Болгарское подворье на таганке. Болгары в гончарах


Мы продолжаем знакомить читателей с подворьями Поместных Православных Церквей в нашем городе. Сегодня отправляемся на Болгарское подворье, в храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Возведенный в 1654 году, в наполеоновское нашествие, он был безжалостно разграблен и едва не погиб. Сгорела деревянная крыша, но благодаря кирпичному своду, который в свое время заботливо сложили гончары, огонь не распространился дальше, и строение уцелело.

Удивительная история с этим храмом произошла в конце 1940-х годов. Успенскую церковь решили снести, чтобы построить на ее месте станцию метро.
– Недалеко стоит дом, в котором в те годы жили семьи высокопоставленных чиновников. Среди них было много вдов. Узнав о том, что Успенский храм будут сносить, они пригласили на чаепитие Сталина, – рассказывает настоятель храма архимандрит Феоктист (Димитров). – Во время этой встречи жена одного из дипломатов попросила не рушить храм, а передать его представителям Болгарской Православной Церкви и тем самым укрепить отношения между нашими странами и народами. Эта просьба была удовлетворена.

С момента постройки храм никогда не закрывался. Более того, полностью сохранился исторический колокольный ансамбль. Считается, что выстоять в самые сложные времена Успенской церкви помогло заступничество его главной святыни, чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Она находится здесь с 1716 года.

Большая часть убранства относится ко второй половине XIX века. Иконостас оформлен в стиле XVII века, здесь сохранились старинные иконы. Болгары не стали привносить что-то новое в архитектурную стилистику убранства. Только единственная икона Всех болгарских святых напоминает об особом статусе храма.

Успенская церковь пользуется особой любовью москвичей. Многие приходят к Троеручице со своими мольбами и получают помощь. Служители храма записывают все чудеса, которые происходят после обращения к святыне. Чтобы облегчить доступ к чудотворной иконе, был сделан еще один обрамленный в изразцовый киот список. Его поместили на западном фасаде храма, выходящем на Гончарную улицу. Как рассказывает настоятель, к этой иконе регулярно наведываются ночные гости. Камеры уличного видеонаблюдения фиксируют, как в полночь молодые люди и девушки подходят к Троеручице и по несколько минут горячо молятся перед ней.
– Однажды ночью к храму подъехал дорогой автомобиль, и из него вышла 25-летняя девушка. Она десять минут молилась перед иконой Божией Матери, – рассказывает священник. – В другой раз мимо Троеручицы пробегали молодые спортсмены. Они вместе остановились, перекрестились (характерным жестом, как обычно футболисты перед выходом на поле) и побежали дальше. Знаете, для меня самая лучшая награда – видеть молодежь, искренне и чистосердечно обращающуюся к Богу и к Пресвятой Богородице. Радость и утешение осознавать, что юные прихожане, только начинающие свой жизненный путь, идут по этой дороге вместе с Господом. В своей миссионерской деятельности я стараюсь создать такую атмосферу в храме посредством проповеди, песнопения, чтобы люди прониклись богослужением и, задумавшись над своей жизнью, устремились к Богу. На нашем подворье все подчинено этой идее.

Если мы будем больше друг про друга знать, то и любить друг друга будем больше.

Лучшая награда для священника – видеть молодежь, искренне и чистосердечно обращающуюся к Богу и Пресвятой Богородице.

Мария Максимова

Прямая Речь

Настоятель Успенского храма архимандрит Феоктист (Димитров): Приходите на Пасху попробовать козунак

– Мы стараемся сохранить дух болгарского богослужения, сделать так, чтобы оно было ближе к сердцам людей. Здесь можно услышать песнопения из болгарской православной традиции. Приходите к нам, чтобы познакомиться поближе с нашей культурой. Русские, к примеру, после богослужения пьют чай, а мы встречаемся за чашечкой кофе. На Пасху мы будем угощать нашими болгарскими куличами (по-болгарски – великденски козунак). Они вкуснее ваших! Внешне козунак похож на плетенку, а в тесто мы добавляем домашнее варенье, грецкие орехи. Наш болгарский повар печет куличи в Великую субботу. В этом году заготовим их побольше, чтобы все прихожане могли попробовать, какие они вкусные и нежные. Освящать куличи в нашем храме мы будет тоже по болгарской традиции, на саму Пасху. Чем больше мы будем друг про друга знать, тем и любить друг друга больше будем. Поэтому я приглашаю всех в храм Успения Пресвятой Богородицы, а также в соседний приписной храм святителя Николая на Болвановке. А вскоре свои двери откроет храм в честь святителя Киприана, Митрополита Киевского и всея Руси (сейчас он достраивается в Центральном Чертанове).

Справка . В отделке храма использованы изразцовые панно и фризы знаменитого мастера Степана Полубеса. До сих пор москвичи имеют возможность любоваться его изображениями четырёх евангелистов на главе Тихоновского придела.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах была построена в 1654 году на Таганском холме, за Яузой, в слободе гончаров, на месте каменного однопрестольного храма.

В 1702 г. с запада к Церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах была пристроена однобокая трапезная и в ней с южной стороны - придел епископа Амафунтского Тихона, а храм украсили изразцами.

В 1790 (по другим источникам - между 1764 и 1774 годами) сооружена колокольня.


Храм обновлялся после ущерба, понесенного во время пожара 1773 года и нашествия наполеоновских войск в 1812 г.

После ремонта (1836 г.) на фасаде Церкви Успения в Гончарах появилось полукруглое окно, а у колокольни - южный притвор. В 1902 с юга к колокольне сделали пристройку, прорубив в нее широкий проем на западном фасаде трапезной, а в трапезной - новую алтарную часть. Ворота и ограда - начала XIX века.


Храм - кубический, двусветный, бесстолпный, завершен горкой декоративных кокошников, с 5 луковичными главками со звездами, с троечастным алтарем. Декорирован пучками колонок, поясом декоративных кокошников над венчающим, сильно выступающим карнизом с фризом из ширинок, наличниками на окнах. Украшен цветными художественными изразцами, в основном сохранившимися в первоначальном виде (вдоль северной стены, над тамбуром). На поставленном на восьмигранник цилиндре главы - орнамент - поле с цветами. Над приделом - главки над барабаном изразцовыми рельефными фигурами 4 апостолов-евангелистов с народными русскими лицами (мастер XVII в. Степан Полубес).

Трапезная (одностолпная) со стороны улицы имеет полихромный изразцовый фриз. Фаянсовые вставки на западном фасаде в духе XVII в. изготовлены в кон. XIX века на заводе Кузнецова, звезды на главах - на рубеже XIX-XX вв.

Колокольня - стиль послепетровского барокко. Три широких четырехугольных яруса завершены ребристым куполом с маленькой главкой на граненом барабане.

После 1917 года храм не закрывался. С 1948 года Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах является представительством Болгарской Православной Церкви. Последний раз серьёзно реставрировался в 1949 г.


Заходила в храм 28 октября 2016 г. Заказала Сорокоуст об упокоении и здравии, и положила пожертвование 50 рублей. Около меня стояла юная работница храма темненькая девушка и недовольным голосом мне сказала, что типа маловато денег. Потом, когда я хотела взять свечку, эта же девушка сказала, за каждую услугу надо платить. Я достала 100 рублей и положила за свечи. На, что соседняя прихожанка сказала, что я видела, она же положила деньги. На, что работница церкви сказала, маловато будет. Вешайте...

Очень красивое место, особенно это место славиться Чтимой иконой Божией Матери «Троеручица» (1716 г.), мощевик с частицами святынь: часть Животворящего Древа Креста Господня, камень из Гроба Господня, часть жезла Моисеева и мощи многих святых.

Высокие, золотые купола, как же это красиво, особенно в солнечный погожий день, когда видишь блеск и сияние, словно ангелы сюда слетаются. Церковь Успения в Гончарах яркий тому пример. Здесь отдыхает душа, и все мирские заботы уходят на второй план.

Очень приятная церковь - светлая, устремленная вверх. Нам понравилась очень красивая высокая колокольня. Внутри очень теплая атмосфера, сюда хорошо зайти после городской суеты, это дарует душе неповторимый покой.

В нaшeм coвpeмeннoй миpe пoлнoгo злa и нeнaвиcти, чeлoвeку пpиxoдитcя иcкaть мecтo для тoгo, чтoбы oчиcтитьcя oт гpexoв и избaвитьcя oт душeвныx пpoблeм, и цepкoвь этoму пoмoжeт. Вceм людям, кoтopыe живут в Mocквe и вepят в бoгa coвeтую пoceтить дaнную цepкoвь, и нe тoлькo эту, нo и дpугиe, вeдь цepкви этo мecтo для душeвнoгo иcцeлeния.

Небольшая миловидная церквушка с интересной архитектурой постройки. Гармонирует с окружающими строениями. Сразу заметно невооружённым глазом, что построена она давненько. Удобно расположена в центре столицы.

Хорошо, что есть еще такие места, как церковь Успения в Гончарах. Это красивая старинная церковь, посещение которой приносит покой душе. Приятная и доброжелательная обстановка в самой церкви, красивые, старинные иконы, все это оставляет хорошее впечатление. Сюда хочется снова приходить.

Красивое место, восхительно построенное историческое сооружение. Интерисующимся людям ахитектурой старой Москвы, понравится здесь! Церковь гармонично смотриться в этом месте, несмотря на близстоящие дома и поднимает настроение.

Для верующих очень важно посещать православные храмы и церкви. А потому эта совсем небольшая церковь приносит облегчение и дает надежду всем москвичам и гостям столицы, переступающим ее порог и желающим помолиться.

Одно из древнейших культовых сооружений Москвы.

Местность в Заяузье, в которой проживали представители различных ремесел, ограничивалась Земляным Валом , а на месте Таганской площади располагались единственные ворота. Плотность населения в этой части Москвы была одной из самых высоких.

Каждая ремесленная община имела свою церковь для богослужения. Не стали исключением и гончарных дел мастера.

История церкви Пресвятой Богородицы на Гончарной улице

Первые упоминания о церкви Пресвятой Богородицы на Гончарной улице, еще деревянной и построенный в Гончарной Слободе, относятся к самому началу XVII века.

В 1654 году Успенский храм выстроили уже из камня. Сначала он был однопрестольным.

В 1702 году к церкви была пристроена трапезная с приделом в честь Епископа Амафунтского, Тихона. Между 1764 и 1774 годами построили трехъярусную колокольню, выполненную в стиле послепетровского барокко. Тогда же храм впервые покрасили в цвета, которые выдержаны до сих пор.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах получился маленьким и уютным. Изразцы, сохранившиеся до сих пор, были изготовлены Степаном Полубесом, мастером этого искусства.

Главная святыня церкви - чудотворная икона Божьей Матери, известная как «Троеручица». Это название дано иконе в память о сотворенном чуде - исцелении Иоанна Дамаскина, его отсеченной руки. Список иконы находится здесь с 1716 года, а сам оригинал расположен в Хилендарском монастыре на Афоне.

Кроме чудотворной иконы, к святыням Успенского храма в Гончарах относятся:

  • камень, взятый из Гроба Господнего;
  • часть от Древа Креста Животворящего;
  • мощи святых православной церкви.

Войска Наполеона разграбили и разрушили Храм в 1812 году. Восстановить его удалось лишь к 1836 году: внутренние помещения были кардинально перестроены, а территорию обнесли каменным забором, сохранившимся до сих пор.

Во времена Советской Власти, не смотря на гонения верующих, церковь Успения не закрывалась и сумела сохранить не только внутреннее убранство, но и наружное оформление.

В 1948 году Успенский Храм переходит в подворье Болгарской православной церкви. Это было сделано с благословения Алексия I, тогдашнего Святейшего Патриарха.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах расположен по адресу: Москва, Гончарная , 29 (м. Таганская).

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

На этот раз мы совершим паломничество по Таганке — одному из старейших московских районов. Здесь множество древних храмов и монастырей. Святая блаженная Матрона Московская, преподобный Аристоклий Афонский, священноисповедник Роман Московский - эти удивительные святые слышат нас, помогают и утешают, заботятся о том, чтобы как можно больше людей всем сердцем обратились к Богу.

Однажды мне пришлось провести несколько дней на Таганке. Я была в командировке, на конференции, которая проводилась в двух шагах от метро «Таганская», и после работы несколько дней по вечерам просто бродила по улицам и переулкам — снова от креста ко кресту. И, несмотря на то что была поздняя осень, эти дни запомнились как прекрасное теплое время многих открытий.

Теперь в числе храмов, где я стараюсь вновь побывать по возможности, церковь Успения Божией Матери в Гончарах (Гончарная, 29). Само внешнее убранство храма может многое рассказать о его истории: храм украшен множеством разноцветных изразцов. Он строился в Гончарной слободе, а это один из старейших московских районов, возникших к концу XV века. Здесь селились ремесленники, и, как это часто было на Руси, каждое из ремесленных сообществ считало своим долгом построить свой храм. Нарядная каменная Успенская церковь была возведена в 1654 году. В ее украшении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона «Троеручица» (список, сделанный в 1716 году). Многие считают, что именно благодаря заступничеству Божией Матери храм никогда не закрывался. С 1948 года это подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.

Еще одно крайне интересное место на Таганке — величественный храм Мартина Исповедника. Если искать по карте — это ул. А. Солженицына, 15. Однако на адресной табличке на стене самого храма указано историческое название улицы: до 1919 года она именовалась Большой Алексеевской. Даже несмотря на то, что сегодня церковь с колокольней несколько затерялись среди новостроек, их видно издалека. Специалисты считают, что храм Мартина Исповедника — один из самых ярких памятников архитектуры классицизма в Москве. Он был освящен в 1806 году. В 1812-м сильно пострадал от пожара, однако именно здесь было проведено первое благодарственное богослужение после того, как французы оставили Москву. Интересно, что в храме сохранились росписи в живописном стиле работы итальянского художника А. Клаудо.

В советское время здесь располагались киностудия, книгохранилище, вычислительный центр. В начале 1990-х храм вернули Церкви, начались долгие восстановительные работы. И случилось настоящее чудо: выяснилось, что в 1930‑е годы, когда храм был закрыт, кто-то спрятал роспись за тонкими листами фанеры, поэтому она дошла до наших дней невредимой. Исторический иконостас храма в виде триумфальной арки тоже сохранился в запасниках Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. Несмотря на то что архитектура и росписи этого храма нетипичны для Москвы (скорее, они характерны для имперского Петербурга), он производит очень большое впечатление.

Его главная святыня — древний чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Здесь же, в отдельном ковчеге — святыни, связанные со святой блаженной Матроной Московской: ее погребальная рубашка и пояс.

Сила в немощи

Именно от станции «Таганская», как правило, начинается путь паломников в Покровский монастырь (Таганская, 58), к мощам этой удивительной святой. В будни и праздники, летом и зимой — здесь огромное количество людей. Случаи помощи по молитвам к блаженной Матроне неисчислимы. В годы моего церковного неофитства мне казалось неправильным, что люди идут к ней в основном со своими земными проблемами и заботами, причем даже те, кто никогда в церковь не ходит. Было даже чувство своеобразной ревности и недоброжелательности к таким «просителям», от которого меня избавила… сама святая.

Однажды поздней осенью я оказалась в очереди к ее мощам. Стала оглядываться. Лишь несколько человек рядом стоят с книжечками в руках, читая житие или акафист. Сразу видно тех, кто приехал издалека, или тех, кто пришел в какой-то нужде, но их — не большинство. Удивило то, что рядом оказалось много хорошо одетых женщин с роскошными букетами цветов, много молодых мужчин. Даже иностранец с переводчицей стоял в той очереди. По внешнему виду этих людей нельзя было заподозрить, что в их жизни существуют неразрешимые проблемы. Почему же они идут к Матронушке, зачем стоят по нескольку часов на промозглом ноябрьском ветру? Но когда я подумала — почему? — где-то в глубине души прозвучали слова: «Сила Божия в немощи совершается».

В самом деле — если подумать, кем была Матронушка при жизни по меркам сегодняшнего мира? Беспомощным инвалидом, не видевшим солнечного света? Бездомной гонимой странницей? Но вот идут к ней за помощью — и при жизни, и после смерти, и до прославления ее в лике святых, и, конечно же, теперь — миллионы с житейской точки зрения гораздо более благополучных людей. И она помогает, утешает, наставляет и главное — приводит в храм, к Богу…

Рядом со святой совершенно явно испытываешь внутреннее умирение, желание молиться, приходят благоговейная душевная тишина и какое-то особое тепло где-то в глубине сердца. Для меня все это неопровержимые свидетельства истинности святыни, которые будут вновь и вновь заставлять стремиться к ней.

Для паломников из Саратова может быть важен еще один факт. В 1923-1929 годах настоятелем Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов) — будущий архипастырь, один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. На территории монастыря установлен большой Поклонный крест в память о почившей братии.

Добраться до Покровского монастыря несложно: от станций метро «Таганская» или «Марксистская», которая находится на другой стороне Таганской площади, — минут 15 пешком или две остановки на любом троллейбусе, идущем по улице Таганской. Возле «Марксистской», на остановке общественного транспорта, вас будут зазывать к себе водители специальных маршрутных такси «до Матроны», но пользоваться их услугами — раз в пять дороже, и, думаю, в этом нет никакой необходимости.

Афон в центре столицы

Не менее удивительные открытия можно сделать, если от выхода со станции «Таганская кольцевая» направиться в другую сторону — по улицам Гончарной, Нижней Радищевской к реке Яузе. На Гончарной, 6находится подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. До революции Афонское подворье размещалось на Большой Полянке (потом здания были реквизированы, церкви и часовни уничтожены). В 1991 году для размещения подворья было передано здание храма великомученика Никиты на Швивой горке (1595 год). Сегодня это тоже значимый центр паломничества: люди приходят сюда не только для того, чтобы прикоснуться к Афону, к его святыням (здесь находятся иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского), но и… в гости к преподобному старцу Аристоклию. Рассказывают, что множество людей шли к нему при жизни, никогда не зарастала тропа к его могиле на Даниловском кладбище в безбожные времена. В 2004 году старец был прославлен в лике местночтимых святых, а недавно, в 2016‑м, по решению Архиерейского Собора его имя было внесено в святцы для общецерковного почитания. Пока имя преподобного Аристоклия не так известно за пределами Москвы, как в самой столице, но верующие москвичи относятся к нему с огромной любовью и теплотой.

Иеромонах Аристоклий, в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, родился в Оренбурге 1848 году. В 1876 году он отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в 1880 году был пострижен в монашество. Много лет был настоятелем подворья в Москве: с 1891 по 1894-й и с 1909 до кончины в 1918 году. Люди видели, что старец обладает исключительными духовными дарами. Он принимал ежедневно сотни посетителей, посещал больных, щедро помогал бедным. Известны случаи удивительных исцелений по молитвам старца: слепорожденного отрока, парализованной девушки. И главное, что, получив помощь, люди уже не отступали от Церкви, потому что увидели в жизни батюшки живой пример жизни во Хрис-те. Он излучал тихую радость. Известны его слова духовным чадам: «Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу. И нет серьезнее дела на земле, как спасение души. Весь мир не ст!оит одной души, работающей Господу». И сегодня люди чувствуют его любовь и идут к преподобному со своими скорбями или духовным вопросами, как к живому…

Богослужение на Афонском подворье имеет свои особенности: воскресная служба (всенощная и ранняя Литургия) совершается здесь в ночное время (начало в 22.30). Пение за службой особенное, монашеское: безыскусное, но очень сосредоточенное.

Надо отметить, что на Афонском подворье достаточно строгие порядки. Например, на всей территории не разрешается пользоваться мобильным телефоном, в храм не пускают мужчин в шортах или женщин без традиционных юбки и платка. Сегодня мы от такой строгости уже почти отвыкли, но здесь она воспринимается как нечто естественное: чувствуется, что насельники относятся строго, прежде всего, к себе, чтобы сохранить свое монашеское устроение в самом центре бурного мегаполиса.

Думаю, многим будет интересно и то, что прямо напротив святых врат подворья действует Музей русской иконы (Гончарная, 3). Это богатейшая частная коллекция византийского и древнерусского искусства, преобразованная в общедоступный музей: посещение музея бесплатное, выходной день — среда.

Главное — жизнь души

…А с этим святым я «познакомилась» во Владимирском морском соборе Севастополя. В одном из киотов увидела икону священника-новомученика с частицей мощей. На свитке в его руке слова: «Отвержитеся своего малого, и Господь воздаст вам Свое великое». Было ощущение встречи с близким по духу человеком, который сказал тебе что-то очень важное. Поэтому, вернувшись домой, я стала искать житие этого святого — священноисповедника Романа Московского (Медведя). Оказалось, что его мощи ныне находятся в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Лыщиков пер., 10, стр. 1). Сверившись с картой, я отправилась как-то его искать от той же любимой «Таганской».

В семинарии Роман Медведь был учеником будущего святителя Тихона, затем, в годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, стал духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского. От него воспринял отношение к пастырству как к служению, которому нужно отдавать все свои духовные и телес-ные силы. В 1907-1917 годах протоиерей Роман был настоятелем Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным храмов береговых команд Черноморского флота. Многие моряки его искренне любили и уважали, и когда в декабре 1917 года революционный трибунал постановил расстрелять священника, ему помогли скрыться от преследования и перебраться в Москву. Здесь отец Роман служил сначала в храме Василия Блаженного, а затем, после его закрытия, в храме святителя Алексия в Глинищевском переулке.

Удивительно, но в страшные, полные горя послереволюционные годы люди по-особому тянулись к храму, и в Москве действовал целый ряд ярких церковных братств и общин (мы уже говорили об этом, знакомясь с Никольским храмом на Маросейке, где служил праведный Алексий Мечев). Одна из прихожанок оставила такие воспоминания: «Шли 1919-1921 годы и все, что с ними было связано: голод, холод, безработица, темнота на улицах — полное неустройство жизни. А в храме святителя Алексия шла глубокая интенсивная жизнь. Шла глубокая духовная работа каждого человека над собственной душой». Ежедневно совершалось богослужение, по вечерам — акафисты с общенародным пением, проводились беседы, читалось Евангелие и святоотеческая литература. Прихожане читали и пели на клиросе, полностью содержали и обустраивали свой храм. Особое внимание отец Роман уделял исповеди, призывал к жизни по совести, сознательному обновлению крещальных обетов. Тот же праведный Алексий Мечев говорил ему: «У тебя стационар, а у меня — только амбулатория».

В 1930 году батюшка был арестован, а храм разрушен. Отца Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. Там он тяжело заболел туберкулезом, и срок заключения был сокращен. В 1936 году он поселился в Малоярославце, где продолжал служить, пока мог. 8 сентября 1937 года исповедник скончался и был погребен на местном кладбище. В 1999 году его мощи были обретены, перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе (он был построен в 1696 году и также не закрывался в советское время)…

Вот таким насыщенным может быть паломничество по совсем небольшому московскому району — хотя мы смогли увидеть лишь несколько из его многочисленных святынь. И как хочется, чтобы как можно больше людей из той живой реки, которая течет ежедневно по Таганке, вспоминало о них, обращалось к святым, которые могут оказать самое доброе влияние на нашу жизнь, помочь в бедах — и открыть радость жизни с Богом.

Продолжение следует...

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 21 (569)



Выбор редакции
О нательных крестах. Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на человека в Таинстве Крещения во исполнение слов...

На протяжении многих лет черная магия возводила до ранга божества многих колдунов, которые могли с легкостью влиять на других людей и...

Полное собрание и описание: параскева пятница молитва о детях для духовной жизни верующего человека.Информационный сайт про иконы,...

Самое подробное описание: молитва монастырская аудио - для наших читателей и подписчиков.Молитвы утренние Молитвы утренние читают...
Гадание Илия с расшифровкой поможет вам определить, что случится в ближайшем будущем. Подобный обряд был очень распространен среди наших...
Крепость города Вышеград . Ее могучие стены сегодня лишь отдаленно напоминают о былом величии. Что же касается обитателей древнего замка,...
Амон-Ра (21 января, 1-11 февраля) Амон - бог солнца в древней египетской мифологии ("сокрытый", "потаенный"). Священные животное Амона...
«Было принято решение на время остановить публичную деятельность протодиакона Кураева на территории митрополии . Не потому, что в его...
Щекотать во сне человека, ощущать на себе это действие - двоякий знак. С одной стороны сновидение означает вмешательство в личную жизнь...