В.С. Пусько


Философы и философские школы, в своих учениях, развивали различные мысли и направления. Они в чем-то подобны, в чем-то разнятся, порой кардинально. Но, все философские учения принимают за точку отсчета стремление человека к познанию истины, то есть, его активность. К сожалению, в современном обществе, стала развиваться особая философия. Она не имеет ничего общего с классическими и новыми философскими течениями.

Это квазифилософия лентяев. Людей, которые остановились в развитии на каком-то этапе и стали довольствоваться своим состоянием. Чаще всего, положение таких «философов» регрессирует. Но при этом, на кухнях, или за партией домино, произносятся такие философские речи в оправдание своей лени, что непосвященный может принять такие сентенции за чистую монету. И многие люди принимают такие оправдания.

Сформировалась своеобразная философия бедности. Попробуем разобраться в некоторых «постулатах» такой философии.
— Стабильность лучше риска. Так утверждают адепты новой философии. Они предпочитают грошовую оплату своего труда, но стабильную. такое отношение к жизни обусловлено неуверенностью философов бедности в своих силах и талантах. Они формируют теорию о том, что нужно получить престижное образование, то есть документ. Затем найти работу в государственной структуре (государство всегда относительно стабильно) и держаться за такую работу имеющимися конечностями. Таким философам не важно, что они занимаются нелюбимым делом, зачастую нудным. Им важно как называется должность для того, чтобы щеголять высокопарными словесами и поддерживать иллюзию благополучия.

— «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Присвоение пословицы дает возможность адептам философии бедности оправдывать боязнь перемен в жизни. Чем чаще повторяется мантра, тем дальше улетает журавль. Такие люди тратят много сил на убеждение себя в том, что риски окружающего мира их не касаются. Чем старше становится человек, тем чаще он прибегает к самообману. Он никогда не оставит «нажитое непосильным трудом», и не поедет в соседний город на новую интересную работу. Такой человек не откроет новое предприятие, он не будет интересоваться новыми направлениями науки, не захочет учиться в институте, чтобы обрести второе образование.

— Философы бедности имеют низкую самооценку потому, что им так удобней в своем футляре. Их перестают интересовать яркие впечатления от путешествий и полноценной жизни со всеми ее взлетами и падениями. Им чужда мысль о том, что широкие перспективы открываются только деятельным личностям, но не лентяям.

— Философы бедности быстро теряют активность из-за того, что достигли минимума, который их почему-то устраивает. Даже если их благополучие подвергается опасности. Они ищут виноватого вместо того, чтобы искать ответы внутри себя.

— Философу бедности все и всё должны. Ему платят мало на работе. Его не ценят как личность или работника. Он претендует на высокую оплату всегда, даже после повышения. Он постоянно недоволен своим начальником. Однако, мысль о том, что он сам согласился на такое положение, ему полностью претит.

— Те люди, которые живут по вышеперечисленным правилам, сосредотачивают свои силы и внимание не на том, как преумножить свое благосостояние, но на том, как сохранить те крохи, которые им перепадают. Такой человек будет идти в супермаркет с записной книжкой, и выписывать цены для сравнения. Он будет простаивать долгую очередь для того, чтобы получить субсидию или социальное пособие. Но не допустит мысли, что это время и силы он может использовать для того, чтобы работать над собой. В этом философу бедности поможет лень.

В.С. Пусько , доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии МГТУ им. Н.Э. Баумана

Философия богатства и бедности в современной России

Совершенно очевидно, что в условиях рыночных отношений экономические факторы оказывают все большее влияние на жизнь человека и окружающую его социальную и природную среду. Все люди, как правило, вовлечены в круг хозяйственных забот, постоянно что-то покупают, потребляют, производят, продают, обмениваются продуктами производственной деятельности.
Экономические отношения в цивилизованном обществе всегда оформлены нормативно-правовыми актами. Среди них на одно из первых мест выдвигаются естественные права, полученные человеком с его рождением: право на жизнь, право на свободу труда и занятий, право на личную свободу, право брачного союза, право на свободу совести; права, предоставляемые личности обществом: право владеть собственностью, право вступать в договорные отношения, право на свободу хозяйственной деятельности, право на справедливое распределение доходов, право на неприкосновенность жилища.
Философско-экономический анализ совокупности прав граждан показывает, что они базируются на понятиях, которые являются общими и как для экономики, так и для социальной философии, социологии. К их числу относятся такие понятия как свобода и принуждение, богатство и бедность, рациональность и выбор, труд и отчуждение, желание и потребность, хозяйственная этика, экономическая культура, социально-экономическое неравенство 1 .
Особенно остро в современной России стоит вопрос о социально-экономическом неравенстве, которое заняло ведущее место во всей системе социальных неравенств, достигло несопоставимо больших размеров и продолжает нарастать. Сегодня речь идет уже не только о неравенстве в доходах и размерах собственности, но и об огромных различиях в качестве жизни, характере и условиях труда, уровне образования, медицинского обслуживания, общей культуры, доступности социальных благ 2 .
Одним из ключевых показателей, определяющих социальное здоровье общества, является качество жизни. Качество жизни, как правило, характеризует степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, качество питания, наличие и комфорт жилья, доступность и уровень здравоохранения, образования, модность и доступность одежды, структуру досуга, удовлетворенность характером и содержанием труда, состояние окружающей среды, возможность общения, уровень стрессовых ситуаций.
Российское общество живет в условиях углубляющейся материальной дифференциации. Ощущения материальных потерь, ставшее чрезвычайно приметной чертой массового сознания, превратилось в одну из главных причин сохранения пессимистических настроений, характеризующих изменения в условиях жизни граждан. По данным Института социологии РАН 51,9 % населения России считает, что большинство людей стали жить хуже, чем до реформ, начатых в 1991 году 3 .
Трансформационные преобразования общества, переход к рыночным отношениям, изменившие условия жизни людей, оказали решающее влияние на формирование представлений о господствующих ценностях нынешнего общества. Так, например, если оценка советского прошлого связывается с такими понятиями как честность, порядочность, трудолюбие, то нынешнее состояние общественных отношений определяется наличием богатства и обладанием властью, работой в аппарате чиновников. Сегодня социальная атмосфера насыщена преимущественно духом денег.
Материальные интересы и потребности заслонили собой не только знания, но и трудолюбие, честность, порядочность, отзывчивость, духовность, справедливость и многое другое. Дух потребительства и накопительства вытеснил или свел до минимума прежние моральные противовесы.
Давно доказано, что результативность развития и деятельности личности зависит не только от объективной потребности общества в реализации тех или иных ее качеств, но и от уровня условий, способствующих саморазвитию и самореализации человека, от действенности социального механизма, обеспечивающего определенную степень востребованности знаний, опыта, профессиональной подготовки, творческих способностей индивида. Отсутствие надежного социального механизма, обеспечивающего реализацию объективной общественной потребности непосредственно в деятельности конкретных организационных структур приводит к тому, что проявление инициативы и творчества значительно тормозится ростом потребительства, иллюзиями легкого обогащения (по примеру дутых финансовых пирамид), сомнительным предпринимательством.
Материальное расслоение российского общества объективно привело к появлению относительно небольшого слоя богатых людей и огромного количества бедных. Преодоление бедности выдвинулось в число приоритетных направлений государственной политики. Постановка такого вопроса вполне понятна, поскольку бедность существенно влияет на все стороны жизнедеятельности человека, а в своей крайней форме ведет к разрушению личности.
Родоначальник классической политэкономии А.Смит в своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» различал абсолютную и относительную бедность. Абсолютная бедность существует тогда, отмечал он, когда рабочий своим трудом не может обеспечить семье уровень, который необходим для воспроизводства жизни. В относительном понимании бедность есть состояние, в котором семья живет без того, без чего считается недостойным обходиться приличному человеку даже низкого ранга. Уменьшение бедности в обществе связано с динамикой экономического развития: устойчивый экономический рост поднимает уровень жизни всех классов и слоев общества.
П.Ж.Прудон считал существование бедности фундаментальным социальным законом. В труде «Философия нищеты» он отмечал, что в докапиталистических обществах уровень благосостояния большинства простых людей находится на постоянном и достаточно низком уровне - на уровне пристойной бедности. Развитие капитализма, распространение корыстолюбия и жажды роскоши привели к еще большему расслоению общества и возникновению ненормальной бедности - нищеты и пауперизма.
К.Маркс, критикуя «Философию нищеты» Прудона, поддерживал его в том плане, что по мере развития индустриального капитализма будет расти богатство немногих и распространяться бедность и нищета большинства остальных людей. Прогресс в техническом вооружении производства приведет к безработице, к формированию нищего «избыточного населения». Однако реальное историческое развитие капитализма не подтвердило теорию обнищания К.Маркса.
Вместе с тем и в эпоху «индустриального», «постиндустриального» и «потребительского общества» проблема бедности не исчезла. Даже в высоко развитых странах сохраняются классические бедняки, живущие в основном на пособия. Наряду с ними возник феномен «новых бедных», появление которых объясняется взаимосвязанными процессами изменения характера занятости в современных обществах и модификацией старого социального противоречия между бедными и богатыми в рамках глобализации. Богатство и бедность становятся функциями глобальной экономической системы. Богатые существуют рядом с бедными и во многом, благодаря им. Вместе с тем, наблюдается процесс свертывания институтов социального партнерства между работодателями и работниками, происходит сокращение трудовой деятельности в ее традиционном смысле: массовый переход к работе по несколько часов в неделю, по краткосрочным контрактам 4 .
Каковы же причины такого стремительного материального расслоения общества в России в последние десятилетия?
Одной из главных причин является особенность приватизации в России в 90-е годы, в результате которой были созданы условия для сказочного обогащения небольшой группы людей, которые в считанные годы приобрели огромные состояния далеко не коммерческими путями, а используя установившиеся личные отношения с властью или с семьей того, кто был на ее вершине. В результате этого сложившийся уровень неравенства доходов различных групп населения поражает своими размерами. Так, если в начале рыночных реформ доходы 10 процентов наиболее обеспеченных граждан России превышали доходы 10 процентов самых малоимущих наших сограждан в 4,5 раза, то уже к 2008 году разрыв достиг 17 раз 5 . 10 процентов наиболее благополучных россиян получают почти половину прироста денежных доходов, а на долю 10 процентов самых бедных приходится только 3 процента доходов. Самыми богатыми олигархами России, которые украшают первые строки рейтингов миллиардеров, по данным отечественной и зарубежной печати являются: Алишер Усманов (S 18 млрд.800 млн.), Владимир Потанин (S 14 млрд. 500 млн.), Вагит Алекперов (S 13 млрд. 500 млн.), Михаил Прохоров (S 13 млрд. 200млн.), Роман Абрамович (S 12 млрд. 200млн.) 6 . Причем процесс имущественного расслоения продолжается. Такая тенденция вступает в явное противоречие с положением в индустриально развитых странах, где разрыв в доходах самых богатых и самых бедных граждан сокращается.
Более того, сложившийся в России слой олигархов не довольствовался своим положением в экономике, а практически стал заправлять делами в государстве, формировал экономическую, финансовую, внешнеэкономическую политику, назначал своих людей на командные должности, оказывал серьезное влияние на законотворческие и нормотворческие процессы 7 .
Вместе с тем, следует иметь в виду, что в эти годы формировался и другой слой новых предпринимателей, которые обрели значительные состояния не в результате скандальной приватизации, махинаций на рынках, преступного сговора с представителями власти, а нормального ведения бизнеса, процессов концентрации и централизации их капитала.
Вторым важным фактором имущественного расслоения граждан страны явилось то, что преобладающая часть крупных бизнесменов вкладывала свои средства не в производство, а в высоко прибыльную добычу энергоносителей и экспорт их в другие страны. Перелив доходов крупных олигархов в промышленное, сельскохозяйственное, строительное, дорожное производство оказался ничтожно малым. В ряде естественных монополий огромные средства, полученные в виде доходов, направлялись на строительство престижных зданий, распределялись среди высшего персонала менеджеров, тратились на оплату грандиозных банкетов, отдыха на дорогих курортах, а не выделялись на замену устаревшего оборудования (в тех же нефте- и газодобывающих отраслях), на внедрение новейших технологий в производственные процессы.
Крен в сторону экспорта энергоносителй породил парадоксальную ситуацию во внутреннем потреблении газа и нефтепродуктов. Так, страна, которая имеет треть общемировых запасов газа, занимает первое место в мире по его добыче, сама газифицирована на 62 процента. Кстати, приграничные с Россией Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Польша газифицированы российским газом на 95 процентов 8 .
Серьезную опасность развитию страны вызывает принявшая большие масштабы монополизация ряда отраслей сложившимися компаниями. Так, например, свыше 80 процентов нефти добывается и более 75 процентов перерабатывается пятью компаниями; 70 процентов авиационного грузооборота осуществляется четырьмя перевозчиками; 90 процентов калийных удобрений производится двумя компаниями. Усилия федеральной антимонопольной службы, ведущей борьбу с тенденцией монополизации рынков мало успешны.
Серьезной причиной нестабильности экономического развития является отсутствие прозрачности в использовании как выделяемых из бюджета средств различным компаниям, так и полученных в ходе финансовой деятельности. Так, например, «Роснанотеху» в конце 2007 года было выделено из федерального бюджета более 5 млрд. долларов на разработку и внедрение высокотехнологичных проектов. Однако в июне 2008 года они были размещены в качестве «временно свободных средств» на депозитах восьми банков, а не использованы по целевому назначению. Если государственный внешний долг России постепенно сокращался, то только в 2008 году быстрыми темпами увеличивался внешний корпоративный долг, который составил на конец года 488 млрд. долларов США. Это создало серьезную зависимость экономики страны от притока средств из-за рубежа, что чревато финансовыми трудностями, особенно в условиях мирового кризиса 9 .
Мировая финансовая ситуация привела к тому, что реальный сектор российской экономики почувствовал острую нехватку средств. Решение о передаче значительных государственных ассигнований в реальный сектор экономики было поручено более ста коммерческим банкам, которые в свою очередь получали деньги от крупных государственных банков. На поддержку этих банков государство выделило 6,5 трлн. рублей, а на повышение социальной защищенности населения в 14 раз меньше. Вскоре оказалось, что государственные средства многими банками конвертировались в валюту и вывозились за рубеж. Эта ситуация заставила проводить политику жесткого государственного диктата в отношении банков, получающих государственные средства. На это особо указал прежний Президент РФ Д.А.Медведев в своем послании Федеральному собранию.
Почти не оправдала себя и так называемая «плоская» шкала подоходного налога. За время ее применения масштабная легализация доходов граждан фактически не наступила. Более того, темпы прироста личных состояний наиболее богатых россиян многократно превысили темпы прироста уплачиваемых ими налогов. Как справедливо подчеркивает Е. Примаков в своей книге «Мир без России?» в нашей стране при введении прогрессивной шкалы налогообложения, скажем до 20 процентов, можно было бы вообще освободить от подоходного налога тех, кто живет ниже официально определяемой черты бедности 10 .
Следует констатировать, что борьба с бедностью в России, как правило, ограничивается небольшими прибавками к пенсиям и зарплатам бюджетников. Это не приводит к преодолению тяжелого материального положения пенсионеров, получающих в виде пенсий лишь 25 процентов от зарплаты. В стране около 35 процентов лиц находятся ниже или рядом с чертой прожиточного минимума, причем это семьи работающих с одним или двумя детьми, или пенсионеры, а в сельском хозяйстве зарплату ниже прожиточного минимума получают более двух третей работников. Следует заметить, что в последнее время, фактически сразу после вступления России в ВТО, значительно выросли цены на все энергоносители, на самые потребляемые основной массой населения продукты питания - хлеб, крупу, молоко, яйца, на проезд во всех видах транспорта, на товары и услуги первой необходимости, на ЖКХ, причем некоторые кампании умудряются получить деньги за ЖКХ дважды.
В условиях постоянно меняющейся ситуации, явного сращивания части госслужащих с бизнесом, расцвета коррупции, которая превращается в эпидемию, многочисленные слои населения так и не смогли приспособиться к крайне запутанной рыночной стихии. Многие россияне, не имея соответствующей государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни и скатились за грань бедности и нищеты, или пополнили ряды малообеспеченных слоев.
В данном случае адаптация рассматривается как социальный вид взаимодействия личности и общества, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. При этом важнейшим компонентом становится согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, то есть процесс и результат перестройки деятельности и поведения индивида в ответ на новые требования среды.
Современное социальное неравенство воспринимается как зло и крайне нежелательный в обществе феномен. Отношения между бедными и богатыми трактуются как достаточно конфликтные. Глубокий социальный разлом приводит к сохранению напряженности между полярными частями общества. В конце прошлого года газета Аргументы и факты провела Интернет-опрос среди населения нашей страны. Был задан один вопрос: Как вы относитесь к олигархам? 57 процентов опрошенных особых чувств к ним не испытывают, 33 процента - презирают, 6 процентов - завидуют, 4 процента - восхищаются. В то же время, по данным социологов примерно 22 процента взрослых россиян выражают сегодня уверенность, что между бедными и богатыми возможно взаимопонимание и сотрудничество 11 .
С социологической точки зрения справедливым представляется такое общество, в котором многочисленны средние слои, социальная дистанция между ними и верхними слоями невелика, уровень мобильности населения высок, а низшие слои населения составляют меньшинство членов общества. Именно это гарантирует, если есть социальная защищенность слабых, спокойствие и социальную интеграцию.
Учитывая всю глубину пропасти между бедными и богатыми, огромное подозрение общества к богатству и бизнесу, финансово-экономическим кругам, видимо сложно рассчитывать на их полное доверие и взаимопонимание, но компромисс между бедностью и богатством при соблюдении ряда основополагающих условий вполне возможен.
Важнейшим условием такого компромисса в современной России является переход к социально ориентированной экономике, направленной на рост благосостояния россиян. Выдвижение и постепенная реализация четырех национальных проектов - по здравоохранению, образованию, жилищному строительству и развитию сельского хозяйства направлены на подъем уровня жизни населения. Это может как то снизить разграничительную грань между бедными и богатыми в современной России.

Литература

Волков Ю.Г. Креативность: творчество против имитации. М.: 2013. -430 с.
Глухов В.В., Окрепилов В.В.Управление качеством жизни.СПб.: 2008. -482 с.
Горшков М.К. Российское общество как оно есть. М.: 2011. - 671 с.
Зиятдинов Ф.Г, Зиятдинов А.Р. Государственное регулирование качеством жизни в условиях рынка. Казань, 2009. -204 с.
Козырева П.М. Бедность и богатство в трансформирующемся обществе. Ежегодник. Выпуск 7. М.: ИС РАН. 2008. с.96-112.
Петухов В.В. Социальное самочувствие россиян // Вестник РАН. 2007. № 6.
Примаков Е.М. Мир без Росси? К чему ведет политическая близорукость. М.: 2009. - 321 с.
Ржаницина Л. Новый этап социальной политики в России // Вестн. Ин-та экономики РАН, 2009. № 1. с.35-52.
Сорочайкин А.Н. Человек в системе социально-экономических отношений. Самара. 2007. - 196 с.

1 См. подробнее. Сорочайкин А.Н. Человек в системе социально-экономических отношений. Самара, 2007. - 197 с.
2 См.: Россия в глобализирующем мире: социальные аспекты. - М.: ИСЭПН РАН, 2006
3 См.: Козырева П.М. Бедность и богатство в трансформирующемся обществе. В Кн. Россия реформирующаяся. Ежегодник. Выпуск 7. -М.: ИС РАН. 2008, с.102.
4 См.: Сорочайкин А.Н. Человек в системе социально-экономических отношений. -Самара, 2007. 196 с.
5 См. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. -М.:2009, с. 133.
6 СМ.: Аргументы и факты. 26.IХ-2.Х.2012. № 39.
7 См.: Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. С.101-104.
8 См.: там же, с. 122.
9 См.: Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. С.124-127.
10 Примаков Е.М. Мир без России? С. 134.
11 См.: Аргументы и факты 2012, № 39; Россия реформирующаяся. Ежегодник. Выпуск 7. С. 117.

Российская власть внезапно показала себя с человеческой стороны. Мы не заметили как, но она занялась бездомными, которых теперь хотят легализовать и по возможности вернуть к нормальной жизни. (Бездомным предложат обратиться в центры ресоциализации и заключить с властями соглашение. Им обещают предоставить все права, которые имеют обычные россияне. В частности - временную регистрацию, после чего они смогут устроиться на работу, получать пенсию и голосовать.)

Бездомные - это то, с чего началась история новой России. Появилась свобода - появились «лица без определенного места жительства и регистрации». В СССР не любили демонстрировать социальное дно. Лицемерие власти, которая довела всю страну до предела. Но океан отступил - и мы увидели, что происходит на самом деле. Это было страшно. По-настоящему. Поэтому мы смотрели на дно через растопыренные пальцы. Много лет. И не обратили внимание на то, что наш мир изменился, пока мы широко закрывали глаза.

Какой худший день в твоей жизни?

Когда умерла моя жена. На нее напали в нашем доме. Они убили ее и мою дочь.

Что было потом?

Я пил. Потерял работу. Теперь я на улице. Мне всё равно.

Есть страница в Facebook - Люди Нью-Йорка/Humans of New York. Фотограф ходит по улице, снимает обычных людей, не модников, не знаменитостей. И задает им вопросы: «Какой худший день в твоей жизни?» и «Какой лучший день в твоей жизни?».

Этот бездомный, у которого умерла жена, он, может, наврал. А может, и нет.

Люди могут оказаться на улице из-за ужасного события в жизни, а могут и просто так. Лично у меня есть приятели, которых от откровенного бродяжничества отделяет уже почти невидимая грань. Они... не хочется произносить слово «опускаются». Тут другое. Жизнь, знаете ли, часто утомляет. И люди иногда спрашивают себя: «А чего ради я суечусь? А могу ли я прожить без того или этого?»

В Москве есть где жить. Даже в центре из-за бумажной волокиты пустуют дома. И там квартируют разные личности. Люди живут в подвалах. Это могут быть дворники-таджики, а могут быть и художники.

Философ Диоген, в конце концов, жил в бочке. О нем есть такая история: он часто мастурбировал на проходящих мимо женщин. Женщин это, разумеется, возмущало. И однажды его спросили: «Ну как ты можешь? Неужели тебе не стыдно?». А Диоген вздохнул и ответил: «Эх, если бы так просто можно было утолить голод...».

С голодом в наши дни легче. В США даже было такое движение - приличные люди искали еду на помойке. Это было частью дауншифтинга, который тогда только зарождался. Они считали, что в мусор отправляется слишком много хорошей еды. Обыватели, рестораны, офисные работники тратят на еду больше, чем съедают.

В России еще недавно вокзалы напоминали постапокалиптические фильмы. Перед входом на Ленинградский собиралась устрашающая толпа вонючих, покрытых язвами уже не совсем физически людей.

Было страшно. Не потому, что бродяги выглядели опасными - они казались таким коллективным портретом Дориана Грея, тайным зеркалом нашего общества, которое хочет выглядеть лучше, чем оно есть.

В те времена у моей знакомой была соседка, которая подбирала бездомных на улице, приводила к себе домой, мыла, кормила, переодевала. Наверное, она была немного сумасшедшей, но ее трудно судить - она блаженная.

Сейчас на вокзалах нет бездомных. Бомжей, как их стали называть в новой истории. До того были бичи. От слова beach - пляж. Бичей перед Олимпиадой выслали за 100 км от Москвы. Их почти не осталось в городе. В своей советском детстве я помню только горьких пьяниц, которые устраивали у себя в квартирах или комнатах притоны, но бродягами все-таки не были.

Теперь на Тверской есть симпатичные каменные скамьи с елками, и там сидят бродяги нового типа. Совершенно европейские. То есть более чистые, даже в определенном смысле модные. Такое ощущение, будто им то ли квалификацию повысили, то ли привезли иностранных. Даже у их собак хорошие добрые морды.

От различных организаций по городу ездят передвижные кухни, которые раздают еду бедным. И пункты скорой помощи. Бездомные всегда могут получить новую одежду. Это всё происходит незаметно, но происходит.

Есть приюты. Мобильная помощь. Защита прав. Реабилитация алкоголиков и наркоманов.

Есть люди, которым не всё равно, вроде Санкт-Петербургской организации «Ночлежка» - они, кроме прочего, добились отмены уголовной статьи за бродяжничество.

Ведь понятно, что никакие запреты не помешают людям жить так, как они живут. Некоторые бродяжничают умышленно, некоторые - в силу обстоятельств, но пока что в мире примерно 100 млн бездомных. И можно только облегчить им жизнь. Сделать ее более человеческой.

Отношения общества к слабым - очень показательное. Только перепуганный, отчаявшийся и озлобленный жизнью (пусть и не по своей вине) человек будет презирать и осуждать тех, кто низко пал.

Видимо, мы стали добрее. Даже некоторые чиновники стали добрее. По крайней мере они думают о самых уязвимых.

И это поразительно, как необходим людям гуманизм. Еще недавно казалось, что каждый за себя, что человек человеку - хам и свинья, а прошло не так уж много лет, как в России появились благотворительные фонды, организации, и одни помогают больным, другие - бедным, третьи - жертвам домашнего насилия, и геям, и мигрантам.

Нам всем почему-то кажется, что мы живем в государстве, где всё дико и плохо, но ведь нет. Если люди помогают людям и тратят на это почти все свои мысли и чувства, и вот уже видны ясно результаты, то это же просто невероятно здорово.

В конце концов, среди «неприкасаемых» иногда оказываются такие люди, как Чарльз Буковски, который вел, мягко говоря, очень неприхотливый образ жизни. Но описал это совершенно гениально. Так что часто мы просто смотрим не с того угла. Или не смотрим вообще. Отказываемся даже думать, что жизнь есть там, где нет понятных нам критериев.

Не так давно вышел фильм «В диких условиях», который поставил Шон Пенн. Это биография молодого человека, Кристофера Маккэндлесса, который после университета отдал все деньги в благотворительную организацию и начал путешествовать автостопом. У Криса была идея жить без денег, перебиваясь случайными заработками (как настоящий бомж) и просто ездить по стране. Он, к сожалению, умер во время «Одиссеи на Аляску» - от истощения и холода. Но оставил дневник, по которому сделали книгу и сняли кино.

Жить в бедности и без дома - иногда несчастье, а иногда и философия. А временами и то и другое.

Иногда бездомные отвратительны, что уж там. Но, если честно, все люди иногда отвратительны.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ. 5
2. НЕРАВЕНСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ
БЕДНОСТИ И БОГАТСТВА 8
3. ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ В РОССИИ. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Богатство и бедность - понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Социальное неравенство тесно связано с экономическим неравенством, которое характеризует не¬равномерное распределение дефицитных ресурсов общест¬ва - денег, власти, образования и престижа - между раз¬личными стратами или слоями населения.
Основным изме¬рителем неравенства выступают количество ликвидных цен¬ностей. Эту функцию обычно выполняют деньги. Именно их количество определяет мес¬то индивида или семьи в социальной стратификации. Если неравенство представить в виде шкалы, то на од¬ном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (бо¬гатые), а на другом - наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность - это экономическое и со¬циокультурное состояние людей, имеющих минимальное ко¬личество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к со¬циальным благам.
Богатство - это изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество. К богатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре. В социологии богатым считается тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества.
В нашей стране высший класс соб¬ственников, составляющий около 3% всего населения, начал формироваться в конце 80-х годов, когда Россия повернула к рыночным отношениям, демократии и классовому обществу по западному типу. В течение примерно пяти лет сформировался как класс богатых «новых русских», так и социальные низы общества, уровень жизни которых находится за чертой бедности.
Вопросы богатства и бедности изучали как экономисты, так и социологи. Адам Смит создал теорию о природе капитала и способах его увеличения. Давид Рикардо развил взгляды Смита и дополнил их оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. Томас Мальтус впервые показал, что быстрый рост населения представляет большую угрозу богатству страны. Джон Стюарт Милль углубил теории своих предшественников и обосновал необходимость свободного рынка для наибольшего экономического роста и увеличения богатства людей и общества.
Среди социологов, изучающих проблемы социального и экономического неравенства можно назвать П. Сорокина, П. Абрахамсона, Гордона Л. А. и др.
Тема богатства и бедности волновала людей во все времена и эпохи. Сейчас, во время мирового финансового кризиса, когда тысячи и миллионы людей падают в пропасть бедности, эта тема становится особенно актуальной.

1. БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ.
Во все времена и эпохи понятия богатства и бедности трактовались по-разному. А. Смит считал, что богатство и бедность - понятия относительные. То, что в одном обществе считается бедностью, в глазах жи¬телей другого может выглядеть как богатство. В заключительном пассаже первой главы «Исследования о природе и причинах богатства народов» он рассуждал о том, что глубокое разделение труда, исполь-зование машин и знаний приводят к тому, что рынок способен обес¬печить даже низшим слоям общества приличный уровень благосостояния. Если мы учтем всю сложную механику рыночной координации, отмечал Смит, «мы поймем, что без содействия и сотрудничества многих тысяч людей самый бедный обитатель цивилизованной страны не мог бы вести тот образ жизни, который он обычно ведет теперь и который мы весьма неправильно считаем простым и обыкновенным. Конечно, в сравнении с чрезвычайной роскошью богача его обстановка должна казаться крайне простой и обыкновенной, и, тем не менее, может оказаться, что обстановка европейского государя не всегда настолько превосходит обстановку трудолюбивого и бережного крестьянина, насколько обстановка последнего превосходит обстановку многих африканских царьков, абсолютных владык жизни и свободы десятков тысяч нагих дикарей» .
Маркс в отличие от Смита был убежден (и даже попытался обосно-вать это убеждение в виде закона), что «по мере развития индустриального капитализма будет расти богатство немногих и распространяться бедность большинства остальных» . Верно ли это убеждение? Даже про¬стой взгляд на историю западных обществ в течение ста лет после смерти Маркса показывает, что он ошибался.
Развитый индустриальный ка¬питализм создал и продолжает создавать для больших масс людей наивысший за всю историю человечества материальный жизненный уровень. Но для нас этот вопрос сохраняет актуальность. В современном российском обществе, меняющем экономическую форму, явно видно возросшее расслоение между богатством и бедностью.
К тому же улучшение материальных условий жизни само по себе не решает проблемы сравнительного распределения богатства и доходов. Вполне возможно, что когда бедный начинает жить лучше, богатый становится еще богаче, и относительный разрыв между ними сохраняется или даже увеличивается. Помочь разобраться с этими вопросами позволяет дискуссия теоретиков и историков экономики вокруг так называемой кривой Кузнеца.
С. Кузнец изучал статистические данные, характеризующие отноше¬ние между экономическим ростом и распределением доходов. Общая тенденция здесь такова, что распределение доходов по мере экономи¬ческого роста имеет тенденцию к выравниванию с течением времени. На материалах многих стран, стоящих на разных ступенях индустриа¬лизации и развития рыночной экономики, Кузнец установил статистическую закономерность - «кривую Кузнеца». Согласно ей, при перехо¬де к рыночной экономике неравенство в распределении доходов снача¬ла резко возрастает, но затем имеет тенденцию плавно снижаться.
Ныне преобладает мнение, что эта закономерность справедлива не только для развитых западных стран, но и для тех обществ, которые осуществляли модернизацию экономики позднее. Во всех обществах этот переход сопровождался резким и довольно продолжительным усилением неравенства. Отдельные страны различались по степени интенсивности и долговременности данного процесса, но общая тенден¬ция наблюдалась повсюду.
Если обратиться к истории, то можно об¬наружить, что к концу XIX столетия значительное неравенство существовало во всех индустриальных и переживающих индустриализацию государствах. Самым заметным оно было в Англии, причем пре¬восходило даже то, что имеет место сегодня во многих странах «третьего мира». Своей наивысшей точки неравенство достигло перед Первой мировой войной. Но в период с 1920-х по 1950-е гг. в запад¬ных странах произошло заметное выравнивание доходов населения, после чего положение стабилизировалось и с тех пор остается без за¬метных изменений.
Обнаружилось также, что на закономерность выравнивания дохо-дов между верхними и нижними слоями общества не столь уж влияет и социальная (перераспределительная) политика, проводимая государством. Разумные перераспределительные меры правительства, воз¬можно, ускоряют фазу выравнивания по «кривой Кузнеца», однако это выравнивание происходит и без такого вмешательства. Либеральные экономисты даже считают, что слишком активное перераспределение, осуществляемое через налоги и программы помощи малоиму¬щим, может дать противоположный эффект, поскольку гасит личную предприимчивость. Можно сказать, что. существует выбор между ра-венством и экономической эффективностью: чрезмерное равенство способно привести к снижению среднего жизненного уровня общест¬ва. Инициативные и талантливые люди ставятся в такое положение, при котором им не имеет смысла использовать свои предприимчи¬вость и способности.
Таким образом, можно сделать вывод, что оценки ры¬ночной экономики различаются в зависимости от того, смотрят ли на них с абстрактно-гуманистических позиций и идеала равенства, как это делал Маркс, или же с точки зрения эффективности для удовле¬творения материальных потребностей.

2. НЕРАВЕНСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ БЕДНОСТИ И БОГАТСТВА
Понятия бедность и богатство неразрывно связаны с понятием социального и экономического неравенства.
Сущность социального неравенства, как уже было сказано, заключа¬ется в неодинаковом доступе различных категорий населения к соци¬ально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям.
Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшин¬ство населения всегда владеет большей частью национального богат¬ства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие - большинство населения.
Последние могут распределяться по-разному. В США наименьшие доходы (как, впрочем, и наибольшие) получает меньшинство населе¬ния, а средние - большинство. В России сегодня наименьшие доходы получает большинство, средние доходы - относительно большая груп¬па, а наивысшие - меньшинство населения.
Неравенство характеризует общество в целом, бедность - только часть населения. В зависимости от уровня экономического развития страны бедность охватывает значительную или незначительную часть населения.
ДЛЯ измерения масштаба бедности социологи выявляют удельный вес той части населения страны (обычно выраженный в процентах), которая проживает у официальной черты, или порога, бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уро¬вень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности».
Порог бедности - это сумма денег (обычно выражается, например, в долларах или рублях), официально установленная в качестве минимального дохода, которого индивиду или семье хватает лишь на при-обретение продуктов питания, одежды и жилья. Его также называют «уровнем бедности». В России он получил дополнительное назва¬ние - прожиточный минимум.
В социологии различают абсолютную и относительную бедность.
Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при кото¬ром индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле либо способен удовлетво¬рить только минимальные потребности, обеспечивающие биологичес¬кую выживаемость. Численным критерием здесь выступает порог бед¬ности (прожиточный минимум).
Под относительной бедностью понимается невозможность поддер¬живать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Как правило, относительная бедность составляет менее половины среднего дохода семьи в данной стране.
Относительная бедность показывает, насколько конкретный индивид или семья бедны в сравнении с другими людьми. Она являет¬ся сравнительной характеристикой по двум параметрам. Во-первых, показывает, что человек (семья) беден относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считаю¬щиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключа¬ется в сравнении одной страты с другими стратами, или слоями. Во-вторых, она показывает, что человек (семья) беден относительно некоторого стандарта жизни, например стандарта достойной, или приличествующей, жизни.
Эта граница довольно подвижна. Еще 40 лет назад черно-белый те¬левизор в СССР считался предметом роскоши, доступным немногим. В 90-е годы цветной телевизор появился практически в каждой семье, а черно-белый считается признаком скромного достатка, или относительной бедности. Скоро в разряд относительной бедности перейдут те, кто не может позволить себе купить японский телевизор или ком¬пьютер.
Нижней границей относительной бедности является прожиточный минимум и/или порог бедности, а верхней - так называемый прили-чествующей уровень жизни. Приличествующий уровень жизни отра¬жает количество материальных благ, позволяющих человеку удовле¬творять все разумные потребности, вести достаточно комфортный образ жизни, не чувствовать себя ущемленным. По данным пред¬ставительного исследования (опрошено 4 тыс. респондентов из 38 ре¬гионов РФ), проведенного российскими учеными-социологами, всего 11,4% россиян имеют доходы, которые находятся на уровне приличествующей жиз¬ни или превышают его. На конец 90-х годов по статистике 30 % росси¬ян получали доходы ниже официального прожиточного минимума. Таким образом, уровень относительной бедности равен 11,4%, а абсо¬лютной - 30%.
В 11,5% входят богатые (включая так называемых «новых рус-ских») и часть среднего класса - те, кто, по их собственным оценкам, живет «нормально». Из 100% населения вычитаем 30% нищих (по¬скольку проживание ниже официальной черты бедности, или официального прожиточного минимума, фактически означает нахождение в состоянии нищеты), а также 11,5 % живущих на приличествующем уровне (уровень относительной бедности), и получаем 59,6% рас¬положенных между границами абсолютной бедности (снизу) и отно¬сительной (сверху).
Данные социологов свидетельствуют: чем богаче человек, тем выше его притязания. Люди победнее обладают довольно скром¬ными представлениями о том, сколько денег им необходимо, чтобы «жить нормально». У богатых амбиции и претензии неизбежно рас¬тут. Другая тенденция: чем моложе возраст, тем больше требуется денег для того, чтобы жить нормально. У 18-25-летних уровень при¬личествующей жизни (во всяком случае, по их собственным представ¬лениям) в 1,5 раза выше, нежели у 60-70-летних.
Еще одна тенденция такова: чем выше образование, тем выше уровень притязаний. У тех, кто не имеет среднего образования, этот уровень в 2 раза ниже, чем у тех, кто обладает дипломом о высшем образовании. Наконец, у жителей Москвы и Санкт-Петербурга уровень притязаний в 3 раза выше, чем у жителей сельской местности. Таким образом, на селе считают, что для нормальной жизни им необходимо меньше денег, чем горожанам. В чем-то это объяснимо: жизнь на селе по-прежнему во многом бази¬руется на продукции, которую дает натуральное хозяйство, - собст¬венного производства молоко, мясо, овощи с огорода. Кроме того, чем дальше от непосредственного производства жизненных благ, тем боль¬ше разнообразных посредников, а значит, тем выше цена потребляе¬мых благ. Однако не меньшую роль здесь играет традиционно более низкий уровень притязаний жителей провинции и отсутствие влия-ния так называемого демонстративного потребления, обусловленно¬го характером господствующих субкультур (например, посещения те¬атра, спортзала, кафе и т. д.).
Отсюда следует, что универсального для всех слоев и социальных групп уровня приличествующей или «нормальной» жизни просто не существует. Для каждого класса и категории населения он свой, и раз¬брос значений весьма существенный.

3. ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ В РОССИИ.
В экономической психологии при анализе отношения к бедности выделяют три группы причин бедности:
1) структуральные (ответственность возлагается на экстремистское общество, плохое управление и экономические силы);
2) индивидуалистические или личностные (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности бедных);
3) фаталистические (причина бедности видится в отсутствие удачи и поворотах судьбы).
Согласно опросам, фаталистические объяснения бедности в большей степени свойственны жителям стран Востока (Индия, Индонезия). В западных странах доминирует объяснение бедности индивидуальными или структуральными причинами.
В чем видят причины бедности молодые россияне, те, кто будет творить наше ближайшее будущее? Был проведен опрос студенческой молодежи 17-18 лет. Далеко не всех обследуемых удручает вид бедных и нищих и вынужденные контакты с ними. Большинство испытуемых считает, что деление на бедных и богатых в обществе - это социальная норма. Полученный результат не удивителен, если учесть, что большая часть жизни обследуемых нами молодых людей прошла на фоне экономических реформ в России, породивших активные процессы расслоения общества.
В то же время, испытуемые не согласны с фаталистическим подходом к бедности. Они скорее разделяют позицию, согласно которой люди сами виноваты в том, что они бедны (но с большим разбросом мнений). А наибольшую степень согласия и единодушия вызвало утверждение об ответственности за бедность государственной политики. Любопытно, что чем больше неприятие бедности и отрицание нормативности сильного экономического расслоения населения, тем больше претензий к государственной политике. (Фактор личной ответственности за свое материальное благополучие или бедность подтвержден статистически значимой отрицательной корреляцией между фаталистической позицией и позицией личной ответственности за бедность).
Следует отметить, что наибольший интерес представляет личностный подход к бедности. Именно исследование личности бедных людей, по мнению ученых, является одним из главных вкладов психологии в смягчение остроты проблемы бедности. Личностные теории бедности предоставляют разноречивый материал, однако авторы отдельных публикаций и обзоров выделяют все же некоторые «константы» психологического портрета людей, которые демонстрируют объективную или субъективно переживаемую бедность (при которой человек воспринимает себя как бедного). Рассмотрим эти устойчивые характеристики бедных:
Временная константа: у бедных выражена текущая ориентация и кратковременные виды на будущее, т.е. они не склонны откладывать удовлетворение своих желаний (отложить текущие менее ценные цели во имя достижения более поздних, но более важных). Вариант временных предпочтений у материально благополучных людей отмечает немецкий философ Артур Шопенгауэр: «На наличное состояние нужно смотреть как на ограду против многих возможных зол и бед, а не как на дозволение или даже обязательство покупать себе мирские удовольствия» .
Пространственная константа: с бедностью чаще сочетается такая стилевая характеристика личности как внешний локус контроля, т.е. человек считает, что события его жизни управляются случаем, удачей, более сильными личностями или силами, не подвластными его пониманию, а не обусловлены его собственным поведением.
Энергетическая константа: слабо выражено стремление к успеху, нет преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудачи (люди больше боятся поражений, разочарований, чем желают успеха).
Информационная константа: низкая самооценка (также чувство собственного достоинства, уверенность в себе). Базисная установка человека с "рыночной" психологией - готовность отвечать за конкретный результат своей работы - складывается именно у людей с высокой самооценкой и адекватным уровнем притязаний.
Важно, что качества, препятствующие бедности и, напротив, способствующие материальному благополучию, можно формировать. Одну из психологических причин бедности в нашей стране и странах бывшего социалистического лагеря зарубежные психологи увидели, например, в завышенном уровне потребительских притязаний нашего населения после открытия железного занавеса. Некоторые авторы связывают этот феномен с тем, что у большинства не развит финансовый самоконтроль, т.е. как раз нарушена временная перспектива экономического поведения.
Наши отечественные бедные, то есть люди, испытывающие экономические лишения - в большинстве случаев не люмпены, а жертвы резкой стратификации и издержек экономической политики переходного периода. Но объективные причины бедности не умаляют роли субъективных причин, поэтому немаловажная социально-политическая задача - способствовать благоприятной модернизации страны, воздействуя на личностные переменные людей.
В качестве стратегической линии развития России необходим переход от психологии бедности к психологии богатства или материального благополучия.
Постоянно исследуя изменения в психологическом портрете представителей различных социальных групп в постперестроечный период, были обнаружены позитивные сдвиги в пространственном компоненте личностных предпосылок материального благополучия. Наше население, особенно молодежь, все больше понимает, что необходимо надеяться, прежде всего, на себя; в ценностях-средствах ставит на первые позиции волевые качества.
И еще один важный сдвиг обнаружен в исследованиях - усиление мотива достижения, потребности в успехе (энергетический компонент), особенно если учесть, что в макроэкономических исследованиях зарубежных психологов установлено наличие положительной корреляции между выраженностью у членов общества потребности в достижении и показателями экономического роста страны. (Следует отметить, однако, что эти позитивные сдвиги представлены у активной части населения. Параллельно происходит расширение алкоголизации, наркомании и прочих форм девиантного поведения. В обществе, к сожалению, проявляется тенденция социалдарвинизма: выживает сильнейший) .
Два других компонента психологии материального благополучия оставляют желать лучшего. У россиян все еще присутствует заниженная самооценка (информационный компонент) на макросоциальном уровне в связи с идентификацией с «экономически отсталой страной».
Правда, в последнее время наметились позитивные тенденции реанимации чувства собственного достоинства граждан. Они связаны с некоторыми благоприятными переменами во внешней политике, а также признаками стабилизации в экономике и политике России. Важно преодолевать сформированный у россиян за 15-20 последних лет комплекс неполноценности, снять ярлык экономической отсталости. За железным занавесом страна была слишком самодостаточна, но обладала своими, отличными от западных, технологиями, которые плохо стыковались с мировыми, когда занавес был снят. Тем не менее, Россия обладает достаточным потенциалом для того, чтобы перейти из статуса развивающихся в статус развитых стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что богатство и бедность – это понятия, выражающие экономические аспекты социального неравенства.
В условиях сегодняшнего финансового кризиса это проявляется особенно четко. Бедные становятся еще беднее, богатые же пытаются сделать на кризисе деньги. Во все времена в моменты социальных и экономических потрясений общества находились люди, с успехом делающие деньги на несчастье других.
Бедность - глобальная социальная проблема, активно исследуемая и имеющая много сходных черт во всем мире. Теоретически бедность, по мнению большинства исследователей, представляет собой неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни, поэтому «классические» бедные семьи существовали везде и во все времена. И, к сожалению, чем больше будут богатеть богатые, тем больше будут беднеть бедные. Особенно это касается России с ее неустойчивой экономикой и нестабильностью в обществе. Хотя среднестатистический доход, учитывая доходы и тех, и других, как это делают правительственные структуры, показывает, что Россия – совсем не самая бедная страна, просто перераспределение доходов постоянно склоняется в пользу богатых.
Нельзя не сказать о том, что государство использует различные программы для сокращения уровня бедности в нашей стране. Все развитые страны мира постоянно продолжают совершенствовать свои системы социальной поддержки малоимущих. Они пытаются найти ту грань, за которую эта поддержка не должна выходить, чтобы не подрывать основу основ экономики – стремление людей работать, поскольку только так можно обеспечить себе и своим близким достойное и, более того, комфортное существование.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология экономической классики: В 2 т. М., 1991. Т. 1.
2. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992. № 11.
3. Гордон Л. А. Бедность, благополучие, противоречивость: матери-альная дифференциация в 1990-е годы // Общественные науки и современность. - 2001. № 3.
4. Жеребий В. М., Римашевская Н. М. Проблема борьбы с бедностью в разработках зарубежных правительственных и международных организаций // Бедность: взгляд ученых на проблему / Под ред. М. А. Можиной. - М., 2004.
5. Зубова Л.Г. Представление о бедности и богатстве, 1996.
6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2006.
7. Левыкин И. Т. Взаимодействие равенства, свободы и справедливо¬сти в диалектике группового и индивидуального сознания // Об¬раз жизни и состояние массового сознания. - М., 1992.
8. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1987.
9. Овчарова Л.М. Бедность в России. Мир в России,2001.
10. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
11. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М.: 1992.
12. Тихонова Н. Е. Социальная структура российского общества: итог восьми лет реформы // Общественные науки и современность. - 2000. № 3.
13. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. - М., 1990.
14. www.poverty.net.ru

1. Пусть малооплачиваемая, но зато стабильная работа

Человек с психологией бедняка, как правило, выбирает низкооплачиваемую, но стабильную работу. В госучреждениях. Потому что государство всегда обеспечит. А если пойти в коммерческую организацию, то есть риски остаться на улице через какое-то время.

Человек абсолютно не верит в свои силы и в то, что его опыт и знания будут востребованы. В итоге, так и происходит. Идет на нудную, скучную работу, перестает осваивать новое, закисает и становится никому не нужным. Вместо того, чтобы расти и развиваться.

2. Боязнь перемен

Опять же, по причине остаться никому не нужным, человек с психологией бедняка боится перемен. Девиз - лучше иметь немного, чем рисковать и, возможно, потерять всё. Люди с психологией бедности никогда не откроют свой бизнес, не будут осваивать новые сегменты рынка, не пойдут получать второе высшее образование в 40 лет и ни за что не переедут в другой город в поисках новой жизни в 50!

3. Низкая самооценка

Характерная черта людей с психологией бедности. Да и откуда взяться высокой самооценке, если человек не живет, а прозябает - серая неинтересная работа, которую еще и страшно потерять, отсутствие в жизни ярких впечатлений, перемены мест и обоснованных рисков. Именно тех факторов, которые заставляют уважать себя за труды и возможности.

Человек с психологией бедняка не понимает, что богатство и хорошие перспективы раскрываются перед людьми деятельными, не боящимися рисковать и начинать все сначала.

4. Нежелание быть активным

Очевидно, что для того, чтобы добиться чего-то и получить хороший результат, необходимо постоянно в эту сторону прикладывать усилия. Например, рассматривать предложения об интересной и высокооплачиваемой работе с более широким кругом обязанностей по сравнению в предыдущим местом. И, таким образом, все время расти.

Человек с психологией бедности не желает и не умеет (потому что никогда и не пробовал) проявлять активность - боится искать новую работу, потому что считает уже заранее, что не справится, не подрабатывает, потому что уверен, что ничего не получится и денег все равно не будет. Человек пассивен, а потому и беден.

5. Все должны

Человек с психологией бедняка убежден, что ему должны достойно платить. Просто потому, что он качественно выполняет свою работу. И зарплата у него должна быть такая, чтобы хватало и на быт, и на отдых, и на детей, и на себя. Забывая при этом, что он сам согласился на работу с низкой оплатой. И теперь пеняет на скупердяя-шефа.

Человек перекладывает ответственность с себя на других. Какой смысл двигаться, если от меня все равно ничего не зависит? Делай - не делай, а результат один - ничего не получу.

6. Проще быть экономным

Бедняки тратят силы не на то, чтобы привлечь, а на то, чтобы удержать. Они тратят часы на посещение магазинов, сравнивая цены и делая покупки там, где дешевле. Они пишут и ходят в различные инстанции, добиваясь мизерного снижения оплаты за коммунальные услуги или одноразовой социальной помощи, которой едва ли хватает на один поход в магазин. Вместо того, чтобы эти же усилия эффективно потратить на заработок или поиск хорошей работы.

Присмотритесь к себе. Есть ли у вас хоть одно из перечисленных качеств? И избавляйтесь в срочном порядке, если что-то похожее обнаружится. Помните, что ваша жизнь и ваше благополучие, только в ваших руках!



Выбор редакции
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...

Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...

по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...

Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...
Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...
В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...
Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...