Любимая фигура ромб что означает. Изучение ромбического орнамента архангельской области


МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА

Центр художественного образования

Студия декоративно-прикладного творчества

КОНФЕРЕНЦИЯ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

ТЕМА:

«Использование ромбического орнамента Архангельской области в современном трикотаже»

Преподаватель: Муранова Н.Н.

Ученики:Алёшина Юлия

Базильян Маргарита

Белоусова Ирина

Москва, 2008 г

Ромбический орнамент дошёл до нас из глубины веков, когда многие символы имели определённый смысл. С их помощью люди показывали окружающий их мир и своё отношение к нему, к жизни и смерти. Ромбический орнамент наиболее часто встречается в Архангельской области.

Целью нашей работы является исследование ромбическогоорнамента Архангельской области.

Проблема, которую мы попытаемся решить в нашем исследовании – использование элементов традиционного народного орнамента в современном трикотаже для украшения интерьера.

Для достижения этих целей мы поставили себе следующие задачи:

- изучение разновидностей ромбического орнамента, используемые в Архангельской области;

Сравнительный анализ различных ромбов;

Изучение современных тенденций в трикотаже;

Овладение техникой жаккардовых переплетений на плосковязальнойдвухфантурной машине;

Разработка технических рисунков на базе изученного материала;

Прорисовка эскизов моделей.

Простейшие символы орнамента такие как: ромб, квадрат, точки, и т.д. появились с тех времён, когда человек взял в руки уголёк или мел и начал рисовать. Даже тогда они начали иметь определённый смысл, со временем он менялся, появлялись новые значения, другими словами орнамент эволюционировал вместе с человеком.

Рассмотрим один из простейших символов, который известениздавна человеку – Ромб . Он является одним из фундаментальных символов, входит в древнейший ромбо - меандровый орнамент, обозначавший представления человека об окружающей реальности. Существует несколько гипотез и исследований происхождения и значения ромбического орнамента.

Рассмотрим точку зрения палеонтолога В. Бибиковой в 1965г. На основе некоторых найденных предметов быта датированных палеолитом, была выдвинута гипотеза, из которой следовало, что ромбо - меандровый орнамент различных костяных и деревянных изделий - это повтор естественного рисунка дентина мамонтовых бивней. И из этого она сделала вывод, что ромбо-меандровый орнамент для людей той эпохи был символом мамонта. Он мог означать богатство, силу и власть или приносить удачу на охоте.

Ромб является родоначальником множества символов характерных для геометрического орнамента. Ромбо-меандровый орнамент широко применялся при орнаментировании глиняной посуды, например для ритуальной посуды и пластики он являлся почти обязательным, сосуществуя с другимиритуальными символами.

Существовала и разновидность ромбо-меандрового орнамента с 2-мя меандровыми полосами, расположенными под углом друг к другу. Таким образом, на пересечение меандр получается знак солнца более известный как свастика. Она заняла в геометрическом орнаменте одно из ведущих мест. Название это очень древнее санскритное и на другие языки не переводится. Его можно разделить на две части су -хороший и асти у перед а заменяется на в, поэтому и получается основа свасти. Этот знак дарует всем счастье и приносит добро. А если наложить 2-е свастики друг на другапод 45 градусов, то получится знак солнца половрат .

Ромбо-меандровый орнамент является прародителем множество различных узоров, но существует мнение археолога П. П. Ефименко о первичной решётке. По его словам в основе ромбического орнамента лежала ромбическая решётка. Онаприсутствует в большинстве ремёсел. Например,в резьбе по дереву (кости) она часто использовалась на прялках, это объясняется тем, что традиционно земля на прялках изображалась в виде прямоугольника заштрихованного прямыми и косыми линиями, который располагался в нижней части лопасти, что в целом напоминало вспаханное поле.

Виды решетчатых ромбов по гипотезеП.П. Ефименко

Я считаю, что основополагающим являлась не ромбическая решётка, а ромбо-меандровый орнамент. Потому что его объяснение я считаю более убедительным и правильным. И из них вытекают объяснение значения и истории множества ромбических узоров, в основе которых лежит простейшая геометрическая фигура – ромб с прямыми углами .

Существует множество различных ромбов: ромб с крючками, разделённый на несколько частей, с продлёнными сторонами и т.д.

Примеры вариаций геометрических символов

Возьмём, например, ром, разделённый на 4-е части , так же именуемый «Засеянное поле». Он, прежде всего, связан со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины, заставляет нас обратить на него особое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье. Здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «роженицы», «макоши» – покровительницы, как рождаемости, так и урожайности.

Так же, многие исследователи говорят о четырехкратности данного символа и отталкиваются в своих рассуждениях от этого. То есть, деление ромба на 4-е части несёт особое значение, например,в фольклоре есть множество доказательств тому, в пословицах: "четыре угла дома на построение, четыре времени года на совершение", "без четырех углов изба не рубится", "четыре стены на четыре стороны" и т.д. Понятиечетырехкратности было заложено ещё в древности и основано оно на простейших понятиях, которые окружали древних людей: « 4-е стороны света, 4-е времени года и т.д.»

Например, 4-е стороны света объясняют значение такого символа, как ромб, разделённый по серединам сторон. Для этого рассмотрим процесс, который проводился перед началом постройки усадьбы. Глава семьи должен был освятить участок земли, отведённый под постройку нового жилища. С этой целью он чертил на земле большой квадрат, размером с усадьбу, делил этот квадрат на четыре части так, чтобы образовались четыре маленьких квадрата.
Затем хозяин будущей усадьбы отправлялся «на четыре стороны» и приносил с четырёх полей по большому камню. Камни укладывались в центре каждого малого квадрата, начерченного на земле. После чего земля будущей усадьбы считалась освящённой. Из этого можно сделать вывод, что ромб с разделёнными сторонами,ассоциировался с жилищем, то есть он имел значение дома-очага, благополучия и защиты.

Защитный смысл этого символа так же подтверждается и другим фактом. Известно, что в избе бревна в срубе укладывались с остатком, этот остаток выглядел как рогатина, развилка. У русских даже есть загадка: "Снаружи - рогата, изнутри - камола" (изба). С укладкой первого венца упорядочивалось пространство, обеспечивалась его замкнутость, непроницаемость для внешних, недобрых сил, хаос превращался в космос (то есть порядок). Примечательно, что даже когда избу рубили без остатка, первый венец, наземный был обязательно рогатый. По-видимому, непосредственная близость к "земле-преисподней", "дому мертвых" требовала обеспечения безопасности от такого соседства, от возможных недобрых "происков" "жителей подземного мира". Тем более что земле придавали останки врагов, сраженных в боях при набегах, а своих сородичей древние славяне сжигали на погребальном костре. Известны погребения и срубного типа. Отсюда ясно, почему представленные мотивы ромба с продленными по углам сторонами, с отмеченной серединой, называемые "ромб-репей" (известен еще под названием "малая решетка"), символизировали сруб, огороженное пространство с очагом либо алтарем - местом обитания предков.




Виды различных видов ромбов в вышивке на старинных полотенцах

У некоторых племён этот символ имел значение солнца, круглого солнца с лучами, но из-за того,что этот символ использовался в вышивке и ткачестве, он исказился до ромба с продлёнными сторонами и лучами. Этот ромб с продлёнными сторонами имел значение защиты,как от реальных врагов, так и от тёмных сил, так же он имел и значение солнца, то есть огня, тепла, добра и света.

Потомком ромба с продлёнными сторонами являетсяромб с крючками , подробнейшим образом описанный в статье«Ромб с крючками» А. К. Амброза. Этот ромб говорил о том, что первым поводом для исследований послужили находки на древних поселениях «поченской» культуры (1-2 века) посуды с награвированными изображениями ромбов с крючками. Эти знаки не предназначались для украшения посуды, так как располагались, то сбоку, то снизу сосуда.


Ромбы с крючками на глиняной посуде (1-2 века)

Поиски этнографических аналогий показали что изученный знак –один из основных элементов крестьянского геометрического орнамента 18-20 веков. Он имеет множество вариантов.

Рассмотрим самые распространённые из них. Например, знак,обозначающий огонь небесный – огонь небесной кузни, кузни Сварога, Тора – одна из основных творческих сил. Проведем некоторые аналогии с Солнцем и плазмой и теорией большого взрыва и периодом формирования Земли, когда на ней происходили активные тектонические процессы, извержения вулканов .

Так же широко известно трактование этого знака, как союз или противостояние двух начал . Тема единения и конфликта двух диаметрально противоположных сил – один их главных, если не главный закон в язычестве, закон существования мира. Это и дуальная пара Правь-Навь, это и День с ночью, это, наконец, мужчина и женщина. Правь – царство всепобеждающей правды, справедливости, царство светлых богов, в нем располагается прекрасный Ирийский сад с молодильными яблоками и молочной рекой, в нем живут волшебные птицы, туда попадают люди, жившие в явском мире по Прави – справедливо, по совести (подобен саду Гесперид греческих мифов). Навь – темное царство хаоса и разрушения, в ней живут темные боги и люди, живущие по законам Кривды. Конфликт между ними понятен – Навь пытается уничтожить мир, Правь пытается его сохранить, сохраняет в нем свой порядок, единение же их в том, что ни одна из этих сил не может ни победить ни проиграть, без них мир не мыслим, их существование – условие существования мира, их единения мы наблюдаем в мире Яви, мире людей.

Другая же разновидность этого знака обозначает птицу, это тот знак,через который животный мир получил отражение в символах. Знаки унаследовали свойства животных. Особый же смысл имеют знаки, обозначающие птиц, ибо птица – существо для древних загадочное, магическое. Многие светлые боги могут обращаться в птицу. Перун – в орла или ворона, Волх – в Финиста - Сокола. А в вышивке этот знак часто обозначал душу человека. Число перьев на ней также должно соответствовать сакральным числам. Душа, как символ,в прикладном творчестве похожа на птицу.

Ромб с крючками встречается во множестве ремёсел и орнаментов не только в явном виде, но его, как основу, можно так же разглядеть в различных символах. Возьмём, например, малоизвестный символ цветок папоротника Огнецвет . По легенде, дошедшей до нас ещё со времён языческих верований, цветок папоротника расцветал в ночь на Ивана Купалу, когда по языческим верованиям начинало холодать, тогда молодые люди и девушки шли в лес и искали Огнецвет, который цвёл всего одну ночь, нашедший его получал любовь и счастье.

Если мы вглядимся в знак Огнецвета, то увидим, что он относится к числу символов, называемых ромб с крючками. И, действительно, в основе этого символа по центру лежит ромб, его стороны продлены вверх и загнуты к земле. Так же, если присмотреться, мы можем увидеть в этом символе уже известные нам знаки: птица, сидящая на вершине цветка, две линииперегнутые пополам, смещенные, таким образом,что посередине получается ромб, что в совокупности представляет собой знак двух начал, и также, присмотревшись, мы можем увидеть изменённый символ небесного огня, который часто трактовали, как солнце. Тем самым в знаке Огнецвета или цветка папоротника сочетается несколько простых символов с уже известным нам значением, поэтому мы видим, что Огнецвет включает в себя душу человека, солнце и два противоборствующих начала Правь и Навь или Добра и Зла. То есть, Огнецвет включал в себя некую модель мира, характерную для язычника, в которой располагались: солнце, как сердце мира и человек между Правью и Навью. Этот символ просто описывал представление древнего человека о реальном окружающем его мире.

Также было множество других видов ромбов :

- ромбы с продленными и загнутыми крюками сторонами – поле, давшее всходы;

- обыкновенный ромб , обозначал Мать-Землю;

- ромб, пересеченный двумя диагоналями , имел в народе название – «хряст» - поле вспаханное;

- ромб с остриями по углам (тоже любимый народный мотив), назывался «репей» и, в свою очередь, делился на множество мотивов: ромб с отметами по сторонам – «гребенчатый», с городками и т.д.

Наряду с усложнениями ромба надо еще упомянуть об его упрощениях:

- треугольник (его половина);

- зигзаг (повторение треугольников).

К ромбическим узорам относится и косой крест , всегда помещенный между ромбами. Такой крест имеет ряд усложнений в виде обогащения концов. Сюда же относятся узоры в виде буквы S и своеобразной женской фигуры, где ромбы обозначают голову и тело, крючки – руки и треугольник – юбку. В народе этот узор называется «скоморохи».

На основе изученного материала, можно сделать следующие выводы: изучаемый знак сохраняет общую форму, но зато бесконечно варьирует в деталях. Крючки трактуются то в виде плавных завитков, то спиралей, то меандров. Знак имеет то одну, то две, то четыре пары крючков. В парах крючки загнуты то наружу, то внутрь. Так же варьируется и ромб: его середина то пуста, то перекрещена двумя или несколькими перпендикулярами (шашечная, иногда с точками в центре каждой шашки); состоит из двух треугольников или заштрихованы вкось и т.д. Изменчивость деталей формы, однако,не меняет сущность знака.

Нельзя провести резкой грани между ромбом с крючками и другими вариантами ромбов. Как было написано ранее, по форме различаются простой ромб («круг»), «репей», «круг» со многими «отлетами», ромб с двумя парами отмет, ромб с четырьми отмктами, расположенными

посередине сторон – возможность вариации велика. Но, несомненно, что все ромбы, включая ромбы с крючками, образуют одну большую группу родственных между собой символов.

Изученные материалы не дают пока возможности точно датировать время появления ромба, ромба с крючками, так как почти все его изображения относятся уже к тому времени, когда чисто культовый символ начинается превращаться в орнамент. Наиболее вероятным временем возникновения ромба остается период раннего производящего хозяйства, «период стихийно – демонического хтонического мировоззрения» по терминологии А.Ф.Лосева. «В это время человек впервые начал управлять действием некоторых законов природы; возникло понятие вещи».

Символ был изображением божества, и поэтому изображался при ритуальных действиях. Ромбы с крючкамимогли чертить на земле и на хлебе, поэтому их ранние, неорнаментальные изображения почти не сохранились. Некоторое представление о таких обрядах дает уже ранее описанный обычай «закладываемой усадьбы».Другая группа возможных обрядов – обряды типа всезерния. В специальном сосуде варили зерна злаков, магически имитируя воспевание посевов и злаков.

Постепенно символ плодородия претерпел некоторые изменения и расчленился на несколько разновидностей.

Культ добрых змей, хранителей воды привел к появлению узора из двух свернувшихся в клубок змей, который является модификацией меандра. Появился «змеиный меандр», напоминающий волну и классический меандр, выражающий идею воды.

Вторым направлением было соединение ромба с точкой. Еще в древности появился и упрочился в народном орнаменте на века узор из четырех ромбов с точкой внутри каждого из них. Такой ромб встречается на протяжении многих веков вплоть до наших дней. Особенно часто он применялся при орнаментировании свадебных вещей (полотенец, понев и др.), что подтверждает давно известную по фольклорным данным тесную связь представлений о плодородии земли с плодородием женщины.

Третьим направлением является превращения ромба в устойчивый символ плодородия. К ромбической основе добавились завитки или росткипо внешним углам ромба.

Постепенно знак терял значение святыни, но сохранял магическое значение. Например, в середине 19 века, сохранялся обряд «чтения» узоров во время крещенских смотрин невест. Старуха показывала собравшимся гостям вышитые невестой подолы рубах и объясняла значение каждого узора.

Наконец, знак превращается только в украшение. Вступают в полную силу законы художественного творчества, форма знака быстро искажается и исчезает и появляется большое количество разновидностей ромба.

В одежде славян были широко распространены два цвета - белый и красный, но представлены они были во всех своих оттенках, так как это были цвета Солнца: белый - это "белый свет", ясный свет Солнца; красный - это тепло, жар, огонь, даруемый Солнцем.
Допускались в одежде синие, голубые и зеленые цвета, как цвета воды и леса, но преобладание белого и красного,несомненно,было всегда.



Итак, мы рассмотрели множество символов, характерных для севера России, восновекоторых заложен ромб. Каждый из них очень интересен

своей историей и трактовкой. Поэтому, мы решили использовать их в нашей работе. Наша работа включает в себя не только ромбический орнамент, она так же принадлежит к широко распространённому сейчас в дизайне Русскому стилю. Он включает в себя всеизвестные элементы культуры Руси от мотивов бисероплетения до дошедших до нас архитектурных комплексов и сооружений, от хохломы, гжели до вологодского кружева,всё это изучается и преобразуется в дизайнерские идеи. Сейчас в моде преобладают следующие тенденции :

Модны изделия с имитацией ручного вязания, которые дополняются этническими атрибутами;

Основные требования в моде: многослойность, пластичность, крупные рисунки и абстрактность;

Основные трендовые тенденции: геометрические орнаменты прошлого, рассмотренные через призму будущего;

Применениеярких контрастных цветов в трикотаже, таких как, красный, белый, синий, желтый, зеленый

Также сейчас модно украшать трикотажные изделия различными аксессуарами,например, кружевом и вышивкой, помпонами, помпонами из бархата, украшенные стразами или бисером.

В соответствии с тенденциями моды и изучив ромбический орнамент Севера, переработали его в наш комплект.

В основе нашего комплекта лежит ромбический орнамент. У нас было несколько вариантов пледа. Они разнообразны, при разработке эскизовмы хотели отобразить в компоновке орнамента некий смысл. Вначале мы разработали эскизы, основанные на простейших элементах ромбического орнамента, например, ромб, разделённый на четыре части. Но в последствии мы решили использовать более упрощённую компоновку: просто полосы жаккарда или же квадраты, расположенные по контуру, или пространство, заполненное квадратами полностью. В

В итоге мы выбрали последний вариант, по нашему мнению с его помощью проще выразить всю полноту и многогранность ромбического орнамента севера. Наш плед, как можно заметить, делиться на квадраты. Мы выбрали именно такую геометрическую форму, потому что в семантике она напрямую связана с ромбом и часто имеет то же значение. Внутри каждого квадрата располагается составленный нами по мотивам ромбического орнамента ромбический рисунок. Мы составили множество технических рисунков, эскизов, различных по своему виду и составу.

Мы делили квадрат на полосы горизонтальные и вертикальные, делали сплошной узор и наоборот узор местами в разнобой и т.д. Из составленных рисунков мы выбрали более подходящие и на наш взгляд правильные эскизы.

Рисунок №1

Каждый квадрат у нас, так же,как и каждый символ в древности имел определённое значение, например,в основе первого квадрата лежит широко известный и используемый в различных ремёслах знак засеянного поля. В этом квадрате мы хотели продемонстрировать, как можно показать традиционный для русского крестьянина мотив земли, сбора и посева урожая и так же благополучия и богатства. Для людей древней Руси предмет с таким изображением помогал вовремя земледельческих работ и приносил богатство и удачу в дом.

Рисунок №2

А второй квадрат обозначает светлое царство. Мы бы его сейчас назвали «раем», адля язычника это царство Прави. В центре нашей композиции располагается символ, похожий на символ Небесного огня справа и слева от него располагается прямо и зеркальноотображённый знак птицы или души человеческой, так же там мы видим обилие маленьких ромбов, что в свою очередь означает изобилие и благо. Мы видим на этом квадрате: души людей, различных прекрасных птиц вокруг изобилие различных благ и в центре всего этого находится небесный огонь.

Рисунок №3

В центре третьего квадрата расположен знак двух начал, в данном случае, мы рассматриваем его, как обозначение мужчины и женщины, слева и справа расположены крупные ромбы, которые в данном контексте обозначают дом и очаг. В данном эскизе мы позволили себе добавить свой элемент, это своего рода сердечко, известное всем как символ любви. В итоге на этом квадрате изображены мужчина и женщина рядом с ними витает любовь, а они в свою очередь находятся возле дома, в котором горит семейный очаг.

Рисунок №4

На четвёртом квадрате так же изображен символ противостояния двух начал, кроме этого здесь изображёно засеянное поле, а далее мы видим ромб с продлёнными сторонами, он несёт значение защиты и обозначает дневное светило – солнце. Если предположить, что две стихии -это времена года -лето и осень, то получиться, что здесь изображено время сбора урожая, а точнее конец лета -начало осени, когда солнце не так сильно греет, уходит с пьедестала своей наибольшей активности, поэтому оно изображено с края композиции. В это время урожай уже созрел, но ещё не собран поэтому на поле есть ещё точки.

Мы не только попытались создать традиционный для ромбического орнамента рисунок, но и смогли вложить в него характерный для жителя древней Руси смысл. Вязали мы всё это не руками что было бы традиционнее, а с применением современных ручных вязальных машин. Так же мы использовали новый для нас метод вязки по перфокарте. Этот метод был изучен нами в течение занятий, мы более подробного изучили метод и его применение на практике, поняли простоту и полезность перфокарт.

Сам метод заключается втом, что с помощью перфоратора набивали, согласно техническому рисунку,перфокарту (перфокарта – это разлинованная на клетки лист, на котором указываются ряды и клетки,ширина перфокарты – 24 иглы, поэтому раппорт наших рисунков – 24 иглы). Там, где шел основной рисунок или фон мы не пробивали «дыру», а где был дополнительный цвет – пробивали).

При создании нашей работы, мы использовали переплетение «одинарный жаккард» - это переплетение, в котором петли образованы не подряд; в местах пропущенных петель нить тянется в виде протяжки. С точки зрения технологии выработки,жаккардом называют такое переплетение, при вязании которого некоторые иглы выключаются из работы, поэтому они не получают новой нити, а старых петель не сбрасывают. Одинарным он называется потому, что мы вязали на одной фантуре машины.


В итоге мы создали не только прекрасный комплект, но и освоили новые методы вязания, так же мы открыли для себя неведомый раньше Русский стиль в дизайне интерьера и главное познакомились с символикой ромбического орнамента севера. Мы смогли свести в едино все эти новые знания и применить их в нашей работе.

Терминология:

Ромб - один из фундаментальных символов. Он входит в древнейший ромбо-меандровый орнамент, обозначавший представления человека об окружающей реальности, наполненной непонятными ему силами. Позже, в неолите ромб обозначал женское начало: с женщиной стали связывать плодородие. Дальше ромб, поделенный на 4 части, был символом плодородия и засеянного поля. В Средневековье в христианстве и исламе квадрат был символом земного мира, а наложенный на него ромб - символом мира небесного. Символ указывал на присутствие в земном мире небесного мира. И защиту небесного мира. В народной культуре русских ромб тоже был символом защиты. Ромб имеет защитное значение у большинства народов Евразии и символизирует присутствие высших сил.

Жаккард - это переплетение, в котором петли образованы не подряд; в местах пропущенных петель нить тянется в виде протяжки. С точки зрения технологии выработки,жаккардом называют такое переплетение, при вязании которого некоторые иглы выключаются из работы, поэтому они не получают новой нити, а старых петель не сбрасывают.

Одинарный жаккард – жаккард, который вяжется на одной мгольнице машины.

Коловрат – две свастики, наложенные друг на друга под 45 градусов.

Свастика – знак солнца, который образуется на пересечениеи меандр. Она заняла в геометрическом орнаменте одно из ведущих мест. Название это очень древнее санскритное и на другие языки не переводится. Его можно разделить на две части су -хороший и асти – есть, быть. По правилам грамматики у перед а заменяется на в, поэтому и получается основа свасти. Этот знак дарует всем счастье и приносит добро.

Орнамент - (ornamentum - украшение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере ), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка ). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

Ромбо – точечная композиция - На свадебных «молодецких» паневах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка. Эта композиция называется «ромбо-точечной». Обычно эта композиция не заслоняется другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается сплошной тканый узор, состоящий только из таких фигур, но тогда между ромбами оставляют просветы, благодаря чему зритель всегда воспринимает основной элемент этого узора - фигуру из четырех сомкнутых ромбов с точками

Перфокарта - это разлинованная на клетки лист, на котором указываются ряды и клетки,ширина перфокарты – 24 иглы, поэтому раппорт наших рисунков – 24 иглы.

Двухфантурная плосковязальная машина – это плоская машина – полуавтомат, с двумя игольницами (или станинами).

Макошь - славянская богиня вселенской судьбы . Имя славянской богини Макоши настолько древнее, что установление точной его этимологии является делом весьма трудным. Например, Б.А. Рыбаков относительно имени Макоши сообщает:

«Не ясна не только этимология имени Макоши, но даже его орфография. Принимая часто встречающуюся в источниках форму Мокошь, это слово связывали с глаголом «мокнуть» или же с финским племенным названием «мокша», хотя у самой мордвы-мокши такого божества нет. Что же касается формы написания имени богини, то и в письменных источниках, и в этнографических записях встречаются два варианта: Мокошь и Макошь. Составитель Пискаревского летописца дает сразу обе формы: «…Макош или Мокош». В.И. Даль приводит пословицу, из которой явствует акающее произношение: «Бог не Макеш – чем-нибудь да потешит»» .

Очевидно, В. Даль имел в виду более правильный вариант звучания русской пословицы: Бог не Макеша – чем-нибудь да потеша. И мы можем привести ещё одну аналогичную поговорку: Бог не Микишка – видит на ком шишка. Даже в двух этих произведениях русской народной мудрости мы отчётливо замечаем указание на сферу деятельности богини Макоши – судьба, рок, воля Божья.

И при этом, все ученые сошлись на том, что Макошьединственное женское божество древнерусского пантеона ».

Литература:

1) Юрий Арбат «Русская народная роспись по дереву», изд-во «Изобразительное искусство», Москва, 1970;

2) Сборник статей под ред. И.Я. Богусловской и В.А. Суслова «Русское народное искусство Севера», изд-во «Советский художник», Ленинград, 1968;

3) А.П. Косменко «Народное изобразительное искусство вепсов», изд-во «Наука», Ленинград, 1984;

4) С.В. Иванов «Орнамент народов Сибири, как исторический источник.Народы Севера и Дальнего Востока», изд-во «Академии наук СССР», Москва,1963;

5) В.А. Фалеева «Русская народная вышивка»,Ленинград, 1949;

6) Статья А.К. Амброза «Раннеземледельческий культовый символ.(«Ромб с крючками»)», изд-во «Советская археология», 1965, № 3;

7) С.В. Жарникова «О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа (по поводу статьи Г.П.Дурасова);

8) Амброз А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа.- Сов. археология, 1966, № 1, с. 61-76;

9) И.И. Шангина«Образы русской вышивки на обрядовых полотенцах 19-20 вв, к вопросу о семантике древних мотивов сюжетной вышивки»,диссертация, Москва, 1975;

10) А.А. Белошеева «Космологические представления языческой Руси в народном декоративно-прикладном искусстве»,автореферат,Москва, 2006;

11) А.А. Тюняев «Засеянное поле – древнейший славянский религиозный символ плодородия», статья из Интернета;

12) Роман Багдасаров «Что означает ромб?», статья из Интернета;

13) Л.М. Русакова «Образ мира в геометрическом орнаменте русских крестьянок», Новосибирск,1987$

14) Василенко В.М. «Русское прикладное искусство. Истоки и становление», изд-во «Искусство», Москва,1977;

15) Вагнер Г.К. «От символа к реальности», Москва, «Искусство», 1980;

16) Б.А. Рыбаков «Происхождение и семантика ромбического орнамента»;

ЗНАК ЗАСЕЯННОГО ПОЛЯ

Ромб — один из фундаментальных символов. Он входит в древнейший ромбо-меандровый орнамент, обозначавший представления человека об окружающей реальности, наполненной непонятными ему силами. Позже, в неолите ромб обозначал женское начало: с женщиной стали связывать плодородие. Дальше ромб, поделенный на 4 части, был символом плодородия и засеянного поля.
Перенесенный из монографий акад. Б.А. Рыбакова термин национального гербоведения, преимущественно обозначающий сквозной косоперекрещенный ромб, сопровождаемый во внутренних межкрестиях кружками–зернами, и относящийся к категории изначальных геометрических символов.

В русском народном искусстве широко распространены всевозможные интерпретации данного символа, впервые появившегося на территории нашей страны в эпоху энеолита (памятники Трипольской культуры).

Рис. 7.3.1.1.1. Этимология славянского символа «Засеянное поле»:

1 – образец символа «Засеянное поле»; 2 – символ «Засеянное поле» в славянской подвеске; 3 – засеянное поле со всходами; 4 – шахматное поле; 5, 6 – символы «Засеянное поле» на животах трипольских статуэток, изображающих славянскую богиню Макошь (4 тыс. до н.э.).

С неолитических времён по настоящее время идеографическое значение этого символа не изменилось – «здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «роженицы» – покровительницы как рождаемости, так и урожайности» . Отсюда и ритуальное значение этого символа – «Роженица», и традиционное название этого славянского свастического символа – «Засеянное поле» (подробнее см. п. 5.2.2. гл. VI).

Обыкновенный ромб, обозначал Мать-Землю, также бога Рода, (не трудно догадаться что это синонимы Род — роды- Мать..))

На черепе новорожденного различают 6 родничков, самый крупный имеет форму ромба.

Символ Макоши(Макуши), выполненный в виде квадрата, поставленного на один из своих углов и рассечённого двумя прямыми на четыре равных меньших квадрата, напоминает рассмотренный нами в п. 5.2.2. гл. VI символ «Засеянное поле». Только без засеяния этого поля. То есть само поле, изначальное, имеющееся как основа для урожая – богатого или бедного – как Макошь решит, рассудит.

Символика Природы, Земли и плодородия.

Рис. 11. Макоши из Анатолии (цветом). 3 тыс. до н.э. Глина. Чёрно-белые – Макоши из Триполья, Бешеново, браслет из Костёнок. Во врезке – даны славянские свастические символы – «опознаватели» – Макоши.

энеолит: алтарик для первых плодов,женская статуетка

Символы земли, сочетающиеся с символами засеянного поля.

Знаки засеянного и незасеянного поля

Символ «Макошь»: незасеянное поле

Рис. 7.3.1.1.2. В центре – иероглиф «рожать», выполненный шумерской клинописью;

слева и справа – русская вышивка с изображением Макоши в ипостаси роженицы (обычно композиция так и называется – «роженица»).

Археологически символ «Засеянное поле» относят к трипольской культуре протославян (5 – 3 тыс. до н.э.) (см. рис. 6.5.3.3.1.3.3.). Отсюда символ «Засеянное поле» распространился и в южные области: в античное время такой знак помещен у полового органа оленя Артемиды на делосской вазе 7 века . А в эллинистическое время – на специальных глиняных алтариках для жертвоприношений первых плодов , на которых «крупный ромб, разделенный на четыре части и снабженный точками, занимает всю горизонтальную плоскость алтарика-кануна; по сторонам ромба изображены два колоса»

Корни славянских свастических идеограмм трипольского времени лежат в ещё более древних археологических культурах региона Русской равнины. «Символ свастики выкристаллизовывается из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в верхнем палеолите, а затем унаследованного практически всеми народами мира. Изучавший костёнковскую и мезинскую культуры, В.А. Городцов благодаря ромбомеандровой сетке выделил в Восточной Европе мадленского времени (25 – 20 тыс. лет до н.э.) отдельную область» . Сюда же относится и свастическая сетка (ромбо-меандровый орнамент) на браслете из кости мамонта, найденном в Мёзине (Черниговская обл., Украина, 23 тыс. до н.э.) .

«Засеянное поле» – Славянский символ с 4-го тысячелетия до нашей эры

«На земледельческом энеолите завершается наш ретроспективный поиск истоков ромбо-точечной композиции, дожившей до наших дней на очень широкой территории у разных народов. Далее 4-го тысячелетия в глубь веков ромбо-точечный узор не идет; в орнаменте охотничьих племен его вообще нет, и нет его в более позднее время. Это еще раз позволяет прочно связывать его с земледельческой символикой и считать идеограммой вспаханного поля (четыре сомкнутых ромба) или засеянной семенами нивы (ромбы с точками в их середине). Первая этнографическая загадка увела нас на 5000 лет назад от той этнографической среды, где мы эту загадку обнаружили. Ретроспективный анализ установил, что глубина народной памяти достигает того важного периода в истории человечества, когда были освоены формы производящего хозяйства, и в первую очередь земледелия. Другими словами, орнамент привел нас к началу эпохи «рожениц»»

Двойной ромб – два ромба, наложенные один на другой, - считается на Западе защитным магическим средством.

Индейцы племени майя установили символическую связь между ромбом и ягуаром (каждый из них содержит в себе идею женственности): ягуар охраняет поля в форме ромба и все, кто находится внутри границ гигантской ромбовидной фигуры, воспроизводящей границы мира.

Ромбовидный рисунок есть и на панцире черепахи, символе лунно-земной богини.

Треугольник. Первая геометрическая фигура, встречающаяся в древних орнаментах.

В Египте он символизировал триаду духовной воли, любви-интуиции и высшего разума человека, то есть его личность или душу.

В герметической идеографии треугольник с вершиной, устремленной кверху , символизирует Огонь (поднимающееся вверх пламя) и отвечает идее вознесения, духовности, Сухости и Теплоте, Лету, Красному цвету, Железу, знаку Льва, месяцу марту и евангелисту Марку. Треугольник с горизонтальной чертой считается пассивным и означает Воздух, умеренный Огонь, соответствующий Теплоте и Влажности, Осени, Синему цвету, Олову, Юпитеру, Орлу, Скорпиону и евангелисту Иоанну. Перевернутый треугольник означает чашу, готовую принять Воду, и соответствует женскому началу, пассивности, Мудрости, порождающей Главную Идею, Влажности и Холоду, Зиме, Зеленому цвету, Меди, Венере, Ангелу и евангелисту Матфею. Треугольник Воздуха с горизонтальной чертой символизирует Землю, неподвижную стоячую воду и соответствует Холоду и Сухости, Весне, Черному цвету, Свинцу, Сатурну, Быку и евангелисту Луке.

Ацтеки использовали изображение треугольника с вершиной наверху, соединенного с перевернутым треугольником, в качестве символа временного цикла.

Треугольник в сочетании с крестом образует алхимический знак Серы. В перевернутом виде он означает завершенное Великое Делание.

Равносторонний треугольник , символизирующий, по древнегреческой традиции, совершенство, у христиан означает Троицу – Отца, Сына и Святого Духа.

У масонов треугольник символизирует Тройственность Космоса, а его стороны – Свет, Тьму и Время.

Высокий треугольник (с углом 36* на вершине и двумя углами в 72* у основания) образует один из лучей пятиугольника; при увеличении этого угла в 10 раз получается окружность в 360*. Десять прилегающих друг к другу треугольников образуют десятиугольник.

Светящаяся Дельта – это равнобедренный треугольник (с углом 108* на вершине и двумя углами по 36* у основания), в середине которого расположены Божественный Глаз (видимое Солнце, дающее Свет и Жизнь, Логос, Творческое Начало) или священная Тетраграмма I E V E, имя Бога, которое иудейский первосвященник произносил лишь один-единственный раз в году. Его три стороны являют собой выражение формулы: «Правильно думать, правильно говорить, правильно делать», или лозунг: «Свобода, Равенство, Братство». Три вершины означают: Прошлое, Настоящее, Будущее, а весь треугольник: Вечность. Три угла: Мудрость, Сила, Красота, - божественные достоинства, символизирующие собой три царства природы и три фазы человеческой жизни: Рождение, Жизнь и Смерть.



Священный треугольник египтян (вертикальная сторона которого насчитывала три единицы длины и символизировала мужское начало, основание – четыре единицы, символ женского начала, а гипотенуза – пять единиц, символизировала собой плод их союза; в результате получался безукоризненный прямой угол) был символом Природы Всего Сущего. В этом треугольнике, как пишет Плутарх, число три совершенно и выше всех остальных, Четыре есть квадрат, построенный на стороне парной действительности, а что до числа Пять, то оно принадлежит, с одной стороны, Отцу, а с другой стороны – Матери, и состоит из Триады и Двойственности.

Пользуясь двумя соединенными друг с другом треугольниками, арабские архитекторы строили эллипс и вычерчивали купола своих зданий.

Печать Соломона. Эта фигура, образованная пересечением двух равносторонних треугольников – белого и черного, и представляющая собой гексаграмму в виде звезды, символизирует, согласно иудейской и алхимической традициям, образ мира, Звезду Макрокосма или Великого Мира – основное содержание герметического учения. В ней содержатся идеограммы основных стихий: огня (белый треугольник с вершиной наверху), воды (черный перевернутый треугольник), воздуха (белый треугольник, отсеченный основанием черного треугольника) и земли (черный треугольник, отсеченный основанием белого треугольника). Белый треугольник символизирует также Бога или силы развития. Черный треугольник, противопоставленный белому и дополняющий его, - обратное движение, земные силы.



Некоторые оккультисты считают треугольник символом каббалистического солнечного Христа, а в перевернутом виде – идеограммой солнечной Тени, или духовного падения Сатаны. Таким образом, печать – образ истинного Солнца, соединяющего добрые и дурные влияния в единое целое.

Печать – один из символов Философского камня, цели Великого Делания, объединяющего в себе семь металлов царского искусства, семь планет, представляющих собой небо во всей его полноте: Серебро – Луна – верхняя вершина; Свинец – Сатурн – нижняя вершина; Железо – Марс – верхняя вершина слева; Венера – Медь – верхняя вершина справа; Юпитер – Олово – нижняя вершина слева; Меркурий – Ртуть – нижняя вершина справа; Золото – Солнце – центр, точка уникального совершенства.

В масонской символике Печать означает Офицеров: Венерабль (Президент масонской ложи) и Смотрители, руководящие Ложей, как бы образуют восходящий треугольник (белый) а нисходящий треугольник символизирует Оратора, Секретаря и Кровельщиков, занимающихся организационной работой.

Похожее на Печать Соломона изображение скрещенных Угольника и Циркуля выражает у масонов идею бесконечного, Духа и Материи.

Гексаграмма. Состоящая из двух равносторонних треугольников, наложенных друг на друга (второй перевернут относительно первого на 180*) и образующих при этом шестиконечную звезду, гексаграмма является вселенским символом.

У индусов гексаграмма символизирует первичную энергию, источник любого творения, а выражает проникновение лингама в йони, или союз мужского и женского начал.

64 китайские гексаграммы, в основе которых 8 триграмм, представляют собой геометрические фигуры, образованные комбинациями черточек Ян и Инь, составляющих И-Цзин, или Книгу Перемен. (Ассоциируемые с числом, элементом, цветом, направлением, планетой, частью тела, животным, периодом и т.д., эти гексаграммы соответствуют каждая определенному символу и используются в гадании.)

Триграмма . Триграммами, или па куа , называют серию из 8 фигур, составленных из прерывистых и сплошных черт, - линейных изображений инь и ан. Образованные при взаимодействии двух начал, эти символические фигуры, значение которых разъясняется в Книге перемен, являются образами всего того, что происходит во Вселенной, и выражают собой движение вещей и их превращения: Подобно круговому изображению инь и ан, они символизируют двойной аспект природы: ее недвойственность и одновременно двойственность; иными словами, единство Бытия и разнообразие мира явлений.

Эти триграммы располагаются в восьмиугольнике, периметр которого означает время, а то, что находится внутри, - пространство. В различных комбинациях они образуют 64 гексаграммы, совокупность которых дает картину взаимодействия во вселенной отрицательных сил инь и положительных Ян, и происходящих при этом преобразований.

Пентаграмма. Пентаграмма в виде пятиугольника или пятиконечной звезды связана с символикой числа пять, символа человека: в нее вписана человеческая фигура, над четырьмя конечностями которой доминирует голова (дух, правящий четырьмя стихиями).

В магии это Звезда Микрокосма, или пантакль Воли, используемый как средство заклинания и овладения.

Это также символ брака, осуществления: пять ее лучей представляют собой плодотворный союз тройки, мужского начала, и двойки – женского.

Пентаграмма, вписанная в невидимый круг, означает для пифагорейцев молчание посвящаемого: ее пять концов символизируют пять лет молчания и учения, предшествующие посвящению.

В этом же смысле знак пламенеющей звезды , который получает масон, дойдя до степени Подмастерье, символизирует личность, дошедшую до Озарения, квинтэссенции, или сущности Я, высвобождаемой посредством кропотливого труда над собой, и подразумевает свободную мысль, очищенную от всех предрассудков и суеверий.

Перевернутая пентаграмма есть символ разрушения, Дьявола (козлиная голова), похотливости и грубых инстинктов.

Звезда (каксимвол) восходит к Древней Вавилонии, где три звезды , расположенные треугольником, воплощали триаду: Син, Шамаш, Иштар, то есть Луну-Солнце-Венеру.

Звезда служила идеограммой для воплощения понятий Бог и Небо (эта эмблема Неба украшает новогоднюю, рождественскую ёлку).

Полярная звезда , «вокруг которой вращается небесный свод», рассматривалась в качестве первоисточника энергии, символа превосходства. (В Китае она – пуп мира, солнечный столб).

Звезда-провозвестница фигурировала в легенде о рождении Будды (за пять веков до рождения Христа): ее увидела во сне его мыть. В предании о Рождестве Христовом рассказывается о звезде, которую видели волхвы.

Звезда с пятью лучами (Звезда магов) существовала во всех древнейших цивилизациях. Она является матрицей Космического Человека, символическим изображением человека в пропорциях Вселенной, воплощением человеческого микрокосма: Это пылающая звезда алхимиков, пять лучей которой соответствуют четырем конечностям и голове человека (обозначает поэтому верховную власть); помещенная между землемером и циркуле, она символизирует в масонстве возрождение человека, прошедшего посвящение ко времени завершения срока его пребывания в подмастерьях. Пентаграмма соответствует и Золотому числу пифагорейцев, и Божественной Пропорции Леонардо да Винчи, который определил идеальный канон человека, «чей пуп делит тело согласно Золотому Сечению, управляет логарифмической спиралью, по которой развиваются живые существа без изменения их форм».

Перевернутая звезда (верхушкой вниз) становится сатанинским символом, принадлежащим Князю Тьмы, и олицетворяет грубые инстинкты, похотливые желания, которыми владеют животные.

Звезда с шестью лучами – эмблема иудаизма и официального флага Израиля, символ мира и равновесия эмблемы мудрости: Это Щит Давида (результат перекрещения двух треугольников), бывший когда-то талисманом битвы (поэтому ее рассматривают в качестве силы, приведенной в движение, эмблемы мудрости). Это Печать Соломона, одно из обозначений Философского Камня алхимиков, цель Великого Делания, благодаря которому человеческий микрокосм находится во взаимосвязи со вселенским макрокосмом.

Восьмилучевая звезда у египтян – божественный знак, солнечный символ, воплощенное сияние (заключает в себе солнечный круг, крест солнцестояний и равноденствий и стороны света). Это колесо коронованной Кибелы-Деметры, индейское колесо, осьминог доколумбовой Америки, она украшала щиты рыцарей ордена тамплиеров.

Крест . Крест, означающий гармонию между Богом и Землей, является одним из древнейших космических символов. Указывая на четыре стороны света, он лежит в основе всех символов ориентации: земной, небесной, пространственной и временной. Вертикальная ось связывает полюса относительно экватора, горизонтальная – соотносится с равноденствиями и солнцестояниями. В точке их пересечения находится центр.

Крест символизирует также единство противоположностей. По мнению алхимиков, скрещение вертикальной черты (направленной вверх, активной, пронзающей насквозь и оплодотворяющей) и горизонтальной черты (лежащей поперек, пассивной, женской) - есть, главным образом, знак жизни (плодотворного соединения и реализующей силы). Это олицетворение пары лингам-йони.

В христианской традиции латинский крест , называемый ранее печатью Бога, символизирует распятого Христа. (Крестовое знамение – это символ Веры, знак Всего, знак Искупления: на кресте Иисус спас все человечество, крестом он освящает всех людей до самых глубин существа каждого из них). Крест на Голгофе – не только знак распятия и смерти, но и символ Древа Жизни. Соединяясь с преисподней, куда спустился Христос, чтобы освободить проклятых, крест достигает небесных сфер, куда он же и поднялся, чтобы царствовать.

Символ Веры, крест из красной материи служил знаком принадлежности к крестоносцам, отправляющимся на завоевание гроба Господня в Иерусалим.

Тау (крест святого Антония) – крест без вершины – был символом мироздания и зарождения, прежде чем христианская традиция адаптировала его в качестве символа Спасения: он воздвигался на перекрестках дорог и во дворах церквей. Согласно святому Писанию, ангел Апокалипсиса отмечает чело избранников Бога крестом святого Антония.

Вписанный в круг, крест олицетворяет процесс творения и выступает как символ солнца.

Египетский крест в виде буквы «Т», увенчанный петлей (тау с петлей на конце). Называемый также ключом Нила, символизирует созидательное начало. Его держат в руках божества, он изображается на могила прославленных персон. Является симолом жизни и вечности. Этот крест лежит в основе плана собора. Крест – это также одна из основных форм в устройстве средневековой церкви, встреча времени и пространства, неба и земли. В «распятом» пространстве собора человек находится в центре «сущего». Блуждание уступает место обращению к сердцу креста, который здесь является не орудием пытки, но символом Вечной жизни.

Свастика . Цикл обращения Солнца (помимо колеса) символизируют также вращающиеся фигурки: таково происхождение солнечного креста (свастики ), четыре оконечности которого заканчиваются лапами или ногами, повернутыми в одном направлении. На нем могут быть изображены животные или руки, расходящиеся лучами от общей оси, что в Древнем Египте символизировало вездесущую тройственность в движении миров и свидетельствовало о стремлении египтян к гармонии с космосом. Свастика выступала символом жизни. Как и крест, вписанный в круг, свастика означает вращательное движение вокруг фиксированного центра, например, солнца (действие Начала по отношению к миру). В христианском мире центр свастики воплощает Христос, а угловые гаммы» - четырех евангелистов. В результате того, что, к несчастью, свастика была заимствована немецкими фашистами, этот символ претерпел деградацию – стал отвратительным символом нетерпимости и смерти.

В Индии свастика служила символом Солнца, Огня и Света и часто изображалась вместе с солнечным колесом и молнией.

Выражая собой идею вращения вокруг неподвижного центра, свастика является символом воздействия Первичного начала на мир, его проявления, цикла и непрерывного обновления.

В Китае свастика (Лей-Вен, свиток молний) некогда символизировала четыре стороны света, а затем приобрела значение «десять тысяч», или число бесконечности. Еще позже ее стали называть печатью сердца Будды.

Мандала . Мандала (в переводе с санскрита «священный круг») – это космограмма, геометрическая проекция Вселенной. Она представляет Вселенную не только как инертное космическое пространство, но также и как вращение во времени; динамика и статика рассматриваются здесь как жизненный процесс, развивающийся из основного принципа (начала), вращаясь вокруг центральной оси, горы Сумеру, axis mundi, на вершине которой отдыхает солнце, а основание уходит в мистические подземные глубины.

Мы обнаруживаем здесь символику вавилонского зиккурата, китайского императорского, а также иранского города, образы мира, в центре которого человек сливается со вселенскими силами, психическую энергию которого он усваивает.

Мандала служит наглядной опорой для медитации, необходимой при посвящении в различные тантрические циклы. Нанесенная на землю с помощью рисового порошка или разноцветного песка, либо на шелковую ткань, - ее конструкция подчиняется неизменным правилам. Каждая деталь имеет символическое значение и помогает медитирующему в его усилии сконцентрироваться, направляя эмоциональный и ментальный потоки к духовной перспективе, все более приближая их к центру индивида, к его истинному Я.

Мандала состоит из квадрата, который вписан в круг, разделенный на три части. Внешний, огненный круг мандалы (или огненная гора), состоящий из пяти цветов, является барьером для непосвященного, символизируя элементы и знание, которое должно сжечь неведение и провести медитирующего к искомому знанию.

Второй круг – это бриллиантовый пояс, или вайра , символ высшего знания, бодхи – состояние просветления, которое, - испытанное однажды, - остается неизменным, словно бриллиант.

Третий круг представлен поясом из лепестков лотоса и символизирует состояние чистоты, благоприятствующее гармоническому течению медитации. Внутри него нарисована мандала, - или дворец, квадрат, разделенный на четыре треугольника, на каждой стороне которого – выступ, изображающий дверь, ведущую к одной из сторон света, охраняемую четырьмя космическими стражами и украшенную половинкой жемчужины.

Периметр квадрата, представляющий собой стену, раскрашен в пять основных цветов.

Центр мандалы отождествляется с горой Меру – осью мира. Он окружен кругом вайры и похож на цветок лотоса с восьмью лепестками, в центре которого находится предмет почитания – божество, его атрибут или символ. Бутон рассеивает лучезарные эманации Будд или их символов, происходящих от лучей Пустоты.

Принцип, аналогичный принципу мандалы, лежит и в основе строительства храмов.

На духовном уровне возвращение к центру происходит с помощью мандалы и лабиринта . В полном объеме его достигает Бодхисаттва, получивший озарение свыше, - соединившись воедино с высшим сознанием, он восседает на алмазном троне, в идеальном центре мира в плоскости абсолютного.

Янтра . Индуистские янтры представляют собой линейные диаграммы, служащие опорой для медитации, используемые вместо мандалы и выражающие ее принцип.

Хотя божества, изображаемые на мандале, здесь заменяются линиями, суть ее остается неизменной; речь идет лишь об упрощенном изображении квинтэссенции той же самой идеи.

Примером янтры может послужить колесо Шри , то есть шакти , или божественного могущества, движущей силы Вселенной, через которую Бог проявляется во всем сущем. Оно состоит из четырех равнобедренных треугольников разной величины, пересекающихся друг с другом, вершины которых направлены вверх, и из пяти треугольников с вершинами вниз. В центре находится невидимая точка бинду (сжатая Вселенная , соединение сил творения, цельное сознание, в котором заключены все миры и существа, которым предстоит проявиться), материнское семя, вокруг которого находятся в равновесии мужские силы (Шива, треугольники вершиной вверх) и женские (Шакти, треугольники вершиной вниз).

В первом круге, охватывающем эти фигуры, нарисованы восемь лепестков, символизирующих собой лотос творения; во втором – лотос с шестнадцатью лепестками, заключенный в тройную окружность (тримехала ), которая, в свою очередь, содержится в квадрате, сориентированном по четырем сторонам света, - символе Земли.

Все вместе это означает отражения первородной Силы в ее основных проявлениях.

Пять треугольников, повернутых книзу, символизируют пятисоставной образ Силы, а их вершины стремление к реализации.

Четыре треугольника, направленных вверх, символизируют Шиву, а их вершины – возвращение.

Образы божеств в буддийской мандале иногда заменяют санскритскими буквами, которые размещают по углам. Каждая их них имеет свое особое носовое окончание (как и каждый лепесток, каждый угол, каждая фигура) и означает одну из специфических энергий человеческого существа, а также богиню (йогини ), обитающую в этой части тела.

Кроме того, каждое божество, или сила человеческого существа, обладает собственной янтрой и отзывается на особое заклинание – мантр у, которую называют душой янтры .

Как и в мандале, медитирующий начинает с внешнего слоя, с наружных, физических сил тела, и движется внутрь, к силам внутренним, сверхчувственным.

Во время церемоний посвящения в центр янтры ставят чашу с благовонной водой, в которую должно снизойти божество.

Тай-цзи, Дао. Круг и спираль – один из самых древних декоративных мотивов, известных в Китае, где он, вероятно, когда-то имел космологический смысл, - был принят неоконфунцианцами времен династии Сунн для выражения основного понятия своей философии, излагаемой в Книге перемен (И-кинг).

В круге, символизирующем Конечный принцип или Абсолют, инь и ян смешиваются и взаимно порождаю друг о друга в вечном круговом движении. Когда ян доходит до апогея, он превращается в инь…затем инь растет и, достигнув своего максимума, превращается в ян. В действительности ян содержит в себе элемент инь (черная точка), а инь скрывает в себе зародыш ян (белая точка), что обеспечивает их взаимодействие.

Чередование инь и ян управляет всеми изменениями в мире явлений, всеми ритмами – космическими, человеческими, физическими (времена года, биение сердца и т.д.), регулирует жизнь человека, животных и растений, психологические проявления (чередование радости и печали, рассеянности и концентрации).

Японский эквивалент ян и инь – томоё , - фигура, содержащая в себе тройную спираль.

Тай-цзи, круг Единства (монада), символизирует собой ДАО, неразрывное единство космоса и человека, Высший Порядок. Будучи по существу философией человеческой ответственности, Дао указывает человеку Путь (путь Неба, Звезд и Солнца, в своем непрестанном движении влияющих на Землю), принцип, который должен направлять его поведение, не давая ему нарушить порядок и движение мира, - ведь именно человек несет ответственность за Всеобщую гармонию.

Заслуживают внимании в связи с этим, наблюдения Била Гарднера, который проанализировал 22 тыс. логотипов и определил «логотипы будущего»:

1) Причудливые звезды – «символ смысла».

2) Мозаичные сплавы: в основе спираль – «синтез», развитие.

3) Засветка (нет векторных контуров).

4) «Языки пламени» - огонь: жар, скорость, дух бунтарства.

5) Плетеные шары – сила и сложность организации, идея слияния.

6) Тканая фактура (нить!) – внутренний смысл, взаимосвязанные линии добавляют силы, повторение создает ритм = Лабиринт сцеплений (недосказанное содержание).

7) Дуги – идея полета (изгиб – точка назначения).

8) Надувные трехмерные логотипы.

9) Линии из точек – молекулярная структура, электронное печатное плато и т.д.

10) Волны и круги на воде.

11) Растительная жизнь (листья растений) - рождение/смерть, жизненный цикл, экологически чистое решение, солнце и тень, красоты, рост и др. (бабочка из листьев, например).

12) Размытость – идея движения.

13) Завитки (циклическое движение пера, рукописность).

14) Сосиски (самостоятельные отрезки с закругленными краями) Композиция: если вместе - единство совместного действия, отдельно – самодостаточность, индивидуальность.

15) Цвета СМУК – голубой, пурпурный, желтый, черный.

3.5. Логотип как символ идентификации в рамках технологии «Глобальная организация»

Итак, логотип представляет какую-либо организацию (виртуальную или реальную группу индивидуумов, объединенных одним планом, одними ценностями, общими умениями и т.п.) или марку, но он также является символом их идентификации. Согласно Уэлли Олинзу, выделяют три типа идентификации:

1) Монолитная идентификация, согласно которой организация использует свой соционим (свой социальный образ) и один единственный визуальный стиль везде, где она обозначает свое присутствие. – В этом случае логотип представляет организацию-марку, то есть он берет на себя функцию представления ценностей предприятия.

2) Идентификация при помощи передаваемых характеристик, согласно которой организация обеспечивает своим логотипом большинство своих марок, сообщая тем самым об их происхождении, качестве продукции и о том, что фирма является гарантом и руководителем этих марок. В таком случае на каждом из товаров сосуществуют два логотипа: логотип марки (Нескафе) и логотип организации (Нестле). Функция первого логотипа заключается в насыщении товара дополнительным смыслом за счет введения особых ценностных характеристик марки (эмоциональных, игровых и т.п.) сверх уже имеющейся в продукте сугубо функциональной ценности. Второй логотип представляет организацию и стремится поручиться за марку, подтверждая, что она удовлетворяет всем нормам качества и безопасности, которые установлены указанной организацией. Второй логотип выполняет здесь функцию «подписи».

3) Идентификация посредством марок, согласно которой организация принимает решение не выступать самостоятельно, а наделить свои марки полной автономией. В этом случае именно марки играют роль посреднической инстанции, устанавливающей отношения между организацией и ее клиентами. (При этом сама организация не сообщает широкой публике свои институциональные характеристики).

3.6. Визуализация архитектуры корпоративного бренда:

1) Монолитная структура.

Характеризуется высокой степенью привязанности к материнскому бренду (мастер-бренду): Логотип дочерних компаний идентичен логотипу головной компании. Дифференциация достигается за счет байлайна («слово, словосочетание или короткая фраза, обычно располагается около логотипа и напрямую описывает область деятельности компании»).

(Данное графическое решение подходит для холдинга, в котором все компании работают на одном или нескольких очень близких рынках).

2) Монолитная структура и цветовое кодирование:

Каждый логотип, при неизменном графическом решении, может иметь свой цвет. Цвет может использоваться: в самом знаке или в байлайнах, -возможны и другие варианты.

Введение цветовых идентификаторов может быть полезным при сложной структуре и большом количестве дочерних предприятий. Чаще всего используют, когда компания развивается изнутри.

3) Сквозная структура.

Используется, когда необходимо объединить разнородные стили компаний, названия которых уже хорошо запомнили потребители и нет смысла от них отказываться:

В этом случае знак, цвет и композиция у всех логотипов остаются неизменными, меняются только названия компаний. Все компании имеют сквозной графический элемент, который визуально их объединяет. (Группа компаний становится более заметной и выглядит единым брендом).

4) Сквозная структура и цветовое кодирование:

К предыдущему варианту единого оформления логотипов может добавляться индивидуальный цвет.

5) Поддерживающая структура:

В этом случае единство стиля компаний, входящих в группу, достигается за счет использования графического мастер-бренда или единого, узнаваемого стиля оформления знаков компаний, входящих в холдинг.

6) Поддерживающая структура и цветовой кодирование:

В дополнение к предыдущему типу в знак вводится цвет, индивидуальный для каждой компании. (При этом также могут использоваться словесный и графический мастер-бренд).

7) Индивидуально-поддерживающая структура:

Визуальное единство достигается за счет сохранения единой композиции всех знаков и их единого стилистического решения. (Цвет при этом может быть одинаковым, или меняться незначительно, или быть индивидуальным).

8) Индивидуальная структура.

Применяется, когда компании работают на разных рынках для разных потребителей и имеют разное позиционирование, или ставится задача скрыть истинные размеры компании.

При таком типе структуры могут меняться все составляющие стиля компаний (в лучшем случае могут сохраняться один или два компонента).

Нельзя начать работу с одного логотипа, например, головной компании, и потом «размножить» его стиль на остальные. Принимаемые решения необходимо примерять на все компании. В связи с этим необходимо:

1. Соберите информацию о всех компаниях, входящих в группу.

2. Четко проясните существующую архитектуру бренда и узнайте, как компания планирует развиваться в будущем. – Это поможет создать расширяющуюся структуру.

3. Изучите прошлый опыт по позиционированию компаний. - Может быть, необходимо новое позиционирование?

4. Проанализируйте все названия компаний (длина, структура, внешний вид). – Возможно, они требуют унификации или необходимы новые.

5. Определите, однородны ли области их деятельности (это может повлиять на выбор стиля, знака, шрифта).

6. Выясните необходимость создания впечатления преемственности для одной или нескольких компаний. (Выявите все ценное, что можно сохранить).

7. Определите, стоит ли вводить цветовую идентификацию. Решите, что вы хотите передать с помощью цвета: подчеркнуть единство, прояснить архитектуру бренда или подчеркнуть различия между разными направлениями бизнеса. (Убедитесь, что принятое решение достаточно гибко и было принято осознанно).

8. Узнайте технологические ограничения и особенности носителей для логотипов компаний, входящих в холдинг. - Может оказаться, что для некоторых знаков будет применяться нанесение с помощью трафарета (например, на цистерне) или потребуется значительное их уменьшение (клейма, знаки на мелких изделиях типа часов или микросхем), литье, штамповка и т.д.

9. Проведите интервью со всеми топ-менеджерами компании для выяснения запросов и пожеланий: могут быть противоречия в ответах – урегулируйте спорные моменты.

10. Не вводите ни одного дополнительного усложнения без лишней необходимости – следуйте принципу «необходимо и достаточно».

3.5.Логотип не может выступать как простой знак. Напротив, он выглядит как совокупность визуальных идентифицирующих характеристик, взаимодействующих друг с другом и получающих смысл только в рамках общей системы. Можно было бы сказать, что логотип есть результат совокупности пластических инвариантов (название, пластический знак и система цветов).

Все орнаменты состоят из знаков-символов, подобно тому, как предложение состоит из слов, а слова из букв. Через них составленный узор несёт своё послание миру. Рассмотрим коренное значение некоторых символов.

Крест.

Равносторонний крест есть символ солнца на небе и огня на земле. Он изображается в виде четырёх лучей. «Светит солнышко на весь белый свет, на все четыре сторонушки». Причём прямой крест означает нахождение в наивысшей точке расцвета, на вершине. К примеру, в сутках - это полдень, когда солнце пребывает в зените своей силы. А косой крест («огнивец») обозначает движение, является символом перехода из одного состояния в другое, причем идет преобразование одного качества в совершенно иное, ранее, быть может, не ведомое человеку. Допустим в круге жизни - это рождение человека, свадьба, принятие веры. Так косым был крест апостола Андрея Первозванного - «Андреевский крест».


Слово о свастике.

Свастика - крест с загнутыми концами в правую или левую сторону. В переводе с санскрита «суасти» значит «счастье». «Суасти Аста!» - «Да будет благо всем!», так можно перевести силу пожелания этого знака. Синонимы: кривоножка, кривонога, ярга, коловрат.

Как рождается свастика?

Свастика является огненным знаком и рождается при вращении креста. Когда крест вращается слева направо, по часовой стрелке, по солнышку, посолонь, то пламя отклоняется воздухом влево - это правосторонняя (прямая) свастика. Когда крест вращается справа налево, против часовой стрелки, то пламя отклоняется влево - это левосторонняя (обратная) свастика. Таким образом, правосторонней свастикой именуется крест, концы которого загнуты налево, а левосторонней свастикой является крест, с концами загнутыми направо.

Если свастика является сложносоставной, то срединная и окраинная части символа могут двигаться как в одном потоке, так и во взаимно противоположных направлениях. Здесь следует ориентироваться по коленцам средины символа, несущим основной заряд энергии.

Свастика обозначает состояние токов силы, как в человеке, так и природы в целом по определённым рубежам. Основные вехи в природе - это зимний и летний солнцеворот. Так зимний солнцеворот, когда солнце поворачивает с зимы на лето, проходит под знаком правосторонней свастики, которая символизирует мужскую активность, ярую силу неба, прибывающее/ восходящее/ весеннее солнце, нарастание светлого времени суток, день до полудня. А летний солнцеворот, когда солнце поворачивает с лета на зиму, проходит под знаком левосторонней свастики, которая символизирует женскую активность, плодоносящую силу земли, убывающее/ заходящее/ осеннее солнце, убыль дневного света, день после полудня.

Кривоножка/кривонога - здесь без перевода понятно. Не понятно пока только чьи это ноги? Известно, что в древности движение солнца знаменовал олень, а позднее - конь. Простая ярга именовалась «конёвными голяшками», а посложнее - «конями», «конями со всадниками».

Ярга («яр» - пробуждающая жизнь сила, «га» - движение, хождение) - движение оплодотворяющей силы, пробуждение токов жизни под лучами весеннего солнца. Ярь/ярина/ярица/яровина - растительная сила почвы, соками поднимающаяся от корней по стволам деревьев, по стеблям трав, раскрываясь цветами-соцветьями. Ярынь - вешнее состояние земли, когда зеленятся поля, расцветают сады и леса. Это время Весны и Солнца, Лели и Ярилы. Леля - дочь Лады, богиня возрождающейся природы, первых всходов, молодости и ярый/пылкий/горячий/стремительный бог весеннего солнца Ярила приходят к нам с таяньем снегов, с пышным цветеньем. Ярила вдыхает жизнь в зерно, в семя, возбуждает в травах и деревьях растительную силу. От него ярится земля и всё живое. Кого ни встретит - тот «без пива пьян, без хмеля хмелён», окинет жарким взглядом девицу-красавицу - мигом у той забурлит молодая кровь, в жар бросит, лицом зардеется, словно красный маков цвет. На пути его цветы зацветают да с каждым днем всё духовитее, ярче, цветистее становятся. Это первая половина года - от зимнего к летнему солнцестоянию.

Коловрат («коло» - круг, образ солнца, «врат» - вращение, возвращение, врата) - подразумевает движение солнца с востока на запад по кругу в течение дня и итоги года в целом, в широком значении этого слова. В более узком смысле: это обозначение сбора урожая, когда земля разрешается от бремени плодами, это время Лады, вторая половина года - от летнего к зимнему солнцестоянию.

По направлению силы:

Ярга - это правостороннее дижение свастики (по солнышку), а Коловорот - это левостороннее движение свастики (против хода солнца).

Ромб, квадрат.

В народе их называли «кругами», которые обозначали состояние плодородящей силы неба/земли, согласно повторяемости годичного хода солнца. Ромб как символ плодородия имел много разновидностей: с лучами, кудрями, рожаницами - нес образ солнца, а с отростками, кудрями, косой сеткой орнамента - нес образ земли. Благополучие крестьянской семьи шло от земли-кормилицы, от урожая, а результат вложенного труда, знания и опыта зависел от погодных условий, «состояния неба». «Не земля хлеб родит, а небо». «Лето родит, а не поле». То есть сияние солнца пробуждало токи жизни земли, входило в каждое живое существо, давало рост всходам растений и питало плоды. Поэтому символы солнца, источника всего живого на земле, почитались символами жизни, богатства, счастья, здоровья и окружали повседневный быт людей.

Если посмотреть на рисунок Коловрата, то в знаках за кругом идёт описание состояния солнца, а внутри круга - описание состояния земли.

Ромбы, представленные от весеннего равноденствия до летнего солнцеворота - лучистые. Это основной период крестьянского земледельческого календаря. Лучистый ромб ткачихи изображали косым пересечением двух пар параллельных лучей. Другое его название «репей» («ре», «ра» - солнце; пей) - пей солнце, пей солнечные лучи и наполняйся животворящей силой роста. «Репей» имеет вид ромба, из каждой вершины которого выходит по 2 пары расходящихся прямых лучей. Это мужская энергия состояния яркости, стремительности, пылкости и производительной силы вешнего солнца. Солнышко покрывает землю. Появляются проталины в снегах, выходят из почвы цветы-первоцветы. Стремительно прибавляется день, приходит тепло, близится время начала полевых работ и оживления природы. В лучистом ромбе проталины обозначаются кругом, крестом, квадратом, показывающим проникновение лучей солнца к почве. Далее идёт концентрация силы солнца и передача её земле, выход из семени ростков, из набухших почек - листвы, из бутонов - цветков. А следующая веха - это расцвет и завязь плодов, зенит «лучистости», когда сила обладает плодозачинающей и плодоносящей мощью. Солнышко в это время изображается в виде 4-х лепесткового цветка с точкой в своей середине - символом завязи, символом плодоношения. Потом, достигая «макушки» идёт поворот, меняется состояние сил. С одной стороны идет ещё рост растений, а с другой - природа начинает приносить плоды, разрешаться от бремени.

Ромбы, представленные от летнего солнцеворота до осеннего равноденствия - кучерявые. «Ромб с крюками» , «кучерявый круг» , «чекан» (топор) ткачихи изображали в виде ромба, у которого верхние и нижние лучи попарно загнуты навстречу друг другу. Похоже на то, как зерно в колосьях склоняет стебель к земле. Сила солнца питает своей мощью созревание плодов. Поэтому «кучерявые круги» олицетворяли зрелость, плодородие, солнышко плодородящее. Световой день начинает постепенно убывать. Наступает время сбора урожая, время подведения результата работы крестьянина на земле и солнышка на небе. «Не тот урожай, что на полях, а тот, что в закромах» говорилось в народе, а думалось о сытости семьи на долгую зиму.

Касаясь круга жизни человека, ромб символизировал женское естество и воспроизводящую силу женщины, а говоря более откровенно - её наружные половые органы. При этом «чистый» ромб обозначал девственность, с точкой посередине - её утрату, а с четырьмя и более точками - зрелость, материнство. Поэтому часто его изображение располагается внизу живота на вышивке женских антропоморфных фигур, на древних статуэтках. Переход девушки-невесты после свадьбы в статус женщины-жены, от замужества до рождения ребёнка-первенца - подобен периоду от весеннего равноденствия до «макушки лета». Женщина в это время привлекает токи жизни в своё тело и узорочье на её одеждах самое щедрое. С рождением ребёнка происходит становление женщины-матери, что соответствует периоду от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия в природе. Связь ромбо-точечного узора с плодовитостью наиболее ярко проявляется в свадебной обрядности и быте молодой женщины. Происходит совмещение понятий рождения детей и урожайности поля, которые обеспечивают семейное счастье.

Таким образом, весь вариационный ряд ромбических символов от весеннего до осеннего равноденствия содержит единый мотив, пожелание-призыв: «Плодитесь и размножайтесь!».

Рожаницы.

Это Лада и Леля, мать и дочь, небесные богини-покровительницы, как рождаемости, так и урожайности. На рисунке Коловрата рожаницы символизируют производительную силу солнца от завязи плодов до сбора урожая, от зачатия ребёнка до завершения детородного периода.

Их изображение состоит из ромба/квадрата - «головки» и 2-х открытых полуромбов - «ножек». Когда «ножки» обращены к середине в солнечных «кругах», а «головки» наружу - это символизирует сосредоточие растительной и плодоносной силы в ком-либо. А когда наоборот, «головки» внутри, «ножки» снаружи - это плодорождающая сила солнца, исход созревшего вовне, «рог изобилия». То есть в одном случае сила идёт в рост, а в другом - в плоть. Таково содержание этого знака.

Гуськи.

Отображение правостороннего или левостороннего вихря, объединяющего небесную и земную стихию, соединение их друг с другом при вертикальном изображении символа. В горизонтальной позиции указывает на преемственность, объединение прошлого и будущего, поддержание повторяемости порядка. Причём в правосторонней скрутке, как и у свастики, сила идёт в рост, концентрируется, а в левосторонней скрутке - на созревание и отдачу. Последовательно соединённые они дают ритмический ряд, призывающий благополучие в семью.

Треугольники.

Треугольники с основанием внизу и вершиной вверху обозначают мужское начало и солнечные лучи, если принять во внимание такое расположение, как будто человек сам и является солнышком, свет идёт от себя. А треугольники основанием вверху и вершиной внизу - женское начало, подобно земле, которую освещает солнце (см. рисунок солнышка выше). Следует иметь в виду, что значение расположения треугольников может меняться. Например, в сарафане женщина может уподобляться земле, а несущий образ солнца орнамент будет собирать силу внутри тела. Так что в трактовках орнамента следует принимать во внимание многие составляющие, чтобы раскрыть содержание узорочья и энергетическое и смысловое.

На этом можно сделать остановку и подвести предварительный итог в расшифровке геометрического орнамента. Как свет солнца отводит морозы, топит снега, раздвигает тьму, точно также его образы в узорах охраняют своего владельца от бед и несчастий. И через века несет орнамент от поколения к поколению заветы предков наших - растить урожай и воспитывать детей для продолжения и процветания рода, пока светит солнце и носит человека земля.

Геометрические фигуры издавна использовали в символике различных культур как изображение на теле и иных предметах оберегов, рун и других колдовских вещах. Магический ромб - один из древнейших oберегов как в славянской, так и в других культурах мира. Несет в себе огромное количество трактовок, таких как плодородие во всех его смыслах, изобилие, богатство, благополучие, успех в начинаниях, удачу и любовь.

Как выглядит мистический знак?

Этот магический символ изображен на панцире черепахи, символе Лунно-Земной богини.

Обычно ромб выглядит как два соединенных в основаниях треугольника. В зависимости от того, какой вид имеет этот оберег либо на какой части тела изображен и будет зависеть его значение. Это графическое изображение таких образов, как алмаз, вульва, матка и невинность. Графический аналог руны, называемой Oдaл - ограда могилы и образа рыбы, которая поглощает умершего. Часто использовалось изображение рассматриваемой фигуры по форме овального зерна у которого немного заострены верх и низ.

Значение фигуры ромба в разных культурах

Магическое значение этой геометрической фигуры, в зависимости от места расположения и рисунков, сочетающихся с ней представлено в таблице:


Способность человека к духовному высвобождению может обозначаться заключением данной фигуры в квадрат.

Часто используются вариации изображений ромба, обозначаемые знаком слияния двух разных сил в одно целое и образующие новую форму в пространстве. Ромб, который вписан в квадрат или ромб, выступающий за его пределы и производит 8 углов, то есть восьмилучевую звезду - символы знания о духовном высвобождении человека. Все это выходит из духовных практик, специфики пробуждения сил человека, отождествления со слиянием личности, своей душой и озарение. А сам этот процесс изображался символом в виде жука. Эти символы были известны людям еще со времен палеолита. Ромбическая символика сверх мощная, смелая и одновременно агрессивная. Она отождествляет покровительство, богатство.



Выбор редакции
Древняя символика притягивает возможности и благоприятные события. Руны для исполнения желаний действуют от оговора или стандартной...

Древняя символика притягивает возможности и благоприятные события. Руны для исполнения желаний действуют от оговора или стандартной...

Священномученик Аркадий родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского.Аркадий...

Священномученик Аркадий родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского.Аркадий...
Сон Ежевика в соннике Ванги Видеть во сне заросли ежевики - наяву получить неожиданную прибыль, которую неразумно тратить только на...
Сон Ежевика в соннике Ванги Видеть во сне заросли ежевики - наяву получить неожиданную прибыль, которую неразумно тратить только на...
Некоторые люди утверждают, что видели домового и даже описывают его внешность и характер. Кто-то говорит, что он милый и симпатичный,...
Некоторые люди утверждают, что видели домового и даже описывают его внешность и характер. Кто-то говорит, что он милый и симпатичный,...
Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...