Воздвижение креста господня что значит. Праздник Воздвижения Креста Господня: что можно и нельзя, обычаи и молитвы


Воздвижение Креста Господня - один из главных церковных праздников. Это православное торжество имеет богатую историю и множество традиций.

Каждый год верующие празднуют обретение Креста , на котором был распят Иисус. Эту святыню нашли после продолжительных поисков и передали в церковь, чтобы каждый уверовал в истинную силу реликвии, смог помолиться об исцелении от болезней .

История обретения Креста Господня

После распятия Иисуса иноверцы захотели избавиться от любых доказательств жизни Мессии. По преданию, на горе после страшной казни выстроили языческий храм, засыпав место трагедии огромным количеством земли. Однако верующие не оставляли попыток найти святыню и в течение трех веков продолжали неустанные поиски. В конечном итоге языческий храм был разрушен, а после тщательных раскопок наконец-то удалось обрести утерянную реликвию. В источниках, описывающих находку, сказано о трех найденных крестах. Чтобы определить, какой из крестов является тем самым, была приглашена женщина, страдающая неизлечимым заболеванием. Она прикоснулась к истинному кресту и чудесным образом избавилась от болезни.

Это предание еще раз доказывает истинную мощь Высших Сил и то, что Господь заботиться о всех живущих, помогая им справиться с трудностями.

События прошлых лет позволили церкви учредить один из самых главных праздников, и уже с 335 года нашей эры в календаре праздничных дат появилось еще одно название — празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня . Ежегодно 27 сентября множество верующих собираются в церквях. Паломники отправляются в Иерусалим, где по-прежнему хранится самая большая часть святыни. Кроме того, частицы Животворящего Креста есть еще приблизительно в 15 храмах.

Традиции православного праздника

По традиции с самого утра верующие отправляются на торжественные службы, которые начинаются со всенощного бдения и завершаются выносом Креста для поклонения. До 4 октября святыня находится в свободном доступе.

Наши предки в день празднования совершали крестные ходы, славя Господа и прося у него защиты от любой напасти, в том числе от болезней, мора животных и стихийных бедствий. По традиции в праздничный день с полей убирали последние сжатые снопы, благодаря Высшие Силы за помощь и хороший урожай. Также на полях проводили обряды , чтобы и будущий год не был голодным.

В этот день запрещено ходить в лес, чтобы не потревожить животных, собирающихся впасть в спячку до наступления весны. Считалось, что тем, кто ослушается, грозили всевозможные беды и даже болезни. Землю тоже не тревожили, сбор урожая прекращали.

В день Воздвижения старались уберечься от нечисти, которая в этот день могла навредить. Обязательно защищались оберегами от порчи и сглаза , а также старались не выходить из дома в темное время суток без особой нужды.

Хозяйки 27 числа готовили сладкую кашу, чтобы угостить ею хранителей дома: домовых, овинников, банников. Считалось, что угощение помогало задобрить их , и духи соглашались помогать домочадцам вести хозяйство и защищали их от любого зла.

По церковным традициям в день праздника полагается воздерживаться от пищи животного происхождения, а также отказаться от увеселительных мероприятий, бранных слов и неблаговидных поступков. После посещения церкви наши предки обязательно расставляли по углам своего жилища свечи и возносили молитвы, защищающие дом и семью .

Приметы в день праздника

  • По примете, в этот день нечисть может разгуляться. Чтобы прогнать ее, читали молитвы и на двери крест мелом рисовали. В хлев вешали обереги, чтобы скотину нечистый дух не обидел.
  • Птицы, поднявшиеся на крыло, указывали на приближение заморозков и наступление ранней зимы.
  • В день праздника милостыня, поданная просящим, привлекала удачу и процветание в дом, если была отдана без корысти и от чистого сердца.
  • Нового дела не начинают — не выгорит.
  • Брань и дурное настроение за порогом оставляй, иначе беда в дом постучится.

Священнослужители призывают отметить праздник в кругу семьи и после посещения церкви устроить скромный обед для всех родственников. В этот светлый день можно избавиться от любых неприятностей и оставить обиды за спиной. Счастья вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

20.09.2018 14:24

Воздвижение является одним из великих церковных событий. Чтобы беды и неудачи обошли вас стороной, соблюдайте...

27 сентября 2020 года православная церковь отмечает двунадесятый праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в память об обретении этой реликвии возле Голгофы, где был распят Иисус Христос.

Матери императора Константина Великого, царице Елене, которая отправилась в 326 году в Палестину, удалось обнаружить Гроб Господень, Крест, сделанную по приказанию Пилата дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

C VII века с этим днем также стали соединять память о возвращении византийским императором Ираклием Животворящего Креста из Персии. Согласно преданиям, и при обретении, и по возвращении Креста священник поднимал его три раза, чтобы паства могла его видеть, поэтому праздник получил такое название.

Традиции празднования Воздвижения Креста Господня

За несколько веков сложились его традиции, а также множество поверий и примет на Воздвижение Креста Господня. Далее мы расскажем, что можно и что нельзя делать в день этого церковного праздника.

Праздник имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь – попразднества (с 28 по 4 октября). Кроме того, Воздвижению предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.

В этот день верующие посещают храмы, где проводятся торжественные богослужения. Кульминационным моментом праздника становится вынос Креста первенствующим священником или епископом в фиолетовом облачении. Паства целует святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем.

Прихожане возносят молитвы перед иконой Воздвижения Креста Господня. Она помогает обрести силу духа, к ней обращаются о даровании милости Божьей в различных испытаниях, об исцелении от болезней. В прежние времена говорили, что если с верою помолиться на Воздвиженьев день, то Животворящий крест и со смертного ложа подымет.

Также на Воздвижение принято устанавливать кресты на строящихся храмах, святить небольшие церкви и часовни.

Что можно и что нельзя делать на Воздвижение Креста Господня?

Верующие вспоминают не только о величии и торжестве победы Господа над смертью, но и о Его страданиях на Кресте. И хотя на этот день приходится праздник, принято соблюдать строгий пост.

Согласно церковному уставу, нельзя включать в рацион мясные и молочные продукты, яйца, рыбу. Считается, что тем, кто постится, будут прощены семь грехов, а кто не постится, на того семь грехов воздвигнутся.

Как и в другие церковные праздники, запрещается заниматься тяжелым трудом, например, делать ремонт, а также выполнять различные работы по дому (шить, вязать, вышивать и т. п.).

Нельзя ссориться и ругаться с кем-либо, особенно с близкими людьми, так как отрицательная энергия обязательно вернется вам втройне.

Ряд примет на Воздвижение связан с этим атрибутом. Как верили в народе, в это время шла борьба между честью и нечестью, правдой и кривдой, которые «воздвигались» друг на друга. Благодаря поднявшемуся из недр земли Господнему Кресту силы добра одерживали верх.

Что было принято делать на Воздвижение Креста Господня?

Чтобы оградить себя от действия злых сил, люди рисовали кресты на дверях своих домов, притолоках или матицах (толстых балках, располагавшихся поперек зданий).

В старину кресты рисовали чесноком, углем, мелом, иногда – кровью животных, которых принесли в жертву, или просто вырезали ножом. А чтобы защитить от злых духов скот, в ясли клали небольшие деревянные крестики.

Видимо, еще с языческих времен отмечались «овинные именины» – то есть именины духа, живущего в овине. Овином называли строение для сушки снопов перед молотьбой. Овинника не тревожили, стараясь не проводить здесь работы, и оставляли ему угощение.

Некоторые другие поверья и приметы на Воздвижение Креста Господня также уходят корнями в язычество.

Что по приметам запрещалось делать на Воздвижение?

Один из запретов касался посещения леса. Считалось, что возрастает риск быть укушенным змеями, так как в этот день они сползаются со всех сторон, чтобы уйти в землю до весны. Чтобы змеи не заползали в дома, люди крепко-накрепко закрывали ворота.

В лес также старались не ходить, чтобы не повстречаться с лешим, который устраивал осмотр своих владений и считал зверей. Полагали, что человек, случайно попавшийся ему на глаза, тоже может быть посчитан, после чего никогда не сумеет выйти из леса и вернуться домой. Леший мог сбить человека с дороги или сильно напугать так, что тот лишался рассудка.

Этот праздник в народе также назывался «капустницами». Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки:

  • «Воздвиженье – капустница, капусту рубить пора!»,
  • «Смекай, баба, про капусту – Воздвиженье пришло»,
  • «То и рубить капусту, что с Воздвиженья»,
  • «На Воздвиженье первая барыня – капуста»,
  • «На Воздвижение у доброго молодца капуста у крыльца» и другие.

Не удивительно, что немало поверий и примет на Воздвижение Креста Господня связано с этим обычаем.

Девушки ходили друг к другу в гости рубить капусту, пели песни и вели веселые разговоры – такие вечеринки получили название «капустников». Чтобы выглядеть привлекательными в глазах парней, которые им нравились, накануне вечерок девушки читали определенные заговоры.

После заготовки капусты устраивались гуляния, которые нередко приводили к свадьбам на Покрова.

Какие поверья и приметы на Воздвижение сохранились до наших дней?

Что же нельзя делать на Воздвижение Креста Господня? По негласным правилам не стоит начинать новые дела, так как все, начатое в этот день, окончится полной неудачей или будет бесполезно.

Кроме того, известно множество погодных примет, которые связывают с праздником Воздвижения Креста Господня. Считается, что осень в это время передает свои права зиме. Недаром Воздвижение называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем, имея в виду движение, изменение состояния.

Если в этот день дует северный ветер, то лето в следующем году будет теплым; западный же ветер предвещает плохую погоду в летние месяцы.

В это время птицы улетают на юг. Если журавли летят не торопясь, достаточно высоко и курлычут, то осень будет теплой. Увидев птиц, люди старались загадать желание, которое, как полагали, непременно сбудется.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

Что такое Воздвижение Креста Господня

Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня - двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение - Господский праздник.

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника - 4 октября. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных - строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

События Крестовоздвижения

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю - 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.

Воздвижение - это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Молитвы Воздвижения Креста Господня

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод:

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак Воздвижения Креста Господня

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Перевод:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Величание Воздвижения Креста Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Икона Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа - фигуры царя Константина и царицы Елены.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других – безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, – после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.

И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, – ничем другим нельзя откупиться за любовь.

И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, – времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, – только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер – неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

Адрес храма: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 147.

Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 годах, потому что существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, – и от этой ветхости вся разселась…». Новый храм был с колокольней. В конце XVIII веке его перестроили.

Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Святыни - особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сел Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.

Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.

В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658-ом, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.

В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.

В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и , который был расстрелян в декабре 1937-го на Бутовском полигоне.

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000-го, после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Воздвиженка - улица в Москве

Воздвиженка - улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII - начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка - часть торговой дороги в Смоленск. В XV - первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» - предместье).

В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы. В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновская армия. В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь.

В 1935-ом Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 - в улицу Калинина. В 1963-90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название.

Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь располагался Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Построили его не позже 1547 года.

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя. Священника этого храма Александра Сидорова в 1931-ом арестовали. Он погиб в концлагере в Кеми.

Народные традиции праздника Крестовоздвижения

На Руси праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции.

В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!». «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!». «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!». «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!». «Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!».
День был постным: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!».
Праздник Воздвижения именовали также «капустницами». «Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!». Еще приговаривали: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!». Молодежь устраивала «Капустенские вечерки»; они длились две недели.

Поговорки о Крестовоздвижении

Все поговорки и пословицы, приуроченные к празднику Воздвижения Креста, посвящены теме приближающейся осени либо строгому посту в этот день. Например: “Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!”, “Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!”, или: ” Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!”, “На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась”.

Приметы же, которые тоже связывают с этим праздником, как и любые другие суеверия, не имеют никакого отношения к церковному вероучению и Церковью осуждаются.

Праздник, посвященный Кресту Спасителя, на котором Христос страдал и умер, символизирует поднятие Креста из земли после того, как его там обнаружили.

Это один из 12 главных праздников церковного календаря – дата торжества из года в год остается неизменной.

После распятия и воскрешения Иисуса, язычники, пытавшиеся стереть из памяти людской всеми способами воспоминания об этом событии, засыпали землей Голгофу и Гроб Господень, а на их месте возвели храм и поклонялись своим идолам.

Величайшая святыня христианства была обретена вновь при Константине Великом (306-337) - через 300 лет.

Рассказывает историю Воздвижения Креста Господня, почему постятся в праздник и какие молитвы читать в этот день.

Воздвижение Креста Господня

Установление праздника Воздвижение Креста Господня связано с событиями IV века – именно тогда Святой Константин объявил христианство, прежде гонимое римскими императорами, государственной религией империи.

Равноапостольный Константин, взойдя на престол, задумал построить храмы Божьи на месте рождения, страданий и воскресения Спасителя и других и найти Крест, на котором распяли Христа.

© AP Photo / Tsafrir Abayov

В Иерусалим с этой целью в 326-м отправилась равноапостольная Елена – мать императора. После долгих поисков выяснилось, что о местонахождении Креста Господня знает престарелый еврей по имени Иуда.

Он рассказал, что святыня, заваленная землей и мусором, брошена в одной пещере. Ориентиром служил языческий храм, выстроенный на этом месте.

По приказу Святой Елены здание разрушили и откопали пещеру. В ней нашли три креста и дощечку с надписью: "Иисус Назарянин, царь Иудейский", лежащую от них отдельно.

Чтобы выяснить, который из трех крестов есть Крест Господень, по совету Иерусалимского Патриарха Макария один за другим их стали подносить к тяжело больной женщине. Чудо произошло, когда на женщину возложили третий крест - она сразу же выздоровела.

Предание повествует, что в это время мимо несли для погребения умершего. Когда на покойного возложили третий крест - он ожил. Так узнали Крест Спасителя, через который Господь показал его животворящую силу и совершил чудеса.

Чтобы множество людей, собравшиеся на месте обретения Креста Господня, смогли увидеть святыню, Патриарх Макарий, вместе с другими духовными лицами, стал Крест высоко поднимать или воздвигать, как говорили раньше. Так произошло название праздника.

История праздника

Воздвижение Креста Господня - единственный церковный праздник, который начали праздновать одновременно с самим событием, ему посвященным. Во всех православных храмах в этот день проходят праздничные службы – во время литургии Крест для поклонения торжественно выносят из алтаря на середину храма.

Праздник Воздвижение Креста Господня имеет один день предпразднства (26 сентября) и семь - попразднства. Отдание праздника отмечают 4 октября.

Суббота и воскресенье (Неделя), предшествующие празднику Воздвижения, называются субботой и Неделей перед Воздвижением.

В день праздника, в память крестных страданий Спасителя, установлен строгий пост – в этот день дозволяется пища с растительным маслом.

С днем обретения Креста Господня, в VII веке соединилось воспоминание о его возвращении из Персидского плена. Персидский царь, завоевав и разграбив Иерусалим в 614-м, среди прочих сокровищ забрал и Древо Животворящего Креста Господня.

Четырнадцать лет пребывала святыня у иноземцев. Крест Господень вернулся в Иерусалим лишь в 628-м, когда император Ираклий, одержав победу над персами, заключил с ними мир.

Дальнейшая судьба святыни достоверно неизвестна – говорят, что его, разделив на части, разнесли по всему миру.

Часть Креста Господня покоится, по сей день, в греческом храме Воскресения в Иерусалиме.

Празднику Воздвижение Креста Господня посвящена икона - искрение молитвы перед ней помогают многим исцелиться.

Молитвы Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня - один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви.

Воздвижение Креста Господня: история

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.

В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!»

Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова . Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

Иконы Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа - фигуры царя Константина и царицы Елены.

Молитвы

Тропарь, глас 1

Кондак, глас 4

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Припевы

Ирмос 9-й песни

Песнопения Кресту Господню

Хор Православного Братства во имя Архистратига Михаила.

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Причастен Крестовоздвижению и в Неделю Крестопоклонную

Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДА

Радуйся Живоносный Kресте .

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, oружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение: пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.

Воздвижение - это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Чин Воздвижения Креста

Чин Воздвижения Креста совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя… , состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame , около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.



Выбор редакции
Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...

На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...

«Вся наша жизни - игра» утверждают люди, наносящие себе татуировку с игральными костями. Не удивительно что, такая тату стала символом...

О нательных крестах. Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на человека в Таинстве Крещения во исполнение слов...
На протяжении многих лет черная магия возводила до ранга божества многих колдунов, которые могли с легкостью влиять на других людей и...
Полное собрание и описание: параскева пятница молитва о детях для духовной жизни верующего человека.Информационный сайт про иконы,...
Самое подробное описание: молитва монастырская аудио - для наших читателей и подписчиков.Молитвы утренние Молитвы утренние читают...
Гадание Илия с расшифровкой поможет вам определить, что случится в ближайшем будущем. Подобный обряд был очень распространен среди наших...
Крепость города Вышеград . Ее могучие стены сегодня лишь отдаленно напоминают о былом величии. Что же касается обитателей древнего замка,...