Четырёхчастная икона в Благовещенском соборе. Четырехчастная икона божией матери Четырехчастная икона божьей матери


Святой образ Богоматери - наиболее почитаемый лик среди святых. В каждой христианской обители можно встретить несколько икон с изображением Божьей Матери, в последнее время в красном углу все чаще появляется сборник «Четырехчастная».

Икона Божьей Матери «Четырехчастная» - сборник нескольких святых Богородичных образов, каждый из которых имеет свое уникальное значение.

Четырехчастная икона Божьей Матери

Значение «Четырехчастного» образа

Созданные в период средневековья, когда многие люди не умели читать, иконы возвещали преображение мира и даровали ощущение покоя и радости языком символов.

Важно! Икона никогда не являлась портретом, святой лик символизирует движение духа через позу фигуры, положение рук и цветовую гамму.

Голубой цвет символизирует Небесную чистоту, белый - Святой Дух, красный - Кровь Христа.

На различных иконах Божьей Матери ее руки изображены по-разному:

  • переживание сердца символизируют руки, которые прижаты к груди;
  • подняв руку вверх, Богородица призывает к покаянию, предостерегает;
  • через раскрытую ладонь протянутой руки Божья Матерь призывает к покорности и повиновению;
  • знаком печали являются ладони, прижатые к щекам;
  • при молении о помощи Пречистая протягивает руки вперед;
  • молясь о мире, святая Дева Мария поднимает руки вверх.

Каждая лик Богородицы имеет свое значение, зная их значение, легко подобрать именно для своей семьи оберегающий «Четырехчастный» образ.

Читайте об иконах:

Какую икону «Четырехчастную» выбрать

Четыре разных лика Богородицы, нарисованные на одной основе, объединяют по назначении.

Первые «Четырехчастные» образа появились в XV веке, все четыре святых лика объединял символ в середине иконы. Это может быть изображение Христа или крест с Его распятием.

«Материнство»

Четыре иконы Божьей Матери с Младенцем на руках объединены в сборнике «Материнство».

Распятие Христа объединяет все четыре образа.

На всех четырех образах поражают печальные глаза Божьей Матери, которая не может радоваться рождению Сына, ибо знает о Его будущей участи.

Важно! Название иконы «Материнство» говорит само за себя, в доме, где есть дети или ожидание младенцев, сборный образ будет надежным оберегом семьи.

Перед этим святым ликом молятся за детей, их здоровье и благополучие.

Молитва Божией Матери перед иконой «Материнство»

Матушка Заступница, явись нам грешным, чтобы сберечь детей наших и матерей наших от всякого зла, ибо только они могут продолжить род наш. Прости нам наши грехи вольные и невольные во веки веков. Накрой покровом своим меня, дай детям моим благодать свою. Дай всем нам возможность прикоснуться к Тебе, Владычица, ибо каждый из нас - ребенок пред Тобою. Аминь.

Прекрасным подарком всем, рожденным в феврале, будет образ с четырьмя образами Богородицы, Долинской, Виленской, Далматской и Венской.

Оберегом каждого дома станет «Четырехчастная» икона, составленная из святых ликов - Семистрельной, Ватопедской, Цареградской Божьей Матери и Скоропослушницы, каждая из них является чудотворной.

Уникальный образ, объединивший четыре иконы, станет скорым помощником и защитником каждой семьи.

Четырехчастная икона Богородицы

Среди прихожан русской православной церкви святой Матроны Московской в Майами много молодых семей с маленькими детьми. Посещают наш храм и много будущих матерей, а еще больше женщин приезжает в Майами в надежде на благополучные роды.

Беременность, роды, вскармливание новорожденного и последующее его воспитание – это те желанные события, которые показывают величие сотворенной Богом жизни. Поэтому вынашивать ребенка и растить его издревле старались с молитвой. К кому же обратиться в такой важной жизненной ситуации, как не к Пресвятой Богородице, в Которой воплотились материнская любовь, забота и сострадание.

Богородичные иконы имеют особую чудотворную силу, которая, правда, проявляется лишь тогда, когда верующие обращаются с сильной верой, искренней надеждой и теплой молитвой. Только в этом случае Царица Небесная откликается на прошения верующих сердец, исцеляет, защищает и помогает оградить от всего нежелаемого.

Для духовной поддержки верующих священноначалием нашего храма было принято решение заказать написание большой иконы «Материнство». На иконописном изображении совмещены четыре образа Богоматери, которые прославились особенной благодатью во всем, что связано с полнотой материнства — «В родах Помощница», «Млекопитательница», «Воспитание» и «Взыграние Младенца». В центре иконы изображен крест.

Этот образ написали монахи Киево-Печерской Лавры, а в наш храм его доставил староста храма Иван Беля, при поддержке одной семьи благодетелей. 15 июня 2014 года, во время Первосвятительского визита во Флориду, икону торжественно освятил Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион.


«В родах Помощница» — праздник 8 января

Данная икона, как следует из названия, помогает благополучно пройти роды. Перед ней также молятся о здоровье новорождённых, об исцелении от бесплодия, о помощи и утешении в страданиях и трудных обстоятельствах жизни. Этот образ православные христиане называют и по-другому — «Поможение родам», «Блаженное Чрево». В частности, последнее название напоминает нам слова Евангелия «Блаженно чрево, носившее Тебя» (Лк. XI, 27).

Существует благочестивая традиция, когда при приближающихся родах для будущих родителей служиться молебен с акафистом, а священник благословляет роженицу на благополучное прохождение родов. По молитвам у этой иконы случалось много чудес: прекращались сильные родовые боли и открывшиеся кровотечения, неправильно лежащий плод принимал нужное положение.

В последнее время утвердился хороший обычай помещать иконы «В родах Помощница» в родильных домах и в женских консультациях.

Это единственный образ Божией Матери, на котором Она изображена кормящей грудью Богомладенца Иисуса. Очевидно, что перед этой иконой мамы молятся о благополучном грудном кормлении и здравии малышей. Сегодня, как и в древности, от этого чудотворного образа происходят многочисленные чудеса.

Этот древний образ был написан в Византии и в России получил название «Воспитание». Это связано с тем, что родители, молясь перед иконой, получали благодатную помощь в важнейшем деле воспитания детей.

Молящиеся перед иконой «Воспитание» просят Божию Матерь взять детей под Свой Покров, даровать им разум и прилежность в учебе, а сердца родителей наполнить мудростью и терпением. К сожалению, немного сбереглось сведений об этой чудотворной иконе, но сохранилось трепетное к ней отношение. И это понятно, ведь мало кто не заботится о достойном и правильном воспитании детей — сыновей и дочерей, внуков и правнуков.

Молитвы перед этой иконой помогают избавиться от бесплодия, избежать возможных проблем при беременности, а также помогают в случаях болезни новорожденного. Молиться перед образом «Взыграние Младенца» должны также родные и близкие будущей матери, особенно во время родов, и просить у Родившей Господа благополучного исхода для роженицы и младенца. Если роды будут проходить хорошо, молитва лишней никогда не станет, а духовно поддержит мать. Конечно, при условии, что молитва будет настойчивой, искренней, горячей.

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

Четырехчастная икона состоящая из образов Пресвятой Богородицы (слева-направо,сверху-вниз): «Млекопитательница», «Поможение родам», «Взыграние младенца», «Воспитательница».

Икона Божией Матери, именуемая «Млекопитательница»

Эта древняя икона является одним из лучших образцов византийской школы и имеет богатую историю. Она связана с именем святого Саввы Освященного - основателя лавры, расположенной некогда в 18 верстах от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 году, пророчески завещав икону знатному богомольцу из Сербии по имени тоже Савва. Через шесть столетий иноки дождались другого святого Саввы - архиепископа Сербского. «Млекопитательницу» он перенес в Хилендарский монастырь на Афоне, к основанию которого имел прямое отношение. В России «Млекопитательница» является иконой весьма редкой, хотя в 1860 году её список с Афона был послан в Курскую губернию и скоро обрел чудотворную силу.
Обретение другой российской «Млекопитательницы» состоялось в 1650 году - ее обнаружили на высоком дереве в двадцати верстах от города Минска. Именно на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, она помогала при избавлении от различных бед и недугов, спасала людей во время нашествия шведов. Икона редкая и мало распространенная в списках.

Чудотворная икона Богородицы «Поможение родам»

«Поможение родам» (или «Помощница в родах») – название чудотворной иконы, почитаемой в православной России. Когда была написана эта икона неизвестно, но с древних времен люди знают, что нет лучше помощи при сложных родах, чем помощь этой чудотворной иконы.Иконе «Поможение родам» приписывают множество чудес. Считается, что икона помогает бесплодным женщинам, исцеляя их от недуга, помогает рождению ребенка при сложном течении беременности. Известно множество случаев, когда после искренней молитвы беременной женщины перед святым образом, плод «неправильно» лежащий в утробе матери, перед самыми родами поворачивался головой вниз и роды проходили успешно.

икона Божией Матери «Взыграние младенца»

Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» явилась 7 ноября 1795 года в восемнадцати верстах от Москвы и в шести с половиной верстах от станции Люберцы Московско-Казанской железной дороги, при деревне Гремячевой, в древнем Николо-Угрешском монастыре, основанном Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле в 1380 году.История создания обители связана с именем святого благоверного князя Димитрия Донского. Во время похода святого князя на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь.

Так на карте России появился Угрешский монастырь с соборным храмом в честь святителя Николая, прозванный также Николо-Угрешским, в котором впоследствии явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние».

На протяжении многих лет икона была одним из символов Николо–Угрешской обители (ныне г. Дзержинский Московской области).

После революции, во время разорения обители икона исчезла. До наших дней сохранился список чудотворной иконы 1814 года. В настоящее время этот древний образ является частью собрания Московского Государственного объединенного музея-заповедника. В 90-х годах XX века с него было выполнено несколько списков, один из которых был передан Николо-Угрешскому монастырю и ныне находится в музее-ризнице обители.

В обители находится ещё один чтимый образ иконы Божией Матери «Взыграние».

Как сообщает сайт Николо-Угрешской обители http://ugresha.org : «В начале XXI века в Николо–Угрешском монастыре произошло чудесное обретение еще одного образа Божией Матери «Взыграние». Промыслительным образом группа верующих людей, пожелавших остаться неизвестными, передала в нашу обитель список с иконы Пречистой Девы, который хотя стилистически и отличается от явленного Угрешского образа, но относится к тому же иконографическому типу. С крестным ходом братия обители, ее прихожане торжественно встретили у Святых врат икону «Взыграние Младенца». Образ занесли в Спасо–Преображенский собор, в котором он хранится и по сей день, по праву являясь одним из наиболее чтимых в монастыре».

Угрешский образ «Взыграние» отличается от наиболее распространённых вариантов этого образа под названием «Взыграние Младенца». В большинстве композиций этой иконы Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, изображён как бы играющим и порывисто тянется ручками к лику Своей Матери, касаясь Её подбородка или щеки, резко закинув назад голову.

Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В России в день празднования Угрешского образа традиционно отмечается праздник всех икон Божией Матери «Взыграние».
«Взыграние» - русская икона древнего письма, писанная с греческого образца. В Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней. Иконы Богоматери того же имени имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе.

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Воспитание»

Эта икона - список с древней византийской иконы.
Бо­жия Ма­терь изо­бра­жа­ет­ся с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, си­дя­щим на Ее ле­вой ру­ке. Пра­вая ру­ка Хри­ста про­стер­та вверх к ли­ку Пре­чи­стой Де­вы. До 1917 го­да свя­той об­раз по­ме­щал­ся в Ка­зан­ском со­бо­ре на Крас­ной пло­ща­ди, но по­сле его раз­ру­ше­ния был уте­рян, сей­час там на­хо­дит­ся спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, про­сла­вив­ший­ся по всей Рос­сии сво­и­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми. На­зва­ние ико­ны го­во­рит са­мо за се­бя. Пе­ред ней ро­ди­те­ли мо­лят­ся за сво­их де­тей, про­ся у Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы взять их под Ее по­кров, по­слать им ра­зум и на­пол­нить серд­це пре­муд­ро­стью. Так­же до на­ших дней до­шла и крат­кая мо­лит­ва это­му об­ра­зу: «Вру­чаю ди­тя мое все­це­ло Гос­по­ду мо­е­му Иису­су Хри­сту и Тво­е­му, Пре­чи­стая, небес­но­му по­кро­ви­тель­ству».

Из всех произведений, созданных после пожара 1547 г. для местного ряда иконостаса Благовещенского собора, самым необычным, вызвавшим большие споры и разногласия среди современников, была икона с изображением четырех сюжетов, имеющих следующие надписи: «И ПОЧИ БОГЬ В ДЕНЬ СЕДЬМЫЙ» (верхняя левая часть), «ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ И СЛОВЕ БОЖИЙ» (верхняя правая), «ПРИИДИТЕ ТРИСОСТАВНОМУ БОЖЕСТВУ ПОКЛОНИМСЯ» (нижняя левая), «ВО ГРОБЕ ПЛОТСКИ, ВО АДЕ ЖЕ СЪ ДУШЕЮ ЯКО БОГЪ, В РАИ ЖЕ С РАЗБОЙНИКОМЪ, И НА ПРЕСТОЛЕ БЫЛЪ ЕСИ СО ОТЦЕМ И ДУХОМЪ, ВСЯ ИСПОЛНЯЯ НЕОПИСАННЫЙ» (нижняя правая) 125 . Идейное содержание этого памятника чрезвычайно сложно, символика образов и в целом произведения емкие и могут рассматриваться на разных уровнях. Основные смысловые аспекты иконы были раскрыты О. И. Подобедовой, но отдельные ее части и изображения интерпретируются по-разному 126 . Литературные источники этого уникального произведения многочисленны и разнообразны: богослужебные песнопения (антифоны, кондаки, стихиры), творения отцов церкви (Псевдо-Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Василия Великого), тексты Ветхого и Нового заветов. Столь же разнообразен и использованный художниками иконографический материал: наряду с традиционными композициями «по образу и подобию» - совершенно новые, противоречащие самой сути православного понимания иконного образа аллегорические изображения, заимствованные из западноевропейского (латинского) искусства, а также, видимо, сочиненные самими исполнителями произведения.

125 Инв. № Ж-1321; 3059 соб.; 190 х 151 см; раскрыта в 1918–1919 гг. в ГЦХРМ (см.: ОР ГТГ, ф. 67). Композиции «Почи бог» и «Приидите, людие» частично под потемневшей олифой. 126 См.: Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972, с. 40–53. Мы приняли порядок прочтения композиций, предложенный Н. А. Маясовой. 127 Изображение Бога-Отца, устремляющегося к Иисусу Христу и изливающего на него из сосуда, по объяснению церковного собора 1553–1554 г. «прообразует святое крещение и чашу, которую Спаситель принял плотию в распятии и которая есть оцет, с желчью смешан» (см.: Буслаев Ф. И. Сочинения М., 1910, т. 2, с. 293).

Содержание иконы раскрывается в четырех обособленных частях, прочтение которых следует начинать с верхней левой части под названием «И почи Бог в день седьмый ». Вверху здесь изображен мир небесный, внизу - земной. Небо, очерченное плавной линией с тремя волнистыми изгибами, заполнено белильными орнаментальными рядами облаков, внизу - личины солнца и луны. В центре неба, в сферах, похожих на сферы «Спаса в силах» из деисусного чина, показаны возлежащий на ложе в светлых одеждах Саваоф, Богоматерь Знамение (слева) и Святой Дух (вверху) в медальонах; во внешнем ореоле справа повторен Саваоф с сосудом в руке, устремляющийся к Христу 127 , который заключен в большую стрельчатую мандорлу, соприкасающуюся со сферами Саваофа. Изображение Христа необычно: он обнажен, с двумя херувимскими крылами, прикрывающими нижнюю часть фигуры, голова окружена нимбом Бога-Отца (два перекрещивающихся ромба). Слева на небе, в такой же стрельчатой мандорле, показан стоящий на престоле Саваоф в светлых одеждах и в царской короне, в фигуру которого вписан Голгофский крест с распятым крылатым Христом и Святым Духом в медальоне над головою Христа. Эта неизвестная православному искусству композиция представляет иконографию «Отечества» в чисто западном варианте. В стрельчатых мандорлах - херувимы, на небе над мандорлами - ангелы. На круглых сферах и на небе рядом с мандорлами изображены четыре ангела в рост (один из них, в воинских одеждах, с поднятым мечом и развернутым свитком, - архангел Михаил). Верхняя (небесная) часть этой композиции особенно сложна по содержанию и нова по изображению. Именно она вызвала большие сомнения главы Посольского приказа ученого дьяка Михаила Висковатого. В аллегорических образах, с их буквальным соотношением с текстами богословских толкований (крылатый Христос-серафим, распятый сын «в лоне отче...» и т. п.), здесь иллюстрируются отвлеченные догматические рассуждения о начальных актах «божественного домостроительства». В нижней половине рассматриваемой части (на земле) сюжеты и их изображения более традиционные. Они показывают ветхозаветную историю человечества: сотворение Адама и Евы, их изгнание из рая. Земля, где поселились «прародители», изображена в виде острова с горками, деревьями и травами, окруженного плавной, округлых очертаний лентой реки. К земле летят ангелы, дующие в трубы. На земле представлены сцены из жизни первых людей: наставление Адама и Евы архангелом Михаилом «на дела земные», убийство Каином Авеля и его оплакивание Адамом и Евою.

Следующая, верхняя правая часть иконы, именуемая «Единородный сыне и слове божий », как и соответствующая ей левая часть, сложна по содержанию, истолкование ее изображений неоднозначно. Здесь также две зоны - небесная и земная. В центре всей композиции, на границе двух зон, позади пустого гроба изображен мертвый Христос и обнимающая его Богоматерь - «Оплакивание Единородного сына» в иконографическом типе, известном в балканском искусстве с древности. Над «Оплакиванием», в середине небесной сферы, в большом круглом ореоле с «небесными силами», несомом двумя летящими ангелами, в свободной, величественной позе восседает Бог-Слово (Еммануил), в светлых одеждах, с развевающимся свитком в руке; над его головой, в медальоне, -Святой Дух. Ореол с Еммануилом сверху «осеняет» Саваоф, полуфигура которого заключена в круглые сферы небесного сияния, снизу закрытые ореолом Еммануила. Эта композиция вновь представляет «Троицу» (в иконографическом типе «Отечества»), в изображении которой акцент поставлен на идее торжества Бога-Слова, вечно юного Еммануила, в его единстве с двумя другими ипостасями божества - Богом-Отцом (Саваофом) и Святым Духом. Слева и справа от центральной оси изображены два здания, возвышающиеся на скалистых вершинах земной зоны. Справа - сложное «античное» сооружение с открытыми колончатыми портиками, слева - высокая белая трехглавая церковь с четырьмя ярусами закомар и выступающей апсидой. Перед зданиями - два ангела. Ангел справа - в античном одеянии (синевато-зеленом хитоне и красном гиматии); он стоит на полусфере облачного неба, за его спиной - темные проемы здания, в руке у него небесная сфера, крылья его опущены, взгляд устремлен на мертвого Христа, оплакиваемого Богоматерью (в центре иконы). Ангел слева изображен на фоне золотой двери белой церкви, ассоциирующейся с золотыми вратами рая, он в белых одеждах с длинными рукавами, украшенными золотыми каймами и широким золотым оплечьем (в одеждах его совмещены облачения священнослужителя и царя), в руке его - чаша. Одно крыло ангела поднято и указывает на церковные главы, взгляд устремлен на Еммануила в ореоле. Между «античным» зданием и «Отечеством» - летящий ангел с огромной серо-зеленой личиной луны над головой; по другую сторону «Отечества» - ангел, в розово-красных одеждах, с личиной солнца. 128 О персонификациях церкви и синагоги см.: Осташенко Е. Я. Византийская икона «Распятие» из Успенского собора Московского Кремля. - В кн.: Русско-балканские культурные связи в эпоху средневековья. София, 1982, с. 324–325. Символика этих изображений очевидна: сложное колончатое сооружение, напоминающее античное здание, ангелы с личиной луны и сферой олицетворяют собой ветхозаветную синагогу, Ветхий завет; белая церковь, ангелы с личиной солнца и чашей представляют новую церковь (небесную и земную), Новый завет 128 . Не случайно поэтому лик восседающего в сферах «славы» Бога-Слова Еммануила обращен к церкви, на которую он указывает простертой рукой. В соответствии с символикой верхних изображений даны и сцены в нижней (земной) зоне. Справа (под аллегориями Ветхого завета), в черной пещере преисподней, царит смерть, представленная в образе костлявого мертвеца, восседающего на победоносно шествующем апокалипсическом звере. В ее руке коса, за плечами колчан со стрелами, под ногами - пораженные смертью люди. Тела мертвецов терзают две птицы и хищное животное, сверху к ним устремляется огненный серафим с мечом в руке. Слева (под персонификациям Нового завета) показана победа Христа над смертью и адом в чисто западном иконографическом варианте. В зияющей пропасти ада слева архангел Михаил, в красном плаще, поражает копьем падшего «князя тьмы» - сатану (персонификацию ада), бесовское воинство которого отступает в глубину пещеры. Фигуру поверженного сатаны попирает крест, на верхней перекладине которого в непринужденной позе восседает Иисус Христос (по надписи над его головой). Христос представлен в образе молодого элегантного воина с мечом в руке, облаченного в рыцарские доспехи; воинский шлем его окружен золотым нимбом с перекрестьями. Победа Христа над смертью - центральная тема христианского искусства - показана здесь аллегорически, в чуждом православному пониманию образа иконографическом изводе. Поэтому недоумения и «вопли» дьяка Висковатого, обвинявшего художников в написании изображений не по древним, давно принятым и освященным традицией образцам, но «от своего мудрования» и «от притч», были вполне обоснованными.

129 См.: Подобедова О. И. Указ. соч., с. 46. 130 См.: Успенский Л. А. Роль московских соборов XVI века в церковном искусстве, с. 225.

Рассказ продолжается в правой нижней части иконы «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог... », в которой иллюстрируется праздничное песнопение - кондак пасхального канона 129 . Композиция делится на три горизонтальные зоны. Вверху, в центре небесной зоны, в круглых сферах, на престоле с полукруглой спинкой восседают Саваоф и Христос, над ними в перекрещивающихся ромбах - Святой Дух (это самое раннее из известных изображений Новозаветной Троицы 130). По обе стороны ореола - огромные серафимы с крыльями, покрытыми очами, за ними - сонмы ангелов в белых одеждах. В среднем регистре - рай с раскрытыми вратами, от которых отлетает охраняющий их огненный серафим. Справа в пещере (в преисподней) - воскрешенные праведники. Слева в раю - Христос и Благоразумный разбойник. В нижнем регистре слева - «Сошествие во ад» («Воскресение»), справа - «Положение во гроб» («Оплакивание»). Эти сцены (традиционные по значению и иконографии) «переводят» текст песнопений на язык изобразительного искусства, раскрывая главное содержание правой части иконы: победа над смертью и адом, триумф Христа в единстве трех лиц Новозаветной Троицы.

131 См.: Подобедова О. И. Указ. соч., с. 45.

В заключительной, левой нижней части - «Приидите, трисоставному божеству поклонимся » - также иллюстрируется песнопение, соответствующая стихира Пятидесятницы 131 , когда празднуется Сошествие Святого Духа не только на апостолов, но и «на всю тварь», а на Руси, помимо этого, еще особо прославляется «трисоставное божество» - празднуется Святая Троица. Композиция этой части в соответствии с композицией правой части иконы делится на три зоны: небесную - «будущего века» (верхний регистр), новозаветную (средний) и земную (нижний регистр). В центре верхней зоны, в сферах, также аналогичных «Спасу в силах», изображен восседающий Саваоф. Слева и справа ему предстоят сонмы ангелов. В центре второго регистра - «Рождество Христово» (с множеством дополнительных сцен), слева - «Благовещение», справа - «Крещение». Эти новозаветные сцены соединены с изображением Саваофа тремя исходящими от него лучами с символом Святого Духа (голубем в медальоне). В нижней земной зоне представлены в молении «лики святых»: пророки, апостолы, мученики, святители, праведные жены и мужи, славословящие трисоставное божество. Внизу этого регистра, перед фигурами святых, на земле - коленопреклоненные люди «живы суще». 132 Там же, с. 45–46. 133 Стоглав. Спб. 1863, с. 130–131. Собор ответил, что такие изображения были известны с древности (в «Воздвижении честного креста», в «Покрове Богородицы»). 134 См.: Подобедова О. И. Указ. соч., с. 52. 135 В верхней левой части «Троица» изображена трижды: 1) в главном ореоле «славы» «Троицу» представляют изображения Саваофа на ложе, Христа в образе Еммануила (в композиции «Богоматерь Знамение») и Святого Духа в перекрещивающихся ромбах вверху; 2) «Ветхозаветная Троица» во внешней сфере ореола (над Святым Духом); 3) «Отечество» в стрельчатой мандорле слева. В нижней левой части символом «Троицы» являются комбинации из следующих изображений: Саваоф «в силах» с исходящими от него тремя лучами со Святым Духом и три новозаветные композиции - «Благовещение», «Рождество», «Крещение», символизирующие воплощение Христа. 136 На одной диагональной оси изображены оплакивание Авеля (ветхозаветного прообраза Христа, ветхозаветной жертвы) и «Оплакивание Христа» (наблюдения О. И. Подобедовой), «Рождество Христово», которое трактуется в богословской литературе так же как смерть Христа, давшая искупление людскому роду и «Оплакивание Единородного сына» Богоматерью, знаменующее собой Воскресение Христа и всех умерших, рождение нового (обновленного, преображенного) человека. Подобные сопоставления можно было бы продолжить, хотя их истолкования не всегда могут быть однозначными. Икона действительно представляет собой ребус, идеограмму. В группе справа, среди старцев и средовеков, одетых в дорогие узорчатые платья, изображен юноша в отороченных мехом шапке и шубе, за старцами - коленопреклоненные женщины, одна из них (на первом плане) с младенцем на руках. О. И. Подобедова, исследовавшая эту икону, поставила вполне закономерный вопрос: нельзя ли отождествить изображения юноши и женщины с Иваном IV и его женой Анастасией с царевичем на руках 132 . Подобное предположение не лишено оснований. В 1551 г. царь обратился к заседавшему тогда Стоглавому собору с вопросом, допустимо ли изображение на иконе в композиции «Приидите, людие, трисоставному божеству поклонимся» (на иконе Благовещенского собора!) в нижнем ряду «царей и князей и святителей и народа, которые живы суще», и получил утвердительный ответ 133 . Тем самым русский царь и его приближенные как бы уравнивались с богоизбранными праведниками, признавались достойными восхваления Бога, его божественного покровительства и заступничества. Таким образом, основное содержание «Четырехчастной» иконы - это раскрытый языком изобразительного искусства богословский «трактат о троичности божества» и одновременно «сжатое повествование об основных событиях Ветхого и Нового заветов, включая и Апокалипсис» 134 , изображение главных представителей небесной и земной иерархии, в числе которых, возможно, есть и «лики» русской истории. Троица (в том или ином иконографическом типе) представлена в каждой части иконы 135 . Другие догматические идеи раскрываются сопоставлением четырех частей иконы, их зон и отдельных образов по горизонтали, вертикали и диагонали 136 . Многие сцены и изображения сопровождаются пространными пояснительными надписями, смысл которых и соотношение с образами до конца не раскрыты. Созданное, возможно, по разработанной с участием митрополита Макария и его окружения иконографической программе произведение псковских художников по своей сути уже не было иконою (в прямом значении этого слова), так как вместо «исторического» образа, предназначенного для поклонения, оно иллюстрировало богословские рассуждения в формах изобразительного искусства. Этот «теологический трактат» мог быть понятен лишь небольшой группе «мудрствующих» богословов. Поэтому икона Благовещенского собора осталась уникальным созданием своего времени, реплики ее (при этом только отдельных изображений) малочисленны. В живописном исполнении произведения также много нового, что характерно для искусства середины XVI в. Композиции перегружены, уплотнены. Многочисленные изобразительные элементы, густо заполняющие поверхность, разнообразны по очертаниям, между ними нет гармонической связи и ритмической соотнесенности; они разномасштабны, разностильны, обильно украшены золотым орнаментом и мелким узором. Рисунок архитектурных сооружений, скалистых горок с острыми, изломанными уступами и зубчатыми краями пещер, прерывистый, угловатый. Разностильностью отличаются и типы архитектурных сооружений. Белая многоярусная церковь, воспроизводящая характерный для XVI в. тип древнерусского храма, трактована плоско, декоративно, «античное» здание объемно, с соблюдением перспективных сокращений (видимо, таковы были особенности копируемых образцов). Сцены из Апокалипсиса и изображения Христа в образе воина и серафима следуют западным образцам. В то же время особенности в иконографии «Благовещения» и «Положения во гроб» на «Четырехчастной» иконе свидетельствуют о том, что исполнители этого произведения хорошо знали древние праздничные иконы Благовещенского собора, поставленные здесь после пожара 1547 г. Позы и жесты фигур, одежды архангела Гавриила с золотыми нашивками и такой редкий иконографический элемент, как зубчатая городская стена на первом плане в «Благовещении», восходят к одноименной иконе из праздничного ряда соборного иконостаса. «Положение во гроб» повторяет

Уникальная четырехчастная икона расположена на южной стене Благовещенского собора, рядом с местным чином иконостаса. Она представляет собой настоящий богословский трактат, раскрывающий содержание богослужебных текстов средствами древнерусской живописи.

Икона разделена на четыре равные части, каждая из которых имеет своё название. Их следует читать от левой верхней части против часовой стрелки. “И почи Бог в день седьмый” – левая верхняя часть, “Приидите, Трисоставному Божеству поклонимся” – левая нижняя, “Во гробе плотски”, – правая нижняя, “Единородный Сыне и Слове Божий” – правая верхняя.
Левая верхняя часть иллюстрирует слова: «И почи Бог в день седьмый», то есть её иконография рассказывает о божественном сотворении мира.

Основная мысль всех частей иконы суть промысел Божий о человечестве, начиная от сотворения мира, к созданию человека, и, через распятие Христа, к Воскресению.

Четырёхчастная икона. Иконография

В верхнем регистре изображено небо, оно отделено от земли волнистой линией. В центральной части неба, в сферах, напоминающих сферы «Спаса в силах» из деисусного чина, находится Господь Саваоф, возлежащий на ложе в светлых одеждах, слева- Богоматерь Знамение, вверху – Святой Дух.

В левом верхнем углу иконы изображен Бог Отец, на его фоне крест и на фоне креста распятый Христос. Спаситель изображён с крыльями, подобно херувиму.

Справа ему вторит изображение Христа в неком миндалевидном нимбе. Отец как бы благословляет сына своего на его земной подвиг.

А в нижнем регистре первой части, на земле написаны сотворение Адама и Евы, изгнание Адама и Евы из рая и убийство Авеля Каином.

Нижняя левая часть, в которой также выделяются три регистра, иллюстрирует текст “Приидите, Трисоставному Божеству поклонимся”.

Здесь присутствует такое же разделение на небо и землю. В верхнем регистре изображено нечто, происходящее на небе.

В средней части – между небом и землёй, мы видим пришествие в мир Спасителя в сценах Благовещения, Рождества и Крещения.

А вот в нижней части трисоставному божеству поклоняются “в живе сущие”. Мы видим лики святых в молении: пророков, апостолов, мучеников, святителей, праведников. Здесь же написаны молодая женщина с младенцем на руках, а перед ней – молодой человек в короне. Эти изображения явно указывают на Ивана Грозного и его молодую жену Анастасию Романовну с наследником.


В следующей части мастер написал окончание земной жизни Спасителя и начало божественного спасения – это литургическая песнь: «Во гробе плотские, во аде же с душою яко Бог, в раю же с разбойником и с Отцем на престоле».

И действительно, «во гробе плотские», «во аде же с душою яко Бог» – в нижнем регистре изображена сцена «Сошествия во ад».

В среднем – ясно читается композиция «В раю же с разбойником», это сцена “Христос и Благоразумный разбойник”. В этом же регистре находятся люди (праведники), из пещеры выходящие.

В верхнем регистре третьей части помещена композиция «На престоле».

Четырёхчастная икона. Изображение Троицы

Такое изображение Новозаветной Троицы (“Запрестолье” – Отец и Сын показаны на престоле одновременно, а между ними Дух Святой в виде голубя) впервые появляется в русской иконографии именно на этой иконе.

Ранее на Руси изображали только Ветхозаветную Троицу – трёх ангелов перед Авраамом. Новозаветная Троица, как иконографический тип, появляется лишь в царствование Ивана Грозного. В целом вся эта икона представляет новое слово в сакральной живописи.
Последняя часть, расположенная справа вверху, иллюстрирует литургическую песнь «Единородный Сыне и Слове Божий».

В последней части, также как и в первой, показаны небо и земля. В центре средней части, на границе неба и земли, позади пустого гроба, изображен почивший Христос, его обнимает Богоматерь. Композиция называется «Оплакивание Единородного сына», такая иконография с древности существует в балканском сакральном искусстве.

Слева и справа в верхнем регистре показаны два архитектурных сооружения. Они возвышаются на скалистых вершинах земной зоны. Сооружение справа похоже на некое античное здание, слева от него ангел, несущий луну на голове. Слева – храм, рядом с ним ангел с солнцем. И на луне и на солнце есть лики.

Античное здание и ангела с личиной луны можно трактовать как ветхозаветную синагогу, они уподоблены Ветхому завету. Белый трёхглавый храм и ангел с личиной солнца олицетворяет новую церковь – небесную и земную и Новый завет. Именно поэтому лик Бога Эммануила в красном ореоле “славы” обращен к церкви, он указывает на неё рукой.
Нижние изображения соответствуют верхним. Под аллегориями Ветхого завета, справа, в черной пещере преисподней, царит смерть. Она написана в виде костлявого мертвеца с косой в руке верхом на апокалиптическом звере.

Под церковью – символом Нового завета – показана победа Христа над смертью и адом. В зияющей пропасти ада слева архангел Михаил в красном плаще поражает копьем падшего «князя тьмы» - сатану (персонификацию ада), бесовское воинство которого отступает в глубину пещеры. Здесь изображена победа над смертью и адом и торжество церкви: Архангел поражает смерть, убивает сатану и из тёмной пещеры, из ада выходят люди.

На краю этой пещеры (над Архангелом) сидит человек в доспехах, положив ногу на ногу. На самом деле на голове у него не шлем, а крестчатый нимб. Это изображение Христа – победителя смерти. Такое изображение Спасителя вызвало наибольший протест и возмущение. Но, тем не менее, икону одобрили.

Четырёхчастная икона. Споры об иконографии

Появление этой иконы вызвало жаркие богословские споры. Такие изображения породили отрицание в среде высокообразованных людей. Они обсуждали и осуждали саму возможность появления подобных священных сюжетов. Сразу после её написания дьяк посольского приказа, то есть, говоря современным языком, крупный чиновник министерства иностранных дел, Иван Висковатый написал прошение о возможности обсудить такое изображение на церковном соборе. Церковный собор собрался и, по решению митрополита Макария, её иконографи одобрили.

«Четырехчастная» икона - это подробный богословский «трактат о троичности божества» и, в то же время, краткое изложение основных событиях Ветхого и Нового заветов, включая Апокалипсис, раскрытый языком изобразительного искусства. Здесь изображены главные представители небесной и земной иерархии. В разной иконографии в каждой части иконы представлена Троица.

Скорее всего, в разработке сюжетов четырёхчастной иконы участвовал сам митрополит Макарий. Создали её псковские мастера в середине XVI века. Эта икона вошла в число тех, что появились в Благовещенском соборе после пожара 1547 года. Такой образ мог быть понятен лишь немногим «мудрствующим» богословам. Поэтому икона Благовещенского собора осталась уникальным созданием своего времени. Немногие списки делали лишь с и отдельных фрагментов этой иконы.



политического горизонта Москвы; на соборе 1667 года – по вопросу о некоторых изображениях, справедливо отвергавшихся Висковатым; наконец, в XIX и XX столетии он реабилитирован и по существу основных принципов своих иконографических рассуждений”.

Цитата и фотографии с православного форума .
Статья написана по материалам Кремлёвского лектория и статьи “Четырёхчастная икона” .



Выбор редакции
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...

В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...

На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...
«Вся наша жизни - игра» утверждают люди, наносящие себе татуировку с игральными костями. Не удивительно что, такая тату стала символом...
О нательных крестах. Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на человека в Таинстве Крещения во исполнение слов...
На протяжении многих лет черная магия возводила до ранга божества многих колдунов, которые могли с легкостью влиять на других людей и...
Полное собрание и описание: параскева пятница молитва о детях для духовной жизни верующего человека.Информационный сайт про иконы,...
Самое подробное описание: молитва монастырская аудио - для наших читателей и подписчиков.Молитвы утренние Молитвы утренние читают...