семье нет, то дети, становясь юношами и девушками, в силу особенной чувствительности подросткового возраста к истине и её отсутствию, ко лжи и лицемерию, псевдоцерковность отвергают.

Вторая причина - что в силу той же восприимчивости к истине и лжи подростки начинают чувствовать недолжное состояние многих сторон современной православной жизни. Молодые люди уходят не из Православной Церкви, а из сегодняшнего российского варианта церковности. В нём нет многих атрибутов подлинной Церкви: общинности, любви, солидарности, правды и дерзновения говорить правду, нестяжательности, мудрости, несвязанности стихиями мира сего. Место всего этого занимает гипертрофированная богослужебно-дисциплинарная сторона, к которой принуждали всю жизнь своих детей православные родители, складывая у них убеждение, что Христова Церковь - это только лишь хождение в церковь. Вот все эти ставшие самоцелью «должен» и «нельзя», посты, запреты, обязательность выстаивать богослужения и читать дома одно и то же обрыдшее правило и отвергаются молодыми людьми - потому что в них они не обрели Христа и Его Церковь.

Вдобавок пустое место отсутствующей подлинной церковности занимают у нас вещи по сути нецерковные. Именно от них и уходят молодые люди. От брюзжания на современность, политиканства, коммерции, от того, что говорится одно, а живётся по-другому. От сусальности и лицемерия взрослых, от ханжества, сведения христианства только лишь к елейной лексике и к узкой субкультуре. От того, что нравственность, прямодушие, честность подвергаются в современном обществе, а вслед за ним и в современной церковности, аберрации. От того, что на это нет никакой . От стремления поверхностного православия задушить всякую душевность и эмоциональность, которые особенно важны в подростковом возрасте. От идеологии «яко свиния лежу в калу». От изоляционизма и злобы на весь мир - особенно это тяжело тем молодым людям, студентам, которые побывали в Европе…

Совершенно отталкивают от себя нормальных молодых людей наши церковные страшилки, апокалиптика, «младостарцы», кликушеские паломничества и проч., и проч. От этого и уходят. И нельзя сказать, что с какой-то агрессией - скорее с усталостью и желанием сбросить с себя обузу. От Христа усталости не бывает, жизнь Им и с Ним ежесекундно интересна и захватывающа. И если в наиболее чутком возрасте молодые люди Церковь оставляют, значит, Христа они в нашей церковной жизни не нашли.

Третья причина - и это тот единственный действительно обоснованный упрёк, который можно предъявить современной молодёжи - . Произошедшая в середине XX века так называемая «сексуальная революция» имела одним из своих последствий то, что в сфере общепринятой морали добрачные связи перестали порицаться и стали нравственно приемлемыми. Достаточно сравнить отношение к супружеским и к досупружеской интимной жизни: первое так или иначе всё же не одобряется и осуждается, второе стало в постхристианском мире принятым как норма.

Надо сказать, что сегодня это является, пожалуй, самой серьёзной пастырско-миссионерской проблемой: для множества молодых людей, вкусивших такой «новой морали», оставаться в Церкви с её неизменно отрицательным отношением к добрачным связям становится очень сложным. Но тут мы как раз и видим «срабатывание» тех факторов, о которых я сказал выше. Да, в Церкви есть правила, нормы и условия, на которых она будет стоять до скончания века - истины веры и нравственности. К ним относится И если бы наша церковная жизнь полноценно выявляла Христову Церковь и своей красотой привлекала людей, то такие нравственные условия многие молодые люди, и даже, может быть, большинство молодых людей, скорее бы всего, приняли, потому что взамен они бы получили живую жизнь во Христе и всестороннюю реализацию достойного человеческого и христианского существования. А так получается: от лица Церкви возглашается - нельзя! этого не делай! Хорошо, ответит молодёжь; а что взамен? А ничего… Посты и правила, хождение в церковь, торговля и кликушество. Для молодого человека это неприемлемо. Ради Христа он готов пойти на целомудрие. Ради обрядовости, ура-патриотизма и т.п. - никак.

— Некоторые священники, чтобы заинтересовать подростков, при храмах создают кружки, военно-патриотические клубы, театральные студии, спортивные секции и т.д. Что бы вы могли сказать о подобной практике, исходя из собственного пастырского опыта)?

— Прежде всего нужно понять, что здесь невозможно создание каких-то «выделенных мест», в которых течение жизни совершается по-другому, нежели во всей церковной жизни. Уход молодёжи из Церкви - прямое следствие общего положения дел на наших приходах и в православных семьях. Стало быть, нужно начинать с этого.

Можно устроить сто кружков при храме; но если молодые люди не увидят в самой нынешней православной церковности Христа, то, что Его Его свет и любовь преображают их родителей, - все эти начинания будут бесполезными. Церковь, в конце концов, не дворец пионеров. Поэтому нужно изо всех сил стремиться превращать наши приходы в настоящие христианские общины, в которых естественным порядком нашлось бы место и молодёжи. Тогда бы и люди внешние, глядя на своих сверстников, имеющих в своих общинах полноту и радость жизни, зауважали бы Церковь и прониклись бы к ней, по крайней мере, интересом. А пока такого уважения и интереса к церковной жизни нет - и рассчитывать на то, что какие-то отдельные меры будут успешны, не приходится.

Хотя, конечно, сказанное не означает, что ничего делать не надо. Разумеется, нужно создавать внебогослужебную среду общения молодёжи всеми средствами, которые есть в распоряжении того или иного прихода. Но наиболее эффективной здесь будет сама настоящая христианская жизнь.

— Если подросткам предложить собираться за чаепитием, чтобы изучать и разбирать Священное Писание со священником, как вы считаете, им это будет интересно? И если - да, то как это лучше организовать?

— Это зависит от священника. Во-первых, священник должен не только знать и любить , но и уметь прилагать его к современной жизни во всех её проявлениях. Во-вторых, священник должен быть абсолютно честен и искренен перед молодыми людьми. Если эти два условия будут соблюдены, то подросткам это, несомненно, будет интересно.

Но и тут мы упираемся в сказанное выше. Любовь к Священному Писанию в иерархии ценностей, принятых явочным порядком - и увы, вовсе не без участия священников - в нашей приходской жизни, стоит совсем не на первом и даже не на десятом месте, а где-то в конце списка. Честность же - вообще такое качество, культивирование которого большинству наших православных не очень свойственно. А для священника быть открытым, искренним и честным - это просто великий подвиг, которому препятствуют многие факторы, начиная от корпоративной этики, отношений с архиереем, благочинным и настоятелем и заканчивая материальной стороной жизни, когда основное обеспечение большой священнической семьи идёт за счёт треб, ритуалов и бытового магизма, а вовсе не евангельской проповеди.

Подытоживая, могу сказать: подростки и молодые люди, уходящие из Церкви, - индикатор положения в нашей церковной жизни. И положение это неблагополучное. Здесь нужно в этом обвинять не молодёжь, якобы поддавшуюся на «западное влияние», «козни врагов» и проч., а самих себя: как это мы так распорядились двадцатью годами церковной свободы, что молодые люди из Церкви уходят. Осмыслить этот вызов и изменить положение вещей - важнейшая задача как пастырей нашей Церкви, так и всех православных христиан.

«Религия должна присутствовать в жизни ребенка ненавязчиво…»

Получив редакционное задание со столь непростой темой, я, признаться, была премного озадачена. Конечно, существуют фундаментальные теоретические труды классиков русской педагогики. Их анализ и изучение – дело, несомненно, важное, но при хроническом дефиците времени сложно исполнимое. Да и теория без практики, как известно, вещь мертвая. Потому в качестве своих собеседников я выбрала людей, которые, быть может, как никто другой, связаны с практической стороной обсуждаемого нами вопроса. Одна из них – Ирина Игнатович – преподаватель приходской Воскресной школы с почти двадцатилетним стажем работы, другая – многодетная мама – Елена Морозько.

ИГНАТОВИЧ ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА

В 1982 году окончила Центральные республиканские заочно-стационарные курсы иностранных языков при Киевском государственном университете. Долгое время работала в центре научно-технической информации в отделе патентной литературы.
В 1987 году окончила Белорусский общественный институт патентоведения.
С 1993 года – преподаватель Воскресной школы прихода храма святого благоверного князя Александра Невского в г. Гомеле.
С 1994 несет клиросное послушание чтеца и уставщика. Имеет двоих взрослых детей.

МОРОЗЬКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
В 1995 году окончила Гомельский политехнический институт по специальности «инженер-технолог».
В настоящее время – домохозяйка. Мать четырех дочерей.
Младшей – 1год, старшей – 16 лет.

Свой разговор предлагаю начать с самого трудного. Поговорим об ошибках. Чего нужно постараться избежать родителям, стремящимся воцерковить своих детей?

И. Игнатович:
– Самая распространенная ошибка – наложить на ребенка то, что хочешь выполнить сам. Взрослые приходят в храм, сами только начинают воцерковляться, и им кажется, что их дети, вместе с ними воцерковляясь, переживают то же, что и они. Если я пришла и могу 2,5 часа простоять, то почему же мой ребенок не будет стоять, ведь это же такая благодать, он постоит, напитается этим, ему же так будет хорошо! А малышу 5 лет, и он просто не может столько выстоять. В этом случае для мамы лучшим будет самопожертвование. Нужно привести ребёнка, побыть с ним в храме минут 30, то есть столько, на сколько у ребёнка хватит внимания.
Е. Морозько:
– 16 лет назад я церковь не посещала и поэтому первый ребенок не воцерковлялся с самого рождения. Сказать, что мы воцерковляем детей, будет не совсем верно. Мы сами воцерковляемся, а они вместе с нами. Взаимодействует духовный мир членов семьи. Если кто-то из родителей становится ближе к Богу, то внутри у него что-то меняется, то ребенок это, соответственно, чувствует. Да, сразу вспоминаются слова батюшки Серафима «стяжите дух мирен…». И если в родителях этого духа нет, это оказывает соответствующее влияние на детей и общую атмосферу в семье. Тоесть невозможно приобщить ребенка к вере, если ты сам не стремишься постоянно жить по ее законам.

Родительский пример, авторитет, постоянное внимание к детям – все это, несомненно, важно, но может ли быть достаточным только семейное христианское воспитание, или без традиционной детской Воскресной школы все-таки не обойтись?

Е. Морозько:
– Мои дети посещают приходскую Воскресную школу, но это их личное желание. Полезно ли? Очень многое от учителя зависит. Педагог должен быть человеком глубокой веры и тогда он может донести что-то детям. Дома нужно разговаривать с ребенком на тему того, о чем говорили в Воскресной школе. Что он понял и что ему понравилось. Здесь важно, чтобы теория переплеталась с реалиями семейной жизни. Чтобы в семье был мир, покой, доброжелательность, не было споров и ссор. Тогда ребенок будет воцерковляться сам собой. Важно, чтобы вот такое настоящее внутреннее воцерковление не замещалось только внешним – молиться, поститься и ходить на службу в храм.
И. Игнатович:
– Я считаю, что посещение Воскресной школы необходимо. Ведь очень многие семьи живут церковными преданиями с маленькой буквы. На приходах существует множество мифических суждений о вере и Церкви. Так вот, в Воскресной школе это все развенчивается и преподносятся суждения Церкви по тем или иным вопросам через каноны, уставы, учения святых отцов, а не то, как одна бабушка сказала, даже если эта бабушка посещает храм уже лет 30. Посещают Воскресную школу по-разному, некоторые по 6-7 лет подряд ходят. Был случай, когда девочки пришли в 7 классе, а закончили посещать только через 2 года после окончания университета, и то только потому, что переехали в Минск. Есть и такие, которые приходят, и сразу же уходят, и их ничем не задержишь. Есть такие, которые уходят, а потом через год-два появляются.
Я заметила, что из самых таких хулиганистых потом со временем получались самые хорошие слушатели. Но, тем не менее, в подростковом возрасте уходят многие, и я считаю, что это в какой-то мере правильно. Это такой возраст, когда молодой человек должен понять, кто он и что он, и должен понять это сам.
Авторитет Церкви они должны подкрепить внешними впечатлениями. Вот вы мне рассказывали так, а я хочу узнать, что мне расскажут другие люди. Он уходит, но уходит с какой-то «прививкой», и ему есть куда вернуться. Это, как говорят, надо пожить немного со свекровью, чтобы оценить маму. Может, надо немножко отойти от Церкви, посмотреть, как другие люди живут, чтобы потом вернуться, но уже навсегда.

То есть, насколько я понимаю, главная функция Воскресной школы – сделать человеку некую духовную «прививку», дать хотя бы минимальный набор знаний о вере?..

И. Игнатович:
– Важна не сумма знаний как таковых, а важно дать ребенку понять, что есть мир помимо этого, который живет по другим законам, по Божьим, и где тебя обязательно любят, какой бы ты ни был. Самый важный эффект от религиозного образования – это дать ребенку вот эту «прививочку любви». Что здесь он всегда нужен, его выслушают, поймут и дадут совет.
Вот у меня был один трогательный случай. У нас есть мальчик один, у него сложное положение из-за лишнего веса. И на одном из уроков я говорила, что Бог любит абсолютно всех. А он встал и спросил: «Бог любит всех? И даже таких толстых, как я?».
Ему было очень важно знать, что он для Бога такой же, как и все остальные, а, следовательно, и для тех людей, которые любят Бога.

До сих пор мы говорили как бы о внутренней стороне вопроса, но ведь церковный уклад жизни подразумевает активное участие человека в богослужебной практие Церкви, ее постах, таинствах и обрядах. Как, в какой мере к этому нужно приобщать детей?

Е. Морозько:
– Моей старшей дочери – шестнадцать, ее уже не заставишь делать то, чего она по каким-то причинам не хочет. Она сама решает, идти на исповедь или нет, поститься или нет. Здесь решающую роль играет предыдущее воспитание. А для 4-летней Саши пост – это не смотреть мультики.
Бывает, дети часто в пост навещают бабушку с дедушкой, а они что-то совсем не постное предлагают, то тогда, в первую очередь, думаешь о любви, чтобы все-таки не ссориться на этой почве. Мир важнее. Думаю, дети должны принимать посильное участие в домашней молитве. Я, частенько бывает, пытаюсь специально сделать так, чтобы они увидели, как я молюсь утром или вечером, чтобы они понимали, чем живет их мама. Особенно младенцы впитывают все. Очень важно привлекать детей к участию в различных праздничных обрядах, чтобы они чувствовали себя участниками церковного события, а не наблюдателями. О церкви у ребенка должны быть добрые воспоминания. Можно поручить им что-нибудь сделать к празднику. Например, собрать или купить букет к иконе Божией Матери. Или вместе с ними покрасить яички к Пасхе. Если вы печете кулич – пусть малыш сам добавит в тесто сахарный песок. Возьмите его с собой, когда пойдете освящать куличи или яблоки. Пусть он сам несет тарелочку в храм, пусть он сам поставит в кулич свечку и сам зажжет её. Ведь им хочется быть максимально причастными этому таинственному загадочному ОСВЯЩЕНИЮ, тем более, что они увидят, как много людей пришли в храм за этим же самым, что для огромного количества людей это имеет большое значение. Освящение вербы, яблок, меда, поклонение Кресту и Плащанице, Крестные ходы – это замечательные наши православные традиции, участие в которых по силам и трехлетним малышам. Их обязательно надо привлекать к этому, чтобы они видели подготовку к празднику и участвовали в ней. Ведь они так хотят быть важными, как взрослые. И день Прощеного воскресенья пусть не проходит мимо них. Как бы смешно это не казалось, нужно попросить прощения и у своих детей, даже если им всего три-четыре года. Обнимите их и скажите: «Доча, прости меня, иногда я обижаю тебя». Вы не уроните свой родительский авторитет – напротив, поднимите его в глазах ребенка. Наши дети тоже обижаются на нас, мы, чего греха таить, бываем часто несправедливы к ним.

Как и во всяком большом и сложном деле, в воцерковлении детей существуют свои этапы.

И. Игнатович:
– Сначала маленькому ребенку нужно показать дом Бога и объяснить, что в этом доме нужно вести себя благоговейно. Это не площадка для игр. Это то место, куда мы с тобой ходим нечасто, придем туда ненадолго. Здесь нужно вести себя тихо-тихо, чтобы не распугать ангелов и не помешать молиться людям. В этом месте ты обязательно получишь от Бога немножечко силы, чтобы расти дальше, чтобы не болеть и любить маму, тебя помажут маслицем и дадут совершенно удивительную вещь в ложечке – лекарство от смерти, которое Бог нам оставил, так как Он сам бессмертный и только Он может дать это лекарство.

Посещение храма с маленькими детьми требует небольшого времени и максимального внимания. А как быть, когда родителям необходимо бывать на службах, а оставить ребенка не с кем? Как уследить за малышом во время службы?

Е. Морозько:
– Я уж в притворе пятый год стою (смеется). А если серьезно, то вспоминается описанный в одной книге случай, как однажды бабушки-прихожанки пожаловались митрополиту Антонию Сурожскому на то, что дети мешают во время службы молиться. Владыка пообещал убрать всех детей в том случае, если хоть кто-то поднимет руку и скажет, что у него не было во время службы праздных мыслей. Но этот человек также говорил и о том, что Бога слышишь в тишине, и грех эту тишину нарушать. Потому нужно стремиться искать какой-то компромисс, какую-то золотую середину, чтобы и детям не навредить, и прихожанам не помешать.

А что происходит, когда дети становятся старше?

И. Игнатович :
–В школьном возрасте нужно говорить больше о заповедях и о практическом приложении этих заповедей в жизни. Почему нельзя воровать, лгать, завидовать, что получается, если мы ослушаемся. В таком возрасте следует говорить, что вы будете ходить в церковь столько, сколько вы хотите.
В подростковом возрасте и старших классах необходимо читать Евангелие и разговаривать на житейские темы, в основном о семье. В этом возрасте у них влюбленность и любовные драмы. И нужно обязательно им показать, что любовь – это совсем не то, что они переживают. А вот чтобы научиться настоящей любви, для этого и существует Церковь.

Многие православные родители стараются всячески оградить детей от искушений и страстей внешнего мира. Но ведь так не может продолжаться всегда, дети взрослеют, и сами хотят разобраться, где добро и где зло. Да еще нередко то и другое хотят испытать на практике.

И. Игнатович:
– Ребенка нужно правильно подготовить к переходу в открытое общество. Настанет момент, когда он все равно узнает и о телевидении, и о бандитах, и о Гарри Поттере, и сигаретах, и о наркотиках, и о многом ещё таком, о чем даже думать-то стыдно. Нельзя скрывать от детей существование всего этого. Нужно правильно объяснять им истинные ценности вещей, предупреждать их об опасности, предостерегать. Но ни в коем случае не изолировать от этого мира и не делать вид, что этой грязи не существует. Они должны быть готовы эту грязь распознать и отвергнуть. В противном случае они погибнут – морально, а то и физически. Безусловно, родители испытывают боль за своих детей от понимания того, с чем им в будущем придется столкнуться. Но это неизбежно. Наша обязанность – подготовить их к вступлению в этот мир. Детям, выросшим в изоляции, невероятно тяжело адаптироваться в новых условиях, когда они попадают в школу – из атмосферы добра, ласки, благожелательности в жестокий мир детей, которым не привили начал морали. Здесь и дети из пьющих и неблагополучных семей, из семей, где проповедуется девиз «забей слабого», эгоизм, деньги и достаток как высшее начало. Мы обязаны объяснить, как могут подставить, как надо вести себя в том случае, если тебя обвиняют в том, чего ты не сделал, почему нельзя бездумно участвовать во всех предприятиях, которые предлагают новые товарищи, почему нельзя поддаваться, даже если тебя называют трусом.

P. S.
Религия должна присутствовать в жизни ребенка ненавязчиво. Дети должны прочувствовать её. Очень полезно обращать их внимание на прекрасные творения Божии – на цветы, звезды в вечернем небе, различных жучков, бабочек, на милых котят и щенков, чтобы они могли радоваться торжеству жизни, почувствовали её хрупкость, научились все это ценить и видеть в каждом творении отражение Творца. И пусть Бог открывается им через вашу любовь, через созерцание прекрасного, через гармонию природы. И тогда, однажды, глядя в бесконечное синее небо, усыпанное бриллиантами звезд, ваш малыш скажет «Там – Бог» не потому, что вы ему об этом сказали, а потому, что он это почувствовал сердцем.

Записала
ЕВГЕНИЯ ВАЩИЛОВА

Чтобы осмыслить процесс воцерковления человека, необходимо в первую очередь, насколько возможно приблизиться к пониманию того, что есть в существе своём созданная Богом Церковь (см. Мф. 16:18), какова природа Церкви, ее назначение, устроение, цель и лежащие на ней задачи в Божьем Домостроительстве человеческого спасения.

Епископ Александр (Семенов – Тян-Шанский) выразил эту мысль так: «Познать что такое Церковь, можно только живя в ней; поэтому рациональное определение Церкви невозможно. Такое внутреннее усвоение Церкви и есть вера в неё, вера в её непознаваемую внешними чувствами и дискурсивным мышлением сущность. Таким же путем, например, мы познаем, любит ли кто нас или нет, кто наш друг и кто – враг».

Поэтому, наилучшее понимание того, что есть подлинное воцерковление, дает наличие практического опыта церковной жизни.

Воцерковление человека – это сложный, поэтапный, целожизненный процесс, простирающийся через земную жизнь в жизнь вечную. «Эта же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3)

Если Христос – есть Истина, то Церковь – Столп и утверждение Истины на земле;

Если Христос - Путь, то Церковь Христова есть наша Путеводительница;

Если Христос есть Жизнь, то Церковь Христова есть школа богоугодной жизни во Христе;

Если Христос наш Учитель, то Церковь Христова есть училище богообщения, богопознания, богопочитания и богоуподобления Его примеру.

Если Христос наш Искупитель и Спаситель, то Церковь Христова учит побеждать искушения от духа мира сего, сохранять верность Христу, искать Богоугождения и спасения.

Святая Церковь учрежденная Господом – есть наша путеводительница по спасительному пути христианской жизни, не следуя которому мы легко и быстро сбиваемся и уклоняемся на погибельные пути, каковых значительно больше, чем тот единственный, каким нас ведет Христова Церковь. Путь веры, молитвы, покаяния, исправления, следования Божиим заповедям, доброделания и христианского совершенствования.

Важно понимать, что принадлежность к Церкви определяется не знанием вероучения, нравоучения, истории Церкви, а прежде всего благодатной жизнью в годовом богослужебном круге с регулярным и достойным участием в церковных таинствах . Тогда церковная жизнь не стесняет, не ограничивает, не нарушает свободы, она поддерживает и помогает духовному возрастанию человека. Но помимо вхождения в Церковь, обретения первичного опыта церковной жизни существует непростая задача сохранения благочестивого образа этой жизни. Ведь эта жизнь может быть разрушена путем столкновения с другими стандартами, другими, аморальными нормами жизни мира сего с его вызовами и соблазнами.

Православие - это прежде всего жизнь в соответствии с евангельской нормой веры и нравственности, а не только внешние культурные проявления или церковно-обрядовые действия человека.

Быть церковным человеком - это,
во-первых, значит иметь личную веру в Бога, уверенность в Нем, доверие и верность по отношению к Богу и Церкви.

Во-вторых , - взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь как форму, в которой может развиться и вырасти личное благочестие.

В третьих , - лично стремится к полноте богообщения в Таинствах Церкви, в богослужении, в личной духовной и нравственной жизни.

В четвертых , - лично стремится жить по заповедям Божьим.

В пятых , - необходимо находиться в догматических (правоверных) и канонических (общеобязательных для членов Церкви правилах отношений и жизни) рамках.

О признаках истинного воцерковления

Воцерковление – это начало личных отношений с Богом, начало осознанной духовной жизни, осмысление мира, человека в мире, познание жизни, её назначения и смысла, и, наконец, вхождение в само бытие церковной общины.

Воцерковление – это встреча с Истиной, начало обожения человека.

С другой стороны, воцерковление – это приобретаемый постепенно опыт молитвы, борьба с искушениями, а так же опыт внутреннего выбора пути жизни и самого образа жизни.

Воцерковление это сознательный самовоспитательный процесс , направленный на искоренение страстей и раскрытие христианских добродетелей, (особенно верности, душевной чистоты, искренней любви и служения), что поможет человеку строить свою жизнь душеспасительно.

Основой воцерковления является, с одной стороны, регулярное участие в церковных таинства х и прежде всего в Таинстве таинств - в святой Евхаристии. С другой стороны, - нравственно-аскетический труд в соответствии с евангельскими заповедями – противостояние греховным страстям и понуждение себя к добру.

Воцерковление человека это своего рода самовоспитание, саморазвитие и самообразование – или церковное образование (как поэтапное, целостное вызревание личности христианина в соответствии Первообразу или повышение уровня богоподобности в добродетели).

Иными словами целью воцерковления является православный образ жизни: не только знание вероучения, не только способность отличать Православие от иных конфессий, не только знание духовной культуры страны, не только религиозное краеведение, религиозное искусствоведение, - в первую очередь способность людей использовать христианскую евангельскую мотивацию в своей личной, семейной, общественной и даже профессиональной деятельности.

Итогом воцерковления , или если мы говорим о детях, итогом христианского воспитания нужно считать не вышколенность, а обретение внутренней, основанной на Евангелии и опыте жизни Церкви, системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека. Система эта должна быть движущейся, развивающейся. Система ценностей отражается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней обращенности, в приверженности и, наконец, в любви к истине. В сущности, человек может считаться состоявшейся личностью только тогда, когда у него не просто появились понятия добра и зла, а когда они руководят его волей. Только тогда он становится способным к настоящему диалогу с миром, не растворяясь в нем, не теряя своей совести и христианского богоподобного достоинства.

У нас отсутствует опыт научения жизни церковной, мы больше увлечены аскетикой и обрядами. Но без церковности нет духовности и единства с Богом, как важнейшего условия нашего спасения. «С Господом тот, (по слову свт. Феофана Затворника), кто с Церковью; будем так, не суемудрствуя, и будем на спасенном пути».

В воцерковлении необходимо приобщать к евангельской нравственности и нравственно-аскетическому труду, а не к правилам, обрядам и требованиям.

Воцерковление человека не поддается детальному исследованию, прогнозированию и расчету. Его нельзя исчислить суммой богословских знаний. Результатом его может считаться только духовный опыт, особое устроение души человека. В этом специфика христианской педагогики. Концептуально ее следовало бы понимать как таинственно-запредельный процесс богочеловеческого воспитания, и весь учебный материал должен быть средством достижения этой великой цели.

Главный смысл и задача православной педагогики , по мнению протоиерея Василия Зеньковского, состоит в том, чтобы через воцерковление приблизить подрастающее поколение к Богу, обучить подлинной жизни во Христе, помочь в освобождении их от власти греха, через благодатное восполнение дарами Церкви и содействовать раскрытию и одухотворению образа Божия в них.

Под воцерковлением следует понимать не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.

Воцерковить значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с людьми церковной общины, сделаться христовыми по духу, нраву, отношениям, и через это живой клеточкой богочеловеческого организма - Христовой Церкви.

Церковная община является зримо явленной Церковью. Воцерковление не может быть таковым вообще, оно обязательно должно быть направлено на вхождение в жизнь конкретной христианской общины. Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостоличность.

Единство - как целостность личности в духовном единстве с Богом и церковной общиной. Оно достигается по благодати при духовно-трезвенной жизни: непрельщенности ума, неоскверненной совести, преодолением внутреннего разделения сил души (ума чувств и воли); преодолением разномыслия и нестроений в семье, церковной общине, обществе.

Святость - как хранение целомудрия и нравственной чистоты в отношениях, поведении и жизни. Достигается через молитвенно-покаянную жизнь, искоренение страстей, при участии в церковных таинствах, следовании Божиим Заповедям и богоуподобление в добродетели, высшая из которых любовь.

Соборность - это всецелостная, всеединая духовная сопричастность христианина с Богочеловеческим телом Церкви. Выражается в единстве правой веры, молитвы, церковных таинств, богоугодных делах и служении членов церковной общины.

Апостоличность - это свидетельствование правой христианской веры и любви, подобно апостолам, - словом, делом, жизнью и служением в окружающем мире в соработничестве Христу (см. 1 Тим. 4:12).

Противоположным понятию воцерковление по духу, направленности, смыслу и содержанию является понятие обмирщение - страстная зависимость и вовлеченность в мирскую жизнь с её земными, материальными интересами, далеко уводящими людей от церковной, богоугодной жизни по заповедям в евангельском духе.

Пренебрежение благодатным опытом Церкви - это не только грех, но и роковая ошибка, гибельная для самого человека. Господь говорит, что «если кто Церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). Так условно названы люди, находящееся в крайней духовной опасности. Не отверженные, но сами отвергающие истину, не проклятые, но проклинающие себя своим пренебрежением к Церкви Божьей.

Вот почему с понятием духовной жизни неразрывно связано понятие воцерковлённости, то есть соответствие тем внешним и внутренним требованиям (устроения своей жизни по церковному чину, духу и укладу), которые позволяют нам не только называться, но и быть христианами.

Каковы же условия воцерковления?

Исходя из понятия церковности, целей и задач воцерковления, определим основные условия воцерковления по отношению к будущему христианину:

1) личное и свободное решение вступить в Церковь, основанное на личной вере во Христа Спасителя и на доверии Церкви;

2) личное стремление жить по заповедям Божьим;

3) признание Боговдохновенности Священного Писания;

4) принятие Церкви как Тела Христова, частями которого является каждый из ее членов, а единою главою Господь наш Иисус Христос. При этом необходимо признание того, что именно община это зримо явленная Церковь;

5) признание того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия;

6) принятие Святого Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен и святых отцов;

7) готовность взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь как форму, в которой может развиться, вырасти личное богообщение и благочестие;

8) признание того, что христианское мировоззрение опирается на Священное Писание и догматические основы Православия.

9) признание того, что жизнь христианина призвана находиться в догматических и канонических рамках Церкви;

10) осознание того, что личность не растворяется в Церкви, но Церковью охраняется и человек, вступая в Церковь, получает возможность раскрыть себя как личность во всей полноте.

Воспитать цельную, духовно-нравственную личность - христианина, семьянина, гражданина и мастера-профессионала - значит обрести в её лице надежную опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества.

Да поможет Господь Бог всем радеющим о деле духовно-нравственного воспитания, воцерковления и обучения подрастающего поколения, чтобы возрастало оно во славу Божию, на благо Церкви, родителям на утешение, на пользу людям и нашему Отечеству!

Эта статья — приглашение к разговору о воцерковлении детей.
Пишите свои комментарии, вопросы, рассказы о личном опыте. Готовых рецептов нет
Один из самых главных вопросов, который возникает у верующих и воцерковленных родителей, — это вопрос о том, как воцерковить ребенка.

Маленькие дети часто с радостью посещают храм и воскресную школу, но со временем у многих пропадает желание ходить в церковь, а у некоторых возникает откровенный бунт против посещения церкви. Порой доходит до серьезного конфликта между повзрослевшим ребенком и его воцерковленными родителями. Кризисную ситуацию решать всегда сложнее, особенно когда она касается наших родных. Дети не хотят идти к пастырям или психологам на беседу, а решить проблему без их прямого участия и желания очень сложно. И остается нам в такой ситуации только молитва за заблудших наших овечек.

Поэтому профилактика, предвидение ситуации в этом вопросе очень важна, как вообщем-то и в других вопросах воспитания. Эта статья большей частью обращена к родителям маленьких детей, к родителям, которые, возможно, еще не задумываются о предстоящих проблемах и живут в блаженном неведении, радуясь тому, как ребенок с удовольствием шагает в храм.

Имея даже не очень большие знания по агиографии (изучения жития святых), мы можем припомнить оттуда слова: «родился он от благочестивых родителей и с раннего детства был наставляем в любви к Богу».

Благочестие родителей — одно из самых важных условий благочестия детей.

Очень часто бывает так, что взрослые путают внешнее благочестие с подлинным. Живя так называемой церковной жизнью, на деле совсем не идут за Христом. В сердце самих родителей скрыто будущее отношение ребенка к церкви, к Богу и к ближним, в том числе и к самим родителям.

Недавно мне довелось посмотреть передачу о. Димитрия Смирнова с участием родителей многодетной семьи. В студии присутствовали отец Иоанн и матушка Надежда, у которых 18 детей. Удивительно ласково и с глубоким почтением батюшка и матушка говорили о своих родителях, так же с улыбкой и теплотой они говорили о своих детях. Выросшие сами в любви и послушании Богу, они сумели передать такие же чувства детям.

Примеры праведности родителей, усвоенной их чадами, можно черпать и в Евангелии: Иоаким и Анна — родители Богородицы, Захария и Елисавета — родители Иоанна Предтечи, и в житиях святых: Кирилл и Мария — родители Сергия Радонежского, Стефана и Вассы — родители Александра Свирского, список можно продолжать. Я подробно останавливаюсь на этом вопросе не для того, чтобы указать читателю на их удаленность от тех благочестивых людей, которые стали родителями великих святых, а с целью пробудить желание больше напитываться такими примерами, читать жития, святоотеческую литературу и строить свою жизнь на их основе. В этом лежит большая часть успеха всего воспитания детей.

После того, как мы еще раз для себя повторили известную нам истину — хочешь воспитать ребенка, воспитай себя, — перейдем к практической стороне этого вопроса.

Что такое воцерковление? Воцерковление ребенка – это научение его жить по Евангелию. Т.е. наша задача не столько приучить ребенка регулярно ходить в храм (хотя и это тоже), сколько приучить его к постоянной внутренней духовной работе на основе святоотеческого учения. Что, в свою очередь, непременно положительно отразится на его желании регулярно бывать на богослужениях, участвовать в таинствах. Итак, подковавшись сами в вопросах православной аскетики в теории и хоть немного на практике, приступим к разговору о том, «Как же воцерковить ребенка?».

Любовь родительская – любовь Господня

Взрослые люди по-разному видят Бога. Для кого-то Он карающий, для кого-то -милующий, а от кого-то вообще сокрыт. А все от того, что первые шаги в познании Бога ребенок делает, принимая любовь родительскую. От того, какой была любовь родителей к ребенку, во многом зависит то, как в будущем подросший ребенок будет воспринимать любовь Господню.

Господь нам дарует полную свободу, но для спасения нам нужно послушание. Это мы понимаем не сразу, а постепенно, спотыкаясь и падая. Часто взрослый человек строит свои отношения с Богом по модели, которую ему предложили в детстве родители. Недаром говорит, что вся наша жизнь – это трагедия раннего детства. Если в детстве с ребенком обращались очень строго и несправедливо, то когда он вырастет, ему сложно будет принять мысль о том, что Господь милостив и справедлив. Первое, что должны сделать родители – это пересмотреть весь строй семейной жизни и обратить внимание на то, как часто они позволяют себе срываться на детях, раздражаться, относятся ли со вниманием к интересам ребенка.

Важно: ровоное, всегда внимательное, но вместе с тем и строгое, без вседозволенности отношение родителей к детям.

Напоминайте себе: «в детях очень глубоко живут добрые или негативные впечатления об их родителях» (Митрополит Лимассольский Афанасий);

«… потерпите, не раздражайтесь, главное, не злитесь. Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боится добра…» (Свт. Афанасий (Сахаров).

Всему свое время

Надо учитывать, что маленькие дети сначала питаются молоком, потом кашками и растертыми овощами, потом уже переходят к твердой пище, постепенно приобретая вкус к разным продуктам. Все мы помним, что в детстве многие продукты были для нас неприятны и отвергались нами, а с взрослением они постепенно переходили из разряда нелюбимых в любимые. В нелюбимых остались в основном те, которые нас заставляли есть насильно.

В воспитании очень важна постепенность и аккуратность.

Не нужно бросаться с места в карьер и пытаться ребенку объяснить все и сразу, но и затягивать тоже не стоит. Мировоззрение формируется постепенно, по крупице каждый день.

Жизнь в среде и вне ее

Самое сложное — это научить ребенка быть верным Господу в любом окружении, в любых ситуациях. Перед родителями часто встает вопрос: нужно ли запрещать смотреть современные фильмы, играть в компьютерные игры, общаться с детьми из нецерковных семей? С одной стороны, невозможно посадить ребенка под колпак и защитить его от всех вредных воздействий. С другой стороны, вред от этого воздействия может оказаться настоящей отравой на всю жизнь. Враг рода человеческого расставляет сети с изощренной хитростью. И здесь никто не даст готового рецепта, как же обойти все ловушки. Помните фильм «Хозяйка детского дома»? Как верно замечает героиня Натальи Гундаревой о своем опыте: «Вот Вы говорите — опытный человек. А я с каждым ребенком все сначала начинаю. Появится новенький — и весь мой опыт можно быстренько в форточку выбросить. Потому, что рецептов тут никаких нет и быть не может»

И действительно, рецептов нет. Только любящее сердце, уважение к личности маленького человека и личный духовный опыт могут привести к верному подходу к каждому ребенку и, конечно же, усердная молитва родителей.

Это большое, сложное и ответственное дело, сравнимое по значимости со строительством храма Божьего, только живого.

Некоторые праздники церковного года дают повод к разговору на эту тему. Одними из таких праздников являются праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы и праздник Сретенья Господня.

Тема эта обширна и многогранна, обо всем сразу сказать невозможно. Нужно сначала обозначить некоторые общие принципы духовного воспитания.

К духовному воспитанию детей призваны не только пастыри церкви, но в первую очередь родители. Большинство родителей ломают головы над вопросами: как сделать так, чтобы ребенок привык и полюбил ходить в храм, как объяснить, что значит «святыня»? Как донести до ребенка, что в храме нельзя баловаться, бегать, играть? Как сделать так чтобы ребенок не ушел из церкви на сторону далече? Во-первых:

Детям нужен живой родительский пример

Воцерковление – это процесс совместного духовного воспитания родителей и детей. Если кто-то из родителей становится ближе к Богу, внутренне меняется, то это чувствуют дети. А если родители не стремятся жить по заповедям Божьим, то очень трудно приобщить ребенка к жизни по ним.

В деле воцерковления детей важна мера и постепенность

Самая распространенная ошибка родителей это попытка возложить на ребенка то, что должен или хочет выполнить он сам. Взрослые часто приходят в храм, когда сами только начинают воцерковляться и им кажется, что и их дети, переживают то же, что и они сами. Но в деле воцерковления ребенка нужно жертвовать своими духовными интересами ради него, но к этому не все готовы. Приведя ребёнка в храм, нужно быть с ним в храме столько, на сколько у него на данный момент хватает сил и внимания.

Родители должны собирать и изучать церковное предание о духовном воспитании детей

То есть знакомиться с опытом духовного воспитания известных пастырей, святых отцов, старцев, многодетных родителей. Так, например, афонский старец Паисий Святогорца советовал матерям:

«Вместо того, чтобы скрупулезно и схоластично заниматься домашним хозяйством – вещами бездуш­ными, – матери лучше заняться воспитанием детей. Пусть она говорит им о Христе, читает им Жития Святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души – чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно, бесшумно поможет и душам её детей. Таким образом, её дети будут жить радостно, и сама она будет счастлива, потому что в себе она будет иметь Христа. Если мать не может выбрать время даже на то, чтобы прочитать «Святый Боже», то как освятятся её дети?».

Родительская и, в первую очередь, материнская молитва за детей

Огромное количество примеров чудодейственной и преображающей силы родительской молитвы. Не ослабевайте в молитве, молитесь за своих детей, потом они будут молиться за вас.

Выбрать духовника для вашей семьи

Как поститься ребенку, какие молитвы читать перед причастием, как часто причащаться – эти и многие другие вопросы лучше решать со священником в реальном, живом общении. Все дети безгранично разные, и то, что для одного ребенка будет благом, для другого может принести вред.

Совместное духовное чтение

Не стоит забывать о духовном чтении. Общее правило: детям нужно как можно больше читать вслух. Что читать? Тут нужен индивидуальный подход. Важно помнить, что далеко не все, что нравится маме, подойдет ребенку.

Живое общение с ребенком

Другая необходимая вещь в каждой семье – это общение. С ребенком нужно разговаривать. Надо постараться найти понятные для ребенка образы, сравнения, чтобы он в силу своего возраста понимал происходящее. То есть, чтобы ребенок не просто автоматически шел с мамой за ручку в храм. Конечно, объяснить многие вещи трудно, а порой и просто невозможно, но дети часто исподволь усваивает христианские истины.

Роль современной воскресной школы в деле духовного воспитания детей

Главная функция Воскресной школы – дать ребенку духовную «прививку».

Воскресная школа существует в помощь родителям в деле церковного воспитания детей. В деятельности воскресной школы очень многое зависит от учителя. Педагог воскресной школы должен быть человеком глубокой веры. После занятий в школе дома нужно разговаривать с ребенком на тему того, о чем говорили в воскресной школе. Важно, чтобы в семье была доброжелательная атмосфера, не было споров и ссор. Тогда ребенок естественно воцерковляется. Главное, чтобы внутреннее воцерковление, не заменялось только внешним.

Важна не сумма полученных знаний, нужно дать понять ребенку, что есть мир, который живет по Божьим законам, где тебя любят, какой бы ты ни был.

Через обучение, общение, совместную деятельность в воскресной школе дети проходят подготовку ко взрослой жизни. Им есть куда вернуться, даже если позднее они отойдут от церкви.

Самый важный результат религиозного образования – это дать ребенку «прививку любви». Ребенок должен знать, что есть место на земле, где его любят, всегда выслушают, поймут и дадут добрый совет.

Участие в богослужебной практике Церкви (постах, таинствах и обрядах). Как, в какой мере к этому нужно приобщать детей?

Дети должны принимать посильное участие в домашней и церковной молитве. Для них важен живой пример молящихся родителей. Очень важно привлекать детей к участию в праздничных обрядах, чтобы они чувствовали себя участниками церковного события, а не наблюдателями.

Можно поручить им что-нибудь сделать к празднику: например собрать или купить букет к иконе Божией Матери, покрасить яички к Пасхе, испечь детский кулич. Во время освящения вербы, яблок, меда, крестных ходов, поклонения Кресту или Плащанице, детей нужно обязательно привлекать. Дети хотят быть важными, чувствовать свою сопричастность к происходящему.

В день Прощеного воскресенья нужно попросить прощения и у своих детей. Вы не уроните свой родительский авторитет – напротив, поднимите его в глазах ребенка. Дети часто обижаются на нас, так как мы бываем несправедливы к ним.

Понимать, что в церковном воспитании существуют свои этапы, каждый из которых имеет свои цели, задачи и особенности.

Посещения храма с маленькими детьми требует небольшого времени и максимального внимания.

Случай из жизни митрополита Антония Сурожского. Как-то однажды бабушки-прихожанки пожаловались митрополиту Антонию на то, что дети мешают во время службы молиться. Владыка пообещал убрать всех детей в том случае, если хоть кто-то поднимет руку и скажет, что у него не было во время службы праздных мыслей. Но владыка говорил также и о том, что Бога слышишь в тишине, и грех эту тишину нарушать. Потому нужно стремиться искать компромисс, чтобы и детям не навредить, и прихожанам не помешать.

Маленькому ребенку нужно суметь объяснить, что это не площадка для игр. Здесь нужно вести себя тихо-тихо, чтобы не распугать ангелов и не мешать молитве других людям. Сказать, что в этом месте ты обязательно получишь от Бога силы, чтобы расти дальше, не болеть, любить своих папу и маму, тебя помажут маслицем и дадут причастие – лекарство от смерти, которое даровал нам Бог.

(Продолжение читайте в следующем выпуске)

Материал подготовила Новоженина О.Б. – экскурсоводмузея Царицыно по материалам сайта «pravmir»



Выбор редакции
Древняя символика притягивает возможности и благоприятные события. Руны для исполнения желаний действуют от оговора или стандартной...

Священномученик Аркадий родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского.Аркадий...

Сон Ежевика в соннике Ванги Видеть во сне заросли ежевики - наяву получить неожиданную прибыль, которую неразумно тратить только на...

Некоторые люди утверждают, что видели домового и даже описывают его внешность и характер. Кто-то говорит, что он милый и симпатичный,...
Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...
Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...
Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...
Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...