Архитектура города Слободской. Часть 3.

Первую и вторую части большой статьи Вы можете найти тут и тут.

Город Слободской в XVII веке и первой половине XVIII века утвердил позиции значительного узлового центра, динамично рос и развивался. Естественный эволюционный ход дальнейшего архитектурно-планировочного развития города изменяют радикальные общегосударственные преобразования.

План города Слободского был разработан  в 1780 году. В полной мере план воплотил градостроительные идеи классицизма – логическую осмысленность зонирования, геометрическую правильность планировки и застройки. Согласно этому плану, город получил 56 прямоугольных кварталов: семь “дольных” улиц, спроектированных вдоль рек Вятки и Спировки, и десять поперечных улиц.

Главными назначались следующие: пятая широкая улица Вятская, сориентированная на кремль, и третья меридиальная улица Глазовская (Советская), ведущая от мужского монастыря к южному “выходу” из города. На пересечении главных улиц к Глазовской (Советской) улице примыкала главная городская площадь Красная. Известный план 1805 года свидетельствует о том, что за 21 год новая планировка почти окончательно сформировалась. Исключения составили кварталы, примыкающие с юга к Красной площади.

Со временем площадь обустраивалась гражданскими и общественными зданиями. В конце XIX века на южной ее оконечности сооружаются торговые ряды. Западную границу очерчивает улица Глазовская (Советская), где в 1800 году возводится двухэтажное здание Городской управы, своим архитектурным решением определившее ее масштаб и архитектурный тон.

Главная доминанта – колокольня Преображенской церкви была воздвигнута на Красной площади в 1823 году. Построенная в форме поздней классики колокольня задала ведущую тему, которую через 20 лет “поддержал” выполненный в классических же формах “Г”-образный корпус “гостиного двора”, замкнувший северную границу площади. Древние храмы торга вместе с церквями и колокольнями кремлевского комплекса активно включались в ансамбль новой городской площади.

Стройная вертикаль многоярусной колокольни приняла на себя главенствующее положение в пространственной композиции площади, объединила ее разновременные постройки, явилась главным высотным и архитектурным ориентиром города.

Творческими усилиями профессиональных зодчих, четко воспринимавших идеи и замыслы предшественников, планомерно и последовательно формировался единый архитектурный ансамбль города, впитавший гармонию разных эпох.

Источник: Слободской. Века назад: сборник материалов. Составитель В.В. Полуэктов. — Киров: ООО «Кировская областная типография», 2013. — 132 с. — с.12. 

Фото: kipov.ru

 

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *