Наука и образование против террора. «Сущность базовой национальной ценности «патриотизм» и его понятия Рекомендованный список диссертаций


« Сущность базовой национальной ценности «патриотизм» и его понятия»

1. Сущность базовой национальной ценности «патриотизм» и его понятия

Прежде чем приступить к освещению данного вопроса, следует определиться, что же представляют собой базовые национальные ценности.

Базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально–исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях .

Патриотизм – одна из базовых национальных ценностей. Как сложное интегральное личностное образование патриотизм включает: любовь к Родине; бескорыстную преданность и служение ей; нерасторжимое единство с ней, идентификацию своих интересов с интересами отечества; патриотические чувства, относящиеся к высшим духовным подструктурам человека и предполагающие духовное развитие; наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия; готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных основ своего жизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности; признание Родины в качестве высшей, главной ценности в иерархии системы ценностей личности; гордость за свою культуру и достижения своего народа; преклонение перед его святынями, историческим прошлым и лучшими традициями (при одновременной их взвешенной и критической оценке); превалирование в человеке общественных ориентации над индивидуалистическими, классовыми или узко профессиональными интересами; уважение к другим народам и культурам .

Патриотизм как любовь

Определение патриотизма довольно часто встречается в различных словарях, статьях и научных работах, но каждый источник интерпретирует его по–разному. Большинство словарей даёт определение патриотизма, как любовь. Это может быть благородная любовь, большая чистая любовь, любовь к Родине, любовь к своему отечеству, любовь к благу и славе отечества и т.д. Все эти определения объединяет одно чувство - любовь. Что такое любовь и можно ли расценивать патриотизм как чувство? К примеру, словарь Ожегова даёт следующее определение:

«Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриот - Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь .

Схожее определение можно найти в историческом, социологическом и большом энциклопедическом словарях:

«Патриотизм - любовь к Родине (большой и малой), одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями существования обособленных отечеств» .

Патриотизм - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее .

Патриотизм– любовь полный любви к отчизне. . Человек любит место своего рождения и воспитания, с Родиной связанны приятные моменты жизни.

Н.М. Карамзин выделяет 3 вида любви к отечеству: физическая, моральная и политическая . В первом случае любовь выступает, как привязанность к определённому месту, во втором случае любовь выражается к тем людям, которые связанные с этим местом, в третьем–это любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Н.М. Карамзин писал о том, что политическая любовь начинается с любви к своей истории, гордости за неё и героев прошлых лет.

Патриотизм как политический принцип

Так же многие другие источники расценивают патриотизм, как принцип. К примеру, философский словарь опубликовал следующее:

«ПАТРИОТИЗМ - (греч. patre - родина)–общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, который проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к родине. . Именно поэтому понятие патриотизм и представляет собой один из принципов нравственности.

Политика–деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а так же деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями .

Тут патриотизм рассматривается не как чувство, которое присуще каждому человеку не зависимо от его политических убеждений, а патриотизм, как политическая позиция, т.е. как политический патриотизм.

Исходя из выше написанного, можно сказать, что патриотизм играет не последнюю роль в политике. Так как общее понятие патриотизма–это любовь к Родине и Отечеству, следовательно, стране нужны патриоты. К примеру, рассмотреть армию. Молодых людей, которые считают службу своим долгом, можно назвать патриотами. Страна нуждается в таких людях, чтобы армия была сильной и защищала Родину, но для того чтобы это делать в первую очередь надо любить её, заботиться о её процветании, о её интересах.

Когда речь заходит о политическом патриотизме, в первую очередь встаёт вопрос, а кто же выступает в этой роли патриотами?

Патриот, патриота, м. (греч. Patriots - земляк). Человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины .

Политик - человек, интересующийся вопросами политики. .

Следовательно, на поставленный вопрос мы можем ответить так: «в политическом патриотизме роль патриотов выполняют политики, которые, исходя из определений, интересуются жизнью страны, работают во имя интересов своей родины, состоят в различных государственных организациях, «поднимают» страну на новый, лучший уровень, делают всё возможное для процветания своей Родины. В их руках управление государством. Люди, которые относятся к органам высшей власти, должны любить свою страну, ибо только так они могут поддерживать государство на достойном уровне. Политик - это доверенное лицо государства».

Патриотизм как общественный принцип

Общество–совокупность людей, объединённых исторически общественным и социальными формами совместной жизни и деятельности. Общественный - относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью людей в обществе .

Патриотизм, как общественный принцип характеризует отношение людей к своей стране, которое проявляется их действиями. Любовь к родине, например, это забота об интересах и исторических судьбах страны, готовность ради них к самопожертвованию; гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиям своего народа; уважение к историческому прошлому и вера в светлое будущее Родины; привязанность к месту жительства. У общества патриотизм в большинстве случаев проявляется во время больших исторических потрясений. Но патриотизм сплочает людей не только в радостные, но и в горестные моменты.

Патриотизм как моральная позиция

Так же мы можем заметить, что некоторые другие источники определяют патриотизм, как моральную позицию. Словарь Ожегова характеризует мораль, как нравственные нормы поведения, отношения с людьми. Так как моральные нормы должны соответствовать требованиям определённого поведения, которые основаны на принятых в обществе представлениях, следовательно, каждый человек, который относится к обществу и придерживается его социальных установок, по определению должен являться патриотом.

Проанализировав выписки из словарей и газет, можно сказать, что единого общего определения патриотизма нет. Большинство источников даёт определение патриотизма, как любовь к Родине, отечеству, но так же есть и примеры патриотизма, как моральной позиции, нравственного и политического принципа, верность своей истории, преданность своей культуре. Если обобщить всё выше перечисленное воедино, то можно написать следующие: «Патриотизм - это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Патриотизм начинается с любви к родным и близким и не заканчивается на любви к своему народу. Патриот обязан ценить свою историю, быть предан своей стране, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны».

Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм - это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас - с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее .

Проанализировав литературу можно сделать выводы, что:

Патриотизм - одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Чувство патриотизма передается из поколения в поколение и является весьма стойким.

Перед Россией встала важнейшая задача - реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому в последнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия.

В настоящее время встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях.

Заключение

Рассмотрев различные источники по данной теме, мы можем сделать ряд выводов.

Патриотизм - это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Он начинается с любви к родным и близким. Патриот ценит свою историю, предан своей стране и культуре, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны.

В истории было много периодов спада и роста чувства патриотизма у русского народа и надо заметить, что в тяжёлые времена патриотизм объединяет людей, придаёт им веру в себя и свою страну.

6. Кольцова В.А., Соснин В.А. // Психологический журнал, 2005.№4.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2011.–29 с.

8. Нестеров Ф. Связь времен. изд. «Молодая Гвардия», 1987.–239 с.

9. Ожегов С.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова, изд. «ИТИ Технология», М., 2005.–705 с.

10. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании // Русский Вестник №16 (644) 2004.

11. Ушаков Д.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000.–848 с.

История нашей Родины началась много тысяч лет назад. Одна у нас земля– просторная, обильная, богатством природы одарённая. Всё своё тепло и все свои сокровища отдаст она рачительному и доброму человеку. Каждому место на ней найдётся, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить её единой и сильной, научимся беречь и приумножать её славную историю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЗМ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Л.А.Галиева зам директора по УВР начальных классов, учитель высшей категории ГОУ средней общеобразовательной школы №596 с углублённым изучением французского языка Приморского района Санкт – Петербурга

О.П. Федотова Учитель 1 категории начальных классов ГОУ средней общеобразовательной школы №596 с углублённым изучением французского языка Приморского района Санкт – Петербурга

Любимая наша Родина! Мы – все твои дети, старые, молодые, совсем юные и те, кто только переступает порог школы, - все!

Нет у нас дороже земли, чем родная земля. За неё наши отцы, деды, прадеды готовы были умереть в бою.

Ещё в давние времена народ сложил поговорку: «Жить – Родине служить».

Множество поколений распахивало пашни, возводило дивные города, сажало сады, стараясь, чтобы земля родная стала самой прекрасной на свете. Люди добывали руду, плавили сталь, проникали в тайны природы и постигали законы развития человеческого общества.

Они не только мечтали о светлом будущем, но и трудились для того, чтобы оно быстрее пришло на нашу землю.

Отцы завещают детям продолжать начатое дело. И будущее поколение детей, повзрослев и возмужав, займёт своё место среди тех, кому предстоит своим трудом умножать славу Родины.

Это к ним обращены из дали лет призывные пушкинские строки:

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

В настоящее время социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

Историко-этнографический музей школы № 596 города Санкт Петербурга является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

По своему профилю музей ГОУ средней школы №596 является историко-этнографическим, рассказывающим о том, как жили люди на территории Северо-Западного региона страны с древнейших времен.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

Программа развития музея предусматривает мероприятия по более глубокому изучению учащимися исторического прошлого приневских земель, усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, рассказывающие о том, как жили наши предки, о событиях героической истории Северо-Запада, о боевом прошлом русского народа в период войны 1812 года и Великой Отечественной войны, об истории школы и многом другом. Основная работа нашего музея - пропаганда трудовых, культурных и боевых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.
Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности лицейского научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Материалы раздела школьного музея, посвященного блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне, способствуют изучению детьми своих родословных, воспитывают уважение к семье, своим предкам.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год предусматривать работу учащихся в музее, использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории, истории и культуре Санкт-Петербурга, химии, технологии, по истории родного учебного заведения.

Музей является организатором конкурсов и народных праздников для учащихся начальной школы. На базе экспозиции музея учащиеся проводят подготовку к различным районным и городским конкурсам, заочным викторинам.

В результате осуществления программы развития музея ожидается: обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,

возрождения истинных духовных ценностей российского народа,

сохранение и развитие его славных боевых, трудовых и культурных традиций, оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Огромное воспитательное значение имеет обращение школьников к истории семьи, самых близких для них людей.

Благодаря музею ребята проникают гордостью за своих бабушек и дедушек, Родственников своих товарищей, соседей по дому и улице. Пополняя фонды музея, школьники получают предметный урок уважения к старшим и к делу их жизни, а формирующееся у них чувство патриотизма приобретает осязательные, конкретные примеры, достойные подражания и продолжения. Повысился авторитет многих родителей в делах школы.

История нашей Родины началась много тысяч лет назад. Одна у нас земля– просторная, обильная, богатством природы одарённая. Всё своё тепло и все свои сокровища отдаст она рачительному и доброму человеку. Каждому место на ней найдётся, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить её единой и сильной, научимся беречь и приумножать её славную историю.

Литература

1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;

2. Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г;

3. Положение о школьных музеях.


Л. А. Соколова, курсант Военного учебно-научного центра Военно-морской академии ВМФ РФ

ПАТРИОТИЗМ КАК ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ

В статье рассматривается патриотизм как научная философская категория, а также исторические тенденции становления патриотизма как духовной ценности в истории российской государственности и русского воинств. Особое внимание уделяется исследованию значения патриотизма в профессиональной деятельности военного.

патриотизм, национализм, космополитизм, профессиональный долг

Патриотизм как духовная ценность представляет собой одну из самых востребованных тем исследования духовной жизни современного российского общества. О необходимости научного исследования этого вопроса говорят уже такие события и особенности современной духовной ситуации в России, которые наглядно демонстрируют следующие противоречивые тенденции: за последнее десятилетие отношение к патриотизму в разных социальных слоях населения и разных национальных группах колеблется от полного неприятия до безусловной поддержки. Важной проблемой научного исследования остается проблема изучения мотивов и причин такой тенденции духовного развития в обществе, а также того, какое влияние оказывает патриотизм на духовно-нравственные начала общественной жизни и порядка. Не менее важным остается вопрос изучения генезиса патриотизма как духовного явления в профессиональной среде русской армии и воинства в целом.

Актуальность темы статьи определяется тем, что патриотизм является преданностью и любовью к своему Отечеству, к своему народу ,что в настоящее время в условиях глобализации и усиления миграционных процессов необходимо для понимания своей принадлежности к национальной культуре, осознанию своей национальной и культурной идентичности. За всю историю нашего государства, пожалуй, ни одна идеологическая и духовная ценность не подвергалась таким испытаниям, как патриотизм. Духовные ценности в процессе развития общества модернизируются. Но эта модернизация проходит противоречиво. Патриотизм как духовная ценность также подвергается деформациям, так как при определенных условиях, а к таким мы относим процессы глобализации, может легко перерасти в национализм (идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим ), а затем, в шовинизм (крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть ). Также патриотизм может перерасти в другую крайность, такую как, космополитизм -идеология так называемого "мирового гражданства", ставящая интересы человечества выше интересов отдельной нации. Примеров мы можем привести массу, в том числе современные миграционные процессы демонстрируют нам данные процессы деформации патриотизма.

В качестве иллюстрации приведем следующий пример. Для решения национального вопроса во Франции была создана «Комиссия Стази». В результате работы Комиссии Стази, которой Правительство Франции поручило проанализировать состояние национального вопроса в стране (вопрос о так называемой "светскости"), пришла к выводу о том, что во многих районах Республики государственные законы больше не действуют, национальные традиции и обычаи ставятся определенными группами населения выше закона. В некоторых

пригородах или жилых районах сотрудники полиции не могут выполнять свои функции в полном объеме, пожарных не принимают как представителей властных структур, медицинских работников систематически подвергаются унижениям и побоям. От представителей женского пола требуют соблюдать традиции в одежде национальных меньшинств. Контролируют порядок на улицах и в целом ситуацию вооруженные нелегальным способом группы мужчин. Парадокс в том, что исламское покрывало, накладывающее на женщину непатриотическое, не европейское в целом по своей сути клеймо превращается в щит там, где государство не может защитить своих граждан . Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: толерантность, уважение и терпимость к иным духовным ценностям, превращается в свою противоположность - страх и боязнь демонстрации своего патриотизма. Результаты работы комиссии во Франции подводят нас к выводу, что одним из последствий деформации патриотизма является перестановка духовных ценностей в иерархии ценностей современной духовной европейской культуры. А именно, ценность национальной традиции и национальной сплоченности становится выше по рангу, чем ценность права и закона. Для европейского патриотизма исторически более характерно уважение к государству и праву как гаранту стабильности и сплоченности (это хорошо видно в лингвистической структуре слова «е1а1е» - буквально слово «государство» по-французски). Патриотизм европейский -это этатизм. «Дух нации» синоним «духа государства», и наоборот.

С другой стороны, в современной обществе наблюдаются противоположные изменения: уважение к представителям иной нации доходит до своей противоположности - неуважение к своей собственной национальной принадлежности. Другим примером могут послужить политические события на Украине. В феврале 2014 г. политическая власть украинского общества перестала контролировать политические процессы. Происходящие на Крымском полуострове. В марте 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым принял решение войти в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта. Историческая смена государственности в Крыму решалась референдумом среди жителей Крыма. Сторонники этого процесса называют его воссоединением Крыма с Россией . Референдум, который решал вопросы государственной принадлежности Крыма, является прекрасной иллюстрацией примера современных процессов становления и развития патриотизма, основанного на духовном родстве и исторических корнях, в том числе и языковых, корнях традиций и, самое главное, корнях русского военного ратного подвига. Это событие не только подняло уровень сплоченности народа, но ещё и возродило патриотический настрой всей страны, создало условия для формирования патриотизма как основы духовной деятельности в условиях современного многонационального и глобального мира.

Особое значение проблема сохранения и распространения патриотизма как духовной ценности имеет в военной службе. Военная служба - яркий пример совпадения профессиональной задачи и преданности Родине, пример тождества патриотизма как духовной ценности и исполнение профессионального долга. У военнослужащего патриотизм, в его высшей степени, проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине. Для военных людей эти понятия неразрывно связаны и по сути дела являются синонимами. Если любовь к Родине - это проявление патриотизма, то защита Отечества - это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Воинская присяга и клятва - принятие такой духовной ценности, как патриотизм, любовь к Родине и одновременно категорическое признание своим необходимость исполнения своего долга по ее вооруженной защите. Наш отечественный опыт показывает отношение к воинскому долгу в военные времена нашей истории. Например, в годы Великой Отечественной воины граждане нашей страны. В том числе и еще не достигшие призывного возраста, шли в военкоматы, стремясь стать защитниками Родины, тем самым показывая свою преданность духовным воинским идеалам, взращенным всей историей российского народа. В отличии от европейского патриотизма, отождествляющего государственность и духовность, русский патриотизм отождествляет Родину (родство) и духовность. Дух нации это дух Родины, единства рода и личности. Величие русского человека особенно проявляется в условиях войны.

В летопись Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. Патриотизм как духовная ценность явился фундаментальным основанием, определяющим профессиональную деятельность военного. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам православных князей, и воинству Петра I, и суворовским армейцам, и бойцам Великой Отечественной войны. Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя преемственность, из поколения в поколение не только хранили, но и накапливали «национальный дух» армии. Патриотизм как «дух нации» по мере накопления опыта в защите Отечества обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинства. Основой военного патриотизма, его источником являются любовь к России и верность воинскому долгу как высшим духовным устремлением военной деятельности.

Историческая память народа сохраняет подвиги русских патриотов. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном патриотизма и высочайшего проявления воинского духа . Сама историческая память народа утверждает патриотизм как высшую духовную ценность.

Россия за всю историю своего существования никогда не вела захватнические войны, все войны в России были оборонительные. Народ чувствовал истинный патриотизм, когда защищал свою Родину, боролся за свою семью, свой кров, свою историю. Именно это способствовало формированию и укреплению устойчивости этого высокого чувства нашего народа. Агрессивные войны не оправдывают патриотизм, потому что народ не знает, за что он борется, захватывая другие земли, почему он должен идти на эту войну, ради чего он рискует своей жизнью.

Воинский патриотизм дополняется народным патриотизмом. В качестве примера мы можем привести одно из величайших литературных произведений. Роман Толстого «Война и мир» является грандиозной эпопеей непобедимого патриотизма русского народа. Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен военных действий русской армии под Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех сословий в их любви к родине и в общем желании противостоять врагу и не дать поработить Россию. Только война освободительная, являющаяся не "игрой", не "забавой праздных людей", а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, может стать истоком подъема высших духовных сил народа.

Таким образом, истинный патриотизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Военнослужащие многих видов войск защищают Родину, где бы они ни находились. Именно в такой обстановке человек проходит, возможно, одно из тяжелейших испытаний в своей жизни - испытание любовью к Родине. Яркой формой патриотизма является деятельность разведчика, так как будучи оторванным от Родины, погруженным в другое общество и культуру, он не теряет духовной связи с Отечеством. В этой оторванности еще ярче проявляется патриотический дух, поскольку сплоченность и единство с народом и нацией становится настолько нематериальным, что, можно сказать, чисто духовным началом, питающим профессиональную верность своей Родине разведчика. Патриотизм здесь предстает как идеальный пример возвышенного и жертвенного его понимания. Именно в патриотизме черпается источник духовной силы. В произведении Пикуля «Честь имею» показана жизнь разведчика русского Генштаба. Вся жизнь его была посвящена служению на благо Отечества, где бы он ни был, он всегда думал о Родине, жертвуя своей непосредственной связью с народом в своей жизни .

Перелистывая страницы литературы и рассуждая над историей России, можно с уверенностью сказать, воинский патриотизм и воинская служба в целом являются наглядным доказательством духовности. Патриотизм в современных условиях, когда он толкуется неоднозначно, необходимо понимать как историческую ценность, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.

В заключении хотелось бы отметить следующее: формирование и развитие патриотизма в российском обществе должно основываться на бережном отношении к собственным воинским традициям. Нашу армию и флот в ближайшее время ожидают серьёзные изменения в оснащении вооружением и техникой, комплектовании личным составом, способах применения сил и средств вооружённой борьбы. Всё это ни в коем случае не должно проводиться без неустанного внимания к российским воинским традициям. И патриотизм в этих условиях должен стать основным ориентиром в поисках оптимального пути.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Толковый словарь Даля: в 4 т. - Москва: Издательский дом «Рипол Классик», 2007.

2. Толковый словарь Даля: в 4 т. - Москва: Издательский дом «Рипол Классик», 2007.

3. Толковый словарь Даля: в 4 т. - Москва: Издательский дом «Рипол Классик», 2007.

4. La Stampa, [Электронный ресурс]. http://www.lastampa.it/italia/politica (дата обращения 15.05.2016)

5. «Интерфакс», [Электронный ресурс]. http://www.interfax.ru/russia/502035 (дата обращения 14.05.2016)

6. Armyrus.Ru: Военно-информационный портал [Электронный ресурс]. - М., 2016. -Режим доступа: http://armyrus.ru/index.php? opti on=com_content&task=view&id=73 -05.05.2016.

7. Мальгин А. С. Ратная слава Отечества (1242-1945) / А. С. Мальгин, М. А. Мальгин. - Москва: Изд-во «Экзамен», 2007. - 384 с.

8. Ратная слава Отечества.// Сб. научных трудов. [Электронный ресурс]. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/""Ratnaya_slava_otechestva""/_""Ratnaya_slava_otechestva"".html (дата обращения 15.05.2016)

9. Bar-Tal, D. (1993). Patriotism as fundamental beliefs of group members. Politics and the Individual, 3(2), 45-61.

PATRIOTISM HOW SPIRITUAL VALUE L. Sokolova, Military Training and Research Center Naval Academy of the Russian Navy

The article deals with patriotism as a scientific philosophical category , as well as historical trends of formation of patriotism as the spiritual value in the history of the Russian state and Russian armies . Particular attention is given to the importance of patriotism in professional work of military

patriotism, nationalism, cosmopolitanism, professional duty

Раздел I. ПАТРИОТИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО

Раздел II. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РОССИЙСКОГО

ПАТРИОТИЗМА.

Раздел III. ПАТРИОТИЗМ РУССКОГО ВОИНСТВА: СУЩНОСТЬ И

ОСОБЕННОСТИ.

Рекомендованный список диссертаций

  • Патриотическое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992-2000 гг. 2004 год, кандидат исторических наук Азарова, Анастасия Витальевна

  • Политические основы патриотизма и его формирование в офицерском корпусе Вооруженных Сил Российской Федерации 2003 год, кандидат политических наук Афонин, Алексей Игоревич

  • Патриотизм как социо-культурный феномен 2007 год, кандидат философских наук Лузик, Николай Павлович

  • Патриотизм: историко-социологический анализ 2007 год, кандидат социологических наук Парашин, Артем Юрьевич

  • Государственная молодежная политика в Федеральной пограничной службе: Конец 80-х - 90-е годы XX века 2000 год, кандидат исторических наук Лабынько, Николай Николаевич

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Патриотизм как ценность российского общества: Социально-философский анализ»

Проблема патриотизма представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. О важности и сложности этого вопроса говорит уже тот факт, что за последнее десятилетие отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось от полного неприятия до безусловной поддержки. Насущной остается проблема изучения причин такого положения в обществе, а так же того, какое влияние оказывает патриотизм на духовно-нравственное состояние общества. Не менее важным остается вопрос изучения происхождения и генезиса патриотизма как духовного феномена в среде русского воинства.

Актуальность социально-философского анализа данной проблемы определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, в течение последних двух десятилетий чрезвычайно быстрыми темпами менялось социально-экономическое состояние нашей страны. Сознание большинства россиян было не в состоянии адекватно воспринимать эти резкие изменения. Духовные принципы, на которых выросло большинство из них, не способствовали адаптации в новых условиях. Это привело к тому, что понятие Родины либо девальвировалось, либо потеряло свое сущностное содержание. Естественно, ни одно общество не способно существовать в таком состоянии долго. Образовалась ситуация, когда требуются огромные усилия по поиску реального понимания феномена Родина, а значит, и наполнения понятия патриотизм соответствующим современности содержанием. К сожалению, в настоящее время «.российский патриотизм носит неустойчивый, аморфный, неопределенный характер, соответствующий общественным реалиям»1. Не вызывает сомнения тот факт, что общество не может полноценно функционировать без отлаженной должным образом не только самой системы патриотического воспитания, но и организованного на высоком научном уровне изучения этой

1 Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. Дис. .канд. филос. наук-М.: ВУ, 1995.- С.16. проблемы. Тем более, что если судить по данным опроса, проведенного РосБизнесКонсалтингом, ситуация с патриотизмом в России далеко не безнадежна,- 42 % россиян считают себя патриотами. И только 8 % к таковым себя не относят1.

Во-вторых, Россия сегодня самыми быстрыми темпами вовлекается в процесс глобализации. Естественно, влияние этого явления распространяется на все сферы духовной жизни общества, в том числе и на патриотизм. Сегодня часто можно слышать о том, что чувство патриотизма должно уйти в прошлое, на первое место выдвигаются общечеловеческие приоритеты, которым и должно быть отдано предпочтение. Но, к сожалению, нередко за «общечеловеческими интересами» отчетливо угадываются предпочтения конкретных государств и социальных слоев. Причем, эти предпочтения не только не учитывают интересы других стран и народов, но часто идут в разрез с ними. Процесс глобализации объективен, но осуществлять его необходимо с учетом интересов всех субъектов международных отношений. Более того, только при гармоничном сочетании интересов всех интересов и ценностей всех субъектов мирового сообщества человечество будет способно решить стоящие перед ним сложные задачи. И подлинный патриотизм в этом процессе призван сыграть самую активную и созидательную роль.

В-третьих, в современной России широкое распространение получили националистические движения. Большинство из них широко используют патриотическую терминологию и тем самым привлекают в свои ряды незрелую часть граждан. Национализм становится идеологией не только маргинальных групп, но и руководства ряда регионов России. Власть в некоторых субъектах федерации оказывается в руках этноэлит. В этих условиях все более остро стоит проблема выяснения общего и особенного в идеологических направлениях национальной самоидентификации в соответствии с государственным пониманием патриотизма.

1 Новикова Н. Патриотизм - готовность пожертвовать всем, если это не вредит вашему бизнесу // Профиль.- 2002. № 42.- С.4.

Степень научной разработанности темы. Проблемы патриотизма рассматривались в трудах таких представителей мировой философии как Платон, Фихте, Гегель, Ясперс. В отечественной философской мысли вопросы любви к своему Отечеству ставились в трудах таких мыслителей, как М.Ломоносов, П.Чаадаев, Ф.Тютчев, А.Хомяков, Ф.Достоевский, Н.Данилевский, Н.Чернышевский, Г.Плеханов, И.Ильин, Н.Бердяев, В.Ленин.

Много нового внесли в изучение этой проблемы исследователи советского периода нашей науки. Даже учитывая существенный акцент в сторону политической составляющей патриотизма и, связанное с этим ослабленное внимание к сущностным свойствам данного феномена, необходимо признать значительные успехи советской науки в этой области1. В этот период были проведены исследования посвященные природе патриотизма, соотношения в нем обыденного и теоретического уровней, взаимосвязи с различными формами общественного сознания. Огромное внимание уделялось изучению и освещению военной составляющей патриотизма. Общая методология этого вопроса прослеживается в работах ученых В.И. Гидиринского, А.И. Дырина, Б.И. Каверина, В.Н. Ксенофонтова, Г.Г. Лукавы, В.И. Лутовинова, А.С. Миловидова, П.В. Петрия, О.Х.-А. Рахимова, В.П. Суставова, С.А. Тюшкевича, М.Н. Шахова и других.

1 Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. М., 1960; Макаров В.В. Патриотизм как явление общественного сознания: его источники и структура: Автореф. дис. . канд филос. наук. - Волгоград, 1969; Рощин JI.B. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся: Автореф. дис. . д-ра филос. наук - М., 1984; Патриотическое сознание: сущность и формирование.- Новосибирск, 1985; Мирский Р.Я. Советский патриотизм - патриотизм высшего социалистического типа: Автореф. дис. . д-ра филос. наук.- М.,1987; Дерюгин Ю.И. Проблемы повышения эффективности военно-патриотического воспитания советской молодежи в современных условиях: Автореф. дис. . д-ра филос. наук - М., 1988; Беляев Т.А. Философский анализ взаимосвязи патриотического и интернационального долга советских воинов в системе боевого потенциала Вооруженных Сил СССР: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1989; Емец С.Д. Верность патриотическому долгу в структуре боевого потенциала социалистической армии: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1990; Петросян Ю.Е. Ленинская концепция социалистического патриотизма: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1990; Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. - М., 1990; Кочкалда Г.А. Патриотическое сознание воинов: сущность, тенденции развития и формирования: Автореф. дис. .канд. филос. наук - М., 1991.

В постсоветский период интерес к патриотической проблематике не только не уменьшился, но и возрос1. В первую очередь, внимание уделялось сохранению всего того ценного, чем обладает российский патриотизм. К сожалению, эта задача решалась с трудом. Многие проблемы, начало изучения которых было положено еще в советское время, в этот период оказались обойдены вниманием исследователей.

В первую очередь это относится к изучению воинского патриотизма. Особенности его функционирования и влияния на обороноспособность страны в современных условиях не исследованы в должной мере. Открытой остается проблема изучения структуры патриотизма и взаимосвязи его элементов. Не смотря на свою злободневность, отсутствуют работы по исследованию соотношения этнического и национального патриотизма.

Несмотря на огромное количество трудов, посвященных исследованию патриотизма, приходится признать тот факт, что уровень наших знаний о происхождении патриотизма вообще и патриотизма в воинской среде в частности не соответствует требованиям современности. Определенную сложность настоящего исследования составляло то, что проблема возникновения патриотизма в лучшем случае только упоминалась в некоторых исследованиях, а вопрос особенностей появления патриотических

1 Гидиринский В.И. Русская идея и армия.- М., 1997; Государственная идеология и общенациональная идея.- М., 1997; Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии.- М., 1998; Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореф. дис. д-ра филос. наук.- М., 1998; Зюганов Г.А. Россия - Родина моя. Идеология государственного патриотизма.- М., 1996; Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. .канд. филос. наук - М., 1995; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. - М., 1997; Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1997; Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России. - Автореф. дис. . канд. филос. наук - Монино, 1996; Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- М., 2003; Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития- М., 2002; Дырин И.А. Идея патриотизма в литературе русского зарубежья первой половины XX века - М., 2000; Микуленко С.Е. Проблема просвещенного патриотизма // Вестн. МГУ.- Сер. 12. 2001. № 1; Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота (научно-теоретический труд).- М., 1999. настроений в воинской среде русского народа рассматривался еще реже. В связи с этим необходимо было обратиться к работам, изучавшим проблему духовной жизни русского народа1. Практически отсутствуют исследования I по истории самого патриотизма, а без знания проблемы возникновения, формирования и эволюции этого очень непростого и важного явления сложно строить практическую работу по его воспитанию в современных условиях. Ю.Ю. Булычев имеет все основания утверждать, что «.не отвлеченная спекуляция, но исторически основательная работа на поприще выявления ценностного единства жизненных установок русского человека, русского общества в различные исторические эпохи позволит нам приблизиться к пониманию конкретных черт русского духа.» .

Насущным является осмысление нового содержания патриотизма в условиях снижения авторитета деятельности государственного аппарата, активизации сепаратистских и националистических движений, усилении глобализационных процессов, соотношения национализма и космополитизма.

Объектом диссертационного исследования определяется патриотизм Ц как явление духовной жизни российского общества и практики его субъектов.

1 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М., 1994; Он же. Язычество Древней Руси - М., 1988; Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов -М., 1978; Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы - М- СПб., 1995; Он же. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории - Л., 1980; Серяков M.J1. «Голубиная книга» - священное сказание русского народа.- М., 2001; Юдин А.В. Русская народная духовная культура. - М, 1999; Носова Г.А. Язычество в православии - М., 1975; Боровский Я.Е. Мифологический мир древних киевлян.- Киев, 1982; Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI - XIII вв. - М.-Л., 1966; Горский А.А. Древнерусская дружина. - М., 1989; Он же. «Всего еси исполнена земля русская.»: Личности и ментальность русского средневековья: Очерки,- М., 2001; Сороколетов Ф.П. История военной лексики в русском языке XI-XVII вв. - Л., 1970; Плисецкая М.М. Историзм русских былин,- М., 1962; Липец Р.С. Эпос и Древняя Русь - М., 1969; Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования.- М., 2001.

1 Булычев Ю.Ю. Народность, нация и национальный дух как первоначала человеческого существования\ www.russamos.narod.ru\06.-05 htm

Предметом диссертационного исследования выступает социально-философское исследование патриотизма как ценности российского общества на основе изучения специфики формирования патриотизма в отечественной истории и современной практики российского общества.

Цель исследования состоит в социально-философском анализе новых сторон и тенденций, появившихся в содержании патриотизма на рубеже XX и XXI веков в мире в целом и, в частности, в содержании патриотизма граждан современной России и воинов ее Вооруженных Сил.

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать сущность и содержание патриотизма как общественного явления. Особое внимание уделить изучению отличий патриотизма от национализма и космополитизма, рассмотрению патриотизма как потребности в идентификации личности, социальной группы, общества, при этом проанализировать истоки патриотизма, коренящиеся в самой сущности общества и личности.

2. Выявить специфику формирования и функционирования патриотизма в российском обществе на различных этапах его культурно-исторического развития. Определить те основы, на которых возник патриотизм русского народа и проследить, какое значение они играли в его дальнейшем развитии. Обозначить проблему современного состояния патриотизма в России и возможные пути выхода из создавшегося кризисного положения.

3. Исследовать сущность и особенности функционирования патриотизма русского воинства в ретроспективе и в современных условиях. Определить то место и то значение, которое занимали и продолжают занимать архетипические основания в патриотизме военнослужащих. Выяснить, какое значение в воспитании патриотизма современных солдат и офицеров занимают воинские традиции и символы. Уяснить существующие противоречия в системе патриотического воспитания Вооруженных Сил Российской Федерации и возможные пути их разрешения.

Научная новизна исследования состоит: а) в раскрытии глубинных оснований патриотизма, заложенных в сущности человека и общества; б) в анализе причин системного кризиса патриотизма, имеющего место в настоящее время в Российской Федерации; в) в исследовании особенностей возникновения патриотизма в русских дружинах и изучении путей трансляции идеологии патриотизма в регулярной русской, советской и российской армии; г) в выявлении системы противоречий, возникающих к настоящему времени в процессе формирования патриотизма в условиях Вооруженных Сил современной России.

Научная новизна диссертационного исследования так же отражена в положениях выносимых на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Глубинные истоки патриотизма коренятся в самой сущности человека и общества, выступая основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности, как на личностном, так и на социальном уровне. Потребность в собственной безопасности, имевшая исключительно биологическую природу, генерировала в социальную потребность в коллективном существовании. В жестком противостоянии с внешней средой наиболее приемлемым способом выживания для человека была жизнь в социуме. Ценность коллектива становилась настолько высокой, а потребность в обеспечении его безопасности настолько необходимой, что ради этого личность приобретает способность и потребность жертвовать не только имуществом или здоровьем, но и самой жизнью. Патриотические ценности обладают уникальной способностью соединять как личностные, так и общественные интересы.

2. В число основных функций патриотизма следует включить идентификационную, которая состоит в фиксировании единства интересов человека с интересами различных социальных общностей, обеспечивающих его самосохранение, защищающих его основные интересы, способствующих реализации потребностей в самоутверждении, развитии и самовыражении. Патриотическая идентификация - это формирующееся на основе этнического и политического единства состояние групповой солидарности, включающее коллективный (осознание и переживание нацией своей целостности и тождественности) и индивидуальный (осознание и переживание индивидами своей принадлежности к нации) уровни. Структура патриотической идентификации определяется такими подсистемами как картина социального пространства и времени, образа «Мы» и представлений об отношениях с «Они».

3. В основе патриотизма россиян лежат архетипические образы Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, вбирающий элементы государственности, консолидируемые соответствующей культурно-историческому периоду религией или идеологией, и выполняющие основополагающую роль в процессе патриотической идентификации. Отношение к родителям становится матрицей отношения индивида к своей нации - то есть самого способа соотнесения себя с общностью, динамического компонента идентичности. Через семью, где родители добросовестно выполняют свои социальные роли, происходит формирование патриотизма личности, так как образы «Родины» и «Отечества» формируются через образы «Матери» и «Отца».

4. В настоящее время патриотизм россиян переживает глубокий системный кризис, обусловленный рядом внешних и внутренних факторов, выражающийся в резком смещении акцентов в социально-нравственных ориентирах и утрате духовного единства общества. Для большинства российских граждан, привыкших не без оснований гордиться своей страной, своей историей, своим народом, приходиться сегодня основывать свой патриотизм на чувстве жалости, сочувствия к поруганным ценностям. Постоянное ощущение унижения не способствует конструктивной деятельности и не может быть основой для истинного патриотизма. В условиях реформирования Вооруженных Сил России, одним из аспектов которого является переход к смешанной системе комплектования, требуется серьезная перестройка системы патриотического воспитания военнослужащих России. Демократизация жизни страны, усиление внимания к личности, существенный сдвиг системы общественных ценностей в сторону материальной составляющей непосредственным образом отразились на общей ситуации в армейской среде. Одним из проявлений данного процесса является переход к комплектованию армии по контрактному принципу, что само по себе требует пристального внимания.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили социально-философские положения, изложенные в трудах зарубежных и особенно отечественных философов, представителей советской и российской исторической науки, государственных и общественных деятелей, обращавшихся к проблеме патриотизма и вооруженной защиты Родины.

Непосредственной методологической основой диссертации выступают основные принципы социальной философии, субъект-объектные отношения. Кроме того, следует отметить историко-описательный, историко-сравнительный методы.

Источниковая база представлена авторефератами диссертаций, монографиями, докладами, сообщениями исследователей, материалами научных конференций, документами органов государственного и военного руководства, программными документами различных политических партий, обращавшихся к данной проблематике.

Эмпирическую базу исследования составили результаты различных социологических исследований и опросов, наблюдения за развитием общественного патриотического сознания по материалам различных средств массовой информации (печать, телевидение, Интернет), обобщение эмпирического материала в виде встреч с представителями ветеранских, молодежных и других общественных организаций, беседы с различными категориями военнослужащих, результаты исследований, проведенных офицерами управления и преподавателями кафедры ГСЭД Череповецкого

ВВИИРЭ, а так же личный опыт практической и педагогической работы диссертанта в ЧВВИИРЭ и ВУ МО РФ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

  • Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях: Социально-философский анализ 2004 год, кандидат философских наук Шевченко, Ольга Викторовна

  • Телевидение в системе военно-патриотического воспитания 2002 год, кандидат филологических наук Ахвледиани, Мария Викторовна

  • Служение Отечеству и патриотизм в системе ценностей допризывной молодежи современной России 2009 год, кандидат философских наук Калмыков, Владимир Вячеславович

  • Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков 2000 год, кандидат педагогических наук Набиуллин, Ленар Габбасович

  • Преемственность и развитие военно-патриотических традиций как явление политического сознания: на примере Черноморского флота Российской Федерации 2006 год, кандидат политических наук Горбачев, Сергей Павлович

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Погорелый, Александр Павлович

Выводы о сущности, проявлениях и функциях патриотизма позволяют расширить спектр патриотической деятельности. Это дает возможность учитывать данный фактор в работе по патриотическому воспитанию и формированию четкой гражданской позиции.

Непосредственно на воспитание патриотических чувств у граждан нашей страны, по мнению диссертанта, могли бы повлиять:

Широкое освещение на самом высоком уровне процесса выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», а так же процесса подготовки к принятию новой программы с 2006 года; должна быть пересмотрена и усовершенствована система государственной и военной символики с учетом мнения специалистов в области геральдики, истории, психологии. В основе ее должно лежать патриотическое наполнение;

В системе среднего и высшего образования должны быть разработаны основные принципы патриотического воспитания, согласно которым весь процесс учебы должен иметь четкую патриотическую направленность;

Необходим поиск всех возможных точек взаимодействия с представителями различных религиозных конфессий по патриотическому воспитанию молодежи. Необходима широкая религиоведческая образовательная работа со специалистами, связанными с патриотическим воспитанием;

Требуется создание подразделения в составе Вооруженных Сил России, которое на профессиональной основе занималось бы поиском и достойным захоронением воинов, погибших в Великой Отечественной войне, используя опыт белорусской армии;

Патриотическая работа должна носить современный характер. Необходимо шире использовать возможности телевидения, Интернета. В частности, требуется наполнение рынка компьютерных игр конкурентоспособной продукцией с четким патриотическим содержанием.

Апробация работы.

Основные теоретические положения и практические выводы диссертации неоднократно обсуждались на кафедрах философии и религиоведения Военного университета и гуманитарных и социально-экономических дисциплин Череповецкого военно-инженерного института радиоэлектроники, излагались автором в выступлениях на научно-практических и теоретических конференциях, творческих дискуссиях по проблемам патриотизма, в процессе проведения занятий в Военном университете и Череповецком ВИИРЭ.

Основные положения диссертации изложены в публикациях:

1. Патриотизм русского воинства: истоки и развитие // Сборник адъюнкт, статей - М.: ВУ, 2003. 0,7 п.л.

2. Духовные основы формирования патриотического сознания русских воинов (тезисы выступления) // Материалы межвузов, методолог, семинара. Москва: МГЭИ, 2002. 0,35 пл.

3. Возникновение патриотизма русского воинства и его особенности, (тезисы доклада). Межвуз. научно-практ. конференция,- Голицыно: ГПИ ФСБ РФ, 2003. 0,25 п.л.

4. Духовность русского воина: историко-философский очерк -Череповец: ЧВИИРЭ, 2000. 3,75 п.л.

5. Патриотическая проблематика в программных документах политических партий России (тезисы выступления) // Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: материалы заседания философского клуба «Мегамир». М: Книга и бизнес, 2003. 0,25 п.л.

6. Роль православия в формировании духовности русского воинства (тезисы доклада) // Criterion - Выпуск IV: Межвуз. Сб. работ по гуман. наукам.- Череповец: ЧТУ, 2000. 0,36 п.л.

Общий объем публикаций составляет 5,65 п.л.

Заключение

Основное содержание и выводы диссертационного исследования представляют определенную теоретическую основу для более глубокого и всестороннего изучения проблемы происхождения и эволюции патриотизма вообще и воинского патриотизма в частности, обоснованного определения его содержания, структуры и основных проявлений. Результаты социально-философского анализа позволяют сделать следующие выводы:

1. Системный кризис, охвативший все сферы жизни российского общества, оказал существенное влияние и на патриотизм граждан нашей страны. Он подвергся сильным деструктивным воздействиям. Тем не менее, для большинства россиян патриотизм остается одним из доминирующих элементов сознания, которое проявляется в разноплановой деятельности, имеющей целью достижение блага своей страны и своего народа.

2. Глобализационные процессы, имеющие место в сегодняшнем мире, самым непосредственным образом оказывают влияние на положение дел в России. Как одно из проявлений этого явления расценивается активизация националистических проявлений и усиление космополитических настроений. И национализм, и космополитизм, определенным образом оппозиционируя друг другу, самым негативным образом влияют на ситуацию внутри страны. Единственной альтернативой такому положению является возрождение истинного патриотизма.

3. Требуется стройная система по воспитанию патриотизма, охватывающая все стороны общественной жизни. Созданием этой системы должна заниматься властная элита, основной характеристикой которой должна являться ее патриотичность. К сожалению, последние годы показывают, что такой элиты в России сегодня нет. Пока у власти в стране не окажутся люди, для которых патриотизм является не способом завоевания голосов на очередных выборах, а важным элементом их мировоззрения, возрождение патриотизма будет не более чем пожеланием.

4. Протопатриотические чувства у предков славян зародились еще в период существования родового строя. В их основе лежал вселенский закон роты, нашедший свое воплощение в культе Рода и развивавшийся в языческой религиозной системе. С принятием христианства, патриотизм русского народа получил свое гармоничное развитие уже в рамках православия.

5. Воинский патриотизм возник и эволюционировал в среде древнерусской дружины. Будучи изначально институтом родового строя, дружина оказалась впоследствии зародышем государственного аппарата. Поэтому патриотизм русского воинства всегда был тесно переплетен с интересами государства. Источником появления патриотических чувств у дружинников был князь, но со временем они распространяли их на все государство.

6. Русский патриотизм вообще, и русский воинский патриотизм в частности, имели в своей основе на протяжении веков архетипическую матрицу. Она представляла собой образы «Матери» и «Отца», гармонично сочетавшиеся с помощью определенной религии или идеологии. Изначально такой идеей был вселенский закон роты, потом его успешно заменило православие. В советский период на эту роль претендовал марксизм. Реальный патриотизм мог существовать только при наличии такой трехчленной комбинации. Если хотя бы один из названных элементов подвергался деструкции - это самым негативным образом сказывалось на состоянии патриотизма.

7. Возрождение патриотизма в российском обществе должно опираться на бережное отношение к собственным традициям. Особенно это относится к Вооруженным Силам Российской Федерации. Нашу армию и флот в ближайшее время ожидают серьезные изменения в оснащении вооружением и техникой, комплектовании личным составом, способах применения сил и средств вооруженной борьбы. Все это ни в коем случае не должно проводится без самого бережного внимания к российским воинским традициям. И патриотизм в этих условиях должен выступать основным компасом в поиске правильного пути.

Результаты данного диссертационного исследования позволяют обосновать и сформулировать ряд рекомендаций и положений теоретико-методологического плана и непосредственного практического характера.

В теоретико-методологическом плане основные положения диссертации могут послужить очередным этапом для дальнейшего развития теории патриотизма, изучения проблемы его происхождения и генезиса, тех особенностей, которые были характерны для проявления этого чувства у воинского сословия нашей страны на протяжении всей ее истории.

Изучение патриотизма через призму поиска соответствующего ему места среди всего спектра идеологий межнациональных отношений, позволяет провести четкую грань между реальным (классическим) патриотизмом и такими крайними проявлениями как национализм и космополитизм. Сегодня наблюдается тенденция усиления патриотической риторики как националистическими, так и космополитическими силами.

В процессе дальнейшей теоретической разработки данной проблемы следует сосредоточить внимание на вопросах, представляющих повышенный научный интерес:

Выявление причин, вызывающих противоречия патриотизма, поиск путей, средств и методов их разрешения; выяснение места и роли патриотизма в укреплении обороноспособности страны на основе профессионального принципа комплектования Вооруженных Сил;

Исследование диалектики этнической и национальной идентификации в условиях многонациональное™ и многоконфессиональности Российской Федерации;

Обобщение опыта патриотического воспитания не только в армиях развитых стран, но и в странах, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм;

Изучение единства и противоречивости патриотизма, критериев отличия его от таких идеологических проявлений как национализм и космополитизм;

Анализ специфики патриотизма у различных социальных групп в условиях глубокого расслоения общества.

В непосредственно практическом плане данное диссертационное исследование свидетельствует о том, что патриотизм должен быть использован в качестве эффективного инструмента консолидации современного российского общества.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.



Выбор редакции
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...

по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...

Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...

Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...
В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...
Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...
На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...