Старые монастыри европы с планом и историей. Монастырь святого галла в швейцарии - утраченное величие и власть


Все мы слышали о монастырях во Франции, Испании, Италии, Греции...а вот про немецкие монастыри почти ничего не известно, а все потому, что из-за Реформации церкви в XVI веке большинство из них было упразднено и не дошло до наших дней. Однако в на юге Германии близ Тюбингена сохранился один очень интересный монастырь.

Бебенхаузен был основан в 1183 году пфальцграфом Тюбингена и туда заселились монахи Ордена цистерцианцев, хотя строили монастырь монахи другого Ордена - премонстранцев, но они почему-то покинули монастырь через пару лет после его постройки. Монастырь был достаточно богатым и владел хорошими наделами, на которых монахи занимались земледелием, включая выращивание виноградников. Самостоятельность монастыря обеспечивала грамота императорна Генриха VI и булла Папы Иннокентия IIII. Кроме того монастырю принадлежал большой участок леса, где можно было охотиться. В 1534 году монастырь упразднили из-за того, что на эти земли пришло протестанство и католические монастыри были тут больше не нужны,но монахи продолжали жить здесь до 1648 года. С тех пор монастырь использовался как протестанская школа, одно время был резиденцией Вюртембергских королей, занимавшихся охотой в том самом лесу, а также использовался как место, где заседал парламент региона. Сейчас это просто музей, но монастырь уникален тем, что он сохранился гораздо лучше других. Архитектура монастыря - это прекрасный образец немецкой готики конца XV века. Первоначальные строения в романском стиле XII-XIII веков просто были перестроены.


План монастыря

От северных окраин Тюбингена здесь не больше километра, поэтому можно обойтись и без машины. Кроме того есть автобусы между и Тюбингеном с остановкой у монастыря - 826 (828) и 754, курсирующего между Зинтерфингеном и Тюбингеном.

Для тех, кто на машине, просто сворачивайте с дороги L1208 и почти сразу увидите бесплатную парковку у самых стен монастыря.


Как раз справа впереди красный автобус идет

Сам монастырь больше напоминает средневековую, укрепленную деревню. Здесь есть мощные стены и башни, но также есть и уютные частные домики, а также огородики. Зайти за стены не представляет труда - это бесплатно. Осмотреть большую часть монастыря можно и так.

Сначала вы поднимаетесь по лестнице и попадаете за первые стены

Затем поднимаемся еще выше


Одна из двух башен укреплений


Плац


Зеленая башня. Очевидно названа так по цвету черепицы


Между стенами


Деревня за стенами

Это бывший Дом аббатов, сейчас тут расположена дирекция музея


Дом Аббатов

Это, как я понимаю, и есть замок королей Вюртемберга. Он стоит из нескольких залов и кухни и связан коридором с основным зданием монастыря


Коридор, соединяющий замок и монастырь


Зал под основным зданием замка


За стенами


Основное здание монастыря справа

В глубине двора у задних стен находится монастырская церковь, однако входа в нее тут нет

В этой части монастыря у самых стен расположилось монастырское кладбище

Тут на углу стен находится вторая башня укрепления - Башня записи (Schreibturm). Под ней находится еще один вход в монастырь, очевидно, главный


Дома за стенами монастыря. Тут находится еще одна общественная парковка


Южная стена монастыря


Западная стена монастыря


Башня записи


Дом аббатов


Лекарственный огород

И вот, наконец, обойдя всю территорию монастыря, мы подошли к главному зданию

Здесь можно приобрести билет и осмотреть основное здание монастыря и его церковь. На кассе не забудьте попросить описание монастыря на русском, тут вам дадут пачку файлов, где будет рассказано обо всех помещениях монастыря

Это только с первого взгляда просто сувенирный магазин с кассами, на самом деле тут находилась монастырская кухня, о чем свидетельствует сохранившаяся печь.По монастырскому уставу здесь монахи питались 2 раза в день, а зимой, из-за укороченного светового дня - всего 1 раз. Рацион состоял из 410 грамм хлеба, овощей, фруктов и яиц. Больным братьям разрешалось есть мясо. По праздникам давали белый хлеб, рыбу, вино.

Внутри монастыря нас ждут традиционные галереи вокруг сада.

Первым залом в этой части монастыря станет трапезная, она находилась прямо у кухни, но до конца XV века тут питались миряне, а не монахи. В 1513 году на этом месте построили рефекторий - то есть теплое отапливаемое помещение для зимнего времени (помещение отапливали печи, находящиеся в подвальном помещении). А это зал зимней трапезной.


На резных колоннах, поддерживающих потолок, есть много интересных узоров, включая крендель и речных раков


На фреске изображен визит аббата Гумберта фон Сито в 1471 году

Стены и потолки зала украшены гербами основателей монастыря, монахов, аббатов и немецких князей

С 1946 по 1952 года тут заседал местный Ландтаг

Из зимней трапезной мы попадаем в трапезную послушников, которая до 1513 года была кладовой. Это помещение, как и соседнее, было отапливаемым. Роспись на потолке оригинальная и относится к 1530 году. Дверь в правом дальнем углу вела в спальни послушников.

Что касается количества послушников, то есть сведения, что в конце XIII века при монастыре было сразу 130 человек. Питались послушники так же, как и монахи.

Сейчас здесь находится небольшой музей сокровищ монастыря


Обратите внимание на стрелу Святого Себастьяна, такой его пытались убить. Реликвия очень важная, так как Святой Себастьян, как считалось, оберегает от чумы, а из-за нее в монастыре в свое время погибло много народу.

Из части монастыря, предназначенной для послушников, мы попадаем в северное крыло галереи. Здесь монахи читали, а также тут проходили некоторые обряды, например, омовение ног. Кроме того в этом крыле часто хоронили погибших братьев. На другой стороне галереи находится вход в монастырскую церковь, там же на стене высечены отметки о размерах захоронений Иисуса Христа и Девы Марии, которые привез со святой земли граф Эберхард в 1492 году


Западная галерея, крыло послушников

Тут на стенах после Реформации многие оставляли информацию о себе


Из северного крыла галереи мы попадаем в монастырскую церковь в честь Девы Марии. Он был построен в 1228 году. Это трехнефная базилика в романском стиле, весьма строгая, как и положено архитектуре цистерцианцев. Правда, до Реформации
церковь была украшена гораздо богаче, в частности в ней находилось, аж, 20 алтарей.

Согласно монастырскому распорядку дня богослужения тут проходили 7 раз днем и 1 раз ночью


Наиболее заслуживающая внимание деталь здесь канцель (кафедра) 1565 года, украшенная лепниной

Сразу у входа в церковь находится лестница, которая ведет в келии монахов - дормиториум. Это единственное место в монастыре, где для посетителей доступен второй этаж. До 1516 года здесь была общая спальня, затем появились отдельные комнаты (кельи). Стены и потолок украшены растительными мотивами. Кроме того при входе сохранились надписи из монастырского устава. Плитка здесь также старинная, начиная с XIII века. В середине XX века, когда в здании монастыря находился Ландтаг, здесь спали парламентарии

Для осмотра доступна одна из комнат


Умывальники

У лестницы на этаж расположены ряд помещений, например, тут находилась библиотека и архив монастыря.

Первое помещение на первом этаже этой части здания - капитул - место, где собирались монахи. Ежедневно это происходило в 6 утра. Вдоль стен стояли лавки, напротив входа сидел аббат. Также здесь хоронили наиболее достойных, о чем свидетельствует большое количество могильных плит. Это самая старая часть монастыря, она датируется 1220 годом. Роспись сводов произведена в 1528 году.

Слева в дальнем конце капитула находится небольшая комнатка, здесь в 1526 году жил эрцгерцог Фердинанд Австрийский, готовясь к исповеди

Следующее помещение в восточном крыле - парлаториум. Дело в том, что монахам-цистерцианцам по уставу запрещено было говорить, единственное помещение, где это можно было делать - парлаториум. Причем заходить сюда можно было только для короткого разговора по делу. Изначально наверх в спальни вела лестница, но в XIX веке ее разрушили.

Под полом зала находилась отопительная установка, которая была старше, чем сам монастырь

Сейчас здесь выставлены некоторые экспонаты

На цветной схеме монастыря видно к каким эпохам относятся те или иные части здания

В южном крыле здания находится одно из самых больших и красивых помещений монастыря - Летняя трапезная. Она была построена в 1335 году в готическом стиле взамен аналогичного романского помещения

Стены тут украшают гербы

А оригинальная потолочная роспись рассказывает о растительном мире и изображает фантастических животных

И только тут, в южном крыле галерей я обнаружил, что их своды украшены не менее изысканно. Каждое пересечение венчает 130 рельефных украшений и ни одно не повторяется. Изначально в этой части располагался калофакторий (отапливаемое помещение), но после того, как его построили западнее, расположенное здесь было разрушено.

И последнее помещение монастыря, доступное посетителям - источник, своего рода беседка, располагавшаяся напротив входа в трапезную. В центре этого помещения был фонтан с питьевой водой, кроме того братья мыли здесь руки перед едой. К сожалению, сама комната и фонтан были разрушены и были ваосстановлены только в 1879 году.

Над входом в комнату с источником сохранились два интересных изображения


Человек в меховой шапке, похоже, сам строитель


А это легендарный шут и балагур, герой сказок - Тиль Уленшпигель

И после изучения всех залов монастыря мы, наконец, выходим в сад с фонтаном



Сам фонтан XIX века

Как видно, у всех галерей был второй этаж, к сожалению, из всего туристам доступен только дормиториум в восточном крыле

В теплое время года монастырь открыт каждый с 9 до 18.00, и только по понедельникам здесь есть обед с 12 до 13 часов. В зимнее время монастырь не работает по понедельникам, а в остальные дни работает с 10 до 12 и с 13 до 17. Билет стоит 5 евро. Правда, съемка на территории платная. Кроме этого отдельно, но только вместе с гидом, на территории монастыря можно осмотреть дворец вюртембергских королей XIX века, а также замковую кухню.

Если будете в этих краях, то не забудьте посмотреть сам Тюбинген - очень интересный город. Там же можно и остновиться на ночлег, рекомендую для этого отель

Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц считается одним из крупнейших действующих средневековых монастырей мира, создано оно в 1133 году. Расположен монастырь в 25 км от Вены, на краю Венского леса.

Монастырский двор (Stiftshof), фото Pavel Mondialus

История аббатства

Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц (монастырь Святого Креста) считается одним из крупнейших действующих средневековых монастырей мира. Аббатство создано в 1133 году. Это старейшая обитель цистерцианского ордена, зародившегося, как ветвь ордена бенедиктинцев, в XI столетии. Девять веков существует обитель и никогда она не была закрыта – даже в периоды турецкой осады и Реформации.

Монастырь Хайлигенкройц (Stift Heiligenkreuz) расположен в 25 километрах к юго-западу от центра Вены. Он стоит на краю , в одноимённом посёлке Хайлигенкройц. Светлые здания монастырского комплекса и высокая колокольня возвышаются среди зелёных холмов и могучих деревьев.

Архитектура главного храма

Церковь и колонна Св. Троицы, фото Anu Wintschalek

Орден цистерцианцев называют Белым монашеством: братия традиционно носит белые одежды. Согласно строгому монашескому уставу, храм – это «хвала Господу на Земле». В архитектуре собора, да и во всём облике монастыря – сдержанное величие и никаких излишеств. Строгий фасад храма, скромная колокольня и чистые линии светлых барочных галерей контрастируют с затейливыми скульптурами и ярким золотом чумной колонны в монастырском дворе. Хвала Господу за избавление от чумы!

Монастырское кладбище, фото Friedemann Hoflehner

В главном храме обители сочетаются элементы романской и раннеготической архитектуры. Вход ограждён красивым порталом с колоннами и стрельчатыми архивольтами. Фасад, главный неф и трансепт собора – образец романского стиля, редкого для Австрии. Хоры – готические, создавались они в XII веке. С 1290 года сохранились витражи (половина существующих витражных окон — подлинные).

Интерьер храма

Неф монастырской церкви, фото Patrick Costello

Во внутреннем убранстве монастырской церкви нет ни орнаментов, ни фресок. Монотонно серые стены переходят в серые же своды на нервюрах. Скульптурное оформление выполнено венецианцем Джулио Джулиани (он же изваял чумную колонну в 1739 г.). Доминанта убранства храма – расписной крест над барочным алтарём, изображающий воскресшего Иисуса. Это копия романского креста, созданного в 1138 году.

Могила Фридрих II в Зале Собраний, фото Anu Wintschalek

Роскошный орган собора изготовил Игнац Кобер в 1804 году. На этом инструменте играли Франц Шуберт и Антон Брукнер. Вообще с монастырём Хайлигенкройц связаны многие известные имена: здесь бывали живописец Мартин Алтомонте, богослов Вильгельм Нойманн, композитор Альберих Мазак. В Зале Собрания обители захоронены тринадцать представителей династии Баренбергов; в часовне покоятся мощи святого Отто Фрейзинского. Хранится в обители и другая реликвия – частица Животворящего креста от святого распятия.

Богословский институт

Аббатство переживало разные времена. Были периоды, когда братия находилась на грани нищеты; обители не раз угрожало закрытие. Однако избежать роспуска удалось, благодаря открытию Богословского института. Монахи всегда опекали отдалённые епархиальные приходы, занимались благотворительностью. Приход и сейчас оказывает психологическую помощь семьям, поддерживает престарелых, занимается добрачным воспитанием молодёжи.

Хор Хайлигенкройца

Монахи отреставрировали все строения, собрали огромную библиотеку из 50 тысяч томов, ведут собственное хозяйство. А ещё аббатство славится традициями григорианского пения. Хор Хайлигенкройца записал несколько альбомов, общим тиражом более 500 000 CD. Диски имели большой успех.

Хайлигенкройц - действующий монастырь. 86 человек насчитывает монашеская братия. Туристы могут осматреть монастырь только в установленное время.

Монастырь Хайлигенкройц (Stift Heiligenkreuz), фото Patrick Costello

Двор монастыря, фото Anu Wintschalek

Йозеф Антон фон Кох (1768-1839) «Монастырь Сан Франческо ди Чивителла в Сабинских горах». Италия, 1812 г.
Дерево, масло. 34 x 46 см.
Государственный Эрмитаж. Здание Главного штаба. Зал 352.

Звуки времени

Тонкая настройка монашеской жизни была бы невозможна без множества звуковых сигналов — прежде всего звона больших и малых колоколов. Они призывали монахов на службы часов и на мессу, извещали их о том, что пора идти в трапезную, и регламентировали физический труд.

Гильом Дюран, епископ Мендский, в XIII веке различал шесть типов колоколов: squilla в трапезной, cimballum в клуатре, nola в церковных хорах, nolula или duplaв часах, campana — на колокольне, signum — на башне.

Миниатюра из рукописи «Hausbuch der Mendelschen Zwölfbrüderstiftung». Германия, около 1425 года. Stadtbibliothek Nürnberg

В зависимости от задач в колокола звонили по-разному. Например, призывая монахов на службу первого часа и на повечерие, ударяли один раз, а на службы третьего, шестого и девятого часов — трижды. Кроме того, в монастырях использовалась деревянная доска (tabula) — например, по ней били, чтобы возвестить братии о том, что один из монахов находится при смерти.

Расписание

В разных аббатствах был свой распорядок дня — в зависимости от дня недели, простых или праздничных дней и т. д. Например, в Клюни в период весеннего равноденствия, ближе к Пасхе, расписание могло выглядеть так (все привязки к астрономическим часам приблизительны):

Около 00:30 Первое пробуждение; монахи собираются на всенощную.
02:30 Братия снова ложится спать.
04:00 Утреня.
04:30 Снова ложатся спать.
05:45-06:00 Вновь встают с рассветом.
06:30 Первый канонический час; после него монахи из церкви идут в зал капитула (чтения из устава или Евангелия; обсуждение административных вопросов; обвинительный капитул: монахи признаются в собственных нарушениях и обвиняют в них других братьев).
07:30 Утренняя месса.
08:15-09:00 Индивидуальные молитвы.
09:00-10:30 Служба третьего часа, за которой следует главная месса.
10:45-11:30 Физический труд.
11:30 Служба шестого часа.
12:00 Трапеза.
12:45-13:45 Полуденный отдых.
14:00-14:30 Служба девятого часа.
14:30-16:15 Работа в саду или в скриптории.
16:30-17:15 Вечерня.
17:30-17:50 Легкий ужин (кроме дней поста).
18:00 Повечерие.
18:45 Братия отходит ко сну.

IV. Архитектура монастыря

Бенедикт Нурсийский в своем уставе предписывал, что обитель должна быть построена как замкнутое и изолированное пространство, позволяющее максимально отгородиться от мира и его соблазнов:

«Монастырь же, если сие возможно, так должен быть устроен, чтобы все необходимое, то есть вода, мельница, рыбный садок, огород и разные ремесла были внутри монастыря, дабы не было монахам необходимости выходить за стены, что вовсе не служит на пользу душ их».

Если архитектуру романского и тем более готического храма, с их высокими окнами и сводами, устремленными к небесам, часто уподобляли молитве в камне, то планировку монастыря, с его помещениями, предназначенными только для монахов, послушников и конверсов, можно назвать дисциплиной, воплощенной в стены и галереи. Монастырь — это замкнутый мир, где десятки, а порой и сотни мужчин или женщин должны вместе идти к спасению. Это сакральное пространство (церковь уподобляли Небесному Иерусалиму, клуатр — райскому саду и т. д.) и одновременно сложный хозяйственный механизм с амбарами, кухнями и мастерскими.

Конечно, средневековые аббатства вовсе не строились по одному плану и были совершенно не похожи друг на друга. Раннесредневековый ирландский монастырь, где дюжина братьев-отшельников, практиковавших крайнюю аскезу, жила по крошечным каменным кельям, трудно сравнить с огромным аббатством Клюни периода его расцвета. Там было несколько дворов-клуатров (для монахов, послушников и больных), отдельные покои для аббата и гигантская базилика — т. н. церковь Клюни III (1088-1130), которая до строительства нынешнего собора Святого Петра в Риме (1506-1626) была самым большим храмом католического мира. Монастыри нищенствующих орденов (прежде всего францисканцев и доминиканцев, которые обычно строились посреди городов, куда братья шли проповедовать) совсем не похожи на бенедиктинские обители. Последние часто воздвигали в лесах или на горных утесах, как Мон-Сен-Мишель на скалистом островке у побережья Нормандии или Сакра-ди-Сан-Микеле в Пьемонте (это аббатство стало прообразом альпийского монастыря, описанного в «Имени розы» Умберто Эко).

Архитектура монастырских церквей и устройство всего аббатства, конечно, зависели от местных традиций, доступных строительных материалов, размера братии и ее финансовых возможностей. Однако еще было важно, насколько обитель была открыта миру. Например, если монастырь — благодаря хранящимся там реликвиям или чудотворным образам — притягивал массу паломников (как аббатство Сент-Фуа в Конке, Франция), там требовалось обустроить инфраструктуру для их приема: например, расширить и переустроить храм, чтобы пилигримы могли получить доступ к желанным святыням и не передавили друг друга, построить странноприимные дома.

Самый древний и самый известный из средневековых планов монастырей был составлен в первой половине IX века в германском аббатстве Райхенау для Гозберта, аббата Санкт-Галлена (в современной Швейцарии). На пяти листах пергамена (общим размером 112 × 77,5 см) изображен не реальный, но идеальный монастырь. Это огромный комплекс с десятками зданий и 333 подписями, которые указывают названия и назначение различных строений: церквей, скриптория, дормитория, трапезной, кухонь, пекарни, пивоварни, резиденции аббата, больницы, дома для монахов-гостей и т. д.

Мы выберем более простой план, который показывает, как в XII веке мог быть устроен типичный цистерцианский монастырь, похожий на аббатство Фонтене, основанное в Бургундии в 1118 году. Поскольку структура цистерцианских аббатств в основном следовала более древним моделям, этот план может многое рассказать о жизни в монастырях и других бенедиктинских «семейств».

Типовой монастырь


1. Церковь
2. Клуатр
3. Умывальник
4. Ризница
5. Библиотека
6. Зал капитула
7. Помещение для разговоров
8. Спальня
9. Теплая комната
10. Трапезная
11. Кухня
12. Трапезная для конверсов
13. Вход в монастырь
14. Больница
15. Другие постройки
16. Большая кладовая
17. Коридор для конверсов
18. Кладбище

1. Церковь


В отличие от клюнийцев, цистерцианцы стремились к максимальной простоте и аскетизму форм. Они отказались от венцов из капелл в пользу плоской апсиды и почти целиком изгнали из интерьеров фигурный декор (статуи святых, сюжетные витражи, сцены, вырезанные на капителях). В их церквях, которые должны были соответствовать идеалу суровой аскезы, восторжествовала геометрия.

Как и абсолютное большинство католических храмов того времени, цистерцианские церкви строились в форме латинского креста (где вытянутый неф под прямым углом пересекала перекладина — трансепт), а их внутреннее пространство было разделено на несколько важных зон.

На восточной оконечности располагался пресвитерий (A) , где стоял главный алтарь, на котором священник служил мессу, а рядом в часовнях, устроенных в рукавах трансепта, помещались дополнительные алтари.

Врата, устроенные на северной стороне трансепта (B) , обычно вели на монастырское кладбище (18) . C южной стороны, которая примыкала к другим монастырским строениям, можно было по лестнице (C) подняться в монастырскую спальню — дормиторий (8) , а рядом располагалась дверь (D) , через которую монахи входили и выходили в клуатр (2) .

Дальше, на пересечении нефа с трансептом, располагались хоры (E) . Там монахи собирались на службы часов и на мессы. В хорах друг напротив друга параллельно стояли два ряда скамей или кресел (англ. stalls, фр. stalles). В позднее Средневековье в них чаще всего делались откидывающиеся сиденья, так что монахи во время утомительных служб могли либо сидеть, либо стоять, облокотившись на небольшие консоли — мизерикорды (вспомним французское слово misericorde — «сострадание», «милосердие» — такие полочки, действительно, были милостью для уставших или немощных братьев).

За хором были установлены скамьи (F) , где во время богослужения располагались больные братья, временно отделенные от здоровых, а также послушники. Далее шла перегородка (англ. rood screen, фр. jubé), на которой устанавливали большое распятие (G) . В приходских церквях, соборах и монастырских храмах, куда пускали паломников, она отделяла хор и пресвитерий, где проводилось богослужение и располагались клирики, от нефа, куда имели доступ миряне. Миряне не могли заходить за эту границу и фактически не видели священника, который вдобавок стоял к ним спиной. В Новое время большинство этих перегородок было снесено, поэтому, когда мы входим в какой-то средневековый храм, нужно представить, что раньше его пространство вовсе не было едино и доступно для всех.

В цистерцианских церквях в нефе мог находиться хор для конверсов (H) — мирских братьев. Из своего клуатра они попадали в храм через специальный вход (I) . Он располагался недалеко от западного портала (J) , через который в церковь могли заходить миряне.

2. Клуатр

Четырехугольная (реже — многоугольная или даже круглая) галерея, которая с юга примыкала к церкви и связывала воедино основные монастырские строения. В центре часто разбивали сад. В монастырской традиции клуатр уподобляли окруженному стеной Эдему, Ноеву ковчегу, где семейство праведника спасалось от вод, посланных грешникам в наказание, Соломонову храму или Небесному Иерусалиму. Название галерей происходит от латинского claustrum — «замкнутое, огороженное пространство». Потому в Средние века так могли называть как центральный двор, так и всю обитель целиком.

Клуатр служил средоточием монастырской жизни: по его галереям монахи переходили из спальни в церковь, из церкви — в трапезную, а из трапезной, например, в скрипторий. Там находился колодец и место для умывания — lavatorium (3) .

В клуатре также проводились торжественные процессии: например, в Клюни каждое воскресенье между третьим часом и главной мессой братья во главе с одним из священников шествовали по монастырю, окропляя все помещения святой водой.

Во многих бенедиктинских монастырях, таких как аббатство Санто-Доминго-де-Силос (Испания) или Сен-Пьер-де-Муассак (Франция), на капителях колонн, на которые опирались галереи, было вырезано множество сцен из Библии, житий святых, аллегорических образов (как противостояние пороков и добродетелей), а также устрашающие фигуры демонов и различных монстров, сплетенные друг с другом звери и т. д. Цистерцианцы, стремившиеся уйти от излишней роскоши и любых изображений, которые могли отвлечь монахов от молитвы и созерцания, изгнали подобный декор из своих монастырей.

3. Умывальник

В Чистый четверг на Страстной неделе — в память о том, как Христос перед Тайной вечерей омыл ноги своим ученикам (Ин. 13:5-11) — монахи во главе с аббатом там смиренно мыли и целовали ноги беднякам, которых приводили в монастырь.

В галерее, которая примыкала к церкви, каждый день перед повечерием братия собиралась, чтобы послушать чтение какого-то благочестивого текста — collatio. Это название возникло оттого, что святой Бенедикт рекомендовал для этого «Собеседования» («Collationes») Иоанна Кассиана (около 360 — около 435) — аскета, который одним из первых перенес из Египта на Запад принципы монастырской жизни. Потом словом collatio стали называть и перекус или стакан вина, который в постные дни выдавали монахам в этот вечерний час (отсюда французское слово collation — «закуска», «легкий ужин»).

4. Ризница

Помещение, в котором под замком хранились литургические сосуды, богослужебные облачения и книги (если в монастыре не было специальной сокровищницы, то и реликвии), а также важнейшие документы: исторические хроники и сборники хартий, в которых перечислялись покупки, дарения и другие акты, от которых зависело материальное благополучие обители.

5. Библиотека

Рядом с ризницей располагалась библиотека. В небольших общинах она больше напоминала небольшую каморку с книгами, в огромных аббатствах была похожа на величественное хранилище, в котором персонажи «Имени розы» Умберто Эко ищут запретный том Аристотеля.

Что читали монахи в разные времена и в разных концах Европы, мы можем представить благодаря описям средневековых монастырских библиотек. Это списки Библии или отдельных библейских книг, комментарии к ним, литургические рукописи, сочинения Отцов Церкви и авторитетных богословов (Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского, Григория Великого, Исидора Севильского и др.), жития святых, сборники чудес, исторические хроники, трактаты по каноническому праву, географии, астрономии, медицине, ботанике, латинские грамматики, творения древнегреческих и древнеримских авторов… Хорошо известно, что очень многие античные тексты дошли до наших дней только потому, что их, несмотря на подозрительное отношение к языческой мудрости, сохранили средневековые монахи.

В каролингские времена самые богатые монастыри — такие как Санкт-Галлен и Лорш в германских землях или Боббио в Италии — обладали 400-600 томами. Каталог библиотеки монастыря Сен-Рикье на севере Франции, составленный в 831 году, насчитывал 243 тома. В хронике, написанной в XII веке в монастыре Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе, приводится список рукописей, которые приказал переписать или отреставрировать аббат Арно. Помимо библейских и богослужебных книг, он включал комментарии и богословские сочинения Оригена, Августина Гиппонского, Григория Великого, страсти мученика Тибуртия, описание переноса мощей святого Бенедикта в монастырь Флёри, «Историю лангобардов» Павла Диакона и т. д.

Во многих монастырях при библиотеке функционировали скриптории, где братья переписывали и украшали новые книги. До XIII века, когда в городах стали множиться мастерские, где работали переписчики-миряне, монастыри оставались главными производителями книг, а монахи — главными их читателями.

6. Зал капитула

Административный и дисциплинарный центр монастыря. Именно там каждое утро (после службы первого часа летом; после третьего часа и утренней мессы зимой) монахи собирались, чтобы прочесть одну из глав (capitulum) бенедиктинского устава. Отсюда — название зала. Помимо устава, там зачитывали фрагмент из мартиролога (списка святых, память которых праздновалась в каждый из дней) и некролога (списка усопших братьев, покровителей монастыря и членов его «семьи», за которых монахи в этот день должны вознести молитвы).

В этом же зале аббат наставлял братию и порой совещался с избранными иноками. Там послушники, которые прошли испытательный срок, вновь просили постричь их в монахи. Там настоятель принимал сильных мира сего и решал конфликты между монастырем и церковными властями или светскими сеньорами. Там же проходил «обвинительный капитул» — после чтения устава аббат произносил: «Если кому-то есть что сказать, пусть говорит». И тогда те монахи, которые знали за кем-то или за собой какое-то нарушение (например, опоздали на службу или оставили у себя хотя бы на один день найденную вещь), должны были при остальной братии в нем признаться и понести наказание, которое назначит настоятель.

Фрески, украшавшие капитулярные залы многих бенедиктинских аббатств, отражали их дисциплинарное призвание. Например, в Санкт-Эммерамском монастыре в Регенсбурге были сделаны росписи на тему «ангелической жизни» монахов, борющихся с искушениями, по образцу святого Бенедикта — их отца и законодателя. В монастыре Сен-Жорж-де-Бошервиль в Нормандии на аркадах капитулярной залы были вырезаны изображения телесных наказаний, к которым приговаривали провинившихся иноков.

Гране Франсуа-Мариус (1775-1849) «Заседание монастырского капитула». Франция, 1833 г.
Холст, масло. 97 х 134,5 см.
Государственный Эрмитаж.


7. Помещение для разговоров

Устав святого Бенедикта предписывал братьям большую часть времени пребывать в молчании. Тишина считалась матерью добродетелей, а замкнутые уста — «условием покоя сердца». Сборники обычаев разных монастырей резко ограничивали те места и моменты дня, когда братья могли общаться друг с другом, а жития описывали тяжкие кары, которые падают на головы болтунов. В некоторых аббатствах различали «великое молчание» (когда вообще запрещено говорить) и «малое молчание» (когда можно было говорить вполголоса). В отдельных помещениях — церкви, дормитории, трапезной и т. д. — праздные беседы и вовсе были запрещены. После повечерия во всей обители должна была наступить абсолютная тишина.

В случае крайней необходимости поговорить можно было в специальных помещениях (auditorium). В цистерцианских монастырях их могло быть два: один для приора и монахов (рядом с залом капитула), второй прежде всего для келаря и конверсов (между их трапезной и кухней).

Чтобы облегчить коммуникацию, в некоторых аббатствах разрабатывали специальные языки жестов, которые позволяли передавать простейшие сообщения, формально не нарушая устава. Такие жесты означали не звуки или слоги, а целые слова: названия различных помещений, повседневных предметов, элементов богослужения, литургических книг и т. д. Перечни таких знаков сохранились во многих монастырях. Например, в Клюни насчитывалось 35 жестов для описания пищи, 22 — для предметов одежды, 20 — для богослужения и т. д. Чтобы «сказать» слово «хлеб», следовало сделать двумя мизинцами и двумя указательными пальцами круг, так как хлеб обычно выпекался круглым. В разных аббатствах жесты были совершенно различны, и жестикулирующие монахи Клюни и Хирсау друг друга не поняли бы.

8. Спальня, или dormitorium

Чаще всего эта комната находилась на втором этаже, над залом капитула или рядом с ним, и в нее можно было попасть не только из клуатра, но и по переходу из церкви. 22-я глава бенедиктинского устава предписывала, что каждый инок должен спать на отдельной кровати, желательно в одном помещении:

«<…> …если же многочисленность их не позволяет это устроить, пусть спят по десяти, или двадцати, со старшими, на коих лежит попечение о них. Лампада в спальне пусть горит до самого утра.

Спать должны в одеждах своих, опоясанные поясами или вервями. Когда спят, ножичков своих, которыми работают, обрезывают ветви и подобное, пусть не имеют при боках своих, чтобы не поранить себя во время сна. Монахи всегда должны быть наготове и, как только дан знак, без промедления вставши, спешить, один другого упреждая, на дело Божие, чинно, однако ж и скромно. Юнейшие братия не должны иметь кроватей друг подле друга, но пусть перемешаны бывают они со старцами. Вставая на дело Божие, пусть друг друга братски поощряют, рассеивая извинения, придумываемые сонливыми».

Бенедикт Нурсийский наставлял, что инок должен спать на простой циновке, укрывшись одеялом. Однако его устав предназначался для монастыря, расположенного на юге Италии. В северных землях — скажем, в Германии или в Скандинавии — соблюдение этого указания требовало гораздо большей (часто почти невозможной) самоотверженности и презрения к плоти. В различных монастырях и орденах, в зависимости от их строгости, дозволялись разные меры комфорта. Например, францисканцы должны были спать на голой земле или на досках, а циновки разрешались только тем, кто был физически слаб.

9. Теплая комната, или calefactorium

Поскольку почти все помещения монастыря не отапливались, в северных землях устраивалась специальная теплая комната, где поддерживался огонь. Там монахи могли чуть согреться, растопить замерзшие чернила или навощить обувь.

10. Трапезная, или refectorium

В крупных монастырях трапезные, которые должны были вмещать всю братию, были очень внушительны. Например, в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре трапезная составляла 40 метров в длину и 20 метров в ширину. Длинные столы со скамьями размещались в форме буквы «П», и вся братия размещалась за ними в порядке старшинства — так же, как в хоре церкви.
В бенедиктинских монастырях, где, в отличие от цистерцианских, было множество культовых и дидактических образов, в трапезных часто писали фрески с изображением Тайной вечери. Монахи должны были идентифицировать себя с апостолами, собравшимися вокруг Христа.

11. Кухня

Цистерцианская диета в основном была вегетарианской, с добавлением рыбы. Специальных поваров не было — братья по неделе трудились на кухне, в субботу вечером бригада дежурных уступала место следующей.

Большую часть года монахи получали лишь одну трапезу в день, ближе к вечеру. От середины сентября до Великого поста (начинающегося примерно в середине февраля) они впервые могли поесть после девятого часа, а в Великий пост — после вечери. Лишь после Пасхи монахи получали право на еще одну трапезу около полудня.

Чаще всего монастырский обед состоял из бобов (фасоли, чечевицы и т. д.), призванных утолить голод, после которых подавали основное блюдо, включавшее рыбу либо яйца и сыр. В воскресенье, вторник, четверг и субботу каждый обычно получал целую порцию, а в дни поста, понедельник, среду и пятницу — одну порцию на двоих.

Кроме того, чтобы поддержать силы монахов, каждый день им выдавали порцию хлеба и стакан вина или пива.

12. Трапезная для конверсов

В цистерцианских монастырях мирские братья были отделены от полноправных монахов: у них был свой дормиторий, своя трапезная, свой вход в церковь и т. д.

13. Вход в монастырь

Цистерцианцы стремились строить свои аббатства как можно дальше от городов и деревень, чтобы преодолеть обмирщение, в котором за века, прошедшие со времен святого Бенедикта, погрязли «черные монахи», прежде всего клюнийцы. Тем не менее «белые монахи» тоже не могли полностью отгородиться от мира. К ним приходили миряне, члены монастырской «семьи», связанные с братьями узами родства или решившие служить обители. Привратник, который следил за входом в монастырь, периодически привечал бедняков, которым раздавали хлеб и остатки еды, недоеденной братьями.

14. Больница

В крупных монастырях всегда устраивалась больница — с часовней, трапезной, а порой и со своей кухней. В отличие от здоровых собратьев, пациенты могли рассчитывать на усиленное питание и прочие льготы: например, им разрешалось во время еды перекинуться парой слов и не посещать все длинные богослужения.

Все братья периодически отправлялись в больницу, где им делали кровопускание (minutio) — процедуру, которая считалась чрезвычайно полезной и даже необходимой для поддержания правильного баланса гуморов (крови, слизи, черной желчи и желтой желчи) в организме. После этой процедуры ослабшие иноки на несколько дней получали временные послабления, чтобы восстановить силы: освобождение от всенощных, вечерний паек и стакан вина, а порой и деликатесы вроде жареного цыпленка или гуся.

15. Другие постройки

Помимо церкви, клуатра и основных зданий, где проходила жизнь монахов, послушников и конверсов, в монастырях было множество других построек: личные апартаменты аббата; странноприимный дом для бедных странников и гостиница для важных гостей; различные хозяйственные строения: амбары, погреба, мельницы и пекарни; конюшни, голубятни и т. д. Средневековые монахи занимались множеством ремесел (делали вино, варили пиво, выделывали кожи, обрабатывали металлы, работали по стеклу, производили черепицу и кирпичи) и активно осваивали природные богатства: корчевали и валили лес, добывали камень, уголь, железо и торф, осваивали соляные копи, возводили на реках водяные мельницы и т. д. Как бы сказали сегодня, монастыри были одними из главных центров технических инноваций.

Клодт Михаил Петрович (1835-1914) «Швальня в католическом францисканском монастыре». 1865 г.
Холст, масло. 79 х 119см.
Ульяновский областной художественный музей.


Литература:
. Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество, 980-1420 годов. М., 2002.
. Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1992.
. Лев Марсиканский, Петр Дьякон. Хроника Монтекассино в 4 книгах. Изд. подготовил И. В. Дьяконов. М., 2015.
. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.). М., 2002.
. Петр Дамиани. Житие св. Ромуальда. Памятники средневековой латинской литературы X-XI веков. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 2011.
. Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. Германские земли II/III — середины XI. СПб., 2001.
. Эккехард IV. История Санкт-Галленского монастыря. Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972.
. Монашеский устав Бенедикта. Средневековье в его памятниках. Пер. Н. А. Гейнике, Д. Н. Егорова, В. С. Протопопова и И. И. Шитца. Под ред. Д. Н. Егорова. М., 1913.
. Cassidy-Welch M. Monastic Spaces and Their Meanings. Thirteenth-Century English Cistercian Monasteries. Turnhout, 2001.
. D’Eberbach C. Le Grand Exorde de Cîteaux. Berlioz J. (éd.). Turnhout, 1998.
. Davril A., Palazzo É. La vie des moines au temps des grandes abbayes, Xe-XIIIe siècles. Paris, 2010.
. Dohrn-van Rossum G. L’histoire de l’heure. L’horlogerie et l’organisation moderne du temps. Paris, 1997.
. Dubois J. Les moines dans la société du Moyen Âge (950-1350). Revue d’histoire de l"Église de France. Vol. 164. 1974.
. Greene P. J. Medieval Monasteries. London; New York, 2005.
. Kinder T. N. Cistercian Europe: Architecture of Contemplation. Cambridge, 2002.
. Miccoli G. Les moines. L’homme médiéval. Le Goff J. (dir.). Paris, 1989.
. Schmitt J.-C. Les rythmes au Moyen Âge. Paris, 2016.
. Vauchez A. La Spiritualité du Moyen Âge occidental, VIIIe-XIIIe siècle. Paris, 1994.
. Cluny. Roux-Périno J. (éd.). Vic-en-Bigorre, 2008.
. Elisabeth of Schönau. The Complete Works. Clark A. L. (ed.). New York, 2000.
. Raoul Glaber: les cinq livres de ses histoires (900-1044). Prou M. (éd.). Paris, 1886.

Кювийе Арман (работал ок. 1846 г.) «Монастырь доминиканцев в Вольтри». Франция, Париж, первая половина XIX в.
Китайская бумага, литография. 30 х 43 см.
Государственный Эрмитаж.

Хэниш Алоиз (род. 1866 г.) «Монастырь Мельк». Австрия, конец XIX - начало ХХ в.
Бумага, литография. 564 х 458 мм (лист)
Государственный Эрмитаж.

Дж. Хау «Процессия монахов». Великобритания, XIX в.
Бумага, гравюра на стали. 25,8 х 16 см.
Государственный Эрмитаж.

Это Луи (1858-1919) «Цветок чертополоха с видом монастыря на заднем плане». Альбом «Золотая книга Лотарингии». Франция, 1893 г. (?)
Бумага, перо тушью, акварель. 37 x 25 см.
Государственный Эрмитаж.

Стефано делла Белла (1610-1664) «Вид монастыря Вилламброза». Листы из сюиты иллюстраций к жизнеописанию Св. Иоанна Гуальберта «Виды монастыря Вилламброзо». Италия, XVII в.
Бумага, офорт. 17,4 х 13,2 см.
Государственный Эрмитаж.

Бронников Фёдор Андреевич (1827-1902) «Капуцин». 1881 г.
Дерево, масло. 40,5 x 28 см.
Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко.

Эдуард фон Грютцнер (1846-1925) «Монах с газетой». Германия, третья четверть XIX в.
Холст, масло. 36 х 27 см.
Государственный Эрмитаж.

Калло Жак (1592-1635) «Погром монастыря». Листы из сюиты «Большие бедствия войны (Les grandes miseres de la guerre)». Франция, XVII в.
Бумага, офорт. 9 х 19,4 см
Государственный Эрмитаж.

Неизвестный фламандский художник, кон. XVII в. «Монахи-отшельники». Фландрия, XVII в.
Дерево, масло. 56 х 65,5 см.
Государственный Эрмитаж.

Адрес: Швейцария, г. Санкт-Галлен
Дата основания: по преданию 613 год
Основные достопримечательности: Библиотека монастыря
Координаты: 47°25"24.9"N 9°22"38.8"E

Содержание:

Описание монастыря

Одной из наиболее интересных достопримечательностей восточной части Швейцарии можно по праву назвать монастырь Святого Галла.

Монастырь Святого Галла с высоты птичьего полёта

Это величественное и, честно говоря, немного мрачноватое сооружение, которое обязательно привлечет внимание любителей древних памятников истории и культуры, находится в швейцарском городе Санкт Галлен. Этот небольшой, по современным меркам городок, является столицей одного из многочисленных кантонов Швейцарии и гордится гербом, с изображенным на нем грозным медведем, на шее которого надет ошейник из чистого золота.

Кстати, гид, проводящий экскурсии по Швейцарии, обязательно расскажет группе, что герб Санкт Галлена тесно связан с его главной достопримечательностью монастырем Святого Галла , а если быть предельно точным, то с самим Святым Галлом. Согласно древней легенде, во время одного из путешествий святого Галла, на его стоянку напал медведь: святой не растерялся и просто позвал медведя, который, словно зачарованный, подошел к костру и бросил в него сухие ветки. Костер разгорелся еще сильнее, согревая уставшего путника, а медведю, в качестве награды за послушание, святой дал большую часть своих запасов хлеба.

Общий план на монастырь

В наши дни у монастыря можно всегда встретить туристов: дело все в том, что этот монастырь и его интереснейшая история известна далеко за пределами европейской страны. За стенами монастыря Святого Галла хранится самое бесценное сокровище на нашей планете. Нет, это не золотые слитки и не тиары, украшенные бесчисленным количеством драгоценных камней: в монастыре хранятся знания, накопленные человечеством за долгий период времени. В здании, которым гордится каждый житель столицы кантона, который, кстати, носит такое же название, как и город – Санкт Галлен, находится уникальная в своем роде библиотека.

По единому мнению историков, эта швейцарская библиотека считается одним из самых старых собраний книг во всем мире. По этой причине монастырь Святого Галла с его пристройками и, конечно же, библиотекой, был занесен в легендарный список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Путешественников эта библиотека притягивает словно магнит, и в этом нет ничего удивительного: бесценные экземпляры книг, которым более 1000 лет, хранятся за стенами монастыря. Интересно то, что из более чем 170 000 книг и фолиантов, для осмотра доступно лишь 50 000. Связано это с тем, что многие книги из-за своего возраста нуждаются в постоянном микроклимате. В зале, где на полках выставлены 50 000 книг, можно полюбоваться и… самыми настоящими мумиями, привезенными археологами из Египта . Люди, чьи тела были забальзамированы и со временем попали в библиотеку монастыря Святого Галла, ушли из жизни почти 3 000 (!) лет назад.

Монастырский собор

Монастырь Святого Галла история

Удивительно, но монастырь Святого Галла в свое время считался самым крупным и самым известным среди подобных ему бенедитиктинских монастырей во всем Старом Свете ! Естественно, как и многие архитектурные памятники за всю свою историю монастырь не раз перестраивался. Еще бы, ведь даже город, в центре которого возвышается здание, был основан еще в VII-м веке. Предание говорит о том, что основателем монастыря является сам Святой Галл, совершивший немало чудес. Именно этот святой построил в городке в 613-м году келью, где он мог бы скромно жить и обращаться с молитвами к богу. Опираясь на официальные документы, которые, несмотря на неумолимый ход времени, чудом уцелели в библиотеке, специалисты утверждают, что основателем монастыря Святого Галла является не сам святой, а некий Отмар, который упоминается в древних рукописях, как настоятель священного сооружения.

Монастырь Святого Галла приобрел популярность не только у себя в городке, но и далеко за его пределами. К нему шли тысячи паломников, многие из которых были людьми состоятельными и могли позволить себе крупные пожертвования. Благодаря этим пожертвованиям монастырь Святого Галла за рекордно короткие сроки становится своеобразным религиозным центром, оказывающим влияние не только на Санкт Галлен, но и на окрестности.

Богатство, исчисляемое уже не только духовными текстами и преданиями, а и золотом, позволяет монастырю в 9-м веке заняться переписыванием различных религиозных текстов и выпускать толкования Библии. Именно в те времена, а точнее в 820-м году, и была основана легендарная библиотека монастыря Святого Галла . Все это стало возможным потому, что монастырь города Санкт Галлен в 818-м году стал подчиняться напрямую императору. Многочисленные восстания не раз подвергали монастырь угрозе полного разрушения: уничтожить архитектурное сооружение, имеющее безграничную власть, пытались даже коренные жители города, в котором, он, собственно и находился. В середине 15-го века, считающегося переломным моментом для всей Швейцарии, город Санкт Галлен и монастырь Святого Галла были отнесены к Швейцарскому союзу. Интересно то, что отнесены они были по отдельности, как будто речь шла о разных территориальных единицах.

Настоятель монастыря Святого Галла был еще и политиком: он отказался подчиняться Швейцарскому союзу и, несмотря на то, что здание входило официально в его состав, поддерживал тесные связи и выполнял все требования Римской Империи. Однако такое положение вещей продлилось совсем недолго: Реформация приняла в 1525 году закон, предусматривающий роспуск монастыря. Чуть более тридцати лет монастырь Святого Галла переживал нелегкие времена, но уже в конце 16-го века, здание, некогда построенное на месте монашеской кельи, становится…центром княжества!

С 16-го по 18-й век монастырь Святого Галла пользуясь своим влиянием, постоянно обогащается. В середине восемнадцатого века настоятель принимает решение о перестройке монастыря. Он должен был иметь фасад и внутреннее убранство, полностью отвечающей моде той эпохи. Разработать проект монастыря в популярном стиле барокко, было доверено двум архитекторам: Иоганну Бееру и Питеру Тумба. Это были последние годы расцвета монастыря Святого Галла: во Франции в 1789-м году произошла революция, всколыхнувшая всю Европу. У монастыря забирают все принадлежащие ему земли и полностью лишают власти. После возникновения швейцарского кантона Санкт Галлен с одноименной столицей, монастырь распускают, его былое великолепие, величие и влияние остаются в прошлом.

Монастырь Святого Галла в наше время

В наши дни, турист, приехавший в небольшой, но уютный городок Санкт Галлен, может увидеть аккуратное здание со строгим фасадом. Как уже говорилось выше, несмотря на то, что монастырь был перестроен в 18-м веке в стиле барокко, выглядит он, все же, немного мрачновато.

Сейчас это кафедральная церковь, разделенная на две части ротондой. Путешественнику будет интересно узнать, что восточная крипта это единственный элемент, который остался от строения, датируемого еще 9-м веком! Все остальное в монастыре Святого Галла – «новодел» 18- го века . К слову, по легенде именно в этой крипте похоронен сам Святой Галл, однако его могила пока не найдена, а значит, эту информацию нельзя называть достоверной. А вот могила первого настоятеля монастыря Отмара осталась нетронутой, возле нее покоятся останки его приемников.

В церкви, которая наверняка заинтересует путешественников своим внутренним убранством в стиле рококо, и по сей день продолжаются службы. Прихожане могут возносить свои молитвы к Богу возле решетки, которая отделана золотом, а некоторые ее части выкрашены в бирюзовый цвет. Кстати, эта решетка в свое время выполняла определенную функцию: она отделяла обычных смертных от помещений, где жили и молились монахи (к слову, довольно небедные монахи).

Спортивная площадка на территории монастыря

Нет ничего удивительного в том, что самым популярным местом среди туристов является западный флигель. Флигель, в котором расположена та самая знаменитая на весь мир библиотека. Стоит только представить себе, что среди ее собрания почти 500 книг, написанных еще до прихода в наш мир Спасителя. Библиотека гордится и своим словарем, благодаря которому можно перевести многие слова и изречения с латинского на немецкий язык. Этот словарь был создан мастерами (а раньше книги издавались исключительно мастерами), еще в 790-м году. Этот факт говорит о том, что в небольшом швейцарском городке хранится самая старая немецкая книга. Еще не придя в себя от увиденного в библиотеке, турист тут же попадает в лапидарий, который также находится в западном флигеле. В нем, на полках из крепкого дерева расположены бесценные находки, обнаруженные во время археологических экспедиций. Не меньший интерес и вызовет огромная коллекция картин, которые не висят на стенах, а также стоят на специальных полках. В этом же флигеле находится и резиденция епископа, в которой еще можно рассмотреть остатки былого величия и богатства монастыря Святого Галла.

Монастырская библиотека

Путешественнику, решившему осмотреть монастырь Святого Галла, следует неукоснительно соблюдать правила, которые подробно изложены в специальных путеводителях . Кроме этого, необходимо помнить, что церковь до сих пор является действующей и в ней прихожане обращаются к Богу. Не лишним будет и обладать информацией, что в северном флигеле заседает главный….кантональный суд, работе которого лучше не мешать. Монастырь Святого Галла в Швейцарии открыт для посетителей с 9 утра до 6 вечера. Во время служб туристы в храм не допускаются. Знаменитую библиотеку можно посетить с 10 утра до 5 вечера, стоимость билета невысока: 7 швейцарских франков. Как и во многих развитых европейских странах, доступ к памятникам истории и архитектуры бесплатен для детей, а люди преклонного возраста и подростки имеют права на скидку.

Елизавета ЗОТОВА

Монастырские комплексы
Инициал Грегор и Моралия за работой. XII в. Баварская Государственная библиотека, Мюнхен

В Средние века монастыри являлись важнейшими центрами духовной и культурной жизни. В романское время на территории Европы возникает множество монастырей, оформляются монашеские ордена, строятся новые монастырские комплексы и перестраиваются старые.

Возникновение монашества

Первые монашеские общины возникают еще в III веке в Сирии, Палестине и Египте. Но это были пока еще не монастыри в средневековом понимании этого слова, а скорее объединения монахов-отшельников (еремитов). Отшельничество - самая ранняя форма монашества. Само слово “монах” происходит от греческого “отшельник”. В Европе монашество появилось во второй половине IV в. Возникновение первых западных монастырей связано с именем св. Мартина Турского. Но до VI в. не существовало какого-либо единого свода правил, призванного регламентировать жизнь монашеской общины. Авторство первого устава принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому.

В 530 г. св. Бенедикт основал монастырь на горе Кассино близ Неаполя. В Монте-Кассино он и создал свой знаменитый “Устав”, пользовавшийся непререкаемым авторитетом на протяжении последующих веков, вплоть до появления других монашеских орденов. (Впрочем, бенедиктинские монастыри продолжали довольно успешно существовать на протяжении всей эпохи Средневековья и существуют по сей день.)

Главным средством достижения святости жизни, согласно св. Бенедикту, был принцип монашеского общежития, основанный на добродетелях смирения и послушания. Устав закрепляет принцип единоначалия настоятеля монастыря (аббата). Аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Установлен строгий распорядок дня монаха, расписан суточный круг богослужений, порядок чтения молитв, отводится время для занятий и для физического труда.

Основная особенность монашеской жизни состоит в том, что у монаха нет ни одной свободной минуты, которую он мог бы посвятить вредной для души праздности или греховным мыслям. Распорядок дня монаха подчиняется ходу литургии часов (в строго определенное время осуществляется строго определенное богослужение). Устав также содержит предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Вступая в монашескую общину, монах приносил обет послушания, оседлости (он не имел права без специального разрешения аббата покидать стены монастыря) и конечно безбрачия, таким образом, отрекаясь от всего мирского.

Идеальный план монастыря

В Средние века предпринимались не только попытки регламентировать жизнь монашеской общины, но и создавать сами монастырские комплексы согласно единым правилам. Для этих целей в эпоху правления Карла Великого был разработан план “идеального монастыря”, утвержденный церковным собором (ок. 820), он хранился в библиотеке монастыря Санкт-Галлен (Швейцария). Предполагалось, что при строительстве данного монастырского комплекса будут четко следовать этому плану.

Этот план, рассчитанный на территорию размерами 500 на 700 футов (154,2 на 213, 4 м), включал в себя более пятидесяти построек различного назначения. Несомненно, центром монастырского комплекса был собор - трехнефная базилика с трансептом. В восточной части располагались хоры для монахов. Главный неф традиционно завершался алтарем. Несколько небольших алтарей располагались в боковых нефах и в западной части, однако они не образовывали единое пространство с главным нефом. Собор был спланирован с учетом хода именно монастырского богослужения, отличавшегося от месс, служившихся для мирян. Западный фасад церкви обрамляли две круглые башни, посвященные архангелам Гавриилу и Михаилу. Как архангелы являлись стражами Града Небесного, так и эти башни были каменными стражами аббатства. Первое, что представало перед взором вошедшего на территорию монастыря, был именно этот фасад собора с башнями.

Аббатство Фонтевро. Схема

К собору примыкают здания библиотеки и ризницы (сокровищницы). Справа от собора располагался закрытый дворик для прогулок монахов (в более поздние времена именно такой дворик - клуатр станет центром композиции монастырского комплекса). На плане указаны монашеские кельи, дом настоятеля, госпиталь, кухни, гостиницы для паломников и множество хозяйственных построек: пекарня, пивоварня, амбары, хлева и т.д. Предусмотрено также кладбище, совмещенное с фруктовым садом (такое решение должно было находить философское истолкование у обитателей монастыря).

Сомнительно, что существовали монастырские комплексы, построенные точно по данному плану. Даже Санкт-Галлен, в библиотеке которого хранился план, лишь приблизительно соответствовал первоначальному замыслу (до наших дней каролингские постройки этого аббатства, к сожалению, не сохранились). Но примерно по такому принципу строились монастыри на протяжении всей эпохи Средневековья.

Монастыри-крепости

Многие средневековые монастыри на первый взгляд больше напоминают хорошо укрепленные замки воинственных феодалов, чем обитель смиренных монахов. Это объяснялось многими причинами, в том числе и тем, что такие монастыри действительно могли играть роль крепости. Во время вражеских нападений в стенах монастыря скрывались жители города или окрестных деревень. Так или иначе, местом для строительства монастыря часто выбирались труднодоступные участки. Вероятно, первоначальная идея заключалась в том, чтобы по возможности сократить доступ мирян в обитель.

На горе было построено и знаменитое аббатство, основанное св. Бенедиктом, - Монте-Кассино. Настоящей крепостью является аббатство Монт-Сан-Мишель. Основанное еще в VIII в., аббатство посвящено архангелу Михаилу и построено на скалистом острове, что делало его неприступным.

Клюнийцы и цистерцианцы

В XI–XII веках монастырская культура достигает небывалого расцвета. Строится множество новых монастырей, благосостояние которых иногда позволяет возводить такие архитектурные шедевры, как, например, знаменитый собор в аббатстве Клюни. Основанное в начале X в. бенедиктинские аббатство Клюни занимало особое положение, формально подчиняясь непосредственно папе. Клюни оказывало огромное влияние на духовную и политическую жизнь средневековой Европы. Его главный собор до появления готических соборов был самой большой церковной постройкой христианского мира. Это выдающееся произведение архитектуры было украшено поистине потрясающей каменной резьбой (портал, капители колонн). Роскошные интерьеры церкви Клюни III были призваны поражать воображение.

Полной противоположностью клюнийцам были аббатства новой монашеской конгрегации - цистерцианцев (от названия первого монастыря ордена - Цистерциум). Цистерцианцы резко отвергали даже всякий намек на роскошь, их устав отличался особой строгостью. Физический труд они считали основой монашеского служения, поэтому в цистерцианских рукописях мы часто встречаем изображения монахов за работой. Архитектура цистерцианских монастырей также отличалась лаконичностью. Резной каменный декор, например, был практически запрещен. Но строгость монастырской жизни вовсе не мешала цистерцианским монастырям наряду с бенедиктинскими активно участвовать в духовной и политической жизни Европы. Монастыри обоих орденов были настоящими очагами культуры: здесь писались научные трактаты, переводились и копировались античные и нередко арабские авторы, в их скрипториях создавались настоящие шедевры книжного искусства. При монастырях также существовали и школы для мирян.

План идеального монастыря. Ок. 820 г.

1. дом для свиты знатных гостей
2. хозяйственная постройка
3. дом для знатных гостей
4. внешняя школа
5. дом аббата
6. хозяйственная постройка
7. помещение для кровопускания
8. дом врача и аптека
9. травник
10. колокольня
11. привратник
12. наставник школы
13. скрипторий, библиотека
14. купальня и кухня
15. госпиталь
16. крытая галерея
17. вход в монастырь
18. помещение для приемов
19. хор
20. собор
21. дом для прислуги
22. овчарня
23. свинарник
24. хлев для коз
25. конюшня для кобыл
26. коровник
27. кухня
28. покои для паломников
29. погреб, кладовая
30. сад для прогулок монахов, крытая галерея
31. помещения для отопления, спальня (дормиторий)
32. сакристия
33. помещение для приготовления гостии и елея
34. крытая галерея
35. кухня
36. школа для послушников
37. конюшня
38. хлев для быков
39. бочарня
40. токарня
41. амбар
42. солодосушилка
43. кухня
44. трапезная
45. купальня
46. кладбище, фруктовый сад
47. пивоварня
48. пекарня
49. молотильня
50. мельница
51. различные мастерские
52. гумно
53. зернохранилище
54. дом садовника
55. огород
56. курятник, гусятник



Выбор редакции
Некоторые люди утверждают, что видели домового и даже описывают его внешность и характер. Кто-то говорит, что он милый и симпатичный,...

Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...

Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...
Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...