От рынка к храму: Александр Можаев о новострое на Рождественском бульваре. Богородице-рождественский женский монастырь Наши банковские реквизиты


Богородице-Рождественский женский монастырь - один из древнейших женских монастырей Москвы. Расположен на пересечении улицы Рождественка и Рождественского бульвара, которым он дал имя. Адрес: ул. Рождественка, 20.

Это один из моих нелюбимых монастырей. Во-первых, здесь почти нечего фотографировать - снаружи он виден только с двух сторон, а на территории его пройти никуда нельзя - везде заборы. И во-вторых, он имеет довольно скучную историю, и рассказать о нем особо нечего. Но надо осветить все монастыри столицы, а осталось всего несколько.

Рождественский монастырь в Москве основала в 1380-х годах княгиня Мария Кейстутьевна, жена князя Андрея Серпуховского и мать князя Владимира Храброго - героя Куликовской битвы. Сама она приняла постриг в этом монастыре перед смертью в 1389 году. По крайней мере - эта версия широко распространена среди историков.

А вот с местом основания обители до сих пор не все понятно. Считается, что вначале монастырь располагался на территории Кремля и назывался ″что на Рву″. Если придерживаться этого предположения, то в Кремле монастырь существовал до 1484 года, а во время кардинальной перестройки Кремля, затеянной Иваном III, обитель была перенесена к Трубной площади, где она находится и в наше время.

Но это предположение считается маловероятным. Скорее всего, монастырь с самого начала находился на своем нынешнем месте - на левом берегу реки Неглинной. Эта местность была собственностью серпуховского князя Владимира Андреевича, рядом находился его загородный дом, в котором жила княгиня Мария Алексеевна.

По преданию, дошедшему до нас, в Рождественском соборе покоились останки невесток Дмитрия Донского: Марии и Елены - это говорит о том, что обитель существовала задолго до 1484 года.

Кроме княгини Марии в Рождественском монастыре приняла постриг и жена князя Владимира - Елена Ольгердовна, которая помогала в обустройстве обители. Обе основательницы обители после своей смерти были похоронены на территории монастыря.

Первыми монахинями этого монастыря стали вдовы воинов, павших в Куликовской битве, в стенах монастыря получили приют все, кого эта битва оставила без кормильцев. Существует легенда, что в память о победе в Куликовском сражении монастырские кресты были поставлены поверх полумесяцев.

Рождественский монастырь стал третьей женской обителью в Москве, в которой был введен строгий общежительный устав, и которая была целиком независима от игуменов мужских монастырей.

Монастырь находился в месте, где пролегала древняя дорога от Кремля на Кучково поле. Часть дороги до монастыря превратилась в улицу Рождественку. Эта московская улица была известна колокольным звоном, ее еще часто называли церковной улицей из-за расположенных на ней нескольких храмов, а также по слободе звонарей и сторожей соборов Кремля.

Рождественский монастырь находился на северных подступах к Москве, и был одним из монастырей-сторожей, выполнявших функцию защиты от неприятеля. Когда спустя 100 лет была возведена стена Белого города, в ней была сделана арка ″труба″ через которую протекала Неглинка, тогда еще не спрятанная под землю. Именно от этого произошло название Трубной площади и новое неофициальное название Рождественского монастыря - ″что на Трубе″.

После этого Рождественка заканчивалась у ворот монастыря, и считалась богомольной улицей. Кроме того. Это была самая короткая радиальная улица города.

В 1525 году Великий князь Василий III провел процедуру, невиданную доселе в Русской истории. Дело в том, что более чем за 20 лет супружества у княжеской пары так и не родился наследник, и престол мог перейти к его братьям, удельным князьям. Братья же грозились устроить междоусобные войны за московский престол, а этого Василий допускать не хотел.

О разводе не могло быть и речи в то время, и почти все высокопоставленные священнослужители выступили против повторного брака князя. Жена его Соломония Сабурова отказалась уйти в монастырь, после чего ей решили предъявить обвинения в волхвовании и совершили насильственный постриг в Рождественском монастыре под именем Софии. Какое-то время она пробыла в Рождественском монастыре, а затем бывшую княгиню сослали в суздальский Покровский монастырь, где она и скончалась спустя 17 лет.

После Октябрьской революции 1917 года женский Рождественский монастырь в Москве был упразднен. В 1922 году отсюда вывезли более 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга. Самые почитаемые иконы были перенесены сперва в находившуюся по соседству церковь Николы в Звонарях, а затем в церковь Знамения в Переяславской слободе.

Инокинь выселили, хотя, часть их осталась доживать свой век в кельях, как в коммунальных квартирах, которые, собственно и были устроенных в монастырских помещениях. В разное время на территории монастыря размещались различные учреждения, здесь находился даже исправительный трудовой дом.

В 1960 году согласно постановлению Совмина РСФСР монастырские строения были взяты под охрану государства, и в Рождественской обители началась медленная реставрация. Некоторые утраты были невосполнимы - монастырское кладбище было полностью уничтожено вместе с могилой основательницы обители.

Коммуналки расселили, но после реставрации здания монастыря вновь были переданы учреждениям, которые находились здесь и раньше. Лишь в 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества.

В 1993 году Рождественский монастырь со всеми постройками был возвращен церкви, и здесь возобновилась монастырская жизнь.

Рядом с обителью находятся знаменитые «Сандуны». Поэтому вокруг нее постоянно можно увидеть предприимчивых людей, торгующих вениками и прочими банными принадлежностями.

Fais se que dois adviegne que peut.

Другие монастыри:

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь - один из древнейших женских монастырей Москвы. Расположен в центре Москвы, на пересечении улицы Рождественка и Рождественского бульвара по адресу ул. Рождественка, 20. Богородице-Рождественский женский монастырь является одним из 56 объектов культуры национального значения. Монастырь был основан в 1380-х годах матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго, княгиней Марией Андреевной Серпуховской (в схиме-Марфой). Первые сестры монастыря — вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов. История монастыря тесно связана с историей России. Монастырь был возрожден 16 июля 1993 года.

На территории монастыря расположено четыре храма:
.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Построен в 1501–1505 годах в традиционном древнерусском архитектурном стиле (богослужения совершаются в будние дни):

Храм Казанской иконы Божией Матери (трапезный) Построен в 1904–1906 годах в старомосковском стиле (богослужения совершаются в выходные дни):



Храм святителя Иоанна З атоуста с трап езной и приделами святителя Николая, праведного Филарета Милостивого и святителя Димитрия Ростовского. Возведен в ХVII веке, на месте прежнего деревянного храма святителя Иоанна Златоуста. В настоящее время храм реставрируется.


Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонского. Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена в 1835–1836 годах на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата.

Документальный фильм о Богородице-Рождественском монастыре:

Москва. Мифы и легенды (ТК Столица, 2009 г.), Богородице — Роджественский монастырь, ЧАСТЬ 1:

Москва. Мифы и легенды (ТК Столица, 2009 г.), Богородице — Роджественский монастырь, ЧАСТЬ 2:

Следующий фильм из цикла «Двунадесятые праздники» рассказывает о том, как евангельское событие Рождества Пресвятой Богородицы отразилось на жизни последующих поколений людей, живущих в разных странах, в фильме упомянается и о истории Богородице-Рождественского монастыря в Москве:

Более подробная информация на официальном сайте Богородице — Рождественского монастыря: http://www.mbrsm.ru/

Настоятельница монастыря: Викторина, игумения (Перминова Елена Павловна)

Москва, улица Рождественка, дом 20 Станция метро "Трубная"

Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1386 году матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией Серпуховской (в схиме-Марфой)

Храмы и часовни монастыря:

1. Рождества Пресвятой Богородицы
2. Казанской Иконы Божией Матери
3. Свт. Иоанна Златоуста
4. Сщмч. Евгения, епископа Херсонского (под колокольней)

Другие постройки монастыря:

5. Усыпальница князей Лобановых-Ростовских (XVII в.).
6. Монастырская постройка
7. Келейный корпус (XIX в.)
8. Настоятельский корпус (XIX в.)
9. Приютский корпус (XIX в.)
10. Гостиничный корпус (XIX в.)
11. Монастырская богадельня (XIX в.)
12. Келейные корпуса (XVIII-XIX вв.)
13. Монастырская постройка
14. Служебное помещение
15. Стены и башни ограды(конец XX в.)
16. Стены и башни ограды (XVIII-XIX в.)
В 17-18 веках назывался "Богородицким на Трубе" (Труба - проем в стене Белого города, через который текла Неглиная, отсюда название Трубной площади).

Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Москва, улица Рождественка, дом 20, строение 14.
Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: Раннемосковский
Год постройки: Между 1501 и 1505.
Построен в 1501–1505 годах в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве.

Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части.
По своему строению собор пирамидален. При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана. Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок. Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры.

План и вид сверху

Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор. Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов.

В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа). Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница.

Иконостас Собора 2008 год

Придел Сошествия Святого Духа
Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался. Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня. Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка.
В соборе Рождества Пресвятой Богородицы до настоящего времени сохранились остатки первоначальной кирпичной алтарной преграды. В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова.
К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.

исповедальня Собора

Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана.
В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и настенная живопись. На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора.
В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.

В советское время было сделано все, чтобы храмы обители скорее разрушались, для чего были заблокированы дренажные системы, обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах. И хотя в 60-х годах ХХ века под давлением общественности собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, он продолжал разрушаться.
История возрождения храма описана в предыдущих главах книги. В настоящее время собор Рождества Пресвятой Богородицы и его придел Сошествия Святого Духа – действующие, но планируется проведение в них целого ряда внутренних и внешних реставрационных работ.


Церковь Казанской иконы Божией Матери
Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери
Москва, улица Рождественка, дом 20, сроение 6.
Престолы: Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль: Ретроспективизм
Год постройки: Между 1904 и 1906.
Архитектор: П.А.Виноградов

Трапезный корпус с пятиглавым бесстолпным храмом в честь Казанской иконы Божией Матери был построен в 1904–1906 годах в русско-византийском стиле. Имея внушительные размеры (длина 36 метров, ширина 15 метров, высота 17 метров), здание храма могло вместить одновременно более трехсот человек.

Своды и стены храма были расписаны в стиле русской художественной школы XIX века

Иконостас

В числе росписей есть копии картин Г.И. Семирадского: «Христос и самарянка», «Христос у Марфы и Марии». До революции в храме был великолепный иконостас резного дуба.


В настоящее время храм – действующий. Трапезные палаты восстановлены.

Церковь Иоанна Златоуста
Храм святителя Иоанна Златоуста с трапезной
Москва, улица Рождественка, дом 20, сроение 15
Год постройки: Между 1676 и 1687.
Приделами святителя Николая, праведного Филарета Милостивого и святителя Димитрия Ростовского. Храм святителя Иоанна Златоуста, известный с 1626 года, был вначале деревянным. В 1676–1687 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный трапезный храм в стиле посадских церквей ХVII века.
Он был теплым, пятиглавым и бесстолпным, с глухими барабанами глав, поставленными прямо на свод. Через сто лет после постройки, в семидесятых годах ХVIII столетия, храм пострадал от пожара и в тот же период был восстановлен.

С ХVII века частично сохранились сложные кирпичные карнизы, аркатура на барабанах главок, закомары, нарядные наличники. В 1792 году к храму сделали пристройку (по некоторым сведениям, она существовала с конца ХVII века и была возобновлена), в которую был перенесен из собора придел святителя Николая Чудотворца. В 1812 году был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В это же время храм из трапезного становится соборным.

В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. Отделка приделов была стилизована под древнерусское узорочье. В конце 60-х годов ХIХ века их перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. В 70-е годы XIX века в храме появилась новая роспись, но под ней сохранилась часть росписи XVII века с датой возведения храма.


В 1903–1904 годах храм был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые, благодаря чему храм стал более просторным и вместительным. В храм из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского.
После революции храм подвергся общей участи церквей. В 1960-х годах был произведен внешний ремонт храма, однако внутри все оставалось без изменений. В течение многих десятилетий здание храма находилось в аварийном состоянии.
В настоящее время храм реставрируется.


Москва, улица Рождественка, дом 20, сроение 16
Престолы: Евгения Херсонского
Архитектурный стиль: Ампир
Год постройки: Между 1835 и 1836.
Архитектор: Н.И. Козловский
Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена в 1835–1836 годах на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонского. Под колокольней имеется сводчатый подвал.

Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку – хоры, существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную, от которой остались только следы по сторонам солеи. В церкви был прекрасный иконостас в стиле ампир в форме полукруга к сожалению не сохранившийся.Но некоторые настенные росписи сохранились довольно хорошо: по ним можно составить представление о храмовой живописи.

Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонского
Ближе Настоятельский корпус (XIX в.)

Храм был расписан в стиле, соответствовавшем архитектурному стилю здания церкви – позднему классицизму.
В 1960-е годы здание колокольни было внешне отремонтировано, но к 90-м годам прошлого века вновь пришло в запущенное состояние: оно использовалось как хозяйственное помещение.

Усыпальница князей Лобановых-Ростовских.

Здание усыпальницы возведено в 1670 году близ алтарей, с юго-восточной стороны собора. Это было незамысловатое по своей архитектуре одноэтажное сооружение. В ХIХ веке его надстроили вторым этажом, где разместили монастырскую ризницу.

Игуменский корпус (3-е строение). Двухэтажное каменное здание настоятельских келлий было построено в ХVII веке. Первый этаж игуменского корпуса имеет планировку, типичную для допетровского времени: две палаты располагаются по сторонам сеней, образуя так называемую «тройню». Второй этаж соединен переходом с корпусом, встроенным в монастырскую ограду в ХIХ столетии. Игуменские келлии имели также выход в надвратный храм.

В 30-х годах ХIХ столетия во время ремонта игуменских келлий был возведен еще один настоятельский корпус, расположенный параллельно зданию, встроенному в ограду. Параллельные корпуса объединили, сделав пристройку, так получился дом с внутренним двориком.

Ограда обители.

В конце XVII века территория монастыря представляла в плане квадрат, северная сторона которого проходила вдоль стены Белого города (позднее, с 20-х годов ХIХ века, – вдоль Рождественского бульвара), восточная была обращена на Тупой переулок, южная – на Большой Кисельный переулок, западная – на Рождественку. До 1671 года обитель была окружена деревянной оградой, которая на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской была заменена каменной с угловыми башенками и двумя вратами. Главный вход – Святые врата, выходившие на улицу Рождественку, напоминали врата Спасо-Андроникова монастыря, относящиеся к тому же периоду. Другие врата находились в восточной стене179.
В ХVIII веке появилось еще двое врат, «проломных»: одни из них были устроены недалеко от Святых врат, другие – со стороны Белого города.


В 1782 году вокруг монастыря была возведена новая каменная ограда. Вдоль Рождественки стена стала проходить по новой линии, другие стены были сложены на прежнем месте, на том же основании ХVII века. Северо-восточная и юго-восточная башни перестроили в стиле башен монастырских оград ХVIII столетия: стройные, цилиндрической формы, они не имели ни окон, ни бойниц. Также перестроили и башни западной стены. Позднее юго-западная башня была почти полностью разрушена. За последующие два столетия стены и башни постепенно разрушались, ремонтировались и в результате сохранились далеко не полностью. В XIX столетии в ограду встроили, частично используя ее кладку, два новых жилых корпуса: один – к югу от игуменских келлий (объединенный с ними) по линии Рождественки, другой – со стороны бульвара.
За советский период стены монастыря частью порушились, частью покосились. Единственное, что тогда было сделано для их сохранения, – это реставрация башни, выходящей на Рождественский бульвар, в 1960–1965 годах.

Келлии сестер (строения 4, 7, 8, 9). Первые одноэтажные келлии сестер были построены вдоль восточной стены ограды монастыря. Впоследствии, в течение нескольких столетий, параллельно южной и северной стенам ограды также возникли одноэтажные строения сестринских келлий. На протяжении ХVIII–ХIХ веков были возведены каменные двухэтажные жилые корпуса. В тот же период на месте снесенных келлий вдоль южной стены были построены монастырская гостиница в три этажа и здание богадельни (1 и 2 строения).

Сестринские корпуса, со времени их возникновения и до революции, неоднократно ремонтировались, менялась их кровля. Но их внутренняя планировка оставалась неизменной: корпуса были образованы из одинаковых ячеек, каждая из которых имела отдельный вход; в каждой ячейке по сторонам сеней располагались две палаты. Такая планировка зданий сохранилась и до нашего времени.

Рождественский девичий монастырь основан в 1386 году княгиней Марией, женой князя Андрея Ивановича Боровского, матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго. Первоначально он находился «на рву» в юго-восточном углу Кремля, затем (возможно на рубеже XV-XVI веков) его перенесли на другой ров, проходивший вдоль линии бульварного кольца. Впоследствии монастырь звался еще «Богородицким на Трубе» («Труба» - арка в стене Белого города, через которую протекала река Неглинная, на месте современной Трубной площади). Первыми строительницами и насельницами монастыря были вдовы погибших на Куликовом поле, что делало обитель своеобразным мемориалом битвы. Княгиня Мария и сама переселилась в монастырь, постриглась во имя Марфы и была похоронена в соборе в 1389 году. Жил в обители и князь Владимир Андреевич. Монастырь хранит память и о других значительных исторических личностях. В 1390-1397 годах в нем жил Кирилл Белозерский. В 1452-м согласно своему завещанию в обители была похоронена великая княгиня Елена Ольгердовна (в иночестве Евпраксия), которая пожертвовала монастырю села с деревнями. В 1520 году здесь насильно постригли в монахини великую княгиню Соломонию, обвиненную в бесплодии. Царственные особы не оставляли обитель без внимания: жаловал ее Василий III, государи выдавали и подтверждали монастырю жалованные грамоты на подмосковные вотчины, в храмовые праздники сюда посылались из дворца съестные припасы. В XVII столетии Рождественский монастырь становится фамильной усыпальницей князей Лобановых-Ростовских, которые выстроили в нем храм, стены с башнями и воротами, наполнили ценными вкладами монастырскую ризницу. Обитель владела земельными богатствами: в конце XVI века - 2424 четверти пашни, в 1678 году - 150 дворов, в 1744-м - 1009 душ, в 1764-м - более1600 душ. После секуляризации она была зачислена во II класс. Не обходили монастырь стороной и бедствия: пожары 1500 и 1547 го-дов, разорение в Смутное время. В 1812 году из-за дороговизны подвод игумения Есфирь не стала вывозить ризницу, а запрятала ее в трех местах под землю. Сестры покинули обитель, остались только казначея и 10 монахинь, которые стали свидетельницами и бесчинств французских солдат, и ограбления храмов, и расстрела у монастырской стены москвичей, заподозренных в поджогах. В обитель вселился французский генерал, трапезную превратили в конюшню. Один из французов попытался вынуть из ризы образ Николая Чудотворца, но пострадал при этом так, что его вынесли на руках, и иконы более не касались. Выстроенная в 1830-х годах новая колокольня (старую сожгло мол-нией) стала трогательным памятником материнской любви: она возводилась на средства С. И. Штерич в память об умершем от ранней чахотки сыне Евгении. Краеведы рассказывают, что монастырскую стену запечатлел художник В. Г. Перов на картине «Тройка». В начале XX века необщежительный женский монастырь имел четыре храма с восемью престолами. Здесь под руководством игумений подвизались 15 монахинь и 225 послушниц. При обители действовали церковно-приходская школа, приют для малолетних девочек, которых обучали грамоте и рукоделию. Главными монастырскими святынями являлись Казанская икона Богоматери и образ Николая Чудотворца. В ризнице хранились парчовые ризы, по преданию, присланные в монастырь в 1740 году императрицей Анной Иоанновной. Рождественский монастырь закрыли в 1922 году. После выселения в 1923-м 788 монахинь в обители обосновался «исправительно-трудовой дом». Один из храмов в 1923-м передали под клуб. В 1925-м от ливня обрушилось прясло монастырских стен, впоследствии часть их была сломана. Монастырский собор действовал как приходский до конца 1920-х годов, но был закрыт. Чтимые иконы передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе. С конца 1920-х годов монастырь занимал музей истории химии, который снес главы с собора и получил даже разрешение сломать колокольню, но к счастью, не воспользовался им. В 1930-е годы с колокольни сбросили колокола, на территории монастыря выстроили, исказив его архитектурный ансамбль, школу и другие здания. Мо-настырские корпуса отошли под жилье и конторы, храмы до 1989 года занимал «ВНИИПромгаз». В 1958-1965 годах собор был реставрирован. Еще в 1974 году было принято решение передать монастырь Московскому Архитектурному институту, но выполнили его лишь в 1989-м. А вскоре в монастырском соборе возобновились богослужения. В сентябре 1990-го он был освящен. Интересно, что две послушницы Рождественского монастыря - Варвара и Викторина - дожили в своих бывших кельях до конца 1970-х годов. Финал был трагический: Варвару задушил сосед, а через некоторое время на таможне были задержаны ценности из бывшей монастырской ризницы. Выяснилось, что Варвара более полувека хранила монастырские реликвии, которые передала ей перед смертью последняя игумения... В 1993 году при соборе открыта хоровая школа, реставрационные мас-терские. Тогда же возрожден Рождественский женский монастырь. Архитектурные памятники: собор Рождества Богородицы 1501-1505 гг., с пристройками начала XX в. (архитектор Ф. Шехтель); церковь Иоанна Златоуста 1676-1687 гг.; усыпальница Лобановых-Ростовских 1670-х гг.; кельи XVII-XIX вв.; стены и башни XVII-XIX вв.; настоятельский корпус XVII-XIX вв.; колокольня с храмом Евгения Херсонского 1835-1836 гг. (архитектор Н. Козловский); Трапезная с Казанской церковью 1904-1906 гг. (архитектор Н. Виноградов).
Из книги Русские монастыри, М.: ИЧП «Очарованный странник-агентство Феоктистова», 1995, с.356

По материалам сайтов

Москвичи, впервые побывавшие в этом году на Трубной площади, с очень разными интонациями произносят: «Ого!» - площадь в очередной раз переменилась. В 2017 году застройщики презентуют нам два, казалось бы, непохожих объекта: ТЦ с гордым самоназванием «Центральный рынок» и храм Новомучеников Российских в Сретенском монастыре. Новостройки стоят в начале и в конце поднимающегося в гору бульвара, но при взгляде с Трубной площади ТЦ выглядит как пьедестал храма, сочетаясь с ним не только эстетически, но и родственным обстоятельством своего появления.

Занятно бывает представить, что минувшую четверть века провел в какой-нибудь загадочной криогенной экспедиции, в полной изоляции от новостей с родины. А потом прибываешь в самое сегодня, ничего не зная ни про то, что умер, ни про то, что Лужка поперли, ни про то, что пейджер немоден. Мне кажется, внимательного взгляда на архитектуру хватило бы, чтобы сразу понять очень многое. Она говорит о времени правдивее лукавых текстовых источников. Окрестности Рождественского бульвара изменились довольно фатальным образом, но чтобы оценить эти перемены, надо вспомнить, что было до них.

Вид на Рождественский бульвар с Трубной площади. Версия 2017 года

Я впервые оказался здесь в начале 80-х - тогда еще надо было говорить «на улице Жданова». Свернули с мамой в случайный закоулок Рождественского монастыря - тогда еще надо было добавлять «бывшего». Там были квартиры и удивительный послевоенный московский уют, уже редкий в те годы: все эти лавочки у подъездов, зелень, доминошные столы, десятки подворотных котиков. Мы прошли мимо ворот Архитектурного института, у фонтана какая-то молодежь усердно небо коптила. Мама не знала о богатых алкогольных традициях МАРХИ и сказала: «Будешь хорошо учиться - станешь таким же». Ну я и стал.

Поступив в институт, я крепко обосновался на Рождественском бульваре, на ближней к пивному ларьку скамейке, так что перемены, начавшиеся в середине 90-х, происходили на моих глазах. Котиков в подворотнях к тому времени поубавилось, но в целом в этой округе Москва была еще та, заповедная. От Петровки до Лубянки простирался старый город, не менявшийся с начала XX века. Были отдельные выбитые куски в улицах, были отдельные некрикливые советские здания, но в целом местность была состоявшаяся, понятная и уютная. Автор не имеет сил в очередной раз вступать в полемику по вопросу о важности преобладания исторической застройки в историческом городе и просто принимает за аксиому: здесь было очень неплохо. Его, как говорится, если помыть - с ним жить можно.

Рынок на Трубной площади, 1890–1910-е годы

1 из 8

Трубная площадь, 1902 год

© М.Шерер/pastvu.com

2 из 8

Особняк, где в 1921–1922 годах находился Городской райком РКСМ

3 из 8

Рождественский бульвар, 1940–1947 годы

4 из 8

Кадр из фильма «Мне двадцать лет», режиссер Марлен Хуциев, 1964

5 из 8

Трубная площадь, 1982–1984 годы

6 из 8

Пивной ларек на Рождественском бульваре, 1993 год

© Р.Цеханский/pastvu.com

7 из 8

«Дом с кариатидами» в Печатниковом переулке. Кадр из художественного фильма «Железный занавес», режиссер Савва Кулиш, 1994–1996

8 из 8

Но особенно неплохо было в начале Рождественского бульвара, у знаменитого ларька, стоявшего под огромными, может быть, самыми роскошными в Москве тополями. Во время учебы в институте большого труда стоило по дороге от метро не проскочить до конца Рождественки и не очнуться, уткнувшись носом в пивную: до того замечательно жилось под этими тополями, у перекрестка четырех бульваров.

Много уютных распивочных точек таили в себе и бывшие монастыри на южной стороне бульвара, Рождественский и Сретенский. На моей памяти никто не плясал брейк-данс на развалинах часовни - это были скорее такие романтические этюды из цикла «С чего начинается Родина». Например, незабываемая видовая площадка на крыше нынешнего Настоятельского корпуса - рядом была брешь в ограде и лестница вниз, прямо к ларьку. А вы, конечно, помните, что в ларьке разливали строго в принесенные стеклянные банки: их все время приходилось где-нибудь добывать, в том числе просить по квартирам. Так дядька, над комнатой которого мы имели обыкновение кутить, всегда давал тару и просил говорить шепотом в те часы, когда у него спят дети. Жили по совести.


15 марта в храме Новомучеников и Исповедников Российских на Лубянке прошла первая служба. Его продолжают докрашивать и декорировать - к Пасхе

Было очевидно, что все это лишь затишье, что грядут перемены, которых мы ждали и на которые надеялись. Но все же предполагалось, что люди, которые примутся менять город, окажутся не настолько тупыми и жадными, а обслуживающие их коллеги-архитекторы не настолько услужливыми и рукожопыми. Новостройки скрыли лучшие панорамные виды: от Петровского бульвара на Рождественский монастырь и от Рождественского бульвара на монастырь Петровский.

Перспективу Рождественки чудовищно захламила «Легенда Цветного», недвижимость имени Наоми Кэмпбелл, - помните, супруг-олигарх однажды подарил ей квартиру в своей новостройке? (в 2013 году пара . - Прим. ред. ) Исчезла половина старых домов, исчезли целые кварталы пыльных, но дико интересных проходных дворов, превратившись в «сплошное пятно» офисной, жилой и торговой недвижимости. Гуляя по улице, сворачивать можно лишь в двери разного рода заведений: они изобильны и прекрасны, но чего-то не хватает.

Главная беда Рождественского - ТЦ «Центральный рынок», успевший прославиться в народе под именем Навозного жука. Его согласовали в 1996 году как кафе-стекляшку на месте старого общественного туалета и начали строить в 2004-м. Вполне себе аллегория времени: объект заведомо не имеет права здесь находиться, так как Бульварное кольцо - памятник садово-паркового искусства, строительство капитальных зданий поперек него юридически невозможно. Однако объект плавно вырос до 3300 кв. м, ради него вырублено сто метров бульвара, включая те самые тополя, а его стройка 10 лет содержит бульвар в состоянии лютой разрухи, запросто перекрывая технической площадкой половину полос на внешнем проезде Бульварного кольца.

2 из 10

3 из 10

4 из 10

5 из 10

6 из 10

7 из 10

8 из 10

9 из 10

10 из 10

О точной дате открытия «рынка» пока не объявлено, но снаружи он наконец закончен. Объект зрительно запер бульвар и замкнул на себя Трубную площадь, явно не имея к этому призвания. Ситуацию спасает словно стоящий на его кровле собор, вознесшийся в прошлом году в трехстах метрах отсюда. Новостройки вполне сочетаются стилистически - этакая псевдотрадиционная, несколько нелепая в своей демонстративной важности архитектура. У ТЦ - щедрое изобилие балясин, у храма - бьющая через край декоративность фасадов. По сути, собор является таким же узаконенным самостроем: капитальное новое строительство в охранной зоне древнего монастыря в принципе недопустимо. Но Сретенский монастырь давно существует по отдельным правилам.

Снова оглядываясь в 1990-е, надо заметить, что в Рождественском и Сретенском монастырях будущее наступало по-разному. Оба они имели у себя на задах типовые школьные здания, выстроенные на месте монастырских садов. Рождественский избавился от лишней недвижимости, чтобы возродить сад, а Сретенский, используя мощный административный ресурс владыки , взял противоположную тактику. Надстроил мансардой и приспособил под семинарию здание изгнанной с территории школы, надстроил тремя этажами старые ампирные кельи, а под новый собор уместил несколько тысяч кв.м подсобной площади и двухъярусный паркинг.

В православии тоже бывает свой поп, свой рок и свой андеграунд. Отец, говорят, Тихон из тех звезд, которые собирают стадионы, - нелепо ему предлагать тур по подмосковным ДК

Глядя на собор издалека, кажется, что золотые купола успели пооблезть. Лишь подойдя ближе, понимаешь, что это орнаменты серебром на позолоте. Новостройка стоит на холме и при этом измельчена в деталях как вещь, рассчитанная на обзор с близкого расстояния. Но рядом нет пространства, чтобы любоваться вычурной отделкой, старые дома на бульваре собору жмут, и возникает опасение, что это еще не финальная стадия формирования ансамбля. дом Клары Кирхгоф . Москвичам известен неповторимый «дом с кариатидами», спасенный от гибели предпринимательницей из Сыктывкара (частный бизнес на Трубе тоже шел в будущее разными стезями). Дом Кирхгоф - сросшийся с ним стеною брат-близнец, увитый плющами двор которого был одной из лучших патриотически-воспитательных точек округи. Мы с ребятами условно называли его сердцем Москвы, и те, кому было велено брать две и подтягиваться в названное место, как правило, сразу понимали, о каком сердце идет речь. Так что характерно: 20 лет спустя разрушение продолжает не загадочное ООО в малиновых костюмах, а межрегиональная общественная организация исторического и культурного наследия «Дворянский союз». Как говорится, я просто оставлю это здесь - на скрижалях столичного краеведения.

Опять-таки с ребятами мы однажды уже собирали прессу, пытаясь привлечь внимание к бедствиям лучшего московского бульвара, и я предложил нарисовать поперек дороги пунктирную линию отрыва: вот здесь, где дворы и домики, будет Москва, а вот там, где пластмассовый офис и глубокоуважаемая Наоми, - не пойми чего. Но одна умная девочка сказала: «Видите ли, Саша, проблема именно в том, что Москва - везде». И когда понимаешь, что нет волшебной черты, за которой можно было бы спрятаться от навозного градостроительства и всего прочего, что каждому из нас не вполне по нраву, становится, как ни странно, легче.

Многие культовые постройки возводились в качестве монументальных памятников важным историческим событиям. Именно к таким архитектурным монументам относится Богородице-Рождественский монастырь, расположенный сегодня в центре Москвы.

История основания

За 6 веков существования Богородице-Рождественская обитель пережила множество событий.

Через шесть лет после Куликовской битвы княгиня Мария Константиновна Суздальская создала монастырь в честь Рождества Богородицы. Этим она выразила благодарность Небесной Заступнице за благополучное возвращение сына с поля битвы и избавление русских земель от завоевателей. Первыми обитательницами обители были женщины, потерявшие на поле брани кормильцев.

Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Существует несколько версий первоначального расположения монастыря.

  1. Обитель, которую княгиня Мария построила с разрешения великого князя Дмитрия Донского, первоначально располагалась на территории Кремля. В документах того времени она упоминается под названием Рождества Богородицы что Рву. В правление Ивана III монашеская община переехала на берег реки Неглинной.
  2. Наиболее вероятной является версия, что Рождественский монастырь поставили именно на высоком левом берегу р. Неглинной, где загородные земли Владимира Серпуховского, около которого княгиня и основала обитель.
Интересно! Ещё при жизни основательницы в обители ввели строгий общежительный устав и добились независимости от настоятелей мужских монашеских общин. Княгиня Мария здесь приняла постриг и жила под именем монахини Марфы до самой смерти. После этого активное участие в строительстве и жизни общины приняла жена князя Владимира Елена. Обе женщины были похоронены на монастырском погосте.

XV-XVII века

Богородице-Рождественский монастырь стоял на дороге, ведущей от центральной части Москвы к Кучкову полю, дал название её части. На Рождественской улице располагались многочисленные церкви, слобода кремлёвских звонарей и Пушечный двор.

Другие монастыри в Москве:

XVI столетие отметилось в жизни Рождественской обители множеством событий.

  1. Средневековая Москва, большинство зданий которой строились из дерева, часто горела. В начале XVI века, в пожаре пострадали и здания рождественской монашеской общины. По приказу Ивана III его восстановили и возвели новый каменный собор в честь Рождества Богородицы, на освящении которого великий князь присутствовал лично.
  2. Поздней осенью 1525 г. в стенах Рождественского храма приняла монашеский постриг Соломония Сабурова - жена Василия III. Её насильно склонили к этому шагу и отослали в суздальский монастырь в честь Покрова Богородицы. Здесь инокиня София была погребена в 1542 году. Признанную святой женщину поминают в столичной обители.
  3. Мощный пожар, разгоревшийся в 1547 году, уничтожил большую часть московского посада. Но постройки на территории общины быстро отстроили благодаря стараниям царицы Анастасии - жены Ивана IV. По их приказу к главному собору пристроили Никольский придел.

Церковь Иоанна Златоуста

В XVII веке архитектурный ансамбль храма значительно преобразился благодаря стараниям членов старинного рода Лобановых-Ростовских, которые возвели следующие объекты:

  • церковь из камня в честь ;
  • ограда из камня со Святыми воротами;
  • шатровая колокольня;
  • усыпальница Лобановых-Ростовских, примыкающая к соборному храму.
Интересно: во владения монастыря помимо земли на Рождественской улице входили многочисленные земли, пожертвованные насельницами обители и богатыми дарителями.

XVIII-XIX века

Во второй половине XVIII столетия Рождественский монастырь потерял свои подворья и перешёл на государственное содержание. Тогда же были возведены новые каменные стены, частично сохранившиеся до современности. Во время Отечественной войны 1812 года монастырскую территорию, как и всю столицу, заняли и разграбили французы. Игуменье удалось спрятать большинство ценностей и реликвии. В Рождественском храме французы организовали конюшню, поэтому богослужения проходили в церкви Иоанна Златоуста. Здесь от пожара укрывались жители окрестных улиц.

Читайте также:

В XIX веке на территории монастыря появилось несколько новых построек. К ним относятся:

  • второй этаж усыпальницы Лобановых-Ростовских;
  • северный придел Рождественского собора в честь Сошествия Святого Духа (1814 г.);
  • южный придел этого же здания в честь (1820 г.);
  • надвратная колокольня с храмом в честь священномученика Евгения Херсонского (1836 г.);
  • придел церкви Иоанна Златоуста в честь праведного Филарета Милостивого.

В начале XX столетия на территории Богородице-Рождественского собора продолжалось каменное строительство. Под руководством архитектора Ф. О. Шехтеля были сооружены новая паперть главного монастырского собора и ряд зданий, в которых просматривается архитектурный стиль XVII века. В 1906 году по проекту Н. П. Виноградова построили большой трапезный храм, освященный в честь , в подклете которого располагался приют для девочек.

Монастырь на Рождественской улице с приходом к власти большевиков разделил судьбу большинства религиозных заведений в стране. Его ограбили и закрыли в 1922 году, передав ценные иконы в Знаменскую церковь, расположенную в Переяславской слободе. Монахинь заставили покинуть обитель, разрешив остаться только пожилым насельницам. В монастырских зданиях устроили коммунальные квартиры, милицию и клуб.

Колокольня с церковью Евгения Херсонского

До 1974 года здесь располагались различные учреждения, которые занимались лишь косметическим ремонтом. Положительные изменения начались с переходом обители в распоряжение Московского архитектурного института. Отреставрированные здания монастырского архитектурного ансамбля вошли в состав государственного заповедника древнерусского зодчества и искусства.

Интересно: до 1978 года в обители прожили две престарелые инокини. Одна из них исполняла обязанности казначея при последней дореволюционной игуменье. Многие годы хранила монахиня у себя коллекцию старинных икон, спасенных во время большевистского грабежа. Но в 1978 году её убили, а ценности украли. Через год их обнаружили у контрабандиста, пытавшегося вывезти ценный груз из страны.

Возрождение обители и современность

В 1992 году в Рождественском соборе возобновились богослужения. Через год Священный Синод решил возобновить монашескую жизнь в обители, и сюда прибыли первые насельницы - сёстры из . Московский женский Рождественский монастырь получил статус ставропигии.

Расписание богослужений

Сегодня отреставрированы 3 из 4 монастырских храма, кельи насельниц и административные здания. Богослужения проводятся ежедневно. По будним дням в 7 и 17 часов. А в воскресные и праздничные дни добавляется ещё одна утренняя литургия, которая проводится в 9 часов утра.

Престольные праздники

В монастыре отмечают несколько престольных праздников. К ним относятся:


Социальное служение

Помимо богослужебной деятельности в стенах обители проводится активная социальная и общественная деятельность.

  1. Монастырская воскресная школа принимает на бесплатное обучение основам христианской религии и православия детей от 4 до 17 лет.
  2. В церковной певческой школе для женщин изучают не только сольфеджио и основы хорового пения, но и богослужебный устав, катехизис и литургию.
  3. Благотворительный центр «Милосердный самаритянин» оказывает помощь малоимущим многодетным семьям из многих регионов. Также здесь помогают людям, оставшимся без жилья и попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.
  4. При рождественской общине действует молодёжная организация, занимающаяся вопросами нравственного и духовного развития молодых людей.
  5. В обители работает библиотека, в которой собрано множество книг.

Архитектурный ансамбль

Монастырь расположен на территории прямоугольной формы, которая окружена каменным забором.

Основой монастырской архитектурной композиции является собор Рождества Пресвятой Богородицы. Его возвели в 1505 году на месте более древней каменной постройки. Белокаменный четырёхстолпный храм первоначально напоминал устремленную вверх свечу. Сегодня он окружён многочисленными поздними пристройками, а шлемовидное окончание барабана заменило луковичную главу, венчавшую строение в дореволюционное время.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Рядом с Рождественским храмом расположена церковь Иоанна Златоуста, выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Основная часть здания увенчана пятиглавием, установленным на высокие узкие барабаны. К ней примыкает большая трапезная часть и два придела. Долгое время здание находилось на реставрации, но в настоящее время в ней проходят занятия певческой и воскресной школы.

Храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в начале XX столетия, располагается на втором этаже здания. В высоком подклете до революции располагался приют и учебные классы для девочек-сирот. Фасады храма выполнены из красного кирпича и украшены живописными архитектурными элементами (наличниками, полуколоннами, карнизами). Его основной объём украшен пятью декоративными главами.

В 2005 году была восстановлена надвратная колокольня с храмом Евгения Херсонского. Первоначальное здание построили в 30-е годы позапрошлого века в классическом архитектурном стиле. На втором этаже располагается небольшая церковь, над которой разместилась звонница.

Монастырские святыни

В Рождественском монастыре собрана большая коллекция православных святынь и реликвии. К ним относятся:

  • две , одна из которых имеет на окладе следы от попытки осквернения французами;

    Ближайшими станциями метрополитена являются:

    • Трубная (салатовая ветка);
    • Кузнечный мост (фиолетовая линия).

    Пешая прогулка от них до Рождественской обители займёт 15-20 минут.

    Богородице-Рождественский женский монастырь - одна из старейших обителей столицы. Процесс её восстановления ещё не окончен, но побывавшие здесь паломники и туристы отмечают умиротворение и спокойствие, царящие в древних стенах.

    Богородице Рождественский женский монастырь



Выбор редакции
Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...

Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...

Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...
по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...