Смольный монастырь, собор. Русское барокко


Новодевичий Воскресенский женский монастырь (Смольный монастырь)

Площадь Растрелли

Воскресение Христово - основополагающая истина христианского вероисповедания.

Светлое Воскресение Христово, или Пасха, - главный христианский праздник, установленный святыми Апостолами в воспоминание о чудесном воскресении из мертвых Иисуса Христа. Во II веке под названием «Пасха» существовало два праздника: Пасха в честь смерти Христа и Пасха в честь Воскресения Христова. С V в. название «Пасха» соответствует только празднику Воскресения Христова, а Светлое Воскресение стали называть «царем дней», «праздником праздников». Празднование Пасхи происходит с особой торжественностью и по особому чинопоследованию. Богослужение в продолжение всей пасхальной седмицы совершается при открытых царских вратах в знак того, что воскресением Иисуса Христа всем верующим открыт доступ на небо. При пасхальном целовании и приветствии «Христос воскресе!» дарят друг друга «красными» яйцами. Праздник Пасхи продолжается 40 дней в память сорокадневного пребывания Христа на земле по воскресении.

Монастырь был основан императрицей Елизаветой Петровной, которая строила его «для себя», собираясь удалиться в него под старость, но не дожила до окончания строительства. Комплекс Смольного монастыря построен в 1748 - 1764 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли.

В 1764 г. митрополит Димитрий объявил Синоду повеление императрицы Екатерины II: поселить в монастыре игуменью и от 12 до 16 стариц, которые были бы «честного и доброго жития и притом... из дворянок». Из Москвы и Смоленска в Петербург были направлены 14 монахинь.

В центре монастырского двора, окруженного жилыми корпусами с четырьмя церквами по углам, на площади, ныне носящей имя архитектора - Фран-ческо Бартоломео Растрелли, возвышается собор во имя Воскресения Христова (Воскресенский Смольный собор).

Собор для монастыря был заложен 30 октября 1748 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны. К 1761 г. собор практически достроили - был возведен главный купол и велись отделочные работы. Тогда же заложили колокольню, которая по проекту Ф.-Б. Растрелли должна была иметь высоту 140 метров. Этому проекту не суждено было осуществиться.

В конце 1820-х - начале 1830-х гг. было принято высочайшее решение достроить собор и провести его внутреннюю отделку. На объявленном конкурсе лучшим был признан проект архитектора В. П. Стасова, которому и было поручено ведение работ. За три года (1832 - 1835) собор был подготовлен к освящению, состоявшемуся в июле 1835 г. в присутствии императора Николая I, членов его семьи и высших государственных сановников. Указом императора собор при освящении был назван Собором всех учебных заведений в память императрицы Марии Федоровны, вдовы императора Павла I, жертвовавшей большие суммы на дело народного просвещения. Одновременно были освящены все три престола: главный - во имя Воскресения Христова, и боковые - во имя святой Марии Магдалины и святой праведной Елизаветы.

Обширный и светлый собор, не загроможденный внутри столбами, имеет пять затейливых куполов, слитых в единую архитектурную группу. Солея отделялась от общего объема храма балюстрадой из граненого хрусталя. Амвон и ступени сделаны из уральского мрамора, а стены и колонны отделаны под белый мрамор и покрыты лепными изображениями. Справа под балдахином было устроено царское место, с другой стороны - кафедра для чтения проповедей. Среди достопримечательностей храма следует назвать иконы работы А. Г. Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и дарохранительницу, сделанную из пяти пудов серебра по рисунку архитектора К. А. Тона.

В 1828 г., когда в живых не осталось ни одной монахини, Святейший Синод зафиксировал прекращение деятельности Воскресенского монастыря, вскоре возрожденного на другом месте - на Забалканском проспекте Санкт-Петербурга. Открывшийся в 1764 г. монастырь в конце столетия был упразднен. Освободившиеся корпуса занял Вдовий дом, а здание, построенное в 1806- 1808 гг. по проекту архитектора Дж. Кваренги, - Смольный институт - Воспитательное общество благородных девиц. Смольный институт - первый и самый привилегированный из институтов благородных девиц - был основан в 1764 г. по замыслу И. И. Бецкого. В институте одновременно воспитывалось около 200 девочек с 6 до 18 лет из семейств потомственных дворян. Курс делился на четыре (затем на три) возраста, которые различались по цвету платьев, по три года в каждом. Лучшие воспитанницы по окончании института определялись в придворную службу. В 1765 г. было открыто отделение для девиц мещанского происхождения. Институт просуществовал до 1917 г.

Судьба Воскресенского собора в годы Советской власти оказалась столь же печальной, как и многих других - больших и малых, приходских и полковых, и тем более домовых храмов: в 1922 г. из собора были изъяты все церковные ценности (печально знаменитая акция «Помощи голодающим» - Пом-гола), в 1923 г. он был закрыт. В 1972 г. был снят иконостас. Вскоре здесь было решено разместить экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра». Сейчас, наряду с выставками, собор используется и как концертный зал.

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге построен по проекту Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), итальянца по происхождению, ставшего великим русским архитектором. "Лучшей жемчужиной в творчестве Растрелли" и ""наиболее русским из его произведений" называют этот монастырь.
Его главное здание - Воскресенский собор, неповторимо-прекрасный, соперничающий с выдающимися шедеврами мировой архитектуры, - лучшее из всего, что создано в русском барокко. Даже не любивший барокко архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо собора Смольного монастыря, снимал шляпу: "Вот это храм!".

Смольный монастырь основала накануне своего 40-летия императрица Елизавета Петровна. Там, в тишине и покое, она надеялась завершить свою бурную жизнь. Елизавета задумала построить монастырь, небывалый по красоте и величию, который стал бы достойным памятником ее благополучному 20-летнему царствованию. Она предполагала стать игуменьей этой обители и жить в особом вместительном доме в окружении 120 девиц из благородных семей, причем для каждой из них надлежало построить "отдельный апартамент". А Смольным монастырь стали именовать по расположенному рядом еще со времен Петра Первого Смоляному двору, где варили деготь для нужд молодого российского флота.

В первоначальном варианте проекта Воскресенский собор был задуман однокупольным. Однако в июле 1749 г. Елизавета велела переделать уже готовый проект: главный храм надлежало строить "не по римскому маниру", а по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля, и колокольня должна быть такой, "как здесь Ивановская башня". То есть следовало возводить традиционный прямоугольный русский храм с пятиглавием, от которого в угоду европейской моде отказался Петр Первый. Елизавета же, изгонявшая все немецкое и утверждавшая свое, российское, считала, что внешний облик монастыря должен олицетворять незыблемость православия и извечность национального духа.

Строительству Смольного монастыря, продолжавшемуся с 1748 по 1769 г.г., предшествовала работа с моделью. Ее детали собирали в той же последовательности, в какой после строили обитель: сначала восточный корпус келий, потом северный, южный, затем ограду, башенки и, наконец, собор. Таким образом, главный храм монастыря - Воскресенский собор оказался вписан в крест, составленный из келий, трапезной, библиотеки, покоев настоятельницы и четырех церквей, расположенных по углам у самой ограды. Красота храма открывалась с любой точки монастырской территории, центром которой он являлся.

План собора напоминает греческий крест. Его главный параболический купол словно вырастает из мощного барабана, прорезанного огромными окнами. К барабану почти вплотную примкнули четыре двухъярусные башенки, увенчанные, как и центральный купол, луковичными главками, сформировав компактный живописный силуэт. Фасады здания отличаются необыкновенной нарядностью и пластичностью форм, при этом ни один фасад не похож на другой и открывает свою красоту в зависимости от освещения каждой стороны. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.

К 1757 г. собор был почти готов, но работы остановились из-за Семилетней войны. Екатерина Вторая, взошедшая на престол в 1762 г., отказалась от замысла Растрелли возводить колокольню, и этот архитектурный шедевр остался только в модели, хранящейся ныне в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1762 года отделку собора вел архитеткор Ю.М. Фельтен. Завершал строительство ансамбля уже в 1830-х г.г. В.П. Стасов, бережно отнесшийся к первоначальному проекту. Он оформил въезд в монастырь и закончил отделку интерьера, который, правда, оказался намного скромнее, чем задумывал Растрелли. В то время уже господствовал классицизм, поэтому в отделке нет характерных для барокко роскошной золоченой резьбы, насыщенных яркими красками росписей, изобилия причудливых листьев, цветов и фруктов. Во внутреннем декоре Стасов ограничился лепным фризом, эффектными капителями колонн коринфского ордера и лепными поясами на барабане купола. Светлая окраска стен и сдержанность декора особенно подчеркивают необыкновенную легкость и устремленность вверх залитого светом пространства. Кажется, легкие арки не поддерживают свод, а напротив, увлекают за собой вверх четыре пилона и поднимают барабан высокого купола. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установили балюстраду из граненого хрусталя (балюстрада - ограждение балконов, лестниц, галерей, крыш, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем). Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова "Воскресение Христово" и "Введение во храм Пресвятой Богородицы".

Очень многие названия различных мест Санкт-Петербурга восходят ко времени основания города. Многие из этих названий напоминают о городе, рожденном под грохот пушек, в огне сражений Северной войны, начинавшемся с военного лагеря, который превращался в столицу Русского государства, в котором рождался его крупнейший морской порт.

Верфи, на которых строили корабли Балтийского флота и «партикулярные суда, пороховые и пильные мельницы, заводы, работавшие в основном для нужд войны и строительства города, вырастали в нем по соседству с дворцами и палатами знати. На левом берегу Невы, за Летним дворцом Петра на месте теперешнего въезда на Литейный мост, выстроили Литейный «анбар» - завод, на котором отливали пушки. Вокруг него вскоре появились кузница, лафетная, столярная и другие мастерские, сараи и склады. Все это вместе стало называться Литейным двором. Тогда всякое казенное или общественное заведение называли двором (Гостиный двор, Монетный двор, Печатный двор). За Литейным двором на набережной построил себе дом его главный начальник, генерал-фельдцехмейстер Я.В. Брюс. После царского указа 4 апреля 1714 года, коим повелено было «всем царедворцам жить в в Петербурге», это место стало аристократическим районом города. Неподалеку возвели дворцы для «особ царского семейства»: вдов умерших братьев Петра Прасковьи Федоровны и Марфы Матвеевны. Сестры Петра Натальи Алексеевны и наследника - царевича Алексея; поблизости разместились дома приближенных и дворцовых служителей. Улица, на которой стоял дом Натальи Алексеевны, сначала называлась Береговой линией, а потом стала называться Шпалерной, так как тут был возведен «мануфактурный двор», шпалерная и штофная фабрика. За дворцом царевича Алексея вверх по Неве располагались дома невесток Петра и придворной знати. Там были и палаты сподвижника Петра, адмиралтейств-советника Кикина, ведавшего всеми материальными складами флота. Кикин поблизости от своего дома, на мысу, омываемом с востока и севера Невой, устроил Смольный двор, «в котором лежала смола, приготовляемая про весь корабельный флот». Смолу, из которой вываривали деготь, привозили крестьяне деревень, специально приписанных к Адмиралтейству.

За Смольным двором в 1714 году построили небольшой деревянный дом с садом (смольный дом) для Петра. После смерти Петра, Екатерина I распорядилась на этом месте возвести загородный летний дворец, перешедшйи потом к ее дочери Елизавете Петровне. В Смольном дворце Елизавету держали под неусыпным надзором вдали от центра столицы, вплоть до вступления на престол (в 1741 г.). Как выглядел Смольный дворец, сведений не сохранилось. В 1744 году во дворце случился пожар, а в 1746 году дворец сломали, участок расчистили и подготовили для нового строительства.

Смольный монастырь

Начало строительства Смольного монастыря

В 1748 году было официально объявлено, что «ея императорское величество намерены при С. Петербурге, на том месте, где ея императорского величества дворец, называемый Смольный… воздвигнуть вновь, девичий монастырь с церковным и прочим принадлежащим монастырским зданием…» Императрица собиралась под старость удалиться в эту обитель и быть её настоятельницей в окружении послушниц. 30 октября под пушечную пальбу и звон колоколов был торжественно положен закладной камень собора Воскресенского Новодевичьего монастыря. Проектировал и строил монастырь обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли. Растрелли (по меткому замечанию Б.Р. Випера) превратил город-порт, город-верфь в город-дворец.

«Архитектура – это искусство вписывать линии в небо». Возведенный в излучине Невы неподалеку от воды Смольный продолжает древний русский обычай ставить церкви и соборы на берегах рек, вписывая их в окружающий пейзаж. В то же время собор, как и многие Петербургские сооружения, замыкает далекую перспективу широкой и прямой улицы и формирует площадь Растрелли. Композицию ансамбля монастыря в целом и его центрального звена - Воскресенского (Смольного) собора пронизывает устремленность ввысь. Ансамбль монастыря дает понимание, что подлинная монументальность - это не тяжесть и массивность, а соразмерность, легкость и сила.

Крестообразный в плане монастырь обнесен невысокой глухой стеной с башенками по углам. За стеной расположены двухэтажные корпуса келий и других монастырских помещений. Фасады этих корпусов прорезаны ритмично повторяющимися арками. Первый этаж обработан рустами, придающими сооружениям тяжесть и мощь, а окна углублены в стены. Второй этаж значительно легче, благодаря большим окнам-аркам, разделенным сдвоенными полуколоннами. Нарастание вверх продолжают башни-церкви, расположенные на четырех внутренних углах «креста». Это церкви во имя св. Захария и Елизаветы, св. Екатерины, св. Александра Невского и св. Марии Магдалины.

Они имеют то же поэтажное членение, но у них уже три этажа, над которыми возвышается барабан, перекрытый куполом, увенчанным главкой с крестом. Угловые церкви подготавливают переход от двухэтажных построек к девяностадвухметровому взлету собора. Его нижние два яруса словно постамент, на котором возносится барабан центрального купола и почти прижатые к нему башни-звонницы, завершенные луковичными главками. Пятиглавие собора становится центром другого пятиглавия, образованного собором и угловыми церквями.

В проекте Воскресенского собора Растрелли связал архитектурные традиции Московского государства и европейское барокко. Интерпретируя традиционную для русской архитектуры тему пятиглавия (вновь ставшую обязательной при Елизавете Петровне), архитектор создал великолепную, совершено оригинальную композицию.

Непостроенная колокольня Смольного собора

План Растрелли не был реализован полностью. В середине западного корпуса келий должна была быть возведена колокольня над въездом в монастырь. Ее высота – сто сорок метров была бы в полтора раза больше высоты собора и на восемнадцать метров больше шпиля Петропавловской крепости. Растрелли создал модель колокольни, в которой нижние два яруса наиболее массивны и пышно украшены Каждый последующий ярус уже и легче предыдущего и настолько слит с ним, что кажется вся колокольня «на одном дыхании» взмывает ввысь. Белоствольные колонны и постепенно сужающиеся арки задают ритм этого стремительного взлета. В верхней столпообразной части колокольни он становится более замедленным и более дробным, благодаря трем близко поставленным круглым окнам. Модель колокольни Смольного монастыря сейчас хранится в Академии художеств.

Как и когда достраивали Смольный собор

К 1761 году, когда умерла Елизавета, успели закончить и отделать лишь большую часть келий и трапезную. Строительство было приостановлено почти на 70 лет. И только во второй половине 1820-х годов был объявлен конкурс на проект достройки Воскресенского собора. Достраивали собор по проекту Стасова, которому удалось сохранить гармонию целого при всех изменениях и приближениях к вкусам и требованиям времени. Снаружи собор оставили без изменений, только вновь побелили стены и окрасили купол и главы.

Внутри собора основная мысль Растрелли сохранена в общем архитектурном решении: в сияющей высоте семидесятидвухметрового подкупольного пространства, в импозантности белоснежного интерьера, вмещающего шесть тысяч человек. Приведя «изломанные линии в прямые», уменьшив количество «входящих частей», Стасов создал интерьер собора в духе своего времени. Здесь все сдержаннее, строже лаконичнее, чем внешнее убранство собора. От жизнерадостной декоративности Растрелли сохранились пышные капители колонн, крылатые головки херувимов, да гирлянды из плодов и цветов.

От постройки гигантской колокольни отказались, так как это требовало огромных денег и колокольня закрыла бы вид на собор. Двенадцать колоколов отлили в городе Валдае и повесили в боковых башнях собора.

Колокол - «дар Валдая»

Один из колоколов Смольного собора весил шестьсот семь пудов. Для того, чтобы перевезти его из Валдая в Петербург пришлось поломать голову. Способ его доставки был придуман ямщиком Саблуковым. Колокол упаковали в цилиндр из толстых бревен, надежно скрепленных обручами. На железные стержни, приделанные к концам цилиндра, надели кольца рычагов, служащих оглоблями и впрягли двенадцать лошадей. В бревенчатом цилиндре, имеющем вид дорожного катка, этот «дар Валдая» катился до Петербурга «скоро и безопасно». За изобретательность Саблукова наградили мелалью.

Благоустройство территории Смольного монастыря

Одновременно с достройкой собора Стасов завершает ансамбль всего монастыря, и прежде всего перепланирует лежащую перед собором территорию. Он уничтожает длинный жилой корпус, построенный в 1802 году и открывает свободный подъезд к собору, перед которым создает обширную городскую площадь (с 1923 года – площадь Растрелли). По обеим сторонам возводятся трехэтажные флигеля для «жительства духовенства … и воспитания сирот личных дворян». Стасов замкнул пространство предсоборной площади великолепной полукруглой оградой.

Ажурные пилястры решетки Смольного заполнены виноградными листьями и колосьями; вертикальные стержни звеньев - более частые внизу и более редкие в верхней части - завершены пальметтами; идущий по верхнему краю фриз составлен из густых веночков, сплетенных из ветвей и цветов.. красота каждого орнаментального мотива акцентирована и усилена его многократным ритмическим повтором.

Достройка собора заняла три года. В память о завершении строительства была выбита медаль с изображением собора и датами закладки и окончания: «1748 – 1835» Освященный 22 июня 1835 года собор был «наименован собором всех учебных заведений» .

Смольный институт благородных девиц

Еще до окончания строительства собор оказался в центре большого учебного комплекса. В 1764 году в южном корпусе монастыря разместилось Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), а в 1765 году в северном корпусе открыли «училище для малолетних девушек не дворянского происхождения (Мещанское училище). Но во исполнение воли Елизаветы Екатерина распорядилась учредить в Смольном общину монахинь. Для этой общины с трудом нашли четырнадцать монахинь, которые «грамоте умеют». Довольно скоро и они исчезли из монастыря. Учебные заведения просуществовали до Октябрьской революции. С ними связано появление двух первоклассных памятников архитектуры (собственно комплекс Смольного монастыря, построенный по проекту Растрелли, и комплекс зданий Смольного института благородных девиц, построенный по проекту Джакомо Кваренги специально для учебного заведения, ибо кельи монастыря мало подходили для учебных целей). Эти учебные заведения положили начало женскому образованию в России.

В наши дни в Смольном соборе не проводятся богослужения, он используется, как концертно-выставочный комплекс.

Смольный - архитектурный комплекс на левом берегу Невы в ее излучине. Здесь Петр I в 1710-х гг. организовал Смоляной двор Адмиралтейства и построил для себя дом, который унаследовала его дочь Елизавета Петровна. Поэтому после восшествия на императорский престол она решила устроить там Воскресенский Новодевичий монастырь для воспитания благородных девиц, передать правление своему племяннику великому князю Петру Федоровичу и окончить свои дни в монастыре.

Смольный институт. Литография XIX в.

Ансамбль Смольного монастыря является значительнейшей постройкой елизаветинского стиля.

Разработал проект и руководил строительством придворный архитектор граф Франческо Бартоломео Растрелли. Проект неоднократно изменялся самой императрицей. В мае 1748 г. был заложен восточный келейный корпус, предназначавшийся для Елизаветы, 30 октября - центральный 92-метровый пятиглавый собор Воскресения Христова. В 1749 г. по указанию императрицы Растрелли пересмотрел проект монастыря и спроектировал надвратную колокольню, которая должна была превышать знаменитую звонницу Ивана Великого в Московском Кремле.

Л. Каравакк. Портрет императрицы Елизаветы. 1750

Общий план монастырского комплекса воплощал композицию крещатого типа. Четыре церкви, построенные вокруг собора на углах стыка келейных зданий, ритмически повторяют симметрию боковых глав собора и тем самым оказываются связаны по диагоналям с центральным пятиглавием. Купола угловых церквей фланкируются парными часовнями, акцентирующими внешние углы ограды, этим келейные здания пространственно связываются с внешней оградой.

Ритм пронизывает весь ансамбль, заставляя взгляд стремиться к центру композиции и ввысь: башни ограды, затем купола угловых храмов, центральное пятиглавие. Соподчиненность пространства и объемов основана на правиле золотого сечения и форме трех вписанных греческих крестов - пятиглавого собора, четырехглавого монастырского каре и звезды восьмибашенной ограды.

План:
1 – пропилеи Смольного; 2 – памятник В.И. Ленину; 3 – Смольный институт; 4 – Смольный собор;
5 – каре Смольного монастыря; 6 – Александровский институт

Ось колокольня - собор - восточный корпус является осью смыслового значения монастыря как храма-корабля (в этом случае восточный корпус с кельями императрицы представляет собой алтарь). Таким образом, композиция монастыря с увеличением высоты храмов и корпусов к центру и фасаду монастыря соответствует образу гигантского пятиглавого храма-корабля - идеал православного храмостроительства.

Растрелли при всем безудержном богатстве барочных композиций задавал программу декорации здания. Хотя в Смольном не были исполнены все предполагавшиеся декоративные украшения - барельефы во фронтонах корпусов, статуи на фронтонах собора, балюстрады, статуи, вазы, факелы и другие украшения на карнизах, - но и существующие детали показывают строгую композицию программы: собор убран элементами стихии воздуха (ангелы, облака, ангельские крылья) и воды (рокайли и «жемчужины»). Мощные волны-волюты образуют переход от верхних ярусов храмов к нижним, ограничивают десюдепорты, обливают, обвивают прямые линии карнизов, расчленяются на струйки и образуют завитки.

Проектная модель Смольного монастыря. Мастер Я. Лоренц. 1750–1756

Фасады центральных корпусов выделялись высокими барочными крышами с переломом и фронтонами, которые должны были быть украшены золоченым барельефом с монограммой Е I и императорской короной.

В конце 1750-х, в связи с отсутствием средств на постройку колокольни, Растрелли изменил форму пятиглавия собора и увеличил его высоту. Он приблизил диагонально расставленные ажурные башенки боковых глав к барабану центрального купола - они теперь служат колокольнями. Два угла башенки вмонтируются в барабан, внешние грани усилены пучками колонн. Это готическая конструкция передачи распора купола, прикрытая роскошным барочным декором. Растрелли расчленил зрительно верхнюю и нижнюю части собора. Нижняя кажется слишком широкой, но при этом вписывается в разрыв боковых корпусов как нарядный павильон, акцентирующий центр фасада, зрительно составляя с ним как будто единое целое.

Последний вариант проекта монастыря был утвержден в 1750 г. Для удобства строителей была создана деревянная модель «строящейся большой соборной церкви и всему Воскресенскому Новодевичьему монастырю по опробованным... планам и профилям», которая изготовлялась с 1750 по 1756 г. Ныне хранящаяся в музее Академии художеств, она не только является произведением декоративного искусства, но и дает впечатление о замысле Растрелли, полностью не осуществленном, и возможность в течение двух с половиной веков продолжать работы в Смольном монастыре в соответствии с авторским проектом.

В модели можно разобрать купола храмов и рассмотреть растреллиевский проект их внутреннего убранства. Стены собора в модели отделаны под мрамор, капители колонн и все декоративные детали вызолочены.

Придворная и мемориальная

Для постройки Смольного монастыря устраивались кирпичные заводы, к которым приписывались деревни, отводились особые места для ломки ценных пород камня, куда отправляли команды солдат под руководством офицеров. Лепные работы в строящихся корпусах и храмах выполняли братья Джани, работавшие в 1753–1755 гг., П.Цег, Ф.М.Ламони и другие.

В 1753 г. уже начали делать церковные сосуды для монастыря, ставился вопрос о снабжении церковными книгами и колоколами. Но затем Елизавета охладела к замыслу, Растрелли начал возводить для нее новый Зимний дворец, куда были переброшены все строители, мастера, материалы.

В корпусах Смольного впервые в русской архитектуре был построен большой светлый коридор - застекленная монастырская аркада, опоясывающая соборный двор. По первоначальному проекту это были лоджии, но Елизавета пожелала зимой проходить в церкви и трапезную, не выходя из здания.

Основным элементом плана монастырских покоев является келья размером 3x2 сажени и примыкающий к ней отрезок коридора размером 2x2 сажени. Такая планировка была удобной и гибкой. Она давала возможность, сохраняя равномерность фасадных членений, создавать разнообразные по площади «квартиры».

Восточный корпус достроили к 1751 г. Это помещение первоначально предназначалось для кельи императрицы. Выполнение лепных и декорационных работ в монастыре началось именно в этих апартаментах. Парадная лестница украшена пилястрами, гирляндами роз, лепными наличниками и десюдепортами. В большом зале сохранился пышный лепной плафон работы Д.Джани с монограммой Е I (Елизавета Первая) в угловых резервах. Мощные рокайли связаны гирляндами роз и крылышками херувимов. В других комнатах плафоны украшают лепные корзины, заполненные цветами; рокайли расцветают ангельскими крыльями, парят ангелы. На плафоне последней комнаты невской анфилады изображены четыре пары обнаженных юношей. Плафоны в проходных комнатах предполагали и живописные вставки, выполненные К.Легреном и П.Градицци. Стены были обиты тканями.

К восточному корпусу примыкает просторная двусветная церковь, cтроившаяся как домовая при кельях настоятельницы монастыря. Она находится в северо-восточной башне Смольного на втором этаже и оформлена лепкой в пышном растреллиевском барокко. Вчерне церковь была закончена к середине 1750-х. Двухъярусный иконостас сделан по эскизу Растрелли братьями Колокольниковыми. Уже после смерти Елизаветы Петровны было решено освятить храм в честь святой великомученицы Екатерины. В 1762 г. из личной императорской казны по указанию Екатерины II на позолоту церкви отпустили двадцать две тысячи золотых голландских червонцев.

В храме находилось Царское место, как в кафедральных соборах, подчеркивавшее придворный и мемориальный характер церкви. Резной иконостас был украшен виноградными гроздьями с листьями и пшеничными колосьями - символами вина и хлеба, причастия, тела и крови Христовой, жертвы Господней. В дальнейшем эти символы стали знаком, непременным атрибутом Смольного монастыря, а затем - институтов. На церковной башне помещались часы с боем с двумя колоколами - часовым и получасовым.

Церковь Святой Екатерины была освящена 4 августа 1764 г. митрополитом Новгородским Дмитрием для монахинь новооснованного Воскресенского монастыря и воспитанниц института.

Церковь Праведных Захарии и Елизаветы, оформленная по проекту Растрелли, находится в северо-западной башне Смольного на третьем этаже, под куполом. Она была освящена 5 февраля 1765 г. архиепископом Гавриилом. Служили в ней только по большим праздникам. Иконостас был полотняный, двухъярусный, по преданию, происходил из походной церкви Петра I.

Возобновление строительства

Через два месяца после восшествия на престол императрица Екатерина II подписала указ об увольнении обер-архитектора графа Растрелли в отпуск на год для лечения в Италии. Спустя год он был окончательно уволен. C начала царствования Екатерины II руководство Канцелярией от строений перешло к И.И.Бецкому, главным архитектором Канцелярии был назначен Ю.М.Фельтен.

С. Торелли. Портрет Екатерины Великой. 1762

Работы возобновились в 1763 г. под руководством Фельтена в связи с планами организации в монастыре первого в России закрытого женского учебного заведения. В 1764 г. были основаны собственно Воскресенский женский монастырь и Воспитательное общество благородных девиц, затем в 1765 г. - Мещанское училище. Фельтену было указано достраивать монастырские здания для Воспитательного общества благородных девиц и построить дом для Училища мещанских девиц. За недостатком средств внутренняя отделка собора не была завершена. Тогда же было окончательно решено не строить колокольню. В 1768 г. была закончена установка скульптурных украшений фасадов собора.

Квартира начальницы Воспитательного общества размещалась в восточном корпусе, здесь жили и пансионерки императрицы. Эти комнаты часто посещала Екатерина II. Коридоры были украшены специально написанными «нравоучительными картинами». В этом корпусе после 1777 г. стали жить и воспитанницы, не пожелавшие покинуть Смольный, например Хрущева. Апартаменты, имевшие выход прямо на лестницы, представляли собой небольшие, изолированные от общего коридора анфилады в 3–6 комнат. Комнаты Е.Нелидовой были украшены полихромной росписью стен и плафонов, романтическими пейзажами, оживленными изображениями птиц.

Д. Левицкий. Портрет воспитанницы императрицы
воспитательного общества благородных девиц
Екатерины Ивановны Нелидовой.
1773

Нелидова приезжала сюда сначала по согласованию с императрицей Екатериной II во время своих размолвок с великим князем Павлом Петровичем и его «малым двором». После воцарения Павла I она поселилась в Смольном окончательно, Павел I и Мария Федоровна регулярно ее навещали. Овдовев, Мария Федоровна оборудовала здесь собственные покои. В северном корпусе после урагана 1777 г. Фельтен перестроил старую трапезную в актовый зал в формах классицизма и устроил театр.

Остались недостроенными колокольня, западный корпус; собор не был оштукатурен.

Центром ансамбля был собор Воскресения Христа Спасителя (Смольный собор). Интерьер собора, не достроенного в XVIII в., был, по завещанию императрицы Марии Федоровны, оформлен В.П.Стасовым. Воскресенский кафедральный всех учебных заведений собор был освящен 20 июля 1835 г., в день тезоименитства императрицы Марии Федоровны, и стал приходским для всех обитателей Смольного.

Учреждения женского воспитания

В 1765 г. архитектор Ю.М.Фельтен спроектировал здания Мещанского училища (будущего Александровского института), расположив их на «смольном запасном дворе» к северу от монастыря. Фельтен смело создал сложную композицию с парадным фасадом на Неву; тремя перпендикулярными невскому фасаду флигелями; тремя одинаковыми прямоугольными дворами, боковыми - открытыми на Неву и средним - замкнутым; галереями в нижнем этаже для беспрепятственного перехода между корпусами и широким полукруглым корпусом, создавшим площадь с запада, со стороны Петербурга. Хотя интерьеры многократно перестраивались, здание внешне сохранилось в соответствии с проектом Фельтена.

Ф. Растрелли, Ю. Фельтен, В. Стасов. Воскресенский девичий Смольный монастырь

Небольшим каналом учебные заведения отделялись от зданий Градских богаделен, учрежденных Екатериной II для бедных и престарелых петербуржцев в 1781 г. и располагавшихся к северу от Смольного монастыря.

Воскресенский монастырь, не получивший развития, после смерти последней настоятельницы был приписан к Староладожскому Успенскому монастырю. Монахини, по повелению императрицы Марии Федоровны, выведены были из общих монастырских строений, для них в 1798 г. выстроили в саду со стороны Невы деревянный дом с церковью Марии Магдалины. В 1827 г. со смертью последней монахини монастырь прекратил свое существование; позже он был возобновлен на другом месте. Но в церкви еще восемь лет вел ежедневную службу один священник, получавший с причтом содержание Кабинета императорского двора. Она, по выражению В.П.Стасова, превратилась в «народную».

Возникнув как монастырь, Смольный до 1917 г. развивается как комплекс учреждений женского воспитания, благотворительности и медицины. К концу XVIII в. Воспитательное общество уже полностью занимало монастырские здания. Для расширения его помещений в связи с приемом большого числа воспитанниц в 1802 г. архитектор А.Порто на фундаментах недостроенной монастырской колокольни возвел каменный трехэтажный корпус, замкнувший каре монастырских построек с запада.

Дж Кваренги. Центральная часть главного фасада
и план наружной стены Смольного института

В 1808 г., по решению императрицы Марии Федоровны, учащихся Воспитательного общества перевели в новое здание, построенное Дж.Кваренги к югу от монастырского каре и соединенное с ним переходом к юго-восточной монастырской башне. Устроенную в ней Кваренги на средства Александра I новую домовую церковь Воспитательного общества освятили во имя Св. Александра Невского.

Смольный институт. Литография. XIX в.

Институтское здание выстроено «покоем», в виде традиционной усадьбы с парадным двориком и с регулярными садами со стороны Невы и перед фасадом. В этом здании воспитанницы спали в дортуарах на 50 кроватей, учились в просторных классах. Нарядным был только трехнефный, с коринфскими колоннами актовый зал, где проводили концерты и институтские балы. В описании нового дома упоминается «парадный вестибюль со сводами и плитным полом, из сеней парадная каменная лестница с чугунной решеткой и лепными кронштейнами, другая каменная лестница у подъезда начальницы. В «погребном» этаже 41 жилой покой (здесь жила прислуга); две ванные с сенями, окрашенные английскими белилами, по обе стороны здания с медными трубами для стока чистой воды с кранами. Здесь же баня из двух покоев, с большой изразцовой печью и чугунным котлом; кухня для начальницы с «аглицким очагом и русской печью». В первом жилом этаже - 43 комнаты, над дверьми из комнат в коридор - полукруглые окна...».

На первом этаже и в дворовых флигелях размещались хозяйственные службы, кухни, большая институтская столовая. На втором этаже - 49 комнат. Здесь располагались также комнаты начальницы и инспектрис, в центре - классы, зал Совета, библиотека, канцелярия. На третьем этаже - дортуары воспитанниц по возрастам, при них в отдельных комнатах жили классные дамы - всего здесь 44 комнаты.

На черном дворе к югу от институтского здания выстроили служебные флигели, ледник, деревянный коровник и кухню в отдельном каменном здании, соединенном коридором со столовой.

В 1813 г. при Воспитательном обществе для сирот - детей офицеров устроили Военное отделение, в дальнейшем возобновлявшееся в годы войны. Здесь же имп. Елизавета Алексеевна в 1816 г. основала институт военных сирот, в дальнейшем - Патриотический институт I категории. Действующая система благотворительных, воспитательных, попечительных учреждений способствовала возникновению новых богаделен и училищ. Основанные в Смольном учреждения затем разрастались и переносились или сливались с другими. В 1835 г. в память Марии Федоровны для малолетних сыновей вдов было открыто «Мариинское сиротское отделение для детей личных дворян».

Сады и площади

Комплекс Смольного со всех сторон был окружен садами. Старейшими, еще XVIII в., были сады на берегу Невы перед восточными фасадами монастыря и зданием Мещанского училища. Эти сады предназначались для прогулок воспитанниц. В царствование Екатерины II летом их украшали оранжерейными растениями, а цветы для клумб выписывались из-за границы. В начале ХIХ века в монастырском дворе вокруг собора был разбит кольцевой сквер, окруженный дорожкой, обсаженной боскетом, а перед зданием Дж. Кваренги - газон с двойной обсадкой боскетом.

«Адлерберговы сады», устроенные на личные средства императрицы Марии Федоровны, развели на берегу Невы и перед оградой института со стороны города. Невский фасад здания Дж.Кваренги с выступающими ризалитами «нужных мест» был скрыт высоким Адлерберговым садом для прогулок воспитанниц, отделенным каменными стенами от Невы.

18 августа 1808 г. Воспитательное общество благородных девиц отпраздновало торжественное освящение нового здания института. В этом здании и проходила вся жизнь Воспитательного общества. Но институт всегда сохранял за собой восточный корпус монастыря, где были апартаменты Марии Федоровны, Е.И.Нелидовой, а с середины XIX в. - лазарет для воспитанниц, размещенный в оформленных еще Растрелли парадных помещениях. В 1810 г. остальные келейные корпуса монастыря и церкви в северных башнях были переданы Вдовьему дому.

В 1834 г. Д.Адамини распланировал сады, площади и кварталы, примыкающие к Смольному собору, при этом, по требованию Николая I, он снес западный корпус каре, выстроенный А.Порто. Одновременно В.П.Стасов построил новые западные корпуса. Стасов же воздвиг замкнувшую соборную площадь решетку с изображениями виноградных лоз, хлебных колосьев и пальмовых ветвей - символами крови и плоти Христовой, ставшими эмблемой Смольного. В 1858 г. решетка, по проекту Стасова окружавшая собор, была перенесена к площади для ограждения сада у Дома девиц и сада Дома соборного причта. При этом оказалось необходимым превратить в сад всю соборную площадь. На площади перед парадным фасадом монастыря появился большой Лафонский.

Новое распределение зданий

К середине XIX в. благотворительные учреждения разрослись, а столетние растреллиевские корпуса перестали удовлетворять требованиям современного комфорта и просто обветшали. Поэтому 13 ноября 1851 г. вышло распоряжение «О новом распределении зданий вокруг Собора всех учебных заведений»: «П.С.Плавову, старшему архитектору Воспитательного дома, сделать исчисления расходов по реконструкции зданий (каре)». В 1852 г. Плавов представил на рассмотрение планы расширения зданий Вдовьего дома, которые были одобрены Николаем I.

Урок танцев в Смольном институте. Фотография 1913 г.

Архитекторы, работавшие в комплексе Смольного в XIX в., сохраняли целостность ансамбля благодаря применению соответствующих пропорций и архитектурных элементов, независимо от архитектурного стиля.

Градские богадельни на протяжении всего XIX в. также подвергались многочисленным перестройкам и расширениям. Рядом с ними в 1859 г. Александр II и императрица Мария Александровна в честь совершеннолетия их старшего сына основали женскую богадельню цесаревича Николая Александровича на триста человек (арх. Ф.И.Эппингер). Часть средств на содержание немощных - 20 тысяч рублей ежегодно - выдавались из личных средств императрицы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в честь праздника, на который приходился день рождения наследника, была освящена 26 мая 1862 г. на втором этаже центрального ризалита. После ранней смерти цесаревича в храм была пожертвована ризница, сделанная из покрова, лежавшего на его гробе.

Вся топонимика района была связана с историей Воспитательного общества - впервые в России площади, улицы, сады получили имена начальниц Воспитательного общества - Лафон, Пальменбах, Адлерберг, Леонтьевой, женщин, не принадлежавших к царствующему дому.

Смольный Воскресенский собор

Смольный кафедральный всех учебных заведений собор во имя Воскресения Христа Спасителя, заложенный императрицей Елизаветой Петровной 30 октября 1748 г., был закончен спустя почти девяносто лет. Внешне Смольный собор представляет на сегодняшний день редкий образец крупного двусветного храма в формах елизаветинского барокко. Главный фасад акцентирован тремя ризалитами, подчеркнутыми по углам первого яруса пучками колонн, во втором ярусе - лопатками, украшенными внизу волютами, а сверху - лепными композициями. Так же - парными колоннами в первом ярусе и лопатками, опирающимися на двуизогнутые волюты во втором, - декорированы и диагонально расставленные колокольни.

Игра цвета и света на фасаде обогащена дополнительной разделкой плоскости стены, цоколя и раскрепованным карнизом. Сложное завершение собора является композицией из классического купола яйцевидной формы с русским лучковым пятиглавием, богато декорированным раззолоченными гирляндами, рокайлями и ангелами. Сонм ангелов в наличниках, фронтонах, в навершиях лопаток кажется зрителю небесными силами, взирающими на него.

Императрица Мария Федоровна задумалась о судьбе храма. В записке своему сыну, императору Александру, посвященной судьбе учреждений Смольного, она писала: «...чтобы находящаяся посреди монастырского двора недостроенная большая церковь оставалась по-прежнему принадлежащей Обществу благородных девиц, с тем, чтобы со временем, когда она достроена будет, была собором обоих заведений».

После смерти Марии Федоровны по ее завещанию об устройстве кафедрального собора «всех учебных заведений» был объявлен конкурс проектов оформления храма, и интерес к зданию возобновился. Через четыре года, в 1832-м, последовало повеление Николая I о достройке Смольного Воскресенского собора по проекту В.П.Стасова, возложенное на особую комиссию, учрежденную при Министерстве финансов. Комиссией руководил министр финансов Е.Ф.Канкрин.

В.П.Стасов сохранил рисунок фасадов собора, но пристроил к верхнему карнизу вместо парапета балюстраду. Он писал: «Если довершить внутреннюю архитектуру оного в испорченном вкусе, который существовал во время графа Растрелли, то тощие колонны из кусков гранита весьма нечисто выполненные, грубые карнизы и резные украшения, классической архитектуре противные, испортили бы эффект, ожидаемый от самой огромности церкви. Посему положено было окончить внутренность елико можно в чистом стиле, так, как оная видна ныне».

Стасов прокладывал улицы у стен монастыря, оформлял площадь новыми корпусами и решеткой, отделывал фасады и интерьеры Вдовьего дома и реконструировал соборную церковь. После сооружения огромных подмостков в интерьере были произведены каменные работы, перекрыта крыша, отреставрированы фасады и «с величайшим трудом пробиты трубы для печей» - по проекту Растрелли собор должен был быть «холодным». В 1834-м Стасов, взяв за образец интерьер церкви Св. Александра Невского при Воспитательном обществе, отделанную Дж.Кваренги, оформил интерьер собора, вмещавшего шесть тысяч человек, в формах классицизма. По проекту насыщенность лепного убранства была чрезмерна и вначале почти не уступала растреллиевской. Проект гризайльных росписей сводов был отменен самим императором.

Стены, пилоны и коринфские колонны облицевали белым стюком, стараясь не затенить внутреннюю структуру здания, построенного Растрелли. Искусственный мрамор «цвета самого чистого и неизменяющейся прочности по лекалам и отвесам» изготовил скульптор Н.П.Кампиони, а лепное убранство выполнено мастерской А.Иванова.

Зимой 1834/1835-го выполнили иконостасы, хрустальную балюстраду солеи, царское место, хоры, железные лестницы в боковых главах. Была заказана церковная утварь и огромная бронзовая вызолоченная люстра. Оклады икон, вырезанные Захаровым, изображали гроздья винограда. Иконостас, балдахин над царским местом и кафедра украшены резными и лепными узорами.

В это же время Стасов построил дома для причта собора и оформлял соборную площадь. Фасады собора выкрасили в желтый цвет, купола собора и угловых церквей по желанию Николая I - лазоревой краской с золотыми звездами. Все работы были выполнены в три года.

Высота собора до кровли - 14,5 саженей, а всего здания с крестом - 45 саженей, толщина наружных стен - от 1 сажени до 2,5 аршина. Большой колокол весил 600 пудов. Специальный сторож бил часы на колокольне собора.

31 мая 1835 года Николай I утвердил штат и положение Смольного собора. «Оконченный ныне... храм Воскресения Христа Спасителя при Смольном монастыре назначен Собором Всех учебных заведений, а с тем вместе приходскою для окрестных церковью. В память в Бозе почившей императрицы Марии Федоровны распоряжением и неусыпным попечением которой оказаны воспитанию юношества незабвенные услуги, в день св. Марии Магдалины собираются ежегодно в сем храме малолетние обоего пола воспитанники Санкт-Петербургских казенных заведений, от Правительства учрежденных, для торжественного богослужения».

Смольный монастырь барокко

пл. Растрелли,1 - ул. Смольного, 1

1748-1757 - арх. Растрелли Франческо-Бартоломео

1835 - арх. Стасов Василий Петрович

Западные корпуса Смольного монастыря - ул. Смольного,1

1860-е - арх. Таманский П. И. - перестройка ( С. 295.)

В Новгородской Духовной семинарии сохранялись «записки относящиеся к Петербургу», написанные Андреем Богдановым в дополнение к его описанию Петербурга, изданному Рубаном в 1779г. В этих «записках» - «О Новодевичьем Воскресенском монастыре» сказано следующее: «Коль сия св. обитель по благословенномЕИВ положенном начале в 1748 г. по нынешний 1754 г. через краткое пятилетнее по щедрости ЕИВ казною оное строение произведено, о том всяк очевидный зритель в великое удивление прийти может». С начала 1754 г. были построены кельи от Невы построены под кровлей 1749 г. С правой стороны другие кельи и церковь при них, которая возведена до купола в 1759-1751 гг. С левой стороны к реке третьи кельи и при них вторая церковь, возведенная до половины купола, строилась в 1752-1753 гг. С проходу от Святых ворот кельи и при них две другие церкви в 1753 г. построенные только до нижних окон. Под Соборную церковь начали сваи бить в 1749 г. Под колокольню начали сваи бить в 1752 г. Кровли на всех кельях покрыты по железным стропилам плитками чугунными, полуженным белым оловом на подобие черепицы. В кельях убранство столярной работы и штукатурной, изукрашены преизрядною архитектурою. Посреди келий с левой и правой стороны в нижнем и втором этаже четыре великие трапезы, которые убраны столярством и штукатурною, также и живописью богато украшены. На всекуполы и главы церковные заготовляются медные листы, которые золотят пребогато золотом запарным. Главы на всех четырех церквях сведены из железныъ дуг, которые начаты были делать на Сестрорецких заводах по медным лекалам в 1754 г.

В 1759 г.Соборной церкви были сведены своды, в 1760 г. большой купол довели до окон, а в 1761 г. он был достроен до сводов. Со времени кончиныимператрицы Елизаветы Петровны все постройки Воскресенского монастыря были прекращены. Строителем этого замечательного по красоте собора и ограды, украшенной десятью башенками, был знаменитый граф Растрелли, сын Варфоломея Варфоломеевича, вызванного в Петербург для украшения столицы Петром Великим. После составления проекта монастыря была сделана модель постройки, которая хранилась в музее Академии Художеств. Славный архитектор Екатерины II , бывший придворным строителем, Гваренги, проходя мимо собора монастыря всегда снимал шляпу и говорил: «Eh una chiesa !» - «Вот это церковь!».

"Смольный монастырь",
постр. гр. Растрелли в 1748-1857 гг.
Обмеры с натуры. Е.С.Павлов арх.-худ.

Обмеры с натуры.
Е.С.Павлов арх.-худ.

Обмеры с натуры.
Е.С.Павлов арх.-худ.

Фото 1860-х гг.
(из собрания Эрмитажа)
(добавил S.P.)

"Лавры, монастыри
и храмы..."
(добавил )

Собор Воскресения Слоовущего
всех учебных заведений (Смольный).
1910-е.
Шелаева Е.П.Православный Петербург и
окрестности в фотографиях конца XIX -
нач. ХХ в. СПб. Лики России. 2011.

Смольный монастырь.
Вид с юго-запада.
1900-е гг.

Церковь во имя св. блг.
кн. А.Невского
при Смольном институте
благородных девиц.

Церковь Екатерины
при Вдовьем доме -

Справа Церковь Екатерины
при Вдовьем доме -
северо-восточная башня-церковь
humus.livejournal.com
(добавил )

журнал
"Мир искусства"
(добавил

** см. ниже

Грабарь "История
русского искусства"
(добавил
)

"Иллюстрированное
всемирное обозрение"
(добавил
)

журнал
"Мир искусства"
(добавил

Вдовий корпус.
Галерея второго
этажа. После
реставрации.
Добавил -
.

Интерьер лютеранской церкви
при вдовьем доме.
Юго-западная башня- церковь.
** см. ниже
(добавил
)

Церковь Захарии и Елизаветы
при Вдовьем Доме и церковь
Александра Невского при
Александровском Институте -
северо-западная башня-церковь.
*** см. ниже

Церковь Захарии и Елизаветы
при Вдовьем Доме - под самым
куполом северо-западной
башни-церкви.
** см. ниже

Церковь Александра Невского
при Воспитательном Обществе
Благородных Девиц (Смольном
институте) - юго-восточная
башня-церковь. ** см. ниже

Церковь Александра Невского
при Императорском Воспитательном
обществе благородных девиц
(Смольном институте) -
юго-восточная башня-церковь

ц. Александра Невского
Александровского
института

Церковь Александра
Невского
humus.livejournal.com
(добавил )

Интерьер церкви
св. А. Невского
при Смольном
институте
Добавил - .

Церковь Екатерины
при Вдовьем доме -
северо-восточная
башня-церковь.

Грабарь "История
русского искусства".
Церковь Екатерины
при Вдовьем доме

Церковь Екатерины
при Вдовьем доме -
** см. ниже

Церковь Екатерины
при Вдовьем доме
** см. ниже

Церковь Екатерины
при Вдовьем доме -

Юго-западная башня-церковь
(бывш. лютеранская церковь
при вдовьем доме)
Фото -
, 1994.

  • Николай I подарил храму дарохранительницу из серебра в виде храма с 24 яшмовыми колоннами. Изготовлена она была ювелиром И. В. Кейбелем по рисунку К. А. Тона.

    В 1890-х гг. Ю. С. Нечаев-Мальцев, владелец знаменитой стекольной мануфактуры в Гусь-Хрустальном пожертвовал собору алтарную преграду из хрусталя и бронзы.

    С момента освящения собор Воскресения Словущего был поименован собором всех учебных заведений. На его алтарной стене золотыми буквами значились название всех школ и институтов Ведомства империтрицы Марии Федоровны. (1)

    В 1922 г. из собора были изъяты все ценности, в 1923 г. он был закрыт.

    Некоторое время в здании находился склады декораций. В 1967 г. началась реконструкция, после которой здесь разместили экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра».

    До 1971 г. в главном нефе оставался дубовый иконостас В. П. Стасова. Потом его разобрали и сгноили.

    В 1990 г. в Смольном соборе открылся концертно-выставочный зал.

    21 июня 2001 г. внезапно рухнул центральный крест храма. 12 апреля 2004 г. шестиметровый крест, весом 5,5 т вернулся на свое место.

    В настоящее время продолжается реставрация собора. В подвалах собора был открыт бункер, который во время ВОВ использовался А. А. Ждановым. Позднее бункер был оснащен противоатомной защитой. Существует легенда, что от станции метро Чернышевская к подвалам Смольного собора была проложена ветка метро.

    В ходе реставрации была обнаружена роспись стен - мягкая и нежная гризайль в коричневых и синеватых тонах. Роспись реставраторы закрепили и законсервировали.

    В соборе будет установлена копия иконы «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института», оригинал которой ныне находится в Государственном Русском музее.

    24 мая 2009 г. в день св. Кирилла и Мефодия епископ Гатчинский Амвросий отслужил в храме первый молебен. 7 апреля 2010 г. митрополит Санкт-петербургский и Ладожский Владимир совершил Божественную литургию. После этого начались регулярные воскресные службы в южном приделе.

    Церковь Захария и Елизаветы при Вдовьем Доме находилась в небольшом помещении под самым куполом северо-западной башни комплекса бывшего Смольного монастыря, а церковь Александра Невского Александровского Института благородных девиц располагалась в той же башне в среднем ярусе, то есть под церковью Захария и Елизаветы (северо-западный угол). Церковь св. Екатерины при Вдовьем доме в северо-восточном углу. В юго-восточном углу находилась церковь св. блг. князя Александра Невского при Воспитательном Обществе благородных девиц (Смольном институте).

    Литература:

    (1) Религиозный Петербург. Альманах. Вып. 106 СПб: Palace Editions, 2004 С. 68-71

    О реставрации и восстановлении монастыря .

    Здание бывшего Смольного института - лишь часть изумительного ансамбля. История его создания восходит к первым годам освоения приневских земель. На левом берегу Невы, где ныне находится ансамбль Смольного, в XV веке существовал новгородский посад, именовавшийся Спасовщиной. С начала XVII века и до 1703 года здесь располагались шведское поселение и укрепление - форт «Сабина», построенные на месте уничтоженного русского посада.

    Освободив невские берега от захватчиков, Петр приказал форт срыть, а невдалеке оборудовать обширный склад для варки и хранения запасов смолы, необходимой русскому флоту; так возник «Смоляной двор». Вскоре в отдалении от Смоляного двора для Петра I устроили попутный дом с садом - Смольный дом. Построенный в 1720-х годах на его месте дворец Екатерины I, существовавший до 1760-х годов, носил то же название.

    Именно здесь, на месте Смоляного двора, императрица Елизавета Петровна приказала основать Воскресенский Новодевичий монастырь. Проект и модель монастыря с собором, который, несмотря на официальное название, продолжали именовать Смольным, создал Б.Ф. Растрелли. 30 октября 1748 года состоялась торжественная закладка главного монастырского храма, а весной следующего развернулись строительные работы. Но только в 1761 году Б. Ф. Растрелли приступил к подготовке внутренней отделки. Однако смерть Елизаветы Петровны привела к приостановке строительства, и почти три года собор стоял недостроенный. Лишь в 1769 году закончили купола и декор фасадов, но до отделки интерьеров дело так и не дошло. Более полувека огромное пустующее здание собора простояло заброшенным, ветшающим. Наконец в 1828 году было дано распоряжение довести строительство собора до конца. Оно было выполнено в течение семи лет по проекту В. П. Стасова, который осуществил отделку его интерьера. Одновременно он включил монастырские корпуса и здание собора в городской ансамбль, создав перед ним площадь и установив эффектную чугунную ограду.

    Задолго до работ В. П. Стасова, в 1765-1775 годах, архитектор Ю.М. Фельтен присоединил к ансамблю монументальное здание Александровского института. Выразительнейший аккорд в объемно-пространственную композицию ансамбля внес Д. Кваренги, соорудив рядом в 1806-1808 годах благородно-строгий Смольный институт. Сочетание стоящих рядом выдающихся сооружений барокко и классицизма еще сильнее подчеркивает их художественные достоинства.

    Полное завершение ансамбль Смольного получил уже в советское время в 1923-1924 годах, когда перед его главным фасадом распланировали сад и по проекту В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха соорудили удивительно пропорциональные пропилеи, оформляющие перспективу на центральный портик Смольного. Тогда же были проведены первые реставрационные работы во всех строениях ансамбля.

    В блокадные годы бережно сохраняемой архитектуре ансамбля был нанесен значительный ущерб. Осенью 1941 года большая фугасная бомба попала в юго-западный корпус каре монастыря, прилегающий к угловой башне, и почти полностью разрушила его - от здания остались лишь фундаменты и часть наружной стены, обращенной во двор. Повреждения получили и другие строения Смольного монастыря.

    Начиная с 1946 года во всем его комплексе велись планомерные реставрационные работы как по фасадам, так и по интерьерам. В 1953 году по проекту архитектора И. Н. Бенуа, созданному на основе изучения графических материалов и обмеров сохранившегося симметричного корпуса, разрушенный юго-западный корпус был полностью восстановлен.

    В 1974-1975 годах реставраторы вели весьма сложные работы по интерьерам северного корпуса Смольного монастыря. С особой тщательностью производилась ими расчистка подлинного скульптурного декора середины XVIII столетия - рельефного плафона парадной лестницы с виртуозно проработанной по рисунку и моделировке лепкой. Реставрация выявила и еще больше подчеркнула художественную уникальность скульптурной обработки коридора-галереи и ее мощных консолей с горельефными масками.

    Смольный собор долгие годы оставался лишь объектом внешнего экскурсионного осмотра, а его помещения использовались для хозяйственных нужд, совершенно не отвечающих назначению памятника. Поэтому ленинградская общественность неоднократно поднимала вопрос о его музеефикации. В связи с этим в 1969 году Ленгорисполком принял решение, определившее новую судьбу памятника архитектуры - собор стал филиалом Музея истории Ленинграда, новым огромным экспозиционным залом.

    В специализированной мастерской № 9 института Ленпроект архитекторы И.Г. Капцюг и В.К. Якоби разработали проект реставрации с элементами реконструкции, необходимыми для нового назначения здания. Все современные технические проблемы решались исходя из приоритета художественной ценности подлинного памятника и улучшения условий его эксплуатации. Именно этого постоянно добивалась от проектировщиков и строителей архитектор ГИОП М.М. Налимова.

    Большая группа архитекторов и инженеров трудилась над проектами отопления, вентиляции и благоустройства. Для того чтобы в кратчайшие сроки выполнить обширный объем разнообразных и весьма сложных работ, к восстановлению привлекли несколько строительных организаций, основными из которых были трест Фасадремстрой, Специальные научно- реставрационные производственные мастерские и Дормост.

    Чтобы реставрировать интерьер и воссоздать утраченные элементы его декоративной отделки, пришлось смонтировать 60-метровые леса. Мастера-реставраторы оштукатурили и окрасили своды, пилоны и стены собора, восполнили утраты лепки, восстановили резные дубовые двери, медные выколотные детали балкона и жирандолей. К зданию подвели теплотрассу, водопровод, канализацию, установили вентиляционное оборудование для его воздушного отопления. Все инженерные сети, проложенные в соборе, совмещены, что позволило в минимальной степени нарушать кладку стен. Реставрированные оконные переплеты были заполнены армированным стеклом. Благоустроили также территорию, прилегающую к собору. Самым интересным с точки зрения реставрации в благоустройстве было мощение парадного двора. Булыжная вымостка - чрезвычайно характерный компонент архитектурного пейзажа XVIII-XIX веков. Поэтому ее решили сохранить перед растреллиевской постройкой, чтобы не нарушать стилистической целостности ансамбля. Однако эта задача оказалась не столь простой при ее практическом воплощении.

    В наш век асфальта мостовщик - редкая профессия. Пришлось для замощения создавать бригаду из пятнадцати человек, собранных из разных дорожно-эксплуатационных управлений Ленинграда. Обратились даже к ветеранам-дорожникам. Возглавил бригаду шестидесятилетний Григорий Степанович Костюков, профессиональный мостовщик с 1927 года. Тридцатью годами измерялся стаж и шестидесятидвухлетнего мостовщика Ильи Федосеевича Сидоркевича. Большой опыт имели М.В. Макаревич, Н.П. Дорожка, С. П. Куприянова. Вместе с ними трудились и молодые мастера, которые освоили искусство мощения.

    Заметным событием в культурной жизни города явилось завершение реставрации собора Смольного монастыря, где 1 мая 1974 года открылась выставка «Ленинград сегодня и завтра». Создание в стенах бывшего Смольного собора экспозиции, посвященной современному Ленинграду и перспективам его развития, явилось разумным и умелым решением сложного вопроса о новом использовании культового здания, обеспечило возможность ознакомления с его интерьером.

    Бережно охраняемое и мужественно защищенное в годы Великой Отечественной войны здание Смольного института, выдающееся творение Д. Кваренги, в послевоенные годы тщательно реставрировалось и вместе с тем было тактично приспособлено для нормальной деятельности находящихся в нем организаций. Разносторонние реставрационные работы велись в здании Смольного института на протяжении 1974-1982 годов.

    Были реставрированы его фасады, главная лестница, многие помещения. В 1982 году произведена реставрация Актового зала, где реконструировали все системы инженерного обслуживания, расчистили капители колонн и лепку, окрасили потолок и стены, изготовили паркетный пол.

    (Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. А.А. Кедринский, М.Г. Колотов, Б.Н. Ометов, А.Г. Раскин -



  • Выбор редакции
    Древняя символика притягивает возможности и благоприятные события. Руны для исполнения желаний действуют от оговора или стандартной...

    Священномученик Аркадий родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского.Аркадий...

    Сон Ежевика в соннике Ванги Видеть во сне заросли ежевики - наяву получить неожиданную прибыль, которую неразумно тратить только на...

    Некоторые люди утверждают, что видели домового и даже описывают его внешность и характер. Кто-то говорит, что он милый и симпатичный,...
    Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...
    Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...
    Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...
    Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
    Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...