Патриарх кирилл запретил актеру и священнику ивану охлобыстину служить в церкви. Почему Иван Охлобыстин ушел из священников? Политические и религиозные взгляды


Почему-то о. Иоанна принято именовать бывшим священником или расстригой. На самом деле сана он не лишен и от священства не отрекался. Он находится в состоянии временного запрета в священнослужении, причем этот запрет является не наказанием, а исполнением его собственной просьбы.

На этом свежем фото (август 2015) виден его литургический статус:

В руках у него просфора и рядом с ним препоясанный для причастия диакон (то что это диакон, а не иподиакон, видно по поручам). Значит, это литургия.
Но о. Иоанн облачен как для требы или для всенощной: на нем нет белого подризника. Это значит, что он не служит на этой литургии. Но причастие принимает в иерейском облачении и иерейским чином.

Сие вполне канонично:

Выписка из решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви по делу № 01-03-2012 (священника Иоанна Секирина)
"...считать целесообразным разрешить иерею Иоанну Секирину ношение подрясника и причащение по священническому чину"
http://www.patriarchia.ru/db/text/3109227.html .

Надо также учесть 32 правило Василия Великого: "Те из клира, которые согрешили грехом смертным, со степени своего низводятся, но не лишаются причастия купно с мирянами. Ибо не отмстиши за едино дважды (Наум.1:9)".

За смертные грехи не могут накладывать временный запрет. Следовательно, временно запрещенный клирик остается клириком и сохраняет право на причастие с клириками в алтаре и по свойственному его сану чину.

Филарет Московский подчеркивал, что запрещенный священник причащается в рясе даже в том случае, если в быту ему ношение рясы запрещено:

«Поелику запрещены, то священнодействовать не могут. А поелику не лишены священства, то, по удостоению духовного отца, могут быть приобщены св. Тайн служащим священником во св. алтаре и у престола: запрещенный священник на правой стороне престола, а запрещенный диакон на левой стороне престола, с одеянием на Литургию приобщения в рясу и тех, которым ряса кроме сего запрещена» («Душеполезное чтение», 1873 г., № 8).

Ряса в данном случае - антоним подризнику, а не брюкам. "Причащаться в рясе" означает "не в подризнике", т.к. священник на службе должен быть облачен в рясу, которую допускается снимать ради облачения в подризник.

"Все богослужения, кроме Литургии, совершаются священником в подряснике и рясе, поверх которых надеваются особые богослужебные одеяния (ризы). При служении Литургии, а также в особых случаях, когда по Уставу священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается подризник и другие ризы".

При этом креста на о. Иоанне нет: он буквально исполняет распоряжение Патриарха:
"Однако до окончательного решения вопроса о том, чем Вы будете профессионально заниматься, Вы запрещаетесь в священнослужении. Вам не следует носить рясу и иерейский крест", - заявил патриарх.
ria.ru/society/20100208/208267845.html

Почему отец Иоанн, так пламенно выступавший несколько месяцев назад с трибуны «Лужников», только теперь решил получить официальную прописку на российском политическом поле, вроде бы, понятно. Политреформа, вызванная к жизни духом кикиморы, сняла препятствия для создания почти любой партии. О появлении в скором будущем религиозных политических организаций сказано уже немало. И вот шоумен, актер и отставной священник решил застолбить и свою делянку на этом поле.

Каково реальное будущее «Коалиции Небо», предсказать не берусь. Но гром оваций господину Охлобыстину на первых порах, думаю, обеспечен. Как общепризнанной «иконе» нового стиля - гламур-православия или православия-лайт (как кому угодно). В этом крайне сомнительном качестве он давно уже собирает сладкую дань восторгов с ортодоксов, радикалов, патриотов, либералов. Он как луидор популярен и гуляет по рукам.

Другой вопрос, так ли уж свеж этот новый охлобыстинский замысел. Ведь многочисленные попытки оптимизировать церковность, приспособить ее к какому-нибудь «полезному делу», мы наблюдали в последнее время неоднократно. Подобные намерения демонстрирует сегодня орден церковных интеллигентов. Популярным носителем и символом этой новейшей сакральности стал ароматно пахнущий гламурный столичный священник NN. С другой стороны, использовать православие в качестве арт-объекта на свой лад стремятся рубщики икон и плясуны на алтарях. Да, брутально. А что? Кощунство в контексте contemporary art - категорический императив. И вполне рукопожатно, выражаясь все тем же выдержанным языком.

Отличие священника Охлобыстина от всех этих артистов постмодерна лишь в стилистике. Если либеральные политики спят и видят политический перформанс в майданном стиле в исполнении Церкви, то кредо отца Иоанна - православный национал-патриотический Империум.

Эта громокипящая теория родилась на свет не сегодня. В общих чертах дело обстояло так. О национал-патриотизме вдруг заговорили год назад. Заговорили хором, тема стала салонной. Как раз в этот момент православный шоумен вышел в народ с новенькой идеологией. Он стоял в «Лужниках» на вершине белой пирамиды, в плаще с белым подбоем, рассекал воздух лозунгами. Имперско-национал-патриотическими, как заверяли его вольные и невольные имиджмейкеры.

Стандарт православного национал-патриотизма в его доктрине был разжеван и положен в рот слушателю. Чтобы оценить качество этого продукта, приведем пару цитат из шумно разрекламированной охлобыстинской «Доктрины 77».

«Рано или поздно нас сотрут как нацию с лица земли. Это нормально! Это по плану. Об этом нас предупреждали святые. Наша задача - победить и исчезнуть! Потому что в мирной земной жизни нам нет места!»

«Не признав, что русского народа сейчас нет, и традиций толком никаких, кроме водочного ужора, нет, не найдем мы выхода. Не откроем принципа, по которому сможем протянуть руку единомышленнику».

Если послушать Охлобыстина, то о национальных особенностях следует говорить как о наборе вредных привычек («водочный ужор»). А историческая судьба русских - это исключительно мессианство и роль прослойки между Европой и Азией («чтобы не сомкнулись»). Ну, а православие, согласно «Доктрине», стоит понимать как набор скрепляющих общество символов, но не как идейную основу общества. Впрочем, православие в «Доктрине» занимает далеко не первое место. Империум - вот это действительно предмет культа Охлобыстина и его поклонников. Какой именно Империум, с какими ценностями - если не считать ритуального заклания русского народа ради какой-нибудь великой идеи, - об этом сказано более чем туманно. В самом деле, какая разница? Главное, чтобы сакральная суть била в глаза и кружила аудитории голову.

Все эти мемы навязчиво карикатурны. А их изложение отец Иоанн сопровождает тяжкими потугами на юродство. Он позволяет себе быть откровенным: «Смотрите. Парадокс. Я не гипнотизер, я - шут гороховый предложил вам эстетическую концепцию, и вы, ну признайтесь, допустили возможность этой концепции. Это было на самых глубоких уровнях ваших чувственных реакций наравне с сексуальным, то есть в самой бездне».

Да уж, в самой бездне. Лучше не скажешь.

Больше всего максимы отца Иоанна напоминают один известный в народе культурный феномен, так называемый «перевод Гоблина». Гоблин, известный альтернативщик, искусно делает кустарную переозвучку популярных кинохитов и продает их по второму кругу - для потехи. Сюжетные ходы и визуальный ряд те же, отдельные слова тоже. А закадровый смысл изменен кардинально. Иногда с точностью до наоборот.

Очевидно, что такой патриотизм, какой заложили в проект «Империум» его продюсеры, очень удобен и безопасен. При внешнем вольномыслии, когда каждый тезис нарочито «гуляет» и «вихляется», есть в нем и четкие установки вроде: без монархии народу не обойтись.

Возьмите вполне официальный проект «евразийской империи», проталкиваемый в одном пакете с либеральной «модернизацией». Потом сравните его с тезисами «Доктрины 77». Якобы национал-патриотическими. И найдите 10 отличий. При самом внимательном рассмотрении не найдете ни одного. У нас без Охлобыстина мало говорят об особой миссии страны? О необходимости новых жертв для очередных бюрократических проектов - неважно, модернизационных или державных? О «несходстве» с Европой, одинаково спасительном как для западника, так и для почвенника?

Очевидно и другое. Именно эта версия православного национал-патриотизма, по замыслу выпускающего лейбла «Охлобыстин и Ко», должна положить конец политическому пиратству.

Что это значит?

А то, что потенциально опасное направление мысли должно быть строго ограничено рамками канона. А канон, в частности, гласит: только инфернальное кривляние дает идее право на жизнь. Только в таком «бонтонном» (читай: маргинальном) виде идея получает допуск... нет, даже не на политическую сцену, а лишь на театральные подмостки. Иначе - никак

Почему? Вероятно, потому, что настоящее православие и производный от него гражданский патриотизм могут стать реальной силой.

Да, между прочим. Ведь проект «православный актер Охолобыстин» предназначен в общем-то для людей критически мыслящих. Но критицизм этот - тоже канонический (читай: консенсусный). Вы считаете себя православным, но ненавидите официоз? Понимаю. Вы христианин, но любите смеховую культуру? И согласны с тем, что «в наше время нельзя быть пафосным и убийственно серьезным»? Вам, батенька, сюда, к отцу Иоанну. Вот достойный образец современного священника, а равно актера, политика и шоумена. Только такое православие допустимо в эпоху гламура и твиттеризации всей страны.

В общем, банальная оферта. Принято? ОК. А дальше, как правило, начинается представление. Ваню для порядка подергают за фалды, осведомятся на всякий случай, кто такие русские, может ли империя ни с кем не воевать. Владимир Познер на Первом канале, помнится, зачем-то попросил продемонстрировать аудитории ножичек, который батюшка, как выяснилось, все время носит в кармане. Ваня словно ждал этого момента и охотно показал то, что просили. Удовлетворив свое непраздное любопытство, Владимир Познер завершил эфир наставлением аудитории. Мол, таких, как Ваня во власть не пущать. И Ваня тихо сошел с подиума. Как послушный ребенок, которого отправляют спать.

После провозглашения Доктрины в жизни отца Иоанна наступил телефонный период. В линейке «Билайна» (да не сочтет читатель это навязчивой рекламой) появился новый тариф под названием... «Доктрина 77»

Иван Охлобыстин занимает должность креативного директора компании «Евросеть». Президент «Евросети» Александр Малис тогда заявил, что неоднозначный имидж священника Охлобыстина никак не может повредить репутации компании. Кто бы сомневался. Всё, казалось, встало на свои места. Духовный сан успешно конвертировался в сценическую концепцию. Это понятно. А концепция - в телефонный актив. Ну что ж. И это не бином Ньютона. Амбиции художника наконец-то отлились в предельно конкретную форму. Маленький свечной заводик - не последняя вещь на этом свете. Охлобыстин, впрочем, настаивает на том, что его интересуют не деньги, а идеи. И что его доктрина не является попыткой выступить в качестве промоутера ведущей компании. Что тут сказать? Как говорится, гений - парадоксов друг.

Сегодня герой Империума вновь с головой ушел в политические заботы. Созданная им «Коалиция Небо» нуждается в неустанной заботе. Ведь наш православный патриот вновь, уже в который раз пытается донести «свой взгляд на Предназначение русского человека и будущее России». Создать-то предстоит не что-нибудь, а «партию ледяной Логики Империума и пламенной Общей Мечты!» Дело не шуточное. И «вставляет», как говорится, не по-детски... Сопровождает рождение партии специальный тапер - некто Лука Затравкин. Цена билета, если что, от 700 до 9900 рублей. Лед и пламень сегодня недёшевы.

Главное, что все это мы от отца Иоанна уже слышали, и не раз. То есть буквально все, по списку. О национальной гордости и «водочном угаре». Об особой миссии русского народа, ведомой лишь имяреку. О вовремя брошенном приходе. И, конечно, об Империуме - главной, по мнению Охлобыстина, народной святыне. Без Империума, да без монарха и народ не народ. Знакомые истории. Что дальше? Все ходы сделаны, перекричать того, который осенью возвышался на пирамиде, вряд ли удастся. От дежа вю никуда не денешься. Для скоморошьего жанра, в котором трудится Охлобыстин, повтор смерти подобен. Уж не конец ли это «творческого пути»?

Как знать. Но куда интереснее его начало.

Чтобы одним махом стать иконой нового стиля, Ване нужно было всего ничего: получить сан. Что, к слову, не так просто, если за спиной у тебя вместо семинарии актерское отделение. Но, как мы знаем из биографии нашего героя, реинкарнация прошла успешно. Вопросов к нововоздвигшемуся пастырю не было. Говорили: Господь управил.

Духовный сан и шутовская звездность по отдельности не значили бы ровным счетом ничего. В совокупности же делали отца Иоанна неотразимым, являя миру нечто, с чем вяжется лишь одно определение - «человек-бренд». Потом, много позже, рассуждая о своем несостоявшемся президентстве, Иван скажет: «Я заставил телевидение работать на себя бесплатно».

Но, как известно, двум богам служить нельзя. И вот когда церковные приличия превратились в тяжкие вериги для актерско-политических экспериментов отца Иоанна, тот легко расстался с обузой. С саном, приходом, паствой, служением. Сняв облачение и завернувшись в белый плащ, он пошел пасти народы пафосными мессианскими сентенциями. Под самые выборы.

Конечно, добровольный отказ священника от служения в своем роде предательство. Такими вещами не разбрасываются. Ведь за право служить священники шли в застенок, а порой на смерть. Отставной отец Охлобыстин от права служить шел в обратную сторону. И в связи с этим возникает много вопросов к тому незадачливому пастырю, из рук которого отец Иоанн некогда получил сан, и к тем создателям образов, кто много лет назад сотворил «православного» Ивана Охлобыстина, вытащив его в ведущие православной программы «Канон».

До поры до времени у отца Иоанна получалось совмещать эпатаж и проповедь. В истории такой тип поведения давно получил свое название - «юродство». Вот только юроды, блаженные похабы - ругались миру Христа ради, сохраняя истину слова Божьего незапятнанной. Шли на унижения, рисковали жизнью. Тут можно вспомнить, к примеру, знаменитого Николку Псковского, который перебежав дорогу экипажу Ивана Грозного, бросил под колеса кусок сырого мяса. И на вопрос: «Что это значит?» отвечал: «Ивашка постом мяса не съест, а все человечиной питается».

Но вполне очевидно, что в охлобыстинском блюде все наоборот. Не смех укрывает хрупкую чистоту веры. Но атрибуты православности, вовремя подставленное слово из Писания, прикрывают выморочный пафос громогласных вселенских идей. Медь звонкую, кимвал бряцающий. И выглядит охолбыстинская кривляющаяся проповедь жутковато. Словно глаголет с какого-то амвона косолапый Тартюф. Подлинного, светлого юродства тут нет ни грана. Есть нечто другое. Расчётливое полубезумие.

Под громовые раскаты лозунгов энергия нации уходит в свисток. Может быть, как раз поэтому так любят лицезреть Охлобыстина? Как самого забавного фрика. Как ручную обезьянку. Любят зачастую люди совсем из других идейных сообществ, далёких от патриотических.

Хорошо, удачно, безопасно - когда национальное чувство и национальная вера надежно похоронены в гламурной упаковке, в игривой жантильной беседе. Как и многое другое. Когда на устах у народного трибуна - все, что только можно себе вообразить.

Как бы Церковь. Как бы патриотизм. Как бы русские. Как бы Россия.

Как известно, в начале 2000-х годов Иван Охлобыстин стал священником, но через 10 лет известного актера, режиссера и писателя отстранили от служения в церкви. В связи с этим обстоятельством некоторые журналисты начали именовать его не иначе как «расстригой». Однако на самом деле все было совсем не так.

Приход к вере и принятие сана

Начнем с того, что к вере Иван Охлобыстин пришел еще в 1990-е годы. Зная об этих взглядах популярного в то время артиста, представители администрации православной телепрограммы «Канон» пригласили Охлобыстина к себе на должность ведущего. Как пишет Александр Щипков в своей книге «Религиозное измерение журналистики», «статус православного в сочетании с имиджем» эдакого «разгильдяя и матерщинника» привлекал к экранам множество зрителей.

Уже через 3 года после описываемых событий Охлобыстин принял сан священнослужителя. Он был рукоположен архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром. Какое-то время отец Иоанн вместе со своей супругой и детьми жил в Ташкенте, но потом все-таки вернулся в Москву. В столице он продолжал выполнять обязанности священника и служить в храмах святителя Николая в Заяицком и Софии Премудрости Божьей в Средних Садовниках.

Запрет служения

Однако Охлобыстин не прослужил и 10-ти лет, когда неожиданно в средствах массовой информации появилась новость о том, что отца Иоанна отстранили от служения в Православной Церкви . Ему было запрещено носить рясу и иерейский крест. Согласно выдержкам из резолюции патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, опубликованным на официальном сайте Московского Патриархата, данное решение было вынесено сообразно с религиозными канонами, которые гласят, что лицедейство и священство несовместимы.

Между тем, как писал в 2015 году в «Живом журнале» диакон Андрей Кураев , сана Охлобыстина никто не лишал. Артиста временно отстранили от служения для того, чтобы он смог обдумать и сделать окончательный выбор либо в пользу Церкви, либо в пользу своей актерской деятельности. Примечательно, что с прошением к патриарху Иван Охлобыстин обратился сам еще в ноябре 2009 года, когда решил снова вернуться в кино.

Причины прошения

В одном из интервью Охлобыстин назвал свое отстранение от служения своеобразным «штрафбатником», но посчитал данную меру разумной. «Чтобы отсечь немотивированную критику, пока я снимаюсь в кино» - заключил артист.

Однако авторы книги «Человек и Церковь: Путь свободы и любви» Алексей Уминский и Этери Чаландзия предполагают, что Охлобыстин подал прошение патриарху вовсе не потому, что выбрал лицедейство. Уминский и Чаландзия уверены в том, что все дело в спаде энтузиазма. «Проходит время, и восторг священства, как всякое первое узнавание, как влюбленность исчезает. Начинается повседневная жизнь…» - пишут авторы.

Сообщение Из-за чего Ивана Охлобыстина отстранили от служения в церкви появились сначала на Умная.

«Единственный в России служащий священник и одновременно актер – с благословения Церкви» – так еще недавно рекомендовал себя Иван Охлобыстин. Но с 8 февраля известный персонаж светских тусовок и священнослужитель Русской православной церкви не может больше носить рясу и иерейский крест, пока не прекратит сниматься в кино.

Первый патриарший викарий архиепископ Истринский Арсений (Епифанов) от имени Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вынес резолюцию о временном запрещении Охлобыстина в священнослужении до «окончательного решения вопроса» о том, какую из профессий – актера или православного священника – тот выберет. «При всем уважении нашего общества, включая представителей Церкви, к тому вкладу, который вносят актеры в культурную жизнь народа, следует придерживаться церковных канонов, в соответствии с которыми священство и лицедейство несовместимы», – подчеркивается в документе.

Резолюция была вынесена в ответ на прошение, с которым Иоанн Охлобыстин в ноябре 2009 года обратился к Патриарху Кириллу. Отец Иоанн жаловался на духовный кризис, невозможность сочетать пастырские обязанности с работой в кино и в качестве колумниста глянцевых журналов. Охлобыстин в этом обращении попросил снять с него сан до тех пор, пока он не разберется в себе.

«Милостью Божией произошло! Я получил ответ на свой запрос от Святейшего. Пока я снимаюсь в кино, я запрещен к священнослужению. Теперь я просто отец Иоанн, священник только по наименованию. Это бесконечно печально и столь же справедливо» – так прокомментировал Охлобыстин резолюцию архиепископа Арсения в своем блоге.

Любопытно, что как раз недавно в передаче «Церковь и мир» на тему актерства и православной традиции рассуждал член Святейшего синода РПЦ митрополит (тогда еще архиепископ) Волоколамский Иларион (Алфеев). Архиепископ Иларион тогда высказался в том смысле, что канонический запрет христианской Церкви на лицедейство относится скорее к античным временам, когда театральные представления разыгрывались на языческие сюжеты и сопровождались проявлением греховных страстей.

С тех пор как Иоанн Охлобыстин в 2001 году был посвящен в сан священника, он не переставал сниматься в кино. Несмотря на священнический сан, ему все эти годы не давали прихода. Не имея возможности кормиться служением в храме, он объяснял свой актерский труд необходимостью содержать жену и пятерых детей.

Последняя работа Охлобыстина в кино – роль бесноватого шута-еретика в фильме Павла Лунгина «Царь» – вызвала множество нареканий именно в связи со священством Охлобыстина. Кроме того, последнее время он активно проявлял себя в печатных изданиях и интернет-ресурсах в качестве публициста, часто делая резкие заявления о сотрудниках Московской патриархии и негативных явлениях церковной жизни.

«Просьба о временном снятии сана показывает крайне серьезное отношение Иоанна Охлобыстина к священству, – по просьбе «НГ» прокомментировал случившееся протодиакон Андрей Кураев. – Очень важно, что в формуле Патриарха нет никаких призывов к покаянию и это ни в коем случае не рассматривается как какая-то карательная мера. Отец Иоанн хотел взять паузу, поработать в кино, а потом опять вернуться к священнослужению. Он не желал, чтобы в это время люди воспринимали его как переодетого священника и, наоборот, чтобы в храме его не воспринимали как актера, играющего священника», – считает Кураев.

«Это временное запрещение может быть снято, если Вы сделаете окончательный и однозначный выбор в пользу пастырского служения», – написал в своей резолюции архиепископ Арсений от имени Патриарха.

Однако, если судить по последним репликам Охлобыстина в его блоге, актер в нем все же одержит верх над желанием «предстоять перед Святым престолом в храме».

О. Иоанн Охлобыстин


О. Иоанн ОХЛОБЫСТИН (Иван Иванович Охлобыстин) родился 22 июля 1966 года в доме отдыха «Поленово» Заокского района Тульской области. Русский.

Отец - Охлобыстин Иван Иванович , 1906 г. р., главный врач дома отдыха, бывший военный врач, участник Великой Отечественной войны.

Мать - Беляева Алевтина Ивановна, 1945 г. р., студентка МФТИ в 1966 году, затем - инженер-экономист.

Псевдонимы в кино: Иван Лесничий, Леопольд Роскошный, Иван Чужой.

  • В 1978 г. семья переехала в Москву.
  • 1983-1984 гг. - студент ВГИКа (Всесоюзный государственный институт кинематографии).
  • 1984-1986 гг. - срочная воинская служба (ракетные войска в Ростове-на-Дону).
  • 1986-1992 гг. - студент ВГИКа (Всесоюзный государственный институт кинематографии), окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Таланкина).
  • Работал обозревателем в издательских холдингах "Коммерсант", "Совершенно секретно", одновременно сотрудничал с телеканалами ТВ6, РТР, ОРТ.
  • В конце 1990-х гг. - журналист газеты “Версия”.
  • Во МХАТе поставил две пьесы - " Злодейка, или Крик дельфина" и "Максимиллиан Столпник".
  • Много снимался в кино, писал сценарии, снимал фильмы как режиссёр.
  • Осень 2000 г. - оставляет кино и объявляет, что уходит служить Православной Церкви.
  • Январь 2001 г. - рукоположён в сан диакона архиепископом Ташкентским Владимиром (Икимом) в Ташкентской епархии.
  • Март 2001 г. - рукоположён в сан иерея архиепископом Ташкенским и Среднеазиатским Владимиром (Икимом) в Ташкентской епархии.
  • Январь - декабрь (?) 2011 г. - клирик Свято-Успенского кафедрального собора г. Ташкент.
  • 2002-2005 гг. - клирик храма свт. Николая в Заяицком, в Нижних Садовниках (Замоскворечье, 2-й Раушский пер, 1-3/26, стр. 28). Был сотрудником Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям с ВС РФ и правоохранительными учреждениями. Служил также в храмах Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, храме святителя Митрофания Воронежского под духовным окормлением известного московского пастыря протоиерея Димитрия Смирнова.
  • 2005-2010 гг. - клирик храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной.
  • С 2007 г. - о. Иоанн вернулся к актёрской деятельности.
  • 8 февраля 2010 г. - запрещён в служении Патриархом Кириллом. О. Иоанн о запрещении: «Я сам обратился к Патриарху с просьбой временно отстранить меня от священнического служения. Шоу-бизнес противоречивый: набрешут что-то обо мне, грязью польют, – а отразится на авторитете Святой Церкви. Так что, пока снимаюсь, не служу. Когда все это закончится (если закончится) – можно будет возвращаться к священству.»
  • С 2010 г. - креативный директор компании Евросеть.

Женат. Жена с 1995 года актриса Оксана Охлобыстина (в девичестве Арбузова). Дети: Василий Охлобыстин, Савва Охлобыстин, Анфиса, Евдокия, Варвара и Иоанна.

В начале 2000-х гг. - снял три фильма из серии «Жития святых» о святых Данииле Московском, Василии Блаженном и Феодоре Ушакове. Всего планировалось 477 серий, проект не был реализован. О. Иоанн о проекте: «Я его снимал на свои деньги. Как выяснилось, никому из чиновников такое кино было не нужно. Сами потом пожалеют…»

Был секретарем Союза кинематографистов.

Монархист. Политические взгляды - аристократический национал-патриотизм.

Член экологической партии “Кедр” (зелёные) в 1999-2000-ег.

1998-1999 гг. - ведущий телепередачи «Канон». Ведущий передачи «Стая» на радиостанции Русская служба новостей, колонки в мультимедийном сообществе «Сноб». С декабря 2010 г. ведет на Фейсбуке блог от имени своего персонажа доктора Быкова (телесериал «Интерны»).

Увлечения: ювелирное дело, шахматы, айкидо, коллекционирование ружей.

Лауреат Приза «Серебряный Орел» за лучшую режиссуру на МКФ в Чикаго (1989, за фильм «Разрушитель волн»)
Лауреат Приза зрительских симпатий на МКФ фильмов для молодежи в Потсдаме (1989, за фильм «Разрушитель волн»)

Дипломант Кинофестиваля «Молодость-91» (1991, за роль в фильме «Нога)

Лауреат Приза за лучшую актерскую работу в конкурсе «Фильмы для избранных» на Кинофестивале «Кинотавр» (1992, за роль в фильме «Нога»)

Лауреат Приза за лучшую режиссерскую работу в конкурсе «Фильмы для избранных» на Кинофестивале «Кинотавр» (1992, за фильм «Арбитр»)

Лауреат Приза за лучшую режиссуру на КФ «Вторая премьера» в Москве (1992, за фильм «Арбитр»)

Лауреат Приза за лучшую режиссуру на МКФ в Кемпере(1993, за фильм «Разрушитель волн»)

Лауреат Премии «Золотой Овен» «За лучший сценарий» (2000, за фильм «ДМБ»)

Именные золотые часы Президента России «За заслуги перед Отечеством» № 239 (2001), за мужество при съёмке Пасхального богослужения в Белграде в 1999 году под американскими бомбардировками

О.Иоанн Охлобыстин о своём расизме: «Относительно расизма весь сыр-бор случился, когда я вел со своей дочерью Евдокией радиоэфир. Позвонил интеллигентный мужчина и спросил: «А что бы вы сделали, если бы сидящая рядом с вами очаровательная дочь, по достижении определенного возраста, привела африканца и сказала: папа я его люблю и не могу жить без него?» Мельком взглянув на свою дочь, в то время кусающую ногти, я в сердцах ответил: под благовидным предлогом отвез бы обоих на 30-й километр, в лес, и расстрелял бы из ружья! Дуся кивком дала понять, что и она со своей дочкой так же бы поступила. Но вопрос остался открытым. Вечером я получил нагоняй от жены и тещи, боголюбивой и решительной женщины. Дамы мне поставили в укор публичную декларацию своих диких взглядов. На вопрос: а как нужно было правильно ответить, они долго подбирали варианты, но в итоге сошлись на «промолчать». Я говорю: я не могу промолчать, я в эфире! Картинки нет! А говорить только правду полагается христианину с особым рвением, даже если она навредит ему. Будем считать это исповедью. Ну, против я смешанных браков с африканцами! На биологическом уровне против! Это не значит, что я не люблю африканцев, сам бы в прежние времена женился на Вупи Голдберг, если бы Сигурни Уивер отказала. Но одно дело самому «жечь», другое дело - детей добру учить.»

Диакон Андрей Кураев о запрете в служении о. Иоанна: « Одна из самых для меня странных и печальных новостей последних дней – это объявление о. Иоанна Охлобыстина о том, что он подал патриарху прошение, чтобы запретить его в священнослужении на какое-то время. Дело в том, что о. Иоанн – он сценарист, он киношник, он актер, в частности, он сыграл очень яркую роль юродивого Вассиана в фильме Лунгина «Царь», сыграл недавно роль Распутина в фильме «Заговор»… По церковным канонам, однако, запрещено священникам быть актерами. Более того, священник не может жениться на актрисе, и тот, кто женат на актрисе, не имеет права стать священником… Тут вот вопрос: а сегодня они должны соблюдаться или нет? Во-первых, у о. Иоанна было благословение Патриарха Алексия, Патриарха Кирилла на то, чтоб продолжать съемки в кино. Во-вторых, это достаточно архаичное сознание, примитивное, которое не может разделить образ и человека. Для сознания чуть более развитого понятно, что актер и его роль – не одно и тоже, в конце концов, Олег Янковский блестяще сыграл роль святого митрополита Филиппа, но никто же не будет теперь ходить молиться актеру Янковскому, считая его святым. Точно так же непонятно, если священник сыграл некую роль, то означает, что эта роль растворила его как священника? Вряд ли! И, кроме того, драматургия стала другой. В античном театре, когда принимались древние каноны, запрещающие священникам актерство, репертуар был из Эврипида и Софокла. На сцене были языческие боги, которым надо было кланяться, и даже понарошку христианин этого не мог сделать. Но если сегодня ты выбираешь чеховскую пьесу или шекспировскую, где тут язычество? Его рядом нет! Очень жалко, что отец Иван под градом критики своих коллег все-таки уступил. Жалко не только его, жалко многих людей, связанных с миром кино и искусства. Как сказал классик: «Попы разные нужны, попы разные важны». Пусть будут разные люди. И, я понимаю, есть такие родоначинающие в церковном смысле актеры, киношники, которым трудно придти просто в монастырь – придти на исповедь к обычному батюшке. А если будет священник, о котором они знают, что он из нашей среды, знает изнутри нашу жизнь, наши проблемы, наши интриги, – к такому священнику они легче пойдут. Слушайте, ну очевидно, что офицеру легче пойти на исповедь к священнику, который раньше сам был офицером, так и актеру легче пойти на исповедь к священнику-актеру… Очень жалко, что такая возможность, которая могла бы помочь небольшому количеству людей, закроется…».

О.Иоанн Охлобыстин о себе (2011): «Я поп-штрафбатник".

Фильмография актёра Охлобыстина:

  • 1983 - Обещаю быть! - Миша Стрекозин
  • 1989 - Маркун
  • 1991 - Нога - Валера Мартынов (под псевдонимом Иван Чужой)
  • 1992 - Арбитр - Андрей
  • 1993 - Выходец из метро
  • 1993 - Над тёмной водой - сын Льва (под псевдонимом Иван Чужой)
  • 1994 - Хоровод
  • 1995 - Мания Жизели - Серж Лифарь (под псевдонимом Леопольд Роскошный)
  • 1995 - Приют комедиантов - Иван
  • 1996 - Мужчина для молодой женщины - режиссёр
  • 1997 - Старые песни о главном 2
  • 1997 - Кризис среднего возраста - криминальный босс, морячок
  • 1997 - Три истории - доктор
  • 1997 - Мама, не горюй - племянник Макар
  • 1998 - Кто, если не мы - патологоанатом
  • 1999 - «8 1/2 $» - Гера Кремов
  • 1999 - Максимилиан - профессор
  • 2000 - ДМБ - особист-контрразведчик
  • 2000 - Вместо меня - водитель с острова
  • 2000 - Любoвь. ru
  • 2001 - Даун Хаус - Парфён Рогожин
  • 2001 - Чёрная комната
  • 2001 - Гипноз
  • 2003 - ДМБ. Героический эпос
  • 2007 - Заговор - Григорий Распутин
  • 2009 - Пуля-дура (части 2 и 3) - Стас (Дзен)
  • 2009 - Шальной ангел - Кеша, помощник Муромцевой
  • 2009 - Питерские каникулы
  • 2009 - Фига.Ro
  • 2009 - Царь - Вассиан
  • 2009 - Беляев
  • 2010 - Москва, я люблю тебя!
  • 2010 - Ирония любви - орнитолог Котелевский
  • 2010 - Псевдоним для героя - заместитель директора фирмы
  • 2010 - Дом Солнца - лектор
  • 2010 - Чапаев Чапаев - Чапаев
  • 2010-2011 - Интерны - Быков
  • 2010 - Реальные кабаны - гонщик Максим
  • 2010 - Глухарь - Максим
  • 2011 - Поцелуй сквозь стену
  • 2011 - Служебный роман. Наше время - Григорий Трусов
  • 2011 - Generation П - Малюта
  • 2011 - Суперменеджер, или Мотыга судьбы


Выбор редакции
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...

по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...

Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...

Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...
В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...
Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...
На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...