Тесты по философии для контроля остаточных знаний. Тесты по философии для контроля остаточных знаний Тесты по философии объективные и субъективные


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Доцент Волкова Р.А. ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ ПЕНЗА 2005 ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ /\ Как соотносятся философия и мировоззрение? - а) философия - часть мировоззрения; - б) философия есть мировоззрение; - в) мировоззрение – часть философии; + г) философия – рационально-теоретическая основа мировоззрения.\/ /\ Какие из перечисленных вопросов являются философскими? + а) что такое истина? + б) в чем смысл жизни человека? - в) что такое экономика? - г) каковы свойства твердого тела? \/ /\ Какое определение философии Вы считаете наиболее правильным? Философия – это… - а) система научных знаний о мире и человеке; -б) идеология - в) искусство познания истины; +г) рационально-теоретическая форма мировоззрения\/ /\ Что такое мировоззрение? - а) эмоционально-чувственное отражение мира; - б) совокупность знаний об окружающей действительности; +в) система взглядов на мир в целом и место человека в нем. \/ /\ Какие функции выполняет философия? + а) мировоззренческую; + б) методологическую; + в) познавательную; +г) критическую \/ /\ Основателем даосизма в Китае был - а) Мо-цзы + б) Лао-цзы - в) Конфуций - г) Чжуан-цзы. \/ /\ Укажите философские школы эпохи эллинизма: + а) стоицизм; + г) неоплатонизм; - б) рационализм; - д) пифагорейство\/ + в) кинизм; . /\ Сократ в молодости обучался в школе а) софистов в) пифагорейцев б) элеатов г) милетцев.\/ /\ Какая философская школа впервые поставила исходный философский вопрос о природе всего («Откуда все?») - а) софисты - б) пифагорейцы + в) Милетская школа - г) Элейская школа;\/ /\ Кто из философов объявил акты сознания особым «миром идей»? - 1.Гераклит - 4. Аристотель - 2. Демокрит - 5. Декарт + 3. Платон - 6. Гегель\/ /\ Назовите древнегреческих философов – атомистов: - а) Зенон; - б) Левкипп; + в) Демокрит; +г) Эпикур. \/ /\ О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил - а) Сократ - б) Демокрит + в) Платон - г) Аристотель.\/ /\ В каких регионах мира зародилась философия? -а) Египет +б) Греция +в) Индия - г) Рим \/ /\ Кто является автором термина «философия»? - а) Аристотель + б) Пифагор - в) Сократ \/ /\ Основателем какого философского направления считается Платон? - а) материализм +б) объективный идеализм - в) субъективный идеализм - г) софистика \/ /\ Автором атомистического учения является: - а) Платон + б) Демокрит + в) Левкипп - г) Зенон \/ /\ Открытие сферы бессознательного связано с именем_(З.Фрейда)? \/ /\ Установите соответствие между проблематикой и разделом философского знания: 1. Онтология, а) учение о человеке 2. Гносеология, б) учение о бытии 3. Философская антропология, в) учение о познании 4. Социальная философия г) учение об обществе \/ /\ Назовите представителей философского идеализма: - а) К.Маркс + г) Г.Гегель - б) Демокрит + д) Д.Беркли + в) Платон - е) Гольбах\/ /\ Основателем буддизма был: - а) Лао-цзы - б) Конфуций + в) Сидхартха Гаутама \/ /\ Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию - а) надежду - в) желание - б) любовь + г) страдание \/ /\ По мнению этого философа, знание - высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей – сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ? - а) Диоген + в) Сократ - б) Гераклит - г) Пифагор \/ /\ « В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил: - а) Фалес + в) Гераклит - б) Демокрит -г) Аристотель \/ /\ Главной проблемой философии Возрождения является: - а) познаваемость мира - б) доказательство бытия Бога - в) поиски субстанции мира + г) человеческая личность \/ /\ Кто из мыслителей Возрождения впервые сформулировал идеи пантеизма? -а) Н.Коперник -б) Лоренцо Вала +в) Н Кузанский -г) Н.Макиавелли \/ /\ Пантеизм как философское течение эпохи Возрождения -а) противопоставляет природу Богу +б) отождествляет природу и Бога + в) наделяет природу божественными атрибутами -г) отрицает существование Бога.\/ /\ Главной проблемой философии Нового времени является: а) проблема соотношения материального и идеального б) проблема человека и его бытия в мире в) проблема материальности мира. \/ /\ Время - это: – 1.Неотвратимость будущего - 2. Вектор мирового движения + 3. Форма бытия материи, выражающая последовательность и длительность существования ее параметров. - 4. Все перечисленное.\/ /\ Когда возникло диалектическое мышление? – 1. В античности - 2. В средние века - 3. В философии Гегеля - 4. В учении К. Маркса + 5. Формировалось общими усилиями с античности до сегодняшних дней \/ /\ Кто из перечисленных философов относится к материалистам? - а) Анаксимен - б) Сократ + в) Гераклит - г) Парменид \/ /\ Какими проблемами занималась средневековая философия? -а) проблемами науки +б) проблемами природы -в) проблемами Бога +г) проблемами души. \/ /\ Какими чертами характеризуется средневековая философия? - а) рациональность +б) схоластичность - в) космоцентризм +г) догматизм \/ /\ Реализм как течение средневековой философии представляет собой: - а) учение о реальном существовании единичных вещей + б) учение о реальном существовании общих понятий - в) учение о реальности окружающего мира \/ /\ Номинализм в средневековой философии означал: +1.Подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи - 2. Реальностью обладают и общие понятия – «универсалии» \/ /\ Кому принадлежит высказывание «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах? - 1. Декарт - 4. Вольтер - 2. Беркли - 5.Юм \/ + 3. Локк + а) делимость /\ По мнению большинства - в) вечность историков философии Ф.Бэкон + б) протяженность является родоначальником: - г) изменчивость.\/ - а) идеализма /\ По Ф.Бэкону, эмпиризм – это: - б) скептицизма + а) опыт, опирающийся на + в) эмпиризма эксперимент - г) позитивизма.\/ - б) чувственное восприятие - в) форма, присущая самой /\ Главным атрибутом материи вещи по Декарту является: - г) мыслительный образ /\ Какие признаки человека вещи \/ отличают его от животного? /\ Что означает понятие «вещь в + а) разумность; себе» у И.Канта? - б) бессознательное - а) закон, + в) осознанная деятельность - б) скрытый смысл вещи; - г) действия.\/ - в) закрытую для других /\ Какое определение понятия личность; «человек» наиболее полно + г) сущность.\/ раскрывает его сущность? /\ Что означает понятие Человек – это… «антропогенез»? - а) индивид с - а) раздел науки о человеке; присущей ему + б) процесс возникновения и генетической становления человека; программой; - в) совокупность - б) животное, генетических признаков способное человека.\/ изготавливать и /\ Подчеркните представителей использовать орудия немецкой классической труда; философии: - в) социальное Декарт, Демокрит, Кант, существо; Ницше, Фейербах, Локк, Гегель. + г) биосоциальное \/ существо, способное к /\ Кто из русских философов мышлению и является автором «философии целенаправленной всеединства»? деятельности.\/ - а) Н.Бердяев; /\ Выделите формы чувственного - б) Н.Лосский; познания: + в) В.Соловьев; - а) понятие, -г) Ф.Достоевский \/ + б) представление; /\ Кто открыл закон + в) ощущение; определяющей роли +г) восприятие.\/ материального производства в /\ Что такое истина? жизни общества? + а) знание, - а) Г.Гегель соответствующее предмету + б) К.Маркс действительности и своему - в) В.И.Ленин понятию; - г) Н.Бердяев.\/ - б) это конвенция, /\ Кто из философов считал соглашение; важнейшим мотивом - в) это знание деятельности волю к власти? рационально и просто - а) Аристотель, описывающее опыт; - б) Шопенгауэр, - г) это то, что + в) Ницше подтверждается опытом\/ - г) К.Маркс \/ /\ С каким определением - а) совокупность понятия «свобода» вы согласны? людей, проживающих на Свобода – это… определенной территории; - а) полная - б) союз людей, независимость от обстоятельств; объединенных + б) осознанная производственными, необходимость и возможность религиозными, национальными выбора; и др. интересами. - в) способность + в) обособившиеся от субъекта принимать решения со природы специфически знанием дела.\/ материальное образование, воспроизводящее все стороны /\ Какой критерий является человеческой жизни и основанием для формационного представляющее собой подхода к общественному исторически сложившуюся развитию? форму жизнедеятельности. \/ - а) рыночные /\Что такое диалектика? отношения; - а) искусство спора; - б) тип культуры; + б) учение о наиболее общих - в) уровень развития законах развития природы, производительных сил; общества и мышления; + г) способ - в) наука о закономерностях производства материальных самоорганизации открытых, благ; \/ нелинейных систем. \/ /\ Какое определение понятия /\ Как вы определяете понятие» «бытие» является наиболее материя»? правильным? - а) это все то, что не является Бытие – это … сознанием; - А) вселенная; - б) это абсолютная - Б) материя; неизменная субстанция; + В) вся совокупная + в) это объективная объективная и субъективная реальность, независимая от действительность; человеческого сознания и - Г) окружающая нас данная человеку в его действительность\/ ощущениях.\/ /\ Выделите формы /\ Что вы понимаете под рационального познания: бессознательным? - а) представление - а) все, что не осознается + б) понятие; человеком; + в) суждение; - б) интуитивные действия; - г) ощущение.\/ + в) явления и процессы, /\ Определите понятие влияющие на поведение «общество»: человека, но не осознаваемые им.\/ /\ Детерминизм – это… + а) учение о взаимообусловленности в мире; /\ Выделите уровни научного - б) учение о невозможности познания: познания причинности событий - а) и явлений в мире; естественнонаучный и - в) учение о том, что все гуманитарный; причины познаваемы наукой - б) чувственный и или философией. \/ рациональный; /\Определите понятие + в) эмпирический и «личность»: теоретический \/ - а) это зрелый человек; /\ Непосредственной целью - б) синоним человека; науки является: - в) сознательный - а) связь с практикой; исторический деятель; + б) достижение + г) человек с присущими истины и открытие ему социально значимыми объективных законов; качествами, - в) развитие обеспечивающими материального производства; использование прав и + г) получение новых выполнение обязанностей.\/ знаний. \/ /\ Сознание – это … /\ Что изучает логика? - а) свойство мозга - а) законы развития формировать понятия; общества; + б) свойство мозга - б) законы развития отражать объективную природы; действительность; + в) законы и формы - в) свойство мыслительной человеческого мозга деятельности.\/ отражать объективную /\ Укажите эмпирические реальность в чувственных методы научного познания: или логических образах?\/ + а) наблюдение; /\ С каким определением + б) эксперимент понятия «язык» вы согласны? - в) абстрагирование Язык – это… - г) математизации.\/ - А) средство общения; /\ Укажите теоретические - Б) средство методы научного познания: выражения мыслей; + а) синтез - В) орган речи; - б) измерение + Г) знаковая система, - в) наблюдение служащая для фиксации, + г) абстрагирование хранения и передачи + д) формализация \/ информации \/ . /\ Выделите современное понимание цивилизации: - а) это синоним культуры; - б) уровень развития общества и культуры - в) ступень развития общества, следующая за варварством; + г) культурно-историческое сообщество, отличающееся общностью духовных, сходством социально-экономического и политического развития и образа жизни людей. \/ /\ Укажите определяющий критерий общественного прогресса: + а) уровень развития производительных сил; + б) степень развития свободы и демократии. - в) уровень развития духовной культуры. - г) эффективность решения глобальных проблем.\/ /\ Какие факторы в развитии общества являются определяющими? - а) народные массы; - б) выдающиеся личности; + в) способ материального производства; - г) национальные проблемы.\/ /\ Идеализм – это: – 1. Учение об идеалах и их роли в жизни. - 2.Мечтательность души, не замечающей житейской реальности. + 3.Учение о первичности сознания и вторичности материи - 4. Стремление сделать свою и общественную жизнь идеально истинной, доброй, красивой.\/ /\ Материя – это: – 1.Совокупность всех вещей и предметов во Вселенной. + 2.То, что первично по отношению к духовному и доступно познанию. – 3.Первовещество; то, что есть во всем. - 4.То, что независимо от сознания человека \/ /\ Детерминизм – это: + 1.Учение о том, что все в мире имеет причину, причинно взаимосвязано. - 2.Учение, представители которого утверждают, что причину событий до конца познать невозможно. - 3. Учение о том, что все причины познаваемы наукой или философией. - 4.Все перечисленное.\/ /\ Какие из перечисленных отношений не входят в производственные отношения? - 1. Отношения собственности + 2. Правовые отношения - 3.Отношения обмена. - 4.Отношения потребления\/ /\ Как соотносятся понятия «человек» и «личность»? - 1. Это тождественные понятия + 2. Человек – это антропологическое понятие, личность – социальное. - 3. Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью. - 4. Все перечисленное верно.\/ /\Что такое свобода? + 1. Возможность самоопределения и выбора. - 2. Нежелание считаться с необходимостью. + 3. Познанная и учитываемая в деятельности необходимость. - 4. Следование своим желаниям \/ /\ Какие качества личности определяют ее активность в качестве социального субъекта? - 1. Мировоззрение - 2. Гражданственность - 3. Нравственные качества - 4. Профессионализм + 5. Все перечисленное \/ /\ Какое утверждение является верным? + 1. Правовое государство возможно только в условиях существования гражданского общества. - 2. Правовое государство делает ненужным гражданское общество. - 3. Понятия гражданского государства и гражданского общества тождественны. - 4. Ошибочны все предложенные варианты \/ /\ В чем суть экологической угрозы? - 1. Истощение почв - 2. Обеднение флоры и фауны в результате деятельности человека. - 3. Загрязнение природных вод - 4. Нарастание « парникового эффекта» + 5. Все перечисленное \/ /\Главное содержание диалектического учения – это: - А) учение о движении и его законах - Б) учение об искусстве спора и доказательства + В) учение о законах универсальной связи и развития.\/ /\ Закон - это: - А) физическое явление - Б) стихийно складывающиеся случайные отношения между людьми и явлениями + В) объективная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями. \/ /\ Выберите правильный ответ: - А) сознание – духовный феномен - Б) сознание – идеальное явление, качественно отличное от материального.

1. ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ (выбери 3 правильных ответа)
A) * материя
B) *сознание
C) власть
D) интеграция
E) * бытие
F) революция
G) демография
H) страта
2. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ (выбери 3 правильных ответа)
A) *мировоззренческая
B) технологическая
C) *критическая
D) позитивистская
E) иллюзорно-компенсаторная
F) *методологическая
G) дифференциальная
H) классовая
3. К ОРТОДОКСАЛЬНЫМ ШКОЛАМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ОТНОСЯТСЯ (выбери 3 правильных ответа)
A) буддизм
B) *веданта
C) чарвака
D) *вайшешика
E) даосизм
F) *ньяя
G) ламаизм
H) джайнизм
4. ПОНЯТИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (выбери 3 правильных ответа)
A) *карма
B) инь
C) *атман
D) у-вэй
E) дао
F) сяо
G) цзин
H) *брахман
5. ПОНЯТИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (выбери 3 правильных ответа)
A) карма
B) *ян
C) атман
D) *у-вэй
E) пуруша
F) *Дао
G) брахма
H) сансара
6. МУДРЕЦЫ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ФИЛОСОФИИ (выбери 3 правильных ответа)
A) *Фалеc
B) Сократ
C) Гераклит
D) *Анаксимен
E) Пифагор
F) Платон
G) *Анаксимандр
H) Сенека
7. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (выбери 3 правильных ответа)
A) *антропоцентризм
B) теоцентризм
C) *гуманизм
D) креационизм
E) рационализм
F) формализм
G) догматизм
H) *пантеизм
8. НАТУРФИЛОСОФы ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (выбери 3 правильных ответа)
A) *Дж. Бруно
B) Н. Макиавелли
C) *Г. Галилей
D) Т. Мор
E) П. делла Мирандола
F) Ф. Петрарка
G) Т. Кампанелла
H) *Н. Коперник
9. ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ И. КАНТА (выбери 3 правильных ответа)
A) *Критика чистого разума
B) Критика суждений
C) Критика гуманизма
D) *Критика практического разума
E) *Критика способностей суждения
F) Критика формализма
G) Критика критики
H) Критика пантеизма
10. ВАЖНЕЙШИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ Г. ГЕГЕЛЯ (выбери 3 правильных ответа)
A) *Феноменология духа
B) *Наука логики
C) Капитал
D) Каноны мудрости
E) *Философия права
F) Сущность христианства
G) Наукоучение
H) Рассуждение о методе
11. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (выбери 3 правильных ответа)
A) Ф. Энгельс
B) И. Кант
C) Г. Гегель
D) К. Маркс
E) *К. Ясперс
F) Л. Фейербах
G) *А. Шопенгауэр
H) *Ф. Ницше
12. ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА (выбери 3 правильных ответа)
A) *экзистенция
B) наука
C) *пограничная ситуация
D) *абсурд
E) энергия
F) понимание
G) текст
H) фальсификация
13. ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ (выбери 3 правильных ответа)
A) *текст
B) наука
C) пограничная ситуация
D) абсурд
E) * автор
F) верификация
G) *читатель
H) фальсификация
14. ПОНЯТИЯ КАНТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ (выбери 3 правильных ответа)
A) *вещь в себе
B) *антиномия
C) *категорический императив
D) мировой разум
E) абсолютная идея
F) мировая воля
G) тезис
H) синтез
15. ФОРМАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ (выбери 3 правильных ответа)
A) *понятия
B) ощущения
C) *умозаключение
D) память
E) *суждения
F) восприятие
G) представления
H) интуиция
16. ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ПРИЗНАЮЩЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ДВУХ НЕЗАВИСИМЫХ НАЧАЛ МИРОЗДАНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ (выбери один правильный ответ)
A) монизм
B) *дуализм
C) плюрализм
17. ОСНОВНЫМ ПРЕДМЕТОМ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ (выбери один правильный ответ)
A) *человек - мир
B) мир - бог
C) неба-земля
18. ГЛАВНЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС СВОДИТСЯ К ОТНОШЕНИЮ (выбери один правильный ответ)
A) инь к ян
B) *мышления к бытию
C) идеализма к гуманизму
D) гуманизма к натурфилософии
19. ГНОСЕОЛОГИЯ - РАЗДЕЛ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ, РАССМАТРИВАЮЩИЙ ПРОБЛЕМЫ (выбери один правильный ответ):
A) *познания
B) бытия
C) морали
D) человека
20. ОПЫТ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ (выбери один правильный ответ)
A) рационализму
B) сенсуализму
C) *эмпиризма
21. ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ ОНТОЛОГИИ Р. ДЕКАРТА (выбери один правильный ответ)
A) *субстанция
B) монада
C) атом
22. ГЛАВНОЕ ПОНЯТИЕ ОНТОЛОГИИ ЛЕЙБНИЦА (выбери один правильный ответ)
A) субстанция
B) *монада
C) атом
23. Т. ГОББС ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ ТЕОРИИ (выбери один правильный ответ)
A) врожденных идей
B) разделения ветвей власти
C) *общественного договора
24. ПОЛОЖЕНИЕ, ЧТО НЕ ТОЛЬКО ПОЗНАНИЕ, НО И СУЩЕСТВОВАНИЕ МИРА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ - ВЫРАЖАЕТ ПОЗИЦИЮ (выбери один правильный ответ)
A) *субъективного идеализма
B) агностицизма
C) объективного идеализма
25. ДЕКАРТОВСКОЙ ТЕОРИИ ВРОЖДЕННЫХ ИДЕЙ ДЖ. ЛОКК ПРОТИВОПОСТАВИЛ ТЕОРИЮ, ГДЕ СОЗНАНИЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК (выбери один правильный ответ)
A) *чистая доска
B) печать на воске
C) припоминание души
26. ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ И. КАНТА (выбери один правильный ответ)
A) *вещь в себе
B) абсолютная идея
C) воля к власти
27. МЕСТОМ ОБИТАНИЯ ТЕНГРИ СЧИТАЕТСЯ (выбери один правильный ответ)
A) *небо
B) земля
C) подземелье
28. З. ФРЕЙДУ ПРИНАДЛЕЖИТ ОТКРЫТИЕ ПРОБЛЕМЫ (выбери один правильный ответ)
A) сознания
B) подсознания
C) *бессознательного
29. ФИЛОСОФСКОЕ НОВАТОРСТВО МАРКСИЗМА (выбери один правильный ответ)
A) теоретическое оформление идеи диалектики
B) *материалистическое понимание истории
C) открытие самоорганизации
30. ПРЕДМЕТОМ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЮБОЙ ПРЕДМЕТ (выбери один правильный ответ)
A) материального мира
B) духовного мира
C) *материального и духовного мира
31. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (выбери один правильный ответ)
A) *конфуцианство и даосизм
B) даосизм и буддизм
C) буддизм и конфудианство
D) конфудианство и индуизм
32. АВТОРОМ УЧЕНИЯ ОБ «ИСПРАВЛЕНИИ ИМЕН», ЯВЛЯЕТСЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ МУДРЕЦ (выбери один правильный ответ)
A) Лао-цзы
B) Мо-цзы
C) Хань Фэй
D) *Кун-Фу-Цзы
33. ПРОЗВИЩЕ «ФИЛОСОФИЯ - СЛУЖАНКА БОГОСЛОВИЯ» ПРИНАДЛЕЖИТ (выбери один правильный ответ)
A) *Средневековью
B) Возрождению
C) Новому времени
D) Просвещению
34. ФИЛОСОФ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, КАРДИНАЛ, АВТОР РАБОТЫ «ОБ УЧЕНОМ НЕЗНАНИИ» (выбери один правильный ответ)
A) Г. Галилей
B) Дж. Бруно
C) *Н. Кузанский
D) Т. Мор
35. СТРОГИЙ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН И. КАНТА НОСИТ НАЗВАНИЕ ______ ИМПЕРАТИВ (выбери один правильный ответ)
A) гипотетический
B) повелительный
C) *категорический
D) трансцендентный
36. СОГЛАСНО УЧЕНИЮ НИЦШЕ, МЕСТО УМЕРШЕГО БОГА ДОЛЖЕН ЗАНЯТЬ (выбери один правильный ответ)
A) *сверхчеловек
B) представитель арийской расы
C) новый бог
D) правитель
37. ЗАРАТУСТРА - ГЕРОЙ ФИЛОСОФСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ (выбери один правильный ответ)
A) А. Шопенгауэра
B) *Ф. Ницше
C) А. Камю
D) Хайдеггера
38. АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ «СЛЕДЫ ШАМАНСТВА У КИРГИЗОВ» (выбери один правильный ответ)
A) Кунанбаев А.
B) Дулатов М.
C) *Валиханов Ч.
D) Букейханов А.
39. МИСТИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПОЗНАНИЯ БОГА В СУФИЗМЕ (выбери один правильный ответ)
A) мавриат
B) маслихат
C) *тарикат
D) джихад
40. Ч. ПИРС, У. ДЖЕМС, ДЖ. ДЬЮИ - ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЯ (выбери один правильный ответ)
A) структурализма
B) герменевтики
C) *прагматизма
D) неопозитивизма
41. ЗНАНИЕ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ СТУПЕНЕЙ (выбери один правильный ответ)
A) *чувственного и рационального
B) образного и эмоционального
C) наблюдаемого и ненаблюдаемого
D) теоретического и доказуемого
42. ДВА УРОВНЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (выбери один правильный ответ)
A) чувственное и рациональное
B) образногое и эмоциональное
C) *эмпирический и теоретический
D) теоретический и обыденный
43. БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ВНЕСЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ (выбери один правильный ответ)
A) *Римского клуба
B) Венского кружка
C) клуб любителей знания
D) клуб юннатов
44. АВЕРРОЭС - ЭТО ЛАТИНИЗИРОВАННОЕ ИМЯ (выбери один правильный ответ)
A) Ибн-Сины
B) Аль-Газали
C) *Ибн-Рушд
D) Аль-Кинди
E) Ибн-Араби
F) Аль-Фараби
45. АВИЦЕННА - ЗАПАДНОЕ ПРОЧТЕНИЕ ИМЕНИ (выбери один правильный ответ)
A) *Ибн-Сины
B) Аль-Газали
C) Ибн-Рушд
D) Аль-Кинди
E) Ибн-Араби
F) Аль-Фараби
46. ИСТОРИЧЕСКИ ПЕРВЫМ ТИПОМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МИФОЛОГИЯ (выбери правильный ответ)
A) *является
B) не является
47. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ ОТНОСИТСЯ К (выбери правильный ответ)
A) *классической философии
B) неклассической философии
48. Н. КОПЕРНИК ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЦОМ (выбери правильный ответ)
A) геоцентрической картины мира
B) *гелиоцентрической картины мира
49. В НЕОПОЗИТИВИЗМЕ СРАВНЕНИЕ ВСЕХ ПОЛОЖЕНИЙ НАУКИ С ФАКТАМИ ОПЫТА НАЗЫВАЕТСЯ (выбери правильный ответ)
A) *верификация
B) фальсификация
50. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ОПРОВЕРГАЕМОСТЬ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ В ПОСТПОЗИТИВИЗМЕ НАЗЫВАЕТСЯ (выбери правильный ответ)
A) верификация
B) *фальсификация
51. ПОЛОЖЕНИЕ, РАССМАТРИВАЮЩЕЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО ОТДЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ НАРЯДУ С МАТЕРИЕЙ, А ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ НИМИ КАК МЕЖСУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫРАЖАЕТ ПОЗИЦИЮ (выбери правильный ответ)
A) реляционной концепции
B) *субстанциональной концепции
52. ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ А. ЭЙНШТЕЙНА ПОДТВЕРДИЛА ПРАВИЛЬНОСТЬ (выбери правильный ответ)
A) *реляционной теории
B) субстанциональной теории
53. СОЗНАНИЕ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ (выбери правильный ответ)
A) материально
B) *идеально
54. В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ САМАЯ РАННЯЯ ГРУППА ВЕДИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ НАЗЫВАЕТСЯ (дополни)______. (Ригведа)
55. ПОСЛЕДНЯЯ ГРУППА ВЕДИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ЯВЛЯЮЩАЯСЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИМ ЯДРОМ ИНДУИЗМА НАЗЫВАЕТСЯ (дополни) ______ (Упанишады)
56. В БУДДИЗМЕ ПУТЬ, ВЕДУЩИЙ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОТ СТРАДАНИЙ, ОЗНАЧАЮЩИЙ ПОЛНОЕ УГАСАНИЕ СОЗНАНИЯ (дополни) _______. (Нирвана)
57. В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПУТЬ, ПО КОТОРОМУ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ДОЛЖНЫ ИДТИ ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МИРОВОЙ ЗАКОН, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ СУЩЕСТВОВАНИЕ МИРА (дополни) ______. (Дао)
58. ПЕРВЫМ ГРЕЧЕСКИМ ФИЛОСОФОМ СЧИТАЕТСЯ (дополни) ______ (Фалес)
59. АВТОР АФОРИЗМОВ: «ВСЁ ТЕЧЁТ, ВСЁ ИЗМЕНЯЕТСЯ», «В ОДНУ И ТУ ЖЕ РЕКУ НЕЛЬЗЯ ВОЙТИ ДВАЖДЫ» (дополни)______ (Гераклит)
60. ИМЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ФИЛОСОФА ПЕРВЫМ ОБОЗНАЧИВШЕГО ПРОБЛЕМУ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ, АВТОРА ИЗРЕЧЕНИЯ: «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» (дополни) - _______. (Сократ)
61. У ПИФАГОРА МЕТЕМПСИХОЗ – ЭТО УЧЕНИЕ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ (дополни) _______. (Душа)
62. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ, СОЗДАТЕЛЬ НАУКИ ЛОГИКИ, АВТОР ПЕРВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЫ (дополни)_______ (Аристотель)
63. СВЯЩЕННАЯ КНИГА ХРИСТИАН НАЗЫВАЕТСЯ (дополни)______. (Библия)
64. СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН НАЗЫВАЕТСЯ (дополни) ______. (Коран)
65. НАПРАВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ, УТВЕРЖДАЮЩИЙ, ЧТО ПОДЛИННО СУЩЕСТВУЮТ НЕ САМИ ВЕЩИ, А ИХ ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ - УНИВЕРСАЛИИ _______. (Реализм)*
66. ПЕРИОД В РАЗВИТИИ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ТВОРЧЕСТВО ОТЦОВ ЦЕРКВИ _______. (Патристика)*
67. СХОЛАСТИКА ВОЗНИКЛА ОТ ЛАТИНСКОГО СЛОВА (SCNOLA), ЧТО В ПЕРЕВОДЕ ОЗНАЧАЕТ _______. (Школа)*
68. ПОКЛОНЕНИЕ ОДНОМУ БОГУ НАЗЫВАЕТСЯ ______. (Монотеизм) *
69. РЕНЕССАНС – ФРАНЦУЗСКОЕ НАЗВАНИЕ ЭПОХИ ______. (Возрождение)*
70. УЧЕНИЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ БОГ ОТОЖДЕСТВЛЯЕТСЯ С ПРИРОДОЙ _______. (Пантеизм)*
71. ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ПЕРЕХОДА ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ НАЗЫВАЕТСЯ (дополни)______. (Индукция)*
72. ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ПЕРЕХОДА ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ НАЗЫВАЕТСЯ (дополни)_______. (Дедукция)*
73. ТЕЧЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ, КОТОРОЕ СЧИТАЕТ, ЧТО ПОСРЕДСТВОМ НАУКИ МОЖНО РАЗРЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (дополни)______ (Рационализм))*
74. ПЕРВОГО МУДРЕЦА ПРОТОКАЗАХОВ, СКИФА, ДРУГА ЦАРЯ СОЛОНА ЗВАЛИ (дополни) ______. (Анахарсис)*
75. ВЕРХОВНЫМ ТОТЕМОМ, СВЯЩЕННЫМ ЖИВОТНЫМ У ПРОТОКАЗАХОВ ВЫСТУПАЛ (дополни) _______. (Волк) *
76. ТРИ ИСТИНЫ ШАКАРИМА: НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ, РЕЛИГИОЗНАЯ ОТКРОВЕННОСТЬ И ______ (Совесть)*
77. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ, ОТСТАИВАЮЩЕЕ ОГРАНИЧЕННСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗУМА (дополни) _______ (Иррационализм)*
78. ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (дополни)_______ (Экзистенциализм) *
79. ФАМИЛИЯ УЧЕНОГО, ЗАЛОЖИВШЕГО ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА (дополни)_______ (Фрейд)*
80. ОБЩЕНАУЧНАЯ ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ (дополни)______ (Синергетика)*
81. СОСТОЯНИЕ, ЕДИНОЕ С БЫТИЕМ (ТАК ЖЕ РЕАЛЬНО) И ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ЕМУ (дополни) _______. (Небытие*)
82. В ТЕОРИИ САМООРГАНИЗАЦИИ, ПОСТОЯННО ПРИСУЩИЕ МАТЕРИИ СЛУЧАЙНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ОТКЛОНЕНИЯ (дополни) _______. (Флуктуация)*
83. В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ СИНОНИМ СЛОВА ГНОСЕОЛОГИЯ (дополни) ______. (Эпистемология)
84. КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯ В МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ (дополни) ______. (практика)*
85. УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (дополни) ______. (Гносеология)
86. АКСЕОЛОГИЯ ЭТО УЧЕНИЕ О (дополни)_______. (Ценности)*
87. В ДИАЛЕКТИКЕ, МЕРА ЕСТЬ ЕДИНСТВО КОЛИЧЕСТВА И (дополни)_______. (Качество)*
88. СФЕРА РАЗУМА ПО В. И. ВЕРНАДСКОМУ (дополни)______. (Ноосфера)*
89. НАУКА О БУДУЩЕМ (дополни)______. (Футурология)*
90. ПРОБЛЕМЫ ПЛАНЕТАРНОГО ХАРАКТЕРА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ (дополни)_______. Глобальные*
91. МИР БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ПО ЗИГМУНДУ ФРЕЙДУ (дополни)_______. Верный ответ(ы): Оно
92. ИНСТИНКТ ЖИЗНИ ВО ФРЕЙДИЗМЕ (дополни)_______. Верный ответ(ы): Эрос
93. ИНСТИНКТ СМЕРТИ ВО ФРЕЙДИЗМЕ (дополни)______. Верный ответ(ы): Танатос
94. ЗАШИФРОВАННЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ КАРЛА ЮНГА (дополни)_______. Верный ответ(ы): Архетипы
95. ГЛАВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ГЕРБЕРТА МАРКУЗЕ (дополни) ______,Верный ответ(ы): Одномерный человек
96. ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ПОЛЯ РИКЁРА ______. Верный ответ(ы): Личность
97. ИОГАНН ФИХТЕ НЕ-Я ПРОТИВОПОЛАГАЛ (дополни)______. Верный ответ(ы): Я
98. МЕТОД СОКРАТА (дополни)_______. Верный ответ(ы): Майевтика
99. ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВА ПО КАРЛУ МАРКСУ (дополни)_______. Верный ответ(ы): Базис
100. Критерий истины в марксизме (дополни)_______. Верный ответ(ы): Практика

ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЛОСОФИЯ

Цель тестов - контроль знаний по курсу «Философия», проверка умения философски оценивать исторические события и факты действительности и глубины понимания единства мирового историко – культурного процесса.

Задача тестов- выявить уровень знаний студентов, целостность и системность их представлений о мире и месте человека в нем, а также степень развития их философского

мировоззрения и мироощущения. Студент должен

Количество вопросов в одном тесте 30

· Количество тем 10

· Время, отведенное на одно тестирование – 30 мин

· Баллы – на один вопрос -1 балл,

На одну тему выделяется 3 балла

Литература:

1.Алексеев П.В. Философия. Учебник для вузов.- М., 2006.

2.Гобозов И.А.Социальная философия. Учебник для вузов.- М., 2007.

3.Данильян О.Г. Философия. Учебное пособие для вузов.- М., 2005.

4.Философия: Учебник/ под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В./-М.,2009.

5.Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. Учебное пособие для вузов.-М.,2006.

6.РадугинА.А.Философия: Учебник для вузов.- М.,2003

7.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов.- М.,2005.

8.Фролов И.Ф.Введение в философию. Учебник для вузов.- М.,2004

9.Философия: Учебное пособие для вузов. В 2-х ч./под ред.Кириллова В.И./-М.,2003

10.Философия. В вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/под ред. Лавриненко В.Н./-М.,2003

Контрольные тесты Часть 2. Теория философии

Тема XI: Онтология. Учение о бытии и материи

В каком суждении дано более полное определение бытия?____

Бытие - это весь материальный мир;

Бытие - это вся бесконечная вселенная;

Бытие - это все формы психической деятельности;

Бытие - это все то, что существует.

В материалистическом понимании материя по отношению к бытию является_____

Субстанцией;

Субстратом;

Эссенцией;

Экзистенцией.

Синергетика как метод познания позволяет рассматривать бытие в качестве____

Самоорганизующейся системы;

Кибернетической системы;

Диссипативной системы;

Статической системы.

Кто из нижеперечисленных мыслителей утверждал субстанциальный подход в понимании пространства и времени?____

Эйнштейн

Динамическая концепция времени утверждает, что____

Время существует лишь в точке здесь-и-теперь;

Прошедшее время также имеет онтологический статус;

Время представляет собой субъективную форму восприятия;

Понимание времени зависит от культурной специфики;

_____… утверждает, что мир имеет духовное или материальное начало.

Термин «онтология» это «Учение о сущем».- _____ Да / нет?

Философское понятие для обозначения всего сущего – это …____

Материя;

Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности – это …____

Соотнесите античных мыслителей и их понимание бытия:

Объективный идеализм это…_____

Философское направление, выводящее все из одного духа и объясняющее возникновение материи из духа.

Существующее как самодостаточное и независимое от чего-либо другого – это ____…

Субстанция;

Соотнесите философские направления и их представителей.

Определите соотношение между позициями в философии к анализу субстанций:

Материализм утверждает, что существует множество исходных оснований и начал бытия - ___ Да / Нет

Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса, – это ____…

Отражение;

Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета и явления в результате количественных изменений – это_____ …

Действительность, сфокусированная в сознании субъекта, это ____…

Объективная реальность;

Субъективная реальность;

Реальность подсознания.

Действительность, существующая вне человеческого сознания, называется объективной реальностью._____ Да/Нет

Длительность существования вещей и процессов – это_____ …

Промежуток;

Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи:

Отражение присуще ____…

Всей природе;

Всему человечеству;

Всей материи.

Соотнесите философский подход и соответствующее понимание материи:

Определите соответствие между основными формами движения материи и их сущностью:

Умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, это натурфилософия.____ Да/Нет

Наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды, это____

Социальное природопользование;

Социальная философия;

Социальная экология.

Биолог, впервые употребивший термин «экология»,____

Геккель;

Телеология это ____

Философское течение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность

Тема XIII: Диалектика - учение о развитии .

Что такое диалектика?___

Искусство ведения спора

Представление о вечном становлении мира

Универсальная теория и метод познания мира

Учение о противоречиях

Что является более устойчивым в предметах и вещах?_____

Состояние

Какой является сущность вещей?____

Очевидной

Непознаваемой

Феноменальной

Развитие является центральным понятием диалектики._____ Да / Нет

Философским учением о всеобщих связях бытия и развития всего сущего является _____

Метафизика;

Диалектика;

Эклектика.

Метафизика это_____

Противоположность диалектики.

Для какого направления философии характерно непонимание всеобщей связи явлений, отрицание развития?____

Метафизика;

Диалектика;

Эклектика.

Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференциальных и автономных частей целого, обусловленных строением, это____

Организация;

Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип____

Противоречия.

Причина;

Возможность.

Действительное;

Возможное;

Случайное.

Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Гегелю, является ______

Состоянием;

Развитием;

Прогрессом.

Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественного изменения – это раскол.______ Да/Нет

Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет_____ …

Источник развития;

Отражение качеств вещи;

Процесс познания.

Закон «взаимного перехода количественных изменений в качественные» определяет_____

Механизм развития;

Направление развития;

Итоги развития.

Закон «отрицания отрицания» определяет_____ …

Относительность развития;

Субъективность развития;

Тенденции развития.

Степень развития свойств предмета это_____…

Качество;

Количество;

Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами, есть _____

Свойство;

Потребность;

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Сборник тестов и контрольных заданий

по дисциплине «Основы философии»

учебное пособие для контроля знаний

специальностей 15.02.08 Технология машиностроения, 23.02.03 Обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Воронеж 2016

Составитель: преподаватель Столярова Н.В.

Компьютерный набор и верстка выполнены Столяровой Н.В.

Воронеж, ГБПОУ ВО «ВПТ»», 2016, 29 с.

Учебное пособие для контроля знаний студентов. Воронеж, «ВПТ», – с.29.

Пособие предназначено для контроля знаний студентов по дисциплине «Основы философии». Сборник содержит тестовые и контрольные задания и правильные ответы.

Пояснительная записка

Примерный перечень контрольных и тестовых заданий по учебной дисциплины «Основы философии» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям, среднего профессионального образования и едина для всех форм обучения.

Учебная дисциплина «Основы философии» является общеобразовательной в структуре среднего профессионального образования и служит важным средством формирования общегуманитарной и философской культуры мышления.

В результате изучения дисциплины учащийся должен иметь представление:

- об истории философии;

- об основных течениях современной философской мысли;

знать:

- основные понятия, принципы и законы философии;

уметь:

- осуществлять философский анализ окружающей действительности.

Знания, умения и навыки, полученные студентами в ходе изучения курса, могут применяться ими в ходе профессиональной деятельности.

Для определения степени усвоения студентами содержания программного материала, проводится контрольная работа по основным темам изучаемого курса.

Число вариантов контрольных работ, количество вопросов в каждом варианте, их содержание являются примерными и могут быть изменены преподавателем.

1. Контрольная работа по теме: «Основы философии. Предмет философии, основные разделы философии».

2. Тест № 1 по теме: «Античная философия».

3. Тест №2 по теме: «Развитие философской мысли от Античности до Нового времени».

4. Тест №3 по теме: «Немецкая классическая философия».

5.Тест №4 по теме: « Русская философия».

6. Ответы к тестовым заданиям

7. Список литературы.

Контрольная работа по теме « Основы философии. Предмет философии, основные разделы философии».

Вариант 1.

1.Что такое мифологическое мировоззрение? Каковые его основные черты?

2. Какие разделы философии принято выделять в науке? Охарактеризуйте каждый из них.

3. В чем состоит специфика философского знания? Каковы особенности философского знания?

4. Перечислите основные методы философии и дайте им характеристику.

Вариант 2.

1.Что такое религия? Каковы основные функции религии?

2.Перечислите основные базовые категории философии и дайте им характеристику.

3. Каковы основные функции философии? Дайте характеристику основным функциям.

4. Какие основные направления выделяют в философском знании? Дайте характеристику любым двум направлениям.

Вариант 3.

1.Что такое философии? Какие стадии эволюции прошла философия в своем развитии? Дайте им характеристику.

2. Какова основная проблема философии? Как она решается на разных стадиях развития философии?

3. Что такое материализм? Каковы его особенности?

4. Каково современное состояние основного вопроса философии? Каковы его перспективы?

Тест по теме: «Античная философия»

Вариант 1.

2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:
а) диалектический материализм;
б) механистический материализм;
в) антропологический материализм;
г) стихийный материализм.

3. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они:
а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;
б) открыто утверждали примат материи над духом;
в) отрицали наличие материального;
г) сформулировали атомистическую концепцию;
д) отрицали возможность познания мира.

4. Онтология Демокрита строится на принципе:
а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц - атомов;
б) первоэлементом мира является апейрон;
в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;
г) первоэлементом мира является число;
д) познание мира невозможно.

5. Идея, согласно Платону:
а) материальна и умопостигаема;
б) нематериальна, но умопостигаема;
в) материальна, но неумопостигаема;
г) нематериальна и неумопостигаема;
д) конструкция сознания

6. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать - это как раз и значит припоминать».
а) Аристотель;
б) Демокрит;
в) Платон;
г) Протагор;
д) Пифагор.

7. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:
а) бедных, состоятельных, богатых;
б) крестьян, ремесленников, мещан;
в) дворян, священников, крестьян;
г) философов, воинов, ремесленников;
д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.

8. Этот античный философ писал: «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей - существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»
а) Аристотель;
б) Платон;
в) Плотин;
г) Демокрит;
д) Сенека.

9. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала:
Первопричина бытия Философ
1. вода; а) Демокрит;
2. апейрон; б) Анаксимандр;
3. огонь; в) Пифагор;
4. число; г) Фалес;
5. атомы; д) Гераклит.

10. Установите соответствие философа той или иной школе:
1. Парменид; а) атомисты;
2. Демокрит; б) Элейская школа;
3. Анаксимандр; в) Милетская школа;
4. Плотин; г) неоплатонизм;
5. Пиррон; д) скептики.

11. Установите соответствие учителя ученику:
Учитель Ученик:
1. Платон; а) Анаксимандр;
2. Сократ; б) Аристотель;
3. Аристотель; в) Александр Македонский;
4. Фалес; г) Платон.

12. Установите последовательность философских школ античности:
а) пифагорейцы;
б) Милетская школа;
в) Ликей;
г) Академия;
д) неоплатоники.

Вариант 2.

1. Об учении этого философа позднейший автор писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Демокрит;
г) Парменид;
д) Гераклит.

2. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:
а) Пифагор;
б) Платон;
в) Сократ;
г) Аристотель;
д) Демокрит.

3. Основоположником античного атомизма является:
а) Сократ;
б) Демокрит-Левкипп;
в) Платон;
г) Аристотель;
д) Гераклит.

4. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:
а) Протагор;
б) Сократ;
в) Ксенофан;
г) Эпикур;
д) Демокрит.

5. . Истинное познание по Платону есть:
а) логически четкое, рациональное познание;
б) мистический опыт;
в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;
г) знание, основанное на эксперименте;
д) истинное познание невозможно.

6. "Государство" Платона было:
а) демократическим государством равных возможностей;
б) религиозным государством;
в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;
г) абсолютной монархией;
д) деспотией восточного типа.

7. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:
а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;
б) чувственный образ идеи;
в) единство материи и формы;
г) создано из воды;
д) конструкция сознания.

8. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:
Философ Основные категории
1. Платон; а) логос;
2. Гераклит; б) идея;
3. Аристотель; г) форма;
4. Демокрит; д) атом;
5. Эмпедокл; е) любовь;
ж) ненависть.

9. Установите соответствие философа философскому направлению:
1. материализм; а) Парменид;
2. идеализм; б) Демокрит;
в) Аристотель;
г) Эпикур;
д) Платон.

10. Установите последовательность философских учений античности:
а) «мир идей»;
б) «все из воды»;
в) «в основании всего лежит число»;
г) «воздержание от суждения».

11. Из чего, согласно Анаксагору, происходят все вещи?

а) из огня

б) из воздуха

в) из четырех элементов

г) из безмерной смеси всего

12. Кого в Древней Греции называли софистами?

а) натурфилософов

б) мудрых правителей

в) мудрецов отшельников

г) платных учителей риторики

Тест по теме: «Развитие философской мысли от Античности до Нового времени».

Вариант 1.

1. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным:

а) индукция

б) дедукция

в) анализ

г) синтез

2. Гносеология – это учение:

а) о ценностях

б) о развитии вселенной

в) о бытие как таковом

3. Определенный тип познавательного процесса. на котором информация об объекте. полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект – это

а) чувственное отражение

б) познавательный контакт с объектом познания

в) представление

г) объяснение

д) ноумен

а) Августин Блаженный 1) Возрождение

б) Николай Кузанский 2) Античность

в) Кант 3) Новое время

г) Платон 4) Средневековье

а) немецкая классическая философия 1) Античность

б) герменевтика 2) Средневековье

в) патристика 3) Современность

г) софистика 4) Новое время

6. Соотнесите понятия и философов, которые их используют

а) бытие 1) Аристотель

б) форма 2) Демокрит

в) идея 3) Парменид

г) атом 4) Платон

7. По мнению большинства историков философии Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского?

а) идеализма и стоицизма

б) объективизма и скептицизма

в) эмпиризма и материализма

г) рационализма

д) панматематизма

8. Исходный принцип философии Декарта:

а) сомнение

б) диалектика

в) интуиция

г) озарение

д) логика

9. Философия природы Дж. Бруно – это

а) деизм

б) креационизм

в) пантеизм

г) дуализм

д) материализм

10. Согласно Локку, основой всякого знания является:

а) ощущения

б) идея

в) мысль

г) слово

д) интуиция

11. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:

а) нет Бога кроме Аллаха

б) Бог есть единое

в) Бог. будучи единым и единственным, существует в трех ипостасиях

г) Бог есть Все и все есть Бог

д) Бог есть безличная духовная реальность

12.В центре размышления философов средних веков стоит:

а) природа

б) личность

в) Бог

г) идеальный мир

д) процесс познания

13. Апологеты во II в н.э

а) являлись сторонниками Юлиана Отступника

б) защищали, оправдывали христианское вероучение

в)впервые раскрыли стремление души к первоединству

г) рассматривали противоположность духа и материи

д) являлись сторонниками атомизма

14. Основой духовной жизни в концепции Августина является:

а) разум

б) воля

в) переживание

г) вера

д) страсть

15. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога

а) Августин Блаженный

б) Фома Аквинский

в) Ансельм Кентерберийский

г) Альберт Великий

д) Тертуллиан

а) Анаксимандр

б) Эмпедокл

в) Фалес

г) Платон

д) Аристотель

17. «Государство» Платона было

а) демократическим государством равных возможностей

б) религиозным государством

в) государством кастового типа. с четким сословным разделением

г) абсолютной монархией

д) деспотией восточного типа

18. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:

а) сложное единство мельчайших частиц - атомов

б) чувственный образ, идея

в) единство материи и формы

г) создано из воды

д) конструкция сознания

19. Установите соответствие учителя ученику

Учитель: Ученик:

а) Платон 1) Аристотель

б) Сократ 2) Платон

в)Аристотель 3) Александр Македонский

г) Фалес 4) Платон

Вариант 2.

1. Индукция - это

а) логический путь от общего к частному

б) подача ложного знания, как истинного

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка

г) момент интеллектуального озарения

д) относительная, неполная истина

2. Аксиология– это учение:

а) о ценностях, б их происхождении и сущности

б) о развитии вселенной

в) о бытие как таковом

г) о сущности познания, о путях постижения истины

д) о сущности человеческой истории

3. Какое понятие лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм

б) агностицизм

в) скептицизм

г) антропоцентризм

4. Установите соответствие философов и эпохи:

а) Аристотель 1) Новое время

б) Локк 2) Античность

в) Вольтер 3) Средневековье

г) Фома Аквинский 4) Просвещение

5. Установите соответствие философского направления исторической эпохи:

а) энциклопедизм 1) Античность

б) атомизм 2) Средневековье

в) фрейдизм 3) Современность

г) схоластика 4) Просвещение

6. Соотнесите философские позиции и их характеристики

а) антропоцентризм 1) отрицание Бога

б) теоцентризм 2) бог повсюду

в) пантеизм 3) Бог в центре мира

г) атеизм 4) человек в центре мира

7. основным рабочим методом Ф. Бэкон являлся?

а) анализ

б) синтез

в) дедукция

г) индукция

д) диалектика

8. Основным методом получения истины Декарт считал:

а) созерцательный анализ

б) эмпирическую дедукцию

в) рациональную дедукцию

г) спекулятивный синтез

д0 диалектический метод

9. Этот философии впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную, исполнительную)

а) Спиноза

б) Локк

в) Декарт

г) Бэкон

д) Николай Кузанский

10. Укажите, какие философские направления характерны для периода Возрождения

а) Пантеизм

б) Софистика

в) Милетская школа

г) Экзистенциализм

11. Основной догмат христианского вероучения

а) дуализм

б) триединство

в) деизм

г) пантеизм

д) скептицизм

12.Наиболее важный раздел знания в Средневековье

а) философия

б) теология

в) наука

г) логика

д) математика

13. Новое качество человека открытое средневековой патристикой

а) дух

б)душа

в разум

г) тело

д) воля

14. В схоластике провозглашалось различие между

а) верой и разумом

б)чувством и мыслями

в) сознательным и бессознательным

г) разумом и интуицией

15. Установите последовательность философов Средневековья

а) Фома Аквинский

б) Августин Блаженный

в) Филон Александрийский

г) Тертуллиан

16. Основоположником античного атомизма является

а) Сократ

б) Демокрит

в) Платон

г) Аристотель

д) Гераклит

17. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия

а) бедных, состоятельных, богатых

б) крестьян, ремесленников, мещан

в) дворян, священников, крестьян

г) философов, воинов, ремесленников

д) крестьян, рабочих, интеллигенцию

18. Определите учению, какого философа принадлежат следующие первоначала

а) вода 1) Демокрит

б) апейрон 2) Анаксимандр

в) огонь 3) Пифагор

г) число 4) Фалес

д) атомы 5) Гераклит

19.Установите последовательность философский учений античности

а) «мир идей»

б) «все из воды»

в) в основании лежит число»

Тест по теме: «Немецкая классическая философия»

Вариант 1.

1. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:
а) докритический и критический;
б) материалистический и диалектический;

в) логический и онтологический;
г) рациональный и иррациональный;
д) метафизический и диалектический.

2. Трансцендентное по Канту – это:
а) познанное опытным путем;

б) познанное эмпирически и рационально;

в) познанное с помощью теоретического разума;
г) познанное с помощью практического разума;

д) абсолютно непознаваемое.

3. Помимо явлений Кант выделяет:
а) мир вещей в себе;
б) мир сознания в себе;
в) мир чувств в себе;
г) мир идей в себе;
д) бога в себе.

4. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:
а) пространство и время;
б) пространство и мышление;
в) бытие и время;
г) ощущение и представление;
д) бытие и сознание.

5. Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:
а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;
б) человек - это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;
в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;
г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;
д) человек создан по образу и подобию божьему.

6. По мнению Канта, категорический императив – это:
а) выведенный им закон соотношения масс планет;
б) критикуемый им христианский догмат;
в) занимаемая им гражданская позиция;
г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;
д) непреложное нравственное требование, моральный закон.

7. Философия Гегеля - это:
а) реализм;
б) абсолютный объективный идеализм;
в) материализм;
г) эмпиризм;
д) трансцендентальный идеализм.

8. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:
а) материя;
б) сознание;
в) абсолютная идея (мировой дух);
г) бог;
д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.

9. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:
а) все, что существует - разумно;
б) все, что существует - действительно;
в) все, что разумно – существует;
г) все, что разумно - действительно.

10. Философия Л. Фейербаха - это:
а) материализм;
б) идеализм;
в) рационализм;
г) натурализм;
д) эмпиризм.

11. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:
а) стихийный материализм;
б) наивный материализм;
в) механистический материализм;
г) диалектический материализм;
д) антропологический материализм.

12. Фейербах главным объектом познания считал:
а) природу;
б) бога;

в) человека;
г) познание;
д) общество.

13. Установите соответствие философа философскому учению:


4. философия тождества; г) Фейербах.

14. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:


Вариант 2.

1. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:
а) Гегелем;
б) Декартом;
в) Кантом;
г) Ницше;
д) Бэконом.

2. По мнению Канта, «вещь в себе» – это:
а) Бог;
б) реальное существование потенциального мира;
в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;
г) то же, что феноменальное субъективное бытие;
д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл «миром идей».

3. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
а) вещь в себе;
б) феномен;
в) ноумен;
г) иллюзия;
д) интуитивное схватывание.

4. По теории Канта, время и пространство:
а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;
б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;
г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей;
д) первичны по отношению к материи.

5. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:
а) привычной формой твоего поведения;
б) принципом инстинкта самосохранения;
в) общим законом;
г) примером для подражания других;
д) юридическим законом.

6. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
а) соответствует действующему закону;
б) доставляет личное удовлетворение;
в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) подчинен воле бога;
д) связан с гуманными или дружескими чувствами.

7. Диалектика в философской системе Гегеля:
а) спекулятивно-идеалистическая;
б) экзистенциальная;

в) материалистическая;
г) негативная;
д) метафорическая.

8. В системе Гегеля мировое развитие есть:
а) развитие духа (абсолютной идеи);
б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций;

в) воплощение Божественного замысла;
г) процесс самоорганизации материи;
д) Гегель отрицал развитие.

9. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:
а) прогрессивное развитие науки;
б) самоцельное становление бога;
в) развитие мирового духа во времени;
г) развитие мирового духа в пространстве;
д) нравственный прогресс.

10. Фейербах считал религию:
а) нелепым суеверием;
б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;
в) приписыванием Богу атрибутов человека;
г) реализацией свободы;
д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.

11. Установите соответствие философа философскому учению:
1. трансцендентальный идеализм; а) Гегель;
2. антропологический материализм; б) Кант;

3. абсолютный идеализм; в) Шеллинг;
4. философия тождества; г) Фейербах


12. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
1. «Критика чистого разума»; а) Гегель;
2. «О сущности христианства»; б) Кант;

3. «Наука логики»; в) Шеллинг;
4. «Система трансцендентального идеализма»; г) Фейербах.


13. В философии Фихте природа является

а) объективной реальностью

б) отчужденным продуктом «Я»

в) противостоящим «не-Я»

г) трансцендентальным «Оно»

14. Гегель считал, что в основе реальности лежит

а) абсолютная идентичность

б) абсолютное бессознательное

в) абсолютная идея

г) абсолютное божество

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

31.Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

42.Китайский философ, основатель даосизма

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

44.Хронологические рамки развития античной философии:

VI в. до н.э – VI в. н.э.

45.Основным принципом античной философии был:

космоцентризм

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

проблема первоначала

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

«Начало всех вещей -- вода»

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

Парменид

52.Впервые понятие бытия в философии употребил

Парменид

53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

Элейской

55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

Зенона и Гераклита

56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Гераклит

57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Гераклит

58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Демокрит

60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Протагору

62.Знание по Сократу тождественно:

добродетели

63.Суть «этического рационализма» Сократа:

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

64.Объективно-идеалистическая философия была основана:

Платоном

65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

70.Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

71.Философ, ученик Платона:

Аристотель

Аристотель

73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

Минеральная душа

74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо наслаждаться жизнью

75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»

76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

79.Характерной чертой средневековой философии является:

теоцентризм

80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

теология

84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Апокрифы

85.Эсхатология – это

Учение о конечных судьбах мира и человека

86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий



Выбор редакции
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...

по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...

Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...

Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...
В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...
Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...
На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...