Какой музей был в казанском соборе. История строительства


Одна из самых знаменитых достопримечательностей Санкт-Петербурга - величественный Казанский кафедральный собор (другое название храма - Собор Казанской иконы Божией Матери ). Он был построен в начале XIX столетия. Храм освящен в честь высоко почитаемого образа, ради хранения которого великолепное здание и было возведено. Святыня находится в храме по сей день: это список одной из самых знаменитых икон - образа Казанской Божией Матери.

Вскоре после завершения строительства началась война между Французской и Российской империями, после окончания которой храм стал восприниматься как памятник славы русского воинства. Здесь можно увидеть воинские трофеи того периода. На территории храма находится могила прославленного полководца Михаила Кутузова.

Три века истории храма

До того, как был построен Казанский собор, список чудотворной иконы хранился в церкви, освященной в честь Рождества Богородицы. Эта церковь была построена в 30-е годы XVIII века, а к концу названого столетия обветшала. Тогда решено было возвести на ее месте новый храм. Императором был объявлен конкурс, знаменитые архитекторы представили свои проекты, но ни один из них не стал победителем. Спустя некоторое время императору был предложен еще один проект, автором которого являлся бывший крепостной Андрей Воронихин . Именно этот проект и получил одобрение императора.

Строительные работы продолжались десять лет (очень короткий срок, если учитывать технологии XIX столетия!). Стоимость этих работ превысила четыре с половиной миллиона рублей. Старая церковь, в которой хранился список чудотворного образа, была разобрана только после того, как строительство нового храма завершилось.

Работы по отделке здания продолжались до конца 20-х годов XIX столетия . Они завершились спустя почти восемнадцать лет после освящения собора. В 40-е годы XIX века в храме в первый раз были проведены ремонтные работы. Спустя почти двадцать лет был произведен второй ремонт. Он включал в себя восстановление стенной живописи, реставрацию икон.

На площади перед собором неоднократно проходили студенческие демонстрации. Там же в середине 70-х годов XIX века состоялась демонстрация одного из революционных обществ.

В начале XX века в храме произошло торжественное событие - празднование трехсотлетия дома Романовых . Но эту страницу истории храма нельзя назвать радостной: во время торжеств в переполненном соборе началась страшная давка, в которой погибли несколько десятков человек.

В послереволюционное время, а точнее, в 20-е годы XX века, из храма было изъято множество ценностей, его интерьеры сильно пострадали. В частности, был уничтожен уникальный иконостас, изготовленный из трофейного серебра. Он был отправлен в переплавку. Всего из собора было изъято приблизительно две тонны серебра (не считая многих других ценностей). В начале 30-х годов XX века храм был закрыт, а спустя короткое время в его здании открылся музей, экспозиции которого были посвящены истории религии и атеизма. В середине XX столетия в здании были проведены реставрационные работы. Сначала были тщательно отреставрированы интерьеры, затем - фасады.

В начале 90-х годов в одном из приделов собора возобновились богослужения . Спустя несколько лет над куполом храма вновь засиял крест. В конце 90-х годов здание было полностью освящено. В начале XXI века оно было окончательно возвращено Русской православной церкви.

Интерьеры храма и его архитектура

Перед тем, как было начато строительство собора, император высказал следующее пожелание: храм должен был походить на римский собор, освященный в честь Святого Петра. Это желание было исполнено: колоннада Казанского собора действительно напоминает колонны знаменитого ватиканского храма.

Колоннада петербургского собора состоит из девяноста шести колонн . Помимо того, что она придала храму сходство с итальянским собором, она еще и позволила архитектору решить одну непростую задачу. Дело в том, что в православных церквях вход традиционно размещается в западной части здания, а алтарь - в восточной; проспект же, на котором возводился собор, протянулся с запада на восток. По этой причине храм фактически стоит боком к проспекту, но это незаметно благодаря колоннам, украшающим северную (то есть, боковую) часть церкви. Кстати, точно такими же колоннами архитектор планировал украсить храм и с южной стороны, но ему по ряду причин не удалось довести свой замысле до конца.

Диаметр купола собора - почти восемнадцать метров . Его образуют два ряда ребер, изготовленных из железа. А под огромным железным куполом находятся еще два, эти купола построены из кирпича. Что интересно, все перечисленные купола были построены еще до того, как появились методы статического расчета таких конструкций. Можно сказать, что удачно спроектировать купола архитектору помогла интуиция.

Стены собора облицованы особым туфом , добытым в районе Гатчины. С двух сторон от гигантской колоннады сохранились пьедесталы. Когда-то на них стояли скульптуры, изображающие ангелов. Они были изготовлены из гипса и, согласно плану строителей, их должны были заменить аналогичные бронзовые изваяния. Но эти планы так и не осуществились. В 20-е годы XIX века гипсовые скульптуры были убраны, но по ряду причин установка новых не была произведена.

Туристов впечатляют фасады собора, но не разочаровывают и его интерьеры. В храме установлено более полусотни колонн . Они изготовлены из розового гранита , их украшают позолоченные капители. Производят на входящих впечатление и барельефы начала XIX столетия. Образа храма написаны знаменитыми живописцами того же периода времени. Говоря об образах, нельзя не упомянуть и о самой главной святыне храма. Ею является, как уже было сказано выше, список знаменитой чудотворной иконы, в честь которой и был освящен собор.

Скульптура и живопись

В соборе находится множество прекрасных произведений искусства; на какие же из них стоит обратить наибольшее внимание? Какие осмотреть в первую очередь? Назовем некоторые из таких произведений:

Как внутри, так и снаружи храм украшен множеством скульптур . Все они заслуживают пристального внимания, так как создавались лучшими скульпторами страны.

Обратите внимание на бронзовые северные двери храма . Они изготовлены литейных дел мастером Василием Екимовым, знаменитым в XIX столетии. Эти двери являются точной копией дверей, отлитых в XV столетии скульптором Лоренцо Гиберти для флорентийского крестильного дома.

Отдельно нужно сказать несколько слов о живописи. Иконостас храма, его пилоны и стены расписывали знаменитые художники начала XIX века. В их числе Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин и многие другие.

Обратите также особое внимание на живописную работу «Взятие Богородицы на небо ». Это запрестольный образ, автором его является Карл Брюллов. По мнению специалистов, эта работа - одно из главных украшений собора, хотя и остальные живописные произведения, находящиеся в храме, безусловно, достойны внимательного осмотра.

Памятник воинской славы

Как уже было сказано выше, храм является своего рода памятником русской воинской доблести , победы над Французской империей. Здесь после окончания войны с армией Наполеона были выставлены вражеские знамена, захваченные победителями. Таких знамен было сто семь (в настоящее время большинство из них находится в российской столице). А рядом с ними можно было увидеть девяносто семь ключей. Это ключи от городов, сдавшихся русскому войску. Большая часть этих трофеев также в настоящее время находится в Москве. Шесть связок ключей можно увидеть в санкт-петербургском храме, они размещены над могилой Михаила Кутузова (великий военачальник похоронен на территории собора).

Кстати, существует ошибочное мнение, что сердце знаменитого русского полководца захоронено отдельно от его тела, в одном из польских городов. Но эта версия не соответствует действительности. В первой половине XX века было проведено вскрытие тела полководца. Результаты этого вскрытия полностью развенчали версию об отдельном захоронении сердца.

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: miroworld.ru
.

Европа способна подарить прогрессивные идеи любому, кто отправился в путешествие по ней. Яркий пример тому поездка российского императора Павла I в Италию, где тот удостоился личной встречи с Папой Римским и так вдохновился красотами Ватикана, что наказал в Петербурге возвести его копию. И его наказ был выполнен.


Свой собственный Ватикан

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: travel-ru.ru
.

По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: aeslib.ru
.

Получилось одним строительством «убить двух зайцев» — и старое здание снести, и возвести новый храм, который украсил облик города. То ли в павловский период существовало эмбарго на иностранные товары, то ли на вещи заморские не хватало финансов.

Внутреннее убранство Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Строганов лично уговорил правителя возвести храм исключительно из материалов отечественного производства, да еще и применить план строительства российского архитектора, проталкивая при этом эскизы в прошлом крепостного — А. Воронихина. Строганов лично занимался обучением последнего, а за прилежную учебу наградил того свободой.

Вторая колоннада

Открытка «Казанский собор Санкт-Петербурга»./ Фото: kolpakovs.ru
.

Протеже быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.

Казанский собор на карте Санкт-Петербурга./ Фото: kolpakovs.ru
.

Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.

Первоначальный план Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.

Ожидающие ангелы

Вид на Казанский собор со стороны канала Грибоедова./ Фото: kolpakovs.ru
.

Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года XIX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?

Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru
.

Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.

Кутузовское сердце

Памятник Кутузову М. И. возле Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Для большинства ученых основной загадкой являлось месторасположение сердца могучего полководца Михаила Илларионовича. Многие легенды сводятся к тому, что в Петербург доставили только тело Кутузова, а его сердце, по воле самого же военачальника, оставили на дороге в Пруссии.


Памятник фельдмаршалу Кутузову М. И. возле Казанского собора./ Фото: kolpakovs.ru
.

Но дотошных ученых не удовлетворило это и те, решив докопаться до истины, в 1933 году решились вскрыть могилу, расположенную в Казанском соборе. Как думаете, что они там обнаружили? А там была банка с небальзамированным «легендарным» органом полководца. Таким образом красивая легенда разрушилась в пух и прах.
.

Музей истории религии и атеизма

Брошюра «Музей истории религии и атеизма»./ Фото: tvereparhia.ru
.

Санкт-Петербург - это город архитектурных шедевров, настоящий учебник по стилям и направлениям зодчества. Одним из величайших строений города является Он восхищает и удивляет уже не одно поколение жителей и гостей Северной столицы. Из публикации вы узнаете о том, когда, кем и в каком стиле построен Казанский собор, в чем его особенности и чем он знаменит.

Предыстория

На том месте, где сегодня стоит Казанский собор в Петербурге, стиль которого мы рассматриваем, еще в 1710 году была построена деревянная часовня, принадлежащая близлежащему госпиталю. Чуть позже на этом месте была возведена из дерева церковь Казанской Божьей Матери.

Парадное место на Невском проспекте недолго украшало деревянное здание. В 1733 году по указанию императрицы Анны Иоанновны на этом месте был заложен придворный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Над проектом работал известный архитектор М. Земцов. Он построил красивый барочный собор с деревянным куполом и надвратной колокольней. Перед освящением храма в него была перенесена икона Казанской Божьей Матери - почитаемый и чудотворный образ. Но в те времена церковь называлась Рождественской, и в ней часто стояли службы представители царской семьи. В 1773 году здесь венчался цесаревич Павел Первый, здесь же отмечались многочисленные победы русского оружия.

Постепенно храм ветшал и требовал обновления. В середине XVIII века несколько выдающихся архитекторов разрабатывали проекты реновации собора, в том числе свои проекты предлагали поклонник А. Палладио Николай Львов и знаменитый архитектор Джакомо Кваренги. Так, стиль Казанского собора уже заранее был определен как классический, хотя проект в то время еще и не был создан. В конце XVIII века император Павел Первый объявил конкурс на создание проекта для нового собора, он хотел, чтобы постройка напоминала собор Святого Петра в Ватикане.

Архитектор

В 1799 году был объявлен конкурс на проект для постройки нового Казанского собора. Архитектурный стиль изначально определялся как классицизм - самый актуальный стиль того исторического периода. В конкурсе приняли участие множество знаменитостей того времени: Ч. Камерон, П. Гонзаго, Ж. Тома де Томон. Павел Первый склонялся к проекту Камерона, но так и не принял окончательного решения о победителе конкурса.

Через год в судьбе храма решил принять участие граф Строганов, резиденция которого находилась неподалеку от места будущей постройки. Он принес императору проект своего архитектора А. Н. Воронихина. Проект получил верховное одобрение, и граф Строганов стал главой попечительского совета стройки. Андрей Воронихин происходил из семьи крепостных графа Строганова. Но с детства он показывал большие способности к рисованию, что не осталось незамеченным. Граф дал Воронихину хорошее классическое образование, финансировал 4 его поездки в Европу. В 1785 году архитектор получил отпускную, но продолжал работать на графа Строганова. Он занимался внутренней отделкой Строгановского дворца, построил для графа дачу на Черной речке, создал известный проект колоннад в Петергофе, за который получил звание академика архитектуры. Воронихин считается основоположником русского ампира.

Проект

В конце XVIII века граф Строганов предлагает Воронихину сделать проект для Казанского собора. Какой стиль выбрать для постройки? Такой вопрос даже не вставал - это было время победного шествия классицизма по всему миру. Архитектор предложил амбициозный проект с впечатляющей колоннадой с северной и южной сторон собора. Если бы проект был воплощен в первоначальном замысле, то сегодня мы бы видели на Невском проспекте удивительное сооружения с двумя полукружиями колоннад. Архитектор предлагал заложить вокруг церкви три больших площади, но воплотить такую дорогостоящую задумку полностью не удалось, и в итоге храм украсила только северная колоннада. Проект очень впечатлил императора Александра Первого. И уже через 8 дней после царского одобрения, 27 августа 1801 года, произошла закладка первого камня.

Архитектурный классицизм

XVII-XIX века в Европе и в России ознаменованы господством стиля классицизм. Основной его чертой является обращение к античным канонам зодчества. Этот стиль характеризуется рационализмом, просчитанной гармонией. Постройкам свойственна простота линий, регулярность планировки, симметрично-осевые композиционные решения, четкость объемов и лаконичность декора. Главная примета классики - античные ордеры.

Образцом позднего классицизма является Казанский собор, стиль которого часто называют ампиром. считается основоположником русского ампира, т. е. позднего, зрелого классицизма. Эстетика классицизма тяготела к масштабным градостроительным решениям, особенно отличался имперским размахом ампир. Именно таким - масштабным, симметричным, с ордерным декором - и был проект Воронихина.

Строительство

Возведение храма велось очень быстрыми темпами. Для расчистки площадки пришлось снести 11 частных домов, но за это владельцы получили приличную компенсацию. Казанский собор, стиль которого предполагал приличный размах, должен был занять большое пространство вдоль Невского проспекта, но все же город не мог себе позволить вместить такую махину полностью, поэтому Воронихину пришлось ограничить свой проект. Предполагалось, что собор построят за три года, и Строганов старался уложиться в этот срок, но все же работы затянулись, мешали перебои с финансированием, которые возникали из-за больших трат государства на внешнеполитические цели, к тому же Воронихин никак не укладывался в смету. Для возведения храма использовались только отечественные материалы (идея Строганова), но это все равно не удешевляло строительство. Окончание возведения собора пришлось на 1811 год. 15 сентября храм был освящен, чуть позже была разобрана старая церковь, которая портила вид нового сооружения. Воронихин за эту постройку получил Орден святого Владимира четвертой степени. Постройка собора стоила казне баснословную сумму - 4,7 миллиона рублей.

Архитектура

Поскольку Казанский собор по стилю архитектуры должен был напоминать главный католический собор в Риме, при его возведении ориентировались в первую очередь на религиозные архитектурные каноны. Собор ориентирован с запада на восток, и это вызывало определенные трудности: невозможно было вписать постройку в перспективу Невского проспекта. Воронихин нашел оригинальное решение и сделал северный фасад парадным, хотя главный вход находится сбоку по отношению к главной городской магистрали.

Главным украшением собора является колоннада из 94 коринфских колонн, общее же число колонн на фасаде - 136. По большому счету, внешний облик собора очень светский, даже крест на куполе развернут так, что виден лишь с определенного ракурса, а в остальных проекциях смотрится как шпиль. В постройке удивительным образом сочетаются две тенденции: монументальность и грандиозность и невероятная легкость, изящность. Казанский собор в Питере, стиль которого положил начало истинно русскому классицизму, считается знаковой постройкой для русского зодчества. Специалисты отмечают, что эта постройка ознаменовала собой появление именно русской архитектуры, не подражательницы европейским образцам, а зодчества с национальным колоритом в рамках общеевропейских тенденций.

Интерьер

Внутреннее убранство Казанского собора не менее интересно, чем его внешний облик. Пространство собора разделено колоннами из гранита на три нефа, потолки украшены розетками в виде стилизованных цветов, напоминающими живописную роспись. Напольные мозаики выполнены из разных сортов отечественного камня. Вообще, собор считается настоящим памятником отечественным минералам. Большая часть икон и картин собора написана специально для него выдающимися мастерами своего времени, в том числе, Брюлловым, Боровиковским, Кипренским. Иконостас был создан по эскизам Тона, и на него пошло трофейное серебро, отвоеванное у наполеоновской армии. Главным украшением собора является чудодейственный список иконы Казанской Божьей Матери.

Современное состояние

Сегодня Казанский собор в Санкт-Петербурге, стиль архитектуры которого восхищает всех людей, является действующим православным храмом, а также памятником культуры. В советское время собор был подвергнут реставрации, здесь располагался Музей истории религии и атеизма. В 1994 году на купол был возвращен православный крест и возобновились церковные службы.

Мифы и легенды

Казанский собор, стиль которого вызывает непременный восторг у любого человека, за свою историю оброс немалым числом легенд. Первая история связана с пустыми пьедесталами собора. На них до середины XIX века стояли гипсовые скульптуры архангелов, в перспективе предполагалось, что их заменят бронзовыми, но этого так и не произошло. Народная молва говорит, что архангелы займут свое место только тогда, когда у России появится мудрый и справедливый правитель. Пока, видимо, этого не случилось. Собор со времен войны 1812 года считается Храмом русского оружия. Сюда свозились трофейные знамена, ключи от завоеванных городов. Генерал-фельдмаршал Кутузов очень почитал этот собор, и именно в нем захоронен сосуд с сердцем полководца.

К азанский кафедральный собор — один из крупнейших и главных храмов Петербурга
его еще называют Собор Казанской иконы Божией Матери. Он находится на Невском проспекте рядом с метро, в сердце туристических маршрутов и практически все посещающие Петербург туристы обязательно его видят. Сегодня гулял у него, поэтому показываю вечерние фото собора.

Построен в стиле ампир в 1801—1811 годах русским архитектором А. Н. Воронихиным, для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Художник Алексеев Ф.Я. Вид Казанского собора в С-Петербурге. Перед собором стоял обелиск. Деревянный обелиск был поставлен к торжеству освящения собора 15 сентября 1811 года. Сделать его из камня не успевали, как и чугунную ограду. Обелиск простоял 15 лет и затем его убрали.

У храма лежала еще и колонна с собора. Она была запасной и изначально планировали использовать ее как обелиск. Но увы. Воронихин поставил на колонне золотой шар сделал из нее памятник к празднованию 50-лети Академии Художеств. Ныне колонна стоит на постаменте в академическом саде на Васильевском острове.

После Отечественной войны 1812 года собор приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов (вернее некоторые части его тела) и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Ранее на месте собора стояла часовня при больнице с 1710 года, а затем по указу императрицы Анны Иоановны была построена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Церковь была чем-то похожа на храм в Перопавловской крепости.

Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Все элементы архитектурного оформления были выполнены в дорическом ордере.

Павел I венчался в этой церкви и когда она обветшала задумал возвести красивый храм достойный Невского проспекта.

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н.
Воронихиным.

Удивительно, но именно этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Сорокалетний талантливый Воронихин к тому времени не успел еще построить сколько-нибудь значительных зданий. Архитектуре и живописи он учился у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, занимался самообразованием, а получив вольную, побывал за рубежом. Он стал «домашним» зодчим Строганова.

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме.

Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту.

В 1800 году была создана "Комиссия о построении Казанской церкви" во главе с графом А. С. Строгановым. В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира.

На эту просьбу Павел I ответил отказом: "В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся".

Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора. И время показало, что это было правильное решение.

Для облицовки кирпичных стен использовали пудостский камень, добываемый близ Гатчины. Кроме того, здесь широко применены мрамор, известняк, гранит для 56 монолитных колонн в интерьерах.
1805 год — здание возведено до карниза;
начало 1806 года — установлены гранитные колонны;
1808-1811 годы — окончание внутренних штукатурных работ и отделка наружных колонн, постройка купола и установка лепных деталей. Воронихин впервые применил металлическую стропильную конструкцию купола пролетом 17 метров.

Собор часто появлялся на открытках. Он любимец художников и фотографов.

Высота собора достигает 71,5 метра.
Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

По православным канонам собор ориентирован с Запада на Восток, но такое, же направление имеет Невский проспект, таким образом, главный вход в Казанский собор находится не со стороны проспекта, а со стороны Казанской улицы.

Монументальные двери северного входа (со стороны Невского пр.) являются бронзовой копией знаменитых «Райских врат» Флорентийского Баптистерия, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти.
Пост про оригинал))) Ворота в Баптистерий

Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834—1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Скульптуры перед входом в собор.

В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые фигуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного. Не все статуи были установлены из-за нехватки средств. К сожалению, почти не сохранился скульптурный декор интерьеров, замененный позднее росписями.

В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского.

В годы блокады оба памятника оставили на местах и не стали закрывать. Считалось, что полководцы поднимают боевой дух солдат. Проходя мимо них по Невскому проспекту, военные неизменно отдавали честь обоим фельдмаршалам.

Барклай де Толли и Кутузов
В 12-м морозили французов
А ныне благодарный росс
Поставил их без шапок на мороз!

В советское время по их поводу ходил анекдот: Барклай де Толли держит руку возле живота: «Живот болит!» Кутузов указывает жезлом на здание на противоположной стороне: «Вот аптека!». — на противоположной стороне в доме на углу Невского и Большой Конюшенной улицы с давних пор помещается аптека.

6 (19) марта 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля». Здесь впервые выступил Плеханов. После октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли.

Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста.

В Кровавое воскресенье 1905 года толпа мгновенно соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

Губернатор Петербурга того времени был человеком креативным и считал что все площади Петербурга должны иметь фонтаны. Не только красоты ради, а из политических соображений. Он считал что на площади где есть фонтан невозможны народные митинги. Фонтан будет снимать напряжение толпы. Увы... он не успел создать фонтаны на всех площадях, но перед собором фонтан появился.

Всевидящее око... масоны, сними в то время не шутили... такое же око на долларе...

В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

На крыше собора в советское время планировали разбить сады. К счастью этого не произошло.



Выбор редакции
Сон Ежевика в соннике Ванги Видеть во сне заросли ежевики - наяву получить неожиданную прибыль, которую неразумно тратить только на...

Некоторые люди утверждают, что видели домового и даже описывают его внешность и характер. Кто-то говорит, что он милый и симпатичный,...

Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...

Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...
Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...
Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...