Поклонение пастухов. Евангельские события — Евангельские места


Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Отец Олег Моленко

Размышление об участниках Рождества Христова

Мир всем славящим на земле Пресветлое Рождество Христово!

Из Священного Писания и Предания нам известно о следующих участниках Рождества Христова:

  1. Его Пречистая Матерь и Приснодева Мария;
  2. Святой Иосиф, именуемый обручником Пресвятой Девы Марии;
  3. Святые Ангелы, воспевшие «Слава в вышних Богу и на земле мир» и сообщившие пастухам великую радость о рождении Спасителя;
  4. Животные, находившиеся в пещере и потребляющие сено из яслей, на которые и был положен родившийся Христос;
  5. Повивальная бабка, приглашенная принять роды и опоздавшая сделать это;
  6. Злой, лукавый и кровожадный царь Ирод, искавший убить Богомладенца и утоливший свою ярость убиением 14000 Вифлеемских младенцев;
  7. 14 тысяч Вифлеемских младенцев, первыми пострадавшие до смерти ради родившегося Христа;
  8. Трое волхвов – мудрецов и царей с востока, приведенных ко Христу путеводной «звездой».

Пречистая Матерь Христа смиренно приняла условия пещеры и скотские ясли для своего Сына. В этих условиях она родила Его безболезненно и блаженно, под дивное тихое пение соприсутствующих им Ангелов Божьих. С рождением Богомладенца Христа в темной до того пещере воссиял невещественный свет, идущий от новорожденного Младенца. Этот свет пребывал в пещере столько, сколько Пресвятая Матерь с Младенцем находились в этой пещере. С началом родов Иосиф пошел за тем, чтобы пригласить повивальную бабку. Когда он вернулся с этой бабкой, то они увидели сияющего дивным светом Христа, лежащего в яслях, Который был уже рожденным, с отрезанной и завязанной пуповиной, обвитого пеленами Самой Богородицей.

Лк.2: « 7 ...родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли...»

Явление многочисленного воинства святых Ангелов при рождении Христа было неудивительным. Как же Ангелы могли не прославить Своего родившегося на земле, как человека, Бога? Куда удивительнее было бы, если бы Ангелы не явились и не воспевали бы Рождество Христа!

Лк.2:
« 13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

А вот случай с пастухами или пастырями окутан таинственной завесой. Ведь не случайно же Сам Господь Иисус Христос ввел в наш церковный обиход слово «пастырь» и сравнение духовного окормления верных Ему людей с пасением пастырем своих овец. А в лице Апостола Петра Господь указал нам на высшую любовь угодную Ему – пастырскую любовь – любовь Его пастыря к Его овцам.

Лк.2:
« 8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
. . .
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было».

Что общего у пастухов со святыми Ангелами? Чем эти простые люди привлекли Бога, что Он послал к ним Своих Ангелов возвестить великую для всех людей радость о рождении Спасителя? Почему из всех людей Бог выбрал в свидетели Рождества Своего Сына именно пастухов? Но они стали не только свидетелями, но и первыми проповедниками о Родившемся Христе как о Богомладенце и Спасителе мира!

Если смотреть с точки зрения земной очевидности, то преимущество пастухов было в следующем:

1. Они были простыми людьми – незнатными, необразованными простолюдинами, неспособными на выдумку. Они естественно отреагировали на явление Ангела и видение явленной им Ангелом славы Господней – убоялись страхом великим . Вот почему их свидетельство о явлении Ангела и содержании его речей было достоверным.

2. Они не спали во время рождения Христа, а бодрствовали ради своих овец – содержали ночную стражу у стада своего .

Мы знаем из Евангельских событий о Гефсиманском борении Иисуса Христа, как Он просил самых близких Своих учеников пободрствовать с Ним, хотя бы час. Здесь же пастухов никто не просил, и они не спали ради своего дела и своей заботы о своих овечках. Вот почему они по своему состоянию – бодрствованию – явились самыми подходящими объектами для возвещения им Ангелами радостной вести о Рождестве Спасителя всех людей! Ну не будить же было Ангелам спящих в теплых гостиницах гостей, из-за которых Богородице, носящей в Себе Христа, не нашлось места среди приюта людей.

3. Они были недалеко от места рождения Христа.

4. Они были готовыми к движению. Им не надо было одеваться, обуваться и собираться. Они взяли и просто пошли – пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь .

5. Они поверили, что извещенное им Ангелами было от Бога. Они получили знак – вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях – и поспешили увидеть этот знак своими глазами.

Но я, пастырь Христов, пасущий Его словесных овец, кроме этой очевидности увидел в этом описании тех счастливых пастырей Вифлеемских прообраз и подобие грядущей тогда Иерархии Церкви Христа Бога.

Вот эта Иерархия:

Центр и вершина ее – это родившийся Христос, вочеловечившийся Сын Божий, воплотившееся Слово Божие.

Рядом с Ним идет вторая в этой Иерархии по значению, важности и почитанию уникальная и неповторимая Личность – Пресвятая Богородица и Приснодева Мария. Без Нее и помимо Нее для нас нет и не может быть Ее Христа Бога! Она нам родила Христа Бога, и Она же нас приводит к Нему. Она связывает по воле и милости Бога нас и нашего Христа!

Первыми были приведены ко Христу и Богородице пастыри – как образы будущих пастырей церковных, проповедников Христа и раздаятелей Его света и Его благодати. В Евангельском повествовании об Вифлеемских пастухах заложены описания основных качеств пастырей Церкви Христовой:

1. Наличие в них великого страха Божьего. Богобоязненность – это основополагающая черта истинных пастырей Христовых.

2. Прилежание и усердие о порученном им деле – страже – и самозабвенное бодрствование ради врученных им овец. Истинный пастырь ради благополучия своих овец небрежет о своем комфорте или своих личных интересах.

3. Собеседничество со святыми Ангелами. Защита пастырей Ангелами, руководство пастырями Богом через посредство святых Ангелов есть неизбежная составляющая их жизни и служения.

4. Дар получать от Бога знаки и прочитывать их, сличать. Т.е. дар духовного рассуждения, различения духов, Божьего и не Божьего, дар узнавания божественного, дар толкования божественных слов, знаков и знамений являются необходимыми дарами для богоугодного прохождения великого и ответственного пастырского служения.

5. Единомыслие и единодушие между собою, опора на соборное решение – вот еще одна важная черта пастырей Христовых и часть их служения – пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим .

6. Бодрствование над своим внутренним человеком и над вверенными Богом словесными овцами. Это очень важное качество для пастырей!

Мф.24:
« 42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, –
50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов».

7. Готовность пастыря к движению. Легкодвижность его и потому легкоуправляемость им Богом.

8. Ревность и усердие пастыря к делу Божию, выражаемая в его поспешении исполнить его со всей точностью.

9. Послушание пастыря Господу Богу. Уменье слышать Бога, слушать Его и слушаться – это одно из важнейших качеств пастыря. Если к этому послушанию прибавляется послушание его словесных овец, то дело пастыря просто обречено на успех.

10. Умения пастыря искать и находить. Прежде всего его умение во всем находить Христа Бога – даже если Он сокрыт видом Младенца и лежит в скотских яслях. Затем умение пастыря найти Богородицу и указать этот путь к Ней своим пасомым, ибо доступ ко Христу возможен только через посредство Его Матери – нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях .

11. Важным для пастырского служения является дар слова, дар проповеди, дар донесения до людей слова о Христе и благовестия Христового – рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем .

12. Дар славословия и благодарения Бога за всё, дар постоянного обращения к своим пасомым и научения их право славить, хвалить и благодарить Бога – возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё .

Вот что я милостью Божией увидел нового для себя в Евангельском рассказе о Рождестве Христа Бога и Спасителя нашего. Ему же со Отцем и Духом Святым слава, честь и поклонение во веки веков, аминь!

Из "Словаря сюжетов и символов в искусстве" Джеймса Холла:
Не дословно.

Рождество Христово.

Только Матфей и Лука описывают Рождество Христово.

Psalter. France. 13th century. Aix-en-Provence, Bibliothèque municipale, ms. 15, fol. IXr

Быть может, именно краткость их рассказа и отсутствие деталей вынудило средневековых авторов создать столь обширную литературу в дополнение к рассказу Матфея (2:1-12) о волхвах, принесших свои дары, и Луки (2:1-12) о Младенце, положенном в ясли, и о пастухах, приведенных ангелом, чтобы поклониться ему.


2.


Pamplona Bible, Navarre 1197. Amiens, Bibliothèque municipale, ms. 108, fol. 168r

К концу средневековья легенда превратила мудрецов-волхвов из жрецов в царей, сопровождаемых их свитами.

3.


Тревиньо, Кондадо-де-Тревиньо, провинция Бургос, Испания. (?)Из Церкви Апостола Петра / Iglesia de San Pedro Apóstol. Treviño. Condado de Treviño, Burgos. Pinturas góticas procedentes de la iglesia de Arana.

В хлеву появились вол и осел, пастухи понесли свои простые дары, а сама Дева Мария стала изображаться стоящей на коленях перед Младенцем, поклоняясь ему.

4.


The Magi. Detail of a miniature from the prefatory cycle of the Adoration of the Magi. Royal 1 D X, f. 2. Psalter. Origin England, Central (Oxford). 1st quarter of the 13th century, before 1220. Dimensions in mm: 350 x 240 (245 x 150), in one column. Language Latin. Script Gothic, written above top line. Parchment codex. The British Library.

1. Обустройство .

Матфей сообщает о мудрецах, следовавших за звездой, которые просто вошли в дом: "вошедши в дом" [Евангелие от Матфея, 2:11].

5-1.


Часослов Екатерины Клевской. Утрехт, Нидерланды, около 1440 года. MS M.917, стр. 237. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк

Лука говорит, что Мария положила Младенца "в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк., 2:7).

5-2.

Часослов Екатерины Клевской. Текст: латынь. Художник, называемый Мастер Екатерины Клевской. Утрехт, Нидерланды, около 1440 года. Темпера на пергамене. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк / Adoration of the Magi. Hours of Catherine of Cleves, in Latin. Illuminated by the Master of Catherine of Cleves. Utrecht, The Netherlands, ca. 1440. Tempera on vellum. 192 x 130 mm. MS M.917, p. 237. The Morgan Library & Museum. , zoom

Упоминание о пещере впервые сделано в ранней апокрифической Книге Иакова: "И нашел там пещеру, и привел ее... и облако сияющее появилось в пещере...

6.


, происходящего из францисканского монастыря Фрибург. Около 1300 года / Christmas scene in a 14th century manuscript. Graduale. Origin: Fribourg (Switzerland). Period: about 14th century. Fribourg/Freiburg, Couvent des Cordeliers/Franziskanerkloster, Ms. 9, f.11r.

И облако тогда отодвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился Младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии".

7.


Бревиарий из Норвича. Между 1322 и 1325 годами. Британская библиотека / Nativity. Stowe 12, f. 16v. Detail of an historiated initial "H"(odie) of the Nativity of Christ, at the beginning of the choir response during the morning prayers (lauds) for Christmas. Part 1 ff. 1-354. Breviary, Use of Sarum with Norwich variants ("The Stowe Breviary"). Origin: England, E. (Norwich). Date between 1322 and 1325. Language Latin. Script Gothic. Dimensions in mm 290 x 185 (200 x 125) in two columns. The British Library.

Апокрифическое Евангелие псевдо-Матфея (VIII(?) век) впервые упоминает о воле и осле: "Ангел снизошел и вступил в темную пещеру, которая при этом озарилась светом… На третий день Мария оставила пещеру и вошла в хлев и положила Младенца в ясли, и вол и осел поклонились ему".

8.

Рождество (Святая ночь). Ян Юст (Йост) Калькар, последователь. Около 1520. Дерево, масло. 85х57,5 см. Нидерланды. ГМИИ им. А.С. Пушкина , Москва. По клику:

Часто Рождество Христово изображается как ночная сцена, как ей и надлежит быть.

9.

Альбрехт Альтдорфер. Святая ночь (Рождество Христово). Около 1513. Государственные музеи Берлина. Берлин / Albrecht Altdorfer (1480-1538). Nativity. Circa 1513. Oil on lime. 36.6 × 26 cm. Gemäldegalerie, Berlin. via

Здание обычно обветшалое - символ Ветхого Завета, который теперь отменен с рождением Спасителя.

2. Поклонение Девы Марии .

Образ Девы Марии, стоящей перед Младенцем на коленях и поклоняющейся ему, восходит к рассказу Бригитты Шведской, в 1370 году посетившей Вифлеем и написавшей "Откровения" о своих видениях Девы Марии.

10.

Book of hours. Origin: Florence, Italy. 15th century. Genève, Bibliothèque de Genève, Comites Latentes 54, fol. 13r.

"Когда пришло время ей родить, сняла она свою обувь и белый плащ, сняла свое покрывало, и ее золотистые волосы упали ей на плечи. Тогда она приготовила пеленки и положила их рядом с собой. Когда все было готово, она опустилась на колени и стала молиться. Пока она так молилась, воздев руки, младенец неожиданно родился в таком ярком сиянии, что оно полностью поглотило слабый свет свечи Иосифа". Эта религиозная трактовка темы порой образует основу Sacra Conversazione /итал. Святое собеседование/ с предстоящими святыми и, возможно, донаторами.

11.

Calendarium (Prayer calendar), Latin Bible selections: Liber Psalmorum, Cantica with prayers; Hymns, etc. Origin: Germany. Period: 13th/14th. Cologny, Fondation Martin Bodmer, Cod. Bodmer 30, fol. 9v. Virtual Manuscript Library of Switzerland.

3. Две служанки .

Восточная Церковь имеет иную традицию представлять Рождество Христово.

12.

Nativity in Byzantine tradition with midwifes and Jesus first bath. 1131-1143. BL Egerton MS 1139, folio 2r. Psalter /The "Melisende Psalter". Languages Latin. Materials: parchment. Dimensions: 215 x 145 mm (text space: 135 x 75 mm). Script: Protogothic. Origin: Eastern Mediterranean (Jerusalem). British Library, London.

Византийские художники изображали действительные роды, когда Дева Мария лежит на кровати, а при ней две повитухи, одна из которых обмывает Младенца.

13.


Мастер дворцовой капеллы в Палермо. Мозаика из капеллы Палатина в Палермо. Около 1150, Капелла Палатина, Палермо, Сицилия. Мозаики в Палатинской капелле выполнены византийскими и местными мастерами.

Апокрифическая Книга Иакова повествует о том, как одна из повитух - - усомнилась в том, что Мария могла родить и сохранить при этом девство свое, и, чтобы удостовериться в этом, она коснулась ее.

14.


Мастер церкви Перивлепты в Мистре. Поздневизантийская живопись. Рождество Христово. Около 1348-1380. Фреска. Церковь Перивлепты, Мистра, Греция. via

Но в этот миг рука ее "отнялась как в огне". Затем, однако, рука исцелилась, когда Саломея взяла Младенца на руки.

15.

Вторая половина XVII века. Северная икона. Из праздничного ряда иконостаса церкви в Астафьево близ Каргополя. Каргопольский государственный музей , Архангельская область. via Natalia Komashko .

Этот сюжет, который можно встретить также и в западном искусстве, совершенно исчез из живописи после того, как был осужден Тридентским собором в середине XVI века.

16.

Мастер Франке, Алтарь св. Фомы, фрагмент левой внешней створки, сцена вверху. Рождество Христово. Около 1424, Кунстхалле, Гамбург

4. Дева Мария стоящая .

Другой рассказ приводит псевдо-Бонавентура (Джованни де Каулибус) в своих "Размышлениях": "Дева Мария поднялась ночью и прислонилась к колонне. Иосиф принес в хлев свечу и сноп сена, которое он положил на землю.

17.


The Missal of Urbain Bonivard, Prior of Saint Victor in Geneva. Origin: Geneva, Switzerland. 15th century. Genève, Bibliothèque de Genève, Ms. lat. 30b, p. 13r.

Сын Божий, выйдя из утробы матери, не причинив ей никакой боли, мгновенно перенесся на сено к ногам Девы Марии". Порой колонна является существенной особенностью конструкции хлева; а на земле лежит охапка сена или соломы.

Поклонение волхвов / «Поклонение царей» .

18-1.


. Мастер Ландеронского диптиха, Германия. XVI век. Дерево, масло. 157х63 см, 158х66 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина , Москва.

Волхвы, ведомые звездой, пришли с Востока, чтобы увидеть царя иудейского.

18-2.


Мария с младенцем. Поклонение волхвов

Иродом они были посланы в Вифлеем. Под предлогом, что он якобы сам хочет поклониться Младенцу, Ирод приказал волхвам сообщить ему о том, где Младенец находится. Однако на самом деле он боялся лишиться власти.

18-3.


Поклонение волхвов , фрагмент. Мастер Ландеронского диптиха, Германия. XVI век. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Волхвами, как свидетельствует история, были астрологи персидского двора, священники культа Митры, широко распространившегося в Римской империи в эпоху раннего христианства.

В настенной живописи римских катакомб и на некоторых византийских мозаиках волхвы носят типичные митраистские облачения и характерный «фригийский колпак» — своего рода шапочку с помпоном, спадающим наперед. Христианский писатель Тертуллиан (ок. 160-230) был первым, кто по-другому идентифицировал их, а именно, как царей. Их имена могли возникнуть в IX в. в Равенне.

19.

The Wise Men offering Christ gifts, from the Bedford Hours, France (Paris), c. 1410-1430, Add MS 18850, f. 75r. British Library.

В живописи раннего Возрождения волхвы одеты по придворной моде того времени. Один из них может иметь портретное сходство с покровителем художника, что являлось свидетельством приверженности патрона христианству.

20.


Наверное, самое знаменитое и многочисленное шествие волхвов. Фрагмент: процессия Молодого короля, восточная стена. Капелла волхвов в палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция, расписанная Беноццо Гоццоли в 1459-1460 гг. на сюжет прибытия волхвов в Вифлеем, в образе которых изображены члены семьи Медичи и многие их современники. По клику - разные фрагменты росписи соединенные в панораму, в новом окне / Chapel of the Magi. Frescoes by Benozzo Gozzoli. 1459. The Procession of the Three Kings - see in landscape mode.

В качестве приготовления к собственно поклонению волхвы иногда изображаются встречающимися на своем пути или шествующими вместе, каждый со своей свитой, направляемые путеводной звездой. Так они изображаются на фресках и в скульптуре, а также в иллюминированных манускриптах позднего средневековья.

21-1.


Мастер больницы Святой Анны . Работал в Антверпене во второй четверти XVI века. Поклонение волхвов со сценами Рождества и Принесения во храм. Переносной триптих, фрагмент. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Собственно сцена поклонения представляет Каспара или Яспира, самого старшего; он стоит коленопреклоненный перед Христом, сидящим на коленях у Марии. Каспар преподносит золотые дары.

21-2.


Мастер больницы Святой Анны . Работал в Антверпене во второй четверти XVI века. Поклонение волхвов со сценами Рождества и Принесения во храм. Переносной триптих. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

За ним стоят чернокожий Балтазар и Мельхиор - самый младший.

22-1.

Поклонение волхвов , фрагмент. Переносной триптих. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.

Свита волхвов часто демонстрирует очевидные знаки их восточного происхождения: тюрбаны, верблюды, леопарды, или, как нередко бывает, звезду и сарацинский полумесяц. Обычно в этой сцене присутствует Иосиф.

22-2.


Антверпенcкий мастер. Около 1520-1530. Поклонение волхвов . Переносной триптих. На правой створке - Св. Иосиф. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.

На заднем плане часто можно видеть Благовестие пастухам. На некоторых более поздних картинах, особенно XVII века, присутствует Дева Мария — она стоит. Вместилищем для даров волхвов, обычно на картинах XVI века, часто оказываются творения золотых дел мастеров, современников данного художника. Матфей ничего не говорит, сколько было волхвов, хотя число «три» можно вывести из числа даров. В раннехристианском искусстве волхвов бывает два, четыре, а порой и шесть.

В представлении людей Позднего средневековья волхвы, отдавая дань уважения Христу, явились, дабы персонифицировать три известных тогда части света — Европу, Африку и Азию. Отсюда традиционное изображение Балтазара - Африка как чернокожего. Но этот сюжет использовался также для того, чтобы символизировать подчинение светской власти Церкви. Этим и определяется то большое значение, которое этот сюжет имел в христианском искусстве. Праздник Богоявления - 6 января славит определенные моменты, в частности, поклонение волхвов, когда Христос предстал перед народом.

24.


Терфенс, Австриия / Terfens. , via

В то время в Иудее царём был Ирод. Иудейское царство входило в состав Римской империи, потому что римляне захватили Иудею. Римский император Август издал приказ, по которому каждый человек должен был пройти регистрацию и записаться там, где жили его родители.

Для этого Иосиф и Мария отправились из города Назарет в Вифлеем. Когда они пришли в Вифлеем, то не могли найти, где остановиться на ночь. В домах и в гостиницах не было места для них. Поэтому они остановились около города - в пещере, куда пастухи загоняли овец во время дождя.

В этой пещере ночью у Марии родился Младенец Иисус Христос. Она положила Богомладенца в ясли, куда кладут корм для скота.

Пастухи первые узнали о рождении Иисуса. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг перед ними явился ангел Божий, и их осветил свет. Пастухи испугались.

Ангел тогда сказал: “Не бойтесь! Я хочу сообщить вам большую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей. Только что родился Сын Божий - Он Спаситель и Господь.”

Как только ангел сказал это пастухам, внезапно около пастухов появилось много других ангелов. Они славили Бога и пели: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение” (Слава Богу на небе, и на земле мир, Бог милует людей).

Тогда пастухи стали говорить друг другу: “Пойдём в Вифлеем и посмотрим, где родился Господь.”

Они вернулись и пришли в пещеру, там они увидели Марию, Иосифа и маленького Иисуса. Они поклонились и рассказали Марии о том, что видели и что слышали от ангелов. После этого пастухи возвратились к своим стадам. Мария запомнила всё, что сказали ангелы.

Через восемь дней после рождения Христа. Богоматерь с Иосифом назвали Его Иисус. Это имя значит Спаситель.

Притчи о блудном сыне, о милосердном самарянине, о мытаре и фарисее, о судье неправедном.

Притчи о блудном сыне

К Иисусу Христу часто приходили грешники и мытари, чтобы послушать слово Его. Фарисеи же и книжники роптали на Него, говоря: “Он принимает грешников и ест с ними.”Тогда Господь рассказал им притчу о милосердии Бога к грешникам, которые каются в своих плохих делах.

У одного человека было два сына. И сказал младший из них отцу: “Отец! Дай положенную мне часть имения.” Отец разделил своё имение и исполнил его просьбу. Через несколько дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю страну и там растратил своё имение, живя распутно. Когда все деньги кончились, в той стране настал великий голод, и он начал нуждаться. Тогда он попросился жить к одному из граждан той страны, а тот послал его на свои поля пасти свиней. И он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.



Опомнившись, он вспомнил о своем отце, как ему хорошо жилось дома, и стал жа-леть, что поступил плохо. “Сколько работников в доме отца моего едят хлеб с избытком, - размышлял он, - а я умираю здесь от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу: Отче! Я согрешил против Неба и перед тобой, и поэтому уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число работников твоих.” Так он и сделал. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам пошел навстречу сыну, пал ему на шею и целовал его. Сын сказал ему: “Отче! Я согре-шил против неба и перед тобой и уже недостоин называться сыном твоим.”

А отец повелел рабам принести лучшую одежду и одеть его, дать перстень (кольцо) на руку его и обувь на ноги и заколоть откормленного теленка. “Станем есть и веселиться, - сказал отец, - потому что этот сын мой был мёртв и ожил, пропал и нашелся.” И начали все веселиться.

В это время старший сын возвращался с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: “Что это такое?” Слуга сказал ему: “Брат твой вернулся, и отец заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым.”

Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его. Тогда старший сын стал укорять отца: “Я столько лет служу тебе и никогда не нарушал твоих приказаний, но ты никогда не дал мне даже козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. Когда же пришел этот сын твой, расточивший имение с блудницами, ты заколол для него откормленного телёнка.”

Отец же ответил ему: “Сын мой! Ты всегда со мной, и все мое - твоё. А о том надо радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.”



В этой притче под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник. На блудного сына похож каждый человек, который своей душой удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни. Своими грехами он губит свою душу и все дарования, какие получил от Бога: жизненные силы, здоровье и способности.

Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждой на милосердие, то Господь с небесными ангелами радуется обращению грешника и прощает все грехи, как бы велики они ни были.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения и радоваться обращению грешников.

Глава 7. РОЖДЕСТВО И ПАСТУХИ.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им ангел господень, и слава господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом спаситель, который есть Христос господь… Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам господь, и поспешив пришли, и нашли Марию, и Иосифа, и младенца, лежащего в яслях.

Лука, глава 2, стихи 8-11, 15-16

Мы уже знаем, что Иосифу достаточно было увидеть сон, и он сразу успокоился. Этот образцовый жених обещал стать идеальным супругом. Напрасно, ей-ей напрасно, Мария боялась замужества!

Сразу же после брачной церемонии плотник заявил, что они с женой будут спать на разных постелях. Остался ли он верен своему слову? Евангельская легенда не содержит на сей счет никаких указаний. Все дальнейшее говорит за то, что непорочная дева из Назарета не всегда столь сурово относилась к своему почтенному супругу. Однако не будем забегать вперед.

Истина вынуждает признать (и мы охотно это делаем), что, по крайней мере поначалу, Мария довольствовалась единственным посещением святого духа. Священный текст, приводимый профессором факультета богословия в Руане аббатом Фуаром в его книге «Жизнь Иисуса», гласит: «После брачной церемонии молодая супруга вернулась в свой дом; но Иосиф не знал ее до того дня, когда она родила сына и нарекла его Иисусом» (выдержка из Вульгаты).

– Ну, а потом? – спросит любознательный читатель. Потом?.. Это мы увидим.

Иосиф со своей стороны очень гордился честью, которая выпала на его долю. Пусть он не был отцом мессии, но хотя бы именоваться таковым – это вам тоже не шутка! Он с радостью объявил себя законным папашей ожидавшегося младенца и окружил Марию самой нежной заботой.

В те дни вышло от цезаря Августа повеление сделать перепись всех подданных Римской империи. Иудея составляла тогда часть этой могущественной державы; управляли ею уполномоченные цезаря, одним из которых был и упомянутый выше царь Ирод.

По повелению императора, каждый подданный записывался не там, где он родился или проживал, а в том месте, откуда происходила его семья или род. Поэтому Иосифу, принадлежавшему к роду Давидову из города Вифлеема, пришлось идти записываться в Вифлеем.

Время для путешествия оказалось весьма неудачным: надо было покидать Назарет, а Мария была уже на сносях.

Едва супруги добрались до Вифлеема, у молодой женщины начались родовые схватки. Иосиф сунулся в гостиницу, но, увы, все номера были заняты приезжими.

Что оставалось делать? Пришлось искать хоть какое-нибудь пристанище.

Устроились в первом же попавшемся хлеву. И тут холодной зимней ночью, лишенная чьей бы то ни было помощи, Мария родила нашего героя прямо на соломе, служившей подстилкой скотине. Поистине удручающая обстановка для появления на свет божества!

Однако не станем сокрушаться по поводу этого скорее комичного, нежели печального происшествия. Ведь не следует забывать, что Иисус все предвидел и сам пожелал для себя такой жалкой участи, что никто не заставлял его родиться в хлеву и что только по собственному желанию Иисуса бык и осел были удостоены чести услышать его первый божественный крик. Прибережем наше сочувствие для тех поистине несчастных людей, которые ни за что ни про что терпят бедствия и пострашнее.

Иосиф же был счастлив: вот он, вот его мессия, он держит его в своих руках, он пеленает его, он делает ему «агуагу»! Именно он, и никто иной, будет отныне считаться папашей малютки. Какая слава!

О том, что Иосифу на роду было написано изумляться, не приходится и говорить. Но сюрпризы для него только начинались.

Прежде всего, со всех окрестных холмов стали стекаться пастухи, чтобы поклониться его сыну.

Вы не верите, что в самый разгар зимы – дело-то происходило 25 декабря – по холмам бродили пастухи? Да, да, любезный читатель, самые настоящие пастухи, те, что в холодную зимнюю ночь пасли стада. Вас это удивляет? А между тем церковь ручается нам за это своим святым словом.

Пастухи эти находились на холмах Вифлеема и сторожили там овец. Внезапно они увидели яркое сияние. Небеса разверзлись, и оттуда градом посыпались ангелы; они стали трубить в свои трубы и подняли невообразимый шум. Шум, должно быть, и впрямь был оглушительный, ибо, как говорит святой Лука, пастухи «убоялись страхом великим».

– Не бойтесь, пастухи, – сказали им ангелы. – Мы явились, чтобы возвестить великую радость вам и вашему народу. Слушайте же: только что родился спаситель. Идите в город по главной дороге, а там сверните в третью улицу налево. Не доходя пятьдесят шагов до шестого фонаря вам попадется небольшой сарай, дверь его будет приоткрыта. В сарае вы увидите молодую женщину, быка, старца, осла и голенького младенца. Этот младенец и есть мессия. Вы читали книги пророков? Ну конечно, не читали, ведь вы же неграмотные. Но это неважно: знайте, что пророки возвестили приход мессии; весь мир ждет его вот уже четыре тысячи лет, как видите, не со вчерашнего дня. Сегодня долгожданный мессия у вас под носом. Идите же в Вифлеем, да поживее, и вы узрите его!

Пастухи встали, а ангелы, возносясь туда, откуда они низринулись, заголосили во все горло: «Осанна! Осанна! Осанна небесам, и на земле мир, и в человеках благоволение!»

Не прошло и часу, как пастухи уже заполнили хлев и распростерлись перед малышом, который визжал, как обычно визжат дети его возраста. Они поклонялись ему, дарили масло, молоко и сыры всевозможных сортов.

Иосиф благодарил их, пожимал им руки и запихивал сыры в свою котомку. Со слезами радости на глазах он говорил:

– Это я для ребенка!..

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Сын Человеческий автора Смородинов Руслан

22. Пастухи, волхвы и звезда Мессии Доказав, что Иисус не мог родиться в Вифлееме, мы автоматически доказали мифичность рассказов о поклонениях пастухов и волхвов, ибо евангелисты утверждают, что эти поклонения происходили именно в Вифлееме.Однако рассмотрим, откуда

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

ВОЛХВЫ И ПАСТУХИ Мы привыкли видеть спокойный, семейный, полусказочный лубок Рождества: волхвы, ангелы, пастухи, улыбка Матери и теплое дыхание животных у яслей...Но смотрите, какие тревожные нотки еще есть в евангельском рассказе о Рождестве. Отнюдь не из идиллической

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

В каком родстве, согласно Библии, состоят пастухи и музыканты? Согласно ветхозаветному тексту, отцом «живущих в шатрах со стадами» был Иавал, а отца «всех играющих на гуслях и свирели» звали Иувал. Оба они были сыновьями Ламеха (потомка Каина, старшего сына Адама и Евы, в

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

11:4–17 Пастухи и овцы Этот раздел описывает пророка в образе пастыря овец, обреченных на заклание, который долгое время действует в их интересах, а впоследствии оставляет их, сломав пастырские посохи (4–14). Затем он представляется глупым пастухом, который оставил стадо и

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Пастухи - первые благовестники. Евангелие от Луки 2:17-20 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём. И возвратились пастухи, славя и

Из книги Бхагавата Вахини автора Баба Шри Сатья Саи

35. Пастухи, пастушки и пастырь (гопалы, гопи и Гопал) Мудрому Шукадеве очень хотелось, чтобы царь Парикшит увидел Божественные Игры Господа в их истинном свете. "Махараджа! Парикшит! - сказал он, - кто может описать неземное обаяние Кришны, чей нежный Образ был самим

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

Пастухи приходят к Младенцу Неподалеку на большом поле сидели пастухи и грелись у костра. Вокруг них бродили и блеяли овцы. Спать пастухам было нельзя. Заснешь – овцы разбегутся.И они разговаривали и пели, чтобы не уснуть.Вдруг пастухи услышали, что кто-то тихо подпевает

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Пастухи и овцы 1 Было ко мне слово Вечного:2 - Смертный, пророчествуй пастухам Исраила. Пророчествуй и скажи им: Так говорит Владыка Вечный: «Горе пастухам Исраила, которые заботятся о самих себе! Разве не об отаре должны заботиться пастухи? 3 Вы едите жир, одеваетесь в

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Хороший и плохой пастухи 4 Так говорит Вечный, мой Бог:- Паси овец, обречённых на убой. 5 Покупатели безнаказанно убивают их; те, кто продал их, говорят: «Слава Вечному, я разбогател!» - и пастухи о них не жалеют. 6 Ведь Я больше не стану жалеть обитателей страны, - возвещает

Из книги Жизнь Исуса Христа автора Фаррар Фредерик Вильям

Пастухи и овцы 1 Было ко мне слово Господа:2 - Сын человеческий, пророчествуй против пастухов Израиля. Пророчествуй и скажи им: «Так говорит Владыка Господь: Горе пастухам Израиля, которые заботятся о самих себе! Разве не об отаре должны заботиться пастухи? 3 Вы едите жир,

Из книги Козельщанская икона Божией Матери, Козельщанский женский монастырь автора РПЦ

Хороший и плохой пастухи 4 Так говорит Господь, мой Бог:- Паси овец b, обреченных на убой. 5 Покупатели безнаказанно убивают их; те, кто продал их, говорят: «Слава Господу, я разбогател!», и пастухи о них не жалеют. 6 Ведь Я больше не стану жалеть обитателей страны, - возвещает

Из книги «Тайны Вечной Книги». Каббалистический комментарий к Торе. Том 1 автора Лайтман Михаэль

ГЛАВА I Рождество В полутора верстах от Вифлеема есть небольшая долина, где, под тенью оливовой рощи, стоит простая, как будто запущенная часовня во имя Ангела-Благовестника пастухам. Глядя на эту местность, св. пророк Михей восклицал: И ты, Вифлеем Евфрафа, мал ли ты между

Из книги Рождественская книга для детей [антология] [Художник Д. Ю. Лапшина] автора Антология

Из книги автора

Стада и пастухи внутри нас – Лот и Авраам вышли из Египта:/7/ И ПРОИЗОШЕЛ СПОР МЕЖДУ ПАСТУХАМИ СТАД АВРАМА И ПАСТУХАМИ СТАД ЛОТА; А В ТОЙ СТРАНЕ ОБИТАЛИ ТОГДА КНААНЕИ И ПРИЗЕИ. /8/ И СКАЗАЛ АВРАМ ЛОТУ: «ПУСТЬ НЕ БУДЕТ РАСПРИ МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЮ И МЕЖДУ МОИМИ ПАСТУХАМИ И ТВОИМИ

Из книги автора

Анна Зонтаг Пастухи вифлеемские В эту ночь весь Вифлеем был погружён в глубокий сон; не спали только некоторые пастухи, которые стерегли в поле стада. Они были добрые люди. Души их были чисты и ясны, как сияющее над ними безоблачное небо; кротки и спокойны, как охраняемые

Во второй главе Евангелия от Луки описаны эпизоды Рождества Христова, известные как "Благовестие пастухам" и "Поклонение пастухов":

"В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было ".

В православной традиции считается, что пастухам, работавшим неподалёку от Вифлеема, явил благую весть архангел Гавриил, как и при Благовещении Деве Марии.
Почему же именно пастухи стали первыми людьми, узревшими Христа? Из некоторых мест Талмуда следует, что Мессия, по верованию иудеев, должен был появиться в «башне стада», которая находилась близ города Вифлеема, по дороге к Иерусалиму. Стада, которые паслись здесь, назначались для храмовых жертв, а, следовательно, пастухи, которые стерегли их, не были обыкновенными пастухами. Понятно, что эти пастухи, связанные с храмом, знакомы были с идеей Мессии пламенно ожидали его. Пастухам дается знать, что отныне наступает время, когда им уже не нужно будет гонять в храм животных для заклания, что теперь грехи всего человечества берет на себя родившийся Мессия. Существует и другая точка зрения, почему ангел явился именно пастухам. Феофилакт Болгарский пишет: "Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных, ибо и древние патриархи, Иаков, Моисей и Давид, были пастырями. Ангел не явился в Иерусалим фарисеям или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы; а те, не будучи коварны, удостоились божественных видений. Господь показал этим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всём этом ".

Пастухи, увидев младенца, рассказывают всем об этой новости - поэтому они и есть первые евангелисты.

Уильям Блейк. Благовестие пастухам



Выбор редакции
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...

В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...

Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...
по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...
Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...
Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...